Психические процессы состояния свойства: Обществознание 5.6

52. Понятие психики. Психические процессы, свойства и состояния

52. Понятие психики. Психические процессы, свойства и состояния.

Психика человека – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Основными функциями психики человека являются следующие: регуля-тивная, коммуникативная, когнитивная или познавательная

Коммуникативная – обеспечивает возможность общения людей друг с другом.

Познавательная – позволяет человеку познавать окружающий внешний мир.

Регулятивная функция обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения.

Иными словами, психика человека дает возможность ему выступать в качестве субъекта труда, общения и познания.

Физиологическим носителем психики человека является его нервная система. Психика является свойством мозга. Связь центра мозга с внешней средой осуществляется при помощи нервных клеток и рецепторов.

Однако психические явления нельзя сводить к нервно-физиологическим процессам. Психическое имеет свою специфику. Нервно-физиологические процессы – субстрат, носитель психического. Отношение психического и нервно-физиологического есть отношение сигнала как информации и сигнала как носителя информации.

В современной психологической литературе выделяют четыре основные вида психических явлений, это: психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования.

Психические процессы – это основной способ существования психиче-ского. Они обеспечивают первичное отражение и осознание человеком окру-жающей действительности, являются предельно пластичными и динамичными, имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Исходя из функциональной необходимости обеспечения деятельности человека, выделяют познавательные, эмоциональные

и волевые процессы.

Психические процессы – это те «кирпичики» (или элементы), из которых состоит процесс психического отражения или процесс функционирования психики человека.

Психические состояния – это целостная характеристика психической активности людей в определенных условиях, при выполнении ими конкретных задач. Каждый компонент психики (познавательный, эмоциональный, волевой) по-разному представлен в том или ином состоянии. Свое название «психическое состояние» получает от ведущего компонента: познавательное состояние (размышление, сосредоточенность и т.д.), эмоциональное (радость, печаль и т.д.), волевое (решительность, настойчивость и т.д.). Можно сказать, что собственно жизнь человека и есть смена одного состояния другим.

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. Психические свойства выступают в виде системных качеств человека, они формируются и проявляют себя в деятельности.

К психическим свойствам человека относятся: направленности («Что хочет человек?»), способности («Что может человек?»), темперамент и характер («Как проявляется человек?»).

Психические процессы свойства и состояния

Похожие презентации:

Психические свойства личности

Психические свойства. Тема 7

Психические свойства личности

Психологические свойства и состояния человека, их учет при организации педагогического процесса

Индивидуально — психологические свойства личности

Психические свойства. Направленность. Темперамент и характер

Психические свойства личности

Психические свойства личности

Психические процессы, свойства, состояния

Темперамент. Характеристики темпераментов

1. Психические процессы свойства и состояния

2. Психические явления

ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ —
любые проявления психики человека.
Все психические явления по их длительности
можно разделить на 3 группы:
психические процессы;
психические состояния;
психические свойства.

3. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Психические процессы – отдельные целостные акты
отражательно-регуляционной деятельности. Каждый
психический процесс имеет свой объект отражения,
свою регуляционную специфику и свои
закономерности.

4. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Психические процессы – активное взаимодействие
субъекта с объектом отражения, система
специфических действий, направленных на его
познание и взаимодействие с ним.
Психические процессы представляют собой исходную
группу психических явлений: на их основе
формируются психические образы.

5. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

6. ПСИХИЧЕСКИК СОСТОЯНИЯ

Психическое состояние – это отражение
личностью ситуации в виде устойчивого
целостного синдрома (совокупности) в динамике
психической деятельности, выражающегося в
единстве поведения и переживания в пределах
определенного временного промежутка.

7. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Таким образом, психические состояния — это
результат взаимодействия психики конкретной
личности с теми или иными явлениями
действительности, вызвавшими у данного субъекта
определенное отношение.

8. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

9. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Понятие «психическое свойство» указывает на
устойчивость проявлений психики индивида, их
закрепленность и повторяемость в структуре его
личности. Таким образом, психические свойства
личности – это типичные для данного человека
особенности его психики.

10. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

К психическим свойствам личности относятся:
1) темперамент;
2) направленность;
3) способности;
4) характер;

11. ТЕМПЕРАМЕНТЫ

12. САНГВИНИК

Это человек весьма веселого нрава. Он представляется
оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником,
балагуром. Сангвиник быстро воспламеняется, но столь
же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем
ещё недавно очень его волновало и притягивало к себе.
Он много обещает, но не всегда сдерживает свои
обещания, легко и с удовольствием вступает в контакты
с незнакомыми людьми, является хорошим
собеседником. Его отличает доброта, готовность
прийти на помощь. Напряженная умственная и
физическая работа быстро утомляет. Сангвиник очень
активен, энергичен, у него живые движения, богатая
мимика. При неблагоприятных условиях и отсутствии
воспитания у сангвиника могут развиваться
поспешность, легкомыслие к поступкам,
невнимательность.

13. МЕЛАНХОЛИК

Человек с меланхолическим
темпераментом обычно живет сложной и
напряженной внутренней жизнью, придаёт
большое значение всему, что касается,
обладает повышенной тревожностью и
ранимой душой. Меланхолик почти всегда
человек сдержанный и слов на ветер не
бросает. Когда он не может выполнить
обещанное, то искренне страдает, даже
если знает, что от него ничего не зависело.

14. ХОЛЕРИК

Такой человек обычно очень вспыльчив,
горяч и несдержан. Вместе с тем холерик
быстро остывает и успокаивается, если ему
уступают и идут на встречу. Его душевные
движения порывисты, но
непродолжительны, настроение часто
меняется.

15. ФЛЕГМАТИК

Обладатель этого темперамента
хладнокровен. Он больше склонен к
бездеятельности, чем к напряженной,
активной работе. Такой человек медленно
приходит в состояние возбуждения, но и
успокаивается постепенно. Мимика и
движения флегматика невыразительны и
медлительны.
В жизни редко приходится встречать
«стопроцентных» флегматиков или
сангвиников, так как большинство людей
соединяют в себе черты разных
темпераментов.

English     Русский Правила

Понимание общества: квантовые психические процессы?

Одним из приятных аспектов долгой карьеры в философии является случайный опыт подлинно нового подхода к знакомым проблемам. Иногда сначала реагируют скептически — «это безумная идея!».

И иногда подход оказывается многообещающим. У меня был такой опыт перехода от глубоких сомнений к признательности несколько раз за эти годы, и это воодушевляющий опыт обучения. (Совсем недавно я продвинулся в этом направлении в отношении некоторых идей сборка и акторно-сетевая теория, выдвинутая такими мыслителями, как Бруно Латур; ссылка, ссылка.)

Я испытываю неожиданный диссонанс, когда начинаю читать книгу Александра Вендта «Квантовый разум и социальные науки: объединение физической и социальной онтологии». В книге Вендта рассматриваются многие вопросы, над которыми философы социальных наук бились десятилетиями. Но Вендт предлагает фундаментальный поворот в том, как мы думаем об отношениях между гуманитарными науками и миром природы. Он предполагает, что формирующаяся парадигма исследования сознания, предложенная Джузеппи Витиелло, Джоном Эклзом, Роджером Пенроузом, Генри Стэппом и другими, может также иметь важное значение для нашего понимания социального мира. Это область «квантовой нейропсихологии» — свода теорий, утверждающих, что загадки, связанные с проблемой разума и тела, могут быть решены путем изучения работы квантового поведения в центральной нервной системе.

Я еще не уверен, в какую категорию отнести идею квантового сознания, но она достаточно интересна, чтобы продолжить.

Знакомая проблема в этом случае — отношение между ментальным и физическим. Как и все физикалисты, я исхожу из предположения, что ментальные явления воплощены в физической инфраструктуре центральной нервной системы и что центральная нервная система работает в соответствии с известными принципами электрохимии. Мысль и сознание в некотором роде являются «эмерджентным» результатом работы сложной физической структуры мозга (в безопасном и ограниченном смысле эмерджентности). Новый подход заключается в идее, что каким-то образом квантовая физика может сыграть в этой теме совершенно иную роль, чем предполагалось ранее. Теоретики в области квантового сознания предполагают, что, возможно, специфические характеристики квантовых событий на субатомном уровне (например, квантовая случайность, комплементарность, запутанность) достаточно близки к действию нейронных сетей, что они служат для создания совершенно иной нейронной структуры.

свойства от тех, которые ожидаются с точки зрения классической физики мозга. (Эта идея не совсем нова; когда я был студентом в 19В 60-е годы иногда предполагалось, что свобода воли возможна из-за неопределенности, создаваемой квантовой физикой. Но это была не очень убедительная идея.)

Дальнейший вклад Вендта состоит в том, чтобы погрузиться в часть этой работы, а затем сформулировать вопрос о том, как эти точки зрения на интенциональность и менталитет могут повлиять на ключевые темы в философии общества. Например, как выглядят давние концепции структуры и действия, если мы начнем с квантовой точки зрения на ментальную деятельность?

Хорошим местом для начала подготовки к чтению книги Вендта является превосходная статья Харальда Атманшпахера в Stanford Encyclopedia of Philosophy (ссылка). Атманшпахер разделяет свое рассмотрение на три большие области применения квантовой физики к проблеме сознания: метафорические применения концепций квантовой физики; приложения современного состояния знаний в квантовой физике; и приложения возможных будущих достижений в области знаний в квантовой физике.

Среди этих подходов [статус-кво] один с самой длинной историей был инициирован фон Нейманом в 1930-х годах… Его можно грубо охарактеризовать как предложение рассматривать преднамеренные сознательные действия как неотъемлемо коррелирующие с редукциями физического состояния. (13)

Снижение физического состояния — это событие, которое происходит, когда поле квантовой вероятности превращается в дискретную частицу или событие после измерения. Некоторые теоретики (например, Генри Стэпп) предполагают, что сознательное человеческое намерение может влиять на уменьшение физического состояния — таким образом, «ментальное» событие вызывает «физическое» событие. И некоторый процесс в этом направлении применяется к «активации» нейронной сборки:

Активация сборки нейронов необходима для того, чтобы закодированное содержимое стало доступным для сознания. Считается, что эта активация инициируется внешними раздражителями. Если сборка не активирована, ее содержимое остается бессознательным, недоступной памятью. (20)

Также представляет интерес в отчете Атманшпахера идея возникновения: возникают ли ментальные явления из физических явлений и в каком смысле? Атманшпахер дает ясное, но строгое определение эмерджентности и рассматривает вопрос о том, эмерджентны ли ментальные явления в этом смысле:

Психические состояния и/или свойства можно считать эмерджентными, если материальный мозг не является необходимым или недостаточным для их изучения и понимания. (6)

Это очень специфическая сильная концепция; он указывает, что материальных фактов недостаточно для объяснения «возникающих» психических свойств. Это подразумевает, что нам необходимо знать некоторые дополнительные факты помимо фактов о материальном мозге, чтобы объяснить ментальные состояния; и естественно спросить, какова может быть природа этих дополнительных фактов.

25 таких частиц поведение шара безопасно классическое. Особенности квантового уровня размываются для систем с кратным числом частиц Авогадро благодаря надежной работе статистической механики. И интуиция большинства людей, знакомых с физикой, подсказывает им, что нейроны подвержены такой же независимости; масштаб активности нейрона (как пространственный, так и временной) на порядки слишком велик, чтобы отражать квантовые эффекты. (Прости, кот Шрёдингера!)

Чарльз Сейф сообщает о серии фундаментальных физических вычислений, проведенных Максом Тегмарком, чтобы продемонстрировать это в недавней статье в журнале Science Magazine «Холодные числа уничтожают квантовый разум» (ссылка). Анализ Тегмарка сосредоточен на предположениях Пенроуза и других о возможном квантовом поведении «микротрубочек». Тегмарк стремится продемонстрировать, что временные и пространственные масштабы квантовых эффектов слишком малы на порядки, чтобы объяснить нейронные механизмы, которые можно наблюдать (ссылка). Вот реферат Тегмарка: 9−1 с), как при регулярном срабатывании нейронов, так и при кинк-подобных поляризационных возбуждениях в микротрубочках. Этот вывод противоречит предположениям Пенроуза и других о том, что мозг действует как квантовый компьютер и что квантовая когерентность фундаментальным образом связана с сознанием. (ссылка)

Я благодарен Атманшпахеру за столь ясное и логичное изложение некоторых основных идей квантового сознания; но я продолжаю относиться к этому скептически. В этой области есть риск поддаться искушению безграничных спекуляций: «Может быть, если бы X могли влиять на Y, тогда мы могли бы объяснить Z», не зная, как X, Y и Z связаны причинно-следственными путями. И поле иногда кажется жертвой этого импульса: «Если бы квантовые события были частично ментальными, то, возможно, ментальные события могли бы влиять на квантовые состояния (и оттуда влиять на макромасштабные эффекты)».

В следующем посте я подробно рассмотрю, что Алекс Вендт делает из этого свода теорий применительно к уровню социального поведения и структуры.

Умственная обработка непрерывна, а не как компьютер

Теория о том, что разум работает как компьютер, в ряд отдельных этапов, была важным шагом в когнитивной науке, но она изжила себя, заключает новый Корнельский университет. изучать. Наоборот, разум следует рассматривать скорее как работающий так же, как и биологические организмы: как динамический континуум, переливающийся сквозь оттенки серого.

В новом исследовании, опубликованном на этой неделе в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (27 июня — 1 июля), Майкл Спайви, психолингвист и доцент психологии Корнеллского университета, отслеживал движения мыши студентов бакалавриата во время работы в компьютер. Полученные данные убедительно доказывают, что понимание языка является непрерывным процессом.

«На протяжении десятилетий когнитивные и нейрофизиологические науки рассматривали психические процессы так, как если бы они включали передачу дискретных пакетов информации в строго прямой связи от одного когнитивного модуля к другому или в виде цепочки отдельных двоичных символов — как цифровой компьютер, — сказал Спайви. «Однако в последнее время все больше исследований, таких как наше, поддерживают динамические системные подходы к разуму. В этой модели восприятие и познание математически описываются как непрерывная траектория через многомерное ментальное пространство; нейронная активация паттерны перетекают туда и обратно, создавая нелинейные, самоорганизующиеся, возникающие свойства — как в биологическом организме».

В своем исследовании 42 студента слушали инструкции щелкать изображения различных объектов на экране компьютера. Когда студенты слышали слово, такое как «свеча», и им предъявлялись две картинки, названия которых не были похожи друг на друга, например, свеча и куртка, траектории их движений мыши были совершенно прямыми и направлялись прямо к свече. Но когда ученики услышали слово «свеча» и им представили две картинки с похожими по звучанию названиями, например, свеча и конфета, они медленнее нажимали на правильный объект, а траектории движения их мыши были гораздо более искривленными. Спайви сказал, что слушатели начали обрабатывать услышанное еще до того, как было произнесено все слово.

«Когда возникала двусмысленность, участники ненадолго не знали, какая картинка правильная, и поэтому несколько десятков миллисекунд находились одновременно в нескольких состояниях. Они не доходили до одной картинки, а потом корректировали свое движение если они понимали, что были неправы, но вместо этого они путешествовали по промежуточной серой зоне», — объяснил Спайви. «Степень кривизны траектории показывает, насколько другой объект конкурирует за их интерпретацию; кривая показывает непрерывную конкуренцию. динамическая система».

Компьютерная метафора описывает познание как находящееся в определенном дискретном состоянии, например, «включено или выключено», или в значениях нуля или единицы, и в статическом состоянии до движения вперед. Если была двусмысленность, модель предполагала, что разум торопится перейти к тому или иному состоянию, и если он понимает, что ошибся, то вносит поправку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *