Что такое привычка и как она формируется?
УДК 612
Гордеев Кирилл Сергеевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Аннотация
Привычка – это устойчивая, бессознательная модель поведения, определяющая выбор действий человека в определенных условиях. Каждый индивид имеет свой набор привычек, из которых, не все благоприятно влияют на его существование. Исследования ученых показывают, что привычки определяют качество жизни человека и его успешность в различных сферах общества. В этой статье узнаем, психологию привычек, и какие условия способствуют их формированию.
Ключевые слова: поведение человека, привычка, формирование привычки, экономия психических ресурсов человека.
Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Что такое привычка и как она формируется? // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/12/88011 (дата обращения: 08.12.2022).
Многократное использование человеком одних и тех же действий приводит к формированию наиболее удобного варианта поведения, который требует небольших волевых и умственных усилий, при этом экономит интеллектуальные и психические ресурсы человека. Привычкам отнесена важная функция освобождения психических процессов, что позволяет экономить энергию человека. Однако при этом возникает негибкость поведения человека, а вредные привычки могут перерасти в зависимость. Психологи считают, что не надо бороться с плохими привычками, их необходимо заменять или изменять.
С точки зрения физиологии привычка – это набор нейронных сетей, которые хранятся в коре головного мозга. При определенных обстоятельствах эти нервные соединения активируются, из-за регулярности повторения действий. Нервное возбуждение происходит по одному и тому же пути, нейронная сеть формируется и легко активизируется при необходимости. По знакомым мозгу человека нейронным путям легко проходит электрический сигнал. От того насколько крепкие нейронные связи зависит сила нашей привычки.
При частом повторении человеком одних и тех же действий в мозге создаётся структура нервных связей, которая активизируется при потребности. Эта структура, именуемая Иваном Павловым динамическим стереотипом, является основой для поведения человека в различных ситуациях. Динамический стереотип обеспечивает автоматизм движения, почерк, индивидуальность походки и осанку человека. На базе этих познотонических функций формируются более тонкие «настройки» привычки. На биологичеком уровне привычки представляют собой следующий комплекс реакций: раздражение рецептора на внешние условия, затем им осуществляется передача сигнала к чувствительному нейрону.
При выполнении действия важным фактором, влияющим на фиксирование привычки, служит ценность выбранных действий, от которых человек получает удовольствие. Поэтому для формирования или изменения привычки важно подходить к этому процессу заинтересовано и регулярно, осознавая полезность нового поведения. Более того необходимо вселять веру в возможность достижения поставленных целей и четко представлять желаемые результаты, которые последуют после приобретения привычки. Нецелесообразно пытаться автоматизировать свои действия, если вы не представляете их значимость и не вникаете в их смысл.
В таком случае привычка не зафиксируется, и будет вытеснена другими более важными, по мнению вашего мозга, привычками. Знание и применение на практике совокупности вышеперечисленных условий поможет человеку неохотное занятие довести до автоматической привычки.Привычки могут носить как положительный характер, так и отрицательный. Полезные или положительные привычки, например, вежливость, опрятность, сосредоточенность на работе формируются с самого раннего возраста и оставляют след на всю жизнь человека, его характер и нравственный облик. Вредные или отрицательные привычки, такие, как грубость, курение, использование нецензурной лексики также сказываются на состоянии здоровья человека, его моральных ценностях. Владелец вредных привычек вынужден прибегать к борьбе с ними, а иногда становиться объектом управления своих привычек. Таким образом, каждому человеку следует отдавать приоритет полезным привычкам. Для этого необходимо как можно чаще повторять полезные действия, закрепляющие положительные привычки.
Библиографический список
- Привычка. Роль привычки в жизнедеятельности человека: [Электронный ресурс] // Учебные материалы. URL: https://works.doklad.ru/view/zKLtMegfcV8/2.html (Дата обращения: 30.11.2018)
- Привычка – психология: [Электронный ресурс] // Психология. Все тонкости разума. URL: https://obu4ayka.ru/bez-rubriki/privychka-psihologiya.html (Дата обращения: 28.11.2018)
- Откуда берутся привычки: [Электронный ресурс] // Русская семёрка. URL: http://russian7.ru/post/otkuda-berutsya-privychki/ (Дата обращения: 25.11.2018)
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «candy»
© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Привычки. Типы привычек и их отличие от навыков и зависимостей
Привычка привычке рознь. И речь не только о пресловутых полезных и вредных привычках. Навыки, привычки, зависимости — в чем различия? Курение — это вредная привычка или зависимость? А ежедневная зарядка по утрам — это полезная привычка или навык?
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Мария Кунах
Психолог, личностно-ориентированный психотерапевт, семейный консультант. Автор онлайн-курса о здоровых отношениях и блога о психологии.
Давайте узнаем, какие уровни привычного бывают, что нам становится привычным и почему привычки на самом деле важны.
☕️ Чаще всего под словом «привычка» подразумевают какое-то простое действие. Например, проснулся → сварил кофе. Сходил в туалет → помыл руки.
📌 В психологии привычка — это автоматически воспроизводимое действие, которое запускается после события-триггера.
🔄 Привычка совершается на автомате, без обдумывания и принятия решений и сопровождается чувством удовлетворения. Привычки чаще всего складываются непроизвольно и укореняются после многократного повторения, когда формируется устойчивая нейронная связь в головном мозге.
Что может быть привычкой?
😒 Эмоция или реакция. Например, что-то сделал не так → отругал себя. Муж что-то сказал → жена по привычке обиделась.
💬 Мысли и обороты речи. Например, если мама говорит сыну изо дня в день, что он бестолковый, то через время сын с большой вероятностью по привычке будет так думать о себе.
🛋 Образ жизни. Например, дом — семья — работа, а по выходным лежать на диване.
👨👩👧👦 Люди, места и обстоятельства. Мы привыкаем к людям, с которыми работаем, учимся, живем. Привыкаем бывать в одних и тех же местах по работе и для досуга; быть в одних и тех же социальных ролях — сотрудника, родителя, друга; ходить в один и тот же магазин за продуктами, гулять в ближайшем парке, работать в офисе или из дома, отвечать на телефонные звонки или на сообщения в мессенджерах.
Автоматические привычки хороши тем, что помогают нам экономить ресурсы. Можно «отключить голову» и на автопилоте что-то делать, например, ехать знакомым маршрутом или чистить картошку и не принимать решений на каждом шагу.
🔋 Привычки позволяет нам аккумулировать силы для познания нового, переживания незнакомого опыта, непредвиденные обстоятельства. Жизнь взрослого человека на 40–60% состоит из автоматических привычных действий, мыслей и эмоций.
Кто больше всего утомляется из-за отсутствия привычек?
😵 Люди с расстройствами памяти. Любое действие им нужно обдумывать, нет готовых автоматических сценариев.
🤹♂️ Люди, которые работают на такой работе, где не предполагается рутины. Они вынуждены каждый раз придумывать новые схемы, сценарии, быть в новых обстоятельствах, местах и договариваться с новыми партнерами. Например, ивент-агентства — те, кто устраивают мероприятия; рекламные и PR-агентства.
👍 Любопытный факт — в западном обществе у слова «рутина» положительный оттенок по смыслу. Это то, что экономит силы, дает покой и чувство «все как надо, все как всегда». Например: «Пусть весь мир встанет с головы на ноги, но у меня есть привычный чай перед сном и книжка и это дает мне чувство стабильности».
👎
🌱 Но надо отметить, что в последнее время и у нас начинают использовать слово «рутина» с положительной оценкой. Фокус внимания смещается и все больше наших соотечественников приходят к пониманию, что ежедневные привычки и ритуалы — это классно.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Поищем различия между привычками, навыками, зависимостями и узнаем, в каких случаях какое слово уместно.
🚲 Навыки — это то, чему мы учимся, для их выполнения нужна воля. В отличие от привычек, они не происходят автоматически, как реакция на что-то. Умение ездить на велосипеде, читать, чистить зубы — это навыки, которым мы учимся за счет многократного повторения.
🕹 Для выполнения навыка, даже хорошо знакомого, нужны определенные обстоятельства. Например, для занятий йогой нужно как минимум пространство, тишина и коврик. Для езды на велосипеде требуется собственно велосипед. Навыком мы можем воспользоваться, а можем не воспользоваться. В каждой отдельной ситуации мы решаем, используем тут какой-то навык или нет, контролируем процесс.
⚡️ В случае с привычками мы ничего не решаем и никак не контролируем. Привычки формируются и запускаются непроизвольно из-за многократного повторения каких-то событий. Когда мы решаем завести себе полезную привычку, допустим, делать зарядку по утрам, мы на самом деле формируем не привычку, а приобретаем навык.
Еще пример 🔻
В ответ на какую-то оплошность в голове привычно начинает звучать голос внутреннего критика. Это привычка так мыслить. Человек хочет избавиться от такого хода мыслей, и тогда он будет сначала усилием воли приобретать навык думать позитивно. После многократного повторения приобретенный навык может стать привычкой.
📱 Не существует набора привычек для достижения успеха. В интернете можно встретить статьи на тему «навыки успешных людей». Авторы делают попытку узнать, какие именно действия прочно вошли в жизнь знаменитостей и привели их к успеху. Это все любопытно, но довольно бесполезно. Потому что, если что-то подошло этому человеку, то это вовсе не значит, что подойдет всем и тем более приведет к аналогичному успеху.
💄 Если кто-то не выходит из дома без макияжа, то это не значит, что для достижения успеха так нужно делать всем. В случае, когда читательница решает завести себе такую «полезную привычку», она по сути будет приобретать навык.
🏋️♂️ То же самое можно сказать про здоровый образ жизни, здоровое питание, другой режим дня, спорт, чтение в заданных объемах. Все это не привычки, а навыки. Они требуют силы воли и затрачивают наш ресурс, которого может и не быть.
Разберем еще одну путаницу в терминах. Курение, злоупотребление алкоголем, компьютерными или азартным играми называют традиционно вредными привычками. Но на самом деле это психологические и химические зависимости и даже болезни.
🤕 Называя зависимости вредными привычками, наше общество, вероятно, хочет смягчить остроту проблемы или даже оправдать ее.
Что тогда можно называть вредными привычками?
😩 Заедать эмоции или усталость.
🧁 Награждать или наказывать себя едой.
🗣 Говорить бранные слова или слова-паразиты.
😠 Быть всегда недовольным и постоянно жаловаться.
🏃♂️ У зависимостей другой механизм возникновения в отличие от привычек. Зависимости появляются не за счет многократного повторения и достижения автоматизации. Зависимости приобретаются, когда человек избегает жизненных неурядиц. Причем не обязательно это компенсирующее действие повторять изо дня в день для ее укоренения.
Например 🔻
Подростку сложно выстраивать отношения с родителями, ему приятнее сбежать от проблем в виртуальный мир. Или мужчина не может решить проблемы с жильем, соглашается выпить, получает приятные эмоции и в следующий раз, ощущая тоску на душе, он вспомнит, что помогло избежать негативных эмоций и снова потянется за бутылкой.
🤯 Чаще всего зависимости возникают, когда проблемы наваливаются со всех сторон и человек не чувствует ресурсов и возможностей с ними справиться.
🩺 От зависимостей избавляться сложнее и дольше, чем от привычек. Тут требуется с одной стороны лечение медикаментами, которое назначает врач; а с другой стороны — психотерапия, которая поможет устранить истинную глубинную причину страданий. Для этих же целей создаются группы, например, анонимных алкоголиков.
Представим, что кто-то много ест. Больше, чем ему нужно для насыщения и поддержания необходимого уровня энергии. Что это?
Это может быть 👇
1️⃣🍕 Вредная привычка. Например, доедать за детьми, когда нет чувства голода, из-за стыда: «Моя прабабушка войну прошла и блокаду, я не могу выкинуть еду». Или пожирает чувство сожаления из-за затраченных зря усилий и времени у плиты.
2️⃣🥑 Вредный навык. Например, диеты в отсутствии медицинских показаний. Усилием воли, игнорируя чувство голода и насыщения, здоровый человек ради своих эстетических целей ест когда надо и сколько надо. Запрещает себе часть продуктов, ругает за нарушения диеты. Почему в этом случае это вредная привычка? Потому что ведет к нарушениям пищевого поведения.
3️⃣🍫 Расстройство пищевого поведения (РПП). Еда — это своего рода анестетик, способ приглушить боль. Например, девушка не может найти себе парня. Она сидит одна дома, ей плохо и еда кажется источником приятных эмоций, которых ей так не хватает. Она не голодна, но заедает страдания вместо того, чтобы попробовать что-то сделать для знакомства.
🥃 Зависимость от анестетика увеличивается, если истинная проблема долго не решается. Привычные способы перестают удовлетворять и в ход идет «тяжелая артиллерия», например, алкоголь.
🙊 Компульсивное переедание — это РПП и это совсем не вредная привычка. Тут не поможет совет «закрыть рот на замок и не есть».
🤢 Иное проявление РПП — анорексия и булимия. Из-за страха иметь тело, параметры которого не соответствуют представлениям об идеале, человек голодает и сильно худеет. При булимии еда воспринимается как нечто токсичное, от чего нужно избавиться, даже если она уже попала внутрь организма. В этих случаях нужно обязательное наблюдение у психотерапевта или психиатра.
курс Level One
Общаться, дружить, любить: как строить отношения
Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей. Команда психологов ответит на вопросы в чате, а тесты и небольшие задания помогут применить знания на практике.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
5900₽
2950₽
подробнее о курсе
Психология в реальной жизни: привычки
Цели обучения
- Изучение важности привычного поведения в нашей повседневной жизни
Привычки: хорошие, плохие и последствия
Вспомните последний час. Что ты делал?
Какие из действий последнего часа были обычными — выполнялись в определенное время дня по предсказуемому графику? Сколько времени вы были «на автомате», руководствуясь хорошо отработанными процедурами, которые не требуют особых размышлений? Часто, когда мы ведем машину или идем на работу, занимаемся в тренажерном зале или покупаем продукты, наши действия бессознательны и стереотипны, поскольку мы думаем о чем-то, не имеющем отношения к тому, что мы делаем.
Привычки имеют плохую репутацию в популярной литературе. Слишком много едим, слишком много болтаем в Интернете и так много других вещей, которые мы якобы делаем слишком много, обвиняют в «плохих привычках». И в мире, который ценит новизну и творчество, идея о том, что привычки являются «автоматическими», предполагает, что мы можем идти по жизни, как зомби, невнимательно и недостаточно глубоко переживая свою жизнь.
Но и привычки могут быть положительными. Писательница Гретхен Рубин отмечает, что «привычки — это невидимая архитектура нашей повседневной жизни… Наши привычки формируют наше существование и наше будущее. Если мы изменим наши привычки, мы изменим нашу жизнь». [1] Привычки освобождают нас от необходимости постоянно планировать наши следующие действия и использовать силу воли, чтобы добиться цели.
Привычки могут быть «автоматическими» в том смысле, что они освобождают наше сознание для размышлений о других вещах, но их можно изменить и их можно выбрать. На протяжении тысячелетий религиозные учителя и моральные философы призывали нас выбирать, кем мы хотим быть, формируя свои собственные привычки. Мы не становимся лучше, стараясь изо всех сил; мы становимся лучше, избавляясь от необходимости пытаться — мы просто делаем это.
Какую часть вашего времени проводят привычки?
Один из очевидных способов узнать, чем люди занимаются в течение дня, — это спросить их. На самом деле, сделайте паузу, чтобы сделать это сейчас. Как вы думаете, сколько времени вы тратите на деятельность, основанную на привычках? Какой процент вы бы назвали между 0 и 100%?
Вы, наверное, обнаружили, что придумать число здесь непросто. Что считать «привычкой»? И насколько хорошо мы можем вспомнить, как долго мы занимались тем или иным видом деятельности? Легче запомнить интересные вещи, чем скучные, поэтому в нашей памяти могут быть встроенные предубеждения, чтобы вспомнить увлекательные действия, а не повторяющиеся, привычные.
Дневниковый метод
Вуд, Куинн и Каши (Wood, Quinn, and Kashy, 2002) использовали другой подход, который не слишком полагался на память: дневниковый метод. Не они изобрели этот исследовательский подход, но они первыми применили его к изучению привычек. Этот метод на самом деле не предполагает ведения дневника в традиционном смысле. Вместо этого он включает в себя периодическую «выборку» действий людей вместе с некоторыми личными размышлениями о том, что они делают.
Вот как это работало. Вуд и ее коллеги набрали студентов колледжа и снабдили каждого запрограммированными наручными часами, которые звонили раз в час. Когда наручные часы [2] прожужжали, студент записал, что они делали. Затем учащийся ответил на ряд вопросов об этом виде деятельности:
- Как часто они проявляли такое поведение.
- Их текущее физическое местоположение.
- Физическое местоположение, в котором они обычно выполняли действия.
- Какие другие люди, если таковые имеются, были вовлечены в деятельность.
- Количество внимания, необходимое для успешной работы (от 1 до 4: почти никакого для постоянного внимания)
- Степень сложности поведения (от 1 до 5: от очень простого до очень сложного)
- Интенсивность эмоций, испытываемых ими во время занятия (от 1 до 5: гораздо более негативные, чем обычно, до гораздо более позитивные, чем обычно)
Они также ответили на открытый вопрос: о чем вы думали во время занятия?
Результаты исследования дневников
Исследователи проанализировали «дневники» 279 учащихся по двум версиям этого исследования. Когда они определили «привычное поведение» как действия, которые регулярно происходят в одно и то же время и в одном и том же месте, они обнаружили, что 41% поведения можно считать привычным. Если этот результат на самом деле обобщает всех нас, то почти половина нашего времени тратится на действия, обусловленные привычками.
В отдельном анализе исследователи подошли к идее привычки по-другому. Они пришли к выводу, что если привычки в некоторой степени автоматические, то мы можем думать о чем-то другом, пока занимаемся привычным поведением. Поскольку они спрашивали студентов, что они делают и о чем думают, исследователи смогли определить, как часто наблюдается несоответствие между поведением и мыслями. Приблизительно 47% времени мысли были о чем-то другом, а не о том, что они делали, процент очень близок к оценке 43% из предыдущего абзаца. Однако, несмотря на то, что данные подтверждают идею о том, что мы можем и часто думаем о других вещах, занимаясь привычным поведением, мы не зомби: примерно 40% времени люди думали о действиях, которые они назвали привычками, занимаясь ими. . Экспериментаторы объясняют, что это «согласуется с идеей о том, что этот способ поведения лучше всего характеризуется минимальным или спорадическим когнитивным мониторингом, а не полным отсутствием мыслей». [3]
Исследователи сообщают об еще одном интересном открытии, касающемся привычного поведения. Когда люди занимались привычным поведением, они сообщали о более низких негативных эмоциях, чем когда они выполняли непривычные действия. В частности, привычное поведение было связано с меньшим стрессом, меньшей вероятностью чувства подавленности и меньшей вероятностью потери контроля. К счастью, люди не чувствовали себя менее заинтересованными или менее мотивированными, занимаясь привычным поведением, поэтому ослабление эмоциональных реакций не было вызвано тем, что они стали отстраненными или менее внимательными.
Изучение привычек путем их изменения
Важно понять, что привычки активируются триггерами в окружающей среде. Этими триггерами могут быть люди или места, события или время суток. Важная идея заключается в том, что мы научились реагировать на что-то вне нас (т. е. на триггер) определенным поведением (привычкой). Мы вернемся к идее о том, что ситуация инициирует привычное поведение позже, когда будем говорить об изменении собственных привычек, но сначала мы рассмотрим ряд исследований Венди Вуд, Дэвида Нила и их коллег. Это лишь одно из многих исследований привычек, проведенных этими и другими исследователями. Это даст вам представление о том, как мы можем узнать больше о психологических процессах, манипулируя деталями обычного события, чтобы увидеть, как меняется поведение людей.
Исследование попкорна
Рисунок 1 . Вы привычный едок попкорна?
Посещаемость кинотеатров в Соединенных Штатах снижается, но посещение кино по-прежнему популярно. Конечно, мы ходим в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм, но для многих это просто неполный опыт без правильных закусок: попкорн, конфеты и безалкогольные напитки. Вы можете слишком заботиться о своем здоровье, чтобы покупать эти закуски, но большинство кинотеатров зависят от своих торговых киосков, чтобы оставаться открытыми. [4] Поедание попкорна в кинотеатре — отличный пример привычки: поведение, вызванное определенной обстановкой — кинотеатром.
В 2011 году Дэвид Нил, Венди Вуд и некоторые из их студентов опубликовали исследование, в котором они использовали связь кинотеатра и попкорна для изучения привычного поведения. [5] Они искали доказательства того, что кинотеатры действительно провоцируют употребление попкорна. Но проверка обоснованности этого утверждения была лишь отправной точкой для изучения привычки попкорна.
Установка
Рисунок 2 . Исследователи решили проверить, будут ли студенты есть больше попкорна в зале кинотеатра, подобном этому, или в обычном конференц-зале.
Эксперименты проводились на территории кампуса Университета Южной Калифорнии (USC). В кампусе есть кинотеатр, в котором регулярно показывают популярные среди студентов фильмы. [6] Они набрали студентов и поставили их на одно из двух условий. В условиях «Кино» учащиеся шли в кинотеатр до того, как начался обычный фильм, смотрели и оценивали трейлеры к фильмам. Важно понимать, что обстановка выглядела, звучала, пахла и ощущалась как кинотеатр (что, конечно, так и было).
Других студентов пригласили прийти в то же время дня в конференц-зал рядом с кинотеатром. Этих студентов попросили прослушать, посмотреть и оценить музыкальные клипы. Музыкальные клипы прошли предварительное тестирование, чтобы убедиться, что они такие же интересные и увлекательные, как и трейлеры к фильмам, которые смотрела киногруппа. В этом конференц-зале комната была такой же удобной, как в кинотеатре, и задача была такой же интересной, как и в кинотеатре, но помещение не выглядело, не звучало, не пахло и не ощущалось как кинотеатр. Это был зал заседаний.
Далее последовала важная опора для этого эксперимента: каждому участнику была выдана полная коробка попкорна вместе с чашкой воды. Никто не придавал большого значения попкорну, но (неизвестный участникам) главный вопрос был: сколько попкорна люди съедят?
Попробуйте
Как вы думаете, где участники съели больше попкорна: в кинотеатре или в переговорной? Переместите столбцы ниже, чтобы дать свою оценку процента коробки попкорна (это процентное число на оси Y), которая была съедена в среднем участниками в каждом месте.
Нажмите здесь, чтобы увидеть результаты.
Первый вопрос был самым простым. Но мы упустили важную информацию: у половины участников в каждом месте был хороший свежий попкорн, а у другой половины был резиновый, несвежий попкорн. Как вы думаете, сколько свежего или несвежего попкорна съели участники в двух местах?
Попробуйте
Теперь настройте гистограммы, чтобы дать свою оценку процентной доли коробки попкорна, съеденной в среднем участниками в каждом месте. Коричневый цвет обозначает несвежий попкорн, а желтый — свежий попкорн.
Нажмите здесь, чтобы увидеть результаты.
Возможно, люди в кинотеатре просто не заметили, что несвежий попкорн оказался несвежим. К счастью, экспериментаторы предвидели этот вопрос и попросили студентов оценить вкус попкорна. Вот что они нашли:
Рисунок 3 . Исследователи обнаружили, что учащиеся в обоих случаях довольно низко оценили попкорн, и многие учащиеся, которым не нравился несвежий попкорн, все же ели его.
Статистически значимой разницы в оценках между группами кинотеатров и конференц-залов не было. Но заметьте, во всяком случае, испытуемые из кинотеатра оценили несвежий попкорн на вкус немного хуже, чем испытуемые из конференц-зала. Субъекты в кинотеатре знали, что несвежий попкорн невкусный, но все равно ели его.
Уверены ли мы, что привычка как-то связана с таким поведением? Экспериментаторы попросили участников оценить силу своей привычки есть попкорн в кинотеатрах. Конечно, некоторые люди не очень любили попкорн, а другим и в голову не придет пойти в кино и пропустить попкорн. Экспериментаторы разделили участников на три группы в зависимости от их оценки силы привычки есть попкорн в кино. Вот что они нашли для предметов в состоянии кинотеатра:
Рисунок 4 . Это показывает людей со слабыми, средними или сильными привычками есть попкорн, а также сколько они съели в условиях кинотеатра. Те, у кого слабые привычки попкорна, по-прежнему ели много свежего попкорна (даже больше всего!), но они ели меньше всего несвежего попкорна.
В среднем все три группы съели примерно одинаковое количество попкорна. Но — еще раз — обратите внимание на разницу между коричневыми (несвежими) и желтыми (свежими) столбиками. Участники со слабым пристрастием к кинопопкорну съели много свежего попкорна, но не много несвежего попкорна. Разница между свежей и несвежей едой была меньше для группы со средним пристрастием к кинопопкорну. А для студентов с сильным пристрастием к кинопопкорну не было существенной разницы в количестве съеденного свежего и несвежего попкорна (с немного большим количеством несвежего попкорна, чем фактически съеденного свежего!). Студенты с сильными привычками знали, что несвежий попкорн — это противно, но все равно ели его, как будто он свежий.
Попробуйте
Как вы думаете, что произошло в комнате для совещаний? Вы уже знаете, что они ели меньше попкорна в целом, и что у них меньше несвежего попкорна, чем свежего. Но повлияла ли сила привычки на них так же сильно, как на людей в кино? Сделайте свой прогноз, используя столбцы ниже.
Нажмите здесь, чтобы увидеть результаты.
Эти результаты согласуются с идеей о том, что обстановка в кинотеатре вызывает привычку есть попкорн. Привычный едок попкорна потребляет попкорн в триггерной среде (здесь, в обстановке кинотеатра), даже если попкорн не стоит есть. В другом окружении (в конференц-зале) привычка не срабатывает, поэтому потребление попкорна гораздо больше определяется его качеством, независимо от силы этой привычки в кинотеатре.
Избавление от вредных привычек
Экспериментаторы еще не закончили. Они продемонстрировали, что привычка, вызванная правильным контекстом, может привести к поведению, которое никто не выберет сознательно: например, есть плохой попкорн. Однако они также хотели знать, может ли вмешательство в ситуацию снизить силу привычки.
Во втором исследовании экспериментаторы вернулись в кино. Не было условий для конференц-зала. На этот раз они хотели, чтобы кино вызвало привычку попкорна, но они спросили, не уменьшит ли изменение какой-либо существенной части привычного поведения его силу.
Какой рукой ты держишь коробку с попкорном? Какой рукой вы берете одно или два ядра и подносите их ко рту? Я держу коробку левой рукой, а кормлю себя правой. Всегда.
Для этого исследования экспериментаторы прикрепили ручку к коробке из-под попкорна и велели половине испытуемых держать коробку обычной рукой, а другой половине — другой рукой, которой они обычно не пользуются. . [7]
Теория здесь проста: если мы что-то изменим в привычке, мы уменьшим ее силу. В свою очередь, мы лучше осознаем, что делаем, больше руководствуясь нашими сознательными целями, а не нашими автоматическими последовательностями поведения. Это то, что случилось?
Результаты
Как и в первом исследовании, экспериментаторы разделили испытуемых на людей со слабым, средним и сильным пристрастием к попкорну из фильмов. В этом эксперименте участники съели меньше попкорна, чем в первом, [8] , но картина результатов все равно была интересной. Вот что произошло, когда участники держали коробку и ели своими обычными руками.
Рисунок 5 . Те, кто ел попкорн своей обычной рукой в условиях кинотеатра, с большей вероятностью ели попкорн, если у них были сильные привычки есть попкорн.
Обратите внимание, что эти результаты очень похожи на результаты первого эксперимента, за исключением того, что сила привычки сильнее влияет на количество потребляемого попкорна. Самое главное, что при низкой силе привычки студенты ели меньше несвежего попкорна, чем свежего. При более сильных привычках качество попкорна не имело значения. Они просто много съели.
Попробуй
Но что происходит в кинотеатре со всеми его намеками на поедание попкорна, когда меняется важная часть привычки? Сделайте свой прогноз, перемещая столбцы на рисунке ниже. Помните, что положение противоположной руки должно снижать силу привычки. Это просто не то же самое.
Нажмите здесь, чтобы увидеть результаты.
Второе исследование важно по практическим причинам. Это предполагает, что на силу привычки могут влиять незначительные изменения в нашем распорядке дня. Привычки можно ослабить и от них можно избавиться. И это подводит нас к нашей последней теме.
Как выработать хорошие привычки
Давайте представим, что вы хотите завести новую привычку. Например, может быть, пришло время привести себя в форму, поэтому вы решаете, что хотите бегать каждый день перед ужином.
Никто не может дать вам гарантированную систему для создания новой привычки или избавления от нежелательной привычки. Однако у экспертов по привычкам, таких как доктор Вуд и доктор Нил, есть несколько советов, основанных на их исследованиях.
- Не верьте простым формулам создания или отказа от привычек. В 1960 году в популярной книге по самопомощи утверждалось, что формирование привычки занимает 21 день. [9] Если это правда, то нужно просто обязательно бегать перед ужином каждый день в течение трех недель и у вас получилось! В 2010 году психолог Пиппа Лалли обнаружила, что этот срок для создания новой привычки занимает в среднем 66 дней. Но более важным моментом доктора Лалли является то, что многие факторы определяют, сколько времени займет формирование привычки. Ее исследование показало диапазон времени от 18 до 254 дней, оценки основаны на самоотчетах. Новое поведение различается по сложности, у людей разные мотивы и цели, разные личности и системы социальной поддержки. Формирование истинной привычки — это долгосрочное обязательство, поэтому запланируйте сознательное усилие на многие месяцы.
- Сделайте свою привычку поведением по умолчанию в определенное время или в определенном месте. Привычки создаются из действий, которые повторяются часто и в определенном контексте. Это особенно важно в те дни, когда ваша мотивация низка — когда вы предпочитаете сидеть дома, а не выходить на улицу и бегать. Но ваш мозг в этом на вашей стороне. В исследовании 2013 года Нил и Вуд обнаружили, что, когда мы устали или отвлекаемся, мы избегаем принятия решений. [10] Другими словами, мы выбираем решение, которое проще. Если вы сделаете свою новую привычку (бегать перед обедом) поведением по умолчанию, вам будет проще просто пойти и побегать, чем приложить усилия, чтобы решить заняться чем-то другим.
- Новые привычки требуют усилий .
- Выбери подсказки . Этот пункт связан с предыдущим о создании подпрограммы. Привычки связаны с сигналами. Это очень очевидно с «плохими привычками», когда мы знаем, что определенный запах вызывает у нас желание есть, или просто звук звонка мобильного телефона может отвлечь наше внимание от чего-то важного, что мы делаем. Если вы хотите создать привычку, используйте сигналы, чтобы взять на себя часть усилий. Для человека, который хочет бегать каждый день, пусть ритуал смены рабочей одежды создаст набор ассоциаций — ящик с беговыми шортами или шкаф с обувью, — которые помогут вам выбраться из дома на тропу. .
- Заведите привычку избавиться от привычки . Старые привычки трудно сломать. Новым привычкам может быть трудно научиться, но в целом — при условии, что вы сохраняете мотивацию — легче избавиться от нежелательной привычки, заменив ее чем-то, чем вы хотите заниматься. Возможно, вам захочется выпить пива (или газировки, или чего-то другого, кроме воды), когда вы вернетесь домой с работы. Если употребление этого напитка является привычкой, вам может быть трудно сопротивляться. Но если вы начнете свой новый режим бега, бегая по пути домой с работы, от нежелательной привычки придется отказаться. И каждый день, когда вы не занимаетесь нежелательной привычкой (потому что вы бегаете 5 миль), она становится слабее и сопротивляться ей становится легче.
Заключительные мысли
В начале этого задания мы предположили, что «привычки — это невидимая архитектура нашей повседневной жизни». Много времени мы тратим на привычные занятия, некоторые из них хорошие, некоторые плохие, и большинство из них полезны для того, чтобы прожить день. Но мы также предположили, что старые привычки можно изменить, а новые можно выбрать и усвоить. На самом деле, эта область психологии говорит, что вы можете решить, каким человеком вы хотите быть, и есть разумный шанс, что вы сможете стать таким человеком. Но это непросто, и это не произойдет за одну ночь.
Пожертвовать!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
- Цитата взята из ее книги об изменении привычек: лучше, чем раньше. ↵
- Сегодня сотовые телефоны, скорее всего, будут использоваться для ведения дневника, но в 2002 году только около 60 учащихся имели сотовые телефоны-раскладушки, а до «умных телефонов» оставалось еще 5 лет. ↵
- Вуд, Куинн и Каши (2002), стр. 1281. ↵
- Согласно исследованию, опубликованному в Стэнфордском бизнесе, 20% дохода театра поступает от продажи еды, но колоссальные 40% прибыли приходится на еду. Они предполагают, что высокая цена на эти закуски помогает снизить цены на билеты. https://www.gsb.stanford.edu/insights/why-does-movie-popcorn-cost-so-much ↵
- Дэвид Т. Нил, Венди Вуд, Мэнджу Ву и Дэвид Курландер (2011). Притяжение прошлого: когда привычки сохраняются, несмотря на конфликт с мотивами? Бюллетень личности и социальной психологии, 37 (11), 1428-1437. ↵
- Это исследование было проведено в 2011 году. Привычки меняются по мере изменения социальных условностей, поэтому мы не можем гарантировать, что кинотеатр Университета Южной Калифорнии по-прежнему будет популярным аттракционом в кампусе. ↵
- Отчеты, собранные после эксперимента, показали, что большинство участников следовали этим инструкциям почти все время, и никто не нарушал инструкции очень часто. К счастью, большинство студентов колледжей готовы сотрудничать с исследователями. ↵
- Эта разница в среднем потреблении не обсуждается в исследовательской статье, и было бы неплохо узнать, почему потребление попкорна снизилось во втором исследовании. Тем не менее, более важным результатом была разница между потреблением несвежего и свежего попкорна на трех уровнях привычки. ↵
- Максвелл Мальц (1960) Психокибернетика. Прентис-Холл. ↵
- Дэвид Т. Нил, Венди Вуд и А. Дролет. (2013). Как люди придерживаются целей, когда сила воли низка? Польза (и подводные камни) сильных привычек. Журнал личности и социальной психологии, 10 (4), 959-975. ↵
Привычки | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·
Привычки — это автоматические рутинные действия, которые повторяются регулярно, не задумываясь. [1] Это приобретенное, а не инстинктивное поведение человека, которое происходит автоматически, без явного одновременного намерения человека. Человек может не обращать внимания на такое поведение, осознавать или осознавать его. Когда поведение доводится до сведения человека, он может быть в состоянии контролировать его. [Как сделать ссылку и ссылку на резюме или текст]
Привычка является важной частью определения такого фундаментального психологического понятия, как самость.
Содержание
- 1 Аспекты привычек
- 2 В ранних мыслях
- 3 В ранней психологической мысли
- 4 Прагматизм и функциональная психология
- 5 В литературе по самопомощи
- 6 В бихевиоризме
- 7 В когнитивной нейробиологии
- 8 В современной мысли
- 9 В психотерапии
- 10 См. также
- 11 Сноски
- 12 Дополнительная литература
- 13 Внешние ссылки
Аспекты привычек
- Общая сила привычки
- Сила привычки
Ранние мысли
Ранние психологические мысли
Прагматизм и функциональная психология были учениками Дьюи. В главе IV «Принципов психологии» Джеймса привычка рассматривается как фундаментальный строительный блок человеческого поведения и упоминается, что привычка применима и к мышлению.
Для Дьюи привычка имеет еще большее значение.
В литературе по самопомощи
В бихевиоризме
В когнитивной нейробиологии
В современной мысли
Эллен Лангер в своих книгах, особенно Осознанность , изображала внимательность как добро, а привычку, бездумность — как зло. «Осознанный подход к любой деятельности имеет три характеристики: постоянное создание новых категорий, открытость к новой информации и неявное осознание более чем одной точки зрения». «Бездосмыслие, напротив, характеризуется ловушкой в старых категориях, автоматическим поведением, которое исключает внимание к новым сигналам, и действием, которое действует с одной точки зрения».
В отличие от Михай Чиксентмихайи в Поток , кажется, изображает привычное поведение как необходимое для потока и почти неотличимое от него, что он явно считает хорошей вещью.
Даниэль Вегнер просто заявляет, что все наше поведение является автоматическим в том смысле, что оно находится вне нашего сознательного контроля, и что опыт сознательного контроля является иллюзией.
В психотерапии
См. также
| подходов к модификации привычек
Дезадаптивное поведение с привычными элементами
| Физиологические привычки
|
Сноски
- ↑ Батлер, Джиллиан; Надежда, Тони.