Психология группы: Тема: психология групп.

Содержание

Тема: психология групп.

Цель: сформировать основное представление о малых и больших социальных группах, процессах межгруппового и внутригруппового взаимодействия.

План:

  1. Психология групп. Понятие группы.

  2. Классификация групп. Структура группы.

  3. Виды и структура малой группы.

  4. Психология больших социальных групп.

  5. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов.

Текст:

    1. Психология групп. Понятие группы

Во всех определениях личности подчёркивается её принадлежность к обществу, её включённость в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макро- и микроуровне. Макроуровень – это широкая социальная среда, вплоть до уровня всей мировой общественной системы. Микроуровень – это ближайшее окружение личности – семья, друзья, коллеги, соседи и пр.

Являясь членом группы, человек выполняет ту или иную социальную роль, которая трактуется как нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствие с его социальной позицией, т.е. роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и не зависит от его индивидуально-психологических свойств.

Классификация ролей.

  1. Приписанные (обусловлены дифференциацией людей по половому признаку – гендерные роли).

  2. Достигнутые (выполняются в той или иной профессиональной области).

  3. Специфические (взаимоотношения на основе особых четко ограниченных целей).

  4. Диффузные (не имеет особой специальной направленности).

Итак, группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

    1. Классификация групп. Структура группы.

Классификация групп.

1. Первичные и вторичные группы. Первичные – это контактные группы, в которых взаимодействие осуществляется «лицо к лицу» и её члены объединены эмоциональной близостью (семья, друзья). Вторичные группы – характеризуются безличным взаимодействием её членов, которое обусловлено официальными организационными отношениями. Члены такой группы объединены с целью получить какие-либо экономические, политические или другие выгоды (профсоюз, политическая партия).

2. Формальные и неформальные. В основу этого деления кладётся характер структуры группы. Под структурой имеется ввиду существующее в ней относительно постоянное сочетание межличностных отношений. Формальная группа характеризуется обеспечением выполнения определённых официальных задач. Связи, составляющие формальную структуру безличны. Неформальная структура определяется внутренними факторами и является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной.

Классификация групп:

1. По размеру:

1) большие

2) малые

3) микрогруппы (диады, триады)

2. По общественному статусу:

1) формальные

2) неформальные

3. По непосредственности взаимосвязей:

1) реальные (контактные)

2) условные

4. По уровню развития:

1) низкого уровня развития (ассоциации, диффузные группы, корпорации)

2) высокого уровня развития (коллектив)

5. По значимости:

1) референтные

2) группы членства

Функции групп.

  1. Социализация – в группе индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков.

  2. Инструментальная – осуществление в группе совместной деятельности, которая не возможна в одиночку.

  3. Экспрессивная – удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении, доверии, получение удовлетворения от общения с психологически близкими людьми.

  4. Поддерживающая – в трудных ситуациях люди стремятся к объединению для получения психологической поддержки.

Одним из важных факторов, определяющих свойства группы, является её размер и численность. Группа начинается с диады (соединение двух лиц). Диада представляет собой специфическое человеческое образование: межличностные связи отличаются большой прочностью и принадлежность к диаде вызывает более высокую степень удовлетворённости её членов; хотя диаде свойственна особая хрупкость, т.к. любая другая группа может существовать, если лишается одного из её членов, чего нельзя сказать о диаде. Группа, состоящая из трёх лиц – триада. Триаде также свойственна специфичность, т.к. каждый из её членов может действовать в двух направлениях: способствовать укреплению этой группы или стремиться к её разъединению.

Малая группа – это группа, которая состоит из небольшого числа лиц (от 2-х до 10), имеющих общую цель и дифференцированные ролевые обязанности. Эта цель проистекает из общих интересов членов группы, которые проявляют удовлетворённость своим взаимодействием, которое осуществляются на основе сравнительно частых непосредственных контактов (лицом к лицу).

Группа, состоящая из 30-40 человек и больше – большая группа. Характеризуется непостоянством неформальных контактов, и внутри такой группы может возникать несколько неофициальных подгрупп.

Факторы, влияющие на структуру группы.

  1. Цели группы

  2. Степень автономности группы

  3. Социально-демографические, социальные и психологические особенности членов группы

  4. Величина

Психология групп

12.07.2012

Группа — звено системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов, развитие которых, опосредованное фактором совместной деятельности, ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характеристик.

Выделяют следующие признаки, отличающие группу от простого скопления людей:

  1. некоторая продолжительность существования,
  2. наличие общей цели или целей,
  3. взаимодействие членов группы,
  4. развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры,
  5. осознание входящими в группу индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.

Признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений описываются через ее структурные, динамические и феноменологические характеристики.

Структура группы описывается через статус входящих в нее индивидов. Статус (от лат. statys — положение, состояние) — это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах (в зависимости от уровня их развития и от содержания деятельности и общения) один и тот же индивид может иметь разный статус.

Наивысшим статусом в группе характеризуется ее лидер и руководитель.

Лидер (от англ. leader — ведущий):

  • за ним признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях,
  • играет ведущую роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе,
  • обычно выдвигается стихийно,
  • может не иметь официальных прав и обязанностей в группе,
  • ему не даны официальные санкции воздействия на подчиненных,
  • в сфере своей активности ограничен в основном внутригрупповыми отношениями,
  • не несет официальной ответственности за состояние дел в группе.

Выдвижение в лидерскую позицию обусловлено в конечном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи (т. е. в сферу инструментальной активности группы) или в сферу эмоциональной активности группы. Соответственно указанным сферам рассматриваются две лидерские роли: роль инструментального (целевого) и роль экспрессивного (эмоционального) лидера (Bales R. F., Sloter P. F., 1955).

Лидирование в сфере ведущей (чаще всего — инструментальной) деятельности группы нередко сопряжено с реализацией действий, имеющих выраженную управленческую окраску. Выделяют следующие лидерские роли: лидер-организатор (осуществляет функцию групповой интеграции), лидер-диспетчер (своего рода дирижер внутригруппового взаимодействия), лидер-генератор идей, лидер-мотиватор, лидер-идентификатор (идентификация — следование поведенческим и личностным характеристикам другого лица как их реальное воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения), лидер-эрудит и др.

Лидерская роль может и не нести в себе организационного начала. Основу лидерского влияния могут составить эмоциональные, нравственные и просто сугубо профессиональные характеристики личности лидера. Лидерство выступает в качестве существенного механизма саморегуляции внутригрупповой жизни. Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений.

В качестве фактора организации официальной структуры выступает руководство.

Руководитель:

  • обычно назначается официально,
  • ему официально предоставляются некоторые права и обязанности,
  • обладает определенной системой официально установленных санкций для воздействия на подчиненных,
  • представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне,
  • несет официальную ответственность за состояние дел в группе.

Основные функции руководителя:

  1. организация и контроль деятельности подчиненных,
  2. принятие решения,
  3. представительство во внешней социальной среде,
  4. воспитательная функция,
  5. экспертно-консультативная функция.

Психологическое влияние, оказываемое руководителем на членов группы выражается в том, что он выступает для них не лидером (лидером является кто-то из партнеров «по горизонтали»), а скорее авторитетом, или, лучше сказать, лидирующим авторитетом. Причем авторитет бывает официальным (авторитет должности) и реальным (фактическое уважение, доверие подчиненных и то влияние, которым пользуется руководитель). Должность автоматически не обеспечивает реального авторитета, который нужно завоевывать, подкреплять, отстаивать.

Изучение структуры группы возможно не только через выявление статуса отдельных составляющих ее индивидов, но и через анализ межличностных отношений в группе.

Межличностные отношения — субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т. е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения. При этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и реально существующих связей индивида с другими людьми.

Для изучения структуры группы используется социометрическая методика

Ключевые слова: Группа

Источник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология

Материалы по теме

Социальные общности и группы

Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр….

Большие социальные группы

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Коллектив как группа высшего уровня развития

Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :…

Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов

Анцупов А.Я., Конфликтология

Референтометрия

Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :…

Понятие групповой динамики

Григорович Л.А., Педагогика и психология

Социальные группы в социологии

Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С…

Основные методы группового тренинга

Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. —224…

Групповая динамика — Что это? Определение, примеры и многое другое

«Чем выше лояльность группы по отношению к группе, тем выше мотивация ее членов к достижению целей группы и тем больше вероятность того, что группа достигнет своей цели (Ренсис Лайкерт)».

Групповая динамика может использоваться как средство для решения проблем, командной работы и повышения инновационности и продуктивности организации в целом. Концепция предоставит вам сильные стороны, факторы успеха и показатели групповой динамики, а также другие профессиональные инструменты.

Обзор техники

Определение групповой динамики

Групповая динамика — это набор поведенческих и психологических процессов, происходящих внутри социальной группы или между группами. Он относится к «природе групп, законам их развития и их взаимосвязям с индивидуумами, другими группами и более крупными институтами» (Cartwright and Zander, 1968).

Описание групповой динамики *

* Полный обзор техники будет доступен в ближайшее время. Свяжитесь с нами, чтобы зарегистрировать свой интерес к нашим платформа управления бизнесом и узнайте все о Group Dynamics.

Узнайте о методах KnowledgBrief

Деловые данные

Сильные и слабые стороны и примеры групповой динамики *

* Раздел деловых данных предназначен только для премиум-членов. Пожалуйста, свяжитесь с нами по поводу доступа к Business Evidence.

Бизнес-приложение

Внедрение, факторы успеха и показатели Group Dynamics *

* Раздел бизнес-приложения предназначен только для премиум-членов. Пожалуйста, свяжитесь с нами по поводу доступа к бизнес-приложению.

Профессиональные инструменты

Видеоролики и файлы для загрузки Group Dynamics *

* Раздел профессиональных инструментов предназначен только для премиум-пользователей. Пожалуйста, свяжитесь с нами по поводу доступа к профессиональным инструментам.

Дополнительная литература

Интернет-ресурсы и печатные ресурсы по групповой динамике *

Справочные материалы по групповой динамике (4 из 20) *

  • Андерсон Дж. и Картер Р. В. (редакторы) (2003) Перспективы разнообразия для практики социальной работы : Конструктивизм и конструктивистские рамки. Нью-Йорк: Пирсон Аллин и Бэкон.
  • Бенсон, Дж. (2000) Более творческая работа с группами. Лондон: Рутледж.
  • Бирмингем, К. и МакКорд, М. (2004) Исследование группового процесса: значение для использования обучающих групп. В Л.К. Михаэльсен, А.Б. Найт и Л.Д. Финк (редакторы), Групповое обучение: преобразующее использование малых групп в обучении в колледже, Стерлинг, Вирджиния: Stylus, стр. 73–93.
  • Берд, Дж.Т. и Люти, М. Р. (2010) Улучшение групповой динамики: создание устава команды. Журнал Академии лидерства в образовании, Vol. 14(1), стр. 13-26.

* Дополнительная литература предназначена только для премиум-членов. Пожалуйста, свяжитесь с нами для доступа к дальнейшему чтению.


Узнайте больше о KnowledgeBrief Manage и о том, как вооружиться знаниями для достижения успеха в области групповой динамики и сотнях других важных методов управления бизнесом

Доступ к этой технике скоро будет

Хотели бы вы иметь мгновенный онлайн-доступ к Group Dynamics и сотням других важных средств управления бизнесом методы совершенно бесплатно? Свяжитесь с нами, чтобы зарегистрировать свой интерес и узнать больше.

Свяжитесь с нами
Дополнительное чтение
«Нужна информация о Group Dynamics, которой вы можете доверять? Весь контент в KnowledgeBrief написан экспертами в этой области, и все дополнительные ресурсы для получения подробной информации были одобрены KnowledgeBrief».

Другие участники также интересовались…

Родственная концепция: Защита

Этот метод предлагает обзор основной концепции защиты, изучения юридических требований, объяснений и применения. В нем представлен ряд тематических исследований и факторов успеха, показывающих вам, как создать безопасную и надежную рабочую среду для ваших сотрудников, клиентов и заказчиков.

Страница не найдена | О Лидерах

Попробуем вернуть вас на правильный путь. Попробуйте найти нужный вам контент.

Или… Попробуйте другие популярные материалы здесь…

Привить ответственность вашей команде

Приблизительное время прочтения: 11 минут Перейти к разделу Привитие ответственностиПодотчетность перед вамиОпределение ответственности высшего лидераСтатистика саботажниковПривнесение хаоса в культуруДисфункциональная деятельностьДиверсанты

Читать далее

Привить ответственность вашей команде

Укрепление доверия в вашей команде

Приблизительное время прочтения: 22 минуты Перейти к разделу Видео с практическими рекомендациями по укреплению доверияНачать с морального духаПопробовать другой подходДоверие превыше всего

Читать далее

Укрепление доверия в вашей команде

Невозможные конфликты на рабочем месте разрешены — примерно за час

Приблизительное время прочтения: 5 минут Оглавление Карта беседы Работает с картой беседы: а потом что случилось? Представьте, что есть

Читать далее

Невозможные конфликты на рабочем месте решены примерно за час

10 Примеры анализа управления эффективностью сотрудников

Приблизительное время прочтения: 13 минут Перейти к разделу Что означает проверка эффективности работы сотрудников?0003

Читать далее

10 примеров обзора управления эффективностью сотрудников

10 областей воздействия ИИ Практика управления эффективностью

Приблизительное время прочтения: 8 минут Перейти к разделу Роль ИИ в управлении эффективностьюКак ИИ помогает в управлении эффективностью 10 областей ИИ

Читать далее

10 областей влияния ИИ на методы управления эффективностью

Преимущества внедрения тимбилдинга в корпоративную культуру

Приблизительное время прочтения: 12 минут Создание команды — это простой способ повысить уровень счастья, производительности и морального духа сотрудников. Пока одинокий муравей

Читать далее

Преимущества включения тимбилдинга в культуру вашей компании

Обучение сотрудников информационной грамотности

Приблизительное время чтения: 9 минут Грамотность в отношении данных важна для сотрудников всех уровней. С глобальными расходами на большие данные и бизнес

Читать далее

Обучение сотрудников информационной грамотности

Откройте для себя возможности бизнес-аналитики

Приблизительное время прочтения: 5 минут Платформы бизнес-аналитики являются одними из самых распространенных модных словечек, которые можно встретить в цифровой среде

Читать далее

Откройте для себя всю мощь бизнес-аналитики

10 советов для лучших встреч один на один

Приблизительное время прочтения: 9 минут Встречи один на один — отличный способ пообщаться с вашими сотрудниками или клиентами. Они предоставляют

Читать далее

10 советов для лучших встреч один на один

Что такое кадровый план и как его составить?

Приблизительное время прочтения: 10 минут Ни одна организация не может выжить без плана управления персоналом — плана для своих сотрудников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *