Виды воображения
Виды воображения- Рефераты на русском
- Медицина
- Виды воображения
«Воображение
и его роль в познавательной и практической деятельности человека»
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чём другом, кроме воображения не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
Воображение – это процесс создания человеком на основе раннего опыта образов объектов, которые он никогда не воспринимал.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой. Таким образом, мечта — процесс создания образов желаемого будущего.
Воображение может быть четырёх основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нём действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздаётся. Но при этом в образе она всё же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
В зависимости от содержания деятельности и характера труда человека воображение подразделяется на художественное, техническое, научное и другие.
Художественное воображение имеет предпочтительно чувственные (визуальные, слуховые, осязательные и др.) образы, необычайно яркие и детальные. Так, И. Репин, рисуя картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», писал, что голова шла кругом от их юмора и шума. Гюстав Флобер говорил, что он остро ощущал во рту привкус мышьяка, когда описывал сцену самоубийства мадам Бовари. Творцам благодаря яркости чувственных образов кажется, что они непосредственно воспринимают то, что изображают в своих произведениях.
Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полёт творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому её конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точеному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и другое.
Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная образность, за которой – вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Обращение к необычным образам позволяет усилить интеллектуально-нравственное воздействие искусства на человека.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ художник создаёт его в своём воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого. Кроме того, начиная, как правило, с волевого усилия (акта воображения), автор до такой степени захватывается произведением, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.
Для технического воображения характерным является создание образов пространственных отношений в виде геометрических фигур и построений, их лёгкая диссоциация и объединение в новые образования, мнимое перенесение их в различные ситуации. Образы технического воображения чаще всего реализуются в черчении, схемы, на основе которых потом создаются новые машины, объекты.
Научное воображение проявляется в построении гипотез, проведении экспериментов, в обобщениях, которые появляются в процессе создания понятий. Фантазия играет важнейшую роль в планировании научного исследования, построении экспериментальной ситуации, в предвидении течения эксперимента. При построении научной системы воображение необходимо, чтобы дополнить отсутствующие, не обнаруженные ещё звенья в цепочке фактов.
Фантазия имеет огромное значение для плодотворной творческой деятельности учёного. Без фантазии его работа может превратиться в деятельность по нагромождению научных фактов, аккумулированию своих и чужих мыслей, а не в реальный шаг к новым изобретениям, идеям, созданию принципиально нового в науке.
Особой формой воображения является мечта. Это необходимое условие воплощения в жизнь творческих идей, если образы воображения не могут реализоваться немедленно по объективным или субъективным причинам. В этой ситуации мечта представляет собой реальный стимул, мотив деятельности, благодаря которому завершение начатого дела становится возможным. Без мечты, говорил Д. Писарев, невозможно было бы понять, какая движущая сила заставляет человека начать и довести до конца изнуряющие и большие по объёму работы в царстве искусства, науки и практической жизни.
Мечта является элементом научной интуиции, прогноза и планирования деятельности.
Мечты могут быть реальными, действующими и нереальными, бесплодными. Действенность мечты – необходимое условие воплощения в жизнь творческих идей человека, направленных на реальное превращение в действительность. Такие мечты в определенном смысле являются движущей силой действий и поступков человека, придают ему большей целеустремлённости в жизни, помогают бороть трудности, противостоять неблагоприятным влияниям.
Мечты могут быть пустыми, бесплодными, «маниловскими». Тогда они дезориентируют человека, лишают его способности видеть реальные жизненные перспективы, толкают на путь призрачного удовольствия, делают его неспособным противостоять невзгодам реальной жизни.
Позитивно на человека влияет только активная, творческая мечта, которая обогащает его жизнь, делает его ярким и интересным.
Существуют и другие виды воображения. Один из них – сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма – сопровождают многие болезненные состояния.
Грёзы в отличие от галлюцинаций – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грёзы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грёзы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессии.
Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи его воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжённость. Данная жизненно важная функция особенно подчёркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путём человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для регуляции.
При помощи специальных упражнений и приёмов можно развивать воображение. В творческих видах труда – науке, литературе, искусстве, инженерии и других – развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путём специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода).
Создание человеком образов новых объектов обусловлено потребностями его жизни и деятельности. В зависимости от заданий, которые поставлены перед ним, активизируются определённые следы предыдущих впечатлений и образуют новые комбинации ассоциативных связей. Этот процесс сталкивается с различными трудностями зависимо от цели, содержания и раннее полученного человеком опыта.
Самой элементарной формой синтеза новых образов является агглютинация (от лат. aglutinare – склеивание). Это образование путём объединения качеств, свойств или частей, взятых у различных объектов. Например, сказочный образ кентавра – получеловека, полуконя; троллейбус – соединение свойств трамвая и автомобиля.
Приёмом создания новых образов – аналогия. Суть этого приёма состоит в том, что создаваемый образ похож на реально существующий объект, но в нём проектируется принципиально новая модель явления или факта.
Новые образы могут создаваться при помощи акцентирования. Этот приём состоит в намеренном усилении в объекте определённых качеств, которые оказываются доминирующими на фоне остальных. Примером выступает рисование карикатур, дружеских шаржей.
Создать новый образ можно путём преувеличения (или преуменьшения) характеристик объекта. Этот приём широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой и совершают подвиги.
Как мы уже поняли яркое воображение даёт много преимуществ своему владельцу, но, как и везде, необходимо «знать меру», иначе слишком яркое воображение может сыграть и злую шутку. Немного об этом.
На самом деле, как и другие психические процессы, воображение – это функция коры больших полушарий головного мозга. Создавая образы объектов, которые оказываются непосредственно связанными с эмоциональной сферой личности, её чувствами, человеческий мозг может производить регулирующее влияние на периферийные части организма, изменять их функционирование. Уже давно было замечено, что у некоторых людей, преимущественно страдающих истерией, после раздумий о муках, перенесённых, по евангелиевскому писанию, Иисусом Христом, появлялись «знаки распятия» на ладонях, ступнях ног в виде кровавых пятен и ран. Такие отпечатки называются стигмами (от греч. stigma – «клеймо», «рубец»). Неосторожно сказанное врачом слово может вызвать у мнительного пациента реальное чувство болезненного состояния и у него могут проявиться соответственные симптомы заболевания. Болезни, таково происхождения называются ятрогенией Нетактичное слово учителя, травмирующее психику ученика, порождая фантастические страхи, может вызвать нервное расстройство – дидактогению.
Специфичным проявлением влияния образов воображения на двигательную сферу являются идеомоторные акты. Опытом установлено, что когда человек представляет движение какой-то части своего тела, но не производит самого движения, в мышцах, которые должны это движение исполнять, фиксируются слабые импульсы, аналогично тем, что регистрируются при реальном исполнении движений. Применяется спортсменами: перед реальным исполнением упражнения они несколько раз детально представляют, как они его производят. Такое «программирование» улучшает результаты.
Итак, подводя итог, я хотела бы сказать, что воображение – одно из самых важных, интересных и загадочных свойств человеческой психики. Этот феномен ещё до конца не изучен, в том числе его анатомо–физиологическая основа. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам органических структур оно связано? На эти вопросы мы почти ничего ответить не можем.
И ещё, как же относиться к «разыгравшемуся» воображению? Я считаю, что ничего страшного в этом нет, если ты, конечно, уверен в том, что у тебя хватит сил держать этот процесс под контролем и не стать игрушкой в руках своего разыгравшегося воображения…
Рефераты на русском языке — Медицина
Меню
Главная |
Новости |
Краеведение История и современность Герои ВКО Почетные граждане ИскусствоТеатрИстория театра Деятели театра Музыкальное искусствоНародные композиторы Певцы и композиторы Изобразительное искусство Танцевальное искусство Киноискусство |
Рефераты на русском |
Рефераты на казахском |
Литературная карта Усть-Каменогорск Катон-Карагай Курчум Тарбагатай Зайсан Улан Семей Глубокое Риддер Зыряновск Большенарым Аягуз Шемонаиха |
Образцы документов |
ВООБРАЖЕНИЕ • Большая российская энциклопедия
ВООБРАЖЕ́НИЕ, способность конструировать образы.
Воображение в истории философии
Понятие В. (греч. φαντασία ) как особой ментальной способности впервые введено Платоном. В. описывается в «Филебе» как связанная с памятью способность создания душой «живописных» образов или изображений содержания как отделённого от ощущений мнения, так и того, что выражается в речи (сам термин впервые появился в «Государстве»). Поскольку для Платона образы, т. е. вещи и их изображения, суть лишь слабые отпечатки прообразов-эйдосов, или идей, то и способность В. как создающая образы неизбежно вносит искажения в представляемое ею. Развёрнутую теорию В. впервые даёт Аристотель в соч. «О душе»: В. есть устойчивое состояние или свойство ума порождать образы (φαντάσματα), отличные как от образов чувственного восприятия, так и от предметов чистого мышления; это состояние есть некоторая деятельность, следующая за деятельностью чувственного восприятия; В. является промежуточным между чувственным восприятием и дискурсивным мышлением, поскольку, с одной стороны, оно не может действовать вне и помимо тела (поэтому В. есть у большинства животных), с др. стороны, оно доставляет необходимый материал мышлению, уже неявно предполагая не просто представление свойств предмета, но и некоторое о нём суждение, что может явиться источником возможных ошибок. Намеченная у Платона иерархия познават. способностей подробно разрабатывается Аристотелем и позднейшими платониками: чувственное восприятие (αἲσϑησις, sensus), В. (φαντασία, imaginatio), дискурсивно-логич. мышление (διάνοια, ratio), предполагающее рассуждение и речь-логос, и, наконец, разум (νοῦς, intelligentia) как способность мгновенного усматривания и понимания истины в её полноте. Во многом под влиянием стоиков В. начинает пониматься как творч. продуктивное В. (Секст Эмпирик и др.). Концепция В. получает дальнейшую разработку и уточнение в неоплатонизме, особенно у Плотина и Прокла. Через Августина и Боэция понятие В. (imaginatio) как отд. познават. способности переходит в схоластику, где В. уделяется особое внимание (в частности, у Фомы Аквинского и Данте).
Понятие В. играет заметную роль в философии Нового времени; наряду с разумом, памятью и чувствами оно является одной из функций «познават. силы», или способности души, для Р. Декарта. Учение Канта о способности В. (Einbildungskraft) во многом определило трактовку В. в последующей филос. традиции. Кант проводит различие между репродуктивным (воссоздающим) и продуктивным (творческим) В. (подобное различение можно найти ещё у Христиана Вольфа). Продуктивное, чистое, или трансцендентальное, В. определяется Кантом как «способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании» («Критика чистого разума», B 151). Продуктивное В. связывает воедино многообразие чувственного созерцания (с которым В. роднит способность наглядного представления предмета) в соответствии с категориями рассудка (с которым В. роднит спонтанность, т. е. самодеятельность). Репродуктивное В., напротив, подчинено только эмпирическим законам ассоциации и потому не способствует возможности познания a priori. Продуктом чистого В. является трансцендентальная схема, однородная, с одной стороны, с категориями рассудка, а с другой – с явлениями, чувственно постигаемыми в формах пространственно-временны́х определений; схема сама как бы посредует между образом и понятием. Кроме того, согласно Канту, решающее для эстетического опыта суждение вкуса основывается на выражаемой в чувстве удовольствия свободной игре В. и рассудка.
В. как творч. способность играет центр. роль у И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллинга, а также в философии романтизма. Так, у Фихте в раннем изложении «Наукоучения» (1794) вся действительность полагается для рассудка посредством творческого В. через противопоставление и взаимоограничение «я» и «не-я». Развивая мысль Фихте, Новалис утверждает, что творческое В. является источником действительности и в конечном счёте самой действительностью. В философии тождества Шеллинга «воображение природы» есть организм, в котором находят своё наиболее полное воплощение реальное, идеальное и их тождество. С понятием творческого В. тесно связано понятие гения (у Ф. Шиллера, Ф. Шлегеля, а также В. Гумбольдта и Шеллинга).
Понятие В. существенно для теории познания, развиваемой в рамках аналитической философии. Так, согласно Г. Райлу, В. как единая и отдельная познават. способность есть только фикция, к В. обыкновенно относят разнообразные ментальные процессы, связанные с представлением, воплощением характера, лицедейством, притворством и т. д. Оживлённо обсуждается вопрос о роли образов В. как наглядных представлений в познании.
В феноменологии Э. Гуссерля В. было описано как осн. механизм конструктивной деятельности чистого сознания: в результате «феноменологич. редукции» психологич. особенности восприятия и мышления были вынесены за скобки и на первый план выступили различия операций презентации и репрезентации некоторого содержания сознанию. М. Мерло-Понти и Ж. П. Сартр, пытавшиеся преодолеть замкнутость феноменологич. подхода рамками сознания, рассматривали образы В. не как объекты в сознании, а как особое отношение к реальным объектам, придающее им статус одновременно существующих и несуществующих.
Воображение в психологии и когнитивной науке
Согласно представлениям, разработанным в психологии и психофизиологии (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн), функции В. состоят в предвосхищении результатов действия и в создании образа желаемого будущего. Осн. различение в эмпирич. исследованиях В. проводится между репродуктивным и продуктивным, или творческим, В. Процессы репродуктивного В. относятся при этом к сфере феноменов памяти, а процессы продуктивного В., лежащего в основе худож. и науч. творчества, – к проявлениям мышления. Различают также непроизвольное и произвольное (или активное) В. К числу феноменов непроизвольного В. иногда относят сновидения и образы, спонтанно возникающие при изменённых состояниях сознания.
Эксперим. изучение В. первоначально было сосредоточено на описании его индивидуальных особенностей, таких как относительное доминирование зрительных, слуховых или тактильно-кинестетич. образов (Ф. Гальтон). В объяснениях феноменов В. преобладали физико-химич. аналогии: так, О. Кюльпе объяснял образы последействием ощущений, а Г. Эббингауз сравнивал их с фотографич. отпечатками. С распространением бихевиоризма изучение процессов В. приостановилось до появления во 2-й пол. 20 в. когнитивной психологии. Совр. исследования В. показали, что характер мысленных преобразований образов часто соответствует манипуляциям с физич. объектами, осуществляемым в трёхмерном пространстве. Исследования творч. В. показали ограничения, накладываемые на В. привычными схемами опыта. При попытке вообразить нечто необычное, напр. кита с сигарой, испытуемые обычно сообщают, что видят сигару, торчащей у кита во рту, а, скажем, не на спине, наподобие трубы. Важным направлением стало изучение роли В. в качестве мнемотехнич. стратегии, улучшающей запоминание (см. Мнемотехника). Чем необычнее образы, тем больше они способствуют запоминанию. В психометрич. исследованиях интеллекта оценки творч. В. входят в число осн. компонентов креативности. Методы, стимулирующие творч. В., разработаны в психотерапии (метод «активного В.», восходящий к работам К. Г. Юнга, считавшего, что В. открывает путь к осознанию и интеграции бессознат. содержаний) и в групповых техниках генерирования идей («мозговой штурм»).
Исследования познават. развития ребёнка свидетельствуют о многообразии форм В., включённых в восприятие и память (первые месяцы жизни), символическую и ролевую игру (примерно с 18 мес), а затем и в более сложные процессы рефлексивного мышления и социального интеллекта (напр., в индивидуальную теорию психики, предполагающую учёт знаний и намерений другого человека). Нарушения психич. развития часто сказываются на особенностях В. ребёнка и взрослого. Напр., дети с аутизмом могут испытывать специфич. трудности в случае задач, требующих представления никогда не существовавших, фантастич. объектов.
Дискуссионным остаётся объяснение отношений В. и восприятия: идёт ли речь о принципиально сходных «картинках на кортикальных дисплеях», или эти процессы качественно различны. Восприятию требуется В. для интерпретации воспринимаемого, в свою очередь, В. опирается на восприятие, дающее материал для построения образов. У. Найссер описал В. как результат перцептивных ожиданий: перемещаясь в пространстве, мы пытаемся предвосхитить вид и свойства предметов. Если ожидания подтверждаются, происходит восприятие, если нет – В. Локальные поражения мозга могут приводить к диссоциации восприятия и В., так что в зависимости от очага поражения пациенты с выпадением восприятия продолжают успешно представлять предметы, либо, наоборот, выпадение функций В. наблюдается на фоне относительно сохранного восприятия. Визуализация предметов или представление мелодии способны вызывать изменения в работе сенсорных областей коры головного мозга. Вместе с тем В. увеличивает активацию передних отделов коры, связанных с когнитивным контролем, а не с восприятием.
В когнитивной лингвистике и психолингвистике чтение и речевое общение иногда трактуется как процесс применения языковых средств для управления В., т. е. для того, чтобы читатель или слушатель представил описываемую ситуацию именно так, как это имел в виду говорящий или автор текста. Одним из множества подобных средств управления В. является обращение отношений фигуры и фона. Напр., формально похожие фразы «дерево рядом с домом» и «дом рядом с деревом» вызывают разные образы – во втором предложении дом как бы уменьшается в размерах по сравнению с огромным или каким-то особенным деревом.
В современных работах по моделированию процессов познания у человека понимание В. как фундам. механизма науч. мышления связано с работами основателя логико-математич. интуиционизма, Л. Э. Я. Брауэра, а также С. А. Крипке, создавшего концепцию «семантики возможных миров».
К особенностям худож. В. относится приём «контрастного совмещения», мобилизующий внимание благодаря необычному сочетанию образов, помещению привычного образа в необычный контекст (или фантастич. содержания в реалистич. контекст). Вариантом контрастного совмещения является метафора. Наряду с совмещением в процессах худож. В. используются трансформация и инверсия объектов и их отношений, напр. трансформация идентичности людей и предметов, увеличение и уменьшение их размеров или социального «веса» (аналогичные приёмы гиперболы и литоты описаны в риторике).
Феноменология продуктивного воображения | Columbia University Press
Дата публикации: апрель 2022 г.
ISBN: 9783838215525
318 страниц
Формат: Мягкая обложка
Цена по прейскуранту: $48,00
- Основной
- Отзывы
- Содержание
- Выдержка
- Ссылки
- Награды
В своей новой книге Саулиус Гений развивает феноменологию продуктивного воображения, опираясь на те ресурсы, которые мы встречаем у Эдмунда Гуссерля, Макса Шелера, Мартина Хайдеггера, Эрнста Кассирера, Мики Киёши, Жана-Поля Сартра, Мориса Мерло-Понти, и сочинения Поля Рикера, а также участвуя в современных философских дискуссиях о воображении. Исследуя отношения между воображением и воплощением, аффективностью, восприятием, языком, самостью и интерсубъективностью, книга предлагает феноменологическую концепцию продуктивного воображения, которая придерживается основных феноменологических принципов и чувствительна к тому, как продуктивное воображение концептуализировалось в истории. феноменологии.
На этом фоне Geniusas разрабатывает новую концепцию продуктивного воображения: Это основная модальность интенциональности, которая косвенно формирует человеческое восприятие мира, формируя контуры действия, интуиции, знания и понимания . Это не столько слепая и необходимая функция души, сколько искусство, скрытое в теле, ибо оно проистекает из инстинктов, влечений, желаний и потребностей.
Автор показывает, какими неожиданными способами феноменология продуктивного воображения обогащает наше понимание воплощенной субъективности.
Продуктивное воображение — понятие, давно заслуживающее специального изучения. Саулиус Гений прослеживает ее важность от Канта и Гуссерля до немецкой и французской феноменологии 20-го века. С широким исследованием и проницательным анализом Geniusas открывает нам глаза на природу продуктивного воображения и его связь с воплощением, языком и субъективностью. Дэвид Карр, почетный профессор Университета Эмори
Книга Саулиуса Гениусаса предлагает радикально новое исследование жизненно важных отношений между воображением и телом. Письмо ясное, убедительное и обширное в своем научном диапазоне. Важное исследование незаменимых побуждений человеческого творчества. Ричард Кирни, профессор философии Чарльза Силиг, Бостонский колледж
Саулиус Гениусас — профессор философии Китайского университета Гонконга. Его основные философские интересы лежат в континентальной философии, особенно в феноменологии и герменевтике. Geniusas является автором Происхождение горизонта в феноменологии Гуссерля (Springer 2012), Феноменология боли (издательство Ohio University Press, 2020) и Что такое боль? Описательная психология, трансцендентальная феноменология и натурализм (на литовском языке; Phi knygos 2021). Он также редактировал ряд книг по феноменологии, герменевтике, сравнительной философии и философии воображения, в том числе «Расширяя пределы продуктивного воображения» (Rowman & Littlefield 2018) и 9 книг.0041 Что такое продуктивное воображение? (под редакцией Дмитрия Никулина; Rowman & Littlefield 2018). Его исследования были опубликованы в основных журналах по континентальной философии, таких как Continental Philosophy Review, Research in Phenomenology, Human Studies, Journal of the British Society for Phenomenology . Гений опубликовал более шестидесяти статей в различных философских журналах и антологиях на английском, немецком и литовском языках. Его произведения также переведены на французский, испанский и польский языки. В настоящее время является одним из редакторов 9-гоСерия книг 0041 Social Imaginaries , опубликованная Rowman & Littlefield.
Предметы
- Континентальная философия
Серия
- Тело и сознание
Феноменология продуктивного воображения: воплощение, язык, субъективность Саулиуса Гениусаса | eBook
Благодарности 11
Введение 13
Глава I Что такое продуктивное воображение? От Канта к феноменологии 25
Введение 25
Методологические соображения 26
Кант о продуктивном воображении 28
Продуктивное воображение в посткантианской философии 31
Заключение 35
Глава II Что продуктивно о репродуктивном воображении? Феноменология фантазии Эдмунда Гуссерля и конституция культурных миров 37
Введение 37
Что такое воспроизведение и что такое репродуктивное воображение? 41
Восприятие и воображение 49
Память и фантазия 55
Роль фантазии в строении культурных миров 61
Заключение 69
Глава III Между феноменологией, прагматизмом и метафизикой: концепция продуктивной фантазии Макса Шелера 75
9000 2 Введение 75Критика Шелера Прагматизм 76
Продуктивная фантазия и генезис опыта 80
Ощущение, восприятие и фантазия 84
Психические, исторические и культурные аспекты продуктивной фантазии 87
Фантазия и желание 89
Развитие продуктивной фантазии 91
Пределы продуктивной фантазии 93
Жизнь, дух и продуктивная фантазия 98
Заключение 101
9 0002 Глава IV Между феноменологией, онтологией и философией культуры: продуктивная Воображение и диспут Кассирера-Хайдеггера 103Введение 103
Историческая обстановка 104
Продуктивное воображение и субъективность субъекта 108
Коперниканский поворот 111
Terminus a Quo и Terminus ad Quern 115
Свобода 121
Возможность примирения 123
Темпоральность 125
9 0002 Заключение 132Глава V От феноменологии к киотской школе: Мики Киёси и Логика воображения.