6. Основные признаки публицистического стиля речи
Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:1) посетители, зрители, слушатели;2) люди, народ. Цель публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.Сфера употребления публицистического стиля речи — общественно-экономические, политические, культурные отношения.Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
Языковые признаки публицистического стиля речи — Студопедия
Поделись
Лекция
Тема: Публицистический стиль
1. Общая характеристика ПС. Экстралингвистические черты и функции ПС.
2. Подстили и жанры ПС.
3. Языковые особенности ПС.
Литература
1. Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. — М., 1963, с. 5-25, 201-205.
2. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. — М., 1982, с. 4 — 15.
3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М., 1983, с. 7 — 31.
4. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. — М., 1978, с. 5-14.
1.Следует иметь в виду, что публицистический стиль, как и все другие стили, – явление историческое и подвергается изменениям, но в нем сильнее, чем в других стилях, заметны изменения, которые обусловлены социально-политическими процессами в обществе.
Общими экстралингвистическими чертами этого стиля можно назвать:
§ эмоциональность и образность речи – для создания необходимой атмосферы;
§ оценочность и уверенность – для заинтересованности;
§ логика изложения с опорой на неопровержимые факты – для придания речи достоверности и информативности;
§ призыв читателей (слушателей) к действию и общедоступность;
§ легкое и внятное изложение;
§ чередование экспрессии и стандарта (В.Г. Костомаров).
Для публицистического стиля прежде всего характерно стремление к воздействию на читателя, слушателя. Итак, важнейшая черта публицистического стиля – его воздействующая функция, которую можно обозначить лингвистическим термином «экспрессивная функция». Эта функция публицистического стиля присуща всем его жанрам в любых социально-политических условиях.
Характерной чертой данного стиля является также информативность изложения, связанная с популяризаторской функцией. Стремление сообщить нечто новое для читателя и слушателя обеспечивает успех публицистических жанров.
Своеобразие функционирования публицистического жанра, например, в газетах, условия подготовки материала, разный уровень квалификации многочисленных корреспондентов способствует тому, что возникают стандартные языковые средства в языке газет. Стандартность языковых средств порождается и повторяемостью, и тем, что поиски экспрессивных средств ограничены временем, а потому используются готовые формулы экспрессии.
2.Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка: функции сообщения (информативной) и функции воздействия (экспрессивной).
Функция сообщения состоит в том, что авторы текстов публицистики информируют широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах.
Информационная функция присуща всем стилям речи. Ее специфика в публицистическом стиле заключается в тематике и характере информации, в ее источниках и адресатах. Так, телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан.
Способ подачи информации в публицистическом стиле также имеет свои отличительные черты. Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает оценку, мнения, настроения авторов, содержит их комментарии и размышления. Это отличает ее, например, от официально-деловой информации. Другое отличие в предоставлении информации связано с тем, что публицист стремится писать избирательно – прежде всего о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, он выделяет только те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.
Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стиля – функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения. Поэтому публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность (что вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции).
В различных публицистических жанрах одна из двух названных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.
2. На основе этих способов выделяют три подстиля:
— информационный,
— аналитический,
— художественно-публицистический.
Перед каждой группой каждого подстиля журналистика ставит свои задачи.
Информационный подстиль. Если речь идет об оперативном информировании журналистом своей аудитории, то оно должно быть в первую очередь нацелено на наиболее важные для нее события, явления, связанные с базовыми, наиболее актуальными ее потребностями, а также должно способствовать формированию у читателя максимально точной картины окружающей его реальности (заметка, интервью, блиц-опрос, репортаж, некролог).
Аналитический подстиль. Если же речь идет о более глубоком исследовании (анализе) действительности, о разъяснении, истолковании, интерпретации актуальных проблем, сути и значения современных событий, процессов, ситуаций, то эти исследуемые проблемы, события, процессы, ситуации должны рассматриваться журналистом во взаимосвязи с другими феноменами, соотноситься с более фундаментальными, более значимыми явлениями, закономерностями, тенденциями развития различных сторон общественной жизни ( аналит. интервью, аналит. опрос. статья, рецензия, анкетирование).
Художественно-публицистический подстиль. Если же журналист «опосредует» действительность в эмоционально-образной форме, передает аудитории свое представление об актуальной реальности с помощью художественной типизации, то он должен осуществлять ее таким образом, чтобы не исказить реальное положение дел, которого касается эта типизация. Именно это и отличает ее от типизации, основанной на вымысле, на безграничной фантазии автора, свойственной собственно художественному творчеству (но не публицистическому!) как таковому (очерк, фельетон, памфлет, пародия).
Языковые признаки публицистического стиля речи
Лексические признаки
В публицистическом стиле всегда присутствуют готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др. В результате многократных повторений эти клише нередко превращаются в надоевшие (стертые) штампы: коренные преобразования, радикальные реформы.
Речевые образцы отражают характер времени. Многие клише уже устарели, например: акулы империализма, болезнь роста, слуги народа, враг народа. Наоборот, новомодными для официальной прессы конца 90-х гг. стали слова и выражения: элита, борьба элит, элита криминального мира, высшая финансовая элита, раскручивать, виртуальный, имидж, знаковая фигура, пирог власти, дитя застоя, деревянный рубль, инъекция лжи.
Многочисленные примеры речевых клише вошли в состав так называемой публицистической фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: мирное наступление, сила диктата, пути прогресса, вопрос безопасности, пакет предложений.
2. Отношения между отправителем и адресатом в публицистическом стиле подобны отношению между актером и зрителями. «Театральная» лексика–вторая яркая черта публицистического стиля. Она пронизывает все публицистические тексты: политическое шоу, на политической арене, закулисная борьба, роль лидера, драматические события, известный в политике трюк, кошмарный сценарий и др.
3. Характерной особенностью публицистического стиля является эмоционально-оценочная лексика. Эта оценка носит не индивидуальный, а социальный характер. Например, слова с положительной оценкой: актив, милосердие, помыслы, дерзать, процветание; слова с отрицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж, расизм, обезличка.
4. В публицистическом стиле особое место принадлежит книжным пластам лексики, имеющим торжественную, гражданско-патетическую,риторическую окраску: дерзать, воздвигать, самопожертвование, воинство, отчизна. Патетическую тональность придает тексту также использование старославянизмов: свершения, держава, страж и т. д.
5. В текстах публицистического стиля часто присутствует военная терминология: гвардия, штурм высоты, передний край, линия огня, прямая наводка, стратегия, мобилизация резервов. Но она употребляется, естественно, не в своем прямом значении, а образно (речь в текстах с этими словами может идти, например, об уборке урожая, введении в строй новых объектов производства и т.д.).
6. В качестве оценочного средства в публицистике могут встретиться слова пассивного словарного запаса – архаизмы. Например: Доллар и его лекари. Военныебарыши растут.
Какие признаки того, что журналист собирается написать негативную статью?
Вот восемь признаков того, что репортер, возможно, планирует «перевернуть сценарий» в отношении вашей компании или клиента.
Я люблю журналистов. Черт, да я и сам был неплохим газетчиком, и блогосфера дала мне возможность снова и снова окунуться в журналистику. Я также ежедневно работаю над тем, чтобы убедить генеральных директоров, которые с подозрением относятся к СМИ (есть ли какие-то другие?), что большинство журналистов добросовестно выполняют свою работу. Я раздражаю своих корпоративных клиентов, когда говорю им то, во что верю: что вы услышите более искреннее обсуждение этических вопросов в отделе новостей, чем когда-либо услышать в зале заседаний.
Оговорив все это, давайте будем реалистами: репортеры, как известно, иногда переворачивают сценарий в отношении своих тем.
Под «перевернуть сценарий» я подразумеваю, что иногда у вас создается отчетливое впечатление, что они пишут что-то, что польстит вам или иным образом послужит вашим интересам, хотя все это время они планируют выпотрошить вас с помощью спирального переплета на своих блокнот корреспондента.
Этично ли это? Скажем так, я знаю репортеров, которым не нравится это делать. Но, честно говоря, это необходимая часть хорошей журналистики. Классический пример блестяще показан в фильме 2005 года «9».0005 Капоте . В фильме писатель Трумэн Капоте борется с обманом убийцы Перри Смита; на сцену, где он отказывается признаться Смиту, что его книга называется «Хладнокровно», больно смотреть.
Было ли поведение Капоте неправильным? Вы говорите мне, но это привело к созданию величайшей научно-популярной книги 20-го века.
Я не святой; Я сделал это сам. На самом деле, я получил награду от главного редактора Ассошиэйтед Пресс в Техасе, когда сделал это телепроповеднику Роберту Тилтону. Тилтон был на высоте и зарабатывал миллионы, когда я разговаривал с ним в 19 лет.90. Он не давал интервью средствам массовой информации уже много лет и выбрал меня, потому что был убежден, что я наивный ребенок, который купит змеиное масло, которое он продавал. Я никогда не лгал ему, но я также никогда не говорил ни слова, чтобы разубедить его в том, что я был тем наивным ребенком. Моя история была началом конца его служения.
Конечно, повседневные примеры переворота сценария не всегда такие героические. Иногда люди просто забиваются.
Итак, когда вы готовите своего генерального директора к следующему большому интервью для средств массовой информации, каковы предупреждающие признаки того, что репортер планирует перевернуть сценарий на тебе ? Вот восемь из них:
1. Журналист расплывчато относится к сюжету.
Репортеры не звонят вам, если у них нет четкого представления о том, о чем они собираются писать. Например, они могут захотеть описать вас как быстрорастущую компанию в своей отрасли или могут заинтересовать вас в отношении определенной тенденции или противоречия. Если вы спросите их об их точке зрения, и они пробормотают что-то, что не похоже на сфокусированную идею истории, это может быть потому, что их реальный угол заключается в том, что они думают, что ваш генеральный директор мошенник.
2. Журналист имеет опыт резких репортажей или резких комментариев.
После того, как с вами связался репортер, которого вы не знаете, первое, что вы должны сделать, это погуглить его, чтобы узнать, что он пишет. Если вы просмотрите полдюжины профилей генеральных директоров и найдете одну коронацию и пять потрошений, это, вероятно, приблизит ваши шансы.
3. Средства массовой информации обычно не говорят хороших слов о таких людях, как вы.
Помните о наклоне публикации. Например, альтернативные еженедельники традиционно придерживаются антиделового подхода. Если вы не начинающий предприниматель, нарушающий статус-кво, такой выход может быть не для вас. Все больше и больше основных средств массовой информации также попадают в политические лагеря; если вы являетесь некоммерческой организацией, занимающейся сокращением выбросов углерода или спасением лабораторных крыс, не ходите на Fox News, если только вы не хотите, чтобы ваше дело было высмеяно перед национальной аудиторией.
4. Конкурирующее СМИ только что написало о вас что-то хорошее.
Репортеры ненавидят, когда их обыгрывают. Они также ненавидят делать ту же историю, которую кто-то только что сделал. Так что, если вы были предметом хвалебных репортажей, вы, в конце концов, встретитесь с репортером, который хочет сбить вас с ног. Приготовься.
5. Журналист не хочет говорить вам, у кого еще брали интервью для статьи.
Вы можете многому научиться, спросив репортера, у кого еще он брал интервью для своей статьи. Например, если репортер подготовился к предстоящей встрече с вашим генеральным директором, поговорив с непримиримым конкурентом по бизнесу или еще более ожесточенной бывшей женой, вас могут ждать ухабы. Если репортер хмыкает и бормочет, когда вы задаете вопрос, возможно, это все, что вам нужно.
6. Журналист чувствует себя неловко, когда его спрашивают о его точке зрения.
Часто бывает полезно узнать у репортера его или ее точку зрения на спорный вопрос. Многие репортеры свободно делятся своими взглядами, когда их мнения нейтральны или совпадают с вашими. С другой стороны, когда они думают, что вы полны этого, они склонны болтать об объективности и о том, что «это история о вас, а не обо мне». Если они начнут так говорить, вы, вероятно, поджаритесь.
7. Журналист дает невербальные намеки на обман.
Общие подсказки, которые люди используют, чтобы определить, обманывает ли кто-либо (например, микровыражения), полезны в личном интервью. Когда репортеры отстранены, редко смотрят в глаза и слишком защищают то, что они записали в своем блокноте, у вас могут возникнуть проблемы.
8. Журналист дает понять, что он или она уже сделали ВСЕ репортажи для статьи, за исключением разговора с вашим генеральным директором.
Теперь ты труп. Репортер все подстроил и просто хочет выстрелить в вас: «Я обнаружил этот документ в вашем мусоре, у меня есть стенограмма чата, я разговаривал с вашей свекровью, что вы ответите?» Утка и крышка.
Даже если вы сильно подозреваете, что журналист планирует подставить вам сценарий, это не означает , что вы должны ответить «без комментариев». На самом деле вам все равно нужно предоставить репортеру информацию, и во многих случаях генеральный директор должен провести интервью.
Но вам лучше подойти к делу готовым — сосредоточенным на битве, с холодными темами для разговора, с пылающими огнями обоих орудий. И запишите разговор.
— Скотт Бараделл
Сокрытие вашей личности как журналиста
Просмотреть все темы
- Требует ли сбор достоверных новостей сомнительной этики, например сокрытия своей личности?
- Когда уместно скрывать свою личность?
- Как насчет прозрачности при использовании материалов, собранных таким образом?
«Мы считаем, что то, как мы выполняем свою работу, так же важно, как и сама работа».
Это утверждение взято из Кодекса этики Cox Media Group, и этот принцип отражен в кодексах многих других новостных организаций. Это основа сбора новостей: чтобы новости вызывали доверие, мы должны быть этичными при сборе новостей.
Так ли важно, чтобы мы честно говорили о самой нашей роли журналистов, когда мы делаем свою работу? Если мы недостаточно правдивы в отношении того, кто мы есть, как наша работа может поддерживать самые высокие стандарты правдивости?
Большинство новостных организаций согласны с тем, что журналисты обычно должны называть себя и свою новостную организацию в ходе рутинного сбора новостей. Недопустимо вводить в заблуждение или обманывать кого-либо, у кого вы берете интервью, или использовать уловки для получения новостей.
Но что, если мы не сможем докопаться до истины, представившись журналистами? Что если, действуя под прикрытием, мы обнаружим и предотвратим большой вред? Бывают ли случаи, когда цель оправдывает средства?
Журналистика под прикрытием имеет богатую историю, от Нелли Блай до 60 Minutes. Есть также много недавних примеров. Но это не подходит для каждой новостной организации. Многие запрещают репортажи под прикрытием, полностью полагая, что обман никогда не уместен при сборе новостей, и всегда можно найти другие способы получить информацию.
Те, кто разрешает использование скрытых камер, обычно не одобряют широкое использование и проводят тесты, чтобы определить, когда это уместно. И Ассоциация цифровых новостей радио и телевидения (RTDNA), и Общество профессиональных журналистов (SPJ) предлагают учитывать важность истории и доступность средств для ее получения.
Поскольку неразглашаемая запись также может подпадать под действие законов о конфиденциальности, всегда следует учитывать местные гражданские и уголовные законы. Во всех случаях журналистика под прикрытием должна быть прозрачной для зрителей и читателей, которые должны понимать, почему новостная организация решила пойти на такие шаги.
При разработке этического кодекса вашей собственной новостной организации вы можете учитывать следующее:
Описывать то, что вы наблюдаете в общественном месте, вполне допустимо. Например, описание поведения полиции на акции протеста не требует, чтобы вы называли себя.
Но в какой-то момент, когда вы переходите от наблюдения к тому, что кажется более близким к интервью — записи чьих-то слов для публикации или трансляции, цитированию кого-то по имени — журналистам следует подумать о том, чтобы представиться и запросить дополнительные комментарии.
Это может быть, например, случай, когда вы слышите разговор двух политиков в коридоре. Многие журналисты сказали бы, что если бы кто-нибудь из публики мог услышать, что вы сделали, то нет необходимости называть себя, и что люди, разговаривающие на публике, не имеют разумных ожиданий конфиденциальности. Но затем вы можете подойти к политикам, представиться и попросить прокомментировать то, что они сказали, для протокола.
Если вы хотите узнать, что агентство или организация сообщает общественности о конкретной ситуации, уместно ли позвонить и спросить, не называя себя журналистом? Большинство скажут да — при условии, что вы расскажете об этом читателям и зрителям. Очевидно, что если вы узнаете что-то противоречивое, вы захотите получить комментарий, чтобы обеспечить объективный отчет.
Что делать, если вы заметили нечто, заслуживающее освещения в печати, или кто-то сообщил вам что-то, заслуживающее освещения в печати, когда вы «не на работе»? В какой момент становится необходимым идентифицировать себя как журналиста? Большинство согласится с тем, что это необходимо, если вы собираетесь идентифицировать действия или слова конкретных людей в новостях.
Фотосъемка в общественных местах на открытом воздухе, как правило, допустима, но что, если вы входите в коммерческое общественное пространство, такое как торговый центр или ресторан? Требует ли ваша новостная организация от журналиста получения разрешения на фотографии от управляющих недвижимостью? Коммерческие помещения часто имеют политику в отношении этого. Юридическая консультация важна.
В Справочнике по этике NPR указаны другие случаи, когда полное раскрытие информации может быть нецелесообразным, например, когда журналист может оказаться в опасности.