Классификация психических явлений
Классификация психических явлений
Все психические явления
делятся на три группы:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.
Психический процесс — это акт психической деятельности, имеющим свой объект отражения и свою регуляционную функцию.
Психическое отражение — это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.
Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.
Вся психическая деятельность человека — это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.
Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.
Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.
Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.
Все психические состояния
подразделяются на четыре вида:
Мотивационные (желания, стремления, интересы,
влечения, страсти).
Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений,
эмоциональный отклик на явления действительности,
настроение, конфликтные эмоциональные
состояния — стресс, аффект, фрустрация).
Волевые состояния — инициативности, целеустремленности,
решительности, настойчивости (их классификация
связана со структурой сложного волевого
действия).
Состояния разных уровней организованности
сознания (они проявляются в различных
уровнях внимательности).
Психические свойства личности — типичные для данного человека особенности его психики.
К психическим свойствам личности относятся:
1) темперамент; 2) направленность; 3) способности и 4) характер.
Личность — индивид, включенный в общественные отношения, это социальное качество человека, тогда как индивид — это отдельный представитель биологического рода homo sapiens (таковым является новорожденный).
Каждая личность имеет неповторимые сочетания психических особенностей — психический склад; это и составляет ее индивидуальность.
Понятие «человек» более широкое, чем понятие «личность». Оно включает в себя и понятие «индивид», и понятие «личность».
Психические процессы, состояния и свойства человека — это единое проявление его психики (схема 1).
И исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах личности, и в различных психических состояниях, являются психические процессы.
Все психические состояния подразделяются на четыре вида:
- 1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).
- 2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния -стресс, аффект, фрустрация).
- 3. Волевые состояния -инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).
- 4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).
Психические
процессы Познавательные — ощущение, восприятие, мышление, воображение, память Эмоциональные Волевые | |
Психические
состояния | Психические
свойства Темперамент — индивидуальные особенности психической деятельности, обусловленные врожденным типом высшей нервной деятельности, динамика реализации психических процессов (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики) Направленность — иерархия потребностей и устойчивых мотивов поведения, ценностных ориентации и установок Характер -обобщенные способы поведения, тип адаптации к среде Способности — психофизиологические регуляционные возможности, проявляющиеся в конкретных видах деятельности |
Регуляция деятельности |
Схема 1. Система психических явлений
Эмоции и психические процессы детей
Программа материала
Оглавление:
Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.
Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Титаренко Г.Б., учитель – логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» г. Краснодар;
Артеменко С.Э., воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» г. Краснодар
Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.
Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события.
Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее уменьшают. «Когда я злюсь, мне не нравится рисовать», — можно услышать от ребенка.
Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую – то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.
Для коррекции и профилактики эмоциональных состояний используются этюды и игры. Этюды на выражение основных эмоций: «Любопытный», «Раздумье», «Круглые глаза», «Ласка», «Грязная бумажка», «Сердитый дедушка», «Гроза», «Ваське стыдно», «Разные настроения», «Внимательный и добрый мальчик», «Вежливый ребенок», «Застенчивый мальчик».
Этюды на выражение положительного поведения: «Два друга» (после чтения стихотворения Т. Волгиной «Два друга», дают оценку поведению обоих ребят, распределяют роли и пантомимикой его иллюстрируют).
В нашей работе мы разработали и изготовили дидактическую игру «Книга эмоций», где объединили эмоции, настроения и знания хороших и плохих поступков.
В «книге эмоций» разместили четыре дидактических игры: «Разные эмоции», «Собери портрет-настроение», «Нарисуй свое настроение», «Что такое хорошо, что такое плохо».
Игра «Разные эмоции»
Дидактическая задача:
учить узнавать эмоцию по
маске;
уметь изобразить её;
снижать эмоциональное
напряжение;
тренировать психомоторные
функции;
корректировать
нежелательные черты
характера.
Игровое правило: надевать можно только одну маску.
Игровые действия: угадывание эмоций по маске,
воспроизведение эмоции детьми.
Ход игры
Дети садятся полукругом. Один ребенок берет маску из «Книги эмоций», одевает её. Дети отгадывают, какая эмоция изображена на маске и изображают её. Затем следующую маску берет тот ребенок, который лучше всех воспроизвел эмоцию маски.
Игра «Собери портрет – настроения»
Дидактическая задача:
упражнять детей собирать
портрет из отдельных частей;
закреплять знания детей о
частях лица и об эмоциях;
снижать эмоциональное
напряжение;
корректировать
нежелательные черты
характера.
Игровое правило: правильно собрать из частей
целый портрет. Игровые действия: нахождение и складывание частей
портрета.
Ход игры
Дети рассматривают маски эмоций, затем из частей: носа, губ, рта, глаз, волос составляют портрет, выбранной эмоции. Побеждает тот, кто правильно соберет портрет.
Игра «Нарисуй своё настроение»
Дидактическая задача:
упражнять детей в умении
понять своё настроение;
учить выражать его в
определенном символе:
солнышко (радость), тучка
(грусть), нотка
(веселость).
Игровое правило: рисовать только один символ.
Игровые действия: рисование определенного символа
настроения в соответствующем
дне недели.
Ход игры
Ребенок определив свое настроение, выбирает определенный символ: солнышко (радость), нотка (веселость), тучка (грусть). Затем берет фломастер нужного цвета: желтый (солнышко), синий (тучка), красный (нотка) и рисует свой выбранный символ в определенном месте (напротив своей фотографии), в соответствующем дне недели. Дети рисуют свое настроение каждый день в любое время дня, когда им захочется. Ребенку необходимо правильно отобразить своё настроение.
Игра «Что такое хорошо, что такое плохо»
Дидактическая задача:
обращать внимание детей на
то, что добрые чувства,
поступки, отношения и дела
вызывают уважение, дружбу,
любовь;
уточнить, что добро
противостоит злу, ссорам,
лжи, зависти;
развивать положительные
эмоции;
корректировать
нежелательные черты
характера;
воспитывать желание
совершать хорошие поступки;
развивать связную речь.
Игровая задача: узнать по картинкам, что такое
хорошо, что такое плохо.
Игровые действия: отгадывание по картинкам,
хороший или плохой поступок;
сравнивание поступков;
разложить разрезные картинки.
Ход игры
Дети рассматривают и сравнивают картинки плохих и хороших поступков. Объясняют, чем поступок плох, чем хорош.
Разрезные картинки раздаются детям по несколько штук. Дети раскладывают картинки на плохие и хорошие поступки, объясняя при этом, какой этот поступок.
Выигрывает тот ребёнок, который точнее и правильнее объяснит тот или иной поступок на картинке.
«Книга эмоций» помогает нам формировать положительный, эмоциональный и психический настрой ребёнка, формировать нравственное представление о бережном отношении друг к другу, к окружающим. Переживать хорошее, как радость, испытывать неприязнь к плохому. Ребёнок начинает лучше разбираться в своих эмоциональных ощущениях и чувствах, в своём настроении и в настроении других детей.
Желаем удачи!!!
Используемая литература: М.И.Чистякова Психогимнастика М. 1990 г.
Рассказать друзьям:
[Периоперационные расстройства психических функций]
Обзор
. 2012 март; 66(1):73-9.
[Статья в Хорватский]
Динко Тонкович 1 , Вишня Несек Адам, Марко Ковачевич, Таяна Зах Богович, Желько Дрвар, Роберт Бароника
принадлежность
- 1 Медицинский факультет Загребского университета, Загреб, Хорватия.
- PMID: 23088091
Обзор
[Статья в Хорватский]
Динко Тонкович и др. Acta Med Croatica. 2012 март
. 2012 март; 66(1):73-9.
Авторы
Динко Тонкович 1 , Вишня Несек Адам, Марко Ковачевич, Таяна Зах Богович, Желько Дрвар, Роберт Бароника
принадлежность
- 1 Медицинский факультет Загребского университета, Загреб, Хорватия.
- PMID: 23088091
Абстрактный
Психические расстройства характеризуются нарушениями мышления, восприятия, аффекта и поведения, возникающими в результате поражения головного мозга. Распознавание и лечение этих состояний необходимо не только психиатрам, но и всем врачам. Расстройство психической функции является одним из наиболее частых сопутствующих состояний у пациентов отделений интенсивной терапии (ОИТ). Однако нарушения психической функции часто остаются нераспознанными. У больных ОРИТ могут развиваться различные виды расстройств психических функций. Они варьируются от нарушений сна, тяжелой депрессии, тревоги, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) до когнитивных расстройств, включая делирий. Причины психических дисфункций у пациентов ОИТ можно разделить на экологические и медицинские. Когнитивные расстройства связаны с психическими процессами, такими как способность к обучению, память, восприятие и решение проблем. Когнитивные расстройства обычно не выражены в раннем послеоперационном периоде и во многих случаях выявляются после выписки из стационара из-за затруднений в выполнении повседневных дел дома или на работе. Этиология послеоперационных когнитивных нарушений неясна. Пожилой возраст, предшествующая когнитивная дисфункция, тяжесть заболевания и полипрагмазия более чем четырьмя препаратами являются некоторыми из выявленных факторов риска. Делирий — многофакторное расстройство. Это острое состояние спутанности сознания, характеризующееся изменением сознания со сниженной способностью концентрировать, удерживать или переключать внимание. Это считается наиболее распространенной формой психического расстройства у пациентов отделения интенсивной терапии. Почти 30% всех госпитализированных пациентов проходят через фазу бреда во время пребывания в больнице. Делирий может длиться от нескольких дней до нескольких недель. Почти всегда он заканчивается полным снятием психопатологической симптоматики. Иногда это может перерасти в хронический мозговой синдром (слабоумие). Причины часто многофакторны и требуют ряда мер для облегчения симптомов. Делирийный пациент подвержен риску осложнений в виде неподвижности и спутанности сознания, что приводит к высокой распространенности необратимого функционального спада. Междисциплинарный подход к делирию должен также включать семью или других опекунов. При диагностике делирия используются несколько тестов, дополняющих клиническую оценку. Среди наиболее часто используемых — метод оценки спутанности сознания (CAM-ICU) и тест клинической оценки деменции (CDR). Депрессия является распространенным расстройством среди пациентов, находящихся на лечении в ОИТ, и возникает из-за влияния болезни на организм и качество жизни, независимость, занятость и другие аспекты жизни. Депрессия может препятствовать скорости выздоровления, влияет на послеоперационное качество жизни и у определенного числа пациентов может привести к суицидальным мыслям и намерениям. Фобии и генерализованная тревожность являются наиболее распространенными тревожными расстройствами. Генерализованное тревожное расстройство характеризуется сильным, чрезмерным беспокойством и беспокойством по поводу событий повседневной жизни. ПТСР представляет собой отсроченную и/или затяжную реакцию на стрессовое событие или ситуацию чрезвычайно угрожающего или катастрофического характера, которая находится за пределами обычного опыта людей и может поразить или травмировать почти всех людей. Лечение делирия и других расстройств является причинно-следственным. Причины психоза часто многофакторны и требуют принятия ряда мер для облегчения симптомов. Основной целью профилактики является адекватная терапия и коррекция потенциальных дисбалансов, которые могут лежать в основе нарушений, стабилизация жизненных функций, а также раннее возвращение к повседневной деятельности. Врачи и другой медицинский персонал должны осознавать важность и последствия поведенческих и эмоциональных расстройств у пациентов в критическом состоянии. Необходимы дополнительные исследования для выявления способов предотвращения и/или снижения частоты и тяжести последствий и лечения когнитивных и эмоциональных расстройств.
Похожие статьи
Психические расстройства у больных многопрофильных стационаров.
Ротенхойслер HB. Ротенхойслер ХБ. Психиатр Дануб. 2006 Декабрь; 18 (3-4): 183-92. Психиатр Дануб. 2006. PMID: 17099609 Немецкий.
[Лобная деменция или раннее слабоумие? История болезни психотического расстройства с тяжелым спадом.
Vanderzeypen F, Bier JC, Genevrois C, Mendlewicz J, Lotstra F. Вандерзейпен Ф. и соавт. Энцефал. 2003 март-апрель;29(2):172-80. Энцефал. 2003. PMID: 14567169 Французский.
Психиатрические и психосоциальные последствия операции на сердце с искусственным кровообращением: проспективное 12-месячное последующее исследование.
Ротенхойслер Х.Б., Гризер Б., Ноллерт Г., Райхарт Б., Шеллинг Г., Капфхаммер Х.П. Ротенхойслер Х.Б. и др. Генерал Хосп Психиатрия. 2005 янв-февраль;27(1):18-28. doi: 10.1016/j. genhosppsych.2004.09.001. Генерал Хосп Психиатрия. 2005. PMID: 15694215
[Послеоперационный транзиторный синдром и делирий].
Хеге-Шойинг Г. Хеге-Шойинг Г. Анестезиолог. 1989 г., сен; 38 (9): 443–51. Анестезиолог. 1989. PMID: 2686486 Обзор. Немецкий.
Связь между седацией, делирием и посттравматическим стрессовым расстройством и их влияние на качество жизни и память после выписки из отделения интенсивной терапии.
Свеннингсен Х. Свеннингсен Х. Dan Med J. 2013 Apr;60(4):B4630. Дэн Мед Дж. 2013. PMID: 23651729 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Типы публикаций
термины MeSH
Когнитивная теория обучения — Использование мышления для обучения
Использование мышления для обучения
Использование мышления для обучения
Когнитивная теория обучения объясняет, почему мозг является самой невероятной сетью обработки и интерпретации информации в организме, когда мы изучаем вещи. Эту теорию можно разделить на две конкретные теории: социальную когнитивную теорию (ТКТ) и когнитивно-поведенческую теорию (КПТ).
Откройте для себя еще 30 статей по этой теме
Не пропустите эти статьи по теме:
- Социальное обучение
- Обучение
- Социализация
- Социальное развитие
- Классическое обусловливание
Когда мы говорим слово «обучение», мы обычно имеем в виду «думать, используя мозг». Эта базовая концепция обучения является основной точкой зрения когнитивной теории обучения (CLT). Теория использовалась для объяснения психических процессов, поскольку на них влияют как внутренние, так и внешние факторы, которые в конечном итоге приводят к обучению человека.
Когнитивная теория обучения предполагает, что различные процессы, связанные с обучением, можно объяснить, сначала проанализировав психические процессы. Он утверждает, что при эффективных когнитивных процессах обучение облегчается, а новая информация может храниться в памяти в течение длительного времени. С другой стороны, неэффективные когнитивные процессы приводят к трудностям в обучении, которые можно наблюдать в любое время в течение жизни человека.
A. Социальная когнитивная теория
В социальной когнитивной теории мы рассматриваем 3 переменные:
- поведенческие факторы
- факторы окружающей среды (внешние)
- личностные факторы (внутренние)
Social Cognitive Theory Illustration (Pajares, 2002) |
жаркий климат. В человеко-поведенческом взаимодействии когнитивные процессы человека влияют на его поведение; точно так же такое поведение может изменить способ его мышления. Наконец, взаимодействие среды и поведения, внешние факторы могут изменить то, как вы демонстрируете поведение. Кроме того, ваше поведение может повлиять на ваше окружение и изменить его. Эта модель ясно подразумевает, что для эффективного и положительного обучения человек должен обладать положительными личными характеристиками, демонстрировать соответствующее поведение и оставаться в благоприятной среде.
Кроме того, теория социального познания утверждает, что новый опыт должен оцениваться учащимся посредством анализа своего прошлого опыта с теми же детерминантами. Обучение, таким образом, является результатом тщательной оценки настоящего опыта по сравнению с прошлым.
Основные концепции
Социальная когнитивная теория включает несколько основных концепций, которые могут проявляться не только у взрослых, но и у младенцев, детей и подростков.
- Обучение с наблюдением
учиться у других людей посредством наблюдения за ними — эффективный способ получения знаний и изменения поведения. - Воспроизведение
Процесс, целью которого является эффективное увеличение повторяемости поведения путем помещения человека в комфортную среду с легкодоступными материалами, чтобы мотивировать его сохранять новые знания и поведение, полученные им, и практиковать их. - Самоэффективность
Курс, на котором учащийся совершенствует свои новые знания или поведение, применяя их на практике. - Эмоциональное совладание
Хорошие механизмы совладания со стрессовой средой и негативными личными характеристиками могут привести к эффективному обучению, особенно у взрослых. - Способность к саморегуляции
способность контролировать поведение даже в неблагоприятной среде.
B. Когнитивно-поведенческая теория
Когнитивно-поведенческая теория описывает роль познания (знания) в определении и предсказании поведенческого паттерна человека. Эта теория была разработана Аароном Беком.
Когнитивно-поведенческая теория утверждает, что люди склонны формировать представления о себе, которые влияют на поведение, которое они демонстрируют. Эти концепции могут быть положительными или отрицательными, и на них может влиять окружение человека.
Когнитивная триада
Когнитивно-поведенческая теория далее объясняет человеческое поведение и обучение, используя когнитивную триаду.