Уровни психолого-педагогического сопровождения Основные формы сопровождения
Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного
процесса.
Уровни психолого-педагогического сопровождения
Основные формы сопровождения
Основные направления психолого-педагогического сопровождения
Сохранение и укрепление
психологического здоровья;
Формирование ценности
здоровья и безопасного
образа жизни;
Развитие экологической
культуры;
Дифференциация и
индивидуализация
обучения.
Индивидуальное
Групповое
На уровне класса
На уровне ОУ
Консультирование
Диагностика
Экспертиза
Развивающая работа
Профилактика
Просвещение
Коррекционная работа
Мониторинг возможностей и
способностей обучающихся;
Выявление и поддержка
детей с особыми
образовательными
потребностями;
Выявление и поддержка
одаренных детей.
Психолого-педагогическая
поддержка участников
олимпиадного движения;
Обеспечение осознанного и
ответственного выбора
дальнейшей
профессиональной сферы
деятельности;
Формирование
коммуникативных
навыков в разновозрастной
среде и среде сверстников;
Поддержка детских
объединений и
ученического
самоуправления.
Программа психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса
в рамках внедрения ФГОС ООО
Содержание:
I.
Целевой раздел программы………………………………………………………………………..4
1.
Актуальность программы……………………………………………………………………………..4 2.
Пояснительная записка……………………………………………………………………………….5 3.
Цель и задачи программы
……………………………………………………………………………. 8 4.
Основные направления психологического сопровождения обучающихся в рамках введения
ФГОС ООО…………………………………………………………………………………………..10 5.
Формы работы психологического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО……………12 6.
Структура психологического сопровождения учащихся в процессе обучения…………………14 7.
Уровни внедрения системы психолого-педагогического сопровождения в рамках введения
ФГОС ООО………………………………………………………………………………………………15 8.
Этапы внедрения системы психолого-педагогического сопровождения в рамках введения
ФГОС ООО………………………………………………………………………………………………15 9.
Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно- воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО…………………………………………16 10.
Нормативные документы………………………………………………………………………18
Профессиональное самоопределение и его роль в жизненном пути старшеклассников
В современном мире профессиональное самоопределение человека отличают, по крайней мере, две особенности. Во-первых, появление новых профессий и специальностей, требующих освоения в традиционной системе профессионального образования. Во-вторых, выбор предпочитаемой сферы профессиональной деятельности (как первый шаг профессионального самоопределения) совершается сегодня во все более раннем возрасте, в противном случае, время может оказаться упущенным, и подросток окажется социально не адаптированным при вступлении во взрослую жизнь.
Профессиональное самоопределение связано с вхождением личности в то или иное профессиональное сообщество. Усвоение личностью общественных норм и правил – социальная составляющая профессионального самоопределения, которая измеряется способностью человека эффективно действовать в своих и общественных интересах. Отсюда и механизм профессионального выбора – принятие решений с учетом социально-экономического контекста.
В исследованиях отечественных ученых профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация рассматриваются в аспекте социализации личности (Бочарова В. Г., Галагузова З.А., Климов Е.А., Кон И.С., Михайлычев Е.А., Петров Ю.П., Шубкин В.Н.), во взаимосвязи с профессиональными намерениями (Иконникова С.Н., Лисовский В.Т.), профессиональной направленностью (Захаров Н.Н., Сахаров В.Ф., Чистякова С.Н.), и профессиональным становлением личности в целом (Власов Т.П., Сазонов А.Д.).
Самоопределение – это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Его структурными элементами являются разные виды самоопределения: жизненное, личностное, социальное, профессиональное и др.
Профессиональное самоопределение – самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, избирательное отношение индивида к миру профессий, процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации [2, 176].
А.М. Кухарчук и А.Б. Ценципер под профессиональным самоопределением понимают самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, и соответствия их с требованиями профессии. Власова Т.П., Зимовина О.А., Гейжан Н.Ф., Гриншпун С.С., Мешковская О.П., Чебышева В.В. считают, что ведущим в профессиональном самоопределении является акцент на функции побуждения и планирования поведения и деятельности человека, поэтому авторы, прежде всего, анализируют жизненный план профессионального становления, зафиксированную решением направленность на осуществление выбора определенной профессии или специальности. Профессиональное самоопределение трактуется также как представления подростка о своем профессиональном будущем в виде предполагаемых, возможных для данного школьника вариантах (Гейжан Н.Ф.), как устойчивое стремление личности овладевать профессией и получить соответствующее образование (Гриншпун С.С., Мешковская О.
Структура профессионального самоопределения включает ряд компонентов:
- Мотивационно-целевой компонент, который обеспечивает направленность на профессиональное самоопределение и включает в себя профессиональный интерес, мотивы самоутверждения, достижения цели, познавательный интерес.
- Интеллектуально-содержательный компонент, включающий в себя знания о профессии, состояние самосознания, владение способами познавательной деятельности, личностный опыт.
- Рефлексивно-оценочный (самооценочный, познавательно-личностный) компонент, характеризующийся способностью к самоконтролю, способность видеть цель, проявлять усилия для ее достижения, самокритикой [4, 34].
Для подростка выбор профессии – в значительной степени моральная проблема. Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее. Сегодня призванием называют единство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность видит главную сферу самореализации. Но склонности и интересы формируются и изменяются в процессе деятельности. Резко выраженные, устойчивые и активные склонности у детей встречаются не так уж часто. Подросток стоит перед выбором деятельности. Но только практически, в ходе самой деятельности выясняется, подходит она ему или нет.
Профессиональное самоопределение сегодня – многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения:
- Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определённого периода времени (социологический подход, который исходит из запросов общества).
- Во-вторых, как процесс принятия решений, посредствам которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения труда – с другой (социально-психологический подход, предполагающий способы согласования запросов общества и свойств личности).
- В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность (дифференциально-психологический подход, исходящий их свойств личности) [5, 14].
Поиск и выбор профессии, профессиональное самоопределение и развитие, овладение профессией, эффективная реализация себя в трудовой деятельности, наконец, достижение успеха и счастье в профессиональном труде представляют собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс. В психологических исследованиях, посвященных изучению динамики этого процесса, было установлено, что в нем достаточно отчетливо выделяются четыре стадии, каждой из которых соответствует свой психологический критерий [3, 82].
Первая стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, труда и профессий. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности.
Вторая стадия – это период профессионального обучения и воспитания, т.е. целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства.
Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности – формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие профессионально значимых качеств (профессионально важных качеств).
Третья стадия связана с активным вхождением в профессиональную среду, отражающим переход учащегося к новому типу деятельности – к профессиональному труду в разных его формах в условиях реального производства, выполнение служебных обязанностей и т.п. Психологическим критерием успешного прохождения данной стадии служит активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса и производственных отношений, нахождение себя в системе трудовых коллективов.
Четвертая стадия
Профессиональное самоопределение предполагает самостоятельное обдумывание не только вариантов своего будущего профессионального старта, но и жизненного пути в целом. У подростка и старшеклассника в течение предшествующих лет развития сложились определенные отношения к разным областям труда, представления о многих профессиях, самооценка своих возможностей, ориентация в социально-экономической ситуации и многое другое, что в целом характеризует состояние внутренней (психологической) готовности к выбору профессии. В психологической готовности к профессиональному самоопределению, как и к другим видам самоопределения (личностному, социальному), ведущую роль играет самосознание, т.е. осознание своих качеств и оценка их, представление о своем реальном и желаемом Я, уровень притязаний в разных областях жизни и деятельности, система ценностных ориентаций, личностный смысл выбираемой профессии и жизни в целом и прочее. Большое влияние на процесс профессионального самоопределения оказывает самооценка, так как именно она позволяет человеку понять, познать и оценить самого себя, свои личностные качества, возможности, способности, желания, мотивы, чувства.
Ситуация профессионального самоопределения для школьников подросткового и раннего юношеского возраста оказывается ситуацией трудной еще и в силу своей неопределенности:
- Слабое знакомство с многообразным, сложным, все время изменяющимся миром современных профессий затрудняет выбор своего профессионального пути.
- Низкий уровень психологических знаний не позволяет школьникам самостоятельно и уверенно ориентироваться в своем собственном внутреннем мире, в своих личных качествах, без чего профессиональное самоопределение как намеренный сознательный процесс невозможен.
- Трудности возникают из-за отсутствия у современных школьников (а часто, и у учителей, и у родителей) адекватных представлений о том, что же такое профессиональная пригодность и как она формируется.
- Мешает позитивному развитию профессионального самоопределения распространенное заблуждение относительно весьма жесткой предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности [1, 10].
Эффективность профориентационной работы обусловлена обеспечением социально-педагогических условий и использованием различных форм и методов профориентации. Профориентация подростков перемещает акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. На этом этапе важно не только решать когнитивные задачи (справочно-информационные, помощь в самопознании, планировании и выборе), но и формировать морально-эмоциональную устойчивость подростка, готовя его к возможным конкретным трудностям в ходе подготовки и реализации своих профессиональных намерений. Одновременно необходимо оказывать помощь старшеклассникам в поиске смыслов предстоящих жизненных и профессиональных выборов, а также не отказываться от обсуждения сложных ценностно-нравственных и морально-правовых проблем.
Список литературы
- Дубровин Д.Н. Профессиональное самоопределение в подростковом и раннем юношеском возрасте как психологический феномен и психолого-педагогическая проблема // Журнал прикладной психологии. -2004.- № 4.- С. 17-24
- Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. – М., 2004.- 246 с.
- Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина; Под ред. Л.М. Митиной. — М., 2005.- С. 289 с.
- Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. — М., 2002.- 202 с.
- Пряжников Н. С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. — М., 2004.- 334 с.
- Хоменко А.Н. Социально-профессиональное самоопределение школьников.- М., 2002.- 268 с.
Назад
преимуществ и 10 упражнений, которые стоит попробовать
Аффирмации могут научить мозг быть более устойчивым к стрессу. С практикой самоутверждение может помочь вам как в личной, так и в профессиональной жизни.
Если ваш разум чаще всего блуждает на негативной или бесполезной территории, вы не одиноки. У многих людей есть внутренний критик, чей голос звучит громко и ясно. Аффирмации могут заставить силу позитивного мышления работать на вас.
Ваше эмоциональное состояние влияет на то, как вы думаете, и то, что вы думаете, также может влиять на ваши эмоции. Все, от разногласий с любимым человеком до текущего состояния политики, может поставить вас в негативное ментальное пространство.
И прежде чем вы это осознаете, эта энергия может просочиться в ваши мысли.
Упражнения по аффирмации могут повысить вашу уверенность в себе, когда вы чувствуете себя беспомощными, уменьшить страх осуждения и расширить свой кругозор, помогая вам как в личной, так и в профессиональной жизни.
Ваш мозг адаптируется и изменяется в зависимости от ваших мыслей и переживаний. Это явление известно как нейропластичность. Самоутверждение — это форма позитивного разговора с самим собой, которая создает позитивные изменения в ваших моделях мышления.
Слово «утверждать» означает «констатация факта». Согласно обзору литературы 2013 года, самоутверждения — это утверждения о себе, которые помогают вам поддерживать «воспринимаемую ценность и целостность».
Теория самоутверждения основывается на предпосылке, что наше ощущение себя гибко. Когда вы испытываете угрозу своему самоощущению, вы можете опираться на самоутверждения, чтобы сохранить свою целостность. Самоутверждения — это напоминание о ваших целях, ценности и ценностях.
Для многих людей самоутверждения также действуют как буфер, помогающий уменьшить стресс, когда их самоощущение ставится под сомнение.
Анализ 2015 года показал, что самоутверждения повышают активность в мозговом центре вознаграждения. Позитивные аффирмации также могут вызвать выброс гормонов хорошего самочувствия, как и физические упражнения. В том же исследовании были обнаружены доказательства того, что положительные последствия аффирмаций могут мотивировать вас действовать, хотя в противном случае вы бы этого не сделали.
1. Создайте список положительных утверждений
Если вы не знаете, с чего начать, попробуйте составить список положительных утверждений, которые вы потенциально можете использовать. Разбейте вещи на категории, такие как социальные, эмоциональные, интеллектуальные и физические. Например, ваш физический список утверждений может выглядеть так:
- Я здоров и силен.
- Я тренируюсь каждый день.
- Я питаю свой организм здоровой пищей.
- Мне нравится, какое сильное у меня тело.
- Я выбираю здоровую, питательную пищу.
2.
Сделайте плакаты с утверждениямиПодумайте о том, чтобы сделать несколько плакатов с утверждениями и повесить их в ключевых местах вашего дома или офиса, чтобы они напоминали вам о важных самоутверждающих фразах.
Например, плакат в вашей кладовой с надписью «Я выбираю пищу, которая питает меня и заставляет меня чувствовать себя хорошо», может напомнить вам о целях, которые вы перед собой поставили. Плакат на работе может говорить что-то вроде: «Я ценен для своей команды».
3. Найдите или создайте свои любимые утверждения
Помните тот список положительных утверждений? Вы можете обнаружить, что некоторые аффирмации просто не работают для вас.
Возможно, будет полезно уделить некоторое время работе над созданием аффирмаций, которые говорят с вами. Попробуйте выполнить поиск в Google или провести мозговой штурм в соответствии с вашими целями. Это нормально — попробовать аффирмацию и понять, что она вам не совсем подходит. Вычеркните его из списка и попробуйте другое утверждение.
4. Произносите свои утверждения вслух
Попробуйте начать свой день с громкого произнесения аффирмаций. Организовывая свои мысли и произнося их вслух, вы тренируете свой мозг формировать новые модели мышления.
Практика аффирмаций поначалу может показаться глупой, но если вы продолжите, это поможет сделать их более естественными.
5. «Я . . ». упражнение
Не знаете, с чего начать? Это простое упражнение поможет вам определить, что для вас наиболее важно.
Завершите предложение «Я . . ». с первыми мыслями, которые приходят вам в голову. Попробуйте другой вариант, если предложения «я есть» вам не подходят. «Сегодня я буду . . ». может работать лучше, чтобы обнаружить ваши цели и мотивы.
6. Аффирмации с медитацией осознанности
Медитация осознанности учит вас удерживать свои мысли в настоящем моменте и может помочь уменьшить стресс и улучшить самочувствие. Попробуйте добавить аффирмацию к своим сеансам медитации.
С каждым выдохом произносите одно из своих утверждений про себя. Продолжайте глубоко дышать, повторяя аффирмацию снова и снова.
7. Напоминания на стикерах
Некоторые люди меняют свои утверждения каждый день, неделю или месяц. Стикеры — это простой способ сделать ваши утверждения видимыми. Подумайте о том, чтобы повесить один на зеркало в ванной, рядом с рабочим местом или у двери гаража, чтобы вы могли смотреть на него в течение дня.
8. Записывайте свои аффирмации
Дневник — это отличное место для записи и анализа ваших аффирмаций. Вы можете записать, как аффирмации заставляют вас чувствовать или влияют на вас. Эта копинг-стратегия поощряет позитивное мышление и может помочь вам лучше понять свои чувства.
9. Посвятите день аффирмации
Попробуйте побаловать себя особым днем аффирмации. Вы можете:
- Заполните свой дом стикерами с утверждениями.
- Сделайте плакаты с утверждениями.
- Произносите свои аффирмации вслух в течение дня, а не только утром или перед сном.
10. Лирические аффирмации
Не только взрослые получают пользу от аффирмаций. Подумайте о том, чтобы поговорить со своими подростками или подростками о положительных утверждениях в их любимых песнях. Например, «Happy» Фаррелла Уильямса или «Roar» Кэти Перри. Старайтесь обращать внимание на потенциальные положительные утверждения при совместном прослушивании музыки или радио.
Стресс случается почти со всеми. Практика самоутверждения может действовать как «упражнение» для вашего мозга, когда вы начинаете думать о негативных или бесполезных мыслях.
Эти 10 простых советов помогут вам начать использовать самоутверждения, чтобы восстановить равновесие в условиях стресса.
Если вы по-прежнему чувствуете себя подавленным или у вас возникают проблемы с бесполезными мыслями, подумайте о том, чтобы обратиться к психотерапевту. Руководство Psych Central по поиску поддержки в области психического здоровья — отличное место для начала.
И181 Педагогика и психология, 2018 – Наука и образование в новом измерении
Вып. 181. 2018.
Базыль Л.О., Орлов В.Ф. Профессиональное консультирование как важный фактор самореализации будущих специалистов
В статье обосновывается профориентация как эффективный психолого-педагогический фактор обеспечения качества профессиональной подготовки будущих специалистов в образовательных организациях, что определяется алгоритмами действий и механизмами проектирования (планирования, развития) карьеры и построения карьерной траектории, выявлением оптимальные пути (средства, этапы) профессионального и карьерного роста, корректировка карьерной траектории с целью повышения профессиональной результативности.
Ключевые слова: карьера, профессиональная карьера, профессиональное консультирование по вопросам карьеры, профориентации, профессиональное образование, центры профессиональной карьеры.
Базыль Л.О., Орлов В.Ф. Профориентация как важный фактор самореализации будущих специалистов
Борисенко О. А. Совершенствование реформ высшего экономического образования в Украине: зарубежный опыт
https://doi. org/10.31174/SEND-PP2018-181VI75-02
Аннотация. В статье анализируется опыт стран Европейского Союза и США по реформированию высшего образования. Первостепенной задачей экономической образовательной политики является достижение высокого качества образования, его соответствия текущим и перспективным экономическим потребностям личности и государства. В статье описан ряд факторов, влияющих на ухудшение состояния.
Ключевые слова: качество образования, высшее экономическое образование, модернизация высшего образования, совершенствование высшего экономического образования, реформа.
Борисенко О. А. Совершенствование реформ высшего экономического образования в Украине: зарубежный опыт
А. Добровольская М. Развитие творческих способностей будущих врачей в процессе формирования ИТ-компетентности при обучении медицинской информатике
https://doi.org/10.31174/SEND-PP2018-181VI75-03
Аннотация. В статье акцентировано внимание на понятии «творческие способности» в контексте его использования в процессе формирования информационно-технологической компетентности (ИТ-компетентности) будущих врачей при преподавании дисциплины естественно-научной подготовки «Медицинское образование». Информатика» («МИ»). Доказано, что процесс формирования ИТ-компетентности будущих врачей, происходящий в процессе преподавания дисциплины естественно-научной подготовки «МИ», в том числе с использованием разработанных пособий, влияет на развитие их творческих способностей.
Ключевые слова: ИТ-компетентность, звания, уровни, творческие способности.
А. Добровольская М.В. Развитие творческих способностей будущих врачей в процессе формирования ИТ-компетентности при обучении медицинской информатике
Гашинова К.Ю., Родионова В.В., Дмитриченко В.В., Хмель О.С., Коваленко О.М. Алгоритм создания учебного видеофильма из цикла «Клиническая иммунология и аллергология»
https://doi.org/10.31174/SEND-PP2018-181VI75 -04
Аннотация. Целью было создание учебного видеофильма по теме «Иммунопатогенез аллергической астмы». Материалы и методы: Для создания анимационного видеофильма использовались Google стипендиат, программа Audacity 2.1.0., лицензионные версии Easy Paint Tool SAI, Photoshop CC 2017, Vegas Pro версии 13. 0 (64.0). Создание видеофильма включало в себя поиск литературы по теме, написание сценария, аудиозапись текста, подготовку графических изображений, анимацию и объединение небольших записей в целостный фильм с финальным рендерингом. Общая продолжительность видеофильма 4 мин 49сек. Срок создания фильма составил около 1 месяца. Выводы: видеофильмы являются важным дополнительным материалом учебного процесса, облегчающим усвоение учащимися предмета и освоение качественного учебного материала. Непосредственно на базе кафедры возможно самостоятельное создание учебных видеофильмов при наличии необходимого программного обеспечения и навыков работы. Создание видеофильма — длительный процесс, который занимает определенное время и может ограничить количество создаваемого продукта.
Ключевые слова: учебный видеофильм, клиническая иммунология и аллергология, бронхиальная астма.
Гашинова К.Ю., Родионова В.В., Дмитриченко В.В., Хмель О.С., Коваленко О.М. Алгоритм создания учебного видеофильма из цикла «Клиническая иммунология и аллергология»
Н.
Грицак Литературное воспитание молодежи и проблема клипового мышленияhttps://doi.org/10.31174/SEND-PP2018-181VI75-05
Аннотация. В статье рассматривается проблема взаимосвязи литературного воспитания молодежи и клипового мышления. Характеризуется природа клипового мышления как нового алгоритма восприятия и анализа информации, определяются основные черты клипового мышления. Подчеркивается, что понятие «клиповое мышление» тесно связано с «клиповым сознанием», «клиповой культурой», образующими взаимную детерминирующую последовательность. Акцентируем внимание на проблеме изменения психологических характеристик современной молодежи, находящихся в интенсивном цифровом мире. Мы доказали, что чтение является эффективным способом минимизации негативного влияния клипового мышления.
Ключевые слова: литературное образование, чтение, студент, обучение, клиповое мышление, клиповое сознание.
Н. Грицак Литературное воспитание молодежи и проблема клипового мышления
Исаева С.
Д. Теоретико-методологические основы педагогического мастерства по Ивану Зязюнуhttps://doi.org/10.31174/SEND-PP2018-181VI75-06
Аннотация. Отмечается ключевая роль учителя в современном глобализированном и компьютеризированном обществе. Особое внимание уделено педагогическому взаимодействию – предмету исследования Ивана Зязюна. Раскрываются сущность педагогического мастерства и содержание профессиональной компетентности. Отмечается важность коммуникативности учителя. Подчеркивается значение владения профессиональной речью педагога. Рассмотрена целесообразность педагогического такта. Подчеркнута важность умения педагогов предотвращать конфликтные ситуации.
Ключевые слова: Иван Зязюн, педагогическое мастерство, взаимодействие, гуманистический подход, коммуникативность, профессиональная компетентность.
Исаева С.Д. Теоретико-методические основы педагогического мастерства по Ивану Зязюну
М. Я. Кичула, К.Б. Алексей Реформы образования в Украине: краткий обзор истории
https://doi. org/10.31174/SEND-PP2018-181VI75-07
Аннотация. В статье описаны общественно-политические и педагогические процессы реформирования среднего образования в Украине. Основные преобразования в образовании, которые произошли в Украине с 19 века91 до настоящего времени, выявляются не только общие тенденции, но и характерные черты процесса реформирования, чтобы на их основе прогнозировать оптимальные возможности развития образования в современных условиях.
Ключевые слова: реформа образования, система школьного образования, Министерство образования, качественное образование.
М. Я. Кичула, К.Б. Алексей Реформы образования в Украине: краткий обзор истории
Кононова М.М. Ресурсный подход к повышению квалификации будущих дефектологов
https://doi.org/10.31174/SEND-PP2018-181VI75-08
Аннотация. В статье рассматривается ресурсный подход к профессиональному развитию будущих логопедов. Определены основные характеристики ресурсного обучения при применении технологий образовательных проектов. Определены этапы учебной деятельности ресурсного обучения при решении задач. Выделены четыре вида деятельности, предусмотренные технологией образовательного проекта: обсуждение, адаптация, взаимодействие, рефлексия. Описана деятельность тандема «ученик-преподаватель» в процессе применения технологий образовательных проектов с ресурсным подходом к профессиональному развитию будущих логопедов. Разработанная модель ресурсного обучения представлена в виде технологии реализации образовательного проекта, включающей четыре взаимосвязанных блока: ориентировочный, ресурсный, реализационный и контрольный.
Ключевые слова: будущие логопеды, проект, повышение квалификации, проектная образовательная технология, ресурсный подход.
Кононова М.М. Ресурсный подход к повышению квалификации будущих дефектологов
Кушнирова Л.В. Рассмотрение В.Масальского программ на украинском языке, методика его преподавания в 30-х – 40-х годах ХХ века
Реферат. Цель статьи – рассмотреть проведенный В. Масальским анализ академических программ по украинскому языку в общеобразовательных школах, вопросы методики его преподавания в 30-х – 40-х годах ХХ века. В. Масальский отмечает, что большое внимание в этот период уделялось совершенствованию преподавания украинского языка, определению содержания занятий, круга знаний, умений, видов работ, созданию учебников и пособий; указывает на недостатки в программах. Основной формой организации учебного процесса признан урок, включающий в себя общую групповую, бригадную и индивидуальную работу учащихся. Ученые пытались преодолеть разрыв между школой и научной грамматикой. Работы С. Чавдарова, С. Литвинова, М. Даденкова, В. Помахаибы, А. Савицкой, И. Кириченко, П. Горецкого. Позитивно оценивались положительно. Ценны исследования В. Масальского.
Ключевые слова: программы по украинскому языку, обучение грамматике, правописание, учебник, методика обучения украинскому языку.
Кушнирова Л. В. Рассмотрение В.Масальского программ на украинском языке, методики его преподавания в 30-40-е годы ХХ века
Лазаренко С.В. Методика формирования социокультурной компетентности иностранцев на занятиях украинским языком
https://doi.org/10.31174/SEND-PP2018-181VI75-10
Аннотация. Раскрыто понятие «социокультурная компетентность», проанализирована структура социальной компетентности, установлена роль прецедентных явлений в формировании социальной компетентности при обучении украинскому языку иностранцев, основные приемы работы с описаны прецедентные явления при анализе текста газеты на уроках украинского языка как иностранного.
Ключевые слова: социокультурная компетенция, падежные явления, украинский язык.
Лазаренко С.В. Методика формирования социокультурной компетентности иностранцев на занятиях украинским языком
Ляхина И. А. Междисциплинарный подход как ресурс реализации обучения учащихся начальных классов французскому разговорному общению
https://doi. org/10.31174/SEND-PP2018-181VI75-11
Аннотация. В статье рассматриваются концептуальные основы разработки и применения междисциплинарного подхода на уроках французского языка со школьными предметами «Украинский язык», «Основы здоровья», «Я и мир», которые обеспечивают обогащение содержания обучения французскому языку разговорному взаимодействию с общественно-культурные, литературные, исторические, ценностные материалы. Обоснованы знаниевый, деятельностный и ценностный типы межпредметных задач в обучении младших школьников французскому разговорному общению.
Ключевые слова: разговорное взаимодействие французского языка, младшие школьники, межпредметный подход, виды межпредметных заданий.
Ляхина И.А. Междисциплинарный подход как ресурс реализации обучения младших школьников французскому языку разговорного общения
Литвиненко В.А. Применение арт-терапии в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста в условиях детских домов
https://doi. org/10.31174/SEND-PP2018-181VI75-12
Аннотация. Исследование посвящено актуальной проблеме развития средствами арттерапии детей дошкольного возраста. Содержание коррекционно-педагогической работы представляет собой комплексную интеграцию традиционных педагогических и средств арт-терапии с целью развития, воздействующего на деятельность детей дошкольного возраста. Развитие дошкольников средствами арттерапии способствует личностному становлению; открывает возможности для успешной социальной интеграции и школьного образования. В диссертации исследуется проблема целостности педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста ценностей личностно ориентированного способа обучения средствами арттерапии. На основе анализа работ отечественных и зарубежных ученых, относящихся к феномену личностно-ориентированного образования, было определено, что основными ценностями данного режима являются: личностно-развивающая образовательная сфера; образовательное взаимодействие; свобода творческого сотрудничества, направленного на вовлечение детей дошкольного возраста в образовательный процесс и формирование их личности.
Ключевые слова: арттерапия, средства арттерапии, коррекционно-педагогическая работа, дети дошкольного возраста.
Литвиненко В.А. Применение арт-терапии в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста в условиях детских домов
Л.И. Майсеня, И.Ю. Мацкевич Контекстуальность в обучении математике как средство формирования мотивации учащихся
https://doi.org/10.31174/SEND-PP2018-181VI75-13
Аннотация. Рассмотрена проблема формирования мотивации студентов технических вузов в зависимости от актуализации контекста обучения математике. Проведен контент-анализ теоретических исследований по данному вопросу. Проведен логико-содержательный анализ понятия контекстного образования по математике для студентов определенной специальности, аргументировано определение данного понятия. Анализируются результаты внедрения в учебный процесс технического вуза разработанной методической системы контекстного обучения по математике, отмечается рост мотивации студентов.
Ключевые слова: математическое образование, технический вуз, мотивация студентов, контекстуальное обучение, профессиональная компетентность.
Л.И. Майсеня, И.Ю. Мацкевич Контекстуальность в обучении математике как средство формирования мотивации учащихся
Максименко Л.О. Внедрение жанрового подхода в развитие компетенций студентов при переводе научных текстов по языкознанию
https://doi.org/10.31174/SEND-PP2018-181VI75-14
Аннотация. Умение провести предварительный анализ текста с целью определения его функционального стиля и речевого жанра является важнейшим компонентом переводческой компетенции. В связи с этим были проанализированы подходы к обучению, ориентированные на жанровую вариативность дискурса. Полученные результаты позволяют заложить основу для обоснованной гипотезы о возможностях их применения при обучении переводу. В данной статье предлагаются некоторые задачи по разработке методики обучения студентов филологических факультетов переводу научных текстов по языкознанию.
Ключевые слова: жанровый подход, жанровый анализ, переводческое обучение, обучение переводу научных текстов.
Максименко Л.О. Внедрение жанрового подхода в развитие компетентности студентов в области перевода научных текстов по языкознанию
Тарасенкова Н.А., Бочко О.П., Коломиец О.М. Учебная программа для будущих учителей математики и экономики
https://doi.org/10.31174/SEND-PP2018-181VI75-15
Аннотация. В статье выделены особенности образовательной программы подготовки учителей в вузе с двойной специализацией «Математика, экономика».
Ключевые слова: вуз, профессиональная подготовка будущего учителя математики и экономики, образовательная программа.
Тарасенкова Н.А., Бочко О.П., Коломиец О.М. Образовательная программа для будущих учителей математики и экономики
Токарик Г.В. Учебная дискуссия — как пример интерактивного метода обучения студентов-медиков
https://doi.org/10. 31174/SEND-PP2018-181VI75-16
Аннотация. В статье представлены особенности формирования клинического мышления у студентов второго курса Ивано-Франковского медицинского университета на кафедре биологической и медицинской химии имени академика Г. О. Бабенко. На примере проведенного занятия «Переваривание углеводов в желудочно-кишечном тракте» представлено использование учебной беседы как примера интерактивного метода обучения. Для систематизации знаний и классификации основных понятий на занятии проработанный материал заносится в таблицы. Важной предпосылкой успешного обучения является приобретение студентами практических навыков. Давая клинико-диагностическую оценку результатам, полученным при выполнении лабораторной работы «Определение активности амилазы слюны», студенты изучают основы распознавания (диагностики) различных заболеваний. Преподаватель руководит процессом обсуждения и подводит учащихся к правильным выводам после рассмотрения каждого вопроса.
Ключевые слова: дискуссия, проблемное обучение, клиническое мышление.
Токарик Г.В. Учебная дискуссия – как пример интерактивного метода обучения студентов-медиков
Омельченко Т. В. Саморазвитие будущих психологов в процессе профессиональной подготовки
https://doi.org/10.31174/SEND-PP2018-181VI75-17
Аннотация. Статья посвящена изучению концепции личностно-профессионального саморазвития будущих психологов в процессе профессиональной подготовки в контексте психологических исследований на основе комплексного подхода. Саморазвитие – это процесс постоянного совершенствования – осознанного развития своих качеств и способностей, результатом которого является удовлетворение своими достижениями. Профессиональное саморазвитие будущих практикующих психологов представляет собой процесс развития профессионально значимых качеств и умений, а также знаний и навыков, который сопровождается активными качественными самостоятельными преобразованиями своего внутреннего мира.
Ключевые слова: личностное саморазвитие, профессиональное саморазвитие, юношеский возраст, студенческие годы, профессиональная деятельность, подготовка будущих практикующих психологов.
Омельченко Т.В. Саморазвитие будущих психологов в процессе профессиональной подготовки
Клименко Ю.О., Сайко Н.О., Шевчук В.В. Социально-психологическая профилактика буллинга в образовательной среде
https://doi.org/10.31174/SEND-PP2018-181VI75-18
Аннотация. В статье рассматривается проблема буллинга в современной системе образования, описываются его основные причины и последствия. На основе понимания проявлений буллинга у всех участников образовательного процесса анализируются особенности его социально-психологической профилактики с привлечением всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: буллинг, профилактика, социально-психологический тренинг, образовательная среда, ученические и педагогические коллективы.
Клименко Ю.О., Сайко Н.О., Шевчук В.В. Социально-психологическая профилактика буллинга в образовательной среде
Соломка Е.Т., Бойко А.Т., Соломка Т.В., Хлопек А.Б., Ивац О.М.
Нравственно-ценностный компонент процесса самоактуализации педагогаАннотация. В статье рассматриваются психологические особенности личностной самореализации педагога. В современных условиях социальной трансформации особенно актуальна самоактуализация педагога, его собственные усилия направлены на самосовершенствование, саморазвитие, самоактуализацию. Следует отметить, что вопрос о самореализации педагога остается актуальным всегда, прежде всего, это связано со сменой поколений, каждым последующим изменением в обществе, эти изменения затрагивают политику, мораль, религию, экономику, моду. , ценности и т. д. Самореализация — сложное понятие, исследователи выделяют для его изучения отдельные компоненты — структурные компоненты, их количество, иерархия, взаимообусловленность различны. Самореализация личности проявляется в результатах ее деятельности, что является формой объективации потребностей, можно сказать, что это процесс, в котором способности человека переходят в объект и воплощаются в нем, что делает субъект социокультурный, или «человеческий субъект».