Самопознание — что такое | Словарь психологических терминов
Самопознание — так же, как самооценка и самосознание, имеет важные отличия от интроспекции: 1) эти процессы куда сложнее и продолжительнее, чем обычные акты интроспекции; в них входят данные самонаблюдения, но лишь как первичный материал, накапливаемый и подвергаемый обработке; 2) сведения о себе человек получает не только (часто — и не столько) от самонаблюдения, но и от внешних источников — объективных результатов своих действий, отношения других людей и пр. Самопознание — познание себя — одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причинами: 1) человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответственные средства, а потом уже применить их к самопознанию; 2) должен накопиться материал для познания-человек должен чем-то, кем-то стать; притом он непрерывно развивается, и самопознание постоянно отстает от своего объекта; 3) всякое получение знания о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав о себе нечто, он становится иным; потому задача самопознания столь субъективно значима — ведь всякое продвижение в ней — шаг в саморазвитии, самосовершенствовании.
Развитие личности
- vikont
- 18.11.2013
- 2442
- 0 Комментариев
Прогуливаясь по лесопарку, остановился около обрыва. И, вдруг испытал душевный подъем. Мысли побежали быстрее и свернули с обыденной дорожки рабочих и домашних забот (хорошо, хоть не тягот и лишений). А вот и правда – какое интересное свойство есть у высоты: вдохновлять. А все же интересно, почему открывающийся с высоты простор так вдохновляет? Понятен «обратный» случай, Продолжить чтение
Страх
- vikont
- 18.11.2013
- 3372
- 0 Комментариев
Самосознание – великий дар жизни, но цена за этот дар – боль от осознания того, что смерть неизбежна. Смерти боятся все: и мужчины, и женщины, и дети, однако у кого-то он скрыт за внутренним беспокойством, а у кого-то мысль о смерти вызывает панический ужас, за которым человек не видит счастья в жизни. Влияние страха смерти Продолжить чтение
Самосовершенствование
- vikont
- 02.10.2013
- 3129
- 0 Комментариев
Мы говорим о героизме. Это что-то особенное, что заставляет восхищаться, обожать. Реальный герой может показаться устаревшим в нашу циничную эпоху, когда мы потеряли удовольствие создавать новых, лелея тех, которых уже имеем. Некоторые люди находят саму идею героев нежелательной, утверждая, что нет ничего элитарного в возвышенных лицах, которые по сути ничем не отличаются от нас. Но нам Продолжить чтение
Самопознание
- vikont
- 29.09.2013
- 3058
- 0 Комментариев
Проблемы с самооценкой? Конечно, никто не хочет чувствовать себя хуже других, но вы когда-нибудь задумывались о том, что собственное поведение как раз и может быть причиной низкого мнения о себе? Люди, которые жалуются на низкую самооценку, часто делают это так же, как люди, которые боятся, что они страдают болезнью Альцгеймера и жалуются на плохую память. Продолжить чтение
Как найти себя: краткий путь к самопознанию
Что такое самопознание? Отвечая на этот вопрос, нельзя не затронуть такие сферы человеческой жизни как характер, хобби, привычки, умение строить отношения с окружающими людьми, сознание и поведение. Человеку свойственно интересоваться тем, что происходит вокруг и внутри него. Отсюда тема самопознания становится актуальной и интересной.
Как познать себя? Как понять, почему в личной психологии имеют место те или иные черты характера? Откуда берется умение быть сильным и предприимчивым, в чем причина истинных потребностей, каково жизненное предназначение и таланты? Как развивается стрессоустойчивость и почему одни обладают ею в полной мере, а другим приходится прикладывать множество усилий, чтобы уметь справляться со стрессом?
С чего начать, чтобы познать собственную личность? Ответы на эти вопросы в данной статье.
Красота по-мужски: как выбрать уход для тела и волос «современным викингам»?
Кто такой «современный викинг» и почему ему нужна «своя» косметика?Самопознание начинается с детства
Путь самопознания — это тот путь, который проходит каждый человек, сравнивая себя с другими людьми и понимая свои особенности.
Иногда, он может совсем не задаваться этим вопросом, иногда — искать ответы всю жизнь, но так и не найти их.Самопознание начинается с детства. Для того чтобы понять природу своего характера, нужно вернуться на несколько десятилетий назад. Характер человека и психология его личности подвергаются влиянию семьи и людей, которые с рождения находятся рядом с ребёнком. Именно они во многом отвечают за то, будет ли он общительным, боязливым, тревожным, сомневающимся, беспечным и так далее. Родители и другие взрослые учат ребёнка любить, прививают ему первые навыки дружбы, делятся опытом преодоления препятствий, дают оценку личности и деятельности.
Человек, которого часто критиковали в детстве, может вырасти полным сомнений. Они могут касаться собственных усилий, возможностей и развития. Вспомните, какими были ваши детские годы. Что в них было самым радостным, а что травмирующим? Результаты важных событий в детстве могут во многом определять то, каким человек является сегодня.
Как привычки влияют на характер
Привычки произрастают оттуда, где имеют место предпочтения. Психология человека часто определяется тем, что он любит делать, как жить. Приоритеты людей и определенные способы поведения влияют на качество жизни, взаимодействие с другими людьми, полноту отношений между ними, продолжительность и способность быть чутким.
«Привычка — вторая натура». Если следовать этому утверждению, становятся понятными многие вопросы. То, что привык делать человек, как общаться с близкими и друзьями, строить личную привязанность, вести себя в кризисной ситуации — во многом будет говорить о том, какой он на самом деле.
Чтобы понять, как привычки влияют на характер, можно выполнить следующее упражнение. На листе бумаги начертите несколько колонок. Назовите их сферами жизни, которые у вас есть. Это могут быть: здоровье, семья, общение с друзьями, работа, дети и так далее. Выпишите, как вы обычно поступаете, когда в одной из этой области появляются проблемы. Привычный способ действия в определенной ситуации будет говорить об особенностях характера.
Изучите внимательно ваши привычки поведения. Составьте портрет из тех качеств характера, которые являются очевидными. Например, это может быть особенность принимать поспешные решения, не уметь контролировать свои чувства, отсутствие веры в собственные силы и другое.
Важное правило выполнения этого упражнения: составляя психологический портрет, нужно «отделиться» от самого себя в этот момент — писать о себе, как о постороннем человеке, объективно, искренне и без прикрас.
Что о психологии человека говорит хобби
Самопознание — это не только рефлексивный путь знакомства с собой, но и возможность понять свои желания, изучить склонность к различным хобби. То, чем занимается человек в жизни, во многом определяет его характер, склонности, интересы. Его любимые занятия говорят о том, какой он.
Большая польза от того, что человек начинает заниматься изучением своих предпочтений, состоит в том, что у него появляется возможность исследовать личные пристрастия, давние желания, таланты и найти, наконец, хобби по душе, если раньше он не мог этого сделать.
Увлечения, которыми человек уже обладает, тоже могут много рассказать о том, какой он. Занятия танцами, например, и любой другой физической активностью говорят о склонности вести активный образ жизни, хорошо чувствовать свое тело и его потребности.
Такие хобби как рисование, рукоделие, коллекционирование, поэзия свидетельствуют о творческой личности. Такие люди интересны другим, часто придумывают новые идеи, стремятся пополнять свои знания через самые разнообразные источники.
Психология людей, хобби которых экстремальные виды спорта и путешествия отличаются желанием самовыражения и стремлением к деятельности, наполненной риском и опасностью. В своих увлечениях они словно ходят по краю и играют в опасные игры с жизнью, что делает их притягательными для других и часто недоступными. Обычно такие люди редко сидят на месте, их трудно «привязать» к рутинному образу жизни, они нуждаются в постоянном выплеске энергии и достижении новых вершин.
Какие упражнения помогут лучше узнать себя
Чтобы подробнее ответить на вопросы «кто я?» и «какой я?» психологи советуют использовать проективные тесты. Метод проекции — это упражнения, которые позволяют человеку отразить свой внутренний мир. Лучше всего это можно сделать, используя рисование.
- Нарисуйте три рисунка. На первом изобразите себя в детстве, на втором — в сегодняшнем дне, на третьем — в старости. Здесь важно не умение рисовать, а контакт со своей личностью. Напишите под каждым рисунком качества характера, которыми вы обладали в разные периоды жизни. Отметьте, что изменилось. Рисуя себя в старости, важно уметь представить, каким вы будете, когда состаритесь.
- Упражнение «3 желания». Напишите 3 самых заветных желания. Их анализ позволит приблизиться к своим истинным потребностям, а значит, лучше узнать и понять себя.
- Упражнение «я и другие». Напишите небольшой рассказ о ваших отношениях с окружающими. Отметьте, что вам не нравится в них и что хотелось бы изменить. Это поможет лучше узнать свой характер, увидеть ошибки в общении и понять, в какую сторону нужно двигаться, чтобы наладить общение с окружающими.
Кришнамурти · Самопознание — начало свободы
Многие из нас, кажется, думают, что, научив каждого человека читать и писать, мы решим наши человеческие проблемы; но эта идея оказалась ложной. Так называемые образованные люди не являются миролюбивыми, интегрированными людьми, и они тоже несут ответственность за смятение и бедствия в мире.
Правильное образование означает пробуждение интеллекта, воспитание целостной жизни, и только такое образование может создать новую культуру и мир во всем мире; но чтобы добиться этого нового вида образования, мы должны начать все заново на совершенно иной основе.
Пока мир рушится вокруг нас, мы обсуждаем теории и пустые политические вопросы и играем с поверхностными реформами. Не указывает ли это на полное легкомыслие с нашей стороны? Некоторые могут с этим согласиться, но они будут продолжать делать то же самое, что и всегда — и в этом печаль существования. Когда мы слышим истину и не действуем в соответствии с ней, она становится ядом внутри нас, и этот яд распространяется, вызывая психологические расстройства, дисбаланс и плохое здоровье. Только когда в человеке пробуждается творческий разум, появляется возможность мирной и счастливой жизни.
Мы не можем быть разумными, просто заменяя одно правительство другим, одну партию или класс другим, одного эксплуататора другим. Кровавая революция никогда не решит наших проблем. Только глубокая внутренняя революция, меняющая все наши ценности, может создать другую среду, разумную социальную структуру, и такую революцию можем совершить только мы с вами. Никакого нового порядка не возникнет, пока мы сами не сломаем наши собственные психологические барьеры и не станем свободными.
На бумаге мы можем нарисовать чертежи блестящей Утопии, дивного нового мира; но принесение настоящего в жертву неизвестному будущему, безусловно, никогда не решит ни одной из наших проблем. Между настоящим и будущим находится так много элементов, что никто не может знать, каким будет будущее. Что мы можем и должны делать, если настроены серьезно, так это решать наши проблемы сейчас, а не откладывать их на будущее. Вечность не в будущем; вечность сейчас. Наши проблемы существуют в настоящем, и только в настоящем они могут быть решены.
Те из нас, кто настроен серьезно, должны возродиться; но возрождение может произойти только тогда, когда мы порвем с теми ценностями, которые создали благодаря нашим самозащитным и агрессивным желаниям. Самопознание — это начало свободы, и только когда мы познаем себя, мы можем установить порядок и мир.
Кто-то может спросить: «Что может сделать один человек такого, что повлияет на историю?» Может ли он вообще чего-нибудь добиться своим образом жизни?» Конечно, может. Мы с вами, очевидно, не собираемся прекращать немедленные войны или создавать мгновенное взаимопонимание между народами; но, по крайней мере, мы можем произвести в мире наших повседневных отношений коренное изменение, которое будет иметь свои собственные последствия.
Индивидуальное просветление влияет на большие группы людей, но только если человек не стремится к результатам. Если мыслить с точки зрения выгоды и результата, правильная трансформация себя невозможна.
Человеческие проблемы не простые, они очень сложные. Чтобы понять их, требуется терпение и проницательность, и крайне важно, чтобы мы, как личности, понимали и разрешали их для себя. Их нельзя понять с помощью простых формул или лозунгов; они также не могут быть решены на своем уровне специалистами, работающими в определенном направлении, что ведет только к еще большей путанице и страданиям. Наши многочисленные проблемы могут быть поняты и решены только тогда, когда мы осознаем себя как целостный процесс, то есть когда мы понимаем всю свою психологическую структуру; и ни один религиозный или политический лидер не может дать нам ключ к этому пониманию.
Чтобы понять себя, мы должны осознавать свои отношения не только с людьми, но и с собственностью, с идеями и с природой. Если мы хотим произвести настоящую революцию в человеческих отношениях, которые являются основой всего общества, должны произойти коренные изменения в наших собственных ценностях и мировоззрении; но мы избегаем необходимого и коренного преобразования самих себя и пытаемся произвести политические революции в мире, что всегда ведет к кровопролитию и катастрофе.
Отношения, основанные на ощущениях, никогда не могут быть средством освобождения от себя; однако большинство наших отношений основано на ощущениях, они являются результатом нашего стремления к личной выгоде, к комфорту, к психологической безопасности. Хотя они могут предложить нам мгновенный побег от себя, такие отношения только укрепляют самость с ее ограничивающей и связывающей деятельностью. Отношения — это зеркало, в котором можно увидеть себя и всю свою деятельность; и только тогда, когда пути самости поняты в реакциях отношений, происходит творческое освобождение от самости.
Чтобы изменить мир, мы должны возродиться внутри себя. Ничего нельзя добиться насилием, легкой ликвидацией друг друга. Мы можем найти временное облегчение, присоединившись к группам, изучая методы социальной и экономической реформы, принимая законы или молясь; но что бы мы ни делали, без самопознания и любви, которая ему присуща, наши проблемы будут постоянно расширяться и множиться. Между тем, если мы приложим наши умы и сердца к задаче познания самих себя, мы, несомненно, разрешим наши многочисленные конфликты и печали.
Современное образование превращает нас в безмозглых существ; это очень мало помогает нам найти наше индивидуальное призвание. Мы сдаем определенные экзамены, а затем, если повезет, устраиваемся на работу, что часто означает бесконечную рутину на всю оставшуюся жизнь. Нам может не нравиться наша работа, но мы вынуждены продолжать ее, потому что у нас нет других средств к существованию. Мы можем хотеть сделать что-то совершенно другое, но обязательства и ответственность сковывают нас, и мы скованы собственными тревогами и страхами. Разочаровавшись, мы ищем выхода через секс, выпивку, политику или причудливую религию.
Когда наши амбиции рушатся, мы придаем чрезмерное значение тому, что должно быть нормальным, и у нас развивается психологическая неустойчивость. Пока у нас не будет всестороннего понимания нашей жизни и любви, наших политических, религиозных и социальных желаний с их требованиями и препятствиями, у нас будут постоянно возрастать проблемы в наших отношениях, ведущие нас к несчастью и разрушению.
Невежество — это недостаток знания путей своего «я», и это невежество нельзя рассеять поверхностными действиями и реформами; его можно рассеять только благодаря постоянному осознанию движений и реакций «я» во всех его отношениях.
Мы должны осознать, что мы не только обусловлены окружающей средой, но и являемся окружающей средой — мы не являемся чем-то отдельным от нее. Наши мысли и ответы обусловлены ценностями, которые навязало нам общество, частью которого мы являемся.
Мы никогда не понимаем, что являемся полной средой, потому что в нас есть несколько сущностей, и все они вращаются вокруг «я», «я». Самость состоит из этих сущностей, которые являются просто желаниями в различных формах. Из этого нагромождения желаний возникает центральная фигура, мыслитель, воля «я» и «моё»; и таким образом устанавливается разделение между собой и не-я, между «я» и окружающей средой или обществом. Это разделение является началом конфликта, внутреннего и внешнего.
Осознание всего этого процесса, как сознательного, так и скрытого, есть медитация; и через эту медитацию преодолевается самость с ее желаниями и конфликтами. Самопознание необходимо, если кто-то хочет освободиться от влияний и ценностей, дающих убежище самому себе; и только в этой свободе есть творение, истина, Бог или что угодно.
Мнения и традиции формируют наши мысли и чувства с самого раннего возраста. Непосредственные воздействия и впечатления производят мощный и продолжительный эффект, определяющий весь ход нашей сознательной и бессознательной жизни. Конформность начинается в детстве через образование и влияние общества.
Желание подражать — очень сильный фактор в нашей жизни не только на поверхностном, но и на глубоком уровне. У нас почти нет независимых мыслей и чувств. Когда они случаются, они являются простыми реакциями и, следовательно, не свободны от установленного паттерна; ибо нет свободы реакции.
Философия и религия устанавливают определенные методы, с помощью которых мы можем прийти к осознанию истины или Бога; однако просто следовать методу — значит оставаться бездумным и неинтегрированным, каким бы полезным ни казался этот метод в нашей повседневной социальной жизни. Стремление подчиняться, то есть стремление к безопасности, порождает страх и выдвигает на первый план политические и религиозные авторитеты, лидеров и героев, которые поощряют подчинение и которые тонко или грубо доминируют над нами; но несоответствие — это только реакция на авторитет и никоим образом не помогает нам стать цельными людьми. Реакция бесконечна, она ведет только к дальнейшей реакции.
Конформизм с его подспудным страхом является помехой; но простое интеллектуальное признание этого факта не устранит препятствия. Только когда мы осознаем препятствия всем своим существом, мы можем освободиться от них, не создавая новых и более глубоких препятствий.
Когда мы внутренне зависимы, традиция имеет большую власть над нами; и ум, который мыслит традиционными способами, не может открыть что-то новое. Подчиняясь, мы становимся посредственными подражателями, винтиками в жестокой социальной машине. Важно то, что мы думаем, а не то, что другие хотят, чтобы мы думали. Когда мы подчиняемся традиции, мы вскоре становимся простыми копиями того, чем должны быть.
Это подражание тому, кем мы должны быть, порождает страх; а страх убивает творческое мышление. Страх притупляет ум и сердце, так что мы не осознаем всего значения жизни; мы становимся нечувствительными к собственным горестям, к движению птиц, к улыбкам и страданиям других.
Сознательный и бессознательный страх имеет много разных причин, и чтобы избавиться от них всех, требуется настороженная бдительность. Страх нельзя устранить ни дисциплиной, ни сублимацией, ни каким-либо другим актом воли: его причины нужно найти и понять. Это требует терпения и осознания, в котором нет никаких суждений.
Сравнительно легко понять и развеять наши сознательные страхи. Но большинство из нас даже не замечают бессознательных страхов, потому что мы не позволяем им выйти на поверхность; и когда в редких случаях они выходят на поверхность, мы спешим их прикрыть, убежать от них. Скрытые страхи часто дают о себе знать через сны и другие формы намеков, и они вызывают большее ухудшение состояния и конфликты, чем поверхностные страхи.
Наша жизнь не просто лежит на поверхности, большая ее часть скрыта от случайного наблюдения. Если бы мы хотели, чтобы наши смутные страхи вышли наружу и растворились, сознательный ум должен быть несколько спокоен, а не постоянно занят; затем, когда эти страхи выходят на поверхность, их нужно беспрепятственно наблюдать, ибо любая форма осуждения или оправдания только усиливает страх. Чтобы быть свободными от всякого страха, мы должны быть готовы к его омрачающему влиянию, и только постоянная бдительность может выявить его многочисленные причины.
Одним из результатов страха является признание авторитета в человеческих делах. Авторитет создается нашим желанием быть правыми, чувствовать себя в безопасности, чувствовать себя комфортно, не иметь сознательных конфликтов или беспокойств; но ничто из того, что происходит от страха, не может помочь нам понять наши проблемы, даже если страх может принять форму уважения и подчинения так называемым мудрым. Мудрые не обладают властью, а обладающие властью не мудры. Страх в любой форме препятствует пониманию нас самих и нашего отношения ко всем вещам.
Последствием авторитета является отрицание разума. Принять власть — значит подчиниться господству, чтобы подчинить себя индивидууму, группе или идеологии, будь то религиозной или политической; и это подчинение себя авторитету есть отрицание не только интеллекта, но и личной свободы. Соблюдение вероучения или системы представлений является самозащитной реакцией. Принятие авторитета может помочь нам временно скрыть наши трудности и проблемы; но избегать проблемы — значит только усугублять ее, и при этом отказываются от самопознания и свободы.
Как может быть компромисс между свободой и признанием власти? Если есть компромисс, то те, кто говорят, что ищут самопознания и свободы, не искренни в своих усилиях. Кажется, мы думаем, что свобода — это конечная цель, цель, и что для того, чтобы стать свободными, мы должны сначала подчиниться различным формам подавления и запугивания. Мы надеемся достичь свободы через соответствие; но разве средства не так же важны, как и цель? Разве средства не формируют цель?
Чтобы иметь мир, нужно использовать мирные средства; ибо если средства жестоки, то как конец может быть мирным? Если конец есть свобода, то и начало должно быть свободным, ибо конец и начало едины. Самопознание и разум могут быть только тогда, когда в самом начале есть свобода; а свобода отрицается принятием авторитета.
Мы поклоняемся авторитету в различных формах: знаниям, успеху, власти и так далее. Мы пользуемся властью над молодыми и в то же время боимся высшей власти. Когда сам человек не имеет внутреннего видения, внешняя сила и положение приобретают огромное значение, и тогда индивидуум все более и более подчиняется авторитету и принуждению, он становится инструментом других. Мы видим, как этот процесс происходит вокруг нас: в моменты кризиса демократические нации действуют как тоталитарные, забывая о своей демократии и заставляя человека подчиняться.
Если мы сможем понять принуждение, стоящее за нашим желанием доминировать или подчиняться, тогда, возможно, мы сможем освободиться от калечащего воздействия власти. Мы жаждем быть уверенными, быть правыми, быть успешными, знать; и это стремление к определенности, к постоянству создает внутри нас авторитет личного опыта, в то время как внешне оно создает авторитет общества, семьи, религии и т.д. Но простое игнорирование авторитета, стряхивание его внешних символов имеет очень мало значения.
Порвать с одной традицией и приспособиться к другой, оставить этого лидера и следовать за другим — всего лишь поверхностный жест. Если мы хотим осознать весь процесс власти, если мы хотим увидеть его внутреннюю сущность, если мы хотим понять и превзойти стремление к уверенности, тогда мы должны обладать обширным осознанием и проницательностью, мы должны быть свободны, а не в конце, а в начале.
Стремление к уверенности, к безопасности является одним из основных видов деятельности личности, и именно это непреодолимое побуждение необходимо постоянно наблюдать, а не просто скручивать или заставлять в другом направлении или заставлять соответствовать желаемому образцу . Самость, «я» и «моё» очень сильны в большинстве из нас; спя или бодрствуя, оно всегда бдительно, всегда укрепляет себя. Но когда есть осознание себя и осознание того, что все его действия, какими бы тонкими они ни были, неизбежно должны вести к конфликту и боли, тогда тяга к определенности, к самодостаточности приходит к концу. Нужно постоянно следить за тем, чтобы «я» открывало свои пути и уловки; но когда мы начинаем понимать их и понимать последствия авторитета и всего того, что связано с нашим принятием и отрицанием его, тогда мы уже освобождаемся от авторитета.
До тех пор, пока разум позволяет доминировать и контролировать себя желанию собственной безопасности, не может быть освобождения от себя и его проблем; и именно поэтому нет освобождения от себя через догму и организованную веру, которую мы называем религией. Догма и вера — это только проекции нашего собственного ума. Ритуалы, пуджа, общепринятые формы медитации, постоянно повторяемые слова и фразы, хотя и могут вызывать определенные приятные отклики, не освобождают ум от «я» и его деятельности; ибо самость по существу является результатом ощущений.
В моменты печали мы обращаемся к тому, что мы называем Богом, который есть не что иное, как образ нашего собственного разума; или мы находим приятные объяснения, и это дает нам временное утешение. Религии, которым мы следуем, созданы нашими надеждами и страхами, нашим стремлением к внутренней безопасности и уверенности; и с поклонением власти, будь то власть спасителя, мастера или священника, приходят покорность, принятие и подражание. Итак, нас эксплуатируют во имя Бога, как нас эксплуатируют во имя партий и идеологий — и мы продолжаем страдать.
Все мы люди, как бы мы себя ни называли, и страдание — наш удел. Горе свойственно всем нам, идеалисту и материалисту. Идеализм — это бегство от того, что есть, а материализм — еще один способ отрицания безмерных глубин настоящего. И идеалист, и материалист по-своему избегают сложной проблемы страдания; оба поглощены собственными страстями, амбициями и конфликтами, и их образ жизни не способствует спокойствию. Они оба несут ответственность за смятение и страдания мира.
Теперь, когда мы находимся в состоянии конфликта, страдания, нет никакого понимания: в этом состоянии, как бы хитро и продуманно ни было наше действие, оно может привести только к дальнейшему смятению и печали. Чтобы понять конфликт и, таким образом, освободиться от него, необходимо осознание путей сознательного и бессознательного ума.
Никакой идеализм, никакая система или модель любого рода не могут помочь нам разгадать глубинную работу ума; напротив, любая формулировка или вывод будут мешать их открытию. Стремление к тому, что должно быть, привязанность к принципам, к идеалам, установление цели – все это ведет ко многим иллюзиям. Если мы хотим познать себя, должна быть определенная спонтанность, свобода наблюдения, а это невозможно, когда ум погружен в поверхностные, идеалистические или материалистические ценности.
Существование — это отношения; и независимо от того, принадлежим мы к организованной религии или нет, мирские ли мы или захвачены идеалами, наши страдания могут быть разрешены только через понимание себя в отношениях. Самопознание может принести человеку спокойствие и счастье, ибо самопознание — это начало разума и интеграции. Интеллект — это не просто поверхностное приспособление; это не развитие ума, не приобретение знания. Интеллект — это способность понимать образ жизни, это восприятие правильных ценностей.
Современное образование, развивая интеллект, предлагает все больше и больше теорий и фактов, не приводя к пониманию всего процесса человеческого существования. Мы очень интеллектуальны; мы развили хитрые умы и запутались в объяснениях. Интеллект удовлетворяется теориями и объяснениями, а интеллект — нет; а для понимания всего процесса существования необходима интеграция ума и сердца в действии. Интеллект неотделим от любви.
Для большинства из нас совершить эту внутреннюю революцию чрезвычайно сложно. Мы знаем, как медитировать, как играть на пианино, как писать, но у нас нет знаний о медитирующем, исполнителе, писателе. Мы не творцы, ибо наполнили наши сердца и умы знанием, информацией и высокомерием; мы полны цитат из того, что думали или говорили другие. Но на первом месте стоит переживание, а не способ переживания. Должна быть любовь, прежде чем может быть выражение любви.
Таким образом, ясно, что простое развитие интеллекта, то есть развитие способностей или знаний, не приводит к разуму. Существует различие между интеллектом и интеллектом. Интеллект — это мышление, функционирующее независимо от эмоций, тогда как интеллект — это способность чувствовать так же, как и рассуждать; и пока мы не будем подходить к жизни с разумом, а не только с интеллектом или только с эмоциями, никакая политическая или образовательная система в мире не сможет спасти нас от трудов хаоса и разрушения.
Знание не сравнимо с разумом, знание не мудрость. Мудрость не продается, это не товар, который можно купить ценой обучения или дисциплины. Мудрость нельзя найти в книгах; его нельзя накопить, запомнить или сохранить. Мудрость приходит с отказом от себя. Иметь непредубежденность важнее, чем учиться; и мы можем иметь открытый ум, не забивая его информацией, а осознавая свои собственные мысли и чувства, внимательно наблюдая за собой и окружающими нас влияниями, слушая других, наблюдая за богатыми и бедными, могучие и низшие. Мудрость приходит не через страх и угнетение, а через наблюдение и понимание повседневных происшествий в человеческих отношениях.
В поисках знания, в своих стяжательских желаниях мы теряем любовь, притупляем чувство прекрасного, чувствительность к жестокости; мы становимся все более и более специализированными и все менее и менее интегрированными. Мудрость нельзя заменить знанием, и никакие объяснения, никакие накопления фактов не избавят человека от страданий. Знание необходимо, наука имеет свое место; но если ум и сердце задушены знанием и если причина страдания объяснена, то жизнь становится суетной и бессмысленной. А разве это не то, что происходит с большинством из нас? Наше образование делает нас все более и более мелкими; это не помогает нам раскрыть более глубокие слои нашего существа, и наша жизнь становится все более дисгармоничной и пустой.
Информация, знание фактов, хотя и постоянно увеличивается, по самой своей природе ограничены. Мудрость безгранична, она включает в себя знание и способ действия; но мы хватаемся за ветку и думаем, что это все дерево. Через знание части мы никогда не сможем осознать радость целого. Интеллект никогда не может привести к целому, ибо он лишь сегмент, часть.
Мы отделили интеллект от чувства и развили интеллект за счет чувства. Мы подобны трехногому объекту, у которого одна нога намного длиннее других, и у нас нет баланса. Нас учат быть интеллектуалами; наше образование развивает ум, чтобы он был острым, хитрым, стяжательным, и поэтому он играет самую важную роль в нашей жизни. Интеллект намного больше, чем интеллект, ибо это интеграция разума и любви; но разум может быть только тогда, когда есть самопознание, глубокое понимание всего процесса себя.
Человеку, молодому или старому, необходимо жить полной, целостной жизнью, и поэтому наша главная проблема — взращивание того разума, который приносит интеграцию. Чрезмерный акцент на какой-либо части нашего общего устройства дает частичное и, следовательно, искаженное представление о жизни, и именно это искажение вызывает большинство наших трудностей. Любое частичное развитие всего нашего темперамента неизбежно будет губительным как для нас самих, так и для общества, и поэтому действительно очень важно, чтобы мы подходили к нашим человеческим проблемам с целостной точки зрения.
Быть целостным человеком означает понимать весь процесс собственного сознания, как скрытого, так и открытого. Это невозможно, если мы уделяем чрезмерное внимание интеллекту. Мы придаем большое значение развитию ума, но внутренне мы несовершенны, бедны и сбиты с толку. Эта жизнь в интеллекте есть путь распада; ибо идеи, как и верования, никогда не могут объединить людей, кроме как в конфликтующие группы.
Пока мы зависим от мысли как средства интеграции, должна быть дезинтеграция; а понять дезинтегрирующее действие мысли — значит осознать пути своего «я», пути собственного желания. Мы должны осознавать свою обусловленность и ее реакции, как коллективные, так и личные. Только когда человек полностью осознает деятельность своего «я» с его противоречивыми желаниями и стремлениями, его надеждами и страхами, появляется возможность выйти за пределы «я».
Только любовь и правильное мышление произведут настоящую революцию, революцию внутри нас самих. Но как нам иметь любовь? Не через стремление к идеалу любви, а только тогда, когда нет ненависти, когда нет жадности, когда приходит конец самоощущению, являющемуся причиной антагонизма. Человек, увлеченный эксплуатацией, жадностью, завистью, никогда не сможет любить.
Без любви и правильного мышления угнетение и жестокость будут только возрастать. Проблема антагонизма человека к человеку может быть решена не стремлением к идеалу мира, а пониманием причин войны, которые лежат в нашем отношении к жизни, к нашим ближним; и это понимание может прийти только через правильное образование. Без изменения сердца, без доброй воли, без внутренней трансформации, рожденной самосознанием, не может быть ни мира, ни счастья для человека.
«Будь светом для себя» — 3 основных пункта самопознания. | Николас Руфино душ Сантуш
В отличие от здравого смысла, самопознание служит не только для достижения качества жизни, но и для понимания конфликтов всего человечества.
Джидду Кришнамурти (Источник)«Вы должны быть светом для себя. Не свет психолога, профессора, Иисуса, Будды или доброго сердца. Вы должны быть светом для себя в мире, который становится совершенно темным». Это были слова человека по имени Джидду Кришнамурти, которого, помимо других вопросов, касающихся качества жизни, таких как счастье, одиночество и отношения, заботило самопознание.
Исходя из идеи Гераклита Эфесского о том, что «все люди могут познать себя и мыслить здраво», есть некоторые существенные моменты, с которых философия обращается, чтобы начать развитие самопознания.
Хотя одна из его самых известных фраз состоит в том, что «приспособление к глубоко больному обществу не является мерилом здоровья», Кришнамурти много продвинулся в исследованиях предметов, имеющих отношение к человечеству, и одно из них — само- знание. В отличие от здравого смысла, самопознание служит не только для получения качества жизни, но и для понимания постоянных конфликтов всего человечества:
«Самопознание — начало мудрости. В самопознании заключается вся вселенная, оно заключает в себе все конфликты человечества».
Кришнамурти сказал, что «Истина — это бездорожная земля», что Истина внутри вас, вашей души, а не в книге, догме или каких-либо системах убеждений. «Почему вы хотите изучать книги, а не изучать жизнь?» — спросил он. Нельзя сказать, что системы, методы и догмы не важны. Ясно, что они. Они имеют функцию заполнения определенного пространства в жизни человека, но наша жизнь состоит из других пространств, и одно из них можно заполнить только самим собой через самопознание. Это ваша ответственность.
Согласно Джидду Кришнамурти, развитие самопознания не зависит от какого-либо внешнего авторитета, гуру или лидера:
«Обретение самосознания — трудная задача, и поскольку большинство из нас предпочитает легкий, иллюзорный путь , мы создаем власть, чтобы формировать и моделировать нашу жизнь. Этот авторитет может быть коллективным, государством или личным, Мастером, спасителем, гуру. Всякая власть слепа, она порождает безрассудство».
Интуиция Кришнамурти состоит в том, что человек может установить свою уникальность посредством встречи с Истиной, но «Истина — бездорожье», она становится недоступной другими методами или заранее установленными системами. Истину нельзя найти ни в одной организации или системе верований, потому что «Истина не является фиксированной точкой», — сказал он. У нас возникает потребность развивать самопознание из самих себя, а не из внешних авторитетов.
Брюс Ли, мой главный герой в предыдущей статье, на которого сильно повлияли мысли Джидду Кришнамурти, понял, что, хотя мы «больше уверены в том, что копируем, чем в том, что создаем», необходимо понимать тот факт, что внешней помощи нет, но вы помогаете себе, улучшаете самообладание и следуете своему собственному направлению.
Брюс добавляет следующие два пункта:
» У большинства из нас есть сильное желание видеть себя инструментами в руках других и, таким образом, освобождать себя от ответственности за действия, которые стимулируются наши собственные склонности и сомнительные импульсы».
“ Мы больше уверены в том , что копируем , чем в том , что создали . Мы не можем создать чувство абсолютной безопасности в отношении всего, что уходит своими корнями в нас самих».
Для Брюса первым шагом к изменению личности является понимание того, какие мы есть сегодня, в конце концов, «чтобы стать другими, мы должны иметь определенное осознание того, кто мы есть». Для него путь самопознания и самосознания идут рука об руку, однако «путь самопознания самый трудный».
Кришнамурти сказал, что самопознание следует рассматривать как непрерывный и бесконечный процесс, а не как фиксированную и конечную цель:
«Самопознание не является самоцелью. Есть ли исток у реки? Каждая капля воды создает реку от начала до конца».
Он также сказал, что самопознание не следует рассматривать как результат, который должен быть достигнут, как цель, ибо «самопознанию нет конца, ибо это постоянный процесс понимания».
«Понимание всего процесса самого себя требует постоянной бдительности, осознанности в действии отношений. Должен быть постоянный взгляд на каждое происшествие, без выбора, без осуждения или принятия, с некоторым чувством бесстрастия, чтобы раскрывалась истина каждого происшествия, но это самопознание не есть результат, конец, нет конца самопознанию, это постоянный процесс понимания».
Кришнамурти понял, что самопознание отличается от самосовершенствования. Самопознание требует наблюдения без осуждения или принятия, а самосовершенствование предполагает осуждение и получение результатов.
Брюс Ли тоже так видел. Он считал, что Истина не в стилях или методах боя, а в каждом из них. Вот почему в свои знаменитые 1971 интервью, «Потерянное интервью», на шоу Пьера Бертона, он говорит:
Зеркало самопознания. (Источник)Я больше не верю в стили, я имею в виду, что я не верю в такие вещи, как китайский способ боя или японский способ боя. (…) Стили тяготеют только к отдельному человеку, потому что у них есть свои учения, и учение стало евангельской истиной, которую нельзя изменить. Но если у вас нет стиля, если вы говорите: «Ну, вот я как человек, как я могу выразить себя целиком и полностью?» Теперь таким образом вы не создадите стиль, потому что стиль — это кристаллизация, таким образом, это процесс постоянного роста».
Во-первых, мы должны помнить, что я говорю не только о любовных отношениях, потому что все в жизни является отношениями. Кришнамурти понимал, что «нет ничего живого на Земле, что не было бы связано ни с тем, ни с другим». Мы постоянно взаимодействуем с людьми, окружающей средой, объектами и т. д.
Кришнамурти понимал, что сама функция отношений состоит в том, чтобы «выявить состояние благополучия», и что отношения «являются процессом самораскрытия, самопознание»:
«Вся жизнь — это движение отношений. На Земле нет ничего живого, что не имело бы отношения ни к тому, ни к другому. Даже отшельник, человек, отправляющийся в уединенное место, связан со своим прошлым, связан с окружающими. От отношений никуда не деться».
«Самопознание возникает, когда мы осознаем себя в отношениях, которые показывают, кем мы являемся от момента к моменту. Отношения — это зеркало, в котором мы видим себя такими, какие мы есть на самом деле».
Но почему Кришнамурти сравнивает отношения с зеркалом? Потому что именно в зеркале отношений выделяются наши несовершенства, и это позволяет нам без искажений увидеть то, что существует на самом деле. Понимание того, что существует, т. е. восприятие — среди прочих свойств личности — наших недостатков, требует огромной способности к восприятию и распознаванию, и это первый шаг в знании того, как обращаться с собой. Наши тревоги, страхи и неуверенность проявляются в зеркале отношений, и восприятие этих атрибутов личности — свойств, которые нам часто не нравятся, — проявляется, когда мы находимся в процессе отношений с другим человеком, и из самосознания приходит самопознание. .
Из наблюдения за своими мыслями, реакциями, чувствами у нас есть возможность узнать, кто мы есть, и это происходит только в процессе взаимоотношений. И из этого восприятия будет рождаться самопознание.
Таким образом, если необходимо развивать мудрость, чтобы обращаться с собой, еще более необходимо и трудно иметь терпение и здравый смысл, чтобы иметь дело с другими. Поэтому отношения — отличный источник самопознания.
Это самопознание, основанное на отношениях, постоянно развивается и подразумевает осознание того, как мы реагируем на ситуации, которые нам выставляет жизнь, а это возможно только через отношения, ведь жить — значит относиться.
Просто в отношениях есть возможность развить осознание себя в действии. «Вы можете оказаться не изолированными, а связанными — с обществом, своим супругом, своим братом и т. д.», — сказал Кришнамурти.
Брюс Ли понимал, что зрелость приходит с самопознанием, поскольку «это восприятие того, что внутри нас». Он также дополняет:
«Отношения — это понимание. Это процесс самораскрытия. Отношения — это зеркало, в котором ты открываешь себя»
Самопознание развивается из зеркала взаимоотношений. Жить — значит общаться. В изоляции нет самопознания. Познать другого — значит познать себя.
«В конце концов, познание себя — это наблюдение за своим поведением, своими словами, тем, что вы делаете в своих повседневных отношениях, вот и все».
Развитие самопознания требует восприятия собственных дефектов и несовершенств, а это очень сложно, потому что эти характеристики проявляются только во взаимоотношениях.
Однако самопознание позволяет нам более твердо стоять на земле, иметь личную безопасность, самообладание и мыслить правильно и разумно перед лицом ситуаций. Это симптомы самопознания.
Это не значит, что мы больше не будем совершать ошибок. Это также не означает, что мы больше не сталкиваемся с трудностями и что другие не будут пытаться достучаться до нас. Однако, как говорит Сенека: «Неуязвимо не то, что не получает удара, а то, что не терпит вреда».
Самопознание зависит от восприятия самих себя, а это требует чувствительности. Чувствительность ко всему и всем, лишенная размышлений и суждений. Речь идет о том, чтобы просто замечать наши характеристики, не пытаясь их изменить. И именно благодаря тому, что мы воспринимаем себя через нашу чувствительность, у нас есть шанс по-другому поступить не только с собой, но и с людьми, с которыми мы общаемся.
У Medium есть программа под названием Medium Partner Program, которая платит авторам в соответствии с доступом к текстам. Но, к сожалению, Medium платит только тем авторам, которые проживают в развитых странах, за исключением Бразилии. Я бразилец и живу в Бразилии, так что я не зарабатываю на этом деньги.