Тема 5. Сознание
Понятие о неосознаваемых (бессознательных) процессах
Характеристика неосознаваемых автоматизмов
Характеристика явления неосознаваемой установки
Характеристика неосознаваемых сопровождений сознательных действий
Характеристика сознательного, предсознательного и бессознательного по З.Фрейду
Характеристика «надсознательных» процессов
Понятие самосознания
Сознанию можно противопоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому — внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые, или бессознательные, психические процессы.
Бессознательное может быть определено как то содержание человеческой психики, которое субъект не осознает, в котором он не отдает себе отчета, но которое, тем не менее, оказывает влияние на его поведение.
Главное, что отличает любое бессознательное явление от сознательного: это отсутствие противопоставленности субъекта и отражаемого им мира, т.е. слияние субъекта и объекта, в то время как для сознательной формы отражения мира характерно различение субъектом мира как такового и своего субъективного образа этого мира.
Конкретизацией этой общей характеристики бессознательного могут быть такие его черты, как нечувствительность к противоречиям, отсутствие критичности, слияние прошлого, настоящего и будущего в одном психическом акте, иррациональность, странность смысловых связей, возможность любого, самого фантастического и оригинального (иногда кажущегося сознанию безумным) решения проблемы и т.п. В целом для бессознательного характерно не отсутствие логики, как иногда кажется, а, напротив, наличие особой логики (точнее — особых «логик», поскольку бессознательное разнолико). Именно потому, что бессознательное не знает логики сознания, оно «открыто бесконечному количеству «иных логик» действительности, которые еще пока не стали достоянием цивилизации».
Рассмотрим два подхода к классификации бессознательных (неосознаваемых) процессов (по Асмолову и Гиппенрейтер)
А.Г. Асмоловым предложена классификация бессознательных (неосознаваемых) процессов по их месту в структуре деятельности.
1. В первую группу попадают надындивидуальные подсознательные явления, которые описывались разными авторами как «врожденные идеи» (Р.Декарт), «архетипы коллективного бессознательного» (К.Г. Юнг), «коллективные представления» (Э.Дюркгейм) и т.п. С точки зрения школы А.Н.Леонтьева, эти явления представляют собой прижизненно усвоенные индивидом (как членом той или иной социальной общности) образцы поведения и способы познания, характерные для этой общности. Таким образом, надындивидуальные подсознательные явления, присутствуя в психике субъекта, имеют социокультурное происхождение. Несмотря на то, что их влияние на деятельность субъекта не осознается и не контролируется последним, они играют огромную роль в упорядочивании сознательных явлений и организации опыта субъекта.
Усваивая в онтогенезе эти «образцы», ребенок создает свою индивидуальную систему значений, которая характеризует его как члена данного общества.
С точки зрения Д.Б. Эльконина, идеи о «заданности» в культуре «аффективно-смысловых» образцов поведения человека (в виде произведений искусства или других каких-либо произведений материальной и духовной культуры) разрабатывались еще Л.С. Выготским, который использовал для обозначения подобного рода образцов словосочетание «идеальные формы». Эти объективно-заданные «идеальные формы», которые каждый конкретный человек застает при рождении, могут быть усвоены им (сначала в детстве в совместной деятельности со взрослыми людьми), и тогда идеальные формы становятся собственными «реальными формами» данного человека.
Усвоенные образцы, став достоянием психики субъекта, не осознаются им актуально, хотя и выступают мощным регулятором его поведения и осознанного отражения мира.
2. Неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки личности). Данные бессознательные явления побуждают человека к деятельности, придают ей смысл, при отсутствии условий для немедленного осуществления деятельности обеспечивают постоянную готовность к совершению соответствующих действий, придают личностный смысл важным событиям в жизни человека, меняют пространственные и временные характеристики образов того или иного объекта или ситуации и др.
3. Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы). Возникают, развиваются и стабилизируются в процессе решения различных задач (перцептивных, мнемических и др.) и выполняют функции обеспечения успешного достижения целей при повторяющихся условиях действия, аккумулируют прошлый опыт поведения субъекта в подобных ситуациях, переработку информации на разных уровнях и одновременное выполнение множества мелких действий и движений без обязательного контроля сознания.
Эти бессознательные регуляторы, обеспечивающие автоматическое выполнение осуществляемых действий (операций), часто называются автоматизмами.4.Неосознаваемые резервы органов чувств. Речь идет о восприятии человеком не осознаваемых им в обычных условиях подпороговых (слабых) раздражителей, которые тем не менее влияют на его ориентировочную деятельность в мире, обеспечивая «преднастройку» на лучшее восприятие ситуации. То, что субъект, не осознавая подобный раздражитель, реагирует на него, можно установить по объективно наблюдаемой реакции (например, по расширению или сужению зрачка). Подобного рода бессознательные процессы (к ним относится, вероятно, и экстрасенсорное восприятие) еще довольно мало изучены. Этот класс процессов следует расширить за счет включения в него других физиологических по внешнему виду процессов, смысл которых тем не менее определяется психологическими задачами, решаемыми субъектом. Это, например, идеомоторные движения, о которых говорил еще В.
Ю.Б. Гиппенрейтер все неосознаваемые процессы разбивает на три больших класса: (1) неосознаваемые механизмы сознательных действий; (2) неосознаваемые побудители сознательных действий; (3) «надсознательные» процессы.
В первый класс — неосознаваемых механизмов сознательных действий — входят в свою очередь три различных подкласса:а) неосознаваемые автоматизмы;
б) явления неосознаваемой установки;
в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
Ко второму классу — неосознаваемым побудителям сознательных действий — относят бессознательные процессы, учение о которых представлено в теории бессознательного З. Фрейда.
К третьему классу неосознаваемых процессов, которые Ю.Б. Гиппенрейтер условно обозначила как «надсознательные» процессы, можно отнести процессы, являющиеся образованием некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем «вторгаются» в сознательную жизнь человека и, как правило, меняют ее течение. (Гиппенрейтер, с. 67-68; Маклаков, с. 144-150).
В следующих вопросах представлена характеристика неосознаваемых процессов по Гиппенрейтер.
В связи с тем что это состояние психики человека, мы воспринимаем его как динамическое, так как оно время от времени может изменяться. Отсюда следует, что возможно изменение и самого состояния сознания. Оно может усиливаться и ослабляться, оно имеет свою меру, т. е. бывает сильным и слабым. 40. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ПСИХИКЕ Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Сознание есть единство субъективного и объективного. Отсюда становится ясным истинное взаимоотношение сознательного и бессознательного, которое разрешает парадокс бессознательной психики. Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знаковое™, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации. Психическое явление у человека редко бывает вовсе вне сознания. Но возможно неосознанное переживание, в котором не осознан предмет, его вызывающий. Неосознанной является связь переживания с тем, к чему оно относится. Психическое явление может быть осознано самим субъектом лишь через то, переживанием чего оно является. Неосознанное чувство – то, в котором переживание не соотнесено или неадекватно соотнесено с объективным миром. Аналогично и настроение часто создается вне контроля сознания. Существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. 1. Бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т. е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем регуляции поведения, чем сознание: бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки. 2. Такие бессознательные явления, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами). 3. Желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания. Это личностное бессознательное. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внесЗ. Фрейд. Механизм осознания во всех случаях один и тот же: осознание происходит через включение переживания совершаемого субъектом акта в объективные предметные связи, его определяющие. Реальное сознание конкретного человека никогда не бывает абстрактной сознательностью, сознание – это единство осознанного и неосознанного, сознательного и бессознательного. Бессознательное влечение переходит в сознательное, когда осознан объект, на который оно направляется. 41. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ Основные образующие человеческого сознания: смыслы и языковые значения. Леонтьев: индивидуальное сознание как специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности может быть понято только как продукт тех отношений и опосредствовании, которые возникают в ходе становления и развития общества. Первоначальное сознание существовало лишь в форме психического образа – деятельность остается практической, внешней. Позднее предметом сознания становится и деятельность: осознаются действия других и себя, они коммуницируются (жестами или звуковой речью) – возникает предпосылка порождения внутренних действий и операций. Психический образ с самого начала уже отнесен к внешней реальности, он вытекает из нее. Но для этого должна произойти трансформация предмета – он должен выступить как познаваемый субъектом, т. е. идеально. Трансформация эта происходит посредством функционирования языка. Язык несет в своих значениях (понятиях) то или другое предметное содержание, но освобожденное от своей вещественности. Многомерность сознания. Чувственная ткань – конкретные образы реальности. Они придают реальность сознательной картине мира, благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания. Субъект способен дифференцировать восприятие реального мира и свое внутреннее феноменальное поле. Чувственная ткань образа представлена в сознании двояко: либо как то, в чем существует предметное содержание, либо сама по себе (инвертирующие очки). Сразу после надевания очков – действие лишь чувственной ткани, лишенной предметного содержания. Перцептивная адаптация – процесс восстановления предметного содержания зрительного образа в его инвертированной чувственной ткани. Характерно только для человека. Глубокая природа чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессах деятельности, практически связывающей с внешним предметным миром. У человека образы приобретают свою означенность. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность. В значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Необходимо различать сознаваемое объективное значение и его значение для субъекта (т. е. личностный смысл). Значения субъективируются, но при этом не утрачивают своей объективности. Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Функционируя в системе индивидуального сознания, значения реализуют не самих себя, а движение воплощающего в них себя личностного смысла. 42. ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент – это совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, обусловливающих динамические особенности его психической деятельности, психических состояний и поведения. Понятие темперамента ввел в научный оборот древнегреческий врач Гиппократ. Он предложил названия типов телосложения человека, которые впоследствии стали использоваться как современные названия типов темпераментов. Выделяются три сферы проявления темперамента: 1) активность общая; 2) особенности моторной сферы; 3) свойства эмоциональности. Темперамент принадлежит к первичным формам объединения различных процессов и свойств человека, благодаря которым складывается личность. Будучи одной из самых ранних по происхождению и простых по структуре форм высшего психического синтеза, образующих индивидные свойства человека, он особенно тесно связан с конституцией организма, составляющей основу темперамента. В большинстве классификаций и теорий темперамента присутствуют два его компонента. 1. Активность (энергичность) – количество энергии, заложенное в действии человека, или количество энергии, которое человек расходует при выполнении того или иного действия. 2. Эмоциональность (эмоциональный фон) – сила и разнообразие типичных эмоциональных переживаний человека. Большой вклад в изучение темперамента внес И.П. Павлов. Учение Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет: 1) три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов; 2) четыре основных типичных их сочетания в виде четырех типов высшей нервной деятельности: сильный, уравновешенный, подвижный; сильный, уравновешенный, инертный; сильный, неуравновешенный; слабый. |
Репрезентация и сознание | Слияние разумов: сознание, неврология и конфиденциальность разума
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Mindmelding: Consciousness, Neuroscience, and the Mind’s PrivacyCognitive PsychologySocial PsychologyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Mindmelding: Consciousness, Neuroscience, and the Mind’s PrivacyCognitive PsychologySocial PsychologyBooksJournals Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Hirstein, William,
‘Representation and consciousness’
,
Mindmelding: Consciousness, Neuroscience, and the Mind’s Privacy
(
Oxford,
2012;
online edn,
Oxford Академический
, 24 мая 2012 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199231904.003.0012,
по состоянию на 25 января 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Mindmelding: Consciousness, Neuroscience, and the Mind’s PrivacyCognitive PsychologySocial PsychologyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Mindmelding: Consciousness, Neuroscience, and the Mind’s PrivacyCognitive PsychologySocial PsychologyBooksJournals Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Реферат
Люди — это вид. Мы руководствуемся представлениями во всем, что делаем сознательно. Мышление, запоминание, воображение и принятие решений включают в себя не просто случайную игру мыслей и образов в нашем сознании. Эти психические состояния связаны с событиями в мире. Мысли и образы в большинстве случаев представляют реальных людей и события. В этой главе рассматривается вопрос: каково отношение между представлением и сознанием? Это противопоставляет альтернативную картину взглядам, основанным на притязаниях на неприкосновенность частной жизни. Он показывает, что альтернативный подход дает естественное и последовательное объяснение того, как ментальные состояния, события и процессы могут представлять события и вещи в мире. Это обеспечивает дополнительную проверку согласованности и эффективности подхода к сознанию, к себе и к объединению разума. Неврология также может пролить свет на то, что требуется для представления мира. В этой главе также исследуются случаи, когда повреждение головного мозга влияло на репрезентативные способности.
Ключевые слова: неприкосновенность частной жизни, психические состояния, репрезентативные состояния, самость, слияние разума
Предмет
Когнитивная психологияСоциальная психология
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Связь между языком и сознанием
Серл о репрезентации: связь между языком и сознаниемСерл о репрезентации: связь между языком и сознанием
Ранджан К. Панда, Мумбаи, Индия изучить природу репрезентации, обсуждаемую Джоном Серлом. Репрезентация интенциональна и имеет два аспекта: ментальный и лингвистический. Натуралисты отстаивают первенство ментальной репрезентации. Серл, хотя и выступает за то, чтобы лингвистическая репрезентация производилась от ментальной репрезентации, тем не менее он отличается от других натуралистов, таких как Хомский и Фодор, которые придерживаются мнения, что ментальная репрезентация носит синтаксический характер и может быть каузально сведена к нейронным процессам мозга. Серл оспаривает этот редукционизм и утверждает, что содержание репрезентации является семантическим, а не синтаксическим. Усилие здесь состоит в том, чтобы выделить семантическое представление и показать, как человеческая жизнь ориентирована на язык.
СОДЕРЖАНИЕ
- I
- II
- III
- IV
- Литература
I
Центральное концепция философии Searle’s Filosophy of Language и Mind It. По его словам, «интенциональность — это то свойство ментальных состояний и событий, посредством которого они направляются на или относительно объекта или положения дел в мире» (Searle 1983: 1). Интенциональность — это неотъемлемая черта ума или сознания. Интенциональное представление раскрывает направленность ментальных состояний. Не все ментальные состояния являются репрезентативными. Например, в случае внезапного чувства радости и страха они не относятся ни к чему, кроме самих себя, тогда как вера, желание и намерение являются подлинными интенциональными состояниями. Они представляют что-то о мире. Интенциональные психические состояния выражаются в языке. Всякий раз, когда, скажем, я произношу фразу, что «на улице идет дождь». Это высказывание представляет факт как интенциональное состояние веры. Действие, которое я совершаю (иллокутивный акт), включает в себя интенциональное состояние смысла. Интенциональность присутствует в уме и представлена в лингвистическом акте констатации факта, что «на улице идет дождь» 9.0003
Репрезентацию в состоянии мысли можно назвать ментальной репрезентацией, тогда как в состоянии выражения или сообщения мысли ее можно назвать лингвистической репрезентацией. Эти два уровня репрезентации изоморфны по структуре с одинаковым репрезентативным содержанием.
- [Интенциональное состояние (интенциональное содержание)]→Репрезентация →объект и положение дел в мире
- [Речевые акты (Пропозициональное содержание)]→Репрезентация→ Объекты и положение дел в мире
Логическая связь между двумя структурами репрезентации показывает перетекание интенционального содержания ментальной репрезентации в пропозициональное содержание и иллокутивную силу языковой репрезентации (речевых актов). Подчеркивая непрерывность содержания, Серл пишет: «Если я прав, думая, что интенциональные состояния состоят из репрезентативных содержаний в различных психологических модусах, то будет по меньшей мере заблуждением, если не просто ошибкой, сказать, что убеждение, например, двухчленное отношение между говорящим и предложением. Следует сказать, что скорее суждение является не объектом утверждения или убеждения, а скорее его содержанием» (Searle 19). 83:18). Содержание есть сущность интенциональных состояний, скрыто от сознательных мыслительных процессов, пока не раскрывается в выражении. Более того, в выражении обнаруживается и психологический способ и состояние удовлетворения в самом акте изображения. Они логически соотносятся друг с другом. Для Серла содержание реализуется в своем проявлении языковой репрезентации, но не тождественно ему. Скорее, содержание есть интенциональное свойство психических состояний, которое, по сути, воплощает в себе интенциональность.
Репрезентация, общая для мысли и выражения, показывает, что содержание является ментальным и также выражается в языке. Лингвистическая репрезентация содержания не делает интенциональность лингвистической. Скорее, язык развился из более базовых и сложных интенциональных состояний, чтобы представлять объект или положения дел. Структурное сходство между речевым актом и интенциональными состояниями важно по двум причинам. Во-первых, это позволяет избежать одного из недоразумений, что философия сознания является ветвью философии языка. Во-вторых, это помогает в объяснении различных форм интенциональности.
Натуралистический подход Серла показывает, что интенциональность и язык развиваются в ходе эволюционного процесса лингвистической репрезентации, когда связываемое нами значение возникает позже, чем развитие ментальных состояний или интенциональности как таковой (Searle 1983: 160). В связи с этим языковая деятельность человека может быть эксплицирована посредством интенциональности. Содержание речевого акта или языковых выражений выводится из интенционального содержания психических состояний или мыслей. Тем не менее натуралистическое обоснование ментального вытекает из тезиса о том, что «психические состояния вызываются работой мозга и реализуются в структуре мозга» (Searle 19).83: 265). В связи с этим возникает вопрос о представлении и его причинно-следственной связи с нейрофизиологией мозга.
II
Натуралистический подход, отстаиваемый Ноамом Хомским и Джерри Фодором, поддерживает причинно-следственную связь между разумом и языком. Определяя роль языка, Хомский пишет: «Язык служит инструментом для свободного выражения мысли, неограниченным по объему, не контролируемым условиями стимула, хотя и подходящим для ситуаций, доступным для использования в любых непредвиденных обстоятельствах, которые может понять наш мыслительный процесс» (Хомский 19).80: 222). Этот «творческий аспект» использования языка является специфическим биологическим свойством человека, предназначенным для овладения языком. Овладение языком объясняет две вещи: во-первых, врожденные способности организма и, во-вторых, постоянное взаимодействие с языковым сообществом. Хомский определяет врожденность языка, ссылаясь на свое понятие «генеративной грамматики».
Порождающая грамматика работает на двух уровнях: поверхностной структуры и глубинной структуры. Поверхностная структура связана с языковым представлением, тогда как глубокая структура относится к регулированию и грамматическим преобразованиям. Функция грамматической трансформации в глубинной структуре помогает как языковому опыту, так и человеческому интеллекту. Он имеет некоторые специфические свойства, такие как фонологические правила, принципы упорядочения правил и т. д., которые коррелируют с глубинной структурой.
Хомский связывает глубинную структуру языка с психическими состояниями. Психические состояния лингвистически идентифицируются только тем, что характеризуются синтаксисом, причинно связанным с нервными состояниями мозга. Таким образом, нет разделения между языком, разумом и мозговыми процессами. Согласно Хомскому, «мы понимаем разум как систему «ментальных органов», в том числе языковую способность, каждый из этих органов имеет специфическую структуру и функцию, определяемые общими чертами, очерченными нашим генетическим даром, взаимодействуя способами, которые также в значительной степени биологически детерминированы, чтобы обеспечить основу нашей психической жизни» (Хомский 19).80: 241). Формулировка языка или возникновение языковых состояний зависит от функции различных специфических аспектов психического организма.
Концепция ментальной репрезентации Джерри Фодора приближается к концепции порождающей грамматики Хомского. Ментальные представления, по Фодору, имеют две основные задачи: во-первых, они должны определять интенциональное содержание ментальных состояний, а во-вторых, символическая структура ментальных состояний должна определять функции ментального процесса. Спецификация интенционального содержания ментальных состояний описывает его отношение, существующее между пропозициональными установками и интенциональным содержанием. Теперь возникает вопрос, как интенциональное семантическое содержание пропозициональных установок инкорпорируется в психическое состояние или в сеть психических состояний? Для Фодора психические состояния — это символические нейронные состояния, которые синтаксически охарактеризованы. Семантика не подрывается в схеме Фодора, скорее сама функция мозгового организма и характеристика синтаксических психических состояний таковы, что он имеет специфический механизм, который преобразует ментальную репрезентацию, не затрагивая содержания пропозициональной установки. Этот процесс осуществляется как язык или язык мысли (Фодор 19). 81: 200).
Язык мысли представляет собой формулу, имеющую только синтаксическую структуру, предназначенную для оценки семантических свойств представления. Далее он заявляет, что «язык мысли хочет интерпретировать пропозициональные маркеры отношения как отношение к маркерам символов. (Токен рассматриваемого символа является нейронным объектом). Теперь символы имеют преднамеренное содержание, а токены являются физическими во всех известных случаях. А квазифизические символы-символы — это то, что нужно для демонстрации каузальных ролей. Язык мысли утверждает, что ментальные состояния — а не только их пропозициональные объекты — обычно конституируют структуру» (Фодор 19).87: 135-136). Причинные связи между когнитивными состояниями являются фундаментальными, поскольку они определяют содержание пропозициональных установок.
Таким образом, понятие ментальной репрезентации Фодора не только пытается связать разум с миром посредством языка мысли, но также использует его для «оценки семантического содержания». И Хомский, и Фодор твердо придерживаются мнения, что обработка речи или обработка мыслей — это познавательная деятельность, но не сознательная деятельность. Мы не знаем, как qua язык и генеративный синтаксис функционируют в мозгу. Это физическая активность более высокого порядка сложных нервных структур мозгового организма. Полное объяснение нейрофизиологии мозга объяснит возникновение языковой структуры, составляющей сущность языка. Он не только исключает роль сознания в мыслительном процессе, но и отбрасывает другие семантические черты, такие как интенциональность как неотъемлемое свойство языка.
III
Сирлинское понятие ментальной репрезентации отвергает примат синтаксиса. Показывая значение синтаксиса и семантики, Серл пишет: «Аргумент китайской комнаты показал, что семантика не является неотъемлемой частью синтаксиса. Теперь я подчеркиваю отдельное и иное положение о том, что синтаксис не присущ физике» (Searle 1992: 210). Ментальные представления не похожи на вычислительные состояния в компьютере; скорее они связаны с мышлением, опытом, чувством и пониманием. При обработке данных компьютер не понимает когнитивных состояний, потому что ему не хватает семантического содержания, необходимого для понимания. Подчеркивая семантический аспект репрезентации, он пишет: «…порождающим компонентом лингвистической теории является не синтаксис… а семантика… грамматика начинается с описания значения предложения, а затем порождает синтаксические структуры посредством введения синтаксических правил и индексальных правила» (Серл 1994: 19). Синтаксис в вычислительном процессе «относительен наблюдателю». И наблюдатель может интерпретировать символы с помощью синтаксиса и семантики (Searle 1992: 223). Таким образом, в сирлинской натуралистической структуре нет каузальной редукции символов к нейронным состояниям и процессам. Хотя Серл считает, что токены-символы всегда являются физическими токенами, тем не менее они не определяются с точки зрения физических характеристик (Searle 1992: 225).
Более того, интенциональность содержания как неотъемлемая черта репрезентации выявляет совместимые отношения между {разумом и языком [интенциональное содержание]} → [мир] и наоборот. Эта логическая совместимость раскрывает два существенных компонента интенциональных состояний, называемых пропозициональным содержанием и психологическим модусом. Всякий раз, когда кто-то что-то репрезентирует, он также ожидает, что положение дел изменится в соответствии с репрезентацией веры. Это показывает направленность интенционального содержания от ума к миру. И если изменения происходят в пользу их веры, тогда направленность мир-к-разуму. Таким образом, интенциональные отношения между разумом и миром становятся более конкретными благодаря интенциональному содержанию.
IV
Содержание репрезентации раскрывается в одновременно работающих различных модусах интенциональности, таких как видение, переживание, убеждение, желание, надежда и т. д. Они логически связаны друг с другом и присущи сознанию. Когда я хочу добиться большего в игре, я должен верить в себя, в свою игру, я должен хотеть изучить различные тактики, чтобы преуспеть и, наконец, не повторять ошибок и т. д. Это крошечное выражение включает в себя так много интенциональных состояний. Их соотношение основано на интенциональности и переживании различных уровней интенциональности. Интенциональность, работающая как сознательный способ репрезентации, связана с опытом содержания репрезентации, а не с объектом репрезентации (Searle 19).83:18).
Содержание не является объектом наблюдения, а переживается в интенциональном режиме сознания. Когда я вижу цветок, мое переживание цветка раскрывается передо мной, когда я осознаю содержание объекта восприятия; содержание формируется в зрительном опыте. Сам акт переживания и реализации есть не только сознательная деятельность, но и языковая деятельность. Языковая деятельность основана на интенциональном содержании. Интенциональное содержание присуще сознанию и тем самым раскрывает понятие бытия как языковоцентрично-сознательного бытия. Серл говорит: «Главное в людях то, что язык дает им возможность представлять» (Searle 2008: 35). Сущность языковоцентричности раскрывается в свойстве бытия выразительности. Они могут манипулировать своим выражением лица.
Выразимость делает бытие прозрачным, выражая внутренние психические состояния. Таким образом, Сирл отходит от картезианской традиции внутреннего мира (Mohanty 1985:131). Присущая языку человеческому существу или человеческой жизни обнаруживает автономию человеческого существования по отношению к миру. Языковое существо имеет два важных измерения: вербальное и синтаксическое. Как показывает Прадхан; «Жизнь, рассматриваемая эмпирически, есть позиционное состояние человеческого существования, она обусловлена, ограничена, конечна. Он имеет вербальное измерение и тщательно структурирован правилами символической организации. Тем не менее, у него есть измерение данности, которое не диктуется априорным логическим механизмом» (Pradhan 19).93: 42-43). Вербальное измерение сознательного бытия означает необходимую связь между сознанием, языком и миром. Эта связь устанавливается не благодаря присущему существу сознанию, а благодаря присущей ему языковой особенности. Это связано с тем, что интенциональное содержание присутствует в самом акте выражения и реализации. И это также распространяется на область функциональной области языка. То есть язык в отношении осуществления смысла и истины встроен в языковые игры и формы жизни.
Таким образом, репрезентативная черта интенциональности не сводится каузально к биологическому происхождению, а скорее сохраняет свою функциональную автономию в сфере сети ментальных состояний. Таким образом, ментальные состояния биологически предшествуют их лингвистической репрезентации, то есть репрезентативные состояния являются продолжением лингвистического аналога. Семантические правила и социокультурный фон конструируют значение репрезентации. Что касается языковой деятельности, то семантические правила определяют саму функцию перформативных выражений. Принимая во внимание, что использование языка в целом встроено в социокультурный фон человека. И «репрезентация как институционального факта потребует языка» (Searle 2008). Интенциональность работает на обоих уровнях, связывая конститутивные и регулятивные признаки речевых актов и формируя, а также развивая социокультурные этикеты. В этом отношении интенциональность помогает в объяснении различных уровней отношений от биологического к ментальному и от ментального к социальному.
Литература
Хомский, Ноам 1980 Правила и представления, Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
Фодор, Джерри 1981 Представления: Философские основы когнитивной науки, Массачусетс: MIT Press.
Фодор, Джерри 1987 Психосемантика: проблема значения в философии разума, Массачусетс: MIT Press.
Моханти, Дж. Н. 1985 Возможность трансцендентальной феноменологии, Гаага: Мартинус Нейхоф.
Прадхан, Р. К. 1993 «Жизнь, воля и мир: некоторые размышления о записных книжках 1914–1916 гг.», Журнал Индийского совета философских исследований, Vol. XI.
Сирл, Джон Р. 1983 Интенциональность: эссе по философии языка , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.