Признаки публицистического стиля в тексте: Публицистический стиль: черты и примеры

Содержание

Урок 52. Публицистический стиль — Стилистика. Функциональные стили

Цели: повторить признаки публицистического стиля речи; показать особенности его функционирования и общественную значимость; совершенствовать навыки анализа текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии частицы, подготовленных группой учащихся.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа по вопросам

— Перечислите основные черты публицистического стиля.

— Какие жанры характерны для публицистического стиля?

— Какие функции выполняет публицистический стиль?

  — Какие языковые средства характерны для публицистического стиля?

— Какова роль произведений публицистики в обществе?

2. Лекция с элементами беседы

Основные черты публицистического стиля — устная и письменная форма, общедоступность (понятность для широкой аудитории), общественно-политическая значимость, информативность, актуальность, своевременность, оперативность, эмоциональность, экспрессивность, чёткость и логичность, конкретность, оценочность, образность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного), призывный пафос.

Основные жанры публицистического стиля: статья, очерк, репортаж, интервью, публичные выступления, речи.

Основная функция произведений публицистического стиля — функция воздействия, обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечения к ним общественного мнения, убеждения людей, внушения тех или иных идей, взглядов; побуждения к тем или иным поступкам, действиям.

Поэтому понятно, что сфера функционирования публицистического стиля — общество, политика, экономика, культура: средства массовой информации, публичные выступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, доклады, дискуссии и т. д.

Языковые особенности: широкое использование общественно-политической лексики, стереотипных, устойчивых оборотов и выражений, совмещение книжной и разговорной лексики, риторические приёмы (вопросы, восклицания, обращения), побудительные предложения.

Роль произведений публицистического стиля весьма значительна в любой стране и в любое время. Напечатанные в газете материалы, опубликованное интервью, взволновавшая людей речь политика, писателя, прозвучавшая с экрана телевизора или трибуны митинга, — это факты, влияющие на общественное мнение.

Публицистический стиль имеет древнюю историю. Он зародился ещё в античные времена. До сих пор юристы, политологи, общественные деятели пользуются образцами публицистического стиля, созданными ораторами Древней Греции и Рима. Слово публицистический происходит от латинского — publicus — общественный. А главная функция этого стиля — воздействовать на общество: на слушателей, читателей, на их чувства, поведение, поступки. Мы не раз обращались к текстам публицистического стиля, выявляли его основные особенности, характерные черты. Некоторые из ваших сочинений тоже могут являться примерами использования этого стиля. Имеет черты публицистического стиля и значительная часть текстов, используемых в тестах ЕГЭ.

Умение строить устные высказывания, дискутировать, отстаивать свою точку зрения — это также проявления публицистического стиля. Именно выражение собственного мнения, собственной позиции — его существенная примета. Иногда мы, подобно господину Журдену (Ж. Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»), который удивился, что, оказывается, всю жизнь говорил прозой, не подозреваем, что используем публицистический стиль.

Вы замечали, что часто в спорах нам не хватает аргументов, убедительности, умения слушать и слышать собеседника, — тогда спор может перерасти в ругань, а то и в драку. В таком споре истина никогда не родится. Если же мы подойдём к этому более сознательно, то сможем добиться большего в отношениях с людьми: сможем убедить их, воздействовать на них, добиться от них понимания и поддержки.

Здесь, однако, кроется некая опасность. С одной стороны, человек, хорошо владеющий словом, приёмами риторики, способный «зажечь» своей речью людей, может обратить свой талант к добру. С другой Стороны, если человек обладает подобными способностями, но лишён нравственного стержня, он может принести огромный вред. Наиболее яркий пример такого вреда — выступления лидеров гитлеровской Германии перед своим народом, игра на национальных чувствах народа. Какой трагедией это кончилось и для всего мира, и для самой Германии, общеизвестно.

Примеров положительного воздействия публицистики на общество можно найти немало в отечественной истории, начиная со «Слова о полку Игореве» («золотое слово» Святослава, князя Киевского, обращённое ко всем русским князьям, призывавшее к объединению русских земель).

(Заранее подготовленный ученик зачитывает соответствующий отрывок из «Слова …».)

  — Вспомните другие примеры публицистического пафоса русской литературы.

Комментарии

Вспомним «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, стихотворения А. С. Пушкина («К Чаадаеву», «Послание в Сибирь», «Клеветникам России» и др.), М. Ю. Лермонтова («На смерть поэта», «Прощай, немытая Россия», «Родина» и др.), гражданскую лирику Н. А. Некрасова, «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского, «Исповедь», «Не могу молчать» Л. Н. Толстого, статьи и письма В. Г. Короленко, творчество П. Я. Чаадаева, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова, произведения русских религиозных философов (В. С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др.).

  — Как вы считаете, когда роль публицистических произведений усиливается, становится особенно важной для общества?

Комментарии

Роль публицистических произведений возрастает в наиболее острые для страны, переломные моменты истории. Примерами могут служить патриотический пафос публицистики времён Великой Отечественной войны (произведения А. Н. Толстого, Л. М. Леонова, И. Г. Оренбурга и др.), гражданский пафос демократической публицистики времён «перестройки» (статьи В. Я. Лакшина, Ю. Ф. Карякина, Г. А. Попова и др., выходившие далеко за рамки литературной критики), современная публицистика.

Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам, людям, занимающимся общественной деятельностью, но и всем тем, кто не хочет слепо следовать чьим-либо указаниям и призывам, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формулировать его в условиях современного информационного бума.

Произведения публицистического стиля ставят не только проблемы войны и мира, проблемы прав и свобод человека, но и проблемы патриотизма, защиты природы, гуманизма, они призывают к добру, терпимости, взаимопониманию. Бывает, что публицистические тексты выполняют сиюминутные задачи (например, привлечь потенциальных избирателей к выбору определённого кандидата), пользуются не совсем честными приёмами: утаивают негативные факты, преувеличивают заслуги человека, стремящегося к власти. Нас же интересует прежде всего честная публицистика, ставящая перед обществом важнейшие проблемы, привлекающая внимание к процессам, происходящим в обществе.

3. Анализ публицистических текстов

(Для анализа можно использовать тексты из учебника. Некоторые из них могут прокомментировать заранее подготовленные ученики. Можно прослушать два-три доклада-сообщения о выдающихся публицистах: А. Ф. Кони, Д. С. Лихачёве, Н. А. Бердяеве. Можно обратиться к публицистическому наследию писателей, чьё творчество изучается в 11 классе: «Окаянные дни» И. А. Бунина, «Несвоевременные мысли» А. М. Горького, публицистика В. Г. Короленко (письма к А. В. Луначарскому), А. И. Солженицына, Д. А. Гранина и др.

Опорные вопросы к упражнениям

— Найдите в тексте признаки публицистического стиля.

  — Какие языковые средства являются общими с другими стилями речи (научным, художественным)?

  — За счёт чего достигается эмоциональное воздействие на читателя, слушателя?

  — Каковы лексические особенности данных публицистических текстов?

  — Какие характерные синтаксические приёмы вы обнаружили в текстах?

(Далее работа с прессой. Обсуждение заметок, очерков, репортажей, интервью, посвящённых актуальным, злободневным темам.)

Опорные вопросы

— Найдите в тексте приметы публицистического стиля.

— Какова тема текста?

— Какую задачу ставит перед собой автор текста?

  — Какие лексические средства использует автор для воздействия на читателей?

— Какие стандартные фразы вы заметили?

— Приметы каких других стилей попались вам в тексте?

Домашнее задание

  1. Индивидуальные задания: найти дома или в библиотеке старые газеты (вышедшие 5, 10, 20 лет назад) и сопоставить их лексику с лексикой современных газет, сравнить функционирование в газетных текстах других языковых средств.

  2. Подготовить словарный диктант, используя лексику, характерную для публицистического стиля речи.

  3. Опережающее задание (по выбору): написать статью на волнующую вас тему или организовать дискуссию по актуальной, с вашей точки зрения, проблеме.

ПредыдущаяСодержаниеСледующая

1.Перечислите основные признаки публицистического стиля речи 2. Напишите не большой образец 5

Публицистический стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь.
Публицистический стиль служит для воздействия на людей и их информирования через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты) . Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью.
В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.
Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис) .
Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.
Задача речи: 1) воздействовать на массовое сознание; 2) призывать к действию; 3) сообщать информацию.
Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально – деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию – создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.
Текст
Происхождение слова школа

Слово «школа» является настолько привычным в нашем словарном запасе, что мало кто интересуется, откуда пришло слово. «Школа» — так оно произносится в русском языке, «схолэ» — так оно звучало в Древней Греции, откуда является родом. Правда, истолковывалось немного иначе: «отдых», «досуг» и «праздность», иными словами — «приятное времяпровождение». Этимология слова «школа» подразумевала под этим не полное бездействие и расслабление, а ведение в свободное от работы время умных и поучительных бесед – излюбленного искусства греческих философов. Со временем у этих мудрецов и мыслителей появились постоянные ученики, и понятие «школа» стало обозначать учебный процесс, а позже и помещение, под него приспособленное. 

Публицистический стиль речи Основные признаки публицистического стиля речи

Что такое стиль? Стили

Что такое стиль? Стили разновидности литературного языка. Это исторически сложившиеся системы языковых средств, предназначенных для выполнения типовой задачи речевого общения в типовых условиях. Стили

Подробнее

ПРОГРАММА КРУЖКА «ПРЕСС-ЦЕНТР «МИГ-15»

ПРОГРАММА КРУЖКА «ПРЕСС-ЦЕНТР «МИГ-15» 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения Окружающий нас мир таит в себе много проблем для подрастающего поколения молодежи. Проблемы сегодняшних

Подробнее

Официально-деловой стиль

Научный стиль Научный стиль стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто

Подробнее

Пояснительная записка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу «Комплексный анализ текста» В 6 класс Пояснительная записка Программа курса предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на

Подробнее

-2- Содержание программы.

-2- Пояснительная записка. Основные задачи курса русского языка по программе «Комплексный анализ текста» сводится к следующему: -закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике,

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка В школьной практике при изучении родного языка недостаточно внимания уделяется важнейшей его стороне эстетической функции, которая наиболее ярко и полно проявляется в произведениях

Подробнее

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Департамент образования Вологодской области БПОУ ВО «Великоустюгский политехнический техникум» ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПРЕДМЕТУ: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 2 курс По специальности:

Подробнее

1.

Цели и задачи дисциплины.

1.Цели и задачи дисциплины. 1.1. Цели преподавания дисциплины: Основными целями курса русского языка в колледже являются следующие: закрепить и углубить знания, развивать умения студентов по фонетике,

Подробнее

Материалы и оборудование к уроку:

Урок литературы в 7 классе. Тема: «Духовная» князя Владимира. Нравственный смысл «Поучения» Владимира Мономаха. Особенности стиля произведения.» Цели урока: 1. Донести до ребят нравственный смысл «Поучения»;

Подробнее

Отчет о мониторинговой работе 2

Отчет о мониторинговой работе 2 2016г. 1. Общие результаты работы класса: 11 А 1.1. Общие характеристики проведенной работы Наименование работы Мониторинговая работа 2 Даты проведения 07.09.2016-21.09.2016г.

Подробнее

Отчет о мониторинговой работе 2

Отчет о мониторинговой работе 2 2016г. 1. Общие результаты работы класса: 11 А 1.1. Общие характеристики проведенной работы Наименование работы Мониторинговая работа 2 Даты проведения 07.09.2016-21.09.2016г.

Подробнее

Цели и задачи обучения:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа для 11 класса по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для учащихся 11 класса общеобразовательного учреждения мною разработана на основе авторской программы для общеобразовательных

Подробнее

Рабочая программа по русскому языку

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Щёлковская гимназия Щёлковского муниципального района Московской области УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ Щёлковской гимназии от 27. 08. 2015. 365 /ОД Рабочая

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Стилистика учебная дисциплина, исследующая один из коммуникативных аспектов языка. Значение курса стилистики в воспитании и обучении молодого поколения обусловлено той особой ролью,

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа — Рабочая программа по элективному курсу «Русский язык. Введение в ЕГЭ.» составлена на основе : -Федерального компонента государственных стандартов основного общего

Подробнее

1. Язык — важнейшее средство общения

1. Язык — важнейшее средство общения Тема Минимум содержания Цели обучения Компетентности еские и ные Роль языка в жизни человека и общества Русский язык национальный язык русского народа, государственный

Подробнее

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся 1. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя

Подробнее

Политические, философские, нравственные, бытовые, социальные и т. п. проблемы

Функциональные стили Публицистический стиль Приметы стиля Призывность, оценочность, эмоциональность, общедоступность, образность, логичность. Цель Воздействие на общественное сознание, формирование общественного

Подробнее

Программа «Речеведение»

Программа «Речеведение» Пояснительная записка Курс дополнительного образования «Речеведение» предназначен для учащихся 11 классов и включает в себя материал сверх часов и сверх программ, предусмотренных

Подробнее

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Департамент социальной политики Администрации города Кургана муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная школа 35» Рассмотрена на заседании методического

Подробнее

1.

Пояснительная записка

1. Пояснительная записка 1.1. Целью проведения вступительных испытаний по дисциплине является контроль освоения и соблюдения основных орфоэпических, лексических, грамматических, морфологических, орфографических

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Программа «Основы культуры речи» подготовлена для учащихся 6 классов и призвана обеспечить более высокий уровень языковой подготовки. Данный курс носит межпредметный характер, так

Подробнее

Пояснительная записка

1 Пояснительная записка В школьной практике при изучении родного языка недостаточно внимания уделяется важнейшей его стороне эстетической функции, которая наиболее ярко и полно проявляется в произведениях

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, на основе авторской программы Гольцовой Н. Г., Мещериной

Подробнее

Рабочая программа «Русский язык», 11 класс

Мокроусова Любовь Борисовна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 2» г. Сафоново Смоленской области Рабочая программа

Подробнее

Пояснительная записка

Программа элективного учебного курса в 10 11-х классах «Комплексный анализ текста Пояснительная записка Место предмета в базисном учебном плане Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных

Подробнее

МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 408 Предисловие………………………… 3 5 К Л А С С 1. Русский язык один из богатейших языков мира……………………………. 8 2. Понятие о литературном языке. ………. 9 3.

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Образовательная область филология. Предмет изучения русский язык. Рабочая программа по русскому языку «Комплексный анализ текста» составлена на основе федерального компонента государственного

Подробнее

Тематическое планирование 9 класс

п/п Тема Тематическое планирование 9 класс Кол-во часов. Русский язык как развивающееся явление. 2. Р/р Официально-деловой стиль. 3. Р/р Русский язык язык художественной литературы. 4. Чтение и его виды.

Подробнее

Особенности публицистического стиля / Справочник :: Бингоскул

Стиль речи – это особый стандартный набор языковых средств, который применяется носителем языка в зависимости от:

Публицистический стиль (от лат. Publicus – «общественный, государственный») – это стиль средств массовой информации.

Общие отличительные черты публицистического стиля:

Лексические, синтаксические, словообразовательные и морфологические особенности:

  • Общественно-политическая лексика

    Слова и словосочетания, которые обозначают понятия, связанные с государственной системой, идеологией, политической, экономической и социальной сферами. 

    Государство, конституция, толерантность, демократия, парламент, социальный, дискриминация, права человека, принцип равноправия, национальный интерес, мировоззрение, экономика, материальная база


  • Клише, штампы речи

    Речевые обороты речи, шаблоны, которые легко воспроизводятся в зависимости от ситуации; частое употребление штампов привело к потере индивидуальности. 

    Динамично развивающаяся компания, гарантия высокого качества, модель поведения, индивидуальный подход к каждому клиенту, выполнить доставку, в процессе деятельности, на сегодняшний день, лесной массив, осуществлять кредитование


  • Использование слов с приставками а -, анти-, де-, меж-, раз(с)-, с суффиксами и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист 

    Аморально, антитеррор, демарш, межконфессиональный, распределение, стандартизация, идеалист, коммуникация, историзм, паспортизация


  • Использование сложносокращенных слов и аббревиатур 

    ЮНЕСКО, ООН, ВОЗ, МАГАТЭ, КНДР, СНГ, ЕЭС


  • Стилистические фигуры

    Обороты речи, которые используются для усиления образности и выразительности речи. К ним относятся: риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм, парцелляция, анафора, антитеза, инверсия, лексический повтор, оксюморон, градация и др. 

    Антитеза 
    Беспамятство — само по себе зло и служит злу. Гласность — сама по себе добро и служит добру

    Синтаксический параллелизм 
    Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдется. 

    Риторический вопрос 
    Отчего бы нам не жить в согласии? 

    Инверсии 
    Изумительный наш народ!


  • Многочленные словосочетания 

    На совещание были приглашены представители общественности для решения вопроса о дальнейшем улучшении благосостояния городских улиц.


  • Художественно-изобразительные средства (тропы)

    Слова и словосочетания, которые используются для создания образности произведения, речи. К ним относятся: эпитет, метафора, гипербола, олицетворение, сравнение, литота, синекдоха и др. 

    Эпитет 
    Грязная война, поразительные успехи, головокружительный успех 

    Метафора 
    Заповедник расизма, остров толерантности, предвыборный марафон 

    Олицетворение 
    Научно-технический прогресс диктует нам свои условия.


  • Формы превосходной степени прилагательных 

    Широчайшая известность, самые грандиозные планы, величайшее открытие


  • Использование глаголов повелительного наклонения 

    Напомни потомкам о подвиге их дедов и отцов!


  • Использование однородных членов предложения, вводных конструкций, причастных и деепричастных оборотов, т.е. осложненных предложений. 

    Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. (однородные члены предложения) 

    Возникновение энергетической проблемы объясняется, прежде всего, быстрым ростом потребления минерального топлива. (вводное слово)

  • Признаки публицистического стиля — Учебник по Русскому языку. 10 клас. Баландина

    Учебник по Русскому языку. 10 клас. Баландина — Новая программа

    223. Один ученик читает и записывает словосочетания; другой объясняет орфограммы. В каком стиле употребляются подобные словосочетания? Составьте с данными ниже словосочетаниями три предложения в этом стиле.

    Гуманитарная помощь, коммерческие структуры, ветвь власти, информационное агентство, горячая поддержка, официальное сообщение, обзор печати, резкая критика, острая дискуссия, экономический прогресс.

    224. Подберите к слову публицистический родственные слова и запишите. Растолкуйте их.

    Признаки публицистического стиля

    Сфера применения (где?)

    Общественно-политическая жизнь (газеты, журналы, телевидение, радио, собрания, митинги)

    Функция (с какой целью?)

    Воздействие на общественное сознание, формирование общественного мнения

    Типичные черты

    Общедоступность, призывность, оценочность, эмоциональность, образность, логичность.

    Языковые средства

    Сочетание книжной и разговорной лексики и фразеологии, использование изобразительно-выразительных средств языка (метафоры, сравнения, аллегории и т. п.), устойчивых выражений (клише), экспрессивных конструкций (восклицательные и вопросительные предложения, риторические вопросы)

    Жанры

    Статья, очерк, эссе, репортаж, заметка, фельетон, интервью, ораторская речь

    225. Продолжите газетную статью, конкретизируя ее положения.

    Публицистику называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества — социальным, политическим, бытовым, идеологическим и т. д. Как и художественная литература, публицистика тематически неисчерпаема.

    226. Перевод. Просмотрите определения. Переведите их на русский язык. Объясните пунктуацию. Что вы знаете об этих публицистических жанрах?

    Замітка — коротке повідомлення у пресі.

    Нарис — невеликий літературний твір, короткий опис життєвих подій (зазвичай соціально значущих).

    Репортаж — повідомлення про події дня, короткий опис життєвих подій.

    Інтерв’ю — бесіда у формі запитань і відповідей, призначена для друку або передачі по радіо і телебаченню.

    Відгук — оцінка кого-небудь або чого-небудь у пресі або в усній формі.

    Фейлетон — газетна або журнальна стаття на злободенну тему з використанням сатиричних або гумористичних прийомів викладу.

    Есе — роздуми про життя, літературу, мистецтво і т. ін.

    Стаття — роздуми проблемного характеру, за допомогою яких автор прагне привернути увагу читача до важливої злободенної проблеми, переконати його в чомусь.

    227. Выберите одно из заданий и выполните его.

    А Прочитайте текст. Объясните значение слов экология, экологический. Отметьте сферу употребления текста, функцию, типичные черты и жанр. По возможности приводите примеры из текста.

    Состояние русского языка в наши дни вызывает общую озабоченность. Одна из тревожных тенденций — неоправданное употребление в повседневной речи (да и в публицистике тоже) иноязычных заимствований, хлынувших неудержимым потоком в последние 10-15 лет по преимуществу из одного-единственного источника — английского языка.

    Чем, например, спонтанный лучше непреднамеренного, случайного, самопроизвольного? А имидж точнее, чем облик, вид, образ? Я уж не говорю о гламуре, формате, креативности, месседже…

    Наша повседневная «среда существования» (в том числе и языковая, духовная) должна быть здоровой, очищенной от разного рода «вредных примесей». Таким образом, повышение речевой культуры приобретает экологический (или лингвоэкологический) характер.

    В предметах школьного обучения есть и такой — «Экология», в котором речь идет о сохранении, сбережении природной среды. Но ведь есть еще и экология духа, экология нравственности и человечности, в которой главное — наш язык, наша речь.

    (Л. Скворцов)

    Б Лингвистическое исследование. Проанализируйте материал какой-либо газеты на предмет наличия в ней иноязычных слов. Выделите (подчеркните) эти слова. Частотны ли они? Объективны ли утверждения известного лингвиста Л. Скворцова, изложенные выше?

    228. Определите стиль и главную мысль текста. Пользуясь справкой, преобразуйте текст в прозаический, соответствующий публицистическому стилю. Запишите. Определите в нем типичные черты публицистического стиля. Какую функцию выполняет публицистика?

    Ты, человек, любя природу,

    Хоть иногда ее жалей.

    В увеселительных походах

    Не растопчи ее полей!

    И не исчерпывай до дна.

    И помни истину простую:

    Не жги ее напропалую.

    Нас мало — а она одна!

    (В. Шефнер)

    Справка: экологическая система, среда обитания всего живого, забота об окружающей среде, удручающее состояние природы.

    Характерная особенность жанров публицистического стиля состоит в том, что они воздействуют не на одного человека, а на массы, на общество в целом.

    В публицистическом стиле значительно больше, чем в научном, официально-деловом стилях, проявляется авторская индивидуальность. Однако в этом случае автор проявляет себя не только как конкретная личность, но и как представитель общества, выразитель определенных идей, интересов и т. д.

    229. Прочитайте отрывок из эссе. Определите, кто является адресатом: отдельная личность или массы. Подумайте, в чем проявляется авторская индивидуальность публициста и его гражданская позиция.

    Она вошла во Флоренции. Ей было тридцать, не меньше. Итальянка в самом полном и точном смысле слова: смуглая кожа, огромные

    глаза, безупречный костюм, дорогие туфли. Женщине, которая умеет носить одежду и украшения с таким изяществом, можно простить даже легкую старомодность. Я заметил небольшие темные круги у нее под глазами, следы бессонницы или горя — а, возможно, и просто усталости. Они ее совсем не портили, только делали образ более завершенным. Вряд ли эта женщина была столь же привлекательна десять лет назад. В ее глазах отразилось то, что она успела понять о людях и себе самой, а ты не узнаешь никогда.

    Вдруг она открыла сумку и вытащила мобильный телефон. «Pronto»,— сказала она по-итальянски. Привет. Я буду там через пару часов. И она всю дорогу болтала по телефону так громко, что ее слышало пол-Италии, хотя проводница несколько раз повторяла в микрофон, что звонить можно только на станциях. Впрочем, это волновало меня меньше всего. Миф рушился на моих глазах. Таинственная красавица, женщина, которая сорок лет владела моими снами, та, о ком я мечтал, читал и смотрел фильмы, болтала по телефону так глупо и вульгарно, что дальше некуда.

    (Из эссе А. Переса-Реверте «Миланский экспресс»)

    Знаете ли вы?

    Слово газета происходит от ит. gazzetta, от gazza букв, «(маленькая) сорока, болтунья». Словом gazeta называли также старинную венецианскую монету, которую платили за газету.

    В Украине первая газета вышла в 1749 году во Львове («Kurier Lwowski»), а первая газета на украинском языке — «Заря галицкая» — в 1848 году.

    Советуем запомнить!

    230. Дополните рубрику «Советуем запомнить!» своими примерами. Перечислите названия других средств массовой коммуникации. Составьте с ними словосочетания.

    Повторяем изученное

    231. Выполните тестовые задания.

    1. Укажите сферу применения публицистического стиля.

    А общественно-политическая жизнь

    Б наука, образование

    В законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность

    Г неофициальное общение

    2. Укажите словосочетание, уместное в публицистическом стиле.

    А совладелец фирмы

    Б кумир толпы

    В расчудесный парень

    Г обособленное определение

    3. Найдите лишнее.

    А в обстановке острых разногласий

    Б неприкрытый популизм

    В халтурить понемногу

    Г побеждать на спринтерской дистанции

    4. Укажите, какие жанры НЕ являются публицистическими.

    А статья, фельетон

    Б репортаж, заметка, интервью

    В очерк, эссе, блог

    Г доклад, учебник, реферат

    Домашнее задание

    232. Выберите посильное задание и выполните его.

    Спишите, вставляя, где это необходимо, буквы или дефис. Дополните данную основную часть вступлением и заключением. Озаглавьте текст как газетную заметку для рубрики «Эти удивительные животные».

    А Рабочие муравьи постоянно выносят., наружу на просушку верхние слои своего муравейника, так что слой, лежавший внутри, оказывается всё глубже и глубже, но до тех пор, пока не придет ему время снова увидеть свет. Так муравьи предотвращают образование плесени и проце.. гниения.

    Б Дельфины обладают сложной звуковой сигнализацией. Они способны создавать и воспринимать ультра..звуки. Точный гидро..локатор дает им возможность обнаружить предметы величиной с желудь в воде на ра.. тоянии пятнадцати метров. Благодаря эхо..локации дельфины находят пищу и избегают столкновений с препятствиями даже в совершенно мутной воде.

    

    Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему «Публицистический стиль речи»

    Методическая разработка

    урока русского языка в 11 классе на тему «Публицистический стиль речи»

    Автор: Ходырева Марина Владимировна

    Место работы: МАОУ «ООШ №32» г. Анжеро-Судженска

    Должность: учитель русского языка и литературы

    Тема урока: «Публицистический стиль речи».

    Цель: знать основные признаки ПСР, уметь на практике отличать тексты ПСР по характерным особенностям, развивать речь учащихся.

    Урок традиционно включает в себя основные элементы:

    -организационный момент

    -объяснение нового материала

    -закрепление полученных знаний

    -задание на дом

    Работа над основными понятиями стилистики начинается в 5 классе, но понятие стиля главным образом раскрывается через внеязыковые признаки – особенности речевой ситуации и содержания. В 11 классе рассматриваются основные стилевые черты (языковая структура). Стиль речи определяется на основе комплексного, интуитивного восприятия текста. В содержательную часть урока включен отрывок публицистического стиля, связанный со здоровьем – формирование отношения человека к здоровью как к ценности.

    На уроке проводится фронтальный опрос при повторении пройденного материала и закреплении нового, анализ текста на предмет стилистической принадлежности, групповая работа на обнаружение в текстах ошибок, их исправление; подбор слов, имеющих заданные стилистические свойства, в конце урока проводится тест на усвоение полученных знаний.

    Методы обучения: слово учителя, беседа, анализ языка, сравнение, наблюдение, обобщение.

    Тема: Публицистический стиль речи.

    Цель: знать основные признаки публицистического стиля; уметь на практике отличать тексты публицистического стиля по их характерным особенностям; развивать речь учащихся.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Сегодня на уроке наш разговор пойдёт о публицистическом стиле речи. Вы должны научиться на практике отличать тексты публицистического стиля и выделять их характерные особенности. В конце урока выполнить небольшое тестовое задание.

    2. Фронтальный опрос.

    Мы изучили разговорный, научный стили речи. Давайте вспомним:

    Что такое стиль речи? ( Стиль речи – это разновидность литературного языка, которая функционирует в определённой сфере общественной деятельности, для чего использует определённые для данного стиля особенности построения текста). Иными словами, стили – это основные наиболее крупные речевые разновидности.

    — Какие факторы влияют на формирование и функционирование стилей?

    (Сфера применения, цель речи, форма речи, жанры речи, стилевые черты, языковые средства).

    — Какие стили речи выделяют на основании приведённых факторов?

    ( Разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и стиль художественной литературы).

    3. Словарная работа. (Было дано задание поработать со словарём и дать толкование слов публицистический, публицист, публицистика, записать в тетрадь, подобрать родственные слова, выделить корни, отметить чередование). Общее значение корня всех этих слов –открытый, общественный.

    Стиль реализуется в текстах. Определить стиль и его особенности можно, проанализировав тексты и найти в них общие черты.

    4. Анализ текста.

    У вас на столах лежат тексты публицистического стиля речи. Давайте попытаемся выделить основные признаки данного стиля, проанализировав отрывки.

    1) Каждый человек хочет отодвинуть сроки наступления старости, всегда ощущать себя бодрым и работоспособным, на долгие годы продлить жизнь. 2) А все ли бережно и внимательно относятся к здоровью, стараются поддержать его на высоком уровне? 3) Многие люди своей неорганизованностью и невоздержанностью сами сокращают срок жизни, отведённый природой.

    4) Совершенно очевидно и не требует доказательств, что кем бы ни был человек, каких бы успехов он ни достиг, он никогда не сможет чувствовать себя удовлетворённым и счастливым, если у него не будет главного – здоровья. 5) В юные и молодые годы над этим вопросом почти никто не задумывается. 6) Будущая жизнь кажется долгой, безоблачной, хорошее здоровье – само собой разумеющееся. 7) В какой-то степени это, вероятно, естественно.

    8) Молодому человеку трудно представить себя старым, беспомощным, лишённым из-за этого всех радостей жизни. 9) Но жизнь быстротечна.10) Таков её закон. 11) Однако человек может, да и просто обязан сделать всё возможное, чтобы как можно дольше быть здоровым! 12) Основой же здорового образа жизни является физическая активность, спокойная атмосфера в семье и на работе и, конечно, отказ от вредных привычек.

    1)Прочитайте выразительно текст.

    2)К какому жанру можно отнестиданный отрывок?( Этот текст можно считать статьёй в газете или журнале).

    3)Как бы вы озаглавили этот текст? (Задумайся о себе!, Главная ценность в жизни – здоровье.)

    4)Определим тему, идею. ( В этом отрывке говорится о том, что здоровье – это главное. Нет здоровья — можно лишиться всех радостей жизни. Нужно задуматься над этим как можно раньше, чтобы потом не было поздно. Автор призывает читателей сделать всё возможное, чтобы дольше быть здоровым, а значит и счастливым.)

    5) Цель речи: Воздействие на читателя, убеждение его в том, что хорошее здоровье – залог жизненного успеха.

    6)Стилевые черты:дляПСР характерны страстность, призывность, оценочность. Оценочность -№4, призывность -№11

    7) Языковые средства: ( лексические-антонимы -№8, метафора — безоблачная жизнь-№6; синтаксические – предложения с вводными словами -№7, однородные члены предложения — №1,№3, №5, №8, причастный оборот -№3,№8, восклицательные предложения -№11).

    5.Выводы. Работа с таблицей. Указать на главное качество публицистической речи – общедоступность.

    6. Физминутка

    7. Самостоятельная работа с текстом по учебнику.

    Вам представлены 3 небольших текста, предстоит выбрать текст ПСР и доказать своё мнение, используя записи в таблице.

    8. Выводы.

    Определите цель ПСР

    Сфера употребления ПСР

    — Перечислите жанры публицистики

    — Что характерно для ПСР

    9. Редактирование текстов. (Групповая работа).

    10.Подведение итогов. Домашнее задание ( теоретический материал на стр. 229-230, упр. 409 -1 в. – выпишите 8 слов иноязычного происхождения с непроверяемыми безударными гласными в корне и образуйте от них однокоренные слова, 2в.- выпишите 6 слов иноязычного происхождения с проверяемыми безударными гласными в корне, в скобках запишите проверочные слова).

    11. Выполнение теста. Предлагаю тест, цель которого проверить, насколько усвоен материал.

    Приложение

    1. Целыми днями торчу в читалке, готовлюсь к экзаменам. Уже репа трещит. А так хочется забросить всю эту музыку и махнуть в незнакомый город, поглазеть на его улицы и проспекты, а к вечеру закатиться в какой-нибудь потрясный ресторан.

    2. Мы живём в нашем городе, учимся, работаем, отдыхаем. Мы мчимся в вихре своих дел, проблем, надежд. Мы крутимся в кругу своих знакомых, друзей, коллег. Каждый день транспортные артерии города наполняют тысячи рабочих и служащих, занятых во всех сферах деятельности. Наш город – это человеческий муравейник, центр политической, экономической и культурной жизни.

    3. Город – населённый пункт. Обладает значительной численностью населения, которое преимущественно занято вне сельского хозяйства. Различают города районного, краевого, областного подчинения.

    1

    Определите характер ошибок

    1. Древние люди верили, что деревья имеют душу и внутри каждого дерева циркулирует кровь.

    2. Большую роль в жизни индусов имеют религиозные обычаи и традиции.

    3. В первую очередь банк покроет свои расходы, чтобы не залазить в карман вкладчиков.

    4. Дружная игра нашей команды не позволила шведским игрокам добиться успеха в дебюте матча.

    5. Направление развития экономики и у нас, и на Западе приняло ложное направление.

    6. Госпиталь милосердия разместился в третьей горбольнице, заново переоборудованной и обновлённой.

    2

    Определите характер ошибок

    1. Отгремели последние звуки Великой Отечественной войны.

    2. Каждый участник собрания высказал своё кредо.

    3. На космодроме высилось чудище человеческого разума – ракета.

    4. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг.

    5. Директор интерната своё главное внимание уделяет воспитательной работе.

    3

    Выберите из скобок слова, которые, по вашему мнению, наиболее точно выражают мысль. Подчеркните их.

    Человек (изобрёл, нашёл, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им (в мире,во Вселенной, на земле). Но этого мало. Он ( назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он (назвал, обозначил, объяснил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь ( воспроизводит, определяет, отображает,отражает, фиксирует) все изменения (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он (запечатлел , отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, ( движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для (выражения, объяснения, обозначения, передачи, сообщения) самых отвлечённых и обобщённых идей и понятий.

    1 вариант

    1. Отметьте жанры публицистического стиля речи

    а) реферат, монография, диссертация, рецензия

    б) басня, эпиграмма, рассказ, повесть

    в) статья, очерк, репортаж, обозрение

    г) устав, инструкция, протокол, расписка, заявление

    2. Укажите, какая речь используется в непринуждённых беседах

    а) научная

    б) официально-деловая

    в) публицистическая

    г) разговорная

    3.Какие слова характерны для публицистического стиля речи

    а) за отчётный период, за неимением средств, возложить обязанности

    б) фотосинтез, вербальный, графология

    в) буркнуть, дармоед, кофепитие

    4. Подчеркните наиболее подходящее слово

    а)Нас (злят, возмущают) чудовищные действия террористов.

    б)Подобные явления ещё(живые, живы) в нашем обществе.

    в) Десять команд (держат, ведут) борьбу за первое место.

    5. Задачей какого стиля речи является сообщение общих существенных признаков предмета, объяснение причин явлений

    а) публицистический

    б) разговорный

    в) научны

    2 вариант

    1. Отметьте жанры научного стиля речи

    а) доклад, тезисы, реферат, монография

    б) закон, расписка, доверенность, инструкция

    в) интервью, памфлет, фельетон, очерк

    г) роман, элегия комедия, стихотворение

    2. Укажите, какая речь используется в газетах, журналах, на митингах, собраниях

    а) публицистическая

    б) научная

    в) художественная

    г) разговорная

    3. Какие слова характерны для публицистического стиля речи

    а) электричка, серенький, вымахал

    б) суффикс, прилагательное, функция, коэффициент

    в) установленная договорённость, в целях улучшения, обновление экономики

    4. Подчеркните наиболее подходящее слово

    а) Всякий воспитатель (желает, стремится) сделать из своего питомца своё подобие.

    б) Белинский (владел, обладал) необыкновенной проницательностью.

    в) Характер спортсменов (вырабатывается, воспитывается) не триумфом побед, а горечью поражений.

    5.Задачей какого стиля речи является воздействие на массы, формирование у людей правильного отношения к общественным делам

    а) разговорный

    б) научный

    в) публицистический

    Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/9866-metodicheskaja-razrabotka-uroka-russkogo-jazy

    Стилистика публицистических жанров (стр. 1 из 5)

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Глава 1. Характеристика публицистического стиля

    1.1.Основные черты стиля

    1.2.Лексические черты публицистического стиля

    1.3.Грамматические особенности стиля

    Глава 2. разностилевые обороты в публицистических текстах

    Заключение

    Литература

    За последние пятнадцать лет произошли существеннейшие изменения в функционировании русского языка, и прежде всего в сфере массовой коммуникации, предопределенные экстралингвистическими факторами -глобальными переменами в политической и экономической жизни нашего общества. Эти изменения были зафиксированы исследователями: М.В.Пановым, Г.Я.Солгаником, Шапошниковым В.Н. и др. В связи с этим, нам представляется необходимым изучение стилистических особенностей современного языка средств массовой информации, а именно, языка публицистики.

    Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества — политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Так же, как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы. Все эти особенности обусловили своеобразие образной системы публицистического стиля.

    Итак, цель работы: изучение стилистики публицистических текстов.

    Объект исследования: публицистический текст.

    Предмет исследования: стилистика публицистического текста.

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    1) рассмотреть особенности публицистического стиля;

    2) изучить лексические черты публицистических текстов;

    3) изучить грамматические особенности публицистических текстов;

    4) рассмотреть возможность использования разностилевых оборотов в публицистических текстах.

    Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь — на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль — она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что «научный язык — это язык идей, а художественная речь — язык чувств»[1]. К этому можно добавить, что публицистика — язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.

    Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка, используя в своей речи жаргонные слова, этого, однако, следует избегать.

    Говоря о публицистическом стиле, необходимо сразу же заметить, что не все тексты, размещаемые в средствах массовой информации принадлежат к публицистическому стилю. Так, например, в «Российской газете» публикуются тексты законов, указов, постановлений, они относятся к официально-деловому стилю. В «Независимой газете» иногда печатаются научные статьи, написанные специалистами, они принадлежат научному стилю. По радио нередко читают романы, повести, рассказы — эти произведения относятся к художественной речи. Всё это характеризует не публицистический стиль, а общественные функции средств массовой коммуникации.

    Иначе обстоит дело, когда журналист в газетной статье рассказывает о научных исследованиях по генетике и при этом употребляет научные термины, или сообщает о запуске космического корабля, учениях спасателей, открытии авиасалона и включает в свою речь технические термины, а в судебной хронике использует юридическую лексику. В этих случаях иностилевые элементы (слова и обороты речи) включаются в состав выразительных средств публицистического стиля, входят в язык массовой информации[2]. Именно эти случаи имеются в виду, когда лингвисты рассуждают о взаимодействии разностилевых единиц в рамках газетно-публицистического стиля. Это взаимодействие также является важной чертой публицистического стиля.

    Чтобы убедиться в тематической необозримости, широте публицистики, достаточно открыть любой номер какой-либо газеты и просмотреть ее заголовки. Вы получите своеобразный конспект, моментальную фотографию содержания газеты. Газета может писать о политике, о дипломатии, о спорте, об искусстве, общественных движениях, экономике, строительстве и т. д. Темы трудно газетных публикаций трудно исчерпать, настолько они разнообразны.

    Итак, публицистический стиль, одну из разновидностей которого и составляет газетная речь (газетный подстиль), оказывается весьма сложным явлением из-за неоднородности его задач и условий общения. Мы будем говорить прежде всего об особенностях газетной речи, поскольку она более исследована в современной стилистике. Термин «публицистический стиль» употреблен сознательно ради сохранения единства терминологии (общепринятых названий функциональных стилей).

    Одной из важных функций публицистики (в частности ее газетно-журнальной разновидности) является информационная. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях не могло не найти отражения и в характере коммуникативных задач, и в речевом их воплощении. Однако эта исторически изначальная функция газеты[3] постепенно оттеснялась другой — агитационно-пропагандистской — или иначе — воздействующей. «Чистая» информативность оставалась лишь в некоторых жанрах, да и там благодаря отбору самих фактов и характеру подачи их оказывалась подчиненной главной, а именно агитационно-пропагандистской, функции. В силу этого публицистике, в особенности газетной, была свойственна ярко и непосредственно выраженная функция воздействия, или экспрессивная. Эти две основные функции, как и лингвостилистические особенности, реализующие их, и сегодня не расчленены в газетной речи.

    Многообразен и жанровый репертуар современной публицистики, не уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и заметки, и хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк, и фельетон, и рецензия, и другие жанры.

    Богата публицистика и выразительными ресурсами. Как и художественная литература, она обладает значительной силой воздействия, использует самые разнообразные тропы, риторические фигуры, многообразные лексические и грамматические средства.

    Другой основной стилевой чертой публицистической речи является наличие стандарта.

    Следует учитывать, что газета (отчасти и другие виды публицистики) отличается существенным своеобразием условий языкового творчества: она создается в кратчайшие сроки, порой не дающие возможности довести до идеала обработку языкового материала. В то же время она создается не одним лицом, а множеством корреспондентов, которые готовят свои материалы часто в отрыве один от другого.

    Основной стилистический принцип публицистики В.Г. Костомаров определяет как единство, сопряжение экспрессии и стандарта, составляющее специфику газетной речи. Конечно, в известном смысле сопряжение экспрессии и стандарта (в тех или иных «дозах») свойственно всякой речи вообще. Однако важно, что именно в газетной публицистике, в отличие от других речевых разновидностей, это единство становится стилистическим принципом организации высказывания. В этом главный смысл и, несомненно, ценность концепции В.Г. Костомарова. Между тем, приоритет в этом единстве имеет все же первый компонент.

    На стилистику публицистической, прежде всего газетной, речи сильное влияние оказывает массовый характер коммуникации. Газета — одно из наиболее типичных средств массовой информации и пропаганды. Здесь массовым оказывается и адресат, и автор. Собственно, газета и конкретный корреспондент выступают не от имени какого-то одного лица или узкой группы лиц, но, как правило, выражают позицию миллионов единомышленников. В связи с этим одной из характерных стилистических черт публицистической, особенно газетной, речи является своеобразная собирательность, находящая свое выражение в особенностях значений и функционировании языковых единиц. Собирательность как лингвистический признак газетного стиля находит воплощение и в своеобразии категории лица (использование 1-го и 3-го лица в обобщенном значении), и в сравнительно повышенной частотности местоимений мы, вы, наш, ваш и в особенностях их употребления.

    Другая сторона указанного выше стилеобразующего единства — информационная функция — воплощается в таких особенностях публицистического стиля, которые связаны с проявлением интеллектуальности речи. Такими стилевыми чертами являются:

    1) документализм, проявляющийся в объективности и проверенной фактологичности изложения, что в терминах стилистики можно определить как подчеркнутую документально-фактологическую точность выражения; документально-фактологическая точность проявляется в терминированности речи, ограниченности метафоризации терминов (кроме общепринятой), широком употреблении профессионализмов;

    2) сдержанность, официальность, подчеркивающие значимость фактов, информации; эти черты реализуются в именном характере речи, своеобразии фразеологии (клише) и т. д.;

    3) известная обобщенность, абстрагированность и понятийность изложения как итог аналитичности и фактографичное (нередко в единстве с образной конкретностью выражения).
    Такова сложная стилевая структура газетной речи.

    Перевернутая пирамида // Письменная лаборатория Purdue

    Структура перевернутой пирамиды

    Резюме:

    Эти ресурсы предоставляют обзор журналистской литературы с объяснением наиболее важных и наиболее часто используемых элементов журналистики и стиля Associated Press. Этот ресурс, отредактированный в соответствии с The Associated Press Stylebook 2012 , предлагает примеры общего формата стиля AP. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обратитесь к The Associated Press Stylebook 2012 , 47 th edition.

    Введение

    На протяжении десятилетий структура «перевернутой пирамиды» была опорой традиционных средств массовой информации. Следуя этой структуре, «основание» пирамиды — наиболее фундаментальные факты — появляются в верхней части рассказа, в первом абзаце. Несущественная информация отображается в следующих абзацах или «ореховых» графиках в порядке важности.

    Хотя некоторые журналисты критикуют структуру перевернутой пирамиды, она остается одной из наиболее широко используемых и проверенных временем структур в средствах массовой информации.

    Что важно?

    Существенная информация обычно относится к часто цитируемым «пяти принципам» журналистики: кто, что, когда, где и почему. Удачный вводный абзац сообщает на базовом уровне важные факты о том, кто что сделал, когда, где и почему.

    Следующие «ореховые» графики содержат дополнительную информацию, цитаты из источников, статистику, предысторию или другую информацию. Они добавляются к статье в порядке важности, так что наименее важные элементы находятся внизу.

    Истоки

    Структура перевернутой пирамиды — продукт старой медийной технологии — телеграфа. Когда новостные агентства передавали информацию по проводам, имело смысл использовать перевернутую пирамиду, потому что самая важная информация в сюжете передавалась первой. В случае потери связи, кто бы ни получил историю, все равно мог распечатать существенные факты.

    Структура перевернутой пирамиды также приносит пользу редакторам. Если редактору нужно вырезать статью, его можно просто вырезать снизу.Если бы их репортер писал надежной структурой перевернутой пирамиды, самая важная информация оставалась бы наверху.

    Критика

    Некоторые в СМИ критикуют перевернутую пирамиду за бесхитростность, и, конечно же, она подходит не для всех новостей, поскольку лишает репортера значительной степени автономии. Другие связывают стиль перевернутой пирамиды с сокращением читательской аудитории газет, утверждая, что, отдавая сначала концовку, структура идет вразрез с самими основами повествования.Некоторые ученые предположили, что структура перевернутой пирамиды может быть более сложной для понимания читателями.

    С появлением онлайн-написания новостей структура перевернутой пирамиды стала не такой заметной, как раньше. В онлайн-формате, где редакторы больше не привязаны к сантиметрам столбцов, длина статьи более гибкая. Точно так же онлайн-журналистика все больше зависит от присутствия блоггеров, которые обычно избегают традиционной структуры написания новостей.

    Заключение

    Структура перевернутой пирамиды просто означает размещение наиболее фундаментальной информации в первом абзаце рассказа, а затем размещение оставшихся деталей, от наиболее важных до наименее важных, в следующих диаграммах. Хотя есть критики стиля перевернутой пирамиды, он остается широко используемым подходом к написанию новостей в СМИ.

    Источник

    Сканлан, Чип. «Написание сверху вниз: плюсы и минусы перевернутой пирамиды.»Www.poynter.org. 18 декабря 2008г.

    новой журналистики | Американское литературное движение

    Новая журналистика , американское литературное движение 1960-х и 1970-х годов, которое раздвинуло границы традиционной журналистики и публицистической литературы. Жанр сочетал журналистские исследования с техникой написания художественной литературы в репортажах о реальных событиях. К авторам, которых часто приписывают начало движения, относятся Том Вулф, Трумэн Капоте и Гей Талезе.

    Как и в случае с традиционными журналистскими расследованиями, писатели этого жанра полностью погружались в свои темы, иногда проводя месяцы в полевых условиях, собирая факты посредством исследований, интервью и наблюдений. Однако их законченные работы сильно отличались от очерков, которые обычно публиковались в газетах и ​​журналах того времени. Вместо использования традиционных журналистских структур рассказов и институционального голоса они создали хорошо проработанных персонажей, устойчивый диалог, яркие сцены и сильные сюжетные линии, отмеченные драматическим напряжением.Они также писали голосами, которые явно были их собственными. Их стиль письма, а также время и деньги, которые требовались для их углубленных исследований и длинных рассказов, не соответствовали потребностям или бюджетам большинства газет (заметным исключением была New York Herald Tribune ), хотя редакторы Esquire , The New Yorker , New York и другие известные журналы разыскали этих авторов и опубликовали их работы с большим коммерческим успехом. Многие из этих авторов продолжали публиковать свои рассказы в антологиях или писать так называемые «научно-популярные романы», и многие из этих произведений стали бестселлерами.

    Новая журналистика и вопрос правды

    Новые журналисты расширили определение журналистики и законных методов журналистского репортажа и письма. Они также связывали журналистику с художественной литературой, когда описывали свою работу такими фразами, как «документальный роман» и «повествовательные техники художественной литературы». Поступая таким образом, они разожгли дискуссию о том, насколько журналистский материал может быть похож на роман или рассказ, прежде чем он начал нарушать приверженность журналистики правде и фактам.

    Некоторые наблюдатели похвалили «Новые журналисты» за то, что они написали хорошо продуманные, сложные и убедительные истории, которые оживили интерес читателей к журналистике и затронутым темам, а также вдохновили других писателей присоединиться к этой профессии. Другие, однако, были обеспокоены тем, что новая журналистика заменяет объективность опасной субъективностью, которая угрожает подорвать доверие ко всей журналистике. Они опасались, что у репортеров возникнет соблазн отклониться от фактов, чтобы написать более драматические истории, например, путем создания составных персонажей (объединение нескольких реальных людей в одного вымышленного персонажа), сжатия диалогов, перестановки событий или даже фабрикации деталей.Некоторые новые журналисты открыто признались в использовании этих приемов, утверждая, что они сделали свои рассказы удобочитаемыми и опубликованными, не жертвуя при этом основной правдивостью рассказа. Другие категорически возражали против использования этих методов, утверждая, что любое отступление от фактов, даже незначительное, дискредитирует историю и перемещает ее из журналистики в сферу художественной литературы.

    Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

    Участвуя в дебатах о том, что считается правдой в журналистике, Новые журналисты способствовали более широкому обсуждению природы правды и способности знать и объективно представлять ее в рассказах, картинах, фотографиях и других изобразительных искусствах.Их работы бросили вызов идеологии объективности и связанным с ней практикам, которые стали править профессией. «Новые журналисты» утверждали, что объективность не гарантирует правды и что так называемые «объективные» истории могут вводить в заблуждение больше, чем истории, рассказанные с четко представленной личной точки зрения.

    Репортеры основных новостей повторили аргументы Новых журналистов, поскольку они начали сомневаться в способности «объективной» журналистики прийти к истине — особенно после того, как более традиционные репортажи не смогли передать сложную правду о таких событиях, как маккартизм в 1950-х годах, война во Вьетнаме в 1960-е и 1970-е годы и Уотергейтский скандал в начале 1970-х годов.К 1996 году объективность в качестве руководящего принципа была настолько подорвана, что Общество профессиональных журналистов исключило ее из своего этического кодекса, заменив другими принципами, такими как справедливость и точность.

    От мусорщиков до Вулфа, Талезе и Капоте

    «Новые журналисты» 1960-х годов были не первыми американскими журналистами, которые выступали за более литературный подход к описанию современных событий, и не первыми, кто считал себя представителями «новой журналистики».Некоторые писатели конца 19-го и начала 20-го веков, такие как Линкольн Стеффенс, считали, что репортеры морально обязаны писать правдивые, хорошо продуманные и риторически убедительные истории, потому что они могут побудить читателей сочувствовать своим предметам и вдохновлять. действия против социальной несправедливости и злоупотребления властью. Стеффенс и его коллеги-единомышленники, в том числе Ида Тарбелл, Рэй Стэннард Бейкер и Дэвид Грэм Филлипс, писали журналистские расследования литературно и убедительно с риторикой.Президент США Теодор Рузвельт в 1906 году насмешливо называл их вид работы разгонами. Социальные и литературные амбиции этих первых «новых журналистов» оказали долговременное влияние на журналистику, обеспечив основу для поколений журналистов-расследователей и литературных журналистов и редакторов, которые верили в фактическую, социально ответственную и живую журналистику, включая «Новые журналисты 1960-х годов». .

    Том Вулф был одним из самых влиятельных пропагандистов Новой Журналистики. Вулф начал свою карьеру в качестве журналиста в 1956 году в The Washington Post , а затем работал в New York Herald Tribune , где пример таких писателей, как Джимми Бреслин, показал ему, что журналистика может быть творческой и захватывающей.В 1963 году, когда газетная забастовка в Нью-Йорке оставила Вулфа временно без работы, он обратился к своему редактору в Esquire с идеей: он хотел прилететь в Калифорнию, чтобы написать о выставке нестандартных автомобилей и культуре хот-родов. Результатом стал знаменитый «Обтекаемый ребенок с мандариновыми хлопьями Канди-Колоред» (антологизированный в его одноименной книге 1964 года) — энергичная работа, которая стала образцом того, чего может достичь новая журналистика. В 1973 году Вулф опубликовал The New Journalism , в котором разъяснил особенности жанра.Он написал несколько успешных книг в стиле новой журналистики, в том числе The Right Stuff (1979) и From Bauhaus to Our House (1981), захватывающую историю современной архитектуры.

    Хотя Вулф получил, пожалуй, наибольшую признательность за создание Новой Журналистики как литературного движения, он сам отдал эту заслугу Гей Талезе. Талез начал свою карьеру в средней школе в 1940-х годах в качестве репортера Ocean City Sentinel-Ledger в Нью-Джерси, а после окончания колледжа был нанят в качестве копирайтера в The New York Times .В свободное время он писал рассказы о простых людях и местах, которые не интересовали большинство репортеров, и предлагал их редакторам Times , которые были впечатлены его работой. В 1956 году, после службы в армии США, во время которой он продолжал писать рассказы для Times , Талез вернулся в газету в качестве спортивного репортера. Он также написал для Esquire свои самые влиятельные рассказы для этого журнала. Две его, пожалуй, самые известные работы, профиль Джо Ди Маджио под названием «Безмолвный сезон героя» и статья о Фрэнке Синатре «Фрэнк Синатра простужен» (обе 1966), были включены в антологию вместе с другим его самым популярным Esquire. штук в коллекции Fame and Obscurity (1970).Талезе также использовал свои навыки литературного журналиста для написания всемирно пользующихся спросом книг, включая The Kingdom and the Power (1969), взгляд изнутри на The New York Times ; Почитай отца твоего (1971) о взлете и падении печально известного преступного клана Бонанно в Нью-Йорке; Жена твоего соседа (1980) о скрытой и меняющейся сексуальной жизни американцев; и Unto the Sons (1992), об эмиграции его собственной семьи из Италии в Соединенные Штаты в годы перед Второй мировой войной.

    Талезе считал себя не новым журналистом, а скорее очень традиционным писателем, который хотел «сделать что-то, что со временем устареет, что-то, что может устареть и по-прежнему иметь такой же резонанс». Он также стал ассоциировать новую журналистику с писателями, которых больше интересовали яркость и знаменитость, чем тяжелая беготня, требуемая от хороших репортеров. И все же Талез восхищался работами Вульфа и Нормана Мейлера, и он оказал влияние на многих других писателей этого жанра.

    Драматург и писатель Трумэн Капоте стал центральной фигурой в Новой Журналистике в 1965 году, когда журнал The New Yorker опубликовал документальный роман Капоте Хладнокровно об убийстве семьи из четырех человек в их доме недалеко от Холкомба, штат Канзас. , в 1959 г.Капоте потратил шесть лет на написание статьи. Его целью было написать о реальных событиях так, чтобы они имели драматическую силу, волнение и сложную структуру романа. У Капоте были обширные интервью о своей работе в основных национальных СМИ, и, описывая, что он делал и как он это делал, он ввел идею научно-популярного романа в популярный дискурс. Он также вызвал споры, поскольку скептически настроенные репортеры, опасаясь его попыток объединить художественную литературу и журналистику, пытались дискредитировать его утверждения о точности и подвергали сомнению его утверждение о том, что ответственный журналист может написать правдивую историю, которая читается как роман.

    Понимание предвзятости — Американский институт прессы

    Какое-то время термин «предвзятость» использовался для описания всего, что люди ненавидели в журналистике, будь то сила и влияние корпоративных новостных организаций или выбор репортеров при написании отдельных статей. Фактически в 2001 году книга о несправедливости в СМИ под названием «Предвзятость» была номером один в списке бестселлеров New York Times.

    В последние годы общественность, кажется, приняла более тонкий взгляд на предвзятость.Возможно, это связано с тем, что многие критики нашли свой голос в Интернете — где исследования подтверждают, что половина блогов содержит только мнение автора — или что однобокость стала успешной бизнес-моделью, как показали Fox News Channel и MSNBC.

    Тем не менее журналисты часто чувствуют себя обязанными попытаться доказать, что они «беспристрастны».

    Но что, если они воспользуются другим подходом? Что, если журналисты признают, что предвзятость действительно существует, что она заложена в выборе, который они делают при принятии решения, что оставить, а что не учитывать? Эта предвзятость укоренилась в культуре и языке общества, о котором пишет журналист? И это «новостное суждение» действительно отражает биографию журналиста, а также миссию и бизнес-модель новостной организации?

    Что, если бы журналист сказал, другими словами, что предвзятость не всегда может быть плохой ? Что он может служить для создания повествовательной текстуры или для того, чтобы сделать рассказ понятным.

    Что, если журналисты признают, что предвзятость действительно существует, что она встроена в выбор, который они делают при принятии решения, что оставить, а что исключить?

    « ”

    Можно даже утверждать, что истощение истории всех предубеждений может истощить ее человечность, ее жизненную силу. В предубеждениях сообщества также можно найти противоречивые страсти, которые оживляют истории.

    Более того, предвзятость может быть основой журналистских расследований. Это может побудить новостную организацию исправить ошибку и заняться непопулярным делом.

    Таким образом, задача журналистов — , а не — искоренять предвзятость. Скорее, журналист должен научиться управлять этим.

    И для этого журналисту необходимо осознать предвзятость, присутствующую в данной статье, и решить, когда они уместны и могут быть полезны, а когда неуместны.

    Предубеждения, которые журналисты и их аудитория, вероятно, считают уместными, — это вера в представительное правительство, открытое правительство и социальное равенство.И все же беспрекословная приверженность политике, основанной на этих принципах, может не всегда быть лучшим решением. Например, является ли демократия лучшей формой правления для всех людей во всех местах в любое время? Разве нельзя позволить правительству иметь каких-либо секретов? Насколько далеко должно пойти правительство, чтобы продвигать социальное равенство?

    Есть также двусторонние предубеждения.

    • Быть крестоносцем против социальных бед, как правило, хорошо, но вы можете потерять перспективу.
    • Пристрастие к официальным голосам необходимо, но если оно не учитывает другие голоса, это проблема.
    • Чуткость к источникам — это часть умения внимательно слушать, но это также может означать, что журналист пишет для них, а не для публики.
    • Поиск необычного , рассказа «человек-собака-собака», также может побудить журналиста исказить то, что на самом деле происходит или является важным.
    • Тема : В том, как журналисты выбирают и освещают истории, присутствует предвзятость.Некоторые темы обычно освещаются или игнорируются. Появляются ли какие-то субъекты или сообщества только тогда, когда происходит преступление, или когда есть особое мероприятие или парад?
    • Босс: Какие истории делаются или преувеличиваются, чтобы угодить боссу?
    • Производство: Какие истории являются автоматическими, потому что их легко создавать, но они могут быть тривиальными или постепенными? Или как часто журналист звонит определенным источникам, потому что они знают, что источник ответит на их телефонные звонки или предложит точную цитату?
    • Против компаний: Превращение скептицизма в негатив и предположение, что каждое крупное и успешное учреждение должно делать что-то не так.

    Есть и более тонкие предубеждения, но их заметит каждый журналист.

    • Предвзятость, ориентированная на рынок: Это может быть давлением для создания статей, ориентированных на рыночные сегменты с желательной демографической информацией для рекламодателей.
    • Покрытие баз : Это означает выполнение историй, которые будут иметь все остальные, чтобы прикрыть базы (и вашу заднюю часть).
    • Баланс — это давно признанная идея, и она может быть полезной техникой для рассказа, о котором вы, возможно, мало что знаете.Но сколько сторон нужно, чтобы уравновесить историю? Справедлива ли «сбалансированная» история? Верно ли это фактам? Следует ли по-прежнему уделять одинаковое пространство или вес всем сторонам?
    • Политическая предвзятость — это то, о чем журналисты часто слышат от общественности, но внутри редакции это не тема для разговоров. Журналисты не спрашивают и не рассказывают. Они не знают политики друг друга. Так что это не проблема. Но достаточно ли этого? Разве не говорить о чем-то означает, что это не проблема?

    Стоит упомянуть и о другом типе предвзятости.

    Раньше это называлось «вьючной журналистикой». Это также называется «групповое мышление». Это сюжетная линия, которую массово рассказывает или повторяет пресса. Современный термин для этого — мастер-повествование . Буш был сильным лидером. Или он был тупым.

    Эти основные повествования могут стать чем-то вроде ловушки или колеи. Журналист выбирает факты, которые иллюстрируют основной рассказ или текущий стереотип, и игнорирует другие факты.

    В конце концов, чтобы сделать выбор, журналисты должны думать.Журналисту необходимо осознавать предубеждения, чтобы он или она могли знать, какие предубеждения превращают их в статьи.


    Это руководство, как и многие другие в разделе «Основы журналистики API», в значительной степени основано на исследованиях и учениях Комитета обеспокоенных журналистов — консорциума репортеров, редакторов, продюсеров, издателей, владельцев и ученых, который в течение 10 лет способствовали обсуждению среди тысяч журналистов того, что они делали, как они это делали и почему это важно.Автор, Уолтер Дин, был директором по обучению CCJ, а исполнительный директор API Том Розенштиль ранее был сопредседателем комитета.

    Навыки и характеристики письма для СМИ — Написание для отраслей стратегических коммуникаций

    Написание для СМИ может быть трудным, особенно для начинающих. Практика следующих навыков поможет вам улучшить качество вашей работы.

    Знание стиля AP

    Большинство средств массовой информации используют стиль AP — стиль, установленный и постоянно обновляемый Associated Press — в качестве основы для написания основных новостей и средств массовой информации.Стиль AP обеспечивает единообразие написания в СМИ и публикациях. Вам следует приобрести последнюю версию книги стилей AP и ознакомиться с ней, потому что вам нужно будет писать таким образом сообщения, предназначенные для средств массовой информации. Книга стилей доступна как в Интернете, так и в печатном виде. В целом, стиль AP был разработан для того, чтобы материалы для СМИ были точными, беспристрастными и понятными для аудитории.

    Знание грамматики и пунктуации

    Аудитория требует от профессионалов СМИ и стратегических коммуникаций высоких стандартов знания грамматики и пунктуации.Чтобы помочь вам научиться писать для СМИ, вот несколько основных правил грамматики и пунктуации:

    • Используйте простые предложения, следующие за подлежащим, глаголом, порядком объектов (пример: Мария присутствовала на пресс-конференции).
    • Используйте активный, а не пассивный голос. Активный голос помогает с четкостью и лаконичностью письма. (Пассивный голос: пресс-релиз был завершен Брайаном. Активный голос: Брайан завершил пресс-релиз.)
    • Разберитесь в выборе и значении слов:
      • эффект, эффект
      • это, это
      • они, их, там
      • принимаю, кроме
    • Обратите внимание на использование запятых:
      • Модификаторы зачета (слова или предложения, дающие дополнительное описание)
        Публицист, который работает на Огилви, опоздал на встречу.
      • Выделите вступительную фразу или слово
        Во время учебы я слушал музыку.
      • Перед соединением
        хочу поехать, но надо учиться.
      • При написании серии предметов (трех и более)
        Она купила обувь, еду и кино.

    Посмотрите видео с Дженни Паттон, старшим преподавателем факультета английского языка в Государственном университете Огайо, ниже. Она обсуждает типичные грамматические ошибки и дает советы по улучшению вашего письма.


    Грамматические ошибки у Дженни Паттон

    Возможность упрощения информации

    Как специалист в области средств массовой информации или стратегических коммуникаций, вам нужно будет синтезировать и осмыслить большой объем информации для вашей аудитории, часто в строгие сроки. Это требует стратегии, хороших навыков повествования и способности сосредоточиться на важной информации. Аудитория лучше реагирует на информацию, представленную в логическом порядке, поддерживающем общее повествование.

    Внимание к точности и деталям

    Когда вы пишете для СМИ, вы представляете не только свой личный бренд, но и более широкую организацию, для которой вы создаете контент. Точное написание и прозрачность придают редакциям доверие; дезинформация может серьезно подорвать репутацию СМИ. Выбор подходящих источников и проверка информации, полученной из этих источников, называемая проверкой фактов, может помочь свести к минимуму неточность написания.Точность также означает использование правильной грамматики и языка, подходящих аудитории.

    Обеспечение точной отчетности и написания может оказаться сложной задачей. Быстро меняющаяся медиа-среда чрезвычайно затрудняет тщательный сбор информации и проверку фактов за короткий промежуток времени. Например, в 2013 году во время освещения взрывов на Бостонском марафоне сообщения о пяти дополнительных взрывчатых веществах, обнаруженных в этом районе, позже были признаны ложными. Кроме того, в газете New York Post на первой полосе было опубликовано фото двух мужчин, которые, по его утверждениям, были подозреваемыми, которых в то время разыскивали федеральные следователи.Эти люди были невиновны, и хотя Post приносил извинения за ошибку, они позже подали в суд на СМИ за клевету (Wemple, 2014).

    Особое внимание к деталям необходимо для выявления ошибок в содержании, грамматике и пунктуации. Потратьте время на то, чтобы медленно просмотреть свое сообщение, и это избавит вас от последствий дезинформации или небрежных ошибок. Точно так же большая часть процесса написания включает редактирование и исправление вашей работы либо вами, либо редактором.Немногие авторы могут создавать материал, который нельзя улучшить или который не нужно изменять по причинам стиля или содержания.

    Объективность

    Объективность — один из принципов журналистики в соответствии с этическим кодексом Общества профессиональных журналистов (2014). Материалы для СМИ должны содержать всесторонний анализ и рассказы, включающие все основные точки зрения. Если вы представляете точку зрения одной организации, вам следует также процитировать одного из ее конкурентов или обсудить противоположную точку зрения для достижения баланса.За исключением колонок мнений и блогов, писатели не должны выражать свое личное мнение об истории или событии. Вместо этого они должны писать объективно, представляя факты и предоставляя аудитории решать, как относиться к информации.

    Некоторые профессионалы считают, что объективной журналистики не существует, потому что люди врожденно предвзятые существа (Hare, 2013). Верно, что предубеждения писателя могут проявиться в его или ее письме. Однако профессионалы СМИ должны стремиться к абсолютной объективности.Для этого рекомендуется, чтобы вашу статью или сообщение прочитало третье лицо, чтобы свести к минимуму предвзятое письмо.

    Четкость

    Медиа-профессионалы обычно пишут для широкой основной аудитории. Четкое и лаконичное письмо облегчает понимание основной идеи широкому кругу групп. Сложные структуры предложений и жаргон, которые вы можете найти в традиционном академическом письме, не подходят для разных групп населения. Используйте простые предложения, чтобы донести свою точку зрения.

    Особенности и интерпретация его сосуществования с другими языками Симоны Фер :: SSRN

    7 стр. Добавлено: 3 марта 2018 г. Последняя редакция: 23 июня 2020 г.

    См. Все статьи Симоны Фер