Тема: психология групп.
Цель: сформировать основное представление о малых и больших социальных группах, процессах межгруппового и внутригруппового взаимодействия.
План:
Психология групп. Понятие группы.
Классификация групп. Структура группы.
Виды и структура малой группы.
Психология больших социальных групп.
Психология внутри- и межгрупповых конфликтов.
Текст:
Психология групп. Понятие группы
Во всех
определениях личности подчёркивается
её принадлежность к обществу, её
включённость в ту или иную систему
социальных отношений. Любая личность
подвержена воздействиям со стороны
общества на макро- и микроуровне.
Макроуровень – это широкая социальная
среда, вплоть до уровня всей мировой
общественной системы. Микроуровень –
это ближайшее окружение личности –
семья, друзья, коллеги, соседи и пр.
Являясь членом группы, человек выполняет ту или иную социальную роль, которая трактуется как нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствие с его социальной позицией, т.е. роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и не зависит от его индивидуально-психологических свойств.
Классификация ролей.
Приписанные (обусловлены дифференциацией людей по половому признаку – гендерные роли).
Достигнутые (выполняются в той или иной профессиональной области).
Специфические (взаимоотношения на основе особых четко ограниченных целей).
Диффузные (не имеет особой специальной направленности).
Итак, группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.
Классификация групп. Структура группы.
Классификация
групп.
1. Первичные и вторичные группы. Первичные – это контактные группы, в которых взаимодействие осуществляется «лицо к лицу» и её члены объединены эмоциональной близостью (семья, друзья). Вторичные группы – характеризуются безличным взаимодействием её членов, которое обусловлено официальными организационными отношениями. Члены такой группы объединены с целью получить какие-либо экономические, политические или другие выгоды (профсоюз, политическая партия).
2. Формальные
и неформальные. В основу этого деления
кладётся характер структуры группы.
Под структурой имеется ввиду существующее
в ней относительно постоянное сочетание
межличностных отношений. Формальная
группа характеризуется обеспечением
выполнения определённых официальных
задач. Связи, составляющие формальную
структуру безличны. Неформальная
структура определяется внутренними
факторами и является следствием личного
стремления индивидов к тем или иным
контактам и отличается большей гибкостью
по сравнению с формальной.
Классификация групп:
1. По размеру:
1) большие
2) малые
3) микрогруппы (диады, триады)
2. По общественному статусу:
1) формальные
2) неформальные
3. По непосредственности взаимосвязей:
1) реальные (контактные)
2) условные
4. По уровню развития:
1) низкого уровня развития (ассоциации, диффузные группы, корпорации)
2) высокого уровня развития (коллектив)
5. По значимости:
1) референтные
2) группы членства
Функции групп.
Социализация – в группе индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков.
Инструментальная – осуществление в группе совместной деятельности, которая не возможна в одиночку.
Экспрессивная – удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении, доверии, получение удовлетворения от общения с психологически близкими людьми.
Поддерживающая – в трудных ситуациях люди стремятся к объединению для получения психологической поддержки.
Одним из важных факторов, определяющих свойства группы, является её размер и численность. Группа начинается с диады (соединение двух лиц). Диада представляет собой специфическое человеческое образование: межличностные связи отличаются большой прочностью и принадлежность к диаде вызывает более высокую степень удовлетворённости её членов; хотя диаде свойственна особая хрупкость, т.к. любая другая группа может существовать, если лишается одного из её членов, чего нельзя сказать о диаде. Группа, состоящая из трёх лиц – триада. Триаде также свойственна специфичность, т.к. каждый из её членов может действовать в двух направлениях: способствовать укреплению этой группы или стремиться к её разъединению.
Малая группа
– это группа, которая состоит из
небольшого числа лиц (от 2-х до 10), имеющих
общую цель и дифференцированные ролевые
обязанности. Эта цель проистекает из
общих интересов членов группы, которые
проявляют удовлетворённость своим
взаимодействием, которое осуществляются
на основе сравнительно частых
непосредственных контактов (лицом к
лицу).
Группа, состоящая из 30-40 человек и больше – большая группа. Характеризуется непостоянством неформальных контактов, и внутри такой группы может возникать несколько неофициальных подгрупп.
Факторы, влияющие на структуру группы.
Цели группы
Степень автономности группы
Социально-демографические, социальные и психологические особенности членов группы
Величина
Психология групп
12.07.2012
Группа — звено системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов, развитие которых, опосредованное фактором совместной деятельности, ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характеристик.
Выделяют следующие признаки, отличающие группу от простого скопления людей:
- некоторая продолжительность существования,
- наличие общей цели или целей,
- взаимодействие членов группы,
- развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры,
- осознание входящими в группу индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.
Признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений описываются через ее структурные, динамические и феноменологические характеристики.
Структура группы описывается через статус входящих в нее индивидов. Статус (от лат. statys — положение, состояние) — это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах (в зависимости от уровня их развития и от содержания деятельности и общения) один и тот же индивид может иметь разный статус.
Наивысшим статусом в группе характеризуется ее лидер и руководитель.
Лидер (от англ. leader — ведущий):
- за ним признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях,
- играет ведущую роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе,
- обычно выдвигается стихийно,
- может не иметь официальных прав и обязанностей в группе,
- ему не даны официальные санкции воздействия на подчиненных,
- в сфере своей активности ограничен в основном внутригрупповыми отношениями,
- не несет официальной ответственности за состояние дел в группе.
Выдвижение в лидерскую позицию обусловлено в конечном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи (т. е. в сферу инструментальной активности группы) или в сферу эмоциональной активности группы. Соответственно указанным сферам рассматриваются две лидерские роли: роль инструментального (целевого) и роль экспрессивного (эмоционального) лидера (Bales R. F., Sloter P. F., 1955).
Лидирование в сфере ведущей (чаще всего — инструментальной) деятельности группы нередко сопряжено с реализацией действий, имеющих выраженную управленческую окраску. Выделяют следующие лидерские роли: лидер-организатор (осуществляет функцию групповой интеграции), лидер-диспетчер (своего рода дирижер внутригруппового взаимодействия), лидер-генератор идей, лидер-мотиватор, лидер-идентификатор (идентификация — следование поведенческим и личностным характеристикам другого лица как их реальное воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения), лидер-эрудит и др.
Лидерская роль может и не нести в себе организационного начала. Основу лидерского влияния могут составить эмоциональные, нравственные и просто сугубо профессиональные характеристики личности лидера. Лидерство выступает в качестве существенного механизма саморегуляции внутригрупповой жизни. Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений.
В качестве фактора организации официальной структуры выступает руководство.
- обычно назначается официально,
- ему официально предоставляются некоторые права и обязанности,
- обладает определенной системой официально установленных санкций для воздействия на подчиненных,
- представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне,
- несет официальную ответственность за состояние дел в группе.
Основные функции руководителя:
- организация и контроль деятельности подчиненных,
- принятие решения,
- представительство во внешней социальной среде,
- воспитательная функция,
- экспертно-консультативная функция.
Психологическое влияние, оказываемое руководителем на членов группы выражается в том, что он выступает для них не лидером (лидером является кто-то из партнеров «по горизонтали»), а скорее авторитетом, или, лучше сказать, лидирующим авторитетом. Причем авторитет бывает официальным (авторитет должности) и реальным (фактическое уважение, доверие подчиненных и то влияние, которым пользуется руководитель). Должность автоматически не обеспечивает реального авторитета, который нужно завоевывать, подкреплять, отстаивать.
Изучение структуры группы возможно не только через выявление статуса отдельных составляющих ее индивидов, но и через анализ межличностных отношений в группе.
Межличностные отношения — субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т. е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения. При этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и реально существующих связей индивида с другими людьми.
Для изучения структуры группы используется социометрическая методика
Ключевые слова: Группа
Источник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Материалы по теме |
---|
Социальные общности и группы Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр…. |
Большие социальные группы Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии |
Коллектив как группа высшего уровня развития Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :… |
Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов Анцупов А.Я., Конфликтология |
Референтометрия Пырьев, Е. |
Понятие групповой динамики Григорович Л.А., Педагогика и психология |
Социальные группы в социологии Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С… |
Основные методы группового тренинга Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. —224… |
Групповая динамика — Что это? Определение, примеры и многое другое
«Чем выше лояльность группы по отношению к группе, тем выше мотивация ее членов к достижению целей группы и тем больше вероятность того, что группа достигнет своей цели (Ренсис Лайкерт)».
Групповая динамика может использоваться как средство для решения проблем, командной работы и повышения инновационности и продуктивности организации в целом. Концепция предоставит вам сильные стороны, факторы успеха и показатели групповой динамики, а также другие профессиональные инструменты.
Обзор техники
Определение групповой динамики
Групповая динамика — это набор поведенческих и психологических процессов, происходящих внутри социальной группы или между группами. Он относится к «природе групп, законам их развития и их взаимосвязям с индивидуумами, другими группами и более крупными институтами» (Cartwright and Zander, 1968).
Описание групповой динамики *
* Полный обзор техники будет доступен в ближайшее время. Свяжитесь с нами, чтобы зарегистрировать свой интерес к нашим платформа управления бизнесом и узнайте все о Group Dynamics.
Узнайте о методах KnowledgBrief
Деловые данные
Сильные и слабые стороны и примеры групповой динамики *
* Раздел деловых данных предназначен только для премиум-членов. Пожалуйста, свяжитесь с нами по поводу доступа к Business Evidence.
Бизнес-приложение
Внедрение, факторы успеха и показатели Group Dynamics *
* Раздел бизнес-приложения предназначен только для премиум-членов. Пожалуйста, свяжитесь с нами по поводу доступа к бизнес-приложению.
Профессиональные инструменты
Видеоролики и файлы для загрузки Group Dynamics *
* Раздел профессиональных инструментов предназначен только для премиум-пользователей. Пожалуйста, свяжитесь с нами по поводу доступа к профессиональным инструментам.
Дополнительная литература
Интернет-ресурсы и печатные ресурсы по групповой динамике *
Справочные материалы по групповой динамике (4 из 20) *
- Андерсон Дж. и Картер Р. В. (редакторы) (2003) Перспективы разнообразия для практики социальной работы : Конструктивизм и конструктивистские рамки. Нью-Йорк: Пирсон Аллин и Бэкон.
- Бенсон, Дж. (2000) Более творческая работа с группами. Лондон: Рутледж.
- Бирмингем, К. и МакКорд, М.
(2004) Исследование группового процесса: значение для использования обучающих групп. В Л.К. Михаэльсен, А.Б. Найт и Л.Д. Финк (редакторы), Групповое обучение: преобразующее использование малых групп в обучении в колледже, Стерлинг, Вирджиния: Stylus, стр. 73–93.
- Берд, Дж.Т. и Люти, М. Р. (2010) Улучшение групповой динамики: создание устава команды. Журнал Академии лидерства в образовании, Vol. 14(1), стр. 13-26.
* Дополнительная литература предназначена только для премиум-членов. Пожалуйста, свяжитесь с нами для доступа к дальнейшему чтению.
Узнайте больше о KnowledgeBrief Manage и о том, как вооружиться знаниями для достижения успеха в области групповой динамики и сотнях других важных методов управления бизнесом
Доступ к этой технике скоро будет
Хотели бы вы иметь мгновенный онлайн-доступ к Group Dynamics и сотням других важных средств управления бизнесом методы совершенно бесплатно?
Свяжитесь с нами, чтобы зарегистрировать свой интерес и узнать больше.
Дополнительное чтение
«Нужна информация о Group Dynamics, которой вы можете доверять? Весь контент в KnowledgeBrief написан экспертами в этой области, и все дополнительные ресурсы для получения подробной информации были одобрены KnowledgeBrief».Другие участники также интересовались…
Родственная концепция: Защита
Этот метод предлагает обзор основной концепции защиты, изучения юридических требований, объяснений и применения. В нем представлен ряд тематических исследований и факторов успеха, показывающих вам, как создать безопасную и надежную рабочую среду для ваших сотрудников, клиентов и заказчиков.Страница не найдена | О Лидерах
Попробуем вернуть вас на правильный путь. Попробуйте найти нужный вам контент.
Или… Попробуйте другие популярные материалы здесь…
Привить ответственность вашей команде
Приблизительное время прочтения: 11 минут Перейти к разделу Привитие ответственностиПодотчетность перед вамиОпределение ответственности высшего лидераСтатистика саботажниковПривнесение хаоса в культуруДисфункциональная деятельностьДиверсанты
Читать далее
Привить ответственность вашей команде
Укрепление доверия в вашей команде
Приблизительное время прочтения: 22 минуты Перейти к разделу Видео с практическими рекомендациями по укреплению доверияНачать с морального духаПопробовать другой подходДоверие превыше всего
Читать далее
Укрепление доверия в вашей команде
Невозможные конфликты на рабочем месте разрешены — примерно за час
Приблизительное время прочтения: 5 минут Оглавление Карта беседы Работает с картой беседы: а потом что случилось? Представьте, что есть
Читать далее
Невозможные конфликты на рабочем месте решены примерно за час
10 Примеры анализа управления эффективностью сотрудников
Приблизительное время прочтения: 13 минут Перейти к разделу Что означает проверка эффективности работы сотрудников?0003
Читать далее
10 примеров обзора управления эффективностью сотрудников
10 областей воздействия ИИ Практика управления эффективностью
Приблизительное время прочтения: 8 минут Перейти к разделу Роль ИИ в управлении эффективностьюКак ИИ помогает в управлении эффективностью 10 областей ИИ
Читать далее
10 областей влияния ИИ на методы управления эффективностью
Преимущества внедрения тимбилдинга в корпоративную культуру
Приблизительное время прочтения: 12 минут Создание команды — это простой способ повысить уровень счастья, производительности и морального духа сотрудников. Пока одинокий муравей
Читать далее
Преимущества включения тимбилдинга в культуру вашей компании
Обучение сотрудников информационной грамотности
Приблизительное время чтения: 9 минут Грамотность в отношении данных важна для сотрудников всех уровней. С глобальными расходами на большие данные и бизнес
Читать далее
Обучение сотрудников информационной грамотности
Откройте для себя возможности бизнес-аналитики
Приблизительное время прочтения: 5 минут Платформы бизнес-аналитики являются одними из самых распространенных модных словечек, которые можно встретить в цифровой среде
Читать далее
Откройте для себя всю мощь бизнес-аналитики
10 советов для лучших встреч один на один
Приблизительное время прочтения: 9 минут Встречи один на один — отличный способ пообщаться с вашими сотрудниками или клиентами. Они предоставляют
Читать далее
10 советов для лучших встреч один на один
Что такое кадровый план и как его составить?
Приблизительное время прочтения: 10 минут Ни одна организация не может выжить без плана управления персоналом — плана для своих сотрудников.