Продуктивное мышление — Психологос
Есть люди, которые мышлением развлекаются, и для них продуктивное мышление – только скучно. Для людей-творцов продуктивное мышление, где течение мыслей, образов и ощущений целенаправленно, где происходит осмысление происходящего, рождение новых жизненных смыслов и решение жизненных задач – такое мышление имеет наивысшую ценность.
Орангутанг не может дотянуться до рыбы в реке, но рядом с ним лежит достаточно длинная палка. Когда орангутанг понял связь между палкой и рыбой, до которой нужно дотянуться — это продуктивное мышление.
Продуктивное мышление — нахождение связи между предметами и явлениями, решающее жизненную задачу. Это способность включать голову, чтобы искать решение тех или иных задач, делать выводы. Это внимательный взгляд на ситуацию, который решает ту или иную задачу. Синоним — думать. Продуктивно мыслить — это значит думать о чем надо, когда надо и как надо. А это значит:
Приучайте себя мыслить конкретно.
«Работа над собой», «Улучшение себя», «Искоренение своих недостатков» — слова красивые, но обычно за ними ничего не стоит. И тот, кто такими словами пользуется, чаще всего топчется на одном месте.
«Вставайте, граф! Вас ждут великие дела!», «Утро начинается с зарядки», «Встал — убрал постель», «Вышел из дома — расправил плечи» — вещи простые и конкретные. И польза от таких мыслей, дельных распоряжений самому себе, — большая.
Избегайте в мыслях негатива и пустоты. Прекращайте грузить себя размышлениями о том, что вас ни к чему не приведет.
Не заводите об этом разговор, не идите к тем людям, где эти разговоры возникнут, не читайте то, что вас к этим размышлениям подтолкнет. Займите себя чем-то простым и полезным. Например, для вас в ближайшее время это: … Что?
Имейте план своих дел и думайте о том, о чем думать сейчас надо.
Если перед глазами у вас есть листок, куда вы записываете дела предстоящего дня, все становится проще — вас организует этот деловой листок. Если у вас друзья — дельные люди, ваше мышление организуют ваши друзья. Рядом с ними вы всегда начинаете размышлять о хорошем. О нужном.
Думайте так, чтобы прийти к результатам, которые вас порадуют и будут полезными вам и окружающим людям.
Как это? (Например)
Предположим, вы задумались о своей работе.
Вы планируете там что-то менять? Вы действительно планируете там что-то менять? Если да, то думайте дальше, и обязательно. Если нет, то кончайте думать и займитесь делом.
Дела у вас есть?
Далее. Размышляя о своей работе, вы подумали и пришли к выводу, что вы специалист невысокого уровня и едва ли в ближайшее время сможете что-либо с этим сделать.
К сожалению. И расстроились, естественно.
Любопытно: и зачем тогда вы об этом подумали так? Это подняло вам уверенность в себе, поможет вам сделать дела, которые вам предстоят? Придумайте, как по-другому вы можете думать о себе так, чтобы верить в себя и научить себе хотя бы маленькой вещи, которая вам в вашей работе пригодится.
Научиться печатать десятью пальцами? Прекратить оправдываться? Что-то еще?
Запишите это полезный вывод в своем дневнике. А можно подумать еще и принять уже серьезные решения. Жизнь-то ваша, одна, почему бы и да? Итак, «Я размышляю над таким серьезным решением…»
Непродуктивное мышление
Если мы выделяем мышление продуктивное, значит, есть мышление и другое: непродуктивное. А что это такое, какое оно? Похоже, что это целый мир самых разнообразных вариантов мышления: например, это внутренняя болтовня — относительно связное, иногда даже логичное, но нецелесообразное мышление, которое заполняет пустоту души, развлекая и создавая иллюзию, что жизнь чем-то наполнена. Это пустые мечтания и варианты защитно-агрессивного мышления, готового уничтожить любую логику ради сохранения внутреннего комфорта.
Продуктивное мышление
Продуктивное мышление – это.мыслительный процесс, в результате которого появляются очень ценные, важные результаты. Это мышление, которое что-то меняет, что-то продуцирует. Это могут быть идеи, инновации, новое состояние или мировоззрение человека.
Продуктивное мышление может быть рассмотрено в качестве синонима «творческого мышления», связанного с нахождением решений проблем, новых, нестандартных для человека интеллектуальных задач.
Продуктивное мышление играет очень важную роль в процессе обучения. Это способ мыслить, в ходе которого возникает новое знание.
Его можно охарактеризовать как тип мышления, дающий новый конечный продукт, который в итоге влияет на умственное развитие. Именно продуктивное мышление позволяет не только быстро и глубоко усваивать знания, но и уметь применять их в новых условиях.
В отличие от продуктивного мышления, репродуктивный тип отвечает только за усвоение информации и способность воспроизводить её в приблизительно похожих условиях. Этот тип мышления относится к базовому уровню процессов познания: он позволяет получить первоначальную базу знаний. Несмотря на безусловную пользу, этот тип мышления не даёт возможности совершать открытия или создавать нечто новое,
Отличить продуктивное мышление от репродуктивного очень просто: если итогом становится некий новый мыслительный продукт – значит, мышление продуктивно. Если же в процессе мышления новых знаний не образуется, а лишь происходит процесс воспроизведения знаний, то мышление репродуктивно.
Поведение, основанное на репродуктивном мышлении — стереотипно, часто обусловлено неосознаваемыми факторами, несамостоятельно и малоадаптивно.
Продуктивное мышление ведёт к осознанному поведению, когда человек максимально воспринимает и осмысливает доступную информацию, ищет новую, создаёт решение и самостоятельно выбирает свои реакции в соответствии со своими целями, ценностями и обстоятельствами.
Продуктивное мышление тесно связано с использованием когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата (т.н. критическое мышление). Это делает процесс мышления контролируемым, обоснованным и целенаправленным.
*в статье «Творчество», вошедшей в Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, написанной Ф. Батюшковым (широкий смысл именуется в ней «прямым», узкий — «общепринятым»): «Творчество — в прямом смысле — есть созидание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь — ряд непрерывных изменений и все обновляющееся и все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество — условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (Т. научное, Т. поэтическое, музыкальное, Т. в изобразительных искусствах, Т. администратора, полководца и т. п.» (Батюшков, 1901).
PraktiK Мышление. Словарь программы
См. также: Креативность
Productive Thinking — Stormz
Productive Thinking был изобретен Тимом Херсоном и представлен в его книге Think Better . Он побуждает вас использовать навыки творческого и критического мышления, чтобы взглянуть на проблему и найти лучшие решения.
Модель продуктивного мышления представляет собой шестиступенчатую методологию решения проблем и поиска возможностей:
- В чем проблема?
- Что такое влияние?
- Что такое информация?
- Что такое видение?
Использует инструмент под названием DRIVE , чтобы представить, что было бы, если бы проблема была решена
- D o: что вы хотите, чтобы решение делало?
- R ограничения: что НЕ должно делать решение?
- I инвестиции:- какие ресурсы можно инвестировать?
- V значения:- какими ценностями вы должны жить? (например, экологичность и т.
- Е основные результаты: каковы основные результаты?
Использует инструмент под названием POWER , чтобы превратить выбранное решение в нечто более надежное.
- P позитивы: что хорошего в этой идее?
- O возражения: что в этом плохого?
- W шапка еще?: что она вам напоминает?
- E nhancements: как сделать лучше то, что в ней есть хорошего?
- R средства: как можно исправить то, что в нем плохо?
Использует стену времени, чтобы превратить решение в план действий.
Модель Продуктивного Мышления основана на 50-летних исследованиях Фонда Творческого Образования, 30-летних исследованиях НАСА и пяти годах полевых испытаний. Он сочетает в себе анализ ситуации и сильные стороны методологии CEF с критериями успеха и методами картирования проектов методологии NASA iDEF.
Все шаблоны в этой коллекции были проверены и одобрены самим Тимом, и мы регулярно добавляем новые.
Мы в Stormz очень хотим, чтобы вы и ваша команда могли использовать эти методики. Именно поэтому мы создали все следующие мастер-классы и описали их шаг за шагом. Они работают на Stormz, приложении, которое помогает вам разрабатывать и проводить ваши собственные совместные встречи, лично или онлайн, для небольших и больших групп.
На своих устройствах участники опираются на идеи и вклад друг друга, чтобы решать реальные деловые и социальные проблемы и проблемы. Stormz использует творческий потенциал группы со всеми инструментами для совместной работы, необходимыми для генерирования идей, расстановки приоритетов, принятия решений, обмена результатами и принятия мер.
Создайте свой первый семинар по продуктивному мышлению со Stormz
Откройте для себя этот шаблон
Откройте для себя этот шаблон
Откройте для себя этот шаблон
Откройте для себя этот шаблон
Модель продуктивного мышления | Untools
Модель продуктивного мышления
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
Решайте проблемы творчески и эффективно.
Применяя более структурированное и критическое мышление, вы сможете лучше понять проблему и найти более творческие решения. Модель продуктивного мышления, созданная Тимом Херсоном, может помочь вам в этом.
Лучше всего использовать, когда проблема уже определена и вы ищете творческие решения.
Как им пользоваться
Этот инструмент дает вам 6-этапную структуру для решения проблем. Шесть шагов:
- Спросить «Что происходит?»
- Спросите «Что такое успех?»
- Спросить «В чем вопрос?»
- Сгенерировать ответы
- Подделать решение
- Выровнять ресурсы
Рассмотрим каждый шаг подробнее.
1. Спросите «Что происходит?»
Первый шаг заключается в лучшем понимании проблемы. Вы можете использовать эти наводящие вопросы, чтобы помочь вам:
- В чем именно проблема?
- Каково влияние этой проблемы?
- Что я уже знаю? Какая информация у меня есть?
- Кто в этом замешан?
- Каким видится будущее, когда эта проблема будет решена?
(Это то, что Херсон называет «целевым будущим»)
Задокументируйте собранные здесь ответы, так как они понадобятся вам позже в процессе.
2. Спросите «Что такое успех?»
Этот шаг поможет вам определить, как выглядит успех в вашем видении будущего (которое вы создали на предыдущем шаге).
Чтобы определить критерии успеха, вы можете использовать структуру DRIVE :
- Что вы хотите от решения сделать ?
- Какие ограничения ? Что он не должен делать ?
- ( Вы можете использовать инверсию
- ( Вы можете использовать инверсию
- Какие ресурсы мы можем вложить в это?
- Какие значения должно иметь решение?
- Каковы основные результаты ?
Не стесняйтесь циклически повторять эти вопросы, пока перед вами не появится ясное видение успеха.
3. Спросите «В чем вопрос?»
Теперь пришло время сформулировать вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы реализовать свое видение (Целевое будущее). Херсон называет эти вопросы «каталитическими».
Используйте информацию, которую вы собрали на предыдущих шагах. Такие фразы, как «Как мы можем…?» или «Как я могу…?» поможет сформулировать вопросы.
4. Сгенерируйте ответы
На этом этапе постарайтесь придумать как можно больше ответов на каталитические вопросы. Проводите мозговой штурм, не осуждайте и собирайте идеи. Это ваши потенциальные решения.
На следующем этапе вы сократите список идей до самых многообещающих.
5. Создать решение
Вам необходимо выбрать лучшее решение, прежде чем разрабатывать его дальше. Возьмите свой список из предыдущего шага и оцените каждую идею/решение по критериям успеха из шага 2. Используйте матрицу решений, чтобы упростить этот шаг.
Теперь вы можете подумать о дальнейшем развитии выбранного вами решения. Что может сделать его лучше? Как сделать так, чтобы он больше соответствовал критериям успеха?
6. Выравнивание ресурсов
На этом последнем шаге вы переходите к выполнению решения.
Запишите, какие действия и ресурсы необходимы для этого. Определите людей, которые за это отвечают – как в целом, так и за каждую часть решения.
Лучше все это подробно оговорить, чтобы был четкий план действий. Теперь вы должны быть в состоянии выполнить решение.
Пример
Давайте посмотрим, как можно использовать этот инструмент на практическом примере.
Предположим, что вы решаете привлечь потенциального клиента.
Когда вы исследуете ситуацию, вы обнаружите, что:
- Это клиент со сложными требованиями, но он может принести большой доход.
- Влияние потери этого дохода может быть значительным для вашего бизнеса.
- Ваш отдел продаж связался с ними и знает, что, среди прочего, для них важна простота использования.
Ваше видение (или цель на будущее) состоит в том, чтобы клиент успешно адаптировался, ежедневно использовал ваш продукт и приносил доход.
Давайте теперь определим успех согласно шагу 2, используя структуру DRIVE:
- Что должно делать решение? Покажите покупателю ценность вашего продукта, а также то, насколько хорошо вы можете о нем позаботиться.
- Какие ограничения? Решение должно показать, что мы соответствуем требованиям заказчика и что продукт удобен в использовании.
- Какие ресурсы мы можем вложить в это? Мы можем инвестировать две недели двух продавцов и одну неделю дизайнера и инженера.
- Какие значения должно иметь решение? Это убедительно, прозрачно и продуманно.
- Каков основной результат? Заказчик соглашается подписать договор.
Теперь мы можем перейти к определению «каталитических вопросов», на которые необходимо ответить, чтобы реализовать наше видение:
- Как мы можем показать ценность продукта таким образом, чтобы он соответствовал их требованиям?
- Как мы демонстрируем простоту использования?
Допустим, это самые важные вопросы и нам нужно сосредоточиться на них. Мы можем обсудить некоторые ответы (возможные решения):
- Представить слайд-презентацию с описанием продукта и компании
- Создайте интерактивную демонстрацию, персонализированную для клиента
- Проведите день с потенциальными конечными пользователями и попросите их попробовать продукт на практике
- Познакомьте ключевых заинтересованных лиц с продуктом
Теперь нам нужно выбрать наиболее перспективное решение. Для простоты предположим, что мы использовали матрицу решений, и оказалось, что лучшее решение — провести день с потенциальными конечными пользователями и предложить им попробовать продукт на практике.
Мы можем сделать это еще лучше, пригласив основных заинтересованных лиц для наблюдения, чтобы они могли увидеть ценность, которую продукт может принести своим пользователям, а также простоту использования для них.
Последним шагом будет согласование ресурсов: мы отправим небольшую команду, состоящую из двух продавцов и инженера (для настройки продукта на месте), чтобы выехать к клиенту на день. Вице-президент по продажам будет отвечать за координацию этого. А техническому менеджеру будет поручено подготовить правильную версию продукта для тестирования.
Теперь у нас есть четкий план действий для наиболее перспективного решения проблемы.
Takeaway
Модель продуктивного мышления позволяет творчески решать проблемы с помощью структурированного критического мышления.