Профилактика деструктивного поведения – Деструктивное поведение — профилактика, причины, виды

Профилактика деструктивного поведения у несовершеннолетних в условиях образовательной организации

«Профилактика  деструктивного

поведения учащихся»

«Даже если человек страдает сам из-за себя,

разве не лучше, чтобы ему помогли,

если кто-то на это способен?»

Серен Кьеркегор.

Деструктивный вид поведения являет собой отклонение от общепринятой нормы поведения и морали

и носит разрушающий характер. Разрушения затрагивают все

сферы жизни человека: здоровье, отношения с друзьями, социализация и т.д.

Деструктивная модель характерна для 89% людей на планете и проявляется в тяжелые, переломные

моменты жизни.

Но чаще всего такое расстройство характерно для подростков, которые ввиду своего переходного возраста, отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, влияния улицы, подмены настоящих ценностей, приоритетов и ряда других причин поддаются такому поведению. Для того, чтобы понять, как справиться с

такой проблемой, нужно понять, что вызвало такое поведение. Разобравшись в этом, можно без большого труда и посторонней помощи справиться с деструктивностью.

Почему возникает деструктивная модель поведения

Для человека с детства примером для подражания становится семья и родители. К 4-5-летнему

возрасту, ребенок получает запас знаний и понимания человеческих взаимоотношений, которым он будет руководствоваться в дальнейшей жизни.

Если конструктивная модель поведения является нормой в семье ребенка, все члены семьи проявляют заботу друг о друге, решают проблемы разумными способами, а не посредством скандалов и упреков, ребенок не видит постоянных пьянок и растет в гармоничной обстановке, то в его жизни маловероятно развитие такого отклонения.

Если происходит наоборот, первенец в группе риска.

Деструктивная деятельность имеет два вектора направления:

1.     Внешние проявления (вандализм, жестокость к животным и людям, войны, теракты, экоцид).

2.     Направление на внутренний мир человека или саморазрушение (употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, суицид и т.д).

Психологивыявили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

а) Привлечь к себе внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.

б) Показать, что имеет власть над другими.

Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний,

указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого

поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

Дети часто

обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков… В глубине души

ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость.

Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».

г) Продемонстрировать свою неспособность и

неадекватность.

Ребенок

потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой

адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего

стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».

Предлагаю группам проанализировать ситуации и выполнить задание.

Группы выполняют задание.

Ситуация 1: Ребенок шумит, встревает в

разговор взрослых, не слушается. Взрослые обращают внимание на негативное

поведение ребенка, раздражаются, делают ему строгое замечание.

Задание:

Как вы

думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите

цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь

к себе внимание.

б) Показать,

что имеет власть над другими

в)

Отплатить, отомстить, взять реванш.

г)

Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы

поступили в этом случае?

Ответ:

Прекращает на время, затем снова начинает. Цель: привлечь к себе внимание.

Рекомендации:

1.​ Игнорировать.

2.​ Обращать

внимание, когда ведет себя хорошо.

3.​ Задать

вопрос: Может быть, ты хочешь, чтобы я обратила на тебя внимание?

4.​ Оказывать

ребенку положительное внимание. Придумать совместные занятия, игры, прогулки.

Ситуация 2: Ребенок отказывается делать

то, что от него хотят. Взрослые пытаются использовать свою власть, чтобы его

заставить, начинают сердиться.

Задание:

Как вы

думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите

цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь

к себе внимание.

б) Показать,

что имеет власть над другими

в)

Отплатить, отомстить, взять реванш.

г)

Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы

поступили в этом случае?

Ответ:

упрямится или усиливает неповиновение. Цель: показать, что имеет власть над

другими

Рекомендации

Избегать

борьбы за власть, уменьшить свою включенность в дела ребенка, избавить ребенка

от излишнего диктата и давления. Для него важно накапливать опыт собственных

решений и даже неудач.

Ситуация 3: Ребенок вредит или портит

вещи, может оскорбить. Взрослые считают ребенка подлым и злым, выражают свой

гнев и обиду.

Задание:

Как вы

думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите

цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь

к себе внимание.

б) Показать,

что имеет власть над другими

в)

Отплатить, отомстить, взять реванш.

г)

Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы

поступили в этом случае?

Ответ:

Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить еще и за это. Цель: отплатить,

отомстить, взять реванш.

Рекомендации

Не

показывать свой гнев и обиду, выявить причину мести ребенка и попытаться

наладить с ним доверительные отношения.

Ситуация 4: Ребенок не способен научиться

самостоятельным навыкам, требует помощи. Взрослые соглашаются с тем, что

ребенок ни на что не способен.

Задание:

Как вы

думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите

цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь

к себе внимание.

б) Показать,

что имеет власть над другими

в)

Отплатить, отомстить, взять реванш.

г)

Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы

поступили в этом случае?

Ответ:

ребенокостается беспомощным. Цель: продемонстрировать свою неспособность и

неадекватность.

Рекомендации:

Поверить в

способности и возможности ребенка, дать ему понять, что в него верят. Найти

доступный для ребенка уровень задач, организовать с ним совместную

деятельность. При этом ребенка нельзя критиковать. Ищите любой повод, чтобы его

похвалить, отмечайте любой, даже самый незначительный успех. Постарайтесь

подстраховать его, избавить от крупных провалов.

+Рекомендации

классному руководителю по работе с трудновоспитуемыми детьми,

детьми

группы «риска».

Документация

1.​ Индивидуальный

дневник наблюдений, где ежедневно фиксируются успеваемость, посещаемость,

поведение трудновоспитуемого ученика.

2.​ Характеристика

трудновоспитуемого ученика.

3.​ 

Акты посещения семьи.

4.​ План

профилактической работы на четверть.

5.​ Учет

профилактической работы по форме:

Дата

Форма и

содержание профилактической работы

Участникимероприятия

Роспись

ученика и участников

+Основные направления

профилактической работы.

1.​ Наблюдения

за трудновоспитуемыми детьми, результаты фиксируются в индивидуальном дневнике

наблюдений.

2.​ Систематическое

отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в известность

родителей о пропусках занятий в тот же день.

3.​ Совместно

с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос

успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.

4.​ Иметь

тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым контролировать

занятость трудновоспитуемого в свободное время.

5.​ Каждую

четверть заслушивать трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости

приглашать на Совет профилактики школы.

6.​ Установить

шефство за трудновоспитуемым учеником.

7.​ Вовлекать

трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса,  использовать общественные поручения.

8.​ Обучать

трудновоспитуемых детей методам самовоспитания.

9.​ Нейтрализовать

вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку.

Индивидуально работать с неблагополучными семьями.

10.​ Привлекать

родительскую общественность для перевоспитания ребенка.

11.​ Проводить

профилактические классные часы и коррекционно – развивающие занятия (тренинги,

игры).

+Психологические

аспекты

1.​ Не

используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на

положительных примерах.

2.​ В

конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и

уступить.

3.​ Действуйте

только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не

реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее

поправки в услышанное.

4.​ Старайтесь

настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими

неприятностями.

5.​ Не

ставьте на ребенке крест.

6.​ Не

загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

7.​ Беседу

всегда начинайте с дружеского тона.

8.​ Диалог

с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым

совпадают.

9.​ В

процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на

равных.

10.​ Умейте

смотреть на вещи глазами ребенка.

 Подведение итогов .

Выполняя

задание, вы убедились, что главные усилия нужно направить на то, чтобы

переключить свои отрицательные эмоции (гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные

действия. Ведь чем больше недоволен взрослый, тем больше ребенок убеждается,

что его действия достигли цели. Поэтому необходимо, прежде всего, изменить

собственное отношение к ситуации и перейти к позиции помощи. Помните, при

первых попытках улучшить взаимоотношения ребенок может усилить свое плохое

поведение. Он не сразу поверит в искренность ваших намерений, и будет проверять

их. Следующее задание является логическим заключением всего сказанного. Как известно,

дети учатся у жизни. Чему? На этот вопрос ответите вы, продолжив предложенные

фразы.

Дети учатся

жить у жизни:

1.​ Если

ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.

2.​ Если

ребенокживет во вражде, он учится — быть агрессивным.

3.​ Если

ребенка высмеивают – он становится замкнутым.

4.​ Если

ребенокрастет в упреках – он учится жить с чувством вины.

5.​ Если

ребенокрастет в терпимости – он учится понимать других.

6.​ Если

ребенокрастет в честности – он учится быть справедливым.

7.​ Если

ребенокрастет в безопасности – он учится верить в людей.

8.​ Если

ребенка поддерживают – он учится ценить себя.

9.​ Если

ребенокживет в понимании и дружелюбии

– он

учится находить любовь в этом мире.

10.​ Если

ребенка хвалят – он учится быть благородным.

Педагог-психолог          

shirokoe.schools.by

«Деструктивное поведение в подростковой среде»

«Деструктивное поведение в подростковой среде»

Человеку даруется жизнь.
Перед ним открывается вечность
Находясь в теплых любящих руках родителей, ребенок учиться жить, чувствовать.
Он узнает и познает мир.
Но в жизни каждого ребенка есть слезы, обиды, разочарования.
Ребенок становиться злым, несчастным, непонятым, непринятым.
Он растет, и вместе с ним растут его слезы, обиды, разочарования.
Не понят, не принят, отвергнут.
И всего этого много, много и невыносимо тяжело.
Он ищет поддержки, заботы, любви и участия.
Отчаяние тяготит,  и он принимает решение, не найдя выхода он…
Стоя перед пропастью, он делает шаг,  и Вы, Вы шагаете вместе с ним.
Он ушел, он…а Вы…Вы остались.
(пауза)

Сегодня я бы хотела поговорить с вами одеструктивном поведении подростков. Деструктивное поведение — это разрушительное поведение подростка. Нам оно большеизвестно как – Суицид т.е. умышленное лишение себя жизни, сознательный акт самоуничтожения по собственной воле, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для человека смысл. Сегодня я бы хотела заменить это слово на «Деструктивное поведение»

В последние время участились случаи деструктивного поведения среди детей и подростков, у нас в районе, и это вызывает тревогу, как у родителей так и учителей
Слыша такие новости , мы с вами впадаем в шоковое состояние, либо возмущаемся  таким фактам. И нам хочется попытаться понять подростков. Попытаться разобраться, а что же происходит и как помочь подростку.

В 2013 году в Казахстане зарегистрировано 340 попыток и случаев деструктивного поведения среди несовершеннолетних, из них 211 — покончили жизнь.

Чаще всего подвержены:

  • подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей;

  • девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;

  • подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;

  • подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, депрессивные

 Депрессия – одно из наиболее часто встречающихся расстройств душевной сферы. Дословно депрессия переводится как «угнетение», «подавление». Наибольшая опасность депрессии – это возникновение саморазрушительного поведения.

  • Особенности проявления депрессии у детей и подростков:
    ·        Сниженное настроение – от лёгкой грусти до полного отчаяния. Может наблюдаться печаль, тоска, апатия (безразличие, снижение активности), чувство душевной боли. Проявляется это в грустном выражении лица, частых глубоких вздохах, пессимистичных высказываниях.
    ·        Нарушение сна (затрудненное засыпание, ночные или ранние пробуждения, чуткий, прерывистый сон, либо, очень глубокий).
    ·        Повышенная утомляемость.
    ·        Повышенный уровень тревоги, беспокойства.
    ·        Возможно повышение агрессивных реакций – конфликтность. Раздражительность. Вспыльчивость.
    ·        Снижение иммунитета.
    ·        Снижение памяти, работоспособности. Нарушение внимания. Снижение умственных способностей.
    ·        Погруженность в печальные переживания, сниженная самооценка, пессимистическое восприятие будущего.

    Причины данного расстройства неоднородны. Лечение, как правило, назначает психотерапевт или психиатр как амбулаторное, так и в стационарное.

Выделяют 3 вида деструктивного поведения: истинный, скрытый и демонстративный.

Истинный.

Никогда не бывает спонтанным. У подростка намеренное, обдуманное

поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго

вынашиваемое.

Такому поступку всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастность к совершенному действию.

Скрытый т.е. завуалированное.

Когда ребенок погибает от внешних сил, по большей части им же спровоцированных. Например, рискованная езда, занятия экстремальными видами спорта и даже алкогольная или наркотическая зависимость…

И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности они жаждут.

давления на окружающих лиц с целью изменения конфликтной ситуации в

благоприятную сторону.

Большинство, как правило, хотели вовсе не уйти из жизни — а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь.

Какие же причины деструктивного поведения среди подростков:

  1. Проблемы и конфликты в семье ( развод, насилие в семье, нарушения общения с близкими, семьей)

Отношения детей с родителями – к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время.

Это отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим  и старшим поколением.

2. Конфликты в общении с друзьями, проблемы в школе обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями или классом. Эти проблемы обычно не являются непосредственно причиной, но они приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения не значимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды.

3.Несчастная любовь.

Из-за постоянных конфликтов с родителями и отсутствия контактов с ними, в качестве компенсации плохих отношений в семье возникает зависимость от сверстников, особенно противоположного пола. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

4.Страх перед будущим, одиночество

5.Потеря смысла жизни

6.Подражание кумирам

Мотивы:

Призыв. Способ попросить помощи.

Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему.

Месть. Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют»

Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье.

Бегство от наказания.

Существуют и признаки саморазрушительного поведения:

Словесные признаки

Часто говорит о своем душевном состоянии.

Шутит на тему самоубийства. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки.

Приведение дел в порядок.

Прощание.

Демонстрируют радикальные перемены.

Ситуационные признаки.

Социально изолирован.

Живет в нестабильном состоянии.

Ощущает себя жертвой насилия.

Перенес тяжелую потерю.

Как же предотвратить это ? И какова родителей и учителей в профилактике деструктивного поведения?

(17 слайд)

Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения профилактической программы.

Первый уровень –общая профилактика

Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.

Второй уровень- первичная профилактика

1.Диагностика депрессивного и невротического состояния подростков

2.Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

3.Классные часы, круглые столы, стендовая информация

Третий уровень – вторичная профилактика

Оповещение, возможность проконсультироваться

с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению. психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний.

Это со стороны школы, но и родители каждый должен быть внимательней к ребенку. Главной причиной появления детей с деструктивным поведением является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как заниматься их воспитанием, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, нежелание заниматься полноценным воспитанием детей; авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей.)

Наша с вами задача- улучшить психоэмоц. сотояние ребенка

Во-первых работу по профилактике необходимо начинать с младшего звена, следить за удовлетворенностью ребенка вначале, чтобы потом, когда он станет семиклассником, он не захотел расстаться с жизнью.

Во-вторых, необходимо наладить работу нам с вами, вывести на новый уровень- не просто просвещение, а «разговор» на понятном им языке о том, КАК можно наладить взаимоотношения с ребенком, уберечь его от той боли, которую зачастую причиняют взрослые (здесь можно остановиться на Вашей памятке для родителей, показать ее, рассказать о рекомендациях).

Уважаемые родители и педагоги! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы. Учите разрешать их, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не стоит полагаться на время — что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность.

  • Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни

  • Вовлекать подростков в полезные виды деятельности

  • Подросток должен помнить о том, что в трудной жизненной ситуации он может обратиться к людям, которым доверяет: родителям, классному руководителю, психологу.

  • Всё в жизни можно исправить пока ты жив !!!

Совет родителям прост и доступен: «Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе».

infourok.ru

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Беря каждую отдельную личность, мы всегда стараемся дать оценку её поведению. Оценка всегда подразумевает сравнение объекта с каким-либо показателем нормы, деструкция – не исключение. Существуют множество способов оценить поведение человека и приближенности  этого поведения к «нормальному». Одним из подходов является нормоцентрический, который оценивает личность с позиции её соотношения с нормой – возрастной, социальной, профессиональной. Выделяют также нозоцентрический подход; он предполагает рассмотрение личности с точки зрения наличия у неё психопоталогий и заболеваний. 

Что же такое норма? Как писала М.И. Бобнева [1,с.9], норма есть нечто устоявшееся и не выходящее за пределы массы, то, что наиболее приспособлено к окружающему миру. 

Согласившись с такой трактовкой поведенческой оценки и понятием нормы, попытаемся определить само понятие «деструктивность поведения». Что же подразумевает под собой деструкция? В.А. Никитина уверяет нас в том, что «деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от социальных и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности по отношению к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что в итоге приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции.»   [3, с.14]

Есть ряд типичных проявлений деструктивного поведения подростков, к ним относят: бродяжничество, воровство, драки, побеги из дома, нанесение ущерба чужому имуществу и попытки суицида. Многие психологи видят одной из их основополагающих причин – семью. Не стал исключением и А.В. Ипатов, который говорит, что семейная среда формирует деструкцию в подростке через подражание. Когда семья, в частности родители, не выполняют свою социальную роль, когда имеет место педагогическая запущенность индивида, это порождает формирование у подростка негативных ассоциаций с семьей, и она становится источником психологических переживаний и проблем. Все это приводит подростка к социальной дезадаптации.

Можно выделить три группы деструктивного поведения:

1. Внешне деструктивное. Оно противоречит принятым моральным и правовым нормам и угрожает нормальной жизни общества (нарушение закона, чрезмерное употребление спиртного, наркомания).

2. Косвенно-деструктивное (агрессивное поведение, грубая речь, конфликтность).

3. Аутодеструктивное. Поведение, вызванное расстройством личности и психическими заболеваниями (аутизм, нарциссизм, наркомания, склонность к суициду).

Деструктивное поведение проявляется в деструктивных действиях, которые в свою очередь выступают как:

1. Средство достижения цели, имеющей значения для индивида.

2. Способ достижения психологического комфорта.

3. Способ самоутверждения.

Разобравшись с понятием деструкции, следует отметить, что проблема профилактики и коррекции деструктивного поведения остро стоит в нашей стране уже давно и не теряет своей актуальности.

Под профилактикой обычно понимают совокупность мер, разрабатываемых государственными органами, учреждениями, общественными организациями, трудовыми коллективами, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению всех видов деструктивного поведения, а также разработку мероприятий по предупреждению и коррекции такого поведения.

Известны различные формы психопрофилактической работы.

1. Первая форма – это организация социальной среды. Мы уже не раз отмечали больше влияние социума на подростка. Действуя через социальные факторы, оказывая на них влияние, можно избежать девиации. Влияние можно оказать как на общество в целом, создав негативную установку на отклоняющиеся поведение, так и на семью, круг общения, образовательную организацию или лично на индивида.

2. Информирование. Эта форма предполагает донесение информации о вреде курения и употребления алкоголя посредством лекций, бесед, видеофильмов, рекламных роликов. Главное, что информация должна быть взята из достоверных источников и отражать реальные факты.

3. Обучения социально важным навыкам. Чаще всего эта форма воздействия реализуется посредством всевозможных тренингов. Зачастую именно эта форма оказывает наибольшее влияние на подростковую среду.

4. Организация деятельности, замещающей деструктивную. Например: искусство, путешествия, познавательная деятельность.

5. Организация здорового образа жизни. Каждый индивид должен быть ответственен за свое здоровье.

6. Активизация личностных ресурсов. Индивид должен проявлять активность, выражать себя и развиваться.

7. И, наконец, сведение к минимуму губительных последствий деструктивного поведения. Здесь подразумеваются профилактика рецидивов и конструктивная помощь подростку, склонному к девиации поведения[4,с.161]. 

Доктор педагогических наук А.Д. Гонеев [2, с.25] пишет, что совмещение педагогического и психологического подходов, различных методов и форм профилактики и коррекции, добавление внеурочных мероприятий играют очень важную роль в борьбе с подростковой девиацией и могут помочь вывести её на новый уровень, сделать более результативной, гибкой, и тогда результаты не заставят себя долго ждать. Кроме того всё это может помочь сделать коррекцию деструкции в поведении у подростков реальной, а задачи исправления поведения станут осуществимыми. 

Профилактика и непосредственная коррекция деструктивного поведения имеет свои этапы:

1. Формулирование проблемы.

2. Формулирование гипотез о причине деструкции.

3. Диагностика.

4. Подбор форм и методов коррекционной работы.

5. Их использование на практике.

6. Разработка соответствующей программы.

7. Реализация программы.

8. Диагностирование эффективности программы.

Итак, подводя итог, мы можем отметить, какую важную роль играет комплексный подход к решению проблемы. Очень важно создать все условия для нормальной жизнедеятельности индивида, объяснить все опасности его поведения и проследить, чтобы работа по преодолению девиации велась грамотно, последовательно и одновременно со стороны всех значимых для подростка социальных институтов. Будь то семья, или круг общения, – всё должно быть направлено на благо личности. Подросток должен быть постоянно занят полезными видами деятельности и давать выход сильным сторонам своей личности. Очень важно, чтобы учебные организации устраивали досуг обучаемых, проводили мероприятия, давали возможность получения дополнительных знаний, организовывали секции, кружки, спортивные и интеллектуальные команды. Всё это не только поможет перебороть деструктивные наклонности лицам, которые уже столкнулись с этой проблемой, но и не даст возможности для их возникновения у остальных.

 

Список литературы:

  1. Бобнева М.И.Социальные нормы и регуляция поведения / Бобнева М.И.; Отв. ред.: Шорохова Е.В. — М.: Наука, 1978. — 311 c
  2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ. / А.Д. Гонеев, Н.Н. Лифицева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А.Сластелина. – М.: Академия, 2004 – 280 с.
  3. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / под ред. В.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 147 с.
  4. Змановская Е.В.  Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

sibac.info

Профилактика деструктивного поведения в ДТДиМ

Деятельность ДТДиМ на профилактику деструктивного поведения детей.

Вся деятельность дополнительного образования направлена на косвенную профилактику деструктивного поведения детей. Увлекая детей и подростков в интересную для них деятельность, создавая им ситуацию успеха и создавая условия для самореализации – это все условия для не деструктивного поведения детей. Дополнительное образование это площадка для личностного развития ребенка. Дети, увлеченные конструктивной деятельность (хореографией, вокалом, научными исследованиями и т.д) минимально склонны к деструктивной деятельности, их энергия направлена в мирное русло, у них нет потребности самоутверждаться за счет аморальных поступков, привлекать к себе внимание плохим поведением и суицидальными попытками. Дети, занятые в дополнительном образовании реализуются по средствам той деятельности, в которую вовлечены. Само дополнительное образование – это средство профилактики деструктивного поведения.

Педагог дополнительного образования – это человек увлеченной своей творческой деятельностью, работающий с «деткой душой » по средствам искусства или спорта. У него, как ни у кого другого, есть возможность построить диалог с ребенком и помочь в решении той или иной жизненной проблемы. Часто именно педагоги дополнительного образования являются «близкими» взрослыми, у которых ребенок может спросить совет.

Учреждения дополнительного образования — это доступная среда, много творческих объединений, ребенок может посещать бесплатно, что делает его доступным для малообеспеченной части населения, находящейся в группе риска по деструктивному поведению.

Дворцом творчества детей и молодежи также проводятся мероприятия, нацеленные на прямую профилактику деструктивного поведения:

  1. Проект управления образования города Оренбурга и ДТДиМ — занятия с детьми стоящими на учете в детской комнате милиции (с 2015 по 2017 год) в рамках которых проводилась презентация творческих объединений дополнительного образования, беседы и тренинги с психологом на расширение самосознания подростка, развитие личностной и эмоциональной сферы детей.

  2. Просвещение педагогов дополнительного образования ДТДиМ в рамках «Школы психологических знаний», приведем пример проанализировав работу за последние 2 года.

  1. 2017 учебный год

  • «Конструктивное общение — как условие профессионального становления педагога дополнительного образования» (14.09.2016). В рамках данной темы педагоги узнали о способах личностно направленного общения, о технике разговора – наказания, о приеме активного слушания. Все эти приемы помогут педагогам установить контакт с ребенком, критику сделать конструктивной, направленной не на личность, а на поступок ребенка. В результате профилактика обид, понимание, что ребенок сам хороший (нормализация самооценки), плохой только поступок, есть надежда на изменение поведения.

  • «Конфликты и пути их разрешения в образовательной среде» (12.10.2016 г.). Данное занятие способствовало научения педагогов дополнительного образования конструктивному выходу из конфликтной ситуации и способам разрешения конфликтов между детьми. Данное умение является базой для профилактики деструктивного поведения у обучающихся.

  • « Границы спасательства и помощь во взаимодействии с окружающими» (14.12.2016) — данная встреча была направлена на понимание педагогам, как правильно организовать помощь человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Создать условия для нахождения человеком своего внутреннего психологического ресурса для выхода из ситуации с личностным ростом.

  • «Супервизия: анализ трудных педагогических ситуаций в работе педагога дополнительного образования и пути их решения» (08.02.2017 и 13.12.2018 года.). Данное мероприятие помогло педагогам заявить свой трудный случай из практики и найти решение с помощью коллег и психологов, что является большой поддержкой в разрешении не стандартных педагогических ситуаций, в том числе и с детьми деструктивного поведения. Данные мероприятия помогают педагогам не бояться говорить о своих трудностях в профессиональной деятельности и ощущать поддержку коллег.

  1. 2018 учебный год

  • «Формирование психолого — педагогической культуры родителей в условиях учреждения дополнительного образования» (11.10.2017г.) Участники данного занятия пополнили свою профессиональную копилку нестандартными формами организации работы с родителями. Данные знания помогут педагогам в создании единого образовательного пространства: учреждение и семь, что является основным условие для профилактики деструктивного поведения. Только создавая партнерские отношения с родителями, можно в едином направлении воспитывать детей.

  • «Клиповое мышление и профилактика его развития у обучающихся» (8.11.2017г.). В современном обществе и, особенно у подрастающего поколения отмечается преобладание клипового мышления – быстрого, поверхностного, подвластного влиянию рекламы и первым эмоциональным порывам. Педагоги, посетившие данное мероприятие, задумались над организацией своей профессиональной деятельности, как условии для развития понятийного (вдумчивого) мышления. Данное мышление у обучающихся способствует профилактики деструктивного поведения, так как, задумавшись над последствиями своих поступков, вряд ли возникнет желание совершать асоциальные действия. Данная тема также была представлена на городском методическом объединении педагогов хореографического направления деятельности и планируется в апреле на городском методическом объединении педагогов театрального направления деятельности.

  1. Проведение городского методического объединения педагогов – психологов учреждений дополнительного образования:

  • «Роль медиаобразования в современном процессе обучения» — данная встреча помогла специалистам расширить знания по профилактике компьютерной зависимости, познакомила с полезными детскими сайтами и медиатворчеством. Данные знания помогут психологам, с точки зрения профилактики деструктивного поведения, организовать деятельность детей используя в благих целях современные технологии и способствовать совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в создать безопасное интернет пространства для подрастающего поколения.

  • «Современная игрушка: польза и вред» Профилактику деструктивного поведения необходимо начинать далеко до подросткового возраста. Поэтому данная тема также актуальна в решении проблем деструктивного поведения. В процессе мозгового штурма на мероприятии были разработаны рекомендации для педагогов и родителей по выбору игрушек для детей и организации игровой деятельности. Используя игру с любой игрушкой, можно найти решение из трудной жизненной ситуации на доступном для ребенка языке. Воспитывая детей дошкольного возраста и прививая им правильные жизненные ценности возможно не придется говорить о его плохом поведении в подростковом возрасте.

  1. Проведение занятий с волонтерами – старшеклассниками. Одно из направлений работы ДТДиМв рамках данной программы — психологическое просвещение. На занятиях дети знакомятся с возрастными особенностями, основами конфликтологии, способами профилактики деструктивного поведения и правильного реагирования в сложных педагогических ситуациях (клептомании, агрессивного поведения, застенчивого и скрытного поведения детей и т. д.). На занятиях психологом постоянно подчеркивается важность их миссии в организации работы с детьми. Подготовленные, специально обученные подростки (волонтеры) – это огромный ресурс для профилактики деструктивного поведения, потому что они находятся на одной возрастной ступеньки с детьми, что дает возможность использовать основной вид деятельности в подростковом возрасте – общение со сверстниками.

  2. Проведение индивидуальные консультации психолога для детей, родителей и педагогов. Это практически единственная возможность обратиться за доступной профессиональной помощью к специалисту.

Таким образом, любая деятельность организованная Дворцом направлена на профилактику деструктивного поведения по средствам организации конструктивного поведения. Нельзя убрать плохое поведение ребенка, не привив ему привычку поступать правильно и вести себя конструктивно. Именно на обучение конструктивному поведению направлена наша деятельность.

Л.А. Божко

infourok.ru

Рабочая программа » Профилактика деструктивного поведения»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Муниципального казенного

образовательного учреждения

«Черская средняя образовательная школа»

________________________ Ж.А.Дмитриева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Профилактика деструктивного поведения»

Исполнитель:

педагог – психолог

К.М.Холупенко

п. Черский

Введение

Подростковый возраст называют периодом «бури и натиска». Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному — для кого — то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что «почва уходит из-под ног». Это возраст и бурной физической перестройки организма, и изменение самовосприятия, и появление чувства взрослости. Поэтому очень важно в это время поддержать ребенка, помочь решить те или иные проблемы.

Интенсивно растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому, либо возникают впервые. Их распознание и адекватная оценка вызывают затруднения у детей, что, безусловно, требует проведения коррекционно-развивающей работы. К тому же внутренние противоречия, возникающие в подростковом периоде, проявляются в неустойчивости, изменчивости эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональные переживания в этот период характеризуются напряженностью, беспокойством. Большинство авторов отмечают, что типичными чертами подростков является также раздражительность, возбудимость. Соответственно, для снижения эмоциональной нестабильности подростков важно проводить с ними соответствующую работу. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции. Задача психолога — научить подростка правильно относиться к своим переживаниям, избегать «застревания аффекта».

Преимущество «уроков психологии» в том, что, во-первых — они позволяют проводить психопрофилактическую работу не только с детьми «группы психолого – педагогического риска», но и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания учителей или школьного психолога. Благодаря этому появляется возможность предложить детям «информацию к размышлению» по тем темам, которые могут быть для них актуальными.

Предлагаемый курс рассчитан на подростков, обучающихся в 5 — 11 классах. Соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов подростков. Ребятам предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в силу возрастных особенностей развития, контроль собственной раздражительности, застенчивости и неуверенности в себе, пути разрешения конфликтов и т.д.

Цель курса:

Помочь подросткам осознать свои особенности, познакомить с миром эмоций и научить контролировать раздражительность, застенчивость, неуверенность в себе и т.д.

Задачи курса:

1. Создание условий для успешной социальной адаптации учащихся и их всестороннего личностного развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей личности.

2. Развивать культуру общения с собеседниками, желание высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других людей.

3. Способствовать развитию желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.

4. Оказать подросткам психолого-педагогическую поддержку.

5.Познакомить подростков с миром эмоций;

6. Расширить знание учащихся о себе, своих способностях.

7.Направить процесс самоосознания и саморазвития.

8.Научить контролировать собственные эмоции.

9. Организовать рефлексивную деятельность ребенка.

10.Ознакомить с практическими приемами и методами своего совершенствования.

11. Пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств подростков.

12. Развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений.

13.Снижение эмоциональной нестабильности.

Методические приемы:

  • устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;

  • «универсализация» подростковых трудностей через использование проективных форм «Один мальчик…», «Большинство подростков…»;

  • обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;

  • тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям;

  • контроль «уровня достижений» в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в «поле опыта» учащихся (уровень личностной ассимиляции знаний).

Такая работа не предусматривает теоретической подготовки подростков, а ориентирована на обращение к тем проблемам, причем только в недирективной форме, которые могут быть важными для них в силу их возрастных особенностей.

Хотя занятия и содержат игровые элементы, по сути своей они являются уроками, что «опознается» самими учениками по следующим моментам:

  • Индивидуальная работа в тетради на уроке. После уроков тетради сдаются. С одной стороны, ребята не забывают тетради дома, как это частенько случается. С другой стороны, вероятность нарушения конфиденциальности записей в тетради снижается, поскольку тетрадь «надежно охраняется» учителем. Это обеспечивает ребятам определенную степень психологической безопасности.

  • Работа за партами и в кругу.

  • Проверки работ.

В структуре каждого урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми и подростками:

  1. Ритуал приветствия. Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.

  2. Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение (в том числе — иногда — домашних заданий), благодаря которому ребята получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.

  3. Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании — это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения. Иначе оно превратится в простую забаву.

  1. Подведение итогов занятия. Оно предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке, подчеркивание вклада всех участников урока в общий результат. Одна из целей подведения итогов — создание мотивации на работу по следующей теме. Часть этого этапа проходит в форме открытого обсуждения, часть — в форме письменной работы в тетради. Время на выполнение письменной работы оговаривается до начала ее выполнения. Это помогает им лучше сформулировать (а значит, осознать!) опыт, полученный на уроке.

  2. Ритуал завершения занятия. Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.

Учебно-тематическое планирование для учащихся 5-х классов

Что изучает психология?

Где живет наша психика?

1

2

Строение и функционирование мозга и центральной нервной системы

1

3

Направленность нашей психики

1

4

Психический познавательный процесс – внимание

1

5

Исследование особенностей внимания личности

1

6

Психологический тренинг познания

1

7

Мостики познания

1

8

Психический познавательный процесс — ощущение

1

9

Исследование особенностей ощущения

1

10

Психологический тренинг самопознания

1

11

Создаем картину окружающего мира

1

12

Психический познавательный процесс – восприятие

1

13

Исследование особенностей восприятия

1

14

Откуда берутся наши мысли?

1

15

Психический познавательный процесс – мышление

1

16

Исследование особенностей мышления личности

1

17

Психологический тренинг самопознания

1

18

Так ли плохо быть фантазером?

1

19

Психический познавательный процесс – воображение

1

20

Исследование особенностей воображения личности

1

21

Как мы храним то, что знаем?

1

22

Психический познавательный процесс – память

1

23

Исследование особенностей памяти личности

1

24

Психологический тренинг познания

1

25

Знаешь ли ты свое тело?

1

26

Я расту и меняюсь!

1

27

Физиологические и психические процессы в периоды взросления

1

28

Проявление эмоций через мимику, жесты и позы

1

29

Самоконтроль и саморегуляция в общении и взаимодействии

1

30

Гендерные различия в поведении людей

1

31

Правила групповой деятельности: уважение чужого мнения, отзывчивость, честность и справедливость в общении

1

32

Оптимизация отношений в группе между мальчиками и девочками

1

33

Индивидуальные различия в восприятии и понимании людьми друг друга

1

34-35

Психологический тренинг общения и взаимодействия

2

Итого:

35

Учебно-тематическое планирование для учащихся 6-х классов

35

Учебно-тематическое планирование для учащихся 7-х классов

34

Учебно-тематическое планирование для учащихся 8-х классов

35

Учебно-тематическое планирование для учащихся 9-х классов

1

17

Семинар «Учебные заведения» (дневное, вечернее, заочное обучение; государственные и коммерческие учреждения; перспективы карьерного роста после получения образования и т.д.)

1

18

Игра «А вот и я» (как вести себя на собеседовании у приёмной комиссии)

1

19

Я учусь принимать решение

1

20

Современный рынок труда, профессии 21 века.

1

21

Здоровье и карьера

1

22

Активизирующая методика Пряжникова Н.С.«Будь готов!»

1

23

Профориентационная игра «Спящий город»

1

24

Активизирующий опросник Пряжникова Н.С. «Моды-1»

1

25

Упражнение «Знаешь ли ты свою будущую профессию?»

1

26

Мотивы выбора профессии

1

27

Упражнение «План моего будущего»

1

28

Коллаж «Моя будущая профессия»

1

29

Устраиваемся на работу

1

30

Искусство самопрезентации: язык телодвижений

1

31

Искусство самопрезентации: совершенствование вербальных возможностей

1

32

Искусство самопрезентации: взаимодействие с людьми

1

33

Искусство самопрезентации: деловая этика

1

34

Обратная связь

1

Итого:

34

Учебно-тематическое планирование для учащихся 10-х классов

35

Учебно-тематическое планирование для учащихся 11-х классов

1

Вводное. Структура, функции и средства общения:

Психология общения.

1

2

Перцептивная сторона общения

1

3

Коммуникация. Интеракция

1

4

Невербальные средства общения

1

5

Влияние характера человека на общение

1

6

Речевые средства общения

1

7

Позиции в общении. Виды общения

1

8

Этикет. Манипулирование

1

9

Дискуссия «что мешает открытому общению»

1

10

Условия и технологии эффективной коммуникации:

Механизмы межличностного восприятия

1

11

Психологические защиты

1

12

Барьеры в общении

1

13

Конструктивное общение

1

14

Контроль эмоций

1

15

Активное слушание

1

16

Пассивное слушание

1

17

Приемы расположения к себе

1

18

Самопрезентация

1

19

Конструктивное преодоление конфликтов: Конфликт

1

20

Стили разрешения конфликтов

1

21

Управление конфликтом

1

22

Психология семейных отношений:

Психологические аспекты семейных отношений

1

23

Функции семьи. Стили семейного воспитания

1

24

Психология малых групп и коллективов: Коллектив и личность. Лидерство

1

25

Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе

1

26

Конформизм. Навыки уверенного отказа

1

27

Деловое общение:

Деловая беседа

1

28

«Золотая формула общения»

1

29

Психологические особенности публичного выступления

1

30

Психологические аспекты сдачи экзамена

1

31

Профориентация:

Профессиональное самоопределения

1

32

Профориентационные игры

1

33

Выбор профессии

1

34

Возможные затруднения при выборе профессии

1

35

Итоговое занятие. Обобщение.

1

Итого:

35

infourok.ru

Профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних. ГУО «Толочинский социально-педагогический центр»

Профилактика

деструктивного поведения

несовершеннолетних

 

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом

Родители, Будьте бдительны!

 

            Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов. Ребенок может прямо говорить о суициде, а может рассуждать о бессмысленности жизни.

Выделяются несколько признаков склонности к суициду, на которые стоит обратить внимание:

—   утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

—   пренебрежение собственным видом;

—   появление тяги к уединению;

—   резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы;

—   внезапное снижение успеваемости;

—   плохое поведение в школе, прогулы;

—   склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

— проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница;

—   безразличное отношение к личным вещам;

—   стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за прошлое;

—   самообвинения или наоборот — признание в зависимости от других;

—   шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

 

Что делать? Как помочь?

Если Вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если он сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина?» и «Какова цель?» совершаемого ребенком действия.

Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам. Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Большинство людей, покушающихся на свою жизнь,- психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненави-жу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом».

«Когда я был в твоем возрасте… да ты просто несешь чушь!»

«Все безнадеж-но и бессмыс-ленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить».

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе».

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом».

«Не говори глупостей. Поговорим о другом».

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом».

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедлен-но!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить».

«Не получается – значит, не старался!».

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте ребенка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

 

Уважаемые родители, при общении с ребенком важно соблюдать следующие правила:

—   будьте уверены, что Вы в состоянии помочь;

—   будьте терпеливы;

—   не старайтесь шокировать или угрожать ребенку, говоря «пойди и сделай это»;

—   не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что…»;

—   не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что…;

—   делайте все от вас зависящее.

 

Ответьте на вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.

  • Рождение вашего ребёнка было желанным?
  • Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
  • Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
  • Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, посещение родственников, поход на лыжах)?
  • Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
  • Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
  • Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
  • Вы в курсе о его время провождении, хобби?
  • Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
  • Вы знаете о его недругах, недоброжелателях?
  • Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
  • Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
  • Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
  • Вы первым идёте на примирение, разговор?
  • Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

 

Если на все вопросы вы ответили «ДА», значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство «НЕТ», то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!

spc-tolochin.schools.by

Статья на тему: Организация работы в общеобразовательных организациях по профилактике деструктивного и асоциального поведения обучающихся

Выступление на секционном заседании августовского совещания

25.08.2015 год

Организация работы в общеобразовательных организациях по профилактике деструктивного и асоциального поведения обучающихся

«Даже если человек страдает сам из-за себя,

 разве не лучше,   чтобы ему помогли,

если кто-то на это способен?»

Серен Къеркегор.

 

Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний.

Анализ ситуации в Чистопольском муниципальном районе показал небольшой рост подростковой преступности, следовательно, рост учащихся, стоящих на профилактических учетах. Это говорит о необходимости усиления профилактической работы.

КДН и ЗП

ПДН

2013 г.

68

118

2014 г.

52

109

9 мес. 2015 г.

63

130

С начала 2015 года в ЧМР замечен скачок суицидальных попыток, а 3 июля 2015 года зафиксирован завершенный суицид. В трех из четырех попыток, несовершеннолетние решились на роковой шаг в результате ссоры с родителями. В двух случаях – подростки признались, что стремились лишь напугать их, а о самоубийстве даже не думали. В трех случаях – оперативная группа признала, что работа классного руководителя носила формальный характер.

Исходя их сказанного, в работе с подростками особое внимание следует уделять профилактике деструктивного и асоциального поведения. Скажите, пожалуйста, что такое деструктивное, а что – асоциальное поведение?

Деструктивное поведение – это поведение, ведущее к саморазрушению.

Асоциальное поведение (или антиобщественное поведение) – это поведение, которое противоречит социальным нормам. На основании ст.151 УК РФ под антиобщественным поведением понимается: злоупотребление алкогольными напитками и одурманивающим веществом, занятие проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством.

Разграничить эти понятия сложно, т.к. одно вытекает из другого. Главная задача классного руководителя первичная профилактика, которая охватывает всех учащихся в классе. Говоря о профилактике деструктивного и асоциального поведения, следует говорить о профилактике сохранения здоровья.

Подумайте и запишите на своих листочках, что Вы понимаете под понятием ЗДОРОВЬЕ? У Вас 2 мин. (записываем на доске все варианты).

По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (разделим все варианты по определению)

В работе по первичной профилактике рекомендуется рассматривать понятие «Здоровье» как единое целое, включающее в себя 6 основных аспекта: Физический, Духовный, Социальный, Интеллектуальный, Эмоциональный и Личностный. Только прорабатывая все аспекты можно добиться положительных результатов.

Чаще всего, говоря о Здоровье, мы подразумеваем только Физический аспект.(В планах по профилактике включают мероприятия по профилактике ЗОЖ. Взглянем на доску)  Что можно отнести к физическому аспекту? Мероприятия, пропагандирующие занятия спортом, режим дня, гигиена, правильное питание, отказ от употребления ПАВ.

Социальный аспект. При данном аспекте подросток изучает окружающую среду (Кто меня окружает, что меня окружает) Задача педагога научить правильно, безопасно влиться в окружающую среду. Должны научить навыкам эффективного общения, безопасному поведению (дома, на улице, на дороге, на воде, в природе). Люди преуспевают, только если преуспевают их отношения с другими людьми.

Эмоциональный аспект. В период подросткового созревания у детей часто меняется настроение, раскрывая эмоциональный аспект, классный руководитель должен научить справляться со своими чувствами и эмоциями. Лишь поговорив о своих переживаниях, подросток не замкнется. Самый эффективный способ это метод активного слушания.

Духовный аспект. На подростка навалились переживания (поругался с родителями, как справиться с на хлынувшей обидой? Пойти, что-нибудь сломать назло родителям? В этом случае следует привлекать детей к творчеству, найдя себе занятие по душе, ребенок будет выплескивать свой негатив на нем.

Интеллектуальный аспект. В нашем мире очень много информации (век информационных технологий) Подросток теряется в потоке информаций. Задача педагога, научить правильному отбору информации. Дети должны:

  • Понимать, какая ему нужна информация
  • Уметь найти необходимую информацию
  • Применить знания на практике

Личностный аспект. В период полового созревания у ребенка начинает формироваться собственное мнение, свое «Я». В это время важно считаться с его мнением.

«Я»:

означает то, как мы осознаем себя в качестве личности, как развивается наше «я», чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под успехом.

любовь к себе — это признание своих достоинств и значит  понимание того, за что тебя любят и уважают другие люди. Любовь к себе – это понимание того, за что можно любить и уважать окружающих, а так же умение это делать. (Обязательно, хвалите детей!!! Ты любишь себя, значит, ты сделаешь домашнее задание.)

Все подростки стремятся самоутвердиться, если этого не происходит, он становиться изгоем: замыкается в себе, не может высказать свои переживания, как следствие становиться потенциальным подростком «группы риска».

В каждом классе и на информационных досках для учащихся должна висеть информация о детском телефоне доверия (ящики доверия). Классный руководитель обязательно должен донести до каждого ребенка эту информацию.

Только системной работой и при соблюдении единства всех участников воспитательного процесса (педагог, психолог, социальный педагог, родитель, врач, общественность и др.) возможны устойчивые результаты в коррекции деструктивного и асоциального поведения.

        Необходимо помнить правило «Трёх «П» — Понять! Принять! Помочь!

«Понять!» — структура классных часов, бесед; наблюдение, анкетирование, тестирование, интерактивные игры и др.

«Принять!» — выстраивание индивидуальной воспитательной стратегии «Что делать?»; определение тактики «Как делать?», т.е. правильно выстроить взаимоотношения учитель-ученик, родитель-ученик, ученик-ученик; рефлексия взрослыми своего отношения к «трудному» ребёнку, принятие ребёнка таким, каким он есть.

 «Помочь!» — применение воспитательных воздействий к «трудному» ребёнку (имеет результат только при успешной реализации первых двух).

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *