Проактивный подход реактивный подход: Проактивный и реактивный подходы к жизни, или Кто виноват? Реактивное поведение в общении.

Проактивный подход | Мнения | Известия

Январь подходит к концу, а многие из нас после долгой череды праздников до сих пор не вошли в рабочий ритм. К тому же так получается, что с началом нового года мы связываем большие надежды. И кажется, что уж теперь-то у нас получится воплотить в жизнь все наши давние планы.

Но чем больше мы понимаем, что пора включаться и начинать действовать (а ни сил, ни желания почему-то нет), тем в более опасную ловушку попадает наш мозг. Человека накрывает негативный транс, который лишает его и активности, и энтузиазма.

В это время миллионы нейронов вновь и вновь подтверждают наше нежелание включаться в привычный режим. В результате — слабость, усталость и чувство полной бесперспективности. Депрессия…

Чтобы выйти из этого тяжелого состояния, от нас требуется решительный шаг: необходимо сменить реактивный подход к жизни — жизнь по накатанной — на проактивный.

Проактивный подход — это когда мы сами стараемся нащупать под ногами твердую почву, найти свое место и делать шаги в направлении, которое интересно нам самим, а не задано нам кем-то извне.

Проактивный подход запускает в действие весь ресурс человека, все его потенции, которые делают его жизнь наполненной и увлекательной.

Но чтобы совершить этот шаг, необходимо перестать искать оправдания и взять на себя всю ответственность за течение жизни. А именно это многих пугает.

Если мы сами не будем ставить перед собой определенных, значимых для нас целей, то другие люди, которые настроены проактивно и оптимистично, не спрашивая нашего согласия, интегрируют нас в свои жизненные схемы. Потом мы можем злиться или завидовать, но эти стратегии неконструктивны. Более того, с течением времени они могут превратить нас в токсичных людей, эмоциональных вампиров, вечно запускающих у окружающих эмоциональные переживания, которые снижают настроение и лишают активности.

Чаще всего начать что-то новое, поставить цель и идти к ней нам мешает внутренняя критичность. То есть та наша часть, которая суровым, требовательным, взрослым внутренним голосом директивно выражает свое неверие в наши силы, наши способности. Этот голос великолепно владеет так называемым избирательным вниманием: всё, что получается хорошо, он игнорирует, а вот за малейшие огрехи начинает сильно ругать. При этом небольшие достижения и шаги к цели в расчет не принимаются. Это приводит к тому, что нашей доминирующей стратегией поведения становится стремление избежать ситуации, в которой решение придется принимать нам самим.

Что делать? Существует два варианта взаимодействия с этим голосом: либо слепо следовать его требованиям, либо набраться решимости и вступить с ним в спор и борьбу. Как только он начинает вас ругать или пугать, выпишите все критические фразы и сожгите бумагу. Теперь вместо негативных мыслей, которые вы удалили, необходимо создать позитивные. Это как обновление у компьютера. Вместо привычных обесценивающих схем создаем поддерживающие и вдохновляющие.

Вот приблизительный список демотиваторов, которые отнимают ресурс у человека и не дают ему развиваться: «Ну вот, опять во всё это впрягаться, а сил нет», «Мне просто не везет», «Какой смысл в том, чем я занимаюсь. Всё это ерунда, всё это бесполезно», «Вот еще один год прошел, так и вся жизнь пройдет, а я как белка в колесе…» и т.д.

Фразы такого рода обладают магической силой внушения. Повторяя их про себя, мы впадаем в тот самый негативный транс, который будет приводить к снижению умственной деятельности, физической слабости и хроническому недосыпанию.

Смело выписывайте подобные установки на бумагу и, пока она горит, представляйте, как все эти мысли исчезают, стираются.

Теперь необходимо себя мотивировать. Мотив — это невероятная внутренняя движущая сила, побудительный импульс, который заставляет нас совершать те или иные действия. Чем выше у человека внутренняя потребность в достижении той или иной цели, тем сильнее его мотивация. Именно тогда, когда мы чувствуем настоящую потребность, у нас появляется возможность понять свои способности.

Чтобы правильно определить мотив, задайте себе простые и ясные вопросы: «Какие цели я ставлю перед собой на ближайший период?», «Какие мои способности будут проявляться на пути к этим целям?», «Как я вырасту на этом пути?», «Что для меня настолько важно?», «От чего я готов ради этого отказаться?». Как только мы находим позитивные ответы на эти вопросы, наш мозг начинает выбрасывать гормоны, отвечающие за активность и вдохновение. Именно осмысленность, согласование внутренних целей и позволяет человеку быть деятельным.

Но иногда бывает и так, что мы вроде бы ставим задачи, включаемся в процесс, а достичь желаемого не получается. Когда же начинаем проверять цели, оказывается, что они противоречат одна другой. При ошибках на этом первичном этапе все последующие победы могут оказаться ложными, они не дадут ни чувства удовлетворенности, ни счастья, а наоборот — только уведут нас дальше от истинных желаний.

Настроить себя на проактивный подход к жизни непросто. Это искусство маленьких шагов, это такой же аккуратный и кропотливый процесс, как создание мозаики. Необходимо воссоздавать свои утраченные позитивные мыслительные схемы, изменять свое психологическое пространство, и только после этого произойдут глобальные изменения. Если рассчитывать, что всё переменится на 180 градусов в один момент, то не стоит и начинать.

Главное, всегда помнить, что жизнь — это процесс, невероятный и очень динамичный. В нем изменения происходят постоянно и от нас не зависят. А вот прогресс приходит вместе с усилиями. Чем активнее мы, чем оптимистичнее, чем менее критичны по отношению к себе и другим, тем выше качество нашей жизни.

Автор — кандидат социологических наук, психолог

Читайте также:

Анетта Орлова — о том, как переводить конфликты в конструктивное русло

Анетта Орлова — о том, как социальные сети могут деформировать личность​​​​​​​

Проактивность в стратегиях бизнеса и государства в контексте задач модернизации экономики территорий

Введение

Глобальная конкуренция формирует потребности в  поиске инструментов сохранения потенциала развития и позиций на рынках для компаний и национальных экономик. Экономическая модернизация остается подходом, в максимальной степени отвечающим таким целям. Ключевым субъектом модернизации выступает рыночный (предпринимательский) сектор в силу присущего ему качества проактивности. Как отмечает в этой связи S. A. Zahra [26], предпринимательство – существенный фактор социально-экономического роста и развития, поскольку обеспечивает миллионы рабочих мест, предлагает разнообразие товаров и услуг, повышает национальное благосостояние и конкурентоспособность.

Проактивные стратегии обеспечивают максимально эффективную реакцию на такие конкурентные вызовы, как: интенсификация конкуренции, фрагментация рынков, технологические изменения, повышение требований к качеству продукции, требования социальной ответственности. Компаниям приходится действовать в ситуации неопределенности, основными источниками которой являются потребители, конкуренты, технологии и ресурсы [23].

Проактивность как основа конкурентных стратегий означает ориентацию на результат, инициативную идентификацию и использование возможностей, превентивное действие против потенциальных угроз, в противоположность реактивному поведению, которое связано с решением уже возникших проблем [14]. По мнению S. K. Parker [19], быть проактивным означает — инициативно действовать, предсказывать и предотвращать проблемы, расширять возможности посредством самостоятельных усилий.

Возникновение представлений о проактивности связано с работами В. Франкла [8], а также С. Кови [4]; последний связывал с проактивностью успех человека. Анализ дихотомии проактивности-реактивности представлен Г. Оллпортом [6].

Проактивность как личностное качество влияет на траектории развития бизнеса: личностные качества предопределяют потенциал компаний [12]. Также понятие проактивности находит применение при анализе инновационных процессов в развитии бизнеса [16], управлении рисками, анализе предпринимательской ориентации бизнеса.

Ряд авторов анализируют проактивность как инструмент не только развития [9], но и достижения организационной гибкости [23] и конкурентоспособности [13,24]. На макроуровне проактивность приписывается экономической и внешнеполитической стратегии государств [18].

Вместе с тем, в литературе, посвященной проактивности, не уделено достаточно внимания проактивности как ресурсу и механизму экономической модернизации. Исследование данного аспекта явилось ключевой целью статьи. При анализе особое место, с учетом значимости регулятивной функции государства [7]), уделено балансу проактивности и реактивности государства, воздействию последнего на сектор предпринимательства, мерам по активизации проактивности в системе регулирования в интересах модернизации экономики.

 

Методы исследования

Работа построена как вертикально ориентированный анализ, в ходе которого проактивность анализируется на различных уровнях предпринимательской (рыночной) активности как инвариантное, охватывающее эти уровни, качество (индивидуальный уровень, уровень компаний, а также — сложных территориальных систем и экономик в целом). Учет среды (контекста) при этом охватывает условия предпринимательства (семья, система поддержки бизнеса, финансовые ресурсы, местное сообщество, правительственные ведомства), которые помогают или препятствуют предпринимательству [11]. Проактивность компаний как отражение личности владельца и представлений топ-менеджмента рассматривается как фактор поведения компаний при управлении риском, поиске ресурсов роста и возможностей на рынке, с учетом того, что индивидуальные черты предпринимателей, поведение фирм, политико-правовая система, экономические условия, общественное устройство глубоко связаны с национальной культурой. На «верхнем» уровне проактивность рассматривается как стратегия управления территориями и экономиками. Баланс проактивности и реактивности проанализирован также применительно к деятельности государственного аппарата, что позволило сформулировать векторы трансформации административного регулирования с учетом модернизационных приоритетов.

 

Проактивность как многоуровневый феномен

Проактивность как свойство предпринимательства идентифицируется, прежде всего, на уровне личностных установок, которые продуцируют систему представлений и действий в рамках дихотомии проактивных-реактивных стратегий. Отличительные проявления проактивной личности — самоопределение в виде независимого построения системы целей и способов их достижения. Такое целеполагание опирается на внутренний локус контроля, личные приоритеты и установки, и в целом не зависит от окружения. Проактивная личность склонна принимать ответственность, прогнозировать и планировать деятельность во внешней среде.

Согласно J. Bonnet [12], психологические черты предпринимателя (склонность к принятию риска, стремление быть лидером инноваций, обеспечивая прорывы в экономическом росте и развитии) выступают, в свою очередь, фактором проактивности компаний, предполагая отсутствие ожидания благоприятной ситуации, планомерную деятельность по достижению поставленных целей, принятие рисков и неопределенности среды. При развертывании вовне проактивная деятельность имеет своим результатом активное управление внешней средой и её преобразование, расширение областей контроля и участия. Напротив, реактивные стратегии формируются в зависимости от среды, отличаются отсутствием инициативы, использованием шаблонов деятельности. Свойства личностной ориентации формируют значимо отличающиеся мотивы основания бизнеса — «выталкивание» (push) или «притяжение» (pull). Если в первом случае речь идет скорее о реактивных мотивах (неудовлетворенность уровнем дохода и положением), то во втором – о проактивных (желание реализовать бизнес-идею или проект вне сферы наемного труда). Мотивы создания компаний влияют на их последующую «выживаемость» на рынке, а также на траекторию развития.

Проактивность является распространенной, хотя не доминирующей стратегией в бизнесе: лишь ок. 1/3 компаний проактивны. Однако такая стратегия становится жизненно важной в условиях трансформации современной конкурентной среды, становления таких векторов конкуренции как время обслуживания, кастомизация, цифровизация, глобализация.

Как следствие своей эффективности, проактивный подход применяется в системе маркетинга компаний, однако также внедряются: проактивное управление производством, что предполагает постоянное опережающее совершенствование (в производстве, дизайне, качестве сборки, оказании услуг), проактивность в управлении расходами (достижение эффективности по затратам), проактивное взаимодействии с внешней средой (мониторинг, предсказание тенденций, сценирование). Применяется также управление рисками посредством проактивного мониторинга (proactive monitoring) для поиска закономерностей и связей событий, предсказания рисков [2].

Выделяются три сферы, где проактивный анализ может обеспечить прогресс: время производства, дизайн, сокращение себестоимости [20].

По сути, методом проактивности можно назвать инновации и взаимодействие с инновационной инфраструктурой, поскольку ключевое преимущество проактивных компаний — поиск возможностей и новых путей создания стоимости на рынке. Инструментами этого могут выступать в том числе выявление скрытых потребностей клиентов, степени их удовлетворенности продуктами компании, обучение клиентов, их привлечение к проектированию и созданию товаров. Высоко оценивается [16] роль вовлеченности потребителей в процесс развития и поиск инноваций.

Проактивность связана с агрессивностью в отношении конкурентов, и в этом качестве она выступает одним из индикаторов измерения предпринимательства (наряду с такими индикаторами как создание новых бизнесов, инновативность и самообновление [13]).

Свойство построения самостоятельных (детерминированных видением и целями самой компании) стратегий проявляется в характерном проактивном поведении в период кризиса. Типичной реакцией рынка в кризис является сокращение маркетинговых бюджетов, инвестиций (в том числе в НИОКР), персонала, линейки продукции. Напротив, в случае проактивного поведения ключевой реакцией на кризис является: переосмысление маркетинговой стратегии, агрессивный рекрутинг персонала, развитие СRM, обмен маркетинговыми ресурсами внутри компании, интеграция продаж и маркетинговых функций, повышение эффективности и поиск новых знаний и опыта, укрепление команды и применение новых маркетинговых техник, таких как краудсорсинг [24].

На уровне экономики территорий в целом предпринимательство детерминировано национальной культурой, и, опосредовано, — условиями предпринимательства, которые формируют предпринимательскую ориентацию компаний, где проактивность является одним из элементов (наряду с автономностью, инновативностью, принятием риска, конкурентной агрессивностью) [22].

Общества имеют разный потенциал развития предпринимательства в силу разного отношения к классовой структуре, иерархии, защите рабочих мест, консенсусу при принятии решений, расслоению, принятию неопределенности, к коллективизму и партикуляризму.

На уровне пространственных социально-экономических систем проактивность исследуется применительно к городам, регионам и государствам. Пример проактивности здесь — политика Китая по развитию внутренних территорий, которая содержала как неудачные (стратегия привлечения иностранных инвестиций в эти районы), так и удачные (развитие внутреннего приграничья за счет создания транспортной инфраструктуры, взаимной торговли приграничных регионов и развитие региональных межгосударственных сообществ) примеры.

В целом для государственного управления характерно сочетание проактивной и реактивной стратегий. Пример «реактивности» – выделение в США в ответ на финансовый кризис 2009 г. 787 млрд. долл. для создания и сохранения рабочих мест, роста экономической активности и инвестиций, увеличения госрасходов и строительства инфраструктуры; в то же время скорее проактивным можно назвать «Акт об энергетической независимости и безопасности» от 2007 г.  [21].

Пример проактивности на межгосударственном уровне — развитие Канадой торговли и отношений с Индией, которая должна стать третьей экономикой мира к 2050 году, где отмечается рост среднего класса, душевого производства, населения и инфраструктуры. Также Индия должна стать региональным производственным хабом, вторым в мире производителем после Китая и ключевым элементом формирования цепочек добавленной стоимости. Преимущества страны также – развитие ИКТ и партнерство в сфере науки и технологий [18].

В случае Китая о проактивности можно говорить также применительно к его политике добрососедства и поддержки на азиатском субконтиненте в контексте возможного осложнения ситуации вокруг Тайваня, что потребует поддержки Китая странами региона в возможном конфликте с США [17].

Таким образом, проактивность инвариантна на различных уровнях, формирует недетерминированные окружением цели и стратегии, видение потребностей рынков (потребителей), экспансию, расширение зон и сфер контроля, прогнозирование и предотвращение рисков, что, в свою очередь, служит предпосылкой и фактором модернизации в целях повышения конкурентоспособности территорий.

 

Баланс проактивности и реактивности в структуре деятельности государственно-бюрократического аппарата

Государственное регулирование занимает особое место в структуре факторов предпринимательства территорий. При этом государственный аппарат и административное регулирование формируют поле инвариантного, однако, — в целом реактивного подхода к деятельности (независимо от уровня анализа — от личностных свойств чиновников до приоритетов и имманентных государству форм организации внутренних процессов и взаимодействия с окружением). Так, характеризуя личностные свойства представителей государственно-бюрократических структур, Дж. Бьюкенен [3] отмечал в качестве мотивов деятельности госаппарата «политическую близорукость»: приоритетом деятельности служит попадание во властные структуры, что порождает доминирование краткосрочных стратегий, ориентированных на сроки представительства.

Согласно М. Ротбарду [7], государство формирует альтернативную производству возможность обогащения — посредством распределения бюджета, что создает так называемую погоню за рентой; доминирование соответствующих стратегий на национальном уровне получило название кланового ка­питализма [1].

На уровне ведомств и региональных систем управления реактивность бюрократического аппарата детерминирована некомпетентностью, в силу чего меры экономической политики долж­ны разрабатываться с учетом низкого уровня компетентно­сти многих правительственных учреждений и министерств, высокого уровня коррупции и вероятности того, что группы с особыми интересами могут влиять на принятие мер регулирования в своих интересах [там же]. Примером отсутствия проактивного видения при регулировании экономики служит деятельность японского Министерства внешней торговли и промышленности во 2-й пол. XX в.: так, МВТП стремилось ликвиди­ровать как избыточные все автомобильные компании, кроме Той­ота и Ниссан; поддерживало разработку телевидения высокой четкости, которое оказалось устаревшим; вело провальные работы над созданием торговых судов с атомным двигателем [5].

Преобладание реактивности в механизме государства обусловлено имманентными ему чертами организации деятельности. Так, если проактивность бизнеса призвана опередить конкурентов, то государство не имеет конкурирующих юрисдикций в своих границах; оно также не может быть «вытеснено с рынка» государственных услуг. Являясь монополистом, государство может также ограничить конкуренцию в экономике, вводя таможенные барьеры, национализируя бизнес и создавая монополии. Иными словами, отсутствие конкурентных угроз государству и его возможности по ограничению обменов обуславливают принципиальное отсутствие потребности в проактивных стратегиях.

Формально государство, тем не менее, использует ряд механизмов, характеризуемых как проактивные (прогнозирование, стратегирование, сценирование), однако разработка таких инструментов часто имеет преимущественно декларативный характер. Наличие же депрессивных и отстающих в развитии территорий, которые становятся постфактум объектами мер реагирования [15], а также – отсутствие эффекта реализации теоретически проактивных проектов, таких как СЭЗ, свидетельствуют о реактивности деятельности бюрократии. тогда как успех проактивных инструментов политики (особых зон и проч.) формируется как следствие содействия проактивности бизнеса и создания условий реализации им соответствующих стратегий.

 

Влияние государственно-административного регулирования на потенциал реализации проактивных стратегий бизнеса

Административное регулирование экономики является дополнительным (помимо «государственного предпринимательства» и оказания государственных услуг) многоаспектным форматом деятельности государства, влияя на потенциал проактивных стратегий бизнеса посредством регулирования цен, объемов и параметров производства, налогообложения, таможенного регулирования, иных мер.

Меры регулирования в целом ограничивают и дезориентируют построение проактивных бизнес-стратегий. Так, регулирование цен не позволяет верно оценить потребительские предпочтения; искусственное стимулирование тех или иных отраслей экономики искажает структуру спроса на производственные ресурсы, а таможенные барьеры ограничивают предложение, сокращают возможности импорта передовых технологий и инноваций. Кроме того, регулирование сокращает ресурсы реализации проактивных стратегий компаний в силу налоговых изъятий, роста стоимости импортных компонентов, ограничений миграции и роста стоимости труда. Такое же воздействие оказывает исполнение избыточных требований по лицензированию и отчетности, формируя финансовые и временные издержки.

Предоставляемые государственным аппаратом возможности соискания «административной ренты» дают возможность бизнесу вести внеэкономическую (посредством вовлечения бюрократии) конкуренцию, что лишает преимуществ проактивные компании, дестимулируя их в выработке и реализации передовых практик, сокращает потенциал инноваций, производительность и конкурентоспособность экономики в целом.

Таким образом, государственное регулирование не только форматирует деятельность рыночного сектора территорий, но и влияет на формирование стимулов и ресурсов реализации проактивных стратегий, и, соответственно, –модернизационные векторы развития и статус экономик территорий.

Выводы

Проактивные стратегии бизнеса являются непосредственным механизмом экономической модернизации. Вместе с тем, такие стратегии реализуются в контексте национальной культуры и среды предпринимательства, ключевым элементом которой выступает государственное управление. Как следствие, согласно [22], условия в экономике, обеспечивающие поощрение риска и инновационных R&D, поддержку бизнес-инкубаторов, облегчение правил торговли, строгую налоговую политику, повышение доступности и производительности труда, дерегулирование промышленности и приватизацию государственных предприятий, детерминированы государством и служат условиями развития бизнеса и его проактивности.

Согласно R. Willis [25], предпринимательство обеспечивается защитой контрактов и прав интеллектуальной собственности, поощрением конкуренции и ограничением монополизма. Напротив, отрицательное влияние оказывают обилие норм и правил, затраты времени и денег на выполнение процедур.

Государство, однако, должно не только ограничивать свою деятельность в ряде сфер, но и наращивать её в ряде иных сфер, без чего даже проактивные институты (например, СЭЗ) будут бесполезны; пример такого рода — неудачи Бангладеш в развитии особых экономических зон и привлечении в них инвестиций, которые объясняются [10] отсутствием, в числе прочего, безопасности, нестабильностью, однако более всего – отсутствием политической воли и коррупцией.

В этой связи должным форматом политики в интересах расширения проактивности бизнеса как непосредственно реализующего модернизационные стратегии, является формирование проактивного вектора деятельности государства, то есть его упреждающей деятельности по отношению к потребностям инновационного роста и повышения глобальной конкурентоспособности. Соответствующая система мер должна включать: участие представителей бизнеса в выработке стратегий развития; прогностический проактивный характер законодательной деятельности в целях создания системы разграничения и защиты прав собственности в перспективных сферах экономики; ограничение налоговых, тарифных и иных изъятий ресурсов у компаний, ориентированных на инноватику и продвижение на внешних рынках; снятие торговых ограничений, лишающих бизнес ресурсов развития и доступа к передовым технологиям, радикальное сокращение отчетно-надзорной нагрузки на экономику.

Таким образом, основным вектором трансформации политики регулирования в контексте задач модернизации должно стать формирование проактивного государства, его содействие повышению проактивности бизнеса, что обеспечит решение модернизационных задач, повышение инновационного статуса и конкурентоспособности компаний и экономики в целом.

 

Список литературы

  1. Андерсон Р. Просто не стой на пути. Как государство может помочь бизнесу в бедных странах. — М.: ИРИСЭН. 2016. 379 с.
  2. Безденежных В.М. Родионов А.С. Проактивный риск-ориентированный подход в сценарном планировании деятельности хозяйствующих субъектов // Экономика. Налоги. Право. 2017. Т. 10. № 6. С. 76-83.
  3. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики/Избранные труды. Серия «Нобелевские лауреаты по экономике». — М.: Таурус Альфа, 1997. С. 15-30.
  4. Кови С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности. — М.: Альпина Паблишерз, 2011. 263 с.
  5. Маэстро бума. Уроки Японии. Сб. статей. Челябинск: Социум. – 2003. — 273 с.
  6. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды.  Пер. с англ. — М.: Смысл, 2002. 196 с.
  7. Ротбард М. Власть и рынок. —  Челябинск: Социум, 2010. — 418 с.
  8. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. — М.: Прогресс. 1990. 369 с.
  9. Accelerating organizations anticipate: proactive vs. reactive organizations/ URL: https://www.heidrick.com/Knowledge-Center/Article/Anticipate-Proactive-vs-reactive-organizations (дата обращения: 10.07.2019)
  10. Alam, M.M. Molla R.I., Murad M.W. 2014. Malaysia’s Proactive Economic Zone Regime as a Model to Emulate for Success of Bangladesh Economic Zone Scheme //Journal of Developing Areas. Vol. 48(2). pp. 399-407.
  11. Bloodgood, H. M. Sapienza H. J., Carsrud A. L.   1999. The dynamics of new business Start-ups: Person, context, and process//J. A. Katz, & R. H. Brockhaus (Eds.), Advances in entrepreneurship, firm emergence, and growth. Stannford, CT: JAI Press. Vol. 2. pp. 123-144.
  12. Bonnet J. Pape N. Le. 2008. «Successful proactive market orientation of new entrepreneurs: what kind of human capital matters?». Doctoral Track and Conference. Entrepreneurship, Culture, Finance and Economic Development. University of Caen, 19-20th of June 2008.
  13. Bostjan A. 2001. Intrapreneurship: construct refinement and cross-cultural validation // Journal of Business Venturing — № 16. pp. 495-527
  14. Business Dictionary/ URL: http://www.businessdictionary.com/definition/proactive.html  (дата обращения: 10.07.2019)
  15. Gontar, N.V. 2016. Territorial policy: The structure and peculiarities of influence on spatial organization of society and economy //Izvestiya Rossiiskaya Akademii Nauk, Seriya Geograficheskaya. Issue № 2.- рр. 18-26
  16. Matthing, J. Sanan B., Edvardsson  B. 2004. New service development: Learning from and with customers//International Journal of Service Industry Management. 2004. Vol. 15. Issue 5,  pp. 479-498
  17. Mingjiang L. 2007. China proactive Engagement in Asia: Economics, Politics and Interactions. Singapore: S. Rajaratnam School of International  Studies. p. 15
  18. Nanavati А. Ahmed S. India-Canada Trade and FDI Bilateral Flows: Performance, Prospects and Proactive Strategies. Delhi : Allied Publishers, 2013. P. 236
  19. Parker, S.K. 2010. Making things happen: A model of proactive motivation //Journal of Management. 2010. Vol. 36. Issue 4. pp. 827-856
  20. Proactive Part Analysis and the Economics of Prevention Randy Myers on July 9, 2014/ URL: http://www.hynesindustries.com/blog/proactive-part-analysis-and-the-economics-of-prevention (дата обращения: 10.07.2019)
  21. Reactive and Proactive Policy/ URL: https://www.e-education.psu.edu/geog432/node/128 (дата обращения: 10.07.2019)
  22. Sang M. L. Peterson S. J. Culture, Entrepreneurial orientation, and Global Competitiveness// Journal of World Business. 2000. № 35(4). pp. 401-416
  23. Sharifi, H.
      1999. Methodology for achieving agility in manufacturing organisations: an introduction// International Journal of Production Economics. Vol. 62. Issue 1. pp. 7-22
  24. Tamas C. Issues K. 2015. The Impact of Proactive Strategies on Market Performance in Economic Downturn: the Case of Hungary//“Convergence and Divergence in the New Europe: Marketing Challenges and Issues”: Proceedings Of The 6th Emac Regional Conference. — Vienna: Vienna University of Economics and Business. pp. 36-39
  25. Willis, R. 1985. What should be the federal role in startups?// Management Review. November. рр. 11-13.
  26. Zahra, S. A. 1999. The changing rules of global competitiveness in the 21st century //Academy of Management Executive. pp. 36-42.

 

References

  1. Anderson R. Just stay out of the way. How government can help business in poor countries [Prosto ne stoy na puti. Kak gosudarstvo mozhet pomoch’ biznesu v bednykh stranakh]. — M.: IRISEN. 2016. 379 p
  2. Bezdenezhnykh V. M. Rodionov A.S.Proactive risk-based approach in the scenario planning activities of economic entities [Proaktivnyy risk-oriyentirovannyy podkhod v stsenarnom planirovanii deyatel’nosti khozyaystvuyushchikh sub»yektov]// Economics. Taxes. Right. 2017. 10. No. 6. S. 76-83.
  3. B’yukenen Dzh. The Constitution of economic policy/Selected works [Konstitutsiya ekonomicheskoy politiki/Izbrannyye trudy]. The series «Nobel prize winners in Economics». — Moscow: Taurus Al’fa, 1997. P. 15-30.
  4. Covey S. R. The Seven habits of highly effective people: powerful tools of personality development [Sem’ navykov vysokoeffektivnykh lyudey: moshchnyye instrumenty razvitiya lichnosti]. — M.: Al’pina Pablisherz, 2011. 263 p.
  5. Maestro boom. The Lessons Of Japan. SB. Articles [Maestro buma. Uroki Yaponii]. Chelyabinsk: Socium. – 2003. — 273 p.
  6. Allport G. the Formation of personality: Selected papers [Olport G. Stanovleniye lichnosti]. Per. from English. — M: Meaning, 2002. 196 C.
  7. Rotbard M. Power and market [Vlast’ i rynok]. — Chelyabinsk: Social Life, 2010. — 418 p
  8. Frankl V. Man’s search for meaning: Collection [Chelovek v poiskakh smysla]. — M.: Progress. 1990. 369 p
  9. Accelerating organizations anticipate: proactive vs. reactive organizations/ URL: https://www.heidrick.com/Knowledge-Center/Article/Anticipate-Proactive-vs-reactive-organizations (дата обращения: 10.07.2019)
  10. Alam, M.M. Molla R.I., Murad M.W. 2014. Malaysia’s Proactive Economic Zone Regime as a Model to Emulate for Success of Bangladesh Economic Zone Scheme //Journal of Developing Areas. Vol. 48(2). pp. 399-407.
  11. Bloodgood, H. M. Sapienza H. J., Carsrud A. L. The dynamics of new business Start-ups: Person, context, and process//J. A. Katz, & R. H. Brockhaus (Eds.), Advances in entrepreneurship, firm emergence, and growth. Stannford, CT: JAI Press. Vol. 2. pp. 123-144.
  12. Bonnet J. Pape N. Le. 2008. «Successful proactive market orientation of new entrepreneurs: what kind of human capital matters?». Doctoral Track and Conference. Entrepreneurship, Culture, Finance and Economic Development. University of Caen, 19-20th of June 2008.
  13. Bostjan A. 2001. Intrapreneurship: construct refinement and cross-cultural validation // Journal of Business Venturing — № 16. pp. 495-527
  14. Business Dictionary/ URL: http://www.businessdictionary.com/definition/proactive.html (дата обращения: 10.07.2019)
  15. Gontar, N.V. 2016. Territorial policy: The structure and peculiarities of influence on spatial organization of society and economy //Izvestiya Rossiiskaya Akademii Nauk, Seriya Geograficheskaya. Issue № 2.- рр. 18-26
  16. Matthing, J. Sanan B., Edvardsson 2004. New service development: Learning from and with customers//International Journal of Service Industry Management. 2004. Vol. 15. Issue 5,  pp. 479-498
  17. Mingjiang L. 2007. China proactive Engagement in Asia: Economics, Politics and Interactions. Singapore: S. Rajaratnam School of International p. 15
  18. Nanavati А. Ahmed S. India-Canada Trade and FDI Bilateral Flows: Performance, Prospects and Proactive Strategies. Delhi : Allied Publishers, 2013. P. 236
  19. Parker, S.K. 2010. Making things happen: A model of proactive motivation //Journal of Management. 2010. Vol. 36. Issue 4. pp. 827-856
  20. Proactive Part Analysis and the Economics of Prevention Randy Myers on July 9, 2014/ URL: http://www.hynesindustries.com/blog/proactive-part-analysis-and-the-economics-of-prevention (дата обращения: 10.07.2019)
  21. Reactive and Proactive Policy/ URL: https://www.e-education.psu.edu/geog432/node/128 (дата обращения: 10.07.2019)
  22. Sang M. L. Peterson S. J. Culture, Entrepreneurial orientation, and Global Competitiveness// Journal of World Business. 2000. № 35(4). pp. 401-416
  23. Sharifi, H. Methodology for achieving agility in manufacturing organisations: an introduction// International Journal of Production Economics. Vol. 62. Issue 1. pp. 7-22
  24. Tamas C. Issues K. 2015. The Impact of Proactive Strategies on Market Performance in Economic Downturn: the Case of Hungary//“Convergence and Divergence in the New Europe: Marketing Challenges and Issues”: Proceedings Of The 6th Emac Regional Conference. — Vienna: Vienna University of Economics and Business. pp. 36-39
  25. Willis, R. 1985. What should be the federal role in startups?// Management Review. November. рр. 11-13.
  26. Zahra, S. A. 1999. The changing rules of global competitiveness in the 21st century //Academy of Management Executive. pp. 36-42.
Еще в рубриках
Государственное и муниципальное управление

Необходимость проактивных и реактивных подходов к кибербезопасности | ManageEngine Expert Talks

Всегда лучше быть активным, чем реактивным в любой сфере жизни. Проактивный подход предполагает планирование на будущее и учет проблем, которые могут возникнуть на пути. Проявляя инициативу, вы предвидите потенциальные проблемы и думаете о решениях, которые предотвратят эти проблемы. Вы также готовите решения, которые уменьшат ущерб, если проблема все еще возникнет.

Всегда лучше быть активным. Но это не значит, что вам не нужен реактивный подход. Что делать, если проблема все еще возникает, несмотря на все меры безопасности, которые у вас есть? Вы должны эффективно реагировать, чтобы уменьшить масштабы ущерба, вызванного проблемой, и вы могли быстро предотвратить ее.

Упреждающие подходы к кибербезопасности

При построении киберзащиты вашей организации важно иметь как упреждающие, так и реактивные тактики для борьбы с угрозами. Вы должны планировать все виды инцидентов еще до того, как они произойдут:

  1. Выполнение всестороннего анализа рисков : Анализ рисков позволит вам определить степень риска, которому подвергается каждый актив критических данных. В зависимости от уровня риска вы можете расставить приоритеты для своих активов и различных защитных механизмов.

  2. Проведение тестирования на проникновение : Всегда лучше взломать себя, пока кто-то не сделал это за вас! Тестирование на проникновение помогает найти уязвимости, которые ищут злоумышленники, и заблаговременно устранить их. Всегда хорошо, когда твоя красная команда занята.

  3. Разработка сценариев использования на основе популярных тактик злоумышленников : Аналитические фирмы, такие как Gartner и Forrester, подчеркнули важность подхода к киберзащите, основанного на сценариях использования. Вы должны определить основные атаки, жертвой которых может стать ваша организация, и внедрить правильные методы защиты для этих случаев использования. Вы должны разработать как основные, так и сложные варианты использования. Вы можете создавать более эффективные варианты использования, используя такие фреймворки, как MITRE ATT&CK.

  4. Использование аналитики угроз: Каналы аналитики угроз помогут вам следить за вредоносными URL-адресами, доменами и IP-адресами, которые пытаются проникнуть в вашу сеть. Они могут быть заблокированы, как только они будут идентифицированы. Убедитесь, что вы подписаны как минимум на три разных канала информации об угрозах, поскольку то, что дает один канал, не будет доступно в другом канале.

  5. Использование алгоритмов машинного обучения для обнаружения аномалий : Вы можете использовать обнаружение аномалий для обнаружения аномальных действий, выполняемых пользователями и на узлах в сети. На основании отклонения аномалии от нормы объекту будет присвоена оценка риска. Если оценка риска превышает определенный порог, вы знаете, что вам нужно принять меры.

  6. Обучение пользователей : Пользователи являются самым слабым звеном, и безопасность вашей сети зависит от самого слабого звена. Кибербезопасность должна стать культурой вашей организации. Обучение по вопросам кибербезопасности должно проводиться для каждого сотрудника не реже одного раза в шесть месяцев.

Реактивные подходы

Выше мы обсудили некоторые проактивные подходы к кибербезопасности. В случае, если атака все еще происходит, следующие реактивные подходы могут помочь смягчить ущерб.

  1. Настройка предупреждений и расширенных правил корреляции событий : Предупреждения и правила корреляции помогают распознавать угрозы по мере их возникновения в сети. Вам нужно написать правила, которые ищут вредоносные события. Как только что-то вредоносное обнаружено, вам нужно сразу же узнать об этом с помощью SMS или оповещения по электронной почте.

  2. Автоматизация реагирования на инциденты с помощью рабочих процессов : Если атака действительно имеет место, вы не хотите ждать, пока вы получите уведомление по электронной почте или SMS, чтобы принять меры. В идеале вы хотите, чтобы ваше решение для аналитики безопасности выполняло некоторые ответные действия автоматически. Для этого вам необходимо настроить рабочие процессы, которые могут выполнять такие действия, как отключение пользователя, отключение сервера или выполнение сценария для изменения политик брандмауэра.

  3. Выполнение криминалистического анализа для определения основной причины: Вам нужна возможность вернуться в прошлое и выяснить, почему именно произошла атака. Был ли вовлечен какой-либо пользователь, и если да, то кто это был? Какие процессы запускались и откуда? В какое время совершались злонамеренные действия? Вам необходимо провести тщательное расследование, чтобы найти ответы на эти насущные вопросы.

  4. Разработка политик для информирования затронутых сторон и других заинтересованных сторон : Вам нужны политики и процедуры для информирования людей о происшествии. Некоторые правила соответствия фактически предписывают это.

  5. Извлеките уроки из опыта, чтобы это не повторилось : Ни одна организация не хочет, чтобы атака произошла в ее сети. Если это произойдет один раз, организация должна узнать об этом и принять меры, чтобы это не повторилось.

И проактивный, и реактивный подходы являются неотъемлемой частью многоуровневой стратегии киберзащиты. Убедитесь, что оба этих подхода интегрированы в вашу киберзащиту, чтобы обеспечить комплексную и эффективную кибербезопасность в вашей организации.

Упреждающая или реактивная стратегия: что лучше для вашего бизнеса

Давайте сначала разберемся,   что такое упреждающее и реактивное управление стратегией. Когда менеджер команды реагирует на возникающие проблемы и проблемы, это реактивное управление. Упреждающее управление решает проблемы, предвидя их, чтобы вы и ваша команда были готовы к их устранению.

 Для стабильного и процветающего бизнеса, свободного от хаоса, вы должны использовать эффективные проактивные и реактивные стратегии.

Эффективное стратегическое планирование Источник: Linkedin

Давайте теперь разберемся, что такое реактивная бизнес-стратегия и почему она противоположна проактивной и менее убедительной. В чем принципиальная разница между проактивностью и реактивностью? Какие преимущества вы можете получить, применяя эти стратегии в своем бизнесе? Эффективность стратегии будет зависеть от того, какую систему вы применяете и как вы используете ее в своих интересах.

Реактивная стратегия: Усилие по тревоге

Вот краткое определение реактивного подхода. Реактивные бизнес-стратегии реагируют на непредсказуемые изменения или события без дополнительных усилий и реализуют стратегические планы для долгосрочного устойчивого развития вашего бизнеса. Реактивный подход заключается в контроле кризисов или проблем с помощью существующих политик.

Реактивная стратегия полезна, но не должна быть преобладающей для компании. Бизнес ставит под угрозу свое будущее и рост, чтобы обеспечить контроль над текущим положением вещей, выбирая реактивную стратегию, и становится очень уязвимым и восприимчивым в долгосрочной перспективе. Внешние факторы, такие как конкуренция, правительство, глобальный кризис и т. д., определяют эффективность компании.

Реактивная бизнес-стратегия обеспечивает то же положение вещей и ход работы до возникновения проблемы. Требуются решительные действия, такие как сокращение рабочей нагрузки, закрытие некоторых направлений деятельности, перенаправление затрат с одних статей на другие, а также поиск кредитов и внешнего финансирования. Определенные красные флажки в системе указывают на необходимость уже разработать и применить реактивную стратегию.

Красные флажки для запуска реактивной стратегии

Следующие ситуации являются индикаторами, которые подскажут вам принять реактивную стратегию:

1. Непредвиденные события  – такие инциденты, как поломка оборудования, несчастные случаи, стихийные бедствия и т. д., которые никто не контролирует, влияют на вашу бизнес-среду. И события глобального характера, такие как пандемии, мировые экономические кризисы и подобные события, которые влияют на ваш бизнес.

2. Рыночные сдвиги  – Когда рынок становится нестабильным, это влияет на компанию, и вам необходимо принять реактивную стратегию, которая решает эту проблему. Это может предотвратить существенные потери.

3. Краткосрочный рост  – Реактивная бизнес-стратегия работает лучше, когда компания обеспечивает быстрый рост бизнеса через короткие промежутки времени.

Набор для реактивной стратегии

Определите проблемы, с которыми вы столкнетесь при планировании практической реактивной стратегии. Наиболее типичными запросами, направленными на изучение внутренней ситуации, могут быть:

  1. Отследить факторы, которые привели к ситуации
  2. Выявить проблемы, которые повлияли на ситуацию
  3. Выясните, кто несет ответственность
  4. Распределите ресурсы, такие как материальные, технические и людские, которые вам потребуются для устранения проблемы
  5. Время, которое потребуется

Если вы сможете идентифицировать вышеуказанные проблемы, вы можете приступить к их решению. Теперь вы можете разработать карту, используя специализированное программное обеспечение, даже программное обеспечение с открытым исходным кодом. Этот подход поможет вам соединить точки, организовав идеи, данные и связи между различными точками. Получение четкого представления о вашем будущем бизнесе и убедительной стратегии имеет решающее значение.

Жизнеспособные реактивные стратегии 

Существует три важных типа реактивных стратегий. Реактивные стратегии направлены на решение типичных проблем и тенденций, с которыми может столкнуться бизнес:

1. Экстренная стратегия предназначена для быстрого реагирования на немедленный и неожиданный кризис и гарантирует, что компания выдержит кризис. Экстренные меры мгновенно решают возникшие проблемы и помогают до тех пор, пока кризис не минует. Реактивная стратегия может устранить возможные ошибки НИОКР путем пересмотра применяемых технических решений и поддержки операционных процессов.

2. Стратегия проталкивания  часто бывает эффективной, поскольку она направлена ​​на прямое и активное взаимодействие с существующими компаниями, быстро применяется и вытесняет конкурентов с рынка. Достигается за счет демпинга – снижения цен целевой компании по сравнению с конкурентами, тем самым подталкивая конкурента к краю пропасти.

3. Стратегия вытягивания  имеет некоторые признаки проактивности и управляет изменяющимися потребностями и приоритетами. Эта стратегия связана с обширными исследованиями и направлена ​​на повышение качества продуктов или услуг.

Уловки и эффекты реактивной стратегии

Реактивная стратегия предлагает разумные решения для бизнеса в чрезвычайных ситуациях, но не может быть обычным бизнесом. Планирование каких-либо долгосрочных изменений в бизнес-среде невозможно, если в центре внимания находятся краткосрочные цели. Кроме того, необходимо исследовать рынки. В этой стратегии процесс принятия решений обычно раздроблен, а дух соперничества отсутствует. Когда целью компании является только выживание, получение конкурентных преимуществ становится трудным или почти невозможным. Существует более высокий риск неудачи, если компания находит решения только с использованием этой стратегии. Эти скрытые подвохи могут вызвать вялость в бизнесе. Хотя реактивная стратегия показала многообещающие результаты, которые вдохновили ваш бизнес, по-прежнему необходимо использовать более выгодные подходы.

Упреждающая стратегия

Упреждающая стратегия — это  механизмы контроля или предотвращения проблемного поведения, бездействия или чрезмерной активности  в бизнесе. Руководство предвидит вызовы и проблемы и помогает снизить вероятность их возникновения, используя упреждающие подходы.

Четкая упреждающая стратегия предсказывает значительные возможности и решения. Короче говоря, проактивная стратегия — это подход, который устраняет возможные проблемы в будущем, и вам нужно потратить разумное количество ресурсов.

Бизнес, ориентированный на проактивные стратегии, более практичен, чем бизнес, ориентированный на реактивные стратегии. Проактивные компании рассматривают перспективу своего бизнеса по отношению к рынку. Быть проактивной компанией означает, что вы ориентированы на рост. Тем не менее, вы можете применять реактивные стратегии в работе проактивных компаний. Все предприятия периодически сталкиваются с непредсказуемыми обстоятельствами, и даже реактивные компании могут иногда использовать упреждающие стратегии для роста. Активность всегда требует тщательной практики. Этот подход фокусируется на распознавании и быстром устранении проблем, которые могут возникнуть, замечает тенденции и следует политикам «лови волну». Проактивный подход использует видение и более взвешенные усилия; обеспечивает анализ и контроль качества.

 Примеры проактивных бизнес-стратегий

Есть хорошие примеры, на которые стоит обратить внимание, чтобы использовать правильную проактивную стратегию.

1. Работайте с одними и теми же товарами/услугами по разным каналам:  Продавать свои товары в Интернете легко, и вы можете объединить свои ресурсы и перейти к онлайн-продажам вместо того, чтобы инвестировать в дополнительные торговые площади.

2. Используйте одну и ту же инфраструктуру для разных продуктов:   Эта упреждающая бизнес-стратегия учитывает изменения на рынке. Вы можете использовать одну и ту же инфраструктуру для производства востребованной продукции и заняться производством другой продукции, не пользующейся спросом. Например, во время пандемии COVID производители парфюмерии понесли убытки, а те, кто сумел использовать свою инфраструктуру для производства дезинфицирующих средств, больше заработали в трудные времена. Здесь этот реактивный подход оказался упреждающим по своей природе.

3. Используйте одни и те же продукты для разных инфраструктур:  Иногда может возникнуть необходимость в увеличении объемов товаров или услуг. Но из-за ограничений существующей инфраструктуры проактивным компаниям, возможно, придется отказаться от предложения. Не отказывайтесь от бизнес-планов и целей. Привлеките внешних партнеров, которые могут предоставить оборудование, или вы можете использовать услуги компаний, которые прекратили свою деятельность.

Шесть основных пунктов для проактивного подхода

В проактивных подходах есть несколько взаимосвязанных этапов, и эти пункты определяют будущее бизнес-планирования:

1. Определите основные ценности бизнеса:  Создайте образ своего бизнеса, который, по вашему мнению, будет правильным решением, выгодным для сторон, с которыми вы имеете дело, и для вашей компании. Продукция, которую вам нравится производить, будет известна среди покупателей. Эти проекции основных ценностей обеспечивают свободу самовыражения в бизнесе и привлекают единомышленников среди сотрудников и потребителей. Возможные блоки автоматически превратятся в рост и расширение. Этими основными ценностями являются новаторство, гуманизм, сохранение окружающей среды и т. д., которые приведут вас к большим высотам.

2. Аналитика данных необходима:   Анализ данных учитывает потребности и приоритеты клиентов, основные кризисные области, информацию о претендентах, правилах, тенденциях развития и конверсиях. Тенденции и закономерности, которые вы узнаете с помощью анализа данных, помогут построить эффективную упреждающую стратегию.

3. Открытая коммуникация:  Эффективная открытая коммуникация внутри и за пределами компании необходима для роста активного бизнеса. Компания, которая ценит человеческие ресурсы, идет далеко. Инструменты, которые помогают вам оставаться на связи с вашими клиентами и сотрудниками, — это анкеты, электронные письма и учетные записи в социальных сетях. Это самый простой и быстрый способ открыто общаться, а взамен вы получаете ценную информацию.

4. Расширение рынка:  Подумайте, как вы можете адаптироваться к решению проблем с вашим опытом в рамках вашего бизнеса. Изучите новые и удаленные потребности ваших клиентов, и вы встретитесь с опытом, который вы уже приобрели, решая свои внутренние проблемы. От этого многое зависит, когда вы думаете об расширении рынка.

5. Картирование операции:  Необходимо создать карту со всеми подробностями бизнес-процессов в компании, как рабочих, так и исполнительных. Карты должны содержать блок-схемы, точные рабочие сегменты, зависимости и другие связанные сведения. Интеллект-карты снова помогут вам в этом. Эти диаграммы должны иметь все соответствующие элементы и иметь возможность просматривать и отображать все связи между ними. Эта карта может стимулировать мозговой штурм и рассматривать проблемы с разных точек зрения.

6. Решайте проблемы по мере их поступления: Будьте легко и быстро решайте новые проблемы. Решайте вопросы быстро и не теряйтесь во время непрерывных переговоров и дискуссий. Определите проблему и действия, которые необходимо предпринять для ее решения, что крайне важно при работе с конкретными проблемами клиентов.

Еще лайфхаки для успешной проактивной стратегии

Следующие лайфхаки, которыми нельзя пренебрегать при использовании проактивной стратегии:

1. Ставьте перед собой четкие цели:  Использование реалистичных индикаторов для постановки целей имеет решающее значение. Всегда лучше оценить предыдущие показатели и выбрать варианты, которые могут хорошо сочетаться с подходом, определяя основные тенденции, с которыми ваша компания хочет справиться.

2. Делайте акцент на обслуживании, а не на продукте:  Качество продукта имеет важное значение, а обслуживание клиентов важнее, чем сам продукт. Помните, хорошая поддержка клиентов принесет вам больше дивидендов, чем ваш бренд. Сервисно-ориентированный подход к решению проблемы клиента будет иметь большое значение.

3. Реорганизация внутренних процессов:  Стремление сделать внутренние процессы более практичными, например, избавиться от бумажной работы. Цифровизация может снизить вашу зависимость от конкретных процедур и рабочих процедур, а также помогает составлять планы с меньшими затратами. Используйте программное обеспечение для удаленной совместной работы и общения, цифровые экосистемы и технологии искусственного интеллекта для повышения производительности. Перестройка внутренних процессов со временем пойдет вам на пользу.

5. Решение проблем безопасности:  Использование в этом курсе менеджеров паролей и инструментов VPN необходимо для предотвращения кибератак. Тщательное решение вопросов безопасности в некоторых случаях должно стать частью вашей стратегии обслуживания клиентов, что является еще одной мерой упреждающих усилий.

Заключение

Проактивная стратегия используется для будущего, тогда как лучший способ использовать реактивный подход — это решать текущие проблемы. Компании, которые делают упор на упреждающую стратегию, обычно более эффективно справляются с проблемами, позволяя предприятиям быстро принимать решения. Иногда компании сталкиваются с проблемами, в основном во внешней среде, которых они не могут избежать, и тогда вам нужен немедленный ответ, поэтому упреждающее планирование нецелесообразно. Таким образом, реактивные и проактивные стратегии, используемые вместе для решения проблем в вашем бизнесе, приведут вас к успеху.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *