Приспособительные особенности строения животных – Приспособительное поведение животных :: SYL.ru

Содержание

Приспособительное поведение животных :: SYL.ru

Естественный отбор приводит к тому, что в природе выживают только приспособившиеся к внешним условиям виды. Действует он не только на уровне популяций, но и на уровне отдельных особей. Приспособительное поведение и строение живых организмов является основой адаптационных изменений.

Покровительственный окрас

Животные, ведущие открытый образ жизни и не пользующиеся естественными укрытиями, имеют маскировочный цвет покровов. Покровительственную окраску можно наблюдать у тундровой куропатки. Она постоянно рискует быть съеденной хищниками. Летом у птиц окрас бурый с рыжим, что делает их незаметными на фоне каменных россыпей. Зимой после линьки он меняется на белый. Самцы меняют окрас на летний позже самок, это необходимо для отвлечения внимания хищников от высиживающих птенцов самок.

Большинство представителей заполярной фауны имеют белый цвет покровов: полярная сова, песец, заяц, белый медведь и др. Гусеницы окрашены в цвет листвы или веток, по которым они передвигаются. Бентосные организмы имеют коричневатый оттенок, делающий их незаметными на фоне донных отложений. Камбалы способны подстраивать окрас под цвет грунта.

Такие динамические изменения происходят в результате перераспределения пигментов кожных покровов. Среди сухопутных животный самым известным маскировщиком является хамелеон.

Полосы и пятна, встречающиеся у крупных животных, также служат для маскировки. Они имитируют тень, делают контур животного более размытым.

Приспособительная форма тела

Приспособительное поведение животные — не единственный способ выжить. Форма тела также является эволюционным достижением, помогающем подстроиться под условия окружающего мира.

Дельфин – известное водное животное с запоминающейся формой тела. Скорость передвижения в водной среде, которая в восемь сотен раз плотнее воздуха, достигает сорока километров в час. Снизить сопротивление среды дельфинам удалось путем приобретения обтекаемой формы и отсутствия ушных раковин. Аналогичные приспособления есть у большинства водных обитателей: китов, тюленей, рыб.

Обтекаемая форма тела птиц уменьшает количество энергии, требуемой для полета и позволяет развивать большую скорость. По быстроте им нет равных в животном мире.
Приспособительная форма тела помогает животным маскироваться. Гусеница бабочки-пяденицы передвигается по веточкам и внешне напоминает небольшой сучок. Некоторые паукообразные схожи с колючими частями растений, а бабочки – с пожелтевшими листьями.

Вместе с маскировочным окрасом животным свойственна способность замереть перед броском к добыче или в минуту опасности. Наибольшим разнообразием форм и расцветок отличаются представители фауны, уподобляющиеся цветкам. Схожесть настолько велика, что некоторые насекомые садятся прямо на них, принимая за растение.

Предупредительный окрас покровов

Приспособительные особенности строения, окраски и поведения животных настолько многообразны, что их классификацию стоит считать условной. Часто животные имеют не маскирующий цвет покровов, а яркий и заметный. Ее имеют существа, способные ужалить, отравить или имеющие мерзкий вкус. Назначение такого окраса в том, чтобы предупредить хищника: «Я опасен! Я невкусный! Не трогай меня!».

Божья коровка способна выделять опасный для птиц секрет и своим ярким окрасом предупреждает их. Заметная расцветка есть у ядовитых змей и гусениц. Некоторые земноводные с ярким обликом неповоротливы, активны днем и не скрываются от врагов. А их сородичи, напротив, имеют защитный цвет покровов и передвигаются по ночам. Одни из самых опасных амфибий — древолазы. Их кожный секрет способен парализовать хищника.

Бабочка-медведица выделяется ярким узором на крыльях, который предупреждает хищников о ядовитости потенциальной жертвы. Помимо токсинов, содержащихся в крови, насекомое издает дурной запах.

Синекольчатый осьминог, обитающий в тропических водах, имеет настолько красивый внешний вид и сильный яд, что одного укуса достаточно для того, чтобы убить жертву. Противоядия от сильнейшего нейротоксина нет.

Мимикрия

Предостерегающая окраска оказалась настолько действенной, что ряд видов стали использовать это в своих интересах. Живое существо своим внешним видом подражает ядовитому и опасному представителю другого таксона. Это явление получило название мимикрия.

Внешнее сходство достигается не только благодаря окрасу, но и форме тела. Муха-журчалка имеет желто-черные полоски, но совершенно беззащитна, в отличие от пчелы. Насекомое имеет и приспособительное поведение, которым она копирует действия опасного двойника:

  • Собирает нектар с цветков.
  • При полете издает похожие на пчелу звуки.
  • При угрозе жужжит аналогично пчеле.

Совокупность поведения и окраса – залог неприкосновенности для журчалки.

Приспособительное поведение: примеры животных

Организмы пытаются выжить, в этом не последнюю роль играет приспособительное поведение. Поведение живых организмов меняется в момент опасности:

  • Гуси шипят, вытянув шею.
  • Кошки изгибают спину и поднимают хвост, шерсть встает дыбом.
  • Волки показывают оскал.
  • Жабы выпрямляют задние конечности.
  • Скунс сначала топчется, а затем, задрав хвост, брызгает струей жидкости с неприятным запахом.
  • Жук-бомбардир стреляет ядом, вызывающим ожоги. От струи в воздухе появляется «дымка», которая позволяет скрыться насекомому.

У всех перечисленных видов есть свои приспособительные особенности строения и поведения. Животным это необходимо для выживания.

Запасание корма

Защита от врагов — не единственное проявление приспособительного поведения. Примером может служить и создание резерва для питания в неблагоприятный период.
Бурундук сначала прибирается в своей кладовой: выносит остатки прошлогодних запасов, а на пол кладет сухую листву. В качестве провианта он приносит орехи, грибы и семена, которые складывает отдельно друг от друга и тщательно сортирует. Количество запасенного корма может достигать восьми килограмм.

Особенности приспособительного поведения есть и у других животных: схроны с пищей на зимний период делают белки, сойки, мыши и хищные животные. Пережить неблагоприятные месяцы ежу, барсуку, суслику и медведю помогает спячка. Питательные вещества они запасают внутри организма, а затем экономно их расходуют при замедленном метаболизме.

Поздней осенью медведь обрастает длинной густой шерстью и находит в глухом лесу место для зимовки. Свое ложе он выстилает опавшей листвой и мхом. К этому времени у хозяина тайги уже сформировался достаточный слой подкожного жира. Со временем снег заметет медведя, образуется берлога, внешне напоминающая огромный сугроб. Дремлющее животное в течение зимы постепенно расходует запасенные вещества. Температура тела при этом уменьшается до тридцати градусов.

Забота о потомстве

Для сохранения вида огромное значение имеет адаптация для защиты подрастающего поколения. Рыбы отгоняют хищников от мест икрометания или вынашивают ее в ротовой полости. Самцы колюшки изготавливают своеобразное гнездо для икры. В нем для доступа кислорода оборудуются два отверстия.

У некоторых видов лягушек развитие икры осуществляется в выводковой сумке. Птицы вьют гнезда, откладывают яйца и высиживают птенцов. После вылупления обеспечивают их питанием и защитой, что является приспособительной особенностью поведения животных.

Млекопитающие не только вскармливают и защищают малышей, но и передают им навыки добывания пищи.

Физиологические адаптации

В процессе выживания не бывает мелочей. Для животного важны не только внешние признаки и поведение, но и адаптация на физиологическом уровне. Без нее устойчивость обменных процессов в организме на фоне меняющихся внешних условий находится под угрозой.

Накопленный подкожный жир помогает живым организмам в условиях пустыни длительное время обходиться без влаги. Она получается при его окислении. Одновременно с этим минимизируется и потеря воды через испарение.

Тюлени способны нырять на большие глубины, достигающие 600 м. Они задерживают дыхание на срок до одного часа. Это возможно благодаря миоглобину, который находится в мышечной ткани. Данный пигмент способен связать кислорода на порядок больше, чем гемоглобин. У сов зрение адаптировано к отсутствию света в ночное время. Летучие мыши прокладывают путь в темноте, используя эхолокацию.

К внешним условиям вынуждены адаптироваться и представители флоры. Листья кактусов постепенно видоизменились в колючку для уменьшения площади транспирации. Мясистый стебель служит резервуаром для влаги.

Огромные листья кувшинок, наоборот, способствуют большой скорости транспирации в условиях высокой влажности воздуха. Тундровая растительность имеет свои приспособления: низкий рост, мелкие листья, поверхностную корневую систему, быстрое развитие в вегетационный период.

Относительность приспособлений

Совершенство адаптаций отточено многовековым течением естественного отбора, однако никакое из них не является идеальным во всем. Каждое приспособление помогает живому организму только при определенных условиях. Если они изменятся, то признак становится нейтральным или даже опасным для самого индивида.

Белую куропатку выдает тень, отбрасываемая на снег ясным днем. Заяц после осенней линьки становится заметным на фоне темных деревьев. Стрижу для взлета необходимо оттолкнуться от края поверхности. Короткие ноги и длинные крылья препятствуют набору высоты с ровной площадки.

Панцирь защищает черепах от врагов, но хищные птицы научились сбрасывать рептилий с большой высоты для того, чтобы разбить его. Резцы грызунов растут без остановки, что необходимо для питания твердой пищей. Если их рацион будет состоять только из мягкого корма, то переросшие зубы не дадут возможности есть.

www.syl.ru

Приспособительное поведение животных

В процессе эволюции у животных сформировались различные физиологические и поведенческие механизмы, позволяющие им лучше адаптироваться к окружающей среде. Какие приспособительные особенности строения, окраски и поведения животных существуют? От чего они зависят?

Приспособительное поведение животных

Поведением называются действия, направленные на взаимодействие с окружающим миром. Оно характерно для всех животных существ и является одним из главных инструментов адаптации. Принципы поведения животных могут изменяться под действием внешних и внутренних факторов.

Для существования организмов важными являются все факторы окружающей среды – климат, почва, свет и т. д. Изменения хотя бы одного из них может отразиться на способе их жизни. Приспособительные особенности поведения животных помогают им адаптироваться к новым условиям, а значит повышают шансы на выживаемость.

Отвечать на раздражители среды способны даже элементарные формы жизни. Простейшие, например, могут перемещаться, чтобы снизить негативное влияние какого-либо фактора. У высокоорганизованных организмов поведение более сложное.

Они способны не только воспринимать информацию, но и запоминать и обрабатывать ее, чтобы использовать в дальнейшем для самосохранения. Этими механизмами управляет нервная система. Некоторые действия заложены у животных изначально, например, инстинкты, безусловные рефлексы, другие обретаются в процессе научения и приспосабливания.

Репродуктивное поведение

Воспроизводство потомства заложено в природе каждого живого организма. Приспособительное поведение проявляется при половом размножении, когда животным необходимо найти партнера, образовать с ним пару. При бесполом размножении такой потребности не возникает. Ухаживание сильно развито у высших организмов.

Чтобы завоевать партнера, животные исполняют ритуальные танцы, издают различные звуки, например, крики, трели, пение. Подобные действия подают противоположному полу сигнал, что особь готова к спариванию. Олени в брачный период издают специальный рев, а при встрече с потенциальным соперником устраивают борьбу. Киты касаются друг друга плавниками, слоны гладят хоботами.

Приспособительное поведение проявляется и в родительской заботе, которая повышает шансы молодых особей на выживание. В основном она характерна для позвоночных и заключается в сооружении гнезда, высиживании яиц, вскармливании и обучении. Моногамия и прочные пары преобладают у видов, где детеныши требуют длительного ухода.

Питание

Приспособительное поведение, связанное с питанием, зависит от биологических особенностей животного. Распространенной является охота. Она осуществляется при помощи слежки (у кальмаров), ловушек (у пауков) или простого выжидания (у богомолов).

Для экономии усилий и времени некоторые виды используют кражу. Например, пчелы-кукушки не строят собственных ульев, зато смело проникают в чужие. Они убивают матку, откладывают в колонии свои личинки, которых кормят ни о чем не подозревающие рабочие пчелы.

Койоты адаптировались за счет всеядности. Так они значительно расширили ареал обитания. Они могут обитать в пустынной, горной местности, даже приспособились к жизни вблизи городов. Едят койоты все, что угодно, вплоть до падали.

Одним из способов приспосабливания является запасание пищи. Насекомые запасаются для пропитания личинок. Для многих грызунов это часть подготовки к неблагоприятному сезону. Хомяки к зиме запасают около 15 килограмм еды.

Защита

Различные оборонительные реакции животных оберегают их от врагов. Приспособительное поведение в этом случае может выражаться пассивно или активно. Пассивная реакция проявляется прятаньем или бегством. Некоторые животные выбирают другую тактику. Они могут притвориться мертвыми или неподвижно замереть на месте.

Зайцы убегают от опасности, запутывая при этом свои следы. Ежи предпочитают свернуться клубком, черепаха прячется под панцирь, улитка — в раковину. Виды, живущие стаями или стадами, стараются плотнее прижаться друг к другу. Так хищнику сложнее напасть на отдельную особь, и есть вероятность, что он откажется от своего намерения.

Активное поведение характеризуется яркой демонстрацией агрессии противнику. Определенная поза, положение ушей, хвоста и других частей должны предупредить о том, что к особи не стоит приближаться. Например, кошки и собаки показывают клыки, шипят или рычат на врагов.

Общественное поведение

При взаимодействии животных друг с другом приспособительное поведение отличается у разных видов. Оно зависит от особенностей развития и способа жизни отдельной особи и направлено на создание благоприятных условий проживания и облегчение существования.

Муравьи объединяются, чтобы строить муравейники, бобры – для построения плотин. Пчелы формируют ульи, где каждая особь выполняет свою роль. Детеныши пингвинов объединяются в группки и находятся под наблюдением взрослых, пока их родители охотятся. Совместное проживание многих видов обеспечивает им защиту от хищников и групповую оборону в случае нападения.

Сюда можно отнести и территориальное поведение, когда животные помечают собственные владения. Медведи царапают кору деревьев, трутся о них или оставляют клоки шерсти. Птицы подают звуковые сигналы, некоторые животные используют запахи.

Особенности строения

На приспособительные особенности строения и поведения животных сильное воздействие имеет климат. В зависимости от степени влажности воздуха, плотности окружающей среды, колебания температур у них исторически сформировались разные формы тела. Например, у подводных обитателей — это обтекаемая форма. Она помогает быстрее передвигаться и лучше маневрировать.

Характерным примером адаптации строения к условиям проживания является размер ушей у лисиц. Чем холоднее климат, тем уши меньше. У песцов, обитающих в тундре, они небольшие, а вот у фенека, проживающего в пустыне, уши достигают до 15 см в длину. Большие уши помогают фенеку охлаждаться в жару, а также улавливать малейшее движение.

Пустынным обитателям негде спрятаться от врага, поэтому у одних в наличии хорошее зрение и слух, у других имеются сильные задние конечности для быстрого передвижения и прыжков (страусы, кенгуру, тушканчики). Быстрота также спасает их от соприкосновения с горячим песком.

Жители севера могут быть более медлительны. Основными приспособлениями для них является большое количество жира (до 25 % всего тела у тюленей), а также наличие волосяного покрова.

Особенности окраски

Немаловажную роль играет цвет тела и шерсти животного. От него зависит терморегуляция. Светлый окрас позволяет избежать воздействия прямых солнечных лучей и предотвратить перегрев организма.

Приспособительные особенности окраски тела и поведения животных тесно связаны друг с другом. Во время брачного периода яркий окрас самцов привлекает самок. Особи с наилучшим рисунком получают право на спаривание. У тритонов появляются цветные пятна, у павлинов присутствуют разноцветные перья.

Окрас обеспечивает животным защиту. Большинство видов маскируется под окружающую среду. Ядовитые виды наоборот могут иметь яркую и вызывающую расцветку, предупреждающую об опасности. Некоторые животные расцветкой и узором только имитируют ядовитых собратьев.

Заключение

Приспособительные особенности строения, окраски и поведения животных во многом являются результатом эволюции. Различия во внешнем виде и образе жизни иногда заметны даже в пределах одного вида. Главным фактором для формирования отличия послужила окружающая среда.

Каждый организм максимально приспособлен для обитания в пределах своего ареала. В случае, когда условия меняются, может изменяться тип поведения, окрас и даже строение организма.

fb.ru

Приспособительные особенности строения и поведения животных. Биология 9 класс Мамонтов

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка

resheba.me

§ 7. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных

1. Раскройте содержание понятия «приспособленность вида к условиям окружающей среды».

Растения и животные приспособлены к условиям среды своего обитания не только внешне, но и по внутреннему строению. Строение из органов и физиологические функции организма соответствуют условиям обитания. Их сложность и разнообразие также входят в понятие приспособлености.


2. Перечислите основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.

1. Форма тела.

2. Различные виды окраски и мимикрия.

3. Особенности внешнего строения.

4. Приспособительное поведение.



3. Сравните такие виды окраски, как предостерегающая окраска, покровительственная окраска и мимикрия, обратив особое внимание на их отличительные особенности. Приведите примеры животных, обладающих такими приспособлениями. Заполните таблицу.

Покровительственная окраскаПреостерегающая окраскаМимикрия

Позволяет быть незаметным среди окружающих форм

Пример: хамелеон

Выделяет из окружающей среды яркие пятна или полоски

Пример: ядовитые насекомые и др.

Это результаты гомологичных мутаций у разных видов, котоые помогают выжить незащищенным животным

Пример: заяц


4. Закончите приведенную схему эволюционного механизма появления мимикрии.

Мелкие положительные мутации

Естественный отбор (покажите, в каких условиях) – совместное обитание съедобных видов с несъедобными.

Мимикрия – подражание съедобных видов животных несъедобным.

В итоге беззащитный вид животного приобретает сходство с опасным, чем и обеспечивает себе неприкосновенность.



5. Ответьте, попадает ли поведение животного в сферу действия естественного отбора. Если да, приведите пример.

Поведение животного попадает в сферу действия естественного отбора. Это такие виды поведения, как демонстративное, отпугивающее и другие, обеспечивающие выживаемость вида. Например, запасание корма на зиму.


6. Вставьте недостающее слово.

Главным последствием приобретения адаптаций является состояние приспособленности организмов к среде обитания.


pobio.ru

Приспособительные особенности животных | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Приспособительные особенности животных Презентация по биологии ученица 11 Е класса Сулейманова Гаухар

Слайд 2

До сих пор мы видели, что у животных существуют самые разнообразные приспособления, в которых можно усмотреть одну основную мысль—стремление сделаться незаметными. Спрятаться, притаиться, надеть на себя шапку-невидимку—одинаково добиваются и могущественный хищник, и его слабая жертва. Такое стремление становится совершенно понятным, если принять во внимание, что все животные принуждены вести постоянную борьбу между собой, в которой для всех одинаково выгодно укрыться или притаиться. Эту непрерывную, ожесточенную борьбу всех организмов между собой, растительных между растительными, животных между животными, тех и других вместе со всей окружающей природою, живою и мертвою, называют борьбой за существование. Она есть главнейший двигатель всей жизни животных и представляет собою ту основную пружину, которая постоянно возбуждает организм к проявлению их свойства приспособляемости; таким образом появились у животных все вышеописанные явления удивительной приспособляемости к жизненным условиям. Приспособление

Слайд 3

Но стремясь в этой беспощадной борьбе за жизнь к тому, чтобы укрыться, и достигая в этом все большего и большего успеха, животные становятся трудно заметными не только для своих врагов, а также для друзей и родичей, даже для членов одного и того же вида. Самцам и самкам, хорошо приспособленным к укрыванию от врагов, стало бы трудно отыскивать друг друга, если бы у животных не выработались особые приспособления, с помощью которых они могли бы переговариваться между собою, сообщать друг другу о своем присутствии каким-либо особым способом, понятным для них самих, но непонятным для других. Такого рода своеобразный «язык» для взаимных сношений между собою родственных животных в действительности существует. Все приспособления такого рода можно разделить на следующие три группы: 1) приспособления у животных для сношений при помощи звуков; 2) посредством запахов 3) посредством свечения

Слайд 4

Переговоры животных посредством издаваемых ими звуков весьма широко распространены в животном царстве. Правда, мы слышим звуки у немногих сравнительно животных: у зверей, птиц, амфибий, немногих рептилий, также у насекомых, остальные все животные кажутся нам немыми, но можно предполагать, что это так кажется нам только вследствие несовершенства на­шего органа слуха. Несомненно, в природе есть много таких звуков, которых наш слуховой аппарат не может воспринимать. Следующее рассуждение приводит к такому заключению. Слуховой и зрительный органы у человека кажутся нам высоко совершенными, между тем наше ухо может воспринимать лишь такие звуки, которые соответствуют от- 16 колебаний в секунду до 40000, да и то лишь при особых лабораторных условиях. В обыденной жизни мы уже не слышим звуков, которые про­исходят при числе колебаний меньшем, чем 34, или большем, чем 25 000 в секунду.

Слайд 5

Что касается глаза, то он устроен у человека еще менее совершенно, чем ухо. В настоящее время мы хорошо знаем, что в природе существуют лучи, которых наш зрительный аппарат не воспринимает при обыкновенных условиях, но они становятся видимыми при некоторых особенных условиях; таковы все лучи спектра за красным его концом и за фиолетовым («ультракрасные» и «ультрафиолетовые» лучи). Более того, есть очень веские доказательства на то, что глаз человека постепенно совершенствуется. Можно думать, что человек лишь сравни­тельно недавно научился различать все те цвета, которые мы теперь насчитываем в спектре. На основании древнейших памятников китайской и индийской литературы, ученые предполагают, что раньше человек умел различать лишь один только красный цвет и вся окружающая природа казалась ему красною. Впоследствии он постепенно приобрел способность различать и другие цвета в том порядке, в котором они следуют друг за другом в спектре. Доказательство этого можно видеть в том, что в самых древних памятниках, какие мы знаем, встречается название одного только красного цвета, затем прибавляется оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Некоторые ученые предполагают, что звери и до сих пор еще не умеют различать многих лучей спектра, что касается птиц, то у них, по-видимому, глаз более развит, и они могут различать такие же цвета, как и человек, что видно из яркости и разнообразия оперения многих из них.

Слайд 6

Ввиду всех этих соображений, органы внешних чувств человека нельзя считать совершенными, и можно предположить, что у некоторых животных есть органы более совершенные, хотя бы в каком-нибудь одном отношении. На это предположение наводят нас многочисленные данные. Так, мы знаем, что у некоторых животных, которые кажутся нам немыми, есть органы слуха, иногда весьма совершенного устройства. Конечно, можно предположить, что эти животные могут воспринимать извне звуки, а сами не умеют их издавать, но гораздо более вероятным будет допущение, что они также могут производить звуки, которых мы не можем слышать, а другие животные, хотя бы только одни особи того же вида, могут их воспринимать своими органами непонятным для нас образом. Быть может со временем мы откроем какие-либо особенные условия, при которых такие звуки сде­лаются и для нас понятными. Ведь не столь давно мы научились обнаруживать некоторые лучи, которые раньше для нас были совершенно незаметны, как, напр., термические лучи, химические, фосфоресцирующие, рентгеновские. Относительно муравьев достоверно доказано, что они различают ультрафиолетовые лучи, недоступные человеческому глазу

Слайд 7

Переходя к способам, которые употребляют животные для произведения звука, мы можем отметить два основных способа: одни животные производят звук трением каких-нибудь твердых частей тела друг о друга, другие—сотрясением особых снарядов, поставленных на пути струи выдыхаемого воздуха; звуки второго рода называются вообще голосом. Первый способ производства звуков весьма распространен у насекомых. У них в разных частях тела существуют особого рода шероховатые линии, как бы струны, по которым движутся снаряды вроде смычков. Кузнечик имеет такие снаряды на крыльях и трением их производит известный пронзительный звук. У других, как, например у кобылок, струны расположены на крыльях, а смычком служит нога, у короедов струны находятся на нижней поверхности надкрылий, а смычок на брюшке, так что здесь струна трется о смычок, а не наоборот. Известны некоторые рыбы, которые издают звук, щелкая жаберными крышками, некоторые двухстворки трут свои раковины друг о друга и т. п.

Слайд 8

Для производства голоса в большинстве случаев служат так называемые голосовые связки, но у некоторых насекомых для этой цели имеются особые пленки или щетинки, поставленные на краях дыхательных отверстий. Гораздо менее распространен в животном царстве способ взаимных сношений посредством запахов. Многие из млекопитающих при отыскивании себе подобных руководствуются запахом. Насекомые также довольно часто обладают способностью выделять особые пахучие вещества и пользуются этим для привлечения друг друга. Еще реже, чем запахи, в животном царстве встречается свечение, как способ привлечения друг друга. Сущность способности свечения у животных еще не вполне выяснена. У некоторых животных для этой цели существует специальный орган свечения, как, напр., у Иванова червячка, но иногда светится не особый орган, а весь наружный покров или некоторые его части. Замечательно, что некоторые животные могут вызывать и прекращать свечение по своему произволу, так, напр., светящийся жучок, испугавшись шума, моментально перестает светиться.

Слайд 9

Способность издавать звуки, запахи или светиться, кроме своей главной цели—завязывать сношения друг с другом, иногда может иметь и постороннее назначение. Многие животные, напр., пользуются вышеуказанными способностями для отпугивания врагов. Схваченное насекомое или кричит, или брызжет мельчайшими капельками пахучей жидкости, стараясь отпугнуть таким образом своего преследователя; у других животных для той же цели—отпуги­вания врагов—имеются специальные приспособления, иногда в высшей степени хитроумные. Гусеницы шелкопряда и некоторые жуки в виду опасности внезапно выпускают на определенном месте тела особые выросты, в виде вилки или растопыренных пальцев желтого или ярко-красного цвета, и таким образом отпугивают некоторых врагов. У ящерицы, называемой плащеносной, существует особый воротник, который она может расправлять, и таким способом придает себе страшный вид. Многие млекопитающие, напр., кошки, собаки и проч., для того чтобы придать себе более внушительный вид, подымают на спине шерсть дыбом.

Слайд 10

Указанных примеров, которых можно было бы привести сколько угодно, достаточно, чтобы доказать, что всем животным присуща способность приспособляться к самым разнообразным условиям жизни. Эта удивительная способность выражается в приспособлении формы тела животного, его окраски, привычек и т. д. к всевозможным условиям существования. Но еще более наглядно проявляется перед нами эта приспособительная способность, когда мы сами по своему произволу вызываем те или другие изменения в организации животного, поставив его в особые условия, созданные нами самими. Если взять обыкновенную речную гидру и вывернуть ее наизнанку, как палец перчатки, то она не погибнет, а скоро сумеет приспособиться к жизни в новом положении. Различные ткани, из которых состоят стенки ее тела, постепенно переменяют свое назначение, так что прежний наружный слой, очутившись внутри, скоро начинает играть роль внутреннего слоя и, наоборот, внутренний, очутившись снаружи, получает значение наружного.

Слайд 11

Из икры тритона, отложенной весною в воду, развиваются личинки, которые дышат жабрами: При обыкновенных условиях эти головастики в конце лета теряют свои жабры, выходят из воды и живут, как сухопутные животные. Если же искусственно задержать головастика-тритона в воде (напр., устроив перегородку под поверхностью воды), то эти головастики достигают зрелого возраста, не теряя жабр, и в течение нескольких лет могут продолжать жизнь водного животного. Таким образом, мы искусственно можем задержать развитие животного и заставить его оставаться водным, вместо того чтобы превратиться в наземное. Все для той же цели—укрыться от врагов, многие животные, не довольствуясь уподоблением по внешнему виду с различными предметами или с другими животными, усвоили себе некоторые своеобразные движения и манеры, которые еще более обеспечивают им безопасность. Весьма часто встречается у животных способность притворяться мертвыми, если им грозит какая-либо опасность. Такая способность более распространена среди низших животных, главным образом у насекомых.

Слайд 12

Некоторые жуки, при виде опасности, подтягивают ножки и усики к туловищу, плотно прижимают к нему головку и делаются таким образом похожими на окоченевший труп. У некоторых даже имеются специальные ямочки и бороздки на брюшке, чтобы прятать ножки и усики. По большей части также, притворяясь мертвыми, животное принимает в то же время вид какого-нибудь неодушевленного предмета. Другие животные вводят в заблуждение своих преследователей особою манерою своих движений, уподобляя их некоторыми другими движениями, обычными в их жизненной обстановке. Для примера можно указать на бабочку вертунью (сем. Tortricidae), гусеницы которой в огромном количестве разводятся на наших хвойных деревьях, причиняя им значительный вред. Эта маленькая бабочка усвоила себе очень ори­гинальную манеру летать; именно, она летит не в прямом направлении, а извилисто, делая самые причудливые зигзаги, при этом многократно переворачивается; такой оригинальный полет бабочки находит себе вполне удовлетворительное объяснение. Действительно, в хвойном лесу, под осень, когда именно и летают эти бабочки, очень часто падают с дерева крылатые семечки елей и сосен, которые, падая, летят именно таким образом. Понятна польза для бабочки вертуньи, которую она получает от такой манеры летать, потому что хищные птицы, которые поедают этих бабочек, легко могут ошибиться, приняв это насекомое за несъедобное для них семечко.

Слайд 13

Если обратимся теперь к высшим животным, то и у них найдем не меньшее разнообразие самых хитроумных приспособлений к тому, чтобы обмануть бдительность угрожающих им врагов или коварно подкрасться к своей жертве. Каждому охотнику известны многочисленные примеры того, как дичь употребляет очень остроумные приемы для того, чтобы скрыться и спасти свою шкуру. Если вам когда-либо случалось видеть в лесу змею, притаившуюся среди сухого вереска или набросанных на землю обломков древесных ветвей, то, вероятно, вам приходила в голову мысль об удивительном сходстве тела этого животного по форме, по положению и по общей окраске с массою ветвей и палочек, среди которых она помещается. Словно сознательно надела на себя змея такую маску, которая делает ее сходной с окружающими предметами и которая помогает ей укрываться в обычной ее жизненной обстановке.

Слайд 14

В европейских лесах очень часто можно видеть слизняков с черным или рыжеватым телом. Удивительно, как многочисленны иногда бывают эти животные, которые представляют лакомую пищу для бесчисленных своих врагов и в то же время совершенно беззащитны по отношению к ним. Но проследите лишь некоторое время за этими слизняками, и вы без труда разгадаете, каким образом они, при всей своей беззащитности, достигают сравнительной безопасности. Лишь только животное почует приближение опасности, как моментально свертывается спиралью и становится совершенно неподвижным. В таком виде животное это настолько сходно с извержениями некоторых мелких млекопитающих, что даже знающий человек легко может ошибиться. Как будто сознательно слизняки выработали в себе способность принимать такой внешний вид, что, унижаясь до сходства с наиболее презренными предметами, обеспечивают себе безопасность среди множества врагов, с которыми бороться обыкновенными средствами они не в состоянии

Слайд 15

Из приведенных примеров видно, каким образом внешняя маскировка является полезной, как для могущественного хищника, так и для беззащитного моллюска. Подобные факты чрезвычайно распространены в животном мире. Повсюду мы видим, что животные по внешнему своему виду представляют большое сходство с окружающими их предметами в обычной жизненной обстановке. Если вдуматься во все эти факты, то можно усмотреть двоякую цель их. В беспрестанной борьбе, которую ведут между собою все животные, как для нападающего, так и для жертвы одинаково полезна способность оставаться незамечен­ным. Хищник старается как можно незаметнее приблизиться к жертве, чтобы вернее обеспечить себе успех охоты; слабое существо употребляет все усилия на то, чтобы скрыться от своих врагов.

Слайд 16

Вот еще несколько примеров. Лев, подстерегающий добычу, притаившись между скал пустыни, окрашен под цвет этих скал. Бенгальский тигр разрисован черными полосками, которые представляют полное сходство с полосками теней, которые при ярком освещении южного солнца отбрасывают стебли многочисленных растений индийских джунглей, где обитает тигр. Ягуар, высматривающий жертву из-за древесного ствола, испещрен округлыми темными пятнами, которые представляют полное сходство с тенью густой листвы деревьев. Наш обыкновенный заяц летом носит скромное серое одеяние, которое удивительно гармонирует с цветом потемневших стволов деревьев и почвы. Но с наступлением зимы, когда земля покрывается белою снежною пеленою, заяц меняет свою шубу и одевает шубку столь же белую, как и сам снег. Нетрудно уразуметь смысл такого переодевания, весьма целесообразно приспособленного к тому, чтобы животное было как можно менее заметным. Такая же перемена окраски замечается и у многих других животных, напр., у куропаток, которые зимою были, как снег, а летом имеют пестренькое серое оперение. Во всех только что указанных примерах животные изменяют свою окраску периодически, сообразно изменяющимся условиям по временам года.

Слайд 17

Но известны и другого рода примеры, когда животные изменяют свой цвет быстро, под влиянием различных случайных явлений. Так, например, в Сахаре живет ящерица шипохвост (Uromastyx acanthinurus), которая ночью и в облачные дни бывает серою с крупными темными пятнами, а в ясные дни песчаного цвета и испещрена мелкими черными пятнышками, которые похожи на мелкие камешки, разбросанные на поверхности песчаной равнины. При осмотре больших коллекций в музеях наблюдателю бросается в глаза, что животные, населяющие одни и те же местности, имеют поразительно сходную окраску. Многие птицы, живущие в наших лесах, имеют серое, темное невзрачное оперение; яркие цвета встречаются очень редко. В тропических лесах немало птиц, окрашенных в травяно-зеленый цвет, под цвет листвы. В пустынях, где преобладает грязно-желтый колорит, мы встречаем множество самых разнообразных животных, напр., млекопитающих, птиц, ящериц, змей, жуков, кузнечиков и проч., окрашенных под цвет окружающей обстановки, именно в тот самый грязно-желтый цвет, который и называют «цветом пустыни».

Слайд 18

Небольшие цветные пятнышки, которые украшают перья некоторых из наших птиц, нисколько не уменьшают их приспособленности, так как подобные же цветные пятнышки встречаются и в окружающей природе. Впрочем, не только в тропических странах, но и у нас живет несколько видов птиц ярко и пестро окрашенных, напр.: снегирь, иволга, красный щур и многие другие. У этих птиц окраска не приспособлена к окружающей обстановке. Они могут позволить себе роскошь в красках, так как, очевидно, обладают разными другими способами защиты. Да и то, у большинства этих ярко окрашенных птиц, только самцы имеют блестящее оперение, которые могли бы яркой окраской выдать свое присутствие врагам и погубить потомство, очень часто имеют тусклое оперение, под цвет окружающей обстановки.

Слайд 19

Такое сходство по оперению с окружающими предметами получает еще больший смысл, если принять во внимание, что хищные птицы, которые главным образом охотятся на них, в своих поисках за добычей руководствуются исключительно зрением на большом расстоянии. Если мы обратимся к полярным странам, то увидим новое подтверждение вышеприведенных рассуждений. Белая окраска преобладает почти у всех животных, обитающих в этих странах, которые большую часть года покрыты снегом. Мы знаем здесь белого медведя, белого песца, белого полярного зайца, белую куропатку, белую сову, снежного лемминга и других животных, имеющих белую или беловатую окраску. Понятно, что белый цвет перьев или меха наиболее предохраняет этих животных от всяких хищников, вследствие сходства со снежною пеленою, которая не сходит там почти целый год. Суслики, степные жаворонки, ящерицы и др. обитатели степей, которые обыкновенно бывают покрыты выгоревшею желтовато-серою травой, окрашены совершенно под цвет такой местности. В песчаных пустынях преобладает желтоватая и песочно-серая окраска обитающих там животных. Словом, везде животные, чтобы укрыться от своих преследователей, стараются как можно более примениться в своей окраске к цвету окружающих предметов.

Слайд 20

Еще интереснее приспособление, которое выработали для той же цели многие морские животные: они, применяясь к бесцветной, прозрачной воде, в которой они живут, сделались сами прозрачными. В самом деле, общий признак так называемых «пелагических» животных — это прозрачность и бесцветность. Наилучший пример такого рода представляют медузы, студенистое, прозрачное тело которых совершенно незаметно в воде, а некоторые из моллюсков и сальп достигают такой прозрачности, что через их тело можно читать, как через стеклянный предмет. Морские животные, обитающие на дне, приобрели окраску, которая делает их сходными по цвету с морским дном и с обычными предметами, находящимися на нем. Скаты, имеющие плоское тело серовато-бурого или рыжеватого цвета, неподвижно лежат между камнями, полу занесенными илом, и подстерегают добычу; они до такой степени сходны с такими камнями, что даже в аквариуме зритель долгое время совсем не обращает внимания на лежащие на дне камни и с великим удивлением замечает, что вдруг некоторые из них начинают двигаться и оказываются скатами. Полное сходство некоторых скатов с камнями достигается не только сходственной окраской, но и шероховатостью кожи на спине, покрытой многочисленными бородавочками, рубцами и морщинками, какие бывают у камней, источенных водою.

Слайд 21

Для полного сходства с окружающими предметами животные очень часто не довольствуются окрашиванием своего тела в соответственный цвет, но получают форму, совершенно подобную некоторым предметам обычной их обстановки. Многие насекомые принимают вид стебелька или листового черешка и, благодаря этому, легко ускользают от внимания не только хищников, которые на них охотятся, но даже опытных наблюдателей. Для примера укажем на насекомое Bacteria calamus из семейства фасмид (Phasmidae), которое водится в лесах Суринама. Тело этого оригинального животного имеет вид палочки, длиной около четверти аршина; по наружному виду оно представляет удивительное сходство с обломанной веточкой; сегменты, из которых состоит его тело, расположены так, что представляют полное сходство с междоузлиями стебля; кожа его буроватого цвета, шероховатая и покрыта шипами, а местами имеются скопления волосков, которые представляют полное подобие с плесневыми пятнами на гниющих ветвях. В наших лесах гусеницы многих бабочек очень похожи на веточки, на которых они обыкновенно живут. Для более полного сходства, завидев какую-нибудь опасность, они откидываются в сторону, прикрепляясь к ветке одними задними ножками, и замирают в таком положении, так что их никак нельзя отличить от сучка веточки. Очень многие бабочки, когда сидят на кусте, до такой степени сходны с листьями растения по окраске крыльев, по черточкам, которые соответствуют жилкам листа, наконец, по форме и по положению, что, даже глядя в упор, нельзя заметить их. Для большего сходства у некоторых бабочек на крыльях есть даже небольшие выемки или круглые отверстия, словно дыры на листе, выеденные червями.

Слайд 22

Приспособительные особенности животных Маскировка Мимикрия Покровительственная окраска Предупреждающая окраска Приспособительные особенности животных

Слайд 23

Маскировка Маскировка- приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливается с окружающими предметами. Например, гусеницы, некоторые бабочки по форме тела и окраске напоминают сучки.

Слайд 24

Мимикрия Мимикрия- подражание менее защищенного организма одного вида далее защищенному организму другого вида. Это подражание может проявиться в форме тела, окраске и т.д. Так, некоторые виды неядовитых змей и насекомых похожи на ядовитых.

Слайд 25

Покровительственная окраска Покровительственная окраска развита у видов, которые живут в окружающей среде и могут оказаться доступными для врагов. Такая окраска делает менее заметными на фоне окружающей местности. У открыто гнездящихся птиц(глухарь, тетерев, рябчик и др.)

Слайд 26

Предупреждающая окраска Виды нередко обладают яркой, запоминающейся окраской. Раз попытавшись отведать несъедобную божью коровку, жалящую осу, птица всю жизнь запомнит их яркую окраску. Некоторые животные демонстрирую угрожающую окраску лишь при нападении на них хищников.

nsportal.ru

Методическая разработка по биологии (9 класс) по теме: «Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Методические рекомендации

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие;
  2. Подготовка аудитории к работе;
  1. Проверка знаний учащихся.

Ребята сдайте, пожалуйста, проекты, которые вы подготовили дома на проверку.

Сдают домашнюю работу.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся, целеполагание.

-Ребята посмотрите, пожалуйста, на экран. Ответьте  на вопрос: Сколько животных на коллаже вы видите? (Приложение №1)

-На самом деле на экране10 животных. А почему, ребята, вы не заметили всех животных?

-Правильно. Как вы думаете, случайно ли мы начали урок с этой картинки? Действительно не случайно. На сегодняшнем уроке мы будем с вами рассматривать приспособленности организмов к среде обитания.

Запишите, пожалуйста, в тетрадях число и тему урока.

А теперь, ребята давайте с вами составим таблицу «знаю- хочу узнать- узнал» (приложение №3).

Вы уже много знаете примеров приспособлений животных из жизненного опыта. Назовите их (учитель на доске заполняет графу таблицы «знаю»).

У меня возникает вопрос: Что бы вы хотели узнать по данной теме на сегодняшнем уроке? Поставьте вопросы к нашей теме (учитель заполняет графу «хочу узнать» вопросами, которые задают ученики).

Наша с вами задача сегодня ответить на эти вопросы. 

-Дают разные ответы.

-Они «сливаются» с окружающей средой.

-Открывают тетради, записывают.

Приводят примеры…

Почему некоторые гусеницы как будто «стоят» на ветках и не шевелятся? Как пингвинам удается так быстро плавать под водой? Что случится с животным, если изменятся условия обитания? А есть ли приспособленность в окраске яиц, у скворца-  голубые, а у перепелки- пятнистые. Почему большинство животных стремятся «слиться» с окружающей средой, а некоторые наоборот (например, божья коровка)?Как хамелеон меняет цвет?

Этап «вызова» помогает систематизировать имеющиеся знания по материалу урока, пробудить интерес учащихся к получению новой информации; поставить учениками собственных целей обучения

Учитель заполняет таблицу на доске, учащиеся ведут подобные записи в тетради, занося в свои таблицы в первую очередь факты из собственного опыта. Дополняя их теми версиями и фактами, прозвучавшими в классе, которые, с их точки зрения, заслуживают внимания.

  1. Изучение нового материала.

А) В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по- своему уникален. Давайте же выясним, что такое приспособленность организмов к среде обитания.

Подумайте и попытайтесь сформулировать в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания?

Для удобства работы я вам предлагаю оформить всю информацию сегодняшнего урока в виде кластера.

Приспособленность или Адаптация –совокупность особенностей строения, физиологии и поведения живых организмов к конкретным условиям, в которых они могут нормально существовать и оставлять потомство.

Возникновение приспособленности к среде — основной результат эволюции. Поэтому эволюцию можно рассматривать как процесс возникновения приспособлений или адаптаций.

Давайте отобразим этот факт в графе «узнал».

Итак, давайте обратим внимание на экран, он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения.

(2 стр. омс- модуля, приложение №2).

Б) Классификация адаптаций;

Факты, свидетельствующие о приспособленности живых организмов, очень многочисленны. Невозможно дать полное их описание. Поэтому на нашем уроке мы рассмотрим лишь некоторые яркие примеры. Морфологические и физиологические адаптации рассмотрим на следующем уроке.

Итак, продолжаем оформлять кластер(закладка ПОКРОВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ОКРАСКА): 

Крипт.о.

Покровительственная окраска

Адаптация

мимикрия

предостерегающая окраска

маскировка

(прерываем просмотр и делаем замечание)

-Ребята, окраска животного, в соответствии с окружающим его фоном и делающая его незаметным, называется криптической. Отразите это в кластере, пожалуйста.

-Животные с расчленяющей окраской кажутся, на первый взгляд, хорошо заметными. Это действительно так, но только в нехарактерных для них условиях. Стоит представить их в привычной природной среде и картина резко изменится. Лежащий в клетке зоопарка тигр кажется окрашенным необычайно ярко, но в прибрежных зарослях тростника, где обычно охотится тигр, он абсолютно незаметен. Давайте отобразим это в кластере.

—Эффект любой покровительственной окраски повышается при её сочетании с соответствующим поведением (поза настороженности, замирание, поза покоя). Вспомните пример эксперимента с богомолами из темы «Учение Ч. Дарвина о естественном отборе». Добавим эту «веточку» в кластер. И окружим примерами.

-А теперь, ребята каждый у себя на кластере отметьте примеры животных, для которых характерны тот или иной тип окраски.

— Обратимся к нашей таблице «знаю –хочу узнать -узнал». Ответили мы на какой- нибудь из  вопросов? Давайте запишем краткий ответ.

-Есть у нас ещё вопросы, на которые нужно найти ответ? Тогда давайте снова обратимся к омс- модулю. (закладка МАСКИРОВКА)

Оформим полученные сведения в кластер, приведите примеры маскировки

-Давайте теперь посмотрим нашли ли мы ответы на какой- нибудь     из наших вопросов?

Предлагают различные формулировки.

Учащиеся вместе с учителем дают определение приспособленности, которое записывают в тетрадь (в середине страницы).

Записывают факт в графу «узнал» таблицы «знаю- хочу узнать- узнал».

Ученики в тетрадях оформляют кластер.

Возле овала с надписью «покровительственная окраска» изображается ещё один овал, с надписью «криптическая окраска», овалы  соединяются прямой линией.

Возле овала с  надписью «покровительственная окраска» изображается ещё один овал, с надписью « расчленяющая окраска».

Отмечают примеры.

Да- ответили.

Начинают заполнять графу №3.

— Да.

Возле овала с надписью «маскировка» оформляют примеры.

Да, нашли.

Этап «осмысления содержания» включает в себя получение новой информации; корректировка  учениками целей обучения.

Учитель на ватмане начинает оформлять кластер. Использование приема  кластера на уроке поможет выделить смысловые единицы нового материала, графически их оформить в определенном порядке, т.е. систематизировать их.

Отметьте кратко ответ.

Какой ещё вопрос у нас остался неотвеченным?  Обратимся к учебнику за новой информацией. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 40, второй абзац. Прочтите этот абзац.

Отметим полученную информацию на кластере. И приведем примеры.

*ФИЗКУЛЬТМИНУТКА*

— Есть ли у нас ещё ответ на поставленные вопросы?

Ещё один вид приспособленности – это мимикрия. Что это такое? Об этом нам расскажут и покажут ребята, которым было дано опережающее задание — собрать материал об этом явлении. Пожалуйста!

В) Относительность адаптаций.

Ребята остался ещё вопрос, который мы с вами не обсудили.

Что случится с животным, если изменятся условия обитания? Внимание на экран (закладка ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР АДАПТАЦИЙ ).

— Вывод: все приспособления носят относительный характер, т. е. полезны лишь в типичной среде обитания. В нетипичных условиях они могут оказаться бесполезными или вредными.

  1. Первичный контроль.

У вас на столах лежат листочки с тестами попробуйте выполнить  предложенные задания (приложение №4).

Крипт.о.

При1

мимикрия

Расч.о.

маскировка

Покровительственная окраска

Присп. пов.

Адаптация

предостерегающая окраска

Ученики отмечают новую «веточку», с надписью «предостерегающая окраска», включают  примеры в кластер.

Да есть, давайте их запишем в нашу таблицу, «что узнали».

Выступают подготовленные ребята. Сами оформляют последнюю «веточку»  кластера и пишут ответ в таблицу.

Отвечают на вопрос, записывают ответ в таблицу.

Выполняют тест.

Оформляют краткий ответ в таблице «знаю- хочу узнать- узнал»

Учитель параллельно с ребятами оформляет кластер на доске.

Оформляют графу «узнал».

6.Сообщение домашнего задания.

Домашнее задание, ребята написано у вас на листочках с таблицей «знаю- хочу узнать- узнал».

7.Подведение итогов урока.

Итак, ребята посмотрите на нашу таблицу, на все ли вопросы мы  ответили.

Все ли типы адаптаций рассмотрели.

Что нам необходимо рассмотреть на следующем уроке?

Вот мы с вами и наметили задачи на следующий урок. А сейчас подведем итоги нашего сегодняшнего урока.

Обратимся к кластеру и обобщим все, о чем сегодня говорили. Пожалуйста!

И какой вывод мы сделали…?

Сегодня на уроке вы работали очень хорошо, за тесты вы все получите оценки. Дополнительную «5» получают ребята, приготовившие материал по мимикрии.

А сейчас я вас прошу взять в руки листочки, на которых изображен хамелеон и подумать, понравился вам урок или нет. Если урок вам понравился, то раскрасьте вашего хамелеона в зеленый цвет; если вам было не интересно, то раскрасьте хамелеона в синий цвет, если урок вам не понравился, то раскрасьте хамелеона в красный цвет. Таким образом, хамелеон передаст мне ваше настроение.  

Сдайте, пожалуйста, листочки с тестами, листочки с хамелеонами мне на стол.

Всем спасибо за урок, до свидания!

Нет.

Тоже, нет.

— Морфологические и физиологические адаптации рассмотрим на следующем уроке.

Мы узнали, что такое адаптация, какие бывают адаптации, приводили примеры адаптаций.

Что адаптации носят относительный характер.

Раскрашивают хамелеонов, сдают листки.

На этапе «рефлексия» происходит размышление, рождение нового знания, постановка учеником новых целей обучения.

nsportal.ru

Параграф 7. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных — 9 класса — Мамонтова, Захарова (рабочая тетрадь).

1. Раскройте содержание понятия «приспособленность вида к условиям окружающей среды».
Растения и животные приспособлены к условиям среды своего обитания не только внешне, но и по внутреннему строению. Строение из органов и физиологические функции организма соответствуют условиям обитания. Их сложность и разнообразие также входят в понятие приспособлености.

2. Перечислите основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.
1. Форма тела.
2. Различные виды окраски и мимикрия.
3. Особенности внешнего строения.
4. Приспособительное поведение.

3. Сравните такие виды окраски, как предостерегающая окраска, покровительственная окраска и мимикрия, обратив особое внимание на их отличительные особенности. Приведите примеры животных, обладающих такими приспособлениями. Заполните таблицу.

4. Закончите приведенную схему эволюционного механизма появления мимикрии.
Мелкие положительные мутации
Естественный отбор (покажите, в каких условиях) – совместное обитание съедобных видов с несъедобными.
Мимикрия – подражание съедобных видов животных несъедобным.
В итоге беззащитный вид животного приобретает сходство с опасным, чем и обеспечивает себе неприкосновенность.

5. Ответьте, попадает ли поведение животного в сферу действия естественного отбора. Если да, приведите пример.
Поведение животного попадает в сферу действия естественного отбора. Это такие виды поведения, как демонстративное, отпугивающее и другие, обеспечивающие выживаемость вида. Например, запасание корма на зиму.

6. Вставьте недостающее слово.
Главным последствием приобретения адаптаций является состояние приспособленности организмов к среде обитания.


www.biogdz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *