Признаки беседы – Метод беседы — психология

Содержание

Как узнать, что пора закончить разговор? 8 признаков скучной беседы


© photo

Есть люди, которые во время скучного разговора могут просто отключаться и мечтать о чём-то своем, некоторые же, несмотря на абсолютно неинтересную беседу, продолжают внимательно слушать собеседника, а главное, они запоминают всё, о чём им рассказывают. Голова таких людей порой становится похожей на кладовую, забитую хламом: тут и имена домашних любимцев, и результаты измерения давления, и астрологические прогнозы на каждый день.

А теперь вспомните себя. Частенько ведь бывает, что вы увлечетесь какой-то темой, например, вы можете бесконечно рассказывать о своём ребенке или племяннике (он такой умница!), или о своей комнатной розе, или о здоровом питании, йоге и путешествиях. Но действительно ли это интересно собеседнику? В этой статье несколько признаков, по которым можно определить, что ваш собеседник уже заскучал и вам пора сменить тему.

1. Односложные ответы

«Правда?», «Точно!», «Дааа…», «Угу» — вялые ответы такого типа и кивание головой невпопад сигнализируют вам, что собеседник утомлён. Он продолжает слушать вас только потому, что хорошо воспитан, но на самом деле ему уже порядком надоели ваши рассказы о здоровье любимой тетушки.

Кстати, порой когда собеседник говорит «Это забавно!», вряд ли это забавно на самом деле. В конце концов, когда нам смешно и забавно, мы смеёмся или улыбаемся.

2. Повторение последней фразы, сказанной вами

Информация, даже если мы к ней не прислушиваемся, всё равно на какое-то время «застревает» у нас в мозгу. И мы можем быстро воспроизвести последнюю услышанную фразу. Поэтому когда мы хотим сделать вид, что внимательно слушаем говорящего, мы можем повторить последнюю фразу, но только вопросительным тоном. Внимание, если собеседник уже который раз повторяет за вами, значит ему скучно.

3. Простые вопросы

Люди, незаинтересованные в беседе, обычно задают простые вопросы: «Как семья?», «Что делал в выходные?». Когда возрастает любопытство к теме разговора, вопросы становятся более сложными и интересными.

4. Изменение положения тела

Все мы в курсе, что лучше наших слов, говорит наше тело. Мы, сами того не замечая, подаем невербальные сигналы. Отстранение от собеседника, скрещенные на груди руки, поворот туловища таким образом, что ноги указывают на дверь, положение ног «нога на ногу» (при этом собеседник качает верхней ногой) — всё это может свидетельствовать о том, что человек устал слушать.

Я не очень доверяю невербальному языку, поскольку сама лично всегда кладу ногу на ногу и качаю верхней ногой, вне зависимости от того, интересен мне разговор или нет.

5. Частая зевота

Хорошая беседа должна быть похожа на освежающий десерт, съев который, вы хотите ещё, а не на плотный обед, после которого тянет разве что поспать. Если собеседник слишком часто зевает или пытается сдержать зевоту — это несомненно повод для того, чтобы сменить тему.

6. Отстраненный взгляд

При захватывающей беседе всё наше внимание направлено на говорящего. Мы внимательно смотрим на него. О потере же интереса красноречиво говорит блуждающий взгляд (собеседник рассматривает свои ботинки или детали интерьера комнаты), а также отстраненный «стеклянный» взгляд вдаль.

7. Собеседник что-то вертит в руках

Журнал Applied Cognitive Psychology опубликовал результаты исследования, в ходе которого группу людей заставляли слушать очень скучную лекцию, во время неё они постоянно что-то делали руками: барабанили пальцами по столу, перебирали какую-то деталь одежды, рисовали, щелкали механической ручкой или игрались с наручными часами. Любопытно, что на самом деле все эти жесты помогают человеку сконцентрироваться на том, что он слушает, но нужно ли вам доносить информацию до того собеседника, который прилагает так много усилий, чтобы побороть сон?

8. Собеседник не участвует в разговоре

Когда мы увлеченно о чём-то рассказываем, мы забываем, что это всё-таки беседа, а значит собеседник должен как-то комментировать то, что мы говорим. Часто диалог превращается в монолог, который может сильно утомить. Так что не забывайте давать собеседнику высказаться и выслушивайте его мнение, тогда беседа получится увлекательной и плодотворной.

А вы к какой категории относитесь: к тем, кто много говорит, или к тем, кто предпочитает слушать? Что вы делаете, когда беседа вас утомляет?

lifehacker.ru

Клиническая беседа (интервью клиническое). Справочник школьного психолога

Клиническая беседа (интервью клиническое)

метод терапевтической беседы при оказании психологической помощи, который относится к наиболее свободным формам взаимодействия с клиентом, в ходе которого появляется возможность фиксирования не только разнообразных суждений и умозаключений человека, но и разнообразных поведенческих реакций. В беседах такого типа психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей), но и его поведением (тон, запинки, жесты и др.).

Клиническая беседа используется в психологии (в большей степени в медицинской) и психиатрии для помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения, а также причин своих проблем.

Основу клинической беседы составляет пассивный или естественный рассказ, который обычно предваряет расспрос, предоставляя человеку свободу выбора той информации, которую он хотел бы сообщить. Причины использования такой формы взаимодействия следующие. Во-первых, проблему необходимо зафиксировать в том описании, в каком ее видит человек. Во-вторых, не все ясно могут отвечать на вопросы. В-третьих, сама субъективность рассматриваемого явления обусловливает своеобразие рассказа. В нем человек проявляет свою личность, особенности своей индивидуальности. Данное требование относится не только к ситуациям, в которых человек излагает свою проблему, но и при формулирования запроса в отношении другого. Так, родители, описывая затруднения или неблагополучие учащегося, раскрывают собственное видение проблемы, не менее важное, чем смысл проблемы. Тем самым они отражают свои чувства, мысли, переживания, позволяя педагогу вычленить субъективные условия (контекст) возникновения проблемы.

В то же время следует помнить, что, рассказывая о своих проблемах или проблемах своих близких (например, ребенка), человек говорит лишь о том, что, по его мнению, наиболее значимо в этом вопросе. Многие признаки ускользают от его внимания или попросту не рассматриваются им. Чаще всего человек предпочитает говорить о положительных признаках, подтверждающих наличие проблемы. Поэтому важной стороной клинической беседы служит установление тех признаков, которые отсутствуют в рассказе, но являются характерными для рассматриваемой проблемы. Это так называемые отрицательные признаки. Необходимость их уточнения требует поддержки рассказа

расспросом — осмысленной и целенаправленной активностью специалиста по выявлению максимально возможного количества признаков, способных подробно и содержательно описать изучаемую проблему или явление.

В ходе расспроса возможно использование нескольких видов вопросов: прямых (непосредственно касающимися исследуемого предмета: «Ты боишься боли?»), косвенных (опосредованными, частично снижающими опасность внушения или симуляции: «Что ты делаешь, когда бывает больно?»), проективных (учитывающими идентификацию с определенной группой или отдельным лицом: «Дети боятся боли?»), альтернативными (предполагающими ситуацию выбора: «В какой день вам удобнее прийти на консультацию, в среду или в пятницу?»). Кроме того, каждый тип вопросов содержит еще и перспективу коммуникации. Так, вопросы прямого типа хоть и определяют четко проблемную зону («да» или «нет»), тем не менее могут прерывать общение, поскольку не включают элемент продолжения беседы, в отличие от косвенных (открытых), проективных или альтернативных вопросов. Вопросы этих видов предполагают развернутый ответ, вынуждают собеседника думать, принимать решения, помогают получить информацию и продолжить общение. В то же время профессиональное взаимодействие не допускает постановку вопросов в суггестивной форме, когда в формулировке содержится внушаемый ответ, например содержащих пассивное («Испытываете ли вы дискомфорт?») или активное («Не правда ли, сейчас вы чувствуете себя очень дискомфортно?») внушение. В этом случае человек сообщает лишь те сведения, к которым своими прямыми вопросами его направляют.

Существует также опасность включения в вопросы предварительных гипотез, в которых могут прослеживаться профессиональные предпочтения и личный опыт. Это чревато непреднамеренным влиянием на ответы в контексте сформулированной гипотезы.

В ходе клинической беседы, при всей ее свободе, специалист должен помнить, что именно он управляет процессом взаимодействия. В качестве таких элементов профессионального управления Й. Шванцара называет следующие: умение соблюдать паузы, использовать соответствующие состоянию человека речевые обороты, афоризмы; эмоционально-экспрессивные проявления, позволяющие передать свое состояние сопереживания, доброжелательного отношения и принятия информации, сообщаемой обследуемым; управление темпом, громкостью и интонацией в соответствии с условиями и атмосферой диагностической ситуации; особенности моторных и поведенческих реакций способствующих установлению контакта, лучшему взаимопониманию и взаимодействию с другими участниками диагностического процесса. Так, умение

правильно интонировать вопросы помогает в установлении уважительных отношений, а владение приемом, получившим название «отражение эмоций», помогает поддерживать доверительные отношения. Адекватная работа с критическими и оценочными суждениями (уход от обсуждения разногласий и поиск совпадающих моментов в позициях сторон; уточнение содержания критических замечаний: «Чем вас не устраивает поведение дочери?»; перефразирование в позитивное содержание: «Когда вам станет несколько легче, что вы сделаете в первую очередь?»; согласие с
правом
критикующего именно таким образом видеть и оценивать данную ситуацию) помогает снизить эмоциональную напряженность.

Существенной предпосылкой успешности клинической беседы является установление позитивных личных отношений между участниками беседы, что требует от психолога большой терпеливости, приспособляемости к преобладающим интересам пациента, находчивости. В отдельных случаях клиническая беседа может иметь непосредственный психотерапевтический эффект, когда клиент не только осознает причины своих затруднений, но и определяет пути их преодоления. Общая стратегия и ход клинической беседы строятся на предварительных данных диагноза.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Виды вопросов при проведении беседы


Вид вопроса Характер вопроса Примеры
Закрытые вопросы Это вопросы с жесткой структурой, на них можно ответить ДА или НЕТ. Сколько вам лет? Где вы живете? Какую школу вы окончили? Вам нравится эта работа? Сколько лет работаете по этой специальности?
Открытые Они начинаются со слов как, зачем, почему и предполагают развернутый ответ. Что вы думаете об этой специальности? Почему вы предлагаете решить эту проблему именно таким способом? Расскажите о себе. По каким причинам вы хотите уйти из нашей организации? Каковы ваши профессиональные цели?
Вопросы о фактах Это информационные вопросы, связанные с тем, что реально осуществилось во времени и пространстве; ими часто начинают деловую беседу, так как ответы на них не представляют труда. Вы были вчера на собрании? – закрытый; Что является предметом вашего исследования? Как возникла эта идея? – открытый
Вопросы о мнениях, желаниях, установках Спрашивающему важно сохранить нейтральность в отношении предмета речи, постараться избежать слов, несущих явную оценку, потому недопустимы фразы: Неужели вам это нравится? В вашем ли возрасте думать об этом? Они не дают высказать собеседнику свое мнение, поэтому лучше использовать вопросы, которые покажут мысли собеседника. Мне интересно услышать ваше мнение. Как бы вы хотели, чтобы эта проблема разрешилась? Что вы думаете по этому поводу?
Уточняющие вопросы Являются эффективным средством получения полных ответов. Объясните, что это значит? Что вы имеете в виду?
Контрольные вопросы Проверяют искренность собеседника. Если вы спрашиваете собеседника, доволен ли он работой, то через несколько вопросов вы можете задать первый контрольный вопрос: Хотели бы вы перейти на другую работу?, затем второй: Предположим, что вы по каким-то причинам временно не работаете. Вернулись бы вы на прежнее место? Совпадение ответов дает информацию об искренности собеседника.
Зондирующие вопросы Имеют цель получить как можно больше необходимой информации о собеседнике, чтобы решить, в каком направлении действовать. И часто это происходит? А как это связано с тобой? Кто это там был? Что произошло? Вам когда-нибудь приходилось сталкиваться с агрессивным поведением сотрудника на своей предыдущей работе? Что вы делали? Почему вы поступили именно так? Что произошло, если бы вы поступили иначе?
Зеркальные вопросы Построены на полном повторении ответа собеседника или на повторении ключевых слов в его ответе, направлены на то, чтобы достичь действительно понимания его чувств, переживаний, состояния. Я правильно понял, что вы считаете… (следует повторение того, что сказал собеседник)? Вы сказали, что…? Почему вы так решили?
Косвенные вопросы Используются в тех случаях, когда есть опасение, что на прямой вопрос человек не будет отвечать искренне. Как ваши коллеги оценивают трудовую дисциплину в нашей организации? Вы заходили сегодня в такой-то отдел? Интересно, был ли там такой-то? Он обращался ко мне с просьбой, а вас он ни о чем не просил?
Эстафетные вопросы Предназначены для поддержания и продолжения диалога. А теперь несколько вопросов о …; А сейчас поговорим о другом.
Заключающие вопросы Подчеркивают уважительное отношение между собеседниками или уточняют содержание достигнутого. Смог ли я убедить вас в …? Итак, вы сможете сдать отчет в среду?

Речевые клише

Основная задача Высказывания
Уточнение темы, цели, предмета разговора Давайте уточним детали; Если я вас правильно понял…; Введите меня в курс дела; Можем ли мы считать, что…; Есть ли у вас конкретное предложение?
Убеждение партнера Я в этом уверен; Нет причин для опасений; Если вы примете во внимание следующие положения…; Думаю, мы все выиграем (проиграем), если…; Поверьте, для вас это важно в первую очередь; Вы, конечно, согласитесь, что …; Вне всякого сомнения…; Приобретенный личный опыт дает нам право утверждать…
Неполное согласие Это требует дополнительного обсуждения; Вряд ли мы можем игнорировать то, что…; По мере возможности мы постараемся…; Может быть, рассмотрим иные условия?
Несогласие Вряд ли это возможно…; К сожалению…; Было бы нежелательно…; Не по вашей вине…; Я понимаю вас, однако…
Оценка ситуации Я разделяю вашу точку зрения; К сожалению, приходится возразить; На самом деле…; Звучит (не) убедительно…; Вызывает определенные сомнения…
Вывод Вывод состоит в том, что…; Отсюда следует, что…; Очевидно, можно утверждать, что…; Как было доказано…

Телефонный разговор

Если звоните вы.

1. Прежде чем позвонить, продумайте схему и содержание вашего разговора:

a. Почему вы звоните? Чем вы можете заинтересовать собеседника? Что вы ждете от него?

b. Составьте список причин, по которым ему была бы полезна встреча с вами, выгодны ваши контакты.

c. Обдумайте разговор в деталях, чтобы избежать потери времени.

2. Уточните, попали ли вы туда, куда хотели. Представьтесь и кратко изложите причину звонка. Для секретаря постарайтесь подобрать самые общие, но необходимые для представления сути дела слова. Если вы звоните человеку, который просил вас позвонить, а его не оказалось на месте или он не может подойти к аппарату, попросите передать, что вы звонили. Скажите, когда и где вас можно будет легко найти.

3. Начните разговор с вопроса об отношении к вашим материалам и, следовательно, к вашему предложению.

4. Если вы предполагаете, что разговор может затянуться, задайте вопрос: «У вас есть сейчас время для разговора?» Помните, что деловой диалог по телефону – обмен информацией оперативного значения с определенной целью. Говорите кратко, но информативно.

5. Завершая разговор, постарайтесь в любом случае оставить о себе хорошее впечатление. К словам прощания добавьте фразу типа: «Надеюсь, что наши контакты будут полезными!»

Следует обратить внимание на несколько телефонных недочетов.

— Неблагоприятное время для звонка.

— Неясная цель разговора.

— Звонок без предварительной подготовки необходимых материалов.

— Монолог вместо выслушивания ответов на поставленные вопросы.

— Отсутствие последующей записи делового разговора.

— Неконкретные договоренности.

Если звонят вам.

1. Поднимите трубку до четвертого звонка телефона, поздоровайтесь и представьтесь. По внешнему телефону обычно называют фирму, организацию или подразделение, поэтому доброжелательной формулой (фирменным стандартом) начала разговора может быть фраза: «Доброе утро! Банк «Менатеп». У телефона офис-менеджер. Чем я могу Вам помочь?». По внутреннему же телефону называют подразделение и фамилию. Если вам не представились и причину звонка не назвали, постарайтесь уточнить эти данные до начала разговора. В противном случае продолжение контакта неуместно. Однако нельзя превращать разговор в допрос: «С кем я говорю?» или «Что вам нужно?». Если вам приходится «вытягивать» из клиента информацию, то лучше пытаться получить ответы на вопросы: «Что?»; «Когда?»; «Где?», «Как?». При этом старайтесь избегать вопроса «Почему?», так как он создает впечатление недоверия.

2. Сконцентрируйте внимание на беседе и внимательно слушайте. Демонстрируйте внимание к словам собеседника репликами: «Да», «Понимаю…», «Совершенно верно…» и т.п.

3. Используйте бланки для записи телефонных разговоров: запишите номер звонящего и информацию, сообщенную Вам.

4. Отвечайте одинаково спокойно на все звонки, как бы утомительно это не было. Звонящий не должен расплачиваться за то, что вас только что расстроили. Невозможно предугадать, какой звонок принесет больше пользы.

Фразы, помогающие избегать подрыва доверия к фирме в ходе разговора

Не стоит говорить Лучше сказать
Я не знаю… Мне нужно уточнить…
Мы не сможем этого для вас сделать… В настоящее время это довольно сложно, однако…
Вы должны… Для вас имеет смысл… Лучше…
Подождите секундочку… Чтобы найти эти материалы, мне понадобится минуты 3-4. Вы подождете?
Нам это не интересно. Сейчас мы занимаемся деятельностью иного профиля.

5. Если ваш партнер или клиент высказывает по телефону жалобу, не говорите ему: «Это не моя ошибка», «Я этим не занимаюсь», «Наши товары никогда не выходят из строя» и т.д. Если вы так скажете, это может отрицательно сказаться на репутации вашей фирмы и не поможет клиенту в решении его проблем. Клиенту очень важно выговориться, и нужно предоставить ему эту возможность, не доводя его «до кипения». При этом надо выражать всяческое сочувствие, а если есть хоть малейшая вина фирмы, извиниться. Обязательно запишите его телефон, фамилию, имя, отчество, обещайте перезвонить и непременно сделайте это.

6. По этикету, разговор завершает его инициатор, но если вы чувствуете, что время разговора уходит впустую, постарайтесь дать понять это собеседнику, например, фразой «Думаю, мы выяснили основные детали..

Трудные ситуации, возникающие во время телефонного разговора

1. Отвечать ли на звонок, если у вас посетитель?

Да, но извиниться в трубку и перед посетителем, попросить подождать немного того, кто в этой ситуации покажется вам более важным. Если разговор по телефону можно возобновить позже, договоритесь об этом, если нет, попросите посетителя, дать вам возможность закончить разговор.

2. Если у вас обеденный перерыв, но вы в кабинете, как реагировать на звонок?

Снять трубку, узнать, кто звонит, и, если возможно, перенести разговор. При этом постарайтесь не потерять потенциального клиента, ведь результативный деловой разговор улучшит ваше самочувствие скорее, чем любой обед.

3. Если звонящий представляется другом вашего шефа, нужно ли сразу их соединять?

Сначала убедитесь, что этого хочет шеф.

4. Если того, кому звонили, нет на месте, нужно ли называть свое имя?

Нужно, если вы хотите перезвонить или просите его позвонить вам. Не нужно, если вы не заинтересованы в дальнейших контактах лично с ним. Но в любом случае вы должны сказать, кто и откуда звонил, иначе вас могут заподозрить в желании получить «закрытую», информацию. Кроме того, не забывайте, что во многих офисах установлены аппараты с определителем номера звонящего.

5. Среди людей, часто ведущих телефонные разговоры, встречаются чересчур многоречивые. Как прервать монолог звонящего? Попробуйте использовать тот факт, что вас только слышат, но не видят. В этом случае вполне уместны следующие фразы (особенно, если они соответствуют действительности):

Простите, пожалуйста, мне звонят по второму телефону.

Хотел бы продолжить наш разговор, но через пять минут у меня совещание.

Извините, нас может прервать международный телефонный звонок. Лучше поговорим в другой раз.

К сожалению, у меня сейчас важная деловая встреча.

Для того чтобы окончательно убедить собеседника в вашем расположении к нему, добавьте:

Я позвоню вам в понедельник.

Позвоните, если ситуация изменится.

Давайте не будем надолго откладывать встречу.

Если вы не хотите продолжения контактов, а в ином случае не надеетесь на их продолжение, скажите:

Жаль, что не смог убедить вас.

Сожалею, что вы не станете нашим клиентом.

В любом случае желаю вам успехов.

Буду рад изменению ситуации.

6. Какие действия приводят к грубым нарушениям делового этикета? Самое грубое нарушение делового этикета – не перезвонить, когда вашего звонка (или прихода) ждут. Это необходимо сделать в течение рабочего дня, даже вечером, не откладывать на долгое время. Серьезное нарушение этикета – заставлять ждать у телефона говорящего с вами человека, решая в это время свои проблемы «на месте». В этом случае даже извинения бывает не всегда достаточно. Лучше договориться о повторном звонке собеседнику через какое-то время.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

poisk-ru.ru

Беседа. Понятие о беседе. Виды бесед. Умения, необходимые для беседы.

Просмотр содержимого документа
«Беседа. Понятие о беседе. Виды бесед. Умения, необходимые для беседы.»

Тема: Беседа. Понятие о беседе. Виды бесед. Умения, необходимые для беседы.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: расширить представление учащихся о беседе.

Задачи урока:

  1. образовательные: познакомить с понятием беседа, видами беседы, и правилами ведения беседы;

  2. развивающие: развивать мышление, воображение, речь, дикцию;

  3. воспитательные: совершенствовать навыки вежливого общения, воспитывать коммуникабельную личность.

Оборудование: учебники, словари.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация ранее изученного.

1. Сообщение темы и цели урока.

Чтобы правильно говорить на уроке, мы с вами проведём разминку. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках: санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

  • Проговорим с вами сначала как чистоговорку.

  • А теперь представьте, что произошло трагическое происшествие. Кто попробует?

  • А кто попробует рассказать о загадочном происшествии.

  • А теперь о веселом.

  • А как читает новости диктор центрального телевидения.

  • А теперь представьте, что вы догоняете автобус (успели или автобус уехал)

Видите, ребята, как много в нашей речи значит интонация. Вроде бы одно и тоже мы говорили с вами, но по-разному.

-Что такое беседа?

-С какими признаками беседы вы познакомились на предыдущем уроке?

Домашнее задание (показывают инсценировку беседы).

  1. Изучение нового материала.

Упражнение №184-185 (по заданию)

Упражнение №187 рассмотреть (по заданию)

Упражнение №188 рассмотреть (по заданию)

Упражнение №189 рассмотреть (по заданию)

Андре Моруа говорил: «это здание, которое строится совместными условиями».

Вывод: Что нового узнали на уроке? С какими видами беседы познакомились?

  1. Домашнее задание

Упражнение 190 (перечертить таблицу в тетрадь и заполнить ее).

  1. Итог урока

  • Итак, ребята, что же такое беседа?

  • Какие признаки вы знаете?

  • Какие виды беседы мы с вами рассмотрели сегодня на уроке.

РЕЗЕРВ

«Испорченный телефон». А теперь давайте проверим, умеем ли мы слушать?

Вызываются 5 человек. Первый выходит за дверь, и я ему говорю один раз шепотом фразу, затем выходит второй человек и ему имя говорит эту фразу, затем выходит третий, четвертый и только пятый человек говорит то, что он услышал.

«На современном заводе высококачественную бумагу получают из древесины лиственных и хвойных пород».

Вывод: Как мы умеем внимательно слушаем друг друга?

Упражнение 191,192, 193

multiurok.ru

Беседа разговорная | Понятия и категории

БЕСЕДА РАЗГОВОРНАЯ — диалогический жанр разговорной речи, образец фатического общения (см. фатический), а именно: непосредственный неофициальный устный разговор двух или нескольких лиц, содержанием которого является взаимный обмен мыслями и чувствами, а основной целью — само общение, неторопливое, продолжительное, интеллектуально полезное и психологически насыщенное. «Блаженнейший беседы зной» (А. Ахматова) эмоционально обогащает собеседников, позволяет им прочувствовать радость общения. Данный жанр представляет собой национально-культурную ценность в духовной сфере, искусство собеседника — показатель совершенного владения языком.

Факторы формирования разговорных жанров — это прежде всего тип ситуации и мотивировка общения. Беседа разговорная реализуется только в условиях свободного, в том числе специально для этого выделенного времени, её предпосылкой выступает расположенность собеседников к содержательному дружелюбному общению. Участники беседы разговорной имеют равные права на речевую активность, сближенную психологическую позицию (даже люди с большой возрастной или социальной разницей в беседе стараются вести себя как равные), настрой на уважительность и общение как взаимно приятное и полезное занятие.

Лингвотекстовые особенности беседы разговорной заключаются в следующем.

Композиционно-стилистическая форма: жанрообразующим признаком беседы разговорной является чередование развёрнутых высказываний — микромонологов — с короткими репликами или сериями таких реплик. Данный прозаический ритм отражает сочетание речевого лидирования одного из собеседников с речевым поддерживанием лидера со стороны другого (других). В роли лидера могут попеременно выступать разные собеседники, но возможен и другой вариант, при котором лидерство по преимуществу принадлежит одному из собеседников на всём протяжении беседы разговорной (последнее обычно при участии в беседе доминирующей над остальными личности — общепризнанного авторитета в профессии, нравственного лидера и т.п.). Риторический идеал беседы разговорной заключается в ритмичном взаимообмене коммуникативным лидерством, что подчёркивает психологическое равенство собеседников. Чрезмерное речевое доминирование снимает такое равенство и может привести к разрушению жанра. Микромонологи беседы разговорной могут соответствовать различным функционально-смысловым типам речи (см.), некоторые из них строятся по жанровым законам монологической речи (разговорный рассказ, анекдот, тост, притча, байка), т.е. представляют собой текстовые включения в достаточно свободную диалогическую структуру разговорной беседы.

Тематика очень широка (реалии действительности, события науки и культуры, персоналии и т.д.) и может меняться по ходу разговора; заданная тема, как правило, отсутствует. В то же время беседа разговорная отнюдь не бессодержательна, напротив, это интеллектуально насыщенный жанр, часто обращённый не к бытовым, а к духовным вопросам. Беседы расширяют кругозор личности, учат, воспитывают. Характерный содержательный признак беседы разговорной — завершение темы аналитическим обобщением интеллектуального или нравственного характера. В пределах жанра уравновешено соотношение предметных тем и Я-тематики (см. Я-тема). Глубина проработки той или иной темы зависит от разновидности беседы разговорной (см. ниже). Табуирование (запрет на определённую тематику) для юеседы разговорной не характерно, хотя выраженная гедонистическая ориентация влияет на отказ от целого ряда тем. В целом категория темы существенна, но подчинена принципам общения, характерным для беседы.

Тональность: ведущая текстовая категория беседы разговорной, представляющей собой обмен не столько сведениями, сколько мнениями, впечатлениями, оценочными характеристиками. Доминирует, при всём многообразии конкретных чувственных проявлений, спокойная задушевная интонация. От каждого из собеседников в идеале требуется искренность и внимательность, готовность доброжелательно откликаться на речевые поступки партнёра, такт и чувство меры. Участник беседы должен выражать заинтересованность в общении: заботиться о позе внимания и внимательном взгляде, использовать словесные и жестовые речевые поддержки (см.), обращаться к собеседнику по имени, задавать развивающие тему вопросы, при желании высказать несогласие делать это кратко, сдержанно и тактично.

Беседа разговорная реализуется в ряде разновидностей: этикетная беседа, светская беседа (см.) — поверхностное обсуждение ряда нейтральных тем малознакомыми или знакомыми в разной степени людьми в ситуации публичного общения; семейная беседа (см.), объединяющая членов семьи и её ближайший круг; задушевный разговор — беседа «один на один» с обсуждением глубоко личных, сокровенных тем; застольная беседа — как правило, полилог во время праздничного угощения.

Беседа разговорная, развившаяся на базе разговорного жанра болтовни (см.) как более сложный в содержательном и формальном отношении композиционный тип речи на стыке диалогической и монологической традиции, в свою очередь, является генетически первичной для аналогичного жанра официально-деловой речи — деловой беседы (см.), публицистического интервью (см.), беседы как учебно-научного и просветительского жанра.

♦ Сопоставительное понятие: беседа деловая.

Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 37-39.

ponjatija.ru

Разновидности бесед — Этика делового общения Библиотека русских учебников

По разным признакам выделяют следующие разновидности бесед: — за целью общения и содержанием: ритуальные, глубинно-личностные и деловые

Ритуальные беседы требуют соблюдения определенного речевого этикета. Эти беседы характерные для обрядов, обычаев (человек должен знать, что и как ей нужно говорить в разных ситуациях и должны говорить другие).

Глубинно-личностные беседы используются для общения между родителями, детьми, любимыми, друзьями и т.д. (общаясь с близкими людьми, каждый надеется на то, что его и поймут, и защитят и окажут помощь.

В деловых беседах обсуждаются конкретные дела. Различают такие деловые беседы: информационные; изложение своей позиции

По профессиональной направленностью различают беседы управленческие, педагогические, правовые, медицинские и т.д.. Профессиональные дела, трудовые акции осуществляются посредством деловых беседредством деловых бесед

По количеству участников беседы делятся на индивидуальные и групповые

В индивидуальной беседе участвуют два участника. Каждый из них стремится достичь определенной цели: установить контакты,»посеять»доверие и взаимопонимание, определить позицию собеседника, найти объяснение его действий. Результат беседы зависит от обоих партнереів.

Индивидуальные беседы чаще используют руководители в работе с подчиненными. Беседы могут быть: долгосрочные, спокойные и напряженные их проводят при приеме на работу, при увольнении, с целью за аохочення и наказания, для решения производственных вопросов (обсуждение новых идей, планов, перспектив роста работников и др.) и для того, чтобы поближе познакомиться. Эти беседы помогают руководителю бу ты осведомленным (узнать о ходе и результате выполнения заданий), он может вовремя дать подчиненным необходимые распоряжения, а также оценить работу сотрудников. Желательно, чтобы во время встречи руководитель сформ ував у подчиненного желание творчески работать, их распоряжение руководителя должны быть даны тактично, четко, спокойно, без унижения человеческого достоинства пидлеглоглого.

Давая распоряжение, руководитель должен заинтересовать подчиненного тем, что успешное выполнение им задачи будет способствовать и удовлетворению его определенных потребностей, интересов (повысится его статус, получит вознаграждение и т.п.). К подчиненного нужно обращаться на»Вы», используя фразы:»Я прошу. Вас сделать»,»Не могли бы. Вы до завтра сделать»Рекомендуют делать подчиненному комплименты, уметь выслушивать его, интересоваться виться успехами и трудностями каждого работника, их интересами, привычками, создавать условия для их самореализацииалізації.

Руководителю часто приходится проводить индивидуальные беседы с воспитательной целью (при приеме на работу молодого работника, с работниками, которые имеют проблемы с характером и не умеют спивпрацюва ать с другими и т.д..

Чтобы проводить такие беседы, нужно иметь определенные знания по общей и социальной психологии, в совершенстве владеть навыками культуры общения

Такой разговор нужно вести непринужденно, без формализма, нотаций, менторства, запугивание. Желательно поговорить об общих интересах, поинтересоваться делами подчиненного, сказать о достигнутых успехах, отметь чить добрые поступки, его неповторимую личность. Таким образом можно установить контакт. А потом желательно постепенно и спокойно перейти к обсуждению конкретного факта, который вызвал беспокойство. Психологи н е советуют навешивать ярлыки, говорить о конкретном поступке человека, навязывая собеседнику свои советы. Оценку его поступков можно давать только в крайнем случае. Разговор советуют вести так, чтобы человек с ама сделала надлежащий вывод или попросила дать ей совет, как действовать в подобных ситуацияуаціях.

Индивидуальные беседы имеют такую ??структуру; начало, обмен информацией, аргументация, опровержение или восприятия доказательств партнера, принятие решения»Каждая из них имеет основной принцип, согласно которой ого надо действовать каждому собеседнику, чтобы разговор был результативным», — отмечает. М. С. Доронинана .

uchebnikirus.com

Правила беседы

Правила беседы

Правильно вести беседу, найти общий язык с потенциальным партнером по бизнесу – всегда сложно, особенно если эта встреча первая. Люди способные легко и быстро находить подходы к собеседнику, нащупывать точки соприкосновения считаются авторитетными, дельными, умными. Приводим несколько правил для ведения беседы и заведения новых контактов.

Первое правило беседы или Беседа и психология

С точки зрения психологии для беседы крайне важна способность слушать, а не говорить. Представьте, как приятно вашему собеседнику будет давать вам советы, делиться чем-то, да просто высказываться, рассказывать, о чем либо, если вы покажите что слушаете его, что вас сильно интересует его речь.

Способность слушать необходимо развивать, и это не просто сидеть  “тупо” молчать, еще иногда зевая.  Слушать это в первую очередь обратная связь для собеседника: Жесты, мимика, зрительный контакт, кивание, короткие замечания, легкое сомнение на некоторые высказывания. Все это сообщит собеседнику о вашей заинтересованности в его речи.

Деловое общение, правило второе: подсознание и мимика

Необходимо постоянно следить за жестикуляцией, мимикой. Невербальные сигналы могут быть восприняты собеседником подсознательно. Что-то внутри ему может начать подсказывать  о вашей не заинтересованности или истинном отношении к его словам.  И  не приведи Господь, он окажется фанатом книг о психологии жестов. Настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с подобными книгами.  Ведь что бы победить врага нужно знать, как он думает. Знать немного больше никогда не помешает, и вы будете во всеоружии (хотя бы прослушайте аудио книги по этой теме, в сети таковых стало очень много).

Третье: беседа и  понимание

Установление взаимоотношений не простое дело, подобного рода беседы могут прерваться. Нужно быть готовым к непониманию среди всех участников, нельзя настаивать на этом, мнения, мировоззрения, будут отличаться.

Четвертое правило беседы

Всячески избегать споров. Полемика, отстаивания своих взглядов, доказывание своей точки зрения – совсем не то, что от вас ждут ваши собеседники. Что бы показать свою заинтересованность и интерес в словах собеседника вполне достаточно легкое сомнение, просьба объяснить подробней некоторых моментов.

Пятое правило: беседа и душа

Во время первой встречи или первых встреч не стоит пытаться “влезть в душу”  собеседнику. Тактичность, избегание прямых вопросов, личных вопрос. Необходимо избегать любых вопросов, способных поставить собеседника в неловкое положение, причинить трудности.

Соблюдение простых правил ведения беседы поможет нащупать точки соприкосновения, и успешно взаимодействовать в будущем.

Rating: 4.1. Из 9 голосов.