Авторитарный, либеральный и демократический тип воспитания в семье ✅ Блог IQsha.ru
Каждый родитель хочет вырастить успешного, здорового и счастливого ребёнка. Но все мы приходим к родительству с разной степенью подготовленности. От этого зависит наш выбор стратегии отношений с малышом.
Современные взрослые живут в эпоху перемен, когда на смену устоявшимся столетиями патриархальным порядкам приходят новые. У нас есть поколения, которые росли в непростую советскую эпоху и утратили крепкие связи со своим родом. Это сильно повлияло на воспитание детей. После признания движения к коммунизму неудачным многие оказались перед выбором: как правильно растить молодое поколение и что предпочесть из множества концепций воспитания? Идеи соперничают друг с другом, а вчерашние догмы жёстко критикуются. Однако на смену им приходят уже другие тренды, которые также будут пересмотрены с течением времени.
Все новые принципы воспитания детей, равно как и и хорошо забытые традиции, укладываются в основные стили воспитания. На них не сказываются никакие социальные, политические и экономические события даже государственного масштаба.
О том, какие типы семейного воспитания бывают и как они влияют на детские судьбы, мы поговорим в этой статье.
Авторитарный стиль воспитания
Он характерен для взрослых, стремящихся навязать ребёнку свои решения в жёсткой форме. Она проявляется в способах управления: приказах, указаниях, угрозах, запретах, критике, манипуляциях, что вызывает страх, вину и стыд. При таком стиле воспитания отношения строятся на принуждении и безапелляционных указаниях в на повышенных тонах. Нет проявления ласки, сочувствия, заботы и любви.
В зоне внимания родителей только их ценности, интересы, желания. Для взрослых ребёнок абсолютно глуп, беспомощен и безволен. Его основная задача — делать только то и только так, как скажут. Детская инициатива подавляется, родители полностью контролируют поведение. Важно, чтобы малыш был исполнительным и послушным, ведь взрослый “лучше знает и плохого не посоветует”.
Если ребёнок не следует указаниям и сопротивляется, наступают санкции вплоть до физического наказания. Авторитарный стиль воспитания страшен не только результатами возможного насилия, но и последствиями морального давления.
Методы авторитарного стиля воспитания:
принуждение — подавление желаний малыша, отсутствие значимости его мнения, насильственное навязывание точки зрения взрослых;
угрозы — управление через страх от возможного наказания из-за ослушания;
критика — унижение человеческого достоинства под видом желания что-то улучшить;
игнорирование — вид морального давления, которое тяжёло переносить детям.
Авторитарностью взрослые растят удобную для себя личность, которая будет стараться “оправдать возложенные надежды”. Однако это, скорее всего, окажется одной из нескольких масок, которую прилежный воспитанник надевает для родителей. Что происходит с ребёнком вне семьи и как он ведёт себя с другими, может быть неизвестно. Нельзя исключать и возрастные кризисы, во время которых прилежное поведение может перерасти в девиантное.
Каковы последствия для детей
Авторитарный тип воспитания несёт для ребёнка много негатива. Физические наказания — только небольшая видимая часть. Гораздо хуже с последствиями морального насилия. Дети, воспитывающиеся в авторитарных условиях, часто имеют следующие черты:
Потеря индивидуальности
Сложно иметь своё мнение, если тебя заставляют жить по озвученному, единственно верному сценарию. Проблемы могут особенно обостриться в период поиска призвания, выбора будущей профессии и послешкольного образования. Часто абитуриенты поступают в вузы, выбранные родителями, устраиваются на работу, не видя в ней смысла, а затем разочаровываются в карьере. Повзрослев, таким бывшим детям психологи рекомендуют начинать вырабатывать своё мнение с простых бытовых вопросов: что мне надеть, не спрашивая мнения окружающих; куда пойти в свободный день, не читая отзывы; что мне хочется на завтрак, не ориентируясь на пищевые предпочтения членов семьи и т. п.Низкая самооценка
Робость и застенчивость, которые появились из-за критики, не способствуют активности. Дети боятся проявлять себя, они уверены в провале. Стоит ли говорить о достижении счастья, если человек изначально считает, что он его не достоин?Зависимость от чужого мнения
Вытекает из первых двух пунктов. Если ребёнок не понимает себя и заранее знает, что обречён на провал, то уверенность он ищет вовне. Ведь стержень внутри разрушен, значит надо спрашивать у взрослых, всё ли правильно он делает. Когда значимость семьи падает, эту функцию начинают выполнять другие авторитеты: друзья, лидеры, начальники и т.п.Двуличие
Милый ребёнок, гордость родителей вне домашних стен, может искать способы агрессивной самореализации. В таких случаях возможны издевательства над животными, раннее пристрастие к алкоголю, табаку и наркотикам, “лёгкие” преступления (клептомания), проституция, поиск своей жертвы и отыгрывание на ней (например, буллинг).Позиция жертвы
Противоположная манера выживания, когда проще принять роль жертвы и плыть по течению, отвергая свою ответственность за происходящее (инфантильность).Проблемы со здоровьем
Психологическое насилие не проходит бесследно. Неврозы, тревожность, ОКР, как результат воздействия на ребёнка, серьёзно отражаются на качестве его жизни.
К сожалению, многие отрицательные последствия авторитарного стиля воспитания очень отравляют жизнь выросшим детям. А они, в свою очередь, не проработав и не вырастив себя изнутри, наносят травмы уже своим детям.
Либеральный стиль воспитания детей (гипоопека)
В абсолютном проявлении гипоопека стирает грань между родителем и ребёнком, ставя их в одну плоскость. Этот стиль воспитания противоположен авторитарному. Взрослые не дают жёстких установок, не определяют конкретные рамки дозволенного, ставят во главу свободу и равенство, не соблюдают дисциплину и потакают всем желаниям и капризам детей.
Отсутствует желание или умение направлять ребёнка. Многие важные события не игнорируются, но и не проговариваются, что приводит к вседозволенности. Это можно назвать девизом такого типа воспитания.
Ребёнок предоставлен сам себе, участие взрослых минимально. Потому малыш использует все возможности для реализации своих желаний. Нет контроля, нет указаний — все свободны и равны. За это приходится платить обретением опыта, “набиванием своих шишек” или уходом от реальности.
В либеральном стиле воспитания есть следующие особенности:
Ребёнок обретает самостоятельность. Чаще всего, намного раньше необходимого и в гораздо большем объёме, чем может вынести.
Отсутствует конструктивная помощь со стороны взрослых. Реальная же помощь подменяется уходом от проблемы.
Есть доверие к родителям, уверенность, что тебя поймут и примут таким, какой ты есть. Также возможность делиться и обсуждать все беспокоящие темы. Пожалуй, единственный плюс такого типа воспитания.
Каким вырастет ребёнок при либерально-попустительском стиле семейного воспитания
Предоставленный самому себе, без ориентиров и помощи взрослых, ребёнок легко теряется в жизни. Вынести груз свободы маленькому человеку бывает сложно, что расшатывает психику. Отсутствие чётких правил, расписания и режима приводит к повышению тревожности, что может проявляться истериками.
Возможно, вы встречали обсуждения фотографии двух взрослых мужчин (папы и дедушки), которые стоят над валяющимся на полу в магазине трёхлетним ребёнком? Это пример невмешательства со стороны взрослых. Приятно, что и окружающие не делают замечаний, которые обязательно были бы в обществе с авторитарным стилем воспитания. Отсутствие границ извне может приводить вместо поиска уверенности внутри к поиску такой точки снаружи. Тогда возможны разные зависимости, что иллюзорно создают стабильность: игромания (погружение в увлекательный виртуальный мир), наркомания, алкоголизм, зависимости от коллектива или лидера мнений и т. п.
Инфантильность и безответственность проявляются нежеланием брать ответственность за свои поступки. Превращаясь во взрослых физически, морально и психологически, такие дети не расстаются с детским поведением. Нежелание жить по графику, выполнять обязанности по дому, искать заработок, переезжать от родителей, решать свои проблемы сочетаются с умением перекладывать ответственность на других.
Отсутствие эмпатии и понимания других приводит к проблемам с социализацией и дружескими отношениями. Общество не сильно любит тех, кто ярко отличается от средних представителей. При этом в гипоопекающей семье ребёнок не получал достаточной ответной реакции. И если родители многое прощают, то в социуме безответственное отношение грозит последствиями, к которым ребёнок не готов. Так рушатся планы, погибают надежда и вера, появляется разочарование в людях и в жизни.
Неверная оценка собственных сил, амбициозность, неподготовленность ко встрече с суровыми реалиями могут надолго вывести из психического равновесия. Возможно появление фобий, депрессий.
Потакание родителями детским прихотям приводит к быстрой утрате интереса и отсутствию силы воли. Частая смена целей, бросание дел на полпути, низкая концентрация внимания негативно влияют на успеваемость в школе. При этом нельзя не упомянуть о другой стороне: ребёнок, который постоянно в поиске, имеет больше шансов реализоваться и найти своё место в жизни, чем тот, кто получает указания, как ему жить.
Поэтому нельзя не упомянуть положительные стороны либерального воспитания:
Большая возможность для самореализации через понимание себя, развитие талантов.
У ребёнка не угасает интерес к познанию мира, а значит он будет успешен в узких направлениях.
Выстраивание тёплых и доверительных отношений между родителями и детьми.
Демократический стиль семейного воспитания
Демократический стиль воспитания ещё именуют авторитетным. Пожалуй, это самый благоприятный для ребёнка тип воспитания, который основан на уважении прав, признании уникальности и взращивании ответственности.
Он хорош гармоничными отношениями внутри семьи, что требует усилий от родителей. Если взрослые не готовы к изменениям, то “лучшим” для них будет авторитарный (“будет, как я скажу”) или либеральный (“делай что хочешь”) стиль воспитания. В них эмоциональные и волевые затраты привычны родителям.
При демократическом типе всё иначе. Родители понимают, что в их жизни появился ещё один человек, равный по правам и потребностям. И это означает увеличение как финансовых затрат, так и эмоциональных, физических и психологических. Откупиться деньгами не выйдет. Только всестороннее участие на всех этапах взросления.
Демократический стиль воспитания отличается такими признаками:
Уважение к ребёнку, признание его индивидуальных особенностей, интересов и желаний, взаимопонимание внутри семьи.
Наличие правил, режима и дисциплины (в противовес либеральному стилю).
Правила не насаждаются безапелляционно, как в авторитарном типе, а объясняются. Именно поэтому демократичный стиль воспитания отличается обязательными проговариваниями, объяснениями, открытыми вопросами, обсуждениями и компромиссами.Баланс наказаний и поощрений.
Личный пример взрослых — основа воспитания. Сможет ли ребёнок доверять родителям, которые поучают, но не следуют своим принципам?
Авторитетный (демократический) стиль воспитания имеет свои минусы. И эти недостатки находятся на родительской стороне. Взрослым нужно достаточно внутреннего и физического ресурса, чтобы придерживаться такого типа воспитания. Бывают ситуации, когда проще всего раздавать указания или, наоборот, пустить всё на самотёк. Поддерживать свой авторитет в глазах детей иногда бывает довольно сложно. Приходится постоянно совершенствоваться и искать ответы на неожиданные вопросы, быть готовым идти на компромисс и держать своё слово. Можно сказать, что демократический стиль воспитания всегда предполагает изменения для родителя, но не каждый к этому готов.
Каким вырастет ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания
Конечно, нельзя ответить однозначно на такой вопрос. Семейное воспитание — фундамент для становления личности. На нём выстраивается характер человека, который формируется и корректируется всю жизнь. Однако сделать общие выводы мы можем.
Жизнь по установленным правилам и соблюдение режима и дисциплины развивают волевые качества, вселяют уверенность в завтрашнем дне и снижают тревожность. Авторитет взрослого основывается не на устрашении, а на уважении. В этом принципиальное отличие от авторитарного стиля.
Позиция взрослого остаётся на руководящем уровне, но действия и поступки всегда объясняются, чтобы не оставалось недопонимания и двойных стандартов. Открытость к диалогу способствует доверительным отношениям, поэтому ребёнок понимает, что его слышат, что он значим и находится в безопасности. Баланс наказаний и поощрений формирует ответственность и осознанность. Малыш получает адекватные последствия действий, которые он мог оценить уже заранее. Минимум неожиданностей повышает уверенность.
Детская активность проявляется позитивно: ребёнок интересуется обучением, ставит цели и прилагает усилия к их достижению. Дети, вырастающие в атмосфере уважения, обладают адекватной самооценкой и могут принимать верные решения. Развитая эмпатия помогает выстраивать крепкие и здоровые отношения. Жизнь в стабильных доброжелательных условиях позволяет не убегать в зависимости и делать выбор в пользу личной безопасности и комфорта.
Психологи считают демократический тип воспитания самым благоприятным для ребёнка. При таком подходе дети вырастают независимыми, ответственными и успешными.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Опекающий стиль воспитания
Если либеральный стиль воспитания по-другому называют гипоопекой, недостаточной опекой, то опекающий стиль имеет название гиперопеки, то есть излишней. При этом типе семейного воспитания взрослые выдают свои желания за детские, а чрезмерная забота становится пугающей. Так подавляется детская индивидуальность, используются манипуляции и психологическое насилие.
Чаще всего этим “грешат” мамы и бабушки, что проявляется в:
излишних переживаниях за ребёнка. Поэтому каждый шаг подвергается контролю
запугиваниях и угрозах. Открытый диалог, компромисс и учёт мнения ребёнка отсутствуют.
дети по умолчанию считаются неспособными, неразумными неумехами. Поэтому взрослым проще лишить ребёнка активности и самостоятельности, оставив всю инициативу за собой.
ребёнок всегда находится в скованном положении, испытывает психологическое и моральное давление. Взрослые могут физически наказывать, чтобы подчинить своей воле (токсичные отношения).
Образно этот стиль можно сравнить с душной комнатой, которая обставлена всем необходимым для проживания. Но эти предметы сковывают движения, не дают сделать полный вдох. Со временем этого и не хочется, потому что воздух в помещении несвежий, спёртый, а форточку открывают чрезвычайно редко.
Каковы последствия для ребёнка
Ребёнок, сломанный любимыми взрослыми, тяжело проживает гиперопеку. Это может привести к отсутствие силы воли, неумению принимать решения и совершать обдуманные поступки. К сожалению, такая опека полностью подменяет жизненные понятия в угоду родителю. Если при авторитарном стиле воспитания у детей есть силы на бунт, шанс покинуть семью и избавиться от давления, то от гиперопеки сложно убежать в любом возрасте.
Проживая возрастные кризисы, малыш учится отделять себя от других людей, но в случае гиперопеки ему не дают таких возможностей. Так вырастает несамостоятельный человек, которому проще быть ведомым, чем инициативным. Выученная беспомощность, отсутствие мотивации, лень, инфантильность, хитрость, обман приводят к проблемам в обучении, социализации, общении, попаданию в зависимые токсичные отношения. “Маменькины сынки”, которые не умеют жить самостоятельно, вырастают именно в семьях с гиперопекой.Неудовлетворённость жизнью и отсутствие счастья в самых крайних случаях могут привести к мыслям о суициде, но излишняя привязанность к реакции взрослого не даст этому свершится. В итоге человек не может выстроить свою жизнь, вынужденно действует по чужому сценарию.
Как правило, самостоятельно, без психологической помощи, избавиться от излишней заботы бывает непросто.
Отчужденный стиль семейного воспитания
Отчуждённый стиль воспитания чаще всего наблюдается в неблагополучных семьях. Там почти отсутствует участие взрослых в жизни ребёнка, а малыш предоставлен сам себе. Хорошо, если родители обеспечивают безопасность, еду, гигиену, образование. К сожалению, нередко неблагонадёжные родители не делают даже такого. В этих случаях на защиту прав ребёнка встают социальные службы.
Чем отличается такой стиль воспитания?
Безразличие родителей к судьбе ребёнка и эмоциональная пустота.
Брошенность ребёнка, отсутствие контроля за ним.
Зависимости у членов семьи (алкоголизм, наркомания)
Каким вырастет ребёнок при отчужденном стиле семейного воспитания
Неблагополучные последствия отчуждённого типа воспитания приводят к серьёзным психологическим проблемам. Самооценка ребёнка находится на минимуме, а замкнутость и враждебность рождают тотальное недоверие к миру и агрессию. Так малыш заявляет миру о себе. Отсутствие заботы может привести к аномальным изменениям в семье, когда родители усыновляются детьми. Те вынужденно рано взрослеют, учатся, как могут, решать взрослые проблемы.
Вероятность реализовать потенциал, раскрыть таланты, прожить счастливую жизнь сводится к нулю. Часто у подростков, выросших с отстранёнными родителями, возникают проблемы с законом.
Благоприятный исход при таком стиле воспитания возможен только в результате изменения на другой. Такое происходит, например, если у ребёнка появляется заботливый опекун в виде другого родственника (бабушка, тётя и т.п.).
Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство)
Современные родители могут быть не готовы к своим обязанностям, и потому хаотично искать свой стиль воспитания, бросаясь из одного крайности в другую. Неумение договариваться (незрелость) рождает гремучую смесь из разных, иногда диаметрально противоположных методик. Это приводит к хаотичному стилю воспитания или непоследовательному руководству.
Для такого типа характерны:
импульсивные поступки вместо логичного поведения родителей;
большое количество конфликтов, ссор, скандалов. Родители не могут договориться друг с другом, нет уважения и взаимопонимания. Ребёнок часто становится свидетелем сцен выяснения отношений между взрослыми.
Каким вырастет ребёнок при хаотичном стиле воспитания
В хаосе он лишается базовой потребности в безопасности. У него нет доверия к жизни и уверенности в себе, появляется страх неизвестности, фобии. На фоне этих негативных эмоций развиваются тревожные расстройства и сопутствующие заболевания.
Недостаток стабильности и чётких норм поведения приводят к одиночеству и неспособности жить в социуме. У такого взрослого плохо с самоконтролем и ответственностью. Вместо развития волевых качеств проще обвинять всех вокруг и списывать жизненные неудачи на обстоятельства. Без умения понимать себя и свои желания, ставить и достигать цели ребёнок, выросший в хаосе, теряется. Сложности в учёбе и общении делают его замкнутым и оторванным от реальности, словно он проживает чужую жизнь.
Какими должны быть взаимоотношения с ребёнком
Качество отношений внутри семьи определяет дальнейшее развитие человека. Шесть стилей воспитания, о которых мы рассказали в этой статье, не встречаются в чистом виде. Множество самых разных причин: от психологической зрелости до опыта и традиций —влияют на выбор стиля воспитания. И взрослые несут ответственность за управление этим стилем.
Чтобы найти свой тип детского воспитания, используйте наши советы:
“Удобный” ребёнок — не лучшая цель.
Обратите внимание на развитие индивидуальных черт малыша. Да, нам приятно, когда все хвалят наших детей и нам не стыдно за них. Но жизнь не бывает только розово-ванильной. Там, где есть взлёты, будут и падения: сегодня — грамота, завтра — порванные штаны. Не бойтесь всех проявлений жизни, ведь так мы ощущаем её насыщенность. Не давите на ребёнка, не будьте диктатором, разрешите ему иметь своё мнение и учиться его высказывать и отстаивать.Интересуйтесь детской жизнью.
Не сводите семейную жизнь к двум вопросам: “Ты поел?” и “Ты в шапке?”. Забота проявляется в мелочах: положите в школьный рюкзак вкусняшку, забирая вечером из детского сада, пройдитесь необычным маршрутом и обсудите события дня, подарите какую-нибудь мелочь просто так.Задавайте больше открытых вопросов, таких, на которые нельзя дать односложный ответ. Побуждайте малыша рассуждать, проговаривайте его чувства, предлагайте альтернативы, учите рассматривать ситуацию с разных сторон. Для этого не обязательно обсуждать какой-то конфликт, можно тренироваться в игровой форме на бытовых ситуациях. Например, во дворе сидит на машине кошка. Почему она там сидит? Она греется от тёплого двигателя или на солнышке? Она сбежала из квартиры на прогулку? Она бездомная? Как может поступить хозяин автомобиля? Прогнать кошку, угостить чем-то, взять домой? Как бы ты поступил? Что бы ты при этом чувствовал?
Если детская фантазия разыграется, не обрывайте её реальностью (“кошка не может сама себе построить дом”). Пусть ребёнок сам говорит, пока ему хочется. Просто будьте рядом, слушайте его и задавайте наводящие вопросы. Учитесь иногда оставлять своё ценное мнение при себе, позволяя малышу быть активным.Определите место для свободного времени.
Составляя расписание и планируя дела, оставляйте свободные окошки для детского ничегонеделанья. Так ребёнок сможет побыть наедине с собой, отдохнуть и перезагрузиться.Критикуйте с умом.
Не вешайте ярлыков, не унижайте, не давите и не обрубайте крылья. Будьте конструктивны и уважайте ребёнка. Представьте, что на его месте ваш начальник. Какую фразу из этих вы выберете: “Ну ты тупой, я говорила, не делай так, у тебя же руки не оттуда растут! Сразу было ясно, что ничего не получится!” или “Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Давай посмотрим, в чём была ошибка, чтобы постараться больше её не повторять”.
Перфекционисты редко бывают счастливы, потому оставьте за ребёнком право на ошибку. Сюда же можно отнести переживание родителей о детских школьных успехах. Помните, довольны жизнью и успешны чаще всего троечники, а не идеалисты-отличники с тревожными расстройствами.Поддержка и позитивный настрой.
Поддерживайте ребёнка в его начинаниях и развивайте позитивное отношение к жизни. Если приходить каждый день с работы и ругать сотрудников, руководство, клиентов, соседа, правительство, сложно ожидать радостного настроя от ребёнка. Будьте готовы выслушивать нытьё про невкусную кашу, глупого приятеля, строгого учителя, неинтересное задание, контрольную с ошибками. Мы сами творим свою реальность, попробуйте потренироваться вместе.Придумайте свои ритуалы.
Не обязательно, чтобы это были строгие семейные традиции, оставляйте место для вариантов. Например, по вечерам в пятницу мы все вместе смотрим мультфильмы. Но на этой неделе в пятницу вечером родители идут в гости, поэтому просмотр мультфильма перенесём на субботу. Или каждый вечер мы читаем книжку. Сегодня мама устала, давай просто поболтаем. Расскажи, как прошёл твой день, посмотри картинки в книжке сам, а завтра мы про них прочитаем.
Только проявите силу воли. Если решили делать зарядку по утрам, будьте последовательны, не ленитесь, делайте. Перенесли обещанное мероприятие — держите слово, проведите в другой день. Исключительно собственным примером мы можем показать правильные поступки в действии. Это один из истоков уважения.Привлекайте ребёнка к домашним обязанностям.
Позволяйте ему быть самостоятельным в меру своих возможностей, хвалите за инициативу и поддерживайте. Да, по началу вы будете каждый день твердить, что кухонные приборы должны быть разложены сухими и по порядку. Да, сваренный из лука и картошки суп может оказаться далёким от привычного вкуса. Но если его посолить, уже неплохо получается, правда? Такими маленькими шагами однажды вы будете награждены вымытой посудой и вкусным ужином, пусть даже это будут сосиски с яичницей.Позволяйте ребёнку быть свободным со сверстниками.
Пусть он учится искать друзей, определять добрых, честных, непорядочных и злых людей. Приводите примеры, объясняйте, делитесь своими чувствами. Только не давите и не читайте нотаций. Помните, навыки построения социальных связей формируются годами.Расскажите про личные границы, научите некоторым приёмам и фразам для их отстаивания.
Соблюдайте личные границы ребёнка и охраняйте свои. Объясните о вреде манипуляций. Приведите примеры токсичных отношений и последствия от нахождения в них.Будьте щедры на похвалу, проявлений любви и уважения не может быть много!
Разбалованный ребёнок вырастает вовсе не от этого. Поверьте, в жизни у каждого встречается множество проблем. Пусть семья и родители станут опорой и местом силы для ребёнка вне зависимости от его возраста и статуса.
Мы будем рады, если наша статья и советы помогут вам выстроить с малышом доверительные отношения, основанные на любви и уважении.
Анастасия Барышникова,
арт-терапевт, эксперт домашнего и онлайн-обучения
4 СТИЛЯ воспитания ребенка
27 апрель 2023
Родители оказывают серьезное влияние на развитие своих детей — от простого общения и чтения литературы, до того момента, когда дети перенимают убеждения и ценности своих мам и пап. Очень важно, чтобы родители передавали своим детям хорошую базу своих полезных навыков и жизненного опыта, однако им нужно иметь ввиду то, что дети приходят в этот мир с собственным темпераментом и взглядами на жизнь, и здесь задача родителей заключается в том, чтобы обеспечить ребенку правильное взаимодействие миром, с учетом личных границ и ценностей.
Правильных методов для воспитания детей не существует
Это миф, который бытует в умах молодых родителей. Невозможно прочитать несколько книг по воспитанию детей и знать, как вырастить лидера или гения. В такой литературе не учитывается принадлежность к этносу, убеждения самого родителя, а также характер ребенка и множество других важных моментов.
«Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, никогда не преуспеет в том, чтобы сделать из него самостоятельного человека» © Дональд Винникотт, детский психолог.
Азы личности, заложенные семьей в первые годы жизни, не изменит и не заменит ни детский сад, ни школа в дальнейшем. То, что человек представляет из себя во взрослой жизни – в большей степени результат семейного воспитания. Какие стили и типы семейного воспитания создают гениев, а какие преступников?
Чтобы ответить на эти вопросы, детские психологи и выявили 4 стиля воспитания:
- Демократический
- Авторитарный
- Либеральный
- Индифферентный
Демократический стиль – в таком стиле воспитания родители ждут от ребенка высоких достижений, возлагая на него большие надежды, при этом сами родители отзывчивы и доброжелательны. Они устанавливают правила и личные границы путем открытого диалога и рассуждений.
Чаще всего такие мама и папа ласковы, поддерживают и поощряют независимость ребенка.Согласно исследованиям Дианы Баумринд, детского психолога XX века, такие дети счастливые и довольные, в будущем становятся более независимыми, лучше учатся в школе, имеют стабильную самооценку и активно взаимодействуют со сверстниками.
Авторитарный стиль – отношение взрослого к ребенку основывается на том, что ребенок не самостоятелен и нуждается в манипуляциях со стороны родителя, которые приведут к нужному результату. В таком стиле ребенок воспринимается родителем как объект воздействия, мнение которого не разделяют. Все действия ребенка основаны на страхе, за счет которого ребенок подстраивается под требования взрослого. Дети авторитарных родителей в будущем имеют заниженную самооценку, менее социализированы, получают низкие баллы в школе, склонны к психическим проблемам и употреблению запрещенных препаратов.
Либеральный стиль – отсутствие контроля за детьми, при этом, оказывая повышенную лояльность, находясь в страхе разочаровать своего ребенка. Зачастую у таких детей нет чувства самоконтроля, они не могут следовать правилам и встречают проблемы в отношениях с людьми за счет эгоцентризма.
Индифферентный стиль (не вовлеченный) – такие родители не оказывают необходимого внимания ребенку за счет своей занятости. В таких семьях каждый сам по себе. А ребенок чувствует одиночество и безразличие взрослых. В будущем это сказывается на самооценке, отсутствия контроля за эмоциями, а также появляется склонность к зависимостям и преступности.
Десятилетия исследований показало, что демократический стиль воспитания считается наиболее правильным и сбалансированным. Однако, стили воспитания не являются единственной определяющей точкой в развитии ребенка.
Также не стоит забывать, что стиль воспитания – это эмоциональный климат, в котором родители воспитывают своих детей. А родительские практики – это набор конкретных действий, которые применяют родители в воспитании детей. Учитывая стили воспитания, взрослым стоит иметь ввиду, что успех ребенка не ограничивается только одним фактором. Стоит также обращаться и к другим методикам развития, учитывая особенности своей семьи, социальной и этнической принадлежности. Чтобы подробно разобраться в методах воспитания детей для создания гармонии в семье, был создан проект ONEGE, где квалифицированные специалисты помогают создать здоровые семейные отношения, сохраняя и укрепляя семейный институт на территории РК.
Каковы различные стили воспитания?
Автор Barbara Brody
Некоторые родители ожидают, что их дети будут делать то, что они говорят, без вопросов. Другие управляют каждым аспектом жизни своего ребенка на микроуровне, пытаясь обезопасить его и настроить на успех. А третьи придерживаются непринужденного подхода, позволяя своим потомкам делать собственный выбор практически во всем.
Если вам нравится несколько из этих подходов, но ни один не кажется вам идеально подходящим, это нормально. Хотя психологи и эксперты по воспитанию детей часто пытаются классифицировать родителей по четким категориям, «я думаю, что очень немногие из нас вписываются в жесткие рамки, и люди могут колебаться между различными стилями», — говорит Джефта Таусиг, доктор философии, клинический психолог из Нью-Йорка и клинический руководитель Медицинской школы Икана в Медицинском центре Маунт-Синай. Вы можете обнаружить, что переключаетесь в зависимости от возраста вашего ребенка, его темперамента или даже времени суток.
«Когда вы просыпаетесь и полны умственной энергии, вы можете практиковать авторитетное воспитание, то есть существуют четкие правила и последствия, но когда правила нарушаются, мы можем сесть и поговорить об этом», — говорит Дженни Йип, PsyD, клинический доцент психиатрии Медицинской школы Кека Университета Южной Калифорнии и основатель Центра маленьких мыслителей в Лос-Анджелесе. «Однако по мере того, как день угасает, а ваша энергия иссякает, вы можете почувствовать себя подавленным и сказать своим детям: «Делайте все, что хотите!»
«Это снисходительное воспитание. Или вы можете быть настолько расстроены из-за того, что ребенок в десятый раз нарушил правило, что вы ведете себя как авторитарный родитель и отбираете у него все игрушки. В какой-то момент вы можете просто захотеть выпить бокал вина и спрятаться в шкафу, что означает вести себя как невнимательный родитель».
Психологи склонны сосредотачиваться на четырех ключевых стилях воспитания:
- Авторитарный
- Авторитарный
- Позволительный
- Безразличный/пренебрежительный
Эти категории появились в 1960-х годах в работе психолога развития Дайаны Баумринд, доктора философии, но до сих пор используются большинством психологов. Однако в последние годы эксперты по воспитанию придумали ряд неофициальных (и часто обсуждаемых) стилей, включая воспитание на вертолете, свободный выгул и привязанность. Вот что вы должны знать о плюсах и минусах этих различных методов.
Если вы когда-нибудь говорили своим детям что-то делать «потому что я папа [или мама]», это авторитарно. Это самый традиционный стиль, потому что родители явно несут ответственность, и ожидается, что дети будут подчиняться, несмотря ни на что.
Положительным моментом является то, что дети, чьи родители придерживаются авторитарного подхода, точно знают, где проходят границы и каковы последствия их нарушения. Это также имеет смысл в определенных обстоятельствах.
«Некоторые вещи, такие как ношение ремня безопасности в машине или шлем, когда вы садитесь на велосипед, могут не подлежать обсуждению», — говорит Таусиг. Обратной стороной, однако, является то, что «данные модели учитывают только одно направление. «Дети должны уважать родителей, но родители не обязательно должны уважать детей».
Авторитарному воспитанию также не хватает гибкости, потому что всеобщее правило гласит: «Или мой путь, или шоссе», — говорит Ип. В то время как дети могут возражать в краткосрочной перспективе, отношениям между родителями и детьми, как правило, не хватает тепла. Те, кто вырос с такими строгими правилами, могут быть более склонны к бунту, когда станут подростками. Кроме того, дети, которые видят в своих родителях хулиганов, могут обратить на это внимание и начать издеваться над своими сверстниками, говорит Ип.
Снисходительное воспитание — полная противоположность авторитарному. «Снисходительные родители хотят быть лучшим другом своего ребенка», — говорит Ип.
С другой стороны, это делает их очень заботливыми. Но слишком легкость имеет и свои недостатки. «Проблема в том, что нет никаких ограничений, — говорит она. «Если вы всегда позволяете ребенку делать все, что он хочет, он никогда не поймет, что в реальном мире у его действий есть последствия».
Снисходительное воспитание может также заставить детей делать слишком много выборов, прежде чем они будут к этому готовы. Вы, вероятно, не хотите, чтобы ваш ребенок ел два горячих мороженых с мороженым на ужин каждый вечер, говорит Таусиг, но родитель, который во всем снисходителен, вполне может позволить этому случиться.
Большинство психологов считают авторитетное воспитание промежуточным звеном между авторитарным и вседозволенным воспитанием. Исследования показывают, что это обеспечивает наилучший баланс. «Обычно это то, что оказывается наиболее удобным как для детей, так и для родителей, потому что это снижает конфликтность», — говорит Таусиг. «Дети чувствуют себя в большей безопасности, зная, где находятся границы и что они могут доверять им и полагаться на них, а родители чувствуют себя в большей безопасности, отстаивая границы». Тем не менее, тепло и гибкость также являются частью уравнения.
Авторитарные родители, в отличие от своих авторитарных коллег, применяют правила, но не без обсуждения их и причин, стоящих за ними. Дети могут вносить свой вклад и задавать вопросы, хотя последнее слово остается за ними. «Иногда правило может не иметь смысла, — говорит Ип. «Вместо того, чтобы говорить им:« Просто делайте, как я говорю », вы можете вести диалог, реагировать и проявлять гибкость».
Этот тип подобен разрешительному, за исключением воспитания. «Невовлеченные родители полностью невмешательны. Их мантра: «Делай, что хочешь; Мне действительно все равно», — говорит Ип. В то время как даже самые любящие родители могут попасть в эту категорию, когда они действительно измотаны, ни один эксперт не посоветовал бы часто выбирать этот путь.
Люди, воспитанные незаинтересованными родителями, более склонны к беспокойству и депрессии, говорит Ип. «Представьте, если бы у вас был отсутствующий родитель, который пренебрегал всеми вашими потребностями и не обеспечивал вас; вам может казаться, что вы неважны».
Вертолетное воспитание не является официальным стилем воспитания, но в последние годы ему уделяется много внимания. Как и в случае с большинством других подходов (помимо пренебрежительного), он исходит из хорошего места: родители-вертолетчики хотят защитить своих детей, сделать их счастливыми и настроить их на успех настолько плохо, что они становятся чрезмерно вовлеченными в свою жизнь.
Проблема, по словам Ипа, в том, что эти люди часто контролируют жизнь своих детей на микроуровне, выполняя для них проекты научных выставок или звоня родителям друзей, чтобы уладить конфликт. В результате их дети не учатся справляться со своими проблемами или выдерживать любые разочарования.
«Проблема чрезмерно вовлеченного воспитания в том, что оно не готовит детей к жизни в реальном мире и не придает им устойчивости, — говорит Йип. Показательно, говорит она, что более четверти молодых людей, впервые поступивших в колледж, не возвращаются в кампус на втором курсе.
Это можно рассматривать как тип разрешающего воспитания, но оно может включать в себя множество правил и указаний. «Существуют разные представления о свободном воспитании детей», — говорит Ленор Скенази, которая зарегистрировала эту фразу как товарный знак в своей книге «Дети на свободном выгуле: как вырастить безопасных, самостоятельных детей (без нервов) ».
Она определяет воспитание детей на свободном выгуле как доверие детям делать больше самостоятельно, в том числе ходить в школу без сопровождения родителей, готовить простые блюда и выяснять, как скоротать время, когда им станет скучно. «Царапина, ссора, день, когда «нечего делать» — мы не только думаем, что они могут справиться с этими вещами; мы считаем, что они становятся более стойкими, когда обнаруживают в себе находчивость», — говорит она на своем веб-сайте.
Ип говорит, что использование более невмешательства, когда ребенок готов, имеет большой смысл. «Мы больше не выпускаем детей из виду; это говорит им, что они не могут с этим справиться». Однако, если родители неверно истолковывают эту философию или применяют ее к ребенку, который не готов к большей независимости, это может привести к пренебрежению.
Родительская привязанность — термин, введенный педиатром Уильямом Сирсом, доктором медицинских наук, и Мартой Сирс, штат Нью-Йорк, означает физическую и эмоциональную гармонию с ребенком с момента его рождения. Ключевые принципы включают грудное вскармливание, ношение ребенка и совместный сон (в одной кровати или комнате). В то время как основная цель состоит в том, чтобы создать надежную связь между родителем и ребенком, многие сторонники воспитания с привязанностью говорят, что это также может повлиять на то, как вы воспитываете детей старшего возраста. Например, они могут выступать против введения строгого режима сна или принуждения детей к употреблению овощей.
Воспитание привязанности заключается в том, чтобы уделять первостепенное внимание любви и заботливой среде, что в основном хорошо, говорит Таусиг. Но есть одна загвоздка. Строгое следование этой философии часто оказывает слишком большое давление на родителей и матерей в особенности. Они могут чувствовать, что у них нет другого выбора, кроме как кормить грудью по требованию или спать вместе, даже если это сказывается на них.
С другой стороны, очень легко зайти слишком далеко, говорит Ип. Это может включать предоставление ребенку возможности выбирать, когда прекратить грудное вскармливание, даже если этому ребенку 4 или 5 лет. «В этот момент вы должны задаться вопросом, действительно ли вы делаете то, что лучше для ребенка, потому что вы можете препятствовать его социально-эмоциональному развитию», — говорит она.
На какой бы подход (или комбинацию подходов) вы ни полагались, скорее всего, у вас все в порядке, если вы помните о наилучших интересах вашего ребенка, говорит Таусиг. «Никто из нас, включая меня и моих коллег, не знает, как быть идеальным родителем».
Самые популярные
4 типа стилей воспитания и Их влияние на ребенка
Каковы 4 типа стилей воспитания?
Они основаны на работе психолога развития Дайаны Баумринд из Калифорнийского университета в Беркли в 1960-х годах. Маккоби и Мартин также внесли свой вклад, уточнив модель в 1980-х годах.
Четыре типа стилей воспитания также известны как:
- Авторитетное воспитание (демократическое)
- Авторитарное воспитание (дисциплинарное)
- Снисходительное воспитание (снисходительное)
- Пренебрежительное отношение к воспитанию детей (не вовлечённое)
Теория стилей воспитания Дианы Бомринд
Бомринд заметила, что дошкольники демонстрируют совершенно разные типы поведения. Каждый тип поведения был тесно связан с определенным типом воспитания.
Теория Баумринда утверждает, что существует тесная связь между типом стиля воспитания и поведением детей. Разные стили воспитания могут привести к разным результатам в развитии ребенка и его результатам.
Основываясь на обширных наблюдениях, интервью и анализе, она первоначально определила три стиля воспитания: авторитарное воспитание, авторитарное воспитание и снисходительное воспитание 1 .
кредит: wikipedia.comХотя Дайана Баумринд известна своей работой по классификации стилей воспитания, Маккоби и Мартин (1983) были теми, кто расширил эту модель трех стилей воспитания, используя двумерную структуру 2 .
Они добавили четвертый стиль и расширили либеральный стиль воспитания Баумринда на два разных типа воспитания: разрешающий стиль (также известный как снисходительный стиль воспитания) и пренебрежительный стиль воспитания (также известный как невовлеченный стиль воспитания).
Эти четыре стиля воспитания иногда называют стилями воспитания Дианы Баумринд или стилями воспитания Маккоби и Мартина .
В США примерно 46% родителей используют авторитарный стиль воспитания, 26% авторитарный стиль воспитания, 18% разрешающий стиль воспитания и 10% пренебрежительный стиль воспитания 3 .
Распределение среди населения относительно стабильно, за исключением того, что родители европейского происхождения примерно на 2% чаще придерживаются авторитарного стиля. Для сравнения, родители азиатско-американского происхождения на 2% чаще придерживаются авторитарного стиля.
Определение стилей воспитания и их влияние на поведение детей
Стили воспитания классифицируются по двум параметрам поведения и стилей воспитания:
Требовательность относится к степени, в которой родители контролируют поведение своего ребенка или требуют от него зрелости.
Отзывчивость относится к степени, в которой родители принимают и чувствительны к эмоциональным потребностям и потребностям развития своих детей.
Вот влияние стилей воспитания на развитие ребенка.
1. Авторитетное воспитание
Высокая требовательность. Высокая отзывчивость.
Авторитетные родители возлагают большие надежды на достижения и зрелость, но они также сердечны и отзывчивы 4 .
Эти родители устанавливают правила и обеспечивают соблюдение границ, проводя открытые обсуждения, предоставляя рекомендации и аргументируя.
Эти родители аргументируют и объясняют свои действия своим детям. Объяснения дают детям чувство осведомленности и учат их ценностям, морали и целям.
Их дисциплинарные методы конфронтационные5, то есть аргументированные, договорные, ориентированные на результат и связанные с регулированием поведения вместо принуждения.
Авторитетные родители ласковы и благосклонны. Они уважают автономию своих детей, предоставляют им много свободы и поощряют независимость.
Они также обеспечивают двустороннюю связь. Этот стиль воспитания также известен как демократический стиль воспитания 6 .
Дети авторитетных родителей
Согласно исследованию стилей воспитания, проведенному Баумриндом, дети авторитетных родителей, как правило, выглядят счастливыми и довольными.
2. Авторитарное воспитание
Высокая требовательность. Низкая отзывчивость.
Высокий уровень родительского контроля и низкий уровень родительской отзывчивости — две характеристики авторитарного стиля.
Хотя авторитарное воспитание и авторитетный стиль воспитания имеют схожие названия, у них есть несколько важных различий в убеждениях, требованиях и подходах воспитания.
В то время как оба стиля воспитания требуют высоких стандартов, авторитарные родители требуют слепого послушания, используя такие причины, как «, потому что я так сказал ». Они позволяют только одностороннее общение через строгие правила и приказы. Любые попытки урезонить их расцениваются как ответная реакция.
Авторитарный родитель — дисциплинирующий родитель.
Они считают себя авторитетными фигурами.
Они применяют суровую дисциплину и часто применяют суровые наказания, такие как телесные наказания, как способ получить контроль над поведением. Их дисциплинарные стили являются принудительными
Авторитарные родители не реагируют на потребности своего ребенка и, как правило, не заботятся о нем. Обычно они оправдывают жестокое обращение, чтобы закалить своих детей.
Дети, чьи родители придерживаются авторитарного стиля воспитания, могут быть
- Несчастливыми.
- Будьте менее независимыми.
- Выглядит неуверенно.
- Обладают низкой самооценкой.
- Демонстрация большего количества поведенческих проблем или проблем с поведением 17 .
- Больше истерик.
- Хуже в учебе.
- Имеют более низкую социальную компетентность.
- Быть более склонным к интернализации поведения и психическим проблемам 18 .
- Повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами 19 .
- Имеют худшие навыки выживания 20 .
3. Попустительское воспитание (снисходительное или снисходительное воспитание)
Низкая требовательность. Высокая отзывчивость
Снисходительные родители, также известные как пассивные родители, устанавливают очень мало родительских правил и границ и неохотно соблюдают правила.
Эти снисходительные родители приветливы и снисходительны, но они не любят отказывать или разочаровывать своих детей. Они практикуют пассивное воспитание.
Дети снисходительных родителей, как правило, имеют худшие результаты:
- Не могут следовать четким правилам.
- Ухудшился самоконтроль.
- Обладают эгоцентричными наклонностями.
- Столкнетесь с большим количеством проблем в отношениях и социальных взаимодействиях.
4. Пренебрежительное отношение к воспитанию (невовлеченное или невнимательное воспитание)
Низкая требовательность. Низкая отзывчивость.
Нерадивые родители не устанавливают жестких границ и высоких стандартов.
Они безразличны к потребностям своих детей и не участвуют в их жизни.
У этих незаинтересованных родителей могут быть психические проблемы, такие как депрессия, физическое насилие или пренебрежительное отношение к детям, когда они были детьми.
Дети нерадивых родителей:
- Более импульсивны.
- Не может саморегулировать эмоции.
- Столкнитесь с большим количеством делинквентного поведения и проблем с зависимостью.
- Имеют больше психических проблем — например, суицидальное поведение у подростков.
Какой стиль воспитания наиболее эффективен?
Десятилетия исследований в области воспитания детей показывают, что авторитетное воспитание постоянно связано с лучшими результатами у детей.
Авторитетный стиль воспитания считается психологами и психиатрами лучшим стилем воспитания.
Данная классификация стилей воспитания детей изучается более 25 лет в разных странах.
Результаты обычно соответствуют ожиданиям для каждого стиля воспитания.
Однако несоответствия и исключения в некоторых областях остаются.
Вот некоторые важные факторы, которые также могут играть роль в определении того, каким вырастет ребенок.
Культурные и этнические различияНекоторые исследования показали, что авторитетный стиль не всегда связан с лучшими школьными достижениями в семьях с разными этническими (например, азиатами, чернокожими, латиноамериканцами) и социально-экономическим статусом (например, уровнем дохода, образование родителей, число активных родителей) 21 .
Например, в ходе одного исследования исследователи обнаружили, что афроамериканские учащиеся с авторитетными родителями, но без поддержки сверстников, не добивались лучших результатов в учебе.
Что касается азиатско-американских учащихся, согласно некоторым исследованиям, они лучше успевали в школе, когда у них были авторитарные родители и поддержка сверстников 22 .
Исследование, проведенное в Испании, показало, что как снисходительный, так и авторитетный стиль воспитания связаны с положительными результатами 23 .
Темперамент ребенкаСобственное поведение детей может повлиять на выбор родителей и на результаты.
Например, дети с более чувствительным темпераментом могут восприниматься как трудные, что заставит родителей изменить свой стиль воспитания в сторону более авторитарного.
В исследовании также было обнаружено, что некоторые аспекты детского поведения, такие как общительное и агрессивное поведение, лучше коррелируют с темпераментом ребенка, чем со стилем воспитания их родителей.
Похоже, стиль воспитания — не единственный определяющий фактор в результатах ребенка.
Различия в социальном контексте и детских темпераментах также могут иметь значение.
Но стоит отметить, что, несмотря на широкую огласку, не все результаты этих исследований были успешно воспроизведены другими исследователями.
Кроме того, эти результаты также не согласуются с другими типами результатов, такими как поведение или проблемы с психическим здоровьем.
Например, в то время как некоторые исследования показали, что использование авторитарного воспитания в китайско-американском населении было связано с лучшими академическими результатами 24 , другие обнаружили, что авторитарное воспитание лучше всего предсказывает успеваемость в школе 25 .
На сегодняшний день ни одно исследование не опровергло окончательно преимущества авторитарного воспитания, в то время как многие другие постоянно демонстрировали его преимущества.
Стили воспитания и конкретные методы воспитания
Еще одним компонентом, который может повлиять на результат, является различие между стилем воспитания и практикой воспитания.
Стиль воспитания – это эмоциональный климат и контроль, в которых родители воспитывают своих детей.
Практика воспитания – это конкретные действия, которые родители применяют в своем воспитании.
Даже родители с одним и тем же стилем воспитания могут выбирать разные способы или разные подходы к внедрению конкретных видов практики воспитания детей, которые повлияют на степень результатов.
Ограничения и критика исследований по воспитанию детей
При интерпретации результатов исследований по воспитанию важно отметить, что большинство этих исследований по воспитанию детей находят только связей между стилями воспитания и результатами.
То есть результаты являются только корреляцией и не причинно-следственной связью .
Например, у теплых и отзывчивых родителей дети, как правило, имеют меньше проблем с поведением. Возникает соблазн сказать, что, таким образом, теплые и отзывчивые родители приводят к лучшему поведению детей.
Но вы можете легко перевернуть это и сказать, что дети, которые ведут себя хорошо, заставляют своих родителей быть более теплыми и отзывчивыми.
У разных детей разные темпераменты, и они, в свою очередь, могут влиять на поведение родителей.
Это исследование воспитания не говорит нам, какая из них является правильной причинно-следственной связью.
Так почему же большинство психологов и экспертов по-прежнему рекомендуют авторитетный стиль воспитания?
Одна из причин заключается в том, что существует огромное количество исследований, последовательно демонстрирующих эти связи, включая лонгитюдные исследования 26 и связанные с вмешательством 27 .
При выборе стиля воспитания родители должны учитывать свои цели воспитания и тип родителя, которым они хотят быть.
Конечной целью большинства родителей является воспитать здорового, счастливого, доброго и ответственного человека, который будет любить их и их семью, когда они вырастут. И они также хотят наслаждаться родительским опытом.
Трудно представить, что, будучи холодным и строгим (авторитарным), холодным и равнодушным (пренебрежительным) или теплым и снисходительным (снисходительным), можно достичь всех этих целей.
Какой стиль воспитания наиболее популярен в современной Америке?
Из четырех стилей воспитания Баумринда авторитетный стиль воспитания наиболее популярен в современном американском обществе.
См. также: Воспитание Монтессори
Природа против. Воспитание
Природа против воспитания — один из старейших споров в истории психологии. Какой из них важнее?
Недавнее исследование Квинслендского института мозга и Амстердамского университета VU разрешило споры о природе и воспитании. Было собрано и проанализировано 14,5 миллионов пар близнецов почти из каждого исследования близнецов, когда-либо проводившегося за последние 50 лет.0115 28 .
Исследователи обнаружили, что на поведение и черты характера человека примерно одинаково влияют генетика (природа) и окружающая среда (воспитание).
Воспитание детей — одна из самых важных составляющих среды, в которой ребенок находится с рождения. Влияние хорошего воспитания на ребенка является значительным и неоспоримым.
См. также: В каком возрасте лучше всего терять родителей , Воспитание
Другие стили воспитания
В последние годы появилось несколько новых форм воспитания, и эти идеи прекрасно описывают сегодняшние стили воспитания. Это некоторые из самых популярных общих стилей воспитания в Соединенных Штатах сегодня.
Воспитание с привязанностью
Воспитание с привязанностью — это стиль воспитания, направленный на чуткое удовлетворение эмоциональных потребностей младенцев посредством тесного физического контакта и эмоциональной настройки.
Родители создают позитивную, теплую и безопасную среду, в которой их дети могут развивать доверие и близость. Они также дают своему ребенку достаточно времени, чтобы чувствовать себя комфортно и знакомиться с миром.
В 1993 году книга Уильяма Сирса о воспитании детей с привязанностью популяризировала этот стиль воспитания. Методы воспитания, которые он рекомендует, основаны на теории привязанности, разработанной психиатром Джоном Боулби.
В парадигме стиля воспитания Баумринда воспитание привязанности делает упор на отзывчивость. Поскольку в нем основное внимание уделяется ранним годам жизни ребенка, в нем нет упоминаний о требованиях родителей.
У детей с отзывчивыми родителями, как правило, 29
- Более высокая когнитивная компетентность
- Лучшее общение
- Более здоровое социально-эмоциональное развитие
Позитивное воспитание
Позитивное воспитание направлено на позитивное развитие детей. Акцент делается на том, что ребенок делает правильно, а не на том, что он делает неправильно.
Позитивная дисциплина не включает шлепки, крики или другие формы негативной дисциплины. Вместо этого позитивные родители используют положительное подкрепление и тайм-ауты, чтобы научить детей просоциальному поведению.
Мягкое воспитание
Мягкое воспитание характеризуется добротой, сочувствием и уважением к детям. Этот стиль противоположен авторитарному воспитанию, предполагающему строгие правила и наказания.
Вместо того, чтобы наказывать своих детей, мягкие родители дисциплинируют их, позволяя им испытать естественные последствия своих действий и помогая им найти решения.
Этот стиль воспитания также отличается от разрешающего воспитания, при котором у родителей мало правил или они не соблюдают их.
Воспитание на вертолете
Воспитание на вертолете — это термин, используемый для описания чрезмерной защиты и постоянного участия родителей в своих детях.
Родитель-вертолет парит над своим ребенком, наблюдает и контролирует каждый аспект жизни своих детей и вмешивается, когда возникает проблема. Они, как правило, контролируют окружающую среду и действия, в которых участвует ребенок, заставляя их соответствовать ожиданиям родителей и в то же время лишая их возможности учиться чему-то самостоятельно.
Такой стиль воспитания часто мешает развитию ребенка и приводит к негативным результатам.
Этот стиль воспитания не подходит ни под одну из категорий Баумринда.
Родители-вертолетчики обычно нечувствительны к эмоциональным потребностям своего ребенка. Когда ребенок не оправдывает своих высоких ожиданий, эти родители бросаются ему на помощь. Поэтому такой стиль воспитания близок к авторитарному.
Дети, воспитанные чрезмерной заботой о детях, как правило, имеют
- Низкая самооценка 30
- Страх неудачи
- Повышенная вероятность развития таких расстройств, как тревога, депрессия и злоупотребление наркотиками 31
- Плохие навыки преодоления стресса 32
- Менее независимый
Воспитание тигра
Воспитание тигра — это строгий стиль воспитания. Утверждается, что это распространенный стиль воспитания среди китайско-американских семей, но исследования доказали обратное 33 .
Характеризуется очень строгим и суровым сводом правил и норм.
Родители-тигры создают очень жесткую среду, в которой у детей очень мало свободы или выбора. Эмоциональное насилие, такое как стыд и оскорбление, часто используется, чтобы заставить детей подчиниться.
Стиль воспитания тигра является примером авторитарного стиля воспитания.
У детей родителей-тигров чаще встречаются:
- Более низкая успеваемость
- Меньше чувства семейного долга
- Другие симптомы депрессии
Воспитание на свободном выгуле
Воспитание на свободном выгуле — это практика, позволяющая детям быть более независимыми, чем это позволяет традиционное воспитание. Это полная противоположность вертолетному воспитанию.
Родители, живущие на свободном выгуле, позволяют детям принимать решения и развивают сильное чувство ответственности за собственную жизнь. В домашнем хозяйстве на свободном выгуле меньше контроля, меньше надзора и больше свободы.
Дети могут исследовать окружающую среду и стать независимыми взрослыми. Они делают выбор и учатся на последствиях своего выбора.
Этот стиль воспитания подчеркивает право ребенка принимать решения и был описан как естественный стиль воспитания, при котором особое внимание уделяется самоуправлению и уважению потребностей ребенка.
Этих родителей иногда обвиняют в пренебрежительном отношении к детям в Соединенных Штатах, хотя определение детской безнадзорности достаточно расплывчато.
Согласно классификации родителей Баумринда, пренебрежительные родители холодны и невосприимчивы, у них нет никаких требований или ожиданий от своих детей.
Тем не менее, родители на свободном выгуле действительно могут быть теплыми и отзывчивыми к своим детям, но просто считают, что детям нужно предоставить больше свободы и автономии 34 .
См. также: Что делать, если родители не согласны с воспитанием детей
Скачать Типы стилей воспитания (pdf)
Ссылки
1.
Баумринд Д. Практика ухода за детьми, предшествующая трем моделям дошкольного поведения. Genet Psychol Monogr . 1967;75(1):43-88. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/6032134
2.
Maccoby EE, Martin JA. Социализация в контексте семьи: взаимодействие родителей и детей. В: Справочник по детской психологии . Социализация, личность и социальное развитие. ; 1983:.
3.
Понг Слинг, Джонстон Дж., Чен В. Авторитарное воспитание и успеваемость азиатских подростков в школе: взгляды из США и Тайваня. Международный журнал развития поведения . Опубликовано в Интернете 6 ноября 2009 г .: 62–72. дои: 10.1177/0165025409345073
4.
Дарлинг Н., Стейнберг Л. Стиль воспитания как контекст: интегративная модель. Психологический бюллетень . 1993;113(39):487-496.
5.
Баумринд Д. Различие между конфронтационными и принудительными видами родительской власти и дисциплинарными методами. Развитие человека . Опубликовано в Интернете 2012: 35-51. дои: 10.1159/000337962
6.
Микликовска М., Хурме Х. Демократия начинается дома: демократическое воспитание и поддержка подростками демократических ценностей. Европейский журнал психологии развития . Опубликовано в сети 28 июня 2011 г.: 541-557. дои: 10.1080/17405629.2011.576856
7.
Стейнберг Л., Ламборн С.Д., Дорнбуш С.М., Дарлинг Н. Влияние методов воспитания на достижения подростков: авторитетное воспитание, участие школы и поощрение к успеху. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, октябрь 1992 г .: 1266. дои: 10.2307/1131532
8.
Spera C. Обзор взаимосвязи между методами воспитания, стилями воспитания и школьной успеваемостью подростков. Educ Psychol Rev . Опубликовано в Интернете в июне 2005 г .: 125–146. doi: 10.1007/s10648-005-3950-1
9.
Нярко К. Влияние авторитетного стиля воспитания на успеваемость подростков. АСМС . Опубликовано в Интернете в сентябре 2011 г .: 278–282. doi:10.5251/ajsms.2011.2.3.278.282
10.
Стрейдж А, Брандт Т.С. Авторитетное воспитание и академическая адаптация и успех студентов. Журнал педагогической психологии . Опубликовано в Интернете 1999: 146-156. дои: 10.1037/0022-0663.91.1.146
11.
McClun LA, Merrell KW. Взаимосвязь воспринимаемых стилей воспитания, локуса ориентации на контроль и самооценки среди учащихся младших классов. Психологическое ШС . Опубликовано в Интернете в октябре 1998 г .: 381–390. https://psycnet.apa.org/record/1998-12495-009
12.
Рэнкин Уильямс Л., Дегнан К.А., Перес-Эдгар К.Е. и др. Влияние поведенческого торможения и стиля воспитания на интернализацию и экстернализацию проблем с раннего детства до подросткового возраста. J Ненормальный детский психолог . Опубликовано в Интернете 12 июня 2009 г .: 1063–1075. дои: 10.1007/s10802-009-9331-3
13.
Rothrauff TC, Cooney TM, An JS. Вспомнил стили воспитания и приспособления в среднем и позднем взрослом возрасте. Журналы геронтологии, серия B: психологические и социальные науки . Опубликовано в Интернете 1 января 2009 г .: 137–146. doi:10.1093/geronb/gbn008
14.
Ньюман К., Харрисон Л., Дашифф С., Дэвис С. Взаимосвязь между стилями воспитания и рискованным поведением в отношении здоровья подростков: интегративный обзор литературы. Rev Latino-Am Enfermagem . Опубликовано в Интернете в феврале 2008 г .: 142–150. doi:10.1590/s0104-11692008000100022
15.
Зейнали А., Шарифи Х., Энайати М., Асгари П., Паша Г. Посреднический путь между стилями воспитания, стилями привязанности и саморегуляцией при склонности подростков к зависимости. J Res Med Sci . 2011;16(9):1105-1121. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22973379
16.
Джексон С., Хенриксен Л., Фоши В.А. Индекс авторитетного воспитания: прогнозирование рискованного для здоровья поведения среди детей и подростков. Поведение в области санитарного просвещения . Опубликовано в Интернете в июне 1998 г .: 319–337. дои: 10.1177/10
1980250030717.
Smith JD, Dishion TJ, Shaw DS, Wilson MN, Winter CC, Patterson GR. Принудительный семейный процесс и раннее начало проблем с поведением в возрасте от 2 лет до поступления в школу. Дев Психопат . Опубликовано в Интернете 2 апреля 2014 г .: 917–932. doi:10.1017/s0954579414000169
18.
Мартин Г., Уэйт С. Родительская привязанность и уязвимость к подростковому самоубийству. Acta Psychiatr Scand . Опубликовано в Интернете, апрель 1994 г .: 246–254. doi:10.1111/j.1600-0447.1994.tb01509.x
19.
Баумринд Д. Влияние стиля воспитания на компетентность подростков и употребление психоактивных веществ. Журнал ранней юности . Опубликовано в Интернете, февраль 1991 г .: 56–95. дои: 10.1177/0272431691111004
20.
Wolfradt U, Hempel S, Miles JNV. Воспринимаемые стили воспитания, деперсонализация, тревога и совладающее поведение у подростков. Личность и индивидуальные различия . Опубликовано в Интернете в феврале 2003 г .: 521–532. doi:10.1016/s0191-8869(02)00092-2
21.
Стейнберг Л., Дорнбуш С. Этнические различия в достижениях подростков: экологическая перспектива. Американский психолог . 1992;47(6):723-729.
22.
Чао РК. За пределами родительского контроля и авторитарного стиля воспитания: понимание китайского воспитания через культурное понятие обучения. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, август 1994 г .: 1111. дои: 10.2307/1131308
23.
Гарсия Ф., Грасия Э. Всегда ли авторитетный стиль воспитания является оптимальным? Свидетельства испанских семей. Подростковый возраст . 2009;44(132):101.
24.
Чао РК. Воспитание матерей-иммигрантов из Китая и европейского происхождения. Журнал прикладной психологии развития . Опубликовано в Интернете, март 2000 г .: 233–248. дои: 10.1016/s0193-3973(99)00037-4
25.
Чен С., Дун Ц., Чжоу Х. Практика авторитарного и авторитарного воспитания, социальная и школьная успеваемость китайских детей. Международный журнал развития поведения . Опубликовано в Интернете, ноябрь 1997 г .: 855–873. дои: 10.1080/016502597384703
26.
Стейнберг Л., Ламборн С.Д., Дорнбуш С.М., Дарлинг Н. Влияние методов воспитания на достижения подростков: авторитетное воспитание, участие школы и поощрение к успеху. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, октябрь 1992 г .: 1266. дои: 10.2307/1131532
27.
Pratt MW, Kerig P, Cowan PA, Cowan CP. Матери и отцы, обучающие трехлетних детей: авторитетное воспитание и поддержка взрослых в обучении маленьких детей. Психология развития . Опубликовано в Интернете, ноябрь 1988 г .: 832–839. дои: 10. 1037/0012-1649.24.6.832
28.
Polderman TJC, Benyamin B, de Leeuw CA, et al. Метаанализ наследуемости человеческих черт на основе пятидесятилетних исследований близнецов. Нат Жене . Опубликовано в Интернете 18 мая 2015 г .: 702–709. дои: 10.1038/ng.3285
29.
Landry SH, Smith KE, Swank PR. Отзывчивое воспитание: создание ранних основ социальных, коммуникативных навыков и навыков самостоятельного решения проблем. Психология развития . Опубликовано в Интернете в июле 2006 г .: 627–642. дои: 10.1037/0012-1649.42.4.627
30.
Локк Дж.Ю., Кэмпбелл М.А., Кавана Д. Может ли родитель сделать слишком много для своего ребенка? Изучение профессионалами в области воспитания концепции чрезмерного воспитания. Aust j guid counts . Опубликовано в Интернете в декабре 2012 г.: 249-265. doi:10.1017/jgc.2012.29
31.
ЛеМойн Т., Бьюкенен Т. ИМЕЕТ ЛИ ВАЖНОСТЬ «ВАРЕНИЕ»? ВЕРТОЛЕТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА БЛАГОПОЛУЧИЕ.