Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания
План проведения занятий на учебный год (по учебнику Ким С.В.)
Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 10 класса | План проведения занятий на учебный год (по учебнику Ким С.В.) | Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания
Вопросы для обсуждения
• психические процессы и состояния человека;
• антропогенные опасности, особые психические состояния;
• экология психики личности, методы повышения безопасности.
Ключевые понятия темы:
психология; психические процессы; психическое состояние человека; экология психики; стресс; адаптивность.
Научная классификация причисляет человека к представителям животного мира. Все представители различных рас и популяций относятся к единому виду Человек разумный. Учёные уже нашли около 1500 морфологических признаков, но которым можно сравнить человека и человекоподобных обезьян. Из них совпадает только треть признаков, более 300 признаков встречаются только у людей, остальные признаки имеют как сходство, так и специфические различия. Медико-биологические подходы рассматривают в основном физическое тело человека, функционирование которого (физиология) аналогично функционированию организма приматов. Все новые лекарства проверяют на животных, чтобы совершенствовать способы борьбы с болезнями людей.
Традиции древних культур разных народов в качестве важнейшего отличия человека от животного называют наличие души, которая способна болеть, плакать, петь, грустить, ликовать. Совершенствование души рассматривается как главная миссия человека в земной жизни. Именно душевная работа позволяет человеку жить по-человечески: быть милосердным, гуманным, добрым, поступать в жизни по совести, стараться созидать, творить добро в сложном и противоречивом мире людей. Именно совесть — главная нравственная основа душевной организации человека. В каждый момент жизни человек делает выбор: жить или не жить по совести.
Основные мировые религии называют тело человека храмом, в котором душа и разум должны быть едины, жить в гармонии и творить добро.
Сильные переживания истощают душу и могут привести к болезням. Душу невозможно увидеть, поэтому её лечить труднее, чем тело. Во многих вероисповеданиях считается, что лечить нужно сначала именно душу, а затем тело. Прошедшее столетие дало жизнь науке психологии, которая выявляет законы жизни психики и разрабатывает способы психологической помощи людям.Психология (от греч. psyche — «душа», logos — «наука», «учение») — ото область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов, свойств и состояний живых организмов. Психические процессы и состояния обеспечивают динамичное отражение действительности, поэтому являются основой психической деятельности человека.
В психологии выделены следующие отрасли знания: психолингвистика, психология труда, инженерная психология, психология безопасности
Психическая деятельность человека (психика) — функция головного мозга, которая формирует как непосредственное представление человека об окружающей действительности, так и опосредованное — на основе умозаключений и суждений (мыслительной деятельности). Психическая деятельность включает процессы чувствования (восприятия, ощущения) и мышления (память, внимание, волю, логику, интуицию).
Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы.Психический процесс имеет физиологическую основу — функциональные системы, управляющие жизнедеятельностью и адаптацией организма человека к среде обитания. Имеется множество психических процессов, похожих у человека и приматов, но различий гораздо больше. Это прежде всего членораздельная речь, позволяющая развивать не только ассоциативное мышление, но и логическое, аналитическое, абстрактное. Человек способен осознавать себя, развиваться, изменять себя и мир вокруг себя. Психические состояния человека отличаются разнообразием, длительностью и силой проявления.
Психическое состояние человека — это относительно устойчивая структурная организация всех элементов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (через психику) с внешней и внутренней средой в конкретной ситуации жизнедеятельности.
Различают следующие психические состояния: бодрость, усталость, агрессия, эйфория, скука, депрессия, апатия, переживание, печаль, радость и др. Своеобразие течения психических процессов определяется индивидуальными особенностями личности: наследственными и приобретенными в социальной адаптации. Психические состояния в конкретный момент могут положительно или отрицательно влиять на качество психических процессов и психической деятельности людей. Это важно учитывать, чтобы эффективно управлять собой, своими психическим состоянием и состоянием других людей.
В середине XX в. американский психолог, нейрофизиолог Р. Сперри открыл явление полушарной асимметрии мозга. Учёный доказал в эксперименте разделение психических функций между полушариями мозга: левое полушарие назвали «мыслитель» — оно организует процессы логического и абстрактного мышления, речь, оперативную память; правое полушарие назвали «художник» — оно организует чувственное образное целостное отражение мира, управляет развитием задатков и способностей в разных видах искусства. Гармоничное развитие психических процессов обоих полушарий является залогом успеха человека в выбранном виде деятельности.
Травма одного полушария может навсегда лишить человека достигнутых им успехов в конкретной деятельности (например, музыкального слуха или нормальной речи).Определяющим фактором в развитии психики является осознанный труд и постоянная разнообразная мыслительная деятельность. Психология разрабатывает гигиенические рекомендации по экологии психики — экологической культуре управления чувствами и эмоциями, мыслительной деятельностью.
Сегодня уже достаточно полно изучены физиологические особенности работы нервной системы человека. Установлено, что нервная система состоит из двух функциональных отделов: соматической и вегетативной систем. Соматическая нервная система подчинена воле человека и регулирует работу скелетных мышц, а вегетативная нервная система работает автономно и не подчиняется воле человека. Сбой в работе нервной системы, особенно вегетативной (автономной), нарушает саморегуляцию, привычный порядок функционирования всех систем, восстановление требует длительного периода и специальной медицинской и психологической помощи. Возможно, поэтому часто говорят, что все болезни от нервов.
Что же может нарушить привычный жизненно важный порядок деятельности вегетативной системы? Любые раздражители внешней среды, которые имеют отклонение своих параметров (характеристик) от оптимальных уровней. Длительное превышение параметров или значительные отклонения заставляют механизмы саморегуляции организма работать с напряжением, перенапряжением. Это может вызвать истощение функциональных возможностей нервной системы по обеспечению жизнеспособности всего организма. Адаптационные возможности организма быстро снижаются в условиях сильного, особенно продолжительною, стресса.
Стресс (от англ. stress — «напряжение», «усилие») — эти состояние психического (нервного) напряжения, возникающее у человека в качестве ответной реакции организма на влияние неблагоприятных, значительных по силе и продолжительности внешних и внутренних воздействий (стрессоров).
Стрессор — раздражитель (стресс-фактор), вызывающий стресс. К стрессорам относят сильные физические и психические травмы, кровопотерю, большие мышечные нагрузки, инфекции, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры (холод, ожог), многие фармакологические воздействия, избыток или дефицит информации и другие факторы.
Теорию стресса разработал канадский учёный Г. Селье (1936). По теории Г. Селье, развитие стресса проходит три стадии (фазы стресса):
• фазу тревоги — мобилизации защитных физиологических реакций за счёт повышения активности симпатической нервной системы, регулирующей выброс гормонов;
• фазу резистентности — повышения устойчивости организма к воздействию стрессора под действием гормонов;
• фазу истощения — снижения уровня выработки гормонов, резкого ухудшения состояния организма, нарушения адаптации.
Адаптивность — это стойкость, выносливость, устойчивость организма человека к резким внешним (экзогенным) и внутренним (эндогенным) изменениям условий жизнедеятельности. Адаптивность — индивидуальная характеристика адаптационных (приспособительных) возможностей организма человека, поэтому ответ на воздействие одного и того же стрессора у людей разный.
Люди, работающие в экстремальных условиях, должны соблюдать специальные правила, определяющие время и интенсивность труда, перерывов, отдыха, контроль состояния здоровья и утомления. Необходимое условие безопасности жизнедеятельности — контроль за психическим состоянием человека. Угрозу представляют особые психические состояния, которые не являются постоянными свойствами личности, но возникают спонтанно или под влиянием внешних факторов и сильно изменяют поведение, мышление и работоспособность человека. В медицине и психологии особые психические состояния называют пароксизмальными расстройствами сознания: резкая смена или снижение настроения, кратковременная потеря сознания (от нескольких секунд до нескольких минут), безразличие, вялость, заторможенность, нарушение координации.
Причиной психогенных изменений настроения (пароксизмов) может стать приём психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков, наркотиков, сильнодействующих лекарств), проявление заболеваний головного мозга (травмы, эпилепсия, обморок и др.).
Аффективные состояния могут быть вызваны обидой, неудачей, конфликтом, тревогой, страхом, внезапным испугом, паникой. В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение ресурса сознания и проявляется защитная агрессия, импульсивность или, наоборот, оцепенение, бегство (от реального или придуманного врага, опасности). Например, очень трудно спастись в толпе, особенно в условиях паники. Только здоровое сознание, здоровая адаптивная (способная к адаптации, приспособлению) психика человека — реальный фактор и условие его выживания в обстановке психической напряжённости, в экстремальной ситуации природного или социально-техногенного характера.
Вопросы и задания
1. Какие антропогенные опасности вам известны?
2. Какими психическими состояниями вы легко управляете и какие методы используете?
3. Какие психические состояния, переживаемые вами, плохо поддаются вашей коррекции и требуют помощи, участия родных, друзей, специалистов?
4. В чём различие психических функций полушарий мозга человека?
5. Какую пользу школьнику может принести знание теории стресса?
6. Выясните с помощью специального психологического теста, какое из полушарий вашего мозга доминирует в процессе познания.
7. Подготовьте информацию о рекомендациях гигиенистов и врачей по профилактике учебного дистресса (перегрузки).
Темы учебного исследования
1. Психика и интеллект: загадки и возможности.
2. «Отцы и дети»: советы старшеклассникам.
3. Узнай свой характер: советы психологов.
4. «Душа обязана трудиться…»: советы мудрецов.
5. Толпа и личная безопасность.
Психические процессы в нашей жизни
На протяжении всей жизни человек растет, развивается, осваивает новые области знаний, приобретает необходимые умения, строит отношения с другими. Каждый из нас неповторим и уникален. Но что лежит в основе нашей индивидуальности? Из каких кирпичиков формируется наша личность?
Ответ на эти вопросы может не только удовлетворить наше любопытство, но и помочь в повседневной жизни. Мы можем воздействовать на большинство психических процессов, например, тренировать внимание и память. Но такие тренировки нелегки и требуют сознательных волевых усилий. Гораздо легче организовывать свою жизнь, опираясь на знания об устройстве наших психических процессов. Например, владея информацией о свойствах памяти можно сократить время, затрачиваемое на усвоение нового материала и повысить эффективность запоминания.
А как насчет других процессов? При обучении скорость приобретения навыков зависит от свойств личности обучаемого: внимания, памяти, мышления и воображения. Чтобы разбираться в выбранной области необходимо приобретать новые умения. Профессионал опирается на готовые решения, наработанные другими, в совершенстве разбирается во всем многообразии необходимых для работы методик, в курсе последних достижений в своей области. Мастер вырабатывает собственные способы и методы работы. На всех трех ступенях – обучение, профессионализм, мастерство – человек сталкивается с необходимостью осваивать новую информацию, вырабатывать новые умения, реагировать на изменения. Чтобы всегда оставаться «в форме» нужно заботиться о себе, использовать свои способности наиболее эффективно.
Что касается отношений с другими людьми – знание устройства психологических защит существенно бережет нервы при общении с окружающими и позволяет лучше понимать себя. Например, что это не «виноград кислый», а «я не могу дотянуться». Действие психологических защит основано на все тех же психических процессах, о которых речь пойдет далее.
К высшим психическим процессам относят: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, эмоции и речь. Все они имеют ряд общих черт. Самой главной из которых является то, что сам психический процесс и его результат отнесены к разным предметам: первый – к органу, в котором происходит; второй – к внешним объектам, никак с этим органом не связанным.
Например, результаты восприятия какого-либо предмета можно описать только через свойства этого предмета: цвет, величину, объем, твердость и т.п.; результаты мышления – в признаках объектов, связи между которыми оно отражает; эмоции – в отношении к событиям, их вызвавших.
Другая важная особенность – мы не ощущаем физиологические компоненты психических процессов. Т.е. нам доступен только результат деятельности психики – кофта зеленая, камень тяжелый, дождь холодный, а те изменения, которые произошли в работе центральной нервной системы для обеспечения нужного результата, нами совершенно не воспринимаются. Возникает противоречие: мы ощущаем свойства вещей, находящихся вовне, а то, что происходит внутри нас, в нашем мозгу, не чувствуем.
Однако самое удивительное свойство высших психических процессов – «спонтанная активность» (Л. М. Веккер). Начиная от самых простых действий и до проявлений разумности и нравственности, психическая активность напрямую не зависит ни от физиологии организма, ни от внешних влияний. Говоря проще, одно и то же событие вызовет у разных людей разную реакцию и сказать заранее, как отреагирует человек на что-то с полной уверенностью нельзя. В отсутствии жестко предзаданной во всех деталях и фиксированной программы действий и заключается принцип свободы высших психических процессов.
Однако и тут есть «ложка дегтя». Проводившиеся за однояйцевыми близнецами многолетние наблюдения показали, что судьба их во многом совпадала, даже если они были разделены в раннем детстве. Известна история жизни пары близнецов, разделенных при рождении – один из них остался с матерью во Франции, а другой уехал с отцом в Америку. О том, что у него есть брат, ни один из них не знал до 50 лет. При этом оба обнаружили способности к физике и математике, занимались похожими видами спорта, стали инженерами-электриками, всю жизнь увлекались коллекционированием марок. Женились оба в 24 года, в 25 лет каждый из них стал отцом, в 29 у обоих родилось по второму ребенку. В 49 заболели туберкулезом и умерли практически одновременно, когда им было по 59 лет.
Есть еще много подобных примеров. Отец Иоганна Себастьяна Баха не отличался от своего брата-близнеца даже в музыке – они могли сменить друг друга в антракте концерта и никто не замечал разницы.
Однояйцевые близнецы часто видят одни и те же сны, делают одинаковые грамматические ошибки, если заболевает один, то скоро заболеет и другой, даже если они живут в разной местности. Сходство между разнояйцевыми близнецами гораздо менее выражено. Так, разница в продолжительности жизни у первых около 3-х лет, а у вторых – более 12-ти.
Эти и множество других наблюдений говорят в пользу существования врожденных задатков не только физических особенностей, но и психологических свойств. Что ставит перед нами вопрос о том, развиваются ли вообще психические процессы в течение человеческой жизни или просто последовательно проявляются наследственно заданные качества? Существуют различные мнения. Представители гештальт-психологии считают, что психические процессы в течение жизни не развиваются, а последовательно проявляются. При такой точке зрения вопрос о формировании способностей у детей даже не ставится, речь идет только о выявлении того, что было унаследовано ребенком.
Учеными другого направления, основоположником которого является Жан Пиаже, было обосновано в ходе многочисленных экспериментов и наблюдений, что есть и прижизненное развитие высших психических функций, однако они ограничивают этот процесс подростковым возрастом, когда заканчивается морфологическое созревание организма.
Однако отечественные ученые, продолжатели идей Л.С. Выготского, разработали другую концепцию, согласно которой развитие психических функций продолжается всю жизнь, не отрицая того, что оно связано и с наследственностью и с влиянием среды, в которой человек живет с рождения. Но каким образом такое возможно – продолжение развития, когда физиологически все уже завершено? А.А. Ухтомский ответил и на этот вопрос, предложив идею о функциональных органах, которые формируются при обучении. Когда навык нарабатывается, разные центры в нервной системе работают слаженно и между ними образуются связи. Чем больше тренировок, тем быстрее проходят нервные импульсы между этими центрами – скорость действий увеличивается. В итоге, образуются прочные и легко проходимые связи между всеми участниками системы, что позволяет ей функционировать как единому целому. Это сравнимо с постройкой дороги – представьте, с какой скоростью можно ездить по сельской дороге? А если переделать ее в скоростное шоссе? И даже если долго не пользоваться какими-то путями, то возможность «проехать» по ним остается в течение продолжительного времени. К примеру, люди, потерявшие зрение, не утрачивают способность представлять предметы, которые они ощупывают, зрительно долгие годы.
Отечественный подход позволяет нам не опускать руки в ситуации, когда у нас нет тех способностей, которые хотелось бы приобрести, даже если самый благоприятный возраст для их формирования упущен. Но, конечно, не стоит забывать про наследуемые задатки. Также, будет уместно задуматься о том, что зачастую в нашем обществе несправедливо относятся к старости, как к возрасту, когда основной пик мыслительной активности уже позади.
Возвращаясь к высшим психическим процессам, обратимся к общим моментам в их развитии: погружению, свертыванию и произвольности.
Лучше всего развитие высших психических функций видно, если понаблюдать за ребенком. Вначале он вынужден реализовывать каждое побуждение двигательно, чтобы решить стоящую перед ним задачу. Его действия развернуты и содержат большое количество видимых компонентов. Постепенно они видоизменяются: качественно преобразуются и действий становится меньше. Этот процесс называют свертыванием. Если заглянуть в энциклопедию и прочитать статью про формирование зрения, то мы увидим, что глаз ребенка для распознавания увиденного совершает множество хаотичных микродвижений, глаз взрослого делает гораздо меньше микродвижений, ориентируя их, в основном, по контуру рассматриваемого предмета.
А.В. Запорожец и его коллеги показали, что подобный путь развития характерен и для сознательно разучиваемых движений в любом возрасте. Вначале необходима развернутая последовательность действий, контроль над каждой мышцей. В результате свертывания движения постепенно становятся плавными и экономными, а контроль остается только общий.
Погружение – исчезновение внешних действий и превращение их в мыслительные. Например, когда ребенок учится считать, он вначале использует палочки и пальцы рук, потом ему достаточно движения взгляда, и только затем он учится считать «в уме». Если ребенку, который умеет считать только на пальцах, запретить двигать руками, он не сможет ничего посчитать.
Принцип погружения дает возможность действовать в воображении. Спортсменам давно известны т.н. «виртуальные тренировки» – мысленное выполнение реальных действий. Если спортсмен перед сложным упражнением выполнит его мысленно, то результат будет лучше. Многие спортсмены после воображаемых тренировок чувствуют практически такую же усталость, как если бы тренировались в реальности, что говорит о том, что внутренние усилия предполагают соответствующую активность и затраты сил и энергии. А переживания и страдания, вне зависимости от того, что их вызвало – вполне реальные переживания.
Итак, протекающие открыто медленные действия постепенно преобразуются в молниеносные мыслительные операции.
Произвольность – важная общая черта психических функций. Человек может управлять своим поведением благодаря умению разорвать связку стимул – реакция и вставить туда еще одно звено. Получается стимул – психологическое орудие – реакция. Применение психологических орудий позволило человеку перестраивать свою психическую деятельность так же, как применение орудий труда дало новые возможности для внешних действий. Примерами психологических орудий служат язык, счет, алгебраические символы.
Овладение знаком осуществляется в несколько этапов. Вначале он нужен для понимания других и общения с ними. Затем он становится внешним средством управления своими психическими процессами. И только потом происходит превращение внешнего знака во внутреннюю структуру мышления. Возьмем речь. Даже если не обращаться к детскому опыту, можно вспомнить, как происходит обучение иностранному языку. Вначале идет заучивание слов, потом становится возможным общение, а в какой-то момент можно поймать себя на том, что начал думать на другом языке.
Человек может использовать искусственно созданные стимулы, не имеющие прямой связи с ситуацией. Всем знакома такая простая вещь, как жребий – возможность определить свою реакцию, при помощи искусственного стимула, не имеющего отношения к ситуации. На определенном этапе развития человечества жребий стал началом активного изменения человеком ситуации. С тех же времен используется и узелковое письмо. Завязывая узелок на память, человек строит процесс запоминания, заставляя внешний предмет (узелок), напоминать себе о чем-то (например, не забыть взять ключи), как бы вынося процесс запоминания наружу, превращая его во внешнюю деятельность.
При произвольном запоминании человек между объектом и реакцией на него вводит знак (тот же узелок), позволяющий изменять направление процесса. Мышление также носит опосредованный характер (промежуточное звено между событием и действием). Именно введение еще одного звена, знака позволяет человеку управлять своим поведением.
Все высшие психические процессы развиваются из наследственных задатков и проходят стадии, начиная от развернутых внешних действий к погружению и свертыванию, помимо этого, они могут быть произвольными, в соответствии с желанием человека. Роль знака (речи) заключается не только в овладении своим поведением через произвольность, но и в приобщении к человеческой культуре. Благодаря знакам происходит качественная перестройка психических процессов, расширяя возможности человека.
Скрытые психические процессы человеческого мозга – Лоррейн Леджер
Лоррейн Леджер
“ Когнитивизм исходит из того, что люди генерируют знания и смысл посредством последовательного развития когнитивных способностей человека, таких как умственные процессы узнавания, припоминания, анализировать, размышлять, применять, создавать, понимать и оценивать… и строить свое собственное понимание и знание мира, переживая вещи и размышляя над этим опытом». (Риттер и Филлипс, 2014 г.)
За исключением Бихевиоризма , которая в основном касается введения контроля над учащимися и их целями, все другие теории обучения имеют дело с когнитивной психологией и ролью собственного добровольного участия учащегося и понимания процесса обучения.
Основываясь на Конструктивистских психологических теориях самоопределения, Когнитивизм стремится понять и объяснить «скрытые» психические процессы, которые приводят к измеримым изменениям в поведении. Однако такие изменения не всегда легко измерить, часто требуется тщательно спланированное экспериментирование для выявления множества нюансов таких факторов, как восприятие, биология и самосознание учащегося.
Когнитивизм и социальный когнитивизм
Джером Брунер, Альберт Бандура, Жан Пиаже, Артур Чикеринг и другие педагоги-психологи разработали современный Когнитивизм за многие десятилетия исследований, продвинув теорию от Социального конструктивизма к перцептивному эксперименты, чтобы прийти к более широкой теории социального когнитивного обучения , которая учитывает взаимодействие внешних и внутренних процессов.
Бандуре и Брунеру, в частности, можно приписать более полное понимание таких нюансов, как несоответствие , личная свобода воли и самоэффективность , а также роли стресса и эмоций, социально-экономического класса, личных потребностей, страха, и неспособность людей к обучению и когнитивному развитию (Bandura, 1977).
Когнитивизм касается умственных процессов, связанных с обучением, которое само по себе можно описать как приобретение знаний через опыт. Такие психические процессы включают способность распознавать, вспоминать, анализировать, отражать, применять, создавать, понимать и оценивать информацию. Таким образом, наиболее важной функцией мозга, необходимой для познания, является память (Ritter & Phillips, 2014).
Модель обработки информацииВ 1968 году исследователи Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин опубликовали свою «Модель обработки информации», выделив 3 основных компонента этих психических процессов: сенсорная память , рабочая память и долговременная память .
Несмотря на то, что их новая модель считается упрощенной, она заложила основу для многочисленных дискуссий и расширения нашего понимания лучших методов обучения с учетом ограничений памяти и того, как лучше всего связать новую информацию с опорой на ранее полученные знания. По отдельности и Аткинсон, и Шиффрин продолжали пересматривать и расширять эту тему на протяжении всей своей карьеры вместе со многими другими, которые сочли ее полезной, но несовершенной.
Основы
Жан Пиаже заложил основу своей Когнитивной теории стадий , которая вдохновила социальных конструктивистов, таких как Лев Выготский и психосоциальный теоретик Артур Чикеринг, на разработку своих собственных связанных идей.
Пиаже определил 4 стадии когнитивного развития человека, основываясь на наблюдениях и интервью, которые он провел, проводя стандартизированные тесты в местной начальной школе в Париже, где он прожил 2 года в Сорбонне, занимаясь постдокторскими исследованиями в области патологической психологии, логика и философия науки.
Его теория развития утверждает, что все люди проходят 4 интеллектуальные стадии в зависимости от возраста и физического созревания, начиная с рождения и заканчивая подростковым возрастом. Пиаже говорит, что когнитивное развитие происходит поэтапно в соответствии с физическим возрастом человека, и что способность к обучению зависит от того, какая стадия была достигнута (GSI Berkeley, 2020):
Эти четыре стадии:
- СЕНСОРИМОТОРНАЯ – возраст от 0 до 24 месяцев – постоянство объекта
- ПРЕДОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ — возраст от 2 до 7 лет — символическое мышление, притворство, игра воображения
- КОНКРЕТНЫЙ ОПЕРАЦИОННЫЙ — возраст от 7 до 11 лет — оперативное мышление, ближайшая причина
- ФОРМАЛЬНЫЙ ОПЕРАЦИОННЫЙ — от 11 лет до совершеннолетия — абстрактные понятия, формальные рассуждения
Благодаря идеям Пиаже в области психологии развития такие люди, как Мария Монтессори и Говард Гарднер, помогли педагогам отказаться от стандартизированного тестирования и традиционных методов обучения. В дошкольных учреждениях повсюду особое внимание уделяется раннему возрасту как времени воспитания чувств, потому что Пиаже выдвинул идею о том, что дети многое узнают о мире еще до того, как они начнут говорить.
Он впервые начал писать о своем интересе к развитию ребенка, когда ему было всего 18 лет, и он готовился к защите докторской диссертации по биологии примерно в 1918 году. К 1952 году он встроил свои идеи в научную систему психологии и опубликовал свою теорию о четырех стадиях развития. Разработка. Его работа изменила акцент в образовании в целом с запоминания фактов на управляемое самопознание.
Примерами этого являются интегрированные учебные программы, использование математических манипуляций, использование компьютеров в классе и обучение, повышающее адаптивность ребенка. Единственным прямым замечанием Пиаже по поводу обучения было то, что «нужна смесь направления и свободы» (Эванс, стр. 53).
Теория когнитивной нагрузки
Наиболее важным аспектом хорошего учебного плана является Теория когнитивной нагрузки (CLT) . Поддерживаемый различными исследованиями, CLT отвечает требованиям и ограничениям человеческой памяти.
Хотя исследования показывают, что объем нашей долговременной памяти может быть очень большим (возможно, бесконечным), человеческое пространство «краткосрочной» и «рабочей памяти» очень ограничено. По этой причине очень важно помочь учащимся управлять требованиями к своему вниманию и ограничивать количество представляемой новой информации.
Как показывает модель обработки информации (диаграмма выше), наши чувства доставляют информацию в мозг, где она воспринимается и фильтруется или полностью забывается, прежде чем появляется возможность для обработки новой информации рабочей памятью .
После обработки и изучения новая информация кодируется и отправляется на хранение в долговременную память. Мозг кодирует долговременные воспоминания, чтобы их было легче извлекать и сравнивать с новой информацией в процессе обучения. Благодаря тому, что Аткинсон и Шиффрин назвали «репетицией», устанавливаются связи между предыдущими знаниями и новой информацией, так что наша долговременная память строит сама себя в непрерывном цикле обучения, подобно добавлению вагонов в поезд или звеньев в цепи.
Создатель теории когнитивной нагрузки , Джон Свеллер (1988) различает три различные когнитивные нагрузки: и интерактивность элементов, которые должны быть обработаны. Элемент, определяемый как «все, что необходимо или было изучено, например концепция или процедура» (Свеллер, стр. 124). Интерактивность касается отношений между элементами.
Внешняя нагрузка (EL ) – относится к умственным ресурсам, предназначенным для элементов, которые не способствуют обучению и получению схем или автоматизации. В основном это связано с представлением информации и форматом обучения, которые могут увеличить общую когнитивную нагрузку пользователя без улучшения обучения. Он должен быть как можно ниже, чтобы иметь доступ к адекватному количеству умственных ресурсов для обучения.
Немецкая загрузка (GL) — относится к умственным ресурсам, предназначенным для получения и автоматизации схем в долговременной памяти.
Заключение
Хотя познание является «скрытым» психическим процессом, когнитивная теория предполагает, что мы можем узнать, происходит ли обучение из-за возможного внешнего проявления какого-либо роста или изменения поведения.
Ссылки
Бандура, А. (1977). Самоэффективность: к объединяющей теории поведенческих изменений. Психологический обзор, Том. 84, № 2, 191-215 .
Бандура, А. (2005). Эволюция социальной когнитивной теории. В К.Г. Смит и М.А. Хитт (ред.) Великие умы в менеджменте. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 9–35.
Брунер, Дж. С. (1957). Выход за пределы предоставленной информации . Нью-Йорк: Нортон.
Брунер, Дж. С. (1960). Процесс обучения . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Брунер, Дж. С. (1966). К теории обучения. Кембридж, Массачусетс: Belkapp Press.
Дебю, Н. и ван де Лемпут, К. (2014 г., 1 октября). Что значит germane load? Эмпирический вклад в теорию когнитивной нагрузки. Frontiers in Psychology, Vol. 5. Национальных институтов здоровья. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4181236/
Evans, R. (1973). Жан Пиаже: Человек и его идеи (перевод Элеоноры Дакворт). Э.П. Dutton & Co., Inc., Нью-Йорк, стр. 53–142.
GSI Teaching Guide (2020, 11 октября).Обучение: теория и исследования: секция социального конструктивизма, Учебно-ресурсный центр для аспирантов , Калифорнийский университет в Беркли.
McLeod, SA (2018, 05 февраля). Брунер. Просто психология . https://www.simplypsychology.org/bruner.html
Piaget, J. (1976). Теория Пиаже. Пиаже и его школа . Springer Berlin Heidelberg., стр. 11-23.
Риттер, С.Э. и Филлипс, К. (9 января 2014 г.). Объяснение связок. Технология, ориентированная на обучение. https://learningcenteredtechnology.wordpress.com/2014/01/20/connectivism-a-learning-theory-for-the-digital-age/
Stevens-Fulbrook, P. (2020, 30 января). Теории обучения: теория когнитивной нагрузки. Полное руководство. Учителя естественных наук.
Свеллер, Дж. (1988). Когнитивная нагрузка при решении задач: влияние на обучение, Cognitive Science, 12.
Psychology Unlocked
Когнитивная психология — это раздел экспериментальной психологии, который фокусируется на психических процессах, посредством которых достигается, сохраняется и используется знание о мире.
Темы исследований в области когнитивной психологии — это процессы, которые выводятся из наблюдений за человеческим поведением, но сами по себе не могут быть наблюдаемы непосредственно. Например, внимание, мышление и память.
Когнитивная психология в значительной степени представляет собой номотетический подход; обращаясь к универсальности человеческих психических процессов, а не сосредотачиваясь на индивидуальных различиях.
Многие темы, охватываемые когнитивной психологией, можно изучать исключительно для собственного интереса — интересно узнать, как работает память, просто чтобы понять, как работает память…
Но исследования когнитивной психологии также имеют множество применений . Например, существует много пересечений между когнитивной психологией и социальной психологией — рассмотрим психические процессы, связанные с групповой идентичностью и изменением отношения.
Стереотипы и когнитивный диссонанс являются примерами психологических процессов, изучаемых как с когнитивной и социальные подходы. Сочетание этих двух подходов часто называют изучением социального познания.
Есть также совпадения с психологией развития, например, работа Жана Пиаже, рассматривающая когнитивное развитие.
Истоки когнитивной психологии
С середины девятнадцатого века наблюдается интерес к когнитивным процессам человека. Однако только в 1950-х психология была сметена тем, что было названо когнитивная революция .
Эта так называемая революция пришла в силу, когда американские психологи отказались от господствовавшего в 1920–40-х годах бихевиористского подхода и приняли модель мышления, основанную на компьютере.
Когнитивная психология сравнивает психические процессы с вычислительными системамиДостижения в области технологий и инноваций проникли в социальные науки, что является прекрасным примером того, как социальный дух времени влияет на академические исследования.
История когнитивной революции Кесана и Бевана (1985) объясняет развитие когнитивного подхода к исследованиям в области коммуникаций и обработки информации во время Второй мировой войны.
Тьюринг (1950) также отмечает растущую сопоставимость компьютерного и человеческого интеллекта после огромного технического прогресса во время Второй мировой войны, который также привел к развитию цифровых компьютеров.
И третьим внешним влиянием на развитие когнитивной психологии было появление порождающей грамматики в лингвистике такими людьми, как Ноам Хомский и др. чья академическая миссия заключалась как в разрушении концепции бихевиоризма как серьезного научного подхода, так и в обсуждении конкретной темы языка.
Исходные области, представляющие интерес для когнитивных психологов
Распознавание образов
Одной из первых областей, получивших пользу от когнитивной революции, было распознавание образов . Эта область исследований изучает, как люди воспринимают и узнают объекты.
Пример дан Коллинзом и Куиллианом (1969), которые разработали карты пауков-диаграмм, чтобы проиллюстрировать сети информации, которой владеет человек.
Исследование иконической памяти Сперлинга (1960) также опирается на способность человека воспринимать объект и поддерживать это восприятие после того, как объект был удален.
Память
Память является одной из наиболее часто упоминаемых областей когнитивной психологии и с самого начала была частью подхода.
Многоуровневая модель памяти Аткинсона и Шиффрина (1968) оказала большое влияние на изучение памяти.
Последующие исследования краткосрочной, рабочей и долговременной памяти выявили огромную (и постоянно растущую) область научных интересов.
Последние разработки в области когнитивной психологии
Когнитивная неврология
Когнитивная психология: мозг как компьютер?С конца 1980-х годов наблюдается растущий интерес к нейронным основам познания.
В то время как когнитивная психология изначально была озабочена сложным бихевиоризмом, этот новый фокус показывает повышенный интерес к биологическому элементу психических процессов.