Тело — Психологос
Когда говорят «тело», имеют в виду несколько разных смыслов.
В первом значении «тело» — это биологический организм в целом, куда входят и руки-ноги, и попа, и мозг с неокортексом.
Во втором значении «тело» — это спонтанная кинестетика.
«Включи тело!» — значит включи мимику, жесты, движения. Спонтанная кинестетика — только часть организма, кости и желудок сюда обычно не включают.
В третьем значении «тело», как ни странно, значит то же, что «душа» в светском словоупотреблении — это внутренние чувства, желания, эмоции и ощущения.
«Это не мой человек, ничего на него не откликается» — говорят о ситуациях, когда душа к человеку не лежит. «Тело молчит, тело не откликается» — значит «душа молчит». Такое «тело-душа» не просто спонтанная кинестетика, а осмысленная и прожитая изнутри, то есть это только часть спонтанной кинестетики.
В четвертом значении «тело» — это низшие, рефлекторные и инстинктивные уровни жизни человека↑.
«Мой ум борется с моим телом» — значит «Разум и воля борются с моими низшими инстинктами».
В области практической психологии, говоря о теле, обычно имеют в виду не биологический организм, а все остальные смыслы. Тогда тело — это осанка, жесты и походка. Это лицо, голос и интонации. Это зашитые в нас привычки. Кроме того, к телу обычно относят влечения и импульсы, которые мы ощущаем как тягу и желания. Наше тело — это наша колыбель, наш мотор и наши рамки, наша возможности и наша несвобода…
Кто управляет твоей жизнью: ты или твое тело?
Тело — это очень много, больше, чем мы обычно представляем. Для большинства людей скорее правда, что его любовь — на самом деле это его тело, его решения — это его тело, его философия жизни — это тоже его тело. Есть гипотеза, что когда обычный человек говорит что-то о себе и своей душе, он на самом деле говорит — о своем теле.
Тело — это дом души, но иногда в этом доме никого нет… См.→
Как рисунок тела влияет на нашу душевную жизнь и личность
То, как выстроено наше тело и в каком оно состоянии — серьезный фактор, влияющий и на ситуативные душевные состояния, и на перспективы личностного развития. Тело, забитое зажимами и скрученное депрессией, развитию мешает. Тело, освобожденное из невротического корсета, тело с чистыми энергетическими каналами — если развитию личности не помощь, то уж точно не помеха. См.→
Развитие личности через тело
Каждый человек достоин своего тела. Тело может быть послушным и не очень, активным и ленивым, пугливым и смелым и так далее. Тело во многом настолько хорошее, насколько мы о нем заботимся. Тело, как и душу, можно и нужно воспитывать. Что воспитаем в теле — то и получим на выходе. Если долго и тщательно воспитывать в себе лень — получим тело ленивое, толстое и усталое, такими станем и мы. Если тело закалять, утром разминать, днем — работать, вечером отдыхать — будет тело послушное и пластичное. А там, где послушное и довольное тело — там и радостная и счастливая душа. См.→
Язык тела
Язык тела — сообщения, которыми люди обмениваются друг с другом посредством жестов, выражения лица, выразительных движений. Если вы внимательны, невербалика скажет вам о вашем собеседнике больше, чем он сам скажет о себе словами. См.→
Понятия «тела» и «плоти» в христианском учении о человеке
Оглавление- Понятия «тела» и «плоти» в христианском учении о человеке
- Понятие индивида в теории индивидуальности
- Христианское учение о теле духовном
Понятия «тела» и «плоти» в христианском учении о человеке
«Создал Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу» (Быт.2:7).
Первое начало человека – персть от земли: душа названа дыханием жизни. Cозданное из праха земного, тело Адама по природе своей было таким же как и все окружающее его вещество.
Сотворение Адама стало источником его имени. Св. Иоанн Златоуст писал: «Итак, поскольку человек создан из Едема, девственной земли, он назван Адамом [как] соименный матери… Бог, создавший человека из земли, навал его по имени матери Адамом; она — Едем, он – Адам» 15. «Адам назван Адамом по своему рождению от земли в Едеме. Едем же [означает] красный» – Диодор Тарсийский [цит. 15, с. 67].
А. Позов пишет, что тело самый сложный компонент человеческой тримерии, т.к. в нем представлено все многообразие мира в множестве монад-клеток, ибо человек есть микрокосм, отражающий в себе макрокосм.
Единство тела в его множественности осуществляется единством души.
Тело, как и другие компоненты тримерии, по Позову, имеет свои триады. В частности, он выделяет триаду «лимфы – крови – и нервной системы» 18. «Лимфа» – это «собственно» тело тримерии – носительница химизма, выполняет вместе с кровью функцию питательности организма.
«Кровь» выполняет, кроме питательной функции, и функцию чувствительности1. Оккультизм рассматривал кровь как носительницу психической энергии, а также сексуального влечения. В книгах Моисея кровь часто идентифицируется с душой: «Душа всякого тела есть кровь его» (Лев.17:14). Для древних философов и врачей вопрос об отношении души к крови был связан с вопросом о месте, или о седалище души.
В святоотеческом предании кровь иногда рассматривается как проводник раздражительной и желательной части души.
«Нервная система», по мнению Позова, является материальным субстратом духа, носительницей высшей душевной силы. Через нервную систему проявляется душа в виде желаний, ощущений, представлений, понятий. Телесные ощущения существуют для того, чтобы ум получал свою пищу, ум без чувства не обнаруживает своей энергии. Т.о. мозг – телесно-рефлекторный исполнительный орган духа. Мозг, как центр нервной системы, призван быть посредником и представителем души и духа в эмпирическом мире. Мозг является материальным центром всей тримерии. Совершенный мозг дает больше возможностей для проявления души – т.е. имеется взаимозависимость состояния развития мозга и богатства душевной жизни 18.
Мозг, по мнению Позова, не вполне адекватный аппарат для проявления души – душа шире этого телесного аппарата. Аскеза утончает мозг, увеличивает его восприимчивость к более тонким колебаниям души. Непроявленная часть душевно-духовных состояний содержится в подсознании.
С точки зрения христианской антропологии тело является низшей частью человеческого существа, через потребности и немощи тела человек тесно связан с природой. «Более того, – пишет Ю.М. Зенько, – само тело является частью природы, а через свою телесность человек является природным существом». [8, с. 57] Биологическая природа человека указывает на то, что условиями его существования являются питание, удовлетворение других потребностей тела, определенные константы внешней среды обитания (температура, вода, воздух и т.п.)*.
Тело наше, говорили святые отцы, – это животно-растительный ЖИВОЙ организм со всеми его отправлениями и потребностями.
В христианской антропологии понятия «тела» и «плоти» нетождественны, хотя и близки, а иногда и подменяют друг друга.
«Тело» – это внешняя целостность, которую видят другие люди (тело = цело, человек во внешних проявлениях). Тело – организованная форма земной материи.
«Плоть» – это земное начало, материя земного тела, перстность – то, что из земли (то, что в Ветхом Завете понималось как тело-мясо, мускулы). Плоть, сома – «тело смерти» (ап. Павел. Рим.7:24; 8:11), материя тления. Плоть часто обозначает человека в его слабости — жить по плоти — это греховное, земное существование 12. Богословская мысль разделяет жизнь плотскую, душевную и духовную. Плотская жизнь противоестественна, душевная – естественна, духовная – сверхъестественна. Плотскость есть крайняя степень пассивности человека.
Плоть немыслима без души. В Писании плоть и душа местами идентичны. Понятие «плоти» часто также значит вообще всякое живое существо, родство по крови, супружеству.
Протоиерей Андрей Лоргус замечает, что в библейских текстах встречаются и символические, поэтические метафоры понятий «тела» и «плоть» – «земля», «персть», «прах», «пепел». 15
В Библии основное понятие «тела» все-таки – собирательное, которым обозначают совокупность членов, костей, плоти, крови. Но в новозаветной антропологии появляется и новый смысл – «тело Христово», «тело «как Церковь 15. «Сие есть Тело Мое» (Мф.26:26; Мр.14) *В науке сегодня говорят об антропном принципе: во вселенной возникла уникальная возможность существовании человека.
Святые отцы говорили о красоте человеческого тела: «Человеческое тело, как и душа, суть художественные изделия Его человеколюбивого и благодетельного Промышления». Так св. Иоанн Златоуст понимал Замысел Творца [цит. 15, с. 68].
Тело не только состав членов, но и носитель черт, превосходящих естество; тело есть форма, образ, выражающий красоту, – подытоживает святоотеческую мысль отец Андрей Лоргус. Биологические механизмы организма, физико-химические и биофизиологические потоки, их скорость, интенсивность, способ функционирования, обмен веществ, обеспечивающие жизнь тела – этот поток вещества – плоть, общая для всех людей природа 15. Тело растет, изменяется, стареет, но остается именно тем же телом, которое было создано в зачатии. Человек узнаваемый, идентичный сам себе в своей телесности – это тело, образ, портрет. Физико же химический состав его биологических процессов- его биологическая природа-плоть.
Большое внимание в святоотеческой антропологии придается такому телесному органу как сердце. Но понятие «сердца» употребляется святыми отцами со множеством смыслов. Чаще всего встречается понятие «сердца» как духовно-душевного центра тримерии и центра телесной чувственной жизни.
Можно поставить вопрос – КАКОВА ФУНКЦИЯ ТЕЛА В ТРИМЕРИИ? Зачем человеку тело? И такие ответы предлагает святоотеческая мысль.
Тело – исполнитель замыслов человека, проявление внутреннего человека во внешнем мире. «Тело есть ближайшее орудие души и единственный способ обнаружения ея во вне в настоящем мире. Посему самым устройством оно совершенно приспособлено к силам души», – писал св. Феофан Затворник [22; с. 326].
Св. Василий Великий сравнивает тело с конем, а душу с наездником:
«..прекрасная вещь-конь, и чем он по природе резвее и горячее, тем лучше; но он требует наездника и управителя» [3; с. 54]. Преп. Максим Исповедник называл тело «соработником» 16.
Св. Григорий Палама, Ириней Лионский рассматривали тело как орудие души [цит. по 8].
Таким образом, триада тела является средством и орудием реализации духа в материальном мире. Идеальное бытие души становится реальным через триаду тела. Внутреннее действует во внешнем, как его двигатель.
Важнейший вопрос – это взаимоотношения тела и души, но прежде чем обратиться к нему, надо рассмотреть понятие «души» в христианской антропологии.
Итак, святые отцы отвечают на вопрос «зачем тело человеку», какова функция тела в тримерии, так: тело – дом, обитель души, ее одеяние. Или орудие реализации ее в материальном мире. Идеальное, внутреннее бытие души становится реальным через внешнее тело. Телесные ощущения существуют для того, чтобы ум получал свою пищу, ум без чувства не обнаруживает своей энергии. Душа проникает тело, как дух проникает душу. Внутреннее действует во внешнем, как его двигатель. Без души тело умирает.
Как решают проблему взаимоотношения души и тела философы и богословы?
И. Кант, например, писал: «Смерть тела действительно может быть прекращением нашего чувственного пользования умом и только началом духовного пользования. Таким образом, тело является не причиной нашего мышления, а лишь ограничивающим условием его, и, хотя тело необходимо для нашего чувственного и животного сознания, тем не менее его можно считать помехой для нашей чисто духовной жизни» [14, с.
Фома Аквинат полагал: «..человеческая душа находится на стыке телесных и бестелесных субстанций. Она существует как горизонт вечности и времени…душа есть субстанциальная форма тела, поэтому она целиком находится в теле и в каждой из его частей. И поэтому же она составляет единственное начало всей человеческой жизни: вегетативной чувственной и интеллектуальной» [цит. По 4, с. 69]. Телом человек принадлежит природе, душой же превосходит ее.
Рефлексию западных современных философов и сводку их мнений представил в своей работе К. Вальверде 4.
Душа обусловливает существование материального человеческого тела в качестве живой субстанции, – обуславливает не как действующая, но как формальная причина: «она придает телу организованность, единство, многочисленные вегетативные, сенситивные, интеллектуальные, аффективные функции. Ибо в человеке существует одна форма … она конституирует человека в единое целое, в существо, формально определяемое как человек» [5, с. 300].
Человек есть синтез двух реальностей — телесной и душевной, которые сливаются в единую природу. Тело слито с душой и образует субстанциальное единство… Тело – посредник, благодаря которому душа вступает в контакт с чувственным миром. Только через телесность мы наличествуем для мира и мир для нас.
Душа – форма тела и мы воспринимаем друг в друге эту целостность «душитела»: когда один человек видит другого, то он видит не тело, а личность. Встреча двух личностей – это встреча двух телесных духов.
Эта телесность максимально выразительна в лицевой экспрессии. Лицо позволяет нам познать личность (мимика выражает наши чувства, а глаза – окна души).
Если «использовать «в общении только тело, то это значит посягать на реальность личности, превращая ее в вещь.
Тело сегодня, подводит итог Вальверде, не рассматривается как противник души, что было характерно для Запада под влиянием платонизма, когда на тело смотрели как на темницу и гробницу души. Тело – инструмент духа, как бы модальность, которую дух принимает в мире. Телесность принадлежит к сущности человеческого духа 4.
Карл Ранер: «тело есть самореализация духа во времени и пространстве, …то, посредством чего Я осуществляю себя в мире» [цит. по 4, с. 314].
Но тело может и не позволять духу выразиться адекватным образом, может сопротивляться духу.
Апостол Павел: «В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7:23).
Вывод
В христианском учении о человеке «тело» – это внешняя целостность человека, организованная форма земной материи. Плоть – «земная материя» – биофизические и биохимические процессы обмена в тканях организма, физиологические функции. Мозг – материальный центр тримерии, представитель души и духа в эмпирическом мире. Душа проникает и оживотворяет тело. Преображение человека после воскресения не устранит начала телесности.
Пр. Иоанн Дамаскин: «Одноприродным человек называется не потому, что душа и тело одной природы, но потому что все люди одинаково имеют душу и тело, и каждый имеет две природы» (10, гл. 42 с. 53)
Тело – инструмент духа.
Тело (цело) – habitus – как раз и являет в человеке в целости, целокупности, биологическую реальность, пронизанную психической реальностью.
Как компонент христианской антропологии «тело» представлен в научном знании?
В научном знании о человеке есть учение о конституции, которое показывает, что сама материя, «тело» человека преобразуется психической реальностью, несет на себе «печать» психических особенностей данного человека. Особенно наглядным примером пронизанности телесного психическим является лицевая экспрессия, которая настолько хорошо отражает эмоциональные состояния человека, что невербальному языку в общении мы придаем очень большое значение.
В научной теории индивидуальности, разработанной Б.Г. Ананьевым, человек представлен как уникальная неповторимая целостная индивидуальность – многоуровневая система- и включает в себя целый ряд подсистем, образуемых различными свойствами.
Человек как «индивид» – это «подсистема» в «системе – индивидуальность», образуемая биологическими наследственно обусловленными свойствами.
Совокупность биологических общесоматических свойств человека объединяется понятием «конституция» 2.
Литература
- Библия.
- Акинщикова Г. И. Соматическая и психофизиологическая организация человека ЛГУ 1977.
- Василий Великий св. Творения в 3 т., М. 1993.
- Вальверде К. Философская антропология М., 2000.
- Вадим Коржевский иер. Пропедевтика аскетики. Компендиум по православной святоотеческой психологии М., 2004.
- Григорий Нисский св. Об устроении человека СПб 1995.
- Григорий Палама Триады в защиту священно-безмолствующих М. 1995.
- Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии, СПб 2007.
- Зубовский Н. Психология СПб 2006.
- Иоанн Дамаскин пр.Точное изложение православной веры М., Ростов-на-Дону, 1992.
- Исаак Сирин пр. Слова подвижнические М. 1993.
- Иануарий Иовлев арх. Основные антропологические понятия в посланиях святого апостола Павла Православное учение о человеке Москва-Клин 2004.
- Киприан Керн арх. Антропология св. Григория Паламы М., 1996.
- Кант И. Критика чистого разума.
- Лоргус А. иер. Православная антропология М., 2003.
- Максим Исповедник пр. Творения М., 1996.
- Михайлов Г. Наша душа СПб 1998.
- Позов А. Основы древне-церковной антропологии. Мадрид, 1965.
- Филарет митр. Записки на Книгу Бытия ч.1. М., 1867.
- Феофан Авсенев арх. Из записок по психологии Спб 2008.
- Феофан Затворник еп. Собрание писем, в 8 т., №1462 с. 212, Св. Успенский Псково-Печорский монастырь, 1994.
- Феофан Затворник еп.Начертание христианского нравоучения М. 2003
- Франк с. Л. Душа человека Имка-Пресс 1964.
***
Понятие индивида в теории индивидуальности
Целостное описание человека, столь актуальное сегодня для психологии, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев предлагают осуществить через представление форм целостной организации, в различных проекциях – срезах целого 23. Выделение структуры «Индивида» в совокупности свойств человека как индивидуальности и есть одна из таких проекций на биологическом уровне.
Понятие «индивид» сегодня принято использовать в отечественной психологии для обозначения человека как отдельного, неделимого представителя человечества. В понятии индивида содержится указание на общность его природы со всем человеческим родом. Чаще всего «человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. Это – телесное бытие человека», – пишут В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев 23.
Близко к такому пониманию человека как индивида и понимание А. Н. Леонтьева: «Индивид – это прежде всего генотипическое образование… Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного сглаживания» [16, с. 145].
Таким образом, и Б. Г. Ананьев, и А. И. Леонтьев соглашались с тем, что индивид – это биологическое генотипическое образование [6, 16].
Б. Г. Ананьев в системе многоуровневой индивидуальности под индивидной структурой понимал – возрастные, половые, конституциональные особенности. Взаимосвязи этих, так называемых первичных свойств, определяют более сложные образования вторичных свойств – структуру потребностей и сенсомоторную организацию. «Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента и задатков, составляющих природную основу личности» [6, с. 80]. Соглашаясь с концепцией В.с. Мерлина по поводу того, что характеристики темперамента обусловлены типом нервной системы, Ананьев обращал внимание, что обособление типичных особенностей нервной системы от общесоматических особенностей организма, эндокринно-биологических характеристик и типа метаболизма (обмена веществ в организме) исключает из темперамента такие его характеристики как эмоциональность, сенситивность, что неправомерно с его точки зрения. Темперамент, полагает Б. Г. Ананьев, обусловлен не только нейродинамической организацией головного мозга, но и структурно-динамическими особенностями организма в целом 6. Также и структура органических потребностей связана не только с безусловными рефлексами, но и с более общими характеристиками метаболизма всех систем, органов и тканей организма, определяя мотивацию поведения.
По мнению Б.Г. Ананьева, конституциональные, нейродинамические свойства и функциональная геометрия тела обусловлены генетическим фактором 6. Взаимосвязи свойств индивида определены общей морфо-физиологической организацией человека как вида, его единой биологической природой.
«Индивидность человека интересует психологию в той мере, – писали В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев, – в какой она проявляется в становлении, развитии и функционировании человеческой субъективности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирование специфически человеческих способностей…2 Изучение индивидных свойств человека в психологии связано с анализом функциональной проблемы: как конкретно органическое, природное проявляется в психическом» [23, с. 212].
В различных исследованиях человека – и в физиологии, и в медицине, и в психофизиологии накоплено достаточно эмпирических данных, чтобы сделать попытку их синтеза в «проекцию индивидной целостности».
Рассматривая концепцию целостного человека, мы показали, что человек как уникальная неповторимая целостная индивидуальность – многоуровневая система — включает в себя целый ряд подсистем, образуемых различными свойствами.
Совокупность биологических общесоматических свойств человека объединяется понятием «конституция».
Литература
- Б.Г. Ананьев Теория индивидуальности ЛГУ, 1969.
- В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев Психология человека М. 1994.
***
Христианское учение о теле духовном
Христианское учение о теле расходится со многими другими духовными учениями, в которых тело рассматривается как источник зла и греха в человеке.
В восточном христианстве учение о телесной жизни по существу не связано с темой греха – пишет прот. В. Зеньковский 2.
Богословская мысль разделяет жизнь плотскую, душевную и духовную. Плотская жизнь противоестественна, душевная – естественна, духовная – сверхъестественна.
Сама по себе плоть наша безгрешна, но может быть седалищем греха. Тогда «плоть и кровь» как источники плотских побуждений и грехов «не наследуют» Царствия небесного. «Душевность» тела в земной жизни, то есть его зависимость от управляющего воздействия души, делает его наиболее уязвимым и подверженным действию страстей.
Плотскость есть крайняя степень пассивности, когда живет не человек, а живет воплощенный в нем грех. Деление людей на плотских и духовных восходит к апостольским временам. Духовность умерщвляет плотскость и освобождает от рабства плоти.
Св. Григорий Палама писал: «Потому что как у одержимых чувственными, гибнущими наслаждениями сила душевного желания вся целиком опустошается в плоть, из-за чего они полностью становятся плотью, и Божий Дух, по Писанию, не может жить в них, так у восходящего к Богу и привязавшихся душой к Божией любви даже плоть, преобразившись, тоже возвышается и тоже вкушает общение с Богом, сама делаясь Божиим владением и местожительством и не имея уже ни затаенной вражды к Богу, ни противного Его Духу желания» [1, с. 50].
Есть еще такая разница между «телом» и «плотью», что плоть (саркс) как сома в состоянии греха погибнет, а тело – то, что воскреснет 3.
Особенное и самое существенное в христианской метафизике есть учение о воскресении в теле, это значит, что посмертное преображение человека не устраняет начала телесности, хотя и преображает ее.
Для жизни в Боге духу человеческому нужно и тело, которое есть, по слову ап. Павла «храм Святого Духа, живущего в нас» (1Кор.6).
В антропологии ап. Павла тело является мистическим объектом человеческого бытия – либо «чистым и духовным», либо «смертным и греховным».
«В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7:23) — говорил ап. Павел.
«Сеется тело душевное, восстанет тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1Кор.15:44).
О прославлении тела писал и св. Климент Римский: «Да спасется во Христе целое наше тело». [4, с. 86]
Плоть удостаивается величайшей чести – быть живою скрижалью Духа Божия: «Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2Кор.3:2-3).
Боговоплощение и Рождество Иисуса Христа мистически преображает человеческую телесность, пишет отец Андрей Лоргус. Человеческая телесность становится обоженной и одухотворенной через Крещение и церковные таинства 5.
О преображении тела человека в процессе духовной жизни говорил и преп. Максим Исповедник: «душа… через причастие Божьей благодати сама делается Богом… прекращая природные действия тела, которое обоживается… так что и душа и тело являют одного только Бога» 7.
Благодать Божья обоживает и тело; душа тогда не телесными и земными страстями волнуется, а, наоборот, сама поворачивает к себе тело, уводя его от наклонности ко злу и вдыхая в тело святость (пример святых мощей).
«Тело наше, в том виде, как оно теперь есть, – грубое…негоже для Царствия Божия, если предназначено ему участвовать в сем царствии, то оно наследовать его иначе не может, как претворено будучи… Надобно облекщись в нетленное тело, и тогда войти в царство, если достоин того — писал св. Феофан Затворник [3, с. 596].
Одухотворение тела осуществляется в аскетических подвигах. Аскетическая борьба – это не борьба против плоти, а борьба против дел плоти. Аскеза есть борьба не с природой, а с противоестественностью – не стремление упразднить тело, а только лишь убить грех.
Св. Григорий Палама развил учение о «богопричастности» плоти Господа, которая является основой нашего обожения и позволяет телесной природе человека через причастие в таинстве Евхаристии становиться «богопричастной» 1.
Подобного же взгляда на телесность придерживаются и пр. Максим Исповедник, и св. Макарий Великий [6; 7].
Св. Макарий Великий говорил, что «душа, соединившаяся со светом небесного образа, уже и теперь в своей ипостаси [в своем существе] посвящается в знание тайны, в великий же день Воскресения и тело ее озарится тем же небесным образом славы» 6.
Об этом же писал и преподобный Симеон Новый Богослов, сподобившийся великих мистических переживаний. «Не только, говорю, существо души, но также и члены тела моего, приобщившись божественной славы, блистают божественным светом» [8, с. 19].
Итак, особенностью христианского учения о теле являются представления о преображении тела, обожении его, воскресении в теле, приобретении человеком нового духовного тела в Царствии Божьем.
Литература
- Григорий Палама св. Триады в защиту священно-безмолствующих М., 1995.
- Зеньковский В. иер. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии Имка-Пресс, 1934.
- Ианнуарий Ивлиев арх. Основные антропологические понятия в посланиях святого апостола Павла Православное учение о человеке. Москва-Клин, 2004.
- Киприан Керн арх. Антропология св. Григория Паламы М., 1996.
- Лоргус А. иер. Православная антропология М., 2003.
- Макарий Великий св. Об обращении души к Богу и соединении с нимХристианское чтение, 1837, ч.2.
- Максим Исповедник пр. Творения. т. 1,2 М., 1993.
- Симеон Новый Богослов пр. Творения в 3т., Св.Троиц. Серг. Лавра 1993.
- Феофан Затворник св. Творения. Толкования на посл. К Кор. с. 596.
Примечания:
1 По современным научным данным, это, вероятно, соответствует транспортной функции кровью гормонов (в частности, адреналина, выброс которого в кровь сопровождает эмоциональные процессы, а также активационные процессы, повышающие сенсорную чувствительность).
2 Позитивистские научные концепции рассматривают человека как природное, биологическое существо, где телесные свойства являются предпосылкой и условием развития его психических свойств. В идеалистических же концепциях человека – философских, психологических и религиозных – человек полагается духовным существом, а его телесная субстанция рассматривается как «орудие» проявления, действия духа на материальном плане бытия.
Исследования показывают, что идея о том, что разум и тело разделены, естественна — для нейротипичных людей просто результат культуры или окружающей среды.
Люди с аутизмом с большей вероятностью видят тело и разум как единое целое, согласно исследованию, опубликованному в выпуске Proceedings of the National Academy of Sciences от 30 ноября, которое Берент провел вместе с Рэйчел Теодор, профессором из Университета Коннектикут и северо-восточный выпускник.
Берент, доктор философии. в когнитивной психологии, говорит, что результаты имеют большое значение для того, как люди думают о науке, религии и психических расстройствах.
«Это действительно влияет на то, как мы думаем обо всем, — говорит она.
Берент назвал различие между телом и разумом дуализмом.
«Дуализм — это вера в то, что разум каким-то образом отделен от тела, что тело — физическое, а разум — нечто иное», — говорит она.
«Оказывается, такие убеждения есть даже у маленьких детей, и это не похоже на то, что есть только в западной культуре. Мы находим это в разных культурах».
Берент говорит, что в этой статье впервые показано, что базовый психологический механизм, имеющий решающее значение для социальных взаимодействий, называемый «теорией разума», отвечает за то, что нейротипичные люди рассматривают разум отдельно от тела.
Теория разума дает людям возможность распознавать эмоции, желания, убеждения и знания в себе и других людях и делать выводы о намерениях других.
«Вы как бы делаете вывод о том, что думает или чувствует другой человек, наблюдая за его действиями», — говорит Берент.
Даже маленькие младенцы демонстрируют теорию разума, говорит она.
«Трехмесячные дети, например, предпочитают существо, помогающее другому подняться на холм, существованию, которое мешает альпинисту. Это говорит о том, что младенцы воспринимают существ с точки зрения их целей, таких как стремление взобраться на холм или помощь/помощь другим», — говорит Берент.
Аутичные люди набирают меньше баллов по теории мышления, социально-когнитивным навыкам, поэтому их часто воспринимают как имеющих социальные проблемы, говорит Берент. И эти проблемы с «чтением» мыслей других людей приводят к тому, что аутичные люди считают, что мысли других людей менее отличны от их тел.
В своем исследовании исследователи попросили аутичных и нейротипичных людей представить, что в будущем можно будет создать копию их тела. Участников спросили, какие психологические характеристики человека, скорее всего, проявятся в реплике — их мысли или их действия.
«Участники, страдающие аутизмом, считали, что мысли будут передаваться реплике больше, чем нейротипикам», — говорит Берент.
Во втором эксперименте участников попросили представить, какие черты человека сохранятся в загробной жизни — после смерти тела. В этом случае только нейротипичные, но не аутичные люди думали, что мысли человека сохранятся.
«Люди, страдающие аутизмом, склонны считать, что мысли прочно закреплены в теле, — говорит Берент.
«Нейротипики, напротив, более дуальны — они считают мысли отдельными от тела» и, следовательно, верят, что мысли могут сохраняться вне тела, в загробной жизни — но не в теле человека и его копии, — говорит Берент. .
Дуализм может быть связан с идеей, что есть жизнь после смерти и что душа существует отдельно от тела, говорит она.
Но дуализм также приводит к проблемам с пониманием науки и лечением психических расстройств, за которые пациентов часто стигматизируют и обвиняют, даже если расстройства возникают в мозгу, говорит Берент.
«Это первое исследование, связывающее эти размышления о телах и разуме с чем-то, что лежит в основе человеческой психики, с теорией разума».
Это может быть естественным, но общество и научное понимание дорого обходятся, когда тело и разум не связаны узами, говорит Берент.
Дуализм — это одна из причин, по которой люди относятся к психическому здоровью иначе, чем к физическому, — говорит она.
Но «наука говорит нам, что психические расстройства — это болезни. Как и все другие болезни, они являются частью тела».
Первоначально эта статья появилась на [email protected]
Photo by Getty Images.
Природа против воспитания, Тело против разума
Ежемесячный выпуск Помимо двоичного кода в спортеЭто было похоже на сказку. Однажды ночью я легла спать в образе милого и/или незапоминающегося приятеля без романтического интереса. На следующее утро я проснулась в совершенно новом мире, где все вдруг нашли меня 19-летней очаровательной и очень красивой. Я был звездой диснеевского фильма, смешанного с «Холостяком».
Конец. Кий кредиты.
Теперь о версии Братьев Гримм. Вместо волшебной пыли или темной магии злодея причиной этой внезапной трансформации была психология развития и социальная психология. И моя история не закончилась, потому что психологические процессы не заканчиваются в 19 лет..
На самом деле, на какое-то время стало темно.
Но вернемся назад. У меня была задержка полового созревания, которую врачи называют задержкой конституционального роста (CGD). Доктор Джоэл Ханке, детский эндокринолог из Banner Children Specialists в Фениксе, штат Аризона, использует термины «ХГД», «задержка полового созревания» и «поздний расцвет» как синонимы.
«По сути, это означает, что ваше тело запрограммировано на более позднее половое созревание, чем в среднем, и это разновидность нормального развития», — говорит он. «Мы признаем это как обычное дело. Обычно это передается по наследству».
У мальчиков начало полового созревания обычно происходит в возрасте от 9 до 14 лет. Передняя доля гипофиза вырабатывает гормон роста, лютеинизирующий гормон и фолликулостимулирующий гормон. Эти гормоны катализируют выработку тестостерона и развитие пиковой мышечной массы, роста костей, более низкого голоса, зрелых черт лица и волосяных фолликулов — короче говоря, большинства физических качеств, которые отличают мужчин от мальчиков.
Однако из-за генетики половое созревание у меня началось позже и происходило более постепенно, чем у моих сверстников. Хотя я был относительно крайним случаем, у меня не было расстройства. У моего дяди и двоюродного брата был подобный опыт.
Как вы могли догадаться, задержка полового созревания повлияла не только на мое тело (как видно на изображении выше, где соревнование в старшей школе). Это сильно повлияло на мою личность.
‘Он такой милый!’
Когда я пошел в старшую школу, я выглядел как пятиклассник. Люди видели во мне друга типа «милого младшего брата». Следовательно, именно таким я себя и видел – хотя мне это и не нравилось.
Например, на тренировке по легкой атлетике, когда я был на первом курсе, очень спортивная юниорка посмотрела на меня и воскликнула: «Он такой МИЛЫЙ!» перед всей нашей командой. Конечно, это не то, что 15-летний мальчик хочет, чтобы девушка чуть постарше сказала о нем. Правильные слова. Неправильный тон. Оглядываясь назад, я уверен, что Джессика не собиралась подчеркивать и предавать гласности ту власть, которую имело надо мной мое отсроченное половое созревание, и то, как я должен себя воспринимать. Но невольно она это сделала. Я был «таким МИЛЫМ». Просто не та марка «милого», с которой она когда-либо встречалась.
Связанный: Преобразование вопроса о том, как психологическое состояние спортсмена влияет на его результатыПо крайней мере, я мог соревноваться в легкой атлетике. Я бросил баскетбол в старшей школе после пары тренировок, потому что был слишком мал и слаб, чтобы эффективно соревноваться со сверстниками. Я чувствовал, что мое тело подводило меня и привлекало внимание к моей самой большой неуверенности. Отказавшись от спорта, я потерял, пожалуй, самую популярную социальную группу, которая имела большое значение, когда мне было 15 лет.0003
Даже когда я достиг половой зрелости и мое тело развилось к концу средней школы, моя личность уже была закреплена за моими сверстниками и мной. Но это должно было измениться.
Люк Бреннеман, 20 лет, красится перед мероприятием в колледже. (фото Хуана Лопеса)‘Неужели это я?’
Как только я поступил в колледж, люди говорили о моем теле так, что я совершенно не настороже.
Я все еще был худым. Но теперь я также был очень подтянутым — и был выше шести футов ростом. Мои новые сверстники называли меня привлекательной и подходящей, в основном из-за отличного телосложения, которое я не узнавал, пока они не указали на это.
Это не я , подумал я.
Подождите. Может это я?
Хорошо, это я. Потрясающий!
Это «великое тело» было совершенно новым и неожиданным, но оно было бесконечно более привлекательным, чем то, кем я был раньше. Так что я пошел ва-банк на укрепление и поддержание его. Я, как позже сказал мне мой друг по колледжу Роб Хан, «всегда отжимался. На [мероприятиях в кампусе] ты всегда был первым, кто снимал рубашку и красился. … Это не было похоже на то, что ты щеголял. Тебе просто было удобно. … Это было частью твоей личности. Это был парень, который собирался сегодня сделать тысячу отжиманий».
Роб преувеличивает. Но не намного. Почти каждый день в течение четырех лет я делал либо 250 отжиманий, либо 300 приседаний. Однажды во время ежегодного мероприятия, участники которого должны были сделать 3000 отжиманий за 12 дней, я сделал 10 000.
Потом три недели болели плечи.
Побег из ловушки
Рисунок Люка Бреннемана, сделанный однокурсником по колледжу (фото Люка Бреннемана)Мне понравилась моя новая личность. Приемлемый холостяк с отличным телом. Иногда это казалось потрясающим. Как и положительное внимание, которое пришло вместе с ним. Мои однокурсники по колледжу дали мне очень желанную персону. Я, конечно, не чувствовал себя запуганным из-за того, что мне сказали, что меня разорвали, или стал жертвой, когда другой студент нарисовал мой набросок на доске объявлений двери общежития моей подруги с надписью ЛУКА = ГРЕЧЕСКИЙ БОГ ЛЮБВИ.
Однако со временем эти теплые чувства угасли. Я начал чувствовать себя в ловушке из-за того, как другие видели меня, и из-за того, как я видел себя. Оглядываясь назад, я знаю, что переоценивал, насколько люди заботились и обращали внимание на мое тело, но в какой-то степени они действительно это делали. Это может означать лестные комментарии. Это также может означать проверку. Однажды ночью во время финальной недели, когда я не тренировался несколько дней, друг сказал: «Вау, похоже, ты немного отпускаешь свой пресс!»
Он тут же пожалел об этом и начал самоуничижительно шутить о собственном теле, но я понял: мы ищем и замечаем детали. Когда я бегал с раскрашенным торсом на мероприятиях в кампусе, я делал это не для того, чтобы провозгласить: «Посмотрите, какой у меня впечатляющий пресс и грудные мышцы!» Я сделал это, чтобы спросить: «Я оправдываю ваши ожидания, верно?»
Только когда я закончил колледж и переехал через всю страну, я освободился из ловушки. Никто не знал моих прежних личностей. Я не был таким МИЛЫМ. Я не был греческим божеством любви. Я был просто собой. Через несколько месяцев я перестал отжиматься; Я начал играть в пляжный волейбол, и отжимания мешали мне размахивать руками. Я предпочитал то, что мне нравится, а не мышечный тонус. Новый коллега прокомментировал, что я «выглядела худее» по сравнению с фотографией в Facebook из колледжа.
Я ответил: «Вы имеете в виду, что я не такой мускулистый, верно?»
«Мм, да, наверное».
— Ага, — сказал я. «Раньше я тренировался только для того, чтобы стать мускулистым, но я ненавидел это. Так что больше не буду».
Наши тела, наша личность
У большинства людей никогда не бывает задержки полового созревания. Но в какой-то момент своей жизни каждый испытывает мощную и влиятельную связь между телом, тем, как оно используется, и личностью. Я разговаривал с экспертами, чтобы снять слои своего опыта, и в процессе я получил ценную информацию о том, как это влияет на всех нас:
Наше сообщество формирует наше развивающееся чувство собственного достоинства : Я без особых раздумий погрузился с головой в свою студенческую идентичность. Почему? «В подростковом возрасте мы не такие искушенные, — говорит доктор Дон Делэй, доцент кафедры психологии развития и социальных отношений Университета штата Аризона. «Возможно, у нас еще нет когнитивных способностей, чтобы действительно сказать: «Кто я?»
Особенно в подростковом возрасте большое значение имеют окружающие культуры и контексты. Я учился в очень маленьком университете на Среднем Западе. Одна из негласных целей школы заключалась в том, чтобы каждый новый ученик чувствовал себя известной и ценной частью общества, подчеркивая его положительные качества. Мое качество основывалось на том, что меня видели другие, часто без рубашки.
«На самом деле мы не решаем, какова наша идентичность, — говорит доктор Джастин Джагер, доцент кафедры психологии развития в ASU. «Это действительно двойные переговоры между нами и тем, как нас видят другие. У нас есть право голоса, но мы не можем быть теми, кем хотим».
Трудно избавиться от идентичностей, даже если они не работают : Я был еще первокурсником колледжа, когда почувствовал себя в ловушке восприятия своего тела. Я мог бы сказать: «К черту это. Я задолбался.» Но вместо этого я охотно сохранял эту идентичность и поведение, которое сопровождало ее, хотя я, вероятно, переутомлял свои вращательные манжеты и, учитывая семейную историю проблем с плечом, мог нанести необратимый ущерб.
«Это были не просто другие, потому что вы пришли, чтобы сказать: «Вот как меня ценят и принимают», — говорит доктор Шэрон Робинсон Курпиус, профессор консультативной психологии в ASU. «То, что другие неожиданно говорили о тебе, ты начал говорить о себе.
«Это стало ловушкой. Для женщин, особенно девочек-подростков и молодых девушек в колледже, то, как они выглядят, становится очень важным для их восприятия того, как люди судят или ценят их. Поэтому они начинают делать это сами. Они начинают объективировать свое тело. Это не здорово, но это часть процесса взросления. Думаю, у некоторых это продолжается всю жизнь».
Жизненные перемены — это время переосмысления : Иногда я думаю, хорошо ли было бы мне получить травму в колледже — что-то вроде сломанной ноги. Я не желаю , чтобы это произошло, но это дало бы предлог — в основном для меня, но также и для других — немного расслабиться.
Услышав это, Делэй говорит: «Я согласен. Это была бы возможность для перезагрузки. «Есть переход туда, где я сломал ногу. Что я могу сделать в этом контексте?» Это период стресса и напряжения, но это могло быть возможностью для вас сказать: «Хорошо, мне на самом деле не нужно привязывать свою личность к своему телосложению, чтобы быть в порядке». .’»
По теме: Когда азиатско-американским спортсменам удается разрушить стереотип о «образцовом меньшинстве», их психическое здоровье может пострадатьМои переходы в колледж и последипломное образование повернули на 180 градусов то, как мое тело и личность работали вместе. Это обычное дело. Подростки и молодые люди претерпевают несколько серьезных переходных процессов, каждый из которых может служить мощной возможностью для «перезагрузки» своей идентичности и изучения новых интересов.
В это время, говорит Джагер, люди исследуют себя двумя способами: вширь и вглубь. «В начале старшей школы ты понятия не имеешь, кто ты, поэтому изучаешь самые разные вещи», — говорит он. «Например, вы становитесь ребенком, играющим в гольф. … Это исследование и широта в том смысле, что все, что вы делаете, это исследуете. Вы не брали на себя никаких обязательств».
Фаза исследования и углубления, по его словам, наступает, когда люди более твердо привержены чему-то и «некоторое время живут в этой идентичности. Если это не подходит, вы переходите к чему-то другому. Но вы не полностью изобретаете себя».
Джагер также объяснил, что резкость моего перехода в колледж была чем-то сродни опыту студентов из числа расовых меньшинств и/или ЛГБТК, которые часто чувствуют, что их школьная идентичность не вписывается в контекст их колледжа. Конструктивный пересмотр на такой глубине затруднителен, а плохие решения неизбежны. «Это тяжелая работа, — говорит он. «Наша идентичность похожа на стеганое одеяло из множества разных квадратов, которые вы складываете вместе. Каждый квадрат — это маленькая часть того, какие мы есть. Если один квадрат будет полностью переоценен, это повлияет на все, и вам придется вплетать его обратно.
«Во многих отношениях это и есть идентичность в подростковом возрасте. У нас есть эти части нас самих, и мы еще не интегрировали их в целостное понимание того, что это значит».
Возможности роста
Я никогда не шил одеяла. Но я понимаю аналогию. Во многом из-за того, как мое недоразвитое тело влияло на мои спортивные способности и индивидуальность в старшей школе, моя физическая идентичность была центральным квадратом моего стеганого одеяла в колледже. Я прикрепил к нему так много других квадратов, что, вырвав его, осталась бы зияющая дыра и свободные концы, развевающиеся на ветру, угрожая существующей структуре всего одеяла.
Вот почему я чувствовал себя в ловушке и делал бесконечные отжимания и приседания. Я сделал свое физическое «я» центральным. Пересмотреть то, кем я был по отношению к своему телу, означало пересмотреть почти все остальное во мне.