Различные проявления бессознательного в творчестве
13.05.2020
С самого начала изучения творчества оно связывалось с бессознательной работой психики (интуицией). Еще знаменитый немецкий ученый Г. Гельмгольц (1866) обратил внимание на то, что в некоторых случаях «суждение. истекает не из сознательного логического построения, хотя, в сущности, умственный процесс при этом тот же. Этот последний род индукции, который не может быть приведен до совершенной формы логического заключения, играет в человеческой жизни весьма обширную роль. В противоположность логической индукции можно было бы этот род индукции назвать художественным» (с. 18-19).
Возможны ли законы, описывающие творчество? Если мы понимаем творчество как процесс, результат которого невыводим из исходного состояния, то кажется, что на этот вопрос следует дать скорее отрицательный ответ. Если законом могут быть описаны детерминированные процессы, то есть ли шанс описать с помощью законов творчество, недетерминированное предпосылками?
. Существуют аргументы в пользу той точки зрения, что человеческое творчество тоже должно быть описано как сочетание общей детерминированной направленности и случайного, аналогичного мутации в теории эволюции. Для аргументации в пользу этой точки зрения будет рассмотрена проблема роли бессознательного в творчестве, выявляемая в самоотчетах творческих людей о процессах их творчества. Что же существует такого в бессознательном, что делает его преимущественно важным в творчестве?
Ответ, который может быть предложен, заключается в том, что сознание связано с упорядоченностью, а бессознательное — с хаосом. Сознательные процессы выступают в качестве упорядоченной силы, задающей направление развитию знаний, а момент возникновения нового, близкий по своей сути биологическому понятию мутации, оказывается лишенным сознательного контроля.
Осознание появляется там, где наши знания и схемы действия хорошо структурированы. В поле нашего сознания попадают такие элементы нашей мысли, которые мы связываем для достижения цели.
Осознанный уровень не допускает мутаций, он связан с сохранением и гармонизацией. Сознание, вернее мыслительные процессы, попадающие в поле сознания, возможно, выполняют консервативную функцию. Они служат применению готовых способов решения задач к относительно новым ситуациям.Ушаков Д. В., 2007, с. 262.
Ч. Ломброзо (2006) описывает многочисленные случаи подсознательной работы мозга в состоянии сна или состоянии бодрствования, близком ко сну: «Беттинелли называет поэтическое творчество сном с открытыми глазами, без потери сознания, и это, пожалуй, справедливо, так как многие поэты диктовали свои стихи в состоянии, похожем на сон. Гёте тоже говорит, что. он сам сочинял многие из своих песен, находясь как бы в припадке сомнамбулизма. Клопшток сознается, что, когда он писал свою поэму, вдохновение часто являлось к нему во время сна. Во сне Вольтер задумал одну из песен Генриады, Сардини — теорию игры на флажолете, а Секендорф — свою прелестную песню о Фантазии.
Проблема бессознательного в творчестве занимает в настоящее время во многих науках (психологии, искусствознании, литературоведении, нейрофизиологии и пр.) большое место. Высказывается даже точка зрения, что без проявления бессознательного творчество невозможно. Более того, в отношении художественного творчества утверждается, что если художник способен вербализовать замысел своего произведения, определить его смысл, т. е. осознать его, — тем самым он это произведение либо разрушает (если осознание замысла произошло еще в процессе формирования образа), либо выявляет (если произведение уже создано) его фальшивую «псевдохудожественную» природу (Frolich, 1966).
«Роль бессознательной работы в математических открытиях кажется мне неоспоримой, — говорил известный математик Пуанкаре. — Часто, когда человек работает над каким-нибудь трудным вопросом, он в первое время, принявшись за работу, не достигает ничего. Потом он отдыхает и снова садится за стол. В течение первого получаса он еще ничего не находит, но потом решающая идея сразу приходит ему в голову. Мы могли бы сказать, что сознательная работа оказалась более плодотворной потому, что она была прервана и отдых восстановил силу и свежесть ума. Но более вероятно, что отдых был заполнен бессознательной работой. Она невозможна или в некоторых случаях неплодотворна, если ей не предшествовал и за ней не следовал период сознательной работы».
Начиная чуть ли не с Архимеда (а это одно из первых научных открытий, о котором мы имеем «психологический отчет») все ученые подтверждают, что плодотворная мысль прежде, чем родиться, какое-то время вызревает, вынашивается без видимой работы ума.
Сапарина Е. В., 1967, с. 159.
М. Арнаудов (1970) отмечает, что многие поэты и художники подчеркивали бессознательную активность духа в творческом процессе.
Можно привести некоторые наиболее характерные высказывания. А. де Виньи: «Я свою книгу не делаю, она сама делается. Она зреет и растет в моей голове как великий плод»; В. Гюго: «Бог диктовал, а я писал»; блаженный Августин: «Я не сам думаю, мои мысли думают за меня»; Микеланджело: «Если мой тяжелый молот придает твердым скалам то один, то другой вид, то его приводит в движение рука, которая держит его, направляет и руководит им: он действует под давлением посторонней силы» и т. д.
В момент творчества, непроизвольной активности психики, человек совершенно не способен управлять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания. Художник бессилен восполнить пробелы творческой фантазии. Образы зарождаются и исчезают спонтанно, борются с первичным замыслом художника (рационально созданным планом произведения), более яркие и динамичные образы вытесняют из сознания менее яркие. То есть сознание становится пассивным экраном, на который человеческое бессознательное отображает себя.
Творец всегда испытывает замешательство при попытках объяснить причину, источник своих фантазий. С. О. Грузенберг (1923) выделяет несколько вариантов объяснения художниками творческой одержимости.
Наиболее распространены «божественная» и «демоническая» версии атрибуции причины творчества. Причем художники и писатели принимали эти версии в зависимости от своего мировоззрения. Если Байрон полагал, что в человека вселяется «демон», то Микеланджело полагал, что его рукой водит Бог: «Хорошая картина приближается к Богу и сливается с ним».
Следствием этого является тенденция, наблюдаемая у многих художников, к отречению от авторства. Поскольку писал не я, а Бог, дьявол, дух, «внутренний голос» (у П. И. Чайковского), то творец осознает себя, как, например, Моцарт, инструментом посторонней силы: «Я тут ни при чем».
Я. Парандовский на основе анализа многочисленных случаев утверждает: «Есть писатели, для которых изданная книга как бы перестает существовать».
Дружинин В. Н., 1999, с. 162.
Для меня не подлежит сомнению, что наше мышление протекает в основном минуя символы (слова) и к тому же бессознательно.
Эйнштейн А., 1965, с. 133.
В бессознательном находится проблема, о которой сознание и не знало. Иванов М. В., 2001, с. 117.
Наличие в творчестве бессознательного привело К. Юнга (1994) к выделению двух типов творческого процесса — интровертированного и экстравертированного. Интроверти-рованный тип творчества связан с бессознательными доминантами и функционированием автономного творческого комплекса в структуре творческой личности. Вследствие этого интровертированная творческая личность пассивна, она лишь проводник бессознательных энергетических сил, а результат творчества (художественное произведение, научное открытие) — саморазвивающаяся, самотворящая автономная система. Этот тип характерен для художественной сферы творчества.
Экстравертированный тип творчества ориентирован на сознательно сформулированный замысел, поэтому творческая личность выступает в роли активного деятеля, субъекта творчества, осознанно работающего с материалом. Этот тип характерен для научной сферы творчества.
Еще… в 1893 г. писатель П. Д. Боборыкин прочитал в Русском психологическом обществе реферат «Формулы и термины прекрасного», основным содержанием которого было утверждение решающей роли бессознательного в художественном творчестве. Интересно напомнить, что тогда же с решительными возражениями выступил по поводу положений Боборыкина известный русский психолог и психиатр С.
С. Корсаков. Признавая немалое значение механизмов бессознательного в творческом процессе художника, Корсаков, однако, прибавлял, что они действуют «не помимо сознания», что бессознательное проходит через сознание и контролируется им. В соответствии с традициями материалистического понимания психических процессов Корсаков характеризовал художественное творчество как проявление сознательной деятельности по преимуществу.
Зись А. Я., 1988, с. 28.
Выделяют также три формы неосознанной творческой активности мозга — надсознание, подсознание и предсознание.
- Надсознание (или, по определению К. С. Станиславского, сверхсознательное) — не поддающийся волевому контролю уровень психической активности человека при решении им творческих задач. По К. С. Станиславскому — это высший этап творческого процесса, который П. В. Симонов (1993) понимал как механизм творческой интуиции, благодаря которому происходит рекомбинация прежних впечатлений.
- Подсознание включает в себя неосознанные побудители творческой активности и неосознанные регуляторы способов выполнения действий (операционные установки, стереотипы, автоматизмы).
- Предсознание — промежуточное звено между сознанием и бессознательным человека, отражающее «назревшие тенденции», или, как писал Л. С. Выготский, это «не мысль, а ее интонация».
Художник может вполне сознательно и преднамеренно стремиться придать своему произведению определенную форму, следуя неким канонам, правилам, приемам, манере. Но все равно в конечном результате он сам не сможет, скорее всего, объяснить, почему выбрал то, а не иное слово, почему рука его так, а не иначе провела линию, положила мазок, а глаз выбрал те, а не иные пропорции. Это совершается интуитивно. Это свершение — тайна творчества и загадка таланта. Так стоит ли пытаться анализировать, если талант все равно неизбежно сделает свое дело, а отсутствие дара не заменить никакими теоретическими изысканиями и рекомендациями?
Попов П., 1998, с. 230.
Ключевые слова: Бессознательное, Творчество
Источник: Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Материалы по теме |
---|
Интуиция — феномен бессознательного в творческом процессе Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Творчество в педагогической деятельности Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций |
Какую деятельность следует считать творческой Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Творческий потенциал человека Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Психология творческого кризиса Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб… |
Творческое воображение Теплов Б.М., Психология |
Теории творчества (зачем и откуда оно появилось) Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Связь одаренности со склонностью к определенному виду творческой деятельности Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Глава 3 Бессознательное и творчество.
Интуиция. Психология творчества, креативности, одаренности Глава 3 Бессознательное и творчество. Интуиция. Психология творчества, креативности, одаренностиВикиЧтение
Психология творчества, креативности, одаренности
Ильин Евгений Павлович
Содержание
Глава 3 Бессознательное и творчество. Интуиция
3.1. Различные проявления бессознательного в творчестве
С самого начала изучения творчества оно связывалось с бессознательной работой психики (интуицией). Еще знаменитый немецкий ученый Г. Гельмгольц (1866) обратил внимание на то, что в некоторых случаях «суждение. истекает не из сознательного логического построения, хотя, в сущности, умственный процесс при этом тот же. Этот последний род индукции, который не может быть приведен до совершенной формы логического заключения, играет в человеческой жизни весьма обширную роль. В противоположность логической индукции можно было бы этот род индукции назвать художественным» (с. 18–19).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Повседневное творчество / преднамеренное творчество
Повседневное творчество / преднамеренное творчество … Различают два обширных и обособленных способа применения творчества. Во-первых, оно может быть обычным атрибутом любого действия, связанного с мышлением, и применяться практически в любой ситуации естественно, без
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ Лучшие и прекраснейшие вещи в мире нельзя увидеть, к ним нельзя лаже прикоснуться. Их нужно чувствовать сердцем. X. Келлер Когда Джеки Ларсен однажды утром 2001 г. вышла из церкви в своем городе Гран-Мараис, в штате Миннесота, она встретилась с
ГЛАВА 6 ИНТУИЦИЯ О РЕАЛЬНОСТИ
ГЛАВА 6 ИНТУИЦИЯ О РЕАЛЬНОСТИ Величайшее препятствие на пути к открытию — не невежество, а иллюзия знания. Д. Бурстин, библиотекарь Конгресса в 1984 г. Давайте начнем с еще одной небольшой проверки интуиции. Быстро и не задумываясь проверьте некоторые предположения своего
ГЛАВА 9 КЛИНИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ
ГЛАВА 9 КЛИНИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ Истинная цель научного метода заключается в том, чтобы удостовериться, что природа не ввела вас в заблуждение, что вы знаете то, что на самом деле не знаете. Р. Пирсиг. Дзен и искусство езды на мотоцикл? Комиссия по условно-досрочному
ГЛАВА 10 ИНТУИЦИЯ ИНТЕРВЬЮЕРА
ГЛАВА 10 ИНТУИЦИЯ ИНТЕРВЬЮЕРА Наука — это великое противоядие от яда энтузиазма и суеверий. А. Смит. Здоровье нации Как может подтвердить любой человек, проводящий интервью при приеме на работу, впечатление формируется очень быстро. К тому моменту, когда кандидат
ГЛАВА 11 ИНТУИЦИЯ И РИСК
ГЛАВА 11 ИНТУИЦИЯ И РИСК Это выглядит так, как если бы мы неистово карали за незначительные проступки и одновременно приглашали серийных убийц в собственную спальню. К. Коул. Вселенная и чайная чашка Настал момент дать еще один шанс вашей интуиции указать вам на истину.1.
Глава 1. Что такое интуиция? Интуиция на различных этапах истории человечества
Глава 1. Что такое интуиция? Интуиция на различных этапах истории человечества На заре истории человечества проблема выживания ставилась непосредственно. Надо было заботиться о пропитании, защищаться от диких зверей, от врагов, от непогоды. Жизнь поддерживалась
ГЛАВА 5. ИНТУИЦИЯ. ЧУТЬЕ
ГЛАВА 5. ИНТУИЦИЯ. ЧУТЬЕ Человек видит, слышит, обоняет, ощущает – в общем, воспринимает неизмеримо больше, чем отражается в его сознании. Это наглядно подтверждает эффект 25-го кадра. Вкратце его можно описать так. Если проходящие друг за другом 24 кадра в секунду
Глава 3 Творчество – не проблема, решение проблем – не творчество
Глава 3 Творчество – не проблема, решение проблем – не творчество Между творчеством и решением проблем есть одно существенное отличие. Решать проблемы означает уничтожать их, а творить – означает привносить в мир нечто новое. Как правило, нас учат решать проблемы,
Глава 14 Интуиция
Глава 14 Интуиция Одно из наиболее кратких определений интуиции гласит, что это чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на воображении, предшествующем опыте и эмпатии (т. е. сопереживании, умении поставить
Глава 14 Интуиция
Глава 14 Интуиция Одно из наиболее кратких определений интуиции гласит, что это чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на воображении, предшествующем опыте и эмпатии (т.е. сопереживании, умении поставить себя
Глава 13 ИНТУИЦИЯ
Глава 13 ИНТУИЦИЯ Интуиция поднимается из самых глубин человеческого сердца. Она обладает двумя аспектами: один зависит от внешнего впечатления, другой независим от любого внешнего воздействия; первый называется впечатлением, а второй интуицией. Интуиция — это тонкое
Глава 5 Интуиция
Глава 5 Интуиция Когда сознаньем ты увидишь все, что в мире, Когда услышишь сердцем каждый звук, Настанет эра, величайшая по силе, Вселенная чудес откроется вокруг. Что мы имеем в виду В настоящей книге под словом «интуиция» подразумевается довольно широкий круг
Тайна бессознательного в творчестве
Существует давняя вера в бессознательный источник творчества. Бессознательное, вызываемое чаще в связи с творчеством, чем почти с любым другим человеческим действием или опытом, считается ответственным за таинственные вспышки среди ясного неба, вспышки озарения, пробуждение ото сна с уже сформированными идеями и высвобождающие энергию измененные состояния сознания. Кроме того, творческие письма и произведения искусства кажутся наполненными бессознательным содержанием. Идея о том, что творчество возникает из бессознательных источников, настолько укоренилась, что исследователи, которые представляют доказательства существования сознательных факторов, делают это на свой страх и риск; они рискуют быть сразу отвергнутыми как профессионалами, так и неспециалистами.
Вера в бессознательные корни творчества упорна и обманчива. Поскольку творчество бессознательно, его сторонники часто также говорят, что оно не может быть объяснено или адекватно понято. Эта идея имеет долгую и почти священную историю. Оно восходит к философу Платону, который заложил основу в следующих замечаниях к поэту Иону:
Ибо поэт есть легкая, крылатая и святая вещь, и нет в нем изобретения, пока он не вдохновлен и не вышел его чувств и ума больше нет в нем; когда он не достиг этого состояния, он бессилен и не может произносить свои оракулы. Много благородных слов говорят поэты о поступках людей; но подобно тебе [Иону], говоря о Гомере, они не говорят о них никакими правилами искусства: они просто вдохновлены произнести то, к чему побуждает их Муза, и то только; и по вдохновению один из них сочинит дифирамбы, другой — хвалебные гимны, иной — хоровые напевы, иной эпические или ямбические стихи, — и кто хорош в одном, тот не хорош ни в каком другом стихе: ибо не искусством делает поэт поют, но силой божественной. Если бы он учился правилам искусства, он умел бы говорить не только об одной теме, но обо всех; и поэтому Бог забирает умы поэтов и использует их как своих служителей, как Он также использует прорицателей и святых пророков, чтобы мы, слушая их, могли знать, что они говорят не от себя, произнося эти бесценные слова в состоянии бессознательности, но что сам Бог является говорящим, и что через них он разговаривает с нами. (Платон, 1924а)
Я не хочу сказать, что в этом отрывке Платон сформулировал понятие бессознательного или что он считал корни творчества лежащими в каком-то особом аспекте человеческого разума. Наоборот, он явно считал творчество сверхъестественным или божественным по происхождению, а в другом месте прямо заявил, что творчество художника было результатом «божественного безумия». (Платон, 1924b) При творческом творчестве собственные чувства художника не несли прямой ответственности за продукт, и, следовательно, творческий процесс был вопросом пребывания вне ума и лишения своих чувств. Такой акцент на кажущемся одержимом аспекте творческой деятельности был основой для давней традиции, ссылающейся как на безумие, так и на сверхчеловеческие или внешние источники творчества. С одной стороны, она продолжила и поддержала классическую идею вдохновения музы, а с другой, сегодня она достигла кульминации в психологическом акценте на бессознательном аспекте разума: идеи, вдохновленные внешним источником самого творца, они были расположены внутри творца как еще один аспект его разума. Хотя идея творчества, возникающего из бессознательного, не совпадает с платоновским понятием безумия, она поднимает много проблем. Современная концепция бессознательного прежде всего связана с психоанализом и Зигмундом Фрейдом (также К.Г. Юнг, «Коллективное бессознательное»).
Психоаналитики выдвинули идею о том, что бессознательное и его оперантный первичный процесс мышления (нелогический и не ориентированный на реальность) играют значительную роль в творчестве. Обращаясь к великим произведениям искусства, чтобы подтвердить выводы о психологических процессах, полученные в результате работы с пациентами, психоаналитики давно интересовались очевидными проявлениями бессознательного и первичными процессами в произведениях литературы и изобразительного искусства. В своем первоначальном изложении своей краеугольной концепции Эдипова комплекса Фрейд обратился за иллюстрацией и поддержкой к великой пьесе Шекспира «Гамлет». Ссылаясь на неспособность Гамлета действовать против своего дяди-отчима, а также на напряженные отношения между Гамлетом и его матерью Гертрудой, Фрейд предположил, что бессознательные кровосмесительные чувства к Гертруде и убийственные чувства к его настоящему отцу могут объяснить сомнения и мучения Гамлета. После этого и других художественных анализов Фрейда многие другие психоаналитики пытались описать бесчисленное множество случаев бессознательных явлений в произведениях искусства. Из-за кажущейся универсальности этих случаев творческие художники считались особенно чувствительными к своим собственным бессознательным процессам, и считалось, что эти процессы играют решающую роль в художественном творчестве. Собственные свидетельства художников также укрепили эти соображения. Неоднократно художники всех типов сообщают, что они не могут проследить этапы достижения своих выдающихся идей и что такие идеи, кажется, вторгаются в их сознание без предупреждения или подготовки. Во многих случаях говорят, что важные идеи возникают, когда художник не работает непосредственно над творческой задачей, а скорее отдыхает или занят чем-то другим. Таким образом, платоновская идея обладания внешним фактором была изменена на фактор, внешний по отношению к осознанию.
Здесь я вставлю предостережение и разъяснение относительно различия между бессознательным и бессознательным. Если что-то просто описывается как находящееся вне сознания или неосознаваемое, то это только отрицательный фактор. Когда вы говорите «нет», отрицаете или отбрасываете, вы создаете широкие категории, а описание кого-то или чего-то как «невысокого» или «не сексуального» просто устраняет характеристику, а не уточняет или уточняет описание. Хотя мы часто используем отрицания, как если бы они были противоположностями, «низкий» не является синонимом низкого, а «не горячий» не эквивалентен холодному. Отрицательные стороны высоких и горячих включают очень большой диапазон высоты и температуры. Неспособность распознать эти различия вызвала проблемы в отношении идеи и термина «бессознательное». Оно используется как для обозначения противоположности сознанию, так и (вместе с другим старым и неправильно используемым термином «подсознание») как отрицательная форма, примерно эквивалентная бессознательному или бессознательному.
Фрейдистское определение бессознательного, однако, является не только негативом сознания, оно весьма специфично. Психодинамической точке зрения Фрейда присуще определенно сформулированное и, следовательно, положительно определяемое бессознательное, бессознательное, противоположное сознательному. Бессознательное Фрейда состоит из элементов, полученных из прошлого человека, которые по какой-то причине остаются вне поля зрения. Эти элементы, обозначенные как влечения, желания, воспоминания и аффекты, остаются бессознательными для самого индивида, потому что они неприемлемы ни лично, ни социально, и поэтому не могут быть допущены в сознании. Они удерживаются в бессознательном состоянии защитным механизмом, называемым «вытеснением», активным психологическим процессом или барьером.
Кроме того, элементы бессознательного обладают рассеянным и контролирующим эффектом благодаря тому, что их не осознают. Эти элементы оказывают последовательное и потенциально широкое влияние на сознательное мышление и поведение именно потому, что они активно остаются бессознательными. Как только элемент становится сознательным — когда его форма и сущность известны — тогда он может быть изменен и модифицирован под преднамеренным контролем. Когда неприемлемые личные воспоминания, желания и аффекты не осознаются или вытесняются, они все еще имеют силу и влияние, но оказывают непроизвольный эффект. И чем сильнее они препятствуют осознанию их, тем шире и шире их действие. Сильно подавленные бессознательные влечения, например, имеют тенденцию влиять на все сознательные мысли и поведение.
Если бы этот тип бессознательного полностью отвечал за творчество, как утверждают многие теоретики, что бы это на самом деле значило? Что это может означать в отношении природы творческих процессов? Во-первых, с этим типом бессознательного и контролирующей силой прошлых событий, полностью ответственной за творческую деятельность, нам пришлось бы строго ограничить определение творчества. Истинная новизна, состоящая в полном разрыве с прошлым, не была бы свойством или даже чертой творческого процесса или творчества. Творения не могли быть по-настоящему новыми, потому что они были бы прямым продуктом прошлых и ранее существовавших бессознательных факторов. Осмысленное определение творчества должно включать в себя возможность создания людьми действительно новых идей, теорий, художественных стилей и форм или изобретений. Следовательно, спор не работает.
Вторым более красноречивым результатом этой теории было бы то, что неприемлемое и, по сути, обычное и банальное содержание бессознательного могло бы стать основой для великих произведений искусства и других важных достижений человечества. Произведения искусства, однако, часто определенно не являются оскорбительными, неприемлемыми или банальными, и поэтому на пути от бессознательного к конечному продукту должны были произойти некоторые преобразования или изменения. Настоящей причиной творчества стал бы не бессознательный, а конкретный преобразующий фактор — чем бы он ни был. Самая большая проблема, связанная с принятием этой идеи о бессознательных причинах творчества, заключается в неотъемлемом свойстве широкого контролирующего воздействия на сознательное мышление и поведение. Хотя этот контроль мог правдоподобно объяснить репрезентацию бессознательных факторов в содержании произведения искусства, он не мог объяснить художественную форму. Основная функция фрейдистских контролирующих механизмов состоит в сокрытии бессознательного содержания: они изменяют и искажают бессознательный материал так, что он не может быть распознан в сознании. Но художественная форма — формы, узоры, стили, композиционные особенности произведений искусства — имеет противоположную функцию: раскрывает и раскрывает глубинные смыслы и психологические процессы. Он показывает организацию чувств и действий людей, а также звуков и образов природы. Независимость от бессознательного контроля над процессами, ответственными за форму, необходима для того, чтобы произвести откровение, а не сокрытие, и ясность искусства, а не мрак. Кроме того, широко контролирующая бессознательная сила не могла бы создать внутренне важные единства в искусстве, но поскольку бессознательное по существу разъединено, это привело бы к разобщенности или монотонности.
Открытие когнитивных гомопространственных, янусианских и сеп-кон артикуляционных процессов в творчестве, описанное ранее в этих блогах, тем не менее, помогает показать причину чувства неосознанности, а также наличие некоторой степени бессознательных проявлений. Ни один из этих процессов не проявляется непосредственно в сознании и не возникает непосредственно из бессознательных источников. Однако ни один из них не следует шаблонам обычного пошагового или продуктивного мышления. При всех трех этих процессах создатели осознают только продукты своего мышления. В сознании появляется лишь результирующая метафора, характеристика, сюжетная идея, зрительный образ, музыкальная фраза или теоретическая формулировка, а не структурные особенности этих процессов, таких как поиск противоположностей (янусовский процесс), наложение мысленных образов (гомоспространственный процесс) или разделение с помощью соединяющий ((сеп-кон артикуляционный процесс). Поскольку создатели не осознают (и не должны знать) о структуре своего мышления и редко, если вообще когда-либо, отслеживают определенные мыслительные последовательности, ведущие к творческим идеям, идеи кажутся им являются результатом факторов, находящихся вне их контроля. Все они сохраняют качества бессознательных типов мышления.0003
В случае янусианского процесса, например, происходит скачок мысли, при котором множественные противоположности или антитезы сходятся одновременно. Идеи, образы или предложения, традиционно считавшиеся действительными или реальными, сопоставляются с их полярной противоположностью или противоположностями; объединение таких совершенно разрозненных элементов создает ощущение и переживание чего-то, возникающего из ниоткуда. Поскольку полярная противоположность ранее серьезно не считалась истинной или значимой, а иногда даже вообще не существовала, она удерживается на периферии сознания. Объединение его с идеей, находящейся в центре внимания, вызывает ощущение внезапного озарения или скачка мысли. Могут проявиться некоторые качества фрейдистского бессознательного, оперирующего эквивалентностью противоположностей и сближающим механизмом «сгущения». Сходные переживания могут возникать при частичной репрезентации бессознательных факторов как гомопространственными, так и сепкон-артикуляционными процессами.
Чтобы завершить круг, описание Платона было не так уж далеко от истины. Только его выводы относительно безумия и традиции, которую он поддерживал, которые подчеркивают источник творчества, полностью внешний по отношению к сознанию, оказываются недостаточными. Причина, по которой творец не осознает специфических факторов, объясняющих его мастерство или искусство, заключается в том, что он не задумывается должным образом о конкретных структурных качествах мыслительных процессов, которые он использует при создании своих творений. Они являются частью этого диффузно-негативного бессознательного аспекта его психического функционирования и в какой-то степени могут сохранять аспекты специфического и позитивного бессознательного. Однако творец не сошел с ума и не лишен чувств. Он более чувствительный и гибкий мыслитель, чем остальные из нас, и способен использовать мыслительные процессы и смешивать способы мышления необычными и захватывающими способами.
Роль бессознательного мышления в творческом процессе
- Главная
- Идейное лидерство
- Ротман
- Роль бессознательного мышления в творческом процессе
Чен-Бо Чжун
Опубликовано: 10 июня 2010 г. 09:39:43 IST
Обновлено: 10 июня 2010 г. 10:16:16 IST
Способность связывать удаленно связанные элементы лежит в основе открытий и творений в таких разных областях, как физика, математика и искусство. Философ и физик Анри Пуанкаре однажды заметил, что «творить означает создавать новые комбинации полезных ассоциативных элементов. Наиболее плодородными часто будут те, которые состоят из элементов, взятых из областей, которые находятся далеко друг от друга». Другие с тех пор установили явную связь между ассоциативными процессами и творчеством и считают первое основой творческого результата.
Одним из замечательных аспектов ассоциативных процессов является то, что они, кажется, не развиваются под сознательным руководством. На самом деле сознательное мышление может подорвать поиск творческих решений. Новые связи или идеи часто проникают в сознание, когда внимание направлено куда-то еще. Пуанкаре так описывал это явление: «Я обратил свое внимание на изучение некоторых арифметических вопросов, по-видимому, не подозревая о какой-либо связи с моими предшествующими исследованиями. Раздосадованный своей неудачей, я отправился провести несколько дней на море и подумал о другом. Однажды утром, гуляя по обрыву, мне пришла в голову мысль: арифметические преобразования неопределенных тернарных квадратичных форм идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии».
На сегодняшний день систематическое изучение влияния временной невнимательности или «инкубации» на поиск творческих решений дало противоречивые результаты. В исследовательских традициях забывания-фиксации или изменения умственной установки инкубации отводится второстепенная роль в ассоциативной обработке: правильные решения становятся недоступными во время первоначального решения проблемы, потому что ошибочно извлекаются неправильные решения. Таким образом, временное отвлечение снижает количество ассоциаций с неправильными решениями, позволяя выявить правильные. Действительно, творчеству часто мешают существующие структуры знаний и недавно активированные конструкции.
Недавно исследователи обнаружили, что бессознательное мышление (т. е. отвлечение при сохранении цели, связанной с задачей) увеличивает генерацию новых идей больше, чем такая же продолжительность непрерывного внимания, предполагая, что временное отвлечение внимания от задачи генерирования идеи позволяют людям проводить более широкий поиск, менее ограниченный традиционными ассоциациями. Это изменение в модели ассоциативного поиска было приписано чему-то, что присуще отсутствию внимания во время бессознательного мышления.
По сравнению с сознательным мышлением, которое отлично справляется с аналитической и производной обработкой, которая в первую очередь изолирует и различает, бессознательное мышление лучше справляется с интеграцией и ассоциацией информации и способно выполнять ассоциативный поиск на широкой основе фоновых знаний. Если верно то, что бессознательное мышление меняет саму природу процесса поиска, то почему так мало эмпирических подтверждений эффекта инкубации?
Чтобы понять этот пробел, мои коллеги Адам Галински из Школы менеджмента Келлога и Ап Дейкстерхуис из Радбаудского университета Неймегена ввели различие между мыслительным процессом и результатом, с инкубацией в контексте творчества и решения проблем, концептуализированных как два -этапный процесс: во-первых, бессознательная мысль связывает и создает новую идею или решение проблемы; во-вторых, это решение переносится в сознание. Неудача любого шага приведет к отсутствию эмпирической поддержки инкубации. Важно понимать, что эти два шага можно и нужно разделить.
Идея о том, что активация творческих решений проблем может происходить на разных уровнях сознания, не нова. В конце 1990-х годов исследователи провели аналогичное различие при обсуждении «глубокой когнитивной активации». В этой модели полная активация мысли или ответа относится к мысли, которая является одновременно сознательной и доступной, а глубокая активация относится к мысли, которая доступна, но не осознается в данный момент. В одном исследовании, после безуспешных попыток решить проблемы понимания, у людей наблюдалась более короткая латентность к словам, связанным с решением, чем к словам, не связанным с решением, когда эти слова предъявлялись правому зрительному полю.
Таким образом, бессознательная мысль действительно может быть лучше в ассоциативном поиске, чем сознательная мысль, но продукты бессознательной мысли не всегда могут сразу проникнуть в сознание. Вместо этого они могут оставаться в бессознательном состоянии, лишь позже проявляясь в сознании как «прозрение» или, в конце концов, рассеиваясь. В качестве альтернативы они могут проявляться как молчаливое когнитивное или аффективное распознавание паттернов, связностей или тем. Например, при предъявлении когерентных стимулов, таких как незавершенный рисунок верблюда, участники одного исследования смогли лучше, чем случайно, распознать наличие некоторой связи в незавершенных рисунках, но не всегда могли сформулировать, в чем она заключалась. Мы предполагаем, что это ощущение «что-то есть» может быть частичным проявлением бессознательного зарождения.
Наше исследование
Мои коллеги и я решили дифференцировать сознательные и бессознательные проявления, изучив два отдельных результата задачи Remote Associates («RAT»): имплицитная доступность правильных ответов RAT и выражение этих правильных ответов. Мы утверждали, что отсутствие эффекта инкубации при творческом решении задач не обязательно означает отсутствие творческой активности и что исследователи могли искать эффект инкубации не в том месте.
RAT изначально был разработан как тест на креативность и широко использовался для изучения проницательности и творческого мышления. Каждая задача RAT состоит из трех слов (например, сыр / небо / океан), и участников просят сгенерировать четвертое слово, которое в сочетании с каждым из трех слов-стимулов дает пару слов, используемых в повседневном языке (например, синий). сыр, голубое небо, голубой океан). Эта проблема творчества идеально подошла для изучения нашей двухэтапной модели, поскольку предыдущие исследования показали, что доступность ответов RAT не всегда коррелирует с осознанными ответами. Таким образом, мы предсказали, что бессознательное мышление увеличит ментальную доступность RAT-ответов по сравнению с сознательным мышлением, но эта повышенная глубокая активация может не привести к выражению правильных ответов.
Предыдущее исследование показало, что бессознательное мышление улучшало качество принятия решений только тогда, когда участники ожидали решения проблемы после отвлечения внимания, поэтому мы включили третье условие («простое отвлечение»), при котором люди отвлекались точно так же, как и в состоянии бессознательного мышления, но без наличие цели решения проблемы. Мы ожидали, что без цели бессознательное останется менее активным, что приведет к снижению доступности правильных ответов RAT.
В нашем исследовании приняли участие 94 студента бакалавриата: 43 мужчины и 51 женщина, средний возраст которых 21 год. Все инструкции и материалы были доставлены с помощью компьютера, и участники были случайным образом распределены в одно из трех состояний: в «сознательном мышлении» и условия «бессознательного мышления», участникам сказали: «Цель этого эксперимента — найти слово, которое так или иначе связано со всеми тремя словами (триада), представленными на каждом экране»; в состоянии «простого отвлечения», как им сказали, «цель состоит в том, чтобы подумать о слове, которое так или иначе связано со всеми тремя словами, представленными на каждом экране». Таким образом, участники в состоянии отвлечения не ставили никакой явной цели решения проблемы. Затем участники прочитали два примера теста RAT перед тем, как приступить к выполнению задания (например, слова «раунд», «манеры» и «теннис» были связаны словом «стол» (круглый стол, манеры за столом, настольный теннис).
Все участники видели девять триад слов, представленных в центре экрана. После этого тем, кто находился в сознании, сказали, что у них есть пять минут, чтобы подумать об этих триадах, в течение которых им показывали экран, содержащий все триады, но не разрешали записывать заметки или ответы. Участникам в бессознательном состоянии сказали, что они займутся несвязанной задачей, прежде чем вернуться к словесной задаче. Тем, кто находился в состоянии отвлечения внимания, сказали, что они выполнили задачу и перейдут к другим задачам. Затем участники в бессознательном состоянии и в условиях отвлечения внимания в течение пяти минут выполняли «задачу с двумя спинами», которая потребляла значительный объем рабочей памяти, чтобы предотвратить сознательное мышление. Участники видели последовательность чисел в центре экрана и решали, соответствует ли каждое число числу, которое было представлено двумя предыдущими числами в последовательности.
После пяти минут сознательного размышления или отвлечения внимания все участники выполняли задание на лексическое решение (LDT) с ответами RAT в качестве целевых слов и четырьмя несвязанными словами и пятью не связанными словами в качестве контрольных слов, представленных в случайном порядке. Участники видели цепочки букв в центре экрана и решали, представляет ли каждая строка букв слово на английском языке, нажимая одну из двух кнопок. После LDT участникам всех трех условий снова показывали элементы RAT и просили ввести свои ответы в текстовое поле.
Наши результаты
В трех условиях корреляция между задержкой ответа на ответы и правильными ответами не была значимой, что предполагает, что имплицитная доступность ответов RAT не возникает автоматически в сознании как правильные ответы. Однако ограничение диапазона из-за небольшого количества правильных ответов могло помешать возникновению значимых корреляций. Сосредоточив внимание только на сознательном отчете об ответах RAT, наши результаты воспроизвели отсутствие значимого эффекта инкубации: период инкубации не увеличивал количество сообщений о правильных ответах по сравнению с той же продолжительностью концентрации.
Результаты по доступности, однако, выявили поразительную разницу: бессознательное мышление увеличило ментальную доступность ответов RAT по сравнению как с сознательным мышлением, так и с простым отвлечением. Поскольку сознательные и бессознательные состояния не отличались в сообщениях о правильных ответах, повышенная доступность ответов RAT после бессознательных мыслей лучше всего объясняется различиями между мыслительными процессами.
В соответствии с теорией бессознательного мышления, это предполагает, что бессознательная обработка лучше подходит для ассоциирования и интеграции информации, чем сознательная обработка.
Стоит отметить, что простое отвлечение участников не приводило к такому же уровню активации RAT-ответа, как бессознательная мысль. Это дает еще одно свидетельство того, что повышенная доступность происходит не из-за высвобождения неправильных ассоциаций, как предполагает гипотеза забывания-фиксации, а, возможно, из-за «подъема мощности» от целенаправленного бессознательного мышления.
Это открытие также расширяет предыдущие исследования, изучающие роль явного вербального отражения и нейронной активности в проблемах понимания. В 19В ходе исследования 93 исследователи обнаружили, что явное вербальное отражение мешает доступу к решению проблем понимания. Они предположили, что явное вербальное отражение нарушало неописываемые бессознательные процессы, которые обычно приводят к решению. Точно так же, используя аналогичные задачи RAT, ряд исследований связывают повышенную активацию, связанную с решением нерешенных проблем, с активностью в правом полушарии, которое, как обычно считается, управляет целостным мышлением и грубыми семантическими ассоциациями.
Предыдущие исследования предоставили лишь предположительные доказательства участия бессознательного процесса в решении творческих задач, потому что бессознательные процессы не контролировались и не измерялись в явном виде. Наша работа, однако, предоставляет прямые доказательства причинно-следственной связи между бессознательным мышлением и повышенной активацией, связанной с решением: различая имплицитную доступность решений и сознательное сообщение о правильных ответах, мы смогли устранить разрыв между неофициальными свидетельствами роли бессознательный процесс в творческих открытиях и отсутствие эмпирического подтверждения эффекта инкубации. Бессознательная активация может служить вдохновляющими искрами, лежащими в основе момента «Ага!», который в конечном итоге приводит к важным открытиям.
В вышеупомянутом эксперименте мы целенаправленно отобрали задачи RAT, которые были чрезвычайно сложными, чтобы повышенная доступность не могла быть объяснена ничем, кроме различий между мыслительными процессами. Кроме того, преимущества бессознательного мышления в задачах на КРЫС должны быть наиболее заметны при решении сложных задач, связанных с отдаленными или слабыми ассоциациями. При наличии сильных и очевидных ассоциаций преимущества бессознательного мышления должны исчезнуть, а линейный и аналитический процесс поиска при сознательном мышлении может быть столь же эффективным или даже более эффективным в обнаружении общей связи в КРЫС. Мы проверили это в другом эксперименте, где мы выбрали умеренно сложные RAT и не обнаружили никакой разницы в доступности ответов RAT между сознательным и бессознательным мышлением, когда задания RAT были проще. Кроме того, мы обнаружили, что сознательное мышление дает больше правильных ответов, чем бессознательное, при решении умеренно сложных задач RAT.
Наши результаты концептуально повторяют предыдущие исследования теории бессознательного мышления, показывая, что, в то время как сознательное мышление лучше подходит для принятия линейных аналитических решений, бессознательное мышление особенно эффективно при решении сложных проблем. В совокупности наши эксперименты показывают, что бессознательное мышление может способствовать обнаружению отдаленных, но не локальных ассоциаций. Однако эти ассоциации, обнаруженные в бессознательном мышлении, не обязательно могут сразу войти в сознание.
В заключение
Наши выводы имеют большое значение для отдельных лиц и групп, стремящихся к творческим открытиям. Если невнимательность действительно лучше, чем концентрация при решении сложных проблем, должны ли художники или ученые просто мечтать, чтобы совершать новаторские открытия или новаторские творения?
Мы подозреваем, что, хотя бессознательные мыслительные процессы более сильны, чем сознательные мыслительные процессы в соединении отдаленно связанных элементов, для того, чтобы ассоциативный поиск функционировал, должно быть множество исходных материалов, доступных для соединения. В этом смысле бессознательная мысль не может «создавать» знания; сознательное обучение и мыслительные процессы необходимы для создания базы знаний.
Что еще более важно, невнимательность увеличивает активацию, связанную с решением, только когда она направлена на значимую цель. Без сознательного обучения и размышлений математики и ученые не могли бы знать, какие проблемы решать, а художники могут потеряться в огромном количестве доступных вариантов. Без целей невнимательность — это просто блуждание во тьме.
Эти пункты поднимают вопрос о том, какое сочетание сознательного и бессознательного мышления является наиболее плодотворным для того, чтобы прозрения и открытия могли быть сформулированы и реализованы. Должен ли период сознательного мышления сменяться периодом бессознательного мышления, а затем еще одним циклом сознательного мышления? Обнаружение того, что сознательное мышление привело к аналогичным уровням доступности, но к более правильным ответам по сравнению с бессознательным мышлением, может свидетельствовать о том, что бессознательное мышление следует применять для поиска решений, тогда как последующий период сознательного мышления увеличил бы вероятность того, что это решение войдет в сознание.