Фасилитация что это: Фасилитация: что это, как работает, инструменты, примеры

Фасилитация: что это, как работает, инструменты, примеры

Фасилитация помогает организовать общение в группе, включить в диалог всех участников и искать креативные идеи. Рассказываем, зачем еще она может пригодиться, кто такой фасилитатор и как он поможет вашей компании

Фасилитация — это набор инструментов и практик, которые позволяют эффективно организовать групповое обсуждение. В буквальном переводе facilitation означает «облегчение процесса». Фасилитация позволяет модерировать дискуссию таким образом, чтобы ни одна идея не осталась незамеченной. Помогает в этом фасилитатор — коммуникативный тренер, который следит за ходом беседы и дает участникам различные задания.

Фасилитация может быть полезна на рабочих планерках, при брейншторме новых идей, на семинарских занятиях и в других ситуациях, когда требуется активное групповое обсуждение. В ходе любых встреч неизбежно возникают моменты, когда несколько присутствующих высказываются особенно активно, а остальным не хватает времени, смелости или желания выразить свое мнение. В итоге их позиция остается неуслышанной. Фасилитация поможет избавиться от этой проблемы.

Как появилась фасилитация

Впервые термин «фасилитация» применил американский психолог Роберт Зайонц в 1965 году. Ему пришла идея провести эксперимент с тараканами, в ходе которого выяснилось, что насекомые проходят легкий лабиринт быстрее, когда работают в паре и под взглядами других тараканов. При этом сложные лабиринты тараканы быстрее проходили в одиночку и без «надзора». В дальнейшем Зайонц обнаружил аналогичные результаты и у людей. Это привело его к мысли, что обстоятельства влияют на качество работы. Так появилась теория социальной фасилитации.

В дальнейшем идею подхватил еще один американский психолог — Карл Роджерс. В 1980-х годах он применил теорию в сфере образования. Роджерс рассмотрел роль учителя не как носителя знаний, а как человека, который выстраивает личностные отношения с учениками и помогает им учиться с помощью признания, доверия и эмпатии. Роджерс сосредоточился на создании в классе такой атмосферы, которая помогала ученикам активно и свободно участвовать в процессе обсуждений — без критики и традиционных властных отношений, включающих оценивание. Роджерс считал важным безоговорочное положительное отношение к ученику, поскольку считал, что оно помогает полностью раскрыть потенциал человека. Со временем методика начала применяться в сферах, не связанных напрямую с обучением. Например, стала помощником в выстраивании рабочей коммуникации.

Кто такой фасилитатор

Фасилитатор — это человек, который ведет беседу группы и выступает в роли проводника. Его задача — сделать так, чтобы беседа прошла максимально эффективно. Он структурирует разговор и при необходимости вмешивается в обсуждение. Фасилитатор помогает установить основные правила общения. Например решает, как члены группы будут взаимодействовать между собой, сколько времени дается на высказывание и каким образом будет приниматься финальное решение. Он также следит за взаимоотношениями внутри группы: предотвращает конфликты и нападки, сводит к минимуму доминирование одного или двух участников и контролирует, чтобы все могли высказать свое мнение. Фасилитаторы помогают вести беседу таким образом, чтобы привести к результату, который устроит всех участников. При этом сам фасилитатор занимает нейтральную позицию: не навязывает свое мнение, не вступает в дискуссию и не принимает никаких решений.

В роли фасилитатора может выступать как внешний консультант (иногда они встречаются среди agile-коучей), так и обученный сотрудник компании. Например руководитель или представитель HR. Обучиться фасилитативным навыкам можно как самостоятельно, по учебникам, так и на специализированных курсах. Но главное — применять полученные навыки на практике.

Хороший фасилитатор должен:

  • Готовиться. Иногда подготовка может длиться дольше самой беседы. Перед сессией фасилитатор должен выстроить план разговора, изучить особенности команды и разобраться в теме обсуждения.
  • Управлять временем. Чтобы уложиться во временные рамки и не затягивать обсуждение.
  • Четко обозначать правила. Фасилитатор следит за ходом беседы, дает инструкции и задания. Важно, чтобы группа понимала, что и зачем от нее требуют.
  • Активно слушать. Этот навык поможет не пропустить ни одной мысли в дискуссии.
  • Уметь фокусироваться. Следить за тем, чтобы беседа не отклонялась от темы.
  • Задавать вопросы. Чтобы двигать команду в нужном направлении.
  • Пресекать круговые обсуждения. Чтобы группа не стояла на месте и постоянно двигалась вперед.
  • Быть беспристрастным. Не давать критические оценки и стремиться к объективности.
  • Поддерживать энергию. Вовремя делать перерывы и менять задания.
  • Адаптироваться. Чтобы не теряться в случае, если беседа пойдет не по плану.
  • Быть эмпатичным. Команда должна чувствовать, что проводник разделяет ее страхи и стремления.
  • Создавать психологически безопасную среду.
    Каждый участник беседы должен понимать, что у него есть право голоса, и не бояться выражать свое мнение.
  • Постоянно развиваться. Чтобы корректировать свои практики для достижения максимально эффективного результата.

Цели фасилитации

В фасилитации применяется множество методов и практик, которые подбираются в зависимости от необходимого результата. Они помогают генерировать идеи, повышать продуктивность и приходить к коллективным решениям. Методы могут комбинироваться или применяться по отдельности, в зависимости от поставленных задач.

Цели встреч могут быть различными, рассказывает Елена Литвинова, фасилитатор, бизнес-консультант, декан Факультета корпоративных коммуникаций, основатель и идеолог комьюнити «Фасилитатор-фасилитатору». Можно встретиться, чтобы определить, в каком направлении движется компания и услышать на этот счет разные точки зрения. Например, чтобы обсудить, какие сейчас используются подходы в разных филиалах к погашению дебиторской задолженности. На такой встрече участники не принимают решение, а меняются опытом.

Другой тип встреч — генерация идей. Например, команда встречается и обсуждает, как завоевывать новую нишу на рынке. Далее лучшие идеи могут реализоваться на практике. Иногда команды собираются чтобы совместно принять решение: что будут реализовывать, какой последовательностью шагов и кто будет нести за это ответственность.

Методы и техники фасилитации

В фасилитации существует множество техник и упражнений, которые помогают прийти к нужному результату. Вот некоторые из них:

  • Мозговой штурм

Команда в быстром темпе выдает идеи, среди которых не выделяются плохие или хорошие — важно количество, а не качество. Все идеи фиксируются для дальнейшего обсуждения.

В каких случаях применять: когда нужно быстро решить проблему.

  • Множественное голосование

После мозгового штурма идеи оформляются в список и каждый участник голосует за лучший вариант. При этом количество голосов не ограничено.

Затем список сокращается, а отмеченные идеи выносят на обсуждение. После обсуждения проходит повторное голосование, где можно голосовать уже не больше, чем за половину идей. И так до тех пор, пока команда не придет к финальному решению.

В каких случаях применять: когда нужно выбрать одно решение.

  • Мета-планирование

Каждый участник группы пишет на стикере свое мнение по поставленному вопросу. Далее записи собирают на стене и начинается коллективное обсуждение.

В каких случаях применять: когда нужно в краткие сроки услышать мнение каждого.

  • Работа в мини-командах

Команда разбивается на группы по два-три человека. Каждая группа обсуждает один и тот же вопрос, после чего все делятся своими результатами.

В каких случаях применять: когда нужно включить всех участников группы в обсуждение. Особенно полезен в начале встречи.

  • Во все тяжкие

Участники команды в случайном порядке озвучивают от двадцати идей, которые начинаются с фразы «было бы хорошо, если бы…». Предложения могут начинаться с самых очевидных, но в процессе обсуждения появится больше креатива.

В каких случаях применять: при поиске новых творческих решений.

  • Групповой обзор

В последние 5–10 минут группа анализирует, что она узнала за время встречи и какие идеи вынесла. Что получилось, что не получилось и что можно улучшить в следующий раз.

В каких случаях применять: когда нужно повысить производительность.

Для чего нужна фасилитация в бизнесе

«Фасилитация сейчас — это обязательный бизнес-навык, — считает Елена Литвинова. — Современному бизнесу важно привлекать и слышать разные мнения внутри команды, находить консенсус по вопросам и принимать совместные решения. Для этого проводятся встречи с применением фасилитационного подхода. Он позволяет каждому быть услышанным, участвовать в общей дискуссии и влиять на процесс обсуждения. Это дает людям ощущение собственной значимости, причастности к финальному результату. Сотрудники охотнее включаются не только в разработку, но и реализацию идей. Поскольку чувствуют, что у них есть голос, их мнение важно.

Я верю, что компании, которые используют фасилитационный стиль в бизнес-коммуникации, становятся более успешными. Мы видим это на наших текущих корпоративных проектах, когда не просто внедряются фасилитационные инструменты и методы, а трансформируется стиль взаимодействия в командах и между командами. Отдельно можно выделить успех таких компаний, где изменения начинаются с трансформации мышления лидера — больше доверия в решениях и действиях передается сотрудникам».

Почему важна фасилитация

«Фасилитация создает среду, в которой люди имеют возможность высказаться и участвовать в общем деле, — рассказывает Елена. — Следовательно, они не чувствуют себя обиженным и не назревает конфликт. Все обсуждается конструктивно и спокойно.

Фасилитация возможна везде. Это связано с тем, что в любой сфере людям важно выстраивать такую коммуникативную культуру, которая включает мудрость и ответственность каждого. Например, в социальных дискуссиях с горожанами, в некоммерческих организациях или во время саммитов по разным вопросам. Отдельно хочу выделить применение фасилитации при обучении, когда меняется роль учителя от «говорящей головы» к включению всех учащихся в активное познание темы и взаимообучение.

Если у сотрудников есть психологические несовместимости или критическое отношение к тому, что делает компания, то такие вопросы разрешаются в рамках коуч-сессий, one-to-one встреч, сессий с психологами и прочее. Но если люди в группе хотят решать задачи, то фасилитация максимально в этом поможет. С ее помощью можно увидеть мнения с разных сторон, выявить корень проблемы и принять взвешенное решение, максимально полезное для бизнеса».

Принципы и правила фасилитации. Что такое фасилитация

Принципы и правила фасилитации

Легко ли вам вести процесс обсуждения рабочих вопросов? Пленарные заседания, конференции, совещания — любой тип встреч, на которых люди высказываются в строго определенном порядке, неизбежно выключаются из процесса обсуждения в ожидании своей очереди. В результате многие идеи оказываются не озвучены, не все возможности рассмотрены. В лучшем случае люди начинают скучать, а в худшем появляется раздражение и неудовлетворенность результатом. На помощь придет метод фасилитации.

Это инструмент, которым можно пользоваться при проведении совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов. Разбираемся в тонкостях инструмента ниже.

 

Что такое фасилитация

Фасилитация (от англ. facilitate – помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.

Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно. Иными словами, это специальные действия, направленные на организацию групповой работы.

Обсуждение рабочих вопросов обычно происходит в одной или нескольких группах. Групповая фасилитация – процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Этим лидером и будет фасилитатор.

 

Кто такой фасилитатор

Личность фасилитатора – уже мощный инструмент влияния сам по себе. Это тренер, который обучен технологиям эффективной коммуникации. По мнению Тони Манна (автор нескольких книг по фасилитации), фасилитатор должен уметь:

    • направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
    • отбирать действительно удачные решения группы;
    • брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;
    •  работать с разного рода группами;
    • ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;
    • сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;
    • быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников – и, соответственно, быстро их преодолевать;
    • противостоять стрессу;
    • открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.

Профессионал превыше всего ставит интересы группы, отказываясь от собственной экспертизы, не позволяет участникам увязать в обсуждении, но в то же время и не форсирует события и не оказывает давления на участников.

Он несет ответственность за организацию обсуждения, позволяющую участникам всецело сфокусироваться на содержании объекта дискуссии.

Важно! Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в нее. Результатом такой встречи является принятие группой лучшего из возможных решений.

 

Отличие фасилитации от модерации

Существуют разные взгляды на то, что такое фасилитация и модерация. Одними экспертами они признаются как одинаковые процессы, а различие в терминах объясняются разным языковым происхождением (модерация – немецкое, фасилитация – английское). Другие специалисты находят эти процессы смежными, но имеющими различия:

    1. Фасилитация буквально означает “облегчение”, модерация – “обуздывание”. Модерация – более жесткая технология. У нее определен формат – беседа, в ходе которой нет возможности отвлечься на другую тему.
    2. Фасилитация – гибкая технология. В процессе применяются множество различных техник и инструментов: зарисовки, коллажи, даже конструкторы Лего. Участники не ограничены одной темой.
    3. Модерация используется в формате встречи: “обсуждение проблемы”, совещание у руководителя.
    4. Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, при принятии сложных решений и внедрении новых технологий.

 

Пять правил фасилитации

Проведение фасилитации подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач.
Существуют 5 правил фасилитации:

    • исследование процесса в противовес всеведению;
    • открытость и искренность к людям;
    • все участники процесса равны;
    • каждое мнение важно;
    • все люди умны и могут эффективно решать задачи.

 

Техники фасилитации

Инструментов фасилитации много, но существует несколько базовых техник:

    1. Future Search (“Поиск будущего”). Технология используется, когда различным заинтересованным подразделениям компании необходимы общая основа для сотрудничества и создание будущего всей организации.
    2. Work Out (“Выход за рамки”). Метод используется для разработки инновационных способов взаимодействия, преодоления бюрократизации компании, усовершенствования бизнес-процессов и способности достигать результатов, необходимых компании.
    3. Brainstorming (“Мозговой штурм“). Метод применяется, когда необходимо суммировать имеющуюся информацию и найти новые, свежие идеи.
    4. Polarization of opinion (“Поляризация мнений”). Метод применяется, когда необходимо уменьшить/«вылить» негативное отношение к теме, которая будет обсуждаться дальше; необходимо определить пессимистичный и оптимистичный прогноз развития ситуации.
    5. Open Space (“Открытое пространство”). Метод используется, когда большой группе сотрудников необходимо ответить на много частных вопросов или найти решения проблем в рамках одной темы. Шаги техники вытекают один из другого, как на схеме ниже:

 

Фасилитация в бизнесе

Фасилитация активно используется при проведении совещаний, круглых столов в компаниях и корпорациях. Что фасилитация дает в этом случае?

    1. Повышение эффективности деятельности сотрудников.
    2. Увеличение мотивации персонала.
    3. Развитие интеллектуального потенциала сотрудника.
    4. Создание безопасного психологического пространства.
    5. Внедрение новых технологий в бизнес.

Успешная фасилитация — это совместная качественная работа как участников, обсуждающих по-настоящему важные для них вопросы, так и фасилитатора, принимающего темп и уровень, на котором находится группа и использующего тщательно подобранные инструменты. Именно это позволяет получить максимальный результат.

 

Читайте также:
    • Модерация и фасилитация стратегических сессий
    • Как эффективно принимать решения в одиночку?
    • Как рассортировать идеи и не прогадать
    • Правила игры: как играть в корпоративные игры
    • Алгоритм достижения цели

Что такое фасилитация? | ATD

Что такое фасилитация? | АТД

Глоссарий терминов по развитию талантов

Подпишитесь на информационный бюллетень о проведении тренингов!

  • Подписаться

Фасилитация — это вовлечение участников в создание, обнаружение и применение результатов обучения. В отличие от презентации, которая обычно характеризуется «мудрецом на сцене», доносящим информацию до аудитории, фасилитация обычно включает в себя «гида со стороны», который задает вопросы, модерирует дискуссии, знакомит с действиями и помогает участникам учиться. Этот необходимый и развивающийся навык особенно важен для специалистов по развитию талантов, которые проводят очное или виртуальное обучение, но другие специалисты также могут использовать его для организации командных проектов, целевых групп, комитетов и встреч любого типа.

Фасилитация — одна из 23 возможностей модели развития талантов ATD. Дополнительную информацию о фасилитации можно найти в Своде знаний по развитию талантов. Члены ATD имеют доступ к различным инструментам фасилитации. Узнать больше.

Введение в фасилитация

Фасилитация — это метод, используемый инструкторами для помощи учащимся в приобретении, сохранении и применении знаний и навыков. Участников знакомят с содержанием, а затем они задают вопросы, в то время как инструктор способствует обсуждению, предпринимает шаги для улучшения опыта учащихся и дает предложения. Однако они не выполняют работу за группу; вместо этого они направляют учащихся к определенному результату обучения.

Справочник ATD по обучению и развитию талантов описывает пять тактик фасилитации, помогающих поддерживать вовлеченность учащихся:

• Заранее определяйте успех, чтобы можно было спланировать действия, помогающие учащимся достичь конкретной цели.
• Неустанно готовьтесь, включая самостоятельную подготовку, подготовку среды обучения и подготовку контента. При переходе из очного класса в виртуальную среду следуйте этим советам по фасилитации.
• Начните с воздействия, чтобы учащиеся были заинтересованы, наделены полномочиями и участвовали с самого начала.
• Вовлекайте учащихся на протяжении всего занятия, используя различные обучающие мероприятия, такие как вопросы, ролевые игры, практические упражнения и возможности для учащихся делиться своим опытом и учиться друг у друга.
• Справляться с дисфункцией, возникающей, когда учащийся сознательно или бессознательно выражает недовольство целью, содержанием, методом обучения или внешними факторами.



В рамках развития талантов фасилитация чаще всего относится к методу, используемому во время очного или виртуального обучения в классе; однако аналогичные методы фасилитации также можно использовать на собраниях или в других групповых условиях. В этом контексте фасилитация может помочь группе улучшить совместную работу, выявлять и решать проблемы, принимать решения и разрешать конфликты. Роль фасилитатора заключается в том, чтобы направлять группу к более эффективной совместной работе, создавая синергию, генерируя новые идеи и достигая консенсуса и согласия. Для выполнения этой роли могут быть наняты профессиональные фасилитаторы, но иногда для организации встречи или обсуждения приглашается старший руководитель, менеджер, консультант, коуч или другой специалист (будь то внутренний или внешний по отношению к организации).

В классе или на собрании эффективные фасилитаторы должны сосредоточиться на групповой динамике и процессах. В конечном итоге они подотчетны группе и должны заслужить ее доверие.

Реклама

В чем разница между фасилитацией, презентацией и обучением?

Инструкторы помогают другим улучшить их результаты, обучая, инструктируя или содействуя обучению. Таким образом, фасилитация и презентация являются инструментами в наборе инструментов тренера. В большинстве случаев эффективные и привлекательные преподаватели тратят меньше времени на представление контента посредством лекций или лекций и больше времени на содействие обучению этому контенту.

Презентация и фасилитация

Презентация

Содействие


Ведущий предоставляет информацию, как правило, через лекцию.

Фасилитатор способствует обучению всех, обычно посредством обсуждения или таких мероприятий, как ролевые игры.

Докладчик – это эксперт, который делится своими знаниями по предмету.

Фасилитатор предоставляет возможность членам группы делиться знаниями и учиться друг у друга.

Ведущий большую часть времени говорит.

Фасилитатор проводит большую часть времени, задавая вопросы, побуждая других говорить и отвечая на вопросы учащихся во время занятий

Ведущий обычно находится на сцене или в передней части зала.

Ведущий обычно перемещается по классу, помогая отвечать на вопросы учащихся или следить за ходом выполнения заданий

Навыки фасилитатора

Фасилитаторы могут быть любого происхождения и с разным уровнем опыта. Однако лучшие фасилитаторы демонстрируют следующие навыки:

Прослушивание. Фасилитатор должен активно слушать и слышать, что говорит каждый учащийся или член команды.

Опрос. Фасилитатор должен уметь задавать открытые вопросы и стимулировать обсуждение.

Решение проблем. Фасилитатор должен уметь применять методы группового решения проблем, включая:
• определение проблемы
• определение причины
• рассмотрение ряда решений
• взвешивание преимуществ и недостатков решений
• выбор наилучшего решения
• реализация решения
• оценка результатов.

Разрешение конфликта. Фасилитатор должен признать, что конфликт между членами группы естественен и, если он выражается вежливо, его не нужно подавлять. Конфликт следует предвидеть и разрешать конструктивно.

Использование стиля участия. Фасилитатор должен поощрять всех учащихся или членов команды к активному участию и участию в собраниях, в зависимости от их индивидуального уровня комфорта. Это включает в себя создание безопасной и комфортной атмосферы, в которой члены группы готовы поделиться своими чувствами и мнениями.

Принятие других. Фасилитатор должен быть непредвзятым и не критиковать идеи и предложения, предложенные учащимися или членами группы.

Сопереживание. Фасилитатор должен уметь «пройти милю в чужой обуви», чтобы понять чувства учащихся или членов команды.

Ведущий. Фасилитатор должен быть в состоянии сфокусировать тренинг или собрание на достижении заранее определенного результата.

Бесплатная электронная книга по фасилитации

Инструкторы и докладчики также обычно считаются авторитетами в своих предметах, но фасилитаторам не нужно обладать какими-либо специальными знаниями по теме встречи. Эффективные фасилитаторы также сосредотачиваются на групповой динамике и процессах и подотчетны группе; следовательно, фасилитатор должен заслужить их доверие.

Онлайн-форма — ключевые элементы успешного содействия

Дополнительные вспомогательные ресурсы

Публикации по фасилитации

Ознакомьтесь с нашими новейшими изданиями по фасилитации, сборниками, бестселлерами и наборами книг, доступными только в течение ограниченного времени.

Конференции

Узнайте, как разрабатывать и проводить мероприятия, привлекающие учащихся, с помощью направления «Обучение и фасилитация» в ATD Core 4.

The Accidental Trainer Podcast

Слушайте интервью с отраслевыми экспертами, которые делятся историями и советами о том, как расти ваша тренировочная карьера.

Дополнительные ресурсы

Ознакомьтесь с оценками, шаблонами и инструментами, которые помогут вам в обучении и проведении фасилитации.

Определение и значение фасилитации — Merriam-Webster

fa·​cil·​i·​ta·​tion fə-ˌsi-lə-tā-shən

1

: акт содействия : состояние содействия

2

а

: снижение порога рефлекторной проводимости по определенному нервному пути, особенно при повторном использовании этого пути

б

: увеличение легкости или интенсивности реакции при повторной стимуляции

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете Точно так же быстрота перемещения Бану Хилал из Аравии в Северную Африку была связана с содействие со стороны Фатимидов Египта. — Разиб Хан, Discover Magazine , 7 июля 2011 г. Город-государство пополнит национальный фонд производительности на 4 миллиарда сингапурских долларов, подготовит посредников на рынке труда, которые могут пройти отраслевое обучение и трудоустройство , , а также продлит кредит занятости для пожилых людей и грант на повторное трудоустройство на неполный рабочий день. — Абхишек Вишной, 9 лет.0202 Bloomberg.com , 14 февраля 2023 г. По данным полиции Шоу Лоу, девочке-подростку может быть предъявлено дополнительное обвинение в совершении уголовного преступления в виде упрощения формальностей . — Моника Д. Спенсер, , Республика Аризона, , 18 августа 2021 г. Если бы облегчение происходило в Вулф-Пойнт-Крик, вымирания видов было бы больше. — Лесли Эванс Огден, 9 лет. 0202 Smithsonian Magazine , 4 апреля 2023 г. В 2020 году ООН выпустила десять предупреждений о промышленном сельском хозяйстве, которые должен знать каждый, в том числе: облегчение передачи болезней от животных к людям, связи с эпидемиями ожирения и хроническими заболеваниями, укоренение неравенства и его принципиальное противоречие с гигиеной окружающей среды, назовите несколько. — Мишель Уильямс, Forbes , 20 мая 2022 г. В воскресенье Алекс Тейлор стал одним из первых официальных псилоцибинов 9.0202 facilitation выпускника в молодой промышленности Орегона по производству псилоцибина. — oregonlive , 14 марта 2023 г. Это делается путем постановки ключевых вопросов — критической компетенции по содействию . — Expert Panel®, Forbes , 11 января 2023 г. Большинство лидеров никогда не изучали настоящую помощь и навыки проведения встреч, кроме наблюдения за тем, что делают другие вокруг них. — Ли Гимпел, 9 лет.0202 Forbes , 22 февраля 2023 г. Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «фасилитация». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Этимология

облегчать(есть) + -ацию; в смысле 2, вероятно, как перевод немецкого Bahnung

Первое известное использование

1620, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование облегчения было в 1620 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *