Развитие произвольности поведения старших дошкольников | Материал (старшая, подготовительная группа):
Развитие произвольности поведения старших дошкольников
Развитие произвольности поведения – одна из центральных линий развития ребенка. Что же входит в понятие «произвольное поведение»? Под произвольным поведением нужно понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образцом (независимо от того, дан ли он в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила) и контролируемое путем сопоставления с этим образцом как эталоном.
Основной чертой произвольного поведения является его осознанность. Произвольное действие отличается от непроизвольного тем, что человек управляет им сознательно, по своей воле, знает, что, как и зачем он делает.
Если рассмотреть под этим углом зрения поведение дошкольников, станет очевидным, что очень часто они действуют неосознанно, а значит, непроизвольно. Если спросить ребенка, что он делал всего полчаса тому назад, он может пожать плечами и сказать: «Не знаю»; в лучшем случае скажет: «Играл». Он действительно не знает, не замечает, что делает. Он находится как бы внутри предметной ситуации, полностью в нее погружен, отсюда — невозможность посмотреть на себя со стороны, осознать собственные действия.
Д.Б. Эльконин выделил несколько параметров относящихся к компонентам произвольности:
1. Умение осознанно подчиняться правилу.
2. Умение ориентироваться на заданную систему требований.
3. Умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме.
4. Умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного образца.
Исследованиями в области развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста занималась и З.В.Мануйленко. Она выделила несколько ступеней в развитии произвольного поведения.
Первая ступень (3-4г.), когда детям «еще не доступен контроль за своим поведением даже на очень короткое время».
На второй ступени (4-5 лет) возникает элементарная форма контроля, которая проявляется время от времени, как бы толчками.
В 5-6 лет дети впервые начинают систематически применять некоторые приемы, чтобы не отвлекаться: смотрят вниз или в одну точку прямо перед собой и т.п.
В старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьного возраста. Н.И. Красногорский подчеркивает, что именно с 6-7 лет следует особо энергично воспитывать и дисциплинировать детей.
Использования сюжетно-ролевой игры в развитии
произвольного поведения дошкольников.
Для развития произвольного поведения необходимо вызвать у ребенка эмоциональный интерес к своей деятельности. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной сюжетно-ролевой игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
В ролевой игре в качестве опосредующего звена между ребенком и правилом поведения стоит роль. Правило, соотнесенное с ролью, осознается ребенком значительно легче, чем правило неигровой деятельности, адресованное непосредственно самому ребенку. «Вся игра находится во власти привлекательной мысли и окрашена аффективным отношением, но в ней содержатся уже все основные компоненты произвольного поведения.
В игре происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок ставит цель, принимает решение, намечает план действия, исполняет его, проявляет определенное усилие при преодолении препятствий, оценивает результат своего действия.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра дает возможность с одной стороны, поступать согласно собственным намерениям, а с другой подчиняться определенным законам, нормам, правилам, т.е. строить произвольное поведение. В подготовительных группах необходимо развивать немного ролевых игр, но в таком сочетании, которое обеспечивало бы формирование чувств и устойчивых интересов ребенка и на этой основе волевых черт его характера, и тем самым произвольного внимания.
Для поддержания игровой мотивации педагогу необходимо создавать условия для самостоятельной и творческой игры, вызывать интерес, любознательность и целеустремленность дошкольников используя для активизации сюжетно-ролевой игры дошкольника произведения художественной литературы, картины художников, кинофильмы и слайды и т.д., а также его конструктивную деятельность (лепку, рисование, изготовление поделок для последующей ролевой игры).
Влияние игр с правилами
на развитие произвольного поведения дошкольников.
Поскольку главная деятельность дошкольника — это игра, то первым шагом на пути к формированию произвольного поведения может стать совместная со взрослым игра. Но чаще всего это игра не предметная и даже не ролевая, а игра с правилом.
Особенностью игр с правилами является то, что овладение этими играми предполагает специальный подготовительный этап по усвоению правил. В сюжетно-ролевой игре нет такого этапа или особой деятельности по освоению роли и содержащихся в ней правил. Наличие подготовительного этапа в играх с правилами, на котором дети осваивают, видоизменяют и даже создают новые правила предстоящей игры, очень важно, так как деятельность детей в это время приближается по своему характеру к принципиально новой деятельности — учебной.
В каждой, даже самой простой игре есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную, импульсивную активность, ситуативность поведения.
Действуя по правилу, ребенок ведет себя произвольно и осознанно. В то же время эта произвольность достигается не по принуждению, а по доброй воле ребенка, поскольку в игре необходимость выполнения правил очевидна. Влияние игр с правилами на развитие произвольного поведения дошкольников выражается в осознании и овладении правилами действий. Первоначально включение детей в игру происходит непосредственно и эмоционально. Их привлекает возможность общения со взрослыми, игровой материал и просто двигательная активность. На этом этапе взрослый обращает внимание детей на правило игры, подсказывает, что и когда следует делать.
Осознанию правила способствуют замечания, которые дети делают друг другу в случае их нарушения по ходу игры. Контроль за действиями других создает внутреннюю готовность к выполнению тех же действий.
Когда дети начинают самостоятельно воспроизводить игры с правилами, показанные взрослым, при этом следят за соблюдением этих правил – это свидетельствует о том, что дети овладели правилом действия и могут контролировать свое поведение и поведение своих сверстников независимо от взрослого. Таким образом, игры с правилами являются эффективным средством развития произвольного поведения. При этом очень важно не принуждать детей к выполнению игровых правил, а стремиться найти условия, способствующие их реализации. Определению таких оптимальных психолого-педагогических условий организации игровой деятельности будет уделено внимание в экспериментальной части данной работы.
Особенно важна роль игры в младшем дошкольном возрасте, когда серьезные разговоры еще недоступны детям и когда они еще не могут сами ставить перед собой цели и сознательно достигать их. Если правила поведения, которые постоянно декларируют взрослые, обычно плохо усваиваются детьми, то правила игры становятся необходимым условием интересной совместной деятельности, просто и естественно входят в жизнь малышей, становятся регулятором их поведения.
Простые игры содержат ряд условий, облегчающих детям выполнение игровых правил.
Во-первых, игры обычно имеют подвижный характер. Это способствует тому, что необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения или невыполнения становится для ребенка очевидным, наглядным. Наглядность таких правил и их простота (бежать по сигналу, не переступать нарисованной на земле черты и т. п.) делают возможным даже для трехлетнего малыша контроль за их выполнением — сначала в поведении других, а потом и в собственном. Постепенно ребенок сам начинает предъявлять к себе определенные требования, причем добровольно, без нажима.
Во-вторых, естественному усвоению правил способствует то, что игровые действия осуществляются совместно. Подражание другим детям или взрослому помогает ребенку относительно быстро освоить требования игры. Детский коллектив помогает ребёнку правильно выражать свои эмоции, ведь никто не хочет дружить с плаксой или забиякой. Коллективные игры помогают научиться подчиняться правилам, действовать сообща. Ребенок учится терпеть, дожидаясь своей очереди в игре, учится контролировать себя, сравнивая свои действия с действиями других. Недаром игру называют колыбелью и школой произвольности.
И наконец, в-третьих, многие игры имеют сюжетно-образный характер, являются ролевыми, что облегчает ребенку управление своим поведением. Активность воображения дошкольников обеспечивает естественное принятие игровой роли и выполнение связанных с ней требований.
Роль взрослого в формировании произвольного поведения
Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения. Взрослый как бы приобщает ребенка к новому предмету его деятельности и сознания. В дошкольном возрасте опосредование поведения ребенка образцом взрослого эффективно происходит в игре, которую рассматривают как самостоятельную деятельность детей, возникающую и протекающую независимо от взрослого. Однако сами дети не всегда могут создать достаточно увлекательную для них игру с четким осознанным правилом и тем более выделить правило игры как предмет своей деятельности. Функцию вовлечения ребенка в игру и выделение ее правил может взять на себя только человек, уже овладевший этой деятельностью. Это могут быть старшие дети или взрослый.
Исследования Е.О.Смирновой показали, что игра с правилом становится средством развития произвольности дошкольника лишь в том случае, если взрослый является одновременно и участником и организатором игры. В роли участника взрослый мотивирует игровые действия детей. В роли организатора он вводит правило в жизнь ребенка, помогает осознать и соблюдать их. Эти роли различны и противоположны: одна предполагает эмоциональную включенность в игру, совпадение с позицией ребенка, другая – отстраненность и контроль действий детей, удержание позиции старшего, учителя. В отдельности каждая роль не может обеспечить развивающий эффект: если взрослый превращается в играющего ребенка, он не может донести правила игры; если он остается «учителем» и контролером, игра теряет свою привлекательность.
Л.С.Выготский показал, что сам ребенок, в какие бы замечательные условия его не помещали, никогда не сможет научиться управлять своим поведением. Более того, он не почувствует необходимости в этом. Все это он может научиться делать только вместе со взрослым: в общении, в совместной деятельности. Именно в отношениях ребенка и взрослого, в их общей жизни следует искать истоки произвольного поведения.
Объяснение педагогом правил — важный этап в организации игры. От того, насколько четко правила будут объяснены, зависит ее успех. В начале игры педагог наблюдает, как дети усвоили правила, и напоминает, что если они не будут выполняться, игра прервется.
Объяснение правил в разных возрастных группах проводится по-разному. В старших и подготовительных к школе группах правила становятся более сложными: не смотреть в сторону описываемого предмета, не повторять сказанного, называть только существенные признаки предмета, объединять несколько предметов одним словом и др. В играх, предназначенных для детей старших групп, увеличивается и количество правил. Воспитатель и в этих группах на первых порах следит за их выполнением. После того как воспитатель убедится в том, что все дети усвоили правила игры он может предложить им играть самостоятельно.
Основная задача педагога в развитии произвольного поведения — научить ребёнка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, «удерживать» его. Игры должны содержать в себе большие возможности для развития у детей приёмов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребёнок имеет возможность сопоставить учебные действия и их конечный результат с заданным образом.
При организации работы с детьми по формированию произвольности и саморегуляции акцент должен делаться на следующих умениях ребёнка:
-концентрировать внимание;
-доводить начатое до конца;
-контролировать свои движения;
-снимать мышечное напряжение;
-контролировать свои эмоциональные проявления;
-расширять поведенческий репертуар во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Игры на формирование произвольного поведения следует проводить при соблюдении следующих условий:
-Для развития произвольного поведения ребенка обязательным является общение со взрослым. Участие в игре взрослого, не только как организатора, но и как активного участника игры.
-Игровые действия должны осуществляются совместно с другими детьми. Подражание другим детям или взрослому помогает ребенку относительно быстро освоить требования игры.
-Сам ребенок никогда не сможет научиться управлять собой. Более того, он не почувствует необходимости в этом.
-Игры с правилами являются эффективным средством развития произвольного поведения.
Правило может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Но знание правила не всегда обеспечивают его выполнение.
-Чтобы правило было осознано, ребенок должен захотеть действовать «правильно».
-Важно не принуждать детей к выполнению игровых правил, а стремиться найти условия, способствующие их реализации.
— Все используемые игры должны быть эмоционально окрашенными и В формировании произвольного внимания могут быть использованы различные виды игр с правилами. Все они должны быть эмоционально окрашенными, обязаны содействовать воспитанию в детях волевых черт характера, активности, любознательности и целеустремленности содействовать воспитанию в детях волевых черт характера, активности, любознательности и целеустремленности
-Введение дополнительной мотивировки, которая обеспечивала бы не только успешное усвоение ребенком правил игры, но и создавало бы ситуации, в которых ребенок сам мог устанавливать правила и контролировать их выполнение.
-Условием, облегчающим детям выполнение игровых правил, является подвижный характер игры. В этом случае необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения или невыполнения становится для ребенка очевидным, наглядным.
-По возможности придавать игре сюжетно-образный характер, что облегчает ребенку управление своим поведением. Активность воображения дошкольников обеспечивает естественное принятие игровой роли и выполнение связанных с ней требований.
Развитие произвольности у детей 6-7 года
Родители часто жалуются, что ребенок невнимательный, крутится — вертится на занятиях, не дослушивает задание? Это поведение говорит о нарушении в произвольной сфере, а также о нарушении внимания.
Произвольность включает следующие умения:
- Четко осознавать необходимость подчинения конкретному правилу.
- Ориентация на выполнение заданных требований.
- Быть внимательным к говорящему, готовность выполнять задания говорящего.
- Если есть наглядный образец, уметь выполнять задание в самостоятельной деятельности.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания.
Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается естественный вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Внимание в младшем школьном возрасте становиться произвольным. Объем, устойчивость, Переключаемость и концентрация произвольного внимания к 4 классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий.
Одна из основных задач внимания в школе — это развитие самоконтроля, то есть способности контролировать свои действия, проверять результаты своей деятельности.
Произвольность также определяют как предпосылку к учебной деятельности у дошкольников. Конец дошкольного детства — это период сильных изменений в психике детей. У них начинается переход всех непосредственных процессов, включая поведение, к произвольности. Дети проявляют социальные нормы, к которым уже относятся достаточно положительно.
Дети способны сознательно и произвольно регулировать свою деятельность. Если произвольность не сформирована, то у дошкольников не возникнет желания дальнейшего школьного обучения, дети не смогут соблюдать школьные правила. У них возникнут в процессе обучения серьезные трудности.
Возраст 6-7 лет является критическим в том плане, что у дошкольников должно развиваться произвольное поведение, необходимое для обучения в дальнейшем, однако, детям еще трудно регулировать свои мотивы и побуждения.
Произвольность включает различные стороны личности ребенка. Это произвольность поведения, саморегуляции, психических процессов, в том числе внимания, памяти.
Рекомендации для родителей по развитию внимания.
Недостатки, порождаемые нарушением внимания могут быть устранены «упражнениями на внимание» в процессе специально организованной работы. Но и родители могут внести свою лепту, если будут использовать эти упражнения дома в свободной и непринужденной форме.
Для взрослых важно знать, что уже в дошкольном детстве наблюдаются индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей. Устойчивость внимания зависит от нескольких причин:
- типа нервной деятельности ребенка;
- общего состояния организма;
- эмоционального состояния ребенка;
- наличия интереса к деятельности;
- условий, в которых занимается ребенок.
Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые. В тихой и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идет оживленный разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе.
Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.
Универсальное средство организации внимания — это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция: сначала ребенку говорят все задание, а при выполнении — дают его планомерно по частям (шагам).
Давая задание ребенку, помните, что ваша инструкция должна быть конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.
Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии малыша и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.
Ребенку нужно выработать механизм «борьбы с помехами» и ориентировать его на завершение основной деятельности.
Для этого давайте ребенку такое задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка. Слова, тормозящие отвлечения детей, не должны носить негативной окраски («Не отвлекайся!», «Не смотри по сторонам!», «Не трогай машинки!»). Более удачным вариантом могут быть высказывания: «Давай закончим строчку», «Сейчас закрасим шапочку и поиг-раем», «Посмотри, тебе осталось написать две буквы!».
Развитию устойчивости внимания будет способствовать наличие у ребенка хобби, увлечения, дела, которое ему особенно интересно. Сосредоточивая свое внимание на нем, малыш будет приобретать опыт все более высокой степени концентрации внимания.
Развивая внимание детей, важно помнить, что прерывание деятельности истощает психические ресурсы ребенка.
Переключение облегчается, если взрослые расскажут малышу о том, что ему предстоит сделать, от чего следует отвлечься, когда нужно остановиться и начать новый вид деятельности.
Развивающие игры и упражнения для развития внимания.
Игра «Что изменилось?».
Развитие концентрации, объема, распределения внимания и зрительной памяти.
Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 8-10 штук) раскладывают на столе. В течение 30 секунд ребенок смотрит и запоминает расположение предметов; потом ребенок поворачивается спиной к столу, а в это время 2 -3 предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего спросим играющего: что изменилось в расположении предметов.
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.
В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает, когда называют растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.
Корректор.
Данное упражнение очень хорошо тренирует внимание.
Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, О).
Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: «В каждой строчке зачеркни букву О, а букву П – обведи в кружок». Через несколько дней дайте ребенку его же работу – пусть ее проверит сам и найдет пропуски и ошибки (поиграет в учителя)
Упражнение «Раскрась вторую половинку».
Упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок (можно листы раскраски разрезать пополам по вертикали). И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).
Упражнение «Выполни по образцу» (тренировка концентрации и произвольности внимания).
Упражнение включает в себя задание на прорисовку повторяющихся узоров по клеточкам. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т. к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
а) анализ каждого элемента узора;
б) правильное воспроизведение каждого элемента;
в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.
При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.
«Найди отличия»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Игра «Какое что бывает?».
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя. Примеры:
— Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше — дерево или дом; человек или столб.
— Что бывает длинным? (коротким) ?
— Что бывает широким (узким)? — Что бывает круглым (квадратным)?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.
Педагог-психолог ГБУ «ППЦ»
Топченко Е.В.
Меньшее подражание произвольным действиям — специфический предвестник развития черство-бесчувственных черт в раннем детстве
. 2020 июль; 61 (7): 818-825. doi: 10.1111/jcpp.13182. Epub 2020 5 января.Николас Дж. Вагнер 1 , Ребекка Уоллер 2 , Меган Флом 1 , Сэмюэл Ронфард 3 , Сьюзен Фенстермахер 4 , Кимберли Саудино 1
Принадлежности
- 1 Факультет психологии и наук о мозге, Бостонский университет, Бостон, Массачусетс, США.
- 2 Факультет психологии Пенсильванского университета, Филадельфия, Пенсильвания, США.
- 3 Факультет психологии, Университет Торонто, Торонто, Онтарио, Канада.
- 4 Факультет психологических наук, Университет Вермонта, Берлингтон, штат Вирджиния, США.
- PMID: 31903558
- PMCID: PMC7335314
- DOI: 10.1111/jcpp.13182
Николас Дж. Вагнер и соавт. J Детская психологическая психиатрия. 2020 июль
Бесплатная статья ЧВК . 2020 июль; 61 (7): 818-825. doi: 10.1111/jcpp.13182. Epub 2020 5 января.Авторы
Николас Дж. Вагнер 1 , Ребекка Уоллер 2 , Меган Флом 1 , Сэмюэл Ронфард 3 , Сьюзен Фенстермахер 4 , Кимберли Саудино 1
Принадлежности
- 1 Факультет психологии и наук о мозге, Бостонский университет, Бостон, Массачусетс, США.
- 2 Факультет психологии Пенсильванского университета, Филадельфия, Пенсильвания, США.
- 3 Факультет психологии, Университет Торонто, Торонто, Онтарио, Канада.
- 4 Факультет психологических наук, Университет Вермонта, Берлингтон, штат Вирджиния, США.
- PMID: 31903558
- PMCID: PMC7335314
- DOI: 10.1111/jcpp.13182
Абстрактный
Цель: Бессердечно-неэмоциональные (CU) черты в раннем детстве объясняют неоднородность проблем поведения и связаны с повышенным риском более поздних диагнозов деструктивных расстройств поведения в детстве и антисоциального поведения во взрослой жизни. Новые исследования указывают на нарушения аффилиативных процессов в этиологии признаков CU. В текущем исследовании проверяется, является ли имитация преднамеренных действий, не имеющих функционального значения, — поведение, которое поддерживает приобретение социальных условностей и аффилиативных связей, — специфическим предвестником развития черт CU в раннем детстве.
Методы: Данные получены из продольного исследования 628 близнецов с участием 628 детей (возраст 2 года: 47% девочек; возраст 3 года: 44,9% девочек) с наблюдениями за произвольной (т. и оппозиционно-вызывающее (ODD) поведение в возрасте 2 и 3 лет.
Полученные результаты: Более низкая произвольная имитация в возрасте 2 лет, но не инструментальная имитация, была связана с увеличением признаков CU от 2 до 3 лет (β = -0,10, p = 0,02).
Выводы: Эти результаты устанавливают ранние социальные и аффилиативные процессы в этиологии черт CU, подчеркивая, что новые персонализированные стратегии лечения и вмешательства для черт CU могут выиграть от нацеливания на эти процессы, чтобы помочь уменьшить черты CU и риск постоянных проблем поведения у детей.
Ключевые слова: Проблемы с поведением; бессердечно-бесчувственные черты; психопатология развития; социальное поведение.
© 2020 Ассоциация психического здоровья детей и подростков.
Заявление о конфликте интересов
Заявление о конфликте интересов: Конфликты не заявлены.
Цифры
Рисунок 1.
Демонстрация задачи скворечника.…
Рисунок 1.
Демонстрация задачи скворечника. Задача началась, когда тестер (а) скрутил…
Рисунок 1.Демонстрация задачи скворечника. Задача началась, когда испытатель (а) закрутил штифт и вытащил его с левой стороны скворечника (инструментальный). Затем испытуемый (б) открыл дверь (инструментальный) и (в) достал игрушечную птичку, издавая звуки и прыгающие движения вместе с птицей, прежде чем поместить ее в скворечник (произвольно).
Рисунок 2.
Демонстрация ловушки…
Рисунок 2.
Демонстрация задачи с ловушкой. Задача началась с тестера (а)…
Фигура 2.Демонстрация задачи с ловушкой. Задание началось с того, что испытуемый (а) поместил в пробирку хлопушку. Тестирующий (b) взял крекер палкой (инструментальный вариант) и сказал «раз, два, три» или постучал палочкой по столу (произвольный вариант).
Рисунок 3. Модель траектории, показывающая значительную продольную…
Рисунок 3. Модель пути, показывающая значительную продольную связь между подражанием в возрасте 2 лет и CU…
Рисунок 3. Модель пути, показывающая значительную продольную связь между подражанием в возрасте 2 лет и чертами CU в возрасте 3 лет.Примечание: модельные ковариаты (раса, пол, образование родителей, ODD в возрасте 2 лет, признаки CU в возрасте 2 лет) были исключены из рисунка; cov(ζ ODD ζ CU ), b = 0,963, β = 0,423, 9019 3 р = 0,001; cov(ζ ODD ζ CU ), b = 0,01, β = 0,12, p = 0,12; ODD = оппозиционно-вызывающее поведение; CU = бессердечный-бесчувственный.
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
- Когнитивная и аффективная эмпатия у детей с проблемами поведения: аддитивные и интерактивные эффекты бессердечно-неэмоциональных черт и симптомов расстройств аутистического спектра.
Пасалич Д.С., Даддс М.Р., Хоуз Д.Дж. Пасалич Д.С. и соавт. Психиатрия рез. 2014 30 ноября; 219(3): 625-30. doi: 10.1016/j.psychres.2014.06.025. Epub 2014 24 июня. Психиатрия рез. 2014. PMID: 25015711
- Бездушные и неэмоциональные черты у детей с деструктивным расстройством поведения: предикторы траекторий развития и подростковых результатов.
Муратори П., Лохман Дж. Э., Манфреди А., Милоне А., Ночентини А., Пизано С., Маси Г. Муратори П. и др. Психиатрия рез. 2016 28 февраля; 236:35-41. doi: 10.1016/j.psychres.2016.01.003. Epub 2016 6 января. Психиатрия рез. 2016. PMID: 26791396
- Бессердечно-бесчувственные черты детей смягчают связь между их позитивными отношениями с родителями в дошкольном возрасте и экстернализацией поведенческих проблем в раннем школьном возрасте.
Кочанска Г., Ким С., Болдт Л.Дж., Юн Д.Е. Кочанская Г. и соавт. J Детская психологическая психиатрия. 2013 ноябрь; 54 (11): 1251-60. doi: 10.1111/jcpp.12084. Epub 2013 3 мая. J Детская психологическая психиатрия. 2013. PMID: 23639120 Бесплатная статья ЧВК.
- Связь между жестоким обращением в детстве и черствостью и безэмоциональностью в юности: метаанализ.
Тодоров Дж. Дж., Дивайн Р.Т., Де Брито С.А. Тодоров Дж.Дж. и соавт. Neurosci Biobehav Rev. 2023 Mar; 146:105049. doi: 10.1016/j.neubiorev.2023.105049. Epub 2023 19 января. Neurosci Biobehav Rev. 2023. PMID: 36681371 Обзор.
- Бездушно-бесчувственные черты как конструкт перекрестных расстройств.
Herpers PC, Rommelse NN, Bons DM, Buitelaar JK, Scheepers FE. Herpers PC и др. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2012 декабрь;47(12):2045-64. doi: 10.1007/s00127-012-0513-x. Epub 2012 9 мая. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2012. PMID: 22570257 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Типы публикаций
термины MeSH
Грантовая поддержка
- MH062375/MH/NIMH NIH HHS/США
- F31 Mh214590/MH/NIMH NIH HHS/США
- HD068435/HD/NICHD NIH HHS/США
- R01 HD068435/HD/NICHD NIH HHS/США
- R01 MH062375/MH/NIMH NIH HHS/США
Новая связь между страхом, подражанием и антиобщественным поведением у детей
Почему некоторым детям сложнее понять эмоции других или почувствовать сожаление после плохого поведения? Почему некоторые действуют в одних ситуациях и ведут себя в других? Как должны вести себя взрослые в этих обстоятельствах?
Для родителей такие головоломки могут показаться неразрешимыми, однако понимание внутренней работы этих ситуаций становится все более важным, когда поведение начинает мешать ежедневному функционированию и здоровому развитию.
Две статьи психологов Ребекки Уоллер из Пенсильванского университета и Николаса Вагнера из Бостонского университета, одна из которых опубликована в журнале The Journal of Child Psychology and Psychiatry, , а другая — в Psychological Medicine , могут дать новый взгляд на ряд известных моделей поведения. как бессердечно-неэмоциональные (БЧ) черты. Исследователи обнаружили, что маленькие дети, которые проявляли меньше страха и стремления к социальным связям и которые реже занимались подражательным поведением, называемым произвольным подражанием, развивали больше черт CU, которые, как известно, позже приводят к антиобщественному поведению.
Уже хорошо известна связь между антисоциальным или агрессивным поведением и чертами БК, характеризующимися отсутствием эмпатии, чувством вины и сниженной чувствительностью к эмоциям других. Предыдущие исследования показали, что у детей с такими характеристиками чаще развивается тяжелое, стойкое антиобщественное поведение, часто выражающееся в насилии и враждебности.
На практике это означает, что ребенок «менее сострадателен, не заботится о нарушении правил, не меняет своего поведения, когда ему говорят: «Если ты сделаешь Х, случится вот что плохое»». — говорит Уоллер, доцент кафедры психологии Пенна в Школе искусств и наук и директор лаборатории эмоций, развития, окружающей среды, нейрогенетики или EDEN. «Они также с большей вероятностью будут агрессивны, чтобы получить то, что хотят, потому что не боятся последствий».
Что менее понятно, так это механизмы и процессы, которые порождают черты CU, знания, имеющие важное значение для разработки и реализации эффективных вмешательств. Уоллер и Вагнер рассмотрели две идеи: первая фокусируется на страхе и социальной принадлежности, также известной как принадлежность; второй связан с подражанием.
Бесстрашие и социальные связи
Чтобы проверить свою первую теорию, исследователи использовали данные проекта Twin Project Бостонского университета, возглавляемого профессором BU Кимберли Саудино. Во время двух двухчасовых посещений лаборатории в возрасте 3 и 5 лет дети разыгрывали несколько сценариев, например предлагали родителям «конфеты» из коробки, в которой на самом деле была чучело змеи, лопали пузыри или делили разноцветные бусинки на части. геморрой.
Анализ поведения детей показал, что менее боязливые дети, которые меньше заботились о социальных связях при первом посещении, с большей вероятностью разовьют бесчувственные и бесчувственные черты ко второму. «Бесстрашие само по себе — не единственный ингредиент, — говорит Уоллер. «Эти дети также не чувствуют в той же степени присущую им мотивацию и вознаграждение от позитивных социальных связей с другими».
Исследователи также обнаружили, что жесткое воспитание, которое включает в себя такие тактики, как крик и шлепки, усиливает бесстрашие и укрепляет связь с более поздними чертами CU.
«У родителей есть набор инструментов», — говорит Вагнер, доцент BU и директор лаборатории биоповеденческого и социально-эмоционального развития. «Если дети бесстрашны, в том числе в отношении возможного наказания, вероятность того, что жесткое воспитание усугубит риск, возрастает. Это вписывается в модель, которую уже понимают клиницисты. Для танго нужны двое; то, что дети приносят к столу, смешивается с тем, что они испытывают в окружающей среде».
Они опубликовали эти результаты в Психологическая медицина .
Бесстрашие само по себе не единственный ингредиент. Эти дети также не чувствуют в той же степени присущую им мотивацию и вознаграждение от позитивных социальных связей с другими. Ребекка Уоллер, психолог из Пенсильвании
Произвольная и функциональная имитация
Журнал детской психологии и Психиатрия , проведенный с другой группой 2- и 3-летних участников исследования близнецов BU, сравнил инструментальное и произвольное подражание. Первое означает копирование поведения, которое выполняет определенную функцию, часто для обучения навыку. Последнее означает следование чужим действиям только для того, чтобы продемонстрировать стремление к социальной связи.
«Произвольное подражание предназначено для создания связей, — говорит Вагнер, — чтобы показать другому человеку, что вы в его группе, что вы принимаете его пути, что вы можете и будете делать то же, что и они».
Для этой работы команда построила пару экспериментов. В первом дети должны были освободить чучело птицы из трудно открываемой клетки. Взрослый показал им, как это сделать, чередуя необходимые инструкции с ненужными вокализациями типа «Смотрите, это птичка!» Во время второго задания дети должны были использовать палку, чтобы освободить крекер, застрявший в середине прозрачной трубки. Опять взрослый моделировал шаги, смешивая существенные и произвольные направления.
В обоих случаях исследователи наблюдали и кодировали, какое поведение дети повторяли, а какое игнорировали.
Они обнаружили, что 2-летние дети, которые в целом занимались менее произвольной имитацией — другими словами, те, кто игнорировал больше ненужных действий, — подвергались большему риску развития черт CU позже. «Это говорит нам о том, что эти дети менее заинтересованы в установлении контактов с другими детьми или взрослыми», — говорит Вагнер. «То же самое не относится к инструментальной имитации».
Уоллер делает еще один шаг вперед. «Дело не в том, что они не способны видеть и наблюдать, как кто-то что-то делает», — говорит она. «Они просто не занимаются социальными связями; смешное, причудливое поведение после этого создаст приятный социальный момент».
Консультирование родителей
Хотя эти результаты дают важные сведения о том, почему черты CU могут привести к антиобщественному поведению, исследователи хотят прояснить, что они рассматривают общие закономерности, а не единичные случаи. «Мы не хотим пугать родителей, — говорит Уоллер. «Это не значит, что если вы заметите такое поведение один раз, у вас будут проблемы. Это часть всеобъемлющего измерения».
Они предполагают, что родители могут положительно поддерживать эти аспекты социального и эмоционального развития, искусственно создавая ситуации, например, такие, в которых происходит произвольное подражание.