Признаки психического здоровья и нездоровья: Психическое здоровье

Содержание

Как распознать у себя психическое заболевание?

БАДы недорого

Современная жизнь вынуждает человека жить в постоянном стрессе. Наверное, лишь единицы сегодня могут сказать, что у них не случаются какие-либо из ряда вон выходящие состояния психики. Страхи, тревога, депрессия, нарушения сна и питания – все это последствия бешеного ритма, который задает человечеству современность.

Тысячи людей в мире живут с психическими расстройствами и заболеваниями, даже не догадываясь об этом. А есть и такие, которые осознают наличие психической проблемы, однако не обращаются за помощью к психиатру, считая это унизительным или вовсе ненужным.

Бесплатная консультация прямо сейчас!

Онлайн консультация специалиста по Вашему вопросу!

Номер лицензии: ЛО-77-01-019036

Заказать звонок

Многие психические заболевания сложно поддаются диагностике. Даже опытные врачи иногда не сразу могут понять, с чем имеют дело, и настаивают на проведении дополнительных исследований пациента, обратившегося в клинику за помощью.

Сложность выявления психических расстройств

Сложность выявления психических расстройств и заболеваний заключается в том, что:

  • Психические расстройства многогранны, а одни и те же симптомы могут говорить об абсолютно разных заболеваниях;
  • Многие психические расстройства и заболевания развиваются очень медленно, от чего диагностировать их на ранней стадии практически невозможно;
  • Психические расстройства часто «маскируются» под симптомы других заболеваний;
  • Многие больные из-за отсутствия самокритики и возможности здраво оценивать существующую ситуацию, осознавая наличие у себя каких-либо психических проблем, часто скрывают это от окружающих и докторов. Это одна из наиболее распространенных причин несвоевременной диагностики расстройств и заболеваний психики.

Заказать звонок

Признаки, психических нарушений

Признаков психических расстройств и заболеваний существует множество. У разных людей одно и то же нарушение может проявляться по-разному, что обуславливается особенностями психики и физиологии. Однако, наиболее показательными являются следующие симптомы:

  • Изменение настроения. Человек продолжительное время находится в угнетенном состоянии, у него наблюдается пассивность, упадок жизненных сил, желание быть в одиночестве. Как правило, такое состояние сопровождается плаксивостью, истериками, тяжелыми мыслями. Бывают и резко противоположные симптомы – чрезмерная веселость, энергичность, беззаботность – они также могут говорить о наличии психического нарушения.
  • Внутренняя тревога (чаще беспочвенная). Тревожное состояние, сохраняющееся на протяжении 1-2 недель, свидетельствует о наличии психического расстройства. Особое внимание нужно уделять тем случаям, когда тревога возникает без причины.
  • Ухудшение памяти, рассеянность, сложность в самообслуживании. Эти симптомы могут говорить как о переутомляемости нервной системы, так и о наличии психического расстройства. Если после отдыха и сна это состояние не проходит, то следует обратиться за помощью к психиатру.
  • Головные боли, боли в сердце, ощущение кома в груди, нарушение дыхания, сердцебиения и пульса. Эти проявления являются характерными для множества психических нарушений. Если у Вас наблюдается хотя бы один из этих симптомов, обязательно проконсультируйтесь с врачом.
  • Нарушения сна. Бессонница, ночные кошмары, чрезмерная сонливость или сон, после которого человек остается все таким же уставшим, — это явные симптомы психических расстройств. Самостоятельный прием снотворных и седативных препаратов в данном случае может лишь усугубить ситуацию.
  • Иллюзии (слуховые, тактильные, зрительные, вкусовые). Это искаженное восприятие реальных вещей и предметов (например, когда куст у дороги больному кажется зверем, или кружева на занавеске складываются в виде лица). Иллюзии при психических заболеваниях наиболее часто наблюдаются во время отравлений, в начале белой горячки, у инфекционных больных.
  • Галлюцинации (слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, зрительные). Человек может видеть людей и предметы там, где их в реальности нет, слышать посторонние голоса, ощущать вкус того, чего на самом деле не ел, слышать запахи, которых нет. Галлюцинации часто являются признаками психозов, шизофрении, белой горячки и других заболеваний.
  • Нарушение мышления. У человека может измениться скорость мышления. Часто скорость речи больного не успевает за скоростью мыслей, от чего речь становится прерывчатой, несвязной, в разговоре могут пропускаться не только отдельные слова, но и целые предложения. Бывают и случаи заторможенности мышления, что проявляется в односложных ответах на вопросы, в больших паузах между словами и фразами. Нарушения мышления наиболее характерны для депрессивно-маниакального психоза, слабоумия, оглушенности и депрессий.
  • Бред. Это показательный симптом психических нарушений. Бред изложения проявляется в бредовых идеях, которые больной с уверенностью пытается объяснить, убедить в их правильности и истинности всех окружающих. Бред отношения – это когда больной думает, что все происходящее вокруг него, сделано для него специально с какой-то целью или умыслом. Бред ревности – постоянное подозрение своего избранника (избранницы) в измене. Бред ущерба – когда больному кажется, что его обворовывают, забирают у него вещи и пр.
  • Беспочвенные страхи. Сюда относятся неопределенные страхи, а также боязнь умереть, заболеть, испачкаться, боязнь животных, насекомых, высоты, замкнутого пространства, боязнь людей и пр. Специалисты выделяют более 50 видов страхов и ежегодно этот список увеличивается.
  • Нарушение эмоций (неадекватность эмоционального состояния человека ситуации, в которой он находится). К нарушению эмоций относится и состояние аффекта, когда человек испытывает чувство эйфории, радости и легкости. Часто является признаком маниакально-депрессивного психоза.
  • Эмоциональная тупость. Проявляется в безразличном отношении больного к родным и близким, в апатичном отношении ко всему происходящему вокруг, в параличи эмоций. Это явный показатель шизофрении и глубокой депрессии.
  • Нарушение волевой деятельности
    . Усиление или ослабление волевой активности может свидетельствовать о депрессии, неврозах, шизофрении, слабоумии, психозах. Показатели таких нарушений – булимия, анорексия, снижение либидо, отсутствие реакции на угрозы, суицидомания, шопоголизм, гиперсексуальность и др.

Онлайн консультация специалиста

по Вашему вопросу!

Номер лицензии: ЛО-77-01-019036

Заказать звонок

Все перечисленные признаки даже поодиночке являются причиной для визита к психиатру. Только квалифицированный специалист сможет определить наличие психического заболевания, установить причину его развития и назначить необходимое лечение.

Если Вам нужна помощь психиатра или Вы хотите проконсультироваться по какому-либо вопросу из области психиатрии, позвоните по телефону +7 (499) 288-19-74

Медицинский центр «КОРСАКОВ» работает круглосуточно, без перерывов и выходных.

Наши специалисты окажут Вам квалифицированную медицинскую и психологическую помощь в любое время дня и ночи. Телефон горячей линии доступен круглосуточно.

Названы семь привычек, указывающих на психические расстройства

+ A —

В каких случаях стоит задуматься о своем душевном здоровье

Маниакальные пристрастия и привычки только на первый взгляд кажутся безобидными, но на деле указывают на серьезные психические расстройства, пишет SOVA.Today.

Натирание всего до блеска

Если человек начинает тратить большое количество времени на натирание полов, зеркал или даже ботинок до блеска, то это может быть красноречивым признаком психического отклонения, которое именуется обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР).

Постоянное мытье рук с мылом или гелем

Регулярное мытье рук до скрипа, приводящее к тому, что кожа становится шершавой на ощупь и болезненной, скорее всего, указывает на наличие расстройства, например ОКР, которое как раз и выражается в повторении определенных действий (компульсий), чтобы отвлечься от мыслей (обсессий).

Привычка проверять и перепроверять себя (и других)

Ситуация, когда человек испытывает болезненную потребность проверить (а потом еще раз и еще) не только себя, но и окружающих, может свидетельствовать о психоэмоциональной нестабильности. Еще один повод задуматься о душевном здоровье — постоянный пересчет любимых вещей и жонглирование цифрами. Такое поведение также может сигнализировать о наличии обсессивно-компульсивного расстройства.

Неконтролируемый шопинг

Людям, скупающим все без разбора, тоже стоит насторожиться по поводу своего психологического состояния. Склонность тратить деньги на ненужные вещи, а также чувство дискомфорта в случае долгого отсутствия похода по магазинам могут говорить о развитии омниомании.

Приют для животных

Указывать на обсессивно-компульсивное расстройство может ситуация, когда человек селит в своей небольшой квартире 20 кошек, 5 или 10 собак и еще нескольких попугайчиков, и в итоге жилище превращается в рассадник заразы.

Патологическое накопительство

Людям, которые тащат в дом всякий хлам и мусор до тех пор, пока он не начинает вываливаться изо всех щелей, стоит вовремя признать проблему и обратиться за помощью.

Игнорирование гигиены

Во многих случаях люди, переставшие чистить зубы, принимать душ, переодеваться в чистую одежду и задумываться о том, как они выглядят, могут страдать от синдрома Диогена. Свое название расстройство получило в честь древнегреческого мыслителя, который провел всю жизнь в нищете и грязи, пользуясь всего одной кружкой.

11 признаков психического нездоровья ребенка

Каждый шестой ребенок в США страдает психическим заболеванием. Однако более половины из них не получают должного лечения. Иногда симптомы остаются незамеченными. Отчасти это связано с тем, что психологические проблемы у детей выглядят несколько иначе, чем у взрослых. Business Insider в материале 11 signs your child may have a mental health issue and how to help пишет, что раннее вмешательство может стать ключом к тому, чтобы помочь детям. Поэтому важно следить за потенциальными тревожными сигналами, которые могут свидетельствовать о проблемах с психическим здоровьем.

Вот 11 признаков, на которые следует обратить внимание:

1. Вы заметили необъяснимые изменения в настроении

Иногда дети грустят или раздражаются — это нормально. Но если вы заметили изменения в настроении, которые продолжаются больше двух недель или больше, это может быть признаком того, что ребенку нужна помощь в контроле эмоций.

2. Ребенок перестал делать то, что ему нравится

Дети часто отказываются от определенных занятий, например, от футбола или уроков фортепиано. Но у них должны быть занятия, которые им нравятся. Если вашему ребенку неинтересно практически все, это может быть признаком аффективного расстройства.

3. Гнев ребенка вызывает проблемы

Взрослые, страдающие депрессией, часто выглядят грустными, а дети — раздражительными. Тревожные расстройства и другие проблемы с психическим здоровьем также могут вызывать вспышки гнева. Беспричинное веселье, агрессия и истерики, выходящие из-под контроля — лишь несколько примеров проблем, на которые необходимо обратить внимание. 

4. Тревога мешает ребенку заниматься здоровой деятельностью

Если ваш ребенок беспокоится накануне выступления в школьном спектакле, или нервничает, представляя научный проект своему классу, это вполне естественно. Но если он отказывается делать то, что может быть полезно для него, например, идти в гости к другу или пробовать попасть в спортивную команду, это может быть признаком того, что ему нужна помощь.

5. У ребенка необъяснимые боли

Дети с проблемами психического здоровья часто жалуются на боли в животе, головные боли и различные физические недомогания. Если врач не может найти какую-либо известную медицинскую причину этих жалоб, дискомфорт может быть вызван эмоциональным расстройством.

6. У ребенка проблемы со сном

У всех детей иногда возникают проблемы со сном. Но постоянные проблемы со сном могут быть поводом для беспокойства. Например, травма может стать причиной кошмаров, а беспокойство затруднить процесс засыпания. 

7. Ребенок странно себя ведет

Не стоит игнорировать странное поведение: ни навязчивый счет, ни складирование вещей. Такое поведение может быть признаком, например, обсессивно-компульсивного расстройства или аутизма. 

8. Поведение ребенка не отвечает стратегиям дисциплины

Похвала и награды должны поощрять хорошее поведение. А наказание и потеря привилегий должны препятствовать проступкам. Если ваш ребенок не реагирует на здоровую дисциплину, это может быть признаком такого поведенческого расстройства как СДВГ.

9. У ребенка проблемы в школе

Нежелание идти в школу и снижение успеваемости могут возникнуть, когда ребенок борется с проблемой психического здоровья. Старайтесь следить за старыми и новыми затруднениями, связанными с обучением.  

10. Ребенок испытывает социальный дискомфорт

Дети могут ссориться с друзьями и иногда чувствовать себя обделенными. Но если вашему ребенку сложно знакомиться с новыми людьми и поддерживать дружбу, он ладит только с детьми младшего возраста или кажется чрезмерно восприимчивым к давлению со стороны сверстников, возможно, потребуется профессиональная оценка.

11. У вашего ребенка необъяснимые изменения в весе

Вес всех детей колеблется по мере роста. Но неожиданные изменения веса могут сигнализировать о целом спектре проблем: от расстройства пищевого поведения до депрессии. Если ваш ребенок теряет интерес к еде, развивает странные привычки в потреблении пищи или кажется, что он переедает из-за стресса, это может быть признаком психологического потрясения.

                                        Как помочь ребенку

Если вы заметили какой-либо из выше указанных признаков или у вас есть другие опасения по поводу психологического благополучия вашего ребенка, обратитесь за профессиональной помощью. Лучше всего начать с разговор с лечащим врачом. Если он считает, что ребенку пойдет на пользу терапия, он поможет вам найти специалиста, который проведет психологическое обследование. 

Душевное и психическое здоровье — Психологос

Фильм «Винни Пух»

​​​​​​​​​​​​​​Психическое здоровье — это психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. Противоположность психическому здоровью — психические отклонения, психические расстройства и психические заболевания.

Не слышу, что мне говорят, слышу голоса, которые не слышат другие. Странно безразличен к тому, что не волновать не может, бурно реагирую на то, что нормальных людей не задевает вовсе.

При этом мы выяснили, что психика и душа – не одно и то же, душевное и психическое – разные вещи. И тогда встает вопрос – можно ли говорить о душевном здоровье, в отличие от здоровья психического, и что такое — душевное здоровье?

К сожалению, в психологической литературе четких определений этому понятию мы не нашли, поэтому нам придется конструировать содержание этого понятия самостоятельно. Пусть ответы нам подсказываем жизнь и практика.

В любимом хоть детьми, хоть взрослыми людьми мультфильме «Винни-пух и все-все-все» есть два персонажа, которых очень хочется сравнить – это Ослик Иа и сам Винни-пух. С психикой у Ослика Иа все в порядке, он вполне адекватен. А вот душа у Ослика — болит… Он — несчастная Жертва, беспомощен перед лицом большого и враждебного мира. Спасители не могут ему помочь… А вот Винни-пух, хотя иногда и поет странные песни «Я серенькая тучка, я вовсе не медведь!», позволяющие усомниться в его психическом статусе, при этом воплощение душевного здоровья: душа не болит, мир прекрасен, мед привлекателен, все друзья.

И тогда мы можем выдвинуть предположение, что наиболее адекватный показатель душевного здоровья — шкала эмоциональных тонов. По шкале эмоциональных тонов, душевное нездоровье на уровне Мир страшен — мир враждебен, душевное здоровье — уровень Мир хорош — мир прекрасен. Мир обычен — между душевным здоровьем и нездоровьем.

Душевное здоровье — состояние, когда душа открыта людям и миру, бодра и радостна, не страдает болью и не болеет враждой. Душевно здоровый человек — адекватен, позитивен и доброжелателен. Он склонен к позитивному мировосприятию, для него характерна легкость входа в позитив и трудность выпадения из позитива. Он живет в высоком эмоциональном тоне, ему нравится разумный уровень жизненного напряжения, жизненный мир для него — прекрасный и любимый.

Противоположность душевному здоровью – неустойчивое, пониженное или прямо плохое настроение, легкость впадения в негатив и трудность выхода из негатива. Обиды, страхи, раздражение, усталость, неспособность переносить жизненное напряжение… Низкий эмоциональный тон, враждебность, отсутствие интереса к жизни — признаки ослабления душевного здоровья. Депрессии, озлобленность или апатия – уже явное душевное нездоровье.

При таком понимании термин «душевное здоровье» описывает явные и важные моменты нашей жизни, при этом отличаясь от существующего термина «психическое здоровье».

Кажется понятным, что при нормальной сохранности психики, при полной психической адекватности человек может быть болен душевно. Невроз — это еще не показатель психического заболевания.

Душа болит, жизнь не радует, жить не хочется. Для очень многих людей это многолетняя норма жизни.

Может быть и наоборот: душевное здоровье, бодрость при некоторой психической неадекватности.

С другой стороны, психическое и душевное здоровье не изолированы друг от друга, они понятным образом друг на друга влияют.

Действительно, когда душа болит, когда внимание крутится вокруг уже прошедшего, когда человек напряжен, на взводе и раздражен – конечно, он менее сосредоточен и бывает просто не адекватен: может сорваться на тех, кто просто оказался рядом с ним. Называть это психическим заболеванием – оснований нет, тем не менее, душевное нездоровье начинает проявляться и в моментах психических расстройств.

Как влияют психические расстройства и заболевания на душевное здоровье – вопрос отдельный и специальный, сейчас он выходит за рамки наших интересов.

Счастье — красота в доме души

Сделать жить счастливой — это навести красоту в своем внутреннем доме, доме своей души. Если же в доме тяжелый бардак, нет элементарного порядка, то задача наведения красоты — не своевременна. Наведите вначале порядок в своей душе, господа, а уже после задумывайтесь о красоте — о счастье! Порядок в доме души — это душевное здоровье. Надеюсь, что в вашем доме в любом случае на месте крыша — если съезжает крыша и нет почвы под ногами, говорится о нарушении уже психического здоровья. См.→

5 неявных признаков психических расстройств

По статистике, психическими расстройствами (включая их легкие формы) страдает значительная часть населения планеты (например, в США — 20% населения). Но далеко не всегда это заметно или очевидно для окружающих.

Первые проявления психических проблем легко упустить. Порой их не замечают даже врачи, не говоря уже о друзьях и родственниках. Причиной может быть как недостаток информации, так и различные предубеждения, в том числе профессиональные. Особенно это касается пациентов с необычными симптомами.

Между тем очень важно выявить расстройство еще на ранней стадии и оказать человеку необходимую помощь и поддержку. Это значительно повышает вероятность выздоровления. При отсутствии лечения расстройство может прогрессировать.

Многие больные, не до конца понимая, что с ними происходит, пытаются «заглушать» тяжелые симптомы алкоголем или наркотиками. Чтобы вовремя заметить ментальное расстройство и помочь человеку, важно уметь распознавать скрытые признаки, которые зачастую легко спутать с проявлениями других заболеваний или просто чертами характера.

Вот несколько таких признаков.

Постоянная усталость

Вряд ли кого-то удивит, что психические расстройства могут приводить к постоянной усталости. К примеру, если человек страдает недиагностированным обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР), его постоянно терзают крайне неприятные навязчивые мысли, с которыми он пытается бороться с помощью определенных ритуалов.

Разумеется, эта бесплодная борьба отнимает у него огромное количество сил. Помимо этого ему приходится справляться и с другими обязанностями (рабочими, учебными, семейными). Также человек изо всех сил старается скрыть свои симптомы от окружающих, боясь показаться «больным» и столкнуться с осуждением. Попытки казаться «нормальным» отнимают у него огромное количество энергии.

Хроническая усталость при психических расстройствах может быть связана с психологическими, биологическими и социальными факторами. Поэтому, если кто-то из ваших близких или знакомых все время жалуется на недостаток сил без явных причин, возможно, стоит расспросить его о том, что с ним происходит.

Физическая боль

Наши тело и психика неразрывно связаны. Физические болезни влияют на наше психическое состояние и наоборот. По данным медицинских исследований, до 50% пациентов, страдающих от хронической боли, также испытывают симптомы депрессии. В свою очередь, тревога и депрессия могут вызывать проблемы с желудком и пищеварением, телесные и головные боли и многие другие физические симптомы.

Если кто-то из ваших друзей или близких постоянно страдает от различных болей, не связанных с физическими заболеваниями, причиной этому может быть психическое расстройство.

Перфекционизм

Некоторые психические заболевания искажают наше восприятие самих себя и нашего окружения. Иногда это выражается в том, что мы начинаем предъявлять к себе нереалистичные требования. К примеру, люди, страдающие тревожными или пищевыми расстройствами, могут пытаться это компенсировать, стремясь, чтобы все в их жизни было «идеальным»: учеба, работа, тело, диета…

Но никто из нас не идеален. Стремление к самосовершенствованию похвально, однако важно реалистично оценивать свои возможности и не предъявлять к себе завышенных требований. Перфекционизм может быть тревожным признаком, свидетельствующим о скрытых ментальных проблемах.

Отсутствие эмоций

Безэмоциональность — очень распространенный симптом психических расстройств, о котором редко говорят. Нам кажется, что психически больные люди обязательно страдают от сильных и тяжелых переживаний: депрессии, тревоги, тоски или эмоционального перевозбуждения.

Часто это действительно так, но нельзя сбрасывать со счетов и другую крайность. Некоторые больные испытывают прямо противоположный симптом: они не чувствуют вообще ничего, им становятся безразличны как они сами, так и мир вокруг них. Например, при депрессии мы можем потерять всякий интерес к нашим прежним увлечениям и к людям, которые были для нас важны.

Неспособность испытывать удовольствие в психиатрии называется «ангедонией». У всех бывают неудачные дни, но если человека уже длительное время ничего не радует, это тревожный признак.

Избегающее поведение

Все мы иногда стараемся избежать каких-то дел или общения с определенными людьми. Причины могут быть разными: прокрастинация, стресс или просто отсутствие интереса. Но если избегающее поведение входит в привычку, это может быть признаком более глубоких проблем.

К примеру, пациенты, страдающие паническим расстройством, часто начинают избегать ситуаций, провоцирующих у них панические атаки. Больные шизофренией также могут устраняться от определенных видов деятельности или общения с некоторыми людьми из-за своих бредовых убеждений (например, что-то или кто-то кажется им «злым» или опасным).

Некоторые психически нездоровые люди пытаются бороться со своими симптомами, попросту избегая всего, что доставляет дискомфорт. Тем самым они сами накладывают на себя жесткие ограничения, убеждая себя, что «не способны» делать определенные вещи. Часто это лишь усугубляет их симптомы.

Психические расстройства могут проявиться у каждого и выражаться по-разному. Осознание и признание проблемы — первый шаг на пути к выздоровлению.

Основные показатели психического здоровья и нездоровья

Психическое здоровье личности достаточно тесно связано не только с физическим здоровьем, которое является основой личностного здоровья, но и моральным (духовным) и социальным здоровьем. От уравновешенности, психологической устойчивости и самодостаточности личности зависят ее взаимоотношения с окружающим миром, степень овладения духовными ценностями, построение взаимоотношений на основе нравственных норм, адаптация к изменениям социальной среды.

 Здоровый ребенок всегда жизнерадостный, активный, коммуникативный, имеет оптимальный уровень умственного развития. Состояние психического здоровья характеризуется показателями нервно-эмоционального развития и характером протекания познавательной активности. Именно от эмоционального состояния зависит и познавательная активность ребенка, и характер его общения со сверстниками и взрослыми, и поведение.

Причем, чем меньше ребенок, тем заметнее эта зависимость. Психическое здоровье на всех этапах онтогенеза обеспечивает полноценное развитие личности (интеллектуальное, эмоционально-волевое, коммуникативное, духовно-нравственное) способствует становлению личностного «Я» и эффективной самореализации личностных возможностей.

Психически здоровой личности присущи гармония, психическая уравновешенность, духовная направленность, ориентация на саморазвитие и совершенствование, обогащение личностных свойств.

Расстройства Настроения, их виды и особенности

Классификация неврозов: 6 главных видов

Основные критерии психического здоровья

— В эмоциональной сфере — позитивно-эмоциональное состояние, преодоление отрицательных эмоций, в том числе и разрушительных (страх, гнев, зависть, жадность), эмоциональная стабильность (самообладание), цельное выявление эмоций, их адекватность, оптимальное самочувствие.

— В интеллектуальной сфере — способность концентрировать внимание, сдерживать информацию в памяти, умение логически мыслить, проявлять творчество, активность в познавательной деятельности;

— Мотивационно-личностной сфере — адекватный уровень притязаний, адекватная самооценка, личностная автономия, самоуважение, самоконтроль, сформированность волевой сферы, целеустремленность, активность, положительная мотивация жизнедеятельности, поведения и отношений, адекватное восприятие окружающего мира и самого себя.

По утверждению специалистов, существуют и определенные признаки психического нездоровья, среди которых наиболее вероятными являются: отсутствие умения логически мыслить, категоричность (стереотипность) мышления; эмоциональная неуравновешенность, аффективная «тупость», злоба, враждебность, повышенная тревожность и т.д. .

Среди личностных свойств можно выделить: неадекватность самооценки (нереально высокая или низкая), разочарование в собственных возможностях, избегание ответственности за себя, потеря самоконтроля или наличие гиперсамоконтроля, ослабление воли.

В целом для нездоровой личности становятся характерными потеря интереса, любви к ближним, отсутствие мотивации жизнедеятельности, пассивная жизненная позиция.

Источник — mirrosta.ru


< Предыдущая   Следующая >

О структуре психического здоровья человека (обзор исследований) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

14. Рождественская В.И., Голубева Э.А., Ермолаева-Томина Л.Б. и др. К вопросу о функциональных состояниях в связи с типологическими свойствами нервной системы // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека, т.5 — М., 1997.

15. Сыров В. Полный джаз. — www.jazz.ru/mag/110/opinion.htm

16. Тоферт Р. Влияние музыки на организм человека. — http:/

studio7/hotbox. ru/mainr.htmls

17. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 5. — М., 1978.

18. Холопова В.Н. Музыкальный ритм. М.: Музыка, 1980.

19. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. -М.: АОЗТ «Антидор», 1998.

20. Эбаноидзе И. Психология джаза. — www.pereplet.ru/text/jazz.html

21. Эйбл-Эйбесфельдт Я. Биологические основы эстетики. —

http://npvr.chat.ru/texts/estetica.htm

22. Кальманович Д. Генетическая загадка музыки// Медицинская информационная сеть. — www.medicinform. net/human/biology/biolo gy3. htm

О СТРУКТУРЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА (ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ)

Н.А. Лызь

Традиционная дихотомия «физическое — психическое» позволяет нам рассматривать физическое и психическое здоровье человека как два относительно отдельных уровня, где второй, опираясь, надстраиваясь над первым, в какой-то мере подчиняет его себе. Справедливость последнего утверждения подтверждается результатами исследования факторов здоровья, «каждый из которых имеет свой психологический подтекст» [2. С. 75] и прогнозами о будущей медицине, исповедующей идею «о первичности духа в возникновении большинства соматических нарушений» [18. С. 333]. Говоря о физическом уровне здоровья, мы ограничиваемся рассмотрением человека как организма, основная функция которого — выживание — обеспечивается механизмами саморегуляции, поддерживающими постоянство внутренней среды и обеспечивающими адаптацию к внешней окружающей среде, природным условиям. Критерии психического здоровья также могут рассматриваться в парадигме адаптации, однако очевидно, что разведение нормы и патологии здесь наталкивается на определенные трудности.

Психическое здоровье (точнее — нездоровье) относится к ведению

психиатрии. Традиционно считается, что психические болезни проявляются в неадекватности субъективной отражательной деятельности и одновременно как нарушение произвольной адаптации человека к условиям внутренней и внешней среды [19], а основной их причиной являются органические нарушения. В «малой психиатрии» и психотерапии рассматриваются слабые формы психических

отклонений, пограничные состояния психики: психогении (реактивные состояния, неврозы) без острых психотических расстройств, психопатии, психические

нарушения в экстремальных условиях деятельности и другие заболевания без глубоких изменений психики, степень проявления которых зависит, в основном, от социальных факторов (воспитания, психотравмирующих ситуаций и пр.). Тем самым утверждается, что психический уровень здоровья формируется не только в биологическом «плане» бытия человека, но и в социальном, личностном и, вероятно, не исчерпывается такими характеристиками как «здоровая психическая

деятельность» и «отсутствие нарушений произвольной адаптации». Так, например,

В.М. Розин считает, что «психическое здоровье — это не органическое состояние психики, а тип жизни и организация личности» [21. С. 207].

Осознание междисциплинарного статуса проблемы психического здоровья, а также повышение значимости этой проблемы в современном обществе способствовало привлечению внимания к ней не только медиков, но и философов, культурологов, валеологов, психологов. Предварительный анализ таких представлений позволяет сделать предположение о неоднородности психического здоровья и возможности выделения в нем отдельных уровней, каждый из которых характеризуется специфическими критериями. Настоящая статья представляет собой обзор валеологических и психологических представлений о психическом здоровье с целью анализа его возможной структуры.

Для большинства валеологических концепций характерно сведение показателей психического здоровья к медицинским критериям нормы как отсутствия психической патологии или к характеристикам эмоциональной сферы человека. Исключив в комплексном представлении здоровья соматические и психические (в узком смысле) характеристики человека, в них (концепциях) можно обнаружить следующие составляющие (критерии, признаки) здоровья: веру в свое личное благополучие и необходимость завершения своих творческих задач, наличие главной целевой установки жизни [9], целевые установки, нравственные ценности, идеалы, актуальные потребности, уровень притязаний, степень признания [1], стратегия жизни человека, степень господства индивида над обстоятельствами жизни [13], устойчивая «Я-концепция», позитивная, адекватная, стабильная самооценка [3] и т.п. Однако, как правило, данные характеристики здоровья человека либо раскрываются с позиции их влияния на соматическое и психическое здоровье, либо только декларируются. Продемонстрируем сказанное двумя примерами.

Несомненный интерес с наших позиций представляет трехмерная модель здоровья В.П. Куликова, в которой «наряду с континуумом количественных проявлений здоровья (продолжительность жизни, энергетический потенциал, адаптивные возможности, резистентность, физическое развитие и проч.) и качественных проявлений здоровья (психологическая стрессоустойчивость, тревожность, удовлетворенность жизнью и проч.) представлена глубинная ось, отражающая поведенческую адаптацию» [12, с. 17]. В данной модели учитываются не только показатели соматического и психического здоровья, но и «результат их взаимодействия, реализуемый в поведении субъекта, характеризующийся числом степеней свободы поведения или свободой жизни как возможностью принятия решений, активного влияния на свою жизнь и жизнь окружающих». По мнению автора, эта свобода придает человеку уверенность, раскрепощенность, оптимизм, удовлетворенность, позитивно сказывается на физическом и психическом здоровье [Там же]. Конкретного описания третьего измерения здоровья, также как и ответов на вопросы: «является ли свобода жизни субъективным переживанием или это внешний фактор?», «какова характеристика оптимальной свободы жизни (возможно, излишняя свобода будет затруднять поведенческую адаптацию)?», «насколько правомерно результат взаимодействия двух измерений здоровья представлять как третье?» нами не найдено.

Казалось бы, достаточно обоснованное представление о психическом здоровье демонстрирует Л.А. Попова, связывая его с потребностью самореализации человека как личности. Согласно автору, «человек реализует себя в обществе в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющей его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям» [3. С. 73]. Но и здесь возникают определенные сомнения, например, в возможности сведения самореализации «человека как личности» к социальной адаптированности, усиливающиеся утверждением автора о том, что «любое

нарушение психического здоровья (по аналогии с физическим) связано, с одной стороны, с врожденными особенностями психики, с другой — с воздействующими в процессе жизни факторами — чрезмерными психическими нагрузками и психотравмами» [Там же. С. 75]. Признание же наиболее важным показателем психического здоровья психическую адекватность совершенно девальвирует исходную идею автора.

Достаточно часто в валеологических работах встречается категория социального здоровья. Поскольку социальное бытие человека является таким же неотъемлемым планом его существования, как и биологическое, а, кроме того, предполагает становление различных психических образований (известно, что большинство целей, мотивов, а также отношения, интересы, ценности и даже такое образование как личность, имеют социальное происхождение, межличностную обусловленность), необходимо рассмотреть вопрос об отношении социального здоровья к психическому (в широком смысле).

Анализ представлений о социальном здоровье позволил нам выделить два принципиально различных подхода, которые затрагивают разные плоскости научных и практических проблем, незначительно пересекающихся между собой. В первом подходе социальное здоровье — часть, составляющая или уровень индивидуального здоровья человека, который рассматривается как часть социума, социальное существо. В зависимости от философско-методологических установок ученых, критерии такого здоровья определяются либо на основании требований социума к своему члену (здоровый человек — выполняющий свои социальные функции, активно участвующий в общественной жизни), либо с позиции удовлетворения спектра социальных потребностей самого человека. Тогда в первом случае здоровье рассматривается как мера трудоспособности и социальной активности (это положение является основной посылкой, реализующейся в практике охраны здоровья и лечения, тогда как, по нашему мнению, выполнение человеком своих функций есть

не существо, а проявление здоровья), а во втором — акцентируется внимание на

социальной адаптированности. Так, Г.С. Никифоров относит к социальному здоровью следующие характеристики: «адекватное восприятие социальной

действительности, интерес к окружающему миру, адаптация (равновесие) к физической и общественной среде; направленность на общественно полезное дело, культуру потребления, альтруизм, эмпатию, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении» [20. С.60]. Перечислив эти критерии, автор замечает, что по смыслу они близки критериям психического здоровья.

Второй подход идентифицирует социальное здоровье со здоровьем не индивидуума, но общества, причем болезнь понимается как биологический феномен, и «понятие социального здоровья имеет, таким образом, во многом фигуральное (образное) значение» [20. С.143]. Согласно И.Н. Гурвичу, говоря о социальном здоровье, обычно подразумевают: социальную значимость тех или иных заболеваний в силу их распространенности, вызываемых ими экономических потерь, угрозы для существования популяции; влияние общественного устройства на причины

возникновения болезней, характер их течения и исходы — возможности

выздоровления или смерти; оценку биологического состояния определенной части или всей человеческой популяции на основе интегрированных статистических показателей [Там же]. Рассматривая социальное здоровье в этих аспектах, особо значимым становится не столько индивидуальное здоровье, сколько обобщенные показатели здоровья определенной части народонаселения. Именно из них исходит, в частности, гигиена, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье и оптимизирующая это влияние. Очевидно, что социальное здоровье, понимаемое как совокупное, в первую очередь физическое, здоровье некоторой общности индивидов (второй из выделенных нами подходов) не попадает в сферу рассмотрения психического здоровья, в отличие от первого подхода, когда социальное здоровье ограничивается рамками индивидуума и подразумевает акцент на социальных

факторах психического здоровья, реализации социальных потребностей человека или возможности выполнения им социальных функций.

Завершая обзор валеологических представлений о человеке, следует отметить детальную проработанность медико-биологических, гигиенических подходов к здоровью и недостаток системности, а также принципиальные расхождения во взглядах на остальные (помимо соматического) компоненты здоровья. На наш взгляд, наиболее продуктивные с точки зрения целостности и непротиворечивости подходы к понятию психического здоровья предложены в рамках психологии и психотерапии.

Согласно психологическому словарю, психическое здоровье — это «интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида» [11. С.283]. Очевидно, что при такой широкой трактовке психического здоровья, целесообразно рассматривать его как неоднородное образование.

Изучая проблему неврозов — самого распространенного вида нервнопсихической патологии, ученые пришли к выводу о том, что «определяющую роль в патогенезе невроза играет психологический, то есть внутренний, конфликт, который представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых отношений личности» [8]. И в патологических формах развития личности, и в психогенных заболеваниях явственно сказывается роль личности, причем ее особенности — это и проявления, и существенные условия развития болезни, и средство преодоления последней [16]. Здесь уместно вспомнить, что А.Н. Леонтьев писал о «личностном» как об особом «измерении» и выделял три уровня изучения человека: биологический, на котором он открывается в качестве телесного, природного существа, психологический, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности и социальный, на котором он проявляет себя как реализующий общественные отношения [14. С.385]. Иными словами, психическое и личностное тесно взаимосвязаны между собой, но не есть тождество. Человек может быть вполне психически здоровым (адекватно отражать окружающую реальность, хорошо запоминать и логично мыслить, быть деятельным и т.п.) и одновременно быть личностно ущербным, внутренне конфликтным. Определение нормы и патологии в последнем случае представляет собой серьезную проблему. Здесь используются либо статистические критерии (быть таким, как большинство), либо адаптационные, гомеостатические (главное — хорошая приспособляемость, уравновешенность со средой), либо негативные (пока явно не болен, то здоров) [4]. Как заметил Б.С. Братусь, «если приглядеться к этим критериям, нетрудно увидеть, что они пришли в психологию, главным образом, из дисциплин естественного цикла, так, из биологии, в частности из физиологии, пришли понятия адаптивности и гомеостазиса, из медицины — модели здоровья как отсутствия болезней и т.п. Будучи примененными к личности, эти критерии оказываются явно недостаточными, редуцированными, хотя при этом по-прежнему активно используемыми» [4. С.208]. А. Маслоу отмечает, что такие критерии — «всего лишь формальные определения, этакие парадные дефиниции, которые не подходят для повседневной жизни» [15. С.171]. По мнению ученого, здоровье — это вопрос ценностного характера, то есть здесь необходимо вести речь о том, «что представляет для нас ценность, что, по нашему мнению, хорошо, а что плохо, о чем нам следует беспокоиться, за что мы ощущаем вину, а что считаем добродетелью» [Там же]. Такая постановка вопроса, на наш взгляд, переводит анализ психического здоровья в сферу этики.

Действительно, в определении психического здоровья используются оценки, которые крепко спаяны с культурой и поэтому непостоянны. Так, анализ представлений о здоровье привел О.С. Васильеву и Ф.Р. Филатова к выводу об их социокультурной детерминации или эталонном основании [5]. Они выделили три эталона — концептуальные схемы здоровья, возникшие в условиях конкретных социальных и дискурсивных практик. Первый — античный эталон, где здоровье —

внутренняя согласованность, общая упорядоченность человеческой жизни, оптимальное соотношение элементов человеческой природы. Человек в этой модели изначально наделен всем необходимым для здоровой жизни. Во втором -адаптационном — эталоне основной акцент сделан на приспособленности индивида к окружающей социальной и природной среде, а критериями физического и психического здоровья выдвинуты полноценность организма и социальная успешность. Данные критерии не ориентированы на здоровое самоощущение, а заданы извне системой социальных норм, что приводит к отчуждению здоровья от человека, к проблеме дефицитарности — нехватки здоровья. Феномен здоровья подменяется здесь проблемой отсутствия болезней, а потому адаптационная модель более способна объяснить патологические явления, основанные на конфликте биологического и социального [Там же]. Антропоцентрический (третий) эталон базируется на представлении о динамичной, свободно развивающейся, открытой опыту и ориентированной на высшие ценности личности. Здоровье в данной модели связано со всесторонней самореализацией, раскрытием творческого и духовного потенциала личности. Поскольку представленные эталоны отражают отдельные аспекты многомерного явления, авторы предлагают интегративный подход, основанный на взаимосвязи в рамках структуры личности процессов саморегуляции, социальной адаптации и самоактуализации [Там же]. Здоровая личность, по их мнению, характеризуется «упорядоченностью и соподчиненностью составляющих ее элементов, с одной стороны, и согласованностью процессов, обеспечивающих ее целостность и гармоничное развитие, с другой». При этом здоровье выступает как «характеризующее личность в ее целостности — как необходимое условие интеграции всех составляющих личности в единую Самость» [Там же. С.277].

Особый интерес в современной науке проявляется к антропоцентрическому эталону. Не в последнюю очередь он вызван тем, что человек здесь попадает в сферу внимания во всей полноте его позитивной природы, здоровья, а не только тогда, когда возникают заболевания. Знаменательной попыткой создать такое представление о человеке было выдвижение в зарубежной гуманистической психологии (М. Ягода, К. Гольдштейн, Ш. Бюллер, Г. Олпорт, А. Маслоу, К.

Роджерс, В. Франкл и др.) теорий «позитивного психического здоровья», в которых акцент сделан на «специфически человеческом способе существования», взаимосвязи здоровья с потребностями, целями, ценностями человека. В качестве критериев психического здоровья предлагаются: позитивная установка по отношению к собственной личности, гармонизация отношений с собственной внутренней сущностью, адекватность восприятия реальности, духовный рост, развитие и самоактуализация личности, интеграция личности, ее автономия и самодостаточность, компетентность в преодолении требований окружающего мира, конструктивность, подлинность взаимоотношений с окружающими, душевное и физическое хорошее самочувствие и другие, характеризующие человека как «полноценно функционирующую личность» (К. Роджерс). А. Маслоу считает, что полноценное здоровье и нормальное, желаемое развитие состоит в актуализации природы личности, в реализации своих возможностей и «в полном развитии всего, что в скрытой, замаскированной, едва различимой форме предписано самой природой» [15. С.175]. Он связывает психическое здоровье с полным

удовлетворением базовых потребностей, полагая, что только в этом случае человек свободен для самоактуализации, он развивается благодаря внутренней склонности к развитию, а, следовательно, он более автономен и самостоятелен, психологически свободен [Там же]. В теориях позитивного психического здоровья постулируется, что для достижения здоровья человеку необходимо самопознание, осознание своей внутренней природы. Однако характерной чертой моделей позитивного здоровья является преимущественно описательный их характер, приводимые критерии недостаточно полно охватывают само понятие психического здоровья, а также

вызывают определенные затруднения их использования в исследовательской, психотерапевтической и психокоррекционной практике [10].

Тем не менее, идеи позитивного здоровья получили широкое распространение. Так, в отечественной науке выделилась новая отрасль — психология здоровья (В.А. Ананьев, Б.С. Братусь, О.С. Васильева, И.В. Ежов, Л.В. Куликов, Ю.И. Мельник, Г.С. Никифоров, А.Б. Орлов, Ф.Р. Филатов и др.), а перечень критериев психического здоровья, ранее принятых в психиатрии и психотерапии, существенно пополнился исходя из представлений о зрелой, развитой личности.

Г. С. Никифоров, подчеркивая необычайно сложную организацию психического мира человека, приводит разнообразные перечни признаков психического здоровья, выдвинутых психиатрами и психотерапевтами, и делает два вывода. В силу их значимости в контексте данной работы, приводим их полностью. «Во-первых, наряду с очевидным разбросом мнений просматривается и определенная повторяемость в выборе ряда критериев психического здоровья. Это можно воспринимать как свидетельство их особой значимости, неслучайности. Во-вторых, трактовать приведенные перечни следует не более как их некоторые совокупности, ибо в них не просматривается присутствие какого-либо классифицирующего признака, который позволил бы придать им возможную внутреннюю организацию (выделено мной — Н.Л.), например — распределение критериев психического здоровья по структурным составляющим личности или каким-то иным основаниям» [17. С.148]. Позже в [20] автор предпринимает попытку распределения критериев психического здоровья в соответствии с формами проявления психического: процессами, состояниями, свойствами. Однако, на наш взгляд, данная классификация не вносит достаточную упорядоченность в представления о психическом здоровье, поскольку, во-первых, в самой психологии не существует четкого разграничения этих категорий, а ряд феноменов, имеющих процессуальный характер, может рассматриваться также с точки зрения состояния, во-вторых, согласно такой классификации, в одну группу попадают разноуровневые психические феномены. Например, к группе психических процессов отнесены и адекватное восприятие самого себя, и креативность, и критичность мышления и способность к удержанию информации в памяти (последнее, по существу, является непременным условием многих видов психической деятельности).

Идеи неоднородности, многогранности понятия психического здоровья, а также попытки упорядочить представления о нем просматриваются и в других работах. Так, И.В. Дубровина, подчеркивая неоднозначность указанного термина, связывающего собою две науки и две области практики — медицинскую и психологическую, вводит в научный лексикон новый термин — «психологическое здоровье», позволяющий выделить собственно психологический аспект психического здоровья [22]. Психологическое здоровье рассматривается ею как совокупность личных характеристик, являющихся предпосылками

стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации и характеризуется принятием себя, своих достоинств и недостатков, осознанием собственной уникальности, своих способностей и возможностей; принятием других людей, осознанием ценности каждого человека; хорошо развитой рефлексией, умением распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков; умением находить собственные ресурсы в трудной ситуации [Там же].

На наш взгляд, наиболее целостная и, в то же время, дифференцированная модель психического здоровья представлена Б.С. Братусем, который предпринял попытку систематизации представлений о психическом здоровье, взяв за основу структуру личности. Он выделил три уровня данной структуры, каждому из которых поставил в соответствие свое понимание психического здоровья [4]. Высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья,

который определяется качеством смысловых отношений человека. Следующий уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Наконец, уровень психофизиологического здоровья определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической

организации актов психической деятельности. Согласно этой модели высший уровень личностного здоровья оказывает регулирующее влияние на нижележащие уровни, характеризующие степень адаптации и психофизиологическое состояние.

Также опираясь на уровни личности, представляет психическое здоровье Р.Е. Калитеевская. Однако рассматривая личность не как застывшую структуру, а как процесс, она выделяет иерархию уровней ее функционирования, характеризующиеся различными механизмами регуляции личностью ее отношений с миром [10]. На первом уровне психофизиологической регуляции, то есть непосредственных побуждений, личность функционирует в реактивной логике удовлетворения потребностей. Второй — уровень социоадаптивной регуляции, детерминации личности требованиями конкретной ситуации и конкретного социума. Третий -уровень смысловой регуляции, детерминации личности ее отношениями с миром как целым, развернутыми во временной перспективе далеко за пределами текущего момента и конкретной ситуации. Четвертый — экзистенциальный уровень или уровень самодетерминации личности, ответственный за производство и изменение смысловых ориентаций и управление своей смысловой регуляцией. «Это уровень жизнетворчества через осуществление автономного личностного выбора на основе интеграции свободы и ответственности и обретения ценностных ориентиров… Только выходя на этот уровень, человек оказывается способным перестраивать свои отношения с миром, выступая субъектом изменений своей жизни» [Там же. С. 234]. Психическое здоровье в представлении автора — это «зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, мера способности человека трансцендировать свою биологическую, социальную и смысловую детерминированность, выступая активным и автономным субъектом своей жизни в изменяющемся мире» [Там же].

Рассмотренные уровни функционирования личности в определенной мере согласуются с предложенной А.В. Ворониной моделью психологического благополучия [6]. Она рассматривает психосоматическое здоровье, социальную адаптированность, психическое и психологическое здоровье как четыре уровня психологического благополучия человека — системного качества, обретаемого человеком в процессе жизнедеятельности на основе психофизиологической сохранности функций. Названные качественно своеобразные иерархические уровни формируются на разных уровнях пространства бытия человека (биологическом, социально-педагогическом, социально-культурном, духовно-практическом, соответственно) в разных типах деятельности, путем закладки внутренних интенций (жизнеспособности, самоконтроля, саморазвития и самореализации,

самоосуществления и самоактуализации). Каждый следующий уровень, формирующийся в процессе развития и воспитания, дает человеку новое видение самого себя, мира и себя в мире и, в силу этого, новые возможности для реализации замыслов, творческой активности. По мнению автора, болезнь — это «сочетанное нарушение трех уровней: психосоматического здоровья, социальной

адаптированности и психического здоровья» [Там же. С.30], а уровень

психологического здоровья как онтогенетически последний не формируется.

Анализируя предложенную А. В. Ворониной модель, следует подчеркнуть перспективность выделения объективных и субъективных характеристик здоровья на каждом уровне и дифференцированного описания механизмов его формирования. Однако необходимо отметить и нетрадиционность использования ряда терминов (психическое здоровье как составляющая благополучия), а также некоторые сомнения, например, целесообразно ли разделение социально-педагогической и

социально-культурной среды; стоит ли настаивать на последовательном формировании данных уровней в онтогенезе; достаточно ли обоснована дифференциация объективных и субъективных критериев здоровья на каждом уровне.

Несомненным преимуществом рассмотренных моделей (Б.С. Братуся, Е.Р. Калитеевской, А. В. Ворониной) является, на наш взгляд, «выход» за пределы понимания человека как адаптационного существа, использование для представления здоровья иерархической структуры. Однако при относительной схожести трактовки первых двух уровней здоровья, нельзя не отметить некоторые расхождения в интерпретации высших уровней.

Данные модели, а также представления о позитивном психическом здоровье в гуманистической психологии выводят нас в более широкую сферу рассмотрения психического здоровья. И если оно связано с развитием личности, то

актуализируются вопросы направления и смысла такого развития: движение куда, ради чего? В этом случае предметом нашего рассмотрения становится смысл человеческой жизни, высшие ценности, проходящие через нее и обеспечивающие человеку целостное благополучие и здоровье. Как это не парадоксально,

рассматривая здоровье человека, мы вынуждены выйти за пространственные и

временные рамки индивида. Однако для современной науки, признающей за человеком не только телесность, душевность, социальность, но и духовность, ничего нового в этом нет.

Так, А. Е. Чекалов, базируясь на материалистическом пантеизме и антропном принципе, делает вывод о том, что человек, являясь составной частью разумного развивающегося мирового организма, будет подвергаться воздействиям,

определяющим его здоровье, в зависимости от степени соответствия своих устремлений и действий всеобщему процессу эволюции Вселенной [24]. Чем больше это соответствие, тем больше здоровья, энергии и сил посредством энергоинформационного взаимодействия будет получать человек из безграничных просторов Вселенной. «И поскольку Мир развивается к совершенству, — заключает автор, — устремление к самопознанию и самосовершенствованию личности является главным условием ее здоровья и благополучия» [Там же. С.37].

По мнению С.Г. Хруцкого [23], любой ученый, имеющий целью определиться с понятием здоровья человека, с необходимостью выбирает одну из двух позиций: рассмотрение человека как биосоциального (сознательного,

душевного, адаптационного) существа, интегрирующего в себе биологическое и социальное; либо же признает за человеческим бытием целостное равноправное реальное существование как биологического и социального (сознательного) уровней организации, так и «духовного креативного уровня сверхсознания». Первая ставит во главу угла успешность экологического и социального приспособления человека к окружающему миру, т. е. рассматривает человека как сугубо биологическое и социальное существо, которому, впрочем, не возбраняется заниматься другими вещами, будь то религия, эстетическое творчество и т. д. Вторая позиция предполагает усмотрение в целостном феномене здоровья: 1) биологического (вегетативного) здоровья, означающего отсутствие физических дефектов и физиологических (гомеостатических) отклонений со стороны деятельности органов и систем организма человека; 2) душевного (адаптационного, анималистского) здоровья: устойчивого равновесия человека с окружающим его, главным образом социальным, миром и достижение человеком достойного места в цивилизованном обществе, что освобождает его как от физической нужды, так и от гнета социальной несправедливости; 3) духовного здоровья человека, его самоактуализации и восхождения к вечным ценностям.

Анализ современных представлений о здоровье позволил К. С. Хруцкому сделать вывод, что среди валеологов нашей страны в оценке сущности

индивидуального здоровья человека значительно преобладает первая позиция. Позволим добавить, что, по нашему мнению (и представленный обзор это подтверждает), в области психологии здоровья нельзя констатировать недооценку третьего из представленных К. С. Хруцким компонентов, однако можно говорить о специфике понимания этого компонента. Поясним данный тезис. Большинство психологов, рассматривающих здоровье, отказались от взглядов на человека как на адаптивное биопсихосоциальное существо, однако части модели здоровья, выходящие за рамки такого представления, интерпретируются по-разному. Одним авторам (Л.В. Куликов, Г.С. Никифоров и др.) характерна некоторая декларативность заявлений относительно духовного здоровья и избегание научного рассмотрения данного компонента, другие (О.С. Васильева, И.В. Дубровина и др.) дополняют адаптивность активностью, самостоятельностью, субъектностью, всесторонней самореализацией, раскрытием возможностей человека, третьи (Б.С. Братусь, В. Франкл и др.) связывают здоровье высшего уровня с приобщением человека к своей родовой сущности — направленностью человека на благо людей, служение человечеству, четвертые (А. Менегетти, К. Роджерс и др.) соотносят здоровье с аутентичностью, соответствием собственной природе, «внутреннему Я». Очевидно, причина таких расхождений — различные взгляды на сущность человека.

Достаточно системно представления о здоровье, базирующиеся на различных парадигмальных основаниях, раскрываются в исследовании И.В. Ежова [7]. В результате анализа философских и психологических исследований им выделены три основные парадигмы понимания «Я» и, соответственно, три подхода к трактовке психического здоровья. Первая парадигма «материально-телесного Я» представляет Я как целостно работающий организм, тело в полноте своего состава, главной управляющей системой которого является головной мозг. Психическое здоровье здесь — отсутствие симптомов, психопатологических синдромов и нозологических критериев психического заболевания. В парадигме «функционального Я» «Я» объясняется как психическая реальность, выполняющая функции выделения организма из окружающей среды, самоотражения и управления. С этих позиций проблема психического здоровья решается «в плане укрепления, развития Я, самореализации потенциала человека» [Там же. С.228]. Психическое здоровье предполагает осознание своего «Я» как свободно текущего процесса, суть которого — в принятии и осознании себя таким, каков человек есть на самом деле. Предполагается, что достаточно предоставить организму свободу, возможность двигаться в любом направлении, как в результате этого начнется развитие, формирование позитивных качеств личности, раскрытие внутренних потенций, самореализация» [Там же. С. 232].

Третья парадигма «субстанционально-бестелесного Я», по мнению автора, наиболее разработана в религиозно-философских системах Востока, в экзистенциализме. Здесь эмпирическому, индивидуальному «малому Я» противопоставляется подлинное Я человека, находящее вне времени и пространства, вне тела и даже ума. Причина психического нездоровья, страданий заключается в непонимании подлинного человеческого Я. Поэтому для достижения здоровья, духовной свободы и самореализации необходимо войти в контакт с внутренними процессами нашего существования, достигнуть понимания нашего высшего Я, осознать единство с мировой жизнью, родство и постоянное соприкосновение со всей жизнью, выраженной и невыраженной. «Как это не покажется странным, -заключает автор, — при всей загадочности и фантастичности «субстанционально -бестелесного» подхода к пониманию Я, состояние психики при вышеизложенном описании психического развития, самосознания человека соответствует многим критериям психического здоровья» [Там же. С.235]. В заключение автор делает вывод о том, что решить проблему с позиции одного подхода невозможно: «психическое здоровье человека — это одновременно и психофизиологическое здоровье тела, и здоровье личности, и здоровье души» [Там же. С.236-237]. Мы

также полагаем, что «одномерное» понимание человека не позволит адекватно описать его психическое здоровье.

Итак, психическое здоровье — неоднородное образование. Каждый исследователь, определяя здоровье, опирается на свои представления о человеке, выявляя на их основании различные подструктуры здоровья. Понимание психического здоровья в психологии и психотерапии тесно связано с общим представлением о личности (зачастую именно о зрелой) и механизмах ее развития. Различные модели обращены либо к подструктурам личности, либо к уровням, регулирующим активность субъекта, сферам его бытия.

Проведенный обзор позволяет сделать ряд выводов относительно содержания таких уровней. Первый вывод о целесообразности разведения понятий психического здоровья в широком смысле как многоуровневого образования и в узком смысле — как второго, после физического, уровня здоровья, характеризующего психические процессы индивида с точки зрения адекватности восприятия реальности и характера реакций внешним раздражителям. Второй вывод о необходимости выделения особого уровня здоровья, характеризующего интегральное образование -личность. А поскольку в ряде работ рассматривается возможность нарушения психического здоровья (в широком смысле) не только в связи со спецификой эмоционального реагирования, неконструктивными способами преодоления трудных ситуаций, доминированием определенных черт характера, но и по причине отказа от самореализации, неправильного выбора ценностных ориентаций, «неподлинности существования», ложного пути развития, то правомерно говорить еще и о надличностном уровне психического здоровья. Однако представленный обзор и выделение в психическом здоровье собственно психического, личностного и надличностного уровней позволяет делать вывод о составе, но не о структуре здоровья. Выявление взаимосвязи между уровнями и критериев здоровья на каждом из них — задача нашей дальнейшей работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзман Р.И. Педагогическая и медицинская валеология — цели и задачи // Валеология, 1997, №2. С. 23-27.

2. Ананьев В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания / Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000. С. 10-88.

3. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. Ростов н/Д, 2000.

248 с.

4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

5. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М., 2001. 352 с.

6. Воронина А. В. Уровневая модель психологического благополучия человека // Потенциал личности: комплексная проблема: Материалы второй Всероссийской Шете! конференции / Отв. ред. Е.А. Уваров. Тамбов, 2003. С. 29-32.

7. Ежов И. В. Самосознание и психическое здоровье / Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000. С. 217-239.

8. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982. 216 с.

9. Казначеев В.П. Основы общей валеологии. Учебное пособие. М., Воронеж, 1997. 48 с.

10. Калитеевская Е. Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М., 1997. С. 223-230.

11. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского Ростов н/Д, 1998. 512 с.

12. Куликов В.П. Трехмерная модель здоровья. Сантивность и пативность // Валеология, 2000, №1. С. 15-21.

13. Кураев А.Г., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология № 1, 1996. С. 7-13.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т 1. М., 1983. С. 94 — 231.

15. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003. 352 с.

16. Мясищев В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / Психология отношений. М., Воронеж, 1998. С. 39 — 67.

17. Никифоров Г.С. Здоровье как системное понятие / Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000. С. 128-189.

18. Огинец Л.В. Интегральная психология: синтез души и тела / Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000. С. 306-336.

19. Портнов А.А., Федотов Д.Д. Психиатрия. М., 1971. 471 с.

20. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2003. 607 с.

21. Розин В.М. Психическая реальность, способности и здоровье человека. М., 2001. 224 с.

22. Руководство практического психолога (психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте) / Под редакцией И. В. Дубровиной. М., 1995.

23. Хруцкий К.С. Аксиологический подход в современной валеологии // Дисс. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2000.

24. Чекалов А.Е. Современные научно-философские представления о человеке и его здоровье // Валеология, 1998, №2. С. 35-40.

УДК 88.4

О ТЕМЕ СМЕРТИ В ПЕРИОД РАСЦВЕТА ЖИЗНИ

Д. С. Никулина, Л.В. Шутова

Ирвин Ялом, в своей книге “Экзистенциальная психотерапия” цитирует слова Адольфа Мейера: “Не чешите там, где не чешется”. И далее продолжает дискуссию на тему, стоит ли напоминать своим клиентам, у которых и так довольно много своих проблем, о смерти — теме наименее всего приятной для разговора? Психологическое консультирование направлено на то, чтобы помогать человеку справиться с кризисными ситуациями, дать ему надежду и ресурс для решения других проблем, которые возникают в его жизни, тогда может стоит оставить смерть умирающим? Этим и многим другими вопросами задавились и продолжают задаваться многие психологи, работающие в области психологического консультирования. Ялом отвечает на них так: “смерть — это то, что “чешется” постоянно, а также наше отношение к смерти влияет на нашу жизнь и психологическое развитие…” Этот свой тезис Ялом подтверждает обширной клинической практикой [1].

Однако если отвлечься от вопросов психологической практики и обратиться к области житейской психологии, то в современном технократическом обществе не принято говорить и упоминать о смерти, это считается дурным тоном, несмотря на постоянную угрозу терроризма и гражданских войн. В большинстве восточных культур существуют религиозные и философские системы, включающие ритуалы и

Знайте предупреждающие знаки | НАМИ: Национальный альянс по психическим заболеваниям

Пытаться определить разницу между ожидаемым поведением и признаками психического заболевания не всегда легко. Нет простого теста, который позволил бы кому-то узнать, есть ли у него психическое заболевание, могут ли действия и мысли быть типичным поведением человека или результатом физического заболевания.

У каждого заболевания есть свои симптомы, но общие признаки психического заболевания у взрослых и подростков могут включать следующее:

  • Чрезмерное беспокойство или страх
  • Чувство чрезмерной грусти или подавленности
  • Спутанное мышление или проблемы с концентрацией и обучением
  • Чрезвычайные перепады настроения, включая неконтролируемые «подъемы» или чувство эйфории
  • Продолжительное или сильное чувство раздражительности или гнева
  • Избегание друзей и социальной активности
  • Трудности понимания или отношения к другим людям
  • Изменение режима сна или чувство усталости и упадка энергии
  • Изменения в привычках питания, такие как усиление голода или отсутствие аппетита
  • Изменения полового влечения
  • Затруднение восприятия реальности (бред или галлюцинации, при которых человек переживает и ощущает вещи, которых не существует в объективной реальности)
  • Неспособность воспринимать изменения в собственных чувствах, поведении или личности («недостаток понимания» или анозогнозия)
  • Чрезмерное употребление таких веществ, как алкоголь или наркотики
  • Множественные физические недомогания без очевидных причин (например, головные боли, боли в животе, неопределенные и постоянные «боли и боли»)
  • Думаю о самоубийстве
  • Неспособность заниматься повседневными делами или справляться с повседневными проблемами и стрессом
  • Сильный страх набора веса или беспокойство о внешности

Психические расстройства могут также начать развиваться у маленьких детей.Поскольку они все еще учатся определять мысли и эмоции и говорить о них, их самые очевидные симптомы — поведенческие. Симптомы у детей могут включать следующие:

  • Изменения в успеваемости в школе
  • Чрезмерное беспокойство или беспокойство, например, борьба за уклонение от постели или школы
  • Гиперактивное поведение
  • Частые кошмары
  • Частое неповиновение или агрессия
  • Частые истерики

Куда обратиться за помощью

Не бойтесь обратиться, если вам или вашим знакомым нужна помощь.Узнать все, что можно о психическом здоровье, — это важный первый шаг.

Обратитесь в свою медицинскую страховку, к врачу первичной медико-санитарной помощи или в орган охраны психического здоровья штата / округа, чтобы получить дополнительные ресурсы.

Обратитесь в службу поддержки NAMI, чтобы узнать, какие услуги и поддержка доступны в вашем районе.

Если вам или кому-то из ваших знакомых сейчас нужна помощь, вам следует немедленно позвонить в Национальную линию помощи по предотвращению самоубийств по телефону 1-800-273-8255 или позвонить по номеру 911.

Получение диагноза

Предупреждающие знаки могут помочь вам узнать, если вам нужно поговорить со специалистом.Для многих людей постановка точного диагноза является первым шагом в плане лечения.

В отличие от диабета или рака, не существует медицинского теста, который мог бы точно диагностировать психическое заболевание. Специалист в области психического здоровья будет использовать «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам » , опубликованное Американской психиатрической ассоциацией, для оценки симптомов и постановки диагноза. В руководстве перечислены критерии, включая чувства и поведение, а также временные рамки, чтобы быть официально классифицированным как состояние психического здоровья.

После постановки диагноза врач может помочь разработать план лечения, который может включать прием лекарств, терапию или другие изменения образа жизни.

Поиск лечения

Диагноз — это только первый шаг; также важно знать свои собственные предпочтения и цели. Лечение психических заболеваний зависит от диагноза и человека. Не существует универсального подхода. Варианты лечения могут включать лекарства, консультирование (терапию), социальную поддержку и образование.

Девять признаков проблем с психическим здоровьем

Слишком много алкоголя, вечеринка, постоянный плач или любые другие продолжающиеся существенные изменения в поведении, мыслях или чувствах человека могут быть явными признаками психического заболевания.

Выучите признаки, которые могут побудить вас подумать, что друг или член семьи входит в число каждого пятого австралийца, страдающего психическим расстройством.

Часто это не отдельное изменение, а комбинация. Следующие 9 признаков не помогут вам диагностировать психическое расстройство, а, наоборот, убедят вас в том, что у вас может быть веская причина для получения дополнительной информации о ваших проблемах.

Если вы обеспокоены, что друг или близкий человек находится в непосредственной опасности самоубийства или членовредительства, наберите тройной ноль (000) и попросите скорую помощь.

1. Чувство тревоги или беспокойства

Мы все время от времени переживаем или нервничаем. Но беспокойство может быть признаком психического расстройства, если оно постоянно и мешает. Другие симптомы беспокойства могут включать учащенное сердцебиение, одышку, головную боль, потливость, дрожь, головокружение, беспокойство, диарею или беспокойство.

2. Чувство депрессии или несчастья

Признаки депрессии: грусть или раздражительность в течение последних нескольких недель или дольше, отсутствие мотивации и энергии, потеря интереса к хобби или постоянная слезливость.

3. Вспышки эмоций

У всех разное настроение, но внезапные и резкие изменения настроения, такие как крайнее недомогание или гнев, могут быть симптомом психического заболевания.

4. Проблемы со сном

Устойчивые изменения режима сна человека могут быть симптомом психического расстройства.Например, бессонница может быть признаком беспокойства или злоупотребления психоактивными веществами. Слишком много или слишком мало сна может указывать на депрессию или нарушение сна.

5. Изменение веса или аппетита

Для некоторых людей колебания веса или быстрая потеря веса могут быть одним из предупреждающих признаков психического расстройства, такого как депрессия или расстройство пищевого поведения.

6. Тихий или замкнутый

Отказ от жизни, особенно если это серьезное изменение, может указывать на психическое расстройство.Если друг или любимый человек регулярно изолируется, у них может быть депрессия, биполярное расстройство, психотическое расстройство или другое расстройство психического здоровья. Отказ участвовать в общественной деятельности может быть признаком того, что им нужна помощь.

7. Злоупотребление психоактивными веществами

Употребление психоактивных веществ, таких как алкоголь или наркотики, может быть признаком психического расстройства. Употребление психоактивных веществ также может способствовать психическим заболеваниям.

8. Чувство вины или никчемности

Мысли вроде «Я неудачник», «Это моя вина» или «Я никуда не годен» — все это возможные признаки психического расстройства, такого как депрессия.Вашему другу или любимому человеку может потребоваться помощь, если они часто критикуют или обвиняют себя. В тяжелом состоянии человек может выразить желание причинить себе боль или убить себя. Это чувство может означать, что человек склонен к суициду и ему нужна срочная помощь. Немедленно позвоните в скорую помощь Triple Zero (000).

9. Изменения в поведении или чувствах

Психическое расстройство может начаться с незначительных изменений в чувствах, мышлении и поведении человека. Текущие и значительные изменения могут быть признаком того, что у них есть или развивается психическое расстройство.Если что-то кажется вам не совсем правильным, важно начать разговор о том, как получить помощь.

Куда обратиться за помощью

Если вы беспокоитесь о друге или любимом человеке, спросите их, чем вы можете помочь. Первым шагом для человека с симптомами психического расстройства является посещение врача или другого медицинского работника.

Если вам нужна дополнительная информация и поддержка, посетите Сообщество по охране здоровья или психических заболеваний Австралии (MIFA), где вы найдете ресурсы, телефоны доверия, приложения, онлайн-программы и форумы.

Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента healthdirect.

Последний раз отзыв: март 2021 г.

Связанные страницы

Найдите на нашем сайте

Нужна дополнительная информация?

У этих надежных информационных партнеров есть дополнительная информация по этой теме.

Общие результаты поиска

Результаты для медицинских работников

Лучшие результаты

Послеродовая депрессия

Многие женщины испытывают «детскую хандру» после беременности, но если чувства сохраняются после этих первых дней, это может быть признаком депрессии.