Принципы диалектического материализма: Диалектический материализм — Психологос

Диалектический материализм — Блог Викиум

    • Алина Панченко

      Автор Викиум

Диалектический материализм представляет собой учение в философии, которое утверждает о первичности материи. Основными идеями диалектического материализма является взаимопорождение и взаимопроникновение. В данной статье вы узнаете об основных принципах материализма.

Понятие и принципы

Под понятием диалектического материализма подразумевается изучение закономерностей, а также сущности бытия, взаимоотношений человека с окружающим миром, которые видоизменялись в процессе эволюции. Основоположниками направления принято считать Маркса и Энгельса, а уже после них за его развитие взялся Ленин. Основные принципы диалектического материализма:

  1. Единство и целостность бытия, состоящего не только из материи, но и мышления.
  2. Понимание того, что мир материален, и материя является первичной к сознанию.
  3. Познание мира с помощью общественно-производственной практики.
  4. Развитие, подразумевающее человеческий богатый опыт и развитие научной сферы.
  5. Изменение мира, благодаря которому общество борется за свободу, равноправие и справедливость.
  6. Партийность философии, подразумевающая объединение большого количества философских концепций с социальной структурой.

Цели диалектического материализма

Основной идеей диалектико-материалистического направления является объединение всех философских учений материализма и диалектики для достижения познания. Главным отличием является то, что теория направлена на понимание того, как развивается и функционирует общество. Таким образом, материализм — не только отражение природы с мышлением, но также и общественная деятельность, материя и духовность. Именно поэтому исторический и диалектический материализм представляют собой единое учение в области философии.

Функции диалектического материализма

Такой подход подразумевает выполнение ряда функций. Происходит теоретическое и материалистическое обоснование, которое было сделано благодаря достижениям в современной науке и прояснило роль человека, его цели, мировоззрение и отношения с природой. Еще одной функцией диалектического материализма является методологическая. Так, на основании понимания мира в целом, происходит разработка норм и правил, способствующих эффективному познанию мира.

Главными задачами диалектического материализма являются достижение взаимопонимания в обществе, разработка глобальных целей, а также культуры с цивилизацией. Диалектический материализм не приемлет необоснованного отрицания по отношению к немарксистским формам сознания. Его основной целью можно считать стремление к разработке научной аргументации для обновления теоретических знаний и достижения социальной справедливости.

Всю жизнь человек познает мир. А чтобы познание было максимально эффективным, необходимо постоянно развивать мозг. Для этого отлично подходят тренажеры Викиум.

Диалектический материализм | это… Что такое Диалектический материализм?

Проверить нейтральность.

На странице обсуждения должны быть подробности.

Диалекти́ческий материали́зм (Диама́т) — направление в философии, материалистически интерпретированная диалектика Гегеля, является философской основой марксизма. Диалектический материализм основан на онтологической первичности материи относительно сознания и постоянного развития материи во времени. Согласно диалектическому материализму:

  • материя — единственная основа мира;
  • мышление — неотъемлемое свойство материи;
  • движение и развитие мира — результат преодоления его внутренних противоречий.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Критика диалектического материализма
    • 2.1 Догматизм
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Литература

История

Термин «Диалектический материализм» создал в 1887 году Иосиф Дицген, социалист, который состоял в переписке с Марксом с 1848 года. Сам Маркс термин «диалектический материализм» не использовал.

Круг основных интересов Маркса лежал в сфере экономики и политики. Метафизические вопросы представлялись ему малозначительными без связи с конкретным окружающим миром. Свое отношение к философии Маркс с присущей ему резкостью выразил в работе «Немецкая идеология» словами: «Философия и изучение действительного мира относятся друг к другу, как онанизм и половая любовь».[1] В то же время Маркс не только прекрасно знал, но и мастерски применял диалектические подходы в своих работах, в том числе в «Капитале». Маркс говорил о «материалистической диалектике» и «материалистическом понимании истории», на что впоследствии ссылался, как на «исторический материализм», Фридрих Энгельс. В марксистскую литературу термин «диалектический материализм» ввёл русский марксист Георгий Плеханов. Владимир Ленин активно использовал данный термин в своих работах.

Основные положения диалектики были сформулированы Гегелем в форме диалектического идеализма и восприняты Марксом в пору юношеского увлечения гегельянством. Так, Гегелем (и отчасти Шеллингом) был сформулирован принцип единства и борьбы противоположностей, получивший развитие в философских учениях 20-х годов XIX века (В. Кузен и его «взаимодействие противоположностей»).

Основной заслугой Маркса стала систематизация уже имевшихся в историко-философской практике правил, перевод диалектики на базу материализма и придание им формы целостного учения. Ленин, конспектируя «Науку Логики» Гегеля, отмечал: «Нельзя понять „Капитала“ Маркса и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей „Логики“ Гегеля. Следовательно никто из марксистов не понял Маркса 1/2 века спустя!![2]».

Следующим этапом развития материалистической диалектики была работа Г. Лукача История и классовое сознание, где он определял ортодоксальность марксизма по признаку верности марксистскому методу, а не догмам. За это книга, вместе с сочинением Карла Корша Марксизм и философия стала предметом осуждения на пятом Конгрессе Коминтерна со стороны Григория Зиновьева. В области биологии и других наук пропагандистами диалектического материализма были Стивен Джей Гулд и Ричард Левонтин.

В советских ВУЗах в рамках преподавания марксистско-ленинской философии курс диалектического и исторического материализма был обязательным для освоения как на гуманитарных, так и на естественнонаучных факультетах. После исчезновения СССР, лишившись государственной поддержки, диалектический материализм и его догматические интерпретации резко потеряли популярность, сейчас его придерживаются лишь немногие мыслители квазимарксистского, марксистского и постмарксистского толка.

Критика диалектического материализма

Карл Поппер в своей работе «Что такое диалектика»[3] подвергает критике применение «диалектического метода» в логике и тем более в естественных науках. Признавая, что диалектика является весьма плодотворным способом описания исторического хода развития научной мысли, Поппер категорически возражает против переноса «закона противоречий» в формальную логику, отмечая, что одновременное признание истинным и тезиса, и антитезиса позволяет доказать истинность любого, даже явно ложного высказывания.

Ещё больше возражений вызывает у Поппера распространение «диалектической логики» на другие области математики и в естественные науки.

Известна, например, диалектическая интерпретация, которая отождествляет пшеничное зерно с тезисом, развившееся из него растение — с антитезисом, а все зерна этого растения — с синтезом. Что такие примеры затуманивают и без того неясный смысл диалектической триады, делая ее расплывчатость просто угрожающей, — это очевидно; в какой-то момент, охарактеризовав развитие как диалектическое, мы сообщим только то, что развитие проходит определенные ступени, то есть очень немногое. Интерпретировать же этот процесс развития в том смысле, что рост растения есть отрицание зерна, которое перестает существовать, и что созревание многочисленных новых зерен есть отрицание отрицания — некое новое начало на более высоком уровне — значит просто играть словами.

<…>

Возьмем знаменитый пример, использованный Энгельсом и кратко сформулированный И. Хеккером, «Закон синтеза на более высоком уровне… широко применяется в математике. Отрицательная величина (−а), умноженная сама на себя, становится а², то есть отрицание отрицания завершилось в новом синтезе». Но даже если считать а тезисом, а −а антитезисом, или отрицанием, то отрицанием отрицания является, надо думать, −(−а), то есть а, представляющее собой не синтез «на более высоком уровне», а тождество с первоначальным тезисом. Иными словами, почему синтез должен достигаться только умножением антитезиса на самое себя? Почему, например, не сложением тезиса с антитезисом (что дало бы в результате 0)? Или не умножением тезиса на антитезис (что дало бы −а², а вовсе не а²)? И в каком смысле а² «выше», чем а или −а? (Явно не в смысле численного превосходства, поскольку если
а
= 1/2, то а² = 1/4). Этот пример демонстрирует крайнюю произвольность в применении туманных идей диалектики.

Карл Р. Поппер Что такое диалектика? // Институт философии РАН Вопросы философии : Журнал. — М., 1995. — В. 1. — С. 118­-138. — ISSN 0042-8744.

Поппер отмечает, что расплывчатость основных понятий диалектики («противоречие», «борьба», «отрицание») ведёт к вырождению диалектического материализма в чистую софистику, делающую бессмысленной любую критику под предлогом «непонимания» критиками диалектического метода, что в дальнейшем служит предпосылкой для развития «диалектического» догматизма и прекращению всякого развития философской мысли.

Марксистская теория… в некоторых своих ранних формулировках… давала проверяемые предсказания и действительно была фальсифицирована. Однако вместо того, чтобы признать это опровержение, последователи Маркса переинтерпретировали и теорию и свидетельство с тем, чтобы привести их в соответствие. Таким путем они спасли теорию от опровержения, однако это было достигнуто ценой использования средств, сделавших её неопровержимой… и благодаря этой уловке они разрушили её широко разрекламированные претензии на научный статус.

Поппер К. Логика и рост научного знания. — М., 1983. — С. 246.

Известно рассмотрение Лениным В.И., в его работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», существовавшей уже тогда критики марксизма в ключе понятия триады «тезис-антитезис-синтез». Ленин В.И. показал несостоятельность высказывавшейся критики. Имея ввиду примеры диалектического процесса с зерном и др., Ленин В.И. пишет, что «казалось бы, одного сопоставления этих примеров с такими ясными и категорическими заявлениями Энгельса (и Маркса…), что не может быть и речи о том, чтобы доказывать что-нибудь триадами, или о том, чтобы подсовывать в изображение действительного процесса «условные члены» этих триад, — совершенно достаточно, чтобы понять нелепость обвинения марксизма в гегелевской диалектике».

[4] В свою очередь и Плеханов Г.В. обращал внимание, что триада «вовсе не играет у Гегеля той роли, которую ей приписывают люди, не имеющие никакого понятия о философии этого мыслителя. .. Ни в одном из 18 томов сочинений Гегеля «триада» ни разу не играет роли довода, и кто хоть немного знаком с его философским учением, тот понимает, что она никоим образом не могла играть её».[5]Грэхэм Л.Р. отмечает, что «Гегель был против сведения собственного анализа к триадичной формуле и обращал внимание на то, что эта схема может быть использована только в качестве «просто педагогического средства», в качестве «формулы для памяти и разума».
[6]

Вместе с этим, доктор философских наук Метлов В.И. полагает, что попперовская критика диалектики несостоятельна, обосновывая это следующим образом:

…невозможно не обратить внимания на то обстоятельство, что противоречивость собственно диалектического порядка возникает у Гегеля фактически в ходе и на основе взаимо-отношения субъектного и объектного уровней как форма развития взаимоотношения между «я» и «вещью» и что, следовательно, возможность столкновения такого рода противоречивости с рассудочным мышлением, на уровне которого описывается языковая и логическая активность, подчиняющаяся действию известного закона формальной логики – логики, как уже отмечалось, одного уровня, здесь полностью исключается, и критика Поппера в адрес диалектики бьет мимо цели.

…Диалектическое противоречие – это в конечном итоге определенный тип взаимоотношения субъектного и объектного и, далее, материального и идеального, оно не представляет собой нечто законченное раз и навсегда, оно имеет свою историю, развертываясь от начальных форм, антиномичности, к формам более развитым, в которых осуществляется снятие противоречивости, обретение субъектом вещи в себе, преодоление отчуждения как гносеологического (И. Кант), так и социального (А. Смит). Эта двухплоскостность диалектического противоречия, реализующаяся во взаимоотношении названных уровней, исключает саму возможность соотнесения его с противоречием формально-логическим, а потому делает иррелевантной критику диалектики типа попперовской.

В.И. Метлов Диалектика и современное научное познание // Издательство Учитель Философия и общество : Журнал. — Волгоград, 2005. — В. 4. — С. 38, 42. — ISSN 1681-4339.

Догматизм

Наглядным подтверждением слов Поппера стала судьба диалектического материализма в СССР и других социалистических странах. Жёсткая и жестокая борьба за власть, стремление к введению единомыслия и подавлению всякой интеллектуальной конкуренции привело к тому, что диалектический материализм стал квазирелигиозным культом со своим «священным писанием» — трудами считавшихся непогрешимыми «классиков марксизма-ленинизма», цитаты из которых были абсолютными аргументами в любой дискуссии. Догматизм диалектического материализма нашёл свое крайнее выражение в «Кратком курсе истории ВКП(б)», ставшем катехизисом этого культа.

Идеологический контроль в науке, основанный на философии диалектического материализма, в некоторых случаях приводил к кампаниям репрессий, в ходе которых целые научные направления объявлялись «буржуазными» и «идеалистическими», а их приверженцы подвергались гонениям и репрессиям, вплоть до физического уничтожения[7]. Примером является сессия ВАСХНИЛ 1948 года, в результате которой генетика в СССР оказалась под запретом до 1952 года и биологическая наука оказалась в застое почти на 20 лет[8]. Любопытно, что в ходе этой дискуссии «идеалистическим» было объявлено понятие о наследственном веществе (то есть материи), а «материалистическим» — содержащий элементы телеологии неоламаркизм Т. Д. Лысенко и неовиталистская теория «живого вещества» О. Б. Лепешинской.

См. также

  • Логика
  • Диалектика
  • Диалектическая логика
  • Марксистско-ленинская философия
  • Отражение (философия)

Примечания

  1. Немецкая идеология К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные сочинения в 9 т. Т. 2. — М.:Политиздат, 1985
  2. Ленин В. И. Конспект книги Гегеля „Наука логики“ // Полн. собр. соч. Т. 29. С. 162.
  3. Карл Р. Поппер Что такое диалектика? // Институт философии РАН Вопросы философии : Журнал. — М., 1995. — В. 1. — С. 118­-138. — ISSN 0042-8744.
  4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М., 1967. Т. I, с. 175.
  5. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. М., 1949. С. 84.
  6. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991. С. 51.
  7. Loren R. Graham (2004) Science in Russia and the Soviet Union. A Short History. Series: Cambridge Studies in the History of Science. Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-28789-0
  8. Александров В. Я. Трудные годы советской биологии

Ссылки

  • Самый доступный в чтении учебник, даже скорее просто книга по этой философии — Ракитов «Марксистско-ленинская философия»
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О диалектическом и историческом материализме
  • Сталин И. В. О диалектическом и историческом материализме
  • Лючио Коллетти Гегель и марксизм
  • Ильенков Э. Вершина, конец и новая жизнь диалектики
  • Ильенков Э. Фальсификация марксистской диалектики в угоду маоистской политике
  • Альтюссер Л. Противоречие и сверхдетерминация
  • Лорен Грэхэм «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе» — книга о взаимодействии советской науки с преобладавшим в то время философским течением — диалектическим материализмом
  • Бертел Оллман Dance of the Dialectic: Steps in Marx’s Method
  • Юрий Семёнов «Диалектический (прагмо-диалектический) материализм: его место в истории философской мысли и современное значение»

Литература

  • Ай Сы-ци. Лекции по диалектическому материализму. М., 1959.
  • Кессиди Ф. Х. Гераклит и диалектический материализм // Вопросы философии. 2009. № 3. С.142-146.
  • Ойзерман Т. И. Диалектический материализм и история философии (историко-философские очерки). Москва: Мысль, 1979 (2-е издание — 1982, на английском языке — Dialectical Materialism and the History of Philosophy: Essays on the History of Philosophy, Москва: Прогресс, 1984).
  • Руткевич М. Н. Диалектический материализм. М., 1973.

Диалектический материализм

Поиск …

Диалектический материализм

Πάντα ῥεῖ [Все течет]

Диалектический материализм – это философия или методология марксизма. Каждое политическое движение, партия или даже любое заявление основывается, сознательно или бессознательно, на какой-либо философии или мировоззрении. Марксизм занимается радикальным изменением общества и поэтому требует исключительно ясного, основательного и системного набора философских принципов.

Идеи диалектического материализма, основанные на лучших традициях философской мысли, представляют собой не устоявшуюся догму, а систему инструментов и общих принципов материалистического и научного анализа мира.

Основные постулаты диалектического материализма таковы: все сущее материально и происходит из материи; что материя находится в процессе и постоянном изменении; и что вся материя взаимосвязана и взаимозависима.

Если мы должны понять общество, чтобы изменить его, это не может быть сделано произвольно, так как человеческая воля не является хозяином природы; скорее, наши идеи и мысли являются отражением необходимых материальных законов. Вместо этого мы должны стремиться понять законы изменения человеческого общества.

Для структурированного подхода к чтению по теме мы создали это всеобъемлющее руководство по марксистской философии.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Как мы получаем знания? Существует ли реальный мир за пределами наших чувств? И если да, то каково наше отношение к нему? В этом важном теоретическом труде редактор marxist. com Алан Вудс защищает материализм от идеализма и мракобесного постмодернистского субъективизма, популярного сегодня в университетских городках.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Wellred Books с гордостью представляет новое издание Ленина Материализм и эмпириокритицизм . В этом классическом тексте Ленин блестяще разъясняет основные принципы материалистической философии марксизма. Это издание содержит новое введение Алана Вудса, В защиту материализма , которое представлено здесь. Книга доступна здесь, а также в электронном виде здесь.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 250 лет назад 27 августа 1770 года в мещанской семье в немецком городе Штутгарте. Выдающийся гений с энциклопедическим умом, Гегель произвел революцию во всех областях, которым он посвятил себя. Влияние идей Гегеля нельзя недооценивать, и мы, как марксисты, в огромном долгу перед ним.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

В этом выступлении с Фестиваля революции 2018 Дэниел Мор Лей редакции «Социалистического призыва» рассматривает один из самых давних вопросов философии: что есть сознание?

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

В этом разговоре о революции 2018 года На фестивале Хамид Ализаде рассматривает идеи Георга Гегеля, немецкого мыслителя, возродившего философию диалектики.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Ниже приводится введение в последнюю публикацию Marxist Book s, Революционная философия марксизма , редактор журнала В защиту марксизма, Алан Вудс. Эта новая подборка работ по диалектическому материализму теперь доступна для покупки по специальной стартовой цене на MarxistBooks.com.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Алан Вудс, редактор журнала В защиту марксизма , выпустил новую книгу Революционный Фил Ософия марксизма , Северо-восточная региональная марксистская школа, 2018 г. в Нью-Йорке. Эта подборка работ по диалектическому материализму с предисловием Алана доступна на MarxistBooks.com по специальному выпуску

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Выступая на мероприятии «Маркс за один день» 2018 г., посвященном 200-летию Карла Маркса, Алан Вудс (автор книги «Re «Асон в восстании») обсуждает философию марксизма. — диалектический материализм.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

3 августа, Альберто Гарсон, лидер Испанских объединенных левых (Izqierda Unida, или I. U.), опубликовал статью под названием «Является марксизм научный метод?» Под видом «научной» критики Гарсон готовил разрыв с марксизмом. Как всякий ревизионист в истории, он маскирует этот разрыв предлогом «модификации» идей Маркса. На самом деле он запрыгивал на подножку тех «левых» лидеров, которые мчатся к «центру».

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Диалектический материализм есть логика движения, развития, и изменить. Принимая противоречие вместо того, чтобы пытаться вычеркнуть его из реальности, диалектика позволяет марксистам подходить к процессам такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими нам хотелось бы их видеть. Эта подборка работ по марксистской философии призвана вооружить новое поколение революционных социалистов этими важными идеями.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

В этой статье Бен Карри объясняет развитие научной мысли с Марксистская точка зрения. Бен знакомит с диалектико-материалистическим мировоззрением, объясняет, как оно применимо к миру природы, и демонстрирует, как древние философы Греции и Рима заложили основы современной науки. Наука всегда уходит своими корнями в классовое общество, и отсутствие диалектико-материалистической точки зрения привело некоторых современных ученых к идеализму и мистицизму, против которых выступала буржуазия в ее революционной фазе.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Бен Карри подробно рассказывает об истории ософии идеализма и материализма.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

В этом видео с фестиваля Октябрьская революция 2017, Дэниел Морли (из редакционной коллегии Socialist Appeal) обсуждает теоретические различия между философиями марксизма и постмодернизм.

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

Все большее число ученых испытывает недовольство Эд со старым мировоззрением. Стремительный рост теории Хаоса и Сложности — одно из самых значительных достижений в науке на рубеже нового тысячелетия. Многие идеи, высказанные этим новым течением, поразительно схожи с теориями диалектического материализма, разработанными Марксом и Энгельсом более 150 лет назад. Значительная часть настоящей работы посвящена исследованию отношений между марксистской философией и новыми теориями. Станет ли эта встреча основой для нового и захватывающего прорыва в методологии науки?

COM_CONTENT_ARTICLE_INFO

В этом разговоре с выходных Revolution 2016 школе Хамид Ализаде обсуждает историю философии в Древней Греции, рассматривая ранние разработки с точки зрения диалектики. и материализм — основы революционной философии марксизма: диалектический материализм.

Основные принципы марксизма. Часть третья: диалектический материализм

Борьба с расизмом! Борьба с империализмом! 87 июня 1989 г.

Диалектический материализм есть мировоззрение и метод научного социализма. Он утверждает, что всякое природное, социальное и интеллектуальное образование есть преходящий продукт данных материальных условий. Что все явления возникают, развиваются и в конце концов погибают в результате действия противоречий внутри них. Для Маркса и Энгельса диалектический материализм предоставил средства, с помощью которых можно было рассеять религиозные иллюзии, философию можно было вывести из спекуляций, чтобы она служила освобождению человечества, а теорию можно было поставить на научную основу. Прежде всего, диалектический материализм — это мировоззрение, соответствующее интересам самоосвобождения рабочего класса и борьбы за коммунизм и самореализацию человека.

Все явления содержат противоречия, образующие единство противоположностей: общество разделено на классы. Философия Маркса пристрастна, потому что пристрастна действительность. Мысль и философия не могут быть нейтральными, потому что они — части мира в борьбе. В нашу эпоху эта борьба и основное противоречие, определяющее судьбу человечества, есть борьба между капиталом и трудом. Маркс был непреклонен, интеллигенция больше не могла притворяться незаинтересованной,

«Философы до сих пор только объясняли мир, но дело в том, чтобы изменить его.» ( Тезисы о Фейербахе ).

Пересматривая работу Маркса о немецком философе-идеалисте Гегеле и материалисте Фейербахе, Энгельс заметил, что «великий основной вопрос всей философии, особенно новейшей философии, есть отношение мышления и бытия — духа к природе — которое первично». , дух или Природа, — ответ, который дали философы на этот вопрос, разделил их на два больших лагеря. лагеря идеализма. Другие, считавшие природу первичной, принадлежали к различным школам материализма». Материалисты считают, что Природа или материя первичны по отношению к духу или идеям. Страдания рабочего класса являются результатом реальных материальных условий, эти условия могут быть изменены, и ненавистные социальные системы могут быть свергнуты, чтобы позволить построить новое общество, свободное от эксплуатации. Пока люди не увидят за моральными, религиозными и политическими фразами материальные, классовые интересы, они всегда будут обманываться и не в состоянии изменить условия, в которых они живут, к своей максимальной пользе. В этом задача марксизма-ленинизма.

ПРИРОДА ИДЕАЛИЗМА

Идеализм обычно был мировоззрением господствующих классов. В различных формах он изображал выдающихся личностей — королей, полководцев, религиозных деятелей, гениев и т. д. — как настоящих движителей истории. Платон, например, считал, что обществом должны управлять цари-философы. Великие творения человечества он видел как произведение отдельных искр божественного вдохновения. Ницше, как и Платон, считал, что, хотя массы находятся в невежестве и враги истины, отдельный человек может избежать их ловушки. Для идеализма, поскольку мир изменяется, это движение идей. Страдания рабочего класса не являются следствием его социальных условий, сами эти условия проистекают из какого-то врожденного качества или предопределенного порядка: расы, жадности, человеческой природы, IQ, грехопадения, отсутствия предприимчивости и т. д.

В Британии идеализм в форме Юма и Беркли и в Германии в творчестве Либница, Канта и Гегеля господствовал в восемнадцатом и начале девятнадцатого веков. Маркс изучил их и ниспроверг. Кант признавал, что материя существует и действует на наш разум посредством чувств, но утверждал, что разум состоит из логических категорий, не производных от материи, внутри которой мы размещаем данные чувственного восприятия. Таким образом, порядок, который мы видим в природе, не является ее частью, а скорее чем-то, что ей навязывает разум. Объективная реальность, «вещь в себе», непознаваема. Итак, то, как мы видим мир, идеологию, религию и т. д., — это не продукт социальных условий, а нечто совершенно отдельное от них со своей внутренней логикой. Таким образом, то, что в действительности является классовой позицией, выступает как научная, нейтральная, независимая и т. д.

В противовес Канту Гегель утверждал, что мир полностью познаваем. Познание было процессом, идущим от противоречий, присутствующих в облике вещей, к разрешенному в их сущности, на более высокой ступени развития. Действие противоречий приближало явления к их действительной истинной природе. Количественные изменения приведут к возможным качественным изменениям. Качественное изменение возможно только как отрицание предыдущего состояния. В свою очередь, этот этап будет отрицательным. Отрицание отрицания демонстрирует движение от низших форм к высшим, от простых к сложным. Гегель применял свою диалектическую логику к науке, истории, философии, только будучи идеалистом, он считал разум, а не материю единственной реальностью. Однако Гегель порвал с метафизическим идеализмом, который характеризовал большую часть феодальной мысли. Последнее было мировоззрением, которое изображало вещи в различии и обособленности друг от друга, отрицая их противоречивый характер и взаимосвязь, и которое подчеркивало неизменный характер мира: взгляд, хорошо соответствующий жесткому неизменному феодальному порядку. Вдохновленный Французской революцией, Гегель во всем видел противоречия и перемены, но для него эволюция материальной жизни была процессом мысли: развертыванием Идеи или Абсолютного Духа — возвышенного разума, обдумывающего свой способ установить совершенный рациональный порядок, ( которое у Гегеля олицетворялось прусским государством). Итак, по Гегелю, только разум разрушил бы иллюзии идеологии. Маркс и действительность научили нас, что уверенность буржуазии в универсальных качествах великого Просвещения соответствовала только тому времени, когда буржуазия была на подъеме и претендовала на то, чтобы представлять все общество и будущее. Грязные деньги говорили громче сладкого разума.

КРИТИКА ГЕГЕЛЯ МАРКСОМ

В послесловии ко второму изданию Capital в 1873 г. Маркс выразил свое отношение к Гегелю так:

«Мой диалектический метод в своих основаниях не только отличен от гегелевского, но прямо противоположен ему. Для Гегеля процесс мышления, который он даже превращает в самостоятельный субъект, под именем «идеи», есть творец реального мира, а реальный мир есть только внешний облик идеи. У меня же верно обратное: идеальное есть не что иное, как материальный мир, отраженный в сознании человека, и переведенный в формы мысли — У него она (диалектика) стоит с ног на голову. Ее нужно перевернуть, чтобы открыть в мистической оболочке рациональное зерно».

Письмо Святое Семейство Маркс исследовал дилемму даже самого изощренного идеализма. Почему категория «фрукты» иногда появляется как яблоко, иногда как миндаль и т. д.? Потому что, говорит идеалист, «плод» есть живое существо и различные его чувственные проявления есть не что иное, как изменяющиеся последствия жизненного процесса «плод». Универсальная категория «плод» растворяется в материальных выражениях, которые она сама себе дает: яблоки, миндаль и т. д. являются выражением идеи «плод» по мере ее развития. Почему пала Греция? Потому что народ больше не верил в центральную идею греческой жизни, в идею прекрасного. Почему нет? Потому что он не мог жить в таком виде так долго. Так работает идеализм, и толком ничего не объясняется. Для Маркса и Энгельса категория «плод» вытекает из человеческого опыта разных плодов, идея прекрасного была отражением меняющихся, преходящих социальных условий греческого государства.

Материя существует в движении. Вся материя, галактики, растения, молекулы и общество находятся в состоянии движения. Люди являются частью материи, как и сознание, но существуют в конфликте с ней. Этот конфликт ведется через производство, которое раскрывает себе человеческий род. Диалектический материализм показывает, что люди делают историю не для того, чтобы развернуть в себе какое-то понятие или судьбу, а для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Каковы эти потребности и как они удовлетворяются, определяется уровнем производительных сил. По мере изменения уровня производительных сил изменяются и общественные отношения. Идеализм рассматривает экономические отношения как функцию человеческой природы. Диалектический материализм рассматривает экономические отношения как функцию уровня производительных сил. Природа человека определяется взаимодействием производительных сил и объективной природы. Идеализм может утверждать, что рыночная экономика соответствует человеческой природе (конкурентная, корыстная и т. д.). Диалектический материализм утверждает, что рыночная экономика соответствует данному уровню производительных сил. По мере развития этих сил они будут конфликтовать с рыночной формой, и эта экономика будет противоречить человеческой природе.

Материя существует независимо от сознания, и действуют ее законы — гравитация, термодинамика и т. д. — знаем мы о них или нет. Маркс и Энгельс показали, что общество развивается опять-таки по определенным законам, независимо от того, знают ли люди об их существовании или нет. Эти законы не зависят от человеческого сознания. Материальные условия существования, уровень производительных сил, то, как мы добываем пищу, изготавливаем одежду, удовлетворяем свои потребности, предопределяют интеллектуальные и культурные устремления общества. Вместе производительные силы и производственные отношения образуют способ производства. Связь между способом производства, идеологиями и институтами не является простой причинно-следственной.

«Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие базируется на экономическом развитии. Но все они воздействуют друг на друга, а также на экономическую основу. тогда как все остальное есть только пассивное действие. Наоборот, взаимодействие совершается на основе экономической необходимости, которая в конце концов всегда утверждает себя». (Энгельс)

Производительные силы являются наиболее подвижной стороной способа производства. Они (орудия труда, навыки, организаторские способности и т.д.) развиваются быстрее, чем производственные отношения (собственность, контроль) и вступают с ними в противоречие. Этот конфликт разрешается, когда новые производственные отношения заменяют старые. Количественное изменение порождает качественное изменение: отрицание отрицания. Это закон истории человечества. Только при огромном развитии производительных сил при капитализме становится возможным признание этого закона. С этим признанием рабочий класс может подготовиться к выполнению задачи социализма — разрушению капиталистических отношений и построению общества, основанного на свободном объединении людей, сознательно планирующих производство для своих нужд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *