ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: проблемы и пути их решения
Альмухаметова Олеся Павловна
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: проблемы и пути их решения
С первыми проблемами сталкиваются родители вскоре после рождения одаренного ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств: проблемы со сном (такие дети спят, как правило, значительно меньше обычных детей), с едой и т. д. делают жизнь родителей достаточно непростой. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью одаренного малыша. Такая активность имеет много неприятных последствий: сломанные телефоны и электроприборы, разобранные часы и швейные машинки — все, что попадается под руку одаренному ребенку, может стать предметом его ненасытного любопытства. Эта черта вызывает неудовольствие родителей.
Среди других проблем, волнующих родителей одаренных детей, — бесконечные вопросы, которые задают эти дети, а также (и это особенно часто) трудности, которые возникают у одаренных детей, на ранних этапах школьного обучения. Дело в том, что, как правило, у одаренного ребенка достаточно рано формируется зона его особых интересов. На школьные предметы, которые по ряду причин оказываются за пределами этой зоны, у одаренного ребенка просто не остается ни времени, ни желания.
Другой уровень проблем — одаренный ребенок и общество. Основное следствие родительских установок — стремление многих родителей видеть своего ребенка таким, как все. В результате страдают не только родители, но и сами одаренные дети, для которых главным становится не выделяться, не выглядеть «белой вороной». Все это крайне отрицательно сказывается на их самооценке, а, в конечном счете, на формировании личности. Сверстники и учителя ощущают постоянное интеллектуальное давление со стороны талантливых детей, те же в свою очередь чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих.
Необходимо определить, что же это такое «одаренность» и как она проявляется в совсем маленьком ребенке. Наиболее частое проявление одаренности — это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность («Он все замечает!»), ненасытное любопытство («Куда он только не влезет!») и отличная память («Он после двух раз все сказки слово в слово повторяет»). Хотя такие ранние проявления одаренности обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности, отнюдь не все одаренные дети сызмальства поражают родителей своими талантами.
Одаренность многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США (Marland, 1977). Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях.
В сфере опережающего развития познания обычно отмечается следующее. Существуют особые «сенситивные» периоды, когда дети «впитывают» все окружающее. Они способны заниматься несколькими делами сразу. Такие дети очень любопытны. Им необходимо активно исследовать окружающий их мир. Одаренный ребенок часто не терпит каких-либо ограничений на свои исследования. Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания» через этапы) и присуща исключительно одаренным детям. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключается зерно будущих конфликтов в классе (большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с «низким порогом отключения», то есть предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ). В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты. Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Обычно дети в возрасте от 2 до 5 лет не могут четко развести реальность и фантазию. Особенно ярко это проявляется у одаренных детей. Они настолько прихотливы в словесном раскрашивании и развитии действенных фантазий, настолько сживаются с ними, буквально «купаясь» в живом воображении, что порой учителя и родители демонстрируют излишнюю озабоченность по поводу способности ребенка отличать правду от вымысла. Это яркое воображение рождает несуществующих друзей, желанного братика или сестренку и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет многие из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход — качества, которые столько дали человечеству и в материальном, и в эстетическом развитии.
Одной из наиболее важных черт для внутреннего paвновесия одаренного человека является хорошо развитое чувство юмора. Одаренные малыши постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. Но поскольку одаренные дети в некоторых вещах делают успехи, недостижимые для большинства их ровесников, родители таких детей (а через них и сами дети) склонны ожидать такой же легкости во всех своих начинаниях. Преувеличенные ожидания взрослых можно назвать «эффектом ореола», что привлекает к нему внимание каждого, кто работает с одаренными детьми на любой стадии их развития.
Могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками. Наиболее распространенное в таких случаях средство — обсудить проблему с необычайно «речистым» малышом. Ребенок пока не способен понять, что другие воспринимают мир совсем не так, как он.
Таким образом, одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя, что подтверждают многие исследования.
Исходя из вышесказанного видно, что воспитание и обучение одаренных детей вызывает трудности не только у самого ребенка, но и у педагогов и родителей. И одна из проблем, отсутствие четких рекомендаций по диагностике и психолого-педагогическому сопровождению одаренности. В современной психологии нет единого общепринятого метода диагностики и сопровождения развития одаренности. Вряд ли такой метод будет найден в будущем, поскольку одаренность человека — это многоликий феномен. В ее психодиагностике выделяют ошибки двух типов. Первая заключается в том, что в «одаренные» загоняется ребенок, который таковым не является, вторая — в том, что одаренность ребенка остается не выявленной. Основные принципы отбора учителей для работы с одаренными детьми: обладание такими личными и профессиональными качествами, которые бы полностью отвечали требованиям новых программ обучения и запросов одаренных школьников.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми
в общеобразовательной школе.
- Педагог должен имеет большую склонность к работе с одарёнными детьми, для этого он должен иметь большой потенциал и способность стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.
- Одним из основных принципов работы с одаренными детьми должен быть принцип «принятия другого», согласно которому педагог должен изначально принимать ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями.
- Одаренный ребенок сложен и многогранен в проявлении своей одаренности: педагог должен проявлять к нему доброжелательность и чуткость.
- Педагог должен уважать личность ученика и способствовать формированию положительной самооценки.
- Педагог должен уважать ценности ученика.
- Педагог должен создавать тёплую эмоционально безопасную атмосферу в классе.
- Педагогу необходимо поощрять творческие особенности и работу воображения учащихся.
- Всегда учитывать обратную связь.
- Педагог должен разрабатывать гибкие, дифференцированные, индивидуализированные программы, использовать различные стратегии обучения
- Основными принципы организации учебно-воспитательного процесса должны быть:
1. Принцип высокого качества усвоения. Переход к изучению очередной темы возможен только при условии глубокого и прочного усвоения предыдущей темы.
- Принцип обучения на высоком уровне трудности, который реализуется за счет:
- подбора задач;
- сравнения учебных заданий;
- преобразования задач в процессе учебной деятельности: перестановка, группировка, классификация и пр.;
- самостоятельное составление заданий учащимися;
- представление материала в виде алгоритма;
- умение учащихся действовать в мыслительном плане.
- Принцип обучения на высоком уровне познавательной активности, за счет повышения самостоятельности. Он включает:
- проблемные ситуации на уроке;
- выполнение учениками роли учителя;
- использование на ранних стадиях обучения творческих работ;
- стимулирование учителем оригинальных идей и высказываний.
- Принцип комплексного подхода к составлению учебного плана. Кроме основных предметов, в каждом классе изучается несколько творческих и развивающих предметов.
Литература:
1. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991г.
2. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 2006г
3. Легко ли быть одаренным? Н. Лейтес. Семья и школа, №6 1999г. стр.34.
4. Одаренные дети. Перевод с англ., Под ред. Бурменской, Слуцкого. М. 1991г. — М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
Проблемы одаренных детей и их решение
Проблемы одаренных детей и их решение
Одарённый ребёнок — это ребёнок, имеющий высокий уровень развития способностей, позволяющий ему достигнуть особых успехов в определённых областях деятельности.
Согласно социологическим данным, одарённые дети от общей популяции составляют 20 — 30%. К «благополучным» из них относят всего лишь 5%, остальные находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны своих ровесников. Одарённость может органично вписываться в жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных социально-психологических противоречий. К сожалению, последний вариант более распространён.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Одаренность — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей.
Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогического изучения феномена детской одаренности.
Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем. Одаренные дети часто страдают от так называемой диссинхронии в темпах развития интеллектуальной, аффективной и моторной сферы; под «диссинхронией» понимают эффект ускоренного развития одного из психических процессов в сочетании с обычным (соответствующим возрасту) или даже замедленным развитием другого.
Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему.
Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности. Но проблема в том, что в интерпретации результатов тестирования весьма существенную роль играет теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства снижает эффективность тестирования и может привести к некорректной интерпретации. Многие специалисты справедливо отмечают, что многочисленные ошибки в прогнозах объясняются не только несовершенством психометрических процедур, сколько сложностью и многоаспектностью самого феномена одаренности и недостаточной теоретической проработкой основных понятий. В настоящее время в психологической литературе представлены два основных взгляда на процесс установления одаренности. Один из них основан на системе единой оценки. Другой подход основан на комплексной оценке, включающей множество оценочных процедур (тестирование, опрос педагогов и родителей и т.д.). Однако и комплексный подход не избавляет полностью от ошибок. Печальна судьба и тех детей, которые были отнесены по результатам обследования к числу одаренных, но затем никак не подтвердили этой оценки.
Известны основные требования к построению и проверке методик: стандартизация, т.е. установленное единообразие процедур проведения и оценки результатов; надежность, понимаемая как устойчивость результатов при повторении на одних и тех же испытуемых.
Однако, даже при весьма квалифицированном использовании и лучшие тесты не гарантируют от ошибок. Кроме того, необходимо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности.
При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, т.е. нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может проходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей.
Большой интерес для изучения одаренности представляет биографический метод. Изучение жизненного пути стало распространяться как весьма эффективный подход к выявлению особенностей испытуемого в данный период, а от части и к прогнозу на будущее. Разработка биографического метода связана с применением таких способов получения информации, как опросники, обращенные к самому исследуемому лицу, беседы, интервью с ним, а также опросники для окружающих, изучение продуктов деятельности, дневников, писем и т. д.
Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам.
Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. Наиболее существенным фактором успешности работы педагога является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.
По мнению некоторых исследователей, поведение педагога для одаренных детей должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуальные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в коллективе; предоставляет детям обратную связь; использует различные стратегии обучения; способствует формированию положительной самооценки ребенка; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение и индивидуальность ребенка.
Успешный педагог для одаренных должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным ребенком. Педагогам можно помочь развить личностные и профессиональные качества тремя путями:
С помощью тренингов в достижении понимания самих себя и других;
Предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
Тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создать индивидуальные программы.
Педагоги, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за детей. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это детям. Они больше спрашивают и меньше объясняют.
Заметны различия в технике постановки вопросов. Педагоги одаренных детей гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцирует детей выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как дети пришли к выводу, решению, оценке.
Таким образом, в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения.
Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже появились, и те, которые могут появиться.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного характера, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
одаренных детей | Проблемы, проблемы, перфекционизм, проблемы с дружбой
Проблемы с самооценкой
Одаренность в учебе может заставить ребенка чувствовать себя не таким, как его сверстники, и даже может привести к тому, что над ним будут издеваться и он впадет в депрессию. Исследования показали, что чем более интеллектуально одаренный ребенок, тем выше риск социальных трудностей и несчастья. Важно следить за самооценкой вашего ребенка и работать с его учителем и школьным консультантом, если он действительно испытывает трудности. Негативные разговоры о себе и частые перепады настроения могут быть признаками проблем с самооценкой.Совет: Найдите вид спорта или хобби, которые помогут вашему ребенку обрести уверенность в себе, почувствовать себя «обычным» ребенком и общаться со сверстниками через игру. Футбол, скейтбординг и хип-хоп — вот лишь несколько идей.
Вина
Некоторые одаренные дети чувствуют необходимость «отдавать взамен», потому что им так повезло, что у них есть собственные интеллектуальные способности. Помогать другим людям и делать добрые дела — это здорово, но если ваш ребенок начинает чувствовать себя виноватым из-за своей одаренности и перенапрягаться, поговорите с ним об этих чувствах. Помогите ему найти здоровый баланс между заботой о себе и своих обязанностях и добровольной помощью другим.Совет: поощряйте вашего ребенка концентрировать свое «пожертвование», выбирая одну возможность или дело волонтера за учебный семестр — то, чем он больше всего увлечен.
Перфекционизм
Одаренные дети часто стремятся добиться высоких результатов во всех сферах своей жизни. Ваш ребенок может откладывать выполнение домашних заданий или школьных проектов или тратить на них много дополнительного времени из-за своего желания сделать все как надо. Кроме того, ваш ребенок может быть чрезвычайно одаренным в одних предметах, но средним в других, что также может подпитывать его перфекционизм во всем. Стремление сделать все идеально отнимает много времени, утомительно и даже вредно для здоровья. Перфекционизм связан с болями в животе, расстройствами пищевого поведения и обсессивно-компульсивными расстройствами личности.Совет: ребёнку помладше не следует исправлять каждую маленькую грамматическую или фактическую ошибку, которую он делает, и напоминайте ему о том, что нужно быть поосторожнее с собой, когда проявляется его перфекционизм.
Ребенку постарше помогите установить некоторые основные цели и рекомендации для успешного школьного проекта или отчитаться перед тем, как он погрузится в работу.
Проблемы управления
Многим одаренным детям нравится чувствовать себя под контролем. С раннего возраста ваш не по годам развитый ребенок может демонстрировать крайнюю самостоятельность: «Я сам сделаю!» Со временем желание вашего ребенка все контролировать может привести к тому, что его сверстники будут воспринимать его как «властных», а также к боязни рисковать, особенно когда он станет старше и узнает больше о последствиях.Совет: побуждайте ребенка пробовать новые развлечения, например, кататься на страшных аттракционах в парке развлечений. Кроме того, помогите ему найти здоровый выход для его стремления к лидерству, например, помогая обучать или тренировать детей младше него.
Нереалистичные ожидания
Одаренные дети, как правило, сами себе являются самым жестким критиком. Многие борются с тестированием из-за заоблачных ожиданий, которые они испытывают, когда садятся на экзамен. После получения в школе в основном пятерок, получение оценок B или C может быть сокрушительным для вашего ребенка и шокирующим для мамы и папы. Помогите своему ребенку сохранять здоровый взгляд на оценки. От детского сада до выпускного невозможно получать пятёрки. Кроме того, будьте благосклонны, если ваш ребенок назван «одаренным» в один год, но не в следующий.Подсказка: «Одаренный» — это термин (предназначенный для родителей и учителей, чтобы помочь способным ученикам), а не цель для вашего ребенка. Вместо того, чтобы использовать саму «одаренность» в качестве мотиватора или стандарта для успеваемости вашего ребенка в школе, постарайтесь сохранить те же самые высокие, но здоровые ожидания, которые у вас были, когда вы только что знали, что она была способным ребенком.
Нетерпение
Одаренные дети могут расстраиваться и проявлять нетерпение по отношению к себе и другим. Ваш ребенок может быть взволнован, когда он не сразу понимает слово в книге или вопрос домашнего задания, или он может быстро отказаться от внеклассных занятий, в которых он не сразу преуспевает. Младшие дети, которые еще не осознают свою одаренность, могут разочароваться в своих одноклассниках, которые не так быстро схватывают понятия.Совет: поощряйте ребенка делать паузу, закрывать глаза и делать несколько глубоких вдохов всякий раз, когда он чувствует волнение. Напомните ему быть добрым в своих мыслях о себе и других в моменты разочарования.
Проблемы дружбы
Одним из потенциально наиболее сложных аспектов одаренности является проблема с заведением или сохранением друзей. Одаренные дети могут казаться социально зрелыми и хорошо приспособленными, но могут чувствовать себя одинокими или грустными из-за проблем со сверстниками. Ваш ребенок может чувствовать, что у него мало общего со своими одноклассниками, или у него могут возникнуть проблемы с началом игры или присоединением к группе. Или она может легко заводить друзей, но позже ее будут воспринимать как «показуху» или у нее будут другие ожидания от дружбы, чем у ее сверстников, из-за ее интеллектуальной глубины и эмоциональной чувствительности.Наиболее одаренные дети, как правило, испытывают наибольшие трудности с дружбой. Очень важно помочь детям с самыми большими социальными/эмоциональными трудностями как можно раньше с помощью школьного консультанта или терапевта со стороны. Социальные трудности могут увеличиваться с возрастом.
Совет: помогите своему ребенку, организовав игровые встречи с детьми со схожими интересами и уровнем интеллекта. Попросите учителя вашего ребенка помочь в выявлении других одаренных детей в школе вашего ребенка (не только в ее классе). Изучите такие возможности, как научные клубы и писательские мастерские, где ваш ребенок может познакомиться с умными сверстниками.
Внимание и организационные вопросы
Многие одаренные дети борются с проблемами внимания и организаторскими способностями, потому что они могут мыслить абстрактно и быстро им становится скучно. Эксперты в области образования обнаружили, что мальчики чаще бывают неорганизованными и рассеянными. К счастью, есть советы и инструменты, которые вы можете использовать, чтобы помочь своему борющемуся с трудностями одаренному ученику — мальчику или девочке. Узнайте об особых ловушках вашего ребенка и поговорите с его учителем о проблемах и возможных решениях.Совет. Для отслеживания заданий используйте письменную таблицу домашних заданий, а не мобильную или онлайн-систему. Планируйте короткие перерывы для выполнения домашних заданий примерно каждые 30 минут, чтобы дать ребенку отдохнуть.
Выгорание
Многие одаренные студенты очень энергичны. Но они также подвержены риску истощения и истощения. В то время как интеллектуальные способности вашего ребенка могут быть очень естественными, его беглый список дел по выполнению домашних заданий, организованности и стремлению к совершенству во внеклассных занятиях может сказаться. Стресс и переутомление могут привести к ухудшению сна, болезням и проблемам в школе.Совет: Помимо всего, что делает ваш ребенок, его тело тратит много энергии на физическое развитие! Убедитесь, что ваш ребенок хорошо ест и достаточно спит для своего возраста.
Типы поведенческих проблем, с которыми сталкиваются одаренные дети
Мозг одаренных детей устроен иначе, что делает их подростковый опыт уникальным по сравнению с их нейротипичными сверстниками. В то время как большинство людей думают об одаренности только с точки зрения учебы, одаренность также относится к социальному и эмоциональному развитию ребенка.
В то время как все дети должны пройти тернистый путь формирования личности и социальной принадлежности, одаренные дети могут испытывать эти проблемы по-разному по мере своего развития и взросления. Чтобы помочь родителям и педагогам ориентироваться в распространенном поведении одаренных людей и эмоциональных проблемах, мы составили список некоторых наиболее распространенных причин проблем с одаренностью, а также даем советы, чтобы вы могли помочь своему ребенку справиться с этими проблемами.
Общие проблемные зоны у одаренных детей
- Чувствительность и повышенная возбудимость
- Социальные навыки
- Перфекционизм
- Я-концепция
Чувствительность и повышенная возбудимость
Исследования показали, что одаренные учащиеся обладают повышенной чувствительностью и развитой эмоциональной обработкой.
Эти способности часто помещаются в рамки концепции сверхвозбудимости Домбровски, которая описывает повышенную чувствительность и интенсивность для одаренных детей в 5 ключевых областях.
Пять неожиданных способностей одаренных учеников Домбровски
- 1. Интеллектуальная перевозбужденность
- 2. Перевозбудимость воображения
- 3. Чувственная перевозбужденность
- 4. Психомоторная перевозбужденность
- 5. Эмоциональная перевозбужденность
Узнайте больше о пяти неожиданных способностях одаренных учеников Дабровски
Обладая этими уникальными характеристиками, у одаренных детей могут возникать неблагоприятные реакции на интенсивные раздражители, которые на первый взгляд могут выглядеть как проблемное поведение.
Например, ребенок может отказаться от общения во время обеда, если его переполняет запах столовой, из-за чего некоторые могут подумать, что он нелюдим. Проницательный ребенок может увидеть в новостях что-то, что его напугает, и отказаться спать ночью в одиночестве. Дети с повышенной возбудимостью в интеллектуальной и психомоторной сфере могут быть не в состоянии усидеть на месте за партой и перебивать учителя вопросами. Сенсорная или эмоциональная чувствительность может способствовать ряду чувств и множеству проблем с поведением одаренных. Понимание того, как повышенная возбудимость или чувствительность проявляются у вашего ребенка, может помочь родителям найти подходящие решения для проблемного поведения.
Подробнее о:
- Повышенная чувствительность
- Эмоциональная обработка
Социальные навыки
Позаимствовав у Нэнси Робинсон, многие совершают ошибку, полагая, что одаренные дети по своей природе неуклюжи и плохо умеют общаться.
Проблемы, с которыми иногда сталкиваются одаренные дети при общении, часто связаны с их асинхронностью и образовательной средой. Асинхронное развитие или неравномерное развитие часто считается основной чертой одаренности. Эти учащиеся могут быть студенческого возраста в интеллектуальном плане, но им все еще 12 лет с точки зрения их социальных навыков. В результате может быть трудно завести друзей, которые разделяют их интересы, или трудно понять, как должным образом выразить себя в групповой обстановке. В зависимости от образовательной среды эти дети могут быть отмечены проблемным поведением, таким как властность, снобизм, антиобщественность и т. д.
Их трудности с дружбой со сверстниками могут быть не связаны с их способностью или желанием общаться, а вместо этого могут быть результатом отсутствия единомышленников, с которыми они могут установить связь. Даже популярные одаренные дети могут чувствовать, что у них нет «настоящего друга», который их понимает. Когда дело доходит до дружбы одаренных, существует заметное несоответствие между одноклассниками или сверстниками того же возраста и кем-то, кого они считают настоящим другом.
Перфекционизм
Как мы писали в нашей статье «Воспитание одаренных детей: проблемы и советы», перфекционизм может выглядеть как обычное поведение, направленное на достижение высоких результатов, пока не начнет наносить ущерб благополучию ребенка.
Перфекционизм часто связан с чувством собственного достоинства, когда одаренный ребенок или окружающие его люди ожидают, что они будут одаренными постоянно и во всех предметах. Хотя ведутся споры о том, бывает ли перфекционизм как хорошим, так и плохим разновидностями, проблема многих одаренных учеников заключается в том, что это давление, направленное на то, чтобы быть совершенными, происходит из-за их неспособности видеть себя за пределами своей роли «умного ученика» в классе.
Одаренным детям следует часто напоминать, что их ценность определяется не только их оценками или успеваемостью.
Проблемное поведение, связанное с перфекционизмом
- Конкуренция с другими
- Достижение за счет социализации
- Избегание действий, которые, как они боятся, потерпят неудачу
Я-концепция
Одаренные дети достигают многих вех в подростковом возрасте раньше, чем их сверстники, но им может быть трудно развить здоровую самооценку в решающие периоды формирования личности. В то время как родители являются основным способом, с помощью которого дети узнают о себе, негативный опыт в школе и со сверстниками может пагубно повлиять на то, как одаренный ребенок видит себя. Если ребенок чувствует, что его не поддерживают и не принимают в школе, у него может развиться низкая самооценка и ощущение, что его одаренность отталкивает его. Низкая самооценка может способствовать широкому спектру эмоциональных проблем, включая тревогу и депрессию. Хотя одаренные дети могут быть не более подвержены тревоге и депрессии по сравнению со своими сверстниками, согласно исследованию Трейси Кросс и других, их уникальные интеллектуальные способности могут способствовать острому переживанию тревоги/депрессии.
Как резюмировала Венди Ронделл в своей статье,
«Неуверенность в своей способности соответствовать собственным ожиданиям и ожиданиям других, смущенная направлением своего истинного таланта и обеспокоенная тем, чем они отличаются от других». от средних учеников, одновременно опасаясь посредственности — вот дилеммы, с которыми сталкиваются одаренные ученики, пытающиеся определить себя в запутанном и часто враждебном мире».
Если вы подозреваете, что ваш ребенок страдает от беспокойства, депрессии или любой из проблем, описанных выше, возможно, пришло время обратиться за советом к друзьям, которым вы доверяете, или обратиться к одаренному психотерапевту. К счастью, то, что хорошо работает для интеллектуального развития одаренного ребенка, может также помочь предотвратить эти одаренные эмоциональные и поведенческие проблемы.
Поиск специалиста, который проверит вашего ребенка на одаренность, особенно при использовании инструментов индивидуальной оценки, таких как Шкала интеллекта Векслера для детей, может помочь выявить проблемы с сенсорной обработкой, чтобы родители и педагоги могли совместно обеспечить соответствующие приспособления. Одаренная идентификация может также помочь семьям получить доступ к специальным программам, чтобы поддержать их развитие или выступить за ускоренное обучение. Использование методов ускорения, таких как группировка способностей или пропуск оценок, может предоставить учащимся интеллектуальных сверстников, которые понимают их и хотят взаимодействовать так же, как они, например, обсуждать подробную историю Средиземья! Также может стать облегчением отсутствие ощущения, что они должны быть самыми умными детьми в классе. Эмоциональные и социальные преимущества акселерации подтверждаются выводами Усиленная нация .
Поддержка интеллектуальных и социальных потребностей одаренных детей может способствовать формированию более здорового самоощущения и установки на рост, что позволит им оценить как свои сильные, так и слабые стороны.
Дополнительные ресурсы
Прочтите дополнительную информацию о проблемном поведении и эмоциональных проблемах одаренных:
Поддержка эмоционального благополучия дома для одаренных и учащихся 2e | Институт Дэвидсона (davidsongifted.org)
Беспокойство, чувствительность и социальная борьба среди глубоко одаренных детей | Институт Дэвидсона (davidsongifted.org)
4 способа уменьшить проблемы с поведением у одаренных учащихся (byrdseed.com)
Воспитание одаренных детей: задачи и советы | Институт Дэвидсона (davidsongifted.org)
Уязвимости высокоодаренных детей | Институт Дэвидсона (davidsongifted.org)
Помощь детям с ГТ в понимании своих эмоций с помощью эффективного эмоционального коучинга | Институт Дэвидсона (davidsongifted.