Аргументы на тему: Отцы и дети в пьесе «Горе от ума» (А. С. Грибоедов)
Проблема взаимоотношения отцов и детей волновала писателей разных эпох. Каждый по-своему раскрывает эту тему, приходит к определенному выводу. Одним из авторов, размышляющих об этом, стал А.С. Грибоедов. В комедии «Горе от ума» он отразил преемственность поколений, отношение между веком «нынешним» и веком «минувшим».
- (Негативное влияние отцов на своих детей). Родители сильно влияют на мировоззрение своих детей. Нравственные принципы ребенка складываются на основе того мировоззренческих парадигм общества, которым он окружен. К сожалению, иногда это приводит к возникновению отрицательных черт характера. Так, Софья росла в окружении фамусовского общества. Его образуют пустые, безнравственные люди, чья жизнь сводится к «обедам, ужинам и танцам». Они оценивают человека по его состоянию, сам Фамусов говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Безусловно, нельзя сказать, что Софья полностью следует всем «законам» фамусовского общества: вопреки наставлениям отца она влюбляется в бедного слугу Молчалина, считая его романтическим идеалом. Однако в героине отразились черты характера её отца. Вспомним, что фамилия Фамусова – говорящая. Она происходит от латинского слова, означающего «молву». Именно Софья распустила слух о сумасшествии Чацкого. Именно в этом проявилось её сходство с отцом – бездумная молва, сплетни. Таким образом, поведение личности, её взгляды на жизнь во многом зависят от воспитания, полученного в детстве. К сожалению, у безнравственных, пустословных отцов вырастают дети, подобные им.
- (Причина конфликта отцов и детей) Часто между разными поколениями возникает непонимание. В комедии Грибоедова «Горе от ума» консерватизм отцов противопоставляется принципам молодых энтузиастов. В пьесе происходит конфликт века нынешнего и века минувшего. Фамусов (главный представитель века минувшего) живёт по старым традициям своих предков. Для него примером поведения является дядя Максим Петрович, который ради продвижения по службе «сгибался вперегиб». В обществе Фамусова «процветает» карьеризм, правит бал солдафонство. Люди, которые его составляют, пренебрежительно относятся к образованию, даже считают, что науки опасны и вредны. Против общества обывателей выступает молодое поколение, которое представляет Чацкий. Герой распространяет идеи нового века, не приемлет традиции прошлой эпохи. Он не стремится к высокому чину, заявляя, что «чины людьми даются, а люди могут обмануться», не боится высказывать своё мнение, свободно мыслить. Из-за этого происходит неразрешимый конфликт: уходящее поколение не способно изменить свои взгляды на жизнь, придерживается устаревших правил. Однако представители века нынешнего бунтуют против традиций своих предков. Значит, причиной возникновения конфликта между отцами и детьми является столкновение разных жизненных позиций.
- (В чём выражается преемственность поколений? Стоит ли во всем следовать родительским наставлениям?) Для многих детей слова родителей стали законом. Они бездумно следуют заветам отцов, не размышляя о правильности их наставлений. Так, герой пьесы «Горе от ума» Молчалин беспрекословно соблюдает отцовские правила: «угождать всем людям без изъятья», не сметь своего «сужденья произнесть». Это тихий, услужливый человек, который всегда готов подстраиваться под вышестоящих господ. Он врет, терпит жестокое с собой отношение ради получения чина. Так, Молчалин обманывает Софью, встречаясь с ней «по должности». А во время гнева Фамусова он хранит смиренное молчание, не смеет произнести ни слова. Наставления отца определили мировоззрение молодого человека: он не способен свободно выражать своё мнение, считает необходимым унижаться перед людьми высшего сословия. Таким образом, преемственность поколений выражается в соблюдении детьми отцовских заветов. Но слепое подражание может негативно повлиять на будущее представителей новой эпохи. Необходимо уметь различать гуманные наставления и безнравственные советы, уничтожающие человеческую личность.
Автор: Анастасия Сметанова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!literaguru.ru
Конфликт отцов и детей в комедии «Горе от ума» — сочинение
Конфликт отцов и детей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
I Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» — отражение нравов 20-х годов XIX века.
II Конфликт мировоззрений в
1. Столкновение взглядов отцов и детей по актуальным вопросам времени.
а) образование;
б) государственная служба;
в) крепостное право;
г) истинный патриотизм.
2. «Дети» комедии- представители прогрессивно мыслящей молодежи.
3. Чацкий — борец с фамусовским обществом.
III Современнось конфликта «отцов» и «детей».
Проблема «отцов и детей» стара, как мир. Кто же ссорился со своими родителями? Кто же твердил им в который раз, что они не правы? Отец и мать дали нам жизнь, воспитали нас, выполняли наши капризы и теперь выслушивают наши эгоистичные обвинения! Вместо благодарности они слышат упреки в том, что они отходящее поколение с устарелыми взглядами и идеями. Да, эта проблема стояла давно и остается актуальной по сей день.
Еще в начале девятнадцатого века эту тему затронул А. С. Грибоедов в своем произведении «Горе от ума». Здесь конфликт раскрывается через образы представителей старого и нового миров, Фамусова и Чацкого, из споров которых мы и узнаем об основных проблемах того времени. Хотя к молодому поколению и относятся Молчалив с Софьей, по взглядам они часть фамусовского общества, которому противопоставлен Чацкий. Итак, конфликт «отцов и детей» сводится здесь к конфликту общества и человека, старых идей с новыми.
В монологах Чацкого и Фамусова раскрывается отношение обоих поколений к жизни, к ее ценностям, к службе и к родине. «Отцы» привыкли выслуживаться, унижаться перед начальством и такими способами добиваться высокого звания и положения в обществе. Новое же поколение в лице Чацкого пытается достичь всего этого своими силами, получив образование и честно работая. Но такие способы фамусовская Москва не принимает и нарекает революционно настроенного молодого человека сумасшедшим.
В данном романе «отцы» — отрицательные герои, предмет насмешек Грибоедова и читателей. Чацкий же выглядит одиноким и непонятым представителем нового поколения, сумевшим поднять лишь бурю в стакане воды.
У Грибоедова роман заканчивается победой «отцов», оставшихся при своих взглядах и лишь немного обеспокоенных и взбудораженных нарушением привычного течения жизни
Проблема «отцов и детей», так полно и ярко раскрытая Грибоедовым, стоит перед нами и сейчас. Это вечная проблема, ведь и мы когда-нибудь будем родителями, а наши дети будут не понимать нас, как мы сейчас не понимаем своих отцов и матерей. Но причины конфликтов надо попытаться найти в себе, в своих поступках и мыслях, а не в различии взглядов «отцов и детей».
Для начала определимся, что же все-таки подразумевается под проблемой «отцов и детей». Для одних это проблема на бытовом уровне: как родителям и детям найти друг с другом взаимопонимание. Для других это вопрос более обширный: проблема мировоззрений и поколений, которая возникает у людей, не обязательно связанных кровными узами. Они сталкиваются из-за того, что имеют различное отношение к жизни, по-разному смотрят на мир.
Иначе представлен конфликт поколений в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В основе этого конфликта лежит спор между Чацким и Фамусовым — представителями разных эпох, разных поколений. Позиция Чацкого по отношению к обществу Фамусова: «Что старее, то хуже». Но грань между поколениями в этом произведении довольно развита, основной мыслью комедии является конфликт мировоззрений. Ведь и Молчалин, и Софья, и Чацкий принадлежат к одной эпохе, «веку нынешнему», но по взглядам своим Молчалин и Софья являются членами фамусовского общества, а Чацкий — представителем новых веяний. По его мнению, лишь новый ум является «алчущим познаний» и склонным «к искусствам творческим». По-прежнему «отцы» отстаивают вековые устои, являются противниками прогресса, а «дети» жаждут знаний, стремятся найти новые пути развития общества. «Горе от ума» — главное произведение А.С.Грибоедова. он работал над пьесой несколько лет. Окончательная редакция текста была завершена осенью 1824 года. Однако впервые «Горе от ума» было поставлено на сцене в 1831 году, а опубликовано с очень серьезными цензурными искажениями только в 1833 году. Комедия распространялась в рукописных списках, пользовалась популярностью в декабристских кругах. Непростая судьба пьесы объясняется тем, что в ней автор отразил конкретную историческую ситуацию и поставил злободневные проблемы: рабства и свободы, просвещения и воспитания, независимости личности, чести и бесчестия и т.п. С точки зрения проблематики центральный конфликт в пьесе – это конфликт между граждански активной личностью и общественно-пассивным, реакционным большинством, между Чацким и фамусовским обществом. Группу, которая противостоит главному герою, принято называть поколением «отцов». Это определение указывает не столько на возраст, сколько на идеологические принципы, которых придерживаются фамусовцы.
«Отцы» в пьесе –
Противники Чацкого выступают против образованности. Например, Фамусов, как и все «отцы», отождествляет «ученость» с «вольнодумством». В просвещении он видит огромную опасность:
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
Полковник Скалозуб разделяет отношение Фамусова к просвещению. Образованность не представляет для него никакой ценности: «Ученостью меня не обморочишь». Скалозуб не в состоянии понять «блажь» двоюродного брата, который «набрался каких-то новых правил» и вместо того, чтобы выслужить чины и награды вышел в отставку и «в деревне книги стал читать». На балу у Фамусова он объявляет:
Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А книги сохранят так, для больших оказий.
Репетилов, в отличие от других представителей фамусовского общества, на словах – горячий поклонник «учености». Но просветительские идеи, которые проповедует Чацкий, он окарикатуривает и опошляет, призывая, например, чтобы все учились «у князь-Григория», где «напоят шампанским на убой». Репетилов все же проговорился: поклонником «учености» он стал только потому, что ему не удалось сделать карьеру («И я в чины бы лез, да неудачи встретил»). Просвещение, с его точки зрения, — лишь вынужденная замена карьере. Загорецкий на балу принимает участие в обмене мнениями о вреде просвещения, однако тут он придерживается более либеральных позиций по сравнению с Фамусовым и Скалозубом:
Нет-с, книги книгам рознь. А если б между нами,
Был ценсором назначен я, на басни бы налег; ох! басни – смерть моя!
Насмешки вечные над львами! над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари.
Загорецкий смертельно боится прослыть вольнодумцем. Он прекрасно понимает, что за аллегориями в баснях скрывается осуждение сильных мира. А «отцы» — это как раз те люди, которые стремятся к продвижению вверх.
Отношение к службе – главный вопрос для фамусовского общества. Все в этом кругу стремятся дойти «до степеней известных», желают обеспечить себе безбедное существование, высокое положение в обществе. Путь к процветанию – чинопочитание, угодливость. По мнению Фамусова, достойный пример для подражания «покойник дядя» Максим Петрович, сделавший удачную придворную карьеру («при государыне служил Екатерине»). Он имел надменный нрав, но, если того требовали интересы карьеры, умел ловко «подслужиться» и легко «сгибался в перегиб». Именно эту науку продвижения по служебной лестнице отлично усвоил Молчалин. Он тоже убежденный консерватор и считает, что без покровителей не добиться высоких чинов. Он знает формулу успеха:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить…
Для успешной карьеры в фамусовском обществе необходимо не только угождать, но и использовать родственные связи. Фамусов, например, всегда готов «порадеть родному человечку». Все члены фамусовского общества хотят «и награжденья брать, и весело пожить».
Чацкий разоблачает нравы
Гости в доме Фамусова воплощают ограниченность, косность, ханжество, пошлость, праздность. Для Чацкого они сливаются в «мучителей толпу». В этом обществе не брезгуют доносчиком, сплетником и картежным шулером Загорецким, уважают вздорных Хрюминых, боятся деспотичной Хлестовой, снисходительно относятся к угодливости Молчалина, к тупости Скалозуба, к болтливости Репетилова. И лишь одного не выносят – ума, нравственного превосходства Чацкого. Автор обличает, осуждает «отцов» и считает, что необходима непримиримая борьба с их безнравственной жизненной философией. Я считаю, что комедия А.С.Грибоедова не потеряла своей актуальности, потому что от социальных и нравственных пороков очень сложно избавиться.
myunivercity.ru
Сочинение на тему «Отцы и дети в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»»
Сочинение на тему «Отцы и дети в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”»
Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе.
Столкновение “веков нынешнего и минувшего”. А. С. Грибоедов эту тему раскрыл в комедии “Горе от ума”, А.Н. Островский в драме “Гроза”, ее отголоски можно встретить у Пушкина и многих других русских классиков. Писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Современники И. С. Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение. Но роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.
Вечен ли конфликт отцов и детей? Все дети любят своих родителей. Хотя малыши иногда капризничают и не слушаются, все-таки для них мама — самая добрая и красивая, а папа — самый сильный и умный. Но дети подрастают, и почти в каждой семье возникает какое-то непонимание, а нередко разгорается конфликт между старшим и младшим поколением. Почему это происходит? Почему родные, близкие люди не чувствуют себя комфортно рядом друг с другом, не могут или не даже хотят находиться вместе? Это вопросы не сегодняшнего дня: проблема существует на протяжении веков и, к сожалению, не только не решена, но все более и более усугубляется. Конфликт «отцов и детей», конечно же, не мог не попасть на страницы произведений русских писателей.
В 19 в. И.С. Тургенев именно так и назвал один из своих значительных романов — «Отцы и дети». Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века — показано в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. В основном писатель говорит о столкновении идей, о житейской ситуации, близкой любому человеку: о взаимоотношениях Евгения Базарова и его родителей.
Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к своим родителям: с одной стороны, он признается, что любит их, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют, прежде всего, его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.
Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами, как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.
Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. Проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.
Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и. Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете, Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”.
При всем этом, именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Василий Иванович и Арина Власьевна, безумно любят единственного сына. Когда после долгой разлуки он приезжает к ним, они надышаться не могут на своего «Енюшеньку», не знают, чем накормить и куда посадить сыночка. Отец испытывает нескрываемую радость и гордость, когда Аркадий называет Базарова «одним из самых замечательных людей, с которыми он когда-либо встречался». А что же Базаров? Испытывает ли он такие же чувства по отношению к старикам? Он любит родителей, но резко судит, называя их жизнь ничтожной, смердящей. Такое существование вызывает в нем скуку и злость. Не прожив в семье и двух дней, Евгений собирается уезжать: ему мешают отцовское обожание и материнские хлопоты. В последние трагические моменты своей жизни Базаров окружен любовью родителей и говорит о них с нежностью: » Ведь таких людей, как они, днем с огнем не сыскать…» Куда бы ни стремился герой, каких целей ни ставил бы перед собой, а хватило у него душевного тепла, чтобы перед смертью отдать старикам должное. Любовь смягчает взаимоотношения родителей с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. “Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами… Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Базаров похоронен в этой могиле… К ней… приходят два уже дряхлых старичка…”
Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, то она не так не глубока. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.
Молодым всегда кажется, что родители — «люди отставные, и их песенка спета», что все новое, интересное находится за пределами родного дома. Что они, молодые, сделают много больше и лучше, чем их предки. Конечно, это так и должно быть, иначе жизнь стояла бы на месте! Но должно оставаться чувство душевной привязанности к родителям и дому, чувство искренней благодарности ко всему, что дали ему старшие.
Как стало ясно в конце произведения, все реакции были показными. Он был абсолютно нормальный, любящий и хороший человек, просто для того чтобы выделиться из толпы, выбрал такой неординарный способ. Более того, в письме к Одинцовой герой не забыл упомянуть своих стариков, умоляя приглядывать за ними. Следующие строки свидетельствуют именно о его любви к родителям: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».
Писатели показывают, что в основе извечного конфликта лежит обыкновенная чёрствость и неблагодарность детей.
Жизнь непроста: родителям и детям нельзя прожить, никогда не споря, не ссорясь, не обижая друг друга. Но если те и другие будут помнить, что они — это одно звено в бесконечной цепочке поколений, что жизнь — крепко связанные звенья этой цепи, что всё держится на любви, доброте, взаимопонимании, то, может быть, исчерпает себя давний конфликт поколений, а люди на земле будут счастливее.
infourok.ru
Сочинение: Проблема «отцов и детей» в комедии Грибоедова Горе от Ума
«Отношения между родителями и детьми столь же трудны и драматичны, как отношения между любящими…» (А. Моруа)
Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей» неизбежно встает перед каждым из нас в определенный период жизни. И зачастую здесь возникают конфликты, непонимание, обиды и ссоры. Как заметил А. Моруа, «отношения между родителями и детьми столь же трудны и драматичны, как отношения между любящими…».
Проблема «отцов и детей» обозначается в русской литературе уже в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Причем конфликт поколений интерпретируется автором и как конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», и как извечное противостояние близких людей.
Мотив этот задает Чацкий, возвратившись в дом Фамусова, который был для него родным. Выражая передовые взгляды своего времени, он обрушивается на «век отцов» со всем пылом своего темперамента, максимализмом молодости. Речи его пафосны, порой язвительны и саркастичны:
Где? Укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Критикуя «век минувший», этот герой не слишком церемонится с людьми, воплотившими старую эпоху. Так, Фамусов, человек, заменивший ему отца, становится едва ли не главным врагом Чацкого, основным его идейным противником. И это поистине парадоксально: думается, именно этим обусловлена особая острота конфликта героев. Чацкий чувствует себя совершенно свободно в доме Фамусова (он вырос в этом доме), и ощущая, безусловно, это родство, герой ведет себя так, как можно позволить вести себя только с близкими людьми — вдвойне, втройне язвительно, порой бестактно. Так, пытаясь прояснить намерения Чацкого, Фамусов задает ему вполне естественный для отца взрослой дочери вопрос: «Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?». Характерен ответ Чацкого: «А вам на что?» Далее следует остроумное замечание Фамусова:
Меня не худо бы спроситься,
Ведь я ей несколько сродни,
По крайней мере искони Отцом недаром называли.
Это чувство отцовства распространяется у Фамусова не только на Софью, но и, пожалуй, на Чацкого. Именно поэтому Павел Афанасьевич так снисходителен и терпелив в отношениях с ним в начале комедии. Отсюда же — наставления Чацкому:
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Точно так же Фамусов ведет себя и с собственной дочерью. Он пытается устроить ее судьбу, исходя из собственных представлений о счастье, комфорте, благополучии. По мысли Фамусова, это — хорошая, выгодная партия, к примеру, брак с полковником Скалозубом. «Как все московские, ваш батюшка таков; Желал бы зятя он с звездами да с чинами…» — замечает Лиза. Однако Чацкий и Софья критически оценивают жизненную философию Фамусова. Первый замечает, что «начал свет глупеть», вторая же своенравна и самостоятельна, она имеет свои собственные (во многом книжные, романтические) представления о счастье. Конфликт «отцов и детей» достигает своего апогея в двух сценах комедии — в сцене бала и в сцене ночного свидания Софьи. Фамусов возмущен и поведением Чацкого, его вольнодумством, и поведением собственной дочери, нарушившей светские приличия. Исходом этого конфликта становится полный разрыв Чацкого с московским миром («Вон из Москвы! сюда я больше не ездок») и вынужденная изоляция Софьи («В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов»).
Таким образом, все герои терпят фиаско в сфере любви и семьи. Чацкий, герой, выражающий авторские взгляды и прогрессивные идеи, оказывается совершенно беспомощным в этой области. Открещиваясь от «отцов», он, по сути, отрицает и «детей»: «Чтоб иметь детей, кому ума недоставало?».
Как отмечали исследователи, «Чацкий весь сосредоточился на своем Я и в простоватой злобе отвергает все, что было до и будет после него. Между тем в самом Чацком много родовых черт отцов-фамусовых, а его характер словно в пику претензиям на новаторство воспринимают именно в отражении предков: “По матери пошел, по Анне Алексеевне, покойница с ума сходила восемь раз”». Герой внутренне боится брака, он везде говорит о своей любви к Софье, но нигде — о желании иметь семью.
Таким образом, Грибоедов представляет нам неизбежный конфликт поколений. «Дети» в его комедии своенравны, видя в жизни «отцов» «подлейшие черты» и полностью отрицая «век минувший». «Отцы» же не понимают (и не пытаются понять собственных детей. Будучи не в силах выйти из привычного круга своих представлений о жизни, они озабочены лишь следованием собственной морали, определяющейся общественным мнением.
sochineniye.ru
| / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Основной конфликт комедии »Горе от ума» Комедия Грибоедова «Горе от ума» — выдающееся произведение русской литературы. Основная проблема произведения — проблема двух мировоззрений: «века минувшего», защищающего старые устои, и «века нынешнего», выступающего за решительные перемены. Различие в мировоззрении старого московского барства и передового дворянства в 10-20-е годы 19 столетия составляет основной конфликт комедии. Добавил: SPRiTE
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Основной конфликт комедии »Горе от ума» | Смотрите также по произведению «Горе от ума»: |
www.litra.ru
| / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Грибоедов А.С. Горе от ума Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1822-1824 годах. Но до сих пор это произведение не сходит со сцен всех театров России, крылатые выражения из него находятся в обиходе русских людей, а герои этого произведения во многом стали нарицательными. В чем же причина такой популярности и «молодости» этой комедии?
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Грибоедов А.С. Горе от ума | Смотрите также по произведению «Горе от ума»: |
www.litra.ru
Сочинение ««Век нынешний» и «век минувший». Спор поколений в комедии «Горе от ума».»
План
- Фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»
- Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина.
- «Век нынешний» в пьесе «Горе от ума». Образ Чацкого.
- Выводы
Фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»
Комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. В пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. Главный герой «Горя от ума» Александр Андреевич Чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим». Также представлен в комедии «Горе от ума» спор поколений. Что представляет собой каждая из сторон, каковы их взгляды и идеалы, позволит понять анализ «Горя от ума».
«Век минувший» в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. Главным представителем консервативного дворянства является Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. Он управляющий в казенном доме. Его дочь Софья с самого детства воспитывалась им, т.к. мать ее умерла. Их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в «Горе от ума».
В первом действии Фамусов застает Софью в комнате с Молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. Ему не нравится поведение дочери, и Фамусов начинает читать ей мораль. В его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить». К иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было «числом поболее, ценою подешевле».
Однако Фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. В связи с этим в пьесе «Горе от ума» проблема отцов и детей становится еще острее. О себе Фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но такой ли он хороший пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения Софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой Лизой? Для Фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете. И если дворянское общество не судачит о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. Даже Лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме Фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с Молчалиным, а от общественных пересудов: «Грех не беда, молва не хороша». Эта позиция характеризует Фамусова как морально разложившегося человека. А имеет ли безнравственный человек право рассуждать о нравственности перед своей дочерью, да еще и считаться примером для нее?
В связи с этим напрашивается вывод, что для Фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. Причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды.
Люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели».
Этот принцип обхождения с людьми Фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. «Кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери. Чувство любви не имеет никакой силы, оно презирается этим обществом. Расчет и выгода господствуют в жизни Фамусова и его сторонников: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених». Такая позиция порождает отсутствие свободы этих людей. Они заложники и рабы своего собственного комфорта: «Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы?»
То, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. И это уже не просто спор поколений в произведении «Горе от ума», а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон. С большим восхищением Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и был «весь в орденах». Чем заслужил он свое высокое положение в обществе? Однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком. Увидев улыбку на лице самодержицы, Максим Петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор. Такое умение «подслужиться», по мнению Фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример.
Своей дочери Фамусов прочит в женихи полковника Скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». Он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь Фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с звездами и чинами».
Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина.
Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» не определяется и не ограничивается в комедии «Горе от ума» темой отцов и детей. Например, Молчалин, принадлежа по возрасту к молодому поколению, придерживается взглядов «века минувшего». В первых явлениях он предстает перед читателем в качестве скромного возлюбленного Софьи. Но он, как и Фамусов, очень опасается, как бы о нем не сложилось дурного мнения в обществе: «Злые языки страшнее пистолета». По мере развития действия пьесы раскрывается истинное лицо Молчалина. Оказывается, что с Софьей он «по должности», то есть для того, чтобы угодить ее отцу. На самом деле он больше увлечен служанкой Лизой, с которой ведет себя куда раскованнее, чем с дочерью Фамусова. Под немногословностью Молчалина скрывается его двуличие. Он не упускает возможности на званом вечере проявить свою услужливость перед влиятельными гостями, ведь «надобно ж зависеть от других». Этот молодой человек живет согласно правилам «века минувшего», а потому «Молчалины блаженствуют на свете».
«Век нынешний» в пьесе «Горе от ума». Образ Чацкого.
Единственным защитником иных взглядов на затрагиваемые в произведении проблемы, представителем «века нынешнего», является Чацкий. Он воспитывался вместе с Софьей, между ними была юношеская любовь, которую герой и в момент событий пьесы хранит в своем сердце. Чацкий три года не был в доме Фамусова, т.к. странствовал по свету. Теперь он вернулся с надеждами на взаимную любовь Софьи. Но здесь все переменилось. Возлюбленная встречает его холодно, а его взгляды в корне расходятся со взглядами фамусовского общества.
На призыв Фамусова «поди-тка послужи!» Чацкий отвечает, что служить-то он готов, но только «делу, а не лицам», а вот «прислуживаться» ему вообще «тошно». В «веке минувшем» Чацкий не видит свободы для человеческой личности. Он не желает быть шутом для общества, где «тот и славился, чья чаще гнулась шея», где человека оценивают не по личным качествам, а по тем материальным благам, которыми он обладает. И вправду, как можно судить о человеке лишь по его чинам, если «чины людьми даются, а люди могут обмануться»? Чацкий видит в фамусовском обществе врагов свободной жизни и не находит в нем образцов для подражания. Главный герой в своих обличительных монологах в адрес Фамусова и его сторонников выступает против крепостного права, против рабской любви русских людей ко всему иностранному, против чинопоклонничиства и карьеризма. Чацкий – сторонник просвещения, творческого и ищущего ума, способного действовать в согласии с совестью.
«Век нынешний» уступает в пьесе «веку минувшему» по численности. Только поэтому Чацкий обречен на поражение в этой битве. Просто пока не наступило время чацких. Раскол в дворянской среде лишь наметился, но в дальнейшем прогрессивные взгляды главного героя комедии «Горе от ума» дадут пышные всходы. Сейчас же Чацкий объявлен сумасшедшим, ведь обличительные речи безумного не страшны. Консервативное дворянство, поддержав слух о безумии Чацкого, лишь на время оградили себя от перемен, которых они так боятся, но которые неизбежны.
Выводы
Таким образом, в комедии «Горе от ума» проблема поколений не является основной и отнюдь не раскрывает всей глубины конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим». Противоречия двух лагерей кроются в разнице их восприятии жизни и устройства общества, в разных способах взаимодействия с этим обществом. Этот конфликт нельзя решить словесными баталиями. Только время и череда исторических событий естественным образом сменит старое на новое.
Проведенный сравнительный анализ двух поколений поможет учащимся 9 классов описать конфликт «века нынешнего» с «веком минувшим» в своём сочинении на тему ««Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» Грибоедова»
«Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» Грибоедова – материалы сочинения на тему спора поколений | источник
sochinenie-o.ru