Психические процессы делятся на: ПРОЦЕСС ПСИХИЧЕСКИЙ это

Классификация психических явлений

Классификация психических  явлений

Все психические явления  делятся на три группы:  
1) психические процессы;  
2) психические состояния;  
3) психические свойства личности.

Психический процесс — это акт психической деятельности, имеющим свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психическое отражение — это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные  и волевые.

Вся психическая  деятельность человека — это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией  всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.

Психические  состояния проявляются в общей  организованности психики.

Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут  быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния  подразделяются на четыре вида:  
 
Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).  
Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация).  
Волевые состояния — инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).  
Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Психические свойства личности — типичные для данного человека особенности его психики.

К психическим свойствам  личности относятся:

1) темперамент; 2) направленность; 3) способности и 4) характер.

Личность — индивид, включенный в общественные отношения, это социальное качество человека, тогда как индивид — это отдельный представитель  биологического рода homo sapiens (таковым является новорожденный).

Каждая личность имеет  неповторимые сочетания психических  особенностей — психический склад; это  и составляет ее индивидуальность.

Понятие «человек» более  широкое, чем понятие «личность». Оно включает в себя и понятие «индивид», и понятие «личность».

Психические процессы, состояния  и свойства человека — это единое проявление его психики (схема 1).

И исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах  личности, и в различных психических  состояниях, являются психические процессы.

 

Все психические состояния  подразделяются на четыре вида:

  • 1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).
  • 2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния -стресс, аффект, фрустрация).
  • 3. Волевые состояния -инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).
  • 4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

 

Психические процессы 

целостные акты психической деятельности, отличающиеся отражательно-регуляционной спецификой 
Познавательные — ощущение, восприятие, мышление, воображение, память 
Эмоциональные 
Волевые

Психические состояния 
текущее своеюбразие психической деятельности (психических процессов), обусловленное содержанием (объектом) деятельности и его личностной значимостью 
Мотивационные 
актуализированные потребности и их модификации: установки, интересы, желания, стремления, влечения, страсти  
Эмоциональные 
эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик, настроение, стресс, аффект, фрустрация  
Волевые 
инициативность, решительность, целеустремленность, настойчивость и др.   
Уровни организованности психической деятельности (внимание)

Психические свойства 

типичное для индивида своеобразие его психической деятельности 
Темперамент 
— индивидуальные особенности психической деятельности, обусловленные врожденным типом высшей нервной деятельности, динамика реализации психических процессов (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики)  
Направленность 
— иерархия потребностей и устойчивых мотивов поведения, ценностных ориентации и установок  
Характер 
-обобщенные способы поведения, тип адаптации к среде  
Способности 
— психофизиологические регуляционные возможности, проявляющиеся в конкретных видах деятельности

Регуляция деятельности

Схема 1. Система психических  явлений


Эмоции и психические процессы детей

Программа материала
Оглавление:
           Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые.
Деление это условно, так как психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены.  Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.
           Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны.  Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.
           Хорошее настроение улучшает запоминание.  Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Титаренко Г.Б., учитель – логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» г. Краснодар;
Артеменко С.Э., воспитатель  МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» г. Краснодар

           Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

  Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.
           Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны.  Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.
           Хорошее настроение улучшает запоминание.  Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события.
           Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее уменьшают. «Когда я злюсь, мне не нравится рисовать», — можно услышать от ребенка.

           Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую – то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.
           Для коррекции и профилактики эмоциональных состояний используются этюды и игры.  Этюды на выражение основных эмоций: «Любопытный», «Раздумье», «Круглые глаза», «Ласка», «Грязная бумажка», «Сердитый дедушка», «Гроза», «Ваське стыдно», «Разные настроения», «Внимательный и добрый мальчик», «Вежливый ребенок», «Застенчивый мальчик».
Этюды на выражение положительного поведения: «Два друга» (после чтения стихотворения Т. Волгиной «Два друга», дают оценку поведению обоих ребят, распределяют роли и пантомимикой его иллюстрируют).

            Игра занимает значительное место в жизни детей.  Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
             В нашей работе мы разработали и изготовили дидактическую игру «Книга эмоций», где объединили эмоции, настроения и знания хороших и плохих поступков.
В «книге эмоций» разместили четыре дидактических игры: «Разные эмоции», «Собери портрет-настроение», «Нарисуй свое настроение», «Что такое хорошо, что такое плохо».
Игра  «Разные эмоции»

Дидактическая задача:
учить узнавать эмоцию по  
                      маске;

                      
уметь изобразить её;

                      
снижать эмоциональное
                      напряжение;

                      
тренировать психомоторные
                      функции;

                      
корректировать
                      нежелательные черты  
                      характера.

Игровое правило: надевать можно только одну маску.
Игровые действия: угадывание эмоций по маске,  
                  воспроизведение эмоции детьми.
                                                                          
Ход игры                    
            Дети садятся полукругом. Один ребенок берет маску из «Книги эмоций», одевает её.   Дети отгадывают, какая эмоция изображена на маске и изображают её. Затем следующую маску берет тот ребенок, который лучше всех воспроизвел эмоцию маски.

Игра  «Собери портрет – настроения»

          
Дидактическая задача:
упражнять детей собирать
                      портрет из отдельных частей;

                      
закреплять знания детей о
                      частях лица и об эмоциях;

                      
снижать эмоциональное
                      напряжение;

                      
корректировать
                      нежелательные черты
                      характера.

Игровое правило: правильно собрать из частей
                 целый портрет.            Игровые действия: нахождение и складывание частей
                  портрета.
                      Ход игры
              Дети рассматривают маски эмоций, затем из частей: носа, губ, рта, глаз, волос составляют портрет, выбранной эмоции. Побеждает тот, кто правильно соберет портрет.
Игра  «Нарисуй своё настроение»
Дидактическая задача:

упражнять детей в умении
                       понять своё настроение;

                      
учить выражать его в  
                       определенном символе:  
                       солнышко (радость), тучка
                       (грусть), нотка
                       (веселость).
                                                     Игровое правило: рисовать только один символ.
Игровые действия: рисование определенного символа
                  настроения в соответствующем
                  дне недели.  
                     Ход игры
               Ребенок определив свое настроение, выбирает определенный символ: солнышко (радость), нотка (веселость), тучка (грусть). Затем  берет фломастер нужного цвета: желтый (солнышко), синий (тучка), красный (нотка) и рисует свой выбранный символ в определенном месте (напротив своей фотографии), в соответствующем дне недели. Дети рисуют свое настроение каждый день в любое время дня, когда им захочется. Ребенку необходимо правильно отобразить своё настроение.

Игра  «Что такое хорошо, что такое плохо»

Дидактическая задача:
обращать внимание детей на
                      то, что добрые чувства,
                      поступки, отношения и дела  
                      вызывают уважение, дружбу,
                      любовь;

                      
уточнить, что добро  
                      противостоит злу, ссорам,
                      лжи, зависти;

                      
развивать положительные
                      эмоции;

                      

корректировать
                      нежелательные черты
                      характера;

                      
воспитывать желание
                      совершать хорошие поступки;

                      
развивать связную речь.

Игровая задача:  узнать по картинкам, что такое
                 хорошо, что такое плохо.
Игровые действия:   отгадывание по картинкам,
                    хороший или плохой поступок;
                    сравнивание поступков;
                    разложить разрезные картинки.

                     Ход игры

    Дети рассматривают и сравнивают картинки плохих и хороших поступков. Объясняют, чем поступок плох, чем хорош.
        Разрезные картинки раздаются детям по несколько штук. Дети раскладывают картинки на плохие и хорошие поступки, объясняя при этом, какой этот поступок.
         Выигрывает тот ребёнок, который точнее и правильнее объяснит тот или иной поступок на картинке.
    «Книга эмоций» помогает нам формировать положительный, эмоциональный и психический настрой ребёнка, формировать нравственное представление о бережном отношении друг к другу, к окружающим. Переживать хорошее, как радость, испытывать неприязнь к плохому. Ребёнок начинает лучше разбираться в своих эмоциональных ощущениях и чувствах, в своём настроении и в настроении других детей.
                Желаем удачи!!!
Используемая литература:       М.И.Чистякова  Психогимнастика            М. 1990 г.

Рассказать друзьям:

[Периоперационные расстройства психических функций]

Обзор

. 2012 март; 66(1):73-9.

[Статья в Хорватский]

Динко Тонкович 1 , Вишня Несек Адам, Марко Ковачевич, Таяна Зах Богович, Желько Дрвар, Роберт Бароника

принадлежность

  • 1 Медицинский факультет Загребского университета, Загреб, Хорватия.
  • PMID: 23088091

Обзор

[Статья в Хорватский]

Динко Тонкович и др. Acta Med Croatica. 2012 март

. 2012 март; 66(1):73-9.

Авторы

Динко Тонкович 1 , Вишня Несек Адам, Марко Ковачевич, Таяна Зах Богович, Желько Дрвар, Роберт Бароника

принадлежность

  • 1 Медицинский факультет Загребского университета, Загреб, Хорватия.
  • PMID: 23088091

Абстрактный

Психические расстройства характеризуются нарушениями мышления, восприятия, аффекта и поведения, возникающими в результате поражения головного мозга. Распознавание и лечение этих состояний необходимо не только психиатрам, но и всем врачам. Расстройство психической функции является одним из наиболее частых сопутствующих состояний у пациентов отделений интенсивной терапии (ОИТ). Однако нарушения психической функции часто остаются нераспознанными. У больных ОРИТ могут развиваться различные виды расстройств психических функций. Они варьируются от нарушений сна, тяжелой депрессии, тревоги, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) до когнитивных расстройств, включая делирий. Причины психических дисфункций у пациентов ОИТ можно разделить на экологические и медицинские. Когнитивные расстройства связаны с психическими процессами, такими как способность к обучению, память, восприятие и решение проблем. Когнитивные расстройства обычно не выражены в раннем послеоперационном периоде и во многих случаях выявляются после выписки из стационара из-за затруднений в выполнении повседневных дел дома или на работе. Этиология послеоперационных когнитивных нарушений неясна. Пожилой возраст, предшествующая когнитивная дисфункция, тяжесть заболевания и полипрагмазия более чем четырьмя препаратами являются некоторыми из выявленных факторов риска. Делирий — многофакторное расстройство. Это острое состояние спутанности сознания, характеризующееся изменением сознания со сниженной способностью концентрировать, удерживать или переключать внимание. Это считается наиболее распространенной формой психического расстройства у пациентов отделения интенсивной терапии. Почти 30% всех госпитализированных пациентов проходят через фазу бреда во время пребывания в больнице. Делирий может длиться от нескольких дней до нескольких недель. Почти всегда он заканчивается полным снятием психопатологической симптоматики. Иногда это может перерасти в хронический мозговой синдром (слабоумие). Причины часто многофакторны и требуют ряда мер для облегчения симптомов. Делирийный пациент подвержен риску осложнений в виде неподвижности и спутанности сознания, что приводит к высокой распространенности необратимого функционального спада. Междисциплинарный подход к делирию должен также включать семью или других опекунов. При диагностике делирия используются несколько тестов, дополняющих клиническую оценку. Среди наиболее часто используемых — метод оценки спутанности сознания (CAM-ICU) и тест клинической оценки деменции (CDR). Депрессия является распространенным расстройством среди пациентов, находящихся на лечении в ОИТ, и возникает из-за влияния болезни на организм и качество жизни, независимость, занятость и другие аспекты жизни. Депрессия может препятствовать скорости выздоровления, влияет на послеоперационное качество жизни и у определенного числа пациентов может привести к суицидальным мыслям и намерениям. Фобии и генерализованная тревожность являются наиболее распространенными тревожными расстройствами. Генерализованное тревожное расстройство характеризуется сильным, чрезмерным беспокойством и беспокойством по поводу событий повседневной жизни. ПТСР представляет собой отсроченную и/или затяжную реакцию на стрессовое событие или ситуацию чрезвычайно угрожающего или катастрофического характера, которая находится за пределами обычного опыта людей и может поразить или травмировать почти всех людей. Лечение делирия и других расстройств является причинно-следственным. Причины психоза часто многофакторны и требуют принятия ряда мер для облегчения симптомов. Основной целью профилактики является адекватная терапия и коррекция потенциальных дисбалансов, которые могут лежать в основе нарушений, стабилизация жизненных функций, а также раннее возвращение к повседневной деятельности. Врачи и другой медицинский персонал должны осознавать важность и последствия поведенческих и эмоциональных расстройств у пациентов в критическом состоянии. Необходимы дополнительные исследования для выявления способов предотвращения и/или снижения частоты и тяжести последствий и лечения когнитивных и эмоциональных расстройств.

Похожие статьи

  • Психические расстройства у больных многопрофильных стационаров.

    Ротенхойслер HB. Ротенхойслер ХБ. Психиатр Дануб. 2006 Декабрь; 18 (3-4): 183-92. Психиатр Дануб. 2006. PMID: 17099609 Немецкий.

  • [Лобная деменция или раннее слабоумие? История болезни психотического расстройства с тяжелым спадом.

    Vanderzeypen F, Bier JC, Genevrois C, Mendlewicz J, Lotstra F. Вандерзейпен Ф. и соавт. Энцефал. 2003 март-апрель;29(2):172-80. Энцефал. 2003. PMID: 14567169 Французский.

  • Психиатрические и психосоциальные последствия операции на сердце с искусственным кровообращением: проспективное 12-месячное последующее исследование.

    Ротенхойслер Х.Б., Гризер Б., Ноллерт Г., Райхарт Б., Шеллинг Г., Капфхаммер Х.П. Ротенхойслер Х.Б. и др. Генерал Хосп Психиатрия. 2005 янв-февраль;27(1):18-28. doi: 10.1016/j. genhosppsych.2004.09.001. Генерал Хосп Психиатрия. 2005. PMID: 15694215

  • [Послеоперационный транзиторный синдром и делирий].

    Хеге-Шойинг Г. Хеге-Шойинг Г. Анестезиолог. 1989 г., сен; 38 (9): 443–51. Анестезиолог. 1989. PMID: 2686486 Обзор. Немецкий.

  • Связь между седацией, делирием и посттравматическим стрессовым расстройством и их влияние на качество жизни и память после выписки из отделения интенсивной терапии.

    Свеннингсен Х. Свеннингсен Х. Dan Med J. 2013 Apr;60(4):B4630. Дэн Мед Дж. 2013. PMID: 23651729 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Типы публикаций

термины MeSH

Когнитивная теория обучения — Использование мышления для обучения

Использование мышления для обучения

Использование мышления для обучения

Когнитивная теория обучения объясняет, почему мозг является самой невероятной сетью обработки и интерпретации информации в организме, когда мы изучаем вещи. Эту теорию можно разделить на две конкретные теории: социальную когнитивную теорию (ТКТ) и когнитивно-поведенческую теорию (КПТ).

Откройте для себя еще 30 статей по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. Социальное обучение
  2. Обучение
  3. Социализация
  4. Социальное развитие
  5. Классическое обусловливание

Когда мы говорим слово «обучение», мы обычно имеем в виду «думать, используя мозг». Эта базовая концепция обучения является основной точкой зрения когнитивной теории обучения (CLT). Теория использовалась для объяснения психических процессов, поскольку на них влияют как внутренние, так и внешние факторы, которые в конечном итоге приводят к обучению человека.

Когнитивная теория обучения предполагает, что различные процессы, связанные с обучением, можно объяснить, сначала проанализировав психические процессы. Он утверждает, что при эффективных когнитивных процессах обучение облегчается, а новая информация может храниться в памяти в течение длительного времени. С другой стороны, неэффективные когнитивные процессы приводят к трудностям в обучении, которые можно наблюдать в любое время в течение жизни человека.

A. Социальная когнитивная теория

В социальной когнитивной теории мы рассматриваем 3 переменные:

  • поведенческие факторы
  • факторы окружающей среды (внешние)
  • личностные факторы (внутренние)
9000 Эти переменные в социальной теории говорят, что они взаимосвязаны друг с другом, что приводит к обучению. Личный опыт человека может сходиться с поведенческими детерминантами и факторами окружающей среды.

Social Cognitive Theory Illustration (Pajares, 2002)

жаркий климат. В человеко-поведенческом взаимодействии когнитивные процессы человека влияют на его поведение; точно так же такое поведение может изменить способ его мышления. Наконец, взаимодействие среды и поведения, внешние факторы могут изменить то, как вы демонстрируете поведение. Кроме того, ваше поведение может повлиять на ваше окружение и изменить его. Эта модель ясно подразумевает, что для эффективного и положительного обучения человек должен обладать положительными личными характеристиками, демонстрировать соответствующее поведение и оставаться в благоприятной среде.

Кроме того, теория социального познания утверждает, что новый опыт должен оцениваться учащимся посредством анализа своего прошлого опыта с теми же детерминантами. Обучение, таким образом, является результатом тщательной оценки настоящего опыта по сравнению с прошлым.

Основные концепции

Социальная когнитивная теория включает несколько основных концепций, которые могут проявляться не только у взрослых, но и у младенцев, детей и подростков.

  1. Обучение с наблюдением
    учиться у других людей посредством наблюдения за ними — эффективный способ получения знаний и изменения поведения.
  2. Воспроизведение
    Процесс, целью которого является эффективное увеличение повторяемости поведения путем помещения человека в комфортную среду с легкодоступными материалами, чтобы мотивировать его сохранять новые знания и поведение, полученные им, и практиковать их.
  3. Самоэффективность
    Курс, на котором учащийся совершенствует свои новые знания или поведение, применяя их на практике.
  4. Эмоциональное совладание
    Хорошие механизмы совладания со стрессовой средой и негативными личными характеристиками могут привести к эффективному обучению, особенно у взрослых.
  5. Способность к саморегуляции
    способность контролировать поведение даже в неблагоприятной среде.

B. Когнитивно-поведенческая теория

Когнитивно-поведенческая теория описывает роль познания (знания) в определении и предсказании поведенческого паттерна человека. Эта теория была разработана Аароном Беком.

Когнитивно-поведенческая теория утверждает, что люди склонны формировать представления о себе, которые влияют на поведение, которое они демонстрируют. Эти концепции могут быть положительными или отрицательными, и на них может влиять окружение человека.

Когнитивная триада

Когнитивно-поведенческая теория далее объясняет человеческое поведение и обучение, используя когнитивную триаду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *