Социальные проблемы
Каждое общество проходит определенные этапы своего развития. И каждый из этих этапов развития сопровождают социальные проблемы. Это те ситуации и вопросы, которые оказывают непосредственное влияние на человека или группу людей и требуют коллективных усилий для преодоления.
Социальные проблемы общества бывают самыми разными. Самыми глобальными считаются следующие:
— загрязнение окружающей среды;
— экономическая нестабильность;
— социальное неравенство;
— безработица;
— положение людей с ограниченными возможностями;
— высокий рост преступности;
— неполные семьи и возрастающее количество разводов.
Любая проблема требует решения, поэтому создаются специальные общества, организации и проекты, которые этим занимаются. Однако, прежде чем их решать, необходимо понять их особенности и причины возникновения.
Проблемы современной семьи
Семейные традиции и устои с каждым годом теряют свою актуальность. Новая модель семьи как таковая еще не сформировалась, поэтому молодые люди оказались узниками этой проблемы. На сегодняшний день уже никто не отрицает тот факт, что количество абортов и разводов неумолимо растет с каждым годом. Возможно, уже через 20–30 лет возникнет вопрос о том, стоит ли регистрировать свои отношения. Конечно, регистрацию не отменят, но все больше пар будут заводить детей на стороне, и жить друг с другом до возникновения первого семейного кризиса.
Несмотря на то, что молодые люди строят свои отношения, ориентируясь на современные социальные нормы, в обществе все также есть проблема общественного мнения. Мнение со стороны нередко становится главным ориентиром того, какой стиль жизни необходимо выбирать. Особенно остро эта проблема ощущается в странах, которые раньше входили в состав СССР. Здесь все решали коллективно: когда создавать семью, куда вкладывать деньги, куда ездить отдыхать и т. д. Люди боятся показаться не такими, бояться насмешек. Иногда это просто отговорка, чтобы не выходить из собственной зоны комфорта, а иногда это оборачивается серьезными последствиями. Человек или семейная пара теряют свое «Я».
Проблема любви в современных семейных отношениях стоит не менее остро, чем все предыдущие. С одной стороны, современная молодежь все больше стремиться создать семью по любви, а не, потому что нужно делать это в силу возраста. С другой стороны — девушки и парни меняют до брака несколько партнеров, разочаровываются в них, а потом теряют доверие к людям и закрываются. В итоге они оказываются рядом друг с другом по причине: «потому, что удобно». Еще одна сторона этой проблемы — неспособность притираться друг к другу, находить компромиссы. Как только чувства начали остывать, пары начинают находить друг в друге массу недостатков, обвинять друг друга, устраивать скандалы. Раньше от разрыва их удерживала любовь, а теперь им кажется, что отношения просто исчерпали себя, поэтому необходимо разводиться.
Проблемы в отношениях порождают еще одну социальную проблему — алкоголизм и наркомания. Вседоступность алкоголя и наркотиков приводит к тому, что молодежь использует их как способ избежать проблем. Особенно это касается мужчин. Ведь женщина по своей природе эмоциональна, ей просто необходимо поделиться своими эмоциями и переживаниями с другим человеком. Это имеет определенный психотерапевтический эффект, поэтому они реже становятся жертвами психоделических веществ. А вот мужчины — это сильная половина человечества, поэтому свои эмоции они должны держать при себе. Проблема лишь только в том, что они никуда не деваются, а требуют выхода. И решить этот вопрос проще всего при помощи алкоголя и наркотиков. Вместе с тем, хочется отметить и положительную тенденцию в этом вопросе. В последнее время стал активно пропагандироваться здоровый образ жизни. В моду входит спорт и здоровое питание. Современная молодежь все больше увлекается этим направлением, поэтому употребление психоделических веществ уходит на второй план. Хотя, конечно, второй план «дышит в спину первому».
Многие проблемы в семейных отношениях можно было бы решить при помощи знаний. К сожалению, в школах и университетах не учат, как строить свою семью. Создание собственной семьи — это серьезный и ответственный процесс, к которому необходимо готовится. Этика семейных отношений —это жизненно необходимый школьный предмет. К сожалению, чиновники еще не осознали этот факт, поэтому подобный проект до сих пор не запущен. Надеемся, что в скором будущем эта ситуация поменяется.
Проблемы социальной работы
Социальная работа — это та работа, которая помогает решить проблемы, возникающие в обществе. Однако она не пользуется среди современной молодежи особой популярностью. И одна из причин — низкая заработная плата. Получается парадокс: работа крайне важна для общества, а оплата за нее — самая низкая. Если в финансирование этой области со временем не увеличить, но в скором будущем социальные проблемы некому будет решать. Причем будут возникать все новые и новые проблемы, поэтому образуется некий «ком нерешенных социальных проблем». Чем это грозит обществу, можно только представить.
Социально-экономические проблемы
В экономической сфере общества решается 3 основные проблемы:
— проблема выбора. Для ее решения необходимо ответить на вопрос: «Что производить». На уровне государства необходимо решить, в каких именно благах нуждается общество и принять меры для того, чтобы их удовлетворить. Естественно, что все потребности общества невозможно удовлетворить сразу. С этой целью решается еще один вопрос — какие блага стоит производить в первую очередь, а какие — во вторую;
— проблема эффективности. Для ее решения необходимо определиться с выбором технологий для производства товаров. Отталкиваться следует от того, какими ресурсами и их комбинациями обладает общество;
— проблема распределения. Для ее решения необходимо ответить на вопрос: «Для кого производить?». Здесь нужно решить, для кого предназначены произведенные блага, и в каком количестве их нужно производить. Проблема распределения созданных благ возникает в связи с тем, что есть ограничение в их количестве.
Безработица как социально-экономическая проблема
Безработица — это социальное явление, которое встречается в любом обществе. Сама по себе она является естественной, поскольку условия любого труда имеют свои жесткие условия, и не каждый член общества может под них подстроиться. А вот если ее уровень с каждым годом (а то и месяцем) повышается, то это можно назвать проблемой государственного уровня. Вызвана она тем, что государство не может создать механизмы регулирования системы экономики. Безработица ведет за собой возникновение негативных последствий — социально-экономической нестабильности и бедности.
С безработицей общество будет сталкиваться постоянно, ведь каждое государство раз в несколько лет переживает экономический кризис. Однако проблема экономической незанятости населения ощущается намного дольше и острее. Например, в России за последние 6 лет рост безработицы вырос на 3%. Примерно такой же процент безработицы и в странах Европы.
Больше всего безработица затрагивает молодежь и людей старшего зрелого возраста. К сожалению, эта категория населения чаще всего остается социально невостребованной. Молодежь не хотят брать на работу из-за отсутствия опыта, а старшее поколение — по причине того, что оно не способно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям труда.
Оптимальное решение для уменьшения безработицы — это создание бирж труда, которые бы занимались переквалификацией, обучением персонала, создавали бы условия для получения практических навыков, проводили бы тренинги, семинары и т. д.
Загрязнение окружающей среды
Любые проблемы в жизни могут обременяться еще и экологическими проблемами. Загрязнение окружающей среды может приводить не только к возникновению плохого самочувствия, но и возникновению неизлечимых заболеваний. Несмотря на то, что человечество давно уже осознало свою ответственность за конечность и единство биосферы, экологические проблемы решаются очень медленно. Мало того, загрязнение окружающей среды принимает глобальный характер и выходит далеко за рамки национальных границ. Загрязнение атмосферы угрожает существованию человечества как такового.
Интересным является тот факт, что возникновение человека многие ученые называют самой большой экологической катастрофой. Вредить природе начали еще древние люди, когда для спасения собственной жизни они занялись вырубкой леса и убийством животных. Потребление даров природы не могло не сказаться на постепенно исчезновении некоторых видов животных и растений. Конечно, люди выращивали новые культуры, разводили новые виды животных. Но это не могло пополнить природные запасы на том же уровне.
В процессе своего развития человек начал нуждаться в создании новых благ. Цивилизация общества не могла не отразиться на природе. Теперь люди стали не только пользоваться ее дарами, а и загрязнять окружающую среду. Это привело к тому, что постепенно уменьшается плодородность почв, исчезают леса и некоторые виды животных. Еще одна насущная проблема — загрязнение водных ресурсов. Вода — это один из самых жизненно важных природных ресурсов. Если общество не будет применять меры по ее охране и очистке, то ее качество настолько ухудшиться, что человек не сможет с ее помощью поддерживать нормальную жизнедеятельность. Каждый из нас прекрасно понимает, чем это может грозить.
Социальные проблемы России
Острыми социальными проблемами для России являются те же проблемы, которые существуют в других государствах. Это рост безработицы, загрязнение окружающей среды, экономическая нестабильность, семейные проблемы (разводы, формирование новых моральных устоев), социальное неравенство, высокий рост преступности, проблемы со связью. Последний вид проблемы стоит выделить отдельно. Несмотря на то, что в России много развитых городов и большое количество образованного населения, на ее территории есть очень маленькие города и села, которые практически оторваны об общества. Блага цивилизации местным жителям практически незнакомы. Это создает некий социальный дисбаланс, поэтому эту проблему необходимо решать как можно быстрее.
Социальные проблемы was last modified: Август 2nd, 2016 by Елена Погодаева
dizzwizz.ru
Социальные проблемы — это… Что такое Социальные проблемы?
Социальные проблемы, общественные проблемы — вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению
Конкретный перечень социальных проблем отличается в разное время и в разных обществах, причём дискурс их восприятия и представления со временем меняется[3].
Возникновение понятия
Словосочетание «социальная проблема» появилось в западноевропейском обществе в начале XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы — неравномерного распределения богатства[4].
Подходы к исследованию
- Социальной патологии[4]
- Традиционные социологические подходы к социальным проблемам:
- Подход социальной дезорганизации[4]
- Функционалистский подход[4]
- Альтернативные направления в социологии социальных проблем:
- Объективистские подходы[4]
- Конструкционистский подход[4]
Список социальных проблем
В настоящее время, к наиболее острым социальным проблемам принято относить следующие:
- насилие над несовершеннолетними
Примечания
Литература
- На русском языке
- Бест Дж. Конструкционистский подход к исследованию социальных проблем / Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001.
- Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение / Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. унта, 2001.
- Богданова Е.А. Конструирование проблемы защиты прав потребителей // Рубеж. 2003. №18. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1896.
- Еремичева Г.В., Симпура Ю. Грязь: символические и практические измерения социальных проблем в Санкт-Петербурге // Мир России. 1995. № 2.
- Здравомыслова Е.А. От социальной проблемы к коллективному действию: правозащитная организация «Солдатские матери» / Общественные движения в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию. М.: Ин-т социологии РАН, 1999. Климов И.А. Деньги вместо льгот: о социальной предыстории одной реформы // Социальная реальность. 2006. № 2.
- Ленуар Р. Предмет социологии и социальная проблема / Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начала практической социологии. СПб.: Алетейя, 2001.
- Полач Д. Социальные проблемы с конструкционистской точки зрения / Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2000.
- Симпура Ю., Еремичева Г.В. От грязи к преступности: динамика восприятия социальных проблем населением Санкт-Петербурга // Мир России. 1997. № 2. Спектор М., Китсьюз Дж. Конструирование социальных проблем // Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001.
- Фуллер Р., Майерс Р. Стадии социальной проблемы // Контексты современности – II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001.
- Хилгартнер С., Боск Ч.Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2000.
- На иностранных языках
- Berger, R. J. Fathoming the Holocaust: A Social Problem Approach. Hawthorne, 2002.
- Best, J. But Seriously Folks: The Limitations of the Strict Constructionist Interpretation of Social Problems // Challenges and Choices: Constructionist Perspectives on Social Problems / Holstein, J.A., Miller, G. (eds.). Hawthorne, 2003.
- Best, J. Theoretical Issues in the Study of Social Problems and Deviance // Handbook of Social Problems: A Comparative International Perspective / Ritzer G. (ed.). Thousand Oaks, 2004.
- Contemporary Social Problems / Мегton R. K., Nisbet R. (eds.), 2nd ed., N.Y., 1966.
- Fuller, R.C., Myers, R.R. Some Aspects of a Theory of Social Problems // American Sociological Review, 1941a, Vol. 6, February.
- Fuller, R.C., Myers, R.R. The Natural History of a Social Problem // American Sociological Review, 1941b, Vol. 6, June.
- Gгeen, A.W. Social Problems: Arena of Conflict, N.Y., 1975.
- Gusfield, J.R. Theories and Hobgoblins // Society for the Study of Social Problems Newsletter. 1985. Vol 17 (Fall). Lagerspetz, M. Constructing Post-communism. A Study in the Estonian Social Problems Discourse. Turku, 1996. Lemert, E. Social Pathology: A Systematic Approach to the Theory of Sociopathic Behavior, N.Y, 1951
- Lagerspitz M. (ed.). Social problems in newspapers. Helsinki: Nordic Council for Alcohol and Drug Research, 1994.
- Lombroso, С. L’Uomo Delinquente, Milan, 1876
- Loseke, D.R. Thinking About Social Problems: An Introduction to Constructionist Perspectives. Hawthorne, 2003.
- Manning, N. Constructing Social Problems // Social Problems and Welfare Ideology / Manning, N. (ed.). Aldershot, 1985.
- Smith, S. The Organic Analogy // The Study of Social Problems / Rubington, E., Weinberg, M.S. (eds.). N.Y. Oxford, 2003.
- Spector, М., Kitsuse, J.I. Constructing Social Problems. Menlo Park, 1977.
- Sсһwartz, H. On the Origin of the Phrase «Social Problems» // Social Problems. Vol. 44, N 2, May 1997.
- Study of Social Problems: Six Perspectives / Rubington E., Weinberg M.S. (eds.). N.Y. Oxford, 1989.
- Study of Social Problems: Seven Perspectives / Rubington E., Weinberg M.S. (eds.). N.Y. Oxford, 2003.
Ссылки
dic.academic.ru
Проблема сохранения личности в условиях современного социума Текст научной статьи по специальности «Социология»
рую мы обретаем / отв. ред. Т.И. Заславская. Новосибирск, 2003. С. 507-536.
9. Михеев П.А. Проблемы современного села в перспективе социальной политики. Саратов, СГТУ. 2003. С. 86-87.
10. Петриков А. Специфика села в контексте реформ // Социологический журнал. 1994. № 4. С. 6.
Поступила в редакцию 22.09.2008 г.
Vorobyova D.A. Subjects of social policy in rural areas in modern Russian society. The author examines the most typical social processes of modern Russian village, and analyzes social and economic levers of the process of revival of the Russian agrarian sector.
Key words: Economic Sociology, social policy, rural society, agrarian reform.
УДК 152.32
ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА
© О.И. Жукова
Осмысливается кризисное положение личности, в котором она оказалась в ситуации современного общества. Анализируются следующие проявления кризиса: феномен аномии, апатии и нигилизма человека. Предлагаются варианты выхода из данной ситуации.
Ключевые слова: современное общество, личность, феномен аномии и апатии, кризисное положение личности.
Сегодня практически любые размышления интеллектуалов, касающиеся осмысления проблем взаимосвязи общества и человека, как правило, констатируют их глубинную противоречивость и кризисность, проявляющиеся на самых разных уровнях социального бытия. Среди различных сценариев, которые прогнозируют дальнейшее развитие социума и человека, наряду с умеренно оптимистичными концепциями в большей степени преобладают пессимистические воззрения. В них подчеркивается то, что в системе глобальных кризисов и опасностей, подстерегающих современный мир, одно из центральных мест занимает кризис, затрагивающий духовные, гуманистические аспекты бытия и касающийся сущности и существования самой личности.
В свое время А. Тойнби очень точно и верно отмечал, что процессы, происходящие в обществе, находят мгновенное отражение в душе человека. «Раскол в человеческой душе — это эпицентр раскола, который проявляется в общественной жизни, поэтому, если мы хотим иметь более детальное представление о глубинной реальности, следует подробно остановиться на расколе в человеческой душе» [1]. По мысли автора «Постижения истории», раскол, происходящий в
душах людей, проявляет себя в самых разнообразных формах, затрагивая все стороны бытия. Им выделяются два возможных пути поведения человека во времена сложных драматических социальных перемен: это путь абсолютной пассивности и путь проявляющейся в крайних формах активности. Анализируя векторы движения, которые выбирает индивид, реагируя на процесс социальных изменений, Тойнби показывал, что они ведут к архаическим и футуристическим вариантам выбора, представляющимся человеку наиболее адекватными и правильными при разрешении социального кризиса. Вследствие этого человек видит выход либо в обращении к прошлому социальному опыту, либо, отрицая его любые позитивные значения, устремляет свой взор только в будущее. В любом случае эти два варианта не могут дать объективного понимания реальности, т. к. свои представления они основывают на утопических идеях, идеализирующих, искажающих, преувеличивающих, либо преуменьшающих происходящее в социуме. И с этим нельзя не согласиться.
Как известно, греческий термин «кризис» переводится как «решение», «поворот», а слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает
«опасность», другой — «благоприятная возможность». Как мы видим, в самом значении данного термина, вариативного в столь разных языковых культурах, содержатся амбивалентные характеристики. С одной стороны, кризис «предоставляет» в онтологии бытия возможность позитивных изменений, заставляя общество и человека находить выход из деструктивных, устаревших, привычных социальных и индивидуальных систем координат; с другой — он «влечет» за собой отрицательные, а иногда и необратимые последствия, в которых оказывается и социум, и человек. Так и у сегодняшнего человека есть, по меньшей мере, два пути личностного развития. Один путь позволяет личности не терять свою самость и раскрывать всю глубину своей содержательности. Другой путь — путь утраты индивидуального начала, потери самого себя, своей самости, путь, ведущий в конечном итоге к «тотальной и неостановимой деиндивидуации».
Тема взаимоотношения человека и общества достаточно традиционна для общест-вознания, но тем не менее она продолжает оставаться одной из ключевых проблем философского дискурса, раскрывая свои новые грани и закономерности. Если обратиться к текстам европейских и отечественных мыслителей, таких как Кант, Гегель, Маркс, Ницше, Вебер, Дюркгейм, Маркузе, Фромм, Адорно, Бердяев, Леонтьев, Шестов и др., то каждый из них в той или иной степени пытался осмыслить и дать соответствующие оценки различным социальным феноменам, затронуть основные темы взаимодействия человека и общества.
Очевидно, что в решении ключевых вопросов: «как взаимодействуют между собой личностное и общественное?», «насколько общество дает возможность раскрыть человеку свою самость?», в силу их сложности и многоплановости не может быть найдено единых и простых ответов. Каждый мыслитель по-разному видит пути взаимодействия индивидуального и социального. Одни считают, что общество производит тех людей, которые ему наиболее необходимы. Подобный подход имеет под собой реалистические основания, тем более, как показывает практика, достаточно большая часть людей достаточно охотно и с готовностью подчиняются социальным правилам, воспринимая соци-
альный мир как легитимный, видя в самой социальной реальности определенную детерминированность и объективную целесообразность. Другие мыслители исходят из понимания человека как автономного индивида — субъекта, обладающего сознанием и волей, способного к осмысленным поступкам и сознательному выбору.
В любом случае, как бы ни рассматривалась данная взаимосвязь, есть то, что объединяет самых различных философов: это осознание кризиса, который затрагивает все структуры социального мира. О чем это говорит? О том, что имеет место явное преувеличение кризисности всех общественных процессов? Или, наоборот, то, что всегда отличало именно философское знание: это наличие глубинной и объективной рефлексии, которая помогает аутентично увидеть реальность? Ответ здесь, скорее всего, будет найден, если мы обратимся к некоторым мировоззренческим представлениям ряда философов.
Когда в одной из своих последних работ «Здоровое общество» Э. Фромм определял это «здоровое общество», то в качестве главной посылки он брал кантовский принцип категорического императива, из чего вытекало утверждение о том, что здоровое общество — это такая социальная организация, в которой ни один человек не является средством для достижения целей другого, а всегда и исключительно является целью сам по себе. Это такое общество, где человек является центром и где его любая деятельность должна выступать в качестве созидающего, а не деструктивного процесса, где принцип совести выступает в качестве ведущего принципа личностного бытия [2]. Несомненно, что в таком «здоровом обществе» должна преобладать «душевно здоровая личность» -личность творческая и неотчужденная. Личность, способная отличить иррациональное и рациональное действие и критически воспринимающая любое воздействие на ее сознание. Это личность, которая пребывает в состоянии постоянного ученичества по отношению к самой себе и окружающему миру, т. е. умению и готовности видеть себя и мир, критически избегая поспешных суждений и оценок.
«Здоровое общество» Фроммом противопоставляется не просто «нездоровому», но
«безумному», «психически больному» [2]. Современную ему социальную реальность Фромм воспринимал именно в качестве патологии нормальности. Здесь, конечно, сказалось влияние на данного мыслителя идей Маркса и Фрейда. Поэтому для Фромма в каждой индивидуальности диалектически сочетаются биологические, бессознательные моменты с социальными параметрами, которые формируют его сущность. Особенность человека заключается в том, что он не может быть просто чистым листом бумаги, на котором можно написать все, что угодно. У него есть некий внутренний стержень, основа, сущностная экзистенциальность. Опираясь на подобную позицию, можно сказать, что высшая самость заложена в человеке изначально, а не является только добавочным результатом социализации или общественной обусловленности, но тем не менее общество может очень серьезно воздействовать на личность как позитивно, так и негативно. Слишком серьезные социальные доминанты не могут для человека пройти бесследно, отсюда наличие постоянной экзистенциальной противоречивости личности, ведущей к различного рода дихотомиям.
Диагноз Фромма перекликается с позициями очень многих современных мыслителей. Практически все они обращают внимание на отчужденность, «заброшенность»
(Хайдеггер), «одномерность» (Маркузе),
противоречивость, потерянность, «молчаливую пассивность» (Бодрийар) современного человека. Констатируется искажение как внутренней, так и внешней реальности в сознании индивида. Внутренним патологическим чувствам современного человека свойственны такие крайности, которые приводят либо к апатии и психической анемии, либо разрастаются в нарциссизм и эгоцентризм. Что касается внешнего мира, то его современный человек либо воспринимает абсолютно некритически, полностью ему подчиняясь, либо опредмечивает и приспосабливает его только под свои интересы.
С нашей точки зрения, к безусловной «ненормальности» современного общества относятся различные стратегии бегства индивида, принимающие самые различные патологичные формы. Это в первую очередь относится к безостановочному материальному потреблению. Сегодня мы можем наблю-
дать «рождение», «рост» и «смерть» вещей, в то время как в предшествующих обществах вещи «переживали» человека. Это вытекает из того, что ведущей формой деятельности для человека стало само потребление. Можно даже сказать, что современное общество в большей степени нуждается не столько в человеке как в трудящемся, производящем, сколько в человеке именно потребляющем. Причем бездумно потребляющем буквально все: от вещественно-материального, до культов, идеологий, националистических идей, массовой культуры, наркотиков, алкоголя и т. д. Парадокс заключается в том, что нынешнее общество демонстрирует противоречие, которое не совсем им осознается. Человеку преподносится идея, что уровень потребления — это и есть мерило социальных заслуг, но в тоже время от него ожидается проявление иных форм социальной ответственности. Нам думается, что привычка к безграничному потреблению вряд ли создаст такой тип личности, который будет руководствоваться в своей деятельности абстрактными принципами всеобщего блага.
В свое время К. Леонтьев в работе «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения» обращал внимание на то, что требования всякого равенства: экономического, политического, культурного формирует особый тип людей — самоуверенных и претендующих на неограниченные права и свободы, отвергающих всякую ответственность и долг. Вырабатывается «средний человек», с воодушевлением принимающий либеральную идею, согласно которой личное благо индивида, а не благо государства, является главной ценностью, а поэтому морально жить по капризу и произволу своей натуры, ее ненасытных и неразумных потребностей. Подобного человека трудно воодушевить государственной идеей: он утратил способность подчиняться целям, которые выходят за пределы его эгоистических интересов.
Если механизм бегства по какой-либо причине не срабатывает, то у человека появляется депривационное состояние, которое приводит к субъективному ощущению им собственной обездоленности, ограниченности доступа к социальным благам. Все это в конечном итоге влечет за собой возникновение хронической агрессивности, болезненной по-
дозрительности, чувства бесцельности и абсурдности, ощущения внутреннего противоречия и других фрустрационных состояний.
Как мы уже отмечали, эпоха, в которой мы сегодня живем, в сознании людей осознается как кризисная. Кризис затрагивает не только практически все сферы социума, но и самое главное — он поражает личность. Нельзя не согласиться с мнением о том, что характерная черта современного кризиса не определяется, как это было раньше, экономическими показателями. Степень реальной деградации общества дает о себе знать в «дегуманизации системы», что проявляется, прежде всего, в духовной сфере и в нравственной деградации, поэтому и ощущается данный кризис в том, что человек испытывает потерю своей собственной самости, проблематичности осознания своей глубинной сущности. Последнее, в конечном итоге, приводит к девальвации личности. Девальва-ционные процессы, происходящие с современным человеком, приводят к потере веры в аксиологические основания личностного и социального бытия и характеризуются таким феноменом, как аномия. Проблема аномии, в том варианте как она рассматривается сегодня, оказалась намного сложнее и многостороннее, чем это представлялось ранее. Как известно, данное понятие впервые встречается в греческой философии. У Платона аномия — это беззаконие, несправедливость, беспорядок. Потом оно обретает свой статус в эпоху Возрождения. Так, в XVI в. Ж.-М. Гюйон аномию определяет в качестве важного понятия, позволяющего осознать процессы, происходящие в обществе, и рассматривает его как позитивное явление, при котором происходит освобождение от жесткого, догматического состояния.
Традиционно считается, что данный термин в научный оборот ввел Э. Дюркгейм. Это понятие у французского мыслителя характеризует переходный период, во время которого проявляются «разброд и шатания» в виде атомизации общества и возникновении вследствие этого процессов утраты прежних социальных нормативных параметров, роста девиантного поведения, настроения депрессии и апатии. Дюркгейм считал аномию логичным и естественным состоянием промышленного общества. «В промышленном мире кризис и состояние аномии суть
явления не только постоянные, но, можно сказать, даже нормальные» [3]. Поскольку это общество уровнем своего развития способствует безостановочному росту человеческих желаний, установкой на одинаковое для всех целеполагание и ценности индивидуального успеха, то большинство людей, лишенных богатства, власти, высокого статусного положения, начинает расценивать свою жизнь как неудавшуюся, что неизбежно приводит к конфликту с существующими социальными нормами. Подобная дисфункцио-нальность, по мысли Дюркгейма, появляется в результате перехода от моральных принципов традиционного общества, основанных на «механической» связи между людьми, которые подкреплялись достаточно жесткими мерами при помощи сил и запретов, к «органическому» состоянию, которому уже присущи свободная реализация и осознание себя в качестве творческой, одаренной личности. Здесь «никто не знает в точности, что возможно и что невозможно, что справедливо и что несправедливо; нельзя указывать границы между законными и чрезмерными требованиями и надеждами, а потому все считают себя в праве претендовать на все» [3, с. 238].
В дальнейшем понятие аномии получило свою интерпретацию в концепциях Р. Парсонса, Э. Фромма, Р. Маккайвера, Д. Рисмена и др. мыслителей. Существенным в их взглядах было то, что расширялась и модифицировалась типология конформистского поведения индивида (Парсонс, Фромм и др.) и было значительно психологизировано само понятие аномии (Маккайвер, Рисмен и др.).
Анализ феномена аномии показывает, что он является сопутствующим негативным проявлением практически всех современных обществ, включая Россию и др. страны. Как справедливо отмечает В.Г. Федотова в работе «Апатия на Западе и в России», аномия в России 1990-х гг. возникла по тем же причинам, которые были проанализированы Дюрк-геймом: во-первых, по причине быстрых изменений в различных сферах социума при отсутствии соответствующих морально-этических оснований; а во-вторых, по причине ослабления солидарности и доверия между людьми. «В нашем обществе, — пишет Федотова, — аномия возникла также по причине радикального отказа от прежде коллективно санкционированных ценностей и норм и
полного разрушения механизма социального конструирования реальности при анархическом порядке 1990-х гг. В результате, сегодня мы не имеем коллективных представлений о различии добра и зла, о том, что такое страдание, справедливость, жалость, милость, доброта, хороший тон, правильная речь, самоуважение, уважение к другому, потеряло смысл традиционно русское понятие правды и пр.» [4]. Конечно, автора можно упрекнуть в том, что им слишком драматизируется ситуация. Сегодняшняя социальная реальность демонстрирует нам многие позитивные явления, происходящие в обществе и жизни людей. Но все дело в том, что задача социогуманитарного знания и, в первую очередь, философии всегда заключается в обостренном, а вследствие этого, реалистическом восприятии тех процессов, которые происходят и с личностью, и с обществом.
С нашей точки зрения, особенность сегодняшнего варианта проявления аномии заключается в том, что данный феномен не только отражает состояние целых обществ, но и в не меньшей степени характеризует отдельную личность. В подобном состоянии она может оказаться даже в ситуации достаточно хорошо организованной социальной структуры, что позволяет рассматривать аномию не только как следствие социальных потрясений, но и как логичное состояние индивида в современном обществе, в котором отчуждение людей является нормой бытия. Аномичность современной личности дает о себе знать в соответствующем состоянии сознания. В восприятии мира у человека появляется ощущение, что и мир и сам человек лишены ясных правил и стабильности. Индивид пессимистически воспринимает все происходящее в социуме, т. к. для него социальная реальность лишена прочности и предсказуемости. Все это ведет к рассогласованию ценностей, чувству морального опустошения и бесцельности жизни. Поэтому можно с полным основанием говорить о том, что главными причинами, обусловливающими аномию, становятся потеря смысла в основополагающих принципах бытия, утрата или недостаток веры в метафизические ценности, а также бессилие и отчуждение людей.
Безусловно, подобные негативные проявления вызваны самыми разнообразными причинами, к числу которых можно отнести
осознание человеком утопичности различного рода идеологем относительно построения совершенного общества. Об этом достаточно красноречиво писали Р. Арон, Д. Белл,
Ч. Райт Миллз в Америке, А. Камю в Европе, отмечая конец века идеологий. Данными мыслителями подчеркивалось, что пришедшие на смену идеологиям плюрализм и мультикультуризм ничего кроме потерянности и нигилизма не могут с собой привнести. И с этим нельзя не согласиться.
В одной из своих бесед М. Мамардашви-ли отмечал очень интересную мысль о том, что состояние нигилизма — это во многом состояние, которое вызвано разочарованием в предмете своего былого уважения и даже преклонения. Оно обусловлено именно некритичным, неадекватным восприятием реальности, когда то, во что человек верит безоговорочно, перестает соответствовать его ожиданиям. И это касается не только отношения отдельной личности к другим людям, а в т. ч. и отрицательным отношением к ценностным сущностям всех структур социального.
Во многом именно состояниями аномии, нигилизма, апатии современного человека предопределена потеря его внутренней самости. Современное общество — это массовое общество, в том смысле как его рассматривали Х. Ортега-и-Гассет, Г. Блумер, Ж. Бод-рийар. В данном обществе масса нивилирует личность, отдает предпочтение усредненному, типическому, привычному и легкоусвояемому. «Человек массы» легко наполнятся самым разным, зачастую противоречивым содержанием. Массам не нужен смысл, как верно отмечал Бодрийар. Любые попытки привнести сложность и смыслопонимание здесь наталкиваются на полное неприятие. Необходимость существует только в зрелищности и стереотипности. Массовые общества, где масса выступает своеобразным нормативом социальности, уже по самой свой сущности не являются здоровыми обществами. В данных обществах происходит «забалтывание» (Хайдеггер) сущности человека, искажение его самости.
Самость личности, о чем говорили философы, во многом складывается из умения, в экзистенциальном смысле слова, заботиться о себе. При этом забота о себе напрямую связана с заботой об окружающем мире. Чем
больше человек принадлежит сфере объективности, тем в большей степени он обретает самого себя и раскрывает подлинный смысл своей самости. Поэтому самость личности связана с заботой о создании подлинного здорового общества, в котором отдельный индивид учился бы жить в согласии с самим собой. Но это во многом остается некой утопической мифологемой.
Итак, современная философская мысль констатирует именно болезненную симптоматику всех структур социального. При этом она подчеркивает, что в истории человечества, наверное, никогда не было (да и могло ли быть?) гармоничного общества, общества, которое могло бы удовлетворять каждую личность и восприниматься ею в качестве идеального. С этим трудно не согласиться, но то, что подобное общество практически недостижимо, не означает, что не должны быть предприняты попытки движения в данном направлении. По мере того, как развивается цивилизация и вместе с ней человек, меняются многие стратегии действия, и зачастую их ход определяется объективно -правильным видением реальности.
Поэтому философия не просто пытается зафиксировать и объективно описать происходящие процессы. Она, конечно, должна предложить возможные варианты выхода из сложившейся кризисной ситуации. По крайне мере, философия как часть культуры выполняет функцию смысловой ориентации человека. Любая философия, если она только философия, а не идеология, убеждена в своем воздействии на души людей и на порядок общества. Большинство великих философов объединяет вера в правомерность платоновской убежденности в освобождающей силе философского мышления. Влияние философии заключается не в ее практической целесообразности и применимости, а в том, что она дает образовательное знание, знание аксиологических нормативов. Философская культура позволяет понять, в чем заключается высшее благо для человека и общества. Какой бы излишне высокопарной не казалась данная мысль, в своих конечных и базисных основаниях она является именно таковой.
Итак, философия может предлагать самые различные варианты выхода из сложившейся драматической ситуации современного социального сообщества и существующе-
го в нем человека. Один из таких вариантов связан с обращением к идеям и идеалам, заданным еще эпохой Просвещения. Именно данная эпоха, основанная на позитивистском, рационалистическом универсализме, основы здорового общества усматривала в опоре на разумное начало, в движении к абсолютной истине, в рациональном планировании идеальных социальных порядков.
В наши дни проект Просвещения имеет и своих сторонников, и своих противников. Сторонники (К. Ясперс, Э. Фромм, Ю. Хабермас и др.) видят в нем один из наиболее приемлемых вариантов обретения гуманистического общества. И хотя доля скептицизма здесь достаточно велика, тем не менее считается, что идеалы Просвещения вполне могут быть реализованы в современных экономических и политических условиях. Критики в обосновании противоположной позиции опираются на такие фундаментальные интеллектуальные фигуры, как Ф. Ницше, полагавшего, что основания данного проекта находятся в воле к жизни и власти, индивидуальном отчуждении и отчаянии, и М. Вебера, называвшего идеи мыслителей Просвещения ироничной и печальной иллюзией, соответственно, не видят в нем выхода для современного социума.
Другой вариант философского дискурса предполагает уйти от привычного европоцентристского видения социальной ситуации и произвести децентрацию и деконструкцию всех привычных, ставших классическими социальных оснований. Ряд мыслителей (Ж. Делез, Ж. Деррида, П. Козловски и др.) рассматривают постмодерн как выигрыш времени, как именно ту идеологию, которая позволяет правильно поставить диагноз социальным болезням и найти верные методы лечения. В качестве таковых усматривается отказ от бинарных оппозиций, характерных для общества модерна: высокое — низкое, правильное — неправильное, здоровое -больное и т. д. Предлагается пересмотреть понятия патологии и нормы и, соответственно, более толерантно воспринимать многие социальные проявления, не привязывая к ним однозначных, ригористических оценок. С точки зрения постмодерна социальная реальность настолько многолика, плюралистична и фрагментарна, что никаких объективных и единственно верных объяснений
принципиально быть не может. Это нужно признать как данность и как определенный момент освобождения от стереотипов.
Наиболее близкой нам представляется позиция Г. Тульчинского, В. Налимова и др. мыслителей, рассматривающих перспективу философского знания в контексте большего внимания метафизики личности, различным измерениям человеческого и социального бытия [5]. Определяющая роль в этом процессе отдается человеку, которого постмодерн разорвал на кусочки, фрагменты; человеку понятому как персона, которому суждено быть творческим началом, способным вывести на дорогу порождения новых смысловых моделей социальной реальности. Фундаментальный характер персонологии, проблем самосознания, идентичности определяется ролью и значением потенциала и целостности личности в современном обществе, находящемся в состоянии глубинной трансформации. С одной стороны, процессы социальной трансформации порождают мощные стрессы, различные фрустрационные состояния, зачастую приводящие индивида к потере жизненных смысловых значений. С другой стороны, личность — не только претерпевающий объект, но и источник, и средство, и результат социальной динамики, в том смысле, что стремление к целостности обнаруживает в самой личности основополагающие базисные основания свободного и ответственного социального поведения. Тем самым проблема расширения целостного потенциа-
ла личности оказывается в самом центре осмысления содержания, процессов и механизмов социальной трансформации. Социальное развитие должно опираться не только на цивилизованно-технический фундамент, но и порождать новые культурные смыслы и аксиологические основания жизненного бытия личности.
1. Тойнби А.Дж. Постижение истории / пер. с англ. М., 1991. С. 358.
2. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура: Избр. тр. К. Хорни и Э. Фромма. М., 1995.
3. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / пер. с фр. М., 1994. С. 242.
4. Федотова В. Апатия на Западе и в России // Вопр. философии. 2005. № 3. С. 12.
5. Тульчинский Г. Постчеловеческая персоноло-гия. Новые перспективы свободы и рациональности. СПб., 2002.
Поступила в редакцию 10.07.2008 г.
Zhukova O.I. To the problem of self-identity saving in conditions of modern social medium. The article is focused on the analysis of the crisis state of a person, occurred in conditions of modern society. The following characteristics of crisis are being analyzed: anomy phenomenon, apathy and nihilism. The author offers possible way outs to this situation.
Key words: modern society, person, anomy and apathy phenomena, crisis state of a person.
cyberleninka.ru
Социальные проблемы информационного общества Текст научной статьи по специальности «Социология»
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 316.3
И.В. Цвык
Д.ф.н., профессор Кафедра философии Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) Г. Москва, Российская Федерация
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье анализируются социально-исторические аспекты развития информационного общества. Рассматриваются проблемы социальных связей в виртуальных сетях, формирования личности под влиянием информационно-коммуникационных технологий, а также социальные последствия глобальной информатизации и компьютеризации общества в начале XXI в.
Ключевые слова
Информационное общество, информатизация, информационные технологии, виртуальные сетевые сообщества.
Развитие общества в последние десятилетия характеризуется стремительным проникновением во все сферы человеческой жизни новых информационно-коммуникационных технологий. Эти изменения привели к формированию качественно нового типа общества, получившего название «информационного». Компьютеризация существенно влияет на процессы обучения, на постановку и решение научных задач, на исследования в области мышления и процессов познания. Информационные технологии стали мощным преобразователем экономической, социальной и других видов деятельности. Процесс компьютеризации и информатизации протекает неравномерно в разных странах и регионах, однако в целом он уже продвинулся настолько, что стало возможным подвести некоторые итоги и сделать прогноз на будущее. Компьютеризация всех сфер человеческой деятельности выступает сегодня и как важнейшая задача общества, и как императив социального развития. Без решения этой задачи невозможны гуманистические преобразования, экономическое развитие общества, способное обеспечить достойную жизнь всем своим гражданам.
В современном обществе процессы информатизации приобретают глобальный характер. Информатика, электронная вычислительная техника, автоматизированные системы определяют магистральные направления развития и эффективность производства и технологий, проектно-конструкторских разработок и научных исследований. Компьютеры существенно преобразуют содержание и характер труда и обучения, по-новому ставят проблемы развития человеческого интеллекта и личности, оказывают серьезное влияние на мировоззрение человека [8, с. 125]. Осмысление социальных, интеллектуальных и культурных последствий массового внедрения информационных технологий составляет важнейшую задачу современной философии [3, с. 232-234].
Приметой времени стало распространение различных видов сетей — информационных, индустриальных, маркетинговых, финансовых. Наиболее влиятельной из всех типов стала всемирная глобальная компьютерная сеть Интернет. Расширение этой сети по всему миру идет весьма интенсивными темпами. По мере увеличения количества пользователей, в том числе, и в России, Интернет все больше приобретает роль социального фактора, что делает необходимым философское осмысление связанных с ним проблем и социальных последствий его распространения. Появление и распространение сети Интернет ставит вопрос о том, что в ближайшие годы станет основным источником информации для человека -средства массовой информации или компьютерная сеть. Интернет представляет собой мировую информационную компьютерную сеть, которую по праву называют всемирной паутиной. Она объединяет в единое целое множество компьютерных сетей, работающих по единым правилам, и имеет своих пользователей практически во всех странах мира. Таким образом, можно констатировать, что Интернет представляет собой важнейшую инфраструктуру развивающегося информационного общества. Говоря об
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
особенностях Интернета, следует отметить: — широкую аудиторию пользователей и возможность ее неограниченного расширения; — трансграничное распространение информации; — высокую скорость и оперативность предоставления информации; — практически неограниченный выбор источников и видов информации; — практическое отсутствие предварительного контроля содержании информации; -возможность обсуждения возникающих вопросов в режиме реального времени [2, с. 260].
В процессе коммуникации в киберпространстве индивиды-пользователи Интернета создают и поддерживают определенные образцы, нормы и правила поведения, подчиняются неким универсальным структурам, «нарабатывают» определенные социокультурные ресурсы, выстраивают информационную стратификационную систему, иными словами, создают виртуальные сетевые сообщества [4]. Интернет превратился в неотъемлемый атрибут жизни современного российского общества — атрибут, который оказался не просто неким новым фрагментом социальной ткани, а фактором, изменяющим социокультурную жизнь в целом, и изменяющимся под влиянием процессов социокультурной динамики.
Активное распространение Интернета оказывает существенное влияние на формирование социальных связей в обществе. Именно виды социальных связей и соответствующие им виды социальных объектов могут быть положены в основу классификации социальных систем. Социальным фактом на сегодняшний день является и развитие Интернета как глобальной компьютерной сети, как новой информационной среды, предполагающей специфические средства деятельности в ней, развивающей различные виды социальных связей и коммуникации. Специфика социальных связей в Интернете состоит, главным образом, в том, что сеть позволяет осуществлять коммуникацию почти мгновенно, эти услуги создают реальное сообщество пользователей, обладающее собственными социальными характеристиками. При этом с одной стороны, социальная структура виртуальных сетевых сообществ, складывающихся на основе Интернет-взаимодействия все больше отражает в себе характеристики реального общества, а с другой — Интернет-пространство все больше пронизывает ткань повседневного взаимодействия в реальном мире и охватывает огромный пласт индивидов и организаций. Этот факт, безусловно, определяет важность исследования сети с точки зрения социальных связей, складывающихся в ней и определяющих особенности социальной структуры, как пользователей сети, так и общества в целом. Необходимость изучения социальных связей в Интернет-сообществе определена еще и тем, что подобные исследования призваны вскрыть основные социальные противоречия, присущие современному Интернету, поскольку состояние социальной структуры Интернет-сообщества является показателем уровня его развития, включающего как позитивные, так и негативные стороны. Новая среда социальных интеракций предусматривает больше социально непредсказуемых последствий действий акторов. Однако было бы неверно характеризовать глобальные компьютерные сети как информационную среду сугубо негативной направленности, что часто является стержнем публикаций на эту тему.
Анализируя социальный аспект Интернета, следует отметить также и то, что технологии Интернет являются одной из главных движущих сил глобализации, поскольку, являясь средством глобальной коммуникации, Интернет практически стирает границы между государствами, способствуя созданию единого кросс-культурного информационного пространства [5, с. 178]. Учитывая неоднозначное отношение к явлению глобализации со стороны общественности, проявившееся в возникновении двух полярных точек зрения — сторонников глобализации и антиглобалистов, анализ различных сторон влияния Интернета на процесс глобализации имеет существенное значение. Сегодня многие социологи, философы, экономисты, государственные деятели ставят Интернет на одно из ключевых мест по степени влияния на процесс развития человечества.
Одним из важных социальных последствий информатизации общества явилось также изменение характера человеческого труда [7, с. 56-57]. Главной разновидностью труда в современном обществе становится труд, связанный с преобразованием информационных потоков. К мощи собственного мозга отдельного человека присоединяется мощь общечеловеческого интеллекта, сконцентрированная в программах, вводимых в компьютеры. Таким образом, привычная задача применять собственные интеллектуальные способности для большинства работников, использующих информационные технологии, превращается в задачу выбора и использования тех или иных программ, позволяющих в оптимальные сроки
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
переработать и выдать информацию, необходимую для принятия решений и организации практической деятельности. Существенно преобразуется и сама практическая деятельность, особенно в сфере материального производства, поскольку автоматизация и робототехника меняют положение человека работника в системе производства, снимая с его плеч функцию придатка к той или иной машине [9, с. 88]. Кроме того, информационные потоки, при наличии компьютерной техники, допускают обработку в любых условиях. Следствием этого становится значительное изменение распределения работников по местам их работы.
Следствием глобализации процессов информатизации в современном обществе явилось изменение не только содержания наших знаний о мире, но и способов их получения, воспроизведения и передачи, что в конечном счете существенно влияет на внутренние структуры личности [10, с. 49]. Многие современные исследователи проблем личности отмечают, что человек, сформировавшийся в старой школе и старого типа вузе, по своим внутренним психологическим характеристикам отличается от того, который уже в детском саду играет в компьютерные игры, ходит в школе в компьютерные классы, работает на компьютеризированном рабочем месте и общается с друзьями через спутниковую связь. Под воздействием новых информационных технологий меняется стиль мышления, способы общения, оценки окружающих и самооценки. Весьма актуальной становится проблема компьютерной зависимости человека.
Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с «виртуализацией» человека в киберпространстве. С одной стороны, возникает явление аутизации личности и усиление отчуждения. С другой стороны, существенно меняется ролевой набор человека, вовлеченного в сети. Видимость свободы у участника телекоммуникационных взаимодействий оборачивается усилением социально-психологической зависимости и деградацией личности. Возникает опасность формирования большой массы унифицированных, отчужденных, анонимных индивидов, для которых ценность и значение реальных социальных связей отступают на второй план. Выступая элементом социальности, Интернет и, шире, в целом виртуальная реальность, созданная с помощью новых информационных технологий, становится мощным агентом вторичной, а подчас и первичной социализации индивида: социализации применительно не только к сетевым сообществм, но и к офф-лайновой действительности — к тому реальному обществу, в котором человек живет.
Следует также отметить, что реальность Сети — виртуальная реальность, созданная с помощью новых информационных технологий, — лишь актуализировала исследовательский интерес, потому что феноменология этой виртуальной реальности созвучна культурным интенциям постмодернистского мира. Но, будучи осознана как реальность, она вызывает необходимость формулирования определенных рекомендаций по своему совершенствованию и определению дальнейших шагов развития технологий человеческой коммуникации, способов и средств современной социализации.
Социализация и культурная идентификация человека в виртуальных сетевых сообществах реализуется через принадлежность индивида к тому или иному сетевому сообществу, причем двояким образом: или через виртуальную реконструкцию статусной социокультурной позиции и символов идентичности, или через активное и свободное конструирование своего виртуального «Я» и персональной идентичности. Отсюда и возникающая двойственность виртуальной социализации, ибо творчество в киберпространстве часто заменяется его симуляцией, а саморазвитие — новыми формами отчуждения. Правда, именно сетевые сообщества предоставляют уникальную возможность свободного проектирования себя в качестве социокультурного субъекта действия, члена того или иного сетевого сообщества. Репрезентируя свое «Я» человек как бы примеряет на себя маски идентичности, осуществляя то, что можно назвать «опережающей социализацией». Различные «виртуальные жизни» как бы раскрывают перед индивидом веер тех социальных возможностей, согласно которым проектируется его жизнедеятельность. При этом в сетевых сообществах главную роль в развитии и поведении членов данных сообществ играет культурное начало индивида, его потребность в «карнавализации» жизни, идентификации, самопрезентации.
Социальные отношения в киберпространстве выстраиваются так, как их интерпретируют пользователи. Единство сетевого социума по поводу «общей» для всех социальной реальности основано на том, что пользователи в процессе социализации усвоили общую точку зрения на большинство типов
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
взаимодействий, осуществляемых в виртуальной среде. В процессе социализации личность неизбежно сталкивается с альтернативными образцами мышления и реальными типами поведения [1]. Соответственно можно вести речь о том, что наряду с процессами социализации в компьютерных сетях происходят и процессы ресоциализации, то есть усвоение участниками виртуальных социальных отношений новых ценностей, навыков, ролевых дискурсов в связи с переходом в иную коммуникационную среду. Естественно, что наложение старых и новых предписаний может привести к вытеснению, трансформации ориентации на нормы и ценности, принятые в реальном социальном взаимодействии [6, с. 264].
Таким образом, социализация личности в виртуальном пространстве осуществляется как взаимовлияние двух процессов: следования личности тем нормам и правилам поведения, которые она восприняла в первичной социальной реальности (в результате первичной и вторичной социализации), и усвоения норм, ценностей и установок как конкретного виртуального сетевого сообщества, так и моделей поведения, принятых в рамках социальной системы киберпространства в целом. Последнее можно назвать «третичной социализацией». Возвращаясь в первичную социальную реальность, личность является уже продуктом трех типов социализации.
Список использованной литературы
1. Иванов М.А. Культурные ценности и их динамика // Культура и глобализация: традиция, память, идентичность. — Тамбов, 2015. — С. 183-187.
2. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие / Под ред. Ю.В. Крянева. — М., 2008.
3. Лешкевич Т.Г. Актуальные проблемы науки XXI в. // Философия для аспирантов. Под ред. А.А. Лавриненко. — Ростов-на Дону, 2003.
4. Павлова Т.П. Социокультурная оценка информационных систем // Нелинейный мир. — 2013. — Т.11. — №
5. — С. 338-344.
5. Цвык А.В. Нравственные основы международных отношений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. — 2014. — №2. — С. 176-183.
6. Цвык В.А. Нравственные ценности профессиональной деятельности // Личность. Культура. Общество. -2014. — Т. XVI. — № 1-2 (81-82). — С. 262-268.
7. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории. — М., 2014.
8. Цвык И.В. Компьютерная этика и проблемы интеллектуальной безопасности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. — 2013. — №3. — С. 215-135.
9. Цвык И.В. Профессиональная этика инженера // Профессиональная этика в современном обществе. — М., 2011. — С. 88-101.
10. Цвык И.В. Социальное пространство и время в контексте современной социокультурной динамики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. — 2010. — №3. — С. 47-55.
© Цвык И.В., 2016
УДК 141:159.923
Н. В. Чудина-Шмидт
к.философ.н Крымский филиал Краснодарского университета МВД России г. Симферополь, Российская Федерация
СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ КАК МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
Основной целью статьи является рассмотрение специфики влияния социального диалога на
cyberleninka.ru
Социально экологические проблемы современного общества и пути их решения
Современное общество неразрывно связано с экологией планеты в целом, в связи, с чем можно констатировать существование социальных экологических проблем. Среди них наиболее актуальными являются следующие:
- демографический взрыв;
- изменение генофонда;
- перенаселение планеты;
- дефицит питьевой воды и продовольствия;
- ухудшение образа жизни людей;
- урбанизация;
- возрастание вредных привычек и заболеваний людей.
Большинство экологических проблем возникают по вине человека. Поговорим о некоторых проблемах социального и экологического характера подробнее.
Рост численности человечества
Ежегодно на планете возрастает численность населения, что приводит к «демографическому взрыву». По данным экспертов наибольший прирост населения происходит в государствах, которые развиваются. Количество населения в них составляет 3/4 численности человечества в целом, а продовольствия им достается лишь 1/3 часть от количества всей планеты. Все это приводит к обострению экологических и социальных проблем. Поскольку не хватает питания в некоторых странах, ежегодно в мире от голода умирает около 12 тысяч людей. Среди других проблем, которые проявились в результате роста численности населения, является урбанизация и рост потребления.
Ресурсный кризис
В поле экологических социальных проблем имеется кризис продовольствия. Специалисты посчитали, что норма на человека – 1 тонна зерна в год, и такое количество помогло бы решить проблему голода. Однако в данный момент собирается немного больше 1,5 млрд. тонн зерновых культур. Проблема нехватки продовольствия стала заметной только тогда, когда произошел значительный прирост населения.
Недостаток продуктов питания – это не единственная проблема ресурсного кризиса. Острой проблемой является дефицит питьевой воды. Ежегодно от обезвоживания умирает огромное количество людей. Кроме того, не хватает энергетических ресурсов, необходимых для промышленности, обслуживания жилых домов, общественных заведений.
Изменение генофонда
Негативные воздействия на природу влияют на изменения генофонда в глобальном масштабе. Под влиянием физических и химических факторов происходят мутации. В дальнейшем это способствует развитию заболеваний и патологий, которые передаются по наследству.
Не так давно была установлена связь экологических и социальных проблем, но это влияние очевидно. Много проблем, порожденных социумом, переходит в ряд экологических. Таким образом, активная антропогенная деятельность разрушает не только мир природы, но и приводит к ухудшению жизни каждого человека.
ecoportal.info
Социальные проблемы молодежи как отражение социальных проблем общества
Мы часто обращаем внимание на социальные проблемы современного общества, на вопросы и нужды, которые касаются если не всего населения, то большей его части точно. Ну а если уж есть такие общие проблемы, значит, мы не одиноки. Этот факт даёт нам возможность объединиться во имя решения таких вопросов и подает сигнал к их решению.
Социальные проблемы общества возникали периодически во всех цивилизациях и во все эпохи. Разве может военная мощь быть оправдана отсутствием интеллекта у населения? Разве может так грубо и жестоко воплощаться в жизнь лозунг «цель оправдывает средства»? Разве можно во имя мнимой мощи пренебрегать жизнью и счастьем детей, их правом на нормальное детство? Такое общество больно неисправимым отсутствием морали. Речь идет, конечно же, о Спарте. Хотя не только этот древнегреческий полис сталкивался с подобными проблемами.
Отсутствие моральных понятий в обществе всегда приводит к потрясениям внутри такого социума. «Кровавым законодательством» в Англии Тюдоры боролись с бродягами в XV-XVI веке. Такие примеры можно выстроить в длинный список, но их объединяет одна особенность – ни один из них не решил проблему в корне. Кроме того, человечество так и не научилось использовать опыт предыдущих поколений. Мы снова и снова наступаем на одни и те же грабли.
Например, в наше время социальные проблемы молодежи как никогда раньше дают о себе знать, являясь проекцией всех общественных проблем. Первой из них следует назвать платное получение высшего образования. Нет, определённо, в ВУЗах существуют так называемые «бесплатники». Однако зачастую и эти места бывают «продажными». Отсюда делается вывод, что для того, чтобы получить высшее образование, требуются не столько знания и способности, сколько толстый кошелёк родителей.
Далее социальные проблемы молодежи упираются в рабочие места. Трудно устроиться на работу людям пожилого возраста, молодым без стажа. Практически невозможно найти работу беременным и матерям с малолетними детьми. Даже при существующем законе, якобы охраняющем материнство, беременные женщины подвергаются увольнениям. Конечно, делается это не так явно, но получают «декретные» выплаты далеко не все.
Закрытые муниципальные детские сады, огромные очереди на получение места в ещё существующих детских дошкольных учреждениях, громадные «вступительные взносы» при оформлении малыша – всё это также социальные проблемы молодежи. На современном этапе они стоят особенно остро. Это ли не те социальные проблемы молодежи, которые следует решать в самом скором времени?
Дело в том, что общество базируется на отношениях между индивидами. И семья, в которой тоже всё построено на отношениях её членов, является в некотором смысле микромоделью общества в целом. Может быть, именно от нее и зависит судьба всего социума?
И, конечно, нельзя обойти вопрос падения нравов. Решение этой проблемы берёт начало в семье. Почему? Возможно, потому, что она даёт ребёнку жизнь, воспитание, и готовит к отношениям с другими членами общества (это в идеале). Ребёнок взрослеет и уже готов формировать собственную семью, и так по цепочке поколение за поколением. Так что основы всегда формируются в семье.
Но сегодня вся страна отмечает тот факт, что алкоголизм, проституция, наркомания, воровство, убийства расцветают в современном обществе махровым цветом. Причём возрастные показатели относительно этих явлений с каждым годом «молодеют».
Это тревожный сигнал, который возник ещё с распадом СССР, когда молодое поколение оказалось никому не нужным, как, в общем-то, и взрослое население. Отсюда и взяла свои корни нравственная деградация, потеря идеалов, стремлений, подмена моральных ценностей.
Хотя на сегодняшний день все иначе. Это в 90-х возможности были ограничены. А сейчас? Их становится у молодёжи всё больше, однако, многих молодых людей всё равно ничего не интересует.
Телевидение, интернет, СМИ способствует не нравственному росту личности, а её падению в бездну. Нормой стал звучащий со сцены юмор «ниже пояса», запретные слова открыто произносят и пишут в газетах. Для нас вежливость и элементарный этикет стал большой редкостью, глупые диктуют умным правила жизни, потому что умные в меньшинстве.
А если учесть и проблему детского алкоголизма, и наркомании, вообще теряется надежда на светлое будущее. Как мы дошли до такого падения морали, что родителям стали безразличны собственные дети? А они нуждаются в заботе!
Никто вместо нас не решит ни проблемы всего общества, ни социальные проблемы молодёжи в частности. Да, они должны решаться всеми, но каждый должен начать с самого себя. Тогда, может быть, и появится надежда на что-то светлое и доброе там, впереди.
fb.ru
Социальные проблемы современного общества и роль социальной работы в их разрешении
РЕФЕРАТ
По дисциплине:
Теория и практика социальной работы
На тему:
«Социальные проблемы современного
общества и роль социальной работы
в их разрешении»
Содержание
Введение | 3 |
1 Понятие «социальной проблемы» | 4 |
2 Социальные проблемы современного общества | 7 |
3 Роль социальной работы в решении социальных проблем | 11 |
Заключение | 13 |
Библиографический список | 14 |
ВВЕДЕНИЕ
Термин «социальная работа» является базовым для таких понятий, как социальная педагогика и социология. Под социальной работой подразумеваются профессия, дисциплина, практическая наука, сфера обучения и исследований. Целью социальной работы является уменьшение или избежание социальных проблем.
Социальные проблемы – понятие междисциплинарное и широко используется в дискурсе социальных наук. В том числе и в социальной работе. Традиционно социальная работа адаптировала к своим нуждам социологическое понятие социальных проблем, которое менялось вместе с развитие социологической науки.
Социальные
проблемы возникаю тогда, когда по причине
недостаточных социальных связей (группы,
семьи, организации, общества) перестают
удовлетворяться потребности индивидуумов.
1. Понятие «социальной проблемы»
«Социальные проблемы» — довольно «молодой» научный термин. Впервые он появился в середине ХIХ в. в Европе. Им начали обозначать давно и хорошо известные всем человеческие беды: болезни, голод, нужду, бездомность и т. д. Называя их социальными проблемами, их рассматривали, во-первых, как некие нежелательные для общества ситуации или обстоятельства жизни людей, которые следовало устранить или изменить в соответствии с идеалами общества и представлениями о «должной» жизни. Во-вторых, присутствие в обществе этих нежелательных условий или обстоятельств стали понимать как задачу для социальных деятелей, которую можно осознать, поставить и практически разрешить путем определения политики и проведения социальных реформ. Таким образом, социальные проблемы впервые выделились из области социальных явлений, как та их часть, которая подлежит и возможна для корректирования их общественными усилиями.
Признание факта существования социальных проблем в обществе только в середине ХIХ в. привлекает к себе внимание исследователей, пытающихся объяснить, почему именно тогда некие социальные феномены вдруг обозначились в общественном и научном сознании как проблемы, требующие решения.
Появление понятия социальных проблем в контексте социальной работы произошло в 1970-е годы в Америке в процессе разработки единого универсального или комплексного подхода как теоретической концепции социальной работы. Оно было связано не только с проникновение в американскую теорию социальной работы системных и структурно-функциональных идей из социологии, но и с освоением социальной работой частных социологических теорий, таких как социология социальных проблем.
Системный подход к обществу (Т. Парсонс, Р. Мертон), адаптированный американской социальной работой, помог ей не только сформироваться в теоретическом отношении, позаимствовав из него многие понятия и положения, но и увидеть в этом свете свои цели, задачи и функции в обществе. Применение структурно-функционального подхода позволяет ей определить свое профессиональное поле, располагающееся между социальной нормой и отклонением от нее, девиацией, и осознавать свое место в системе социальных институтов как института, призванного пресекать девиации и способствовать социальной стабильности. Понимание социальных проблем как «дисфункций» социальной системы (Р. Мертон), заимствованное из структурно-функционального подхода, помогло в виде понятия социальных проблем найти общий термин для многих проблем, с которыми имел дело социальный работник, и определить «решение» их как задачу социально обусловленную и социально ценную.
В то же время абстрактность трактовки социальных проблем как дисфункций социальной системы не позволяла в полной мере анализировать конкретные проблемы, с которыми сталкивался социальный работник. Поэтому для осуществления структурного анализа проблемы были использованы многие положения социологии социальных проблем, в частности хорошо разработанная ею методология исследования как объективного основания социальной проблемы, так и ее субъективной составляющей. В соответствии с ними, проблема понималась, с одной стороны, как социальная ситуация или социальное условие, социальные обстоятельства, рассматриваемые как нежелательные. С другой стороны, признавалось, что никакая проблема не является таковой в самой себе, поскольку она уже кем-то определена и оценена как неприемлемая. Поэтому в целом проблема представлялась как сочетание трех компонентов:
— социальных условий и ситуаций;
—
людей, оценивающих социальные
условия или общественную
—
причин и оснований такой
Благодаря такому представлению о структуре проблемы социальный работник мог анализировать уже конкретные проблемы клиентов.
Существует несколько пониманий понятия социальная проблема.
Во-первых, под социальными проблемами понимаются такого рода противоречия в явлениях или процессах, которые определяются общественными субъектами (группами, общностями) как актуально проблемные, не удовлетворяющие потребностей и желаний коллективных, групповых субъектов. Сторонники такого подхода считают: социальные проблемы создаются, формируются самими людьми, их сознанием.
Во-вторых, другое представление о социальных проблемах гласит: они существуют независимо от воли и сознания действующих индивидов. Социальные проблемы объективны в том смысле, что последствия их существования всегда реальны, независимо от того, осознают ли это члены общества или нет.
В-третьих, наряду с объективными и субъективными представлениями о сути социальных проблем существует и интегральное, диалектическое представление, в рамках которого утверждается, что социальные проблемы включают в себя объективные и субъективные компоненты. Речь идет о реальных противоречиях в окружающем нас мире, которые в той или иной степени осознаются людьми. Наличие взаимодействия объективных и субъективных компонент и определяет в наибольшей степени специфику социальных проблем.
В-четвертых, социальную проблему можно также определить как взаимодействие между общественными (коллективными, групповыми) субъектами и окружающей социальной средой их существования, при котором отдельные компоненты среды неблагоприятно, отрицательно воздействуют на жизненную ситуацию общественных субъектов (субъекта), их статус, ущемляют их потребности и интересы. Это первый признак. Следующим признаком социальной проблемы выступает ее дискуссионность, неоднозначность способов ее определения, объяснения и понимания. В качестве признака социальной проблемы выступает также и требование выработки и осуществления определенных коллективных действий по изменению положения дел в определенной сфере общественных отношений, в определенных условиях существования группы, общности, чьи интересы ущемляются, чьи потребности не могут быть удовлетворены на социально приемлемом уровне.
Если социальный работник принимает объективный взгляд на социальную проблему, то он фиксирует в структуре проблемы только объективные, внешние по отношению к сознанию субъекта компоненты. При определении структуры социальной проблемы на базе субъективистских представлений, в нее включают только внутренние компоненты, образующие определенные элементы содержания сознания группы. При интегральном подходе к определению структуры социальной проблемы подключаются как объективные, так и субъективные компоненты.
При изучении и решении социальных проблем одной из главных задач является определение характера условий существования субъекта, с целью реализации эффективной стратегии изучения и решения социальных проблем.
2. Социальные проблемы современного общества
Основные социальные проблемы современного общества можно условно разделить на несколько групп:
— проблемы здравоохранения;
— проблемы образования;
—
проблема высокого уровня
Они все тесно друг с другом взаимосвязаны, во многом могут являться причиной и следствия друг друга. У истоков большинства социальных проблем стоят в основном причины психологического характера. В условиях города к возникновению таких причин приводят темп жизни, нестабильная экономическая ситуация, характеризующаяся снижением жизненного уровня большей части населения, уменьшением деловой активности, отсутствием понимаемых и осознаваемых людьми условий для быстрого улучшения ситуации. Другим источником психологических проблем для горожанина служит повышенная плотность населения в черте города. Такие проблемы становятся причиной социального напряжения. Стремясь уйти от него, человек начинает употреблять алкоголь или наркотики. В настоящее время эти проблемы приобретают все больший масштаб.
Алкоголизм в современной России является важной насущной проблемой Минздравсоцразвития, МВД, многих секторов экономики и для практически каждой пятой семьи. Скрытые формы алкоголизма, как наиболее распространенные, часто не признаются проблемой вовсе. Данный тип алкоголизма очень распространен в среде сравнительно успешных работающих людей, имеющих устойчивые семейные связи. Порой алкоголизм протекает в подобных случаях очень незаметно — но методично разрушая внутренние органы человека. Устойчивая нервная система утрачивает свою былую стойкость, и людей начинает мучить неврастения, психопатия, нередко – вялотекущая шизофрения.
Количество граждан России, страдающих алкоголизмом, выводит данную проблему из числа частных, локальных в область государственных проблем, проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную угрозу российской нации.
Другой проблемой общегосударственного масштаба является наркомания.
Помимо высокой смертности от потребления наркотиков, данные медицинской статистики свидетельствуют о теснейшей связи роста наркомании в стране с увеличением числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и другими серьезнейшими заболеваниями со смертельным исходом.
Существует прямая связь между проблемами алкоголизма и наркомании с уровнем преступности. На него влияют и другие социальные проблемы. Можно выявить связь высокого уровня преступности с проблемами образования. Уровень общего образования у преступников в целом немного ниже, чем у лиц, не нарушающих закон. Многократны различия в уровне образования разных категорий преступников.
Самый низкий уровень образования характерен для лиц, совершающих насильственные (умышленные убийства, умышленные тяжкие телесные повреждения), корыстно-насильственные (грабеж, разбой) преступления и кражи личного имущества.
Выше уровень образования у лиц, совершающих хищения путем присвоения и растрат, злоупотребления служебным положением, должностные и экономические преступления.
Семейное положение и его изменение у лиц, совершивших преступления, также воздействует на формирование личностных качеств. Определенным образом оно влияет на направленность и устойчивость преступного поведения.
В целом распространенность преступности среди лиц, имеющих семью, ниже, чем среди холостяков и одиноких. В большинстве случаев семья стимулирует позитивное поведение и выполняет функции социального контроля. Таким образом, можно выявить связь преступности с такой проблемой, как социальное сиротство.
В последние годы увеличивается количество детей и подростков, воспитывающихся в различных государственных учреждениях, а именно в домах ребёнка, детских домах, школах-интернатах и т.д. Следует отметить, что у большинства этих несовершеннолетних имеются родители, которые либо лишены родительских прав, либо уклоняются от их воспитания, либо вообще от них отказались. В числе причин этого явления следует выделить кризисные явления в семье: рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.
stud24.ru