Индивидуация, процесс индивидуации: VIKENT.RU
«Понятие индивидуации играет в нашей психологии немаловажную роль. Вообще говоря, индивидуация есть процесс образования и обособления единичных существ — говоря особо, она есть развитие психологического индивида как существа отличного от общей, коллективной психологии.
Поэтому индивидуация есть процесс дифференциации, имеющий целью развитие индивидуальной личности.
Индивидуация является естественно-необходимой, поскольку задержка индивидуации посредством преимущественной или исключительной нормировки по коллективным масштабам означает нанесение ущерба индивидуальной жизнедеятельности. Но индивидуальность уже дана физически и физиологически, и соответственно этому она выражается и психологически. Поэтому существенно задерживать развитие индивидуальности значит искусственно калечить её. Ясно без дальнейших рассуждений, что социальная группа, состоящая из искалеченных индивидов, не может быть установлением здоровым, жизнеспособным и долговечным — ибо только то общество может считаться живучим и долговечным, которое умеет сохранять свою внутреннюю связь и свои коллективные ценности при возможно большей свободе индивида. А так как индивид есть не только единичное существо, но предполагает и коллективное отношение к своему существованию, то процесс индивидуации ведёт не к разъединению, а к более интенсивной и более общей коллективной связанности.
Психологический процесс индивидуации тесно связан с так называемой трансцендентной функцией, ибо именно эта функция открывает те индивидуальные линии развития, которых никогда нельзя достигнуть на пути, предначертанном коллективными нормами.
Индивидуация ни при каких обстоятельствах не может быть единственной целью психологического воспитания. Прежде чем делать себе цель из индивидуации, надо достигнуть другой цели воспитания, а именно адаптации к минимуму коллективных норм, необходимому для существования: растение, предназначенное для наиболее полного развития своих способностей, должно прежде всего иметь возможность расти в той почве, в которую его посадили.
Индивидуация стоит всегда в большей или меньшей противоположности к коллективной норме, потому что она есть процесс выделения и дифференцирования из общего, процесс выявления особенного, но не искусственно создаваемой особенности, а особенности, заложенной уже априори в наклонностях существа. Но противоположность коллективной норме есть лишь кажущаяся, ибо при более внимательном рассмотрении индивидуальная точка зрения оказывается не противоположной коллективной норме, а лишь иначе ориентированной.
Собственно говоря, индивидуальное может и совсем не противостоять коллективной норме, потому что её противоположностью могла бы быть лишь противоположная норма. А индивидуальный путь, по определению, не может быть нормой. Норма возникает из совокупности индивидуальных путей и только тогда имеет право на существование и жизнеобразующее действие, когда вообще налицо имеются индивидуальные пути, время от времени обращающиеся к норме за ориентированием. Норма, имеющая абсолютное значение, ни на что не годится.
Действительный конфликт с коллективной нормой возникает только тогда, когда какой-нибудь индивидуальный путь возводится в норму, объявляется нормой, что и составляет подлинный замысел крайнего индивидуализма. Но этот замысел, конечно, патологичен и совершенно не жизнен. Поэтому он не имеет ничего общего и с индивидуацией, которая, хотя и избирает индивидуальные боковые пути, но именно поэтому нуждается в норме для ориентирования в своем отношении к обществу и для установления жизненно-необходимой связи между индивидами в их общественной жизни. Поэтому индивидуация ведёт к естественной оценке коллективных норм, тогда как при исключительно коллективном ориентировании жизни норма становится всё менее нужной, отчего настоящая моральность гибнет. Чем сильнее коллективное нормирование человека, тем больше его индивидуальная аморальность, безнравственность.
Индивидуация совпадает с развитием сознания из первоначального состояния тождества. Поэтому индивидуация означает расширение сферы сознания и сознательной психологической жизни».
Карл Юнг, Психологические типы, СПб «Ювента»; М., «Прогресс-Универс», 1995 г., с. 522-524.
Качества творческой личности по Г.С. Альтшуллеру
Процесс Индивидуации
Процесс Индивидуации — это путь человека к своей душе, это катарсическое путешествие к самому себе, к Самости, к центру, которого по сути нет. Это способ оставлять свои собственные следы в пустыне судеб, не прогибаясь под тенденции современного мира, провоцирующие человека к подражанию. Если идти по следам других людей, то своих собственных следов на песке времени не останется.
Индивидуум интуитивно ищет источник внутренней силы, но не всегда выбирает верный путь, если подчиняется своей лени и инстинктам. Подмена понятий приводит современного человека в лапы эзотерических школ, в секты, или одевает религиозные оковы, которые предлагают удобную форму мировоззрения, описывая заведомо искажённое представление о Реальном. Искреннее желание утолить жажду знаний приводит его к фатальной потери времени своей жизни. В итоге, современный человек предпочитает отсиживать муладхару в лотосе, в мыслях о достижении вечного блаженства, вместо того, чтобы по-настоящему встретиться с самим собой, где помимо желаемого света и гармонии ты встречаешься с кромешной тьмой вытесненных желаний и источником своих страхов. Ведь именно страх стережёт границы наших возможностей, границы, за которыми постираются дороги, ведущие к настоящему просветлению, к регулирующему источнику души — Самости.
↓И если человек предпринимает попытки заглянуть за горизонт собственных представлений о себе и мире, вселенная дарует ему особый бонус в виде Синхроничности, которая является индикатором достижения внутреннего и внешнего равновесия. Словно канатоходец, индивидуум начинает балансировать над пропастью своих Теней, он идёт по этому тонкому канату осознанности, которая поддерживается Анимой и Анимусом на разных стадиях пути, ведущему к Самости. В какой-то момент складывается впечатление, что Самость хочет быть достигнутой и она оставляет свои послания в виде сновидений.
Силы бессознательного проявляются через сновидения, шифруя в образы действующий расклад расстановок внутренних элементов. Тени со временем начинают проявляться в контурах света, Анима (Анимус) в более выразительных порывах начинают вживаться в роли и проигрывать сюжет за сюжетом, пока Сновидец не разглядит послание Самости и не поймёт его смысл.
Но каждый шаг стоит усилий, это борьба за ясность. И с каждым новым уровнем погружения в себя, ставки увеличиваются. Если на уровне «Анимы (Анимуса)» могут сбиться только настройки восприятия своей индивидуальности, то на уровне Самости, есть вероятность свалиться на её тёмную сторону и полностью потерять связь с реальностью.
Когда индивидуум подходит к Самости, он чувствует наполненность и завершённость, он обретает целостность самого себя. Но если индивидуум будет тешить себя иллюзией о том, что это и есть предел, то я думаю, что это только начало настоящего пути.
Самость — это точка, где схлопывается дуальность мировосприятия и диалектика души, иллюстрируя духовный принцип упорядочивания всего в этом мире. И она не является выходом из лабиринта бессознательного, это скорее вход в новое измерение своей внутренней свободы.
Когда с приливом вдохновения, внутренние голоса и мысли сливаются в единый белый шум и тонут в абсолютной тишине, мы начинаем слышать голос души, который говорит с нам на языке творчества. И если Эго не успевает присваивать себе лавры творческих пассов, то индивидуум начинает смотреть на картину мира как плоских холст, за которым таятся неведомые глубины тайн и возможностей.
Поэтому, если попробовать сформулировать ответ на вопрос: как происходит процесс индивидуализации в вашей жизни? Я отвечу просто: это и есть настоящая жизнь.
Автор: Юлия Енькина
https://ys-vasilisk.livejournal.com
https://vk.com/ys_enkina
https://goo.gl/vwnWxU
Subscribe to our channel in Telegram to read the best materials of the platform and be aware of everything that happens on syg.ma
Пошаговый взгляд на юнгианскую психологию
Обзор : В этом руководстве рассматривается процесс индивидуации, описанный Карлом Юнгом и юнгианская психология.
______________
Зигмунд Фрейд был пионером в области психологии. Он назвал свою новую область психоанализом , как и в исследовании психотических и психически больных пациентов.
В начале карьеры Карла Юнга Фрейд был ему как отец. Фрейд готовил младшего Юнга как своего преемника. Но двое мужчин не сошлись во взглядах.
Юнг предложил другое название для их новой области: психика анализ. Он видел их роль как анализ человеческого разума, души и духа.
Юнг видел другую картину человеческого состояния, чем Фрейд. Фрейд воспринимал своих пациентов как больных, в то время как он, как аналитик, не был таковым. Юнг относился к своим пациентам, понимая, что он находится в том же психическом состоянии, что и его пациенты.
Юнг видел, что мы все фрагментированы и разделены, и, сознательно или нет, мы все ищем свою душу.
Table of Contents
- We Start Out Relatively Unconscious (Mostly Asleep)
- Jungian Psychology’s Individuation Process
- The Tension of Opposites
- Instincts and Psyche
- Good and Evil
- The Path of Individuation
- Three Стадии процесса индивидуации
- Стадия 1: Тень
- Стадия 2: Анима/Анимус
- Стадия 3: Самость
- Психологические типы
- Интроверсия в сравнении с экстраверсией
- Четыре функции
- Превосходная функция в сравнении с низшей функцией
- Инструменты для процесса индивидуации
- Dream Work
- Активное воображение
- Отказ от призывного
- Обратите внимание на призвание. Целостность
- Дополнительное чтение
- Читать дальше
Все мы начинаем как часть коллектива. По мере нашего взросления наша семья, друзья, школа, религия и культура формируют нашу личность.
Даосы называют эту личность приобретенным умом , поскольку мы приобретаем его через наше окружение.
Во внешнем мире эта среда конвенциональна (как в конвенциональных правилах или конвенциональном обществе).
Традиционный код содержит конкретные рекомендации относительно того, во что мы должны верить, что означают вещи и как мы должны себя вести.
Этот обычный внешний мир имеет структуру и порядок.
Но внутри нас совсем другой мир. И этот внутренний мир для большинства из нас так же хаотичен, как морские волны во время шторма.
И Фрейд, и Юнг называли этот недифференцированный хаос бессознательным .
Можно сказать, что бессознательное — это все внутри нас, что выходит за пределы нашего сознательного понимания, — все, что мы не знаем или не можем наблюдать внутри себя.
Хотя мы хотим верить, что осознаем большую часть своих мыслей, чувств, действий и поведения, все данные говорят об обратном. Мы, по правде говоря, в основном бессознательные существа.
Вначале мы в основном спим. Общество обусловливает наше сознание. И поэтому мы остаемся бессознательными по отношению к нашему истинному я, по крайней мере, первую половину жизни.
Процесс индивидуации Юнгианской психологииЮнг считал, что каждый человек уникален и имеет особую судьбу.
Большая часть юнгианской психологии, также называемой аналитической психологией или глубинной психологией, сосредоточена на том, что Юнг позже назвал процессом индивидуации .
Процесс индивидуации был способом Юнга объяснить путь к оптимальному личному развитию для человека.
Юнгианский аналитик Энтони Стивенс пишет в Private Myths:
Индивидуация — это процесс, простой или сложный, в зависимости от обстоятельств, посредством которого каждый живой организм становится тем, чем ему суждено было стать с самого начала.
Целью этого процесса индивидуализации является увеличение сознания человека.
Обладая большим сознанием, люди могут исцелить расщепление в своем разуме между сознательным и бессознательным, доведя их до целостность в их душе.
В первой половине жизни мы идем по миру, делая все возможное для развития здорового эго.
Первая часть жизни в основном внешняя, поскольку мы стремимся удовлетворить наши основные потребности.
С точки зрения Юнга, вторая часть жизни может представлять собой обращение внутрь себя, к более глубокой части нас самих.
Этот внутренний поворот запускает процесс индивидуации.
Напряжение противоположностейПеред началом процесса индивидуации у нас есть определенность. В ходе нашего развития мы формируем твердую самоидентификацию. Мы думаем, что знаем, кто мы.
Но эта самотождественность всегда односторонняя. Это иллюзия, или майя , как это называют буддисты.
Поскольку мы бессознательны, мы не чувствуем врожденных напряжений и противостояний между известным нам сознательным я и бессознательными частями нас самих.
Вы, наверное, знакомы с даосским символом инь и ян. Этот древний символ представляет баланс или гармонию противоположностей.
Ян — солнечная светлая сторона, а инь — теневая сторона.
Вместо того, чтобы рассматривать инь и ян как противоборствующие силы, китайцы рассматривают их как взаимодополняющие силы, которые взаимодействуют в рамках большего целого (представленного кругом, охватывающим их).
Подумайте, как могут различаться ценности и мировоззрения мужского и женского начала.
Мужское начало стремится к автономии. Женственность ищет общения или отношений.
Можете ли вы представить, каково было бы интегрировать в своем разуме как мужские, так и женские принципы, не отдавая предпочтения ни одной из точек зрения другой?
Это непросто, но это часть цели процесса индивидуации.
Юнг обнаружил, что противоположности создают напряжение в психике. Если мы не научимся справляться с этим напряжением, вместо этого отрицая противоположности, мы подавляем или вытесняем давление из нашего сознания.
Но подавление не устраняет противоположности или само напряжение. Это только делает их более разрушительными в нашей психике, усиливая наши тени.
Подавление напряжения делает нас односторонними и заставляет нас проецировать наши бессознательные фантазии на реальность.
Когда мы отрицаем эти внутренние напряжения, мы усиливаем наши заблуждения и самообман.
Помимо противоречия между мужским и женским принципами, есть два других общих внутренних противоречия:
Инстинкты и психикаКлючевая пара противоположностей в работах Юнга — это инстинкты и психика.
Инстинкты — это наши биологические корни, наше тело. Психика, в концепции Юнга, представляет собой совокупность психических процессов, включающих как сознательные, так и бессознательные силы.
Всякий раз, когда мы пытаемся предпочесть психику инстинктам — разум телу, дух природе — или наоборот, мы отсекаем себя (диссоциируем) от части того, чем мы являемся.
Добро и ЗлоБольшинство из нас предпочитает стремиться к «добру», избегая «зла». Мы хотим осознать Бога и изгнать Дьявола. Нам нужны ангелы, а не демоны.
Юнг указывает в Аионе , что зло имело другое значение до христианства.
Возникновение христианства добавило к принципу зла своего рода дух зла, которого не было раньше. Обострение дифференциации этических реакций в слишком четкие черно-белые линии не благоприятствует жизни.
Как сказал греческий философ Гераклит: «Добро и зло — одно».
Путь ИндивидуацииИндивидуация — это юнговское решение нашей склонности к односторонности.
В этом процессе становления полноценным человеком мы интегрируем все части нашей личности, которые в настоящее время не осознаем.
Почему Юнг назвал этот процесс «индивидуацией»?
Юнгианский психолог Роберт Джонсон объясняет в своей книге «Внутренняя работа: 9».0005
Потому что этот процесс актуализации себя и становления более полным также раскрывает особую, индивидуальную структуру. Он показывает, как общечеловеческие черты и возможности сочетаются в каждом индивидууме так, как ни у кого другого.
Юнг пишет в «Двух очерках аналитической психологии»:
Индивидуация означает становление «индивидуумом», и, поскольку «индивидуальность» охватывает нашу сокровенную, последнюю и несравненную уникальность, она также подразумевает становление своей собственной себя. Следовательно, мы могли бы перевести индивидуацию как «приход к самости» или «самореализация».
Джонсон отмечает, что индивидуация не означает, что мы изолируемся от человечества. Он пишет:
Как только мы почувствуем себя в большей безопасности как личности, более целостными внутри себя, естественно также искать бесчисленное множество способов, которыми мы похожи на наших ближних… основные человеческие качества, которые объединяют нас в человеческое племя.
Индивидуируясь, мы соединяемся и отождествляемся со всем человеческим семейством .
Три стадии процесса индивидуацииХотя процесс индивидуации индивидуален для каждого человека, Юнг выделяет три архетипа, которые совпадают с тремя стадиями психологического развития.
Стадия 1: ТеньТеневой архетип представляет все личные качества, которые мы игнорировали, отрицали или отсекали от себя.
Люди сначала узнают и интегрируют свою тень — все те части себя, от которых они отказались, чтобы создать свою личность.
В Портативном Юнге Джозеф Кэмпбелл объясняет:
Концепция Юнга состоит в том, что целью жизни человека, говоря психологическим языком, должно быть не подавление или вытеснение, а познание другой стороны, а значит, и наслаждение, и наслаждение. контролировать весь спектр своих возможностей; т. е. в полном смысле «познать себя».
См. : Полное руководство по работе с тенью
Стадия 2: Анима/АнимусАнима — это женский компонент личности мужчины. Анимус — мужское начало в женщине.
Юнг рассматривал аниму/анимус как оживляющие души или духи внутри мужчин и женщин.
Они, как говорит Роберт Джонсон, «внутренний компаньон или вдохновитель жизни».
Этот архетип связывает нас с безличным коллективным бессознательным. Для Юнга они являются важными строительными блоками в психической структуре каждого мужчины и женщины.
В Архетипах и коллективном бессознательном Юнг назвал интеграцию тени «учебным элементом» становления целого, в то время как интеграция анимы или анимуса является «шедевром».
Стадия 3: СамостьСамость — это архетип целостности и самопревосхождения. Мудрый старик или женщина часто представляет этот универсальный образ.
Гэндальф, Мудрый Старик, из J.R.R. Толкиена Властелин колец
Юнг позаимствовал концепцию Самости из индуистской философии. Он описывал Самость как «совокупность всей психики», отличая ее от эго.
Эго представляет собой небольшую часть всей этой психики.
Думайте о себе как о неизвестном внутреннем Божественном центре, который мы исследуем на протяжении всей своей жизни.
См. : Окончательный список архетипов
Психологические типыВ то время как большая часть индустрии самосовершенствования предлагает «универсальные» решения, Юнг понимал сложность человеческой психики.
Юнг различал различные ориентации — способы, которыми человек может обрабатывать информацию, принимать решения и интерпретировать мир.
Сочетание этих ориентаций у индивидуума высветило его путь к индивидуации.
Интроверсия против экстраверсииБольшинство людей делают акцент на внешнем мире, на удовольствиях и ограничениях «вовне».
Юнг назвал эту группу экстравертами , так как они черпают энергию от других в своем окружении.
Но меньший процент людей делает упор на внутренний мир, на свои субъективные реакции на внешние события.
Юнг называл этих людей интровертами , поскольку они черпают энергию внутри себя.
Экстраверты стремятся к миру, в то время как интроверты инстинктивно замыкаются в себе.
Юнг понял, что у каждого человека есть предрасположенность к одному из этих двух подходов к жизни.
Четыре функцииЮнг заметил, что некоторые люди предпочитают мыслей выносить суждения, в то время как другие следуют своим чувствам .
Некоторые люди познают мир через свои чувств , в то время как другие интуитивно намерения, потенциалы и скрытые отношения.
Мыслящие типы подходят к жизни, мало обращая внимания на свои эмоции. Они организуют вещи с логикой и порядком. У них есть твердые коды того, что правильно и что неправильно.
Чувствующие типы понимают, чего что-то стоит. По сравнению с четкими категориями мышления мыслителя, чувствующие охватывают беспорядок. Они ценят бесконечные градации ценности и значения.
Типы восприятия наиболее точно интерпретируют информацию с помощью своих пяти органов чувств. Они крайние реалисты, принимающие мир таким, какой он есть.
Интуитивные типы больше интересуются будущими возможностями, чем вещами такими, какие они есть. Интуитивы видят сходство там, где большинство людей видят различия.
Примечание. Для получения дополнительной информации см. Психологические типы Юнга. Майерс и Бриггс использовали эти психологические типы для создания своей оценки типизации.
Юнг, однако, не соглашался с тем, как Майерс и Бриггс применяли свои психологические типы.
Превосходная функция по сравнению с неполноценнойНам нравится делать то, что у нас хорошо получается, и избегать того, в чем мы чувствуем себя неадекватно. И поэтому мы развиваем определенные навыки, в то время как неразвитые таланты остаются в бессознательном.
Юнг сгруппировал эти четыре функции в пары: мышление и чувство, ощущение и интуиция.
Из четырех функций Юнг обнаружил, что у каждого человека есть одна доминирующая или высшая функция .
Противоположной функцией является подчиненная функция человека . Эта низшая функция остается большей частью бессознательной для индивидуума.
Например, для людей, которые полагаются на мышление для интерпретации информации, чувства представляют собой их подчиненную функцию.
Для людей, которые доверяют своим чувствам, интуиция является второстепенной функцией.
Помните, что целью процесса индивидуации является объединение сознательного с бессознательным.
Наша высшая функция — сознание — мы знаем свои сильные стороны. Наша низшая функция бессознательна, потому что в ходе нашего развития мы избегали ее.
Итак, согласно Юнгу, ключ к индивидуации лежит в развитии нашей низшей функции.
Как Кэмпбелл пишет в «Переносном Юнге»:
Инструменты для процесса индивидуации«Индивидуация» — это юнговский термин, обозначающий процесс достижения такой власти над всеми четырьмя функциями, что, даже будучи привязанным к кресту этой ограничивающей земли, можно открыть глаза на центр, видеть, думать, чувствовать и интуитивно постигать трансцендентность и действовать исходя из этого знания.
Как мы продвигаемся в нашем психологическом развитии по направлению к индивидуации?
Юнгианская психология предлагает два взаимосвязанных метода: работу со сновидениями и активное воображение.
Работа со сновидениямиСны, как обнаружил Юнг, являются воротами, через которые бессознательное общается с нашим сознательным умом.
Наш внутренний Мудрый Старик или Женщина (Я) знает, что для нас лучше.
Однако Самость не может общаться на языке. Вместо этого он использует символы и изображения.
Высшее Я не может напрямую общаться с нашим сознанием. Вместо этого, согласно юнгианской психологии, он посылает нам сообщения через наши сны.
Как говорит юнгианский аналитик Мария-Луиза фон Франц в Пути мечты: «Сны — это письма Я, которые Я пишет нам каждую ночь».
Стивенс подтверждает в Частных мифах:
Активное воображениеЮнг утверждал, что решающим фактором, определяющим, насколько мы сознательны, является то, обращаем ли мы внимание на наши сны и в какой степени это позволяет нам сделать то, что бессознательно, сознательным. Работая со снами, мы «творим душу», мы «пробуждаемся» к нашей тотальной ситуации, «становимся сознательными», достигаем «целостности».
В то время как во сне наше эго во сне взаимодействует с бессознательными частями нашей психики, в активном воображении это взаимодействие происходит во время бодрствования.
Вместо того, чтобы погружаться в сон, мы погружаемся в свое воображение, позволяя образам возникать из бессознательного и общаться с нами.
Примечание : Если вы заинтересованы в процессе индивидуации, я рекомендую книгу Роберта Джонсона «Внутренняя работа» в качестве практического руководства по работе со сновидениями и активному воображению.
См. также мое руководство: Как использовать архетипы и активное воображение для расширения сознания
Отказ от призыва к индивидуацииХотя юнгианская психология и процесс индивидуации могут освободить нас, это не «безопасный путь». Нет безопасности, когда мы покидаем повседневный мир.
Кроме того, чтобы добиться успеха, мы должны избавиться от всех наших ложных личностей, в создание которых вложило наше эго. Это вызывает страх у нашего эго.
Вот почему большинство людей сопротивляются своему призыву к приключениям и почему, согласно Юнгу, так мало людей индивидуализируются (достигают психической целостности).
Юнг пишет в Секрете Золотого Цветка:
Путь небезопасен. Все хорошее стоит дорого, а развитие личности — одна из самых затратных вещей.
Но, как считал Юнг, это может вывести нас из зеркального зала и вернуть к нашему Я.
Индивидуация: Путь к ЦелостностиДля Юнга и Маслоу целью жизни было реализовать свой потенциал и стать полноценной самостоятельной личностью.
Чтобы реализовать эту цель, мы должны воссоединиться с божественным Я внутри нас.
Как пишет юнгианский психолог Эдвард Эдингер в книге «Эго и архетип»:
Психологическое развитие на всех его фазах — это процесс искупления. Цель состоит в том, чтобы путем сознательного осознания искупить скрытое Я, скрытое в бессознательном отождествлении с эго.
Благодаря этому процессу индивидуации мы не только достигаем положительного психического здоровья, но и становимся гармоничными, зрелыми и ответственными взрослыми.
Чтобы помочь в этом процессе, укоренитесь в своем Центре и как можно чаще входите в состояние мастерства. См. Метод мастерства.
Дополнительное чтение
Внутренняя работа Роберта Джонсона
Эго и Архетип Эдварда Эдингера
Вы
Как использовать спиральную динамику для психологического развития
Психологическая проекция: восстановление лучших сторон себя
Как развить самолидерство путем развития эмоционального интеллекта
Как использовать психологию архетипов Психология для расширения сознания
Что такое процесс индивидуации?
youtube.com/embed/ssuDqtUcKEw» frameborder=»0″ allow=»encrypted-media» allowfullscreen=»»>Посмотреть арт в видео
Ниже приводится стенограмма этого видео.
Слишком многие из нас не замечают опасностей, которые некоторые из наших моделей поведения представляют для нашего долгосрочного благополучия. Вместо того, чтобы смотреть в лицо своим проблемам, мы либо пытаемся убедить себя, что наши проблемы тривиальны и поэтому их можно игнорировать, либо притворяемся, что проблем не существует вообще. Мы можем только обманывать себя до тех пор, пока проблемы, которые когда-то были управляемыми, не превратятся в проблемы неуправляемых масштабов. По этой причине Карл Юнг утверждал, что решающим первым шагом к самосовершенствованию является простое более глубокое осознание реальности своей ситуации.
Юнг, однако, не уникален в этом отношении, поскольку многие философы и психологи, как прошлого, так и настоящего, разделяют эту точку зрения.
«Большинство людей не замечают или не могут понять тот факт, что я считаю психику реальной». (Карл Юнг, Ответ Иову)
Психика, по мнению Юнга, не просто побочный продукт определенной конфигурации материи. Скорее, психика — это непреодолимый, априорный факт природы, который следует считать таким же реальным, как физический мир, и столь же влияющим на наше общее благополучие. Однако большинство людей мало знают об этом внутреннем мире.
Одна из причин этого недостатка знаний может быть связана с нашим христианским наследием и связанной с ним верой во всеведущего бога, который знал не только о том, совершаем ли мы плохие поступки, но и о том, думаем ли мы о богохульстве. Хотя вера в такого бога уменьшилась, сохраняется тенденция подавлять элементы нашей личности, противоречащие моральной системе наших дней, и, таким образом, стремиться к своего рода моральному перфекционизму.
Юнг не был сторонником этого идеала. Стремление к совершенству похоже на погоню за ветром, и оно не только не делает нас лучше, но на самом деле сильно тормозит наше развитие. Чем больше мы стремимся к совершенству, тем больше мы подпитываем нашу темную сторону и теряем контроль над тем, как она проявляется в наших повседневных действиях. Кроме того, если мы будем постоянно подавлять мысли, идущие вразрез с господствующей моральной системой нашего общества, мы никогда не достигнем более глубоких слоев психики, осознание которых зачастую может существенно улучшить нашу жизнь.
«Никогда не следует думать, что человек может достичь совершенства, — писал Юнг, — он может стремиться только к завершению — не к совершенству, а к завершенности. Это было бы необходимостью и непременным условием, если бы вообще стоял вопрос о совершенстве. Ибо как можно усовершенствовать вещь, если она несовершенна?
Сначала завершите его, а потом посмотрите, что это такое. Но сделать его полным — это уже гора задач, и к тому времени, когда вы достигаете абсолютного завершения, вы обнаруживаете, что уже мертвы, поэтому вы никогда не достигаете этого предварительного состояния для совершенствования себя». (Карл Юнг, «Видения: заметки о семинаре, прочитанном в 1930 -1934)
Задача стремления к завершенности, или к тому, что также называют «целостностью личности», была настолько важна, что большая часть карьеры Юнга была посвящена изучению этого процесса, который он в конце концов назвал индивидуацией.
Юнг не использовал термин «индивидуация» до 1921 года, однако зачатки этой идеи восходят к его докторской диссертации. В этой диссертации под названием «О психологии и патологии так называемых оккультных явлений» Юнг попытался объяснить свои наблюдения над медиумом, который утверждал, что взаимодействует с духами во время сеансов. Чтобы объяснить это, Юнг выдвинул гипотезу, что проявление этих духов было результатом «отколовшихся личностей», которые дремали в бессознательном уме медиума, но каким-то образом были доведены до ее сознательного сознания актом сеанса. Вместо того, чтобы признать, что эти «отколовшиеся личности» возникли изнутри, из реальности ее психики, медиум поверил, что они были духами, проявляющимися из независимого от нее царства.
По мере того, как Юнг продвигался в своих исследованиях психики, он пришел к выводу, что опыт этого медиума был всего лишь одним из примеров более общего феномена. У всех нас есть бессознательные компоненты, которые дремлют в нашей психике, и, как объясняет Джоланда Якоби в своей книге «Путь индивидуации:
». . Неутомимым научным и психотерапевтическим стремлением Юнга оставалось разработать методологическую процедуру для доведения этих компонентов до сознания и связывания их с эго, чтобы реализовать «большую личность», потенциально присутствующую в каждом человеке». (Иоланда Якоби, Путь Индивидуации)
Важно отметить, что процесс индивидуации, согласно Юнгу, происходит естественным образом и не требует какой-либо инициации со стороны индивидуума. С возрастом увеличивается глубина и сложность нашего сознания, независимо от того, стремимся ли мы к этому результату намеренно или нет. Однако естественный процесс индивидуации не протекает плавно и непрерывно. Скорее, оно часто останавливается или развивается неблагоприятным образом для психического здоровья. Когда это происходит, для нашего благополучия крайне важно, чтобы мы снова запустили этот процесс и вернули его на здоровый курс развития — и это, помощь или продвижение естественного процесса индивидуации, является главной целью юнгианской психотерапии.
Хороший способ понять естественный процесс индивидуации, который только что происходит, и более сознательный путь индивидуации, который продвигает юнгианская психотерапия, состоит в том, чтобы рассмотреть аналогию с человеческим телом. Наши физические тела растут и развиваются сами по себе, не требуя нашего сознательного осознания. Однако мы можем занять более активную и сознательную позицию в отношении нашего физического развития, занимаясь спортом и правильно питаясь.
«Разница между «естественным» процессом индивидуации, — писал Юнг, — который протекает бессознательно, и тем, который реализуется сознательно, огромна. В первом случае сознание никуда не вмешивается; конец остается таким же мрачным, как и начало. Во втором случае проясняется столько тьмы, что личность пронизывается светом, и сознание неизбежно приобретает объем и проницательность». (Карл Юнг, Ответ Иову)
Лучший способ ускорить индивидуацию — записывать и анализировать наши сны в течение длительного периода времени. На Юнга большое влияние оказала работа Зигмунда Фрейда о сновидениях, но его взгляды эволюционировали и в конце концов стали фундаментально отличаться от взглядов Фрейда. И Юнг, и Фрейд согласились, что сны являются продуктом бессознательного. Однако в чем они должны были различаться, так это в их концепции того, что бессознательное выражало через наши сновидения.
«Для Фрейда, — писал Роберт Хоптке, — сновидение было психологическим механизмом, который функционировал для сохранения сна, выражая и тем самым освобождая неприемлемые, бессознательные желания в замаскированной форме». (Роберт Хоптке, Экскурсия по собранию сочинений К. Г. Юнга)
Утверждение Фрейда о том, что сновидения являются замаскированным выражением бессознательного, Юнг нашел несостоятельным. Сны, по Юнгу, ничего не скрывают, скорее они являются неприкрытыми и спонтанными символическими представлениями бессознательного, или, как он писал:
«[Наши] сны подобны окнам, которые позволяют нам заглянуть или прислушаться к тому психологическому процессу, который постоянно происходит в нашем бессознательном». (Заратустра Ницше: Заметки семинара, прочитанного в 1934–1939 гг.)
Причина, по которой многим людям трудно понять смысл своих снов, заключается в том, что они не понимают языка бессознательного, который носит чисто символический характер. Пытаясь расшифровать этот символический язык, Юнг заметил удивительное сходство между символами, выраженными в снах многих его пациентов, и символами, встречающимися в мифологиях культур прошлого и настоящего. Чтобы объяснить такое сходство, Юнг предположил, что бессознательный разум содержит трансперсональные или универсальные элементы, которые передаются по наследству и являются продуктом биологии человека, а не его личного опыта. Общность символов, обнаруживаемых в снах разных людей и в мифах культур прошлого и настоящего, может быть объяснена тем фактом, что они являются проявлениями этих «одинаковых психических структур, общих для всех», которые Юнг назвал бы архетипами. Слово «архетип» в переводе с греческого означает «первичный импринтер», и, как объяснила коллега Юнга Аниэла Джаффе:
«В отношении рукописей [слово архетип] обозначает оригинал, основную форму для более поздних копий. В психологии архетипы представляют закономерности человеческой жизни, специфику человека». (Аниела Яффе, Миф о смысле)
Индивидуация, таким образом, представляет собой процесс, посредством которого человек все больше осознает символические проявления архетипов, таким образом приобретая знание вневременных «образцов человеческой жизни». Это знание имеет огромную ценность, поскольку дает нам осознание того, что многие наши проблемы не уникальны для нас, а являются общими для всего человечества. Простое знание того, что мы не одиноки в своих страданиях, часто может иметь терапевтический эффект, поскольку дает нам новую перспективу:
«То, что на более низком уровне приводило к дичайшим конфликтам и паническим вспышкам эмоций, теперь выглядит бурей в долине, если смотреть с вершины горы. Это не значит, что буря лишена своей реальности, но вместо того, чтобы быть в ней, человек находится над ней». (Карл Юнг, Алхимические исследования)
Для тех, кто хочет вступить на сознательный путь индивидуации, первый шаг всегда один и тот же: мы должны, как выразился Юнг, «снять с себя ложные покровы личности» («Отношения между Эго и Бессознательным»). Персона — это социальная маска, которую мы носим, чтобы соответствовать обществу. Его формирование начинается в раннем возрасте, поскольку тяга к конформизму заставляет нас наиболее сильно отождествлять себя с теми элементами нашей личности, которые находятся в гармонии с социальными ценностями нашего времени, отвергая при этом те, которые противоречат социальным нормам. Проблема, однако, в том, что многие люди достигают точки, когда они считают себя социальной маской, которую носят, и тем самым отрезают себя от более глубоких сфер психики. Поэтому крайне важно, чтобы каждый, кто желает встать на сознательный путь индивидуации, признал, что его социальная маска представляет собой лишь часть его личности в целом, ибо, как объясняет Юнг:0005
«Никто не может индивидуироваться, пока играет роль для самого себя; убеждения, которые человек имеет о себе, являются самой тонкой формой личности и самым тонким препятствием на пути любой истинной индивидуации. Можно признаться практически во всем, но где-то сохраняется мысль, что ты все-таки такой-то и такой-то, и это всегда как бы последний аргумент, засчитываемый, по-видимому, за плюс; тем не менее, это действует как влияние против истинной индивидуации.