Проявления бессознательного в творчестве: Различные проявления бессознательного в творчестве

Различные проявления бессознательного в творчестве

13.05.2020

С самого начала изучения творчества оно связывалось с бессознательной работой психики (интуицией). Еще знаменитый немецкий ученый Г. Гельмгольц (1866) обратил внимание на то, что в некоторых случаях «суждение. истекает не из сознательного логического построения, хотя, в сущности, умственный процесс при этом тот же. Этот последний род индукции, который не может быть приведен до совершенной формы логического заключения, играет в человеческой жизни весьма обширную роль. В противоположность логической индукции можно было бы этот род индукции назвать художественным» (с. 18-19).

Возможны ли законы, описывающие творчество? Если мы понимаем творчество как процесс, результат которого невыводим из исходного состояния, то кажется, что на этот вопрос следует дать скорее отрицательный ответ. Если законом могут быть описаны детерминированные процессы, то есть ли шанс описать с помощью законов творчество, недетерминированное предпосылками?

. Существуют аргументы в пользу той точки зрения, что человеческое творчество тоже должно быть описано как сочетание общей детерминированной направленности и случайного, аналогичного мутации в теории эволюции. Для аргументации в пользу этой точки зрения будет рассмотрена проблема роли бессознательного в творчестве, выявляемая в самоотчетах творческих людей о процессах их творчества. Что же существует такого в бессознательном, что делает его преимущественно важным в творчестве?

Ответ, который может быть предложен, заключается в том, что сознание связано с упорядоченностью, а бессознательное — с хаосом. Сознательные процессы выступают в качестве упорядоченной силы, задающей направление развитию знаний, а момент возникновения нового, близкий по своей сути биологическому понятию мутации, оказывается лишенным сознательного контроля.

Осознание появляется там, где наши знания и схемы действия хорошо структурированы. В поле нашего сознания попадают такие элементы нашей мысли, которые мы связываем для достижения цели.

Осознанный уровень не допускает мутаций, он связан с сохранением и гармонизацией. Сознание, вернее мыслительные процессы, попадающие в поле сознания, возможно, выполняют консервативную функцию. Они служат применению готовых способов решения задач к относительно новым ситуациям.

Ушаков Д. В., 2007, с. 262.

Ч. Ломброзо (2006) описывает многочисленные случаи подсознательной работы мозга в состоянии сна или состоянии бодрствования, близком ко сну: «Беттинелли называет поэтическое творчество сном с открытыми глазами, без потери сознания, и это, пожалуй, справедливо, так как многие поэты диктовали свои стихи в состоянии, похожем на сон. Гёте тоже говорит, что. он сам сочинял многие из своих песен, находясь как бы в припадке сомнамбулизма. Клопшток сознается, что, когда он писал свою поэму, вдохновение часто являлось к нему во время сна. Во сне Вольтер задумал одну из песен Генриады, Сардини — теорию игры на флажолете, а Секендорф — свою прелестную песню о Фантазии.

Ньютон и Кардано во сне разрешали математические задачи. Муратори во сне составил пентаметр на латинском языке много лет спустя после того, как перестал писать стихи. Говорят, что Лафонтен сочинил басню «Два голубя», а Кондильяк закончил лекцию, начатую накануне» (с. 26-27).

Проблема бессознательного в творчестве занимает в настоящее время во многих науках (психологии, искусствознании, литературоведении, нейрофизиологии и пр.) большое место. Высказывается даже точка зрения, что без проявления бессознательного творчество невозможно. Более того, в отношении художественного творчества утверждается, что если художник способен вербализовать замысел своего произведения, определить его смысл, т. е. осознать его, — тем самым он это произведение либо разрушает (если осознание замысла произошло еще в процессе формирования образа), либо выявляет (если произведение уже создано) его фальшивую «псевдохудожественную» природу (Frolich, 1966).

«Роль бессознательной работы в математических открытиях кажется мне неоспоримой, — говорил известный математик Пуанкаре. — Часто, когда человек работает над каким-нибудь трудным вопросом, он в первое время, принявшись за работу, не достигает ничего. Потом он отдыхает и снова садится за стол. В течение первого получаса он еще ничего не находит, но потом решающая идея сразу приходит ему в голову. Мы могли бы сказать, что сознательная работа оказалась более плодотворной потому, что она была прервана и отдых восстановил силу и свежесть ума. Но более вероятно, что отдых был заполнен бессознательной работой. Она невозможна или в некоторых случаях неплодотворна, если ей не предшествовал и за ней не следовал период сознательной работы».

Начиная чуть ли не с Архимеда (а это одно из первых научных открытий, о котором мы имеем «психологический отчет») все ученые подтверждают, что плодотворная мысль прежде, чем родиться, какое-то время вызревает, вынашивается без видимой работы ума.

Сапарина Е. В., 1967, с. 159.

М. Арнаудов (1970) отмечает, что многие поэты и художники подчеркивали бессознательную активность духа в творческом процессе.

Можно привести некоторые наиболее характерные высказывания. А. де Виньи: «Я свою книгу не делаю, она сама делается. Она зреет и растет в моей голове как великий плод»; В. Гюго: «Бог диктовал, а я писал»; блаженный Августин: «Я не сам думаю, мои мысли думают за меня»; Микеланджело: «Если мой тяжелый молот придает твердым скалам то один, то другой вид, то его приводит в движение рука, которая держит его, направляет и руководит им: он действует под давлением посторонней силы» и т. д.

В момент творчества, непроизвольной активности психики, человек совершенно не способен управлять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания. Художник бессилен восполнить пробелы творческой фантазии. Образы зарождаются и исчезают спонтанно, борются с первичным замыслом художника (рационально созданным планом произведения), более яркие и динамичные образы вытесняют из сознания менее яркие. То есть сознание становится пассивным экраном, на который человеческое бессознательное отображает себя.

Творец всегда испытывает замешательство при попытках объяснить причину, источник своих фантазий. С. О. Грузенберг (1923) выделяет несколько вариантов объяснения художниками творческой одержимости.

Наиболее распространены «божественная» и «демоническая» версии атрибуции причины творчества. Причем художники и писатели принимали эти версии в зависимости от своего мировоззрения. Если Байрон полагал, что в человека вселяется «демон», то Микеланджело полагал, что его рукой водит Бог: «Хорошая картина приближается к Богу и сливается с ним».

Следствием этого является тенденция, наблюдаемая у многих художников, к отречению от авторства. Поскольку писал не я, а Бог, дьявол, дух, «внутренний голос» (у П. И. Чайковского), то творец осознает себя, как, например, Моцарт, инструментом посторонней силы: «Я тут ни при чем».

Я. Парандовский на основе анализа многочисленных случаев утверждает: «Есть писатели, для которых изданная книга как бы перестает существовать».

Дружинин В. Н., 1999, с. 162.

Для меня не подлежит сомнению, что наше мышление протекает в основном минуя символы (слова) и к тому же бессознательно.

Эйнштейн А., 1965, с. 133.

В бессознательном находится проблема, о которой сознание и не знало. Иванов М. В., 2001, с. 117.

Наличие в творчестве бессознательного привело К. Юнга (1994) к выделению двух типов творческого процесса — интровертированного и экстравертированного. Интроверти-рованный тип творчества связан с бессознательными доминантами и функционированием автономного творческого комплекса в структуре творческой личности. Вследствие этого интровертированная творческая личность пассивна, она лишь проводник бессознательных энергетических сил, а результат творчества (художественное произведение, научное открытие) — саморазвивающаяся, самотворящая автономная система. Этот тип характерен для художественной сферы творчества.

Экстравертированный тип творчества ориентирован на сознательно сформулированный замысел, поэтому творческая личность выступает в роли активного деятеля, субъекта творчества, осознанно работающего с материалом. Этот тип характерен для научной сферы творчества.

Еще… в 1893 г. писатель П. Д. Боборыкин прочитал в Русском психологическом обществе реферат «Формулы и термины прекрасного», основным содержанием которого было утверждение решающей роли бессознательного в художественном творчестве. Интересно напомнить, что тогда же с решительными возражениями выступил по поводу положений Боборыкина известный русский психолог и психиатр С.

С. Корсаков. Признавая немалое значение механизмов бессознательного в творческом процессе художника, Корсаков, однако, прибавлял, что они действуют «не помимо сознания», что бессознательное проходит через сознание и контролируется им. В соответствии с традициями материалистического понимания психических процессов Корсаков характеризовал художественное творчество как проявление сознательной деятельности по преимуществу.

Зись А. Я., 1988, с. 28.

Выделяют также три формы неосознанной творческой активности мозга — надсознание, подсознание и предсознание.

  • Надсознание (или, по определению К. С. Станиславского, сверхсознательное) — не поддающийся волевому контролю уровень психической активности человека при решении им творческих задач. По К. С. Станиславскому — это высший этап творческого процесса, который П. В. Симонов (1993) понимал как механизм творческой интуиции, благодаря которому происходит рекомбинация прежних впечатлений.
  • Подсознание включает в себя неосознанные побудители творческой активности и неосознанные регуляторы способов выполнения действий (операционные установки, стереотипы, автоматизмы).
  • Предсознание — промежуточное звено между сознанием и бессознательным человека, отражающее «назревшие тенденции», или, как писал Л. С. Выготский, это «не мысль, а ее интонация».

Художник может вполне сознательно и преднамеренно стремиться придать своему произведению определенную форму, следуя неким канонам, правилам, приемам, манере. Но все равно в конечном результате он сам не сможет, скорее всего, объяснить, почему выбрал то, а не иное слово, почему рука его так, а не иначе провела линию, положила мазок, а глаз выбрал те, а не иные пропорции. Это совершается интуитивно. Это свершение — тайна творчества и загадка таланта. Так стоит ли пытаться анализировать, если талант все равно неизбежно сделает свое дело, а отсутствие дара не заменить никакими теоретическими изысканиями и рекомендациями?

Попов П., 1998, с. 230.

Ключевые слова: Бессознательное, Творчество

Источник: Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Материалы по теме

Интуиция — феномен бессознательного в творческом процессе

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Творческий потенциал человека

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Психология творческого кризиса

Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб…

Творчество в педагогической деятельности

Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций

Какую деятельность следует считать творческой

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Связь одаренности со склонностью к определенному виду творческой деятельности

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Мышление и творчество, как ценности культурной деятельности

Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. — Москва : ИИУ МГОУ, 2016. — 328 с.

Творческое воображение

Теплов Б.М., Психология

Глава 3 Бессознательное и творчество.

Интуиция. Психология творчества, креативности, одаренности Глава 3 Бессознательное и творчество. Интуиция. Психология творчества, креативности, одаренности

ВикиЧтение

Психология творчества, креативности, одаренности
Ильин Евгений Павлович

Содержание

Глава 3 Бессознательное и творчество. Интуиция

3.1. Различные проявления бессознательного в творчестве

С самого начала изучения творчества оно связывалось с бессознательной работой психики (интуицией). Еще знаменитый немецкий ученый Г. Гельмгольц (1866) обратил внимание на то, что в некоторых случаях «суждение. истекает не из сознательного логического построения, хотя, в сущности, умственный процесс при этом тот же. Этот последний род индукции, который не может быть приведен до совершенной формы логического заключения, играет в человеческой жизни весьма обширную роль. В противоположность логической индукции можно было бы этот род индукции назвать художественным» (с. 18–19).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Повседневное творчество / преднамеренное творчество

Повседневное творчество / преднамеренное творчество … Различают два обширных и обособленных способа применения творчества. Во-первых, оно может быть обычным атрибутом любого действия, связанного с мышлением, и применяться практически в любой ситуации естественно, без

ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ

ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ Лучшие и прекраснейшие вещи в мире нельзя увидеть, к ним нельзя лаже прикоснуться. Их нужно чувствовать сердцем. X. Келлер Когда Джеки Ларсен однажды утром 2001 г. вышла из церкви в своем городе Гран-Мараис, в штате Миннесота, она встретилась с

ГЛАВА 6 ИНТУИЦИЯ О РЕАЛЬНОСТИ

ГЛАВА 6 ИНТУИЦИЯ О РЕАЛЬНОСТИ Величайшее препятствие на пути к открытию — не невежество, а иллюзия знания. Д. Бурстин, библиотекарь Конгресса в 1984 г. Давайте начнем с еще одной небольшой проверки интуиции. Быстро и не задумываясь проверьте некоторые предположения своего

ГЛАВА 9 КЛИНИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ

ГЛАВА 9 КЛИНИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ Истинная цель научного метода заключается в том, чтобы удостовериться, что природа не ввела вас в заблуждение, что вы знаете то, что на самом деле не знаете. Р. Пирсиг. Дзен и искусство езды на мотоцикл? Комиссия по условно-досрочному

ГЛАВА 10 ИНТУИЦИЯ ИНТЕРВЬЮЕРА

ГЛАВА 10 ИНТУИЦИЯ ИНТЕРВЬЮЕРА Наука — это великое противоядие от яда энтузиазма и суеверий. А. Смит. Здоровье нации Как может подтвердить любой человек, проводящий интервью при приеме на работу, впечатление формируется очень быстро. К тому моменту, когда кандидат

ГЛАВА 11 ИНТУИЦИЯ И РИСК

ГЛАВА 11 ИНТУИЦИЯ И РИСК Это выглядит так, как если бы мы неистово карали за незначительные проступки и одновременно приглашали серийных убийц в собственную спальню. К. Коул. Вселенная и чайная чашка Настал момент дать еще один шанс вашей интуиции указать вам на истину.1.

Глава 1. Что такое интуиция? Интуиция на различных этапах истории человечества

Глава 1. Что такое интуиция? Интуиция на различных этапах истории человечества На заре истории человечества проблема выживания ставилась непосредственно. Надо было заботиться о пропитании, защищаться от диких зверей, от врагов, от непогоды. Жизнь поддерживалась

ГЛАВА 5. ИНТУИЦИЯ. ЧУТЬЕ

ГЛАВА 5. ИНТУИЦИЯ. ЧУТЬЕ Человек видит, слышит, обоняет, ощущает – в общем, воспринимает неизмеримо больше, чем отражается в его сознании. Это наглядно подтверждает эффект 25-го кадра. Вкратце его можно описать так. Если проходящие друг за другом 24 кадра в секунду

Глава 3 Творчество – не проблема, решение проблем – не творчество

Глава 3 Творчество – не проблема, решение проблем – не творчество Между творчеством и решением проблем есть одно существенное отличие. Решать проблемы означает уничтожать их, а творить – означает привносить в мир нечто новое. Как правило, нас учат решать проблемы,

Глава 14 Интуиция

Глава 14 Интуиция Одно из наиболее кратких определений интуиции гласит, что это чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на воображении, предшествующем опыте и эмпатии (т. е. сопереживании, умении поставить

Глава 14 Интуиция

Глава 14 Интуиция Одно из наиболее кратких определений интуиции гласит, что это чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на воображении, предшествующем опыте и эмпатии (т.е. сопереживании, умении поставить себя

Глава 13 ИНТУИЦИЯ

Глава 13 ИНТУИЦИЯ Интуиция поднимается из самых глубин человеческого сердца. Она обладает двумя аспектами: один зависит от внешнего впечатления, другой независим от любого внешнего воздействия; первый называется впечатлением, а второй интуицией. Интуиция — это тонкое

Глава 5 Интуиция

Глава 5 Интуиция Когда сознаньем ты увидишь все, что в мире, Когда услышишь сердцем каждый звук, Настанет эра, величайшая по силе, Вселенная чудес откроется вокруг. Что мы имеем в виду В настоящей книге под словом «интуиция» подразумевается довольно широкий круг

Какова роль бессознательного в творческом процессе? [Эссе №8973]

ВВЕДЕНИЕ

      В современных источниках по психологии тезис о важной, более того, доминирующей роли бессознательного (подсознательного) в творческой деятельности стал, по существу, тривиальным. Это следствие все возрастающего интереса исследователей к серьезным научным разработкам проблемы в до – и постпсихоаналитический период, дающим основание рассматривать феномен бессознательного в качестве «источника творческого процесса».

      Общая идея о бессознательном, восходящая к учению Платона о познании – воспоминании (анамнесисе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Лейбницем, трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном темных перцепций (восприятий). Первую попытку материалистического объяснения бессознательного предпринял Гартли, связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании.

      Своеобразный  культ бессознательного как глубинного источника творчества характерен для  представителей романтизма. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э. Гартман, возведший бессознательное в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса.

      В XIX веке началось собственно психологическое  изучение бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Т. Фехнер, В.Вундт, Т. Липпс).

      Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали  применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально – гипноз). Исследования, особенно французской  психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, неосознаваемую пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция З. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма – вытеснения. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться, и ставится под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Ученик Фрейда Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества.

      Все вышеизложенное послужило основанием для выбора темы «Роль бессознательного в творческой деятельности».

      Объект  исследования – бессознательное.

      Предмет исследования – роль бессознательного в творческой деятельности.

      Цель  исследования – выявление роли бессознательного в творческой деятельности.

      Задачи  исследования:

Изучение и анализ природы и сущности творческой деятельности;

Определение  взаимодействия бессознательного и творчества;

Рассмотрение сновидения как источника творческой деятельности. 

      Методы  исследования —  анализ литературы. 

      1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Понятие творческой деятельности

      Теория  творчества является существенным достижением  психологической науки, как отечественной, так и зарубежной, и служит методологической основой развития психологии. Однако до сих пор сохраняется многозначность толкования понятия «творчества». Повторяемость отдельных понятий многочисленных определений творчества рассматриваются как выражение единства научных воззрений их авторов, а различия являются показателем богатства понятия «творчества», его многоаспектности и неисчерпаемости. При этом выделяются такие определения, как философские, психологические, педагогические, художественные, эстетические и технические.

      По  – мнению И.М. Розетт,  «творчество – высшая и наиболее сложная форма психической деятельности, отсюда – важность разработки вопроса о роли бессознательного в структуре художественного творчества и восприятия не только для психологии искусства, но и для исследования других видов психической деятельности. Бессознательное, соучастие неосознаваемой психической деятельности в процессе художественного творчества – факт реальный и настолько важный, что без учета его невозможно раскрытие ни психологических процессов творчества, ни психологической структуры художественного образа» /18, с. 64-86/.

      Творчество  есть принятие нестандартных решений  в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство. Творчество есть самореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности, а является ее естественным и необходимым дополнением. Рациональное – фундамент, условие для проявления творчества.

      Основателем психологии творчества в отечественной науке стал Я.А. Пономарев. Я.А. Пономарев, применяя системный подход к изучению творчества, сформулировал важный принцип формирования, развития и реализации творческих способностей – закон ЭУС (этапы, уровни, ступени): в развитом психологическом механизме поведения этапы его развития, трансформируясь, превращаются в структурные уровни его организации и выступают как функциональные ступени решения творческих задач /16, с.11-30/.

      Я. А. Пономарев выделяет разные уровни творчества. Новое для индивида не всегда является новым для общества. Высшее творчество в науке, производстве, культуре и политике определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости. Да и для отдельного человека поначалу творчески-уникальное, теряя новизну, превращается в привычно-стандартное. Это понимал Н. А. Бердяев, отметивший «трагическое несоответствие между творческим горением, в котором зарождается творческий замысел, интуиция, образ, и холодом лаконической реализации творчества» /6,с.221/, т.е. происходит потухание творческого огня в духовных творениях, социальном учреждении. В этом трагедия творчества и его граница, наличие восходящей и нисходящей линий в творческом прозрении. «Творчество носит напряженно-личный характер, и вместе с тем оно есть забвение личности … Творчество всегда есть самоопределение, выход из пределов своего замкнутого бытия» /4/. Принимая эти оригинальные суждения, мы не можем согласиться с таким: «Творчество есть … тайна явления нового, небывалого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося». Но ведь творчество имеет объектно-субъектную природу: мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, вследствие чего он, «включая» духовные потенции и «озарения», материализует их в своих действиях по изменению действительности. Положительная творческая деятельность субъективна по форме (осуществляется человеком) и объективна по содержанию (опирается на конструктивные процессы объективного мира).

      Если  творчество выражается в приспособлении человека к меняющимся обстоятельствам бытия, то антипод творчества – догматизм – ориентирован на сохранение стабильности и, в конечном счете, ведет к деградации. (В определенных условиях стабильность, «здравый» консерватизм имеет позитивное значение.) Творчество нацелено на оригинальность, а догматизм на размышления и действия по неизменным, готовым рецептам.

      Идея  несовместимости творчества с рациональным познанием получила широкое распространение. Платон считал творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. Кант называл творчество отличительной чертой гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной, Фрейд, Юм и Кречмер, подчеркивая неповторимость и невоспроизводимость творчества, целиком относили его к сфере бессознательного.

Природа творческой деятельности

Творческая активность является важнейшим аспектом творческой уникальности человека. Природа творческой активности, ее детерминация и ее проявление в творчестве являются предметом научных дискуссий и практических поисков в психологии творчества.

Д.Б.Богоявленская выделяет следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека – креативность, творческий потенциал, интеллектуальную активность; В.А.Петровский — надситуативную активность

Вопрос о природе побуждения к творчеству относится к числу самых главных. А.Л. Галин, В.А. Цалок и другие полагают, что в фундаменте творчества лежит механизм сублимации. Неудовлетворенные потребности, прежде всего либидинозные, которые не могут быть реализованы из-за моральных запретов, находят социально приемлемый выход в творчестве. Отсюда следует логический вывод, что чем тяжелее внутренний конфликт художника, чем в большей степени ущемлены его потребности, особенно потребность в любви, тем продуктивнее его творческая активность

В пользу этой точки зрения обычно приводится большое количество фактов, свидетельствующих о расцвете творческих сил у великих людей в наиболее тяжелые их жизненные периоды, после жестоких психических травм и необратимых потерь.

П.В. Симонов считает, что «творчество – это разновидность поисковой активности, под которой нами понимается активность, направленная на изменения ситуации или на изменение самого субъекта, его отношения к ситуации, при отсутствии определенного прогноза желательных результатов такой активности. О мозговых механизмах поисковой активности известно пока не очень много. По-видимому, важную роль в этом поведении играет гиппокамп, который обеспечивает учет статистически маловероятных возможностей, без чего поисковая активность, особенно в сфере творчества, не была бы эффективной» .

По – словам В.С. Ротенберга, исследования, проведенные на человеке и животных, показали, что поисковая активность значительно повышает устойчивость организма к воздействию самых разнообразных вредных факторов. Этот эффект почти не зависит от характера эмоций, сопровождающих поисковое поведение: резистентность к заболеваниям возрастает и при положительных, и при отрицательных эмоциях. Противоположное состояние – отказ от поисковой активности в ситуации, которая не удовлетворяет субъекта, — значительно снижает резистентность индивида и может даже закончиться его гибелью. Особенно важно, что снижение поисковой активности делает субъекта более уязвимым к вредным воздействиям даже в такой ситуации, которая, на первый взгляд, вполне его удовлетворяет. Это значит, что с биологической точки зрения наличие или отсутствие поисковой активности более существенно, чем эмоциональная оценка ситуации

Такое большое значение поисковой активности для выживания определяется ее основной биологической функцией. Эта активность представляет собой как бы движущую силу саморазвития каждого индивида, и прогресс популяции в целом в большой степени зависит от ее выраженности у отдельных членов популяции. Поэтому биологически целесообразно выживание путем естественного отбора именно тех особей, которые не склонны реагировать на трудные ситуации отказом от поиска. Потребность в поиске является двигателем прогресса благодаря своей принципиальной ненасыщаемости – ведь это потребность в самом процессе постоянного изменения. У животных она особенно четко выявляется в ситуациях, когда первичные потребности заведомо удовлетворены. Однако этот феномен удается обнаружить только в условиях эксперимента.

«Только у человека, в связи с условиями его существования, позволяющими на более или менее длительный срок гарантированно удовлетворять первичные потребности, поисковая активность проявляется в своем «чистом» виде. Так, она может принять форму так называемой надситуативной активности, когда субъект сам ставит перед собой более сложные, чем от него требуют, задачи, отнюдь, не будучи уверенным в их выполнимости. Вероятно, такой же механизм лежит в основе прагматически неоправданного риска. «Упоение в бою» может быть иногда результатом удовлетворения высокой потребности в поиске»Творчество одна из наиболее естественных форм реализации потребности в поиске. Разумеется, надо учитывать существование наряду с ней других мотивов творчества – потребности в самоутверждении, признании со стороны других членов общества и т.п.

Для людей же творчески одаренных сам поиск нового, в силу психофизиологических закономерностей, приносит гораздо большее удовлетворение, чем достигнутый результат. По данным Р. Раскина, «творческая потенция и самовлюбленность коррелируют гораздо слабее, чем можно было бы ожидать. Эта невысокая корреляция скорее может быть за счет любви «творчества в себе» . С представлениями о ведущей роли стремления к признанию плохо согласуется и опыт ряда выдающихся ученых: по достижении бесспорных и признанных успехов в своей области они внезапно круто меняют сферу исследовательской деятельности, обращаясь часто к заведомо непосильным задачам и рискуя столкнуться с поражением. Но с позиции теории поисковой активности этот опыт вполне понятен.

Творчество, созидание ради созидания, является оптимальной формой поисковой активности еще по одной причине. В случае если поиск (любой, кроме творческого) безуспешен, его отрицательные результаты приобретают такую большую эмоциональную значимость, что даже перекрывают стремление к достижению цели. Таков один из основных механизмов развития состояния отказа от поиска. В лучшем случае, поисковая активность переключается в другом направлении. Но в процессе творчества, когда единственной целью и главной радостью является постижение или созидание, никакие неудачи не являются настолько психотравмирующими, чтобы заставить прекратить поиск, ибо отрицательный результат – это тоже результат, и он означает только, что необходимо расширить зону поиска. Но если в это время в центре внимания оказываются собственные переживания, если неудачи воспринимаются не с точки зрения их значения для дальнейшей деятельности, а только как угроза престижу, тогда они становятся психотравмирующими и могут вести к внутреннему конфликту и активизации недостаточно изжитых комплексов.

Бессознательное как источник творческой деятельности

Во всех рассмотренных теоретических концепциях фантазии за исходный материал для творческой деятельности, который в дальнейшем подвергается трансформации, принимаются данные, почерпнутые из внешней реальности. Однако ряд психологов обратили внимание на особую реальность в глубинах психики, которая, по их мнению, может также служить материалом фантазии. Учение Зигмунда Фрейда получило достаточно широкое освещение и разностороннюю оценку.

Выясняя причины неврозов, Фрейд столкнулся с явлениями, которые не могли быть объяснены в терминах господствовавшей в конце XIX в. Психологии сознания. Адекватное объяснение новых фактов, полученных в клинических условиях, потребовало допущения, что структура «душевного аппарата» весьма сложна и что наряду с легко обозреваемой самим субъектом сознательной областью в человеческой психике существует еще одна область, также вполне реальная, которая недоступна непосредственному наблюдению .

Эта область получила название «бессознательное». Представители Вюрцбургской школы не смогли выйти за пределы психологии сознания, полагая, будто понятия «психическое» и «сознательное» тождественны по объему и содержанию. Что касается ряда философов – от Лейбница до фон Гартмана, — широко пользовавшихся понятием «бессознательное», то они трактовали его в негативном смысле, усматривая в нем нечто, не наделенное теми признаками, которые присущи сознанию. Психоанализ сделал серьезную попытку проникнуть в психологическую природу бессознательного, выяснить его содержательную сторону и основные закономерности.

Психоанализ первоначально обратился к изучению одной из наиболее игнорировавшихся форм фантазии – к сновидениям, которым психологи и физиологи прошлого давали чрезвычайно примитивное объяснение, усматривая в них побочный и случайный продукт разрядки нервной энергии во время сна. Фрейд, проведя кропотливый анализ воспоминаний сновидений, показал, что все элементы сновидения, какими бы бессмысленными, бессвязными и нелепыми они ни казались, находятся в тесной связи со всей нашей внутренней жизнью и, следовательно, имеют психологический смысл. Сновидение, по Фрейду, выполняет важную биологическую функцию, а именно охраняет сон путем иллюзорного исполнения желаний, а также иллюзорного устранения мешающих сну раздражителей

Итак, образы сновидений, подобно другим фантастическим образам, имеют вполне реальные источники. Однако к этим источникам следует отнести не только внешнюю реальность, но и внутреннюю психическую жизнь, зачастую неосознаваемую.

Сама фантазия, проявляющаяся не только в образах сновидений, но и в произведениях искусства, подчиняется определенным закономерностям, которыми, как считают психоаналитики, управляется вообще вся бессознательная сфера. К ним относятся механизмы сдвига (смещение акцента с одного явления на другое, а также подстановка безобидной ситуации вместо неприемлемой) и сгущения (соединение в одном образе нескольких образов или их отдельных черт). Особое значение придается символам, замещающим лица, органы тела, предметы, действия.

Механизмы сдвига, сгущения и образования символов, согласно учению Фрейда, проявляются в любой форме фантазии – в причудливых желаниях невротика и бредовых идеях психопата, в мифических народных вымыслах и религиозных верованиях, в интимных мечтах и поэтическом творчестве.

Переход из бессознательной сферы в сферу сознания осуществляется при помощи так называемой проекции. Эрнст Нойманн следующим образом иллюстрирует явление проекции: «Подобно тому, как кинематографический аппарат, находящийся позади зрителей, создает картину впереди них на полотне, точно так же содержания бессознательного проецируются вовне и воспринимаются как данные внешнего мира, а не как содержания бессознательного. Так, «демон» выступает для личности не как часть ее, а как существо, живущее и действующее во внешнем мире» . И подобно тому, как ребенок реализует свои желания в изобретаемых им играх, художник, по мнению фрейдистов, в своих произведениях, обычно в замаскированной форме, реализует свои стремления. Например, английский теоретик искусства Герберт Рид усматривает в поэме Кольриджа «Уныние» проекцию душевного конфликта поэта, вызванного вспыхнувшей страстью к жене друга. Внутренние конфликты, таким образом, как бы выносятся вовне, вследствие чего они обретают новую форму, подчас весьма отличную от той, которая была присуща глубинным переживаниям .

Б.Г. Ананьев подчеркивает, «…что просто ссылка на термин «бессознательное» как на объяснительный принцип лишь создает иллюзию объяснения. Термин «бессознательное» имеет, по меньшей мере, два значения: во-первых, он служит для обозначения особой психической инстанции или сферы, т.е. имеет топологический смысл; во-вторых, он выступает в качестве характеристики психических явлений, указывает на отсутствие у них определенного свойства – быть легко доступным сознанию. Однако ни одно из указанных значений не представляет собой теоретической концепции, которая способна объяснить психологические явления»

Исследований, посвященных влиянию быстрого сна и сновидений на процессы творчества, относительно немного. Фрейд, Адлер, Юнг, Маслоу, Ассаджиоли и др. доказывали, что у лиц с высоким творческим потенциалом в сновидениях более выражены первичные процессы мышления (т.е. более активно невербально образное мышление) по сравнению с контролем. Лица с конвергентным типом мышления являются менее творческими и дают меньше отчетов о сновидениях, чем лица с дивергентным типом мышления. Наконец, лишение быстрого сна приводит к значительному ухудшению в выполнении тестов на творческое мышление (тесты Гилфорда), но не ухудшает выполнение задач на запоминание.

Плоды цивилизации и культуры, которыми ежедневно пользуются в повседневной жизни, воспринимаются как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великих мастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности. Именно творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства.

Творчество является атрибутом человеческой деятельности – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека – это овладение полным и полноценным процессом творчества.

Чрезвычайно перспективным для многих ученых, таких как Д. Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев и др., представляется изучение влияния на творческие способности разнообразных воздействий, направленных на активацию образного мышления (сюда относится гипноз, медитация, специальные формы психологического тренинга).

Тайна бессознательного в творчестве

Существует давняя вера в бессознательный источник творчества. Бессознательное, вызываемое чаще в связи с творчеством, чем почти с любым другим человеческим действием или опытом, считается ответственным за таинственные вспышки среди ясного неба, вспышки озарения, пробуждение ото сна с уже сформированными идеями и высвобождающие энергию измененные состояния сознания. Кроме того, творческие письма и произведения искусства кажутся наполненными бессознательным содержанием. Идея о том, что творчество возникает из бессознательных источников, настолько укоренилась, что исследователи, которые представляют доказательства существования сознательных факторов, делают это на свой страх и риск; они рискуют быть сразу отвергнутыми как профессионалами, так и неспециалистами.

Вера в бессознательные корни творчества упорна и обманчива. Поскольку творчество бессознательно, его сторонники часто также говорят, что оно не может быть объяснено или адекватно понято. Эта идея имеет долгую и почти священную историю. Оно восходит к философу Платону, который заложил основу в следующих замечаниях к поэту Иону:

Ибо поэт есть легкая, крылатая и святая вещь, и нет в нем изобретения, пока он не вдохновлен и не вышел его чувств и ума больше нет в нем; когда он не достиг этого состояния, он бессилен и не может произносить свои оракулы. Много благородных слов говорят поэты о поступках людей; но подобно тебе [Иону], говоря о Гомере, они не говорят о них никакими правилами искусства: они просто вдохновлены произнести то, к чему побуждает их Муза, и то только; и по вдохновению один из них сочинит дифирамбы, другой — хвалебные гимны, иной — хоровые напевы, иной эпические или ямбические стихи, — и кто хорош в одном, тот не хорош ни в каком другом стихе: ибо не искусством делает поэт поют, но силой божественной. Если бы он учился правилам искусства, он умел бы говорить не только об одной теме, но обо всех; и поэтому Бог забирает умы поэтов и использует их как своих служителей, как Он также использует прорицателей и святых пророков, чтобы мы, слушая их, могли знать, что они говорят не от себя, произнося эти бесценные слова в состоянии бессознательности, но что сам Бог является говорящим, и что через них он разговаривает с нами. (Платон, 1924а)

Я не хочу сказать, что в этом отрывке Платон сформулировал понятие бессознательного или что он считал корни творчества лежащими в каком-то особом аспекте человеческого разума. Наоборот, он явно считал творчество сверхъестественным или божественным по происхождению, а в другом месте прямо заявил, что творчество художника было результатом «божественного безумия». (Платон, 1924b) При творческом творчестве собственные чувства художника не несли прямой ответственности за продукт, и, следовательно, творческий процесс был вопросом пребывания вне ума и лишения своих чувств. Такой акцент на кажущемся одержимом аспекте творческой деятельности был основой для давней традиции, ссылающейся как на безумие, так и на сверхчеловеческие или внешние источники творчества. С одной стороны, она продолжила и поддержала классическую идею вдохновения музы, а с другой, сегодня она достигла кульминации в психологическом акценте на бессознательном аспекте разума: идеи, вдохновленные внешним источником самого творца, они были расположены внутри творца как еще один аспект его разума. Хотя идея творчества, возникающего из бессознательного, не совпадает с платоновским понятием безумия, она поднимает много проблем. Современная концепция бессознательного прежде всего связана с психоанализом и Зигмундом Фрейдом (также К.Г. Юнг, «Коллективное бессознательное»).

Психоаналитики выдвинули идею о том, что бессознательное и его оперантный первичный процесс мышления (нелогический и не ориентированный на реальность) играют значительную роль в творчестве. Обращаясь к великим произведениям искусства, чтобы подтвердить выводы о психологических процессах, полученные в результате работы с пациентами, психоаналитики давно интересовались очевидными проявлениями бессознательного и первичными процессами в произведениях литературы и изобразительного искусства. В своем первоначальном изложении своей краеугольной концепции Эдипова комплекса Фрейд обратился за иллюстрацией и поддержкой к великой пьесе Шекспира «Гамлет». Ссылаясь на неспособность Гамлета действовать против своего дяди-отчима, а также на напряженные отношения между Гамлетом и его матерью Гертрудой, Фрейд предположил, что бессознательные кровосмесительные чувства к Гертруде и убийственные чувства к его настоящему отцу могут объяснить сомнения и мучения Гамлета. После этого и других художественных анализов Фрейда многие другие психоаналитики пытались описать бесчисленное множество случаев бессознательных явлений в произведениях искусства. Из-за кажущейся универсальности этих случаев творческие художники считались особенно чувствительными к своим собственным бессознательным процессам, и считалось, что эти процессы играют решающую роль в художественном творчестве. Собственные свидетельства художников также укрепили эти соображения. Неоднократно художники всех типов сообщают, что они не могут проследить этапы достижения своих выдающихся идей и что такие идеи, кажется, вторгаются в их сознание без предупреждения или подготовки. Во многих случаях говорят, что важные идеи возникают, когда художник не работает непосредственно над творческой задачей, а скорее отдыхает или занят чем-то другим. Таким образом, платоновская идея обладания внешним фактором была изменена на фактор, внешний по отношению к осознанию.

Здесь я вставлю предостережение и разъяснение относительно различия между бессознательным и бессознательным. Если что-то просто описывается как находящееся вне сознания или неосознаваемое, то это только негативный фактор. Когда вы говорите «нет», отрицаете или отбрасываете, вы создаете широкие категории, а описание кого-то или чего-то как «невысокого» или «не сексуального» просто устраняет характеристику, а не уточняет или уточняет описание. Хотя мы часто используем отрицания, как если бы они были противоположностями, «низкий» не является синонимом низкого, а «не горячий» не эквивалентен холодному. Отрицательные стороны высоких и горячих включают очень большой диапазон высоты и температуры. Неспособность распознать эти различия вызвала проблемы в отношении идеи и термина «бессознательное». Оно используется как для обозначения противоположности сознанию, так и (вместе с другим старым и неправильно используемым термином «подсознание») как отрицательная форма, примерно эквивалентная бессознательному или бессознательному.

Фрейдистское определение бессознательного, однако, является не только негативом сознания, оно весьма специфично. Психодинамической точке зрения Фрейда присуще определенно сформулированное и, следовательно, положительно определяемое бессознательное, бессознательное, противоположное сознательному. Бессознательное Фрейда состоит из элементов, полученных из прошлого человека, которые по какой-то причине остаются вне поля зрения. Эти элементы, обозначенные как влечения, желания, воспоминания и аффекты, остаются бессознательными для самого индивида, потому что они неприемлемы ни лично, ни социально, и поэтому не могут быть допущены в сознании. Они удерживаются в бессознательном состоянии защитным механизмом, называемым «вытеснением», активным психологическим процессом или барьером.

Кроме того, элементы бессознательного обладают рассеянным и контролирующим эффектом благодаря тому, что их не осознают. Эти элементы оказывают последовательное и потенциально широкое влияние на сознательное мышление и поведение именно потому, что они активно остаются бессознательными. Как только элемент становится сознательным — когда его форма и сущность известны — тогда он может быть изменен и модифицирован под преднамеренным контролем. Когда неприемлемые личные воспоминания, желания и аффекты не осознаются или вытесняются, они все еще имеют силу и влияние, но оказывают непроизвольный эффект. И чем сильнее они препятствуют осознанию их, тем шире и шире их действие. Сильно подавленные бессознательные влечения, например, имеют тенденцию влиять на все сознательные мысли и поведение.

Если бы этот тип бессознательного полностью отвечал за творчество, как утверждают многие теоретики, что бы это на самом деле значило? Что это может означать в отношении природы творческих процессов? Во-первых, с этим типом бессознательного и контролирующей силой прошлых событий, полностью ответственной за творческую деятельность, нам пришлось бы строго ограничить определение творчества. Истинная новизна, состоящая в полном разрыве с прошлым, не была бы свойством или даже чертой творческого процесса или творчества. Творения не могли быть по-настоящему новыми, потому что они были бы прямым продуктом прошлых и ранее существовавших бессознательных факторов. Осмысленное определение творчества должно включать в себя возможность создания людьми действительно новых идей, теорий, художественных стилей и форм или изобретений. Следовательно, спор не работает.

Вторым более красноречивым результатом этой теории было бы то, что неприемлемое и, по сути, обычное и банальное содержание бессознательного могло бы стать основой для великих произведений искусства и других важных достижений человечества. Произведения искусства, однако, часто определенно не являются оскорбительными, неприемлемыми или банальными, и поэтому на пути от бессознательного к конечному продукту должны были произойти некоторые преобразования или изменения. Настоящей причиной творчества стал бы не бессознательный, а конкретный преобразующий фактор — чем бы он ни был. Самая большая проблема, связанная с принятием этой идеи о бессознательных причинах творчества, заключается в неотъемлемом свойстве широкого контролирующего воздействия на сознательное мышление и поведение. Хотя этот контроль мог правдоподобно объяснить репрезентацию бессознательных факторов в содержании произведения искусства, он не мог объяснить художественную форму. Основная функция фрейдистских контролирующих механизмов состоит в сокрытии бессознательного содержания: они изменяют и искажают бессознательный материал так, что он не может быть распознан в сознании. Но художественная форма — формы, узоры, стили, композиционные особенности произведений искусства — имеет противоположную функцию: раскрывает и раскрывает глубинные смыслы и психологические процессы. Он показывает организацию чувств и действий людей, а также звуков и образов природы. Независимость от бессознательного контроля над процессами, ответственными за форму, необходима для того, чтобы произвести откровение, а не сокрытие, и ясность искусства, а не мрак. Кроме того, широко контролирующая бессознательная сила не могла бы создать внутренне важные единства в искусстве, но поскольку бессознательное по существу разъединено, это привело бы к разобщенности или монотонности.

Открытие когнитивных гомопространственных, янусианских и сеп-кон артикуляционных процессов в творчестве, описанное ранее в этих блогах, тем не менее, помогает показать причину чувства неосознанности, а также наличие некоторой степени бессознательных проявлений. Ни один из этих процессов не проявляется непосредственно в сознании и не возникает непосредственно из бессознательных источников. Однако ни один из них не следует шаблонам обычного пошагового или продуктивного мышления. При всех трех этих процессах создатели осознают только продукты своего мышления. В сознании появляется лишь результирующая метафора, характеристика, сюжетная идея, зрительный образ, музыкальная фраза или теоретическая формулировка, а не структурные особенности этих процессов, таких как поиск противоположностей (янусовский процесс), наложение мысленных образов (гомоспространственный процесс) или разделение с помощью соединяющий ((сеп-кон артикуляционный процесс). Поскольку создатели не осознают (и не должны знать) о структуре своего мышления и редко, если вообще когда-либо, отслеживают определенные мыслительные последовательности, ведущие к творческим идеям, идеи кажутся им являются результатом факторов, находящихся вне их контроля. Все они сохраняют качества бессознательных типов мышления.0003

В случае янусианского процесса, например, происходит скачок мысли, при котором множественные противоположности или антитезы сходятся одновременно. Идеи, образы или предложения, традиционно считавшиеся действительными или реальными, сопоставляются с их полярной противоположностью или противоположностями; объединение таких совершенно разрозненных элементов создает ощущение и переживание чего-то, возникающего из ниоткуда. Поскольку полярная противоположность ранее серьезно не считалась истинной или значимой, а иногда даже вообще не существовала, она удерживается на периферии сознания. Объединение его с идеей, находящейся в центре внимания, вызывает ощущение внезапного озарения или скачка мысли. Могут проявиться некоторые качества фрейдистского бессознательного, оперирующего эквивалентностью противоположностей и сближающим механизмом «сгущения». Сходные переживания могут возникать при частичной репрезентации бессознательных факторов как гомопространственными, так и сепкон-артикуляционными процессами.

Чтобы завершить круг, описание Платона было не так уж далеко от истины. Только его выводы относительно безумия и традиции, которую он поддерживал, которые подчеркивают источник творчества, полностью внешний по отношению к сознанию, оказываются недостаточными. Причина, по которой творец не осознает специфических факторов, объясняющих его мастерство или искусство, заключается в том, что он не задумывается должным образом о конкретных структурных качествах мыслительных процессов, которые он использует при создании своих творений. Они являются частью этого диффузно-негативного бессознательного аспекта его психического функционирования и в какой-то степени могут сохранять аспекты специфического и позитивного бессознательного. Однако творец не сошел с ума и не лишен чувств. Он более чувствительный и гибкий мыслитель, чем остальные из нас, и способен использовать мыслительные процессы и смешивать способы мышления необычными и захватывающими способами.

Источник нашего творчества

«В этой работе скрыты четыре великих секрета. И это первое: Автор великих мифов и легенд находится внутри вас. И я не имею в виду это фигурально, я имею в виду это буквально. Интеллект и мудрость, создавшие эти старые великие истории, находятся внутри вас».
Похищение огня у богов

В цитате, конечно же, я говорю о творческом бессознательном я. Если вы еще не читали пять примеров глав из моей книги, которые сейчас размещены на моем веб-сайте, они содержат прекрасное введение в творческое бессознательное и показывают, среди прочего, как оно участвует в создании великих историй, романов и фильмы.

Тем не менее, давайте начнем наше исследование с обзора этого необычного явления.

Мы прошли эволюционный путь. Запись об этом эволюционном пути сохранилась и похоронена глубоко в бессознательном, как сокровище. Я называю это сокровище творческим бессознательным. Я также называю это скрытой истиной или самостью. Но у него много других названий. Некоторые люди называют это музой, источником, высшим проводником или Богом внутри. Карл Юнг называл это коллективным бессознательным. Джордж Лукас в «Звездных войнах» назвал положительный аспект Сила и отрицательный аспект Темная сторона .
 
”Что бы это ни было, или как бы вы это ни называли, не имеет значения. Это творческий бессознательный источник всего высшего, универсального разума, скрытой мудрости и истины, которыми мы обладаем. Она играет важную роль в создании историй и играет важную роль в нашей жизни».
Похищение огня у богов
 
Эта скрытая мудрость, вероятно, хранится в ДНК, а творческое бессознательное может быть проявлением самой ДНК. И когда он проецируется за пределы нас, он становится единым Богом трех авраамических религий или собранием богов классического греческого и индуистского пантеонов.
 
Таким образом, творческое бессознательное «я» представляет собой совокупность всех знаний и мудрости, которые накапливались в нашей психике с начала эволюции. И одна из его основных целей, согласно Стори, состоит в том, чтобы провести нас и помочь нам осознать физические, эмоциональные, психологические и духовные стадии нашего развития, которые были достигнуты в более раннее время нашей эволюционной истории. Наше физическое развитие более или менее сохранно, и совершенно очевидно, что физические изменения, которые мы претерпеваем в утробе матери от зачатия до рождения и во внешнем мире на всех стадиях нашего младенчества, детства, юности, взрослой жизни, среднего возраста , и старость — это этапы физического развития, ранее достигнутые нашим видом в ходе его долгого эволюционного пути. (На одной ранней стадии внутриутробного развития мы похожи на головастиков, на другой у нас есть хвосты.)

Что ж, согласно Истории (и когда я использую термин «История» с большой буквы, я имею в виду коллективную мудрость, раскрываемую всеми великими историями, взятыми вместе), мы также прошли через сопоставимое эмоциональное, психологическое и духовное развитие. во время этого эволюционного пребывания. Но эти измерения были серьезно скомпрометированы и, наряду с нашей способностью эффективно общаться с нашим творческим бессознательным «я», не реализуются должным образом и не выражаются в нашем нынешнем мире собачьих поеданий. На самом деле их репрессируют. Эти потерянные и нереализованные эмоциональные, психологические и духовные измерения составляют наш огромный потенциал и наши нереализованные высшие состояния сознания.
 
Все это раскрывается в Истории — как мы увидим в следующей статье.

Творческое бессознательное «я», которое содержит записи обо всем этом, обладает силой и желанием помочь нам восстановить этот утраченный нереализованный потенциал. Но мы должны участвовать и играть ту роль, которую должны играть в этом процессе. История показывает нам, как это сделать.

Достижение этих проходов преобразует огромный запас бессознательной потенциальной энергии в полезную сознательную энергию – короче говоря, в полную реализацию себя. Этот процесс расширяет, укрепляет и возвышает сознание. Это и есть высшее сознание, просветление и зрелость.
 
«…и когда творческие люди говорят, что они подключились к источнику, они имеют в виду именно это. Это источник».
Похищение огня у богов
 
Другой важной задачей творческого бессознательного является создание великих историй, что происходит, поскольку оно управляет положительными и отрицательными интуитивными чувствами, влияющими на наши творческие решения. И так постепенно в наши истории запрограммированы скрытые структуры, архетипические персонажи и необычайная мудрость. Все это делает великие истории одним из ключевых способов, с помощью которых творческое бессознательное сообщает нам подробности этих отрывков. И когда это происходит, получается история невероятной силы.

В любом случае, если вы еще не соприкоснулись с этим источником, вы скоро сможете это сделать — и вы сможете оживить это драгоценное знание и силу, которая с ним связана, в ваших романах и сценариях.
 
«И если вы объедините эту силу с современным реализмом и характером, вы сможете создавать сверхмощные истории, которые окажут значительное влияние на мир. И вы можете сделать себя очень успешным и, возможно, даже целым в процессе»
Похищение огня у богов
 
Иными словами, творческий процесс создания историй дает исключительную психологическую пользу.

В моей следующей статье курса рассказов:  Тайный язык великих историй , я расскажу о персонажах, действиях и событиях, которые создают метафоры, раскрывающие скрытые структуры и детали проходов, которые, в свою очередь, раскрывают необыкновенные вещи, которые великие истории рассказывают нам о нас самих. Другими словами, если вы поддерживаете то, о чем действительно хотите написать, этими замечательными скрытыми структурами, которые являются не чем иным, как планом наших эволюционных достижений, с вашими историями и вашей жизнью могут произойти удивительные вещи.

Джеймс Боннет — всемирно известный писатель, преподаватель и консультант по рассказам. Он был профессиональным писателем более 40 лет. Он начинал как актер в популярном бродвейском шоу, удостоенном премии «Тони», « Восход солнца в Кампобелло ». Он получил свою первую профессиональную писательскую работу, когда ему было 23 года, написав сценарий для телесериала под названием It’s A Man’s Worl d. Он дважды избирался в совет директоров Гильдии писателей Америки и написал сценарий или снялся в более чем сорока телевизионных шоу и полнометражных фильмах. Важные новые идеи об истории в его книге Похищение огня у богов: полное руководство по истории для писателей и режиссеров s оказывают большое влияние на писателей во всех СМИ. В своей будущей книге « Взлом кода истории: скрытые структуры великих историй и их значение » он подробно проанализирует пятьдесят величайших историй мира и экстраординарные тайны, которые они раскрывают о нас самих и нашем эволюционном пути. Узнайте больше на www.storymaking.com.

Как стимулировать творческие прорывы: бессознательное и творчество

Точно так же, как цвета, которые вы видите в радуге, являются лишь узким сегментом гораздо более широкого электромагнитного спектра, ваш сознательный разум является лишь узким фрагментом вашей гораздо более обширной бессознательной психики.

Высокотворческие личности на протяжении всей истории понимали это и определяли бессознательное как источник творческих прорывов, которые привели к личным преобразованиям, а также к великим изобретениям в искусстве, науке и бизнесе.

«Это очень важный, хотя обычно игнорируемый факт, что те творения человеческого разума, которые носят преимущественно печать оригинальности и величия, не пришли из области сознания. Они пришли из-за пределов сознания, стуча в его дверь, требуя доступа: они вливались в него… часто с приливом подавляющей силы». (Джордж Тиррелл)

Роль бессознательного в творческих прорывах в нашем обществе сведена к минимуму. Большинство людей не только не осознают, что бессознательное является благодатной почвой для трансформационных прорывов, но также считают, что творческие прорывы ограничены избранным подмножеством «гениев», рожденных с более высокими талантами и способностями, чем остальные из нас.

Но что, если это убеждение ошибочно? Что, если способность к подлинным трансформационным прозрениям не зарезервирована за гениями, а является приобретенным навыком, доступным для всех?

Открытие бессознательного: Зигмунд Фрейд против Фредерика Майерса

Хотя открытие бессознательного имеет долгую и извилистую историю, общепризнано, что Зигмунд Фрейд ответственен за то, чтобы сделать существование бессознательного общеизвестным.

Фрейд интересовался изучением бессознательного, чтобы обнаружить корни психопатологии. В ходе своих исследований он пришел к выводу, что бессознательное является хранилищем подавленных воспоминаний и переживаний, которые сеют хаос в жизни и ответственны за развитие неврозов.

Фрейд, короче говоря, подчеркивал негативную роль бессознательного — его роль в препятствовании индивидууму самореализации и актуализации своего потенциала.

Фредерик Майерс занял позицию, противоположную Фрейду. Он считал бессознательное богатым источником вдохновения, смысла и творчества, которые, если их использовать, могут привести человека к великим свершениям.

Поскольку идеи Фрейда оказали большее влияние на наше общество, чем идеи Майерса, представление о бессознательном как о темной и пугающей сфере до сих пор влияет на восприятие многими людьми своего бессознательного.

Но это восприятие неверно. Как поняли в прошлом очень творческие люди, когда дело доходит до великих произведений литературы, искусства и науки, источником творчества является бессознательный разум.

Бессознательные и творческие прорывы

Великий писатель-фантаст Джордж Элиот сказал, что во всех ее лучших произведениях что-то, что было «не ею самой» овладевало ею; что слова, которые она написала, как будто исходили из этого «другое лицо» .

Поэт Джон Китс писал, что отрывки из его знаменитого произведения «Гиперион» попали к нему «случайно или по волшебству — чтобы быть как бы чем-то данным мне». Он добавил, что не осознавал красоту какой-либо мысли или выражения, пока я не сочинил и не записал их.

Немецкий эрудит Гёте писал о своем знаменитом романе «Страдания юного Вертера» : «Я написал книгу почти бессознательно, как лунатик, и был поражен, когда понял, что сделал».

Уильям Блейк , известный английский поэт и художник, сказал о своей работе Milton, : «Я написал это стихотворение под непосредственную диктовку, по двенадцать, а иногда по двадцать или тридцать строк за раз, без предварительного обдумывания и даже против моей воли.

Роберт Льюис Стивенсон , автор книги «Доктор Джекил и мистер Хайд», писал о существовании маленьких помощников из его бессознательного, , «которые делают половину моей работы, пока я крепко сплю, и, по всей вероятности, отдыхай и для меня, когда я бодрствую и наивно полагаю, что делаю это для себя».

Мечты и творческие прорывы

Идея о том, что бессознательное является источником творческих прозрений, объясняет, кто так много вдохновения приходит во сне. В состоянии сна, когда наше сознание «отключено», бессознательное может говорить с нами напрямую (в форме образов, интуиции и эмоций) без ограничивающих ограничений, налагаемых сознательным умом.

Физик Нильс Бор мечтал о планетарной системе, которая позволила ему создать «модель Бора» строения атома и была удостоена Нобелевской премии.

Процедура массового производства инсулина сэра Фредерика Гранта Бантинга явилась ему во сне.

Физиолог Отто Леви в начале своей карьеры догадывался, что нервный импульс, основной компонент всех нервных систем, представляет собой как химическое, так и электрическое явление. Экспериментальная процедура, позволившая ему доказать эту догадку, явилась ему во сне. Как он написал:

«В ночь перед пасхальным воскресеньем [1920 года] я проснулся, включил свет и сделал несколько заметок на крошечном листочке тонкой бумаги. Потом я снова заснул. В 6 часов утра мне пришло в голову, что ночью я записал что-то важное, но не смог разобрать каракули. На следующую ночь, в 3 часа, идея вернулась. Это был план эксперимента, чтобы определить, верна ли гипотеза химической передачи, которую я высказал 17 лет назад. Я тут же встал, пошел в лабораторию и поставил простой опыт на лягушачьем сердце по ночному плану… Его результаты легли в основу теории химической передачи нервного импульса».

Фридрих Август Кекуле , химик-органик, открыл циклическую структуру бензола во сне в
, в котором он увидел змею, пожирающую собственный хвост. Описывая свой сон, он написал:

«Но смотрите! Что это было? Одна из змей схватила себя за хвост, и фигура насмешливо закружилась у меня перед глазами. Как будто от вспышки молнии я проснулся…. Научимся мечтать, господа. »

Бессознательное: плодородие с потенциалом и источник высшего творчества

Любопытно, что эта информация не всегда признается в нашем обществе; и что нас никогда не учат, как использовать этот огромный кладезь творческого потенциала.

Обучение стимулированию творческих прорывов

Грэм Уоллас, английский социальный психолог и соучредитель Лондонской школы экономики, написал книгу «Искусство мысли», в которой выделил четыре стадии, необходимые для активации бессознательного и подготовки его к пониманию проблем в нашей жизни.

Эти 4 шага можно выполнять в любой сфере жизни, требующей творческих решений: будь то личная жизнь, отношения, профессиональная карьера или творчество.

1. Подготовка

На этапе подготовки исследуйте проблему, с которой вы имеете дело, со всех сторон. Рассмотрите каждый аспект и соберите о нем как можно больше информации.

В это время необходимо взращивать в себе горячее желание решить проблему. Это сигнализирует вашему бессознательному, что проблема срочная и ее нужно решать немедленно.

2. Инкубация

Проведя достаточно времени на этапе подготовки (когда вы близки к истощению), отвлекитесь на некоторое время от проблемы. Потратьте некоторое время на отдых и постарайтесь не думать о работе или проблеме, с которыми вы имеете дело.

Этот период отдыха высвободит энергию для работы вашего подсознания — просеивания, сортировки и слияния идей, переданных ему на стадии подготовки.

3. Освещение

В какой-то момент, когда вы будете чередовать периоды интенсивной работы и отдыха, из вашего бессознательного спонтанно возникнет озарение. Будь то во сне, в душе, во время полуденной прогулки или в любое другое безобидное время, решение проблемы, над которой вы работали, явится вам ясно, как дневной свет.

Часто решение будет казаться настолько простым и очевидным, что вы удивитесь, как не додумались до него раньше.

4. Проверка

Заключительный этап — проверка решения, предложенного вашим бессознательным. Этот шаг не всегда необходим. Иногда решение может быть настолько ясным, что нет необходимости проверять его правильность.

Творчество и самореализация

Многие думают, что творческим может быть только тот, кто занимается наукой или искусством. Это ошибка. Вы можете проявить творческий подход в любой сфере своей жизни — в воспитании детей, спорте, отношениях, профессии или личном развитии.

«… если тебе совсем нечего творить, то, возможно, ты творишь сам». (Карл Юнг)

Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, два выдающихся психолога 20-го века, считали креативность одной из высших способностей человека и думали, что питать свою креативность означает одновременно двигаться в направлении своего высшего Я.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *