1.4 Проблема гендерных различий в психологии
Существует много очевидных параметров, отличающих одного человека от другого. Но наиболее важный из них, на который люди в первую очередь обращают внимание – это пол. Пол оказывает большое влияние на «Я-концепцию», самоидентификацию, выбор друзей и знакомых, на отношение окружающих и т.д. Пол генетически обусловлен, и некоторые учёные полагают, что особи мужского и женского пола отличаются друг от друга по особенностям познавательной деятельности, манере поведения, способам адаптации к взрослой жизни, прежде всего, в силу заложенной в них генетической программы. Другие полагают, что основой психологической дифференциации полов являются условия социализации.
В
современной науке существуют 4 главные
парадигмы исследования пола: биологическая,
психоаналитическая, полоролевая и
постмодернистская. Первые две парадигмы
являются эссенциалистскими, молчаливо
подразумевая, что важнейшие свойства,
отличающие мужчин от женщин, являются
объективной данностью, культура только
оформляет и регулирует их проявления.
В рамках биологического подхода дифференциация качеств самцов и самок трактуется как априорная, предписанная целями биологического выживания. Современная эволюционная биология и социобиология, разумеется, констатируют наличие устойчивых кросскультурных и кроссвидовых полодиморфических особенностей мужского и женского поведения и пытаются дать им функциональное объяснение.
Согласно
теории московского ученого В.А. Геодакяна
[9], процесс самовоспроизводства любой
биологической системы включает в себя
две противоположные тенденции:
наследственность — консервативный
фактор, стремящийся сохранить неизменными
у потомства все родительские признаки,
и изменчивость, благодаря которой
возникают новые признаки.
Согласно
эволюционной теории пола, норма реакции
женских особей, т. е. их адаптивность
(пластичность) в онтогенезе по всем
признакам несколько шире, чем мужских.
Один и тот же вредный фактор среды
модифицирует фенотип самок, не затрагивая
их генотипа, тогда как у самцов он
разрушает не только фенотип, но и генотип.
Вследствие разной нормы реакции у женщин
выше обучаемость, воспитуемость,
конформность, а у мужчин — находчивость,
сообразительность, изобретательность
(поиск). Поэтому новые задачи, которые
решаются впервые, и которые можно решить
без обязательного требования к качеству
(максимальные требования к новизне и
минимальные — к совершенству), лучше
решают мужчины.
Подобно биоэволюционной теории, психоаналитический подход является эссенциалистским и универсалистским в том смысле, что он постулирует универсальные мужские и женские свойства, а также механизмы и стадии их формирования. Однако он считает, что эти свойства не заданы биологически, но формируются в процессе индивидуального развития, в результате взаимодействия ребенка с родителями.
Все
дети начинают эмоциональную жизнь с
идентификации с матерью, которую они
любят и одновременно боятся. Но девочки
идентифицируются с матерью навсегда,
получают удовольствие от интимных
эмоциональных отношений с ней и у них
формируется потребность в таких
отношениях. Напротив, мальчики скоро
узнают, что отличаются от своих матерей,
они должны сформировать свою мужскую
идентичность отрицательно, путем
отделения от матери и формирования
чувства самости как чего-то независимого,
автономного и индивидуального. Это
достигается с помощью отрицательных
реакций – мизогинии, эмоционального
отчуждения от женщин и утверждения
своего мужского превосходства,
универсальной персонификацией которого
является культ пениса/фаллоса.
Иными
словами, гендерная психология, с точки
зрения психоаналитического подхода,
асимметрична: фемининная идентификация
по преимуществу родительская, тогда
как маскулинная – гендерно-ролевая. В
отличие от девочек, вырабатывающих
гибкие личные идентификации со своими
матерями, мальчикам нужна позиционная
идентификация с разными аспектами
обобщенной мужской роли. Многие
психологи-представители этого направления,
разделяющие идеи психоанализа, считали,
что в глубинных слоях психики мужчин
лежит потребность в компенсации их
дистанционной позиции в репродуктивном
акте. Еще Карен Хорни, как психоаналик-практик,
указывала на это явление: «Когда
начинаешь проводить сеансы психоанализа
у мужчин после достаточно долгой практики
у женщин, сперва просто поражаешься,
как сильна зависть мужчин к беременности,
деторождению и материнству, к женской
груди и кормлению грудью» [45].

Получивший
широкое распространение в 1960-1970-е годы
в социальных науках полоролевой подход,
опирался на структурный функционализм.
Научная психология тоже ощутила на себе
влияние этой концепции. Суть подхода
заключается в том, что половые роли
усваиваются в процессе социализации.
Освоение половой роли предполагает
наличие не только определенного типа
поведения, но и конкретных личностных
особенностей и даже всего образа жизни.

Доминирующей
в настоящее время в гендерной психологии
является парадигма социального
конструирования гендера. В центре
внимания приверженцев этого подхода
находятся механизмы создания,
воспроизводства и поддержания
множественного гендерного неравенства.
Гендер понимается как социально
сконструированное отношение неравенства
по признаку пола. Опирается эта научная
ориентация на социальный конструкционизм
– весьма популярную социально-психологическую
концепцию, развиваемую американским
психологом Дж. Джердженом и содержащую
следующие теоретические положения.
Знание о социальной жизни следует
рассматривать не как «отражение»
внешней реальности, а как «преобразование»,
трансформацию опыта в языковую реальность,
«лингвистическую онтологию».
Поведение человека следует рассматривать
не как следствие неких неизменных
законов, программ, а как результат ряда
принимаемых им произвольных, свободных,
автономных решений. Знание о социальном
поведении (нормах, правилах и т.п.
Основная
проблема гендерной психологии — половая
дифференциация в контексте
социально-конструкционистского подхода
[16] приобретает следующую интерпретацию:
половые различия — это лишь поведенческие
различия, обязанные своим происхождением
не биологической природе, а исторически
сложившихся стереотипных представлений
о том, какими должны быть мужчины и
женщины. Пассивность и зависимость,
которые раньше считались биологическими
свойствами женщины, не универсальны и
соотносятся не столько с биологией,
сколько с соответствующей системой
социальных половых ролей. Тем не менее,
некоторые половые особенности самосознания
весьма устойчивы. Так, мальчики во всех
возрастах склонны считать себя более
сильными, энергичными, властными и
деловыми, чем девочки. При этом
мальчики-подростки нередко переоценивают
свои способности и свое положение среди
сверстников, не любят признавать свои
слабости и недостаточно прислушиваются
к информации, которая противоречит их
завышенной самооценке. Девочки более
самокритичны и чувствительны. Они
гораздо больше мальчиков озабочены
тем, что о них думают другие, значительно
более ранимы, чувствительны к критике,
насмешкам и т. д. Склонность девочек
видеть себя более интроспективными и
чувствительными подтверждается и
другими данными, например сравнением
дневников юношей и девушек. Не говоря
о том, что девочки раньше начинают вести
дневники и делают это гораздо чаще и
систематичное мальчиков, девичьи
дневники отличаются большей интимностью.
Это, как правило, описание и анализ
собственных чувств и переживаний,
особенно любовных, сплошной разговор
с собой и о себе.
Юношеские дневники
более разнообразны и предметны, в них
шире отражаются интеллектуальные
увлечения и интересы авторов, их
практическая деятельность; эмоциональные
переживания описываются юношами более
скупо и сдержанно.
Таким образом, анализ показал, что вследствие гендерных стереотипов, поведение юношей и девушек различается. Люди в различной степени подчиняются традиционному гендерному поведению. На такое поведение влияет огромное количество внешних факторов с самого рождения: наблюдение за поведением наших родителей и других взрослых, подражание людям своего гендера, игра в определенные игры. Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности, которые не остаются без внимания. Так и подростки, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаются с тем что, предписывает им общество.
Половая
дифференциация представляет одну из
актуальных проблем в изучении
социально-психологических процессов
и явлений различных прикладных областей
социальной психологии. Между тем
исследование психологии половых различий
в этом возрасте только еще начинается.
Интерес представляет исследование,
выявляющее особенности самосознания
представителей разных полов подросткового
возраста.
В соответствие с этим, мы попытаемся провести эмпирическое исследование особенностей самосознания юношей и девушек подросткового возраста.
Проблема гендерных различий в современном мире На пути к гендерному равенству
Проблема гендерных различий в современном мире На пути к гендерному равенству
База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023 | Главная страница Автореферат Анализ Анкета Биография Глава Диплом Дипломная работа Диссертация Доклад Задача Закон |
Чтобы понять величину психологических различий между женщинами и мужчинами, нужно увидеть лес и деревья
. 2022 сен; 17 (5): 1339-1358.
дои: 10.1177/17456916211046006. Epub 2022 9 мая.
Элис Х Игли 1 , Уильям Ревель 1
принадлежность
- 1 Факультет психологии Северо-Западного университета.
- PMID: 35532752
- PMCID: PMC9442632
- DOI: 10.1177/17456916211046006
Бесплатная статья ЧВК
Элис Х. Игли и др.
Перспектива Psychol Sci.
2022 Сентябрь
Бесплатная статья ЧВК
. 2022 сен; 17 (5): 1339-1358.
дои: 10.1177/17456916211046006. Epub 2022 9 мая.
Авторы
Элис Х Игли 1 , Уильям Ревель 1
принадлежность
- 1 Факультет психологии Северо-Западного университета.
- PMID: 35532752
- PMCID: PMC9442632
- DOI:
10.
1177/17456916211046006
Абстрактный
Являются ли женщины и мужчины психологически очень похожими или совершенно разными, является спорным вопросом в психологии. Эта статья проясняет этот вопрос, демонстрируя, что большие и меньшие половые/гендерные различия могут отражать разные способы организации одних и тех же данных. Для отдельных психологических конструктов более значительные различия возникают в результате усреднения нескольких показателей, различающихся по полу / гендеру, для получения шкал общей типичности конструкта для женщин по сравнению с мужчинами. Например, усреднение самооценки личностных черт, более типичных для женщин или мужчин, дает гораздо большие половые/гендерные различия в показателях женственности и мужественности личности. Половые/гендерные различия в таких широкомасштабных тематических переменных значительны по сравнению с различиями в составляющих их показателях. Эта повышенная величина эффекта для агрегированных шкал отражает повышение как их надежности, так и достоверности как индикаторов пола/гендера. Кроме того, в психологических областях, таких как профессиональные интересы, которые состоят из многих переменных, по крайней мере некоторые из которых различаются по полу/гендеру, многомерное расстояние между женщинами и мужчинами обычно больше, чем различия по компонентным переменным. Эти анализы способствуют признанию взаимозависимости полового/гендерного сходства и различий в психологических данных.
Ключевые слова: величина эффекта; женственность; гендерные различия; гипотеза гендерного сходства; мужественность; половые различия.
Заявление о конфликте интересов
Декларация о конфликте интересов: Автор(ы) заявили об отсутствии конфликта интересов в отношении авторства или публикации этой статьи.
Цифры
Рис. 1.
Размер эффекта с достоверностью 95%…
Рис. 1.
Величины эффекта с 95% доверительными интервалами для поведенческих вопросов Атенштадта (2003) и поведенческих…
Рисунок 1.Величины эффектов с 95% доверительными интервалами для поведенческих элементов Атенштадта (2003) и шкал поведенческой мужественности и поведенческой женственности.
Рис. 2.
Размер эффекта с достоверностью 95%…
Рис. 2.
Величина эффекта с 95% доверительным интервалом для Gruber et al. (2020) мужественность…
Величина эффекта с 95% доверительными интервалами для Gruber et al. (2020) мужественность и женственность личности, познание и интересы, пункты и шкалы.
Рис. 3.
Диаграмма рассеяния мужского и…
Рис. 3.
Диаграмма рассеивания мужского и женского начал из набора данных Athenstaedt (2003)…
Рис. 3. Диаграмма рассеяния мужских и женских весов из набора данных Athenstaedt (2003) для мужчин (синий) и женщин (красный). Каждая точка представляет отдельного участника, многоточия обозначают 1 SD из группы центроидов, а стрелка между эллипсами представляет расстояние Махаланобиса ( D ) между двумя центроидами. Каждый график включает одномерные распределения для двух групп и Коэна d между средними группами. Общая корреляция между шкалами составляет -0,08, а совокупная внутригрупповая корреляция составляет 0,45.
Рис. 4.
Точечная диаграмма Грубера и…
Рис. 4.
Диаграммы рассеяния Gruber et al. (2020) мужская и женская шкалы личности,…
Рис. 4. Диаграммы рассеяния Gruber et al. (2020) мужские и женские шкалы личности, познания, интересов и деятельности, и все три вместе взятые. Три подобласти и общие оценки Gruber et al. (2020) набор данных для мужчин (синий) и женщин (красный). Каждая точка представляет отдельного участника, многоточия обозначают 1 SD из группы центроидов, а стрелка между эллипсами представляет расстояние Махаланобиса ( D ) между двумя центроидами. Каждый график включает одномерные распределения для двух групп и Коэна d между средними группами. Объединенные внутригрупповые корреляции составляют -0,16 (вверху слева), 0,04 (вверху справа), 0,10 (внизу слева) и -0,05 (внизу справа).
Рис. 5.
Половые/гендерные различия в межличностных…
Рис. 5.
Половые/гендерные различия в межличностном циркумплексе. Средние величины эффекта ( d на…
Рис. 5. Половые/гендерные различия в межличностном циркумплексе. Средние размеры эффекта (90 141 d 90 142 по размерам межличностного циркумплекса) взяты из метаанализа пяти исследований Lippa (2001). Синие линии указывают на эффекты в мужском направлении, а красные пунктирные линии указывают на эффекты в женском направлении.
Рис. 6.
Шесть аспектов профессиональных интересов…
Рис. 6.
Шесть измерений профессиональных интересов, организованных в модели Голландии (1997 г.). Синий…
Рис. 6.Шесть измерений профессиональных интересов, организованных по модели Голландии (1997 г.). Синие линии указывают на эффекты в мужском направлении, а красные пунктирные линии указывают на эффекты в женском направлении. Обозначения двух осей (люди против вещей и идеи против данных) взяты из Prediger (19).82).
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
Гендерная идентичность и ее последствия для концепций мужественности и женственности.
Спенс Дж.Т. Спенс Дж.Т. Небр Симп Мотив. 1984; 32:59-95. Небр Симп Мотив. 1984. PMID: 6398859 Обзор.
Интерес, личность и сексуальные черты, отличающие гетеросексуальных, бисексуальных и гомосексуальных людей: существуют ли два аспекта, лежащие в основе различий в сексуальной ориентации?
Липпа Р.А. Липпа РА. Arch Sex Behav. 2020 фев; 49 (2): 607-622. doi: 10.1007/s10508-020-01643-9. Epub 2020 27 января. Arch Sex Behav. 2020. PMID: 31989410
Проверка анкеты личных качеств-8: гендерное самовыражение и психические расстройства у населения Германии в 2006 и 2018 годах.
Тибубос А.Н., Оттен Д., Бейтель М.Е., Брелер Э. Тибубос А.
Н. и соавт. Int J Общественное здравоохранение. 2022 18 марта; 67:1604510. doi: 10.3389/ijph.2022.1604510. Электронная коллекция 2022. Int J Общественное здравоохранение. 2022. PMID: 35370535 Бесплатная статья ЧВК.
Различия пола и сексуальной ориентации в личности в Китае.
Чжэн Л., Липпа Р.А., Чжэн Ю. Чжэн Л. и др. Arch Sex Behav. 2011 июнь; 40 (3): 533-41. doi: 10.1007/s10508-010-9700-6. Epub 2010 16 ноября. Arch Sex Behav. 2011. PMID: 21080048
Когда мужчина думает, что у него есть женские черты — конструирование женственности и мужественности: методологические возможности и ограничения.
Вацлавик М. Вацлавик М. Integr Psychol Behav Sci. 2009 г.
, июнь; 43 (2): 126–37. doi: 10.1007/s12124-008-9085-4. Epub 2009 7 января. Integr Psychol Behav Sci. 2009. PMID: 19127390 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Рекомендации
- Айзен И., Фишбейн М. (1977). Отношения отношение-поведение: теоретический анализ и обзор эмпирических исследований. Психологический бюллетень, 84 (5), 888–918. 10.1037/0033-2909.84.5.888 — DOI
- Арчер Дж. (2019). Реальность и эволюционное значение психологических половых различий человека. Биологические обзоры, 94 (4), 1381–1415. 10.1111/брв.12507 — DOI — пабмед
- Афинштадт У.
(2003). О содержании и структуре гендерно-ролевой самооценки: включая гендерно-стереотипное поведение в дополнение к чертам. Психология женщин Ежеквартально, 27, 309–318. 10.1111/1471-6402.00111 — DOI
- Афинштадт У.
- Бем С.Л. (1974). Измерение психологической андрогинности. Журнал консалтинга и клинической психологии, 42, 155–162. 10.1037/h0036215 — DOI — пабмед
- Бут Т.
, Ирвинг П. (2011). Половые различия в 16PF5, критерий инвариантности измерений и средние различия в выборке стандартизации США. Личность и индивидуальные различия, 50 (5), 553–558. 10.1016/j.paid.2010.11.026 — DOI
- Бут Т.
термины MeSH
Проблемы и вопросы исследования гендерных различий
Анастази, А. (1958). Дифференциальная психология, 3-е издание. Нью-Йорк: Макмиллан.
Google Scholar
Арчер, Дж. (1971). Половые различия в эмоциональном поведении: ответ Грею и Баффери. Acta Psychologica, 35, 415–429..
Артикул пабмед Google Scholar
Арчер, Дж. (1976). Биологические объяснения психологических половых различий. В BB Lloyd & J. Archer (ред.), Изучение половых различий. Лондон и Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
Арчер, Дж. (1978). Биологические объяснения стереотипов половых ролей: концептуальные, социальные и семантические вопросы. В книге О. Хартнетта и Дж. Четвинд (ред.), Система половых ролей. Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
Google Scholar
Арчер, Дж. и Ллойд, Б. Б. (1975). Половые различия: биологические и социальные взаимодействия. В Р. Левин (ред.), Child Alive. Лондон: Темпл Смит.
Google Scholar
Арчер, Дж. и Ллойд, Б. Б. (1982). Секс и гендер. Хармондсворт: Пингвин.
Google Scholar
Аргайл, М. и Литтл, Б.Р. (1972). Применяются ли черты личности к социальному поведению? Журнал теории социального поведения, 2, 1–35.
Артикул Google Scholar
Аткинсон, Дж.В. (ред.) (1958). Мотивы в фантазии, действии и обществе: метод оценки и изучения. Принстон, Нью-Джерси: Ван Ностранд.
Google Scholar
Бардвик, Дж. М. (1971). Психология женщин: исследование биокультурных конфликтов. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Google Scholar
Барон Р.А. (1977). Человеческая агрессия. Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar
Белоте, Б. (1976). Мазохистский синдром, истерическая личность и иллюзия здоровой женщины. В С. Кокс (ред.), Женская психология: возникающее «я». Чикаго: Ассоциация научных исследований.
Google Scholar
Бем, С.Л. (1981). Теория гендерной схемы: когнитивный учет полового типирования. Психологический обзор, 88, 354–364.
Артикул Google Scholar
Блок, Дж.Х. (1976а). Спорные выводы о половых различиях. Современная психология, 21, 517–522.
Google Scholar
Блок, Дж.Х. (1976б). Вопросы, проблемы и ловушки при оценке половых различий: критический обзор «Психологии половых различий». Merrill-Palmer Quarterly, 22, 283–308.
Google Scholar
Бауэрс, К.С. (1973). Ситуационизм в психологии: анализ и критика. Психологический обзор, 80, 307–336.
Артикул пабмед Google Scholar
Бример, Массачусетс (1969). Половые различия в понимании на слух. Журнал исследований и разработок в области образования, 3, 72–79.
Google Scholar
Бриссет, М. и Новицкий, С. (1973). Внутренний и внешний контроль подкрепления и реакции на фрустрацию. Журнал личности и социальной психологии, 25, 35–44.
Артикул Google Scholar
Броверман Д.М., Клайбер Э.Л., Кобаяши Ю. и Фогель В. (1968). Роль активации и торможения в половых различиях когнитивных способностей. Психологический обзор, 75, 23–50.
Артикул Google Scholar
Броверман И.К., Броверман Д.М., Кларксон Ф.Е., Розенкранц П.С. и Фогель, С.Р. (1970). Стереотипы половых ролей и клинические суждения о психическом здоровье. Журнал консалтинга и клинической психологии, 34, 1–7.
Артикул пабмед Google Scholar
Браун, Г.В. и Харрис, Т. (1978). Социальные истоки депрессии. Лондон: Тависток.
Google Scholar
Бафери, А.В.Х. и Грей, Дж.А. (1972). Половые различия в развитии пространственных и языковых навыков. В К. Оунстед и Д. К. Тейлор (ред.), Гендерные различия, их онтогенез и значение. Лондон: Черчилль.
Google Scholar
Бернстин, Дж.Н. (1971). Мозг и интеллект: наука применительно к социальной проблеме 1860–1875 гг. XIIe Международный конгресс по истории наук, IX, 13–16.
Google Scholar
Басс, А. Х. (1971). Агрессия окупается. В Дж. Л. Сингере (ред.), Контроль над агрессией и насилием. Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
Басс, А. Х. и Дурки, А. (1957). Инвентарь для оценки различных типов враждебности. Журнал консультационной психологии, 21, 343–349.
Артикул пабмед Google Scholar
Каплан, П. Дж. (1975). Половые различия в асоциальном поведении: методология исследования их порождает или отменяет? Человеческое развитие, 18, 444–460.
Артикул пабмед Google Scholar
Чеслер, П. (1972). Женщины и безумие. Нью-Йорк: Даблдей.
Google Scholar
Чиконе, М.В. и Рубль, Д. Н. (1978). Представления о мужчинах. Журнал социальных вопросов, 34, 5–16.
Google Scholar
Коэн, Дж. (1969). Статистическая сила в поведенческих науках. Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
Кондри, Дж. и Дайер, С. (1976). Страх перед успехом: приписывание причины жертве. Журнал социальных вопросов, 32, 63–83.
Google Scholar
Коннор, Дж. М., Шакман, М. и Сербин, Л. А. (1978). Различия, связанные с полом, в ответ на практику визуально-пространственного теста и обобщение на родственный тест. Развитие ребенка, 49, 24–29.
Артикул пабмед Google Scholar
Коннор, Дж. М. , Сербин, Л. А. и Шакман, М. (1977). Половые различия в реакции детей на обучение зрительно-пространственному тесту. Психология развития, 13, 293–294.
Артикул Google Scholar
Дэвид, Д. С. и Брэннон, Р. (ред.) (1976). Сорок девять процентов большинства: мужская половая роль. Чтение, Массачусетс: Аддисон-Уэсли.
Google Scholar
Доусон, J.L.M. (1972). Влияние половых гормонов на когнитивный стиль у крыс и мужчин. Генетика поведения, 2, 21–42.
Артикул пабмед Google Scholar
До, К. (1976a). Поведение женщин и мужчин. Монтерей, Калифорния: Брукс/Коул.
Google Scholar
До, К. (1976b). Пол: взгляд на процесс атрибуции. В Дж.Х. Харви, У.Дж. Икес и Р.Ф. Кидд (ред.), Новые направления в исследованиях атрибуции. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
До, К. (1977). Половые различия. В Т. Бласс (ред.), Переменные личности в социальном поведении. Нью-Йорк: Эрльбаум.
Google Scholar
Дуглас, JD (1967). Социальные значения самоубийства. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Google Scholar
Эме, Р.Ф. (1979). Половые различия в детской психопатологии: обзор. Психологический бюллетень, 86, 574–595.
Артикул пабмед Google Scholar
Фэйрвезер, Х. (1976). Половые различия в познании. Познание, 4, 231–280.
Артикул Google Scholar
Фешбах С. (1970). Агрессия. В П.Х. Массен (редактор), Руководство Кармайкла по детской психологии. Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Фроди, А. , Маколей, Дж. и Том, П.Р. (1977). Всегда ли женщины менее агрессивны, чем мужчины? Обзор экспериментальной литературы. Психологический бюллетень, 84, 634–660.
Артикул пабмед Google Scholar
Гарай, Дж. Э. и Шинфельд, А. (1968). Половые различия в психических и поведенческих чертах. Монографии по генетической психологии, 77, 169–299.
Google Scholar
Гольдштейн, А. Г. и Чанс, Дж. Э. (1965). Влияние практики на половые различия в результатах теста со встроенными цифрами. Психономическая наука, 3, 361–362.
Google Scholar
Гулд, С.Дж. (1978). Женские мозги. Новый ученый, 80, 364–366.
Google Scholar
Гоув, В. Р. и Тюдор, Дж. Ф. (1972). Половые роли взрослых и психические заболевания. Американский журнал социологии, 78, 812–835.
Артикул Google Scholar
Грей, Дж. А. (1971). Половые различия в эмоциональном поведении млекопитающих, в том числе человека: эндокринные основы. Acta Psychologica, 35, 29–46.
Артикул пабмед Google Scholar
Харрис, LJ (1978). Половые различия в пространственных способностях: возможные экологические, генетические и неврологические факторы. В М. Кинсборн (ред.), Асимметричная функция мозга. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Хайм, А. (1970). Интеллект и личность. Хармондсворт: Пингвин.
Google Scholar
Холтер, Х. (1970). Половые роли и социальная структура. Осло: Universitatsforlaget.
Google Scholar
Хорнер М.С. (1969). Неудачные: яркие женщины. Психология сегодня, 3, 36–38 и далее.
Google Scholar
Хорнер М. С. (1972). К пониманию конфликтов, связанных с достижениями у женщин. Журнал социальных вопросов, 28, 157–175.
Артикул Google Scholar
Хаббард, Р. и Лоу, М. (ред.) (1979). Гены и пол: II. Нью-Йорк: Гордиан Пресс.
Google Scholar
Хатт, К. (1972). Самцы и самки. Хармондсворт: Пингвин.
Google Scholar
Каган, Дж. (1978). Половые различия у человеческого младенца. В Т.Э. Макгилл, Д.А. Дьюсбери и Б.Д. Сакс (ред.), Секс и поведение. Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar
Кесслер, С.Дж. и Маккенна, В. (1978). Гендер: этнометодологический подход. Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Клорман Р., Гастингс Дж. Э., Вертс Т. С., Меламед Б. Г. и Ланг, П.Дж. (1974). Психометрическое описание некоторых специфических опросников страха. Поведенческая терапия, 5, 401–409.
Артикул Google Scholar
Кольберг, Л. (1966). Когнитивный анализ развития представлений и отношений детей о половых ролях. В Э. Э. Маккоби (ред.), Развитие половых различий. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
Google Scholar
Кройц, Л.Э. и Роуз, Р.М. (1972). Оценка агрессивного поведения и уровня тестостерона в плазме у молодого криминального населения. Психосоматическая медицина, 34, 321–332.
ПабМед Google Scholar
Ламберт, Х. Х. (1978). Биология и равенство: взгляд на половые различия. Знаки: Журнал женщин в культуре и обществе, 4, 97–117.
Артикул Google Scholar
Лерке, Р.Г. (1978). Связь с полом: биологическая основа большей мужской изменчивости интеллекта. В Р.Т. Осборн, К. Э. Ноубл и Н. Вейл (ред.), Изменчивость человека: биопсихология возраста, расы и пола. Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
Леви, П. (1967). Существенное значение существенных различий между двумя группами. Психологический вестник, 67, 37–40.
Артикул пабмед Google Scholar
Липшиц, С. (1978). Женщины и психиатрия. В Дж. Четвинд и О. Хартнетт (ред.), Система половых ролей. Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
Google Scholar
Локк, Б.З. и Гарднер, Э.А. (1969). Психические расстройства у пациентов врачей общей практики и терапевтов. Отчет об общественном здравоохранении, 84, 167–173.
Google Scholar
Маккоби, Э. Э. и Джеклин, К. Н. (1974). Психология половых различий. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
Google Scholar
Маккоби, Э. Э. и Джеклин, К. Н. (1980). Половые различия в агрессии: реплика и реприза. Развитие ребенка, 51, 964–980.
Артикул пабмед Google Scholar
Маркус, С. (1974). Другие викторианцы: исследование сексуальности и порнографии в Англии середины девятнадцатого века. Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Маркс, И. М. (1969). Страхи и фобии. Хайнеманн: Лондон.
Google Scholar
Мэй, Р. Б. и Хатт, К. (1974). Модальность и половые различия в памяти припоминания и узнавания. Развитие ребенка, 45, 228–231.
Артикул пабмед Google Scholar
Маккарти, Д. (1954). Развитие речи у детей. В Л. Кармайкл (ред.), Руководство по детской психологии, 2-е издание. Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Макклелланд, округ Колумбия, Аткинсон, Дж.В., Кларк, Р.А. и Лоуэлл, Э.Л. (1953). Мотив достижения. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Книга Google Scholar
МакГи, М.Г. (1979). Пространственные способности человека: психометрические исследования и экологические, генетические, гормональные и неврологические влияния. Психологический бюллетень, 86, 889–918.
Артикул пабмед Google Scholar
Мегарджи, Э.И. (1971). Роль торможения в оценке и понимании насилия. В Дж. Л. Сингере (ред.), Контроль над агрессией и насилием. Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
Мишель В. (1966). Взгляд социального обучения на половые различия. В Э. Э. Маккоби (ред.), Развитие половых различий. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
Google Scholar
Мишель, В. (1970). Типирование пола и социализация. В П.Х. Массен (редактор), Руководство Кармайкла по детской психологии, том 2, 3-е издание. Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Митчелл, Дж. (1974). Психоанализ и феминизм. Лондон: Аллен Лейн.
Google Scholar
Мани, Дж. и Эрхардт, А.А. (1972). Мужчина и женщина, мальчик и девочка. Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джона Хопкинса.
Google Scholar
Моррис, Дж. (1974). Загадка. Лондон: Фабер.
Google Scholar
Оукс, М. (1978). Статистическая оценка психологических данных. Кандидатская диссертация, Университет Халла.
Педерсен Ф.А. и Белл Р.К. (1970). Половые различия у детей дошкольного возраста без осложнений беременности и родов в анамнезе. Психология развития, 3, 10–15.
Артикул Google Scholar
Пенрин, Л.А. и Льюис, М., (ред.) (1978). Перспективы интерактивной психологии. Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar
Поллак, О. (1950). Преступность женщин. Вестпорт, Коннектикут: Публикация Greenwood Press; Перепечатка 1978 года издательства Пенсильванского университета, Филадельфия.
Google Scholar
Рахман, С. (1974). Значения страха. Хармондсворт: Пингвин.
Google Scholar
Рада Р.Т., Законы Д.Р. и Келлнер, Р. (1976). Уровень тестостерона в плазме у насильника. Психосоматическая медицина, 38, 257–268.
ПабМед Google Scholar
Ричмонд, П.Г. (1980). Ограниченная половая разница в результатах пространственного теста с выборкой предподросткового возраста. Развитие ребенка, 51, 601–602.
Артикул Google Scholar
Робинсон, П. (1976). Модернизация секса. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Google Scholar
Роуз, С.П.Р. и Роуз, Х. (1973). «Не корректируйте свой ум, в реальности есть ошибка» — идеология в нейробиологии. Познание, 2, 479–502.
Артикул Google Scholar
Розенталь, Р. (1976). Эффекты экспериментатора в поведенческих исследованиях, 2-е издание. Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Сьюард, Г.В. и Уильямсон, Р.К. (ред.) (1970). Половые роли в меняющемся обществе. Нью-Йорк: Рэндом Хаус.
Google Scholar
Шерман, Дж.А. (1967). Проблемы половых различий в восприятии пространства и аспекты интеллектуальной деятельности. Психологический обзор, 74, 290–299.
Артикул пабмед Google Scholar
Шерман, Дж.А. (1971). О психологии женщины. Спрингфилд, Иллинойс: Чарльз С. Томас.
Google Scholar
Шерман, Дж.А. (1978). Когнитивные различия, связанные с полом: очерк теории и доказательств. Спрингфилд, Иллинойс: Чарльз С. Томас.
Google Scholar
Сиэнн Г. (1977). Половые различия в пространственных способностях у детей: их влияние на теории, объясняющие половые различия в пространственных способностях у взрослых. Кандидатская диссертация, Эдинбургский университет.
Саймон Р.Дж. (1975). Женщины и преступность. Лексингтон, Массачусетс: Lexington Books, DC Health.
Google Scholar
Слукин, В. (редактор) (1979). Страх у животных и человека. Нью-Йорк: Ван Ностранд.
Google Scholar
Смит, П. К. и Грин, М. (1975). Агрессивное поведение в английских детских садах и игровых группах: половые различия и реакция взрослых. Развитие ребенка, 46, 211–214.
Артикул пабмед Google Scholar
Спелц, М.Л. и Бернштейн, Д.А. (1976). Половые различия в боязливости: вербальный отчет, характеристики открытого избегания и требования. Журнал поведенческой терапии и экспериментальной психиатрии, 7, 117–122.
Артикул Google Scholar
Штейн А.Х. и Бейли М.М. (1973). Социализация ориентации на достижение у женщин. Психологический бюллетень, 80, 345–366.
Артикул Google Scholar
Таврис, К. и Офир, К. (1977). Самая долгая война: половые различия в перспективе. Нью-Йорк: Харкорт, Брейс и Йованович.
Google Scholar
Теннов Д. (1976). Психотерапия: опасное лекарство. Нью-Йорк: Doubleday/Anchor.
Google Scholar
Тифер, Л. (1978). Контекст и последствия современных исследований секса: феминистская точка зрения. В Т.Э. Макгилл, Д.А. Дьюсбери и Б.Д. Сакс (ред.), Секс и поведение. Нью-Йорк и Лондон: Пленум.
Google Scholar
Тигер, Т. (1980). На биологической основе половых различий в агрессии. Развитие ребенка, 51, 943–963.
Артикул пабмед Google Scholar
Тресемер, Д. (1975). Измерение «половых различий». Социологическое исследование, 45, 29–32.
Артикул Google Scholar
Тресемер, Д. (1977). Страх успеха. Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar
Тайлер Л.Э. (1965). Психология человеческих различий, 3-е издание. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Google Scholar
Уллиан Д.З. (1976). Развитие представлений о мужественности и женственности. В BB Lloyd & J. Archer (ред.), Изучение половых различий. Лондон и Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
Унгер, Р.К. (1979). К переопределению пола и гендера. Американский психолог, 34 года, 1085–1094.
Артикул Google Scholar
Ванденберг, С.Г. (1975). Источники отклонений в выполнении пространственных тестов. В книге Дж. Элиота и Н. Дж. Салкинда (ред.), Пространственное развитие детей. Спрингфилд, Иллинойс: Чарльз С. Томас.
Google Scholar
Ванденберг С.Г. и Кузе А.Р. (1979). Пространственные способности: критический обзор гипотез основных генов, сцепленных с полом. В М. А. Виттиг и А. К. Петерсен (ред.), Связанные с полом различия в когнитивном функционировании. Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
Waddington, C.H. (1977). Инструменты для мысли. Лондон: Джонатан Кейп.
Google Scholar
Вагман, М. (1967). Половые различия в типах мечтаний. Журнал личности и социальной психологии, 7, 329–332.
Артикул пабмед Google Scholar
Вайц, С. (1977). Половые роли: биологические, психологические и социальные основы. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Уайтинг, Б. и Эдвардс, К.П. (1973). Кросс-культурный анализ половых различий в поведении детей в возрасте от трех до одиннадцати лет. Журнал социальной психологии, 91, 171–188.
Артикул Google Scholar
Викан, У. (1978). Оманский Ксанит (переписка).