Думать масштабно: принципы работы проектного мышления
Проектное мышление позволяет комплексно подходить к решению проблем с минимальными ресурсными затратами. Вы реализовываете проекты ежедневно, причем не только на работе — будь то планирование путешествия, прохождение образовательного курса или генеральная уборка дома. Т&Р рассказывают о принципах работы проектного мышления и делятся советами, как его развивать.
Что такое проектное мышление
Мы ежедневно работаем с проектами, иногда даже не осознавая этого. Под проектами подразумеваются проблемы, решение которых требует комплексного подхода и деления на несколько этапов. Причем справиться с поставленной задачей необходимо с минимальными ресурсными затратами (финансовыми, энергетическими и временными) и максимальной скоростью. Проектное мышление широко используется в ИТ-аутсорсинге, когда команды разработчиков работают на клиента в течение установленного периода. Качество сотрудничества с клиентами определяется именно реализованными в срок проектами в рамках бюджета.
На самом деле, этот навык необходим для специалистов из совершенно разных областей, и применять его можно в том числе в обычной жизни. Например, вы забыли в офисе зарядку от ноутбука, а видеоконференция начинается через 40 минут, самостоятельно съездить в свое рабочее место вы не сможете. Перед вами своеобразный проект (хоть и бытовой), который можно решить несколькими альтернативными путями: попросить зарядку у соседей, доставить ее курьером, перенести встречу и отправиться за ней самостоятельно. На выбор влияет множество внешних факторов, и ваша задача — выбрать наиболее оптимальный. Кроме того, необходимо продумать, как не допустить повторного возникновения этой проблемы — поставить напоминание на телефоне, перед тем как уйти из офиса, или же иметь две зарядки — дома и на работе. То же самое можно применить в процессе организации дня рождения для друга или отпуска — вопрос только в масштабе и долгосрочности проекта.
Проектное мышление позволяет выявить корень проблемы в общем процессе и найти рациональное решение, требующее наименьших усилий, предсказав результат
Отличие проектного мышления от творческого заключается в том, что в первом случае вы не только ищете альтернативные пути, но и прогнозируете ход событий и связываете все задействованные в этой проблеме элементы. Вы видите не только задачу, но и результат ваших действий наперед. В своей научной работе кандидат философских наук Полина Рыбалкина рассматривала проектное мышление как социокультурный феномен и отмечала, что это новый тип сознания и деятельности прагматической ориентации, направленный на «конструирование идеального будущего».
Еще одна особенность проектного мышления — уникальность результата и способ его достижения. В отличие от операционных задач, которые являются механическими и не всегда приводят в одну и ту же точку Б, проекты и их реализация отличны и чаще всего требуют новых навыков и знаний.
Как работает проектное мышление
Деление проекта на циклы необходимо для того, чтобы расставлять контрольные точки и фиксировать промежуточные результаты, эффективно распределяя время. Каждый цикл представляет собой законченный этап работы.
Основные этапы цикла:
1. Выявление проблемы
Цель любого проекта — решение определенной проблемы (медленный сервис, технические неполадки, низкое качество и так далее). Для начала ее необходимо распознать и четко сформулировать, так как именно от этого зависит последующее разрешение. На этом этапе вы прогнозируете, каким будет ваш проект, и строите модель будущего.
2. Подготовительная работа
Исходя из поставленной проблемы можно определить цель. При этом конкретизировать ее. Например, повышение качества продукции, улучшение сервиса — абстрактные формулировки. Необходимо выявить критерии, по которым можно определить, что цель достигнута.
3. Разработка проекта
На этом этапе устанавливаются сроки, создается алгоритм действий, а также просчитываются возможные риски.
4. Внедрение
Основная часть — реализация плана. Он должен быть гибким, так как внешние обстоятельства могут повлиять на вашу стратегию и ее придется корректировать.
5. Контроль
Каждый пройденный этап необходимо фиксировать и контролировать соответствие плану. На этом этапе необходимо собирать обратную связь и при необходимости вносить корректировки.
6. Завершение с фиксацией результатов
На этом этапе вы сопоставляете цели с тем, что вам удалось реализовать (поэтому обязательно нужны критерии ее достижения). Как правило, в данном случае требуется отчетность
Принципы проектного мышления
Поэтапное планирование
Делегирование задач
Прогнозирование идеального образа будущего
Расчет рисков
Гибкость действий
Как развивать проектное мышление
Относитесь к повседневным задачам как к проектам
Учитесь мыслить более масштабно. Речь не идет о том, чтобы преувеличивать проблемы, но подходить к их решению комплексно. Например, прохождение курса, организация дня рождения, косметический ремонт, покупка продуктов на неделю — это проекты, отличающиеся степенью важности, целями и, соответственно, подходами. Тем не менее, их необходимо рассматривать в целом и сразу же находить слабые места.
Прогнозируйте и ищите альтернативы
Просчитывайте как можно больше сценариев развития ситуации. В том числе не игнорируйте негативные события — к ним тоже нужно быть готовым (пусть они и маловероятны). Можно использовать mind map — в центре сформулировать проблему и от нее провести несколько стрелочек к будущему образу.
Разбивайте любую задачу на несколько этапов
Проекты не реализовываются благодаря одному действию. Они делятся на этапы, прохождение каждого из них приближает к цели и имеет микрорезультат. Его необходимо фиксировать.
Ищите способы делегировать задачи
Так как основная цель — решить поставленную проблему с минимальными усилиями и сжатыми сроками, ищите способы делегировать часть задач компетентным в этом вопросе людям. Это касается как бытовых вопросов (например, заказ доставки), так и рабочих (передача задачи коллеге или ассистенту).
Рефлексируйте
Согласно схеме управления проектами Dragon Dreaming, кроме планирования и реализации есть такие этапы как «мечтание» и «празднование». Последнее включает в себя в том числе анализ результатов и наблюдение за изменениями. Это происходит благодаря рефлексии — вы снова просматриваете пройденный путь и анализируете не только результаты, но и то, какие навыки вы приобрели и как изменились за это время.
Любовь Карась
Теги
#решение проблем
#подход
#проектное мышление
#мышление
Проектное мышление: системность мыслей и действий, приводящая к результату
Представьте себе ситуацию: перед вами стоит задача найти работу. И в этот момент у вас в голове возникает множество вопросов: «С чего начать? Куда бежать? А кем я вообще хочу работать?» Вы составляете резюме, регистрируетесь на сайте по поиску вакансий, мониторите предложения, ходите на собеседования, и вот он, долгожданный момент, звонок от работодателя: «Вы приняты!» Поздравляем! Ваше проектное мышление привело вас к заветной цели.
Каждый наш день состоит из маленьких и больших проектов: сделать уроки, сходить на шопинг, провести собрание. Конечно, можно прожить день интуитивно, но это точно не самый разумный вариант. Сегодня мы расскажем вам, почему проектное мышление является основой успеха современного человека и как его развить.
Что такое проектное мышление?
Проект – это вопрос, задача, которую нужно решить в условиях ограниченных ресурсов. Например, студент понимает, что до экзамена осталось два дня, а он не готов. Сдать экзамен на «отлично» – это его проект, а точнее проблема. Само понятие «проблема» подразумевает несовпадение ожиданий и реальности (студент хочет сдать экзамен, а по факту он даже еще не садился за учебники). Конечно, можно понадеяться на везение и магическую силу Вселенной, но зачем, если есть вариант куда надежнее – подключить к решению вопроса проектное мышление.
Проектное мышление – это способность четко определять проблему и находить способы ее решения в условиях ограниченности ресурсов. Оно разбивает вопрос на отдельные задачи, ищет между ними несостыковки и взаимосвязь. Проектное мышление заключается не только в самом мышлении, но и в определенных действиях.
Научиться проектному мышлению можно, но для этого нужно много практиковаться и из раза в раз повторять похожие шаги. Это как обучение игре на музыкальном инструменте: можно годами читать пособие и слушать произведения других музыкантов, а можно достать гитару и каждый день стирать подушечки пальцев о струны, выполняя один и тот же урок, пока не будет достигнуто совершенство в исполнении.
Проектное мышление – это навык, который необходим всем, а в некоторых сферах деятельности это обязательный профессиональный инструмент, например, в технических областях. Он помогает не только решить задачу, но и предугадать исход действий, предотвратить повторение ситуации в дальнейшем. Допустим, вы отправились на важную встречу и поняли, что оставили дома планшет, а вместе с ним и свою работу, которую должны были презентовать заказчику.
Варианты развития событий определены, теперь осталось сделать так, чтобы не попасть в подобную историю еще раз: поставить напоминание в телефоне, положить планшет в сумку с вечера, сохранить документы в «Облаке», чтобы пользоваться им с любого устройства.
Теперь, когда есть примерное понимание, как же работает проектное мышление, давайте рассмотрим этапы его работы подробно:
- Подготовка: после того, как конечная точка определена и в голове уже есть примерная модель исхода событий, нужно выделить критерии, которые будут служить «маяком», что задача выполнена.
- Разработка проекта: на этом этапе устанавливается дедлайн, продумывается алгоритм действий и просчитываются возможные риски.
- Внедрение: инструкция к реализации проекта на руках, теперь настало время действовать. Здесь важно проявить максимальную гибкость, т.к. возможно изменение хода событий из-за непредвиденных обстоятельств.
- Контроль: каждый этап необходимо сопоставлять по принципу «план/факт». Это поможет вовремя внести корректировки, если вдруг что-то пойдет не так.
- Подведение итогов: на данном этапе сопоставляется первоначальная цель с конечным результатом.
На первый взгляд, кажется, что быть проектировщиком легко. Но так ли это на самом деле? Каждый подход к решению задач имеет свои преимущества и подводные камни, давайте рассмотрим их подробнее.
О плюсах и нюансах проектного мышления
Реалии сегодняшнего дня диктуют нам условия действовать в режиме ограниченности ресурсов и всегда быть ориентированными на результат. Как раз проектный тип мышления помогает легко справляться с этим. Благодаря ему мы можем достигать поставленных целей в короткие сроки без потери качества, предугадывать риски, оперативно реагировать на них и оптимизировать используемые ресурсы.
Проектное мышление направлено на поиск корня проблемы и рационального решения, на реализацию которого потребуется минимум усилий. Еще одно преимущество такого подхода в том, что он не подразумевает механического выполнения задач, а чаще всего требует освоения новых навыков и знаний.
Несмотря на весомые аргументы «за», организация проектного мышления, к примеру, в бизнесе имеет свои нюансы. По мнению экспертов, сложности обусловлены индивидуальными ограничениями и корпоративной культурой. Проектное мышление отличается от тех аналитических методов, которые применяются в большинстве компаний, в первую очередь тем, что оно требует создания прототипов, иначе изучить проблему полностью просто невозможно.
Еще одно индивидуальное ограничение – это отсутствие практики такого подхода. На деле чаще получается так: собирается команда из специалистов, которые ранее не работали вместе. Им ставится задача решить вопрос, используя проектное мышление, но миссия проваливается, т.к. внутри команды происходит разделение: специалисты, имеющие между собой что-то общее, объединяются и настороженно относятся к тем, кто использует непривычные для них подходы в работе. Избежать подобных ситуаций поможет обучение, а начинать следует с небольших проектов, которые помогут создать доверительные отношения внутри команды и объединить умы.
Огромную роль в эффективности проектного мышления играет культура отношений внутри организации. Если руководитель, в отличие от своей команды, не заинтересован в решении задачи подобным образом, или считает, что это трата времени впустую, ведь есть другие приоритетные вопросы, то проект может быть сорван. В таком случае нужно поработать над уровнем взаимодействия внутри иерархии. Бывшему генеральному директору и исполнительному председателю Procter & Gamble Алану Лафли пришлось расстаться почти с половиной руководителей, т.к. их взгляды на культуру проектного мышления не совпадали, и они не были заинтересованы в развитии проектного мышления в своей деятельности [Trends Skolkovo, 2021].
Как видите, сложности в применении технологий проектного мышления могут возникнуть, если не было должного обучения или внутри команды существуют определенные проблемы понимания их смысла. Но это легко решается. Самообразование будет лучшим шагом на пути решения данного вопроса, ведь изменение системы начинается с изменения самого себя. Загляните к нам на онлайн-программу «Когнитивистика»: всего за пару месяцев вы научитесь применять на практике более 20 техник мышления, что позволит быстро принимать решения, логично и последовательно рассуждать и находить нестандартные подходы к решению задач.
Технологии развития проектного мышления
Проектное мышление – это не врожденное умение, а значит, доступно оно абсолютно каждому. Для этого нужно научиться управлять собой, людьми и планами. Управление собой – это своеобразная педагогика по отношению к самому себе. Сформировав проектный образ мыслей, мы можем решить любую проблему, используя при этом минимум ресурсов.
Марк Форстер в своей книге «Сделай это завтра» разделяет проекты на продолжительные и организационные. Продолжительные проекты подразумевают регулярное повторение похожих действий (например, чтобы выучить иностранный язык, нужно каждый день делать несколько упражнений, учить новые слова и практиковать разговорную речь).
Итог проектов зависит от выбранного подхода. Чаще всего люди разделяют дела на важные и срочные, отдавая предпочтение последним. Это приводит к накапливанию важных задач и постоянной суете. Автор книги рекомендует по-другому взглянуть на понятие «срочное дело», подразумевая, что, если ставить в приоритет задачи, которые срочные по своему значению, а не потому, что времени на их выполнение совсем не осталось, дела будут идти куда лучше.
Марк Форстер выделяет следующие принципы, которые помогут сформировать проектное мышление:
- Имейте четкое видение своей цели: чем четче мы представляем, чего хотим добиться в итоге, тем проще реализовать задуманное. Видение помогает концентрироваться и устанавливать границы действий.
- Делайте дела по очереди: метаться от одной задачи к другой – худший подход к решению вопроса.
Нужно всегда иметь четкий план действий и установить главное правило: в любой момент времени работать только над одной задачей. Особенно это важно при выполнении рутинных дел.
- Работайте понемногу, но часто: не стоит выполнять все дела за один присест, особенно, если подразумевается трудоемкая работа. Разум человека наиболее эффективен, когда работает небольшими периодами, но часто. Так мы меньше устаем, имеем время подумать, осмыслить и сравнить свои действия. Это как в спорте: накачать мышцы за один день, занимаясь 12 часов, невозможно. Это больше навредит, чем принесет пользы. А тренировки по полчаса ежедневно дадут видимый результат.
- Устанавливайте границы: конкретизация проблемы помогает подключить воображение и найти как можно больше вариантов решения вопроса. Если проблема не решается или дело движется слишком медленно, то, скорее всего, причина кроется в расплывчатых границах.
- Ведите закрытые списки: в такой список дел нельзя ничего добавить, и он, в отличие от открытого списка, в течение дня не увеличивается, а уменьшается.
Порядок выполнения дел из общего перечня не имеет значения, а сам список похож на чек-лист, который помогает справиться с работой, не отвлекаясь на добавление дополнительных задач. Чтобы перейти к закрытым спискам, нужно изолировать накопившийся завал от новых дел, организовать систему обработки новых задач (можно разделить дела по блокам и отказаться от дел, в которых нет необходимости), избавиться от нерешенных задач, завершая их постепенно, а не за один раз.
Проектное мышление – отличный помощник в образовании, ведь получение профессии – это тоже проект. В процессе обучения часто совершается одна и та же ошибка: человек, не доходя до определенной вершины совсем чуть-чуть, начинает думать, что уже все знает и смысла доходить до конца нет. Эксперты назвали это иллюзией альпиниста, который мечтает дойти до пика вершины, но, сбивая ноги, стирая обувь (одним словом, набираясь опыта), за несколько шагов до цели решает свернуть назад, т.к. уже и так все увидел.
Так он лишает себя возможности взглянуть на потрясающий пейзаж и понять, что за этой горой, оказывается, есть горы еще выше, рассмотреть которые можно только с заветной вершины. Процесс обучения тоже должен иметь определенный план: разделите свой образовательный путь на этапы (вершины), найдите способы добраться до каждой запланированной высоты.
Что касается управления людьми, то в этом случае главным инструментом является делегирование. Если вы из тех, кто считает, что лучше все делать самому, вам стоит научиться доверять задачи другим людям. Марк Форстер рекомендует не откладывать работу, а делегировать ее как можно раньше. Будьте конкретны в постановке задачи, разделяйте срок ее выполнения на несколько промежуточных блоков и при этом оставляйте запас времени, например, если задачу нужно сделать через 10 дней, скажите, что на нее у исполнителя есть 7 дней. Напоминайте о дедлайне до его наступления и сразу дайте знать, если все допустимые сроки уже прошли [М. Форстер, 2020].
Делегировать стоит тогда, когда это выгоднее, чем делать что-то самому. Можно отказаться от приготовления еды и заказывать ее в ресторане, но в этом нет смысла, если стоимость заказа выше сэкономленного времени.
Еще одна составляющая проектного мышления – умение управлять проектами. Сам по себе такой вид мышления подразумевает системный подход, поэтому здесь речь идет о построении той самой системы управления, которая приведет к желаемому результату. Dragon Dreaming
(в переводе с английского «мечта дракона») – это методика управления проектами, она представляет собой всемирную сеть, которая объединяет людей в зависимости от их целей и возможностей. Процесс проектирования основывается на культуре тройного взаимовыгодного сотрудничества, а его итог является победой для каждого участника проекта, для сообщества и Земли в целом. Так выглядит управление проектом, согласно концепции:
По мнению создателей Dragon Dreaming, управление проектами начинается с мечты, но, как показывает практика, 90% мечтаний так и не становятся реальностью, т.к. люди не делятся ими и не объединяются для их реализации.
Развиваем проектное мышление у детей
Формирование проектного мышления у детей – одна из первостепенных задач образовательных учреждений. Школьные годы, бесспорно, чудесные, но как раз в этот период ученики сталкиваются со своими первыми проблемами, решать которые они должны научиться самостоятельно.
Проектное мышление помогает им:
- проанализировать возникший вопрос;
- понять его суть;
- выстроить этапы решения вопроса;
- осуществить эти этапы;
- сделать правильные выводы.
Такой подход помогает смотреть на проблему не как на что-то негативное и нерешаемое, а как на задачу, которая требует системного подхода. Марина Битянова, кандидат психологических наук, автор курса по развитию проектного мышления для учащихся пятых классов, предлагает изучать подход к решению проблем в виде метафоры и зрительных образов – так детям будет проще понять суть вопроса.
Автор выделяет следующие подходы к решению проблемных ситуаций:
Проблемы, похожие на мозаику: они состоят из нескольких отдельных частей. Задача решится тогда, когда решится каждая ее составляющая. Такой подход применяется, когда проблему можно поделить на смысловые части, особенно это удобно при работе в группах. Задача детей: научиться выделять их и находить пути решения.
Проблемы, похожие на многослойное желе: решить задачу подобного рода можно соблюдая последовательность действий. Придерживаться порядка шагов в этом случае обязательно. Задача детей: научиться составлять алгоритм действий и разделять этапы на важные и не важные.
Проблемы, похожие на снежинку: такие проблемы могут решаться нескольким путями. Задача детей: выявить способы решения вопроса, проанализировать их и выбрать наиболее подходящий.
Проблемы, похожие на олимпийские кольца: они возникают, когда люди работают «за себя», преследуя свой интерес и не помогая друг другу. Такие проблемы сегодня встречаются редко, исход их решения зависит от того, насколько качественно каждый выполнил свои задачи, и от результата работы всей группы. Задача детей: достичь собственного успеха и помочь решить проблему другому.
Проблемы, похожие на притчу о слоне: четверо слепых в первый раз встретили слона. Один из них коснулся хобота и сказал: «Слон похож на толстый канат». Другой утверждал, что он похож на столб, ощупав его ногу. Третий, потрогав живот слона, сказал, что он похож на огромную бочку, а четвертый, потрогав за ухо, заявил, что он похож на циновку. Смысл притчи прост: все мы по-разному воспринимаем слова и поступки, поэтому при решении вопроса коллективом, нужно уметь понять, что имеет ввиду каждый собеседник, и прийти к общему знаменателю. Задача детей: определиться со значением слов и выработать общую точку зрения в споре.
Чтобы поближе познакомить детей с типами проблем, обучить их проектному мышлению, научить взаимодействовать в группе и принимать коллективные решения, необходима практика. Автор курса предлагает выполнять упражнения, каждое из которых направлено на решение определенного типа проблем:
«Новый год в джунглях Амазонки»
Это упражнение помогает освоить метод решения задач типа мозаики. По сценарию, исследователи пригласили учащихся встретить праздник в малоисследованном районе бассейна реки Амазонки. Они уже ждут их там и надеются, что дети самостоятельно доберутся до пункта назначения, взяв с собой все самое необходимое, и подготовят программу мероприятия. Ход игры: ученики делятся на 3 группы, чтобы решить 3 разные задачи: определить маршрут следования, понять, что нужно взять с собой и составить программу праздника.
Группам, которые определяются с вещами и планом мероприятий, предоставляются листы бумаги формата А3, на них они изложат ход своих мыслей, а группе, которая продумывает маршрут, дается карта с разметкой в виде сетки, где каждый квадрат 5*5 – это путь длиной в 1 день. Дети должны решить, каким путем они пойдут до пункта назначения:
На выполнение задания каждой группе дается 15-20 минут, после чего они представляют свой проект, а зрители задают уточняющие вопросы и вносят свои предложения.
«Урожай»
Данное упражнение помогает понять, как справляться с «многослойными» проблемами. Оно основывается на тесте Векслера. Суть задания в следующем: учащимся предоставляются последовательные картинки «Фермер», каждую из которых необходимо обозначить буквой русского алфавита.
Задача детей: написать столбик цифр по числу картинок и напротив каждого порядкового номера написать букву, обозначающую картинку. После этого дети рассказывают, почему они соотнесли буквы и цифры именно так.
«Кабинет нашего класса»
Упражнение знакомит с типом проблем «Снежинка» и помогает находить разные пути решения вопроса. Инструкция: детям дается задание переделать кабинет своего класса на свое усмотрение. Но при этом есть определенные условия: должны быть учебная зона и зона отдыха, оборудованное пространство для хранения вещей и учебных материалов; в самом помещении должно быть место для детей, учителей и т. д.
Все условия размещаются на доске. Учащиеся делятся на несколько групп, каждая из которых получает лист бумаги со схематичным изображением помещения, а также фломастеры. На выполнение задания отводится 15-20 минут. Далее каждая группа представляет свой проект, но при этом другие не должны комментировать и оценивать презентацию. Затем проводится голосование за самый лучший проект, а голосующие по итогу выполнения упражнения могут обосновать свой выбор.
«Несостоявшееся свидание»
Упражнение направлено на отработку проблемы, похожую на притчу о слоне. Ведущий зачитывает следующий текст:
«Два друга решили в выходной день встретиться и провести время вместе. Они договорились о встрече в определенном месте в 9 часов. Один из них пришел на место встречи в 9 утра и напрасно прождал своего приятеля целый час. Обеспокоенный, он позвонил другу и… разбудил его своим звонком!
Проснувшись, друг сказал: «Я думал, что мы встречаемся в …» Детям предлагается придумать свой вариант ответа, почему друзьям не удалось встретиться. »
Важно в конце упражнения подвести учащихся к выводу, что герои истории по-разному поняли слова, и это свойственно абсолютно всем людям [М. Битянова, 2002].
Проектное мышление развивает критический взгляд на ситуацию: ребенок оценивает все варианты развития событий, подвергая сомнению каждый шаг и просчитывая риски. Благодаря коллективной проектной деятельности дети становятся внимательнее друг к другу, учатся слышать и слушать, приобретают социальные навыки, развивают свои личностные качества. Также такой подход к работе помогает наладить атмосферу в коллективе. Как видите, роль проектного мышления очень важна в становлении детей как зрелых членов общества и будущих профессионалов.
Подведем итог
Уметь мыслить проективно = уметь превращать задачу в проектную деятельность. Это подход к достижению целей, который ориентирует на результат, а не на процесс, экономит ресурсы, развивает дополнительные личностные и профессиональные навыки. Проектное мышление используется не только в дизайне, строительстве, маркетинге и других профессиональных сферах, но и в повседневной жизни, когда мы организуем отдых, проходим обучение или просто планируем свой день.
Проектное мышление – это сочетание творческого, системного и критического мышления, которое помогает создать образ будущего и исключает абстрактные выводы. Способность рассматривать задачу, как проект, важно развивать еще в раннем возрасте, ведь это умение позволяет решать даже самые нестандартные задачи, используя различные техники и алгоритмы. Это один из ключевых навыков успешного руководителя и профессионала своего дела.
Желаем вам интересных задач, и чтобы все проекты реализовывались с удовольствием!
И не забудьте ответить на вопрос по теме статьи:
Ключевые слова:1Когнитивистика, 1ТРИЗ
Процесс дизайн-мышления | Что это такое, как им пользоваться и что будет дальше
Известный изобретатель, инженер, бизнесмен и обладатель не менее 186 патентов Чарльз Кеттеринг однажды сказал: «Если вы всегда поступали так, то, вероятно, это неправильно. ”
Если вы дизайнер, предприниматель или любой другой сотрудник, вам не привыкать к постоянному стремлению к инновациям. В конце концов, это секретный соус; ключ к прогрессу и успеху. Наша способность к инновациям — способность придумывать идеи, которые одновременно действенны и эффективны, — это то, что дает нам преимущество в конкурентных отраслях.
Все компании Apple, Airbnbs и Uber в этом мире рождены инновациями. Теперь задача, с которой сталкиваются все эти компании — и ваша компания, несомненно, тоже — состоит в том, чтобы продолжать эти инновации, чтобы сохранить или еще больше укрепить свои позиции на соответствующих рынках. Инновация не может быть одноразовой; она должна быть частью ДНК компании.
Вы также знаете, что инновации не всегда даются так легко.
Здесь на помощь приходит дизайн-мышление.
Дизайн-мышление долгое время считалось священным Граалем инноваций и лекарством от стагнации. Ему приписывают замечательные достижения, например, превращение Airbnb из неудачного стартапа в бизнес на миллиард долларов. Эту концепцию становится все труднее игнорировать, и тем не менее, несмотря на такие громкие истории успеха, она по-прежнему окутана тайной.
Хватит расплывчатых определений и абстрактных описаний. В этом посте мы покажем вам, что такое дизайн-мышление и как оно выглядит в действии. Приступаем к делу:
- Что такое дизайн-мышление?
- Каковы ключевые принципы дизайн-мышления?
- Что такое методология дизайн-мышления и как ее использовать?
- Как я могу применить структуру дизайн-мышления?
Готовы использовать силу дизайн-мышления? Пойдем.
Что такое дизайн-мышление?
Дизайн-мышление изначально возникло как способ научить инженеров творчески подходить к проблемам, как это делают дизайнеры. Одним из первых, кто написал о дизайн-мышлении, был Джон Э. Арнольд, профессор машиностроения Стэнфордского университета. В 19В 59 году он написал «Креативный инжиниринг» — текст, в котором были определены четыре области дизайн-мышления. Оттуда дизайн-мышление начало развиваться как «способ мышления» в области науки и проектирования, как это можно увидеть в книге Герберта А. Саймона «Науки об искусственном» и в книге Роберта МакКима «Опыт визуального мышления». ».
С появлением в 80-х годах дизайна, ориентированного на человека, и созданием консалтинговой компании IDEO в 90-х годах дизайн-мышление становилось все более популярным. К началу 21 века дизайн-мышление проникло в мир бизнеса. В 2005 году d.school Стэнфордского университета начала преподавать дизайн-мышление как подход к техническим и социальным инновациям.
Действительно, многие методы и приемы, используемые в дизайн-мышлении, были заимствованы из набора инструментов дизайнера.
Так что же такое дизайн-мышление?
Дизайн-мышление — это и идеология, и процесс, направленный на решение сложных проблем ориентированным на пользователя способом. Основное внимание уделяется достижению практических результатов и решений, которые:
- Технически осуществимы : Они могут быть преобразованы в функциональные продукты или процессы;
- Экономически выгодно : Бизнес может позволить себе их реализовать;
- Желательно для пользователя : Они удовлетворяют реальную потребность человека.
Идеология , лежащая в основе дизайн-мышления , гласит, что для того, чтобы придумать инновационные решения, нужно принять мышление дизайнера и подойти к проблеме с точки зрения пользователя. В то же время дизайн-мышление сводится к практическим действиям; цель состоит в том, чтобы как можно быстрее превратить ваши идеи в осязаемые, тестируемые продукты или процессы.
Процесс дизайн-мышления описывает серию шагов, которые воплощают эту идеологию в жизнь — начиная с создания эмпатии к пользователю, заканчивая выдвижением идей и превращением их в прототипы.
На данный момент вы, вероятно, думаете, что это звучит подозрительно похоже на UX. Так что же делает дизайн-мышление таким особенным?
Дизайн-мышление помогает нам решать «сложные» проблемы
Уникальность дизайн-мышления заключается в том, какие проблемы оно решает. Когда дело доходит до проблем, которые необходимо решить с помощью дизайн-мышления, мы не просто говорим об обычных, общих проблемах, которые имеют проверенные решения. мы говорим о очень сложные, «злые» проблемы: такие, которые отказываются решать стандартными методами и подходами.
Мало того, что эти проблемы трудно определить, но любая попытка их решения может привести к еще большему количеству проблем. Серьезные проблемы повсюду: от глобальных проблем, таких как изменение климата и бедность, до проблем, которые затрагивают почти все предприятия, таких как управление изменениями, достижение устойчивого роста или сохранение вашего конкурентного преимущества.
Дизайн-мышление — действенный подход, который можно использовать для решения самых серьезных проблем в мире. Он способствует ориентированности на пользователя, творчеству, инновациям и нестандартному мышлению.
Имея это в виду, давайте более подробно рассмотрим принципы и столпы дизайн-мышления.
Каковы принципы дизайн-мышления?
Существуют определенные принципы, лежащие в основе дизайн-мышления. Это отражено в методологии дизайн-мышления, которую мы подробно рассмотрим чуть позже. Ниже мы изложили пять наиболее важных принципов дизайн-мышления.
1. Ориентированность на пользователя и эмпатия
Дизайн-мышление заключается в поиске решений, отвечающих потребностям человека и отзывам пользователей. Люди, а не технологии, являются движущей силой инноваций, поэтому неотъемлемая часть процесса заключается в том, чтобы встать на место пользователя и развить искреннее сочувствие к вашей целевой аудитории.
2. Сотрудничество
Целью дизайн-мышления является объединение различных точек зрения и идей; вот что ведет к инновациям! Дизайн-мышление поощряет сотрудничество между разнородными междисциплинарными командами, которые обычно не работают вместе.
3. Идеи
Дизайн-мышление основано на решениях, поэтому основное внимание уделяется выдвижению как можно большего количества идей и потенциальных решений. Идеи — это и основной принцип дизайн-мышления, и шаг в процессе дизайн-мышления. Этап формирования идей — это определенная зона, свободная от суждений, в которой участникам предлагается сосредоточиться на количестве идей, а не на их качестве.
4. Эксперименты и итерации
Речь идет не только о придумывании идей; речь идет о превращении их в прототипы, их тестировании и внесении изменений на основе отзывов пользователей. Дизайн-мышление — это итеративный подход, поэтому будьте готовы повторять определенные этапы процесса по мере того, как вы обнаружите изъяны и недостатки в ранних версиях предлагаемого вами решения.
5. Склонность к действию
Дизайн-мышление — это чрезвычайно практический подход к решению проблем, в котором предпочтение отдается действиям, а не обсуждению. Вместо того, чтобы строить гипотезы о том, чего хотят ваши пользователи, дизайн-мышление побуждает вас выходить и взаимодействовать с ними лицом к лицу. Вместо того, чтобы говорить о возможных решениях, вы превратите их в реальные прототипы и протестируете в реальных условиях.
Методология дизайн-мышления в действии
До сих пор мы рассмотрели довольно много теории. Мы знаем, что такое дизайн-мышление и ключевые принципы, которые его формируют. Теперь давайте рассмотрим, как методология дизайн-мышления выглядит в действии, начиная с пяти ключевых шагов процесса дизайн-мышления.
Структура дизайн-мышления: пять ключевых этапов
Структура дизайн-мышления может быть разделена на три отдельных этапа: погружение, формирование идей и реализация. Эту структуру можно далее разбить на пять практических шагов, составляющих процесс дизайн-мышления:
- Сопереживание
- Определить
- Идеал
- Прототип
- Тест
Хотя эти шаги кажутся последовательными, важно отметить, что дизайн-мышление не следует строго линейному процессу. На каждом этапе процесса вы, скорее всего, сделаете новые открытия, которые потребуют от вас вернуться и повторить предыдущий шаг.
Шаг 1. Сопереживание
- Что? На этапе сопереживания вы будете взаимодействовать с целевой аудиторией и наблюдать за ней.
- Почему? Цель этого шага — составить четкое представление о том, кто ваши конечные пользователи, с какими проблемами они сталкиваются и какие потребности и ожидания должны быть удовлетворены.
- Как? Чтобы вызвать сочувствие пользователей, вы будете проводить опросы, интервью и сеансы наблюдения.
- Например: Вы хотите решить проблему удержания сотрудников, поэтому просите каждого сотрудника пройти анонимный опрос. Затем вы проводите пользовательские интервью с как можно большим количеством сотрудников, чтобы узнать, как они относятся к удержанию в компании.
Шаг 2. Определите
- Что? Основываясь на том, что вы узнали на этапе сопереживания, следующим шагом будет определение четкой формулировки проблемы.
- Почему? В вашем заявлении о проблеме излагается конкретная задача, которую вы будете решать. С этого момента он будет направлять весь процесс проектирования, давая вам фиксированную цель, на которой нужно сосредоточиться, и помогая постоянно помнить о пользователе.
- Как? Формулируя формулировку проблемы, вы сосредоточитесь на потребностях пользователя, а не на потребностях бизнеса. Хорошая постановка проблемы ориентирована на человека, достаточно широка для творчества, но достаточно конкретна, чтобы дать руководство и направление.
- Например: «Мои сотрудники должны иметь возможность вести здоровый образ жизни во время работы в офисе» гораздо более ориентирован на пользователя, чем «Мне нужно, чтобы мои сотрудники были здоровы и счастливы, чтобы увеличить удержание».
Шаг 3. Идеи
- Что? Имея в виду четкую формулировку проблемы, вы теперь будете стремиться придумать как можно больше идей и потенциальных решений.
- Почему? Этап формирования идей заставляет вас мыслить нестандартно и исследовать новые аспекты. Сосредоточившись на количестве идей, а не на качестве, вы, скорее всего, освободите свой разум и наткнетесь на инновации!
- Как? Во время специальных сеансов выработки идей вы будете использовать ряд различных техник выработки идей, таких как телесный штурм, обратное мышление и наихудшая из возможных идей.
- Например: Основываясь на том, что вы узнали на этапе сопереживания, вы проводите несколько сеансов выработки идей с различными заинтересованными сторонами.
Имея под рукой формулировку проблемы, вы предлагаете как можно больше идей о том, как сделать своих сотрудников счастливее и, следовательно, с большей вероятностью остаться в компании.
Шаг 4. Прототип
- Что? Сузив свои идеи до нескольких избранных, вы теперь превратите их в прототипы или «уменьшенные» версии продукта или концепции, которые вы хотите протестировать.
- Почему? Этап прототипирования дает вам нечто осязаемое, что можно протестировать на реальных пользователях. Это имеет решающее значение для поддержания ориентированного на пользователя подхода.
- Как? В зависимости от того, что вы тестируете, прототипы могут принимать различные формы — от простых бумажных моделей до интерактивных цифровых прототипов.
При создании прототипов помните о четкой цели; точно знать, что вы хотите, чтобы ваш прототип представлял, и, следовательно, тестировать.
- Например: На этапе формирования идей одна из идей заключалась в том, чтобы предлагать бесплатные занятия йогой. Чтобы создать прототип этой идеи, вы оборудуете в офисе специальную комнату для занятий йогой с ковриками, бутылками с водой и полотенцами для рук.
Шаг 5. Проверка
Что? На пятом этапе процесса дизайн-мышления вы будете тестировать свои прототипы на реальных или репрезентативных пользователях.
- Почему? Этап тестирования позволяет вам увидеть, где ваш прототип работает хорошо, а где его нужно улучшить.
Основываясь на отзывах пользователей, вы можете внести изменения и улучшения, прежде чем тратить время и деньги на разработку и/или внедрение своего решения.
- Как? Вы проведете сеансы пользовательского тестирования, в ходе которых будете наблюдать за целевыми пользователями, когда они взаимодействуют с вашим прототипом. Вы также можете получить устную обратную связь. Благодаря всему, что вы узнаете на этапе тестирования, вы внесете изменения в свой дизайн или придумаете совершенно новую идею!
- Например: Вы решили протестировать идею йоги в течение двух месяцев, чтобы посмотреть, как отреагируют сотрудники. Вы обнаружите, что людям нравятся занятия йогой, но их отталкивает тот факт, что они в середине дня и негде принять душ. На основании этого отзыва вы решаете перенести занятия йогой на вечер.
- Почему? Этап тестирования позволяет вам увидеть, где ваш прототип работает хорошо, а где его нужно улучшить.
Применение концепции дизайн-мышления в своей работе
Дизайн-мышление также можно начать с малого — вам не нужно становиться UX-дизайнером, чтобы применять дизайн-мышление в своей работе! Вы можете сосредоточиться только на одном аспекте процесса дизайн-мышления, таком как знакомство с вашими клиентами и сознательные усилия, чтобы изо дня в день быть более эмпатичным. Например, если вы изо всех сил пытаетесь собрать положительные отзывы клиентов, вы можете провести опрос пользователей, чтобы выяснить, чего не хватает вашим клиентам.
Возможно, вы хотите сосредоточиться на совместной природе дизайн-мышления, и в этом случае вы можете проводить сеансы выработки идей с представителями самых разных команд. Если вы заметили, что маркетологи и дизайнеры постоянно пытаются найти общий язык, например, несколько сеансов мозгового штурма в стиле дизайн-мышления могут помочь всем прийти к единому мнению.
Еще одним все более популярным методом применения дизайн-мышления являются семинары по дизайн-мышлению. Если у вас есть конкретная проблема, которую вы хотите решить, например, придумать новую идею продукта или выяснить, как повысить удержание сотрудников, семинар по дизайн-мышлению проведет вас через весь процесс дизайн-мышления за короткий промежуток времени. Семинары по дизайн-мышлению также используются для обучения неспециалистов в области дизайна инновациям и поиску творческих решений — важному навыку в любой сфере бизнеса.
Примеры успеха дизайн-мышления
Дизайн продуктов и услуг — наиболее очевидные контексты, в которых можно извлечь выгоду из дизайн-мышления. Тем не менее, рамки дизайн-мышления можно использовать для решения любых задач, выходящих за рамки дизайна!
Дизайн-мышление все больше интегрируется в бизнес как способ стимулировать инновации и командную работу. IBM разработала свою структуру Enterprise Design Thinking, чтобы «помочь многопрофильным командам согласовать реальные потребности своих пользователей», утверждая, что компании, использующие эту структуру, в два раза быстрее выводят свои продукты на рынок и на 75% более эффективны с точки зрения командной работы. , и получите 300% возврат инвестиций.
Страховая компания MassMutual использовала дизайн-мышление, чтобы решить проблему привлечения молодых людей к покупке страховки жизни. В партнерстве с IDEO в течение двух лет они проводили обширные исследования пользователей. Основываясь на том, что они узнали, они приступили к еще двум годам создания прототипов и тестирования. Конечным результатом стало «Общество взрослых» — набор цифровых инструментов, помогающих научить молодых людей делать разумный финансовый выбор.
Здесь, в CareerFoundry, мы не только обучаем дизайнерскому мышлению в рамках нашего курса UX-дизайна, но также внедряем его в то, как мы работаем и принимаем решения. Большинство наших пользователей — это взрослые учащиеся, которые совмещают онлайн-обучение с работой на полный рабочий день, поэтому одной из самых больших проблем, с которыми они сталкиваются, является управление временем. Основываясь на концепции дизайн-мышления, мы провели обширное исследование пользователей, в том числе собственный семинар по тайм-менеджменту с реальными студентами. Благодаря этим новым знаниям мы переработали некоторые аспекты нашей информационной панели электронного обучения, например способ отображения контрольных точек проекта. В истинном стиле дизайнерского мышления мы продолжим собирать отзывы пользователей, чтобы дорабатывать и улучшать наше текущее решение.
Что дальше?
Теперь вы знаете, что такое дизайн-мышление и как его можно применить практически в любом контексте. Если вы хотите узнать больше о дизайн-мышлении, в этом подробном руководстве для начинающих объясняется, как дизайн-мышление, бережливое производство и Agile работают вместе, а также проливается свет на взаимосвязь между дизайн-мышлением и UX-дизайном. Если вы хотите сразу же начать использовать дизайн-мышление в своей работе, ознакомьтесь с этими девятью инструментами дизайн-мышления, чтобы попробовать их с вашей командой.
Хотите узнать больше о дизайн-мышлении?
- 9 инструментов дизайн-мышления, которые стоит попробовать в вашей команде
- 4 способа улучшить процесс дизайн-мышления
- Почему миру нужно больше дизайн-мышления
DSM a11y
Синхронизируйте свои команды дизайнеров и разработчиков в работе над специальными возможностями с помощью DSM.
Что такое дизайн-мышление? (обновленное руководство на 2022 г.)
Дизайн-мышление — это и идеология, и процесс, связанный с решением сложных проблем максимально ориентированным на пользователя способом.
В этом руководстве мы дадим вам подробное определение дизайн-мышления, подробно проиллюстрируем, что включает в себя этот процесс, и подчеркнем, почему это важно: в чем ценность дизайн-мышления и в каких контекстах оно особенно полезно?
Мы также проанализируем взаимосвязь между дизайном взаимодействия с пользователем и дизайн-мышлением и обсудим два практических примера, демонстрирующих дизайн-мышление в действии.
Все звучит немного ошеломляюще? Не волнуйтесь — мы разбили руководство на удобоваримые куски. Во-первых, посмотрите это видео, в котором краткое введение в область от эксперта по дизайну и наставника CareerFoundry Камрен Браун:
. Если вы хотите перейти к определенному разделу, просто щелкните соответствующий заголовок меню, и вы перейдете прямо туда. .
- Что такое дизайн-мышление?
- Что такое процесс дизайн-мышления?
- Какова цель дизайн-мышления?
- Как дизайн-мышление, бережливое производство и agile работают вместе?
- Каковы преимущества дизайн-мышления на работе?
- Методология дизайн-мышления в действии: тематические исследования
- Какая связь между дизайн-мышлением и UX-дизайном?
Готовы исследовать увлекательный мир дизайн-мышления? Пойдем!
1. Что такое дизайн-мышление?
Дизайн-мышление — это подход, используемый для практического и творческого решения проблем. Он в значительной степени основан на методах и процессах, которые используют дизайнеры (отсюда и название), но на самом деле он развился из целого ряда различных областей, включая архитектуру, проектирование и бизнес. Дизайн-мышление также можно применять в любой области; это не обязательно должно быть связано с дизайном.
Важно отметить, что дизайн-мышление отличается от дизайна, ориентированного на пользователя. Узнайте больше об этом другом подходе к дизайну здесь: Дизайн-мышление против дизайна, ориентированного на пользователя.
Дизайнерское мышление чрезвычайно ориентировано на пользователя. Он ориентирован в первую очередь на людей, стремясь понять потребности людей и найти эффективные решения для удовлетворения этих потребностей. Это то, что мы называем подходом к решению проблем, основанным на решении.
Что это на самом деле означает? Давайте взглянем.
В чем разница между мышлением, основанным на решении, и мышлением, основанным на проблеме?
Как следует из названия, мышление, основанное на решениях, фокусируется на поиске решений; придумывать что-то конструктивное для эффективного решения определенной проблемы. Это противоположно проблемному мышлению, которое имеет тенденцию зацикливаться на препятствиях и ограничениях.
Хорошим примером этих двух подходов в действии является эмпирическое исследование, проведенное Брайаном Лоусоном, профессором архитектуры Шеффилдского университета. Лоусон хотел исследовать, как группа дизайнеров и группа ученых подошли бы к конкретной проблеме.
Он поставил перед каждой группой задачу создать однослойные конструкции из набора цветных блоков. По периметру сооружения должно было быть использовано как можно больше красных кирпичей или как можно больше синих кирпичей (мы можем думать об этом как о решении, желаемом результате), но существовали неуказанные правила относительно размещения и взаимосвязи некоторых кирпичей. блоки (проблема или ограничение).
Лоусон опубликовал свои выводы в своей книге How Designers Think , в которой он заметил, что ученые сосредоточились на выявлении проблемы (проблемное мышление), в то время как дизайнеры отдавали приоритет необходимости найти правильное решение:
«Ученые внедрили метод тестирования серии конструкций, в которых использовалось как можно больше различных блоков и комбинаций блоков, как можно быстрее. Таким образом они старались максимально увеличить доступную им информацию о разрешенных комбинациях.
Если бы они могли обнаружить правило, определяющее, какие комбинации блоков разрешены, они могли бы затем найти расположение, которое оптимизировало бы требуемый цвет вокруг макета».
Дизайнеры, наоборот:
«…выбрали свои блоки, чтобы получить периметр соответствующего цвета. Если это окажется неприемлемой комбинацией, тогда будет заменена следующая наиболее благоприятная комбинация цветных блоков и так далее, пока не будет найдено приемлемое решение».
Выводы Лоусона касаются самой сути дизайн-мышления: это повторяющийся процесс, который способствует непрерывным экспериментам до тех пор, пока не будет найдено правильное решение.
Чтобы узнать больше, посмотрите это вводное видео о дизайн-мышлении, снятое опытным дизайнером Камрен Браун. А пока давайте посмотрим на процесс дизайн-мышления и на то, что оно влечет за собой.
2. Что такое процесс дизайн-мышления?
Как уже упоминалось, процесс дизайн-мышления является прогрессивным и ориентированным на пользователя. Прежде чем рассматривать этот процесс более подробно, давайте рассмотрим четыре принципа дизайн-мышления, изложенные Кристофом Майнелем и Гарри Лейфером из Института дизайна Хассо-Платтнера Стэнфордского университета в Калифорнии.
Четыре принципа дизайн-мышления
- Человеческое правило: Независимо от контекста, вся дизайнерская деятельность носит социальный характер, и любые социальные инновации вернут нас к «человекоцентричной точке зрения». ».
- Правило двусмысленности: Неоднозначность неизбежна, ее нельзя устранить или упростить. Экспериментирование в пределах ваших знаний и способностей имеет решающее значение для способности видеть вещи по-другому.
- Правило редизайна: Любой дизайн — это редизайн. В то время как технологии и социальные условия могут меняться и развиваться, основные потребности человека остаются неизменными. По сути, мы только переделываем средства удовлетворения этих потребностей или достижения желаемых результатов.
- Правило осязаемости: Делая идеи осязаемыми в форме прототипов, дизайнеры могут более эффективно передавать их.
Пять фаз дизайн-мышления
Основываясь на этих четырех принципах, процесс дизайн-мышления можно разбить на пять шагов или фаз, согласно вышеупомянутому Институту дизайна Хассо-Платтнера в Стэнфорде (также известному как d. школа): сопереживать, определять, придумывать, прототипировать и тестировать. Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.
Фаза 1: Сочувствие
Сочувствие обеспечивает важнейшую отправную точку для Дизайн-мышления. Первый этап процесса посвящен знакомству с пользователем и пониманию его желаний, потребностей и целей.
Это означает наблюдение за людьми и взаимодействие с ними, чтобы понять их на психологическом и эмоциональном уровне. На этом этапе дизайнер старается отбросить свои предположения и собрать реальную информацию о пользователе. Узнайте все о ключевых методах развития эмпатии в нашем руководстве.
Этап 2: определение
Второй этап процесса проектного мышления посвящен определению проблемы. Вы соберете все свои выводы на этапе сопереживания и начнете их осмысливать: с какими трудностями и препятствиями сталкиваются ваши пользователи? Какие закономерности вы наблюдаете? Какую большую проблему пользователей необходимо решить вашей команде?
К концу этапа определения у вас будет четкая формулировка проблемы. Ключевым моментом здесь является формулировка проблемы с точки зрения пользователя; вместо того, чтобы говорить «Нам нужно…», сформулируйте это с точки зрения вашего пользователя: «Пенсионерам в районе залива нужно…»
Как только вы сформулируете проблему словами, вы можете начать придумывать решения и идеи, что подводит нас к третьему этапу.
Фаза 3: Идеи
Имея четкое представление о ваших пользователях и четкое формулирование проблемы, пришло время начать работу над потенциальными решениями. На третьем этапе процесса дизайн-мышления происходит творчество, и очень важно отметить, что этап формирования идей — это зона, свободная от суждений!
Дизайнеры будут проводить сеансы выработки идей, чтобы придумать как можно больше новых точек зрения и идей. Дизайнеры могут использовать множество различных типов техник формирования идей, от мозгового штурма и составления карт разума до телесного штурма (сценарии ролевых игр) и провокации — техники экстремального нестандартного мышления, которая заставляет дизайнера бросить вызов устоявшимся убеждениям и исследовать новые варианты и альтернативы.
К концу этапа формирования идей вы сузите круг до нескольких идей, с которыми можно двигаться дальше. В этом руководстве вы можете узнать обо всех наиболее важных техниках формирования идей.
Этап 4: Прототип
Четвертый шаг в процессе дизайн-мышления заключается в экспериментировании и превращении идей в материальные продукты. Прототип — это, по сути, уменьшенная версия продукта, которая включает в себя потенциальные решения, выявленные на предыдущих этапах. Этот шаг является ключевым для проверки каждого решения и выявления любых ограничений и недостатков.
На стадии прототипа предлагаемые решения могут быть приняты, улучшены, переработаны или отклонены в зависимости от того, как они работают в форме прототипа. Вы можете прочитать все об этапе прототипирования дизайн-мышления в нашем подробном руководстве.
Этап 5: Тестирование
После прототипирования следует пользовательское тестирование, но важно отметить, что это редко заканчивается процессом проектного мышления. На самом деле результаты фазы тестирования часто возвращают вас к предыдущему шагу, предоставляя информацию, необходимую для переопределения исходной постановки задачи или для выдвижения новых идей, о которых вы раньше не думали. Узнайте все о пользовательском тестировании в этом руководстве.
Является ли дизайн-мышление линейным процессом?
Нет! Вы можете посмотреть на эти четко определенные шаги и увидеть очень логическую последовательность с установленным порядком. Однако процесс дизайн-мышления не является линейным; она гибкая и текучая, петляющая взад-вперед и внутрь себя! С каждым новым открытием, которое приносит определенный этап, вам нужно будет переосмыслить и переопределить то, что вы делали раньше — вы никогда не будете двигаться по прямой линии!
3.

Теперь мы знаем больше о том, как работает дизайн-мышление, давайте рассмотрим, почему это важно. Есть много преимуществ использования подхода дизайн-мышления — будь то в деловом, образовательном, личном или социальном контексте.
Прежде всего, дизайн-мышление способствует творчеству и инновациям. Как человеческие существа, мы полагаемся на знания и опыт, которые мы накопили, чтобы обосновывать свои действия. Мы формируем шаблоны и привычки, которые, хотя и полезны в определенных ситуациях, могут ограничивать наш взгляд на вещи, когда дело доходит до решения проблем.
Вместо того, чтобы повторять одни и те же испытанные методы, дизайн-мышление побуждает нас снять шоры и рассмотреть альтернативные решения. Весь процесс поддается оспариванию предположений и изучению новых путей и идей.
Дизайн-мышление часто называют здоровой золотой серединой в решении проблем — оно не полностью пропитано эмоциями и интуицией и не полагается исключительно на аналитику, науку и обоснование; он использует смесь обоих.
Еще одно большое преимущество дизайн-мышления заключается в том, что оно ставит человека на первое место. Сосредоточившись на эмпатии, он побуждает предприятия и организации рассматривать реальных людей, которые используют их продукты и услуги, а это означает, что они с гораздо большей вероятностью попадут в цель, когда дело доходит до создания значимого пользовательского опыта. Для пользователя это означает лучшие, более полезные продукты, которые действительно улучшают нашу жизнь. Для предприятий это означает довольных клиентов и более здоровую прибыль.
Что такое «плохая проблема» в дизайн-мышлении?
Дизайн-мышление особенно полезно, когда речь идет о решении «сложных проблем». Термин «дикая проблема» был придуман теоретиком дизайна Хорстом Риттелем в 1970-х годах для описания особенно сложных проблем, которые весьма неоднозначны по своей природе.
В сложных задачах есть много неизвестных факторов; в отличие от «ручных» проблем, здесь нет окончательного решения. На самом деле, решение одного аспекта каверзной проблемы, скорее всего, обнажит или породит новые проблемы. Еще одна ключевая характеристика коварных проблем заключается в том, что у них нет точки остановки; поскольку природа проблемы меняется со временем, то должно меняться и решение.
Таким образом, решение сложных проблем — это непрерывный процесс, требующий Дизайн-мышления! Некоторые примеры злых проблем в нашем обществе сегодня включают такие вещи, как бедность, голод и изменение климата.
Если вы хотите узнать больше о них и о том, как дизайн-мышление может помочь в их решении, ознакомьтесь с нашим полным руководством по сложным проблемам.
4. Дизайн-мышление на рабочем месте: как дизайн-мышление, экономичность и гибкость работают вместе?
Теперь, когда мы знаем, что такое дизайн-мышление, давайте рассмотрим, как оно вписывается в общий процесс проектирования продукта. Возможно, вы знакомы с терминами «бережливое» и «гибкое» — и как UX-дизайнеру важно понимать, как эти три подхода работают вместе.
Что такое экономичность и гибкость?
Основываясь на принципах бережливого производства, бережливый UX фокусируется на максимально возможной оптимизации процесса проектирования, сводя к минимуму потери и максимизируя ценность. Некоторые основные принципы бережливого UX:
- Межфункциональное сотрудничество между дизайнерами, инженерами и менеджерами по продукту.
- Быстрый и непрерывный сбор отзывов, гарантирующий, что вы постоянно учитесь и адаптируетесь по ходу дела.
- Принятие решений как можно позже и быстрое выполнение с меньшим вниманием к долгосрочным результатам.
- Сильный акцент на том, как работает команда в целом.
Lean UX — это метод, который работает в сочетании с гибкими методами разработки. Agile — это процесс разработки программного обеспечения, который работает в итеративных, инкрементальных циклах, известных как спринты. В отличие от традиционных методов разработки Agile является гибким и адаптивным. Основываясь на Манифесте гибкой разработки, созданном в 2001 году, Agile придерживается следующих принципов:
- Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
- Работающее программное обеспечение с исчерпывающей документацией.
- Сотрудничество с клиентами при заключении контракта.
- Реагирование на изменение плана.
Сочетание дизайн-мышления с бережливым производством и agile
Дизайн-мышление, бережливое производство и agile часто рассматриваются как три отдельных подхода. Компании и команды будут задаваться вопросом, использовать ли бережливое производство или гибкое или дизайн-мышление , но на самом деле их можно (и нужно!) объединить для достижения оптимальных результатов.
Почему? Потому что применение дизайн-мышления в бережливой и гибкой среде помогает создать процесс разработки продукта, который не только ориентирован на пользователя, но и очень эффективен с точки зрения бизнеса. Хотя верно то, что у каждого подхода есть свой собственный образ действий, есть также значительное совпадение.
Объединение принципов каждого из них может иметь решающее значение для того, чтобы межфункциональные команды оставались на одной волне, гарантируя, что дизайнеры, разработчики, менеджеры по продуктам и заинтересованные лица сотрудничают в рамках одного общего видения.
Итак, как дизайн-мышление, бережливое производство и agile работают вместе?
Как объясняет Джонни Шнайдер, директор по стратегии и дизайну продукта в ThoughtWorks: «Дизайн-мышление — это то, как мы исследуем и решаем проблемы; Бережливое производство — это наша основа для проверки наших убеждений и изучения пути к правильным результатам; Agile — это то, как мы адаптируемся к изменяющимся условиям с помощью программного обеспечения».
Это все хорошо, но как это выглядит на практике?
Как мы узнали, дизайн-мышление — это основанный на решениях подход к исследованию и решению проблем. Он фокусируется на генерировании идей с учетом конкретной проблемы, удерживая пользователя в центре процесса на протяжении всего процесса. После того, как вы установили и разработали подходящее решение, вы начнете включать принципы бережливого производства — тестирование ваших идей, сбор быстрой и постоянной обратной связи, чтобы увидеть, что работает — с особым акцентом на межкомандном сотрудничестве и преодолении разрозненности отделов.
Agile связывает все это в короткие циклы спринта, что позволяет адаптироваться к изменениям. В гибкой среде продукты совершенствуются и строятся постепенно. Опять же, сотрудничество между командами играет решающую роль; Agile — это создание ценности, которая приносит пользу как конечному пользователю, так и бизнесу в целом.
Вместе, дизайн-мышление, бережливость и гибкость исключают ненужные процессы и документацию, используя вклад всех ключевых заинтересованных сторон для непрерывной доставки и улучшения.
5.

Как дизайнер вы играете ключевую роль в формировании продуктов и опыта, которые ваша компания выпускает на рынок. Интеграция дизайн-мышления в ваш процесс может принести огромную пользу бизнесу, в конечном итоге гарантируя, что продукты, которые вы разрабатываете, не только желательны для клиентов, но и жизнеспособны с точки зрения бюджета и ресурсов компании.
Имея это в виду, давайте рассмотрим некоторые из основных преимуществ использования дизайн-мышления на работе:
- Значительно сокращает время выхода на рынок: Акцентируя внимание на решении проблем и поиске жизнеспособных решений, дизайн-мышление может значительно сократить время, затрачиваемое на проектирование и разработку, особенно в сочетании с бережливым и гибким подходом.
- Экономия средств и высокая окупаемость инвестиций: Быстрый вывод успешных продуктов на рынок в конечном счете экономит деньги бизнеса.
Было доказано, что дизайн-мышление дает значительную отдачу от инвестиций; Например, команды, которые применяют методы IBM Design Thinking, в результате рассчитали рентабельность инвестиций до 300%.
- Улучшает удержание и лояльность клиентов: Дизайн-мышление обеспечивает ориентированный на пользователя подход, который в конечном итоге повышает вовлеченность пользователей и удержание клиентов в долгосрочной перспективе.
- Способствует инновациям: Дизайн-мышление — это оспаривание предположений и устоявшихся убеждений, побуждающее всех заинтересованных лиц мыслить нестандартно. Это способствует развитию культуры инноваций, которая выходит далеко за рамки команды дизайнеров.
- Может применяться в масштабах всей компании: Самое замечательное в дизайн-мышлении то, что оно предназначено не только для дизайнеров. Он использует групповое мышление и поощряет сотрудничество между командами. Более того, его можно применить практически к любой команде в любой отрасли.
Внедряете ли вы культуру дизайн-мышления в масштабах всей компании или просто пытаетесь улучшить свой подход к ориентированному на пользователя дизайну, дизайн-мышление поможет вам внедрять инновации, фокусироваться на пользователе и, в конечном счете, разрабатывать продукты, которые решать реальные проблемы пользователей.
6. Методология дизайн-мышления в действии: тематические исследования
Итак, мы довольно подробно рассмотрели теорию, лежащую в основе дизайн-мышления, и связанные с ним процессы — но как это выглядит в действии? Давайте рассмотрим некоторые тематические исследования, в которых дизайн-мышление оказало огромное влияние на реальный мир.
Здравоохранение Практический пример: как дизайн-мышление преобразовало офтальмологическую больницу Роттердама
Руководители офтальмологической больницы Роттердама хотели превратить опыт пациента из обычно мрачного, пронизанного тревогой мероприятия в нечто гораздо более приятное и личное. Для этого они включили дизайн-мышление и принципы дизайна в свой процесс планирования. Вот как они это сделали:
Empathize
Во-первых, они намеревались понять своего целевого пользователя — пациентов, поступающих в больницу для лечения. Генеральный директор больницы, финансовый директор, менеджеры, персонал и врачи установили, что большинство пациентов поступали в больницу со страхом ослепнуть.
Определить
Основываясь на своих выводах на этапе эмпатии, они определили, что уменьшение страха должно быть приоритетом. Их формулировка проблемы могла выглядеть примерно так: «Пациенты, поступающие в нашу больницу, должны чувствовать себя комфортно и непринужденно».
Идеи
Вооружившись глубоким пониманием своих пациентов и четкой постановкой задачи, они начали мозговой штурм возможных решений. Как и любой хороший мыслитель дизайна, они искали вдохновение из ряда как вероятных, так и маловероятных источников. Например, они обратились к флагманской авиакомпании KLM и сети супермаркетов Albert Heijn, чтобы узнать о планировании, а также обратились к другим медицинским организациям за вдохновением в области операционного совершенства.
Прототип
На этапе прототипирования команда представила наиболее многообещающие идеи, которые они придумали, тем, кто отвечает за уход в больнице. Затем эти группы лиц, осуществляющих уход, использовали эти идеи для разработки неформальных небольших экспериментов, которые могли проверить потенциальное решение и посмотреть, заслуживает ли оно широкомасштабного внедрения.
Тест
Фаза тестирования заключалась в проведении вышеупомянутых экспериментов и проверке их результатов. Как объясняют Дирк Дайхманн и Рул ван дер Хейде, «переход к формальному принятию этих идей, как правило, был более постепенным. Если идея срабатывала, рано или поздно другие группы спрашивали, могут ли они тоже ее попробовать, и лучшие идеи распространялись органично».
Результат
Приняв подход «Дизайн-мышление», офтальмологическая клиника Роттердама смогла проникнуть в суть потребностей своих пользователей и найти эффективные решения для их удовлетворения. При этом они значительно улучшили пользовательский опыт: количество пациентов увеличилось на 47%, и с тех пор больница получила несколько наград за безопасность, качество и дизайн.
Бизнес-кейс: как дизайн-мышление помогло поставщику финансовых услуг MLP восстановить доверие потребителей
После того, как разразился финансовый кризис, поставщик финансовых услуг MLP обнаружил, что доверие потребителей было на рекордно низком уровне. Им нужно было повторно взаимодействовать со своими целевыми пользователями и придумывать новые способы укрепления доверия. В поисках инноваций они решили опробовать подход дизайн-мышления. Вот что они узнали:
Сопереживание
Сосредоточив внимание на своих пользователях и предприняв сознательные усилия, чтобы понять их потребности из первых рук, MLP узнала, что предположения, которые они делали, в конце концов, были не такими точными. Как объясняет Томас Фриз, руководитель отдела маркетинга MLP:
«Раньше мы говорили с клиентами о целях, которых они хотят достичь. Но они не хотят ставить перед собой определенную цель, так как часто сами не знают, что это такое. Скорее, они хотят говорить о своих идеях, поскольку это более открыто и гибко в отношении их финансового планирования».
Определить
С этим вновь обретенным сочувствием к своим пользователям, MLP смогли переформулировать свою миссию. Они знали, что им нужно восстановить доверие потребителей, и что способ сделать это — говорить с покупателем на его родном языке и стать более узнаваемым брендом.
Идея и прототип
На этапе создания идеи и прототипа они решили поэкспериментировать с совершенно новым изображением. Вместо формальной деловой одежды, обычно ассоциируемой с финансовым сектором, члены команды MLP вышли в повседневной одежде. Они тестировали прототипы Lego и самодельные плакаты в специально отведенных местах, включая университетский городок и вокзалы.
Тест
Тестируя этот новый подход, они извлекли очень ценные уроки о своих пользователях и о том, как с ними общаться. Они обнаружили, что даже такая простая вещь, как более повседневная одежда, оказала огромное влияние на снижение негативных коннотаций, связанных с финансовыми услугами. Они также узнали о ценности открытых вопросов; вместо того, чтобы пытаться продать свой прототип, дизайн-мышление научило их задавать вопросы, которые фокусируются на потребностях пользователя.
Исход
Их первый набег на дизайн-мышление оказался огромным испытанием для MLP. Потратив время на общение со своими пользователями, они получили информацию, необходимую для изменения дизайна своих сообщений, что позволило им начать маркетинг гораздо эффективнее.
В свете своих выводов MLP открыла новое офисное помещение в студенческом районе, поместив свои редакционные и социальные сети в непосредственной близости от своей клиентской базы. Конечно, дизайн-мышление — это повторяющийся процесс, так что это лишь один из способов, с помощью которого MLP надеется продолжать учиться говорить на языке своих клиентов.
7. Какая связь между дизайн-мышлением и UX-дизайном?
На данный момент вы, несомненно, заметили много общего между дизайн-мышлением и дизайном взаимодействия с пользователем, и вам может быть интересно, как они соотносятся друг с другом. Оба чрезвычайно ориентированы на пользователя и управляются эмпатией, и дизайнеры UX будут использовать многие шаги, изложенные в процессе дизайн-мышления, такие как исследование пользователей, создание прототипов и тестирование.
Несмотря на это сходство, между ними можно провести определенные различия. Во-первых, влияние дизайн-мышления часто ощущается на более стратегическом уровне; он исследует область проблем — в контексте понимания пользователей, технологической осуществимости и бизнес-требований — для поиска возможных решений. Как мы видели на примерах из Роттердамской глазной больницы и MLP, дизайн-мышление принимается и внедряется всеми различными командами в бизнесе, включая руководителей высшего звена.
Если дизайн-мышление фокусируется на поиске решений, то UX-дизайн занимается фактическим проектированием этих решений и обеспечением того, чтобы они были удобными, доступными и приятными для пользователя.
Вы можете думать о дизайн-мышлении как о наборе инструментов, в который погружаются UX-дизайнеры, и если вы работаете в области UX-дизайна, это одна из многих важных методологий, на которые вы будете полагаться, когда дело доходит до создания фантастического пользовательского опыта.