1.4 Проблема гендерных различий в психологии
Существует много очевидных параметров, отличающих одного человека от другого. Но наиболее важный из них, на который люди в первую очередь обращают внимание – это пол. Пол оказывает большое влияние на «Я-концепцию», самоидентификацию, выбор друзей и знакомых, на отношение окружающих и т.д. Пол генетически обусловлен, и некоторые учёные полагают, что особи мужского и женского пола отличаются друг от друга по особенностям познавательной деятельности, манере поведения, способам адаптации к взрослой жизни, прежде всего, в силу заложенной в них генетической программы. Другие полагают, что основой психологической дифференциации полов являются условия социализации.
В современной науке существуют 4 главные парадигмы исследования пола: биологическая, психоаналитическая, полоролевая и постмодернистская. Первые две парадигмы являются эссенциалистскими, молчаливо подразумевая, что важнейшие свойства, отличающие мужчин от женщин, являются объективной данностью, культура только оформляет и регулирует их проявления.
В рамках биологического подхода дифференциация качеств самцов и самок трактуется как априорная, предписанная целями биологического выживания. Современная эволюционная биология и социобиология, разумеется, констатируют наличие устойчивых кросскультурных и кроссвидовых полодиморфических особенностей мужского и женского поведения и пытаются дать им функциональное объяснение.
Согласно теории московского ученого В.А. Геодакяна [9], процесс самовоспроизводства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции: наследственность — консервативный фактор, стремящийся сохранить неизменными у потомства все родительские признаки, и изменчивость, благодаря которой возникают новые признаки.
Самки олицетворяют как бы постоянную «память», а самцы — оперативную, временную «память» вида. Поток информации от среды, связанный с изменением внешних условий, сначала воспринимают самцы, которые теснее связаны с условиями внешней среды. Лишь после отсеивания устойчивых сдвигов от временных, случайных, генетическая информация попадает внутрь защищенного самцами устойчивого «инерционного ядра» популяции, представленного самками.Согласно эволюционной теории пола, норма реакции женских особей, т. е. их адаптивность (пластичность) в онтогенезе по всем признакам несколько шире, чем мужских. Один и тот же вредный фактор среды модифицирует фенотип самок, не затрагивая их генотипа, тогда как у самцов он разрушает не только фенотип, но и генотип. Вследствие разной нормы реакции у женщин выше обучаемость, воспитуемость, конформность, а у мужчин — находчивость, сообразительность, изобретательность (поиск). Поэтому новые задачи, которые решаются впервые, и которые можно решить без обязательного требования к качеству (максимальные требования к новизне и минимальные — к совершенству), лучше решают мужчины.
Подобно биоэволюционной теории, психоаналитический подход является эссенциалистским и универсалистским в том смысле, что он постулирует универсальные мужские и женские свойства, а также механизмы и стадии их формирования. Однако он считает, что эти свойства не заданы биологически, но формируются в процессе индивидуального развития, в результате взаимодействия ребенка с родителями.
Все дети начинают эмоциональную жизнь с идентификации с матерью, которую они любят и одновременно боятся. Но девочки идентифицируются с матерью навсегда, получают удовольствие от интимных эмоциональных отношений с ней и у них формируется потребность в таких отношениях. Напротив, мальчики скоро узнают, что отличаются от своих матерей, они должны сформировать свою мужскую идентичность отрицательно, путем отделения от матери и формирования чувства самости как чего-то независимого, автономного и индивидуального. Это достигается с помощью отрицательных реакций – мизогинии, эмоционального отчуждения от женщин и утверждения своего мужского превосходства, универсальной персонификацией которого является культ пениса/фаллоса.
Иными словами, гендерная психология, с точки зрения психоаналитического подхода, асимметрична: фемининная идентификация по преимуществу родительская, тогда как маскулинная – гендерно-ролевая. В отличие от девочек, вырабатывающих гибкие личные идентификации со своими матерями, мальчикам нужна позиционная идентификация с разными аспектами обобщенной мужской роли. Многие психологи-представители этого направления, разделяющие идеи психоанализа, считали, что в глубинных слоях психики мужчин лежит потребность в компенсации их дистанционной позиции в репродуктивном акте. Еще Карен Хорни, как психоаналик-практик, указывала на это явление: «Когда начинаешь проводить сеансы психоанализа у мужчин после достаточно долгой практики у женщин, сперва просто поражаешься, как сильна зависть мужчин к беременности, деторождению и материнству, к женской груди и кормлению грудью» [45].
Получивший широкое распространение в 1960-1970-е годы в социальных науках полоролевой подход, опирался на структурный функционализм. Научная психология тоже ощутила на себе влияние этой концепции. Суть подхода заключается в том, что половые роли усваиваются в процессе социализации. Освоение половой роли предполагает наличие не только определенного типа поведения, но и конкретных личностных особенностей и даже всего образа жизни.
Все это достигается благодаря воздействию агентов (институтов) социализации, которые формируют личность в соответствии с доминирующими культурными нормами, ценностями, образцами маскулинного и фемининного поведения, а также возможности субъекта интериоризировать предлагаемые культурные стандарты. Психологические исследования, проводимые в рамках полоролевого подхода, были ориентированы на поиск различий между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами в личностных характеристиках и особенностях поведения, порождаемых условиями социализации, и активно искали сферы деятельности, в которых им «положено» проявляться. Широкую известность получила теория Талкота Парсонса и Роберта Бейлза, рассмотревших дифференциацию мужских и женских ролей в структурно-функциональном плане. Оказалось, что и на макросоциальном (в рамках больших социальных систем) и на микросоциальном (в малых группах) уровне половые роли чаще всего взаимодополнительны: мужской стиль жизни является преимущественно «инструментальным», направленным на решение предметных задач, а женский – эмоционально-экспрессивным [24].Доминирующей в настоящее время в гендерной психологии является парадигма социального конструирования гендера. В центре внимания приверженцев этого подхода находятся механизмы создания, воспроизводства и поддержания множественного гендерного неравенства. Гендер понимается как социально сконструированное отношение неравенства по признаку пола. Опирается эта научная ориентация на социальный конструкционизм – весьма популярную социально-психологическую концепцию, развиваемую американским психологом Дж. Джердженом и содержащую следующие теоретические положения. Знание о социальной жизни следует рассматривать не как «отражение» внешней реальности, а как «преобразование», трансформацию опыта в языковую реальность, «лингвистическую онтологию». Поведение человека следует рассматривать не как следствие неких неизменных законов, программ, а как результат ряда принимаемых им произвольных, свободных, автономных решений. Знание о социальном поведении (нормах, правилах и т.п.
) и знание об этом знании следует рассматривать не как процесс накопления, а как процесс бесконечного исторического пересмотра, реинтерпретации в зависимости от меняющегося социокультурного контекста. Теория, в том числе в социальной психологии, есть не просто систематизация знаний, а средство преобразования действительности. Знание не может быть ценностно-свободным. Проблемы этики должны играть все большую роль в исследовании человеческого поведения [47].Основная проблема гендерной психологии — половая дифференциация в контексте социально-конструкционистского подхода [16] приобретает следующую интерпретацию: половые различия — это лишь поведенческие различия, обязанные своим происхождением не биологической природе, а исторически сложившихся стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины. Пассивность и зависимость, которые раньше считались биологическими свойствами женщины, не универсальны и соотносятся не столько с биологией, сколько с соответствующей системой социальных половых ролей. Тем не менее, некоторые половые особенности самосознания весьма устойчивы. Так, мальчики во всех возрастах склонны считать себя более сильными, энергичными, властными и деловыми, чем девочки. При этом мальчики-подростки нередко переоценивают свои способности и свое положение среди сверстников, не любят признавать свои слабости и недостаточно прислушиваются к информации, которая противоречит их завышенной самооценке. Девочки более самокритичны и чувствительны. Они гораздо больше мальчиков озабочены тем, что о них думают другие, значительно более ранимы, чувствительны к критике, насмешкам и т. д. Склонность девочек видеть себя более интроспективными и чувствительными подтверждается и другими данными, например сравнением дневников юношей и девушек. Не говоря о том, что девочки раньше начинают вести дневники и делают это гораздо чаще и систематичное мальчиков, девичьи дневники отличаются большей интимностью. Это, как правило, описание и анализ собственных чувств и переживаний, особенно любовных, сплошной разговор с собой и о себе. Юношеские дневники более разнообразны и предметны, в них шире отражаются интеллектуальные увлечения и интересы авторов, их практическая деятельность; эмоциональные переживания описываются юношами более скупо и сдержанно.
Таким образом, анализ показал, что вследствие гендерных стереотипов, поведение юношей и девушек различается. Люди в различной степени подчиняются традиционному гендерному поведению. На такое поведение влияет огромное количество внешних факторов с самого рождения: наблюдение за поведением наших родителей и других взрослых, подражание людям своего гендера, игра в определенные игры. Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности, которые не остаются без внимания. Так и подростки, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаются с тем что, предписывает им общество.
Половая дифференциация представляет одну из актуальных проблем в изучении социально-психологических процессов и явлений различных прикладных областей социальной психологии. Между тем исследование психологии половых различий в этом возрасте только еще начинается. Интерес представляет исследование, выявляющее особенности самосознания представителей разных полов подросткового возраста.
В соответствие с этим, мы попытаемся провести эмпирическое исследование особенностей самосознания юношей и девушек подросткового возраста.
Проблема гендерных различий в современном мире На пути к гендерному равенству
Проблема гендерных различий в современном мире На пути к гендерному равенству
База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023 | Главная страница Автореферат Анализ Анкета Биография Глава Диплом Дипломная работа Диссертация Доклад Задача Закон |
Чтобы понять величину психологических различий между женщинами и мужчинами, нужно увидеть лес и деревья
. 2022 сен; 17 (5): 1339-1358.
дои: 10.1177/17456916211046006. Epub 2022 9 мая.
Элис Х Игли 1 , Уильям Ревель 1
принадлежность
- 1 Факультет психологии Северо-Западного университета.
- PMID: 35532752
- PMCID: PMC9442632
- DOI: 10.1177/17456916211046006
Бесплатная статья ЧВК
Элис Х. Игли и др. Перспектива Psychol Sci. 2022 Сентябрь
Бесплатная статья ЧВК
. 2022 сен; 17 (5): 1339-1358.
дои: 10.1177/17456916211046006. Epub 2022 9 мая.
Авторы
Элис Х Игли 1 , Уильям Ревель 1
принадлежность
- 1 Факультет психологии Северо-Западного университета.
- PMID: 35532752
- PMCID: PMC9442632
- DOI: 10. 1177/17456916211046006
Абстрактный
Являются ли женщины и мужчины психологически очень похожими или совершенно разными, является спорным вопросом в психологии. Эта статья проясняет этот вопрос, демонстрируя, что большие и меньшие половые/гендерные различия могут отражать разные способы организации одних и тех же данных. Для отдельных психологических конструктов более значительные различия возникают в результате усреднения нескольких показателей, различающихся по полу / гендеру, для получения шкал общей типичности конструкта для женщин по сравнению с мужчинами. Например, усреднение самооценки личностных черт, более типичных для женщин или мужчин, дает гораздо большие половые/гендерные различия в показателях женственности и мужественности личности. Половые/гендерные различия в таких широкомасштабных тематических переменных значительны по сравнению с различиями в составляющих их показателях. Эта повышенная величина эффекта для агрегированных шкал отражает повышение как их надежности, так и достоверности как индикаторов пола/гендера. Кроме того, в психологических областях, таких как профессиональные интересы, которые состоят из многих переменных, по крайней мере некоторые из которых различаются по полу/гендеру, многомерное расстояние между женщинами и мужчинами обычно больше, чем различия по компонентным переменным. Эти анализы способствуют признанию взаимозависимости полового/гендерного сходства и различий в психологических данных.
Ключевые слова: величина эффекта; женственность; гендерные различия; гипотеза гендерного сходства; мужественность; половые различия.
Заявление о конфликте интересов
Декларация о конфликте интересов: Автор(ы) заявили об отсутствии конфликта интересов в отношении авторства или публикации этой статьи.
Цифры
Рис. 1.
Размер эффекта с достоверностью 95%…
Рис. 1.
Величины эффекта с 95% доверительными интервалами для поведенческих вопросов Атенштадта (2003) и поведенческих…
Рисунок 1.Величины эффектов с 95% доверительными интервалами для поведенческих элементов Атенштадта (2003) и шкал поведенческой мужественности и поведенческой женственности.
Рис. 2.
Размер эффекта с достоверностью 95%…
Рис. 2.
Величина эффекта с 95% доверительным интервалом для Gruber et al. (2020) мужественность…
Рис. 2.Величина эффекта с 95% доверительными интервалами для Gruber et al. (2020) мужественность и женственность личности, познание и интересы, пункты и шкалы.
Рис. 3.
Диаграмма рассеяния мужского и…
Рис. 3.
Диаграмма рассеивания мужского и женского начал из набора данных Athenstaedt (2003)…
Рис. 3.Диаграмма рассеяния мужских и женских весов из набора данных Athenstaedt (2003) для мужчин (синий) и женщин (красный). Каждая точка представляет отдельного участника, многоточия обозначают 1 SD из группы центроидов, а стрелка между эллипсами представляет расстояние Махаланобиса ( D ) между двумя центроидами. Каждый график включает одномерные распределения для двух групп и Коэна d между средними группами. Общая корреляция между шкалами составляет -0,08, а совокупная внутригрупповая корреляция составляет 0,45.
Рис. 4.
Точечная диаграмма Грубера и…
Рис. 4.
Диаграммы рассеяния Gruber et al. (2020) мужская и женская шкалы личности,…
Рис. 4.Диаграммы рассеяния Gruber et al. (2020) мужские и женские шкалы личности, познания, интересов и деятельности, и все три вместе взятые. Три подобласти и общие оценки Gruber et al. (2020) набор данных для мужчин (синий) и женщин (красный). Каждая точка представляет отдельного участника, многоточия обозначают 1 SD из группы центроидов, а стрелка между эллипсами представляет расстояние Махаланобиса ( D ) между двумя центроидами. Каждый график включает одномерные распределения для двух групп и Коэна d между средними группами. Объединенные внутригрупповые корреляции составляют -0,16 (вверху слева), 0,04 (вверху справа), 0,10 (внизу слева) и -0,05 (внизу справа).
Рис. 5.
Половые/гендерные различия в межличностных…
Рис. 5.
Половые/гендерные различия в межличностном циркумплексе. Средние величины эффекта ( d на…
Рис. 5.Половые/гендерные различия в межличностном циркумплексе. Средние размеры эффекта (90 141 d 90 142 по размерам межличностного циркумплекса) взяты из метаанализа пяти исследований Lippa (2001). Синие линии указывают на эффекты в мужском направлении, а красные пунктирные линии указывают на эффекты в женском направлении.
Рис. 6.
Шесть аспектов профессиональных интересов…
Рис. 6.
Шесть измерений профессиональных интересов, организованных в модели Голландии (1997 г.). Синий…
Рис. 6.Шесть измерений профессиональных интересов, организованных по модели Голландии (1997 г.). Синие линии указывают на эффекты в мужском направлении, а красные пунктирные линии указывают на эффекты в женском направлении. Обозначения двух осей (люди против вещей и идеи против данных) взяты из Prediger (19).82).
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
Гендерная идентичность и ее последствия для концепций мужественности и женственности.
Спенс Дж.Т. Спенс Дж.Т. Небр Симп Мотив. 1984; 32:59-95. Небр Симп Мотив. 1984. PMID: 6398859 Обзор.
Интерес, личность и сексуальные черты, отличающие гетеросексуальных, бисексуальных и гомосексуальных людей: существуют ли два аспекта, лежащие в основе различий в сексуальной ориентации?
Липпа Р.А. Липпа РА. Arch Sex Behav. 2020 фев; 49 (2): 607-622. doi: 10.1007/s10508-020-01643-9. Epub 2020 27 января. Arch Sex Behav. 2020. PMID: 31989410
Проверка анкеты личных качеств-8: гендерное самовыражение и психические расстройства у населения Германии в 2006 и 2018 годах.
Тибубос А.Н., Оттен Д., Бейтель М.Е., Брелер Э. Тибубос А. Н. и соавт. Int J Общественное здравоохранение. 2022 18 марта; 67:1604510. doi: 10.3389/ijph.2022.1604510. Электронная коллекция 2022. Int J Общественное здравоохранение. 2022. PMID: 35370535 Бесплатная статья ЧВК.
Различия пола и сексуальной ориентации в личности в Китае.
Чжэн Л., Липпа Р.А., Чжэн Ю. Чжэн Л. и др. Arch Sex Behav. 2011 июнь; 40 (3): 533-41. doi: 10.1007/s10508-010-9700-6. Epub 2010 16 ноября. Arch Sex Behav. 2011. PMID: 21080048
Когда мужчина думает, что у него есть женские черты — конструирование женственности и мужественности: методологические возможности и ограничения.
Вацлавик М. Вацлавик М. Integr Psychol Behav Sci. 2009 г. , июнь; 43 (2): 126–37. doi: 10.1007/s12124-008-9085-4. Epub 2009 7 января. Integr Psychol Behav Sci. 2009. PMID: 19127390 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Рекомендации
- Айзен И., Фишбейн М. (1977). Отношения отношение-поведение: теоретический анализ и обзор эмпирических исследований. Психологический бюллетень, 84 (5), 888–918. 10.1037/0033-2909.84.5.888 — DOI
- Арчер Дж. (2019). Реальность и эволюционное значение психологических половых различий человека. Биологические обзоры, 94 (4), 1381–1415. 10.1111/брв.12507 — DOI — пабмед
- Афинштадт У. (2003). О содержании и структуре гендерно-ролевой самооценки: включая гендерно-стереотипное поведение в дополнение к чертам. Психология женщин Ежеквартально, 27, 309–318. 10.1111/1471-6402.00111 — DOI
- Бем С.Л. (1974). Измерение психологической андрогинности. Журнал консалтинга и клинической психологии, 42, 155–162. 10.1037/h0036215 — DOI — пабмед
- Бут Т. , Ирвинг П. (2011). Половые различия в 16PF5, критерий инвариантности измерений и средние различия в выборке стандартизации США. Личность и индивидуальные различия, 50 (5), 553–558. 10.1016/j.paid.2010.11.026 — DOI
термины MeSH
Проблемы и вопросы исследования гендерных различий
Анастази, А. (1958). Дифференциальная психология, 3-е издание. Нью-Йорк: Макмиллан.
Google Scholar
Арчер, Дж. (1971). Половые различия в эмоциональном поведении: ответ Грею и Баффери. Acta Psychologica, 35, 415–429..
Артикул пабмед Google Scholar
Арчер, Дж. (1976). Биологические объяснения психологических половых различий. В BB Lloyd & J. Archer (ред.), Изучение половых различий. Лондон и Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
Арчер, Дж. (1978). Биологические объяснения стереотипов половых ролей: концептуальные, социальные и семантические вопросы. В книге О. Хартнетта и Дж. Четвинд (ред.), Система половых ролей. Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
Google Scholar
Арчер, Дж. и Ллойд, Б. Б. (1975). Половые различия: биологические и социальные взаимодействия. В Р. Левин (ред.), Child Alive. Лондон: Темпл Смит.
Google Scholar
Арчер, Дж. и Ллойд, Б. Б. (1982). Секс и гендер. Хармондсворт: Пингвин.
Google Scholar
Аргайл, М. и Литтл, Б.Р. (1972). Применяются ли черты личности к социальному поведению? Журнал теории социального поведения, 2, 1–35.
Артикул Google Scholar
Аткинсон, Дж.В. (ред.) (1958). Мотивы в фантазии, действии и обществе: метод оценки и изучения. Принстон, Нью-Джерси: Ван Ностранд.
Google Scholar
Бардвик, Дж. М. (1971). Психология женщин: исследование биокультурных конфликтов. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Google Scholar
Барон Р.А. (1977). Человеческая агрессия. Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar
Белоте, Б. (1976). Мазохистский синдром, истерическая личность и иллюзия здоровой женщины. В С. Кокс (ред.), Женская психология: возникающее «я». Чикаго: Ассоциация научных исследований.
Google Scholar
Бем, С.Л. (1981). Теория гендерной схемы: когнитивный учет полового типирования. Психологический обзор, 88, 354–364.
Артикул Google Scholar
Блок, Дж.Х. (1976а). Спорные выводы о половых различиях. Современная психология, 21, 517–522.
Google Scholar
Блок, Дж.Х. (1976б). Вопросы, проблемы и ловушки при оценке половых различий: критический обзор «Психологии половых различий». Merrill-Palmer Quarterly, 22, 283–308.
Google Scholar
Бауэрс, К.С. (1973). Ситуационизм в психологии: анализ и критика. Психологический обзор, 80, 307–336.
Артикул пабмед Google Scholar
Бример, Массачусетс (1969). Половые различия в понимании на слух. Журнал исследований и разработок в области образования, 3, 72–79.
Google Scholar
Бриссет, М. и Новицкий, С. (1973). Внутренний и внешний контроль подкрепления и реакции на фрустрацию. Журнал личности и социальной психологии, 25, 35–44.
Артикул Google Scholar
Броверман Д.М., Клайбер Э.Л., Кобаяши Ю. и Фогель В. (1968). Роль активации и торможения в половых различиях когнитивных способностей. Психологический обзор, 75, 23–50.
Артикул Google Scholar
Броверман И.К., Броверман Д.М., Кларксон Ф.Е., Розенкранц П.С. и Фогель, С.Р. (1970). Стереотипы половых ролей и клинические суждения о психическом здоровье. Журнал консалтинга и клинической психологии, 34, 1–7.
Артикул пабмед Google Scholar
Браун, Г.В. и Харрис, Т. (1978). Социальные истоки депрессии. Лондон: Тависток.
Google Scholar
Бафери, А.В.Х. и Грей, Дж.А. (1972). Половые различия в развитии пространственных и языковых навыков. В К. Оунстед и Д. К. Тейлор (ред.), Гендерные различия, их онтогенез и значение. Лондон: Черчилль.
Google Scholar
Бернстин, Дж.Н. (1971). Мозг и интеллект: наука применительно к социальной проблеме 1860–1875 гг. XIIe Международный конгресс по истории наук, IX, 13–16.
Google Scholar
Басс, А. Х. (1971). Агрессия окупается. В Дж. Л. Сингере (ред.), Контроль над агрессией и насилием. Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
Басс, А. Х. и Дурки, А. (1957). Инвентарь для оценки различных типов враждебности. Журнал консультационной психологии, 21, 343–349.
Артикул пабмед Google Scholar
Каплан, П. Дж. (1975). Половые различия в асоциальном поведении: методология исследования их порождает или отменяет? Человеческое развитие, 18, 444–460.
Артикул пабмед Google Scholar
Чеслер, П. (1972). Женщины и безумие. Нью-Йорк: Даблдей.
Google Scholar
Чиконе, М.В. и Рубль, Д. Н. (1978). Представления о мужчинах. Журнал социальных вопросов, 34, 5–16.
Google Scholar
Коэн, Дж. (1969). Статистическая сила в поведенческих науках. Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
Кондри, Дж. и Дайер, С. (1976). Страх перед успехом: приписывание причины жертве. Журнал социальных вопросов, 32, 63–83.
Google Scholar
Коннор, Дж. М., Шакман, М. и Сербин, Л. А. (1978). Различия, связанные с полом, в ответ на практику визуально-пространственного теста и обобщение на родственный тест. Развитие ребенка, 49, 24–29.
Артикул пабмед Google Scholar
Коннор, Дж. М. , Сербин, Л. А. и Шакман, М. (1977). Половые различия в реакции детей на обучение зрительно-пространственному тесту. Психология развития, 13, 293–294.
Артикул Google Scholar
Дэвид, Д. С. и Брэннон, Р. (ред.) (1976). Сорок девять процентов большинства: мужская половая роль. Чтение, Массачусетс: Аддисон-Уэсли.
Google Scholar
Доусон, J.L.M. (1972). Влияние половых гормонов на когнитивный стиль у крыс и мужчин. Генетика поведения, 2, 21–42.
Артикул пабмед Google Scholar
До, К. (1976a). Поведение женщин и мужчин. Монтерей, Калифорния: Брукс/Коул.
Google Scholar
До, К. (1976b). Пол: взгляд на процесс атрибуции. В Дж.Х. Харви, У.Дж. Икес и Р.Ф. Кидд (ред.), Новые направления в исследованиях атрибуции. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
До, К. (1977). Половые различия. В Т. Бласс (ред.), Переменные личности в социальном поведении. Нью-Йорк: Эрльбаум.
Google Scholar
Дуглас, JD (1967). Социальные значения самоубийства. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Google Scholar
Эме, Р.Ф. (1979). Половые различия в детской психопатологии: обзор. Психологический бюллетень, 86, 574–595.
Артикул пабмед Google Scholar
Фэйрвезер, Х. (1976). Половые различия в познании. Познание, 4, 231–280.
Артикул Google Scholar
Фешбах С. (1970). Агрессия. В П.Х. Массен (редактор), Руководство Кармайкла по детской психологии. Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Фроди, А. , Маколей, Дж. и Том, П.Р. (1977). Всегда ли женщины менее агрессивны, чем мужчины? Обзор экспериментальной литературы. Психологический бюллетень, 84, 634–660.
Артикул пабмед Google Scholar
Гарай, Дж. Э. и Шинфельд, А. (1968). Половые различия в психических и поведенческих чертах. Монографии по генетической психологии, 77, 169–299.
Google Scholar
Гольдштейн, А. Г. и Чанс, Дж. Э. (1965). Влияние практики на половые различия в результатах теста со встроенными цифрами. Психономическая наука, 3, 361–362.
Google Scholar
Гулд, С.Дж. (1978). Женские мозги. Новый ученый, 80, 364–366.
Google Scholar
Гоув, В. Р. и Тюдор, Дж. Ф. (1972). Половые роли взрослых и психические заболевания. Американский журнал социологии, 78, 812–835.
Артикул Google Scholar
Грей, Дж. А. (1971). Половые различия в эмоциональном поведении млекопитающих, в том числе человека: эндокринные основы. Acta Psychologica, 35, 29–46.
Артикул пабмед Google Scholar
Харрис, LJ (1978). Половые различия в пространственных способностях: возможные экологические, генетические и неврологические факторы. В М. Кинсборн (ред.), Асимметричная функция мозга. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Хайм, А. (1970). Интеллект и личность. Хармондсворт: Пингвин.
Google Scholar
Холтер, Х. (1970). Половые роли и социальная структура. Осло: Universitatsforlaget.
Google Scholar
Хорнер М.С. (1969). Неудачные: яркие женщины. Психология сегодня, 3, 36–38 и далее.
Google Scholar
Хорнер М. С. (1972). К пониманию конфликтов, связанных с достижениями у женщин. Журнал социальных вопросов, 28, 157–175.
Артикул Google Scholar
Хаббард, Р. и Лоу, М. (ред.) (1979). Гены и пол: II. Нью-Йорк: Гордиан Пресс.
Google Scholar
Хатт, К. (1972). Самцы и самки. Хармондсворт: Пингвин.
Google Scholar
Каган, Дж. (1978). Половые различия у человеческого младенца. В Т.Э. Макгилл, Д.А. Дьюсбери и Б.Д. Сакс (ред.), Секс и поведение. Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar
Кесслер, С.Дж. и Маккенна, В. (1978). Гендер: этнометодологический подход. Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Клорман Р., Гастингс Дж. Э., Вертс Т. С., Меламед Б. Г. и Ланг, П.Дж. (1974). Психометрическое описание некоторых специфических опросников страха. Поведенческая терапия, 5, 401–409.
Артикул Google Scholar
Кольберг, Л. (1966). Когнитивный анализ развития представлений и отношений детей о половых ролях. В Э. Э. Маккоби (ред.), Развитие половых различий. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
Google Scholar
Кройц, Л.Э. и Роуз, Р.М. (1972). Оценка агрессивного поведения и уровня тестостерона в плазме у молодого криминального населения. Психосоматическая медицина, 34, 321–332.
ПабМед Google Scholar
Ламберт, Х. Х. (1978). Биология и равенство: взгляд на половые различия. Знаки: Журнал женщин в культуре и обществе, 4, 97–117.
Артикул Google Scholar
Лерке, Р.Г. (1978). Связь с полом: биологическая основа большей мужской изменчивости интеллекта. В Р.Т. Осборн, К. Э. Ноубл и Н. Вейл (ред.), Изменчивость человека: биопсихология возраста, расы и пола. Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
Леви, П. (1967). Существенное значение существенных различий между двумя группами. Психологический вестник, 67, 37–40.
Артикул пабмед Google Scholar
Липшиц, С. (1978). Женщины и психиатрия. В Дж. Четвинд и О. Хартнетт (ред.), Система половых ролей. Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
Google Scholar
Локк, Б.З. и Гарднер, Э.А. (1969). Психические расстройства у пациентов врачей общей практики и терапевтов. Отчет об общественном здравоохранении, 84, 167–173.
Google Scholar
Маккоби, Э. Э. и Джеклин, К. Н. (1974). Психология половых различий. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
Google Scholar
Маккоби, Э. Э. и Джеклин, К. Н. (1980). Половые различия в агрессии: реплика и реприза. Развитие ребенка, 51, 964–980.
Артикул пабмед Google Scholar
Маркус, С. (1974). Другие викторианцы: исследование сексуальности и порнографии в Англии середины девятнадцатого века. Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Маркс, И. М. (1969). Страхи и фобии. Хайнеманн: Лондон.
Google Scholar
Мэй, Р. Б. и Хатт, К. (1974). Модальность и половые различия в памяти припоминания и узнавания. Развитие ребенка, 45, 228–231.
Артикул пабмед Google Scholar
Маккарти, Д. (1954). Развитие речи у детей. В Л. Кармайкл (ред.), Руководство по детской психологии, 2-е издание. Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Макклелланд, округ Колумбия, Аткинсон, Дж.В., Кларк, Р.А. и Лоуэлл, Э.Л. (1953). Мотив достижения. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Книга Google Scholar
МакГи, М.Г. (1979). Пространственные способности человека: психометрические исследования и экологические, генетические, гормональные и неврологические влияния. Психологический бюллетень, 86, 889–918.
Артикул пабмед Google Scholar
Мегарджи, Э.И. (1971). Роль торможения в оценке и понимании насилия. В Дж. Л. Сингере (ред.), Контроль над агрессией и насилием. Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
Мишель В. (1966). Взгляд социального обучения на половые различия. В Э. Э. Маккоби (ред.), Развитие половых различий. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
Google Scholar
Мишель, В. (1970). Типирование пола и социализация. В П.Х. Массен (редактор), Руководство Кармайкла по детской психологии, том 2, 3-е издание. Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Митчелл, Дж. (1974). Психоанализ и феминизм. Лондон: Аллен Лейн.
Google Scholar
Мани, Дж. и Эрхардт, А.А. (1972). Мужчина и женщина, мальчик и девочка. Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джона Хопкинса.
Google Scholar
Моррис, Дж. (1974). Загадка. Лондон: Фабер.
Google Scholar
Оукс, М. (1978). Статистическая оценка психологических данных. Кандидатская диссертация, Университет Халла.
Педерсен Ф.А. и Белл Р.К. (1970). Половые различия у детей дошкольного возраста без осложнений беременности и родов в анамнезе. Психология развития, 3, 10–15.
Артикул Google Scholar
Пенрин, Л.А. и Льюис, М., (ред.) (1978). Перспективы интерактивной психологии. Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar
Поллак, О. (1950). Преступность женщин. Вестпорт, Коннектикут: Публикация Greenwood Press; Перепечатка 1978 года издательства Пенсильванского университета, Филадельфия.
Google Scholar
Рахман, С. (1974). Значения страха. Хармондсворт: Пингвин.
Google Scholar
Рада Р.Т., Законы Д.Р. и Келлнер, Р. (1976). Уровень тестостерона в плазме у насильника. Психосоматическая медицина, 38, 257–268.
ПабМед Google Scholar
Ричмонд, П.Г. (1980). Ограниченная половая разница в результатах пространственного теста с выборкой предподросткового возраста. Развитие ребенка, 51, 601–602.
Артикул Google Scholar
Робинсон, П. (1976). Модернизация секса. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Google Scholar
Роуз, С.П.Р. и Роуз, Х. (1973). «Не корректируйте свой ум, в реальности есть ошибка» — идеология в нейробиологии. Познание, 2, 479–502.
Артикул Google Scholar
Розенталь, Р. (1976). Эффекты экспериментатора в поведенческих исследованиях, 2-е издание. Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Сьюард, Г.В. и Уильямсон, Р.К. (ред.) (1970). Половые роли в меняющемся обществе. Нью-Йорк: Рэндом Хаус.
Google Scholar
Шерман, Дж.А. (1967). Проблемы половых различий в восприятии пространства и аспекты интеллектуальной деятельности. Психологический обзор, 74, 290–299.
Артикул пабмед Google Scholar
Шерман, Дж.А. (1971). О психологии женщины. Спрингфилд, Иллинойс: Чарльз С. Томас.
Google Scholar
Шерман, Дж.А. (1978). Когнитивные различия, связанные с полом: очерк теории и доказательств. Спрингфилд, Иллинойс: Чарльз С. Томас.
Google Scholar
Сиэнн Г. (1977). Половые различия в пространственных способностях у детей: их влияние на теории, объясняющие половые различия в пространственных способностях у взрослых. Кандидатская диссертация, Эдинбургский университет.
Саймон Р.Дж. (1975). Женщины и преступность. Лексингтон, Массачусетс: Lexington Books, DC Health.
Google Scholar
Слукин, В. (редактор) (1979). Страх у животных и человека. Нью-Йорк: Ван Ностранд.
Google Scholar
Смит, П. К. и Грин, М. (1975). Агрессивное поведение в английских детских садах и игровых группах: половые различия и реакция взрослых. Развитие ребенка, 46, 211–214.
Артикул пабмед Google Scholar
Спелц, М.Л. и Бернштейн, Д.А. (1976). Половые различия в боязливости: вербальный отчет, характеристики открытого избегания и требования. Журнал поведенческой терапии и экспериментальной психиатрии, 7, 117–122.
Артикул Google Scholar
Штейн А.Х. и Бейли М.М. (1973). Социализация ориентации на достижение у женщин. Психологический бюллетень, 80, 345–366.
Артикул Google Scholar
Таврис, К. и Офир, К. (1977). Самая долгая война: половые различия в перспективе. Нью-Йорк: Харкорт, Брейс и Йованович.
Google Scholar
Теннов Д. (1976). Психотерапия: опасное лекарство. Нью-Йорк: Doubleday/Anchor.
Google Scholar
Тифер, Л. (1978). Контекст и последствия современных исследований секса: феминистская точка зрения. В Т.Э. Макгилл, Д.А. Дьюсбери и Б.Д. Сакс (ред.), Секс и поведение. Нью-Йорк и Лондон: Пленум.
Google Scholar
Тигер, Т. (1980). На биологической основе половых различий в агрессии. Развитие ребенка, 51, 943–963.
Артикул пабмед Google Scholar
Тресемер, Д. (1975). Измерение «половых различий». Социологическое исследование, 45, 29–32.
Артикул Google Scholar
Тресемер, Д. (1977). Страх успеха. Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar
Тайлер Л.Э. (1965). Психология человеческих различий, 3-е издание. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Google Scholar
Уллиан Д.З. (1976). Развитие представлений о мужественности и женственности. В BB Lloyd & J. Archer (ред.), Изучение половых различий. Лондон и Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
Унгер, Р.К. (1979). К переопределению пола и гендера. Американский психолог, 34 года, 1085–1094.
Артикул Google Scholar
Ванденберг, С.Г. (1975). Источники отклонений в выполнении пространственных тестов. В книге Дж. Элиота и Н. Дж. Салкинда (ред.), Пространственное развитие детей. Спрингфилд, Иллинойс: Чарльз С. Томас.
Google Scholar
Ванденберг С.Г. и Кузе А.Р. (1979). Пространственные способности: критический обзор гипотез основных генов, сцепленных с полом. В М. А. Виттиг и А. К. Петерсен (ред.), Связанные с полом различия в когнитивном функционировании. Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
Waddington, C.H. (1977). Инструменты для мысли. Лондон: Джонатан Кейп.
Google Scholar
Вагман, М. (1967). Половые различия в типах мечтаний. Журнал личности и социальной психологии, 7, 329–332.
Артикул пабмед Google Scholar
Вайц, С. (1977). Половые роли: биологические, психологические и социальные основы. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Уайтинг, Б. и Эдвардс, К.П. (1973). Кросс-культурный анализ половых различий в поведении детей в возрасте от трех до одиннадцати лет. Журнал социальной психологии, 91, 171–188.
Артикул Google Scholar
Викан, У. (1978). Оманский Ксанит (переписка).