Материал на тему: Программа воспитательной работы класса «Лестница успеха»
Программа
воспитательной работы в классе
«Лестница успеха»
Срок реализации – 5 лет
Автор программы:
Кузнецова Е.Б.,
классный руководитель
5 –го класса
с.Кочуново, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа «Лестница успеха» разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Современному обществу нужны успешные молодые люди, быстро адаптирующиеся к изменяющимся условиям, способные принимать решения, обладающие чувством социальной ответственности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество.
Школа сегодня – это один из основных институтов социализации ребёнка. Именно воспитательная система класса и школы может стать тем инструментом, который позволит каждому ребёнку реализовать свои возможности, став успешным.
Основой вопрос для меня, как для классного руководителя, звучит так: «Как сделать жизнь классного коллектива, и каждого ученика в отдельности, успешной?»
В основе моей программы лежит личностный подход, который определяет воспитание как планируемый процесс, в котором сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности классного коллектива с возможностями саморазвития и самоуправления учащихся.
Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.
УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.
У – учеба
С – социализация
П – позитивность
Е – единство
Х – харизма
Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека.
Социализация – процесс усвоения ребёнком социальных норм, необходимых для жизни в обществе.
Позитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность.
Единство – коллективная деятельность. Успешность зачастую зависит от совместной деятельности. Учащиеся должны уметь работать в коллективе, прислушиваясь к мнению других, уважая каждого.
Харизма – исключительная одаренность, яркость.
Программа “Лестница успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.
Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 9 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы “Я +”, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.
Концептуальная основа программы
Данная программа близка к современной воспитательной концепции О.С. Газмана «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития». Воспитание рассматривается как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Цель воспитания – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные условия. Содержание воспитания рассматривается как базовая культура личности, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств. Ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. Приоритетные направления базовой культуры: культура жизненного самоопределения, культура семейных отношений, экономическая культура и культура труда, политическая и правовая культура, интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура, экологическая культура, художественная культура, физическая культура. Согласно данной концепции, взаимосвязанные действия педагога и ребенка выполняются на 5 этапах: диагностический (фиксация проблемы), поисковый (причины проблемы), договорный (проектирование действий), деятельностный, рефлексивный. Критериями результативности воспитательного процесса здесь являются готовность ребенка к самоопределению, самореализации, развитость индивидуальных способностей ученика, нравственная направленность личности, физическое и психическое здоровье, сформированность базовой культуры, защищенность и комфортность ребенка в школьной сообщности.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи:
- Развивать культурный, коммуникативный потенциал в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- Формировать у школьников потребность быть здоровыми, устойчивый интерес к физической культуре и спорту, навыков безопасного поведения и охрана жизни;
- Формировать ценностные основы нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека.
Принципы воспитательной деятельности
Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.
Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.
Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.
В программе представлены разнообразные формы воспитательной работы. Это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, эстетические беседы, диспуты, дискуссии, викторины, конкурсы, часы общения.
Методы:
- научно-исследовательский;
- метод проектов;
- коммуникативная методика;
- личностно-ориентированный метод;
- метод креативного мышления;
- репродуктивный метод;
- метод критического мышления;
Механизм реализации программы
Принцип построения программы – поэтапное решение личностью задач на каждом возрастном этапе:
- Раскрытие личности (5-6 классы)
- Развитие личности (7-8 класс)
- Самореализация, саморегуляция (9 класс)
5-6 кл. | 7-8 кл. | 9 кл. | |
Задачи | Воспитание сознательного отношения к укреплению здоровья Формирование у детей представления о здоровье, гигиене и умения вести здоровый образ жизни Адаптация ребенка к условиям школьной жизни Приобщение уч-ся к общечеловеческому этикету и овладению им Воспитание таких нравственных качеств как доброта, забота, милосердие, уважение Формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности | Формирование потребности в здоровом образе жизни Воспитание чувства ответственности за свои поступки, долга перед родными, друзьями, Родиной Развитие культуры человека, творческой деятельности, приобщение к общечеловеческим ценностям Воспитание деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнерства | Расширение представлений о разных способах социального устройства жизни Развитие творчества и самотворчества Формирование навыков безопасного поведения Формирование отношения человека к обществу Формирования представления о самосознании и его месте в самовоспитании Формирование навыков коллективной творческой деятельности |
Знания | Знать основы экологической, гигиенической культуры Знать особенности своего физического здоровья Знать основы здорового образа жизни Знать основы культуры поведения человека Знать правила общения Знать ценности общественной жизни Знать способы общения с природой | Знать обычаи и традиции родного края Знать культуру семейных отношений, проблемы и заботы семьи Знать правила здорового образа жизни Знать социальные роли в семье Знать элементарные правила культуры поведения и общения | Знать историю своей страны Знать культуру быта Знать культуру физического и умственного труда Знать культуру внешнего вида Знать нормы культурной жизни Знать идеал мужчины и женщины Знать соотношение материального и духовного |
Умения | Уметь правильно рассчитывать свои силы и возможности Уметь ухаживать за своим телом Уметь оценивать свои поступки Уметь дружить Уметь охранять природу | Уметь определять свои профессиональные склонности Уметь организовывать свой труд Уметь поддерживать добрые отношения в семье, родственные связи Уметь выбрать свой вид деятельности Уметь анализировать свою деятельность (учебу, общение, труд) Уметь заботиться о своем здоровье и здоровье родных Уметь строить свои отношения с людьми согласно принципам уважения, доброжелательности, честности, взаимовыручки Уметь вести себя в обществе | |
Действия | Правильно вести себя на природе Заниматься в кружках, секциях, участвовать в соревнованиях Проводить беседы о здоровом образе жизни Оказывать помощь младшим Помогать в учебе одноклассникам | Заниматься любимым делом в кружках и дома Сохранять и развивать традиции семьи Выполнять домашнюю работу Принимать участие в школьных делах, КТД класса, предметных неделях, олимпиадах и т.д. Оказывать помощь себе и другим людям | Готовиться к выбору профессии Осмысливать и анализировать происходящие события Выбирать свою позицию по отношению к окружающей действительности Уважать и гордиться историей своей страны Воспитывать в себе разумные потребности Культурно воспринимать, воспроизводить, передавать информацию |
Содержание деятельности
Для достижения поставленной цели в области воспитания подростков и решения вышеперечисленных задач выбраны следующие направления деятельности:
- Общественно-патриотическое воспитание – «Я – гражданин России»
- Экологическое, трудовое воспитание, эстетическое воспитание – «Красивое рядом»
- Физкультурно-спортивное – «Моё здоровье»
- Интеллектуально – познавательное – «Я — эрудит»
цель | задачи | |
«Я – гражданин России» | Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему своей семьи, села, района, России. | — ориентировать обучающихся на получение знаний об истории своей семьи, школы, района и т.д. для формирования патриотических чувств и гражданского сознания; — формировать бережное, уважительное отношение к старшему поколению, природе, историческим ценностям |
«Красивое рядом» | Воспитание осознанного понимания экологической культуры человека | — формировать потребность бережного отношения к природе, проявлять заботу о братьях наших меньших; — формировать умения и навыки экологического поведения; — способствовать пониманию значения экологической безопасности для здоровья и безопасности человека |
«Моё здоровье» | Способствовать пониманию детьми значения ценности здорового образа жизни в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека | — формировать осознанное отношение к своему физическому и психическому здоровью; — формировать социальные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек; — воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности |
«Красота вокруг нас» | Развитие способностей, общих и художественно-творческих, формирование способностей к мыслительной деятельности; воспитание творческого начала и интереса к искусству | — прививать умения и навыки художественного творчества — научить воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности — развивать индивидуальные способности и интересы, умение творить по законам красоты — приобщение к миру прекрасного в сфере жизни и искусства |
«Я – эрудит» | Оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде | — определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития — создавать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии — формировать культуру интеллектуального развития |
«Страна Закония» | воспитание осознанного отношения к своей жизни в обществе, к своему месту в системе гражданских отношений, формирование качества гражданина РФ и человека | — формировать правовую культуру — формировать социально-ценностные установки поведения — показать значение основных жизненных ценностей через призму гражданских прав и обязанностей |
План реализации программы
План – сетка воспитательной работы
классного руководителя на 2016 – 2017 уч.г.
Сентябрь
Направления и формы работы | Недели | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Я — гражданин России | Единый классный час «Моя будущая профессия» Урок, посвященный дню солидарности в борьбе с терроризмом | |||
Моё здоровье | День здоровья «С рюкзаком по сентябрю» Беседа «Важней всего погода в классе» | |||
Я — эрудит | Урок финансовой грамотности | |||
Красивое рядом | Всероссийский конкурс рисунков и фотографий «Краски лета» | Практическое занятие «Оформление классного уголка» | ||
Работа с родителями | Индивидуальная беседа с мамой Кузнецова А. «Правила поведения в школе» | |||
октябрь |
Я — гражданин России | Единый классный час, посвященный Дню пожилого человека Праздничный концерт «Пусть будет осень жизни золотой» | Урок доброты «Научимся уважать друг друга» | ||
Моё здоровье | Кросс «Золотая осень» | Диалог с элементами игры «Как становятся курильщиками?» | ||
Я — эрудит | Экологический урок | Библиотечный урок | ||
Красивое рядом | Праздничный концерт «Вам дорогие педагоги!» |
| ||
Работа с родителями | Индивидуальные беседы с родителями «Успеваемость ребенка» (по мере необходимости), «Внешний вид ученика». Родительское собрание «Меры наказания и поощрения в современных семьях» | |||
ноябрь |
Я — гражданин России | Устный журнал «Единство – это сила! | Диспут «Твой выбор» | ||
Моё здоровье | ||||
Я — эрудит | Всероссийский словарный урок, посвященный дню рождения великого российского лексикографа Владимира Даля | |||
Красивое рядом | Праздник «Самая прекрасная из женщин» | |||
Работа с родителями | Индивидуальные беседы с родителями «Успеваемость ребенка» (по мере необходимости). | |||
декабрь |
Я — гражданин России | Единый классный час «Конституция – основной закон государства» | |||
Моё здоровье | Час общения «Эпидемия безумия» | Соревнования на личное первенство школы по настольному теннису «Белая молния» | ||
Я — эрудит | Всероссийский урок в рамках Международного года света и световых технологий | Тематический урок информатики в рамках всероссийской акции «Час кода» | ||
Красивое рядом | Операция «Чистокласс» | Новогодний праздник «К нам приходит Новый год!» | ||
Работа с родителями | Родительское собрание «С чего начинается воспитание воли у подростков» |
январь
Я — гражданин России | ||||
Моё здоровье | Веселые старты | Игра-соревнование «Экстремальная ситуация» | ||
Я — эрудит | Интеллектуальная игра «Найти клад» | |||
Красивое рядом | Виртуальная экскурсия «Санкт-Петербург» | |||
Работа с родителями | Консультация для родителей: правила пользования сотовым телефоном в школе |
- февраль
Я — гражданин России | КТД «Путешествие в Царство русских фамилий» | Единый классный час «Дни воинской славы» Игра «Зарница» | ||
Моё здоровье | Устный журнал «Минута час бережет» | Лыжный поход | ||
Я — эрудит | Библиотечный урок «Книга друг» | |||
Красивое рядом | ||||
Работа с родителями | Индивидуальная работа с родителями по ситуации |
март
Я — гражданин России | Классный час, посвященный воссоединению Крыма с Россией | |||
Моё здоровье | Президентские состязания | |||
Я — эрудит | Практическое занятие «Сам себе воспитатель. Воспитание характера» | Неделя детской книги Школьная научно-практическая конференция | ||
Красивое рядом | Практическое занятие «Подарок для мамы» | |||
Работа с родителями | Родительское собрание «Как появляются и закрепляются черты характера?» |
- апрель
Я — гражданин России | Час правового общения «Права и обязанности» | Единый классный час «Строки опаленные войной» | ||
Моё здоровье | Первенство школы по футболу | |||
Я — эрудит | Интеллектуальная игра «В царстве Смекалки» | |||
Красивое рядом | Операция «Зеленый день школьника» | |||
Работа с родителями | Индивидуальные беседы «Правила поведения в школе» (по мере необходимости) | Индивидуальные беседы с родителями «Успеваемость ребенка» (по мере необходимости). |
- май
Я — гражданин России | КТД «Военный орден»» | |||
Моё здоровье | Пробег. посвященный «Дню Победы!» | Готов к труду и обороне (сдача норм ГТО) | ||
Я — эрудит | Экологический урок | Классный час «Вот и закончили 6 класс» | ||
Красивое рядом | Трудовой десант у памятника погибшим воинам | Операция «Чистокласс» | ||
Работа с родителями | Родительское собрание «Достижения года» |
Кадровое обеспечение
- Зам. директора по УВР
- Классный руководитель
- Старший вожатый
- Учителя физкультуры
- Преподаватель-организатор ОБЖ
- Библиотекарь
- Учителя школы
Структура соуправления в классном коллективе
Основная цель ученического соуправления – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторских качеств личности, чувства ответственности, обеспечивает возможность воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности.
Рабочие органы классного соуправления:
- Спортивный сектор
- Трудовой сектор
- Информационный сектор
- Временный совет дела
- Вожатый
Спортивный сектор | Отвечает за: — подготовку и проведение спортивных соревнований — участие класса в общешкольных и районных соревнованиях |
Трудовой сектор | Отвечает за: — организацию дежурства по классу — дежурства класса по школе (распределение на посты, контроль за дежурством на постах) — уборку классного кабинета в конце каждой четверти — проведение субботников |
Пресс — центр | Отвечает за: — оформление классного уголка — оформление мероприятий — подбор материала в рублику «Это интересно» |
Сектор Досуг | — организует подготовку и проведение КТД класса — помогает в подготовке классных мероприятий |
Вожатый | — организация перемен для младших школьников — организация подвижных игр — помощь в проведении праздников и утренников в начальной школе |
Изучение эффективности воспитательной системы класса
№ | Диагностическая методика | Автор методики | Срок проведения |
1 | Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования | опросник Г.Н.Казанцевой | сентябрь апрель |
2 | Анкета по выявлению психологического климата семьи | ноябрь | |
3 | Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью | А.А.Андреев | декабрь |
4 | Методика «Оценка самоактуализации учащихся» | февраль | |
5 | Изучение уровня воспитанности учащихся
| из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой | октябрь |
6 | Диагностика личностного роста | март |
Ожидаемые результаты
- Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества.
- Снижение числа подростков, состоящих на учете, склонных к вредным привычкам
- Массовое участие в культурном досуге, повышение кол-ва учащихся, занимающихся в кружках и секциях в школе
- Развитие потребности занятий физической культурой и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории своего края, государства
- Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.
- Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
- Развитое чувство прекрасного у детей.
Список литературы
- Н.Е.Щуркова. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество Росси, 2000
- Н.Е.Щуркова. Классное руководство: рабочие диагностики. – М.: Педагогическое общество Росси, 2001
- Классному руководителю Учеб.-метод.пособие/Под ред. М.И. Рожкова.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
- Нравственное воспитание учащихся. 5-11 классы: разработки внеклассных мероприятий / сост. Васильева.- Волгоград: Учитель, 2008
- Семья и школа: грани сотрудничества: программа работы, разработки мероприятий / авт.-сост. Т.А.Мирошниченко.- Волгоград: Учитель,2009
- Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я.- М.: Педагогическое общество Росси, 2001
- Классные часы. 5-7 класс. Выпуск «. / сост. Еременко Н.И..- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
- Классные часы. 6 класс / Авт – сост. Л.А.Егорова. М.: ВАКО, 2010
- Родительские собрания . 5 класс / Авт – сост.О.В. Дюкина. М.: ВАКО, 2014
- Внеклассные мероприятия: 5 класс / авт.-сост. О.Г.Черных, А.А.Дмитриева.- М.: ВАКО, 2011
- Классные часы. 5 класс / Авт – сост. А.В.Давыдова. М.: ВАКО, 2013
- Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах / Под.ред. Г.Н.Сибирцевой. Изд.2-е, допол.- Ростов н/Д: Феникс, 2004
- Уроки знаний. Классные часы . 3-8 классы / сост. Н.А.Касаткина.- Волгоград: Учитель,2005
- Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы. 5-9 классы.- М.: ВАКО, 2006
- Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы) .- М.: ВАКО, 2005
- Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности.- М.: Вербум-М, 2001
nsportal.ru
Рабочая программа на тему: Программа воспитательной работы «Лестница успеха»
Концепция программы
ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.
УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.
У – учеба
С – социализация
П – позитивность
Е – единство
Х – харизма
nsportal.ru
программа воспитательной деятельности «Лестница успеха» для обучающихся 7-11 классов
Воспитательный процесс сегодня необходимо строить таким образом, чтобы классный руководитель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем самостоятельных и ответственных поступков. Современный подросток стремится получить от школы не только предметные знания, но и определенный жизненный опыт, который помог бы ему в дальнейшем в решении личных, производственных и семейных задач, разрешении проблем и преодолении препятствий на жизненном пути.
Программа воспитательной деятельности «Лестница успеха» для обучающихся 7-11 классов предназначена для оказания методической практической помощи классным руководителям при воспитании подрастающего поколения.
В основе программы воспитательной деятельности лежат педагогическая теория «Педагогика сотрудничества» и деятельностный подход в воспитании, который предполагает реализацию воспитательных задач на каждом внеклассном занятии; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.
В программе воспитательной деятельности «Лестница успеха» воспитание рассматривается как организация содержательной жизни и развивающей деятельности обучающихся совместно с взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Уникальность программы воспитательной деятельности «Лестница успеха» состоит в том, что в ней сочетаются различные воспитательные циклы «Я и Я», «Я и семья», «Я и культура», «Я и мое Отечество», объединенные в одну систему, обладающую единством, непрерывностью, а также осуществляется практическая реализация данной программы через конкретные формы проведения мероприятий.
Каждый этап воспитания обучающихся 7-11 классов содержит свои цели, задачи, предполагаемые результаты, план воспитательной деятельности, реализующиеся через определенные формы внеклассных занятий по циклам, диагностику изучения классного коллектива и работу с родителями.
nsportal.ru
Методическая разработка (7 класс) по теме: Воспитательная программа «Лестница успеха»
Негосударственное образовательное учреждение Школа «Ника»
117303 г. Москва ул. Одесская д. 21/29 т. 310-51-66, 316-85-25
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»
на заседании кафедры зам. директора по ВР Директор НОУ Школа «НИКА»
Протокол _________ C.А. Пивова __________ И.А.Рублева
от__________ № ___
Зав. кафедрой _______ Приказ от ___________ № ___
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
для учащихся класса
«Лестница успеха»
на 2012-2013 учебный год
Программу составил:
педагог воспитатель 7в класса
Москва
2012 г.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Формирование творческой личности, обладающей интеллектуальной, этической культурой, владеющей навыками самообразования и самовоспитания;
создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности.
ЗАДАЧИ:
— Оказывать помощь в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
— продолжить способствовать пониманию роли знаний в жизни человека
— продолжить формировать умение адекватно оценить свои поступки и построить свое поведение.
— продолжить работу по сплочению и развитию классного коллектива.
— продолжить формировать умения и навыки самоорганизации, самообразования и самовоспитания.
— продолжить обучению навыкам группового решения задач.
— продолжить формирование единого коллектива учеников, родителей и учителей.
— воспитание стойкого познавательного интереса к себе как индивидууму и окружающему обществу.
— продолжать способствовать потребности в творческой и интеллектуальной деятельности.
— формировать нравственные и гражданские качества личности.
— продолжить воспитание здорового образа жизни.
— знакомить с миром профессий.
Пути реализации
Учебная деятельность | Внеурочная деятельность. | Внешкольная деятельность . |
.
*Практические занятия. *Факультативы. *Предметные недели. *Олимпиады. *Проектная работа. |
*СДЮСШОР №61. *КСК «Ясенево». *МЦБИ. *Шоу-балет А. Духовой «Тодес». *Школа акварели С.Н.Андрияки. *Развлекательный центр «Кимберли». *Музыкальная школа. — |
*Кружки и секции по интересам. *Самоуправление. *Школьные традиции. *Классные часы. *КТД, творческие игры, праздники. |
Закономерности воспитательной системы
Первая закономерность: воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной средой.
Активность существенным образом зависит от мотивации. Поэтому главное — потребности и мотивы ребёнка.
Вторая закономерность определяет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений.
Третья закономерность: эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.
Принципы воспитательной системы
1.Личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, опора на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.
2.Педагогическая целесообразность: это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребёнка.
3.Природосообразность: воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психологических особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения.
4.Культуросообразность: рассматривается как формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействия с семьёй.
5.Принцип событийности: введение в жизнь ребёнка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.
6.Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности классного руководителя и обучающихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей. В основе этого принципа — определение общих целей педагога и обучающихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
7.Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, при которых дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.
8. Принцип социальной активности: Воспитывая социальную активность у учащихся, помочь им убедиться в том, что ценности, которые предлагаем, являются для них значимыми. Воспитание на основе данного принципа создает учащимся условия для самостоятельного выбора и принятия решений, формирует способность отстаивать свое мнение, свою жизненную позицию. Принцип способствует формированию внутренней, внешней культуры ребенка, развитию мышления.
9.Принцип проблемности: Разбудить любознательность ученика, желание самостоятельно дойти до истины.
10.Принцип индивидуализации: Ребенок должен быть самим собой, мыслить по- своему, иметь свое мнение.
11.Принцип взаимодействия личности и коллектива: Воспитательная программа класса – это принцип равноправного отношения к взрослым и детям в коллективе, к их мнению, аргументации их поступков.
12.Принцип развивающегося воспитания: Предполагает формирование в ученике активной жизненной позиции. Создание условий для проявления возможностей каждого ребенка.
13.Принцип целостности воспитательного процесса: Это единый и целостный процесс формирования человека. Каждое воспитательное мероприятие, проводимое в классе, школе, несет в себе элементы эстетики, этики, здоровья.
14.Принцип единства воспитательной и образовательной среды.
Основные направления работы
Направление | Содержание | Формы реализации | Предполагаемый результат |
Гражданско-патриотическое | Воспитание гражданина России, знающего историю страны, способного жить в демократичном обществе и брать на себя ответственность за решение судьбы Родины; освоение культурных ценностей, созданных российской и мировой культурой, осуществление своеобразных видов действий, направленных на реализацию своих прав, обязанностей, свобод и на поддержание прав и обязанностей и свобод других людей; содействие самоопределению личности, создание условий для её реализации; формирование у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний; выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры, оказание в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов; ориентация на гуманистические и демократические ценности. формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом; обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах. | Презентации, беседы, спектакли, дискуссии, ролевые игры. Просмотр тематических фильмов, экскурсии, праздники. Тематические классные часы, выпуск газет, круглые столы, тренинги, мастерские общения, проекты. | Способность делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность. Отстаивание своих интересов и интересов своей семьи. Уважительное отношение к народам мира, любовь к своей Родине, ее истории, культуре, традициям. Сформированность национального самосознания, патриотического долга, ответственности перед обществом. Отсутствие правонарушений и преступлений. Умение вести себя в общественных местах. |
Духовно-нравственное | Способствовать осмыслению учащимися общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я»; Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию; создание процесса направленного на целостное формирование и развитие личности ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, самому себе, формирование чувства товарищества, коллективизма, активного отношения к действительности; способствование превращению социально-необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка: честь, дом, совесть, достоинство. Познание духовно-нравственных основ жизни человека, семейных, социальных, общественных явлений и традиций. Способность выбора рациональных способов использования свободного времени, умение направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, развитие и совершенствование своих сущностных сил, реализацию поисковой и творческой активности. Установка на постоянное саморазвитие и самосовершенствование. | Диспуты, дискуссии, спектакли, экскурсии, совместные мероприятия с родителями, встречи с интересными людьми, конкурсы, викторины, тематические вечера. Конкурсы рисунков, благотворительные ярмарки, психологические игры, круглые столы, музыкальные гостиные. |
Художественно – эстетически развитая личность, способная ориентироваться в человеческих ценностях, умеющая направлять свою деятельность и часы досуга на достижение общезначимых целей, реализовать свой творческий потенциал . Понимание себя, свой внутренний мир, уверенность в себе, успешность в общении со сверстниками, строить взаимоотношения с людьми на основе осознания ценности своей личности, самоуважении. Осознать важность семьи в жизни человека. |
Интеллектуально-просветительское | Повышать престиж знаний, развивать познавательный интерес, учить выбирать свой вид деятельности. Интеллектуальные возможности — это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей; осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром; знакомство с интеллектуальными достижениями различных людей; создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей; поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию. | Интеллектуальные игры, предметные недели, олимпиады, классные часы по анализу собственной учебной деятельности, устный журнал, экскурсии, презентации, проектная деятельность, интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции.
| Успешная реализация своих способностей в учебе, активное участие в предметных олимпиадах, потребность в самостоятельном добывании новых знаний. |
Санитарно-просветительское | Решение практических жизненных задач, связанных с использованием знаний и умений в рациональном природоиспользовании, защите окружающей среды, обеспечении безопасности жизнедеятельности человека, включая аспекты собственного здоровья. Знание правил ЗОЖ, основ экологической культуры. Умение делать осознанный выбор, сказать «Нет!» вредным привычкам. Воспитать привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма. Знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью. | Турпоходы, конкурсы, аукцион знаний, инструктажи, беседы. Экскурсия на экологическую площадку, просмотр фильмов, тематические классные часы, презентации, встречи со школьным врачом, проектная деятельность. | Готовность жить по законам красоты, воспринимать, оценивать и беречь прекрасное. Негативное отношение к вредным привычкам |
Трудовое. Профориентационное. | Формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков; воспитание бережливости, расчетливости, трудолюбия; социально-профессиональная адаптация; развитие интереса к творчеству, занятиям народными ремёслами; развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности; воспитание уважения к труду как основе человеческого бытия, воспитание любви к окружающему миру; информировать о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для его трудового самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, потребностях общества в специалистах разного профиля. Формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет им на практике определить свои склонности и способности. Последние формируются и развиваются в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Научить анализировать свои возможности и способности. | Практикум, КТД, факультативы, кружки, встречи с людьми разных профессий, анкетирование, мастер-классы. | Положительное отношение к труду. Умение разбираться в содержании профессиональной деятельности, соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами личности. |
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Работа с родителями
Цель:
Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями, установить доверительные и партнерские отношения; вовлечь семьи в единое образовательное пространство.
*повышать психологическую и педагогическую культуру родителей; *научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; *совместно искать методы эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков; *способствовать формированию личной ответственности за поведение своих детей. |
|
Психолого-педагогическое просвещение родителей |
Родительские встречи. Тематические беседы. Индивидуальные консультации. Встречи с психологом. |
*создать атмосферу сотрудничества взрослых и детей; *выявлять проблемы, возникающие у школьников в ходе образовательного процесса, и координировать работу детей, родителей и учителей; *привлекать родителей к организации учебной и досуговой деятельности. |
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: |
Открытые уроки и классные часы. Совместные праздники. Творческие мастерские. |
nsportal.ru
Программа курса «Лестница успеха» для 5 -11 классов.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Лестница успеха»
5 – 11 классы
Учитель: Борискова Б.Б.
Программа курса «Лестница успеха»
1.Пояснительная записка
1.1. Нормативная база
Рабочая программа “Лестница успеха” для 5 – 9 классов составлена на основании требований следующих нормативно – правовых документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2. Авторской Программы внеурочной деятельности (Григорьев Д.В., Куприянов Б.В., Москва «Просвещение», 2011г.)
3.Образовательной программы основного общего образования МОУ «Средняя школа № 58»
4.Учебного плана МОУ «Средняя школа № 58»
1.2. Цели изучения курса
Главной целью программы «Лестница успеха» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций. Данный курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.
В плане личностного развития учащихся программа призвана определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.
В плане социализации учащихся программа призвана определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности данная программа призвана привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), раcширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.
1.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать поведение своё и окружающих.
Требования к предметным результатам:
1.4. Ожидаемые результаты:
Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;
Знание истории города и края;
Ощущение себя равноправным членом коллектива школы;
Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях;
Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, обучающихся и классного руководителя.
Тематическое планирование
0,5 часа в неделю, 17 часов в год
5 класс
часов
Дата
Примечание
по плану
по факту
1
Планирование индивидуального плана «Хочу, могу, надо» (учебная и внеучебная деятельность)
1
Составление плана на учебный год: хочу, могу, надо
2
Моя семья. Под крышей дома моего.
1
Родословное древо
3
Моя семья. Мир профессий
1
Дом, в котором живут…
4
Мир, в котором я живу. Я и мои друзья.
1
Сочинение «Мой друг»
5
Я – гражданин своей Родины.
1
Символика Российской Федерации
6
Моя малая родина.
1
Сочинение «Мой Ярославль»
7
Законы школьной жизни. Ты должен это знать.
1
Устав школы. Правила внутреннего распорядка
8
Здоровье – это здорово.
1
Конкурс рисунков «Что укрепляет наше здоровье»
9
Правила безопасности.
1
Разработка буклета «Моя безопасность дома»
10
Правила безопасности.
1
Презентация (групповая работа) «Безопасность в общественных местах»
11
Правила безопасности.
1
Инсценирование «ПДД».
12
Правила безопасности.
1
Выпуск стенгазеты по итогам трех занятий
13
Мой класс. Традиции моего класса.
1
Обсуждение проекта классных мероприятий на следующий учебный год
14
Как я отношусь к людям. Мои добрые дела.
1
Отчет перед классом
15, 16
Путешествие по предметным страницам.
2
Реализация индивидуального плана «Хочу, могу, надо»
17
Мои достижения вне школы.
1
Реализация индивидуального плана «Хочу, могу, надо»
6 класс
0,5 часа в неделю, 17 часов в год
по плану
по факту
1
Как я провел лето. Мой портрет.
1
Представление фотоальбома (презентации, стенгазеты и пр.)
2
Тайны моего характера.
1
Индивидуальный план «Хочу, могу надо»
3
Семейный этикет. Дом моей мечты
Рисунок «Дом моей мечты»
4
Я и мои друзья. Дерево дружбы
1
Иллюстрация
5
Россия — страна, в которой я живу.
2
Презентация «События, произошедшие в стране за последние 5 лет»
6
Моя малая родина
1
Заочное путешествие по ЯО (или выезд класса)
7
Правильно ли ты питаешься?
1
Групповой проект «Бережем здоровье»
8
Правила безопасности. Безопасный маршрут «Дом – школа», «Школа – ДОУ», «Дом – магазин» и пр.
1
Правила безопасности в темное время суток
9, 10
Мир моих увлечений. Кем быть?
2Реклама своих увлечений
11
Мой класс. Традиции моего класса. Классная жизнь
1
Проект «Что мы сделали для своего класса»
12
Законы школьной жизни
1
Устав класса
13, 14
Как я отношусь к окружающим. Мои добрые дела. Мои жизненные принципы
2
Отчет перед классом
15, 16
Путешествие по предметным страницам
2
Реализация индивидуального плана «Хочу, могу, надо»
17
Мои достижения вне школы.
1
Реализация индивидуального плана «Хочу, могу, надо»
7 класс
0,5 часа в неделю, 17 часов в год
По плану
По факту
1
Учимся составлять резюме
1
Составление резюме
2
Тайны моего характера. Почему мы разные?
1
Памятка «Правила воспитанного человека»
3
Я гражданин
1
Презентация «Почетные граждане Ярославля»
4
Я гражданин
1
Стенгазета «Они сражались за Родину»
5
Карта здоровья. Гигиена тела – составляющая здоровья
1
Сочинение «Что я сделал для укрепления своего здоровья» или памятка «Вредные и полезные привычки»
6
Правила школьной дружбы. Кодекс школьной дружбы
1
Составление правил взаимоотношений
7, 8
Копилка добрых дел. Мои жизненные принципы
2
Отчет перед классом
9
Учимся ставить цели. Мои цели на второе полугодие
1
Иллюстрация «Лестница успеха. Итоги 1 полугодия»
10
Участие в проектной и исследовательской деятельности
1
Отчет по предметным проектам
11, 12
Путешествие по предметным страницам
2
Реализация индивидуального плана «Хочу, могу, надо»
13
Мои достижения в школе и вне школы
1
Реализация индивидуального плана «Хочу, могу, надо»
14
Мой портфолио
1
Презентация портфолио. Обсуждение кандидатов на участие в конкурсе «Ученик года»
15
Мир профессий
1
Представление интересующих детей профессий или реклама «Все работы хороши, но … лучше всех»
16
Мой 7 класс
1
Иллюстрация «Лестница успеха. Итоги года»
17
Вот мы и закончили 7 класс…
1
Подведение итогов года
8 класс
0,5 часа в неделю, 17 часов в год
Дата
Примечание
По плану
По факту
1
Давайте познакомимся. Моё резюме
1
Самопрезентация
2
Моя проектная деятельность
1
Презентация увлечений в научной и учебной сфере
3
Я и мои друзья
1
Презентация мира своих друзей
4
Моя семья. Мир профессий
1
Дом, в котором живут разные профессии
5
Учимся ставить цели. Как достичь успеха. Мои цели на учебный год
1
Составление индивидуального плана «Хочу, могу, надо»
6, 7
Россия – моя Родина
2
Презентация или стенгазета «Жизнь замечательных людей»
8
Моя малая Родина
1
Презентация или стенгазета «Жизнь замечательных людей ЯО»
9
Что значит для меня здоровье
1
Обсуждение проблем ЗОЖ современных подростков
10
Спешите делать добрые дела. Дорога добрых дел
1
Отчет перед классом
11
Мои жизненные принципы
1
Памятка «Что значит быть порядочным человеком»
12
Мой класс и моя школа
1
Беседа, буклет о классе/школе
13
Мой портфолио
1
Презентация портфолио. Обсуждение кандидатов на участие в конкурсе «Ученик года»
14
Путешествие по предметным страницам
1
Реализация индивидуального плана «Хочу, могу, надо»
15
Учимся ставить цели. Как достичь успеха. Мои цели на учебный год
1
Реализация индивидуального плана «Хочу, могу, надо»
16
Мои достижения в школе и вне школы
1
Реализация индивидуального плана «Хочу, могу, надо»
17
Пожелания и отзывы
1
Подведение итогов года, планирование работы на следующий год
9 класс
0,5 часа в неделю, 17 часов в год
Дата
Примечание
По плану
По факту
1
Обсуждение и корректировка планов на учебный год
1
Составление лестницы успеха
2
Модно быть здоровым
1
Составление и разбалловка таблицы «Качества личности»
3, 4, 5
Мир профессий
Безопасность в профессиях группы риска/Безопасность в разных профессиях
ЗОЖ
3
Презентации «Профессии «Человек – человек», «Человек – знаковая система», «Человек – художественный образ», «Человек – природа»
6
Я гражданин России. Конституция – главный закон России. Правовая викторина
1
Составление вопросов викторины
7, 8
Совесть нации
2
Сообщение об известных людях нашей страны (доктор Лиза, академик А.Сахаров, академик Д.С. Лихачев, писатель А.И. Солженицын и др.)
9, 10
Моя проектная деятельность
2
Отчет по работе над проектом
11
Что значит успешная социализация
1
Составление памятки «Успешная социализация»
12, 13
Путешествие по предметным страницам
2
Реализация индивидуального плана «Хочу, могу, надо»
14
Мои достижения в школе и вне школы
1
Реализация индивидуального плана «Хочу, могу, надо»
15
Мой портфолио
1
Презентация портфолио. Обсуждение кандидатов на участие в конкурсе «Ученик года»
16
Мои притязания, ожидания и самооценка
1
Рефлексия
17
Моя школа: трудно расставаться.
Моя школа: жду 10 класс!
1
Подведение итогов года, планирование работы на следующий год
10 класс
0,5 часа в неделю, 17 часов в год
Дата
Примечание
По плану
По факту
1
Обсуждение и корректировка планов на учебный год
1
Составление лестницы успеха
2
Я — часть класса, школы.
Мое место в классе и школе. Мое участие в системе самоуправления класса. Работа с портфолио
2
Беседа, дискуссия.
Практикум по материалам для портфолио
3, 4, 5
Мир профессий
Безопасность в профессиях группы риска/Безопасность в разных профессиях
Определение своего темперамента. Соотнесение типа темперамента с будущей профессией
3
Презентации «Профессии «Человек – человек», «Человек – знаковая система», «Человек – художественный образ», «Человек – природа»
6
Работа с портфолио
1
Работа по разделам портфолио
7, 8, 9
Моя проектная деятельность
3
Отчет по работе над проектом
10
Что значит успешная социализация
1
Составление памятки «Успешная социализация»
11,12
Проблемы и способы их устранения по вопросам «Какие? Как? Когда? Что? Кто?»
2
Беседа с психологом школы
13, 14
Мой портфолио
2
Презентация портфолио. Обсуждение кандидатов на участие в конкурсе «Ученик года»
14, 16, 17
Мои достижения
Практическая работа (заполнение папки «Портфолио»): участие в классных, школьных и городских мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, соревнования и т.д.
3
Подведение итогов года, планирование работы на следующий год
11 класс
0,5 часа в неделю, 17 часов в год
Дата
Примечание
По плану
По факту
1
Обсуждение и корректировка планов на учебный год
1
Составление лестницы успеха
2, 3
БЛОК I. Информация о владельце портфолио.
«Обо мне» — цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография..
Автобиография.
2
Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио
4, 5
Резюме
2
Работа по составлению резюме или корректировке резюме 10 класса
6
Блок II. Официальные документы. «Мои достижения»
1
Работа по сбору информации о достижениях в школе и за ее пределами
7
Моя проектная деятельность
1
Отчет по работе над проектом
8
Мои достижения в школе и вне школы
1
Реализация индивидуального плана «Хочу, могу, надо»
9, 10
Блок III. Олимпиады.
Блок IV. Конкурсы (сочинений, творческих работ, …) «Моя исследовательская деятельность»,»Участие в классных и школьных мероприятиях» ….
2
Прилагаются дипломы, грамоты, сертификаты.
Ведомость участия в различных видах деятельности
11, 12
Блок V. Исследовательская деятельность
2
Отчет об участии в Днях науки, «Открытии» и пр.
13
Блок VI. Дополнительное образование
1
Участие в работе студий, кружков, секций, …
14
Мой портфолио готов!
1
Презентация портфолио. Обсуждение кандидатов на участие в конкурсе «Ученик года»
15
Работа по замечаниям руководителя по оформлению портфолио
1
Доработка материалов
16
Мой портфолио готов!
1
Презентация портфолио.
17
Моя школа: трудно расставаться.
1
Подведение итогов года
Список литературы
Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. — М.: Дрофа-Плюс, 2004.
БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. — М.: РИПОЛ классик, 2005.
Гиннес. Мировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой,
М. Фадеевой. — М: Астрель: ACT, 2006.Ильин АЛ. Большая энциклопедия выживания. — М.: Эксмо, 2005.
Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. — М.: Детская литература, 1956.
Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.
Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. — М.: Аванта +, 2001.
Извекова Н.А., Сурьянинова Н.С. Мир вокруг. — М., 1978.
Ресурсы сети Интернет
Использованная литература для педагога
К.Фопель Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- м.,2000.
Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.
Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб, 2003.
Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону, 2002.
Журнал «Классный руководитель», №1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.
Ресурсы сети Интернет
infourok.ru