Психофизическая деятельность человека. Роль психологического состояния человека в проблеме безопасности
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кафедра БЖД
РЕФЕРАТ
по дисциплине «БЖД в ЧС»
на тему: «Психофизическая деятельность человека. Роль психологического состояния человека в проблеме безопасности. Психологические причины совершения ошибок и создания опасных ситуаций »
Выполнил: студент 4 курса
факультета заочного обучения
направления
«Техносферная безопасность»
Проверил: преподаватель
Пермь – 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………
Роль психологического состояния человека в проблеме безопасности ……..11
Психологические причины совершения ошибок и создания опасных
ситуаций…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………..
Введение
Смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно – сосудистых и онкологических заболеваний. Если учесть все несчастные случаи, происходящие в мире, то число людей, ежегодно страдающих от них, составит более 10 млн., причём около полумиллиона из них погибает.
Основным общепризнанным методом охраны труда уже многие годы является использование системы безопасности. Она призвана решать две основные задачи: способствовать созданию машин и инструментов, при работе с которыми опасность снижается до минимума, и разрабатывать специальные средства защиты, охраняющие человека от опасности в процессе труда. Попутно уделяется внимание техническому обучению людей безопасным приёмам работы и использованию средств защиты, а также общим вопросам организации безопасной работы. Однако, согласно данным международной статистики, главным виновником несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация труда, а сам работающий человек. Обстоятельства, способствующие росту числа несчастных случаев, возникают по вполне объективным причинам.
Первая причина обнаруживается из анализа эволюции человека. С развитием орудий труда расширился диапазон воздействия человека на окружающий его мир, как по разнообразию, так и по интенсивности. При этом очевидно, расширился и круг ответных реакций внешнего мира на человека в процессе его труда. Возросла также сила этих воздействий. Но с развитием техники опасность растёт быстрее, чем человеческое противодействие ей.
Второй общей причиной, делающей условия труда и жизни человека более жёсткими и опасными, является цены ошибки. Ошибки современного человека обходятся ему гораздо дороже.
Третья общая причина, способствующая росту травматизма, — адаптация человека к опасности. Для современного человека техника стала средством удовлетворения многих потребностей, источником удовольствия, объектом мотивации, фактором престижа. Используя блага, даваемые техникой, и привыкая к ним, человека зачастую забывает, что техника обычно является ещё и источником высокой опасности, а интенсивное использование её повышает возможность реализации этой опасности. Постоянное взаимодействие с опасными машинами и неосведомлённость о массовости несчастных случаев ведут к тому, что человек перестаёт бояться того, что на деле является очень опасным, и адаптируется к опасности. Люди, однажды безнаказанно нарушив правила и получив за счёт этого какие – то мелкие выгоды, повторяют подобные нарушения. Постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и к нарушениям правил.
Также существуют и субъективные причины: показная смелость, недисциплинированность, склонность к риску.
Как показывает практика, на несчастные случаи влияют и многие социальные факторы, такие, как психологический климат в коллективе, принятая система стимуляции труда, условия жизни, вплоть до капризов моды.
1. Психофизическая деятельность человека.
Психологию безопасности целесообразно рассматривать не как раздел психологии труда, а как некоторую отрасль психологической науки, изучающую психологический аспект безопасности в разнообразных видах деятельности.
Психология безопасности – это отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности.
Объектом исследования психологии безопасности являются различные виды предметной деятельности человека, связанные с опасностью.
Предметом исследования данной области являются:
- психические процессы, порождаемые деятельностью и влияющие на неё безопасность
- психические состояния человека, связывающиеся на безопасности его деятельности
- свойства личности, отражающиеся не безопасности деятельности
- Учёные высказали мысль о целесообразности сознания единой науки о труде – эргономики, предназначенной для разностороннего изучения трудовой деятельности с позиций отдельных наук о труде и поисков комплексных путей её оптимизации по критериям этих наук.
В процессе труда участвует человек, который обычно при посредстве соответствующих орудий воздействует на предмет труда в существующих условиях среды. Непосредственным источником повреждений – причинителем повреждений может явиться любой из компонентов труда: предмет труда, орудия труда, внешняя среда. Виновником может быть сам рабочий или неправильные действия рабочего, или техника
Процесс труда и взаимодействие его компонентов обычно регулируются соответствующей организацией. Фактор организации связывает не только человека с предметом труда, орудиями труда и средой, но и все эти компоненты между собой. Он определяет поведение человека, применение орудий и предметов труда, а также допустимые условия окружающей среды. Среди различных факторов производства принято выделять опасные производственные факторы, воздействие которых на рабочего приводит к травме, и вредные производственные факторы, воздействие которых на рабочего влечёт за собой профессиональное заболевание. Опасные производственные факторы можно подразделить также на явные, когда их опасность очевидна и для её устранения необходимы соответствующие меры, и потенциальные, которые могут стать объектом опасности лишь в результате ненормального поведения человека.
Психология безопасности труда составляет важное звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека. Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами.
Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (до 60—90 % случаев) часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на соблюдение безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизации, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояний, снижающих надежность и безопасность деятельности специалиста.
В психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.
Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).
Психические свойства (качества личности) — это свойства личности или ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Эти свойства устойчивы и постоянны.
Психическое состояние человека — это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (как обладателя психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов. Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.
Процесс психического восприятия — это не «фотографирование», не создание полного тождественного образа с объектом, это творческий процесс, состоящий из сравнения объективных сигналов, поступающих извне, с их субъективным представлением человека со своей индивидуальной смысловой оценкой. В этом процессе может происходить искажение истинного сигнала (раздражителя), и с учетом особенностей работы нервной системы создается индивидуальное восприятие, представление и образ конкретного объективного реального события, которое запечатлевается в памяти. Реальная картина события тем точнее отображается субъективным образом, чем больше предшествующий накопленный опыт человека. Поэтому результат психического восприятия, определяемый влиянием множества факторов, может оказаться случайным.
Человек обладает долговременной и оперативной памятью. Объем долговременной памяти предположительно составляет 1021 бит, а кратковременная память имеет малую емкость —50 бит.
Поскольку вспоминание, т. е. обращение в долговременную и кратковременную память, основанное на не до конца исследованных электробиохимических реакциях, как и любые материальные процессы подвергается воздействию большого числа внешних факторов, то результат его носит случайный характер. Хранение представлений в памяти тоже может видоизменяться вследствие стирания отдельных элементов информации или возникновения новых, отсутствующих в оригинале, т. е. на этом этапе тоже могут появиться различные искажения.
Психика человека сложилась в процессе эволюционного развития под влиянием изменяющихся внешних факторов, импульсный характер которых сформировал рефлекторную дугу. Самые древние и простые функции организма, преимущественно двигательные, реализуются через спинной мозг, более сложные — осуществляются на бессознательном, а затем и подсознательном уровнях. И только когда там не найдено адекватной программы реакции на сигнал, подключается сознание, прежде всего, проявляя стереотипность мышления.
Стереотип — это устойчиво сформировавшаяся в прежнем осознанном опыте рефлекторная дуга, выводимая в пограничную зону «сознание — подсознание».
Чем чаще идут одинаковые импульсы, тем прочнее (более жесткой) становится система их передачи от рецептора к исполнительному органу. При этом вероятность определенной двигательной реакции на определенное раздражение нарастает. Однако эта вероятность никогда не может достичь единицы в силу существования потенциальной опасности искажения сигнала в проводящей системе. Следовательно, процесс принятия решения является многовариантным (неопределенным), в том числе содержащим ошибки.
Таким образом, любая деятельность человека несет в себе потенциальную опасность, так как вероятность неправильного решения всегда существует и она весьма высока. Это обусловлено объективно существующими трудностями вспоминания и выстраивания многовариантных процессов передачи сигналов по рефлекторной дуге. Если в прошлом такого опыта вообще не было, то сознательные решения принимаются методом проб и ошибок. Свобода выбора подчиняется случайным распределениям, следствием которых является потенциальная опасность при вмешательстве человека в любой процесс. Отсюда следует и аксиома о потенциальной опасности деятельности человека, которая является фактически следствием стохастического характера психических реакций человека на внешние сигналы. Важно акцентировать внимание на человеке — источнике потенциальной опасности как факторе, влияющем на среду обитания.
Любая деятельность содержит ряд обязательных психических процессов и функций, которые обеспечивают достижение требуемого результата:
- Внимание — это направленность психической деятельности на определенные предметы или явления действительности. Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий. Произвольное внимание возникает вследствие поставленной цели и требует определенных волевых усилий. Непроизвольное отвлечение — колебание внимания и его ослабление к объекту деятельности. Распределение внимания—одновременное внимание к нескольким объектам деятельности при одновременном выполнении действий с ними. Намеренный перенос внимания с одного объекта на другой — переключение внимания.
- Ощущение — простейший процесс, заключающийся в отдельных свойствах или явлениях материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Существуют ощущения нескольких видов: зрительные, слуховые, кожные, кинестетические.
- Восприятие — процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов и явлений. Сохранение постоянного, неизменного зрительного восприятия предметов при изменении их освещенности, положения в пространстве, расстояния от воспринимающего человека и т. д.— константность восприятия. Зависимость восприятия от особенностей личности человека, его прошлого опыта, профессии, интереса и т.п. называется апперцепцией, а целенаправленное, планомерное восприятие — наблюдением. Восприятие пространства, восприятие объема, формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся, отражение изменения во времени,положение объектов в пространстве — это восприятие движения. Восприятие времени —отражение объективной действительности, скорости и последовательности явлений действительности.
- Запоминание — процесс закрепления в сознании образов, впечатлений, понятий.
- Воспроизведение—актуализация (оживление) образов, закрепленных в памяти, без опоры на вторичное восприятие объектов.
- Узнавание — процесс памяти, связанный с осознанием того, что данный объект воспринимался в прошлом.
- Забывание — процесс, при котором происходит «выпадение» того или иного материала из памяти.
- Ассоциация—связь между отдельными представлениями, при которых одно из этих представлений вызывает другое. Различают ассоциации по сходству, контрастности, смежности.
myunivercity.ru
Роль психофизического состояния человека в проблеме безопасности
Безопасность деятельности человека на производстве обеспечивается разработкой мер защиты от опасностей в системе «человек — машина — производственная среда». Каждая из подсистем подвержена определенным опасностям, которые в сумме формируют все опасности в этой системе.
Любая деятельность подразумевает ряд обязательных психических процессов и функций, которые обеспечивают достижение необходимого результата. Важнейшие из них — это внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, общение.
Психологические процессы в обеспечении безопасной деятельности человека играют важную роль. Психологические состояния отличаются разнообразием и временным характером.
Психология— это наука о психологическом отражении действительности в процессе деятельности человека. Выделяют психологию труда, инженерную психологию, психологию безопасности.
Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности, инженерная психология — процессы информационного взаимодействия человека с техническими системами, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учетом психических свойств человека. Объектом психологии безопасности труда как науки являются психологические аспекты деятельности. Предметом психологии безопасности являются психические процессы, состояние и свойства человека, влияющие на условия безопасности.
Наибольший интерес представляет выяснение психологических причин несчастных случаев. Почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самосохранения и самозащиты, часто становятся причиной собственных травм?
Опыт свидетельствует, что основу аварийности и травматизма (до 60—90% случаев) часто составляют не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки в области безопасности, пренебрежение правилами безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма, в состоянии утомления, беспокойства, нервозности и т.д.
Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные. Они выражаются в утрате живости, координации действий и других отрицательных действиях. В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процесса можно выделить два типа запредельного психического напряжения — тормозной и возбудимый.
Тормозной тип эмоционального поведения человека проявляется в полной заторможенности его действий, возникающих в необычных и ответственных ситуациях.
Возбудимый тип психического напряжения — это сложный биоэлектрический процесс, состоящий из множества сигналов-импульсов, приводящих в действие клетки и органы человека.
Особые психические состояния возможны у специалистов (операторов). Эти психические состояния не являются постоянными, но, возникая спонтанно или под влиянием различных факторов, существенно изменяют работоспособность человека. Среди особых психических состояний выделяют пароксизмальные расстройства сознания, психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков).
Пароксизмальные состояния — расстройства различного происхождения (эпилепсия, обмороки и др.), характеризующиеся кратковременной (от секунды до нескольких минут) утратой сознания. При выраженных формах наблюдается падение человека, судороги. В операторской деятельности пароксизмальные состояния могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов, строителей и т.п. Современные средства психофизиологических исследований позволяют выявить лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.
Психогенные изменения и эффектные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Плохое настроение и апатия могут длиться от нескольких часов до 1—2 месяцев. При этом появляются безразличие, вялость, замедляются темпы мышления и т.п. Кроме того, снижается самоконтроль, что может явиться причиной травматизма.
На ситуацию, воспринимаемую человеком как обидную, возможны следующие реакции:
• конфликт — реакция, возникающая, когда человеку приходится выбирать между двумя одновременными потребностями, например, конфликт между безопасностью и удобством, безопасностью и гордостью и пр. Необходимо учить работников умению выбирать оптимальный, а не легкий вариант, который не обеспечивает безопасности;
• неудовлетворенность — состояние упадка, агрессивности, жестокости, а иногда смирения — например, человек, стремящийся каким-либо способом привлечь к себе внимание, сопротивляется любой форме подчинения или совершает умышленные проступки, чтобы бросить вызов своему руководителю или заслужить чье-либо одобрение;
• срыв — при повторяющихся неудачах или чрезвычайной ситуации человек может в некотором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внешних потребностей. В этом случае у него также будут проявляться смирение, пассивность, апатия, а в некоторых случаях и срыв;
• тревога (тревожное ожидание) — эмоциональная реакция на опасность. Лицо, находящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опасного поступка. Тревога не только предупреждает субъекта об опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, преувеличение опасности и др.;
• страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы существованию индивида. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, побуждает искать пути ее избежания. Страх варьирует в большом диапазоне (опасение, боязнь, испуг, ужас), может быть временным, не свойственным данному человеку, или, наоборот, являться чертой его характера. Страх может быть адекватным и неадекватным степени опасности;
• испуг — рефлекторный внезапный страх. Наиболее сильная степень страха — ужас, когда страхом подавляется рассудок. Осознание опасности может вызвать различные эмоциональные формы решения. Первая их форма— реакция страха — проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Эта форма реакции отрицательно отражается на деятельности человека. Неявно выраженный страх, напротив, может тонизировать кору головного мозга и в сочетании с процессами мышления проявляется как разумный страх в виде опасения, осторожности и осмотрительности;
• • паника — это страх, достигающий силы аффекта и способный навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). При панике человек допускает следующие наиболее распространенные ошибки:
1) действие не совершается, так как паническое состояние приводит к оцепенению, остолбенению от ужаса и т.д.;
2) в автоматически выполняемой последовательности поступков возникает пробел, и человек совершает движения, лишние в данной ситуации;
3) реакция на панику выражается в виде инстинктивных защитных движений, которые, однако, не соответствуют объективным требованиям защиты;
4) человек продолжает автоматически выполнять действия без каких-либо изменений, вместо того чтобы прекратить или изменить их.
Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм многообразны. В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части — мотивационную, ориентировочную и исполнительскую. Нарушение любой из этих частей влечет за собой нарушение действия в целом.
Нарушение мотивационной части действий проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным и временным.
Нарушение ориентировочной части действий проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда.
Нарушение исполнительской части проявляется в невыполнении правил (инструкций, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы.
При нарушении любой из названных частей действий во избежание опасных ситуаций и несчастных случаев можно провести соответствующие профилактические мероприятия: мотивационные — пропаганда и воспитание, ориентировочные — обучение, отработка навыков; исполнительские — профотбор, медицинское обследование.
infopedia.su
Психология в проблеме безопасности
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….3
1. Психология в проблеме безопасности…………………………………5
2. Безопасность жизнедеятельности………………………………………9
3. Психологическая характеристика деятельности……………………..12
Заключение……………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………………18
2
Введение
Смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно – сосудистых и онкологических заболеваний. Учесть все несчастные случаи, происходящие в мире, то число людей, ежегодно страдающих от них, составит более 10 млн., причём около полумиллиона из них погибает. Основным общепризнанным методом охраны труда уже многие годы является использование системы безопасности. Она призвана решать две основные задачи: способствовать созданию машин и инструментов, при работе с которыми опасность снижается до минимума, и разрабатывать специальные средства защиты, охраняющие человека от опасности в процессе труда. Попутно уделяется внимание техническому обучению людей безопасным приёмам работы и использованию средств защиты, а также общим вопросам организации безопасной работы. Однако, согласно данным международной статистики, главным виновником несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация труда, а сам работающий человек. Обстоятельства, способствующие росту числа несчастных случаев, возникают по вполне объективным причинам.
Первая причина обнаруживается из анализа эволюции человека. С развитием орудий труда расширился диапазон воздействия человека на окружающий его мир, как по разнообразию, так и по интенсивности. При этом, очевидно, расширился и круг ответных реакций внешнего мира на человека в процессе его труда. Возросла также сила этих воздействий. Но с развитием техники опасность растёт быстрее, чем человеческое противодействие ей.
Второй общей причиной , делающей условия труда и жизни человека более жёсткими и опасными, является цены ошибки. Ошибки современного человека обходятся ему гораздо дороже.
3
Третья общая причина, способствующая росту травматизма, — адаптация человека к опасности. Для современного человека техника стала средством удовлетворения многих потребностей, источником удовольствия, объектом мотивации, фактором престижа. Используя блага, даваемые техникой, и привыкая к ним, человека зачастую забывает, что техника обычно является ещё и источником высокой опасности, а интенсивное использование её повышает возможность реализации этой опасности. Постоянное взаимодействие с опасными машинами и неосведомлённость о массовости несчастных случаев ведут к тому, что человек перестаёт бояться того, что на деле является очень опасным, и адаптируется к опасности. Люди, однажды безнаказанно нарушив правила и получив за счёт этого какие – то мелкие выгоды, повторяют подобные нарушения. Постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и к нарушениям правил.
Отсутствие у человека необходимых для данной работы индивидуальных качеств психологического или физиологического порядка, недостаток знаний или опыта, нарушение физического или эмоционального состояния и прочее. Как показывает практика, на несчастные случаи влияют и многие социальные факторы, такие, как психологический климат в коллективе, принятая система стимуляции труда, условия жизни, вплоть до капризов моды.
4
1. Психология в проблеме безопасности
Психологию безопасности целесообразно рассматривать не как раздел психологии труда, а как некоторую отрасль психологической науки, изучающую психологический аспект безопасности в разнообразных видах деятельности.
Психология безопасности – это отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности.
Объектом исследования психологии безопасности являются различные виды предметной деятельности человека, связанные с опасностью.
Предметом исследования данной области являются:
психические процессы, порождаемые деятельностью и влияющие на неё безопасность
психические состояния человека, связывающиеся на безопасности его деятельности
свойства личности, отражающиеся не безопасности деятельности
Учёные высказали мысль о целесообразности сознания единой науки о труде – эргономики, предназначенной для разностороннего изучения трудовой деятельности с позиций отдельных наук о труде и поисков комплексных путей её оптимизации по критериям этих наук.
5
В процессе труда участвует человек, который обычно при посредстве соответствующих орудий воздействует на предмет труда в существующих условиях среды. Непосредственным источником повреждений – причинителем повреждений может явиться любой из компонентов труда: предмет труда, орудия труда, внешняя среда. Виновником может быть сам рабочий или неправильные действия рабочего, или техника
Процесс труда и взаимодействие его компонентов обычно регулируются соответствующей организацией. Фактор организации связывает не только человека с предметом труда, орудиями труда и средой, но и все эти компоненты между собой. Он определяет поведение человека, применение орудий и предметов труда, а также допустимые условия окружающей среды. Среди различных факторов производства принято выделять опасные производственные факторы, воздействие которых на рабочего приводит к травме, и вредные производственные факторы, воздействие которых на рабочего влечёт за собой профессиональное заболевание. Опасные производственные фактора можно подразделить также на явные, когда их опасность очевидна и для её устранения необходимы соответствующие меры, и потенциальные, которые могут стать объектом опасности лишь в результате ненормального поведения человека.
Билинт и Мурани считают, что необходимым и достаточным условием несчастного случая являются непреднамеренность и неожиданность его возникновения.
Несчастный случай – это внезапное непреднамеренное повреждение человека (препятствующее нормальному продолжению его деятельности), происшедшее в результате воздействия опасного производственного фактора или собственного опасного поведения.
6
Необходимым условием того, чтобы возник несчастный случай от опасного производственного фактора, является нахождение человека в опасной зоне. Вторым необходимым условием возникновения несчастного случая являются нарушения, появляющиеся именно в тот момент, когда человек находится в опасной зоне. Кроме них, требуется обычно ещё определённое стечение целого ряда других обстоятельств.
Несчастный случай можно определить как событие, возникающее в результате некоторого нарушения трудового процесса и стечения определённых обстоятельств чаще всего в тот период, когда человек находится в опасной зоне.
Ситуацию, в которой создаётся достаточно большая возможность возникновения несчастного случая, принято называть опасной, или аварийной.. Если же нарушения в работе техники приводят к несчастным случаям, вызывающим гибель хотя бы одного человека, подобное событие иногда квалифицируется уже как катастрофа.. Несчастный случай порой расценивают как следствие неадекватного поведения человека в опасной ситуации, как результат его неправильных реакций на такую ситуацию. Основная сложность поведения в связи с опасной ситуацией заключается в её своевременном обнаружении, диагностировании и выборе адекватного способа реагирования на неё. Жестокие же временные ограничения, которые обычно возникают в таких ситуациях, и большая цена ошибки делают опасную ситуацию эмоционально напряжённой.
Для выявления отношения человека к различным задачам и ситуациям, возникающим в трудовой или любой другой деятельности, необходимо установить смысл, который он усматривает в этих задачах и ситуациях. Эмоции, возникающие в процессе деятельности, бесконечно разнообразны.
7
Однако для процесса труда можно выделить две главные категории переживаний: эмоции, обусловленные успешным течением процесса деятельности, успешным достижением цели, и эмоции, связанные с трудностями, препятствиями, возникшими на пути к цели, порождённые различными опасностями для человека, угрозами его ценностями
8
2. Безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности — это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека.
Безопасность
mirznanii.com
Сочинение — Психология в проблеме безопасности
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….3
1. Психология в проблеме безопасности…………………………………5
2. Безопасность жизнедеятельности………………………………………9
3. Психологическая характеристика деятельности……………………..12
Заключение……………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………………18
2
Введение
Смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно – сосудистых и онкологических заболеваний. Учесть все несчастные случаи, происходящие в мире, то число людей, ежегодно страдающих от них, составит более 10 млн., причём около полумиллиона из них погибает. Основным общепризнанным методом охраны труда уже многие годы является использование системы безопасности. Она призвана решать две основные задачи: способствовать созданию машин и инструментов, при работе с которыми опасность снижается до минимума, и разрабатывать специальные средства защиты, охраняющие человека от опасности в процессе труда. Попутно уделяется внимание техническому обучению людей безопасным приёмам работы и использованию средств защиты, а также общим вопросам организации безопасной работы. Однако, согласно данным международной статистики, главным виновником несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация труда, а сам работающий человек. Обстоятельства, способствующие росту числа несчастных случаев, возникают по вполне объективным причинам.
Первая причина обнаруживается из анализа эволюции человека. С развитием орудий труда расширился диапазон воздействия человека на окружающий его мир, как по разнообразию, так и по интенсивности. При этом, очевидно, расширился и круг ответных реакций внешнего мира на человека в процессе его труда. Возросла также сила этих воздействий. Но с развитием техники опасность растёт быстрее, чем человеческое противодействие ей.
Второй общей причиной, делающей условия труда и жизни человека более жёсткими и опасными, является цены ошибки. Ошибки современного человека обходятся ему гораздо дороже.
3
Третья общая причина, способствующая росту травматизма, — адаптация человека к опасности. Для современного человека техника стала средством удовлетворения многих потребностей, источником удовольствия, объектом мотивации, фактором престижа. Используя блага, даваемые техникой, и привыкая к ним, человека зачастую забывает, что техника обычно является ещё и источником высокой опасности, а интенсивное использование её повышает возможность реализации этой опасности. Постоянное взаимодействие с опасными машинами и неосведомлённость о массовости несчастных случаев ведут к тому, что человек перестаёт бояться того, что на деле является очень опасным, и адаптируется к опасности. Люди, однажды безнаказанно нарушив правила и получив за счёт этого какие – то мелкие выгоды, повторяют подобные нарушения. Постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и к нарушениям правил.
Отсутствие у человека необходимых для данной работы индивидуальных качеств психологического или физиологического порядка, недостаток знаний или опыта, нарушение физического или эмоционального состояния и прочее. Как показывает практика, на несчастные случаи влияют и многие социальные факторы, такие, как психологический климат в коллективе, принятая система стимуляции труда, условия жизни, вплоть до капризов моды.
4
1. Психология в проблеме безопасности
Психологию безопасности целесообразно рассматривать не как раздел психологии труда, а как некоторую отрасль психологической науки, изучающую психологический аспект безопасности в разнообразных видах деятельности.
Психология безопасности – это отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности.
Объектом исследования психологии безопасности являются различные виды предметной деятельности человека, связанные с опасностью.
Предметом исследования данной области являются:
психические процессы, порождаемые деятельностью и влияющие на неё безопасность
психические состояния человека, связывающиеся на безопасности его деятельности
свойства личности, отражающиеся не безопасности деятельности
Учёные высказали мысль о целесообразности сознания единой науки о труде – эргономики, предназначенной для разностороннего изучения трудовой деятельности с позиций отдельных наук о труде и поисков комплексных путей её оптимизации по критериям этих наук.
5
В процессе труда участвует человек, который обычно при посредстве соответствующих орудий воздействует на предмет труда в существующих условиях среды. Непосредственным источником повреждений – причинителем повреждений может явиться любой из компонентов труда: предмет труда, орудия труда, внешняя среда. Виновником может быть сам рабочий или неправильные действия рабочего, или техника
Процесс труда и взаимодействие его компонентов обычно регулируются соответствующей организацией. Фактор организации связывает не только человека с предметом труда, орудиями труда и средой, но и все эти компоненты между собой. Он определяет поведение человека, применение орудий и предметов труда, а также допустимые условия окружающей среды. Среди различных факторов производства принято выделять опасные производственные факторы, воздействие которых на рабочего приводит к травме, и вредные производственные факторы, воздействие которых на рабочего влечёт за собой профессиональное заболевание. Опасные производственные фактора можно подразделить также на явные, когда их опасность очевидна и для её устранения необходимы соответствующие меры, и потенциальные, которые могут стать объектом опасности лишь в результате ненормального поведения человека.
Билинт и Мурани считают, что необходимым и достаточным условием несчастного случая являются непреднамеренность и неожиданность его возникновения.
Несчастный случай – это внезапное непреднамеренное повреждение человека (препятствующее нормальному продолжению его деятельности), происшедшее в результате воздействия опасного производственного фактора или собственного опасного поведения.
6
Необходимым условием того, чтобы возник несчастный случай от опасного производственного фактора, является нахождение человека в опасной зоне. Вторым необходимым условием возникновения несчастного случая являются нарушения, появляющиеся именно в тот момент, когда человек находится в опасной зоне. Кроме них, требуется обычно ещё определённое стечение целого ряда других обстоятельств.
Несчастный случай можно определить как событие, возникающее в результате некоторого нарушения трудового процесса и стечения определённых обстоятельств чаще всего в тот период, когда человек находится в опасной зоне.
Ситуацию, в которой создаётся достаточно большая возможность возникновения несчастного случая, принято называть опасной, или аварийной… Если же нарушения в работе техники приводят к несчастным случаям, вызывающим гибель хотя бы одного человека, подобное событие иногда квалифицируется уже как катастрофа… Несчастный случай порой расценивают как следствие неадекватного поведения человека в опасной ситуации, как результат его неправильных реакций на такую ситуацию. Основная сложность поведения в связи с опасной ситуацией заключается в её своевременном обнаружении, диагностировании и выборе адекватного способа реагирования на неё. Жестокие же временные ограничения, которые обычно возникают в таких ситуациях, и большая цена ошибки делают опасную ситуацию эмоционально напряжённой.
Для выявления отношения человека к различным задачам и ситуациям, возникающим в трудовой или любой другой деятельности, необходимо установить смысл, который он усматривает в этих задачах и ситуациях. Эмоции, возникающие в процессе деятельности, бесконечно разнообразны.
7
Однако для процесса труда можно выделить две главные категории переживаний: эмоции, обусловленные успешным течением процесса деятельности, успешным достижением цели, и эмоции, связанные с трудностями, препятствиями, возникшими на пути к цели, порождённые различными опасностями для человека, угрозами его ценностями
8
2. Безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности — это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека.
Безопасность следует принимать как комплексную систему, мер по защите человека и среды его обитания от опасностей формируемых конкретной деятельностью. Чем сложнее вид деятельности, тем более компактна система защиты.
Для обеспечения безопасности конкретной деятельностью должны быть решены три задачи.
1. Произвести полный детальный анализ опасностей формируемых в изучаемой деятельности.
2. Разработать эффективные меры защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей. Под эффективными подразумевается такие меры по защите, которые при минимуме материальных затрат эффект максимальный.
3. Разработать эффективные меры защиты от остаточного риска данной деятельности. Они необходимы, так как обеспечение абсолютную безопасность деятельности не возможно предпринять.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека (рабочий, обслуживающий персонал) на производственных предприятиях занимается «охрана труда».
Охрана труда — это свод законодательных актов и правил, соответствующих им гигиенических, организационных, технических, и социально-
9
экономических мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.002-80).
Охрана труда и здоровье трудящихся на производстве, когда особое внимание уделяется человеческому фактору, становится наиважнейшей задачей. При решении задач необходимо четко представлять сущность процессов и отыскать способы (наиболее подходящие к каждому конкретному случаю) устраняющие влияние на организм вредных и опасных факторов и исключающие по возможности травматизм и профессиональные заболевания.
Охрана труда неразрывно связана с науками: физиология, профессиональная патология, психология, экономика и организация производства, промышленная токсикология, комплексная механизация и автоматизация технологических процессов и производства.
При улучшении и оздоровлении условий работы труда важными моментами, является комплексная механизация и автоматизация технологических процессов, применение новых средств вычислительной техники и информационных технологий в научных исследованиях и на производстве.
Осуществление мероприятий по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также улучшение условий работы труда ведут к профессиональной активности трудящихся, росту производительности труда и сокращение потерь при производстве. Так как охрана труда наиболее полно осуществляется на базе новой технологии и научной организации труда, то при разработке и проектировании объекта используются новейшие разработки.
10
Охрана труда тесно связана с задачами охраны природы. Очистка сточных вод и газовых выбросов в воздушный бассейн, сохранение и улучшение состояние почвы, борьба с шумом и вибраций, защита от электростатических полей и многое другое. Все эти мероприятия способствуют обеспечению нормальных условий работы и обитания человека. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Целью БЖД также является снижение риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора.
11
3.Психологическая характеристика деятельности.
В основе деятельности лежит система движений и пре дметных действий, интегрированная в единый комплекс, необходимый для труда в данной области обществе нного производства. Деятельность людей является объектом изучения не только психологии, но и ряда других наук: философии, политэкономии, социологии, истории, различных производственных технологий. Для психологии категория деятельности, как уже отмечалось, имеет более широкое и фундаментальное значение: жизненный путь личности тесно переплетен с деятельностью. В ней формируются профессионально-личностные особенности человека.
Формирующая роль деятельности раскрывается при сравнении психики людей, занятых в разли чных областях труда. В развитии психологической науки выделились отрасли, которые изучают психологическую специфику деятельности в данном виде труда (психология космическая, спортивная, педагогическая и т. д.). Описан круг черт личности, которым отвечает данная деятельность и которые она ф ормирует. Устойчивые качества личности позволяют по отдельным проявлениям в поведении, а и ногда и по внешне му обли ку определить профессию человека. Подтянутость, внимание к отношениям людей, постановка голоса, продуманность слов, воздействующих на человека, умение объяснить просто сложный вопрос, убежденность и многие другие личностные качества становятся типичными для поведения учителя.
Знания, чувства, отношения личности регулируют движения и действия, направляют деятельность в целом. Знания на различных уровнях отражения регулируют деятельность. Например, на уровне ощущений и восприятий дозируются мускульная сила, темп и ритм движений; решение мыслительной задачи направляется образами и понятиями, зависит от опыта человека.
12
Регулировка происходит одновременно на разных уровнях. Решая задачу, ученик мобили зует умственную деятельность, мыслительные процессы, но, производя арифметические вычисления, он подписывает результаты один под другим, управляя процессом выполнения действия на уровне восприятия.
Возрастающие требования к быстроте и точности реакций человека в условиях современного производства заставляют инженеров вместе с психологами искать новые конструктивные решения пультов управления технологическим процессом. Это необходимо для того, чтобы человек, поддерживая заданный режим работы системы, мог использовать, с одной стороны, различные уровни психической регулировки, а с другой — различные системы анализаторов, способные осуществлять контроль и саморегуляцию производимых действий в соответствии с объективными требованиями деятельности. В отличие от автоматических систем, психическая регуляция связана с субъективным отражением и переживанием условий деятельности, в которую включен человек.
Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая намеченные цели. В качестве мотивов могут выступить потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые желает достигнуть личность в результате деятельности.
В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная и классовая обусловленность деятельности. В капиталистическом обществе человека побуждает к деятельности либо нужда (невозможность физического существования без работы), либо нажива (стремление к личному обогащению, удовлетворению личны х потребностей).
13
Принципиально иную основу имеют мотивы деятельности советских людей, которые трудятся не ради личного обогащения, а для построения коммунистического общества. На первый п лан в мотивации деятельности выступает общественная цен ность ре зультатов труда. Конечно, советские люди, наряду с моральной, имеют и материальную заинтересованность в труде.
Поведение человека определяется не врожденными стремлениями, а побуждениями, возникающими под влиянием жизненн ых условий. Основой понимания поведения в советской психологии является марксистско-ленинское учение о потребностях. Наряду с органическими потре бностями у человека появляются потребности, порождаемые общественно-историче скими условиями жизни. Под влиянием изменений окружающего мира изменяются и потребности.
Потребность сама по себе еще не является мотивом целенаправленного сознательного действия. Для возникновения предметной деятельности необходимо соотнести потребность с предметом, которым можно удовлетворить потребность. Осознанная потребность становится мотивом поведения.
Для поведения человека характерна динамичность; с изменением обстоятельств могут измениться и мотивы поведения и средства, необходимые для достижения цели. Общественно значимый мотив оказывает в конечном счете решающее влияние на результат деятельности.
Одна из задач советской школы — воспитание у учащихся коммунистических мотивов и целей деятельности. В процессе обучения через внеклассную, пионерскую и комсомольскую работу школа воспитывает у учащихся отношение к учению как долгу, стремление к общественно полезному труду как источнику общественного богатства.
14
В формировании отношения человека к деятельности, в становлении мотивационно-целевой сферы исключительное значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязания личности и уровень достижений.
Успех или неудача влияют на последующую деятельность, преломляясь через особенности личности. В одних случаях успех, подн имая человека в собственных глазах, мобилизует силы на достижение новых целей в работе, а в других — может вызвать самоуспокоение.
Можно выделить н есколько типичных реакций на неуспех. Не решив предложен ной задачи, человек может или выбирать более простые с целью удержать успех, или игнорировать неуспех и выбирать все более сложные задачи, или выяснить причины неуспеха при решении задач, овладеть приемами выполнения более простых видов деяте льности, а в дальнейшем переходить к более сложным задачам. Неудача в деле, к которому •человек относится положительно, обманутые наде жды на его успеш ное выполнение вызывают подавле нное со стояние. В зависимости от сложившихся черт личности неп риятные переживания могут вызвать либо отказ от дальнейшей деятельности в данной области, либо упорный и настойчи вый анализ причин не удачи и новые попытки выполнить задание .
Мотивы и цели деятельности, творчество, утомление в процессе деятельности тесно связаны между собой и оказывают взаимное влияние. Убеждения, взгляды, отношения личности к деятельности определяет характер творческих поисков, возможность преодоления астенических переживаний ради общественных и личных целей, которые человек реализует в своем труде.
15
Заключение
Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.
Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.
Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей,
16
занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.
Каково же место психологии в системе наук?
Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.
17
Список использованной литературы:
1. Контроль физических факторов окружающей среды, опасных для человека. / Под ред. Крутикова В.Н. и др. — М.: Изд-во стандартов, 2003.
2. Кукин Л.П., Лапин В.Л., Подгорных Е.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда). Учебное пособие для вузов. — М.: Высшая школа,1999.
3. Мастрюков Б.С. Безопасность при чрезвычайных ситуациях. — М.: МГИСиС,1998.
4. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие под ред. О.Н. Русака. 3-е испр. и доп. изд. — СПб.: Лань, 2000.
5.Лекционные материалы.
18
КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Т.С.МАЛЬЦЕВА.
РЕФЕРАТ
на тему:
Психология безопасности деятельности.
Выполнил: Недушенко А.Ю.
Проверил: Митрофанов П.Г.
2011
ronl.org