Профессиональная деятельность в социальной сфере | План-конспект занятия по технологии (9 класс) на тему:
Тема: Профессиональная деятельность в социальной сфере
Цель урока:ознакомить уч-ся в чем состоит сущность и назначение социальной сферы
Оборудование:учебник,компьютер,презентация,мультимедийник
Ход урока
Оргмомент
Опрос дом.задания
1.какие технологии называют универсальными?
2.Назовите основные разновидности универсальных технологий
3.какими профессиональными качествами должен обладать специалист в сфере универсальных,перспективных технологий?
Объяснение нового материала.
Социальная сфера включает в себя профессии, связанные с предоставлением населению различных социальных благ и услуг.
К социальной сфере относятся: здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, отдых, быт, жилищно-коммунальное хо- ггво, общественное питание и торговля. Каждый вид деятельности сольной сферы включает в себя множество профессий, особенностью ко- ых является постоянное взаимодействие с широким кругом людей.
Поэтому тот, кто выбрал эту профессиональную сферу, должен обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, внимательность и терпеливость.
Таблица 12. Структура социальной сферы
профессиональной деятельности
Отрасли социальной сферы | Профессии | Профессиональные качества |
Образование | Педагог, мастер производственного обучения, воспитатель, психолог, социальный педагог, учитель и др. | Коммуникативные и организаторские способности; наблюдательность; отзывчивость, тактичность; чувство ответственности; педагогический такт |
Наука | Младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, лаборант, зав. отделом,зав. лабораторией и т. п. | Высокий уровень аналитического мышления; большой объем долговременной памяти; терпеливость, наблюдательность |
Культура | Библиотекарь, режиссер клубных мероприятий, переводчик, гид, корреспондент и т. п. | Хорошая память; эмоциональная выдержка, такт; коммуникативные способности, творческое воображение, артистизм |
Здравоохранение | Врач, зубной техник, косметолог, медицинская сестра, маникюрша, санитарка, фельдшер и др. | Собранность, аккуратность; умение сопереживать, сострадание; эмоциональная устойчивость; ответственность; внимание, память |
Сфера обслуживания | Бармен, официант, горничная, лифтер, парикмахер, проводник пассажирского вагона, метрдотель, социальный работник и т. п. | Коммуникативные способности; физическая выносливость; аккуратность, расторопность; доброжелательность |
Юриспруденция | Адвокат, нотариус, страховой агент, инспектор ГАИ, прокурор, следователь, юрисконсульт и др. | Коммуникативные способности; логическое мышление; память, внимание; принципиальность, честность |
Социальная сфера выполняет очень важную роль в жизни общества, так как именно в ее рамках осуществляются общественные связи, происходит удовлетворение социальных потребностей людей. Для системы образования и государства в целом развитие профессиональной деятельности со- I щальной сферы является очень важной задачей. Социальная политика — это определенным образом разработанный и
реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач по улучшению жизнедеятельности людей в определенных территориальных пределах.
• В настоящее время в нашей стране подготовкой специалистов в социальной сфере занимаются многие учебные заведения, например Московский государственный социальный университет — первый в России университет социального профиля. В его структуре несколько факультетов: социальной работы, социально-экономический, психологии, юридический, социологический, факультет журналистики, факультет повышения квалификации и
отделение заочного обучения. При университете работают Международный центр образования и культурных связей и Высшие женские курсы «Россиянка».
Не каждый человек может стать социальным работником. Основным определяющим фактором здесь является система его ценностей, которая, в конечном счете, определяет профессиональную пригодность в социальной сфере. У работника социальной сферы представление об абсолют- I юй ценности человека должно переходить из разряда философского понимания в категорию базисного психологического убеждения.
Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением, но остается одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности.
Практическая работа
- Выберите любое предприятие (фирму) вашего города, поселка или региона и расскажите о социальной политике, проводимой данным предприятием.
- Расскажите, в каких социальных проектах вы участвуете или участвовали.
Итог урока.
Фронтальный опрос
1. В чем состоит сущность и назначение социальной сферы? 2. Какие отрасли относятся к социальной сфере профессиональной деятельности? 3. В чем заключается специфика профессиональной деятельности в социальной сфере? 4. Какие личностные качества играют важней- шую роль для человека, работающего в социальной сфере? 5. Что в характере человека указывает на предрасположенность к работе в социальной сфере?
Дом.зад.§8 стр42-45
Применение профессиональных стандартов в организациях социальной сферы
АннотацияВ статье рассматривается обобщенный опыт применения профессиональных стандартов организациями сферы социального обслуживания, а также межведомственного взаимодействия в социальной сфере в условиях применения профессиональных стандартов на основе результатов исследований, проведенных ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России, а также ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России совместно с ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». Исследования проводились путем онлайн- анкетирования организаций государственного сектора по вопросам применения профессиональных стандартов, а также онлайн-опроса организаций сферы социального обслуживания по вопросам межведомственного взаимодействия в социальной сфере в условиях применения профессиональных стандартов. По результатам исследований определены основные проблемы применения профессиональных стандартов в организациях социальной сферы и пути их решения.
ВведениеВажной частью государственного сектора экономики, является социальная сфера, которая в значительной степени представлена отраслями непроизводственной области деятельности и охватывает отрасли экономики, участвующие в процессе удовлетворения социальных, материальных и духовных потребностей граждан — таких как образование, медицина, социальное обеспечение, культура, спорт и т.д. Социальная сфера имеет большое значение в развитии общественного производства и оказывает непосредственное влияние на уровень благосостояния и качество жизни населения. Одним из видов организаций, которые непосредственным образом влияют на образ жизни людей и их благосостояние, являются организации сферы социального обслуживания.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», организации сферы социального обслуживания оказывают населению услуги, которые находятся на пересечении разных областей профессиональной деятельности такие как социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические и др.
Минтрудом России организована работа по разработке и актуализации профессиональных стандартов на виды профессиональной деятельности в области социального обслуживания населения. В настоящее время утверждены тринадцать профессиональных стандартов, из них актуализированы четыре – «Руководитель организации социального обслуживания», «Социальный работник», «Специалист по социальной работе», «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», еще два профессиональных стандарта находятся в стадии актуализации («Психолог в социальной сфере», «Специалист по работе с семьей»). Актуализация профессиональных стандартов обусловлена изменением нормативных правовых актов в данной области профессиональной деятельности, а также практикой применения профессиональных стандартов.
Применение профессиональных стандартов в организациях сферы социального обслуживанияКак было отмечено выше, организации сферы социального обслуживания являются составной частью государственного сектора экономики.
Для организаций государственного сектора принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее – Постановление).
В 2019 году в целях мониторинга применения профессиональных стандартов организациями государственного сектора ФГБУ «ВНИИ Труда» Минтруда России проведен онлайн-опрос, в котором приняли участие в том числе и более 9 тыс. организаций сферы социального обслуживания из 85 регионов Российской Федерации, такие, как центры социального обслуживания населения, центры социальной адаптации населения, центры социальной поддержки населения, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, геронтологические центры, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для умственно отсталых детей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также другие организации, осуществляющие деятельность в данной сфере.
В соответствии с Постановлением в организациях сферы социального обслуживания локальными нормативными актами утверждены документы, регулирующие вопросы применения профессиональных стандартов. Так результаты анкетирования показали, что планы по внедрению в деятельность организации профессиональных стандартов в более 50% опрошенных организаций сферы социального обслуживания реализованы на 77,2 %.
Степень охвата должностей профессиональными стандартами в 90 % организаций, принявших участие в анкетировании, составляет 73, 5%.
В организациях сферы социального обслуживания применяются как профильные профессиональные стандарты, такие как «Специалист по социальной работе», «Социальный работник», «Руководитель организации социального обслуживания», «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Психолог в социальной сфере», «Специалист по работе с семьей», «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», «Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту» и др., так и профессиональные стандарты, которые могут использоваться в организациях иных областей профессиональной деятельности. Наиболее часто в работе используются профессиональные стандарты «Бухгалтер», «Специалист в сфере закупок», «Специалист в области охраны труда», «Программист», «Администратор баз данных», «Специалист по организационному и документационному обеспечению», «Специалист по управлению персоналом», «Специалист административно-хозяйственной деятельности».
Респонденты отметили, что наиболее часто профессиональные стандарты в кадровой политики организации применяются при подборе персонала – 58,8 %, аттестации – 52,1%, направлении на обучение работников – 60,5%, разработке должностных инструкций – 74,2%. Однако лишь 18,2% организаций используют профессиональные стандарты при планировании карьеры работников.
Исходя из результатов исследования можно сделать вывод, что большинство организаций сферы социального обслуживания в своей работе активно применяют профессиональные стандарты. Однако, при применении профессиональных стандартов респонденты столкнулись с рядом проблем. Проблемы, можно сгруппировать в два основных блока:
— связанные с дополнительным профессиональным образованием, в частности — отсутствие в некоторых регионах программ подготовки работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов; ограниченные финансовые возможности для подготовки работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
— нормативного и методологического характера — перечень утвержденных профессиональных стандартов не является исчерпывающим и не охватывает все сферы оказания социальных услуг; необходимость скорейшей актуализации, утвержденных профессиональных стандартов; не удобный поиск необходимых профессиональных стандартов.
Одновременно с указанным выше исследованием в рамках взаимодействия ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России с ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» проведен онлайн опрос организаций социальной сферы по вопросу межведомственного взаимодействия в условиях применения профессиональных стандартов.
В опросе приняли участие около 7 тыс. организаций из 85 субъектов Российской Федерации, такие как организации социальной защиты субъектов Российской Федерации; учреждения социального обслуживания; центры занятости и центры профориентации; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; структуры муниципальных образований; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; комплексные учреждения общего типа, предоставляющие семье весь комплекс социальных услуг; учреждения дополнительного образования культуры и спорта; организации, реализующие семейную и молодежную политику, защиту детства; психолого-медико-педагогические комиссии; центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; центры психологической поддержки, институты развития образования, высшие учебные заведения, а так же органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регламентирующие деятельность организаций социальной сферы.
Опрос показал, что организации проводят или планируют проводить мероприятия, направленные на развитие квалификации специалистов. Программы повышения квалификации актуальны для 73,0% организаций, программы профессиональной переподготовки для 45,0%, программы высшего либо среднего профессионального образования для 18,0% организаций.
В приведенной ниже таблице указаны профессиональные стандарты, в соответствии с требованиями которых сотрудникам опрашиваемых организаций необходимо пройти обучение по программам дополнительного профессионального образования, программам среднего профессионального или высшего образования.
Таблица 1. профессиональные стандарты
Наименование профессионального стандарта | Необходимость получения, % ответивших респондентов | |
---|---|---|
Дополнительное профессиональное образование | Среднее профессиональное образование или высшее образование | |
Психолог в социальной сфере | 30,6 | 21,5 |
Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения | 11,0 | 9,0 |
Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы | 7,5 | 6,4 |
Руководитель организации социального обслуживания | 20,0 | 13,5 |
Социальный работник | 24,8 | 18,4 |
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних | 10,5 | 9,0 |
Специалист по медико-социальной экспертизе | 8,5 | 7,5 |
Специалист по работе с семьей | 28,2 | 19,7 |
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере | 20,6 | 14,7 |
Специалист по социальной работе | 37,4 | 25,6 |
Тифлосурдопереводчик | 10,8 | 8,6 |
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) | 26,0 | 18,2 |
Возвращаясь непосредственно к вопросам межведомственного взаимодействия, следует отметить, что у большинства организаций, участвовавших в опросе (72,4%) есть опыт эффективного межведомственного взаимодействия.
Организациями социальной сферы межведомственное взаимодействие осуществляется на основе регламентов (протоколов), а также договоров (соглашений) о социальном партнерстве.
Респонденты указали, что в нормативных документах, регламентирующих межведомственное взаимодействие, отражаются как организационные (системные) мероприятия, такие как разработка программ оказания комплексной помощи и социальных услуг отдельным лицам и социальным группам; организация работы по реализации программ в сфере социальной защиты и социальной поддержки граждан (подготовка предложений по формированию мультидисциплинарной команды специалистов для оказания комплексной социальной помощи отдельным лицам и социальным группам; консультирование и подготовка специалистов по основам межведомственного взаимодействия), проведение оценки эффективности реализации мероприятий, так и конкретные мероприятия по оказанию адресной помощи и поддержки гражданам, нуждающимся в социальной помощи.
Опрос показал, что основными участниками межведомственного взаимодействия являются: организации здравоохранения, образовательные организации, реабилитационные центры, центры социального обслуживания населения, центры занятости населения, уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа, учреждения в сфере спорта, культуры и молодежной политики, комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав, территориальные органы МВД Российской Федерации, территориальные подразделения Управления Федеральной миграционной службы, социально-ориентированные некоммерческие организации.
В качестве наиболее значимых проблем, с которыми столкнулись организации в процессе межведомственного взаимодействия указаны: недостаточная координация деятельности субъектов межведомственного взаимодействия; отсутствие единого информационного поля для участников межведомственного взаимодействия.
При этом 75,0% респондентов отметили, что не сталкивались с проблемами в процессе межведомственного взаимодействия.
Заключение
Проведенные исследования позволили более глубоко проанализировать применение профессиональных стандартов в организациях социальной сферы. По результатам опросов можно сделать вывод, что большинство организаций социальной сферы активно применяют в своей деятельности профессиональные стандарты, что способствует совершенствованию кадровой политики организаций и как следствие повышению качества предоставляемых населению услуг.
Анализ результатов проведенных исследований подтвердил, что является актуальным разработка и актуализация профессиональным сообществом профессиональных стандартов в области социальной сферы.
Межведомственное взаимодействие в социальной сфере способствует улучшению управления качеством, результативностью и эффективностью социальных услуг и социального сопровождения, а также развитию взаимодействия участников межведомственного взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы социальной политики, органами местного самоуправления, профессиональными сообществами, общественностью.
Автор
А. А. Гончарова — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник центра развития профессиональных квалификаций, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Целью статьи было выявление структурных компонентов и профессионально-этических компетенций профессионально-этической культуры социального работника, а также определение методологических подходов , этапы формирования профессионально-этической культуры будущих социальных работников в процессе обучения в вузе.
Методология. Процесс формирования основ профессиональной этики будущих специалистов в вузах с позиций методологии рассмотрен во многих аспектах. Так, в психологическом аспекте ее рассматривали ученые: Л. Выготский, И. Кон, Г. Костюк, О. Леонтьев и другие; в гуманитарных науках: В. Андрущенко, И. Зязюн, В. Кремень, В. Огневюк и др.; в аксиологических: Л. Архангельский, Г. Васянович, И. Синица, Л. Хоружа и др.
Современная педагогическая наука связывает развитие системы профессионального образования социальных работников с культурологической парадигмой, направленной на формирование и развитие «человека культуры», исходя из положений А. Дистервега о культурологической значимости образования; И. Гербарта – о культурной индивидуальности личности, то есть культура рассматривается как естественная среда воспитания и развития личности. Культура рассматривается как цель и средство, а также результат образовательного процесса. Культурная функция образования и воспитания проявляется в создании культурных ценностей, главной из которых является личность.
Научная новизна. Для социального работника, работающего в системе личного общения, этическая культура является неотъемлемой и необходимой частью профессиональной культуры. Соответственно, одной из центральных проблем подготовки будущих социальных работников в высшей школе является проблема формирования их профессионально-этической культуры, основанной на понимании ответственности за результаты своего труда, определении своей роли в обществе, осознании своего социального и профессионального предназначения. , овладение широким спектром общекультурных и профессиональных компетенций.
Анализ деятельности специалиста социальной сферы, научной литературы позволил выделить следующие компоненты профессионально-этической культуры специалиста социальной сферы: 1) аксиологический компонент, раскрывающий профессионально-этическую культуру специалиста как совокупность педагогических ценностей. Более того, педагогические ценности можно рассматривать как разновидность жизненных профессиональных ценностей; 2) технологическая составляющая профессионально-этической культуры – способ социально-педагогической деятельности. Этот компонент раскрывает способы реализации социально-педагогической деятельности, способы удовлетворения потребности в общении, в получении новой информации, в передаче опыта. Уровень профессиональной и этической культуры характеризует качество деятельности. А качество и результативность профессиональной деятельности, в свою очередь, характеризуют уровень профессиональной и этической культуры. Уровень профессиональной этической культуры и качество общественно-практической деятельности являются двумя взаимосвязанными факторами. 1. Творческая составляющая профессионально-этической культуры выступает как проявление профессионального творчества. Ведь профессиональные и личностные ценности, технология их воплощения являются фактором формирования личности только в условиях творческой деятельности. 2. Личностный компонент раскрывает профессионально-этическую культуру специалиста социальной сферы как специфический способ реализации сущностных сил человека. Под сущностными силами понимаются потребности, способности, интересы, социальный опыт личности, мера социальной активности человека.
Поскольку большинство исследователей интерпретируют профессиональную культуру специалиста как обобщенный показатель определенного уровня профессиональной компетентности, отражающий степень владения ключевыми компетенциями, целесообразно было выделить систему компетенций, составляющих профессионально-этическую культура социального работника. С учетом квалификационных требований, особенностей реализации профессионально-этических норм в процессе взаимодействия с разными категориями клиентов и субъектов социальной работы определена система профессионально-этических компетенций социального работника, включающая следующие компетенции; аналитический и деонтологический; социально-геронтологический; этнокультурный; социально-конфессиональная; социально-статус; напористый.
Выводы. Профессионально-этическая культура социальных работников – объективно наблюдаемый и измеряемый интегративный личностный ресурс, который формируется в процессе обучения и активно развивается в профессиональной деятельности. Рассматриваются перспективы дальнейших исследований по обоснованию психолого-педагогических условий эффективного формирования профессионально-этической культуры социальных работников, в частности, объединения всех компонентов процесса профессионально-этической культуры в единую целенаправленную систему воспитания будущего социального специалиста. в высшем образовании.
новое определение школьного образования и общественной сферы в эпоху глобализации
Быстрая глобализация и Четвертая промышленная революция в 21 веке способствовали трансформации образования и общественной сферы, определяемых национальным государством, в транснациональное измерение общественной сферы, которое выходит за национальные границы. В частности, консолидация национальных государств с 19 века, подъем капитализма и индустриального общества, урбанизация, технологические инновации и бюрократическая централизация способствовали развитию образования и общественной сферы. Напротив, расширение глобального мира вызвало инновационную реструктуризацию преподавания, обучения и школ. Текущие проблемы образования также существенно отличаются от ситуаций и предположений, с которыми теория образования и школьная политика сталкивались в прошлом.
С 1990-х годов в дискуссиях об образовательных реформах и общественной сфере в странах Запада и Азии доминировала неолиберальная политика, которая приватизировала и коммерциализировала школы. Эта тенденция поощряет свободную конкуренцию в сфере образования вместо государства всеобщего благосостояния и общества всеобщего благосостояния, которые стремятся уравнять образование и исправить социальные разрывы и неравенство. Движение за управление общественной сферой на основе неолиберальных принципов получило дальнейшее развитие в 2020-х годах. Это реструктуризация общественной сферы таким образом, что чрезмерно подчеркивается личная ответственность и минимизируется общественная ответственность за образование. В то же время растет движение за реструктуризацию школ путем пересмотра принципов и политики образования и демократической общественной сферы.
Например, Четвертая промышленная революция с использованием новых технологий, таких как искусственный интеллект, Интернет вещей, большие данные и робототехника, приводит к фундаментальным изменениям в том, как люди работают и учатся. Пандемия Covid-19 ограничила мобильность людей и социальное взаимодействие и оказала глубокое влияние на общественную безопасность. Кроме того, мир сталкивается с такими проблемами, как углубление социальной нетерпимости и раскола, рост неравенства и бедности, распространение популизма и авторитаризма, эскалация международных конфликтов и региональных противостояний. Дебаты о демократии и общественной сфере пересматривают свое значение перед лицом авторитарных социальных конфигураций и распространения популизма.
В своих предыдущих работах (Ueno, 2013; 2016) я говорил о необходимости реконструкции образования и общественной сферы в узкоспециализированном, диверсифицированном и сложном обществе. В частности, я занимался исследованиями, развивающими философию образования Джона Дьюи и демократическую общественную сферу в современную эпоху. С точки зрения Дьюи (Dewey, 1899/1980; 1902a/1976; 1902b/2008; 1910/1985; 1916/2008; 1927/1988) наблюдается растущий импульс для создания демократического образования, основанного на обучении и мышлении учащихся. как интерактивное и диалогическое общение. Например, за последние два десятилетия школьной реформы и пересмотра учебных программ в Японии и других странах Восточной Азии образовательные инновации выходят за рамки приобретения базовых и фундаментальных знаний к формированию космополитической гражданственности, включая исследовательское мышление, творческое мышление, критическое мышление. мышления, социального участия и общения.
В частности, при обучении в классе в Японии и Восточной Азии произошел переход от стиля, посвященного передаче и приобретению окончательных знаний, к основанному на запросах, совместному и выразительному обучению с упором на качество, дизайн и передача знаний по обработке информации вместо того, чтобы конкурировать за количество, эффективность и скорость. Между тем, существует стремление сделать индивидуальный учебный план интегрированным, относительным и междисциплинарным, а не фрагментированным по предметным областям, в то время как классы поощряются оставаться открытыми для семей, сообществ, учреждений, предприятий и профессиональных организаций, в отличие от изоляция от местных сообществ и общества. Образование в эпоху глобализации и Четвертой промышленной революции вызвало реструктуризацию современной школьной системы, приводя к инновациям, которые создают новую образовательную и общественную сферу.
Это правда, что реструктуризация образования и общественной сферы не может быть объяснена исключительно серией глобальных мировых экспансий. Ошибочно полагать, что глобальный взгляд на образование приведет к упадку или исчезновению местной региональной деятельности и национальных сфер. Глобализация одновременно включает в себя перестройку локальных практик и национальных государств. Национальная сфера ограничена и узка по своим возможностям для решения сегодняшних все более сложных и транснациональных политических, экономических, информационных, экологических, энергетических, технологических, медицинских проблем, проблем бедности, терроризма и конфликтов, но широка по своим возможностям для решения региональных и семейных проблем.
Взгляд на школьное образование и общественную сферу требует реструктуризации территориально-государственной структуры, диалога, дебатов, пересечения границ и взаимного признания различий при одновременном продвижении обучения и общественных практик, уходящих корнями в региональные культуры, семьи и сообщества. , установление децентрализованного регионального суверенитета, создание самобытных школ и укрепление сотрудничества между школами и сообществами.
Это требует домашней обстановки, в которой люди общаются, поддерживают и заботятся друг о друге. Образовательная среда детей изменилась с сокращением рынка труда, увеличением экономического неравенства и увеличением числа разведенных и бедных семей, что привело к потере смысла и цинизму в отношении обучения. В этот период в школах были выявлены такие проблемы, как травля, прогулы, беспорядок в классе, преступность среди несовершеннолетних, насилие. Кроме того, произошли серьезные изменения в семейном окружении детей, поскольку современная семья движется к распаду (Kashiwagi et al. , 2011; Ueno, 2013; 2021).
Семья – это, по сути, место, где взращиваются основные привязанность, привязанность и близость, но сегодня такое интимное пространство не всегда гарантировано. Члены семьи могут страдать от психических заболеваний, домашнего насилия, депрессии, проблем с адаптацией и панического расстройства. Нужна школа, в которой дети общаются и связываются друг с другом, заботясь друг о друге. Вопросы, связанные с образованием и общественной сферой, должны быть реконструированы на местном, национальном и глобальном уровнях.
Здесь, основываясь на моем исследовании Дьюи и других теорий образования (Ueno, 2013; 2016; 2021), я предлагаю семь точек зрения на восстановление преподавания и обучения и переосмысление школьного образования и общественной сферы в эпоху глобализации. Создание публичной сферы в образовании тесно связано с вопросом о том, как пересмотреть демократическое обучение, преподавание, учебную программу и сообщество, чтобы учащиеся, учителя, родители и граждане могли жить вместе в демократическом обществе.
Во-первых, поддерживать углубленное обучение в классе, акцентировать внимание на гражданских свободах, правах, равенстве и справедливости детей. Крайне важно обеспечить участие детей в качественном обучении в классе и пригласить их к углубленному и подлинному обучению. Это влечет за собой поощрение преобразования образования и общественной сферы в направлении создания общества, в котором разные люди поддерживают, делятся, общаются и живут в гармонии друг с другом (Дьюи, 1916/2008; 1927/19).88).
Во-вторых, активное внедрение интерактивного обучения, включающего совместную деятельность и обучение, основанное на исследовании. В школьных классах, основанных на теориях Дьюи (Dewey, 1899/1980; 1902b/2008; 1916/2008), акцент должен быть сделан на разработке уроков, сосредоточенных на интерактивных и интерактивных учебных мероприятиях, вместо традиционных уроков, которые эффективно передают определенные знания и навыки, и поощрять совместную и социально-практическую учебную деятельность.
В-третьих, в классе следует развивать отношения заботы, а школа должна рассматриваться как дом. Школа — это пространство, где ученики учатся, поддерживают и воспитывают друг друга, встречаясь и общаясь с учителями и детьми. Это пространство, состоящее из взаимных и отзывчивых отношений, заботы друг о друге. Ноддингс (1992; 1999) попытался реконструировать образование, связав заботу с понятиями справедливости, равноправия, равенства и демократии. Вопрос образования и публичной сферы направляет пересекающуюся фазу с гарантией интимной сферы.
В-четвертых, предмет, из которого состоит учебная деятельность, должен быть организован корреляционным, реляционным и междисциплинарным образом, за пределами понимания, основанного на небольших, фрагментированных единицах или предметных областях. Дьюи (1899/1980; 1902b/2008) интерпретировал учебную программу как реляционную концепцию, а не дисциплинарную концепцию. Учебная программа должна быть связана и неразрывно связана с опытом обучения детей, а не быть полностью оторванной от предметных и раздельных областей.
В-пятых, следует поощрять коллегиальность учителей и школы, построенные на кооперативных сообществах. Построение коллегиальности учителей означает создание сообщества учителей как профессионалов. Прежде всего, учителя должны быть опытными и открывать свои собственные классы и размышлять о своей собственной практике. Это означает построение отношений внутри школ, где учителя учатся и поддерживают друг друга, создание сообщества профессионалов, поддерживаемых сотрудничеством и коллегиальностью.
В-шестых, рекомендуется, чтобы классная среда была связана и широко открыта для социальных пространств, таких как дом, сообщество, учреждения и предприятия. В частности, дети, учителя, родители и сообщество должны разделять представление о школе как о сообществе, где они могут учиться и расти вместе. Дьюи (1899/1980; 1902a/1976) подчеркивал взаимодействие между школой и обществом и стремился создать школы как социальные центры. Школа — это пространство, где встречаются и общаются друг с другом дети, учителя, родители, местные жители и многие другие люди.
В-седьмых, необходимо продвигать школы как демократические сообщества, ориентированные на участие таких разных людей в обучении. Страйк (2010, стр. 135 – 137) критикует «стандартную парадигму» и рыночную «парадигму выбора», которые сегодня доминируют в образовании, и защищает «парадигму сообщества», которая включает в себя «4C» согласованности, сплоченности, Уход и связь. Школы как демократические сообщества должны быть местом, где дети из разных слоев общества могут взаимодействовать и жить вместе, чтобы сформировать лучшее общество.
Таким образом, общественная сфера образования относится не к фиксированной и предопределенной сфере, а скорее к тому, что порождается интерактивными и диалогическими отношениями между учащимися, учителями, родителями и гражданами. Как заявил Дьюи (1916/2008), важно возродить школы как демократические сообщества, основанные на идее демократии как образа жизни. Это должно предложить видение, которое переосмысливает общественную сферу демократического образования в отличие от школьной политики, в которой доминирует неолиберализм парадигмы выбора и образовательной стандартизации. В связи с различными технологическими и социальными инновациями вопрос о том, как представить себе будущее образование, которое движется к реализации наших надежд и счастья и строит лучшее общество и мир, стал незаменимым вопросом для создания общественной сферы на местном уровне. национальный и глобальный аспекты.
Ссылки
Dewey, J. (1980). Школа и общество. Средние произведения Джона Дьюи, 1899–1924, том. 1, (J.A.Boydston, Ed.). Издательство Университета Южного Иллинойса. (Оригинальная работа опубликована в 1899 г.)
Дьюи, Дж. (1976). Школа как социальный центр. Средние произведения Джона Дьюи, 1899–1924, том. 2, (J.A.Boydston, Ed.). Издательство Университета Южного Иллинойса. (Оригинальная работа опубликована в 1902 г.)
Дьюи, Дж. (2008). Ребенок и школьная программа. Средние произведения Джона Дьюи, 1899–1924, том. 2, (J.A. Boydston, Ed.). Издательство Университета Южного Иллинойса. (Оригинальная работа опубликована в 1902 г. )
Дьюи, Дж. (1985). Как мы думаем и избранные сочинения. Средние произведения Джона Дьюи, 1899–1924, том. 6, (J.A.Boydston, Ed.). Издательство Университета Южного Иллинойса. (Оригинальная работа опубликована в 1910 г.)
Дьюи, Дж. (2008 г.). Демократия и образование. Средние произведения Джона Дьюи, 1899–1819 гг.24, том. 9, (J.A.Boydston, Ed.). Издательство Университета Южного Иллинойса. (Оригинальная работа опубликована в 1916 г.)
Дьюи, Дж. (1988). Общественность и ее проблемы. Более поздние работы Джона Дьюи, 1925–1953, том. 2, 1925–1927 (JA Boydston, Ed.). Издательство Университета Южного Иллинойса. (Оригинальная работа опубликована в 1927 г.)
Кашиваги, Ю., Уэно, М., Фуджи, К., и Мураяма, Т. (2011). Школа как диалогическое пространство: ее прошлое, настоящее и будущее . Китаодзи Пресс.
Ноддингс, Н. (1992). Задача по уходу в школах . Издательство Педагогического колледжа.
Ноддингс, Н. (1999). Забота, справедливость и справедливость. В М. С. Кац, Н. Ноддингс и К. А. Страйк (ред.), Справедливость и забота: поиск точек соприкосновения в образовании (стр. 7–20). Издательство Педагогического колледжа.
Страйк, К.А. (2010). Маленькие школы и сильные общины: третий путь школьной реформы . Издательство Педагогического колледжа.
Уэно, М. (2013). Образование для демократии: за пределами цинизма обучения . Издательство Токийского университета.
Уэно, М. (2016). Демократическое образование и общественная сфера: к теории эстетического опыта Джона Дьюи . Рутледж.
https://doi.org/10.4324/9781315735764
Уэно, М. (2021). Школьная реформа и демократия в Японии в глобальную эпоху. В М. Уэно (ред.), Школьная реформа и демократия в Восточной Азии (стр. 1–26). Рутледж.
https://doi.org/10.4324/9780429437557
Рекомендуемая ссылка
Уэно, М. (2022). Переосмысление школьного образования и общественной сферы в эпоху глобализации. Об образовании. Журнал исследований и дебатов , 5 (14).
https://doi.org/10.17899/on_ed.2022.14.7
Хотите прокомментировать эту статью? Пожалуйста, отправьте свой ответ на [email protected]. Ответы будут обрабатываться как приглашенные материалы. Это означает, что они будут оцениваться в соответствии со стандартными критериями качества, актуальности и вежливости. Обязательно соблюдайте редакционную политику и правила форматирования.
Масамичи Уэно
Масамичи Уэно — профессор педагогики Университета Софии, Япония. Уэно принимал участие в исследовании теории Джона Дьюи о демократическом образовании и общественной сфере. Его исследование также сосредоточено на философии образования и школьного образования в Восточной Азии. В настоящее время он работает приглашенным профессором Шаньдунского педагогического университета в Китае и является президентом Института восточноазиатского образования.