Произвольная память это в психологии: Непроизвольная память и произвольная память

Непроизвольная память и произвольная память

На основании разных аспектов в психологии принято разделение памяти на разные виды, в том числе – на произвольную и непроизвольную.

Произвольная и непроизвольная память – это виды, которые определяются по критерию участия воли в процессе запоминания. Так, непроизвольная память – процесс запоминания, происходящий как бы «сам собой», без постановки цели запомнить и без дополнительных усилий со стороны человека. Как правило, непроизвольное запоминание сопровождается какой-нибудь яркой эмоцией.

Произвольная память – это сознательный процесс, который предполагает для достижения результата осознанную постановку цели и приложение определённых усилий.

Непроизвольная память ребенка

В раннем детстве память является частью ощущений и восприятия. Взрослые обращаются к малышу с просьбой вспомнить название предмета, чьё-то имя, какое-то действие. Память становится частью общения и частью овладения языком.

В дошкольный период память стремительно развивается, опережая остальные способности. Активное развитие всех видов памяти, происходящее в это время, в будущем станет основой полноценного развития малыша.

В возрасте 2-3 лет ребёнок повторяет слова и рифмованные строки. До начала школьного периода у ребёнка ведущую роль играет непроизвольное запоминание, основанное на впечатлениях малыша – двигательных, слуховых, зрительных. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-4 года) и запоминание, и воспроизведение все еще осуществляются в основном непроизвольно, проявляясь как часть разных видов деятельности. Чем младше ребёнок, тем большую роль в запоминании играют впечатления, чувства. Для развития непроизвольной памяти важны наблюдения. Заостряя внимание ребенка на объекте или явлении, можно сформировать долговременную память.

Существуют некоторые основные закономерности непроизвольной памяти:

  • Запоминается то, что является неожиданным, сильным раздражителем (крик, яркий свет, фейерверк).
  • Запоминаются факторы, выделяющиеся из ожидаемого ряда: необычность предмета, контрастность цвета, прерывание или, напротив, возобновление процесса.
  • Непроизвольно запоминаются те предметы или явления, которые каким-то образом близки, значимы, вызывают особый интерес, эмоцию.
  • Запоминается то, над чем человек активно работает.
  • Запоминается то, что важно, актуально для человека. Например, то, что связано с целью и содержанием деятельности человека.

Примерно с четырехлетнего возраста у дошкольников начинается развитие произвольной памяти. Играя, выполняя поручения взрослых, дети начинают осознанно как запоминать, так и вспоминать, и ближе к школьному возрасту непроизвольное запоминание уступает место преднамеренному вспоминанию.

Ребёнок-дошкольник ещё не умеет самостоятельно ставить себе задачи, ему необходима помощь родителей, их подбадривающие фразы вроде «давай-ка повторим ещё разок», «давай ещё разочек прочитаем». Основное развитие произвольной памяти приходится на период обучения в школе. В это время у ребёнка формируется логическая память, которая помогает работать с большими объёмами текста.

Если ребёнок проявляет желание запомнить что-то и старается найти и использовать для запоминания логические связи – это благоприятный признак формирования произвольной памяти.

Заниматься с ребёнком лучше всего в виде игры (упражнения и советы для взрослых и детей можно найти в нашей статье Упражнения для улучшения памяти. Но не менее важный момент – ежедневное общение с ребёнком. Спрашивайте его о том, как прошёл его день, что было интересного, во что играли, чем бы он хотел заниматься завтра. Так Вы помогаете ему и вспоминать, и выражать свои мысли.

Произвольная память дошкольника

Произвольная память начинает формироваться, как мы уже сказали выше, в среднем дошкольном возрасте, а первые её проявления хорошо заметны во время сюжетно-ролевых игр. Во время таких занятий ребёнок хорошо мотивирован, ведь без запоминания условий ему не выполнить взятой на себя роли.

Произвольный вид памяти формируется постепенно, на основе умственного развития малыша.

Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются:

  • Активность и успешное участие в играх.
  • Выполнение действий, связанных с прошлым или будущим (например, когда нужно рассказать о чем-то, что было или выполнить что-то не сейчас, а несколько позже).
  • Такое развитие речи, которое позволяет в том числе действовать и с воображаемыми вещами.

Сначала ребёнок учится этим предпосылкам у взрослых, а потом постепенно перенимает инициативу.

Немного подробнее остановимся на одной из важнейших предпосылок развития произвольной памяти дошкольника, каковой является игра.

В процессе игры развивается ум ребенка, приобретаются важные умения и навыки. Словесные игры, задействующие речь, одновременно развивают мышление и память; дидактические игры также улучшают память, учат следовать правилам и порядку действий.

В дидактических играх с детьми стоит обратить внимание на несколько важных моментов:

  • Перед запоминанием нужно организовать восприятие ребенка, выделив признаки предмета (цвет, расположение, форму, количество).
  • При запоминании нужно анализировать и сравнивать, выделять важные свойства и обобщать.
  • Следует постепенно усложнять игру, например уменьшая время показа или увеличивая количество деталей.
  • Нужно развивать самоконтроль, привлекая ребенка к проверке результатов запоминания и к анализу допущенных ошибок.

Процесс развития произвольного вида памяти у дошкольников включает такие важные моменты:

  • Помощь взрослых, выделяющих подсказками значимые моменты: просьбы повторить, пересказать, рассказать; направление хода мыслей наводящими вопросами: «А что было дальше?». Это помогает ребёнку постепенно учиться осмысливать и связывать материал с целью запоминания.
  • Выделение заданий, побуждающих вспомнить или запомнить.
  • Осознание ребёнком необходимости овладения специальными способами запоминания.

Развитие произвольной памяти

Произвольная память начинает формироваться в процессе взросления ребёнка, когда он постепенно обучается действиям, помогающим лучше запоминать информацию, удерживать её в памяти в течение длительного времени и воспроизводить как можно точнее. Завершается этот процесс примерно к 14 годам.

В процессе обучения ребёнка в школе развитие произвольной памяти приобретает все большее значение: растёт объём информации, которую необходимо запомнить, не всегда её можно подать ярко и наглядно, и не всегда она совпадает со сферой заинтересованности ребёнка. Но, с другой стороны, для разностороннего развития недостаточно усваивать только то, что интересно. Кроме того, развитие произвольной памяти и её активное использование важны для общего умственного развития, в том числе для приобретения навыков, без которых не обойтись старшеклассникам и взрослым людям – логически мыслить и делать выводы.

Как помочь ребенку развить произвольную память?

  1. Научите ребёнка выделять главную мысль и самые важные тезисы. Попробуйте подчеркивать предложения, содержащие главную мысль; возможно, так удобнее будет визуализировать информацию в виде схем, таблиц, рисунков. Таким образом задействуются и зрительная, и образная память, что улучшает запоминание.
  2. Научите ребёнка без боязни работать с большим объёмом информации: делить её на смысловые блоки, находить между ними логические связи, систематизировать.
  3. Повторение – мать учения, но повторять тоже нужно уметь. Научите ребенка несколько раз, вдумываясь в смысл, повторять выделенную мысль (правило, формулу). После прочтения параграфа пусть ребенок перескажет его вслух – сам себе. Объясните ему, что так он справится с выполнением задания быстрее.
  4. Научите ребенка работать над ошибками: это залог развития важного навыка самоконтроля и одновременно улучшение запоминания.
  5. Используйте ассоциации, привязывая с их помощью незнакомый материал к знакомому. Это могут быть образные параллели с уже известной информацией, визуализация, стишки-подсказки (например, «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – в первых буквах этой известной фразы «зашифрованы» первые буквы последовательности семи основных цветов спектра в составе радуги).
  6. Объясняйте ребенку (особенно если тема сложна для его понимания), почему для него так важно её изучение. Понимание важности – отличный двигатель: это и стимулирует, и мотивирует.

Развитию памяти и внимания, мышления и восприятия способствуют развивающие игры онлайн.

Мы искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Поделиться

FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte

27. Произвольная память.

Произвольная память – это запоминание и воспроизведение, осуществляющееся при участии активного внимания и требующее волевых усилий человека. Это особая мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала и связанная с использованием особых приемов или способов запоминания.

С точки зрения способов произвольное запоминание делится на механическое и логическое.

Механическое запоминание основано на многократных повторениях без проникновения в сущность предметов и явлений.

Совершенно иной характер носит логическое, или осмысленное, запоминание. И оно, конечно, зависит от повторения, но основой его является не столько одновременность или последовательность во времени того, что воспринимается нами, сколько связь частей запоминаемого по смыслу, т. е. логическая, или смысловая, связь.

Память — психофизиологический процесс:

— осуществляющий отражение и накопление непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта;

— выполняющий функции запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Память служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.

Непроизвольная память не регулируется определённой программой и целью. Запоминание происходит без волевых усилий со стороны субъекта, и субъект не применяет какие-либо опосредованные механизмы и техники запоминания. Человек непроизвольно запоминает, а, тем более, может воспроизвести далеко не всё подряд, что с ним происходит, а только какие-то отдельные части. Существуют причины для того, чтобы запоминать одну информацию и не запоминать другую. Забывание определённой информации, запомненной в результате проявления непроизвольной памяти, также носит выборочный характер.

Причины непроизвольного запоминания.

Мы можем наблюдать закономерности непроизвольного запоминания, когда наша деятельность неожиданно для нас прерывается. Если человек поглощён решением какой-то задачи, то при прерывании его деятельности существует большая вероятность, что эта деятельность будет непроизвольно запомнена, причём лучше, чем та деятельность, которая была завершена. Любое действие должно быть вызвано определённой потребностью человека. Действие человека вызывается некоторым напряжением, и человек стремится это действие довести до конца. Когда человек завершает действие, напряжение разряжается, и человек перестаёт стремиться к выполнению действия. Однако, если действие не выполнено и напряжение не разряжено, то сохраняется тенденция к выполнению действия. А если тенденция сохраняется, значит, действие должно оставаться в памяти человека. Этот феномен исследован Б. В. Зейгарник и Г. В. Биренбаум.

Непроизвольное запоминание и деятельность. Непроизвольное запоминание связано с мотивацией, с деятельностью. Содержание памяти отражает деятельность, которую человек выполнял. Это подтверждается экспериментальными исследованиями А. А. Смирнова. Он просил испытуемых рассказать о том, как они добирались на работу. Испытуемые должны были рассказать это как можно более точно с указанием мельчайших подробностей. Оказалось, что испытуемые указывали в основном ту информацию, которая относилась к деятельности, связанной с прибытием вовремя на рабочее место. Испытуемые указывали в своих отчётах чаще всего свои действия по достижению цели и то, что мешало им её достичь. В этом эксперименте было показано, что «важнейшим условием, определившим собой запоминание…, явилось основное русло деятельности испытуемых, … и те мотивы, которыми они руководствовались в своей деятельности».

Забывание впечатлений и намерений. Некоторая информация может вытесняться из непроизвольной памяти. Вытеснение провоцирует невозможность актуализировать в сознании эту информацию. Вытеснение связано с мотивацией избегания неприятного. Вытесняться может сама неприятная информация, но может и та, которая ассоциируется с ней. Причём вытеснение не означает полной потери информации. При таком забывании участвует бессознательное, поэтому чтобы вспомнить информацию, необходимо осознать неосознаваемые мотивы, которые стимулируют её вытеснение.

Кодирование и подавление произвольного эпизодического контекста с помощью абстрактных понятий

. 2022 Апрель; 50 (3): 546-563.

doi: 10.3758/s13421-021-01212-y. Epub 2021 18 августа.

Чарльз П. Дэвис 1 2 , Педро М Пас-Алонсо 3 4 , Джерри Т. М. Альтманн 5 6 , Эйлин Йи 5 6

Принадлежности

  • 1 Факультет психологических наук, Коннектикутский университет, Сторрс, Коннектикут, США. [email protected].
  • 2 CT Институт мозга и когнитивных наук Университета Коннектикута, Сторрс, Коннектикут, США. [email protected].
  • 3 БКБЛ. Баскский центр познания, мозга и языка, Сан-Себастьян, Гипускоа, Испания.
  • 4 IKERBASQUE, Баскский фонд науки, Бильбао, Бискайя, Испания.
  • 5 Факультет психологических наук, Коннектикутский университет, Сторрс, Коннектикут, США.
  • 6 CT Институт мозга и когнитивных наук Университета Коннектикута, Сторрс, Коннектикут, США.
  • PMID: 34409567
  • DOI: 10.
    3758/с13421-021-01212-у

Чарльз П. Дэвис и соавт. Мем Когнит. 2022 апрель

. 2022 Апрель; 50 (3): 546-563.

doi: 10.3758/s13421-021-01212-y. Epub 2021 18 августа.

Авторы

Чарльз П. Дэвис 1 2 , Педро М Пас-Алонсо 3 4 , Джерри Т. М. Альтманн 5 6 , Эйлин Йи 5 6

Принадлежности

  • 1 Факультет психологических наук, Коннектикутский университет, Сторрс, Коннектикут, США. [email protected].
  • 2 CT Институт мозга и когнитивных наук Университета Коннектикута, Сторрс, Коннектикут, США. [email protected].
  • 3 БКБЛ. Баскский центр познания, мозга и языка, Сан-Себастьян, Гипускоа, Испания.
  • 4 IKERBASQUE, Баскский фонд науки, Бильбао, Бискайя, Испания.
  • 5 Факультет психологических наук, Коннектикутский университет, Сторрс, Коннектикут, США.
  • 6 CT Институт мозга и когнитивных наук Университета Коннектикута, Сторрс, Коннектикут, США.
  • PMID: 34409567
  • DOI: 10. 3758/с13421-021-01212-у

Абстрактный

Контекст имеет решающее значение для концептуальной обработки, но механизм, лежащий в основе его кодирования и воссоздания во время абстрактной концептуальной обработки, неясен. Контекст может быть особенно важен для абстрактных понятий — мы исследовали, рекрутируется ли эпизодический контекст по-разному при обработке абстрактных понятий по сравнению с конкретными понятиями. Эксперименты 1 и 2 представляли абстрактные и конкретные слова в произвольном контексте при кодировании (Эксперимент 1: красные/зеленые рамки; Эксперимент 2: мужские/женские голоса). Память распознавания для этих контекстов была хуже для абстрактных понятий. Снова используя цвет кадра и голос в качестве произвольных контекстов, соответственно, эксперименты 3 и 4 представляли слова из кодирования в том же или другом контексте при тестировании, чтобы определить, было ли большее преимущество памяти распознавания для абстрактных понятий по сравнению с конкретными, когда контекст не менялся между кодированием.

и тест. Вместо этого абстрактные понятия с меньшей вероятностью запоминались при сохранении контекста. Это говорит о том, что по крайней мере некоторые типы эпизодического контекста — когда они произвольны — менее посещаемы и даже могут подавляться при обработке абстрактных понятий. В эксперименте 5 мы использовали контекстно-пространственное положение, которое (как мы показываем) имеет тенденцию быть уместным при обработке абстрактных понятий в реальном мире. Мы предъявляли слова в разных местах, сохраняя или меняя место на тесте. Сохранение местоположения давало преимущество памяти распознавания для абстрактных понятий. Таким образом, эпизодический контекст может быть закодирован с помощью абстрактных понятий, когда контекст имеет отношение к обработке в реальном мире. Систематические контексты, необходимые для понимания абстрактных понятий, могут привести к произвольному запрету контекста, но большему вниманию к контекстам, которые имеют тенденцию быть более значимыми при обработке в реальном мире.

Ключевые слова: Абстрактные понятия; концепции; Конкретность; Эпизодическая память; Семантическая память.

© 2021. Психономическое общество, Inc.

Похожие статьи

  • Механизмы эффектов конкретности слов в эксплицитной памяти: играет ли роль доступность контекста?

    Тейлор Р.С., Фрэнсис В.С., Борунда-Васкес Л., Карбахал Дж. Тейлор Р.С. и др. Мем Когнит. 2019Январь; 47 (1): 169-181. doi: 10.3758/s13421-018-0857-x. Мем Когнит. 2019. PMID: 30182327 Бесплатная статья ЧВК.

  • Расположенная концептуализация и семантическая обработка: эффекты эмоционального опыта и доступности контекста в задачах семантической категоризации и именования.

    Моффат М., Сиакалук П.Д., Сидху Д.М., Пексман П.М. Моффат М. и др. Psychon Bull Rev. 2015 Apr;22(2):408-19. doi: 10.3758/s13423-014-0696-0. Psychon Bull Rev. 2015. PMID: 25092388

  • Влияние конкретности понятий на интеграцию новых слов в семантическую сеть.

    Дин Дж., Лю В., Ян Ю. Дин Дж. и др. Фронт Псих. 2017 4 декабря; 8:2111. doi: 10.3389/fpsyg.2017.02111. Электронная коллекция 2017. Фронт Псих. 2017. PMID: 29255440 Бесплатная статья ЧВК.

  • Слова имеют значение: возрастная позитивность эпизодической памяти для абстрактных, но не конкретных слов.

    Гамильтон Л.Дж., Аллард Э.С. Гамильтон Л.Дж. и соавт. Neuropsychol Dev Cogn B Aging Neuropsychol Cogn. 2020 июль; 27 (4): 595-616. дои: 10.1080/13825585.2019.1657556. Epub 2019 27 августа. Neuropsychol Dev Cogn B Aging Neuropsychol Cogn. 2020. PMID: 31452464

  • Влияние конкретности слов на узнавательную память.

    Флиссбах К., Вайс С., Клавер П., Элгер К.Е., Вебер Б. Флиссбах К. и соавт. Нейроизображение. 2006 г., сен; 32 (3): 1413-21. doi: 10.1016/j.neuroimage.2006.06.007. Epub 2006 24 июля. Нейроизображение. 2006. PMID: 16861011 Клиническое испытание.

Посмотреть все похожие статьи

Рекомендации

    1. Альтманн, ГТМ, и Эквес, З. (2019). События как истории пересекающихся объектов: новая теория представления событий. Психологический обзор, 126 (6), 817–840.
    1. Бадре, Д. , и Вагнер, А.Д. (2002). Семантический поиск, мнемонический контроль и префронтальная кора. Обзоры поведенческих и когнитивных нейронаук, 1(3), 206–218. — DOI
    1. Барсалу, LW (1999). Перцептивные системы символов. Науки о поведении и мозге, 22(04), 577–660. — DOI
    1. Барсалу, Л. В., Дютрио, Л., и Шиперс, К. (2018). Выход за пределы различия между конкретными и абстрактными понятиями. Философские труды Королевского общества B: биологические науки, 373 (1752), статья 20170144.
    1. Барсалу, Л. В., и Вимер-Гастингс, К. (2005). Расположение абстрактных понятий. В Д. Печер и Р. А. Цваан (ред.), Заземление познания: роль восприятия и действия в памяти, языке и мышлении (стр. 129–163). Издательство Кембриджского университета.

термины MeSH

имен ускользают из памяти из-за произвольного характера – The Daily Texan

  • Жизнь и искусство
  • Наука и технологии

Малули Мартинес Бенавидес
15 октября 2015 г.

Большинство людей согласятся, что узнать знакомого на улице несложно. С другой стороны, запомнить их имена — совсем другое дело.

В целом люди запоминают имена других людей менее точно, чем другую информацию о них. Согласно исследованию, опубликованному в British Journal of Developmental Psychology, такую ​​информацию, как занятия или хобби новых знакомых, гораздо легче запомнить, чем их имена.

Это верно, даже если название профессии и имя человека совпадают. В аналогичном исследовании, опубликованном в British Journal of Psychology, испытуемым было труднее вспомнить, что человека зовут мистер Бейкер, чем вспомнить, что он пекарь.

«Помнить» включает в себя три различных когнитивных процесса. Во-первых, мозг формирует новую память в процессе кодирования; во-вторых, сохраняет эту память в процессе запоминания; и в-третьих, он вызывает сохраненные воспоминания в процессе поиска. Когда люди что-то забывают, они могут столкнуться с проблемой на любом из этих трех шагов.

Профессор психологии Зензи Гриффин сказал, что произвольная связь между людьми и их именами делает личные имена практически бессмысленными и может затруднить их кодирование и извлечение. Имена особенно подвержены феномену «на кончике языка» — фрустрирующему ощущению знания слова, но неспособности его произнести — проблема, связанная с процессом поиска.

— По именам выявляют людей, а не виды, — сказал Гриффин. «Если вы выучите слово «дерево», глядя на дерево, вы сможете узнавать другие деревья. Если вы встретите одного человека по имени Джон, это не поможет вам узнать других людей по имени Джон».

Гриффин сказал, что внимательность также может играть роль в трудностях с запоминанием имен. Когда учеников вызывают представиться в первый день занятий, они вряд ли будут вкладываться в изучение имен других учеников, поэтому они этого не сделают. Они могут даже испытывать эффект «следующего в очереди» — сосредотачиваясь на своем собственном представлении, а не слушая других. Однако Гриффин сказал, что эти социальные аспекты не всегда могут объяснить, почему имена трудно запомнить.

«Даже когда люди мотивированы, может быть довольно сложно выучить и восстановить имена», — сказал Гриффин.

Имена особенно трудно кодировать и извлекать, потому что они не создают конкретных образов в сознании людей. Другие существительные полагаются на визуальные подсказки, которые облегчают их запоминание. На самом деле, личные имена так же трудно запомнить, как и выдуманные бессмысленные слова, потому что они так же мало значат.

Джиллиан Коэн, когнитивный психолог, ранее работавшая в Оксфордском университете, сравнила способность людей запоминать имена персонажей и их вещи. Она представила участникам предложение, например: «Этого человека зовут мистер Коллинз; у него есть лодка», и люди будут чаще вспоминать лодку, чем имя мистера Коллинза. Затем Коэн ввел предложения, в которых объект заменялся бессмысленным словом, например: «Этого человека зовут мистер Коллинз; у него слезы. Люди могли помнить имя мистера Коллинза примерно так же часто, как его «плач».

Создание ассоциаций между именем и человеком — одна из лучших стратегий, которую люди могут использовать для более эффективного запоминания имен. Например, Гриффин предположил, что если новая знакомая представится Джой, то будет легче запомнить ее имя, заметив, что она либо чрезвычайно весела, либо иронически угрюма.

Исследование, проведенное в 1998 году в рецензируемом журнале Memory, показало, что испытуемые легче запоминали описательные имена персонажей мультфильмов, чем не описательные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *