Реальное я это что такое Реальное я: определение — Психология.НЭС
Реальное я это что такое Реальное я: определение — Психология.НЭС- Психология.НЭС
- Право.НЭС
- Философия.НЭС
- Социология.НЭС
- Экономика.НЭС
- Педагогика.НЭС
- Политика.НЭС
- История.НЭС
- Словари
- Термины
- Персоны
- Каталог
vocabulary.ru
«Я» — реальное, «Я» — идеальное
как карта к изображаемой на ней территории…
которая сама по себе реальностью не является»
Этот расклад удобно использовать на The Transparent Tarot и основан на концепции «Теории личности и Теории личностного роста» Карла Роджерса[i].
Основополагающим во всех трудах Роджерса является утверждение, что человек, наблюдая и оценивая свой собственный опыт, познает самого себя. При этом жизненный опыт человека является неотъемлемой частью его «я» и лучше всего может быть известен только ему самому.
Есть «Я»-реальное − то, что собой человек фактически представляет;
и есть «Я»-идеальное − то, каким он себя видит в идеальном варианте.
Очень часто эти образы не совпадают, более того, при очень большом разрыве в видении этих образов, человек неудовлетворен собой и своей жизнью в целом. Такую ситуацию можно назвать отправным пунктом душевных метаний и сложного пути поисков себя и своего места в этой жизни. Человек удовлетворенный собой и своей жизнью, как правило, над этим не задумывается. Чаще всего такие вопросы возникают у людей особого склада, назовем их духовными искателями. Поиск непростых ответов на простые вопросы может длиться всю жизнь, превращая жизнь человека в поток неудовлетворенности, страданий и душевных метаний.
Предлагаемый расклад предназначен для раскрытия, анализа и сопоставления образов кверента «Я» − реальное и «Я – идеальное» чтобы выявить как противоречия, так и совпадения эти образов. Очень удобен для выявления заниженной или завышенной самооценки кверента. По своей схеме этот расклад похож на всем известный «Вокзал для двоих».
Значение позиций
7− Сигнификатор, показывающий в каком состоянии сейчас находится кверент, степень противоречий и совпадений его образов. Точка проявления гармонии.
Левый ряд (1, 3, 5)
– «Я»-идеальное. Представления кверента о самом себе.
Правый ряд (2,4,6)
– «Я»-реальное. Что кверент представляет собой на самом деле или мнение о нем окружающих.
Карты 1 и 2 (верхний ряд) – мысли.
1 – что кверент думает сам о себе;2 – каков кверент на самом деле или что он должен про себя осознать.
Карты 3 и 4 (средний ряд) – чувства.
3 – какие чувства к себе и к свои поступкам испытывает кверент;
4 – как кверент должен поменять чувственный настрой по отношению к себе и к своим поступкам.
Карты 5 и 6 (нижний ряд) – отношения.
5 − как относится кверент сам к себе
6 – как кверент должен поменять отношение к себе и к своим поступкам.
Карта 7– точка проявления гармонии. Степень противоречий или совпадений между Левым рядом (Я-идеальное) и Правым Рядом (Я-реальное).
Пример
В описании используются условные знаки:
↑− прямые карты;
↓− перевернутые карты;
↓↑− зеркально-перевернутые карты.
Молодой человек претендует на повышение по службе. Да и руководители предприятия рассматривают кверента как лучшую кандидатуру на эту должность, по сравнению с другими сотрудниками. Но сам молодой человек не уверен в своих силах, сомневается, хватит ли у него опыта руководить небольшим коллективом.
Выпали следующие карты:
Рассмотрим левый ряд («Я»-идеальное) – представления кверента о самом себе.
1 − Семерка Кубков ↔ («мысли») – кверент слишком критично относится к себе и своим возможностям, он часто недооценивает себя, боится непредвиденных обстоятельств.
3 – Тройка Пентаклей ↑ («чувства») – он чувствует в себе творческий потенциал, который ему очень хочется реализовать, хочется достичь определенных высот в жизни.
5 – I-Маг ↓ («отношения») – кверент относится к себе непросто, порой, ему бывает нелегко самому с собой. Слишком много сомнений «по поводу и без», переизбыток самокритики.
Чтобы выявить сумму значений карт левого ряда, совместим их в одно изображение, наложив друг на друга:
− Чувствуя в себе достаточный потенциал и желания реализовать себя, кверент не уверен в своих силах и склонен к сомнениям. Возможно, что он пока внутренне не готов к активным действиям. Может, это просто страх перед неизвестным или перед невозможностью просчитать все непредвиденные обстоятельства. Кверент не хочет дать себе право на ошибку.
Рассмотрим правый ряд («Я»-реальное) – соответствие представлений юноши о самом себе и его реальная характеристика:
2 – Принцесса Мечей ↑
4 – Принц Кубков ↑ («чувства») – молодой человек вполне искренен и открыт для окружающих. Часто разочаровывается, поскольку не всегда получает такой же искренности от окружающих.
6 – Шестерка Жезлов ↔ («отношения») – действительно может достигать своих целей, используя хорошие отношения к себе.
При наложении карт друг на друга получается следующее:
− все три фигуры расположились в нижней части карты. Это значит, что истинные, реальные качества кверента достаточно устойчивые и их нужно принять как таковые.
Молодой человек обладает достаточным набором качеств для успешной карьеры.
Осталось сравнить между собой горизонтали:
Верхний ряд – «мысли»:
1− Семерка Кубков ↔
и 2 – Принцесса Мечей ↑.
При совмещении:
Представления кверента о самом себе не соответствуют его реальным качествам. Ему необходимо научиться верить в себя.
Средний ряд − «чувства»:
3– Тройка Пентаклей ↑ и 4 – Принц Кубков ↑
При совмещении:
Смелее воплощать свои желания, но быть осторожным, не раскрывать все свои планы другим людям.
Нижний ряд – «отношения»:
5
При совмещении:
Бережно относиться к своим силам, не расходовать их по пустякам, точно рассчитывать свои действия и не обольщаться промежуточными успехами, тщательно продумывая дальнейшие планы.
Итог:
7– Десятка Кубков ↔
Неуверенность кверента сильно мешает его же собственному эмоциональному комфорту. Эта неуверенность начинает негативно сказываться на его перспективах. Нужно набраться смелости и уверенно двигаться вперед.
Вывод.
Расклад выявил заниженную самооценку у кверента. Ему необходимо побороть неуверенность, соглашаться на предлагаемую должность. Все необходимые личностные качества у молодого человека имеются, а опыт придет в процессе работы.
[i]Карл Рэнсом Роджерс (англ. Carl Ransom Rogers; 8 января 1902 — 4 февраля 1987) — американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии. Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией» (англ. person-centered psychotherapy). Президент Американской психологической ассоциации в 1947 году.
Галерея колоды The Transparent Tarot
tarotclub.ru
6.3. Я – концепция личности
Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, «теория самого себя». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте.
В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концепции — реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, например профессиональная Я-концепция личности, или Я-профессиональное. В свою очередь профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и идеальной.
Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») — это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).
Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным, как негативным, так и позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его интерпретацией личностью. В любом случае, ожидание полного совпадения Я-реального и Я-идеального, особенно в подростковом и юношеском возрасте, является мало на чем основанной иллюзией. По существу, на представлении о том, что реальная и идеальная Я-концепции в большинстве случаев (статистическая норма) в той или иной мере закономерно не совпадают, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки.
Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого роста и у него карие глаза, составляют часть его Я-концепции, но при этом данные свойства не рассматриваются в оценочном плане. В случае же с самооценкой, те или иные качества рассматриваются как хорошие или плохие, субъект оценивает себя по этим качествам в сравнительном плане, как человека, который «лучше» или «хуже» других. Иначе говоря, если мы будем выделять в Я-концепции когнитивную и аффективную составляющие, то, по существу, самооценку можно рассматривать как аффективно-оценочный компонент Я-концепции. Важно и то, что одни и те же качества в структуре самооценки различных личностей могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим — в негативном (и тогда они понижают самооценку).
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.
Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанными являются представления о связи самооценки с асоциальным и делинквентным поведением подростка. Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя — завышенный или заниженный. Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является позиция о завышенной самооценке и подростков-делинквентов и взрослых правонарушителей. Отмечается в связи с этим, что неадекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения.
Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также основанная на экспериментальных данных. По мнению ее сторонников, уровень самооценки у несовершеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подростков. Большинство же исследований, в которых получены противоположные результаты, как считают сторонники данной концепции, являются методически некорректными. В ряде исследований показано, что у молодых преступников и тех, кто попал в сферу внимания общественных организаций, занимающихся «трудными» подростками, Я-концепция отрицательная. В работах этого направления указывается, что неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. При этом выделяют (X. Ремшмидт) следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции.
1. Снижение самоуважения и часто, как следствие, — социальная деградация, агрессивность и преступность.
2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.
3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя не способными к ним.
В целом надо заметить, что в современной психологии имеется определенное противоречие в данных по вопросу о завышенности и заниженности самооценки подростков-правонарушителей. Когда возникает такая «тупиковая» ситуация, в науке часто актуализируется потребность в разработке иной концепции, некоего третьего подхода, имеющего объяснительную силу и снимающего противоречия.
На рассматриваемую проблему и создавшееся противоречие можно взглянуть и с иных концептуальных позиций. Можно полагать, что главное в проблеме самооценки подростков-делинквентов состоит не в ее завышенности или заниженности, а в том, что самооценка у них, как правило, находится в противоречии с оценкой социума, не соответствует внешней оценке (родителей, педагогов, класса). В этом плане оценка всегда ниже самооценки подростка (даже если последняя достаточно адекватна). В этом заключается пусковой механизм делинквентности, толчок к асоциальному поведению подростка. Потребность в уважении, признании является одной из важнейших потребностей личности. В некоторых концепциях личности она относится к базовым, фундаментальным потребностям (например, у А. Маслоу). Блокирование реализации этой потребности автор концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье рассматривает в качестве мощного фактора дистресса. В связи с этим он подчеркивает, что человек нуждается в признании, он не может вынести постоянных порицаний, потому что это больше всех других стрессоров отрицательно влияет на любую деятельность. Очевидно, все сказанное справедливо для личности подростка-юноши даже в большей степени, чем для взрослых, с учетом характерного для этого возраста кризиса идентичности и острого его переживания.
В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоянно блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей — потребности в уважении — развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не может постоянно пребывать в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой оценка окружающими его личности будет адекватна самооценке или даже будет ее превосходить. В данной группе подростка ценят (это подтверждается постоянно вербально и невербально), что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а следовательно, и к состоянию удовлетворенности, комфорта от принадлежности к группе.
Самооценка подростка, таким образом, наконец получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности. Группа, в которую переходит подросток, может иметь различную ориентацию, различные ценности. К сожалению, очень часто в новой неформальной группе, где подросток находит необходимую социальную опору, доминирующей является контрнормативная шкала ценностей. Как показывают исследования, контрнормативность ценностей является характерной чертой групп подростков-делинквентов. Однако описанный путь противоречия между самооценкой и оценкой может и не приводить к негативным последствиям. Это происходит в том случае, когда подросток включается в неформальную группу, ориентированную на нормативную шкалу ценностей. Данный механизм или концепция пускового механизма делинквентности позволяет объяснить и то, почему терпят провал отчаянные попытки педагогов и родителей вырвать подростка из «нехорошей компании». По существу, такие попытки априорно обречены на провал, так как за ними стоит негативное психологическое следствие для личности — подростка снова пытаются лишить социальной опоры, включив в неприемлемую и отторгаемую им (а также, и даже может быть в первую очередь, отторгающую его) группу. Существует, следовательно, лишь один эффективный путь для решения этого психологического противоречия. Необходимо не просто пытаться вырвать подростка из одной группы, но надо «подставить» ему вместо этой асоциальной группы другую группу — просоциальной ориентации. Очевидно, излишне напоминать при этом, что данная новая группа должна быть такой, чтобы самооценка подростка находила в ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности.
Рассмотренный здесь подход объясняет и те, казалось бы, парадоксальные факты, когда подросток упорно держится за некоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней очень низкое положение. В таких случаях действительно переход личности в данную группу не сопровождается повышением оценки личности группой. Однако принадлежность к данной асоциальной группе позволяет удовлетворить потребность во внешнем подтверждении самооценки за счет подростков, не входящих в группу. Работает модель: внутри группы — «шестерка», но для посторонних подростков — «авторитет». В крайних вариантах такое удовлетворение может достигаться и путем проявления агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков — не членов группы.
Оглавление
Понравилась статья? Поделись ею с друзьями и поддержи автора!
- Мой мир
- Google+
- LiveJournal
- Вконтакте
Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации
smogendrr.ru
Понятие «Я» в психологии | Мир Знаний
Что такое «я»? Несомненно, это основополагающее понятие для описания внутреннего мира человека. Наличие четкого представления о «я» крайне важно для того, кто хотел бы хоть немного понять этот загадочный мир.
Понятие «я» в значительной мере имеет философский оттенок. Ребенок произносит «я», ничуть не задумываясь о его сути; впрочем это относится и к подавляющей части населения Земли. С точки зрения психологии, первое ощущение человеческого существа, ступившего в этот мир, можно охарактеризовать как переживание отделенности Себя от Мира. Вся долгая жизнь индивида посвящена фактически познанию двух разделенных частей: окружающего мира и себя в нем. Чтобы как-то обозначить для себя и остального мира свое присутствие, человек научился говорить «я», и это «я» плотно спаяно с функционированием его психики.
Понимание «я» во многом определяется духовным развитием и верованиями индивида, его мировоззрением.
В эзотерических традициях «я» понимается как неизменное, бессмертное проявление духа в человеке. В этом смысле «я» можно образно сравнить с волной, той формой, какую на время принимает океан духа.
В психологии понятие «я» определяют как: «я есть», «я существую». В чем-то это совпадает с дефиницией личности Х. Вольфа (1734 г.): «То, что сохраняет воспоминания о самом себе и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и теперь». Можно сказать, что человеческая особь, или индивид, представляет собой «я» в физической оболочке тела.
В разные периоды жизни человек по-разному ощущает и понимает свое «я», и на это понимание влияет реакция социума на поведение индивида. Словосочетаниями: «Я добрый», «Я умный», «Я способен покорить эту вершину», индивид характеризует себя, свое «я» как бы со стороны, сопоставляя свои возможности с возможностями выбранного им социального образа. Наблюдая за ответами социума, человек как в зеркале, формирует понимание самого себя, своего «я». Отсюда возникает многоплановость и изменчивость «я».
В простейшем варианте «я» всегда содержит в себе черты двойственности (дуальности). Важность двойственности удачно подчеркнул социолог Э. Дюркгейм, метко окрестив Homo sapiens — Homo duplex (человек двойственный). Двойственность можно сравнить с двумя сторонами медали.
В своем поведении человек руководствуется разумом и эмоциями, которые могут быть согласованными (сотрудничать между собой), а могут и конфликтовать. Подобный конфликт присутствует в ситуациях переполненности несовместимыми друг с другом желаниями: «и хочется, и колется», «люблю и ненавижу одновременно», «то люблю, то ненавижу», «готов убить и расцеловать». Классический пример феномена психологической дуальности — сомнение: «Быть или не быть, вот в чем вопрос?» (В. Шекспир, «Гамлет».)
Несколько выходя за узкие рамки рассматриваемого вопроса, стоит привести пример групповых социальных выборов в ситуациях неопределенности. В этом примере также присутствует дуальность, причем выражена она весьма оригинально и известна под названием «закона уверенности» Р.Х.Тули. Что такое ситуация неопределенности? Ситуации неопределенности характеризуются нехваткой информации, когда человек априори (заранее) лишен возможности составить определенное мнение. По логике, казалось бы, он должен принять нейтральную (или близкую к ней) позицию между двумя крайностями «или-или». Однако в социуме этого, как правило, никогда не происходит. Хотя никто твердо не знает, в чем состоит истина, люди склонны занимать крайние позиции — либо «за», либо «против». Под давлением выбора группа всегда делится на два полярных враждующих лагеря. Представители каждого искренне убеждены в истинности именно их позиции и рьяно, с пеной у рта, доказывают неправоту оппонентов. Это яркий, реальный, хотя и грустный пример дуальности нашего сознания вообще.
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
2304mir-znaniy.com
Я-концепция личности
Я-концепция – это система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе.
Традиционно психологи выделяют три модальности Я-концепции: Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное.
Я-реальное – это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, статус и т. д. То есть его представления о том, каков он есть на самом деле.
Я-идеальное – установки, связанные с представлениями о том, каким он хотел бы быть. Я-идеальное отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим.
Я-зеркальное – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.
Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом («очкарик», «толстяк», «тощий» и т. д.).
Я-психическое – это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности (памяти, мышления, воображения, внимания и т. д.), о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях) и т. д.
Я-социальное – представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т.д.
Эмоционально-оценочный компонент – это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими.
Самооценка = успех/уровень притязаний.У. Джеймс
Самооценка может быть заниженной или завышенной, низкой или высокой, адекватной и неадекватной.
Низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе как к личности. Высокая самооценка говорит об уверенности человека в себе, своих возможностях, силах. Но важно, чтобы высокая самооценка отвечала возможностям человека, то есть была реальной. Нереально высокая самооценка приводит к негативным последствиям, часто сопровождается социальной дезадаптацией личности, создает почву как для внутриличностных, так и межличностных конфликтов.
Низкая самооценка, блокируя реализацию потребности в самоуважении и уважении, ведет к внутриличностным конфликтам, дискомфорту. Способы компенсации пониженного самоуважения, негативного отношения к себе могут быть различны (понизить уровень притязаний до своих возможностей и таким образом повысить самооценку и изменить отношение к себе, изменить свое отношение к ситуации и поведению). Однако часто люди стремятся уйти от своих проблем, применяя различные формы психологической защиты.
Похожие статьи:
poznayka.org
Я реальное — это… Что такое Я реальное?
Реальное айкидо — серб. Реални аикидо Другие на … Википедия
Реальное — Реальное ♦ Réel Совокупность вещей (res) и событий, известных и неизвестных, продолжительных и эфемерных, но существующих в настоящем времени; совокупность всего, что продолжает быть и происходит. Тем самым реальное отличается от истинного – … Философский словарь Спонвиля
Реальное время — в биржевом деле способ котировки ценных бумаг, при котором немедленно показываются самые последние предложения цены покупки или продажи. По английски: Real time См. также: Биржевые котировки Финансовый словарь Финам. Реальное время Реальное время … Финансовый словарь
Реальное налогообложение — система налогообложения, при которой налоговые ставки установлены в абсолютной сумме независимо от величины дохода. См. также: Реальное налогообложение Налоговые системы Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Реальное время — Реальное время режим работы автоматизированной системы обработки информации и управления, при котором учитываются ограничения на временные характеристики функционирования. Примеры временных характеристик и связанных с ними ограничений:… … Википедия
РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — тип общего среднего образования с практической направленностью, основу которого, в отличие от классического, составляли предметы естественнонаучных и математических циклов; вместо древних языков преподавались новые. Возникло в нач. 18 в. В России … Большой Энциклопедический словарь
РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ — см. в ст. Реальное образование … Большой Энциклопедический словарь
РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — Образование, имеющее целью приготовить человека для практической деятельности, преподавай ему науки, прямо приложимые к промышленности противоположное образованию классическому. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… … Словарь иностранных слов русского языка
РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ — Училище, в котором преподаются естественные науки, как напр. ботаника, зоология, минералогия и пр., а также математика и новые языки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ Училище, в… … Словарь иностранных слов русского языка
РЕАЛЬНОЕ ПОКОЛЕНИЕ — см. ПОКОЛЕНИЕ РЕАЛЬНОЕ, КОГОРТА. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — РЕАЛЬНОЕ (от лат. realis – действительный, вещественный) ОБРАЗОВАНИЕ. Тип общего образования, в основу которого было положено усвоение учащимися практически полезных знаний. На занятиях главное место отводилось предметам естественно… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
psychology_pedagogy.academic.ru
Я реальный и Я идеальный: взаимодействие и противостояние (часть1)
Живя в реальности, каждый человек вольно или невольно имеет свой идеал. Но не тот, который вычитал из глянцевых журналов или увидел в кино. А несколько иной — неосознаваемый.Назовем этот образ просто Я-идеальное.
В тоже время, есть человек реальный, с достоинствами и недостатками, т.е. настоящий. Его представление о себе назовем Я-реальное.
А теперь посмотрим, откуда «растут ноги» у внутренних конфликтов.
Я-идеальное.
Это виртуальный образ, для каждого он свой. И формируется он с раннего детства. Изначально, фундамент этого идеального Я закладывают мать с отцом или люди их замещающие:поведение родителей, скопированное ребенком, навязанные ему ценности и идеалы и т.д.
Затем подключается социум и вешает человеку свои запреты и правила. Плюс кино-мультики-сказки-ТВ-книги-учителя. В итоге, в голове человека появляется своеобразный чудо-герой. И человек стремится этому образу соответствовать.
Этот образ собирательный, в нем присутствуют элементы поведения, внешность, взаимоотношения с людьми и т.д. Т.е. практически человек, но живущей в голове живого человека:-))
Я-идеальное со временем меняется, степень изменения и скорость у каждого разная. Это обусловлено изменением жизненных условий, опыта человека, гибкостью характера, логическим мышлением и т.д.
Чем он(идеальный образ) хорош?
Тем, что человек стремится к своему идеалу. Благодаря этому образу он имеет цели в жизни, поднимает утром попу с дивана и что-то делает. Развивает себя, движется вперед (хотя и не всегда рационально).
Чем он плох?
Скорее он не плох, а иррационален. Тем, что вложив в этот образ иррациональные (бесполезные установки), человек, не осознавая того, стремится «в никуда», дальше я поясню эту проблему.
Рациональное Я-идеальное: идеал реально достижимый, легко меняется (гибкость!), социально адаптированный, цель — удовольствие и наслаждение жизнью.
Иррациональное Я-идеальное: негибкий идеал, труднодостижимый (недостижимый или нелогичный по своей сути), асоциален — направлен на отрыв от социума (отделиться, быть высоко вверху), холодный(безымоциональный) по сути своей. Чаще всего недостижим, основан на ложный представлениях, что в действительности человеку нужно.
Я-реальное.
Это то представление о самом себе, которое человек имеет фактически. Формируется оно, опять же, родителями (высказываниями о ребенке), далее социумом и его мнением о человеке.
Наверно, каждый видел «гадкого утенка». Почему он такой? Да это его реальное представление о самом себе…. И рядом с ним лидер. Это тоже представление о самом себе…. Местный дурачок, отличник, маменькин сынок, хулиган — тоже представления о самом себе… Вот таким разным оно бывает. А представление формирует поведение человека. Поэтому мир такой разный и интересный.
Рациональное Я-реальное: человек ощущает самого себя, признает со всеми достоинствами и недостатками. Относится к себе с любовью. А себе-любимому плохо делать не станешь, а вот хорошее всегда и запросто. Такой человек движется быстрыми темпами вперед и вверх, совершенствуется и развивается.
Иррациональное Я-реальное: человек склонен к фантазированию «вот стану …., посмОтрите у меня! Я вам, сукам, покажу!». При этом самого себя реального полностью или частично он отрицает. Оскорбляющего окружающих по поводу и без повода человека видели все — вот это как раз и есть человек, отрицающий, ненавидящий сам себя реального и НИЧЕГО не делающий для самого себя, чтобы стать лучше. Как правило, вся ругань такого человека — это те качества, в которых он боится признаться сам в себе (в психоанализе называется «проекция»). Это очень яркий пример. Такие люди, как правило, ничего в жизни не достигают, заканчивая брюзжащими стариками, работающими на аптеку. Другой яркий пример — алкоголик. Человек настолько ненавидящий себя, что даже находиться в реальности ему невыносимо неприятно. Он просто заливает глаза, отключается.
Человек счастлив
Это осознавание движения и приближения к своему Я-идеальному. предвкушение того, что 2 Я сольются в единое целое. И умение радоваться достижениям.
Кризис
Состояние, когда идеал в чем-либо или полностью достигнут и стоит вопрос: «А что же дальше???» Кризис среднего возраста всем нам известен — как пример такого состояния… Гибкий человек поставит себе цели и начнет двигаться к ним. Еще вадный момент — умение чувствовать и наслаждаться жизнью. Оказывается, дано это не всем и приходится учить этому отдельно.
Беспокойство
Это страх несоответствия в какой-то момент своему Я-идеальному.
Например, я волнуюсь, что недостаточно подготовлен к этой работе. Фактически звучит так: я боюсь, что не соответсвую своему идеальному представлению о том, какие знания/навыки должен иметь касательно этой работы. Перевод понятен? А у соблазнителей причина страха подхода тоже понятна?
Взаимодействие между двумя Я.
Любое взаимодействие(коммуникация) возможно в нескольких видах: 1) противостояние 2)сотрудничество 3)капитуляция.
Между двумя Я именно так все и происходит.
Сотрудничество
Приученный с детства получать награду за успех, человек будет постоянно идти к своему идеалу и если он реален, то достигнет его. Оценивая реально свои силы и возможности и желая идти вперед, человек будет соотносить запросы со своими возможностями. Отказ от чего-либо воспримет, как данность, сосредоточившись на получении реально достижимого. И здесь вопрос лишь в том, чтобы Я-реальное (представлени о самом себе) было адекватным действительности: не завышено и не занижено. Имея согласие между 2-мя Я, человек мотивирован двигаться к идеальному состоянию, активен и достигает желаемого.
Противостояние
Человек вечно недоволен собой: часто отрицает себя реального: «не хочу об этом даже думать» Но парадокс в том, что не давая самому себе признать свою ошибку, невозможно ее и исправить. В итоге толчется на одном месте, ничего не достигая в жизни. Возможно, в какой-то момент осознает и увидит свое реальное состояние. Для этого нужно обладать определенным мужеством, чтобы признаться саому себе в своих недостатках… Если удалось признать ошибки — это уже победа, далее пойдет рост. Попросту, признавая реальность, человек получает ступеньку, от которой может оттолкнуться и двигаться вперед к своему идеальному состоянию.
Еще, как вариант, обращение к НЛП, всяким оккультным учениям/знаниям и книжкам типа «Как разбогатеть за N-дней с помощью практики тантра-мантра-колдовства» или «Как соблазнить всех девушкек своей мечты сразу и на расстоянии, надувшись магической энергией и не пукнуть при этом от перенапряжения»
О признании себя реального я писал раньше(то, что касается «тени»).
Капитуляция. Отчаяние
Каждый слышал и знает о таком состоянии не понаслышке: «У меня опустились руки». По сути — это отказ от движения к идеалу, представление о недостижимости идеала. Отчаяние — результат большого разрыва между реальным и идеальными Я, либо недостижимости идеального Я. С одной стороны, штука плохая — некуда идти, жизнь теряет смысл. С другой стороны, для человека думающего это точка отсчета — повод переосмысления своих идеалов, представления о себе реальном (и принятие себя тоже). Кто-то в состоянии сделать это сам, другому нужна помощь. Здесь часто на горизонте появляется религия, как источник хоть какого удовольствия и цели в жизни (служение богам чем не цель, если свои недостижимсы?) Но выход есть всегда и не один, а много и разных.
—————————————-
И реальное и идеальное Я многогранны, включают много аспектов и сторон жизни. Хочу, чтобы читающие этот пост, задумались о себе и своей жизни.
Описал, опустив много подробностей. Сейчас они не нужны — важно представлять просто взаимодействие в целом, глобально. Детали можно описать дальше.
Продолжение теории и практические методики будут завтра….
yurlive.livejournal.com