Продуктивное воображение: 6.2. Виды воображения

Виды воображения

Виды воображения
 
  1. Рефераты на русском
  2. Медицина
  3. Виды воображения

«Воображение
 и его роль в познавательной и практической деятельности человека»
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чём другом, кроме воображения не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
 Воображение – это процесс создания человеком на основе раннего опыта образов объектов, которые он никогда не воспринимал.


 Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.
 От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой. Таким образом,  мечта — процесс создания образов желаемого будущего.
 Воображение может быть четырёх основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.
 Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.  Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нём действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздаётся. Но при этом в образе она всё же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть,  и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
 В зависимости от содержания деятельности и характера труда человека воображение подразделяется на художественное, техническое, научное и другие.
 Художественное воображение имеет предпочтительно чувственные (визуальные, слуховые, осязательные и др.) образы, необычайно яркие и детальные. Так, И. Репин, рисуя картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», писал, что голова шла кругом от их юмора и шума. Гюстав Флобер говорил, что он остро ощущал во рту привкус мышьяка, когда описывал сцену самоубийства мадам Бовари. Творцам благодаря яркости чувственных образов кажется, что они непосредственно воспринимают то, что изображают в своих произведениях.

 Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полёт творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому её конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точеному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и другое.
 Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная образность, за которой – вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Обращение к необычным образам позволяет усилить интеллектуально-нравственное воздействие искусства на человека.
 Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ художник создаёт его в своём воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого. Кроме того, начиная, как правило, с волевого усилия (акта воображения),  автор до такой степени захватывается произведением, что воображение становится  спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.
В этом отношении весьма наглядно творчество Ф. М. Достоевского. Через все романы писателя проходит несколько глобальных идей, над которыми «бьются» его герои, такие разные и такие единые в объединяющем их творческом воображении писателя.
 Для технического воображения характерным является создание образов пространственных отношений в виде геометрических фигур и построений, их лёгкая диссоциация и объединение в новые образования, мнимое перенесение их в различные ситуации. Образы технического воображения чаще всего реализуются в черчении, схемы, на основе которых потом создаются новые машины, объекты.
 Научное воображение проявляется в построении гипотез, проведении экспериментов, в обобщениях, которые появляются в процессе создания понятий. Фантазия играет важнейшую роль в планировании научного исследования, построении экспериментальной ситуации, в предвидении течения эксперимента. При построении научной системы воображение необходимо, чтобы дополнить отсутствующие, не обнаруженные ещё звенья в цепочке фактов.

 Фантазия имеет огромное значение для плодотворной творческой деятельности учёного. Без фантазии его работа может превратиться в деятельность по нагромождению научных фактов, аккумулированию своих и чужих мыслей, а не в реальный шаг к новым изобретениям, идеям, созданию принципиально нового в науке.
 Особой формой воображения является мечта. Это необходимое условие воплощения в жизнь творческих идей, если образы воображения не могут реализоваться немедленно  по объективным или субъективным причинам. В этой ситуации мечта представляет собой реальный стимул, мотив деятельности, благодаря которому завершение начатого дела становится возможным. Без мечты, говорил Д. Писарев, невозможно было бы понять, какая движущая сила заставляет человека начать и довести до конца изнуряющие и большие по объёму работы в царстве искусства, науки и практической жизни.
 Мечта является элементом научной интуиции, прогноза и планирования деятельности.
 Мечты могут быть реальными, действующими и нереальными, бесплодными. Действенность мечты – необходимое условие воплощения в жизнь творческих идей человека, направленных на реальное превращение в действительность. Такие мечты в определенном смысле являются движущей силой действий и поступков человека, придают ему большей целеустремлённости в жизни, помогают бороть трудности, противостоять неблагоприятным влияниям.
 Мечты могут быть пустыми, бесплодными, «маниловскими». Тогда они дезориентируют человека, лишают его способности видеть реальные жизненные перспективы, толкают на путь призрачного удовольствия, делают его неспособным противостоять невзгодам  реальной жизни.
 Позитивно на человека влияет только активная, творческая мечта, которая обогащает его жизнь, делает его ярким и интересным.
 Существуют и другие виды воображения. Один из них – сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека  до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

 Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма – сопровождают многие болезненные состояния.
 Грёзы в отличие от галлюцинаций – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грёзы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грёзы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессии.
 Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
 В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи его воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжённость. Данная жизненно важная функция особенно подчёркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвёртая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
 С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путём человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для регуляции.
 При помощи специальных упражнений и приёмов можно развивать воображение. В творческих видах труда – науке, литературе, искусстве, инженерии и других – развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путём специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода).
 Создание человеком образов  новых объектов обусловлено потребностями его жизни  и деятельности. В зависимости от заданий, которые поставлены перед ним, активизируются определённые следы предыдущих впечатлений и образуют новые комбинации ассоциативных связей. Этот процесс сталкивается с различными трудностями зависимо от цели, содержания и раннее полученного человеком опыта.
 Самой элементарной формой синтеза новых образов является агглютинация (от лат. aglutinare – склеивание). Это образование путём объединения качеств, свойств или частей, взятых у различных объектов. Например, сказочный образ кентавра – получеловека, полуконя; троллейбус – соединение свойств трамвая и автомобиля.
 Приёмом создания новых образов – аналогия. Суть этого приёма состоит в том, что создаваемый образ похож на реально существующий объект, но в нём проектируется принципиально новая модель явления или факта.
 Новые образы могут создаваться при помощи акцентирования. Этот приём состоит в намеренном усилении в объекте определённых качеств, которые оказываются доминирующими на фоне остальных. Примером выступает рисование карикатур, дружеских шаржей.
 Создать новый образ можно путём преувеличения (или преуменьшения) характеристик объекта. Этот приём широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой и совершают подвиги.
 Как мы уже поняли яркое воображение даёт много преимуществ своему владельцу, но, как и везде, необходимо «знать меру», иначе слишком яркое воображение может сыграть и злую шутку. Немного об этом.
На самом деле, как и другие психические процессы, воображение – это функция коры больших полушарий головного мозга. Создавая образы объектов, которые оказываются непосредственно связанными с эмоциональной сферой личности, её чувствами, человеческий мозг может производить регулирующее влияние на периферийные части организма, изменять их функционирование. Уже давно было замечено, что у некоторых людей, преимущественно страдающих истерией, после раздумий о муках, перенесённых, по евангелиевскому писанию, Иисусом Христом, появлялись «знаки распятия» на ладонях, ступнях ног в виде кровавых пятен и ран. Такие отпечатки называются стигмами (от греч. stigma – «клеймо», «рубец»). Неосторожно сказанное врачом слово может вызвать у мнительного пациента реальное чувство болезненного состояния и у него могут проявиться соответственные симптомы заболевания. Болезни, таково происхождения называются ятрогенией Нетактичное слово учителя, травмирующее психику ученика, порождая фантастические страхи, может вызвать нервное расстройство – дидактогению.
Специфичным проявлением влияния образов воображения на двигательную сферу являются идеомоторные акты. Опытом установлено, что когда человек представляет движение какой-то части своего тела, но не производит самого движения, в мышцах, которые должны это движение исполнять, фиксируются слабые импульсы, аналогично тем, что регистрируются при реальном исполнении движений. Применяется спортсменами: перед реальным исполнением упражнения они несколько раз детально представляют, как они его производят. Такое «программирование» улучшает результаты.
Итак, подводя итог, я хотела бы сказать, что воображение – одно из самых важных, интересных и загадочных свойств человеческой психики. Этот феномен ещё до конца не изучен, в том числе его анатомо–физиологическая основа. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам органических структур оно связано? На эти вопросы мы почти ничего ответить не можем.
И ещё, как же относиться к «разыгравшемуся» воображению? Я считаю, что ничего страшного в этом нет, если ты, конечно, уверен в том, что у тебя хватит сил держать этот процесс под контролем и не стать игрушкой в руках своего разыгравшегося воображения…
 
 

  Рефераты на русском языке — Медицина

Меню

Главная
Новости
Краеведение

История и современность

Герои ВКО

Почетные граждане

Искусство

Театр

История театра

Деятели театра

Музыкальное искусство

Народные композиторы

Певцы и композиторы

Изобразительное искусство

Танцевальное искусство

Киноискусство

Рефераты на русском
Рефераты на казахском
Литературная карта

Усть-Каменогорск

Катон-Карагай

Курчум

Тарбагатай

Зайсан

Улан

Семей

Глубокое

Риддер

Зыряновск

Большенарым

Аягуз

Шемонаиха

Образцы документов
                        

                           

                        

ВООБРАЖЕНИЕ • Большая российская энциклопедия

ВООБРАЖЕ́НИЕ, спо­соб­ность кон­ст­руи­ро­вать об­ра­зы.

Воображение в истории философии

По­ня­тие В. (греч. φαντασία ) как осо­бой мен­таль­ной спо­соб­но­сти впер­вые вве­дено Пла­то­ном. В. опи­сы­ва­ет­ся в «Фи­ле­бе» как свя­зан­ная с па­мя­тью спо­соб­ность соз­да­ния ду­шой «жи­во­пис­ных» об­ра­зов или изо­бра­же­ний со­дер­жа­ния как от­де­лён­но­го от ощу­ще­ний мне­ния, так и то­го, что вы­ра­жа­ет­ся в ре­чи (сам тер­мин впер­вые поя­вил­ся в «Го­су­дар­ст­ве»). По­сколь­ку для Пла­то­на об­ра­зы, т. е. ве­щи и их изо­бра­же­ния, суть лишь сла­бые от­пе­чат­ки про­об­ра­зов-эй­до­сов, или идей, то и спо­соб­ность В. как соз­даю­щая об­ра­зы не­из­беж­но вно­сит ис­ка­же­ния в пред­став­ляе­мое ею. Раз­вёр­ну­тую тео­рию В. впер­вые да­ёт Ари­сто­тель в соч. «О ду­ше»: В. есть ус­той­чи­вое со­стоя­ние или свой­ст­во ума по­ро­ж­дать об­ра­зы (φαντάσματα), от­лич­ные как от об­ра­зов чув­ст­вен­но­го вос­при­ятия, так и от пред­ме­тов чис­то­го мыш­ле­ния; это со­стоя­ние есть не­ко­то­рая дея­тель­ность, сле­дую­щая за дея­тель­но­стью чув­ст­вен­но­го вос­при­ятия; В. яв­ля­ет­ся про­ме­жу­точ­ным ме­ж­ду чув­ст­вен­ным вос­при­яти­ем и дис­кур­сив­ным мыш­ле­ни­ем, по­сколь­ку, с од­ной сто­ро­ны, оно не мо­жет дей­ст­во­вать вне и по­ми­мо те­ла (по­это­му В. есть у боль­шин­ст­ва жи­вот­ных), с др. сто­ро­ны, оно дос­тав­ля­ет не­об­хо­ди­мый ма­те­ри­ал мыш­ле­нию, уже не­яв­но пред­по­лагая не про­сто пред­став­ле­ние свойств пред­ме­та, но и не­ко­то­рое о нём су­ж­де­ние, что мо­жет явить­ся ис­точ­ни­ком воз­мож­ных оши­бок. На­ме­чен­ная у Пла­тона ие­рар­хия по­зна­ват. спо­соб­но­стей под­роб­но раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся Ари­сто­те­лем и позд­ней­ши­ми пла­то­ни­ка­ми: чув­ст­вен­ное вос­при­ятие (αἲσϑησις, sensus), В. (φαντασία, imaginatio), дис­кур­сив­но-ло­гич. мыш­ле­ние (διάνοια, ratio), пред­по­ла­гаю­щее рас­су­ж­де­ние и речь-ло­гос, и, на­ко­нец, ра­зум (νοῦς, intelligentia) как спо­соб­ность мгно­вен­но­го ус­мат­ри­ва­ния и по­ни­ма­ния ис­ти­ны в её пол­но­те. Во мно­гом под влия­ни­ем стои­ков В. на­чи­на­ет по­ни­мать­ся как творч. про­дук­тив­ное В. (Секст Эм­пи­рик и др.). Кон­цеп­ция В. по­лу­ча­ет даль­ней­шую раз­ра­бот­ку и уточ­не­ние в не­оп­ла­то­низ­ме, осо­бен­но у Пло­ти­на и Про­кла. Че­рез Ав­гу­сти­на и Бо­эция по­ня­тие В. (imaginatio) как отд. по­зна­ват. спо­соб­но­сти пе­ре­хо­дит в схо­ла­сти­ку, где В. уде­ля­ет­ся осо­бое вни­ма­ние (в ча­ст­но­сти, у Фо­мы Ак­вин­ско­го и Дан­те).

По­ня­тие В. иг­ра­ет за­мет­ную роль в фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни; на­ря­ду с ра­зу­мом, па­мя­тью и чув­ст­ва­ми оно яв­ля­ет­ся од­ной из функ­ций «по­зна­ват. си­лы», или спо­соб­но­сти ду­ши, для Р. Де­кар­та. Уче­ние Кан­та о спо­соб­но­сти В. (Einbildungskraft) во мно­гом оп­ре­де­ли­ло трак­тов­ку В. в по­сле­дую­щей фи­лос. тра­ди­ции. Кант про­во­дит раз­ли­чие ме­ж­ду ре­про­дук­тив­ным (вос­соз­даю­щим) и про­дук­тив­ным (твор­че­ским) В. (по­доб­ное раз­ли­че­ние мож­но най­ти ещё у Хри­стиа­на Воль­фа). Про­дук­тив­ное, чис­тое, или транс­цен­ден­таль­ное, В. оп­ре­де­ля­ет­ся Кан­том как «спо­соб­ность пред­став­лять пред­мет так­же и без его при­сут­ствия в со­зер­ца­нии» («Кри­ти­ка чис­то­го ра­зу­ма», B 151). Про­дук­тив­ное В. свя­зы­ва­ет во­еди­но мно­го­об­ра­зие чув­ст­вен­но­го со­зер­ца­ния (с ко­то­рым В. род­нит спо­соб­ность на­гляд­но­го пред­став­ле­ния пред­ме­та) в со­от­вет­ст­вии с ка­те­го­рия­ми рас­суд­ка (с ко­то­рым В. род­нит спон­тан­ность, т. е. са­мо­дея­тель­ность). Ре­про­дук­тив­ное В., на­про­тив, под­чи­не­но толь­ко эм­пи­рическим за­ко­нам ас­со­циа­ции и по­то­му не спо­соб­ст­ву­ет воз­мож­но­сти по­зна­ния a priori. Про­дук­том чис­то­го В. яв­ля­ет­ся транс­цен­ден­таль­ная схе­ма, од­но­род­ная, с од­ной сто­ро­ны, с ка­те­го­рия­ми рас­суд­ка, а с дру­гой – с яв­ле­ния­ми, чув­ст­вен­но по­сти­гае­мы­ми в фор­мах про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ны́х оп­ре­де­ле­ний; схе­ма са­ма как бы по­сре­ду­ет ме­ж­ду об­ра­зом и по­ня­ти­ем. Кро­ме то­го, со­глас­но Кан­ту, ре­шаю­щее для эс­те­тического опы­та су­ж­де­ние вку­са ос­но­вы­ва­ет­ся на вы­ра­жае­мой в чув­ст­ве удо­воль­ст­вия сво­бод­ной иг­ре В. и рас­суд­ка.

В. как творч. спо­соб­ность иг­ра­ет центр. роль у И. Г. Фих­те и Ф. В. Шел­лин­га, а так­же в фи­ло­со­фии ро­ман­тиз­ма. Так, у Фих­те в ран­нем из­ло­же­нии «Нау­ко­уче­ния» (1794) вся дей­ст­ви­тель­ность по­ла­га­ет­ся для рас­суд­ка по­сред­ст­вом твор­че­ско­го В. че­рез про­ти­во­пос­тав­ле­ние и взаи­мо­ог­ра­ни­че­ние «я» и «не-я». Раз­ви­вая мысль Фих­те, Но­ва­лис ут­вер­жда­ет, что твор­че­ское В. яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком дей­ст­ви­тель­но­сти и в ко­неч­ном счё­те са­мой дей­ст­ви­тель­но­стью. В фи­ло­со­фии то­ж­де­ст­ва Шел­лин­га «во­об­ра­же­ние при­ро­ды» есть ор­га­низм, в ко­то­ром на­хо­дят своё наи­бо­лее пол­ное во­пло­щение ре­аль­ное, иде­аль­ное и их то­ж­де­ст­во. С по­ня­ти­ем твор­че­ско­го В. тес­но свя­за­но по­ня­тие ге­ния (у Ф. Шил­ле­ра, Ф. Шле­ге­ля, а так­же В. Гум­больд­та и Шел­лин­га).

По­ня­тие В. су­ще­ст­вен­но для тео­рии по­зна­ния, раз­ви­вае­мой в рам­ках ана­лити­че­ской фи­ло­со­фии. Так, со­глас­но Г. Рай­лу, В. как еди­ная и от­дель­ная по­зна­ват. спо­соб­ность есть толь­ко фик­ция, к В. обык­но­вен­но от­но­сят раз­но­об­раз­ные мен­таль­ные про­цес­сы, свя­зан­ные с пред­став­ле­ни­ем, во­пло­ще­ни­ем ха­рак­те­ра, ли­це­дей­ст­вом, при­твор­ст­вом и т. д. Ожив­лён­но об­су­ж­да­ет­ся во­прос о ро­ли об­ра­зов В. как на­гляд­ных пред­став­ле­ний в по­зна­нии.

В фе­но­ме­но­ло­гии Э. Гус­сер­ля В. бы­ло опи­са­но как осн. ме­ха­низм кон­ст­рук­тив­ной дея­тель­но­сти чис­то­го соз­на­ния: в ре­зуль­та­те «фе­но­ме­но­ло­гич. ре­дук­ции» пси­хо­ло­гич. осо­бен­но­сти вос­при­ятия и мыш­ле­ния бы­ли вы­не­се­ны за скоб­ки и на пер­вый план вы­сту­пи­ли раз­ли­чия опе­ра­ций пре­зен­та­ции и ре­пре­зен­та­ции не­ко­то­ро­го со­дер­жа­ния соз­на­нию. М. Мер­ло-Пон­ти и Ж. П. Сартр, пы­тав­шие­ся пре­одо­леть замк­ну­тость фе­но­ме­но­ло­гич. под­хо­да рам­ка­ми соз­на­ния, рас­смат­ри­ва­ли об­ра­зы В. не как объ­ек­ты в соз­на­нии, а как осо­бое от­но­ше­ние к ре­аль­ным объ­ек­там, при­даю­щее им ста­тус од­но­вре­мен­но су­ще­ст­вую­щих и не­су­ще­ст­вую­щих.

Воображение в психологии и когнитивной науке

Со­глас­но пред­став­ле­ни­ям, раз­ра­бо­тан­ным в пси­хо­ло­гии и пси­хо­фи­зио­ло­гии (П.  К. Ано­хин, Н. А. Берн­штейн), функ­ции В. со­сто­ят в пред­вос­хи­ще­нии ре­зуль­та­тов дей­ст­вия и в соз­да­нии об­раза же­лае­мо­го бу­ду­ще­го. Осн. раз­ли­че­ние в эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ни­ях В. про­во­дит­ся ме­ж­ду ре­про­дук­тив­ным и про­дук­тив­ным, или твор­че­ским, В. Про­цес­сы ре­про­дук­тив­но­го В. от­но­сят­ся при этом к сфе­ре фе­но­ме­нов па­мя­ти, а про­цес­сы про­дук­тив­но­го В., ле­жа­ще­го в ос­но­ве ху­дож. и на­уч. твор­че­ст­ва, – к про­яв­ле­ни­ям мыш­ле­ния. Раз­ли­ча­ют так­же не­про­из­воль­ное и про­из­воль­ное (или ак­тив­ное) В. К чис­лу фе­но­ме­нов не­про­из­воль­но­го В. ино­гда от­но­сят сно­ви­де­ния и об­ра­зы, спон­тан­но воз­ни­каю­щие при из­ме­нён­ных со­стоя­ни­ях соз­на­ния.

Экс­пе­рим. изу­че­ние В. пер­во­на­чаль­но бы­ло со­сре­до­то­че­но на опи­са­нии его ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей, та­ких как от­но­си­тель­ное до­ми­ни­ро­ва­ние зри­тель­ных, слу­хо­вых или так­тиль­но-ки­не­сте­тич. об­ра­зов (Ф. Галь­тон). В объ­яс­нени­ях фе­но­ме­нов В. пре­об­ла­да­ли фи­зи­ко-хи­мич. ана­ло­гии: так, О. Кюль­пе объ­яс­нял об­ра­зы по­сле­дей­ст­ви­ем ощу­ще­ний, а Г. Эб­бин­га­уз срав­ни­вал их с фо­то­гра­фич. от­пе­чат­ка­ми. С рас­про­стра­не­ни­ем би­хе­вио­риз­ма изу­че­ние про­цес­сов В. при­ос­та­но­ви­лось до по­яв­ле­ния во 2-й пол. 20 в. ког­ни­тив­ной пси­хо­ло­гии. Совр. ис­сле­до­ва­ния В. по­ка­за­ли, что ха­рак­тер мыс­лен­ных пре­об­ра­зо­ва­ний об­ра­зов час­то со­от­вет­ст­ву­ет ма­ни­пу­ля­ци­ям с фи­зич. объ­ек­та­ми, осу­ще­ст­в­ляе­мым в трёх­мер­ном про­стран­ст­ве. Ис­сле­до­вания творч. В. по­ка­за­ли ог­ра­ни­че­ния, на­кла­ды­вае­мые на В. при­выч­ны­ми схе­ма­ми опы­та. При по­пыт­ке во­об­ра­зить не­что не­обыч­ное, напр. ки­та с си­га­рой, ис­пы­туе­мые обыч­но со­об­ща­ют, что ви­дят си­га­ру, тор­ча­щей у ки­та во рту, а, ска­жем, не на спи­не, на­по­до­бие тру­бы. Важ­ным на­прав­ле­ни­ем ста­ло изу­че­ние ро­ли В. в ка­че­ст­ве мне­мо­тех­нич. стра­те­гии, улуч­шаю­щей за­по­ми­на­ние (см. Мне­мо­тех­ни­ка). Чем не­обыч­нее об­ра­зы, тем боль­ше они спо­соб­ст­ву­ют за­по­ми­на­нию. В пси­хо­мет­рич. ис­сле­до­ва­ни­ях ин­тел­лек­та оцен­ки творч. В. вхо­дят в чис­ло осн. ком­по­нен­тов креа­тив­но­сти. Ме­то­ды, сти­му­ли­рую­щие творч. В., раз­ра­бо­та­ны в пси­хо­те­ра­пии (ме­тод «ак­тив­но­го В.», вос­хо­дя­щий к ра­бо­там К. Г. Юн­га, счи­тав­ше­го, что В. от­кры­ва­ет путь к осоз­на­нию и ин­те­гра­ции бес­соз­нат. со­дер­жа­ний) и в груп­по­вых тех­ни­ках ге­не­ри­ро­ва­ния идей («моз­го­вой штурм»).

Ис­сле­до­ва­ния по­зна­ват. раз­ви­тия ре­бён­ка сви­де­тель­ст­ву­ют о мно­го­об­ра­зии форм В., вклю­чён­ных в вос­при­ятие и па­мять (пер­вые ме­ся­цы жиз­ни), сим­во­ли­че­скую и ро­ле­вую иг­ру (при­мер­но с 18 мес), а за­тем и в бо­лее слож­ные про­цес­сы реф­лек­сив­но­го мыш­ле­ния и со­ци­аль­но­го ин­тел­лек­та (напр., в ин­ди­ви­ду­аль­ную тео­рию пси­хи­ки, пред­по­ла­гаю­щую учёт зна­ний и на­ме­ре­ний дру­го­го че­ло­ве­ка). На­ру­ше­ния пси­хич. раз­ви­тия час­то ска­зы­ва­ют­ся на осо­бен­но­стях В. ре­бён­ка и взрос­ло­го. Напр., де­ти с ау­тиз­мом мо­гут ис­пы­ты­вать спе­ци­фич. труд­но­сти в слу­чае за­дач, тре­бую­щих пред­став­ле­ния ни­ко­гда не су­ще­ст­во­вав­ших, фан­та­стич. объ­ек­тов.

Дис­кус­си­он­ным ос­та­ёт­ся объ­яс­не­ние от­но­ше­ний В. и вос­при­ятия: идёт ли речь о прин­ци­пи­аль­но сход­ных «кар­тин­ках на кор­ти­каль­ных дис­пле­ях», или эти про­цес­сы ка­че­ст­вен­но раз­лич­ны. Вос­при­ятию тре­бу­ет­ся В. для ин­тер­пре­та­ции вос­при­ни­мае­мо­го, в свою оче­редь, В. опи­ра­ет­ся на вос­при­ятие, даю­щее ма­те­ри­ал для по­строе­ния об­ра­зов. У. Найс­сер опи­сал В. как ре­зуль­тат пер­цеп­тив­ных ожи­да­ний: пе­ре­ме­ща­ясь в про­стран­ст­ве, мы пы­та­ем­ся пред­вос­хи­тить вид и свой­ст­ва пред­ме­тов. Ес­ли ожи­да­ния под­твер­жда­ют­ся, про­ис­хо­дит вос­при­ятие, ес­ли нет – В. Ло­каль­ные по­ра­же­ния моз­га мо­гут при­во­дить к дис­со­циа­ции вос­при­ятия и В., так что в за­ви­си­мо­сти от оча­га по­ра­же­ния па­ци­ен­ты с вы­па­де­нием вос­при­ятия про­дол­жа­ют ус­пеш­но пред­став­лять пред­ме­ты, ли­бо, на­обо­рот, вы­па­де­ние функ­ций В. на­блю­да­ет­ся на фо­не от­но­си­тель­но со­хран­но­го вос­при­ятия. Ви­зуа­ли­за­ция пред­ме­тов или пред­став­ле­ние ме­ло­дии спо­соб­ны вы­зы­вать из­ме­не­ния в ра­бо­те сен­сор­ных об­лас­тей ко­ры го­лов­но­го моз­га. Вме­сте с тем В. уве­ли­чи­ва­ет ак­ти­ва­цию пе­ред­них от­де­лов ко­ры, свя­зан­ных с ког­ни­тив­ным кон­тро­лем, а не с вос­при­яти­ем.

В ког­ни­тив­ной лин­гвис­ти­ке и пси­хо­лин­гви­сти­ке чте­ние и ре­че­вое об­ще­ние ино­гда трак­ту­ет­ся как про­цесс при­ме­не­ния язы­ко­вых средств для управ­ле­ния В., т. е. для то­го, что­бы чи­та­тель или слу­ша­тель пред­ста­вил опи­сы­вае­мую си­туа­цию имен­но так, как это имел в ви­ду го­во­ря­щий или ав­тор тек­ста. Од­ним из мно­же­ст­ва по­доб­ных средств управ­ле­ния В. яв­ля­ет­ся об­ра­ще­ние от­но­ше­ний фи­гу­ры и фо­на. Напр., фор­маль­но по­хо­жие фра­зы «де­ре­во ря­дом с до­мом» и «дом ря­дом с де­ре­вом» вы­зы­ва­ют раз­ные об­ра­зы – во вто­ром пред­ло­же­нии дом как бы умень­ша­ет­ся в раз­ме­рах по срав­не­нию с ог­ром­ным или ка­ким-то осо­бен­ным де­ре­вом.

В со­вре­мен­ных ра­бо­тах по мо­де­ли­ро­ва­нию про­цес­сов по­зна­ния у че­ло­ве­ка по­ни­ма­ние В. как фун­дам. ме­ха­низ­ма на­уч. мыш­ле­ния свя­за­но с ра­бо­та­ми ос­но­ва­теля ло­ги­ко-ма­те­ма­тич. ин­туи­цио­низ­ма, Л. Э. Я. Брау­эра, а так­же С. А. Крип­ке, соз­дав­ше­го кон­цеп­цию «се­ман­ти­ки воз­мож­ных ми­ров».

К осо­бен­но­стям ху­дож. В. от­но­сит­ся при­ём «кон­тра­ст­но­го со­вме­ще­ния», мо­би­ли­зую­щий вни­ма­ние бла­го­да­ря не­обыч­но­му со­че­та­нию об­ра­зов, по­ме­ще­нию при­выч­но­го об­раза в не­обыч­ный кон­текст (или фан­та­стич. со­дер­жа­ния в реа­ли­стич. кон­текст). Ва­ри­ан­том кон­тра­ст­но­го со­вме­ще­ния яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра. На­ря­ду с со­вме­ще­ни­ем в про­цес­сах ху­дож. В. ис­поль­зу­ют­ся транс­фор­ма­ция и ин­вер­сия объ­ек­тов и их от­но­ше­ний, напр. транс­фор­ма­ция иден­тич­но­сти лю­дей и пред­ме­тов, уве­ли­че­ние и умень­ше­ние их раз­ме­ров или со­ци­аль­но­го «ве­са» (ана­ло­гич­ные приё­мы ги­пер­бо­лы и ли­то­ты опи­са­ны в ри­то­ри­ке).

Феноменология продуктивного воображения | Columbia University Press

Дата публикации: апрель 2022 г.

ISBN: 9783838215525

318 страниц

Формат: Мягкая обложка

Цена по прейскуранту: $48,00

  • Основной
  • Отзывы
  • Содержание
  • Выдержка
  • Ссылки
  • Награды
Хотя продуктивное воображение играло очень важную роль в (пост-)кантианской философии, было очень мало исследований объемом в целую книгу, явно посвященных его анализу.

В своей новой книге Саулиус Гений развивает феноменологию продуктивного воображения, опираясь на те ресурсы, которые мы встречаем у Эдмунда Гуссерля, Макса Шелера, Мартина Хайдеггера, Эрнста Кассирера, Мики Киёши, Жана-Поля Сартра, Мориса Мерло-Понти, и сочинения Поля Рикера, а также участвуя в современных философских дискуссиях о воображении. Исследуя отношения между воображением и воплощением, аффективностью, восприятием, языком, самостью и интерсубъективностью, книга предлагает феноменологическую концепцию продуктивного воображения, которая придерживается основных феноменологических принципов и чувствительна к тому, как продуктивное воображение концептуализировалось в истории. феноменологии.

На этом фоне Geniusas разрабатывает новую концепцию продуктивного воображения: Это основная модальность интенциональности, которая косвенно формирует человеческое восприятие мира, формируя контуры действия, интуиции, знания и понимания . Это не столько слепая и необходимая функция души, сколько искусство, скрытое в теле, ибо оно проистекает из инстинктов, влечений, желаний и потребностей.

Автор показывает, какими неожиданными способами феноменология продуктивного воображения обогащает наше понимание воплощенной субъективности.

Продуктивное воображение — понятие, давно заслуживающее специального изучения. Саулиус Гений прослеживает ее важность от Канта и Гуссерля до немецкой и французской феноменологии 20-го века. С широким исследованием и проницательным анализом Geniusas открывает нам глаза на природу продуктивного воображения и его связь с воплощением, языком и субъективностью. Дэвид Карр, почетный профессор Университета Эмори
Книга Саулиуса Гениусаса предлагает радикально новое исследование жизненно важных отношений между воображением и телом. Письмо ясное, убедительное и обширное в своем научном диапазоне. Важное исследование незаменимых побуждений человеческого творчества. Ричард Кирни, профессор философии Чарльза Силиг, Бостонский колледж

Саулиус Гениусас — профессор философии Китайского университета Гонконга. Его основные философские интересы лежат в континентальной философии, особенно в феноменологии и герменевтике. Geniusas является автором Происхождение горизонта в феноменологии Гуссерля (Springer 2012), Феноменология боли (издательство Ohio University Press, 2020) и Что такое боль? Описательная психология, трансцендентальная феноменология и натурализм (на литовском языке; Phi knygos 2021). Он также редактировал ряд книг по феноменологии, герменевтике, сравнительной философии и философии воображения, в том числе «Расширяя пределы продуктивного воображения» (Rowman & Littlefield 2018) и 9 книг.0041 Что такое продуктивное воображение? (под редакцией Дмитрия Никулина; Rowman & Littlefield 2018). Его исследования были опубликованы в основных журналах по континентальной философии, таких как Continental Philosophy Review, Research in Phenomenology, Human Studies, Journal of the British Society for Phenomenology . Гений опубликовал более шестидесяти статей в различных философских журналах и антологиях на английском, немецком и литовском языках. Его произведения также переведены на французский, испанский и польский языки. В настоящее время является одним из редакторов 9-гоСерия книг 0041 Social Imaginaries , опубликованная Rowman & Littlefield.

Предметы

  • Континентальная философия

Серия

  • Тело и сознание

Феноменология продуктивного воображения: воплощение, язык, субъективность Саулиуса Гениусаса | eBook

Благодарности 11

Введение 13

Глава I Что такое продуктивное воображение? От Канта к феноменологии 25

Введение 25

Методологические соображения 26

Кант о продуктивном воображении 28

Продуктивное воображение в посткантианской философии 31

Заключение 35

Глава II Что продуктивно о репродуктивном воображении? Феноменология фантазии Эдмунда Гуссерля и конституция культурных миров 37

Введение 37

Что такое воспроизведение и что такое репродуктивное воображение? 41

Восприятие и воображение 49

Память и фантазия 55

Роль фантазии в строении культурных миров 61

Заключение 69

Глава III Между феноменологией, прагматизмом и метафизикой: концепция продуктивной фантазии Макса Шелера 75

9000 2 Введение 75

Критика Шелера Прагматизм 76

Продуктивная фантазия и генезис опыта 80

Ощущение, восприятие и фантазия 84

Психические, исторические и культурные аспекты продуктивной фантазии 87

Фантазия и желание 89

Развитие продуктивной фантазии 91

Пределы продуктивной фантазии 93

Жизнь, дух и продуктивная фантазия 98

Заключение 101

9 0002 Глава IV Между феноменологией, онтологией и философией культуры: продуктивная Воображение и диспут Кассирера-Хайдеггера 103

Введение 103

Историческая обстановка 104

Продуктивное воображение и субъективность субъекта 108

Коперниканский поворот 111

Terminus a Quo и Terminus ad Quern 115

Свобода 121

Возможность примирения 123

Темпоральность 125

9 0002 Заключение 132

Глава V От феноменологии к киотской школе: Мики Киёси и Логика воображения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *