МОУ СШ №6 Психолого-педагогическое сопровождение
Психолого-педагогическое сопровождение
Нормативно-правовая документация
- Годовой план работы педагога-психолога 2021-2022 учебный год
- План работы с детьми ОВЗ Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (VII вид)
- План работы психологической службы МОУ СШ №6 на 2021-2022 учебный год
- План работы службы школьной медиации 2020-2021
- Методические рекомендации психолога учителям
- Методические рекомендации психолога родителям
Психологическая служба в школе.Основные направления работы
Психологическая служба школы — специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции.
Цели и задачи психологической службы можно определить в соответствии с «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации ».
Целями службы являются:
- содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности;
- содействие в приобретении учащимися образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
- оказание помощи учащимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего в воспитании учащихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Задачи службы:
- психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
- содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся, на каждом возрастном этапе развития личности;
- формирование у учащихся способности к самоопределению и саморазвитию;
- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
- психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям учащихся;
- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье;
- содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
Основные направления работы психолога.
Работа школьного психолога традиционно организуется по следующим направлениям:
- просветительская работа;
- профилактическая работа;
- диагностическая работа;
- консультативная работа.
- коррекционно-развивающая работа;
Просветительская работа психолога в школе.
В педагогических коллективах, как и в семьях, часто случаются различные конфликты, в основе которых — психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать и пр. Поэтому практическому психологу очень важно повысить уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми.
Психологическое просвещение — это приобщение взрослых — учителей, родителей — и детей к психологическим знаниям.
Основной смысл психологического просвещения заключается в следующем:
- ознакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
- популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
- формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
- знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;
- достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.
Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр.
Профилактическая работа — вид деятельности практического психолога, направленный на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
В психопрофилактике выделяют три уровня:
I уровень — так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей.
II уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.
III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем.
Диагностическая работа психолога в школе.
Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение учащихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами учащихся.
Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:
- составление социально-психологического портрета школьника;
- определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
- выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Основные параметры диагностической работы включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.
Консультативная работа психолога в школе.
Консультативная деятельность — это оказание помощи учащимся, их родителям (законным представителям) несовершеннолетних, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Консультативная работа психолога школы проводится по следующим направлениям:
- Консультирование педагогов.
- Консультирование родителей.
- Консультирование школьников.
1. Консультирование педагогов
В организации психологического консультирования педагогов можно выделить три направления:
- Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания. Психолог может оценить, насколько полно учтены возрастные особенности учащихся, насколько адекватны механические аспекты педагогической программы технике эффективного коммуникативного воздействия.
- Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Данная форма консультативной работы помогает решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогает создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка.
- Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель — родители и др. В рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонентом отдельно, затем — совместно. Психолог помогает снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.
2. Консультирование родителей
Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации подобной работы с педагогами, может быть организовано, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказанием консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой — по инициативе психолога.
Практика работы психологов-консультантов позволяет типизировать случаи обращения родителей за психологической помощью.
- Случаи, группирующиеся вокруг проблемы плохой успеваемости: плохая успеваемость по всем или некоторым предметам; плохая память; невнимательность; неорганизованность; отсутствие желания учиться; эмоциональные срывы по поводу учебных успехов или неуспехов и др.
- Случаи, группирующиеся вокруг тревожности родителей индивидуально-личностных качеств ребенка: медлительный, утомляемый, упрямый, эгоист, агрессивный, тревожный, лживый, конфликтный и др.
- Случаи, группирующиеся вокруг особенностей межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми: необщительный, учитель предвзято относится к ребенку, плохие отношения между братьями и сестрами, непонимание ребенка родителями и др.
- Запрос по поводу выдающихся, с точки зрения родителей, способностей ребенка: как составить план индивидуальных занятий с ребенком, рассчитать посильную для него нагрузку.
3. Консультирование учащихся.
К школьному психологу обращаются учащиеся, главным образом по таким вопросам:
- взаимоотношения со взрослыми и сверстниками; самовоспитание;
- профессиональное и личностное самоопределение; культура умственного труда и поведения и т. п.
Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.
Цели коррекционно-развивающей работы с детьми определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:
- Оптимизация социальной ситуации развития.
- Развитие видов деятельности ребенка.
- Формирование возрастно-психологических новообразований.
Таким образом, коррекционная работа в школе ведется по нескольким направлениям и связана с развитием познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, развитием мотивации обучения и «комплекса произвольности», формированием учебных навыков и интеллектуальных способностей, развитием сферы межличностных отношений ребенка.
Особое внимание в психокоррекционной работе с детьми должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности, его родителям. Важной задачей консультанта являются снятие чувства тревоги у близких ребенка, опасений за него и одновременно углубление понимания его трудностей. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом.
Педагог-психолог — Лицей математики и информатики г.
СаратовПедагог – психолог
Педагог – психолог МАОУ ЛМИ – Секачева Ольга Евгеньевна
Время работы
Дни недели | Время | Мероприятия |
Понедельник Вторник Среда Четверг | 9.00 – 15.00 | Групповая и индивидуальная работа с учащимися Индивидуальные консультации детей и родителей (по предварительной записи), работа с документацией |
Пятница |
| Посещение семинаров, конференций, совещаний, круглых столов |
Годовой план работы педагога-психолога
План групповой диагностики
Номера телефонов служб, оказывающих помощь
ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ ГУЗ «САРАТОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР»
ГУЗ «Саратовский городской психоневрологический диспансер» является лечебно-профилактической, организационно-методической, консультативной медицинской организацией, оказывающей все виды специализированной психиатрической, наркологической, психотерапевтической, психологической помощи детскому и взрослому населению города.
Контакты:
75-14-00 – Телефон Доверия (круглосуточно, анонимно)
27-88-68 – Кабинет медико-психологической помощи для подростков и детей (приём ведут детский врач-психиатр, подростковый врач-психиатр, логопед и детско-подростковый психолог), адрес: г. Саратов, ул. Мичурина, д. 80.
Социально-педагогическое тестирование
Письмо КО 771 от 15.02.2019 стр.1
Письмо КО 771 от 15.02.2019 стр.2
Письмо МО 767 от 12.02.2019 стр.1
Письмо МО 767 от 12.02.2019 стр.2
Письмо МО 767 от 12.02.2019 стр.3
Приказ МО 2538 ОТ 19.12.2018 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Организация проведения и результаты социально-психологического тестирования обучающихся»
Советы психолога
Заповеди Монтессори для родителей
Как помочь ребенку успешно сдать экзамены
Какие дела можно поручить детям разного возраста
Не допустить суицида!
Правила наказаний
Подростковый кризис
Ребенок не хочет делать уроки
Ребенок и компьютер
«Ну как дела в школе»
Профориентация
Рекомендации родителям учеников начальной школы
Рекомендации родителям учеников средних и старших классов
Родителям пятиклассников
Индикаторы суицида
Надо ли заставлять ребенка заниматься летом
Подростковая лень: причины, способы борьбы
Возрастные особенности 5-классников
Как помочь ребенку преодолеть тревожность
Как помочь ребёнку с уроками
Профориентация для учащихся
Целями психологической службы лицея является:
- содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности учащихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
- содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
- оказание помощи учащимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании учащихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Задачи Службы:
- психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
- содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе развития личности;
- формирование у учащихся способности к самоопределению и саморазвитию;
- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в школе;
- психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям учащихся;
- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии учащихся;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
- участие совместно с органами управления образованием и педагогическим коллективом школы в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
- содействие распространению и внедрению в практику школы достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
- содействие в обеспечении деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
Основные направления работы психолога в лицее организуется по следующим направлениям:
- диагностическая работа;
- коррекционно-развивающая работа;
- консультативно-просветительская работа;
Диагностическая работа психолога в школе
Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение учащихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится как индивидуально, так и с группами учащихся.
Диагностическая работа психолога в лицее преследует решение следующих задач:
- составление социально-психологического портрета школьника;
- определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
- выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Коррекционно-развивающая работа психолога в школе
Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности.
Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с
Поскольку понятие психологической коррекции тесно связано с понятием нормы психического развития (при этом понятие нормы зачастую трактуется исследователями по-разному), то при осуществлении коррекционной работы реализуются две основные стратегии:
- Реализация коррекции как приведения к усредненной норме, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех «универсальной» психотехнологии;
- Оказание психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и в целом на уникальность
Консультативно-просветительская работа психолога в школе
Консультативная работа психолога лицея проводится по следующим направлениям:
- Консультирование и просвещение педагогов.
- Консультирование и просвещение родителей.
- Консультирование и просвещение школьников.
Консультирование проходит в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.
Памятка родителям:«Ваше внимание к ребенку сможет уберечь от беды». За незаконный оборот наркотиков установлена ответственность.
Памятка родителям о профилактике кризисных состояний-1Скачать
Памятка родителям о профилактике кризисных состояний-2Скачать
Руководство про буллинг. ПодросткиСкачать
Руководство про буллинг. РодителиСкачать
Чем занимается школьный психолог?
Любой учащийся, желающий специализироваться в области психологии, должен подумать о школьной психологии. Хотя школьная психология не так распространена, как другие отрасли психологии, она неуклонно растет с тех пор, как в 1969 году была создана Национальная ассоциация школьных психологов (NASP).
Школьная психология происходит непосредственно от функциональной психологии, отрасли психологии, которая фокусируется на цели человеческого поведения.
В этой статье рассказывается, как стать школьным психологом, чем занимается школьный психолог, школьными степенями по психологии и возможностями трудоустройства для тех, кто работает в этой области.
Что такое школьная психология?
Школьная психология – это область изучения и профессиональной деятельности, направленная на развитие и воспитание детей, а также на удовлетворение психологических потребностей ребенка в школьной среде.
Школьная психология тесно связана с функциональной психологией, клинической психологией, развитием ребенка и специальным образованием. Он выходит за рамки базовой психологии, ориентируясь на поведение детей, их развитие, обучение и психическое здоровье.
Школьная психология направлена на то, чтобы помочь детям преуспеть в школе как интеллектуально, так и эмоционально. Школьные психологи обучены работать с учителями, родителями и школьной администрацией, чтобы создать безопасную, стабильную и благоприятную среду для обучения детей.
Чем занимается школьный психолог?
Школьные психологи сотрудничают с администраторами и учителями, чтобы создать наилучшие условия обучения для учащихся. Они выявляют учащихся с поведенческими проблемами, отклонениями в развитии и другими препятствиями в обучении, которые могут вызвать академические трудности. Затем школьные психологи помогут этим ученикам справиться с этими трудностями обучения.
Школьные психологи могут работать с учащимися как индивидуально, так и в группах. Им также поручено предоставить родителям решения и рекомендации по решению любых проблем, которые могут повлиять на обучение учащихся дома.
Национальная ассоциация школьных психологов описывает десять областей, в которых школьные психологи предоставляют услуги. Вот эти десять областей:
- Принятие решений и подотчетность на основе данных
- Консультации и сотрудничество
- Учебная и интервенционная поддержка для развития академических навыков
- Вмешательства и услуги по охране психического здоровья для развития социальных и жизненных навыков
- Общешкольные методы содействия обучению
- Услуги по профилактике и реагированию
- Услуги сотрудничества семьи и школы
- Разнообразие в развитии и обучении
- Исследования и оценка программ
- Юридическая, этическая и профессиональная практика
Какие вакансии школьного психолога доступны?
По данным Бюро статистики труда, занятость школьных психологов, по прогнозам, вырастет на 14 процентов с 2016 по 2026 год.
Школьные психологи работают в самых разных образовательных учреждениях. К ним относятся:
- Дошкольные учреждения и начальные школы
- Средние школы
- Колледжи и университеты
- Частные или государственные учреждения
- Социальные службы
Школьные психологи также могут стать частными консультантами для семей, особенно если они имеют докторскую степень в этой области. Вы также можете найти школьных психологов в больницах, государственных учреждениях и частных клиниках.
Школьные психологические программы и степени
Для получения Psy.D требуется максимум четыре года. в школьной психологии или Ed.S. в школьной психологии, с вариантами, доступными для программ полного или неполного рабочего дня.
Если вы заинтересованы в получении степени в области школьной психологии, подумайте о Чикагской школе. Наши выпускники входят в состав рабочей силы как лидеры в своей области и вносят огромный вклад в сообщества, школы, семьи и детей, которые в них нуждаются.
Узнать больше о школьной психологии
Чтобы узнать больше о наших школьных программах психологии, посетите нашу страницу программы или заполните форму ниже, чтобы запросить дополнительную информацию.
Примечание: для этого контента требуется JavaScript.Школьные психологи помогают детям и молодежи преуспеть в учебе, в обществе, в поведении и в эмоциональном плане. Они сотрудничают с педагогами, родителями и другими специалистами, чтобы создать безопасную, здоровую и благоприятную среду обучения, которая укрепляет связи между домом, школой и сообществом для всех учащихся. Школьные психологи имеют высокую квалификацию как в области психологии, так и в области образования, завершив как минимум программу получения степени специалиста (не менее 60 часов семестра для выпускников), которая включает годовую стажировку под наблюдением. В этом обучении особое внимание уделяется подготовке в области психического здоровья и образовательным вмешательствам, развитию ребенка, обучению, поведению, мотивации, учебной программе и обучению, оценке, консультациям, сотрудничеству, школьному праву и системам. Школьные психологи должны быть сертифицированы и/или лицензированы государством, в котором они работают. Они также могут быть сертифицированы Национальным советом по сертификации школьной психологии (NSPCB) на национальном уровне. Национальная ассоциация школьных психологов устанавливает этические стандарты и стандарты обучения для практики и предоставления услуг. ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ ШКОЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ?Работа школьных психологов с учениками Кому:
Школьные психологи работают с учащимися и их семьями Кому:
Работа школьных психологов с учителями Кому:
Работа школьных психологов с администраторами Кому:
Школьные психологи работают с общественными организациями Кому:
ГДЕ РАБОТАЮТ ШКОЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ Большинство школьных психологов работают в школах. Тем не менее, они могут практиковаться в различных условиях, в том числе:
КАК ШКОЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ МЕНЯЮТ ШКОЛУ?Все дети и подростки время от времени сталкиваются с проблемами. Они могут:
Школьные психологи помогают детям, родителям, учителям и членам сообщества понять и решить эти проблемы. Ниже приведены примеры того, как школьные психологи меняют ситуацию. Помощь учащимся с трудностями в обучении Помощь учащимся в преодолении семейных и жизненных стрессов Учитель заметил, что Карла, способная ученица, перестала участвовать в обсуждениях в классе и с трудом концентрирует внимание. Школьного психолога попросили выяснить, почему поведение Карлы так сильно изменилось. |