| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
© 2006-2023 Издательство ГРАМОТА разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru |
Проблема смысла жизни в контексте экзистенциальной антропологии
Названцев Денис Сергеевич,Студент,Донской государственный технический университет, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) в г.
Проблема смысла жизнив контексте экзистенциальной антропологии
Аннотация.В данной статье приводятся рассуждения об одном из извечных вопросов человечества о смысле жизни. Рассматриваются различные точки зрения относительно данного вопроса, в пример приводятся уже накопленные человечеством знания, также входят во внимание рассуждения о науке и религии, их роли в осознании смысла жизни человека. Проанализированы характерные особенности соотношенияфилософской антропологии и экзистенциализма. На основе компаративистского подхода рассмотреноэкзистенциальноантропологическое учение Ж.П. Сартра и Н.А. Бердяева. Ключевые слова:философская антропология, экзистенциализм, проблема человека, существование, смысл бытия, личность, смысл жизни.
Очень часто мы так заняты своими делами, учебой, развлечениями, что даже нет времени подумать для чего мы живем. Есть ли смысл в том, что мы делаем, смысл в нашей жизни? Наверняка каждый из нас хотя бы раз в жизни (а то и не один раз) ставил его перед собой, пытаясь найти ответ. Это вопрос фундаментальный, ответ на который в настоящее время неизвестени один из самых сложных вопросов, перед которым стояло человечество в течение всей истории своего существования. Безосознаниясмысла жизнимы не можемстатьсчастливыми.Именно об этом в ©Легенде о великом инквизитореªпишет Ф.М. Достоевский: ©Ибо тайна человеческого бытия не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить.Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на землеª[1, с.279].В данной статье автор предпринимает попытку анализа категории ©смысл жизниª применительно к экзистенциальным проблемамчеловека, рассматривая его сквозь призму экзистенциальной антропологии. Многие современные представления о смысле жизни восходят еще к идеям прошлого. Более того, смысложизненные концепции, являясь неотъемлемой частью духовной культуры общества, не могутплодотворно исследоваться в отрыве от породившей их социокультурной ситуации мировоззрения конкретного общества и конкретной исторической эпохи, с их стереотипами, ценностными представлениями и проблемами. Большинство людей, находят смысл жизни в религии. В Библии сказано, что смысл жизни человека в спасении души. Богослов и философ раннего средневековья Августин Блаженный писал: ©Скажи мне по милосердию Твоему, Господи. Боже мой, что Ты для меня? «Скажи душе моей: Я спасение твое… Я побегу на этот голос и застигну Тебя»ª[2].Человеку следует вести праведный образ жизни, соблюдать 10 заповедей, быть безгрешными тогда он попадет в рай. В этом кроется много сложностей, ведь безгрешных людей, как известно, не бывает, к тому же, ввиду субъективности восприятия, сделав одному человеку добро мы можем одновременно сделать зло другому человеку. Но что делать людям, которые не верят в Бога? Так как неоспоримые доказательства его существования на данный момент отсутствуют, есть вероятность, что Бога нет. Поэтому, очевидно, рассматривать наше существование с атеистической точки зрения не лишено смысла. Ведь, как говорил Сократ©В споре рождается истинаª. Итак, в чем же искать смысл жизни нерелигиозному человеку? На этот вопрос однозначного ответа нет. Может быть,ответ на этот вопрос возможно найти, раскрыв самую большую загадку науки вопрос о происхождении Вселенной? Рассматривая нашу Вселенную с точки зрения науки, можно заметить, как все связано между собой, одно вытекает из другого и подругому быть не может. Все настолько логично, что возникает мысль о том, что вся наша Вселенная все же чьёто творение. Об этом свидетельствует антропный принципотом, что наблюдаемые свойства вселенной связаны со значениями ряда фундаментальных констант. Если бы их значения хотя бы немного отличались, то существование нашей вселенной было бы невозможным.Человечество развивается очень быстро, этому свидетельствует тот факт, что большинство научных открытий было сделано за последние 5070 лет. Так, в 1986 году немецким физиком Дж. Беднорзом и швейцарским физиком К. Мюллером было открыто явление сверхпроводимости. А в 2006 году завершился международный научный проект ©Человеческий геномª, в результате был полностью расшифровать геном человека. Нам становятся доступны ответы на вопросы, которые раньше считались неразрешимыми. Таким образом, вполне возможно, что мы приближаемся к пониманию смысла нашего существования. Ученые проводят множество различных экспериментов, о которых раньше даже не могли подумать. Например, в 2013 году на большом адронном коллайдере был обнаружен бозон Питера Хиггса. С развитием техники растет ее вычислительная мощность, что, в свою очередь, позволяет ставить еще более сложные эксперименты. Так как знания и возможности человечества растут по экспонентето, вполне возможно, что скоро мы получим ответ на вопрос о том, что же происходило до большого взрыва (начала времени). И, конечно, хотелось бы надеяться, что это даст нам ответ на вопрос, в чем смысл жизни. Таким образом, ктото может найти смысл жизни в развитии науки, в ее постижении. Существуетидея о поискесмысла жизни вактивном служении обществу, во внесениизначимоговкладавкультуру, в науку. Для иллюстрации этого можно сослаться на пример супругов Кюри, которые, чтобы поставить атомына службу человечеству, занимались с риском для своей жизни исследованиям опасных радиоактивных веществ. Ценой собственной здоровья (известно, что Мария Кюри заболела раком), супруги заложилиосновы для рентгенодиагностики, что позволило более точно и своевременно определять диагноз болезни, а затем существенно повысило эффективность лечения, тем самым спасая или продлив жизнь миллионов людей.Таких примеров по различным сферам деятельности человека можно приводить множество. И всех их объединяет то, что люди, которые оставили свойвыдающийся след в истории, полностью отдавались делу своей жизни, выполняли миссию, отведенную им судьбой, наполняли свою жизнь высоким смыслом.Итак, проблема понимания смысла жизни человека, прояснения его содержания и значимыхочертаний, становится проблемой междисциплинарной. Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: религиозный, философский, этический, социологический, социальнопсихологический. Философия, выполняя свою традиционную миссию, должна, с одной стороны, найти общее в различных направлениях решения смысложизненнойпроблемы, дать общую картину ©истинного положения делª, а с другой выявить имеющиеся лакуны и наметить возможные перспективы, предложить проект желаемого, должного состояния. Проблемасмысла жизничеловека, как основной предмет исследования в историкофилософском дискурсе, оказалась в центрефилософскоймысли ХХ века философской антропологии и экзистенциализме. Человека начали изучать каксамодостаточную часть культуры и общества, как многоплановый, мыслящий, творческий субъект, а ее жизненныймир как поле активного самореализации и реализации. Представители философской антропологии М. Шелер, А. Гелен,Г.Плеснер пытались вывести целостное понятие человека путем примененияданныхи толкованияв аспектеразличных наук.Напротив, в экзистенциализме,(М. МерлоПонти,К. Ясперс, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, Н.А.Бердяеви другие)в исследовании проблемы человека выходят из егосуществования, состояния сознания ипереживаний.Сегодня проблемы, стоявшие перед философской антропологией и экзистенциализма в первой третиXX веков, ещё нельзя назвать вполне изжитыми, напротив, острота их только усиливается. Круг смысложизненныхвопросов, порожденных духовным переломом рубежа веков, продолжает оставаться насущным и сейчас. Философская антропология и философия экзистенциализма, объединяясь, является общим источником ипрочным фундаментом для раскрытия проблемы поиска смысла жизни человеком в его многомерности. Поэтому экзистенциальнаяантропология представляет собойонтологию человека, для которой центральной идеейявляется учение о смысле человеческого бытия, возможностиего осмысления и постижения.Философия всегда проявляла интерес к человеку как таковому, к его собственному познаниясамого себя, ведь вкаждой философской системечеловек определенным образом находится в основе философских запросов. Философскаяантропология и экзистенциализм не создают образ человека в определенных исторических условиях, а, наоборот, ставятвопрос о сущности человека, находящейся в вечной изменчивости и трансформации. Человека трактуют как личность, он выступает жизненным потоком, переменным и прогрессивным в своем развитии. Современная экзистенциальноантропологическая ситуация разворачивается вокругкатегорий человеческого бытия и форм самоопределения человека. Экзистенциальная антропология способна выявитьпроблемное поле человеческого самоопределения в сложном смысловом и деятельностном пространстве современнойкультуры. Антропологические и экзистенциальные мировоззренческие установки находят все новые эвристические возможностидля понимания и осмысления пограничных вопросов бытия. Экзистенциальная антропология, начинаядиалог с наукойи философиейищет новые подходы к освещению таких экзистенциально значимыхвопросов,как феномен человека, модусычеловеческого существования, спецификачеловеческого бытия, смысл жизнии назначение человека. Экзистенциальная антропология как сочетание двух направлений философствования экзистенциализма ифилософской антропологии, несмотря на некоторое отличие в подходах к раскрытию сути человеческого, все женаходит себя на совместном пути к обоснованию специфичности человека в его многомерности. Экзистенциальноантропологический анализ разворачивается в плоскости выявления уникальности экзистенциичеловека, его многоликости и содержательности. Человека надо рассматривать не просто как ©субъект общественных отношений, акак самостоятельный объект философской рефлексии, как своеобразный феномен и поле подлинностиª[3, с. 444].
Современныеэкзистенциальные и антропологические концепции человека имеют четко выраженный антиметафизическиий характер,поскольку стремятся трактовать его в конкретных жизненных ситуациях, в формах индивидуального бытия, состояния иназначения в мире. В своей основе такое видение человека сочетает философские учения Ж.П. Сартра и Н.А. Бердяева. Вместе с тем, находясь на двух разных полюсах экзистенциализма атеистического и религиозного, оба разрабатывают собственный проект антропологической проблематики. Главная задача экзистенциализма Ж.П. Сартра выявить уровни существования для человека, его независимостии неупорядоченность во внешнем, абсурдном мире. Человеческий субъект выступает как бытиедлясебя ( в терминологии М. Хайдеггера), и, в отличие от объекта, он не следует своему существованию, но, наоборот, должен сам продолжать себя в существовании то есть он постоянно выступает как ©причина бытия самого по себеª [4, с. 169]. Развивая идею человека, его глубинное желание состояться, Ж.П. Сартрраскрываетидеи авторства и человеческогопроекта как конституирующиеэлементыбытия. Человеческая субъективность проявляет себя безоговорочным авторомсобственного мира, собственного ©Яª, действий и свободных актов; она является одновременно независимой от любых детерминант,полным отрицанием себя изнутри.Бытие человека осуществляется в свободных ситуациях, возникающих изза личностных факторов выбора идействия. В основе человеческой активности мыслитель видит именно свободу как фундаментальную онтологическую характеристику.Свобода проявляется©тем ничто, которое было в сердце человека и которое заставило человеческую реальность становится вместо бытияª[5, с. 607]. В аспекте рассмотрения смысла жизни человека в достижении свободы уместно вспомнитьмнение французского экзистенциалиста М. МерлоПонти о том, что©Свобода, она, если угодно, везде, но в то же время нигде. Во имя свободы отвергают идею какого бы то ни было обретения, но свобода и становится самым главным приобретением, как бы нашим природным состояниемª[6, с. 551]. Однако,свобода имеет амбивалентный характер: с одной стороны, проявляется в индивидуальном выборе жизнь,утверждения, личности, с другой не возможна вне ценностного выбора, пониманием себя как части мира.В философии атеистического экзистенциализма Ж.П. Сартр выводит на первый план человеческую ситуацию,которой не нужен Бог, ведь личность может его заменить. Человек является свободным и ответственным за себя,других, мир, в котором находится. Целью человека является свободное бытие, а свобода, в свою очередь, возникает как цель самой себя. Свободные акты является не сведенными к объективации, они проявляют себя в борьбе человека за своюаутентичность, достоинство, назначения. Ж.П. Сартр утверждает, что как и бытие, так и ничто связаны между собойи обнаруживаются в человеческом существовании. Человек стремится стать подлинным бытием, стремится к своей положительности,но в связи с тем, что сознание ее пуста, она никогда этого сделать не может и потому черпает свое содержание ссобственного существования. Человек Ж.П. Сартра абсолютно автономный центр, воплощающийв себе божественнуюполноту.Невозможность выполненияэтого желания побуждает его к осознанию абсурдности собственного бытия. Трагизм этогоположения человек преодолевает только с помощью свободной самопрезентациисебя как особого проекта. Экзистенциальный субъект являетсямонолитным, ориентированным не в прошлое, а на будущее. Прошлое его базис, на основе которого он инаправляется в будущее. Поэтому ©для экзистенциалиста человек не поддается определению … Человеком он становитсятолько впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам … нет никакой природы человека, как нетбога, ее задумал бы. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но и такой, каким он хочетстатьª [7, с. 133].
В экзистенциальной философии Н.А. Бердяева антропологическая проблематика направлена на освещениечеловеческойприроды, его уникальности, неповторимости и несведения к любой другой реальности. По мнениюмыслителя, философия видит и выводит мир именно из человека, в чем собственно и заключается ее специфичность. Обоснование экзистенциальной природы человека, реализует свои потенции только на индивидуальноличностном уровне, задают базовые структуры человеческой субъективности, ибо смысл раскрывается из человека, из егоактивности и означает открытие ©человекообразного бытияª [8, с. 11]. Размышления Н.А.Бердяева это попытка раскрыть инайти пути преодоления кризиса человека, опровергнуть противоречия цивилизации и личности через глубокоеосмысление его природы, понимание религиозноэкзистенциального смысла его существования.Основной антропологической характеристикой бытия человека в философии Н.А. Бердяева, как и в построениях Ж.П.Сартра,выступаетсвобода. Эта категория в философии мыслителя не просто условием всех моральных актов человека, аистинным воплощением стихии нравственнодуховного опыта. Н.А. Бердяев видит человека в сфере духа, творчества,вечной борьбе, в победе свободы над рабством. Свобода для него всегда будет экзистенциальнойхарактеристикой любой человеческой личности и соответственно, ее неотъемлемым правом. Человек, будучисвободным, определяет свою личность и творческую силу изнутри, ведь быть свободным это не выбор между зломи добром, это прежде всего их творчество. Поэтому центральной проблемой для Н.А.Бердяева становится проблема творчества человека, философ считает, что смысл и цель жизни человека не исчерпываются спасением, творчество это призвание человека, это свобода. Философ, анализируя космос с позиций органической иерархии живых существ, утверждает несомненное возвышение человека над всеми возможными иерархическими ступенями природы, т.к. только человек способен к продолжению творчества, целью которого выступает ©новое бытиеª[9, с.114115].В сфере свободы осуществляется и выбор человека. Оппонируя Ж.П. Сартру относительно обреченности человекак совершению выбора, Н.А. Бердяев утверждает, что свобода выступает не как принуждение и следование норме, соблюдения своейобязанности делать выбор, а как свободный творческий ценностный акт. Человек это не просто создатель мира, а создательсамого себя. В философских изысканияхН.А.Бердяева важное место отводится связи ценностей творчества с нравственными ценностями. Именно©ценности выступают основой…, ядром осознания человеком своего реального места в миреª [10, с.93].
Понятие ценности в представлениях философа тесно связано с пониманием культуры. Культура, в интерпретации Н.А.Бердяева, выступает в качестве великой ценности, она должна в иерархии ценностей занимать более высокое положение, чем политика. Главенство культуры это примат духовного. Анализируя кризис гуманизма, Н.А.Бердяев полагает, что причины этого содержатся в секуляризации культуры, в разрушении образа человекатворца, представляющего собойобраз Бога. Признание самодостаточности человека, допущение возможности человеком реализации его полноты человечности без Бога составляют суть ©лжи гуманизмаª.Значимость экзистенциальнойантропологии Н. Бердяева обусловлена пониманием человека как существа, обладающего творческой свободой, котораяобъединяет в себе совесть, любовь, стремление к интериризациивысших ценностей Добра, Красоты,Истины.
Таким образом, проблема смысла жизни человека являетсяоднойиз наиболее фундаментальных и традиционных проблем в философии. В современном мирерадикальнорасширяются границы существования, свободы и самореализации человека.Человек является центральной темой в экзистенциальноантропологических взглядах Н.А. Бердяева и Ж.Сартра. Антропологический проект в их философии направленна развитие активности и творческого началав человеке, постоянный духовныйпоиск и осознание ответственностиза свои поступкиперед миром и собой. Сочетая бытие человека со свободой, обамыслителявидят в ней абсолютный смысложизненныйстатус, детерминирующийположение Бога и человека, приводящий кособомуотношениюмежду ними. Основное отличие интерпретациисвободыфилософами заключено в изучении ее в разных мировоззренческих плоскостях. Ж.П. Сартр рассматривает ее в пределах физического мира, сливает с сознанием и выбором человека, аН.А. Бердяев связывает свободу с духовнойреальностью. Такили иначе, единственной и определяющей сферой бытия человека, определяющей его проблематичность имногогранность, предопределяющей его смысл жизни является свобода.
Источники смысла жизни люди издавна искали во внутреннем мире человека. Многими философами, писателями разделялась мнение, что настоящим назначением человека есть творение добра ради добра. Смысл жизни как философскую категорию можно определить как метаориентирсвободы человека, согласно которому выстраивается стратегия человеческого бытия.
Ссылки на источники1.Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский. М.: АСТ, Астрель, 2015 896 с.2.Августин Блаженный. Исповедь / Августин Бл. Режим доступа: http://www.psylib.org.ua/books/avgus01/index.htm [Дата обращения 26.01.2016]3.Roudenko A.M. Education of Specificity of Methodological Principals of Philosophical and Anthropological Investigation of LifeMeaningful Intentionality of Person‱s Existence / A.M. Roudenko, V.V Kotlyarova, M.M. Shubina// Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, No 2. S 1.С. 443447.4.Сартр Ж.П. Заметки по этике / Ж.П. Сартр // Этическая мысль .М.: ИФРАН, 2009. Вып. 9. С. 168176. 5.Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.П. Сартр. Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М.: Республика, 2000. 639 с. (Мыслители XX века).6.МерлоПонти М. Феноменология восприятия / М. МерлоПонти; пер. с франц. под ред. И. С Вдовиной, С.Л. Фокина. СПб. ©Ювентаª, ©Наукаª, 1999. 608 с.7.Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.П. Сартр // Зарубежная философия ХХ в. : В 6 кн. М.: Доверие, 1993. Кн. 6. С. 131139. 8.Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики/ Н.А Бердяев. Париж: Современные записки. 1931. 320 с.9.Котлярова В.В. Парадигмы аксиологии: монография / В.В. Котлярова . РостовнаДону: Издво СКНЦ ВШ ЮФУ, 2014. 226 с. 10.Котлярова В.В. Современный ценностный кризис и поиск общечеловеческих ценностей / В.В. Котлярова // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 2. С. 8695.
проблем придают смысл жизни
CanСтоковая фотографияРут Штайдингер, Ed. D
Рут Штайдингер, Ed.D
Консультант по лидерству: коуч, спикер и тренер
Опубликовано 27 октября 2017 г.
+ Подписаться
Проблемы придают жизни смысл
Один мудрый философ однажды заметил, что единственное препятствие, которое орлу необходимо преодолеть для полета с большей скоростью и легкостью, — это воздух. Тем не менее, если бы воздух был удален и гордая птица должна была лететь в вакууме, она мгновенно упала бы на землю, не в силах летать. Тот самый элемент, который оказывает сопротивление полету, в то же время является условием полета.
Главное препятствие, которое приходится преодолевать моторной лодке, — это вода против гребного винта, но если бы не такое сопротивление, лодка вообще не двигалась бы.
Тот же закон, согласно которому препятствия являются условием успеха, действует и в жизни человека. Жизнь, свободная от всех препятствий и трудностей, свела бы все возможности и силы к нулю. Устраните проблемы, и жизнь потеряет свое творческое напряжение. Проблема массового невежества придает смысл образованию. Проблема нездоровья придает смысл медицине. Проблема социального беспорядка придает смысл правительству.
Всю жизнь у всех нас есть тенденция избавиться от проблем и ответственности. Когда возникает такое искушение, вспомните юношу, который спрашивал одинокого старика: «Какое самое тяжелое бремя в жизни?» он спросил. Старик грустно ответил: «Нечего нести».
Развитие лидера внутри себя, Джон Максвелл
Триггеры
22 января 2019 г.
Быть преднамеренным
22 января 2019 г.
Быть аутентичным
22 января 2019 г.
Быть осознанным лидером
22 января 2019 г.
Это образ мышления
2 октября 2017 г.
Ориентация на решение
20 августа 2017 г.
Вера определяет ожидания
12 августа 2017 г.
Другие также смотрели
Исследуйте темы
Раскрыто — смысл жизни |
Таксист однажды посадил этого Бертрана Рассела на заднее сиденье своей машины. Поскольку Рассел был самым известным философом своего времени, таксист спросил его: «О чем все это?» Рассел, однако, не мог ответить. Нет ничего удивительного в этом, подумаете вы. Ибо не является ли смысл жизни самой глубокой и неуловимой тайной из всех, неведомой даже величайшим умам? Наверняка любой, кто говорит вам, что у него есть ответ, шутит, сходит с ума или просто ошибается.
Надеюсь, что нет, потому что я думаю, что могу ответить на вопрос таксиста. Чтобы дать полное объяснение, потребуется достаточно долгое путешествие, но я мог бы в общих чертах описать время, необходимое для того, чтобы добраться от Чаринг-Кросс до Кингс-Кросс. На самом деле, вот что, я дам вам быстрый ответ сейчас.
Я могу это сделать не потому, что я особенно мудр. Если только! Я могу это сделать, потому что все это уже сделано. История западной философии содержит все идеи, необходимые нам для понимания смысла жизни. Моя точка зрения более или менее совпадает с точкой зрения большинства других философов. Даже религиозные, которых меньшинство, могут со многим согласиться.
Почему же тогда таксист лишил Рассела дара речи? Потому что сам вопрос — это мешанина. Он не поддается простому ответу, потому что его нужно тщательно распаковать и проанализировать, прежде чем он обретет смысл.
Вот почему шутка Дугласа Адамса об ответе на вопрос о жизни, вселенной и всем, что есть 42, так проницательна. Вы не можете ожидать получить разумный ответ, если не зададите разумный вопрос. Но что, черт возьми, «В чем смысл жизни?» или «Что это такое?» должно означать? Они могут быть грамматическими, но таковы «Что означает сыр?» и «Что такое трава?» — и я бросаю вызов любому, кто дал бы серьезный ответ на любой из них. Мы думаем о поисках смысла жизни как о путешествии по дороге из желтого кирпича, которая приведет нас к удивительному, таинственному источнику всех ответов. Правда в том, что, как и у Волшебника страны Оз, величие и удаленность смысла жизни все на виду. Отодвиньте занавеску, и тайна исчезнет.
Если смысл жизни не в какой-то эзотерической мудрости, не в спрятанном ключе, который, будучи обнаруженным, откроет секреты вселенной и положит конец нашим поискам понимания, тогда что это? Может быть полезно начать с попытки представить, что на самом деле хотел узнать таксист. Самая естественная интерпретация состоит в том, что он был озадачен тем, почему мы все здесь. Но даже это неоднозначно. Это вопрос о том, откуда мы пришли или куда мы идем?
Сравните это с более приземленным вопросом, например, с какой стати вы сидите в первом ряду и ждете начала концерта Селин Дион. Один из ответов: вы купили билет, сели на поезд, а затем заняли свое место. Это объясняет, почему вы смотрите назад. Другой ответ заключается в том, что вы здесь, потому что хотите услышать, как поет Дион, что объясняет ваше присутствие дальновидным (хотя и несколько сбивающим с толку) образом. Интересующее вас объяснение зависит от того, что вам нужно знать. Если вы просто проснетесь и обнаружите, что находитесь в этом кошмарном сценарии, вам нужно это ретроспективное объяснение. Если у вас в последнюю минуту возникают сомнения относительно разумности вашего выбора развлечения, перспективное объяснение — это то, что должно вас натренировать.
Я никогда не думал, что скажу это, но в определенном смысле жизнь подобна концерту Селин Дион: если мы хотим знать, почему мы здесь, мы можем оглянуться назад или вперед, и ответы, которые мы получаем, или нет получить, очень разные и удовлетворяют разные потребности.
Удивительно, как часто предполагается, что обращение к нашим истокам приведет нас к смыслу жизни. С творением Виктора Франкенштейна это точно не сработало. Он отчаянно пытался узнать, откуда он взялся, и, в отличие от нас, открыл ужасную правду. И все же это откровение не пролило свет на смысл его жизни, оно просто разозлило его. То, что верно для монстра, верно и для нас: знание того, почему ваш создатель создал вас, не решает вопроса о смысле жизни, что является одной из причин, почему вера в Бога не так сильно влияет на то, как мы понимаем смысл жизни, как можно предположить. Не то чтобы было много оснований предполагать, что у создателя в любом случае была цель: если мы бросим долгий и холодный взгляд назад, к нашему происхождению, мы просто найдем обезьяноподобных предков и эволюционный след, который ведет к Большому взрыву.
Это не значит, что жизнь не имеет смысла. Это просто означает, как утверждал Жан-Поль Сартр, что человеческая жизнь не имеет заранее заданного смысла. Цель жизни, если она и есть, не дана ей ее создателем.
Возможно, тогда вместо того, чтобы отвечать на вопрос, почему мы здесь, оглядываясь назад, нам следует смотреть вперед. Какая будущая цель или цель сделают эту жизнь стоящей? Проблема с этим направлением исследования была выявлена более двух тысячелетий назад философом-покровителем здравого смысла Аристотелем. Его точка зрения заключалась в том, что мы делаем многое ради чего-то другого. Мы едим, чтобы жить, работаем, чтобы платить по ипотеке, учимся, чтобы сдать экзамены и так далее. Но пока хотя бы одно дело не делается ради самого себя, нет смысла что-то делать. Не все может быть средством для достижения цели: должны быть цели, ценные сами по себе. Итак, если жизнь должна на каком-то этапе быть ценной сама по себе, чтобы быть стоящей, почему бы не здесь и сейчас?
Грубо говоря, таксист действительно хотел узнать ответ на то, что, по словам Альбера Камю, было единственной серьезной философской проблемой: почему мы не должны покончить с собой? Почему мы должны думать, что эта жизнь со всеми ее проблемами и трудностями действительно ценна сама по себе?
Отличный вопрос, и не нужно быть философом, чтобы ответить на него. Все мы знаем о вещах, которые придают жизни ценность. В своем фильме «Манхэттен» персонаж Вуди Аллена составил свой личный список: Граучо Маркс; Уилли Мэйс; вторая часть Симфонии Юпитера; запись Луи Армстронга « Картофельный блюз» ; шведские фильмы; Сентиментальное воспитание Флобера; Марлон Брандо; Фрэнк Синатра; эти невероятные яблоки и груши Сезанна; крабы у Сэма Во; Лицо Трейси. Список другого человека может быть меньше сосредоточен на их собственных удовольствиях: устранение ужасных страданий; помогать своим детям строить свою жизнь; победа в личной борьбе.
Вот почему не может быть окончательного ответа на вопрос о смысле жизни. Есть много вещей, за которые стоит держаться и наслаждаться жизнью. Но жизнь непредсказуема, и мы часто остаемся загадкой даже для самих себя. Мы думаем, что успех, счастье, помощь другим или превосходство над собой сделают жизнь достойной жизни, но мы всегда можем ошибаться или расстраиваться из-за событий. Философы могут многое сказать о ценности всех этих вещей и чуть меньше сказать об одной из самых ценных вещей — любви. Таким образом, мы можем достаточно ясно понимать, что значит для жизни иметь смысл и ценность, но когда мы откладываем наши книги по философии и на самом деле продолжаем жить, смысл и ценность могут быть неуловимыми. Жить хорошо — это больше искусство, чем наука или философия.
Вот и все. Если бы наша метафизическая поездка на такси была длиннее, я мог бы вдаваться в подробности; обратиться к большему количеству этих назойливых сомнений; объясните, почему наличие религиозного мировоззрения немного изменило бы ситуацию, но не так сильно, как вы могли бы подумать; и, надеюсь, представить более полный и убедительный случай. Но основной ответ был бы тем же: единственный смысл, который мы можем придать идее о том, что жизнь имеет смысл, состоит в том, что есть некоторые причины жить, а не умирать, и эти причины следует искать в самом проживании жизни.
Я знаю, что этого может показаться недостаточно, но если вы ожидаете банкет из 10 блюд, даже самый изысканный шведский стол выглядит скудным по сравнению с ним.