СВОБОДА ВОЛИ • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. А. Столяров (В греческой философии), А. В. Апполонов (Эпоха Реформации), Ю. Н. Попов (Эпоха Просвещения), Б. М. Величковский (В современной науке)
СВОБО́ДА ВО́ЛИ, понятие европ. моральной философии, означающее способность индивида к нравств. самоопределению. Сам термин «С. в.» можно рассматривать как историко-филос. метафору, в которой акцентируется смысл понятия свободы, а воля может быть заменена «решением», «выбором» и т. п. эквивалентами. Центр. проблема С. в. – вопрос об автономии воли и её пределах как условии моральности и способности к порождению внеприродной причинности, т. е. о том, как соотносится природный или божественный детерминизм с интеллектуально-нравственной свободой и ответственностью субъекта.
В истории философии можно выделить 2 осн. способа выведения понятия о С. в. В первом (Аристотель, Фома Аквинский, новоевропейский рационализм) С. в. выводится из самого понятия воли как присущей разуму способности к самоопределению и порождению особой причинности. Второй способ (прослеживается от Платона через Августина и б. ч. представителей схоластики вплоть до волюнтаризма 19–20 вв.) – постулирование С. в. как независимой от к.-л. внешней (природной или божественной) причинности и как предшествующей разуму способности к самоопределению.
В греческой философии
В греч. философии моральность выступала как одна из характеристик «включённости» индивида в течение космич. событий: космич. воздаяние, выступавшее в облике рока или судьбы в качестве выражения безличной справедливости, не предполагало С. в. как непременного условия ответственности. У Сократа и Платона вменение связывается уже с произвольностью решения и действия, а свобода понимается как способность к добру. Человек у Платона ответствен потому, что обладает знанием нравственно-должного; при этом каждая душа сама выбирает свой жребий и отвечает за него, «бог невиновен». У Аристотеля «волевое» понимается как самоопределение разума, являющегося источником специфич. причинности, отличной от др. видов – природы, необходимости, случая, привычки; добровольное – это «то, что от нас зависит». В развитой стоицизмом детерминистич. картине мира единственное, что «от нас зависит», – наше «согласие» принять или отвергнуть то или иное «представление»; наша добродетель, понятая как «разумность», означает принятие своей судьбы как проявления благого промысла.
В средние века
В средние века вопрос о С. в., точнее о «свободном решении» (liberum arbitrium), рассматривался в контексте богословских проблем предопределения (основанного на суверенной воле Бога определения человека к спасению или осуждению) и божественной благодати, необходимой для совершения человеком нравственно благих и спасительных действий. Предложенное Августином в ходе полемики с Пелагием (см. Пелагианство) учение о свободном решении доминировало (с определёнными модификациями) на протяжении всего Средневековья. При этом «»свободным» решение называется постольку, поскольку относится к воле, ведь воля свободна и её нельзя принудить… «Решение» же относится к разуму, ведь разум распознаёт то, чего затем желает воля. Воля – госпожа, а разум – слуга, показывающий ей верный путь» (Пётр Пиктавийский. Sent., II, 22). Свободное решение – это не возможность выбирать между благом и злом, но способность «сохранять праведность ради праведности» (Гонорий Августодунский). Согласно Августину, после грехопадения человеческая природа настолько повреждена грехом, что «без благодати люди не могут делать добро, будь то в мышлении, в волении и любви, или в действии» (De corr. et gratia, 2). С. в. оказывалась т. о. в зависимости от благодати – дара, посылаемого Богом человеку вне зависимости от его заслуг и его желания. Свобода в этой ситуации парадоксальным образом оказывалась не свободой от греха, а свободой грешить: получив благодать, человек может сохранять её в течение всей земной жизни, но может и утратить, если по собств. воле совершит смертный грех.
Эпоха Реформации
В эпоху Реформации произошёл спор о соотношении С. в. и благодати между Эразмом Роттердамским и М. Лютером. Эразм выступил в защиту реальной С. в., предполагая возможность «сотрудничества» между человеком и Богом в вопросе спасения при наличии у человека свободного согласия на это. Напротив, Лютер, доведя провиденциалистскую позицию Августина до логич. завершения, объявил С. в. «иллюзией человеческой гордыни»: воля человека вообще не может быть свободной, она находится в безусловном рабстве (servum arbitrium) либо у Бога, либо у дьявола, и всё происходящее в мире предопределено Богом. В полемике с этой протестантской концепцией предопределения Л. Молина и Ф. Суарес акцентировали значение С. в. человека в принятии или отвержении благодати. Молина выдвинул понятие «безразличной свободы» (libertas indifferentiae), согласно которому даже при наличии всех предпосылок к совершению действия человек может совершить или не совершить его, а также сделать нечто противоположное.
Эпоха Просвещения
Р. Декарт считал, что С. в. постигается без доказательств, одним нашим «внутренним опытом», это присущая нам врождённая способность соглашаться или не соглашаться с чем-либо. Абсолютный характер С. в. означает не только её независимость от чувственных побуждений (инстинктов, страстей и т. п.), но и свободу поступать даже вопреки очевидным понятиям о благе и нравств. требованиям. Т. Гоббс, напротив, считал представление о С. в. иллюзией, поскольку человек не знает силы, определяющей его действия. Согласно Г. В. Лейбницу, воля ведёт нас «к выбору того, что представляется наилучшим», однако это «сознание превосходства благ склоняет, а не принуждает», решение воли всегда остаётся «случайным» и потому свободным. В этике И. Канта С. в. постулируется как «свойство быть самой себе законом». В качестве непременного условия нравственности С. в. относится к сфере практич. разума, автономного по отношению к разуму теоретическому. Она не может быть выведена из данных чувственно воспринимаемого мира, с его причинно-следственными закономерностями. Подходы Лейбница и Канта во многом задали контекст рассмотрения проблемы С. в. в различных версиях послекантовского идеализма (воля как «источник свободного движения одинаково к добру и к злу» у Ф. В. Шеллинга, свобода как изначальная характеристика воли у Г. В. Ф. Гегеля, свобода выбора как акт конституирования личности человека у С. Кьеркегора и т. д.) вплоть до феноменологии и экзистенциализма 20 в.
В современной науке
В совр. психологии и когнитивной науке на первый план выдвигается проблема обоснования произвольности поведения, возможности рационального выбора, а также контроля наших действий со стороны сознания, бессознательных мотивов и нейрофизиологич. механизмов, в т. ч. места последних в процессах принятия решений. Предсказание характера действия на основе данных объективных измерений активности мозга часто оказывается возможным до того, как человек сознательно отдаёт себе отчёт об инициации, казалось бы, произвольного действия. Объяснение этих эксперим. фактов в рамках детерминистских, статистико-вероятностных и либертарианских (постулирующих абсолютную свободу индивидуального выбора) представлений составляет суть актуальных междисциплинарных дискуссий о природе личной ответственности человека за совершаемые им действия и поступки.
Проблема свободы воли и детерминизм
«В психологии часто обсуждается этот термин. Будто бы именно наличием «свободы воли» отличается человек от животных: он может действовать произвольно, а животные только реализуют инстинкты.
Боюсь, что это заблуждение. Когда «свободу воли» примитивно понимают по схеме «хочу — сделаю так, хочу — этак», то остаётся совершенно неясной природа этого «хочу».
Анализируя механизмы мышления, его алгоритмы, я старался показать, что мысли и мышление — процесс детерминированный. Возникновение каждой новой мысли, а следовательно, и того самого «хочу» (что, между прочим, всегда выражается словами, а не только образами) предопределено взаимодействием моделей, часть которых вызвана к активности внешними воздействиями, а другая часть хранится в памяти как результат прошлой деятельности. Никакие «хочу» не появляются из ничего. Иллюзия «свободы воли» связана со сложностью анализа мышления. Одной из целей создания искусственного интеллекта как раз и является разоблачение её.
Чаще всего воля проявляется в настойчивом выполнении принятого решения вопреки помехам. Она как бы дополняет «рефлекс цели» на уровне убеждений. Человеку внушают, что принятое решение надо осуществлять до конца, что отступать от этого правила плохо даже в том случае, если решение известно только самому себе. Всё это типичный пример убеждений, Механизм воли — сильное возбуждение (высокая активность) слов, выражающих волю: «надо», «должен» и им подобных. Их активность должна превышать «тормозы» в виде утомления или других чувств — как биологических, так и социальных. Повторяю: воля — это убеждение, дублирующее «рефлекс цели» и действующее по тому же принципу: слежение за выполнением ФА (функционального акта – Прим. И.Л. Викентьева) и доведение его до конца. Управление мыслями значительно сложнее, чем действиями. Особенности механизма сознания — переключения СУТ (системы усиления-торможения – Прим. И.Л. Викентьева) таковы, что в нём нет достаточно сильной обратной связи, способной сигнализировать о том, что мысли «ушли» с избранного направления. Здесь нужна высокая активность следящей системы, которая контролирует мысли. Добиться этого можно только тренировкой сосредоточения, специальными приёмами, пример которых представляет йога.
Максимально исключив сильные внешние раздражители и затормозив убеждениями биологические потребности, йог тренирует свою систему слежения за мыслями, чем достигает её высокой эффективности. Активность моделей соответствующих слов становится такой, что, направив её на любое действие, можно противостоять значительным «тормозам». Выбор направления как будто подчиняется «свободе воли», а в действительности обусловлен воспитанием йога, его убеждениями и памятью.
Третий уровень сознания совсем не обязательно предопределяет высокое развитие интеллекта в смысле обилия моделей в памяти и использования их для творчества. Примером являются те же йоги, которые, располагая всей мощью управления мыслями, тем не менее, ничего не сделали для прогресса цивилизации. Однако способность к сосредоточенному мышлению является важным условием плодотворной деятельности интеллекта. Запоминание мыслей, хорошо представленное на этом уровне сознания, помогает в творческой работе.
Наблюдение за мыслями — главное в изучении самого себя и прежде всего своих чувств. Создаётся модель себя, после чего её можно сравнивать с моделями, предлагаемыми обществом; одна из них принимается как образец, обычно через подражание авторитету. Однако не всегда дело обстоит так просто. Идеалы не только заимствуются, но и создаются заново. Это одна из сторон интеллектуальной деятельности».
Амосов Н.М., Алгоритмы разума, Киев, «Наукова думка», 1979 г., с. 142-153.
«Проблема свободы воли» | Взгляд философа
Цель этого поста проста; для навигации по некоторым различным позициям, которые можно занять в отношении « проблемы свободы воли ». Некоторые просили меня пройтись по основам, так что вот оно. Я дам определение основным терминам, используемым в дебатах, чтобы дать читателям немного больше контекста и содержания, когда они думают о будущих (и прошлых) сообщениях. Надеемся, что этот пост поможет тем из вас, кто не знаком с терминологией, связанной с этой темой, лучше понять, что происходит. Я начну с краткого описания того, что ‘ проблема свободы воли ’ перед переходом к различным позициям, которые можно занять.
В чем проблема свободы воли и почему нас это должно волновать?
Во-первых, что такое свобода воли? «Свобода воли» — это философский художественный термин, обозначающий особый вид способности рациональных агентов выбирать образ действий из различных альтернатив (SEP). Многие философы определяют это понятие по-разному, что только еще больше запутывает основную проблему, но вот несколько разумных способов его определения:
1. «Свобода воли — это сила сознательности» (Сол Смилански, 2001; Джо Кэмпбелл, 2010). Это означает, что действия, которые мы выполняем, на самом деле полностью зависят от нас. Детали важны и могут быть обналичены по-разному, но они сводятся к похожему виду.
2. Свобода воли является источником наших действий (Дерк Перебум 2001; Кевин Тимп 2008)
3. «Мы верим, что обладаем свободой воли, когда рассматриваем себя как агентов, способных влиять на мир различными способами. Открытые альтернативы или альтернативные возможности, кажется, лежат перед нами. Мы рассуждаем и размышляем среди них и выбираем». (Боб Кейн, 2005 г.)
4. «Агент действует свободно только тогда, когда он может делать что-либо помимо того, что он делает». (Рэндольф Кларк, 2003)
Итак, учитывая вашу лучшую интерпретацию свободы воли, почему нас это должно волновать? Как сказал Роберт Кейн, «для современной эпохи нет ничего важнее свободы» (2005). Но почему? Что ж, если подумать о концепции моральной ответственности , она становится более заметной. Свобода воли тесно связана с такими понятиями, как ответственность, вина , похвала , «справедливое» наказание и т. п. (некоторые утверждают, что свобода воли занимает центральное место в представлениях о моральных обязательствах, подробнее об этом см. Haji 2012). Лучше всего рассмотреть пример: ночью Билли имплантировали устройство в голову. Это устройство производит мысли и идеи, которые приводят к действию. Джастин управляет этим устройством, а не Билли. Билли не может даже подумать, если Джастин не контролирует его. Теперь представьте, что Джастин внушает Билли мысли убить кого-то и стирает мысли сделать иначе с помощью устройства. Когда Билли убивает кого-то, мы должны обвинять его в этом? Билли виноват или Джастин? Надеюсь, этот пример поможет вам понять важность свободы воли . Обычно мы предполагаем, что он есть. Он лежит в основе большинства вышеперечисленных концепций. Вот почему в этом примере мы бы обвинили Джастина, а не Билли. Билли не мог поступить иначе, если бы он мог, то мы все еще были бы склонны обвинять его или возлагать на него моральную ответственность, кроме того, предположим, что Билли на самом деле хороший парень, парень, который помогал другим все время до того, как Джастин вставил устройство в его мозгу.
Мы исходим из того, что Джастина не заставляли и не пытались имплантировать устройство, и поэтому у нас нет проблем с обвинением его в этом. Если это так, то кажется, что концепция свободы воли важна для наших практик порицания, похвалы и приписывания моральной ответственности. Я должен отметить здесь, что все эти предположения являются спорными, я привожу их только для того, чтобы показать, почему некоторые считают свободу воли концепцией, заслуживающей обсуждения. Итак, почему мы не должны думать, что Джастин в этом примере или кто-либо другой в этом отношении не обладает той свободой воли, которая необходима для обвинения, восхваления и возложения моральной ответственности на кого-то? Есть ряд причин, но детерминизм кажется самой большой угрозой (во всяком случае, одной из них), по крайней мере, так утверждают многие участники дебатов. В конце концов, если Джастин не виноват, делает ли это его марионеткой или кем-то, так сказать, «покататься»?
В своей книге «Свобода воли» Джо Кэмпбелл описывает проблему свободы воли как «дилемму свободы воли». Вот в чем он видит центральную проблему:
1. Если детерминизм верен, то ни у кого нет свободы воли.
2. Если индетерминизм верен, то ни у кого нет свободы воли.
3. Следовательно, ни у кого нет свободы воли.
Детерминизм (подробнее нажмите здесь) — это утверждение о том, что прошлые события вместе с законами природы вызывают все будущие события. Другими словами, все действия предопределены определенным образом, в действиях нет выбора, кроме того, как действовать. Учитывая законы природы и ваше прошлое, вы можете действовать только одним способом или принять только одно решение. Некоторые говорят, что это не угроза свободе воли, потому что они думают, что концепция свободы воли совместима с тезисом детерминизма, таких людей называют компатиблистами.
Компатибилизм (подробнее нажмите здесь) — это утверждение о том, что тезисы детерминизма и свободы воли совместимы друг с другом (Меле, Кэмпбелл, Маккенна). Существуют разные версии компатибилизма. Например, Дж. М. Фишер придерживается доктрины полукомпатибилизма. Детерминизм совместим с моральной ответственностью, но не с регулирующим контролем, необходимым для свободы воли.
Инкомпатибилизм, (для получения дополнительной информации нажмите здесь) с другой стороны, это теория, которая говорит; поскольку нет надежных альтернатив любому действию, в котором вы участвуете (при условии истинности детерминизма), и поскольку альтернативы необходимы для свободы воли (см. Определения выше), то тезис детерминизма несовместим со свободой воли, отсюда и инкомпатибилизм. Это интуитивный взгляд, особенно для тех, кто только начинает дискуссию (см. Haji 2009).подробнее о том, почему это может быть).
Либертарианцы утверждают, что инкомпатибилизм истинен, но у нас есть свобода воли (Кейн, Кларк, Балагер). Скептики свободы воли утверждают (Перебум, Стросон), что инкомпатибилизм верен, но что у нас нет свободы воли.
Помимо этих традиционных подходов к проблеме есть также натуралистический и ревизионистский подходы.
Натурализм — это утверждение, что люди не обладают контракаузальной свободой воли. Они скептики свободы воли, но особого рода скептики свободы воли. Они лишь отрицают свободную волю дуалистов и тех, кто думает, что люди могут выйти за пределы причинно-следственных законов и объяснений своего поведения. Щелкните здесь, чтобы узнать больше об их положении.
Ревизионизм (см. Vargas 2007) — это утверждение о том, что «то, что мы должны думать о свободе воли и моральной ответственности, отличается от того, что мы обычно думаем об этих вещах». Другими словами, ревизионисты утверждают, что наши первоначальные интуитивные представления о свободе воли вводят нас в заблуждение, и ревизионист стремится это исправить. Некоторые утверждают, что это еще одна форма компатибилизма, я рекомендую вам прочитать главу Варгаса и убедиться в этом самим.
Я дал очень краткий обзор проблемы свободы воли и рассказал о некоторых способах, которыми философы реагировали на эту проблему. По общему признанию, я не раскрывал детали ни одной из этих должностей, это не было моей целью (это проект длиной в книгу). Я также не утверждал, что какая-либо конкретная позиция является более заметной, чем любая другая (это будет позже). Тем не менее, я надеюсь, что этот пост, по крайней мере, пролил свет на некоторые способы, которыми можно подойти к решению проблемы свободы воли, и почему мы должны заботиться о попытках сделать это в первую очередь.
__________________________________________
Ссылки
«Либертарианские описания свободы воли» (2003) Рэндольф Кларк
«Жизнь без свободы воли» (2001) Дерк Перебум
«Свобода воли» (2011) Джозеф Кейм Кэмпбелл
«Современное введение в свободу воли» (2005) Роберт Кейн
«Свобода воли: источник и его альтернативы» (2008) Кевин Тимп
«Четыре взгляда на свободу воли» (2007) Фишер, Кейн, Перебум, Варгас
«Разговор и ответственность» (2012) Майкл Маккенна
«Привлекательность инкомпатибилизма» (2009 г. ) Иш Хаджи
«Долг разума перед свободой» (2012 г.) Иш Хаджи
«Свобода воли как открытая научная проблема» (2009 г.) Марк Балагер
(SEP) относится к Стэнфордской энциклопедии философии
Нравится:
Нравится Загрузка…
Метки: Вина, компатибилизм, детерминизм, свободная воля, инкомпатибилизм, либертарианство, метафизика, моральная ответственность, философия, похвала , Моральная ответственность, Философия
Проблема свободы воли | Свобода воли: очень краткое введение
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСвобода воли: очень краткое введение Очень краткое введениеИстория западной философииМоральная философияФилософия разумаОчень краткое введениеКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСвобода воли: очень краткое введение Очень краткое введениеИстория западной философииМоральная философияФилософия разумаОчень краткое введениеКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Пинк, Томас, «Проблема свободы воли», Free Will: A Very Short Introduction , Very Short Introductions (
Oxford, 2004; онлайн-издание, Oxford Academic, 24 сентября 2013 г. ), https://doi.org /10.1093/actrade/9780192853585.003.0001, по состоянию на 5 апреля 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСвобода воли: очень краткое введение Очень краткое введениеИстория западной философииМоральная философияФилософия разумаОчень краткое введениеКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСвобода воли: очень краткое введение Очень краткое введениеИстория западной философииМоральная философияФилософия разумаОчень краткое введениеКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
«Проблема свободы воли» исследует дилемму, которая веками ставила философов в тупик. Здравый смысл подсказывает, что мы можем контролировать свои действия, но можем ли? Ответ заключается в понимании природы как свободы, так и воли. Некоторые люди говорят, что наша свобода действий зависит от свободы воли, другие говорят, что наша воля находится вне нашего контроля, что подразумевает моральную ответственность. Инкомпатибилисты считают, что каузальный детерминизм несовместим со свободой. Однако инкомпатибилистская свобода заменяет каузальный детерминизм случайностью, которая не поддается контролю. Однако компатибилисты говорят, что каузальный детерминизм и свобода непротиворечивы. Либертарианцы считают, что мы действительно свободны, а скептики считают, что свобода невозможна.
Ключевые слова: действие, детерминизм, свобода воли, случайность, ответственность
Предмет
История западной философииМоральная философияФилософия разума
Серия
Краткие введения
Коллекция: Очень короткие вступления
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.