Проблемы психолингвистики: Основные проблемы психолингвистики.

Содержание

Основные проблемы психолингвистики.

ПСИХОЛИНГВИСТИКА — наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка.

В настоящее время психолингвистика определяется как комплексная, стыковая наука – и лингвистическая, и психологическая, что обусловлено подходом к языку как к феномену психики. Основным предметом психолингвистики является речевая деятельность.

Идея учета мышления и психики человека при изучении языка уже присутствовала у Гумбольдта: «Язык образуется речью, а речь – выражение мысли или чувства».

Психолингвистика возникла в связи с необходимостью дать теоретическое осмысление ряду практических задач, для решения которых чисто лингвистический подход (анализ текста, а не говорящего человека), оказался недостаточным (обучение родному, а особенно — иностр. языку; речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии; клиника центрально-мозговых речевых нарушений; проблемы речевого воздействия, в особенности в деятельности средств массовой информации; авиационная и космич.

психология; судебная психология и криминалистика, например, опознание людей по особенностям их речи; проблемы машинного перевода, речевого ввода информации в ЭВМ и т.п.; информатика).

Термин «психолингвистика» вошел в научный обиход с 1954 после опубликования в США коллективной работы под этим назв. (под ред. Ч. Э. Осгуда и Т. А. Себеока), но идеи, близкие к проблематике психолингвистики, развивал в СССР еще в нач. 30-х гг. психолог Л. С. Выготский. Его ученик А. Р. Лурия разработал основы нейролингвистики, близкой к психолингвистике по предмету и задачам, но ориентированной в основном на диагностику и лечение различных видов афазии. Сходные с психолингвистикой идеи развивали также психолог Н. И. Жинкин и позже — лингвист С. Д. Кацнельсон.

Содержательную сторону и понимание предметной области психолингвистики в России определяют труды А.А.Леонтьева и его последователей («Психолингвистика» 1984, «Речь: восприятие и семантика» 1988). Обзор современной тематики психолингвистики дан Р. М.Фрумкиной в книге «Психолингвистика» (М., 2001).

Зарубежная психолингвистика первоначально (50-е гг.) ориентировалась на американскую дескриптивную лингвистику. В дальнейшем (до нач. 70-х гг.) в основном опиралась на порождающую модель Н. Хомского, развивая и его психологич. идеи. Наибольший вклад в развитие американской психолингвистики в этот период внес Дж. А. Миллер, занимавшийся дальнейшей теоретич. разработкой и экспериментальной проверкой модели Хомского; 70-е гг. характеризуются отказом от односторонней ориентации на идеи Хомского и вовлечением в разработку теоретич. основ психолингвистики ряда ведущих психологов зап.-европ. стран; этот этап привел к пересмотру основ психолингвистики и проникновению в нее идей «классической» европейской общей психологии и прогрессивных тенденций совр. социальной психологии. В большей степени стали учитываться собственно психологич. и социальные факторы речевой деятельности (работы Р. Румметвейта в Норвегии, Дж. Уэрча в США, Ж.

Мёлера и Ж. Нуазе во Франции и др.).

Современная проблематика психолингвистики включает в себя разработку таких тем, как:

  1. язык и сознание;

  2. речь и мышление;

  3. роль языка в процессах познания;

  4. овладение речью ребенком;

  5. истолкование единиц языка (фонем, слов, синтаксических конструкций и др.) с позиции общения, участником которого является говорящий и слушающий;

  6. закономерности порождения речи и ее выражение;

  7. взаимоотношения психолингвистики с другими наукам: нейролингвистикой, когнитивной лингвистикой и др.

Основной метод психолингвистики – ассоциативный эксперимент, но используются и точные методы.

Развившись на основе различных направлений психологии и языкознания, психолингвистика усвоила интерес к человеку как носителю языка и стремление интерпретировать язык как динамическую систему речевой деятельности (речевого поведения) этого человека. Внутри этой системы психолингвистика рассматривает гораздо большее число взаимосвязанных факторов развития и функционирования языка, чем «классическое» общее яз-знание, тем самым значительно расширяя предмет своего исследования по сравнению с последним.

Источник: Алпатов «История лингвистических учений», Лингвистический энциклопедический словарь

Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации — сборник

В связи с техническими работами в центре обработки данных, часть прикреплённых файлов в настоящее время недоступна.

 

скрыть

Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникациисборник

  • Год издания: 2009
  • Место издания: Издательство «Эйдос» Москва
  • Сборник тезисов
  • Добавил в систему: Журавлев Игнатий Владимирович

Статьи, опубликованные в сборнике


    • 2009 Homo Loquens в эпоху языковой и культурной полифонии
    • Красных В.
      В.
    • в сборнике Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации, место издания Издательство «Эйдос» Москва, тезисы, с. 222-223
    • 2009 Анализ терапевтического общения в коррекции трудностей обучения в школе
    • Глозан Ж.М., Куртик С.Г.
    • в сборнике
      Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации
      , место издания Издательство «Эйдос» Москва, тезисы, с. 138-139
    • 2009 К проблеме разработки методов анализа имплицитных структур речевого сигнала.ИЯз РАН
    • Долотин Константин Иванович
    • в сборнике
      Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации
      , место издания Издательство «Эйдос» Москва, тезисы, с. 345-346
    • 2009 Механизм отражения характеристик адресанта в высказывании
    • Миронова Н. И.
    • в сборнике
      Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации
      , место издания Издательство «Эйдос» Москва, тезисы, с. 175-176
    • 2009 Просодия слова в латышском языке: постановка проблемы
    • Румянцева И.М., Симонова О.А.
    • в сборнике Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы.
      XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации
      , место издания Издательство «Эйдос» Москва, тезисы, с. 350-351
    • 2009 Роль правого полушария в построении текста
    • Ахутина Т.В.
    • в сборнике Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации, место издания Издательство «Эйдос» Москва, тезисы, с. 5-26
    • 2009 Теория речевой деятельности в интегративной модели речи
    • Румянцева И. М.
    • в сборнике Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации, место издания Издательство «Эйдос» Москва, тезисы, с. 89-90
    • 2009 Философские проблемы современной психолингвистики
    • Журавлев И.В.
    • в сборнике Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации, место издания Издательство «Эйдос» Москва, тезисы, с. 376-377

Вопросы психолингвистики и преподавания второго языка, автор: Джон Б. Кэролл

Вопросы психолингвистики и преподавания второго языка, автор: Джон Б. Кэролл

Реклама

1 из 27

Кэрролл, Джон Б. «Актуальные проблемы психолингвистики и второго языка

Объявление

Объявление

Объявление

Проблемы психолингвистики и преподавания второго языка, автор: Джон Б. Кэролл

  1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ И ОБУЧЕНИЕ ВТОРОМУ ЯЗЫКУ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ, вторник, 16 мая 2017 г. TESOL Quarterly, том 5, № 2 (июнь 1971 г.) @ Doha ZALLAG @ Kawtar SAYFALLAH @ Ikram TRABELSI Автор: John.B Carroll
  2. ЭТО НАБОР Более подробную информацию о некоторых частях можно найти в плане, который мы заранее распространили. ВВЕДЕНИЕ o ЛОЖНАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ «ПОВЕДЕНИЕМ, РЕГУЛИРУЕМЫМ ПРАВИЛАМИ» И «ПРИВЫЧКАМИ» o КАКАЯ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БОЛЬШЕ ПОЛЕЗНА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ЯЗЫКОВ? o ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА o АУДИОЯЗЫКОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРОТИВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ПЕДАГОГИКА И УЧИТЕЛЬ
  3. » «Утверждается, что нет реального конфликта между теориями «аудиолингвальной привычки» и «обучения когнитивному коду», поскольку применяется для обучения языку. Неправильно противопоставлять поведение, управляемое правилами, языковым привычкам. Однако понятие привычки является более общим, чем понятие правила, и не столь концептуально неадекватно, как иногда утверждал. Изучение второго языка требует как приобретения знаний о правилах, так и формирования привычки, описываемые этими правилами. Процедуры обучения языку можно улучшить, применяя психологические знания, касающиеся изучения языка. языковые привычки. Подчеркивается, что ситуационное значение должно быть включено в языковые правила там, где это применимо, и что соответствующие языковые привычки должны быть поставлены в зависимость от этих ситуативных значений».
  4. ПОНЯТИЯ А Б Познавательный — Изучение кода Теория Аудиолингвальный Теория привычек 📌 📌
  5. Карта (Вирджиния, 1966 г.) Базовый знание соответствующих дисциплины Понимание процессы Лос-Анджелес (1-й и 2-й) Позже Учитель должен приобрести понимание принципы образования психология и лингвистика … ОН Будет использовать для облегчения усвоение учащимся английский язык + американский Культура.
  6. Карта
  7. ЧАСТЬ 1: В этой специализации вы узнаете об основных основополагающие принципы овладения языком и основные методы, основанные на этих принципах. Он будет описывать теории второго или иностранного языка, а также фундаментальные исследования в овладение вторым языком и его педагогическое подразумеваемое. Он подробно расскажет об основном дизайне урока планы и обеспечить доступ к профессиональным ресурсам. ЧАСТЬ 2: Он охватывает дизайн и реализацию чтения и письмо, аудирование и говорение, а также технологии, обогащенные деятельность, а также педагогическую практику. СЕРТИФИКАТ TESOL , Онлайн-курс на сайте coursera.org Если вы хотите узнать больше о курсе, нажмите на гипертекст, выделенный синим цветом.
  8. 1 ЛОЖНАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ «ПРАВЛЕНИЕМ РЕГУЛИРУЕМОЕ ПОВЕДЕНИЕ» И «ПРИВЫЧКИ» ПРИВЫЧКА ПРАВИЛО УПРАВЛЯЕМЫЙ ПОВЕДЕНИЕ ПРИВЫЧКА Lge поведение Лингвистические правила Ложная оппозиция ПОЧЕМУ?😒
  9. По словам Джона Б. КЭРОЛА: Понятие привычки: Правило Привычка Нет однозначного соответствия между языковыми привычками и языковые правила. Понятие «знание» в языковых привычках = не исключение
  10. ЧТО ТАКОЕ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НАИБОЛЕЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЯЗЫКА УЧИТЕЛЯ? 2 Решение : Учителя иностранных языков должны оценить грамматическую теории степень, в которой они соответствовать лингвистическому привычки => включить язык пользователь говорить + понимать язык ! АУДИО- ЯЗЫЧНЫЙ ТЕОРИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КОД ОБУЧЕНИЕ ТЕОРИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЙ ТЕОРИЯ «=» Х ИТС ЦЕЛЬ» ЕГО ЦЕЛЬ 👪 👪
  11. По словам Хомского: Теория компетентности + теория эффективности (язык и условно-досрочное освобождение) КЭРОЛЛ: Трансформационная теория компетентности в ее развитии до сих пор представляет собой в основном набор абстракций, которые могут или может не иметь отношения к реальному языковому поведению.
  12. По словам КЭРОЛА: Адекватная теория включала бы формулировку правил: КАК говорящие кодируют смысл в коммиминативно приемлемые высказывания + КАК слушатели расшифровывают эти значения Еще один аспект, который был проигнорирован ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ = ЛЕКСИЧЕСКАЯ + ГРАММАТИЧЕСКАЯ Информация, связанная с каждым словом языка.
  13. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ .. Показывает актуальность этой информации для интерпретации и понимания Английские предложения от носителей языка 3, 6 и 9 классов (стр. 108; строка 5) «..Большое количество таких слов с множественными грамматическими функциями и задавали мои испытуемые использовать их в предложениях». ОН ЗАКЛЮЧИЛ: 1- важным компонентом компетентности ребенка является его «Знание» лексикограмматическая информация, связанная с каждым словом. 2- Для большого количества слов лексикограмматические знания имеют серьезные дефекты в дети VS образованные носители языка.
  14. ПО ИЗУЧЕНИЮ ЯЗЫКОВ3
  15. ◉Освоение первого языка в основном зависит от некоторых «врожденных» языковые способности/таинственный процесс «проверки гипотез», при котором язык «приобретается», а не изучается. ◉Существует критический период для овладения языком, который длится примерно до возраст полового созревания, после которого наблюдается снижение способности к изучению языка. ◉ Процесс овладения языком, первым языком или другим, изображался как очень таинственный и отличный от обычного обучения, которое сделало учителя второго языка почти отчаялись в своей профессии. что они могли никогда не надейтесь конкурировать с этими процессами.
  16. Взгляд автора Действительно существует большое биологический компонент в первую очередь овладение языком. Человеческий ребенок имеет очень сложные и хорошо дифференцированные мозг и этот язык приобретенный в шаге от созревание этого мозга. (на примере шимпанзе) ◉»Критический период» и закат в способности приобретения lge после этого, ДОЛЖЕН НЕ может быть объяснено биологией. ◉ Альтернативная гипотеза: это благодаря закреплению привычек установлено на основном языке приобретение и их вмешательство с приобретением новых привычек. Джон Б. Кэрролл
  17. Взгляд автора ◉Главное беспокойство по поводу этих заявлений заключается в том, что они недооценивают роль обучение. ◉Люди могут «учить» второй язык путем обычного обучения процессы без процедур подкрепления. ◉Сознательным приобретением знаний о языке- знания, которые со временем и соответствующим опытом превращаются в привычки.
  18. против. Когнитивный код Обучение? Аудиолингвальный
  19. НЕТ Теория идеальна «Познавательный Привычка- образование Теория». Аудиолингвальный Теория привычек Когнитивно- код Обучение Теория (CCLT) Синтезированная теория
  20. ◉Он обращает внимание на конкретную цель языка обучение, слухо-устная цель и, таким образом, достижение хорошего произношение каждый должен говорить. ◉НО обучение – это улица с двусторонним движением между слуховым и устным навыки чтения-письма. ◉Использование диалогов и упражнений эффективно на иностранном языке преподавание, поскольку они заставляют студентов производить речь. ◉Использование диалогов и упражнений также позволяет учащимся отвечать быстро и точно в устной речи. Теория аудиоязыковых привычек Достоинства
  21. Недостатки ◉Ориентирован на учителя/ученики играют пассивную роль в класс ◉Запоминание и повторение исключают контекст знание ◉Ошибки считались чем-то плохим ◉ Трудности перехода к реальному разговору. ◉ Сосредоточьтесь на классе в целом
  22. Изучение когнитивного кода Теория Достоинства * Больше внимания уделяется управляемому открытию правил. * Изменилось отношение учителей к ошибкам, которые воспринимались как естественные явления в процессе обучения иностранные языки. * Он отверг формирование привычки бихевиористской теории. Есть овладение языком, а не формирование привычки.
  23. Изучение когнитивного кода Теория Достоинства *Обучение не является формированием привычки, оно требует познавательного обработка и умственные усилия, потому что учащиеся думают существа. * Особое внимание уделялось изучению правил посредством осмысленной практики. и творчество.
  24. Недостатки * CCLT по существу является теоретическим предложением, поскольку оно не привести к развитию любого метода обучения в отношении процедуры и занятия в классе. * Мало пользы от примеров из аутентичного материала. * О человеческом мышлении говорят как о невидимом процессе, и поэтому когнитивные процессы являются гипотетическими конструкциями.
  25. Недостатки * Обработка информации человеком похожа на компьютеры, которые возможно, чрезмерно упрощает человеческий разум; человеческий мозг намного более сложные, чем компьютерные системы. * Теория придает большее значение ученику понимает структуру иностранного языка, чем легкость в использовании этой структуры. * Он никогда не взлетал по-крупному; эта теория не получила поддержки через некоторое время.
  26. ПЕДАГОГИКА И УЧИТЕЛЬ: • Практики теории формирования когнитивных привычек. • Принятие односторонней теории lge. • Решающий фактор в преподавании lge= • Успешное обучение= • Исследование «Поведение учителей». • Способность учителя управлять учебным поведением
  27. Спасибо! Примечания редактора роль теории грамматики в обучении языку природа изучения языка баланс между теорией аудиоязыковых привычек и теорией когнитивного кода и сделать вывод о некоторых критических переменных в языковой педагогике.
  28. ДАВАЙТЕ ПРОГРЕМ СХЕМУ МЫ !!! 😀
  29. Подход когнитивного кода 1970-х подчеркивал, что изучение языка включает в себя активные умственные процессы, что это не просто процесс формирования привычки (предположение, лежащее в основе предшествующего аудиолингвального метода). ЧТОБЫ УБЕДИТЬСЯ, ЧТОБЫ МЫ ВСЕ НА ОДНОЙ СТРАНИЦЕ!!! КОТОРЫЙ ИЗ ???? A- Уроки были сосредоточены на изучении грамматических структур VS B- подчеркивали важность осмысленной практики, и структуры были представлены индуктивно. ??????
  30. OK Теоретически! Они приемлемы, как говорит КЭРОЛЛ! НО когда дело доходит до фактической реализации, это становится проблематичным.
  31. Для chosmky это должно включать оба
  32. Для chosmky это должно включать оба
  33. В ЧЕМ ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ГРАММАТИКИ ??? (отношение ГЛУБИНЫ И ПОВЕРХНОСТИ) ГДЕ СМЫСЛ? Смотрите пример в схеме !!!!!!!!
  34. испытуемых имели сильную склонность использовать каждое слово в определенной части речи! этот недостаток, возможно, является серьезной и малоизвестной причиной детских трудностей с пониманием языка.

Объявление

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ | Semantic Scholar

Перейти к форме поискаПерейти к основному содержаниюПерейти к меню учетной записи

 @article{Hadding1969SOMEPI,
  title={НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ},
  автор={Керстин Хаддинг},
  журнал={Studia Linguistica},
  год = {1969},
  объем = {23},
  страницы = {83-102}
} 
  • Керстин Хаддинг
  • Опубликовано 1 декабря 1969 г.
  • Лингвистика
  • Studia Linguistica

Просмотр через Publisher

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОЛОСОВЫХ ХОРДОК: ЕЕ ДИНАМИКА И РОЛЬ В РЕЧЕПРОИЗВОДСТВЕ* 9002 1

    Jana Ondräökovä

    Образование

  • 2019

Активность голосовых связок могут быть исследованы с разных точек зрения, поэтому эта тема представляет интерес для различных специализированных областей, в первую очередь…

Сложность строки увеличивает фонематические помехи

    Дж. М. Панагос

    Лингвистика

  • 1974
3 группы одноязычных взрослых носителей английского языка попытались произнести неанглийский телефон, встроенный в 1-, 4- и 7-сложные фонологические строки, обнаружив, что сложность строки вызывает селективность внимание переключиться с фонетических деталей стимула на фразовый уровень анализа.

Обзор Б. Ф. Скиннера, Вербальное поведение

    Ноам Хомский

    Психология

  • 1959

Об акустических основах восприятия интонации лингвистами

    П. Либерман

    Лингвистика

  • 1965

ISSN: 0043-7956 (печать) 2373-5112 (на line) Домашняя страница журнала: https://www.tandfonline .com/loi/rwrd20 Об акустической основе восприятия интонации лингвистами Филип Либерман Цитировать это…

Онтогенез английской фразовой структуры: первая фаза

    М. Брейн

    Психология

  • 1963

Контроль грамматики при имитации, понимании и воспроизведении

    К. Фрейзер, У. Беллуджи, Роджер С. Браун

    Медицина

  • 1963

Биологические основы языка

    Э. Леннеберг

    Психология

  • 1967
Появление языка происходит примерно в одном и том же возрасте у каждого здорового ребенка во всем мире, что убедительно подтверждает концепцию о том, что за это развитие ответственны генетически детерминированные процессы созревания, а не процессы, основанные на окружающей среде.

НЕКОТОРЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ К ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ.

    Г. А. Миллер

    Лингвистика

    Американский психолог

  • 1965

Об овладении синтаксисом: критика «контекстного обобщения».

    Т. Бевер, Дж. Фодор, В. Вексель

    Лингвистика

    Психологический обзор

  • 1965

Является ли лингвистика эмпирической?

    Т. Бевер, Дж. Фодор, В. Вексель

    Лингвистика

    Психологический обзор

  • 1965

На основе структуры фразы: ответ Беверу, Фодору и Векселю.

    М. Брейн

    Психология, медицина

    Психологический обзор

  • 1965

Обучение детей английской морфологии

    Дж. Берко

    Лингвистика

    9 0023 1958

В этом исследовании мы решили узнать, чему научились дети знакомятся с английской морфологией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *