Психические автоматизмы это: Синдром психического автоматизма: причины, лечение Статьи

Содержание

Синдром психического автоматизма: причины, лечение Статьи

Синдром психического автоматизма называют еще синдромом Кандинского-Клерамбо. Это расстройство психического здоровья человека, с параноидно — галлюцинароным характером. Во время болезни человеку кажется, что его телом и разумом управляет другой человек или сущность, при этом его личность подавляется. Пациент не воспринимает себя как индивидуума, не воспринимает свою личность, он считает, что все его поведение является навязанным. Данная проблема может привести к патологиям и как следствие к новым расстройствам. Часть этих патологий необходимо серьезно лечить.

В современной медицине известно три типа болезни. Первым видом является автоматизм моторный. Пациенты с таким типом болезни кажется, что все его движения, повороты и жестикуляция осуществляется не им, помимо его воли. У человека проявляется неуверенность и скованность движений. Так же симптомом может быть прерывание речи, так как человек решил, что за него говорит еще кто-то.

Вторым видом является автоматизм ассоциативный. Пациенту кажется, что кто-то находится у него в голове, рассказывает все его мысли другим людям, а его голову наполняет посторонними идеями. В этом случае человек отказывается принимать свои мысли. Третьим видом считается сенсорный автоматизм. Пациент испытывает чувственные псевлогаллюцинации. В этом случае он считает, что им управляют пришельцы, духи или еще кто-либо. Это самый сложный вид болезни и лечится она сложнее всего.

Эта болезнь проявляется на фоне других психических расстройств, к ним можно отнести шизофрению или психоз. В том случае, когда данное расстройство возникает на фоне такой болезни, то больному прописывается только лечение в стационаре. При этом шансов на точное выздоровление очень мало. В качестве причин называют так же зависимость от наркотиков, отравление алкогольными продуктами, удушье, сильная травма головы и другие. В этих случаях психика пациента в защитных целях вызывает такие псевдогаллюцинации. Иногда данный синдром протекает вместе с болезнью Вильсона, он возникает при накоплении большого содержания меди в человеке.

В этом случае поражаются нейроны мозга.

Чаще всего данное заболевание проявляться в виде безучастия ко всему или положительных эмоций, преувеличенных эмоций, депрессивных состояний с приступами активности. При этом пациент испытывает огромное количество чувств и от этого ему кажется, что все это вымышлено и им управляет кто-то извне. Главным видом лечения является сочетание у психотерапевта и приема медикаментов. В дальнейшем у пациента появляется навязчивая идея о том, что им управляет кто-то другой. При этом человек старается скрывать свои подозрения о постороннем интеллекте. Позже он уже не контролирует себя и свое поведение. Может возникнуть бред, пациент испытывает сдавленность в органах, озноб и удушье. В некоторых случаях пациент может потерять зрение или слух, а так же перестать быть чувствительным к болевым ощущениям. Иногда человек может причинить своему телу вред.

Лечение заключается в различных беседах с врачом — психиатром и лечении медикаментами.


« Назад

ФГБНУ НЦПЗ.

‹‹Общая психиатрия››
Форма обратной связи

Вопрос по работе сайтаВопрос специалистуВопрос в администацию клиники

Адрес email

Имя

Текст сообщения

Тиганов А.С. (под. ред.) ‹‹Общая психиатрия››

Галлюцинаторно-параноидный синдром (синдром Кандинского — Клерамбо)
  1. Главная
  2. Библиотека
  3. Общая психиатрия
  4. Галлюцинаторно-параноидный синдром (синдром Кандинского — Клерамбо)

Этот синдром складывается из бреда преследования и воздействия, явлений психического автоматизма и псевдогаллюцинаций.

Больной может ощущать воздействие, осуществляемое различными способами, — от колдовства и гипноза до самых современных средств (радиацией, атомной энергией, лучами лазера и т.д.).

Явления психического автоматизма — чувство, ощущение овладения, возникающее при мнимом воздействии на больного тем или иным видом энергии. Выделяют 3 типа психического автоматизма: идеаторный, или ассоциативный; сенсорный, или сенестопатический; моторный, или кинестетический.

Идеаторные, или ассоциативные, автоматизмы являются результатом мнимого воздействия на процессы мышления и другие формы психической деятельности. Наиболее простым проявлением идеаторных автоматизмов является ментизм — непроизвольное течение мыслей и представлений и симптом открытости, выражающийся в ощущении, что мысли больного известны окружающим, о чем он узнает по их поведению, намекам, содержанию разговоров. К идеаторным автоматизмам относится также звучание мыслей: о чем бы ни подумал больной, его мысли громко и отчетливо звучат в голове; этому расстройству предшествует «шелест мыслей» — тихое и неотчетливое их звучание. Впоследствии развивается симптом «отнятия мыслей», при котором у больного мысли исчезают из головы, и феномен сделанных мыслей — убеждение, что его мысли принадлежат посторонним лицам, чаще всего его преследователям.

Нередки и «сделанные сновидения» — сновидения определенного содержания, как правило, с особым значением, вызываемые при помощи воздействия. К идеаторным автоматизмам относится также симптом разматывания воспоминаний, проявляющийся тем, что больные вопреки своей воле и желанию под влиянием посторонней силы вынуждены вспоминать те или иные события своей жизни; нередко одновременно с этим больному показывают картины, иллюстрирующие воспоминания. Идеаторные автоматизмы охватывают также феномен сделанных настроения, чувств (больные утверждают, что их настроения, чувства, симпатии и антипатии являются результатом воздействия извне), сновидений.

К сенестопатическим, или сенсорным, автоматизмам относятся обычно крайне неприятные ощущения, возникающие у больных также в результате мнимого воздействия посторонней силы. Они могут быть крайне разнообразными и проявляются чувством внезапно наступающего жара или холода, болезненными ощущениями во внутренних органах, голове, конечностях. Нередко бывают необычными, вычурными: больные говорят о крайне своеобразных ощущениях в виде перекручивания, пульсации, распирания и т.д.

К кинестетическим, или моторным, автоматизмам относятся расстройства, при которых у больных появляется убеждение, что совершаемые ими движения производятся помимо их воли под влиянием извне. Больные утверждают, что их действиями руководят, двигают конечностями, языком, вызывают ощущение неподвижности, оцепенения, лишают их способности произвольных движений. К кинестетическим автоматизмам относятся также речедвигательные автоматизмы: больные утверждают, что их языком говорят; слова, произносимые ими, принадлежат посторонним лицам.

Явления психического автоматизма возникают, как правило, в определенной последовательности: вначале развиваются идеаторные автоматизмы, далее сенестопатические и, наконец, кинестетические. Но подобная последовательность развития психических автоматизмов не является обязательной.

В структуру галлюцинаторно-параноидного синдрома Кандинского— Клерамбо входят также псевдогаллюцинации —зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, висцеральные, кинестетические обманы восприятия, отличаемые больными от реальных объектов и имеющие характер сделанности.

К зрительным псевдогаллюцинациям относят сделанные видения: образы, лица, панорамические картины, которые показывают больному, как правило, его преследователи при помощи тех или иных аппаратов. Слуховые псевдогаллюцинации — шумы, слова, фразы, передаваемые больному по радио, через различную аппаратуру; они могут доноситься извне или локализоваться в голове, теле; иметь императивный и комментирующий характер, принадлежать знакомым и незнакомым лицам, быть мужскими, женскими, детскими. Обонятельные, вкусовые, тактильные, висцеральные псевдогаллюцинации также имеют характер сделанности.

В зависимости от превалирования в клинической картине галлюцинаторно-бредового синдрома галлюцинаторных или бредовых расстройств выделяют галлюцинаторный и бредовой варианты описываемого синдрома. О галлюцинаторном варианте говорят в случаях преобладания в картине состояния псевдогаллюцинаций, сравнительно незначительного удельного веса бредовых расстройств и собственно явлений психического автоматизма.

Если в статусе больного на первый план выступают бредовые идеи преследования и воздействия, психические автоматизмы, а псевдогаллюцинаторные расстройства отсутствуют или выражены минимально, то состояние определяют как бредовой вариант галлюцинаторно-параноидного синдрома.

Возможно развитие и так называемого инвертированного варианта синдрома Кандинского—Клерамбо, суть которого заключается в том, что сам больной якобы обладает способностью воздействовать на окружающих, узнавать их мысли, влиять на их настроение, ощущения, поступки. Эти явления обычно сочетаются с идеями переоценки своей личности или бредовыми идеями величия и наблюдаются в картине парафрений.

Галлюцинаторно-параноидные синдромы могут развиваться остро или становятся хроническими. Остро развивающиеся галлюцинаторно-параноидные синдромы отличаются большой чувственностью бредовых расстройств и отсутствием тенденции последних к систематизации, достаточной выраженностью всех типов психических автоматизмов, аффектом страха и тревоги, растерянностью, мигрирующими кататоническими расстройствами.

При хронических галлюцинаторно-параноидных состояниях отсутствуют растерянность, яркость аффекта, имеется систематизация или (при развитии обильных псевдогаллюцинаций) склонность к систематизации бредовых расстройств. Явления психического автоматизма возникают не одномоментно, а в определенной последовательности: идеаторные, сенестопатические, кинестетические. На высоте такого состояния возможна бредовая деперсонализация (явления отчуждения).

Как работает чистый психический автоматизм в творчестве?

Когда в 1924 году Андре Бретон (1896-1966) опубликовал «Манифест сюрреализма», он объяснил это движение концепцией чистого психического автоматизма . Идея раскованной творческой психики была задумана как образ действий сюрреалистов. Определив с самого начала сюрреализм как психический автоматизм, он позже переосмыслил его в духе религиозного вероучения, как психический механизм или состояние ума, которое может служить решением жизненных проблем. 0004 . Первые идеи, возникшие относительно автономной работы психики, исходили от Фрейда , который в своем толковании сновидений объяснил связь между бессознательным, сновидениями и психикой. Для Фрейда сновидение было способом раскрыть бессознательное , потому что наши мысли во сне не осмысливаются рационально. Таким образом, наша бессознательная часть свободно выражается в масках и символах, которые трудно перевести словами, но которые можно передать в образных представлениях. Эти концепции были приняты сюрреалистами, и они составляют основу сюрреалистической теории и ее образов чистого психического автоматизма.

И концепция и техника , психический автоматизм был задуман в связи с проблемой выражения мысли , свободной от различных социальных интересов . Предполагалось, что мысли свободно протекают в бессознательной сфере разума, и сюрреалисты стремились выразить их такими, какие они есть. Термин «психический» в «психическом автоматизме» был выбран Бретоном тщательно, так как он имел медицинское образование, а другая часть механизма — автоматизм — также исходила из его знаний в этой области. [1] До того, как он объявил об этом в области искусства, техника использовалась в психиатрических исследованиях и парапсихологических исследованиях.


Макс Эрнст — L’Ange du Foyer ou le Triomphe du Surrealisme (1937). Изображение из архива Widewalls.

Психический автоматизм сюрреалистов

Теоретик группы Андре Бретон был обеспокоен тем фактом, что, хотя сны составляют важную часть жизни каждого, они не привлекают достаточного внимания. Высшая реальность, или сюрреальность в его терминах может быть достигнута только через сближение живой реальности и сна . [2] Инструментом в достижении этого был сюрреализм, и эта тенденция вскоре привлекла многих творческих людей, которые искали альтернативные способы выражения, освобожденные от визуальных тропов, соответствующих социальным условностям и морали. Бретон определил его как:

«психический автоматизм в его чистом виде, с помощью которого предполагается выразить — словесно, посредством письменного слова или каким-либо другим способом — действительное функционирование мысли. Продиктовано мыслью, в отсутствие какого-либо контроля со стороны разума, без каких-либо эстетических или моральных соображений». [3]

Вначале автоматизм рассматривался прежде всего как письменная техника, которая включала непрерывный поток слов. Практика автоматического письма началась в 1919 году и продолжалась на протяжении многих лет с переменным успехом. Даже Бретон написал в своем эссе 1933 года « Автоматическое сообщение », что «история автоматического письма в сюрреализме — это история постоянных неудач». [4] Позже Макс Эрнст предложил способ приближения к визуальным представлениям через автоматизм, основанный на фроттажах, коллажах или гратаже и случайных эффектах, производимых этими техниками. Сюрреалисты, в число которых входили также Андре Массон, Рене Магритт, Сальвадор Дали и Хуан Миро, приняли идеи Манифеста и предложенную в нем технику и отправились в исследовательское путешествие бессознательного, которое было далеко от повседневной реальности, обремененное трудной миссией. обретения смысла после кровавой бойни Первой мировой войны. Художественные приемы, которые они использовали в соответствии с теми, которые предложил Эрнст, включали масляную живопись, рисунок карандашом, включая создание Cadavre Exquis, фотографию, кино и скульптуру.


Жоан Миро — Карнавал Арлекина, 1924. Художественная галерея Олбрайт-Нокс

Необычные совпадения и нереальные деформации сюрреалистического автоматизма

Хотя автоматизм сюрреалистического искусства проявляется в случайном и произвольном сочетании мотивов и элементов, провести некоторые различия между способами использования автоматизма и творческими решениями, которые дает эта техника. Незапланированные композиции или необычные совпадения и сказочные элементы, которые также называют нереальными деформациями можно различить как две группы исходя из различного использования автоматизма. В первом композиции полностью отданы на волю случая и сиюминутных вдохновений, тогда как сказочные композиции достигаются более обдуманно, но тем не менее сохраняют автоматическое сочетание предметов, которые в действительности часто не сочетаются друг с другом. Автоматический элемент больше присутствовал в работах Жоана Миро и Андре Массона , тогда как фантастические реальности процветали в картинах и рисунках Рене Магритта, Макса Эрнста и Сальвадора Дали . Однако эти широко понимаемые направления не были столь четкими, как может показаться. Приверженность художников к этим двум направлениям была не столь строгой, и они часто экспериментировали с обоими, при этом исторически работы 1920-х больше связаны с незапланированными композициями, тогда как в 1930-х преобладали мечтательные стратегии.

Сальвадор Дали — мастер сюрреализма

Автоматизм в художественном творчестве — не просто детище сюрреализма

Хотя психический автоматизм в искусстве в первую очередь связан с сюрреализмом и его использованием снов, гипноза и иногда даже наркотиков для освобождения мысли от ее рациональных ограничений, некоторые предыдущие и более поздние эпохи также видели применение автоматизма в искусстве.

Первые формы автоматизма в искусстве восходят к 18 веку и «рисункам-кляксам» Александра Козенса , создававшего пейзажи акварелью из случайных цветных пятен на бумаге. Уильям Блейк также приписывал создание своих иллюстраций не только своему разуму, но и другим силам. В 20-м веке другие творческие люди, помимо сюрреалистов, также искали свободное выражение, хотя и не вызывая напрямую психический автоматизм. Джексон Поллок разработал метод, который стал известен как Action Painting, который заключался в капании краски на холст, подчеркивая важность процесса над конечным результатом, в то время как Les Automatistes , франко-канадская группа художников, основывала свои работы на автоматическом письме. . Перед Второй мировой войной многие сюрреалисты переехали в США, где оказали влияние на местную сцену. Американский сюрреализм или магический реализм , как его еще называют, подчеркивал социальные проблемы посредством представления реальности, обработанной в сюрреалистической манере.

Совет редактора : Читатель сюрреализма: Антология идей

Одно из самых влиятельных культурных движений прошлого века, сюрреализм широко изучался в рамках его вклада в искусство и литературу— но его ключевая роль в развитии интеллектуальных идей, как политических, так и философских, еще предстоит полностью изучить. С произведениями 19 в.С 20-х по конец 1990-х годов эта антология — первая в своем роде на английском языке — наконец-то раскрывает разнообразные масштабы сюрреализма, его глубокий вклад в историю идей и его глубокие последствия для современной мысли. Включая эссе ведущих сюрреалистов и других крупных писателей о группе, том затрагивает ключевые темы идентичности, инаковости, свободы и морали, а также поэзии.

Каталожные номера:

  1. Бодюэн Т.М., (2015), «Продолжающееся несчастье» автоматизма в раннем сюрреализме , Связь +1: Том. 4, статья 10, п.2.
  2. Anonymous, В какой степени концепция «чистого психического автоматизма» в изобразительном искусстве была недостижимым идеалом? enpleincoeur. wordpress.com [19 декабря 2016 г.]
  3. Бретон А., (1969), Манифесты , стр.26.
  4. Бодуэн Т.М., (2015), «Продолжающееся несчастье ».

Избранные изображения: Рене Магритт — Каждый день, 19 лет66; Ив Танги — Я жду тебя, 1934. Изображения из архива Widewalls. Сальвадор Дали – Сон. Изображение предоставлено Bureau de Estilo Renata Abranchs. Все изображения использованы только в иллюстративных целях.

Как стать сюрреалистом. Руководство по психическому автоматизму

В 1924 году Андре Бретон определил   совершенно новое слово — сюрреализм — в своем Первом манифесте сюрреализма . Это не было направлением в искусстве или литературе, это был образ жизни, объяснил он. Основываясь на его похожей на словарь статье о сюрреализме, я составил краткое руководство, которое поможет вам следовать этой философии и стать сюрреалистом на полную ставку.

СЮРРЕАЛИЗМ,

сущ. Чистый психический автоматизм, посредством которого предполагается выразить устно, письменно или любым другим способом истинное функционирование мысли. Ман Рэй, «Séance de rêve éveillé» (Сеанс наяву), 42 Rue Fontaine, c.1922 бессознательного и воображения. Иными словами, «истинное функционирование мысли» — это то, как работает наш разум, как мы создаем различные ассоциации и как наше подсознание формирует нас. И психический автоматизм был способом исследовать это функционирование. Чтобы исследовать свой разум, сюрреалисты собирались вместе для сеансов «сна наяву», в которых они вгоняли друг друга в транс, принимали разные наркотики, не спали и не ели целыми днями — все это для того, чтобы исследовать неизведанное. сферы разума и души. Свидетельством этих экспериментов были их произведения искусства — картины, рисунки, письма.

Направления:
1. Найдите группу разумоподобных друзей и запритесь в комнате, где вас никто не побеспокоит в течение следующих 24 часов.
2. Включите какую-нибудь странную музыку, лучше всего подойдет какофония случайных предметов.
3. Лишайте себя сна, еды, питья, туалета… Вы можете говорить или молчать. Просто делайте то, что подсказывает вам ваш разум. Никакого давления, успокойтесь, поначалу будет тяжело.
4. Записывайте свои творения — пишите, рисуйте, вяжите — все, что вы чувствуете.

Продиктованные мыслью, в отсутствие какого-либо контроля со стороны разума, свободные от каких-либо эстетических или моральных соображений […]

Андре Массон, «Автоматическое рисование», 1924

Сюрреалисты не хотели, чтобы их искусство имело девиз, важную социальную сообщение или историческая тема. Они не хотели, чтобы их искусство контролировалось планом. Они считали, что наш разум подавляет подсознание. Поэтому они старались не думать о создании искусства во время его создания. Вы когда-нибудь рисовали, разговаривая по телефону? Ну, это именно то, что Андре Массон делал, чтобы сделать свою серию «Автоматические рисунки». Он сосредоточился на чем-то другом, например, на разговоре по телефону, прослушивании радио или музыки, и рисовал. В конце он посмотрел на свои рисунки и стал ждать первой ассоциации, которую подскажет ему его разум. Это его подсознание говорило с ним.

Направления:
1. Начните говорить по телефону или заниматься другим делом, которое оставляет ваши руки свободными.
2. Начните рисовать.
3. Посмотрите на рисунок и пусть у вас возникнут свободные ассоциации.

Сюрреализм покоится на вере в высшую реальность некоторых форм ранее забытых ассоциаций, во всемогущество сна, в бескорыстную игру мысли.

Макс Эрнст, Двум детям угрожает соловей, 1924, Музей современного искусства

Сюрреалисты подчеркивали идею Революции, бунта подсознания против разума. Это была революция, освободившая царство мечтаний и ассоциаций (в том числе сексуальных), заключенных в тюрьму условностями и правилами. Для них мечты должны были быть перемещены на передний план нашей жизни и жизни общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *