Комплекс неполноценности — причины, симптомы, диагностика и лечение
Комплекс неполноценности – это совокупность эмоций, мыслей и поведения, отражающая ощущение собственной ущербности, убеждение в превосходстве окружающих. Проявляется неуверенностью, боязнью совершения ошибок, избеганием общения, завистливостью, переживанием собственной неудачливости, неспособности достигать целей. Становится основой для развития депрессии, обсессивно-компульсивного невроза, тревожного расстройства. Диагностика выполняется методом клинической беседы и психологического тестирования. Для лечения применяется когнитивно-поведенческая психотерапия, психоанализ, тренинги.
Общие сведения
Понятие комплекса неполноценности было разработано австрийским психоаналитиком А. Адлером. Он изучал формирование компенсаторных механизмов у детей с дефектами развития, и чувство неполноценности рассматривал как результат физического отклонения, а позже – как универсальную движущую силу развития. Успешный опыт преодоления трудностей формирует сильные черты личности, неудачи способствуют укреплению комплекса. Этим объясняется его распространенность в западном обществе, где большая значимость придается личным достижениям человека. Гендерные роли влияют на особенности проявления данного симптомокомплекса: мужчины переживают его тяжелее, с невротическими расстройствами и гиперкомпенсацией.
Комплекс неполноценности
Причины
Ведущую роль в развитии комплекса играют особенности физического состояния и воспитания. Согласно теории А. Адлера, причины воздействуют в раннем детстве. Поддержанию и усилению симптомов способствуют демографические, социальные, политические, религиозные, этнические факторы. К наиболее вероятным причинам комплекса неполноценности относятся:
- Физические недостатки. Эффективность и успешность человека может ограничиваться неполноценностью органа, непривлекательностью (диспропорциональностью, асимметрией, полнотой). К данной группе относятся врожденные и приобретенные дефекты, особенности внешности.
- Ошибки воспитания. Переживание чувства неполноценности возникает при чрезмерной родительской опеке, препятствующей навыку самостоятельного решения проблем. Другой вариант деструктивного воспитания – недостаточное внимание, сравнение с более успешными детьми, отсутствие похвалы и поощрений.
- Негативный опыт. Неудачи в сфере карьеры, семейной жизни, интимных отношений способствуют развитию неуверенности в собственных силах. У женщин комплекс может быть вызван разводом, у мужчин – отсутствием хорошо оплачиваемой работы.
- Необоснованная критика окружающих. На уровень самооценки влияют некорректные высказывания значимых людей: родителей, супруга, брата, сестры, начальника. Распространенным примером является использование сверхобобщений: «ты никогда не сможешь», «ты всегда проигрываешь».
Патогенез
Комплекс неполноценности формируется в период раннего детства, когда ребенок начинает понимать, что не все желания могут стать реальностью, а возможности для реализации его намерений ограничены. Сначала ограничения обнаруживаются на физическом уровне – несформированность навыков, наличие потребностей, материальных преград. Позже осознаются психологические границы, задаваемые воспитанием, отношениями с другими людьми.
До школьного возраста успешным способом компенсации является игра. Ребенок примеряет роли, использует фантазию для образного воплощения желаний. Школьники оказываются в системе требований, оценок, необходимости реальных достижений. Формируется страх оказаться неполноценным – недолюбленным, отвергнутым, одиноким. С одной стороны, этот страх становится движущей силой развития, с другой – препятствует продуктивной активности. Комплекс закрепляется в структуре личности при наличии негативных факторов – опыта неудач, неконструктивной критики, отсутствии поддержки близких.
Симптомы комплекса неполноценности
Основное проявление комплекса – переживание собственной неполноценности и ущербности. Деструктивный вариант поведения включает замкнутость, ограничение контактов, боязнь быть активным, совершить ошибку, оказаться объектом насмешек или осуждения. Люди избегают общения, новых знакомств, публичных выступлений. Не проявляют инициативу на работе, редко бывают удовлетворены своей деятельностью. Женщины склонны выставлять себя в роли жертвы, мужчины маскируют неуверенность повышенной агрессивностью, обвинительной позицией. Характерно высокомерие, пристрастие к алкоголю, демонстрация внешних атрибутов успешности (дорогой одежды, аксессуаров, автомобилей).
Продуктивное поведение при комплексе неполноценности называется гиперкомпенсацией. Внутренне напряжение и недовольство собой становится мотивирующей силой. Чтобы избежать негативных переживаний, люди усилием воли преодолевают ограничения. Так, человек с заиканием становится диктором, с двигательными нарушениями – спортсменом, школьный «троечник» оканчивает институт, получает диплом с отличием. Достижения на некоторое время компенсируют чувство неуверенности. Однако если комплекс стал частью личности, людям приходится постоянно трудиться, добиваться успеха, чтобы получить одобрение и восхищение окружающих.
Осложнения
Продолжительное и острое переживание комплекса неполноценности приводит к развитию невротических расстройств. В детстве формируются нарушения речи (заикания, запинки), непроизвольные мышечные подергивания, ночные кошмары и страхи. У взрослых наиболее распространенным осложнением является депрессия с тревожным компонентом. Реже развивается обсессивно-компульсивное расстройство, панические атаки, психосоматические заболевания. При деструктивном поведении существует риск десоциализации – нарушаются семейные и дружеские отношения, люди расторгают браки, увольняются с работы.
Диагностика
Выявлением комплекса неполноценности занимаются психологи, психотерапевты, психиатры. Процесс диагностики проводится поэтапно: изучается семейное положение пациента, условия жизни, образование, профессиональная деятельность. Переживаемое ощущение неполноценности включено в структуру личности, определяется чертами характера, типом темперамента.
Поэтому обследование направлено на исследование эмоционально-личностной сферы. Используются следующие методы:- Клиническая беседа. Характерны жалобы на эмоциональную напряженность, неуверенность, страх при необходимости проявлять активность, выступать публично, знакомиться. Возможна чрезмерная увлеченность пациента каким-либо занятием, позволяющим компенсировать переживание неполноценности – спорт, кулинария, домохозяйство, косметические процедуры, зарабатывание денег (без выходных, ненормированный рабочий день).
- Опросники. Используются комплексные тесты исследования эмоций, личности и узконаправленные опросники: СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности), Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, тест Смысложизненные ориентации Д. А. Леонтьева. Результаты выявляют эмоциональную неустойчивость, напряженность, заниженную самооценку, повышенный уровень стресса, невротизации.
- Проективные методики. Рисуночные и интерпретационные тесты позволяют обнаружить отрицаемые пациентом переживания, что особенно актуально при обследовании мужчин, стремящихся к гиперкомпенсации комплекса. Применяется тест «Рисунок человека», Тематический апперцептивный тест, Тест фрустрации Розенцвейга.
Лечение комплекса неполноценности
Помощь пациентам основана на методах психотерапии. Занятия направлены на выявление положительных и отрицательных сторон личности больного, освоение навыков самоанализа, продуктивной коммуникации, снижение эмоционального напряжения, устранение страхов. Терапия проводится со специалистом, самостоятельно и в группе:
- Индивидуальная психотерапия. Используются техники гуманистического, психоаналитического и когнитивно-бихевиорального подхода. В ходе сеансов выясняются причины развития закомплексованности, корректируются деструктивные убеждения о собственной личности, проводится анализ сильных и слабых качеств, осваиваются техники релаксации, саморегуляции, позитивного мышления.
- Самоанализ. Часть психотерапевтической работы пациент выполняет самостоятельно. Рекомендуется вести личные дневники, отмечая успехи, достижения и ошибки (в форме опыта). Записи позволяют объективно оценить свои положительные стороны, научиться анализировать действия и их результат без негативного влияния эмоций.
- Групповые тренинги. На коллективных занятиях больные практикуются в общении, учатся конструктивно реагировать на критику, разрешать конфликты, сохраняя устойчивость самооценки. Обмен положительными эмоциями между участниками повышает уверенность, мотивацию к действиям.
Прогноз и профилактика
Компенсация комплекса неполноценности проходит успешно, когда человек осознает его наличие и использует техники, предлагаемые психотерапевтом – самоанализ, остановка негативных мыслей, улучшение навыков общения, принятие критики. Основа профилактики – правильное воспитание. Необходимо избегать чрезмерной опеки, позволять ребенку проявлять самостоятельность, совершать ошибки и относиться к ним как к опыту. Нельзя сравнивать его успехи с достижениями других детей, унижать после неудач и промахов. Важно научить самоанализу: после получения плохой оценки, проигрыша на соревнованиях следует поддержать ребенка и обсудить, что нужно сделать для получения лучшего результата в будущем.
Комплексы неполноценности. Как родители с детства рушат нашу целостность и можно ли снова стать уверенным в себе?
В новом выпуске «Психологии» бизнес-тренер и психоаналитический коуч Сергей Насибян рассказал про комплексы неполноценности. Что это такое и чем они отличаются от ярлыков, которые навешивает общество? Почему мы перестаем чувствовать себя уверенными и какую в этом роль играют родители? А также почему нельзя «обрести целостность», но можно к ней снова вернуться?
Здравствуйте. Меня зовут Сергей Насибян, я психоаналитический коуч, бизнес-тренер, психолог, и еще, наверное, можно много всего про меня сказать, чего говорить не стоит. Сегодня такая тема, про неполноценность, если говорить в полном фразеологизме, то очень часто мы используем это в своей риторике и речи как комплекс неполноценности. И очень часто люди дают друг другу разного рода диагнозы таким образом, типа «А, это комплекс неполноценности» или «У него такой комплекс неполноценности или такой». Этих комплексов неполноценности, в общем-то, мне кажется, список достаточно обширный, и он пополняется регулярно. Как Всемирная организация здравоохранения все время пополняет список болезней, так в общем-то психологи будут пополнять список комплексов неполноценности. И это вечная жизнь, и вечный труд.
Но я бы хотел отделить эти два понятия, комплекс и неполноценность, и определить это не как диагноз какой-то, и не как симптоматику, а именно как идею о том, что вот есть какая-то полноценность, есть какая-то неполноценность. Каким образом мы сталкиваемся с собственной неполноценностью? Например, человек говорит, не знаю, я не могу говорить на всех языках мира, или я не могу говорить нормально на каком-то одном языке мира, или я недостаточно хорошо рисую, или я толстый, или я худая, или у меня этого нет, или у меня того не хватает. То есть по сути, что это означает? Это означает, что человек все время находится в определенном контексте недостаточности. Целью этой достаточности для него является ощущение вот этой полноты, полноценности, я полноценен, то есть меня можно ценить как нечто полное. И он пытается наполниться, отсюда рождается колоссальное состояние психического голода, которое невозможно утолить, или как буддисты и индуисты говорят, это равносильно тому, что пить соленую воду, она не утоляет жажду.
И я знаю одну историю, это мой, так сказать, клинический случай, если это можно так назвать, одной дамы, которая пришла ко мне на тренинг со словами, что она хочет выйти замуж, уже давно и очень сильно. Но при этом, когда я у нее спросил, расскажи мне, как ты прожила последние семь лет, условно говоря, она с невероятной гордостью, тут работа группы такая очень важная, она с гордостью сказала о том, что за семь лет она изучила пять языков. На мой вопрос, как это связано, то есть ты действительно рассчитывала расширить спектр поиска этими пятью языками, она удивилась, впала в ступор и сказала: «А как это? Нет». Я говорю: «Ну, не знаю, может ты теперь можешь искать совершенно спокойно франкоязычных мужчин, италоговорящих, не знаю, англоговорящих, японцев. Как, зачем ты учила языки?». Очевидно, что голод отношенческий, неспособный привести ее к созданию отношений по какой-то причине, я не буду ее обсуждать, заставлял ее каким-то образом, так сказать, наполнять себя чем-то другим. И вот это ощущение неполноценности, оно конечно же формирует внутри нас вот это стремление, вот эту жажду к чему-то новому, к постоянному наполнению, наполнению, наполнению, пока меня не стошнит, такое вот, когда переедаешь.
Так вот суть заключается в том, что действительно это рождается в самом, наверное, раннем детстве. И как это рождается, дело в том, что мы все, когда говорим слово «детство», у нас есть там магазины «Мир детства», мы смотрим рекламу, и там если детство, то обязательно какая-нибудь красная машина с новогодними огоньками, с песенкой, и там обязательно будет какой-нибудь добрый волшебник Дед Мороз или кто-то еще, то есть там будут разные архетипические образы, которые возвращают взрослого в детство, чтобы взрослый купил своему ребенку тот или иной предмет.
Мы, кстати говоря, в следующий раз можем обсудить, у меня есть глубокое убеждение, что материнский инстинкт отсутствует как факт и его придумали маркетологи, потому что только как бы убедив мать в том, что она мать, и вот это «ты же мать», и как бы наградив ее этим материнским инстинктом, можно продать ей что-то дороже, чем она могла бы купить. Это такая добавочная стоимость создается. Так вот когда мы говорим про детство, понятно, что все мы как будто бы погружаемся в какой-то сладкий мир, мир грез, мир, не знаю, волшебства, мир каких-то трогательных моментов, романтики, романтизма и всего, что с этим связано.
Но реальность совсем не такая. Ребенок проживает самый трудный этап своей собственной жизни по нескольким причинам. Дело в том, что детство это период колоссального дробления личности. Детство это период, когда ребенка социализируют, а социализация возможна только при помощи двух, на мой взгляд, самых страшных вещей, которые допускают взрослые, и никогда по-другому не будет. Я буду делать это всегда, мои дети будут делать это всегда, ваши дети будут делать то же самое, с вами делали то же самое.
Необходимо сделать две вещи. Первое, это нарушить границы ребенка, ворваться в его жизнь и порушить его самое главное — уверенность в себе, потому что если человек способен быть уверенным в себе и способен защищать свои границы, этого человека нельзя воспитать. Единственный пример, который я могу привести, это исторический персонаж, как бы это ни звучало, не хочу обидеть ничьих чувств, это Иисус Христос, человек, которого не надо было воспитывать, он был рожден богом, и мать в это верила. И поэтому она не могла его воспитывать, она могла только наслаждаться, радоваться, смотреть за ним. В Индии, кстати, до сих пор есть такая традиция, когда одного ребенка посвящают богу и прекращают его воспитывать. Я до сих пор не могу более глубоко и детально разобраться в этой традиции, потому что мало источников, она уже прямо совсем-совсем отходит, но я встречался с такими детьми во время своих путешествий по Индии, когда исследовал, но я уверен, что здесь больше тренировка родителей происходит, потому что жить рядом с абсолютно свободным человеком это невыносимо для социального человека. Когда ты не воспитываешь ребенка, он все время будет провоцировать в тебе самые страшные чувства, эмоции, мотивы и порывы.
И поэтому ребенка начинают дробить, а именно как, ребенку, например, говорят о том, что он принадлежит к той или иной религии, а значит, ему нельзя то или иное и можно то или иное. Понимаете, что такое это для ребенка? Он не может понять разницу между жареной свининой и бараниной, но при этом при всем ему объясняют, что это нельзя, и потом объясняют еще, почему нельзя. Если этот ребенок говорит на каком-то языке, то на этом языке он оказывается в колоссальной власти, я бы даже сказал, в тирании слов, потому что слова, которые мы понимаем на русском языке, невозможно перевести на английский, на японский, еще на какой-то. И мы не можем разговаривать, мы очень поверхностно общаемся с другими людьми, если человек, конечно, не изучает глубоко и культуру этого языка, безусловно, такие примеры возможны.
И дальше у ребенка возникает, в результате этого дробления, возникает большое количество субличностей, и они никогда не собираются в целое. И они начинают между собой огромное количество диалогов, и там огромное количество противостояний, потому что, что можно Юпитеру, не можно быку. И вот это все происходит внутри этого человека, и этот человек раздроблен, и это означает, что он, к сожалению, забывать начинает потихонечку, а что же такое целостность.
Именно об этом писал Ницше, хотя, как сказать, нельзя, наверное, называть Ницше самым умным философом, потому что он, конечно, очень сильно упростил философию, но по крайней мере, сделал ее доступной для понимания. Ницшеанская философия это такой комикс в общем-то, если сравнивать ее с Гегелем, не знаю, и многими другими философами европейскими. Но при этом при всем Ницше сделал это доступным, и Ницше говорил, на самом деле в какой-то степени повторяя слова Конфуция, о том, что развитие личности происходит по трем этапам: это верблюд, лев и третий, самый высокий уровень развития, это ребенок. То есть по сути, взрослый человек должен прийти к той целостности, в которой он был рожден, и это долгий труд, это большой труд, это большая работа. И как бы детский ум это не в смысле, что инфантильный ум, нет, это ум, абсолютно свободный от всякого рода ограничений, а самое главное, что это такое полное тотальное соединение с целостностью. Конфуций немножко говорил еще о том, что человек должен прийти к удовлетворению ребенка, потому что когда ребенок родился, он получает удовлетворение от двух вещей, это первый вдох и первый глоток материнского молока. И в этот момент ему больше ничего не надо, больше никогда у этого человека не будет такого, чтобы ему больше ничего не было надо. Бывают такие моменты, вспышки, когда мы понимаем, что вот сейчас хорошо. Помните, в этом фильме «Квартет И», когда «Тише! Представляете, хо-ро-шо». Ложка в стакане, поезд стучит колесными парами, и мы сидим в плацкарте, и нам хо-ро-шо. Вот это и есть момент достижения абсолютной гармонии и целостности.
Но для того, чтобы ее достичь, конечно же мы должны понять, что мы от нее ушли, к ней нельзя прийти, к ней надо вернуться. А для того, чтобы к ней вернуться, нужно конечно же научиться, как сказать, определять внутри себя вот это самое количество субличностей, это разные маски, они, как правило, социальные. И если мы начнем задаваться этим вопросом, мы просто увидим, во имя кого, во имя чего и для чего мы надевали те или иные маски. И таким образом в общем-то увидим, что мы одновременно стараемся играть многоликого Януса на одной сцене, вот и все. И в этом случае невозможно достичь того, что мы называем целостностью и того, что мы называем полноценностью. Я как бы к этому отношусь так, это, наверное, в большей степени философская категория, чем психологическая, но все же, вот таков у меня подход.
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.
Комплекс неполноценности | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·
комплекс неполноценности , в области психологии и психоанализа, это чувство, что человек в чем-то уступает другим. Такие чувства могут возникать из-за воображаемой или реальной неполноценности пострадавшего человека. Часто это происходит подсознательно и, как считается, побуждает страдающих людей к сверхкомпенсации, что приводит либо к впечатляющим достижениям, либо к крайне шизотипическому поведению, либо к тому и другому. В отличие от нормального чувства неполноценности, которое может выступать в качестве стимула к достижениям (или способствовать унынию), комплекс неполноценности представляет собой развитое состояние уныния, часто внедряющееся в образ жизни и иногда приводящее к бегству от трудностей.
Содержание
- 1 Классификация
- 2 Причины
- 3 См. также
- 4 Каталожные номера
Классификации
Классическая психология Адлера проводит различие между первичным и вторичным чувством неполноценности. Считается, что первичное чувство неполноценности коренится в исходном опыте маленького ребенка слабости, беспомощности и зависимости. Затем его можно усилить сравнением с братьями и сестрами и взрослыми. Вторичное чувство неполноценности связано с переживанием взрослым неспособности достичь бессознательной, вымышленной конечной цели субъективной безопасности и успеха, чтобы компенсировать чувство неполноценности. Воспринимаемая дистанция от этой цели привела бы к негативному/депрессивному ощущению, которое затем могло бы вызвать воспоминание о первоначальном чувстве неполноценности; эта комбинация чувств неполноценности может восприниматься как непреодолимая. Цель, придуманная для облегчения первоначального, первичного чувства неполноценности, которое на самом деле вызывает вторичное чувство неполноценности, — это «уловка-22» этой дилеммы. Этот порочный круг характерен для невротического образа жизни.
Причины
Комплекс неполноценности возникает из воображаемого или обусловленного чувства неполноценности. Человек, переживающий повторяющиеся ситуации, в которых он или она чувствует себя хуже, чем другие (аспект обусловленности), может в воображении «выдуть» свое понимание переживаний за пределы того, что другому человеку могло бы показаться разумным (аспект воображения).
Некоторые ситуации, в которых может возникнуть чувство неполноценности:
- Отношение родителей и воспитание – неодобрительные, негативные замечания и оценки поведения, подчеркивающие ошибки и недостатки, определяют отношение ребенка до шестилетнего возраста. [1]
- Физические дефекты – такие как непропорциональные черты лица и тела, вес, рост, сила, дефекты речи и плохое зрение вызывают комплексы неполноценности. [2]
- Умственные ограничения — вызывают чувство неполноценности, когда делаются неблагоприятные сравнения с превосходными достижениями других и когда ожидается удовлетворительная работа. [Как сделать ссылку и ссылку на резюме или текст]
- Социальное неблагополучие и дискриминация – семья, предполагаемая раса, пол, сексуальная ориентация, экономическое положение или религия.
См. также
- Комплекс (психология)
- Нарциссизм
- Самоуничижение
- Комплекс превосходства
- Алексис Розенбаум
- Дисморфическое расстройство тела
Ссылки
Эта статья кажется необъективной или не имеет ссылок. Вы можете помочь Psychology Wiki, цитируя соответствующие ссылки. См. соответствующее обсуждение на странице обсуждения. |
- ↑ Барни Кац, «Неполноценный комплекс, некоторые основные причины», Education, 69 (январь 1949 г.), 293.
- ↑ http://www.personalityresearch.org/papers/popkins2.html
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов). |
Что вы знаете о комплексе неполноценности? 7 лучших способов преодолеть комплекс неполноценности
Все мы сомневаемся в своей ценности и способностях. Будь то наша внешность, оценки, работа, зарплата, отношения — есть вероятность, что мы все сомневаемся в своей ценности с кем-то, кто преуспевает в определенной области лучше нас. И человеку свойственно иногда чувствовать себя неадекватным. В конце концов, это то, что удерживает нас на земле и мотивирует нас добиваться большего успеха во всем, что мы задумали.
Но проблема возникает, когда вы обнаруживаете, что застряли и не можете сделать все возможное, потому что это чувство неадекватности настолько поглотило ваш разум, что вам трудно сломать шаблон этих негативных мыслей.
Социальное сравнение — это измерительный инструмент, который люди используют для оценки своей самооценки, сравнивая себя с другими. Эти оценки охватывают социальный статус, должность, доход, которые определяют ценность человека в обществе. Несмотря на то, что эти сравнения естественны, некоторым людям трудно преодолеть эти сравнения. И эти повторяющиеся сравнения в дальнейшем приводят к неуверенности, которую с научной точки зрения называют Комплекс неполноценности .
Что означает комплекс неполноценности?
Комплекс неполноценности — это состояние веры, при котором человеку не хватает самооценки и он считает, что не соответствует социальным стандартам. Это сложное состояние ума, когда человек держит себя под покровом застенчивости и низкой самооценки, что в конечном итоге снижает его творческие способности и самооценку.
Существует множество факторов, которые способствуют ощущению себя неполноценным среди других, и первое место в таблице занимает социальное сравнение.
Теория комплекса неполноценности Адлера:
Согласно Адлеру, все люди испытывают сравнение в детстве, которое накапливается в неполноценности, и проводят большую часть своей взрослой жизни, примиряясь с этими чувствами. Когда люди вступают во взрослую жизнь и несут разные обязанности, это чувство неполноценности сохраняется в разной степени у разных людей.
Например, можно использовать это чувство как инструмент для самосовершенствования как в профессиональном, так и в личном плане. А у некоторых это чувство неадекватности может поглотить их так, что им становится трудно нормально функционировать в соответствии с ситуациями и событиями. Говорят, что люди, которым трудно бороться с низшими мыслями, имеют комплекс неполноценности.
Что
вызывает комплекс неполноценности ?Есть много элементов, которые способствуют чувству неполноценности по сравнению с другими, но некоторые общие причины приведены ниже.
- Низкая самооценка: Низкая самооценка свидетельствует об отсутствии уверенности в себе, когда человек чувствует себя недостаточно хорошо и постоянно сомневается в своей самооценке. Эти люди воспринимают себя как тех, кто недостаточно способен совершать великие дела. И они легко поддаются влиянию чужого мнения о них. Низкая самооценка удерживает человека от общественных мероприятий и попыток попробовать что-то новое, потому что в своем уме он уже думает, что он неудачник.
- Отрицательное представление о себе: Как говорится, вы то, что вы думаете. Наши внутренние мысли и эмоции формируют нашу личность. Люди с негативным представлением о себе с трудом справляются даже с задачами, требующими минимальных усилий. Они не могут искренне принимать комплименты и награды, потому что уже считают себя неудачниками. Их негативные мысли — их враги, и они сами уничтожают свое счастье.
- Цвет кожи: Люди с более темным оттенком кожи сталкиваются с равнодушным поведением окружающих. В наш цифровой век, когда телевизионная реклама связывает успех со светлым оттенком кожи, это ранит чувства людей, принадлежащих к определенной расе. Это создает у них чувство неполноценности.
- Изображение тела: Внезапный рост цифровых медиа привел к неуверенности среди подростков. Когда кто-то не может перестать думать о своей внешности и маленьких недостатках, он создает негативное представление о своей внешности. Речь идет о создании нереалистичных представлений о том, как их воспринимают другие люди. Например, женщины заботятся о своей фигуре и пытаются достичь тех нереалистичных целей, которые ставят модели и актеры.
Как определить
симптомы комплекса неполноценности?Одним из наиболее распространенных симптомов комплекса неполноценности является ощущение отсутствия принадлежности к обществу . Эти люди чувствуют, что не заслуживают эмоциональной связи в своем кругу общения, потому что другие всегда лучше их. И чаще всего это ложные убеждения, которые они создают сами по себе и вряд ли являются правдой.
Кроме того, люди с комплексом неполноценности изо всех сил стараются обогнать других людей, чтобы чувствовать себя защищенными и уверенными в себе. И если случайно им это не удается, они могут начать проецировать свою неуверенность на других людей, критикуя их, чтобы почувствовать себя лучше. Тем не менее, мы можем сделать вывод, что это конец спектра социальных связей, когда человек постоянно набрасывается на других после неудачи в некоторых задачах.
Другим распространенным симптомом, который проецируют неполноценные люди, является постоянное обвинение . Они воспринимают себя как жертву обстоятельств и всегда ищут виноватых. Вместо того, чтобы находить решения и предпринимать небольшие действия для улучшения своего положения, они винят удачу и вселенную, когда что-то идет не так, как они хотят. Это нормально время от времени выплескивать свои эмоции, но когда это превращается в привычку, вкрадывается чувство незащищенности, потому что они не в том мышлении, которое требует, чтобы они нормально функционировали в конфликтах.
Те люди, у которых есть комплекс неполноценности, склонны связывать чужой успех с удачей и судьбой. Они обесценивают тяжелую работу других людей и изо всех сил стараются воздать им должное за их усилия. У них всегда есть мнение о других, и в большинстве случаев их суждения безосновательны. Эти люди чувствуют себя вправе, понося успех других. Но когда дело доходит до них, они чувствительны к критике. Даже если это здоровая критика, им трудно ее принять, и они воспринимают другого человека с намерением опорочить их, что не соответствует действительности.
И последнее, но не менее важное поведение, направленное на поиск внимания, наиболее распространено среди низших людей. На общественном мероприятии они пытаются привлечь внимание других, будучи чрезмерно дружелюбными или грустными и счастливыми. Например, постоянное размещение обновлений на сайтах социальных сетей о своей повседневной жизни является одним из признаков поведения, направленного на привлечение внимания.
Является ли комплекс неполноценности психическим расстройством?
Комплекс неполноценности – это не расстройство, а психологическое состояние, при котором у человека занижена самооценка. Неблагоприятные события, прошлые травмы и сравнения с детством — вот некоторые из причин, объясняющих чувство неполноценности. Если не справиться хорошо, это может усугубить тревогу и другие проблемы с психическим здоровьем. Есть два типа комплексов неполноценности.
- Первичный комплекс неполноценности: Это в значительной степени происходит у детей, когда их критически сравнивают со сверстниками, чтобы добиться лучших результатов как в академической, так и во внеклассной деятельности. Эти переживания влияют на одного и того же ребенка на более позднем этапе его жизни.
- Вторичный комплекс неполноценности: Это происходит у взрослых в результате прошлого опыта в детстве. Человеку может быть трудно выполнять простые задачи в повседневной жизни.
Лечение комплекса неполноценности возможно, и это больше похоже на внутреннюю работу, где нужно выявить и разобраться со сложной психологией, чтобы сформировать необходимые меры.
- Когнитивно-поведенческая терапия: Когнитивно-поведенческая терапия является распространенным типом психотерапии. Здесь терапевт учит клиентов осознавать свои негативные модели мышления. И со временем люди неуклонно вносят изменения в свои негативные модели мышления и, наконец, учатся хорошо функционировать с противоречивыми мыслями. Больные определяют свои мысли с двух точек зрения. Вот некоторые из них:
Упрощение целей, чтобы людям было легче их достигать, а не концентрироваться на результате.
Признание того, что ваши мысли не являются фактами. (Например, замена мысли «Я плохой оратор» на «Возможно, я не очень хороший оратор, но с практикой я буду совершенствоваться».)Столкновение с трудными ситуациями. (Например, здороваться с незнакомцем.)
- Разговорная терапия: Разговорная терапия — отличная стратегия, когда вы начинаете справляться с симптомами комплекса неполноценности. Здесь ваш терапевт поможет вам определить нездоровые паттерны и их первопричину. Терапевт оценит ваш прошлый опыт или любые травмы, которые могли привести к негативному восприятию себя.
Разговорная терапия требует времени, прежде чем вы заметите какой-либо прогресс. Тем не менее, это многообещающее начало борьбы с вашими низшими стереотипами мышления, и всегда возможно восстановить вашу уверенность в себе. Со временем и терпением человек может научиться лучше справляться со своими эмоциями.
- Ведение дневника: Ежедневное ведение дневника лечит душу. Отвлекитесь от повседневной рутины и запишите свои мысли в блокнот, чтобы лучше понять свои мысли. Ведение ежедневного дневника может открыть совершенно новую дверь для здоровых отношений с самим собой. Это помогает человеку лучше узнать свои мысли. Это практический инструмент, который каждый терапевт использует в своей практике из-за его доступности.
- Позитивные утверждения: Мысли формируют нашу личность, а позитивные мысли оказывают огромное влияние на наше общее самочувствие. Человеческий разум очень гибок. Его можно формировать и формировать в позитивном мышлении. Нахождение в позитивной среде, прослушивание позитивных разговоров вдохновляющих людей может помочь изменить наш взгляд на жизнь с негативного на позитивный.
- Лекарства: Несмотря на то, что медикаментозное лечение должно быть последним средством, даже если терапия не показывает никакого прогресса, профессионал может назначить лекарства. Поскольку тяжелые симптомы комплексов неполноценности включают тревогу и депрессию, психиатры могут одобрить медикаментозное лечение больного. Это лечение регулирует настроение, повышая уровень гормонов, улучшающих настроение.
Что такое комплекс превосходства?
В психологии комплекс превосходства определяется как поведение, при котором люди считают себя выше других. У людей с такой сложностью представления о себе превосходят других. Они очень самоуверенны и могут полагать, что их успех всегда превосходит успех и достижения других. Однако те, у кого есть высшие комплексы, часто используют его в качестве защитного механизма, чтобы скрыть свои проблемы с низкой самооценкой.
Чем комплекс неполноценности отличается от комплекса превосходства?
Людей с такими комплексами легко идентифицировать. Вот несколько примеров.
Люди с комплексом неполноценности:
- Трудно начать разговор на общественных мероприятиях.
- Чрезвычайно чувствительны к критике, так как принимают чужое мнение на свой счет.
- Опасаются любого риска, так как могут почувствовать, что их усилия будут сравнивать с другими.
- Не переносят комплиментов, потому что считают, что не заслуживают их.
- Сделать себя жертвой обстоятельств, чтобы привлечь внимание и признание, которых они ищут.
- Может проявлять склонность к затворничеству из-за боязни стыда, вины и смущения.
Так вот, человек с комплексом превосходства, считающий других менее достойными, на самом деле имеет глубоко укоренившиеся чувства неполноценности к себе.