Философский анализ деятельности человека — часть 2
Объективной предпосылкой деятельного способа существования человека является недостаточность его наличных природных качеств для удовлетворения специфически человеческих потребностей. Ведь возможность удовлетворения человеческих нужд лишь заложена в объективной реальности, обладающей способностью к образованию бесконечного количества новых качественных определенностей, в том числе необходимых человеку. Человеческая природа как незавершенная возможность, требующая постоянного целенаправленного действия по ее реализации, по развитию и совершенствованию задатков и способностей человека — такова предпосылка осмысления деятельности как способа существования человека.
Выступая субъектом взаимодействия как с окружающим миром, так и с другими людьми, человек становится деятельно активным, субъектом реализации самого себя как природного существа на качественно ином — социальном уровне организации бытия. В связи с этим деятельность выступает способом актуализации индивидуальных и социальных потребностей, выражающим всю меру самобытности человека и образующим основу всех форм его отношений к окружающей действительности, самому себе и другим субъектам деятельности. Исходным для анализа категории деятельности является понятие «активность».[3]
Являясь особой формой жизненной активности индивида, деятельность отличается от нее рядом принципиально иных характеристик. Конкретные формы жизненной активности приобретают качество деятельности только тогда, когда они становятся целенаправленным, сознательным воздействием на предмет для получения определенного результата с определенным предназначением.
Деятельность является адаптивно-адаптирующей, т.е. приспособительно-приспосабливающей активностью, в процессе которой, перерабатывая элементы природы, человек создает и постоянно воссоздает так называемую вторую природу, искусственную среду обитания, человеческий мир. Тем самым он реализует свои природные потенции и родовую сущность.
Под «активностью» принято понимать всеобщее атрибутивное свойство материи, выражающее собой ее способность к взаимодействию и самодвижению, а также интенсивность реализации этой способности как упорядоченное отражение воздействий внешней среды и возможность на данной основе вырабатывать информационные программы, обеспечивающие опережающее отражение будущего результата.
Важнейшими качественными характеристиками деятельностного отношения человека к миру является предметность и целенаправленность.
Деятельность характеризуется качеством предметности в том смысле, что она являет собой некоторый физический процесс, происходящий в соответствии с законами природы, в котором участвуют человек, предмет деятельности, средства деятельности или орудия и предметный, будь то материальный или идеальный, результат этой деятельности.
Целенаправленность деятельности — это установление неявных связей разрозненных явлений и создание на этой основе единой картины мира, формирование относительно автономной от природной среды логики (понятийного мышления, воли и эмоций).
Адаптивно-адаптирующая форма отношения человека к действительности представляет собой его способность как приспосабливаться к среде, так и преобразовывать, видоизменять ее через создание некоторых условий и средств, отсутствующих или недостаточно представленных в этой среде. Но может ли адаптирующий характер деятельности проявляться без некоего опосредующего звена, без некоторых средств (орудий) воздействия на окружающую среду?
Такое понимание специфики деятельности приводит к утверждению, что человек идет по пути внетелесной эволюции, т.е. по пути совершенствования внешних, искусственных органов деятельности. При этом к обязательным признакам деятельной активности человека относят систематическое изготовление, хранение и передачу навыков по производству и использованию орудий деятельности, будь то каменный топор, авторучка или лазерная установка.
Именно адаптирующий, предметно-преобразующий характер деятельности обусловливает универсальность взаимоотношений человека с окружающим миром.
Орудия труда, или шире — средства деятельности, с одной стороны, являются природными предметами, а с другой — носителями определенной социально значимой функции, воплощением определенной ценностной установки, цели. И в первом, и во втором случае необходимы определенный уровень абстрагирования от конкретного предмета, некоторое обобщение природных свойств и общественно значимой потребности.
Именно на адаптирующем, предметно-преобразующем характере деятельности в первую очередь основана концепция трудового происхождения и сущности человека.
Итак, деятельность — это способ существования человека и общества, выраженный как процесс преобразования окружающей реальности, включая самого человека. Спецификой человеческой деятельности является целенаправленно-адаптирующая активность человека, способ реализации его потребностей (как материальных, так и духовных). Содержание понятия деятельности дополняется такими существенными ее характеристиками, как ее предметность, осознаность, орудийность, социальность, свободное креативное раскрытие сущностных сил человека.
2.2. Структура, виды, формы и уровни деятельности
Структура деятельности представляет собой взаимосвязь ее основных элементов: а) субъекта действий, направленных на те или иные объекты; б) объектов, т.е. тех предметов и явлений, на которые направлена деятельная активность субъекта; в) материальных и духовных орудий и средств деятельности, с помощью которых субъект деятельности воздействует на объект деятельности.
Субъект деятельности (человек, группа людей, общество) является активной стороной деятелъностного процесса, носителем целенаправленных действий, выражающих его жизненные нужны и потребности.
Основополагающей причиной деятельного отношения субъекта к миру служит необходимость в определенных условиях его бытия, детерминирующая потребности, интересы и цели. Именно потребности индивида, отражающие адаптивный характер деятельности, определяют все предшествующие ей состояния сознания и воли, которые выступают в качестве регуляторов человеческих действий (через целеполагание, продуманность, идеальную версию способов и результатов деятельности, осознанный контроль над последней). «Беспотребностной» деятельности не существует, поскольку потребность — это свойство субъекта нуждаться в определенных условиях своего существования[4] .
Разумеется, многообразие человеческих потребностей не исчерпывается необходимостью физического существования и воспроизводства. Можно вслед за А. Маслоу выделить два основных типа потребностей: дефициентных и бытийных. Первые выражают необходимость в биологическом или социальном существовании, а вторые — отношение человека к своим потребностям, т.е. их качество, уровень реализации. Например, бытийная потребность людей — это не просто их потребность в пище, а потребность в определенном качестве и условиях удовлетворения дефициентной потребности в пище. К числу бытийных потребностей относятся потребности человека в самоуважении, переживании прекрасного, любви, дружбе, сочувствии и т.д.
Человек стремится к удовлетворению прежде всего тех потребностей, от которых он не может отказаться и которые принимаются им как данные. В зависимости от ряда факторов, в том числе сложившейся системы собственных ценностных предпочтений, он классифицирует свои индивидуальные потребности или как жизненно необходимые, первоочередные, или как второстепенные, неактуальные.
Классифицируя потребности действующего человека, мы сталкиваемся еще с одной его существенной характеристикой — отношением к своим потребностям, осознанием их, субъективным выражением. Все это обнаруживается в форме интересов. Нужно видеть отличие понятия интереса как свойства самого субъекта, с одной стороны, и предмета интереса как объекта действия, представляющего для человека определенную ценность — с другой. Например, денежные купюры являются предметом интереса, отличного от самого интереса человека в них как средстве удовлетворения своих различных потребностей.
В качестве осознания потребности интерес выступает как единство объективного и субъективного моментов деятельности, объективного положения субъекта действия и субъективных характеристик состояния его сознания, идеальных побуждающих к действию сил: мотивов, установок, желаний, ценностных ориентаций. Обычно интересы становятся отчетливым осознанием потребностей в ситуациях повторяющихся затруднений, когда субъектом деятельности определяются и конкретизируются цели и средства для получения
mirznanii.com
3.6. Деятельность. Философия в схемах и комментариях
3.6. Деятельность
Отражение действительности в сознании как бы переходит в деятельность, завершается в ней. В этом проявляется единство сознания и деятельности.
Деятельность – это способ существования человека. Но не все действия, процессы в человеке относятся к деятельности. Человек дышит, ест и т. п. – здесь он ничем не отличается от действий животных. Простуженный человек кашляет, во сне человек храпит и т. п. – эти действия не относятся к философской категории деятельности. Человеческая деятельность отличается своим целенаправленным характером. Деятельность человека, с одной стороны, подчиняется естественным законам, а с другой – определенным целям, которые человек сам себе устанавливает.
Действию человека предшествует целеполагание – формирование образа того, что может осуществиться в результате действия. Прежде чем что-нибудь делать, человек представляет, каков будет результат деятельности, представляет себе определенную последовательность действий, которая может привести к реализации цели.
Целенаправленная деятельность отличается от инстинктивной. Последняя осуществляется без предварительного представления о цели, плана (метода, способа) действий, идет по генетически сложившейся программе на основе неосознанного отражения. Именно таковы действия животных. В этой связи Маркс писал: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем построить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально»[10]. Животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек своей деятельностью преобразует ее, создает «вторую природу», искусственную среду.
Именно целенаправленность отличает деятельность человека от процессов, происходящих в природе.
Структура деятельности может быть представлена следующим образом.
• Субъект деятельности: отдельный индивид, социальная группа.
• Объект деятельности.
• Цель – модель того, что может быть в результате деятельности.
• Способ (метод) деятельности.
• Акты деятельности – отдельные действия.
• Средства деятельности – совокупность материальных (или идеальных) орудий деятельности.
• Результат (продукт) деятельности.
Достижение цели предполагает волю, которая ориентирует на достижение цели, преодоление возникающих препятствий. Здесь нужно отметить, что в общем случае нет полного совпадения целей и результатов действий. Деятельность обычно приводит к двум результатам: прямым, которые соответствуют сознательно поставленной цели, и побочным, которые заранее не предвидели и даже не осознавали. Побочные результаты иногда могут быть не только неожиданными, но и нежелательными.
Деятельность может быть репродуктивной, воспроизводящей уже известное, существующее, и творческой, создающей новое, социально значимое. В сознании могут формироваться образы, в известном смысле опережающие действительность. На основе отражения возможностей, тенденций действительности человек обладает способностью предвидения и соответствующей организации своей деятельности.
В целом активность сознания характеризуется целенаправленностью, воображением, генерированием новых идей, управлением деятельностью.
Деятельность людей весьма разнообразна. Сегодня нет единой, общепризнанной классификации видов деятельности. Если подойти к вычленению и классификации ее видов с точки зрения развития отдельного человека, то можно исходить из следующих соображений.
Первый вид деятельности, ведущий в раннем детском возрасте, – игровая деятельность. Она имеет большое значение, в играх дети познают действительность, осваивают нормы поведения, развивают физические и умственные способности. Игровая деятельность сопровождает человека всю его жизнь, являясь важным элементом проведения досуга.
Второй вид деятельности – учебная деятельность. В учебе приобретаются знания, умения, навыки для всей будущей жизни. Человек готовится для самостоятельной жизни. Учеба не кончается в юношеском возрасте; человек учится всю жизнь.
Третья, главная форма деятельности – трудовая деятельность. Она направлена на создание продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей. Труд здесь понимается в широком смысле слова, включая в себя как физический, так и умственный труд.
Основная форма трудовой деятельности – производство материальных благ. Цели, которые люди ставят перед собой в процессе производства, определяются материальными потребностями. Достичь цели, которые человек ставит перед собой, нельзя, оставаясь в сфере разума. От того, что человек поставил ту или иную цель, само собою ничего не делается. Чтобы внести изменения в действительность, достичь цели, нужно воздействовать на окружающий мир материальными средствами, практически.
Практика – это чувственная, предметная, материальная деятельность людей, посредством которой они целенаправленно преобразуют окружающий природный и социальный мир. Практика – это не всякое движение, действие, усилие, а сознательная деятельность с представлением о цели, условиях, средствах, направленных на объект практики. В практике – синтез предметной деятельности с творческой природой сознания.
Практика включает в себя три основные вида деятельности: материально-производственную, научно-экспериментальную и общественно-политическую. Первая направлена на природную среду, последняя – на социальную среду, а научно-экспериментальная деятельность ориентирована как на природную, так и на социальную среду.
Практический процесс включает в себя три составляющих: целеполагание, материально-физиологическую и орудийную деятельность. Цель – предпосылка материально-практического акта деятельности. Переход от цели к объективному результату начинается с приведения в действие тех или иных органов тела (прежде всего мускулатуры) и завершается использованием материальных орудийных средств.
По мере технического прогресса происходят изменения как в физиологическом, так и в орудийном моменте практики. Все более важным становится состояние нервной системы, и в то же время развивается орудийная обеспеченность практики. В известном смысле человек – продукт своей собственной трудовой практической деятельности. Изменяя мир, человек изменяет себя как в материальном, так и в духовном отношении.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
fil.wikireading.ru
Целенаправленная деятельность — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Целенаправленная деятельность
Cтраница 2
В практике целенаправленной деятельности человека в интересах обеспечения устойчивого развития общества, управление экосистемами обычно не выделяется в самостоятельную задачу. Это управление осуществляется в рамках реализации экологической политики на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях. [16]
В процессе целенаправленной деятельности человека и животных центральная нервная система с помощью генетически и индивидуально приобретенных механизмов памяти все время программирует определенную линию поведения и свойства потребных результатов, направленных на удовлетворение внутренних потребностей организма. Все поведение животных строится на основе непрерывного сравнения свойств воздействующих на них внешних раздражителей со свойствами конечного приспособительного результата, запрограммированных в аппарате акцептора результата действия. Оценка результата действия происходит с помощью активной ориентировочно-исследовательской деятельности и эмоциональных ощущений. [17]
Оптимизацией называют целенаправленную деятельность для получения наилучшего решения при имеющихся определенных условиях и ресурсах. Сегодня особенно важно получать технологические продукции при наименьших затратах общественного труда. [18]
Оптимизация — это целенаправленная деятельность, заключающаяся в получении наилучших результатов при соответствующих условиях. Постановка задачи оптимизации предполагает наличие объекта о п т и м и з а ц и и, будь то человеческая деятельность в течение определенного периода времени или производственный процесс. [19]
Труд — это целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он воздействует на природу и использует се в целях производства материальных благ, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Но труд — тго не только процесс взаимодействия между человеком и природой, это и общественный процесс, в котором люди вступают между собой в определенные производственные отношения. С физиологической точки зрения, труд есть затрата физической и умственной энергии человека, но он необходим и полезен человеку. [20]
Хотя селекция как целенаправленная деятельность людей по преобразованию объектов живой природы является одним из ранних достижений человечества, правовая регламентация общественных отношений в данной сфере началась лишь в XX в. [21]
Труд — это целенаправленная деятельность человека, реализующего свои физические и умственные способности для получения определенных материальных или духовных благ, именуемых на производстве1 продуктом труда, продуктом производства. И когда говорим о правовом регулировании труда, то имеется в виду регулирование не труда, как процесса деятельности, а именно отношений по труду, т.е. поведения людей в этих отношениях. [22]
Труд — это целенаправленная деятельность человека, реализующего свои физические и умственные способности для получения определенных материальных или духовных благ, именуемых на производстве продуктом труда, продуктом производства. И когда говорим о правовом регулировании труда, то имеется в виду регулирование не труда, как процесса деятельности, а именно отношений по труду, т.е. поведения людей в этих отношениях. [23]
Политика социальная — целенаправленная деятельность государства и других политических институтов по созданию благоприятных условий жизни людей и реализации их межличностных отношений. [24]
Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан. [25]
Такие кванты обусловливают целенаправленную деятельность живых существ. Потребность, таким образом, выступает в качестве ведущего фактора системного квантования поведения. [26]
Вопрос о сомато-вегетативном обеспечении целенаправленной деятельности имеет прямое отношение к системной организации той стадии целенаправленного поведенческого акта, которая была названа П. К. Анохиным эфферентным синтезом. Как показали В. А. Шидловский ( 1973), А. С. Батуев ( 1980), Г. Ц. Агаян ( 1981), выходу пирамидных возбуждений на мотонейроны спинного мозга предшествуют специфические процессы, включающие наряду с моторными вегетативные и эндокринные реакции, а также процессы своеобразного прогнозирования целенаправленного действия. [28]
Техника является продуктом интенсификации целенаправленной деятельности человека, и именно поэтому расширение и обогащение сферы ее общественного применения становятся в каждую новую эпоху условием, предпосылкой дальнейшего прогресса жизнедеятельности общества. Техносфера не только имманентна практическому прогрессу общества, но и есть обязательная предпосылка гуманизадии общественной жизни. Это объясняется тем, что техническое средство по мере возрастания производительной силы конкретного труда индивида выступает все более в роли средства не индивидуальной, а общественной, коллективной жизнедеятельности. [29]
Последним звеном в структуре целенаправленной деятельности человека являются процессы контроля и оценки. С помощью этих процессов субъек отбирает наиболее значимые для себя потребности и соответствующие им мотивы и цели, способы их достижения, оценивает степень успешности своей деятельности и, в случае необходимости, корректирует ее. При этом коррекция производится как на уровне мотивов, целей или способов их достижения, так и на уровне реализации этих способов. Контролирующие и корректирующие решения всякий раз принимаются в ситуационной системе цен, привязанной к текущему времени. Неучет отмеченной особенности поведения человека является причиной того, что любые долгосрочные программы коренного переустройства общества даже в результате их полной реализации приводят к далеко не оптимальному результату. Связано это прежде всего с тем, что оптимизация таких программ производится в соответствии с одной системой цен и приоритетов, а оценка результатов их реализации — в соответствии с другой, изменившейся. Для того, чтобы избежать такого противоречия в субъективны оценках ожидаемых ( планируемых) результатов и полученной на их основе реальности, необходимо отказаться от догматических представлений о системе приоритетов, цен и целей развития. Для этого в системе управления экономикой ( и общества в целом) обязательно должна быть служба оперативного анализа ( мониторинга) потребностей, мотивов, приоритетов, цен, целей различных слоев общества, возможных способов их достижения и адаптации программ развития и механизмов управления развитием в соответствии с результатами такого анализа. [30]
Страницы: 1 2 3 4
www.ngpedia.ru
ПРАКТИЧЕСКИ-деятельной природы и сущность познавательного отношения человека к действительности, Общественная обусловленность процесса познания
Общественная обусловленность процесса познания
Почему возникла сама потребность в познании человеком объективной действительности, свойств, особенностей предметов, явлений, связей, отношений, закономерностей развития природы, общества, мышления в познании сущности мира и самого человека, его места в мире, отношение к нему и к себе
У животных нет целенаправленной, обусловленной заранее, определенной цели познавательной деятельности животными способом жизнедеятельности является непосредственное взаимодействие животного с окружающим миром путем приспособления ування и сборки, которая осуществляется на основе системы условных и безусловных рефлексов, инстинктов. Это взаимодействие определяется и диктуется жизненными потребностями, удовлетворение которых обеспечивается на основе да них органов чувствтя.
Человеческий способ жизнедеятельности, как это отмечалось ранее, состоит в том, что удовлетворение жизненных потребностей обеспечивается не в непосредственной взаимосвязи с условиями существования, а в опосредованном. Ми иж жизненными потребностями и условиями жизни становится потребность в производстве орудий труда и трудовая деятельность, потребность в общественных отношениях и деятельность по их воспроизводству. Человек не просто приспосабливается к природы, а приспосабливает ее к себе, превращает соответствии со своими потребностями. Опосредование удовлетворения жизненных потребностей процессом производства и системой общественных отношений обусловило потребность в качественно новой м способе ориентации с окружающим миром и таким способом ориентации стала сознание, закреплена в языковмові.
Особенно важным в этом отношении является то, что зависимость удовлетворения жизненных потребностей от социальных условий бытия, выраженная в интересах, находит свое воплощение в целях. Интерес выражает субъективно-циннис сне отношение к действительности и вызывает необходимость в активной деятельности для обеспечения своей жизнедеятельности, а чтобы эта деятельность была эффективной, она должна строиться на знании свойств, с вязкой, законов действительностиі.
Процесс накопления знаний о мире и о самом человеке возник стихийно. Но по мере ее выхода из животного мира стихийный процесс постепенно начал уступать место сознательном, целенаправленном отношению д к окружающему миру. Чтобы создавать орудия труда, а при их помощи — средства удовлетворения жизненных потребностей, — чтобы покорить природу, необходимые знания. Так в практическом отношении человека к действительно сти возникает потребность в познании окружающего мира и самого человека. Необходимость активно взаимодействовать с окружающим миром, искать пути создания, посредством сознательного, целенаправленного преобразования с виту и самого человека, условий для обеспечения ее существования и развития, обеспечения выживания человечества, обусловливает возникновение познавательной потребностейеби.
Во взаимодействии с окружающим миром, покоряя его, человек постоянно воплощала результаты освоения действительности в непосредственной, реальный процесс жизни. В этом процессе производилась оценка, проверялась знает ачимисть для человека результатов его деятельности, накапливался опыт, осуществлялся отбор и систематизация полученных знаний о мире и о самом человеке. Поэтому познавательное отношение человека к действительности является п рактичним по своей природе. Практика в этом плане выступает как всеобщий способ бытия человекини.
Часто практика понимается как предметно-чувственная, материально-преобразующая деятельность. Такой подход заслуживает внимания, но он приводит к тому, что практика рассматривается только как один из аспектов д деятельности. Тем самым, понятие практики по своему содержанию и объему становится уже, чем понятие деятельности, остаются в тени ее»достоинства всеобщности»Конечно, понятие практики и деятельности нерозр ивно связаны, но каждое из них характеризуется своими особенностямиями.
При раскрытии специфики деятельности внимание акцентируется на том, что последняя выступает как способ активного воздействия человека на окружающий мир и на самого себя для обеспечения удовлетворения своих потребностей. В то же время она является предпосылкой и условием воспроизводства и рождения новых потреб.
При выяснении специфики практики следует исходить из того, что она, во-первых, является процессом, в котором проверяется, определяется соответствие содержания знаний, целей и результатов деятельности объективным закон номирностям развития природы, общества, мышления, а во-вторых, она определяет соответствие деятельности и ее результатов потому, что нужно человеку, т.е. ее потребностям и интересам. Итак, практика — это реа ный процесс жизни, в котором цели и результаты человеческой деятельности соотносятся с объективными закономерностями, тенденциями развития действительности, а также с потребностями и интересами людей. Раскрывая е дповиднисть содержания знаний, целей, результатов деятельности объективным законам развития действительности, практика проявляет себя как критерий истинности наших знаний. А раскрывая соответствие целей и результате в деятельности потребностям и интересам людей, практика выступает как показатель того, что нужно человеку, его полезность или вредностьсть.
Если в деятельности на первом месте является отношение»субъект — объект», взаимодействие последних для обеспечения удовлетворения потребностей, то в практике на первом месте выступает оценочный момент, в котором реально пение ввидносяться цель, результаты деятельности человека со степенью влияния на окружающую действительность и степенью обеспечения удовлетворения потребности.
Практика выступает также как процесс, в котором итоги прошлого и настоящего является предпосылкой определения характера деятельности, направленной на будущее. Она является процессом соотношение результатов деятельности, д опыта прошлого и желаемого, должного и возможного в перспективі.
В процессе опосредования жизнедеятельности человека материальным производством, в котором производство орудий труда превращается в особую, социальную потребность, а также системой общественных отношений, вос орення которых также становится особой необходимости, возникает необходимость в ее познавательном отношении к действительности. Если в ходе становления человека освоения действительности базировалось преимущественно на эмпирическом опыте, то по мере расширения сферы взаимодействия человека с окружающим миром, сферы ее деятельности, познавательное отношение становится особой стороной жизнедеятельности, возникает потребность в большем количестве знаний для с абезпечення ее существования, функционирования, развитияу.
касается познавательного процесса практика выступает в разных аспектах. Прежде всего она является предпосылкой и основой процесса познания. Но, кроме того, она определяет задачи, цели, направленность познания, создает средства для его осуществления, является сферой применения результатов познания, критерием истинности знаний, показателем того, насколько цели и результаты познания соотносятся с объективными тенденциями и законами развития природы, общества, мышления, а также с потребностями и интересами людей, показателем того, насколько результаты познания полезны или вредны для человекни.
Исходным импульсом процесса познания являются потребности и интересы человека, а также те возможности, вмищуюють в себе условия его жизни
Потребность, выражая противоречия между необходимостью существования, функционирования, развития человека и ограниченностью возможностей и средств ее обеспечения, ориентирует человека на познание свойств предметов, явлений, раскрытия связей, необходимых для его жизни. Интересы, выражая зависимость удовлетворения потребностей от социальных условий бытия, ориентируют человека на исследование этой зависимости для создания необходимых усло в жизненноя.
uchebnikirus.com