20.Типичные проблемы младшего школьника и их коррекция
К проблемам, или трудностям, связанным с самим фактом поступления в школу, обычно относят:
1) трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения.
2) трудности адаптации ребенка к классному коллективу. И в этом случае они наиболее выражены у тех, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах;
3) трудности, локализующиеся в области взаимоотношений с учителем;
4) трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка.
Схема обследования ребенка во всех этих случаях строится, исходя из имеющихся классификаций неуспевающих учеников и на основе учета гипотез о причинах ПШД. В максимально развернутом виде она включает следующее.
1. Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, при необходимости — ручной праксис).
2. Проверяются обучаемость ребенка (задачи с дозированной помощью взрослых), сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.
3. Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.
4. Обязательно проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради по математике, русскому языку, даются пробы на чтение, письмо, решение задач.
5. Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости: как ребенок относится к плохим (удовлетворительным) оценкам, какую получает типичную обратную связь от взрослых — родителей и учителей, есть ли сферы деятельности, позволяющие ребенку компенсировать неуспех в обучении, по возможности восстанавливается вся система межличностных отношений ребенка.
6. Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности: кто занимается с ним, как много, какие приемы использует.
Интересны и анализ стиля родительского воспитания в семье в целом, роль второго родителя (помимо обратившегося в консультацию).7. Наконец, очень важно выяснить предысторию консультируемого случая. Собирается подробный анамнез, случаи обращения к врачу, какой диагноз был поставлен, как долго и чем лечили. Обязательно выясняется, с чем сами родители связывают плохую успеваемость ребенка, что явилось непосредственным поводом обращения к психологу, как давно и кем было принято решение о необходимости психологической консультации.
1. Актуализация у родителей собственных страхов школы. Корни этих страхов лежат в коллективном бессознательном, ибо появление учителей на социальной арене в древности было знаком того, что родители не всемогущи и их влияние ограниченно.
2. Предъявляемые родителями требования не соответствуют возможностям ребенка. Усиление проекции родительского стремления к превосходству над собственным ребенком. Как отмечал К. Юнг, отец занят работой, а мать хочет воплотить свое социальное честолюбие в ребенке. Соответственно ребенок обязан иметь успех, чтобы выполнить ожидания матери. Такого ребенка можно узнать по одежде: он одет, как кукла. Получается, что он вынужден жить желаниями родителей, а не своими. Последствия ее могут быть различны, но всегда представляют фактор риска нарушений психологического здоровья.
3. Однако наиболее существенным фактором риска нарушения психологического здоровья может стать школа.
И действительно, в школе ребенок впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности, т. е. его навыки должны соответствовать установленным в обществе нормам чтения, письма, счета.
Кроме того, впервые ребенок получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с деятельностью других (через оценки – баллы или картинки: «тучки», «солнышки» и т.п.). Как следствие этого, он впервые осознает свое «невсемогущество». Соответственно повышается зависимость от оценок взрослых, особенно учителей. Но особенно важно то, что впервые самосознание и самооценка ребенка получают жесткие критерии его развития: успехи в учебе и школьном поведении. Соответственно младший школьник познает себя лишь в этих направлениях и на этих же основаниях строит свою самооценку.
Однако вследствие ограниченности критериев ситуации неуспеха могут приводить к значительному снижению самооценки детей.
Условно можно выделить следующие этапы в процессе снижения самооценки. Сначала ребенок осознает свои школьные неумения как неумение «быть хорошим». Но на этом этапе у ребенка сохраняется вера, что он сможет стать хорошим в будущем.
Далее пропадает вера, но ребенок еще хочет быть хорошим. В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «стать хорошим», но уже потерять к этому стремление, что означает стойкую депривацию притязания на признание.
Депривация притязания на признание у младших школьников может проявиться не только в снижении самооценки, но и в формировании неадекватных защитных вариантов реагирования. При этом активный вариант поведения обычно включает различные проявления агрессии к одушевленным и неодушевленным предметам, компенсацию в других видах деятельности. Пассивный вариант – манифестацию неуверенности, стеснительности, лени, апатии, уход в фантазии или болезнь.
Кроме того, если ребенок воспринимает результаты учебы как единственные критерии собственной ценности, жертвуя при этом воображением, игрой, он приобретает ограниченную идентичность, по Э. Эриксону – «я есть только то, что я могу делать». Появляется возможность формирования чувства неполноценности, которое может негативно повлиять как на актуальную ситуацию ребенка, так и на формирование его жизненного сценария
2.4. Проблемы младшего школьного возраста
Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту в литературе редко называют кризисом, а если и называют, то — малым кризисом. Это и понятно, так как кризисными периодами возрастного развития принято называть периоды жизни ребенка, когда в типичных условиях воспитания не учитываются изменившиеся отношения ребенка к миру, к себе, его изменившаяся внутренняя позиция, когда нарушается соответствие между сложившимися и
характерными для предыдущего этапа способами взаимоотношений ребенка с окружающими и развивающимися в течение этого периода возможностями детей.
Как у всякого возрастного периода, у кризиса семи лет есть начало и конец. Однако особенностью критических возрастов является расплывчатость, нечеткость их границ. Это касается и возрастной привязки критического возраста. С нашей точки зрения, было бы совершенно неверно определять начало кризиса семи лет с первого сентября того года, когда ребенок поступает в школу, или с седьмого (а может быть, и шестого) дня рождения в жизни ребенка. Покупка школьных принадлежностей, примерка школьной формы, запись в школу, которая ведется в апреле — мае пред-школьного года, выделение ребенку места для будущего выполнения домашних заданий, просто показ ему его будущей школы — все это реально уже начинает менять внутреннюю и внешнюю социальные позиции ребенка, входит в содержание новой социальной ситуации развития еще до фактического начала посещения школы, а часто и до достижения ребенком семилетнего возраста.
Еще более искусственно было бы задавать возрастные границы начала кризиса семи лет с помощью критериев, почерпнутых из любых имеющихся процедур диагностики психологической готовности к обучению в школе — полная психологическая готовность к обучению в школе, измеренная тестом, может наступить и задолго до и намного позже фактического начала посещения школы. Поэтому, говоря о кризисе семи лет, мы понимаем проблемность выделения его границ и имеем в виду только ту его часть, которая приходится на первые месяцы школьной жизни.
Но еще более трудно выделить критерии окончания кризиса семи лет. Можно ли сказать, что это момент, когда ребенок «адаптировался к школе»? (Вернее, к поступлению в школу, так как термин «школьная дезадаптация» в настоящее время применяется по отношению к определенным проблемам школьника любого возраста — от первоклассника до подростка.) Или это момент, когда первоклассник впервые начинает получать оценки? Или когда у ребенка полностью формируется внутренняя позиция школьника [111]? Эти вопросы остаются открытыми.
С определенной точки зрения в качестве критерия окончания кризиса семи лет можно было бы принять появление у ребенка проблем, связанных с особенностями формирования и функционирования ведущей деятельности младшего школьного возраста — учебной деятельности. Ведь конец критического периода — это начало литического. Это момент, когда на место проблем, связанных с самим фактом подготовки и поступления в школу, приходят проблемы, связанные уже с собственно особенностями обучения в школе как новой деятельности.
К проблемам, или трудностям, связанным с самим фактом поступления в школу,
1) трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения. И дело не в том, что таким детям трудно начать вовремя вставать, чтобы идти в школу, а в том, что у них чаще наблюдается отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности;
2) трудности адаптации ребенка к классному коллективу. И в этом случае они наиболее выражены у детей, не имевших достаточного опыта пребывания в детских коллективах;
3) трудности, локализующиеся в области взаимоотношений ребенка с учителем;
4) трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка.
Все эти трудности являются отражением постепенного вхождения ребенка в новую социальную ситуацию развития: у него появляются «режимные» обязанности — вовремя быть в школе, соблюдать расписание занятий, уделять время подготовке домашнего задания (оно есть еще почти везде в первых классах) даже в ущерб естественным потребностям в игре и отдыхе. Идет процесс адаптации к новому коллективу сверстников. Завязываются деловые и личностные отношения с учителем. Наконец, изменяется социальная позиция ребенка в семье — ему, как правило, выделяют особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, для подготовки уроков; изменяется отношение к нему членов семьи. Все это достаточно хорошо описано в литературе.
И хотя к началу школьного возраста как к никакому другому возрастному периоду родители (и общество в целом) специально готовят ребенка, наиболее полно стараясь «отследить» динамику смены его социальной позиции и социальной ситуации развития в Целом и даже управлять ею, указанные трудности порой достигают такой остроты, что встает вопрос о необходимости психологического консультирования. Как уже говорилось, последнее имеет место в случаях резко выраженной (чаше парциальной) неготовности ребенка к обучению в школе. Это бывает, например, у детей, никогда не посещавших дошкольные детские учреждения (трудности контакта с коллективом детей, «режимные» трудности). Трудности будут иметь место и тогда, когда родители не успели приготовиться к новым обязанностям и новым правам ребенка как ученика: например, как ни странно, это случается в многодетных семьях, где уже есть дети-школьники и где первокласснику совершенно необходимо сразу же выделить индивидуальное рабочее место, письменный стол или его часть и уравнять его в правах со старшими братьями и сестрами. К сожалению, это не всегда удается на практике.
Таким образом, трудности «школьной части» кризиса семи лет являются продолжением трудностей подготовки ребенка к школьному обучению и следствием недостаточной работы взрослых (родителей) по оперативному изменению его семейной ситуации, формированию навыков самоорганизации деятельности и т. д.
Психологические трудности собственно младшего школьного возраста — это уже трудности не критического, а литического периода жизни.
Психологические особенности всякого литического, в том числе и младшего школьного, возраста в литературе принято анализировать исключительно с позитивной, так сказать, стороны, за счет анализа становления системы деятельностей, специфичных для данного возраста, и психологических новообразований в познавательной и личностной сферах. Даже те стороны психического развития ребенка, которые выступают как утрата чего-то, характерного для предыдущей стадии развития (например, в терминах Л. С. Выготского, «утрата непосредственности» поведения в младшем школьном возрасте), всегда одновременно выступают и преподносятся как приобретение чего-то нового (в нашем случае — уровня произвольной регуляции поведения). Трудно назвать «отрицательные» симптомы (в смысле проблемные, конституирующие для психологических трудностей ребенка), которые входили бы в объективную позитивную психологическую характеристику того или иного литического возраста. Если это и делается, например, с детскими страхами как нормальной, хотя и отрицательной характеристикой дошкольного возраста, то лишь факультативно, т.е. как бы вне понятийного аппарата и рамок стандартного возрастно-психологического анализа, или в качестве его оборотной стороны (например, возрастные страхи как оборотная сторона формирования воображения и внутреннего плана действия в дошкольном возрасте).
Нечто подобное происходит и с понятием школьной дезадаптации. Психогенная школьная дезадаптация (ПШД)определяется как «психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка, нарушающие его субъективный и объективный статус в школе и семье и затрудняющие учебно-воспитательный процесс» [70, с. 90]. Поведенческие проявления ПШД — затруднения в учебе вплоть до стойкой неуспеваемости, нарушения взаимоотношений со сверстниками и учителем (например, описанный Л.С.Славиной так называемый «смысловой барьер» [145]), нарушения дисциплины, отказы ходить в школу или угрозы сделать это настолько общеизвестны и, к сожалению, часты, что с определенной точки зрения делают ПШД «нормальной», хотя и отрицательной, возрастно-психологической характеристикой детей младшего школьного возраста. Об этом говорят и статистические данные: по мнению ряда детских патопсихологов и психоневрологов (а они имеют не меньшую практику с детьми младшего школьного возраста, чем психологи), до 20 % школьников нуждаются в психотерапевтической помощи в связи с ПШД. Можно утверждать, что еще большее число детей нуждается в психологической помотди и профилактике в их доп-сихотерапевтических формах. Именно на этот контингент и должна быть ориентирована работа возрастных психолого в-консультантов.
Основные сферы проявления ПШД связаны с пространственно-временными отношениями (режим дня, так называемое «личное» пространство в семейной среде и пр.)и личностно-смысловыми характеристиками (место в коллективе сверстников, взаимоотношения с братьями и сестрами, отношения с преподавателем и родителями)деятельности и общения ребенка. Однако психологические проблемы этого возраста более тесно, хотя и более изощренно, сложно, связаны с ведущей в этом возрасте — учебно-познавательной — деятельностью детей. ученика, а как социальная деятельность, наиболее полно реализующая возрастно-специфическую систему социальных отношений ребенка, присутствует не столько как «страдающая» сторона в анализе причин и проявлений ПШД, но и как возможный источник нарушений.
Существуют четыре основные точки зрения на причины ПШД, впрочем, дополняющие друг друга.
Сторонники первой точки зрения исходят из того, что психотравмирующим фактором признается сам процесс обучения, Как бы хорошо он ни был организован. Вызванные им нарушения Называютсядидактогениями.
Однако чаще (вторая точка зрения) говорят о своеобразной «конвергенции» дидактогений и конституциональной (т.е. индивидуальной) уязвимости организма ребенка и его центральной нервной системы. По мнению В. Е. Кагана, в этом случае речь идет о «якобы изначально, фатально «больном» ребенке, дезадаптация которого обусловлена мозговым повреждением или отягощенной наследственностью» [70, с. 91].
Если первая точка зрения представляется односторонней и неверной в силу недостаточного учета индивидуальных особенностей ребенка и его социальной среды, то вторая — в силу снятия ответственности со школы и семьи и возложения ее исключительно на врача.
Более гибкой, по-видимому, является третья точка зрения, связывающая ПШД с дидаасалогениями, т. е. вариантами последствий неправильного отношения учителя к ученику, неправильной организации учебного процесса и учебной деятельности. Речь идет, прежде всего, о различных вариантах авторитарного стиля педагогического руководства классом [11 и др.]. Практика возрастно-психологического консультирования показывает, что жалобы на те или иные неправильные (с точки зрения родителей или даже объективно) действия» учителя в качестве причины возникновения личностных и поведенческих нарушений у детей чрезвычайно распространены. В теоретическом плане эти случаи также описаны достаточно полно.
Однако, как отмечают многие психологи, неправильно сводить ПШД к проблеме «плохого» или «злонамеренного» учителя. Ведь известно, например, что сензитивность детей к дидаскалогениям неодинакова; компенсационные и психозащитные возможности детей очень велики и во многом зависят от внешкольных влияний на них и прежде всего от семейной ситуации. Более того, специфические отношения к ребенку в семье, стиль родительского поведения, характерный — типичный и актуальный — семейный климат считаются рядом психологов едва ли не главной и единственной причиной возникновения ПШД или хотя бы некоторых ее форм (четвертая точка зрения). Правда, при этом не всегда принимается в расчет, что «среда определяет развитие ребенка через [его, ребенка. — А.Л.] переживания среды» [15, с. 383].
Еще более гибкой, комплексной, является гипотеза о происхождении ПШД, которая вместо одностороннего учета дидактоге-ний и «отягощенной» наследственности, с одной стороны, и ди-даскалогений и особенностей семейной среды — с другой, пытается учесть все эти факторы и влияния в их системном единстве. Примером таких работ могут служить работы А. Л. Венгера [111] и Е.В.Новиковой [105], обобщающие их опыт возрастно-психологического консультирования детей младшего школьного возраста.
Так, Е.В.Новикова, основываясь на взглядах Л.С.Выготского, Л.И.Божович, Л.С.Славиной и других на проблему возраста, на классификацию форм ПШД по их связи с учебной деятельностью, считает, что «причиной возникновения психогенных нарушений являются не сами по себе промахи в [учебной. — А. Л. ] деятельности младшеклассников, а их переживания по поводу этих промахов» [Ю5, с. 26]. Переживания же ребенка в этом возрасте прямо зависят от его взаимоотношений со значимыми взрослыми (учителем, родителями). «Формой выражения этого отношения является стиль общения. Именно стиль общения взрослого с младшим школьником может затруднять овладение ребенком учебной деятельностью, а порой может приводить к тому, что реальные, а подчас и надуманные трудности, связанные с учебой, начнут восприниматься ребенком как неразрешимые, порожденные его неисправимыми недостатками. Если же эти негативные переживания ребенка не компенсируются, если не находится значимых людей, которые были бы способны повысить самооценку школьника, у него могут возникать психогенные реакции на школьные проблемы, которые в случаях повторяемости или фиксации складываются в картину синдрома, названного психогенной школьной дезадаптацией» [105, с. 31].
Подобного же рода попытку своеобразного «синдромного», целостного анализа (в пределах психологической нормы) описывает А.Л.Венгер, используя материал жалоб родителей психологу-консультанту на низкую успешность деятельности их детей шести-семи лет на занятиях в школе или в детском саду и на поведенческие нарушения [30; 31; 111]. Общая схема такого анализа достаточно отработана в психологии: первичные причины — первичные нарушения — неадекватная обратная связь со стороны значимого взрослого (родителей) — вторичные нарушения, подкрепляющие действия взрослого. Не имея возможности воспроизвести здесь анализ А.Л. Венгера полностью, отметим, что проделанная им работа является одной из удачных попыток описать типичные варианты «нормального» (т.е. не выходящего в область патологии) возрастного развития (в описываемом случае — кризиса семи лет), характеризующиеся тем, что «недоразвитие какого-либо психологического процесса приводит к ущербности деятельности в целом и, следовательно, к нарушениям в формировании других психических процессов» [ 111, с. 178]. В дальнейшем А. Л. Венгер распространил свой «синдромный» анализ психологических трудностей ребенка и на подростковый возраст.
Распространенные поведенческие проблемы у детей школьного возраста и как альтернативные школы могут помочь
Воспитание детей — трудная и зачастую неблагодарная работа. Однако, если вы спросите любого родителя, вы услышите, что они говорят, что оно того стоит. Ваш ребенок больше, чем просто ваша плоть и кровь — он ваша жизнь и ваш приоритет номер один. Когда что-то кажется неправильным, никто не должен просить вас вмешаться и найти решение. Скорее всего, вы уже думали, что делать.
Нелегко быть родителем, но некоторым детям труднее, чем другим. Однако как родитель вы знаете разницу между поведением вашего ребенка и поведением вашего ребенка по-другому. Поведенческие изменения будут происходить на протяжении всей жизни вашего ребенка, но некоторые изменения не являются нормальными. Если вы заметили, что у вашего ребенка серьезные проблемы с поведением или внезапные изменения, бегите, а не ходите в кабинет педиатра. Следующим шагом может быть посещение детского психолога. Ни один родитель не хочет слышать, что у их ребенка расстройство поведения, но лучше знать, чем не знать, потому что это означает, что вы можете предпринять шаги, чтобы помочь своему ребенку.
Поиск помощи для вашего ребенка — это всего лишь один шаг в этом процессе. Как только вы начнете контролировать его поведенческие проблемы, вам нужно начать думать наперед. Это означает рассмотрение будущего вашего ребенка, особенно с точки зрения его образования. В этой статье мы рассмотрим некоторые из наиболее распространенных поведенческих проблем у детей школьного возраста и поговорим о том, может ли альтернативная школа помочь вашему ребенку.
В этом видео рассматривается диагностика нарушений обучаемости у детей.
Общие поведенческие проблемы у детей школьного возраста
Первые несколько лет жизни ребенка полны изменений, как физических, так и эмоциональных. Дети менее подготовлены к тому, чтобы справляться со сложными эмоциями, такими как фрустрация или разочарование, поэтому они склонны отыгрывать. Что-то такое простое, как сломанная игрушка или пролитая чашка сока, может вызвать истерику монументальных масштабов, но это не обязательно указывает на проблему или расстройство поведения.
Эксперты по детской психологии из Оксфордского университета считают, что термин «расстройство» следует использовать с осторожностью у детей в возрасте до 5 лет. в жизни. Также трудно определить, действительно ли поведенческие проблемы свидетельствуют об истинном расстройстве. Первые пять лет жизни ребенка представляют собой время быстрых изменений в развитии, поэтому трудно отличить нормальное поведение от ненормального у таких маленьких детей.
Хотя маловероятно, что у ребенка младше 5 лет будет диагностировано серьезное поведенческое расстройство, у него могут начать проявляться симптомы, которые приведут к диагнозу в более позднем возрасте. Наиболее распространенными расстройствами поведения, диагностируемыми у детей школьного возраста, являются:
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
- Оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD)
- Расстройство аутистического спектра (РАС)
- Тревожное расстройство
- Депрессия
- 90
- Расстройства обучения
- Расстройства поведения (CD)
Многие из этих расстройств также диагностируются у подростков и взрослых, но некоторые из них редко обсуждаются вне сферы детской психологии.
Например, оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) характеризуется вспышками гнева, обычно направленными на людей, наделенных властью. Однако диагноз не ставится, если поведение не продолжается непрерывно в течение как минимум шести месяцев и не нарушает функционирование ребенка. Расстройство поведения является более серьезным и включает в себя постоянное поведение, которое можно считать жестоким по отношению к людям или животным, которое также может включать физическое насилие или преступную деятельность. Такое поведение очень редко встречается у детей в возрасте до 5 лет.
Расстройство аутистического спектра — это отдельная история. Термин аутизм относится к широкому спектру расстройств, которые могут влиять на детей в социальном, поведенческом и когнитивном плане. Это считается неврологическим расстройством, и симптомы могут проявляться уже в младенчестве. Американская психиатрическая ассоциация (АПА) предполагает, что расстройство аутистического спектра встречается у 1 из 68 детей.
Хотя перечисленные выше поведенческие расстройства абсолютно достоверны и встречаются чаще, чем вы думаете, гораздо более вероятно, что ваш ребенок испытывает временную эмоциональную или поведенческую проблему. Эти проблемы, как правило, проходят со временем и терпеливым воспитанием, поэтому не делайте поспешных выводов. Вполне допустимо поговорить с вашим педиатром и обратиться за консультацией, чтобы помочь вашему ребенку, но любой ценой избегать приема лекарств, если только диагноз вашего ребенка не является клинически обоснованным, и у вашего педиатра есть веские основания рекомендовать лекарства.
Если у вашего ребенка возникают эмоциональные или поведенческие проблемы, вам пора стать родителем и найти способ помочь своему ребенку. Продолжайте читать, чтобы узнать несколько советов по эффективному воспитанию детей и помощи ребенку с поведенческими или эмоциональными проблемами.
В этом видео рассматриваются распространенные трудности в обучении.
youtube.com/embed/SpkFTNx02hw?rel=0″>Какую роль играет ваше воспитание?
Независимо от того, с какими трудностями сталкивается ваш ребенок или сколько ему лет, лучшее, что вы можете сделать как родитель, — это проявить терпение и сопереживание. Перед лицом разочарования или замешательства сохраняйте спокойствие. И не бойтесь просить о помощи! Нет причин, по которым вам и вашему ребенку нужно бороться в одиночку.
Прежде чем отправлять ребенка к специалистам, спросите себя, не может ли что-то, происходящее дома, быть причиной поведения вашего ребенка. Когда дети капризничают, обычно есть причина, и иногда это сводится к плохому воспитанию или к тому, что потребности ребенка каким-то образом не удовлетворяются. Серьезные поведенческие проблемы вряд ли будут результатом определенного стиля воспитания, но все же полезно знать, на чем вы стоите.
Вот четыре основных стиля воспитания:
- Авторитарный – Строгие правила без компромиссов, без участия детей.
- Авторитетный – Строгие правила, но готовые слушать и сотрудничать. Скорее демократия.
- Разрешительный – Несколько правил и мало требований к детям. Почти никакой дисциплины.
- Без участия – Никаких правил и очень мало взаимодействия. Родители отстранены или пренебрежительны.
Исследования показывают, что авторитетный стиль воспитания чаще всего приводит к рождению счастливых, хорошо приспособленных детей, в то время как невнимательные родители воспитывают детей, которым не хватает самоконтроля и чувства собственного достоинства. Здесь следует помнить, что детям нужны четкие правила и последствия для их действий, но также должно быть сотрудничество и понимание со стороны родителей.
Как вы можете помочь своему ребенку дома?
Поддерживать своего ребенка — одна из самых важных ролей для вас как родителя и, возможно, одна из самых сложных задач. Может показаться, что ваш ребенок постоянно меняется, а поведенческие проблемы приходят и уходят. Если вас беспокоит поведение вашего ребенка, поговорите со своим педиатром или консультантом. Это не означает, что с вашим ребенком что-то не так, это просто означает, что вы просите помощи, чтобы лучше понять поведение вашего ребенка и то, что они могут означать.
Некоторые виды поведения могут быть проблематичными и должны вызывать беспокойство. Следующие пять признаков указывают на потенциальное поведенческое расстройство:
- Вызывающее поведение – Вызывающее поведение является отличительной чертой СДВГ и ОВР, часто с перекрывающимися симптомами. Чрезмерный отказ подчиняться фигурам власти проявляется и при расстройствах поведения.
- Невнимательность . Многим детям иногда трудно сосредоточиться, но если ваш ребенок постоянно переходит от одной задачи к другой, не доведя ни одной из них, это может быть признаком СДВГ.
- Физический Агрессия – Истерики, негативные реакции на других и физическая агрессия – это поведенческие проблемы, которые необходимо решать. Таковы непослушание и деструктивность.
- Обвинение Другие – Для ребенка нормально избегать наказания, но навязчивое обвинение других может быть признаком поведенческой проблемы.
- Антисоциальное Поведение – Нарушение правил, пренебрежение авторитетом и пренебрежение к другим являются классическими признаками антисоциального поведения и часто встречаются при диагнозах ODD и CD.
Если ваш ребенок постоянно демонстрирует одно или несколько из этих действий, вам следует как можно скорее решить эту проблему. Подобные проблемы могут привести к стрессу и разочарованию у вас, вашего ребенка и всей семьи. Не говоря уже о том, что если у вашего ребенка есть клиническое расстройство поведения, чем раньше он начнет лечение, тем лучше.
Но что делать, если ваш ребенок демонстрирует такое проблемное поведение?
Ваш педиатр или детский психолог ответят на ваши вопросы и помогут определить, вызывает ли поведение вашего ребенка повод для беспокойства. Если это не похоже на клиническое расстройство, вы все равно можете сделать что-то дома, чтобы контролировать поведение вашего ребенка.
Если ваш ребенок демонстрирует проблемное поведение, воспользуйтесь подходом ABC:
- Определите антецедент . Попытайтесь определить, что спровоцировало такое поведение, чтобы вы могли определить ситуации или триггеры, которые делают поведение более вероятным.
- Определите поведение – конкретное действие, которое вы пытаетесь воспрепятствовать или поощрять.
- Определение последствий . Решите, какой результат естественным или логическим образом следует за поведением, что делает его повторение более или менее вероятным.
Если у вашего ребенка начинаются проблемы с поведением, примените эти три шага к действию. Важно определить, имеет ли поведение вашего ребенка определенный триггер или может быть признаком скрытой проблемы. Чем больше вы будете внимательны и чем больше информации соберете, тем лучше. Если станет ясно, что поведенческие проблемы вашего ребенка серьезны и влияют на его образование или образование других детей, вам, возможно, придется подумать об альтернативных вариантах обучения в школе.
Какие преимущества предлагают альтернативные школы?
Альтернативная школа – это школа, предназначенная для обучения учащихся, не достигших успехов в традиционной школьной среде. Некоторые альтернативные школы предназначены для одаренных детей или детей с определенными академическими интересами – это, как правило, школы-магниты. Однако существуют и альтернативные школы для детей с поведенческими проблемами.
Во многих случаях альтернативные школы для детей с поведенческими проблемами включают в себя программы вмешательства в масштабах всего здания. Учителя и персонал обучены решать сложные поведенческие потребности, а соотношение учеников и учителей, как правило, ниже, чтобы гарантировать, что каждый ученик получает необходимое ему внимание. Во многих альтернативных школах также работают психологи, социальные работники и психиатры. В некоторых случаях альтернативные школы являются частью отдельного учреждения, такого как центр содержания под стражей для несовершеннолетних.
Вот некоторые из потенциальных преимуществ альтернативных школ:
- Меньший размер классов и меньшее количество учеников на одного учителя означает больше индивидуального внимания.
- Более гибкий график, например занятия в ночное время или в режиме онлайн. Студенты имеют больше свободы для обучения по собственному расписанию и могут воспользоваться другими услугами, которые могут им понадобиться.
- Более широкий выбор методов обучения, чтобы помочь учащимся, испытывающим трудности с традиционными методами обучения.
- Альтернативные модели оценивания и оценивания – учащиеся могут получать письменные оценки вместо буквенных оценок.
- Консультации и группы поддержки могут быть доступны для студентов для решения индивидуальных эмоциональных или академических потребностей.
Если поведенческие проблемы вашего ребенка становятся помехой для других детей и для его собственного образования, возможно, пришло время сменить школу. Однако внезапные изменения в распорядке дня вашего ребенка могут спровоцировать вспышку гнева, поэтому вам следует по возможности вовлечь ребенка в принятие решения. Читайте дальше, чтобы узнать, как это сделать.
Вовлечение вашего ребенка в решение
Когда ваш ребенок маленький, вы как родитель несете ответственность за принятие решений, которые принесут пользу вашему ребенку. Однако по мере того, как ваш ребенок становится старше, вы должны позволять ему принимать участие в решениях, которые его касаются, особенно важных, таких как смена школы.
Большинство учеников альтернативных школ — подростки, поэтому они достаточно взрослые, чтобы принимать собственные решения. Если ваш ребенок все еще учится в начальной школе, вы все еще можете принимать за него большую часть решений. В среднем школьном возрасте, однако, линия немного менее четкая, но принятие такого рода решения для вашего ребенка без какого-либо участия может ухудшить ситуацию, а не улучшить ее. Если вы не знаете, что делать, посадите ребенка и попытайтесь поговорить о том, что он думает о своей нынешней школе.
Поговорив с ребенком о возможности смены школы, попробуйте вместе посетить хотя бы один вариант. Во время визита воспользуйтесь возможностью поговорить с учителями, персоналом и даже студентами, чтобы узнать, что они думают о программах. Чем больше вы узнаете, тем лучше вы сможете решить, что лучше для вашего ребенка, и, надеюсь, он будет чувствовать себя причастным к этому решению.
Советы по выбору подходящей альтернативной школы
После того как вы и ваш ребенок решили, что альтернативная школа является лучшим вариантом, как вы ее выбираете? Это чрезвычайно важное решение, поэтому не торопитесь его принимать.
Вот несколько простых шагов:
- Попросите себя и своего ребенка определить проблемы с текущей школой вашего ребенка. Составьте список причин, по которым текущая школа не работает, чтобы вы знали, на что обратить внимание в следующей. Это также может быть хорошей возможностью убедиться, что эти проблемы не могут быть решены, вместо того, чтобы полностью менять школу.
- Составьте список качеств, которыми вы и ваш ребенок хотите обладать в новой школе . Вам не нужно конкретизировать такие вещи, как соотношение учеников и учителей, но используйте первый список, чтобы определить несколько ключевых улучшений, которые вы ищете в новой школе.
- Начните изучать близлежащие школы, чтобы узнать, какие у вас есть варианты . В зависимости от возраста и зрелости вашего ребенка, вы можете не ограничиваться местными школами — вариант может быть в школе-интернате.
- Подумайте о стоимости альтернативной школы . Некоторые альтернативные средние школы доступны бесплатно или по низкой цене. Выясните, сколько будет стоить школа и имеет ли ваш ребенок право на какие-либо стипендии или гранты, чтобы снизить стоимость.
- Тщательно исследуйте школу и свяжитесь с . Поговорите с учителями и персоналом школы и, если возможно, с родителями и учениками. Перед переходом важно получить всестороннее представление о школе. Вам также нужно будет узнать, как зарегистрироваться, и может ли ваш ребенок зарегистрироваться сразу или ему придется подождать до начала следующего учебного года.
Помимо размышлений о возможных вариантах выбора альтернативной школы, не помешает заранее подумать об академическом будущем вашего ребенка. Спросите себя, поможет или повредит смена школы вашему ребенку шансы поступить в колледж? Альтернативная школа повлияет на процесс поступления вашего ребенка в колледж, но это не обязательно должно быть негативно. Одна из лучших вещей, которую вы можете сделать как родитель, — это думать наперед и быть готовым помочь своему ребенку в любой ситуации.
Есть ли другие варианты для рассмотрения?
Альтернативные школы могут быть отличным вариантом для детей с эмоциональными и поведенческими проблемами, но они подходят не всем. К счастью, есть еще несколько вариантов, которые стоит рассмотреть. Если проблемы вашего ребенка настолько серьезны, что он просто плохо учится в школьной среде, идеальной альтернативой может стать домашнее обучение или онлайн-школа. Если ваш ребенок достаточно взрослый, вы можете полностью пропустить альтернативную школу и зарегистрировать своего ребенка в программе GED. Независимо от того, что вы решите сделать, важно принять решение, которое принесет наибольшую пользу вашему ребенку, и придерживаться его, как только вы это сделаете.
Как родитель, вы хотите для своего ребенка самого лучшего. К сожалению, не всегда легко сказать, что лучше, особенно когда ваш ребенок начинает демонстрировать проблемное поведение. Лучшее, что вы можете сделать, это обратиться за помощью и подумать, какие изменения вы можете внести, чтобы помочь вашему ребенку справиться, не нарушая его образования.
Вопросы? Свяжитесь с нами на Facebook. @publicschoolreview
Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра комментариев Disqus. comments на базе Disqus
Проблемы в школе | Ассоциация психического здоровья детей
Дети и подростки с проблемами психического здоровья иногда испытывают трудности в школе по разным причинам. В ACMH часто звонят родители, чьи дети изо всех сил пытаются добиться успеха, а иногда им даже не разрешают оставаться в школе из-за неудовлетворенных потребностей в области психического здоровья. Доступ к услугам, которые могут понадобиться детям и молодежи, чтобы помочь им лучше справляться со своими потребностями в области психического здоровья и поддерживать их в школе, может быть довольно сложным. Надеемся, что этот раздел поможет.
Почему психическое здоровье имеет значение в школах?
Удовлетворение потребностей в области психического здоровья в школе имеет решающее значение, поскольку у 1 из 5 детей и подростков имеется диагностируемое расстройство эмоционального, поведенческого или психического здоровья, а у 1 из 10 молодых людей проблемы с психическим здоровьем настолько серьезны, что нарушают их функционирование дома , школе или в сообществе . 1
Многие оценки показывают, что, несмотря на то, что психические заболевания затрагивают так много наших детей в возрасте 6-17 лет, по крайней мере половина из них, а по многим оценкам, до 80% из них не получают необходимой психиатрической помощи. 2
Способность распознавать и поддерживать психическое здоровье детей в школе имеет значение, потому что:
- Проблемы психического здоровья распространены и часто развиваются в детстве и подростковом возрасте
- Они излечимы!
- Стратегии раннего выявления и вмешательства работают. Они могут помочь повысить устойчивость и способность добиться успеха в школе и жизни.
Кроме того, у молодежи с эмоциональными и поведенческими расстройствами самый низкий процент выпускников среди всех учащихся с ограниченными возможностями. В национальном масштабе только 40 процентов учащихся с эмоциональными, поведенческими и психическими расстройствами заканчивают среднюю школу, по сравнению со средним показателем по стране 76 процентов ; 3 и Более 50% учащихся с эмоциональными и поведенческими нарушениями в возрасте 14 лет и старше бросают среднюю школу. Это самый высокий показатель отсева среди всех групп инвалидности! 4
Очевидно, мы должны работать лучше! В этом разделе веб-сайта мы постараемся предложить вам способы устранения неполадок, с которыми вы можете столкнуться при попытке получить поддержку, в которой нуждается ваш ребенок в школе.
Как психические расстройства влияют на детей и молодежь в школе?
Психические расстройства могут повлиять на обучение в классе и социальные взаимодействия, которые имеют решающее значение для успеха учащихся. Тем не менее, если для удовлетворения потребностей молодого человека в области психического здоровья созданы соответствующие службы, мы часто можем максимизировать успех и свести к минимуму негативные последствия для учащихся.
Одна из проблем, с которой часто сталкиваются семьи, заключается в том, чтобы заставить школу признать роль психических расстройств в связи с трудностями, с которыми сталкивается их ребенок. Добиться соглашения о разработке стратегий для решения проблем психического здоровья и помочь подростку лучше справляться с симптомами психического здоровья в школе иногда не менее сложно.
Психическое здоровье детей может по-разному влиять на молодых людей в разной степени в школьной среде. С симптомами одного ребенка может быть очень трудно справиться в школе, в то время как у другого ребенка с таким же заболеванием особых трудностей может и не быть. Кроме того, как и у всех нас, у детей с проблемами психического здоровья бывают хорошие и плохие дни, а также периоды, когда они чувствуют себя действительно хорошо, и периоды, когда с симптомами их психического здоровья становится труднее справиться.
При определении видов поддержки и услуг важно помнить, что все дети уникальны с разными потребностями и механизмами выживания. Выбранные вмешательства в области психического здоровья должны основываться на индивидуальных потребностях каждого ребенка и иметь возможность изменяться, чтобы оказывать большую или меньшую поддержку по мере необходимости.
Дети с проблемами психического здоровья часто нуждаются в различных видах поддержки в школе, чтобы добиться успеха. Например, ребенку с гиперактивностью может быть полезно включить некоторые виды деятельности в свой распорядок дня в классе. Ребенку с оппозиционно-вызывающим расстройством может быть полезно, если его учителя натренируют взаимодействовать с ним определенным образом. Молодому человеку, который борется с неорганизованностью, может помочь обучение навыкам планирования. Детям, которые могут стать агрессивными, и тем, кто проявляет чрезмерную тревогу, может быть полезно узнать, что приводит к этим чувствам, и научиться стратегиям, позволяющим распознавать, когда это происходит, и что делать, чтобы избежать эскалации проблемы.
Иногда для удовлетворения потребностей в области психического здоровья в школах может потребоваться специальное обучение и/или практика. Например, если вашему ребенку нужна помощь для преодоления трудностей с социальным взаимодействием или трудностями в общении, это может помочь научить его новым навыкам и попросить его попрактиковаться в их использовании в ролевых играх или попробовать их в небольших группах.
Также полезно посмотреть, как симптомы психического здоровья могут повлиять на ребенка в классе, и какие приспособления могут помочь. Например, дети и подростки с тревожными расстройствами часто могут испытывать затруднения в школе, потому что они настолько поглощены своими «беспокойствами», что им трудно концентрировать внимание. У них могут быть физические жалобы, такие как боли в желудке и головные боли, и они могут часто отсутствовать. У них также могут возникнуть проблемы с началом или завершением своей работы, потому что они беспокоятся, что это будет неправильно. Иногда их страх быть смущенным, или сделать что-то не так, или их страх перед необходимостью взаимодействовать с другими может привести к тому, что они будут избегать групповых и социальных мероприятий и, возможно, школы вместе.
Возможные приспособления или стратегии, которые могут помочь, включают:
- Предоставление гибких сроков или предоставление учащимся возможности переделать работу, чтобы они чувствовали себя более уверенно, сдавая ее.
- Помощь учителю в распознавании эскалации тревоги у ребенка и оснащение его инструментами для вмешательства и помощи ребенку в реализации стратегий, помогающих справиться с тревогой.
- Предварительное планирование групповых дискуссий, чтобы уменьшить их беспокойство по поводу того, что они поделятся или скажут.
- Составьте план, что делать, когда они не могут сосредоточиться из-за беспокойства.
- Предусмотрите перерывы или возможность снять стресс.
Вы можете скачать список вспомогательных приспособлений, которые могут помочь здесь: Размещение и стратегии обучения
Как решать проблемы в школе:
То, как вы, как родитель, решаете проблемы в школе для своего ребенка, зависит от множества факторов, включая характер самой проблемы, а также то, нуждается ли ваш ребенок в специальных услугах или получает их.
Одна из стратегий, которая всегда полезна, независимо от того, как вы пытаетесь решить проблемы, состоит в том, чтобы работать над установлением прочных рабочих отношений со школой вашего ребенка и людьми в ней. Поначалу это иногда может показаться сложной задачей, особенно если вы чувствуете, что школа еще не готова делать то, что, по вашему мнению, необходимо вашему ребенку для достижения успеха. Но старайтесь помнить, что у вас и специалистов в школе действительно есть общая цель — помочь вашему ребенку добиться успеха в школе. Для получения дополнительной информации о том, как успешно отстаивать интересы вашего ребенка в школе, загрузите список советов, которые могут вам помочь, здесь: Советы для родителей Успешная защита интересов в школе
Если вы считаете, что проблемы с психическим здоровьем вашего ребенка делают его неспособным учиться и успевать в школе, он может иметь право на специальное обучение или поддержку в соответствии с Разделом 504. Для получения дополнительной информации о процессе проверки того, имеет ли он право на участие в любой из этих программ. нажмите здесь , чтобы получить обзор процесса.
Независимо от того, получает ваш ребенок услуги специального образования или нет, вы можете сотрудничать со школой, чтобы попытаться получить некоторую поддержку для удовлетворения его потребностей.
Если у вашего ребенка проблемы в классе, лучше сначала встретиться с учителем и сообщить ему о своих проблемах. У них могут быть некоторые идеи, и они могут захотеть реализовать некоторые стратегии, чтобы помочь вашему ребенку.
Если это не решит проблему, вы также можете попытаться привлечь других сотрудников школы, таких как директор, социальный работник и т. д. Кроме того, если ваш ребенок получает частные или государственные услуги по охране психического здоровья, может быть полезно спросить психотерапевт вашего ребенка также должен присутствовать на собрании, так как он может дать столь необходимую информацию о том, что может помочь вашему ребенку.
Перед любой из этих встреч всегда полезно уделить время подготовке, перечислив свои проблемы, в том числе то, с чем, по вашему мнению, сталкивается ваш ребенок в школе, и что, по вашему мнению, поможет ему. Вам также может быть полезно подумать о вещах, которые могут ухудшить состояние вашего ребенка или ухудшить его психическое состояние.
Когда вы встречаетесь и делитесь своими опасениями, будь то неофициальная или формальная встреча, специалисты вашей школы смогут предложить вам стратегии, которые, по их мнению, могут помочь. Опять же, вам может быть полезно рассмотреть возможные приспособления до встречи со школой и выбрать те из них, которые, по вашему мнению, могут быть особенно полезны для вашего ребенка.
После встречи со школой, на которой вы обсудили потребности вашего ребенка, школа может захотеть провести некоторые наблюдения в классе, чтобы лучше понять потребности вашего ребенка. Затем вы можете договориться со школой о внедрении некоторых стратегий, которые помогут вашему ребенку добиться большего успеха. Важно помнить, что первая попытка не всегда бывает успешной. Вы и школа можете обнаружить, что вам нужно вернуться к чертежной доске и придумать новые стратегии.
Если вы не можете заставить школу внедрить стратегии или скорректировать их, если они не работают, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться за помощью в ACMH.
В дополнение к приведенным выше предложениям ACMH также имеет предварительно записанную презентацию веб-семинара: Удовлетворение потребностей учащихся с проблемами психического здоровья в школах , расположенную на веб-сайте Мичиганского альянса семей (MAF), который вы можете прослушать, нажав . здесь , который может помочь вам в защите интересов вашего ребенка.
На сайте Michigan Alliance есть несколько других видеороликов, которые могут быть вам полезны, и у них есть наставники для родителей в каждом регионе штата, которые могут помочь вам лучше понять процесс специального образования и сотрудничать с вашей местной школой.
Поведенческие проблемы в школе
Для получения информации о том, как решать поведенческие проблемы в школе и создавать планы поддержки положительного поведения, если ваш ребенок получает услуги специального образования или имеет план 504, нажмите здесь , чтобы ознакомиться с обзором системы специального образования.
Если ваш ребенок не получает специального образования, вы все равно можете сотрудничать со школой, чтобы разработать план решения проблем с поведением.
Часто, если вы можете убедить школу рассмотреть вопрос о предоставлении некоторых приспособлений или модификаций, описанных выше, для поддержки вашего ребенка, когда симптомы его психического здоровья влияют на него в школе, это само по себе может помочь уменьшить проблемы с поведением.
Иногда у некоторых детей и подростков возникают проблемы с поведением, которым может потребоваться дополнительная поддержка. Вы можете работать со школой, чтобы разработать план поддержки вашего ребенка и научить его новым навыкам, чтобы уменьшить проблемы с поведением и помочь вашему ребенку и школе справиться с ними, когда они это сделают.
Планы должны быть направлены на то, чтобы помочь детям распознать вещи, которые могут вызвать проблемы с поведением, а также на обучение новым моделям поведения и навыкам, а также на то, чтобы ученики могли их практиковать.
Помните, что ваш вклад может иметь решающее значение при создании успешного плана поведения для вашего ребенка, поскольку вы знаете своего ребенка лучше всех!
Отстранение от занятий и исключение из школы
Если вашего ребенка исключают из школы, отправив домой или отстранив от занятий, нажмите здесь и прокрутите вниз, чтобы узнать больше о проблемах дисциплины в школе, включая отстранение и исключение. Если ваш ребенок имеет право на получение специального образования и/или если школе вашего ребенка известно, что он или она имеет инвалидность, существуют ограничения на возможность школы отстранить или исключить вашего ребенка из школы за поведение, связанное с инвалидностью вашего ребенка. Для получения дополнительной информации о школьной дисциплине, отстранении от занятий, исключении из школы и мерах защиты для учащихся с ограниченными возможностями и лиц, получающих специальное образование, щелкните здесь: http://www.michiganallianceforfamilies. org/education/discipline/.
Получение официальной помощи для разрешения разногласий со школой
Когда вы ищете специальные образовательные услуги для своего ребенка или когда школа предоставляет эти услуги, иногда возникают проблемы или разногласия по поводу того, что должно происходить для поддержки вашего ребенка. Когда возникают разногласия, всегда лучше попытаться решить проблему, поговорив со школьной командой и поделившись своими проблемами. Однако, если вы не можете решить проблемы таким образом, существуют другие формальные и неформальные способы разрешения разногласий, включая продвижение вверх по «цепочке подчинения» в вашей школе, обращение к посредничеству для решения проблемы и подачу жалоб.
Для получения дополнительной информации о вариантах разрешения споров посетите:
Мичиганский союз для семей:
http://www.michiganallianceforfamilies.org/education/disputes/
или
Мичиганская программа посредничества в специальном образовании:
http://msemp. cenmi.org.
Заключительные мысли:
Если вы испытываете трудности с тем, чтобы помочь школе вашего ребенка удовлетворить его потребности в области психического здоровья, свяжитесь с ACMH, и специалист по семейным ресурсам попытается предоставить вам необходимую информацию.
Примечания:
1 Кесслер Р. К., Берглунд П., Демлер О. и др. (2005). Распространенность в течение жизни и возраст начала расстройств DSM-IV в репликации национального обследования сопутствующих заболеваний. Архив общей психиатрии 62 , 593-602.
2 Катаока С.; Чжан, Л.; и Уэллс, К. (2002). Неудовлетворенная потребность в психиатрической помощи среди детей в США: различия в зависимости от этнической принадлежности и страхового статуса. Американский журнал психиатрии, 159(9), стр. 1548-1555.
3 Министерство образования США, Двадцать третий ежегодный отчет Конгрессу о выполнении Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями, Вашингтон, округ Колумбия, 2001 г.