Проекция фрейд: Фрейд: проекция защита, защитная | Проекция психологическая защита: VIKENT.RU

Содержание

Механизмы психологической защиты по Фрейду

Фрейд полагал, что Эго реагирует на угрозу прорыва импульсов ид двумя путями:

  1. блокированием выражения импульсов в сознательном поведении
  2. искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

  1. они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана
  2. они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.


Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты — обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги. Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже.

Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту эго не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги.

Описываемое иногда как «мотивированное забывание», вытеснение представляет собой процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения индивидуумы не осознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.

Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Эта беспрерывная трата ресурсов эго может серьезно ограничивать использование энергии для более адаптивного, направленного на собственное развитие, творческого поведения. Однако постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл «психопатологией обыденной жизни».

Более того, согласно его теории, вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения, в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь), психосексуальных нарушениях (таких как импотенция и фригидность). Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм.

Проекция. Как защитный механизм по своей теоретической значимости проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, демонстрирует примитивную проекцию. На другом уровне мы можем наблюдать проекцию у молодой женщины, которая не осознает, что борется со своим сильным сексуальным влечением, но подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить.

Наконец, классический пример проекции — студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик.

Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение, проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример — ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не осознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя.

Рационализация. Другой способ для эго справиться с фрустрацией и тревогой — это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу «зелен виноград». Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели. Люди рационализируют таким же образом. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным образом, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не хочет быть стоматологом.

Реактивное образование. Иногда эго может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Здесь мы имеем дело с реактивным образованием, или обратным действием. Этот защитный процесс реализуется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется: затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами.

Она может даже активно пикетировать киностудии или писать письма протеста в кино-компании, выражая в них сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

Регрессия. Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги, — это регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать» с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно 6ыло выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет эго изменить цель или /и объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения — тем, которые общество полагает приемлемыми [Golden, 1987]. Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность — такую, как футбол, хоккей или другие виды спорта. Сходным образом женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат.

Фрейд утверждал, что сублимация сексуальных инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация сексуального влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры — благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни.

Отрицание. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание. Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все еще жива. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).

Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы.

В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила это. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности.

📖 Проекция и интроекция, Глава 3. Основные понятия психоанализа, Часть 1. Введение в психоанализ. Психоанализ: учебное пособие. Лейбин В. М. Страница 22. Читать онлайн


Проекция и интроекция

Проекция — психический процесс, сопровождающийся вынесением субъективных переживаний вовне, наделением внешних объектов внутренними бессознательными желаниями, перенесением вины и ответственности за отвергаемые в себе наклонности на кого-либо другого, приписыванием другим людям собственных чувств, качеств, свойств и черт характера, которые не замечаются или не признаются человеком.

На начальном этапе своей исследовательской и терапевтической деятельности Фрейд рассматривал проекцию в качестве защиты параноика, выносящего вовне субъективные переживания, доставляющие ему страдания. В период 1895–1896 годов он обсуждал вопрос о том, как проецируемые параноиком вовне переживания оборачиваются против больного, поскольку в конечном счете они возвращаются к — нему в форме терзающих его самоупреков, обостряющих его психическое состояние.

Несколько лет спустя при исследовании природы и механизмов образования сновидений Фрейд высказал соображения, что сновидение и галлюцинацию можно рассмотреть в качестве проекции нереализованных желаний человека на внешний мир. Наряду с подобным пониманием проективные механизмы сновидения воспринимались им под углом зрения смещения, перемещения акцента со значительных элементов на менее важные. В результате этого происходило искажение содержания сновидения, несовпадение его скрытых мыслей с явным текстом, картинкой, изображением того, что оказывалось в поле внимания сновидящего.

В работе «Психопатология обыденной жизни» (1901) основатель психоанализа обратился к феномену проекции, с помощью которого попытался раскрыть психологические корни суеверия. Он предположил, что суеверный человек проецирует наружу мотивировку своих собственных случайных действий вместо того, чтобы находить ее внутри себя. На этом основании Фрейд пришел к выводу, что значительная доля мифологического миросозерцания, простирающегося и на новейшие религии, представляет собой не что иное, как проецированную во внешний мир психологию.

Аналогичный взгляд на проекцию нашел отражение и в его работе «Тотем и табу» (1913), в которой он утверждал, что анимизм был естественным миросозерцанием для примитивного человека, проецирующего во внешний мир структурные условия своей души. В данной работе Фрейд провел параллель между проекцией чувств человека, находящей отражение в религии, и сходным процессом, наблюдаемым у параноика. Фрейд опирался на историю, относящуюся к воспоминанию председателя судебной коллегии Пауля Шребера и рассмотренную основателем психоанализа в его работе «Психоаналитические заметки об одном биографически описанном случае паранойи (Dementiaparanoids)» (1911). Фрейд отметил, что воспринимаемые примитивным человеком духи и демоны представляют собой не что иное, как проекцию его чувств: объекты привязанностей своих аффектов он превращает в лиц, населяет ими мир и снова находит вне себя свои внутренние душевные процессы. Совершенно так же, как остроумный параноик Шребер, который находил отражение своих привязанностей и освобождение своего либидо в судьбах скомбинированных им «божественных лучей».

В работе «Тотем и табу» содержится также и такое представление о проекции, которое соотносится с запретами табу как вторичными явлениями, образовавшимися в результате сдвига и искажения. При этом проекция рассматривается Фрейдом не столько как перенесение внутреннего неудовлетворения во внешний мир, сколько как смещение чувств и переживаний человека с одного внешнего объекта на другой. В качестве иллюстрации данного психического процесса он привел пример сдвига запрещения, почерпнутого им из клинической практики: пациентка требует, чтобы купленный мужем предмет домашнего обихода был удален, так как он делает «невозможным» помещение, в котором она живет; она слышала, что этот предмет был куплен в лавке, находящейся на улице, имеющей название Оленья; фамилию Олень носит ее бывшая подруга, которая живет в другом городе и которую она в молодости знала под девичьей фамилией; теперь эта подруга, с которой пациентка не хочет иметь никаких отношений, для нее «невозможна» — то есть табу, и купленный мужем предмет домашнего обихода — тоже табу.

В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916–1917) Фрейд дал краткое описание истории болезни женщины, проективная деятельность которой привела к возникновению бреда ревности. В его интерпретации бессознательная влюбленность 53-летней порядочной женщины и хорошей матери в молодого человека, ее зятя, оказалась для нее столь тяжким грузом, что это обернулось бредовой ревностью. С помощью механизма смещения фантазия о неверности мужа стала охлаждающим компрессом для ее переживания. Преимущества бреда ревности доставили ей облегчение, которое было достигнуто в форме проекции своего собственного состояния на мужа. Тем самым Фрейд как бы эмпирически подтверждал ранее высказанное им в работе «Тотем и табу» предположение, что склонность провоцированию душевных процессов вовне усиливается там, где проекция дает преимущества душевного облегчения. Такое преимущество, как полагал он, с полной определенностью можно ожидать в случае, когда душевные движения вступают в конфликт. Тогда болезненный процесс пользуется механизмом проекции, чтобы освободиться от подобных конфликтов, разыгрывающихся в душевной жизни.

Фрейд утверждал также, что проекция возникает и там, где нет никаких конфликтов. Внутренние восприятия могут проецироваться вовне с целью образования внешнего мира. Так, примитивные люди посредством проекции внутренних восприятий вовне создали картину внешнего мира, которую с позиций окрепшего восприятия сознания необходимо перевести обратно на язык психологии

В некоторых работах Фрейд рассматривал проекцию в качестве процесса, противоположного интроекции. Такое понимание проекции связывалось им с восприятием человеком хорошего и плохого, полезного и вредного. Так, в статье «Отрицание» (1925) он соотносил интроекцию с желанием человека внести, вобрать в себя все хорошее, полезное, а проекцию — со стремлением выделить, выбросить из себя все плохое, вредное. В первом случае нечто должно быть внутри человека, во втором — вне его. По словам Фрейда, первоначальное ощущение удовольствия Я стремится все хорошее интроецировать, а все плохое отбросить от себя прочь. Подобное понимание проекции было фактически дальнейшим развитием взглядов основателя психоанализа, нашедших свое отражение в его статье «Влечения и их судьбы» (1915), в которой была высказана мысль, что все плохое и чуждое для Я ассоциируется с чем-то находящимся вовне.

Те или иные аспекты фрейдовского понимания проекции получили свою дальнейшую разработку в исследованиях ряда психоаналитиков. Так, М. Кляйн через призму проекции и интроекции рассматривала двойственное отношение ребенка к своему первичному объекту. Она полагала, что младенец проецирует свои любовные импульсы и приписывает их удовлетворяющей (хорошей) груди точно так же, как он приписывает фрустрирующей (плохой) груди проецируемые на нее деструктивные импульсы. В этом отношении картина внешнего и переведенного во внутренний план объекта в психике ребенка расценивалась ею как искаженная фантазиями, непосредственно связанными с проецированием его импульсов на объект.

Если М. Кляйн придерживалась точки зрения, согласно которой проекция и интроекция являются процессами, способствующими различению внешнего и внутреннего и, следовательно, развитию Я, то А. Фрейд относила проекцию и интроекцию к тому периоду, когда Я уже отдифференцировалось от внешнего мира. Исследуя различные механизмы защиты Я, она рассматривала проекцию в качестве одного из важных защитных способов, используемых человеком при попытках разрешения его внутрипсихических конфликтов.

Для К. Хорни проекция была частным случаем экстернализации, то есть тенденции так воспринимать внутренние процессы, как если бы они находились вне человека. Проекция соотносилась ею с объективированием имеющихся у человека трудностей. С ее точки зрения, экстернализация различных черт человека может осуществляться посредством простой проекции, то есть в форме восприятия их как принадлежащих другим людям или посредством перекладывания ответственности за них на других людей. Хорни считала, что в ряде случаев проекция позволяет человеку отреагировать на свои агрессивные наклонности, не осознавая их и поэтому не сталкиваясь лицом к лицу со своими конфликтами. В ее понимании, в качестве побочной функции проекция может служить потребности в самооправдании: не сам индивид испытывает желание красть, обманывать, унижать, но другие хотят сделать это по отношению к нему.

Карен Хорни (1885–1952) – американский психоаналитик. Родилась в Гамбурге, окончила медицинский факультет Берлинского университета. Под влиянием лекций К. Абрахама проявила интерес к психоанализу. Прошла личный анализ у К. Абрахама и Г. Закса. Была одним из первых сотрудников Берлинского института психоанализа. В 1932 году по приглашению директора Чикагского института психоанализа Ф. Александера переехала в США. В 1934 году поселилась в Нью-Йорке, где разрабатывала собственные концепции, связанные с реформированием классического психоанализа, за что в 1941 году была исключена из Американской психоаналитической ассоциации. Создала альтернативную Ассоциацию развития психоанализа. Автор ряда статей по психологии женщины, а также книг «Невротическая личность нашего времени» (1937). «Новые пути в психоанализе» (1939), «Самоанализ» (1942). «Наши внутренние конфликты» (1945). «Невроз и развитие личности» (1950).

Обращая внимание на проекцию как на один из механизмов защиты, Хорни высказывала пожелание быть особенно внимательным к поискам факторов, которые проецируются. Если, например, пациент полагает, что аналитик не любит его, то, по ее мнению, это чувство может быть проекцией нелюбви пациента к аналитику. Но может быть также проекцией его нелюбви к самому себе или может вообще не являться проекцией, а служить оправданием тому, что пациент не вступает в эмоциональный контакт с аналитиком, исходя из опасения угрозы его независимости. Кроме того, Хорни предупреждала об опасностях (неправильное истолкование, возможные ошибки), которые подстерегают аналитика, осуществляющего проекции в мир пациента.

Наряду с проекцией психоаналитики уделяют важное внимание и интроекции.

Интроекция — процесс включения внешнего мира во внутренний мир человека. В классическом психоанализе под интроекцией понимается процесс установления таких отношений между человеком (субъектом) и другим человеком или предметом, на который направлен его интерес (то есть объектом), при которых свойства и качества объекта переносятся субъектом внутрь.

Термин «интроекция» был введен в психоаналитическую литературу одним из сподвижников Фрейда венгерским психоаналитиком Ш. Ференци, опубликовавшим в 1909 году работу «Интроекция и перенесение» и статью «К определению понятия интроекции» (1912). Он описывал интроекцию как распространение ауто-эротического интереса на внешний мир путем «втягивания» его объектов в Я.

Интроекция противопоставляется проекции как процессу вынесения человеком своих собственных чувств и внутренних побуждений вовне. При проекции субъект наделяет объект теми свойствами и качествами, которыми обладает сам. При интроекции человек как бы вбирает в свою психику представления о части внешнего мира, превращает их в объект бессознательного фантазирования. Он наделяет самого себя свойствами и качествами воображаемого объекта, идентифицирует (отождествляет) себя с этим объектом, думает и действует с оглядкой на внутренний образ, возникший в результате интроекции.

Если параноик проецирует вовне из своего Я возможно большую часть внешнего мира и делает его сюжетом бессознательных фантазий, то невротик, как считал Ференци, озабочен поиском объектов, которые он мог бы втянуть, интроецировать в круг своих интересов. Невротическая интроекция рассматривалась Ференци как крайний вид психического процесса, имеющего место в каждом нормальном человеке.

В содержательном плане процессы идентификации и интроекции выступали у Ференци как однозначные. С точки зрения Фрейда, интроекция тесно связана с идентификацией как одной из форм эмоциональной связи человека с объектом своего внимания. В процессе идентификации человек стремится быть похожим на того, к кому испытывает особые чувства привязанности, будь то любовь, обожание, поклонение. Благодаря интроекции человек как бы превращается в тот объект, с которым он себя идентифицирует.

Человек может утратить объект своей привязанности. Однако интроекция этого объекта внутрь самого себя оказывает соответствующее воздействие на его поведение. Особенно наглядно этот процесс можно наблюдать на примере маленьких детей. В игровой форме дети часто отождествляют себя с каким-либо животным. Они говорят своим родителям или сверстникам, например: «Я — лошадка», «Я — щенок». При этом дети подражают тому или иному животному, принимают характерные для них позы, издают соответствующие звуки.

Аналогичные картины подражания животным, отождествления себя с ними могут наблюдаться не только в процессе детской игры. Ребенок вполне серьезно может включить в себя любимый, но в силу различных обстоятельств жизни утраченный объект своей привязанности. В одной из своих работ Фрейд привел в качестве примера наблюдение, описанное в психоаналитическом журнале. Речь шла о ребенке, который сильно переживал по поводу утраты любимого котенка. Это переживание привело к тому, что ребенок не только отождествил себя с котенком, но и всем своим поведением показывал, что он теперь стал этим котенком. Ребенок капризничал, не хотел есть за столом, ползал на четвереньках.

Интроекция объекта субъектом свойственна не только детям, но и взрослым. Типичным примером может служить меланхолия взрослого человека, считающего реальную или воображаемую потерю любимого объекта причиной своего подавленного состояния. В этом случае человек упрекает самого себя за то, что произошла утрата объекта. Он обвиняет себя во всевозможных грехах, унижает собственное Я. Тень объекта, по выражению Фрейда, оказывается отброшенной на Я человека. Интроекция объекта проявляется в явной форме.

Благодаря интроекции в психике человека возникают различные представления и образы, оказывающие воздействие на его жизнедеятельность. Эти образы и представления становятся неотъемлемой частью человека, превращаются в идеал Я или Сверх-Я.

В классическом психоанализе понятия идеала Я и Сверх-Я тесно связаны с ин-троекцией. Объект привязанности вбирается внутрь психики человека, становится на место его Я. Он оказывается не только включенным во внутренний мир человека, но и активно действующим в качестве некоего идеала или инстанции, контролирующей его мысли и поведение. Прежние отношения между внешним объектом и человеком перерастают в отношения между образовавшимся в результате интроекции идеалом Я и Я, ставшим объектом воздействия со стороны этого идеала. Внутренний мир человека, его психика становятся ареной противостояния различных сил.

Процесс интроекции приводит к изменениям в психике человека. Его Я как бы расщепляется на две части. Одна из них включает в себя потерянный объект. Другая, олицетворяющая собой, с точки зрения Фрейда, критическую инстанцию или совесть, становится особенно беспощадной по отношению к первой части Я. Между обеими частями Я возникает конфликт, обострение которого может привести к психическому расстройству.

Стремление к включению большей части внешнего мира в свое собственное Я особенно характерно для невротика. Вобрав внешний мир внутрь самого себя, невротик делает его объектом своих многочисленных фантазий.

Проблема интроекции обсуждалась в работах К. Абрахама, М. Кляйн, А. Фрейд и других психоаналитиков. Так, Кляйн выдвинула представления об орально-садистской интроекции груди, о взаимодействии с самого начала жизни ребенка интроекции и проекции, об интроекции преследующего объекта, определенной проекцией деструктивных импульсов на этот объект. Ею была высказана также мысль о реинтроекции: реинтроекция плохого объекта подкрепляет остроту страха, боязни внешних или внутренних преследователей; реинтроекция хорошего объекта ослабляет тревогу преследования.

В современном психоанализе рассмотрению процесса интроекции также уделяется определенное внимание. В частности, С. Блатт поднял вопрос о необходимости исследования различных форм младенческой депрессии, включая интроективную, что нашло отражение в его статье «Уровни объектной репрезентации в аналитической интроективной депрессии» (1974).

Изречения

З. Фрейд: «Проекция внутренних восприятий вовне является примитивным механизмом, которому, например, подчинены восприятия наших чувств, который, следовательно, при нормальных условиях принимает самое большое участие в образовании нашего внешнего мира».

З. Фрейд: «Проекция бессознательной враждебности при табу покойников представляет собой только один пример из целого ряда процессов, которым приходится приписать громаднейшее влияние на весь склад душевной жизни примитивного человека. В рассматриваемом случае проекция служит разрешению конфликта чувств; такое же применение она находит при многих психических ситуациях, ведущих к неврозу».

К. Хорни: «В качестве побочной функции проекция также служит потребности самооправдания».

К. Хорни: «Работая с пациентом, аналитику приходится проецировать себя в особый мир, с присущими ему свойствами и законами. И здесь имеется значительная опасность того, что он что-то неправильно истолкует, ошибется, возможно, даже нанесет определенный вред — не по злой воле, а по невнимательности, по незнанию или из самомнения».

Ш. Ференци: «Если параноик выталкивает из своего Я влечения, ставшие неприятными, то невротик помогает себе другим способом: он принимает в свое Я какую-то, по возможности большую, часть внешнего мира и делает его предметом бессознательной фантазии. Это есть своего рода процесс разжижения Я его внешними элементами. С помощью этого механизма смягчается острота свободно блуждающих, неудовлетворительных бессознательных влечений. В противоположность проекции этот механизм можно назвать интроекцией».

Ш. Ференци: «У здорового большая часть его интроекций протекает сознательно, в то время как у невротика они в большинстве случаев вытеснены, изживаются в бессознательных фантазиях и опытный врач может узнать о них только косвенным, символическим образом».

М. Кляйн: «Интроекция хорошего объекта стимулирует проекцию хороших чувств наружу, а это, в свою очередь, стимулирует повторную интроекцию и через нее укрепляет ощущения обладания хорошим внутренним объектом».

Проекция, вытеснение и отрицание согласно Зигмунду Фрейду

4 минуты

Подавление боли, отрицание того, что нас беспокоит, или проецирование собственных недостатков на других — вот примеры защитных механизмов, которые определил Зигмунд Фрейд.

Написано и проверено психологом Валерия Сабатер .

Последнее обновление: 22 октября 2022 г.

Когда мы говорим о защитных механизмах, мы почти автоматически представляем себе лицо Зигмунда Фрейда. Некоторые считают, что его психодинамическая теория устарела. Однако считать это ошибкой. На самом деле такие процессы, как проекция, вытеснение и отрицание, являются прямым наследием школы Фрейда и были унаследованы когнитивной школой.

Тем не менее, их имена были изменены. Защитные механизмы теперь называются иррациональными познаниями. Они помогают нам понять многие психические схемы, связанные с тревогой. Хотя Альберт Эллис и Аарон Бек, референты и пропагандисты когнитивно-поведенческой теории, изначально отвергали эти бессознательные механизмы, определенные Фрейдом, в действительности они просто дали им другое название.

Внутренние конфликты универсальны

Представление о том, что люди страдают от внутренних конфликтов, и что многие из них могут быть связаны с детством, образованием или ранним опытом, остается актуальным и сегодня. При этом многие фрейдистские модели, такие как психосексуальное развитие, полностью устарели и непоследовательны. С другой стороны, реалии, такие как самообман, совершенно действительны.

Все мы когда-то использовали защитные механизмы. В конце концов, жизнь, отношения и переживания иногда чрезвычайно сложны. Использование этих стратегий помогает нам уменьшить наши страдания и позволяет нам выживать в часто хаотичной среде. Но стоимость огромная. Это потому, что в долгосрочной перспективе они погружают нас в состояние сильного психологического истощения.

Проекция, подавление и отрицание

Проекция, подавление и отрицание, возможно, являются наиболее известными и наиболее часто используемыми защитными механизмами. Неважно, что прошло более века с тех пор, как Зигмунд Фрейд и его дочь Анна Фрейд впервые дали им определение. Мы продолжаем применять их, даже не осознавая этого.

Эти ресурсы являются частью теории личности Фрейда. В нем он объяснил, что разум находится в плену у трех типов специфических сил: наших импульсов, ценностей (или социальных норм) и эго.

Когнитивная перспектива

Когнитивная школа отвергает этот тип ментального конфликта . Он не верит в идею о том, что разум фрагментирован на ид, эго или суперэго. На самом деле он утверждает, что разум — это единая сущность, которая благодаря своему собственному образованию, опыту или интерпретациям использует явно иррациональные идеи.

Эти бессмысленные и вредные идеи повергают нас в состояние тревоги. Это те ошибочные интерпретации, которые мы делаем о вещах и которые в краткосрочной перспективе уменьшают наш человеческий потенциал. Они также уменьшают нашу способность быть счастливыми.

Поэтому ясно, что такие защитные механизмы, как проекция, подавление и отрицание, причиняют нам страдания . Вместо того, чтобы защищать нас от него, они на самом деле мешают нам измениться. Например, отрицание того, что эмоциональный разрыв не повлиял на нас, ничего не дает, кроме того, что мы остаемся в той же ситуации. Ту, в которой мы никому не доверяем, снова отказываемся любить и даже не осознаем, что страдаем. Теперь мы рассмотрим три защитных механизма.

Проекция: Перекладывание нерешенных проблем на других

Проекция — очень распространенный защитный механизм . Он может работать как в положительную, так и в отрицательную сторону. В последнем случае мы приписываем недостатки, недостатки или собственные дефекты другим. Проще говоря, то, что мы критикуем в других, связано с нами, с чем-то в нашей личности, что нам не нравится или чего нам не хватает.

С другой стороны, мы также используем позитивную проекцию на повторяющейся основе, особенно когда мы влюблены. Мы делаем это, приписывая нашим любимым измерения, способности и достоинства, которые не являются реальными. Это бессознательный способ навредить себе, потому что мы создаем идиллические образы, мало связанные с реальностью.

Подавление: сокрытие того, что причиняет боль

Когда Фрейд и его дочь Анна определяли проекцию, вытеснение и отрицание, они не знали о связи эмоций с благополучием человека. Однако в случае подавления это ключевой момент, потому что мы, люди, часто склонны подавлять идеи, воспоминания и мысли. На самом деле мы подавляем то, что чувствуем .

Отложить в сторону то, что болит, — самый дешевый и отчаянный ресурс разума. Это также , который имеет наибольшую цену за психологическое равновесие. Действительно, это часто приводит к тревожным расстройствам, депрессии и т. д.

Отрицание: отрицание того, что причиняет боль

Из этих трех защитных механизмов отрицание, несомненно, является наиболее распространенным. Тем не менее, то, что он появляется чаще, не означает, что он менее безобиден. На самом деле, в реальности все как раз наоборот.

На самом деле, в случае зависимости отрицание является наиболее очевидным и вредным защитным механизмом. Его используют алкоголики, когда говорят, что контролируют употребление алкоголя. Его также применяют редкие героиновые наркоманы, которые говорят себе, что случайная доза наркотика, когда они расслабляются, не повредит им.

Кроме того, отрицание очень распространено в зависимых и вредных отношениях. Это проявляется у тех партнеров, которые отрицают доказательства и отказываются видеть насилие или эмоциональные манипуляции в своих отношениях, потому что они думают, что любовь такая.

Эти защитные механизмы представляют собой сложные и опасные реальности, которые многие из нас часто используют. Действительно, защитные механизмы, оставленные психодинамической теорией, остаются в силе. Зная о них и о том, как их обнаружить, чтобы мы могли деактивировать их, мы сможем улучшить качество жизни.

Это может вас заинтересовать…

Как определить признаки проекции; это ты или я?

Концепция проекции впервые была предложена Зигмундом Фрейдом во время его работы над защитными механизмами, а затем культивирована дочерью Фрейда, Анной Фрейд.

Что такое проекция?

Проекция — это бессознательный процесс, при котором человек переносит свои желания и побуждения на другого человека, животное или объект.

Эти прогнозы обычно считаются неприемлемыми по стандартам общества; следовательно, человек бессознательно применяет защитный механизм, часто называемый защитной проекцией, перекладывая свои собственные чувства, импульсы или желания на кого-то или что-то еще.

Психологическая проекция

Отличным примером психологической проекции является ситуация, когда хулиган презирает свою жертву за ее неуверенность. На самом деле хулиган перекладывает на жертву собственное чувство неадекватности и незащищенности.

Некомфортные ощущения

Другим примером может быть случай, когда замужняя женщина изменяет своему мужу, а затем обвиняет его в измене.

Жена может начать проецировать ревность на своего партнера, бросая на него обвинения или любые другие негативные чувства.

Проецируя собственное чувство вины на мужа, жена может отвлечь внимание от себя, перенеся эти негативные чувства на кого-то другого.

Согласно Фрейду, защитная проекция происходит на бессознательном уровне для защиты эго.

Почему люди проецируют?

Когда возникает бессознательный дискомфорт, это может привести к тому, что люди приписывают свои неприемлемые импульсы и чувства кому-то другому, чтобы не решать их.

Каким бы бессознательным ни был этот процесс, проекция оставляет место для любых неприемлемых побуждений и импульсов, при этом человек не должен признать эти черты своими собственными.

Проецирование на других

Замещая неприемлемые побуждения и поведение, любые отрицательные черты можно рассматривать через призму наблюдателя, вместо того, чтобы человек брал на себя ответственность и сталкивался с социальным осуждением, которое может сопутствовать этому.

Кто придумал проекцию?

Первоначально австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд впервые разработал концепцию проекции в письме 1895 года. Он описал пациентку, которая проецировала свое чувство стыда, полагая, что ее соседи сплетничают о ней.

Проекция чувств

Швейцарский психиатр Карл Юнг считал, что проекция — это способ защиты людей от неизвестного, часто в ущерб себе.

Карл Юнг считал, что люди проецируют архетипические представления на людей и вещи, которых они не понимают, и все это является врожденным ответом на желание жить в более предсказуемом и кругообразном мире.

Юнг также считал проекцию осязаемой вещью и объяснял, что людей не следует прямо обвинять в том, что они заставляют других людей страдать от таких проекций, потому что они не осознают их (Карл Юнг, Zarathustra Seminar).

Обнаружение признаков проекции в повседневной жизни

Проекция может проявляться в различных сценариях повседневной жизни, от единичных случаев до постоянных моделей, проявляющихся в романтических отношениях.

Однако, когда люди учатся распознавать и, таким образом, изменяют свои реакции на проекции, это может помочь им справляться с социальными проблемами.

Мысли и чувства

В целом, проекция часто больше похожа на манипуляцию.

Психологическая проекция часто наблюдается у людей с расстройствами психического здоровья, такими как нарциссическое расстройство личности, расстройство личности, при котором страдающий думает в первую очередь о себе в любом конкретном взаимодействии.

Проекция не является психическим заболеванием; однако проекция может быть признаком расстройства личности. Симптомы нарциссизма включают в себя:

  • Человек, борющийся с близостью или эмпатией
  • Постоянный поиск внимания
  • Приоритет власти, идеализма и успеха
  • Чрезмерное чувство собственной важности
  • Демонстрация признаков нестабильности в неожиданных ситуациях

это не сознательное действие, большинство людей даже не подозревают, что делают это!

Первый шаг к пониманию себя

Возможно, вам будет полезно рассмотреть все переменные в следующий раз, когда вы почувствуете гнев (или любые другие негативные эмоции, если уж на то пошло). Например, вы можете спросить себя, «Я злюсь на другого человека или проявляю черту, которую держу в себе?»

Осознание своей неуверенности дает нам возможность простить себя за любой проступок. Это также укрепляет нашу способность прощать других.

Где проявилась идея проекционного защитного механизма?

Работа Фрейда о защитных механизмах веками вызывала восхищение в области психологии.

Защитные механизмы

Фрейдистские защитные механизмы включают ряд защит, при которых люди бессознательно стремятся защитить важные части своей личности, такие как ID, ЭГО и СУПЕРЭГО.

Поскольку ИД является инстинктивным, часть нас движима примитивными инстинктивными влечениями, такими как еда, вода и секс, она постоянно ищет удовольствия. Поэтому он сделает все возможное, чтобы удовлетворить свои потребности.

Цикл реакции

К счастью для человечества, две другие части личности, а именно ЭГО и СУПЕРЭГО, помогают опосредовать импульсы ИД, которые направляются через принцип «реальности» , который действует через ЭГО и принцип «морали» , где развивается совесть.

Благодаря успешному взаимодействию всех трех типов личности люди могут функционировать социально приемлемым образом.

Например, женатый мужчина может чувствовать влечение к своему коллеге, но знает, что действовать в соответствии с его импульсами влечения аморально. В приведенном выше сценарии импульсы ИД успешно подавляются, поскольку ЭГО и СУПЕРЭГО разрешают любой конфликт посредством повествования о добре и зле.

Осознание

Фрейд выделил несколько защитных механизмов, которые включают:

  • Вытеснение
  • Отрицание
  • Сублимация
  • Регрессия
  • Реакция – формирование
  • Проекция

Все шесть защитных механизмов постоянно стремятся разрешить любой назревающий конфликт или все, что не принято в обществе.

Подавление

Например, человек может использовать подавление, чтобы подавить любые страхи, беспокойства и тревоги до такой степени, что эти эмоции становятся бессознательными.

Когда все это происходит, человек может не осознавать, что его беспокоит; однако любая затянувшаяся травма может всплыть на поверхность на протяжении всей жизни человека, если она останется без внимания.

Отрицание

Отрицание — это гораздо более легкий для обнаружения защитный механизм, поскольку он включает в себя прямое отрицание человеком своей реальности.

Все это часто происходит, когда кто-то переживает тяжелую утрату, он может отрицать факт смерти и часто продолжает жить в отрицании в течение достаточно долгого времени.

Отрицание обычно происходит, когда ситуация или информация о событии слишком сложны для обработки мозгом.

Регрессия

Регрессия часто возникает у людей с трудным детством или другими неблагоприятными жизненными переживаниями. Человек может вернуться к прошлому периоду своей жизни, когда он был наиболее доволен, например, повторно посетить семейный дом или место, где он когда-то чувствовал себя в безопасности.

По сути, люди могут вернуться к тому времени, когда они были наиболее счастливы.

Люди с неблагоприятным детским опытом (ACEs) могут бессознательно возвращаться к детским моделям поведения во взрослой жизни. Например, когда возникает конфликт, они могут начать кричать, плакать или кричать, что часто наблюдается в неподходящем контексте.

Формирование реакции

Формирование реакции, также известное как компенсация, предполагает гиперкомпенсацию человека. Например, если человек страдает от проблем с гневом, он может компенсировать это чрезмерно дружелюбным или милым поведением.

Однако они также могут отказываться участвовать в жарких дискуссиях или решать проблемы в отношениях, опасаясь разозлиться.

Сублимация

Сублимация считается более здоровым защитным механизмом, поскольку она предполагает сублимацию чего-то одного для общего блага. Например, когда человек испытывает гнев, вместо того, чтобы вымещать его на себе или других, он занимается интенсивной тренировкой, чтобы снять некоторое негативное напряжение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *