Реальное я в психологии это – Я-концепция — Википедия

Реальное я это что такое Реальное я: определение — Психология.НЭС



Реальное я это что такое Реальное я: определение — Психология.НЭС
  • Психология.НЭС
    • Право.НЭС
    • Философия.НЭС
    • Социология.НЭС
    • Экономика.НЭС
    • Педагогика.НЭС
    • Политика.НЭС
    • История.НЭС
О проекте | Правила | Контакты Национальная психологическая энциклопедия β
  • Словари
  • Термины
  • Персоны
  • Новости
  • Каталог

vocabulary.ru

"Я" - реальное, "Я" - идеальное

как карта к изображаемой на ней территории...

которая сама по себе реальностью не является"

Этот расклад удобно использовать на The Transparent Tarot и основан на концепции «Теории личности и Теории личностного роста» Карла Роджерса[i].

Основополагающим во всех трудах Роджерса является утверждение, что человек, наблюдая и оценивая свой собственный опыт, познает самого себя. При этом жизненный опыт человека является неотъемлемой частью его "я" и лучше всего может быть известен только ему самому. 

Есть "Я"-реальное − то, что собой человек фактически представляет;

и есть "Я"-идеальное − то, каким он себя видит в идеальном варианте. 

Очень часто эти образы не совпадают, более того, при очень большом разрыве в видении этих образов, человек неудовлетворен собой и своей жизнью в целом. Такую ситуацию можно назвать отправным пунктом душевных метаний и сложного пути поисков себя и своего места в этой жизни. Человек удовлетворенный собой и своей жизнью, как правило, над этим не задумывается. Чаще всего такие вопросы возникают у людей особого склада, назовем их духовными искателями. Поиск непростых ответов на простые вопросы может длиться всю жизнь, превращая жизнь человека в поток неудовлетворенности, страданий и душевных метаний. 

Предлагаемый расклад предназначен для раскрытия, анализа и сопоставления образов кверента «Я» − реальное и «Я – идеальное» чтобы выявить как противоречия, так и совпадения эти образов. Очень удобен для выявления заниженной или завышенной самооценки кверента. По своей схеме этот расклад похож на всем известный «Вокзал для двоих». 

Значение позиций

 

7− Сигнификатор, показывающий в каком состоянии сейчас находится кверент, степень противоречий и совпадений его образов. Точка проявления гармонии. 

Левый ряд (1, 3, 5)

«Я»-идеальное. Представления кверента о самом себе. 

Правый ряд (2,4,6)

«Я»-реальное. Что кверент представляет собой на самом деле или мнение о нем окружающих.

 

 

Карты 1 и 2 (верхний ряд) – мысли.

– что кверент думает сам о себе;

– каков кверент на самом деле или что он должен про себя осознать. 

Карты  3 и 4 (средний ряд) – чувства.

– какие чувства к себе и к свои поступкам испытывает кверент;

– как кверент должен поменять чувственный настрой по отношению к себе и к своим поступкам. 

Карты 5 и 6 (нижний ряд) – отношения.

− как относится кверент сам к себе

– как кверент должен поменять отношение к себе и к своим поступкам. 

Карта 7точка проявления гармонии. Степень противоречий или совпадений между Левым рядом (Я-идеальное) и Правым Рядом (Я-реальное).

 Пример

 В описании используются условные знаки:

− прямые карты;

− перевернутые карты;

↔ − зеркальные карты;

− зеркально-перевернутые карты.

 Молодой человек претендует на повышение по службе. Да и руководители предприятия рассматривают кверента как лучшую кандидатуру на эту должность, по сравнению с другими сотрудниками. Но сам молодой человек не уверен в своих силах, сомневается, хватит ли у него опыта руководить небольшим коллективом. 

Выпали следующие карты: 

 

Рассмотрим левый ряд («Я»-идеальное) – представления кверента о самом себе. 

1 − Семерка Кубков ↔ («мысли») – кверент слишком критично относится к себе и своим возможностям, он часто недооценивает себя, боится непредвиденных обстоятельств. 

3 – Тройка Пентаклей ↑ («чувства») – он чувствует в себе творческий потенциал, который ему очень хочется реализовать, хочется достичь определенных высот в жизни. 

5 – I-Маг ↓ («отношения») – кверент относится к себе непросто, порой, ему бывает нелегко самому с собой. Слишком много сомнений «по поводу и без», переизбыток самокритики. 

 

  

 

Чтобы выявить сумму значений карт левого ряда, совместим их в одно изображение, наложив друг на друга: 

 

− Чувствуя в себе достаточный потенциал и желания реализовать себя, кверент не уверен в своих силах и склонен к сомнениям. Возможно, что он пока внутренне не готов к активным действиям. Может, это просто страх перед неизвестным или перед невозможностью просчитать все непредвиденные обстоятельства. Кверент не хочет дать себе право на ошибку. 

 

  

 

Рассмотрим правый ряд («Я»-реальное) – соответствие представлений юноши о самом себе и его реальная характеристика: 

2 – Принцесса Мечей ↑ («мысли») – кверент и на самом деле обладает большим интеллектуальным потенциалом. Он умеет «докапываться» до истины и охотно делится своими знаниями и идеями с другими людьми. 

4 – Принц Кубков ↑ («чувства») – молодой человек вполне искренен и открыт для окружающих. Часто разочаровывается, поскольку не всегда получает такой же искренности от окружающих. 

6 – Шестерка Жезлов ↔ («отношения») – действительно может достигать своих целей, используя хорошие отношения к себе. 

 При наложении карт друг на друга получается следующее:

 

− все три фигуры расположились в нижней части карты. Это значит, что истинные, реальные  качества кверента достаточно устойчивые и их нужно принять как таковые.

 

Молодой человек обладает достаточным набором качеств для успешной карьеры.

  

 

Осталось сравнить между собой горизонтали: 

 Верхний ряд – «мысли»:

1Семерка Кубков

и 2Принцесса Мечей ↑.

 

При совмещении:

Представления кверента о самом себе не соответствуют его реальным качествам. Ему необходимо научиться верить в себя.   

 

  

Средний ряд − «чувства»:

3Тройка Пентаклей ↑ и 4

Принц Кубков ↑ 

При совмещении:

Смелее воплощать свои желания, но быть осторожным, не раскрывать все свои планы другим людям. 

 

 

  

Нижний ряд – «отношения»:

5I-Маг ↓ и 6Шестерка Жезлов ↔ 

При совмещении:

Бережно относиться к своим силам, не расходовать их по пустякам, точно рассчитывать свои действия и не обольщаться промежуточными успехами, тщательно продумывая дальнейшие планы. 

 

 

 Итог: 

 

7Десятка Кубков

Неуверенность кверента сильно мешает его же собственному эмоциональному комфорту. Эта неуверенность начинает негативно сказываться на его перспективах. Нужно набраться смелости и уверенно двигаться вперед. 

 

 

 Вывод.

Расклад выявил заниженную самооценку у кверента. Ему необходимо побороть неуверенность, соглашаться на предлагаемую должность. Все необходимые личностные качества у молодого человека имеются, а опыт придет в процессе работы.

 


[i]Карл Рэнсом Роджерс (англ. Carl Ransom Rogers; 8 января 1902 — 4 февраля 1987) — американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии. Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией» (англ. person-centered psychotherapy). Президент Американской психологической ассоциации в 1947 году. 

Галерея колоды The Transparent Tarot 

tarotclub.ru

6.3. Я – концепция личности

Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, «теория самого себя». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, раз­витие и изменение Я-концепции обусловлено факторами внутреннего и внеш­него порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на форми­рование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья яв­ляется единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ре­бенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии Я-концеп­ции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако семья как институт социализации личности про­должает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте.

В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концеп­ции — реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, на­пример профессиональная Я-концепция личности, или Я-профессиональное. В свою очередь профессиональная Я-концепция личности также может быть ре­альной и идеальной.

Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистич­на. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Иде­альная же Я-концепция (идеальное «Я») — это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между ре­альной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным, как негатив­ным, так и позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником самосовершенствования личности и стрем­ления к развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассо­гласования, а также его интерпретацией личностью. В любом случае, ожидание полного совпадения Я-реального и Я-идеального, особенно в подростковом и юношеском возрасте, является мало на чем основанной иллюзией. По существу, на представлении о том, что реальная и идеальная Я-концепции в большинстве случаев (статистическая норма) в той или иной мере закономерно не совпадают, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки.

Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описа­тельных, чем оценочных представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого роста и у него карие глаза, составляют часть его Я-концепции, но при этом данные свойства не рассматриваются в оценочном плане. В случае же с самооценкой, те или иные качества рассматриваются как хорошие или плохие, субъект оценивает себя по этим качествам в сравнительном плане, как человека, который «лучше» или «хуже» других. Иначе говоря, если мы будем выделять в Я-концепции когни­тивную и аффективную составляющие, то, по существу, самооценку можно рассматривать как аффективно-оценочный компонент Я-концепции. Важно и то, что одни и те же качества в структуре самооценки различных личностей мо­гут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они по­вышают самооценку), а другим — в негативном (и тогда они понижают само­оценку).

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Са­мооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отда­вать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе социализа­ции, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в зна­чительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе от­ношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важ­ное место.

Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о само­оценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанны­ми являются представления о связи самооценки с асоциальным и делинквентным поведением подростка. Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя — завышенный или зани­женный. Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является позиция о завышенной самооценке и подростков-делинквентов и взрослых правонарушителей. Отмечается в связи с этим, что не­адекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения.

Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также основанная на экспери­ментальных данных. По мнению ее сторонников, уровень самооценки у несовер­шеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подростков. Большинство же исследований, в которых получены противоположные резуль­таты, как считают сторонники данной концепции, являются методически некор­ректными. В ряде исследований показано, что у молодых преступников и тех, кто попал в сферу внимания общественных организаций, занимающихся «труд­ными» подростками, Я-концепция отрицательная. В работах этого направления указывается, что неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь по­лучить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нару­шениям поведения. При этом выделяют (X. Ремшмидт) следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции.

1. Снижение самоуважения и часто, как следствие, — социальная деградация, агрессивность и преступность.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие моло­дые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной само­оценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя не способными к ним.

В целом надо заметить, что в современной психологии имеется определенное противоречие в данных по вопросу о завышенности и заниженности самооцен­ки подростков-правонарушителей. Когда возникает такая «тупиковая» ситуа­ция, в науке часто актуализируется потребность в разработке иной концепции, некоего третьего подхода, имеющего объяснительную силу и снимающего про­тиворечия.

На рассматриваемую проблему и создавшееся противоречие можно взгля­нуть и с иных концептуальных позиций. Можно полагать, что главное в пробле­ме самооценки подростков-делинквентов состоит не в ее завышенности или заниженности, а в том, что самооценка у них, как правило, находится в противоре­чии с оценкой социума, не соответствует внешней оценке (родителей, педагогов, класса). В этом плане оценка всегда ниже самооценки подростка (даже если по­следняя достаточно адекватна). В этом заключается пусковой механизм делинквентности, толчок к асоциальному поведению подростка. Потребность в уваже­нии, признании является одной из важнейших потребностей личности. В неко­торых концепциях личности она относится к базовым, фундаментальным потребностям (например, у А. Маслоу). Блокирование реализации этой потреб­ности автор концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье рассматрива­ет в качестве мощного фактора дистресса. В связи с этим он подчеркивает, что человек нуждается в признании, он не может вынести постоянных порицаний, потому что это больше всех других стрессоров отрицательно влияет на любую деятельность. Очевидно, все сказанное справедливо для личности подростка-юноши даже в большей степени, чем для взрослых, с учетом характерного для этого возраста кризиса идентичности и острого его переживания.

В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоян­но блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей — потреб­ности в уважении — развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не может постоянно пребывать в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подрост­ка в группу, в которой оценка окружающими его личности будет адекватна са­мооценке или даже будет ее превосходить. В данной группе подростка ценят (это подтверждается постоянно вербально и невербально), что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а следовательно, и к состоянию удовлет­воренности, комфорта от принадлежности к группе.

Самооценка подростка, таким образом, наконец получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности. Группа, в которую пере­ходит подросток, может иметь различную ориентацию, различные ценности. К сожалению, очень часто в новой неформальной группе, где подросток находит необходимую социальную опору, доминирующей является контрнормативная шкала ценностей. Как показывают исследования, контрнормативность ценнос­тей является характерной чертой групп подростков-делинквентов. Однако опи­санный путь противоречия между самооценкой и оценкой может и не приводить к негативным последствиям. Это происходит в том случае, когда подросток включается в неформальную группу, ориентированную на нормативную шкалу ценностей. Данный механизм или концепция пускового механизма делинквентности позволяет объяснить и то, почему терпят провал отчаянные попытки пе­дагогов и родителей вырвать подростка из «нехорошей компании». По суще­ству, такие попытки априорно обречены на провал, так как за ними стоит нега­тивное психологическое следствие для личности — подростка снова пытаются лишить социальной опоры, включив в неприемлемую и отторгаемую им (а так­же, и даже может быть в первую очередь, отторгающую его) группу. Существу­ет, следовательно, лишь один эффективный путь для решения этого психологи­ческого противоречия. Необходимо не просто пытаться вырвать подростка из одной группы, но надо «подставить» ему вместо этой асоциальной группы дру­гую группу — просоциальной ориентации. Очевидно, излишне напоминать при этом, что данная новая группа должна быть такой, чтобы самооценка подростка находила в ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности.

Рассмотренный здесь подход объясняет и те, казалось бы, парадоксальные факты, когда подросток упорно держится за некоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней очень низкое положение. В таких случаях действительно переход личности в данную группу не сопровождается повышением оценки лич­ности группой. Однако принадлежность к данной асоциальной группе позволя­ет удовлетворить потребность во внешнем подтверждении самооценки за счет подростков, не входящих в группу. Работает модель: внутри группы — «шестер­ка», но для посторонних подростков — «авторитет». В крайних вариантах такое удовлетворение может достигаться и путем проявления агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков — не членов группы.

Оглавление

Понравилась статья? Поделись ею с друзьями и поддержи автора!

  • Facebook
  • Twitter
  • Мой мир
  • Google+
  • LiveJournal
  • Вконтакте

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации

smogendrr.ru

Понятие «Я» в психологии | Мир Знаний

Что такое «я»? Несомненно, это основополагающее понятие для описания внутреннего мира человека. Наличие четкого представления о «я» крайне важно для того, кто хотел бы хоть немного понять этот загадочный мир.

Понятие «я» в значительной мере имеет философский оттенок. Ребенок произносит «я», ничуть не задумываясь о его сути; впрочем это относится и к подавляющей части населения Земли. С точки зрения психологии, первое ощущение человеческого существа, ступившего в этот мир, можно охарактеризовать как переживание отделенности Себя от Мира. Вся долгая жизнь индивида посвящена фактически познанию двух разделенных частей: окружающего мира и себя в нем. Чтобы как-то обозначить для себя и остального мира свое присутствие, человек научился говорить «я», и это «я» плотно спаяно с функционированием его психики.

Понимание «я» во многом определяется духовным развитием и верованиями индивида, его мировоззрением.

В эзотерических традициях «я» понимается как неизменное, бессмертное проявление духа в человеке. В этом смысле «я» можно образно сравнить с волной, той формой, какую на время принимает океан духа.

В психологии понятие «я» определяют как: «я есть», «я существую». В чем-то это совпадает с дефиницией личности Х. Вольфа (1734 г.): «То, что сохраняет воспоминания о самом себе и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и теперь». Можно сказать, что человеческая особь, или индивид, представляет собой «я» в физической оболочке тела.

В разные периоды жизни человек по-разному ощущает и понимает свое «я», и на это понимание влияет реакция социума на поведение индивида. Словосочетаниями: «Я добрый», «Я умный», «Я способен покорить эту вершину», индивид характеризует себя, свое «я» как бы со стороны, сопоставляя свои возможности с возможностями выбранного им социального образа. Наблюдая за ответами социума, человек как в зеркале, формирует понимание самого себя, своего «я». Отсюда возникает многоплановость и изменчивость «я».

В простейшем варианте «я» всегда содержит в себе черты двойственности (дуальности). Важность двойственности удачно подчеркнул социолог Э. Дюркгейм, метко окрестив Homo sapiens — Homo duplex (человек двойственный). Двойственность можно сравнить с двумя сторонами медали.

В своем поведении человек руководствуется разумом и эмоциями, которые могут быть согласованными (сотрудничать между собой), а могут и конфликтовать. Подобный конфликт присутствует в ситуациях переполненности несовместимыми друг с другом желаниями: «и хочется, и колется», «люблю и ненавижу одновременно», «то люблю, то ненавижу», «готов убить и расцеловать». Классический пример феномена психологической дуальности — сомнение: «Быть или не быть, вот в чем вопрос?» (В. Шекспир, «Гамлет».)

Несколько выходя за узкие рамки рассматриваемого вопроса, стоит привести пример групповых социальных выборов в ситуациях неопределенности. В этом примере также присутствует дуальность, причем выражена она весьма оригинально и известна под названием «закона уверенности» Р.Х.Тули. Что такое ситуация неопределенности? Ситуации неопределенности характеризуются нехваткой информации, когда человек априори (заранее) лишен возможности составить определенное мнение. По логике, казалось бы, он должен принять нейтральную (или близкую к ней) позицию между двумя крайностями «или-или». Однако в социуме этого, как правило, никогда не происходит. Хотя никто твердо не знает, в чем состоит истина, люди склонны занимать крайние позиции — либо «за», либо «против». Под давлением выбора группа всегда делится на два полярных враждующих лагеря. Представители каждого искренне убеждены в истинности именно их позиции и рьяно, с пеной у рта, доказывают неправоту оппонентов. Это яркий, реальный, хотя и грустный пример дуальности нашего сознания вообще.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь