Проактивное поведение: Что такое проактивное мышление и как его развивать

Что такое проактивное мышление и как его развивать


  • Проактивное мышление – что это такое?

  • В чем разница между проактивным и реактивным мышлением

  • От чего зависит проактивность или реактивность мышления

  • 5 принципов проактивного мышления

  • Каковы преимущества проактивного мышления

  • Как научиться мыслить проактивно 

Все мы по-разному реагируем на одни и те же события, явления, предметы.

Кто-то, столкнувшись с первым, даже несущественным препятствием, теряется, замирает, начинает переживать – «почему я?», пытается затаиться и переждать бурю или подчиняется судьбе и решает плыть по течению – мыслит и действует реактивно.

Другой же начинает анализировать ситуацию, просчитывает возможные пути выхода из нее, не сомневается в своем успехе.

Он привык проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, он руководствуется принципом – «Вижу цель – не вижу препятствий!» и мыслит проактивно.

Проактивное мышление – один из так называемых гибких навыков (soft skills), который в последнее время стал особенно востребованным у работодателей. В чем его преимущества и можно ли этому научиться? Давайте разбираться.


Проактивное мышление – что это такое?

Проактивное мышление, проактивность – это комплекс навыков, которые помогают человеку сохранять самообладание, не теряться, не расклеиваться при любых неблагоприятных условиях. Это активная жизненная позиция: не плыть по течению, не увиливать от ответа и ответственности, не ждать, пока кто-то сильный придет и все разрулит или пока все само собой разрешится.

Человек, мыслящий проактивно, не спешит с выводами, не демонстрирует свою излишнюю эмоциональность. Он умеет остановиться, выдержать паузу, а, может быть, и сделать шаг назад, чтобы осмотреться, изучить внезапно изменившиеся условия, спрогнозировать все возможные варианты развития событий, просчитать пути выхода из непростой ситуации или ее трансформации в нужную ему сторону и приложит максимум усилий, чтобы добиться поставленной цели.

Он не нуждается в руководстве, потому что готов нести ответственность за свои мысли и действия – за свой выбор. Он не зависит от внешних условий, а старается использовать любую ситуацию в своих интересах, найти выгоду, рассмотреть потенциальную пользу во всем.

Одна из ключевых характеристик проактивности – осознанность: не поддаваться панике, а успокоиться, все взвесить и найти решение.

Проактивное мышление – это один из тех гибких навыков, которые привлекают внимание потенциальных работодателей. Ведь намного приятнее иметь дело с человеком, способным проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, а не с тем, кто привык играть роль жертвы, ждать и надеяться на помощь со стороны.


В чем разница между проактивным и реактивным мышлением

Если проактивный человек – человек инициативы, действия, то реактивный человек – его полная противоположность. Ему свойственно остро реагировать на любые внешние раздражители, стимулы. Он делает это импульсивно, автоматически, долго не раздумывая – неосознанно. Он – заложник обстоятельств, жертва ситуации и не выбирает, как ему реагировать на эти ситуации и обстоятельства.

Разницу между проактивностью и реактивностью мышления и поведения хорошо иллюстрируют «круг влияния» и «круг забот» – понятия, которые придумал Стивен Кови, бизнес-консультант, автор книги «7 навыков высокоэффективных людей».

Окружающий человека мир полон самых разных явлений и объектов. Есть вещи глобальные, такие, как экономика, политика, климат, курс валют или тарифы на ЖКХ и т. д., на которые мы повлиять не в силах. Они образуют «круг забот». Есть и то, что во многом зависит от нас самих, – наше образование, отношения в семье или с коллегами по работе, карьера или наше здоровье. Приложив определенные усилия, мы можем все это поменять. Это наш «круг влияния».

Проактивный человек фокусируется на том, что ему подвластно, что он может контролировать – на «круге влияния». Реактивный человек сосредоточен на «круге забот» – он переживает, злится, жалуется или восхищается тем, что не может изменить или перенаправить, т. е. по сути тратит свои эмоции, энергию, силы впустую. При этом то, на что его участие могло бы повлиять, пускается на самотек.

Проактивные и реактивные люди по-разному реагируют на критику.

Первые имеют на все свое собственное мнение, но при этом способны выслушать и мнение других, проанализировать его, вычленить полезные моменты и осознанно постараться найти замечаниям применение.

Реакция вторых наступает незамедлительно и может выражаться

  • в попытке защититься, оспорить все сказанное, как-то оправдаться,

  • во внезапно нахлынувшем чувстве вины и признании собственной никчемности,

  • в приступе агрессии и т. п.

То есть в этом случае о взвешенном, обдуманном решении и речи не идет.

Разную реакцию вызывает у проактивно и реактивно мыслящих стресс. Проактивный человек способен спрогнозировать неблагоприятное развитие событий и подготовиться – морально, физически, стратегически. Реактивному человеку приходится искать виноватых и бороться с последствиями, на что уходит гораздо больше и сил, и эмоций.


От чего зависит проактивность или реактивность мышления

На тип мышления и поведения человека, его проактивность или реактивность могут влиять разные факторы.

  • Во-первых, общее состояние. Если человек очень устал физически, если он длительное время пребывал в состоянии стресса, что привело к психологическому и эмоциональному истощению, если имели место повышенные умственные нагрузки на работе или учебе (например, экзамены или аудиторская проверка), ему будет проще мыслить и действовать реактивно – по обстоятельствам. Будет проблема, будем искать решение. И наоборот, полноценный отдых, хорошее самочувствие, приподнятое настроение – это тот самый ресурс, который позволяет мыслить проактивно, смотреть на все позитивно, проблемы решать с оптимизмом.

  • Во-вторых, ближний круг. Если люди, с которыми мы находимся в постоянном контакте – семья, друзья, родственники, коллеги – склонны проявлять инициативу, предпочитают принимать ответственные решения и действовать, а не занимать выжидательную позицию, мы поддаемся их позитивному влиянию, начинаем размышлять проактивно. Если же наше окружение пассивно, не любит лишний раз высовываться, с азартом ищет виноватых во всех бедах, жалуется на невезучесть, скорее всего и мы будем придерживаться той же линии поведения – мыслить и действовать реактивно.

  • В-третьих, стремление к развитию. Если человеку ближе позиция «Кто стоит на месте, движется назад», если глаза горят, хочется во все вникать, всем интересоваться, что-то придумывать, решать, двигаться вперед, расти, велика вероятность, что мыслить он будет проактивно. Если происходящее вокруг не вызывает особых эмоций, если человеку хорошо так, как есть – спокойно, стабильно, скорее всего мы имеем дело с реактивным мышлением.

И хороший, и дурной пример заразителен. Чтобы получать правильную энергетическую подпитку, позитивный импульс, лучше быть рядом с людьми, выбирающими проактивность.


5 принципов проактивного мышления


Основные принципы, на которых базируется проактивное мышление, сформулировал в своей книге американский бизнес-тренер, писатель Джон Миллер. Что же это за принципы:

  1. «Учиться, учиться и еще раз учиться!» Новые знания и новый опыт, которые приобретает человек, становятся для него источником вдохновения, стимулом для движения вперед. Обучение расширяет кругозор, открывает новые возможности для личностного роста, для саморазвития и самосовершенствования. Но важно помнить, что эффект от новых знаний и умений будет лишь в том случае, если они будут отработаны на практике и превратятся в полезные навыки.

  2. Отвечать за свои слова и поступки. Личная ответственность – это готовность столкнуться с проблемой, не пытаться искать виноватых, самостоятельно принять решение и в случае необходимости ответить за последствия собственного выбора, а не оправдываться и не жаловаться. Акцент не на проблеме, а на поиске эффективного ее решения.

  3. Проявлять креативность. Творческий подход к достижению цели может состоять в отказе от шаблонных действий и поиске нестандартных решений, в использовании новых инструментов или новых способов применения традиционных методов и приемов.

  4. Помогать другим. Не оставаться равнодушным к проблемам другого человека. Но при этом не выполнять раз за разом чужую работу, не посвящать всего себя служению другим, а сохранять собственное достоинство, уважать себя и осознавать ценность своего участия в судьбе других людей.

  5. Доверять. Доверие, основанное на честности, искренности намерений, становится залогом добрых семейных, дружеских, рабочих отношений, плодотворного сотрудничества, взаимодействия на равных.


Каковы преимущества проактивного мышления

Навык мыслить и действовать проактивно дает своему обладателю ряд существенных преимуществ:

  • Способность ставить перед собой цели и находить пути их достижения.

  • Умение создавать возможность, а не томиться в ожидании, пока она возникнет.

  • Способность сознательно контролировать все, что происходит в жизни.

  • Понимание, что в любой ситуации у человека есть выбор – поступить так или иначе.

  • Умение при принятии решений руководствоваться принципами и помнить о ценностях.

  • Возможность иметь собственную, независимую от мнения других точку зрения.

  • Желание и способность развивать воображение, учиться мыслить творчески, чтобы найти нестандартное решение любого вопроса, найти выход из любой ситуации.


Как научиться мыслить проактивно

Проактивное мышление – это не то, что дается человеку от рождения. Это навык, а значит, при желании его можно развить. Что для этого нужно?

  1. Перестать быть объектом действия, стать его субъектом и занять активную позицию. Не искать предлоги, причины, виноватых в чем-либо, не рассуждать, «что было бы, если бы», а находить решения.

  2. Задавать правильные вопросы. Почему, кто, когда – это вопросы реактивного человека, который чувствует себя жертвой обстоятельств (почему я?), ищет виноватых в своих бедах (кто?), прокрастинирует (постоянно все откладывает, сдвигает сроки – когда?). Вопросы проактивного человека – что, как, каким образом. Все они относятся к действию.

  3. Планировать и оценивать возможные риски, чтобы предупредить нежелательное развитие событий или иметь запасной вариант. Например, если в планах поход в ресторан, стоит заранее забронировать столик, продумать оптимальный маршрут, определиться с одеждой.

  4. Четко сформулировать цели, расставить приоритеты и держать их в голове. Если какие-то внешние обстоятельства попытаются нарушить ваши планы, проанализируйте задачи, которые нужно решить, рассортируйте их по важности, срочности, ситуация прояснится.

  5. Во всем стараться разглядеть плюсы. Ваши проблемы не такие уникальные, как может показаться. Наверняка кто-то раньше уже сталкивался с подобной ситуацией и нашел выход. Положительные примеры, успешные кейсы станут источником дополнительной мотивации.

  6. Не бояться совершить ошибку, а действовать, несмотря ни на что. Ошибки, неудачи – это опыт, который позволит избежать тех же проблем в будущем. Результат можно получить, только приложив усилия.

В один момент сменить пассивную позицию на активную, реактивное мышление на проактивное непросто. Придется вспомнить о самодисциплине, стремиться к осознанности, простым шаблонным решениям предпочитать нестандартные.

Постепенно, со временем проактивная модель поведения войдет в привычку.

Более детально ознакомиться с проактивным мышлением, разобраться в его особенностях, освоить эффективные методики и практики, которые помогут его развить, поможет наш дистанционный курс.


Проактивное управление: искусство улаживать проблемы на пути к цели

Проактивным может быть любой человек, главное понимать, как устроена проактивность, а также какие заблуждения об этом существуют. Разобравшись в этом, мы сможем определять проактивных людей и отличать их от реактивных, повышать проактивность в окружающих нас людях, самостоятельно развивать проактивность как навык. Развивая проактивность, мы будем развивать в себе лидерство.

Проактивный лидер

Проактивный лидер – подарок для любой компании. Он способен определить проблемы и избавиться от них раньше, чем они начнут угрожать успеху, может воодушевлять людей на преодоление проблем, объективно оценивать новые ситуации, извлекать уроки из своих ошибок, снижать стресс и гасить панику, укреплять уверенность и развивать способность принимать взвешенные решения.

Проактивность высвобождает силы и время, делает решения более прочными, людей более уверенными. Уверенность притягивает людей, а люди помогают достигать целей.

Проактивность помогает лучше разбираться в людях, в их поведении.

Бизнес с проактивным лидером более устойчив и более стремительно развивается, страны с проактивными лидерами процветают, а семьи проактивных людей с годами только укрепляются.

Проактивность – лучший способ улучшить позиции при наименьших затратах.

Мечта – не правда ли? Все это может быть вашей характеристикой и вашей реальностью. Осталось понять суть проактивности и освоить некоторые приемы.

Проактивность – не навык

Первый секрет развития в себе проактивности – понимание, что проактивность по сути не навык и не талант, это скорее решение, выбор. Вы просто можете принять решение влиять на происходящее. Точнее, это не совсем просто, но все начинается с решения.

С нами постоянно что-то происходит, окружающая нас реальность постоянно меняется. Все мы реагируем на раздражители, только делаем это по-разному. Есть два типа реакции – реактивная и проактивная. Первая – пассивная, вторая – ответственная.

Реактивность – это моментальная реакция, не требующая усилий и изменений. Проактивность – это реакция, которую мы выбрали сознательно. Для выбора нужны усилия, продуманность, готовность. К сознательным реакциям человек готовится заблаговременно. Проактивный человек определяет, что входит в зону его влияния, а на что он повлиять не способен. Если событие находится в зоне его влияния – он действует, если вне зоны влияния – ничего не предпринимает. Ничего не делать – тоже выбор, позволяющий сэкономить энергию или сохранить позиции.

Как видим, проактивность – это не синоним активности, активной жизненной позиции или энергичности. В ряде случаев проактивное поведение – это бездействие, а реактивное – бурная реакция, или наоборот. Разница – в сознательном выборе и продуманности реакции. Навыком может быть отсутствие спешки при ответной реакции или работа над разбором новых ситуаций. Но проактивность – это прежде всего решение контролировать и выбирать свои реакции, чтобы влиять на происходящее.

Как понять, я проактивный или реактивный?

Любые внутренние изменения начинаются с диагностики, а диагностика нужна там, где есть несоответствие желаемого и текущего положения вещей.

Проактивный человек становится лидером, влияет на происходящее, руководит своей жизнью и добивается успехов. Реактивный живет чужой жизнью, не влияет на происходящее и не понимает, как стать успешным. Какое из описаний лучше всего характеризует вас – можно проверить только на собственном опыте или с помощью специально разработанной диагностики.

Ответьте себе на вопрос, считаете ли вы себя успешным, удачливым и счастливым, и давайте попытаемся понять, проактивный или реактивный вы человек.

Прежде всего нужно осознать, что речь не о черном и белом. В разные периоды жизни и в разных обстоятельствах человек может проявлять себя по-разному, а степень проактивности специалисты определяют в процентах, к тому же проактивность можно развивать.

Предложенная диагностика поможет определить как собственную проактивность, так и проактивность окружающих. Например, вы сможете определить, насколько проактивен ваш собеседник или ваш хороший знакомый.

Рассмотрим 10 ситуаций.

Ситуация 1. Вам встретилось препятствие. Как вы склонны размышлять и действовать? Задумайтесь, часто ли вы мыслите в русле «Я изменю это, приложу все усилия, чтобы изменить»? Если вы диагностируете другого человека, задумайтесь высказывает ли ваш собеседник такую позицию, склонен ли мыслить таким образом? При ответе «Да» можете добавить один балл в пользу проактивности.

А посещают ли вас мысли «С этим ничего не поделаешь». Если часто именно так вы смотрите на обстоятельства и встречающиеся преграды – добавьте балл в пользу реактивности.

Ситуация 2. Чье-то мнение не совпадает с желаемым. Ваша реакция «Я приложу усилия, чтобы изменить их мнение»? Если да – еще один плюс проактивности. А если вы склонны мыслить «Вряд ли мне удастся их переубедить», то поставьте единичку реактивности. Так же можно оценить и окружающих. Если ваш знакомый даже не думает о возможности переубедить кого-то – это признак реактивного подхода к препятствиям.

Ситуация 3. Вас окружают неприятные люди. Ваша реакция? Если раздражение – это реактивная реакция, а если готовность не принимать близко к сердцу – проактивная.

Ситуация 4. Если у вас работа не лучшая в вашем понимании, вы говорите

1) «я иду на работу», «я решил пойти на эту работу»?

или

2) «я вынужден пойти на эту работу», «мне пришлось пойти на эту работу»?

Первый вариант свидетельствует о проактивности, в второй – о реактивности.

Ситуация 5. Сравните два высказывания:

  • «Я решил поступить так…».
  • «Мне придется поступить так, потому что…».

Первый вариант – признак проактивности, второй – реактивности. Проактивный человек принимает решение, реактивный – приспосабливается к обстоятельствам.

Ситуация 6. Кто-то нуждается в помощи. Ваша реакция? «Я найду время, чтобы помочь» – проактивность. «Я бы помог, но времени нет» – реактивность. Задумайтесь, как вам отвечают разные люди на просьбу о помощи, сделайте вывод об их позиции – реактивная или проактивная. Задумайтесь об успешности тех и других.

Ситуация 7. Появилась идея нового проекта, но нет средств. Ваши мысли? «Я найду средства для старта» – проактивность. «Я не могу себе позволить этот проект, у меня ограниченные финансовые возможности» – реактивность.

Ситуация 8. Что вы думаете о необходимости приносить пользу другим людям? «Почему мало кого интересует, что нужно сделать, чтобы быть полезнее?» – проактивность. «Никому не нужно, значит, и мне не нужно» – реактивность.

Ситуация 9. Есть люди, понимающие необходимость связей и единомышленников, и если нужно достичь определенной цели, ищут пути привлечения сторонников. А есть люди, которые сдаются, когда понимают, что для достижения цели нужны связи, которых нет. Первые проактивны, вторые – реактивны.

Ситуация 10. Слышали фразу «Я докажу, что никто не справится с этой задачей лучше меня»? Сами склонны так мыслить? Это признак проактивности. Противоположность – мыслить в русле «Мне не доверят эту задачу».

Сложите баллы (один балл за каждый утвердительный ответ). Если в графе «Проактивность» получится 10 – проактивность является качеством вашей личности.

Задумываясь над ответами, вы смогли лучше понять природу проактивности. Не сдаваться и не мириться, не приспосабливаться к происходящему, а влиять на происходящее, менять его.

Реактивные и проактивные люди

Считается, что проактивность формируется уже в 5 лет и проявляется в виде ответственности за то, что с нами происходит. Пятилетний ребенок уже начинает осознавать, что он в ответе за происходящее и от него зависит, что с ним происходит. Есть простой тест, предназначенный для детей пяти лет. Психолог показывает картинку, на которой изображен мальчик, который споткнулся о скамейку и забился. На вопрос психолога «Кто виноват?» дети отвечают по-разному. Психологи называют это тестом на внутреннюю зрелость. Зрелые отвечают, что виноват мальчик, который бежал и не заметил скамейку. Некоторые дети отвечают, что виновата скамейка.

Удивительно, но некоторые взрослые отвечают так же – они так и не сформировались и продолжают размышлять как трехлетние. Наверное, и вам встречались такие люди. У них во всем виноваты внешние факторы – погода, босс, жена, муж, неудачная работа, страна, кризис, любые внешние обстоятельства.

«Кто виноват» не совсем корректный вопрос. Для проактивных нет понятия вины. Виноватых наказывают, это вовсе не цель проактивного человека. Лучше задавать вопросы, от кого/чего зависит, можно ли повлиять на результат и как. Цель – устранить преграды, сделать все возможное на пути к цели.

Помня, что нет черного и белого, а есть только больше или меньше проактивности, и то в определенный момент, помня также, что проактивность можно развивать, давайте учтем, что люди часто ошибаются, когда думают, что не могут повлиять на обстоятельства. Мы способны повлиять на многое. Готовность и попытки найти способ изменить обстоятельства, которые нас не устраивают, – это развитие в себе проактивного подхода.

Одни ищут решение, другие жалуются на жизнь. Первые – проактивные. Но, как упоминалось выше, не всегда лучшим решением будет действовать и идти на пролом. Проактивность – это еще и способность определять реалистичность идеи и прокладывать путь промежуточных решений. Вы хотите занять самую высокую позицию в компании, хотя сейчас находитесь на самой низкой? Что ж, это реально, только не сию минуту. Ближайший путь – подняться на один уровень выше, к нему и стремитесь. И так далее. Всегда найдется реалистичный путь к ближайшему реальному достижению, а также способ избежать неприемлемого положения вещей. Проактивный человек не становится жертвой обстоятельств, и над этим нужно работать – наблюдать, анализировать, прогнозировать, изучать, извлекать уроки из ошибок, экспериментировать.

Проактивная позиция

Как стать проактивным? Давайте рассмотрим пример из бизнеса. Вы на работе, у вас есть руководитель, которого нельзя отнести к мудрым, внимательным к подчиненным, заслуживающим уважения. Уже это определение вызовет у разных людей разную реакцию.

Реактивная реакция – жаловаться на обстоятельства, жалеть себя, а может даже ставить руководителя на место. Это естественная, «ленивая» реакция – страдать, бездействовать, оправдывать свое бездействие, проявлять раздражение и разбрасываться оскорблениями. Это «подкармливает» нас в момент происходящего, но портит наши перспективы на будущее.

Проактивная реакция – это выбор из множества достойных вариантов, которые открывают новые перспективы:

  • Уйти с этой работы и подобрать более подходящую для роста.
  • Научиться справляться со своей раздражительностью: после такого начальника сработаться с любым руководством не проблема.
  • Найти общий язык с руководителем и добиться конструктивных отношений и уважительного отношения к себе.
  • Подняться по карьере, несмотря на ужасного начальника.
  • Показать, высшему руководству, на что вы способны, проявить лидерство и со временем занять место своего руководителя.

Наши поступки должны прокладывать нам перспективу. Для этого нужно:

  • Стремиться любую ситуацию использовать для своего развития и совершенствования.
  • Стремиться не попадать в зависимость от обстоятельств, искать варианты, которые бы соответствовали собственным критериям приемлемых.
  • Вместо траты энергию впустую, фокусироваться на том, что нам под силу на данный момент (что находится в кругу нашего влияния). Это помогает расширять круг влияния.
  • Учиться устанавливать цели и достигать их.
  • Учиться создавать возможности в текущей ситуации, а не ждать их появления.
  • Осознавать наличие выбора, развивать воображение для изучения потенциальных альтернатив.
  • Разработать свои ценности и принципы, следовать им.
  • Учиться определять в себе и других признаки проактивности, следить за своей речью. Вместо «Я вынужден» и «Мне приходится» говорить «Я решил», «Я предпочитаю», вместо «Я не умею» использовать «Я научусь», вместо «Я об этом ничего не знаю» спрашивать «Где можно найти информацию об этом?».
  • Готовиться к решению проблем заранее.

Каждый человек изначально проактивен, нужно только поддерживать и развивать свою проактивность.

Проактивность в бизнесе

При проактивном подходе любой негативный кейс для сотрудника – вызов, игра, челлендж. Для победы необходимы новые навыки, знания, компетенции, что позволяет выйти из ситуации более сильным и подготовленным к сложностям.

Обычно проактивность закладывается еще в детстве соответствующим воспитанием, но есть много примеров, когда человек развил свою проактивность в зрелом возрасте.

Важно, чтобы на руководящих должностях были проактивные люди. Проактивный лидер способен дать хороший пример, который станут повторять, перенимая эффективную модель поведения.

Проактивное управление – это прежде всего эффективное управление собой и своей жизнью.  

Проактивное поведение против. Реактивное поведение: в чем разница?

Способность проявлять инициативу часто превозносится как добродетель, даже не объясняя, что это такое и как это сделать. Merriam-Webster определяет проактивность как «действие в ожидании будущих проблем, потребностей или изменений». Таким образом, более или менее это означает, что вы можете планировать заранее.

Реактивный, с другой стороны, определяется как «относящийся к реакции или отмеченный реакцией». Определения прилагательных иногда могут сбивать с толку, но реагировать означает «изменяться в ответ на стимул». Это означает, что быть реактивным означает реагировать на раздражители или действовать, основываясь на том, что происходит прямо сейчас.

Предприимчивые люди смотрят в будущее. Они стараются предвидеть потенциальные проблемы, подводные камни и побочные эффекты действий и исправлять их. Проактивность важна при принятии решений с долгосрочными последствиями. Это может быть жизненно важно в правительстве, бизнесе и даже в планировании жизни.

Реактивные люди, с другой стороны, воздействуют на вещи по мере их поступления. Это не значит, что любое реактивное поведение плохо — бывают моменты, когда способность реагировать жизненно важна. Некоторые рабочие места и ситуации требуют способности реагировать на ситуацию по мере ее развития, например, скорая помощь, полиция, солдаты и пожарные.

Ключевые выводы:

Проактивное поведение Реактивное поведение
Чтобы быть активным, нужно смотреть вперед и планировать возможные неудачи, дефицит или последствия того, что вы делаете. Быть реактивным означает реагировать на события и проблемы по мере их возникновения.
Проактивность считается признаком хорошего руководства. Реактивность часто считается признаком плохого лидерства.
Проактивное поведение имеет положительный оттенок, подразумевая усердие и компетентность. Реактивное поведение имеет негативный оттенок, подразумевая недальновидность и невнимательность к своим действиям.
Проактивный — относительно новое слово, вошедшее в обиход только в 20 веке. Реактивный — старое слово, вошедшее в обиход в начале 18 века.

Что такое активное поведение?

Проактивное поведение — это заглядывание вперед, чтобы увидеть, с какими потенциальными проблемами вы можете столкнуться, и найти пути их решения. Это способ заглянуть в будущее, зная, что в будущем будут изменения и проблемы, которые вам придется решать, и предвидя, что нужно сделать, чтобы улучшить или, по крайней мере, смягчить их.

Большинство синонимов слова «активный» имеют отношение к взгляду в будущее, например, «дальновидный», «дальновидный» и «дальновидный». Умение действовать на опережение — важный навык для любого лидера, будь то менеджер, военный офицер или законодатель.

Проактивность имеет много преимуществ как с точки зрения организации, так и с точки зрения вашей личной жизни. Проактивность ведет к меньшему стрессу, большей стабильности и большему контролю над ситуацией. Это позволяет вам увидеть потенциальные проблемы до того, как они возникнут, и, следовательно, иметь возможность либо предотвратить их, либо найти решение, когда они возникнут.

Как вы можете быть более активным? Вы можете думать об этом с точки зрения цели. Постановка цели и совместное составление шагов — хорошее начало, но активное мышление больше направлено на поиск потенциальных ловушек.

Итак, как только ваш план достижения цели будет готов, остановитесь и взгляните на него еще раз. Задайте себе несколько вопросов. Что произойдет, если вы не достигнете своих целей? Что может помешать вам поразить их? Есть ли потенциальные материалы или расходные материалы, которые вы не сможете получить? Есть ли способ сделать замены?

Проактивное обдумывание ситуации — это выход из внутреннего пессимизма. Что может пойти не так, как это может пойти не так, и возможные последствия этого? Вам не нужно сразу придумывать каждый сценарий, так как это может быть ошеломляющим.

Главный ключ состоит в том, чтобы взять каждую проблему и посмотреть, есть ли способ предотвратить ее возникновение или свести к минимуму ее разрушительные последствия.

Конечно, невозможно предусмотреть все проблемы, которые могут возникнуть. Однако, если вы работаете с группой, вы, скорее всего, обнаружите наиболее вероятные и будете готовы к ним. Лучший вид проактивности — вообще предотвратить возникновение проблемы, но, за исключением этого, у вас может быть план того, как реагировать на ситуацию, если она произойдет.

Термин «упреждающий» — относительно новое слово, впервые зарегистрированное его использование в 1933 году. Вероятно, это одна из причин, по которой оно может звучать как модное слово, наряду с его популярностью в деловом жаргоне. Он был образован как противоположность реактивному, убрав префикс ре- и заменив его на про-.

Что такое реактивное поведение?

Реактивное поведение — это реакция на события по мере их возникновения. Хотя реактивность по своей сути не является чем-то плохим — и может быть абсолютно необходимой — это не самый эффективный или действенный способ решения большинства проблем.

Реактивность может привести к тому, что у вас не будет необходимых ресурсов, персонала или организации для решения проблемы. Даже если у вас есть ресурсы и персонал, если они не знают, что они должны делать в данных обстоятельствах, это может привести к путанице, и ничего не будет сделано.

Большинство синонимов реактивного имеют отрицательную коннотацию, как и сам реактивный. Есть следствие недостатка мысли — своего рода рефлекс. Синонимы, перечисленные в Merriam-Webster, подтверждают это, включая такие слова, как коленный рефлекс, спонтанный и рефлекторный.

В некотором смысле можно проявлять инициативу в отношении своего реактивного поведения. Поскольку невозможно предотвратить все проблемы до того, как они возникнут, важно научить людей, как реагировать в определенных ситуациях. Или, по крайней мере, иметь общий план действий.

Чрезвычайные ситуации требуют способности реагировать. Сюда входят пожары, неотложные медицинские ситуации и стихийные бедствия. Пожарные, полиция, медицинские работники и береговая охрана должны уметь адекватно реагировать на ситуацию по мере ее развития.

Так вот, у большинства этих профессий есть проактивная сторона в том смысле, что они обучены тому, как реагировать на такую ​​ситуацию.

Слово «реактивный» немного старше, чем «проактивный», и его первое зарегистрированное использование в 1717 году. Тогда оно имело то же основное определение, что и сейчас, хотя на протяжении веков оно приобретало несколько иные значения.

Упреждающие и реактивные ответы на часто задаваемые вопросы

  1. Плохо ли все время быть активным?

    Неплохо стараться всегда быть на опережение, но добиться этого полностью невозможно. Проактивность — это хорошо; однако всегда будут непредвиденные обстоятельства. И есть обстоятельства, когда вы должны реагировать быстро, когда прекращение планирования было бы вредным.

    Важно принять тот факт, что никто не может спланировать все или предусмотреть каждую потенциальную ловушку. Баланс проактивности и реактивности необходим почти в каждой ситуации.

  2. В чем разница между проактивной и реактивной стратегией?

    Разница между упреждающей стратегией и реактивной стратегией заключается в том, что одна предполагает планирование наперед и поиск потенциальных проблем, которых следует избегать, а другая — нет.

    «Реактивная стратегия» — это оксюморон, потому что наличие стратегии предполагает планирование и дальновидность, а реактивность подразумевает прямо противоположное. Сохраняющуюся тенденцию выжидать, прежде чем реагировать на обстоятельства, можно описать как «реактивную стратегию», но это предмет некоторых споров.

  3. Лучше быть активным или реактивным?

    Как правило, лучше действовать на опережение, чем реагировать. Однако, невозможно всегда действовать на опережение. Ваши действия всегда будут иметь непредвиденные последствия, а это означает, что вы не можете подготовиться ко всем возможностям.

    Когда это происходит, умение реагировать становится важным навыком. Баланс этих двух будет лучшей стратегией для большинства обстоятельств.

Насколько полезен был этот пост?

Нажмите на звездочку, чтобы оценить!

Средний рейтинг / 5. Количество голосов:

Голосов пока нет! Будьте первым, кто оценит этот пост.

Никогда не упускайте подходящую для вас возможность.

7 Проактивные стратегии преодоления проблемного поведения

Для всех детей естественно испытывать разочарование и возбуждение на протяжении всей своей жизни. Наша работа, как взрослых, состоит в том, чтобы дать им инструменты, которые они могут использовать, чтобы направить свое недовольство проблемой в решение. Тем не менее, у детей с аутизмом иногда чаще случается разочарование, и их реакция на это чувство может быть экстремальной из-за отсутствия у них навыков преодоления трудностей. Прикладной анализ поведения предлагает два эффективных способа справиться с проблемным поведением: предшествующие или упреждающие вмешательства и последующие или реактивные вмешательства. При совместном использовании эти подходы предоставляют родителям, опекунам и учителям инструменты, необходимые им для предотвращения проблемного поведения и управления им.

Проактивные стратегии — это тактика, которую большинство из нас регулярно использует, чтобы не допустить, чтобы разочарование стало слишком сильным. Вы можете распознать их как то, как вы сохраняете организованность, или как подход, который вы используете для упрощения своей повседневной жизни. Для детей с аутизмом, поскольку триггеры фрустрации более распространены, а частые проактивные стратегии приобретают совершенно новый смысл и значение. Став взрослыми, мы можем облегчить их разочарование, улучшая их понимание событий, происходящих вокруг них. Ниже приведен список из 7 стратегий, которые вы можете реализовать:

1. Расписания и таймеры 

Дети с аутизмом часто борются с отклонениями или изменениями в своем обычном расписании. Например, многие ваши дети не понимают, почему они должны ходить в школу каждый будний день, кроме четвертого понедельника каждого месяца, когда проходят родительские собрания. Эта модификация может расстроить вашего ребенка. Создавая расписания, календари, используя таймеры или даже просто перечисляя ежедневные занятия вашего ребенка, вы сможете устранить часть ненужного разочарования в жизни вашего ребенка.

2. Поощрение за надлежащее поведение

Хотя может показаться неортодоксальным вознаграждать ребенка за то, что он должен делать на регулярной основе, дети с аутизмом часто лучше всего учатся тому, как вести себя, благодаря положительному подкреплению. Например, когда вы хвалите их за то, что они тихонько сели за обеденный стол, и предлагаете им взамен что-то значимое, это будет иметь большее влияние, чем корректирующая обратная связь (Не кричать!), наказание (Переход на тайм-аут!) или объясняя им ожидаемое поведение («Я сказал, что когда мы садимся, мы молчим»). Однако системы положительного подкрепления должны быть разработаны и хорошо продуманы, чтобы они были эффективными. Родитель должен заранее знать тип поведения, которого он ожидает в той или иной ситуации, и соответствующее вознаграждение, если оно будет успешно продемонстрировано. Например, цель родителей может состоять в том, чтобы улучшить поведение своего ребенка при вождении автомобиля. Если их ребенок сможет правильно проехать на машине из точки А в точку Б, возможно, его любимое печенье станет наградой. Но родитель должен убедиться, что у них есть эти файлы cookie под рукой. Они также должны убедиться, что у ребенка не было такого же файла cookie в течение дня. Если это так, то в глазах ребенка награда может быть бессмысленной. Этот подход может показаться утомительным, но, будьте уверены, он требует меньше усилий, чем постоянное управление проблемным поведением.

3. Предоставление выбора

У всех нас есть предпочтения: шоколадное или ванильное мороженое, кока-кола или пепси-кола, жесткий матрас или мягкий. Став взрослыми, мы понимаем, что если выбор, который нам нравится, недоступен, мы возьмем все, что осталось. Тем не менее, дети с аутизмом испытывают острую и частую потребность в уникальных или специфических предметах и ​​часто не могут понять, почему их выбор недоступен. Вот почему, когда это возможно, предлагайте ребенку выбор занятия, еды или предмета одежды. Вам это может показаться простым жестом. Но в более широком плане это действие поможет устранить ненужную конфронтацию, тем самым облегчив вам и вашему ребенку справляться с разочарованием по поводу предметов или действий, которые не являются выбором (например, перед сном, чисткой зубов, купанием, посещением туалета и т. д.).

4. Свободный доступ

Иногда легче уступить, чем стоять твердо, столкнувшись с истерикой. Прежде чем вы дойдете до этого момента, мы рекомендуем вам и вашей семье заблаговременно решить, из-за чего вы не собираетесь спорить со своим ребенком. Может быть, любимая мягкая игрушка, любимая закуска или любимая телепередача — это то, что вы всегда будете позволять своему ребенку. Считайте эти вещи «бесплатными» или не подлежащими обсуждению для вашего ребенка. Как только вы определите, что не является и что является бесплатным, это поможет установить реалистичные границы для вас, вашего ребенка и вашей семьи и потенциально устранит повседневное проблемное поведение.

5. Обучение языку

Проблемное поведение часто связано с дефицитом речи. Это означает, что дети с аутизмом могут проявлять проблемное поведение, потому что они разочарованы своей неспособностью сообщить о желании или потребности. Обучение вашего ребенка способу общения и активное подкрепление этого общения (удовлетворение просьбы) поможет уменьшить проблемное поведение. Часто некоторые первоначальные языковые опыты детей с аутизмом указывают на предметы или жестикулируют ими. Другие примеры включают подтягивание взрослых к предпочтительным предметам и повторение языка для предпочтительных предметов (Родитель: «Печенье», Ребенок: «Печенье», Родитель: «Вот печенье! Приятно говорить!») или приближение к вещам, которые им нравятся или которые они хотят (Ребенок: «Бух» для пузырей, Родитель: *выдувает пузыри*, «хорошо просить пузыри!»).

6. Социальные истории

Такие мероприятия, как дни рождения, школьные экскурсии и даже ужин в ресторане — все это возможности для вашего ребенка практиковать соответствующее социальное поведение. Перед прогулкой мы предлагаем вам подготовить вашего ребенка к ожидаемому поведению, используя историю, содержащую соответствующие и четкие изображения. Например, если вашему ребенку трудно понять ожидаемое поведение в школе, придумайте историю, подробно описывающую, что может произойти в такой ситуации. Тем самым вы поможете своему ребенку предвидеть, что произойдет и как с этим справиться. Кроме того, в рассказе должно быть подробно описано поведение ребенка, которое он должен демонстрировать, и положительные последствия, с которыми он столкнется после экскурсии.

7. Моделирование

Имейте в виду, что дети с аутизмом часто могут очень хорошо писать сценарии известных или любимых занятий. Их способность воспроизводить или имитировать определенное поведение превосходна. Всегда моделируйте то, что вы хотите, чтобы они делали, и вознаграждайте их за попытки скопировать вас (или братьев, сестер, других и т. д.). Точно так же использование видеомоделей (видео других людей или любимых персонажей) делает правильные вещи отличным инструментом, и в наши дни к ним легко получить доступ через Интернет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *