Психические процессы определение: Психические процессы | это… Что такое Психические процессы?

Содержание

В.В. Петухов. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов: Psychology OnLine.Net

В.В. Петухов. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов
Добавлено Psychology OnLine.Net
10.05.2006 (Правка 8.01.2010)

Научное познание души, которое предполагает разделение ее на части, начинается, как известно, еще от Аристотеля. Эти части суть, по Аристотелю, «способности души», называют сегодня психическими, или познавательными процессами. Действительно, Аристотеля справедливо считают античным предшественником когнитивной психологии, поскольку в данном направлении принято различать познавательную и мотивационную (эмоционально-волевую) сферы и исследовать только процессы познания. Впрочем, сегодня далеко не все когнитивные психологи придерживаются этого различения так же последовательно, как, например, Джеймс Гибсон при изучении восприятия и Жан Пиаже — мышления (интеллекта). Все, что приводит субъекта в движение, как бы выносится ими за скобки для более глубокого анализа собственно познания реальности — чувственного и рационального представления о ней.

Классификация психических — в том числе познавательных — процессов была и остается проблемой. Так, в большинстве учебников по общей психологии для педагогических институтов память относят к познавательным процессам, а, скажем, внимание — нет. Что касается памяти, то, по-видимому, ее связь с познанием суть старинная дань учению Платона: поскольку идеи бессмертны, постольку акты познания, понимания сущности вещей есть воспоминание о вечном. Внимание же рассматривают как необходимую характеристику любой деятельности, что несомненно так, однако то же справедливо и для памяти или, скажем, воображения.

Конечно, всякое разделение психических процессов условно: в реальной жизни они взаимосвязаны. И все же, не нарушая сложившейся традиции изложения учебного материала, предложим выделять две группы психических процессов, различив их по следующему основанию. Это — специфическое (или неспецифическое

) отношение процессов к собственно познавательной сфере. Так, с одной стороны, к специфическим, или собственно познавательным процессам, к познанию в точном смысле слова, следует отнести ощущение, восприятие и мышление. Действительно, результатом этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное либо с помощью органов чувств (ощущение, восприятие), либо рационально (мышление). С другой стороны, существуют неспецифические, т.е. имеющие отношение не только к познанию и, тем самым, универсальные психические процессы — память, внимание и воображение. Их называют также «сквозными»1 — в том смысле, что они проходят как бы сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление, в том числе являются необходимыми условиями познания, но не сводятся к нему. Благодаря универсальным психическим процессам познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство своего Я во времени: память позволяет ему удерживать
прошлый
опыт, внимание — извлекать актуальный (настоящий), воображение — прогнозировать будущий, а вместе — содержать его в сознании.

Обратимся к процессам первой группы и рассмотрим каждый из них более подробно. В общей психологии принято гносеологическое различение чувственного и рационального познания, причем напомним, что именно ощущение выделялось как объективный элемент сознания в первых проектах экспериментальной науки. Отметим, во-первых, что ощущения как отражения отдельных свойств объектов характеризуются тем или иным качеством — цветом, звуком, запахом, вкусом и т.д. (а нередко и именуются сенсорными качествами). Во-вторых, они обладают определенной

интенсивностью, т.е. количественной характеристикой, скажем, яркостью цвета, громкостью звука, а если это так, то ощущения в принципе можно измерять. Точнее, их интенсивность можно соотносить с интенсивностью тех раздражителей, которыми они вызываются. При этом заметим, что область раздражителей, воспринимаемых органами чувств, ограничена, и ее пределы называются абсолютными порогами чувствительности. С установления функциональной связи между областью воспринимаемых раздражителей и областью соответствующих им ощущений началось особое направление в экспериментальной психологии, основанное еще в прошлом веке Густавом Фехнером и называемое психофизикой. И наконец, в-третьих, ощущения характеризуются пространственно-временной протяженностью, или, другими словами, они взаимодействуют в пространстве и времени, что порождает ряд феноменов. Так, взаимодействие ощущений в пространстве проявляется в феноменах контраста — яркостного (когда на границе черного и белого цветов интенсивность соответствующих ощущений повышается) и цветового. Протекание же ощущений во времени связано с феноменом адаптации — изменения (понижения или повышения) чувствительности при постоянном действии раздражителя.

Восприятие как процесс чувственного познания реальности есть отражение предметов в форме их индивидуально-конкретных образов. Образ восприятия также обладает рядом характеристик. К первой из них относят наличие сенсорных качеств, причем различных и часто сразу нескольких по своей модальности, отчего образ называют полимодальным. Впрочем, перцептивный образ не сводится к сумме своих сенсорных качеств, и второй, основной его характеристикой является целостность. Эта характеристика образа была раскрыта и подробно исследована в гештальт-психологии: как известно, гештальт и есть целостная форма, структура, обладающая особым качеством по сравнению с суммой своих частей, которая выступает в восприятии как фигура на том или ином фоне. Заметим, что именно целостный образ (а не отдельное ощущение) считается сегодня единицей чувственного познания, т.е. сенсорно-перцептивных процессов. Третья характеристика образа, причем именно как фигуры на фоне — его

константность, т.е. относительное постоянство видимого образа, или его тенденция к сохранению истинных свойств отражаемого объекта, например величины, формы и др. Для того, чтобы убедиться в феномене константности, необходимо сравнить, скажем, воспринимаемую величину объекта, наблюдаемого на определенном расстоянии, с тем, каким он должен был бы видеться на этом расстоянии в точном соответствии с размером его проекции на чувствительной поверхности глаза. Если бы константность отсутствовала, то воспринимаемая и «проекционная» величины были бы одинаковы, однако реально видимая величина несколько больше, т.
е. объект как бы приближен к наблюдателю. Тем самым величина перцептивного образа сохраняется относительно независимой от расстояния до объекта, форма — от угла его поворота по отношению к наблюдателю, а, скажем, яркость (или цвет) — от характера освещения. Четвертой характеристикой образа является его предметность, которая обычно связывается с человеческим, общественно-историческим опытом. Действительно, перцептивный образ выступает для человека не только как условная целосная фигура, наделенная сенсорными качествами, но как имеющий определенное предметное содержание. Однако в обычных условиях исследовать порождение этого содержания достаточно трудно, и поэтому в экспериментах привлекаются специальные устройства, искажающие привычные условия наблюдения, что позволяет изучать актуальное развитие предметности восприятия. Завершающим, пятым, свойством образа назовем его
индивидуальный характер
, именуемый также установкой в восприятии. Если предметность восприятия связана с присвоением культурного опыта человечества, то индивидуальность, или установка, выражает собственный прошлый опыт каждого человека и проявляется, например, при восприятии неоднозначных изображений.

Рациональной формой познания реальности является мышление, определение которого можно получить, обратившись к свойствам его основной единицы — понятия. Во-первых, всякое понятие (по сравнению с индивидуально-конкретным перцептивным образом) есть обобщение того или иного класса объектов. Во-вторых, для порождения понятия необходимы специальные средства: в отличие, например, от ощущения твердости или мягкости (скажем, кусочка мела), для которого вполне достаточно соответствующего органа чувств, понятие твердости-мягкости можно сформировать, лишь отражая отношения между предметами (скажем, мела и доски), один из которых является объектом познания, а другой — средством. Впрочем, как правило, средства развитого мышления вообще выходят за пределы восприятия, являются логическими формами адекватного рассуждения. С этим связано то, что, в-третьих, в содержании понятия отражаются не детально-конкретные, но

существенные, абстрактные свойства предметов и явлений, подчас недоступные непосредственному чувственному наблюдению. Таким образом, мышление в широком смысле следует определить как обобщенное и опосредствованное познание субъектом существенных свойств и отношений реальности.

Попытаемся определить мышление в узком смысле — как предмет эмпирического изучения в психологии. Как известно, первые экспериментаторы в этой области, исследователи Вюрцбургской школы, возглавляемой Отто Кюльпе, связывали специфику мышления (в его отличии от восприятия) с постановкой вопроса, или понятием

задачи. Тем самым мышление в узком смысле есть решение задачи. Однако оба ключевые слова следует уточнить. Так, во-первых, термин «решение» можно понимать двояко: как полученный результат (англ. — solution) и как процесс его достижения (solving). Психолог принимает последнее значение, определяя мышление как процесс решения задачи (хотя нередко судит о нем по результату). Во-вторых, требует разъяснения и понятие задачи, в котором, с опорой на исследования гештальтпсихологов, следует выделять объективную и субъективную (психологическую) структуру. Так, объективно задача включает в себя определенное требование и условия, в которых оно должно быть выполнено, а психологически, соответственно, — поставленную (четко или нет) цель и наличие (или отсутствие) средств ее достижения. Если требование неясно субъекту, т.е. цель не может быть сразу поставлена четко, то необходим процесс преобразования объективного требования в субъективную цель (це-леобразования), и тогда в определение мышления должен войти не только процесс решения задачи, но и самой постановки, принятия ее субъектом. То же касается и средств: если таковые уже имеются в условиях (в том числе — в прошлом опыте субъекта), то мышление будет лишь репродуктивным (алгоритмическим), напоминающим умственный навык, а если нет, то необходим процесс поиска, создания средств, и мышление станет продуктивным (эвристическим). При этом сама задача становится для субъекта
творческой
, и именно она прежде всего привлекает современных исследователей. Суммируя сказанное, мы получаем: мышление — это процесс постановки и решения субъектом творческих задач.

Обратимся теперь к определениям универсальных («сквозных») психических процессов — памяти, внимания, воображения. В данном томе эти определения будут краткими, но принципиально указана их взаимосвязь. Так, определение памяти включает в себя три ключевых слова: это — запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Конечно, каждое из этих слов может быть названием группы процессов. В зависимости от запоминаемого материала «синонимами» запечат-ления могут стать заучивание (скажем, определенного текста или списка слов) или формирование (двигательного навыка). Рядом с процессом сохранения следует поставить альтернативный ему и не менее важный — забывание. В группу же процессов воспроизведения (по которому, собственно, и судят о феномене памяти) могут войти такие методические приемы, как воспроизведение слов в предъявленном порядке, свободное припоминание, изложение материала, узнавание и, наконец, повторное заучивание (которое по времени или количеству необходимых проб оказывается меньше, чем первоначальное).

Внимание — это процесс отбора материала и сосредоточения на нем; здесь ключевых слов — два. Термин «отбор» в отечественной психологии нередко понимают как «направленность», а в мировой когнитивной психологии заменяют словом «селекция», отдавая дань тому, что первые модели внимания строились с опорой на метафору фильтра (стоящего на разных этапах переработки информации). Процесс же сосредоточенности сегодня понимают как удержание материала в сознании или как регулярное слежение (мониторинг) за текущим информативным потоком. Особо подчеркнем связь ключевых слов в определениях памяти и внимания: поскольку запечатлеть весь предъявляемый материал бывает практически невозможно, процесс отбора неизбежно присутствует уже на этом этапе, а для того, чтобы сохранить и затем воспроизвести материал, необходимо какое-то время быть на нем сосредоточенным, работать с ним, удерживать его в сознании.

Для определения воображения нам потребуется лишь одно ключевое слово: это — преобразование реальности или представления о ней. Понятно, что это преобразование обычно связывается с предвосхищением, прогнозированием будущего результата планируемого и выполняемого действия. Очевидны связи воображения с процессами внимания, ведь преобразование материала необходимо осуществляется как при его отборе, так и сосредоточении на нем, служит условием удержания его в сознании, извлечения его новых аспектов и свойств. Особо подчеркнем непростые отношения воображения с собственно познавательными процессами. Во-первых, заметим, что корневой основой термина «воображение» является «образ», а образ, как известно, единица восприятия. Однако значения этого слова в двух данных случаях (а в английском языке и сами термины) не совпадают. Если единица (и результат) восприятия — это «percept», индивидуально-конкретное изображение объекта, то воображения — имидж (от англ. «image»), обобщенный образ, или образ-тип, выступающий, по существу, в функции «визуального понятия». Вместе с тем, во-вторых, воображение следует отличать от мышления так же, как наглядный обобщенный образ — от условного знака: если знак есть средство сохранения и воспроизводства знания, то имидж — это символ, способ самого представления, понимания реальности, связанный не только с познавательной, но и эмоционально-волевой сферой человека.


  1. См. ВеккерЛ.М. Психические процессы: В 3 т. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. Т. 3.

Петухов В.В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов

Общая психология. Тексты. Т. 1. Введение

Отв. ред. В.В. Петухов.

М., 2001. С. 554-559

Научное познание души, которое предполагает разделение ее на части, начинается, как известно, еще от Аристотеля. Эти части суть, по Аристотелю, «способности души», называют сегодня психическими, или познавательными процессами. Действительно, Аристотеля справедливо считают античным предшественником когнитивной психологии, поскольку в данном направлении принято различать познавательную и мотивационную (эмоционально-волевую) сферы и исследовать только процессы познания. Впрочем, сегодня далеко не все когнитивные психологи придерживаются этого различения так же последовательно, как, например, Джеймс Гибсон при изучении восприятия и Жан Пиаже — мышления (интеллекта). Все, что приводит субъекта в движение, как бы выносится ими за скобки для более глубокого анализа собственно познания реальности — чувственного и рационального представления о ней.

Классификация психических — в том числе познавательных — процессов была и остается проблемой. Так, в большинстве учебников по общей психологии для педагогических институтов память относят к познавательным процессам, а, скажем, внимание — нет. Что касается памяти, то, по-видимому, ее связь с познанием суть старинная дань учению Платона: поскольку идеи бессмертны, постольку акты познания, понимания сущности вещей есть воспоминание о вечном. Внимание же рассматривают как необходимую характеристику любой деятельности, что несомненно так, однако то же справедливо и для памяти или, скажем, воображения.

Конечно, всякое разделение психических процессов условно: в реальной жизни они взаимосвязаны. И все же, не нарушая сложившейся традиции изложения учебного материала, предложим выделять две группы психических процессов, различив их по следующему основанию. Это — специфическое (или неспецифическоеотношениепроцессов к собственно познавательной сфере. Так, с одной стороны, к специфическим, или собственно познавательным процессам, к познанию в точном смысле слова, следует отнести ощущение, восприятие и мышление. Действительно, результатом этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное либо с помощью органов чувств (ощущение, восприятие), либо рационально (мышление). С другой стороны, существуют неспецифические, т.е. имеющие отношение не только к познанию и, тем самым, универсальные психические процессы — память, внимание и воображение. Их называют также «сквозными»1 — в том смысле, что они проходят как бы сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление, в том числе являются необходимыми условиями познания, но не сводятся к нему. Благодаря универсальным психическим процессам познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство своего Я во времени: память позволяет ему удерживать прошлый опыт, внимание — извлекать актуальный (настоящий), воображение — прогнозировать будущий, а вместе — содержать его в сознании.

Обратимся к процессам первой группы и рассмотрим каждый из них более подробно. В общей психологии принято гносеологическое различение чувственного и рационального познания, причем напомним, что именно ощущение выделялось как объективный элемент сознания в первых проектах экспериментальной науки. Отметим, во-первых, что ощущения как отражения отдельных свойств объектов характеризуются тем или иным качеством — цветом, звуком, запахом, вкусом и т.д. (а нередко и именуются сенсорными качествами). Во-вторых, они обладают определенной интенсивностью, т.е. количественной характеристикой, скажем, яркостью цвета, громкостью звука, а если это так, то ощущения в принципе можно измерять. Точнее, их интенсивность можно соотносить с интенсивностью тех раздражителей, которыми они вызываются. При этом заметим, что область раздражителей, воспринимаемых органами чувств, ограничена, и ее пределы называются абсолютными порогами чувствительности. С установления функциональной связи между областью воспринимаемых раздражителей и областью соответствующих им ощущений началось особое направление в экспериментальной психологии, основанное еще в прошлом веке Густавом Фехнером и называемое психофизикой. И наконец, в-третьих, ощущения характеризуются пространственно-временной протяженностью, или, другими словами, они взаимодействуют в пространстве и времени, что порождает ряд феноменов. Так, взаимодействие ощущений в пространстве проявляется в феноменах контраста — яркостного (когда на границе черного и белого цветов интенсивность соответствующих ощущений повышается) и цветового. Протекание же ощущений во времени связано с феноменом адаптации — изменения (понижения или повышения) чувствительности при постоянном действии раздражителя.

Восприятие как процесс чувственного познания реальности есть отражение предметов в форме их индивидуально-конкретных образов. Образ восприятия также обладает рядом характеристик. К первой из них относят наличие сенсорных качеств, причем различных и часто сразу нескольких по своей модальности, отчего образ называют полимодальным. Впрочем, перцептивный образ не сводится к сумме своих сенсорных качеств, и второй, основной его характеристикой является целостность. Эта характеристика образа была раскрыта и подробно исследована в гештальт-психологии: как известно, гештальт и есть целостная форма, структура, обладающая особым качеством по сравнению с суммой своих частей, которая выступает в восприятии как фигура на том или ином фоне. Заметим, что именно целостный образ (а не отдельное ощущение) считается сегодня единицей чувственного познания, т.е. сенсорно-перцептивных процессов. Третья характеристика образа, причем именно как фигуры на фоне — его константность, т.е. относительное постоянство видимого образа, или его тенденция к сохранению истинных свойств отражаемого объекта, например величины, формы и др. Для того, чтобы убедиться в феномене константности, необходимо сравнить, скажем, воспринимаемую величину объекта, наблюдаемого на определенном расстоянии, с тем, каким он должен был бы видеться на этом расстоянии в точном соответствии с размером его проекции на чувствительной поверхности глаза. Если бы константность отсутствовала, то воспринимаемая и «проекционная» величины были бы одинаковы, однако реально видимая величина несколько больше, т. е. объект как бы приближен к наблюдателю. Тем самым величина перцептивного образа сохраняется относительно независимой от расстояния до объекта, форма — от угла его поворота по отношению к наблюдателю, а, скажем, яркость (или цвет) — от характера освещения. Четвертой характеристикой образа является его предметность, которая обычно связывается с человеческим, общественно-историческим опытом. Действительно, перцептивный образ выступает для человека не только как условная целостная фигура, наделенная сенсорными качествами, но как имеющий определенное предметное содержание. Однако в обычных условиях исследовать порождение этого содержания достаточно трудно, и поэтому в экспериментах привлекаются специальные устройства, искажающие привычные условия наблюдения, что позволяет изучать актуальное развитие предметности восприятия. Завершающим, пятым, свойством образа назовем его индивидуальный характер, именуемый также установкой в восприятии. Если предметность восприятия связана с присвоением культурного опыта человечества, то индивидуальность, или установка, выражает собственный прошлый опыт каждого человека и проявляется, например, при восприятии неоднозначных изображений.

Рациональной формой познания реальности является мышление, определение которого можно получить, обратившись к свойствам его основной единицы — понятия. Во-первых, всякое понятие (по сравнению с индивидуально-конкретным перцептивным образом) есть обобщение того или иного класса объектов. Во-вторых, для порождения понятия необходимы специальные средства: в отличие, например, от ощущения твердости или мягкости (скажем, кусочка мела), для которого вполне достаточно соответствующего органа чувств, понятие твердости-мягкости можно сформировать, лишь отражая отношения между предметами (скажем, мела и доски), один из которых является объектом познания, а другой — средством. Впрочем, как правило, средства развитого мышления вообще выходят за пределы восприятия, являются логическими формами адекватного рассуждения. С этим связано то, что, в-третьих, в содержании понятия отражаются не детально-конкретные, но существенные, абстрактные свойства предметов и явлений, подчас недоступные непосредственному чувственному наблюдению. Таким образом, мышление в широком смысле следует определить как обобщенное и опосредствованное познание субъектом существенных свойств и отношений реальности.

Попытаемся определить мышление в узком смысле — как предмет эмпирического изучения в психологии. Как известно, первые экспериментаторы в этой области, исследователи Вюрцбургской школы, возглавляемой Отто Кюльпе, связывали специфику мышления (в его отличии от восприятия) с постановкой вопроса, или понятием задачи. Тем самым мышление в узком смысле есть решение задачи. Однако оба ключевые слова следует уточнить. Так, во-первых, термин «решение» можно понимать двояко: как полученный результат (англ. — solution) и как процесс его достижения (solving). Психолог принимает последнее значение, определяя мышление как процесс решения задачи (хотя нередко судит о нем по результату). Во-вторых, требует разъяснения и понятие задачи, в котором, с опорой на исследования гештальтпсихологов, следует выделять объективную и субъективную (психологическую) структуру. Так, объективно задача включает в себя определенное требование и условия, в которых оно должно быть выполнено, а психологически, соответственно, — поставленную (четко или нет) цель и наличие (или отсутствие) средств ее достижения. Если требование неясно субъекту, т.е. цель не может быть сразу поставлена четко, то необходим процесс преобразования объективного требования в субъективную цель (це-леобразования), и тогда в определение мышления должен войти не только процесс решения задачи, но и самой постановки, принятия ее субъектом. То же касается и средств: если таковые уже имеются в условиях (в том числе — в прошлом опыте субъекта), то мышление будет лишь репродуктивным (алгоритмическим), напоминающим умственный навык, а если нет, то необходим процесс поиска, создания средств, и мышление станет продуктивным (эвристическим). При этом сама задача становится для субъекта творческой, и именно она прежде всего привлекает современных исследователей. Суммируя сказанное, мы получаем: мышление — это процесс постановки и решения субъектом творческих задач.

Обратимся теперь к определениям универсальных («сквозных») психических процессов — памяти, внимания, воображения. В данном томе эти определения будут краткими, но принципиально указана их взаимосвязь. Так, определение памяти включает в себя три ключевых слова: это — запечатление, сохранение и воспроизведениепрошлого опыта. Конечно, каждое из этих слов может быть названием группы процессов. В зависимости от запоминаемого материала «синонимами» запечат-ления могут стать заучивание (скажем, определенного текста или списка слов) или формирование (двигательного навыка). Рядом с процессом сохранения следует поставить альтернативный ему и не менее важный — забывание. В группу же процессов воспроизведения (по которому, собственно, и судят о феномене памяти) могут войти такие методические приемы, как воспроизведение слов в предъявленном порядке, свободное припоминание, изложение материала, узнавание и, наконец, повторное заучивание (которое по времени или количеству необходимых проб оказывается меньше, чем первоначальное).

Внимание — это процесс отбора материала и сосредоточения на нем; здесь ключевых слов — два. Термин «отбор» в отечественной психологии нередко понимают как «направленность», а в мировой когнитивной психологии заменяют словом «селекция», отдавая дань тому, что первые модели внимания строились с опорой на метафору фильтра (стоящего на разных этапах переработки информации). Процесс же сосредоточенности сегодня понимают как удержание материала в сознании или как регулярное слежение (мониторинг) за текущим информативным потоком. Особо подчеркнем связь ключевых слов в определениях памяти и внимания: поскольку запечатлеть весь предъявляемый материал бывает практически невозможно, процесс отбора неизбежно присутствует уже на этом этапе, а для того, чтобы сохранить и затем воспроизвести материал, необходимо какое-то время быть на нем сосредоточенным, работать с ним, удерживать его в сознании.

Для определения воображения нам потребуется лишь одно ключевое слово: это — преобразование реальности или представления о ней. Понятно, что это преобразование обычно связывается с предвосхищением, прогнозированием будущего результата планируемого и выполняемого действия. Очевидны связи воображения с процессами внимания, ведь преобразование материала необходимо осуществляется как при его отборе, так и сосредоточении на нем, служит условием удержания его в сознании, извлечения его новых аспектов и свойств. Особо подчеркнем непростые отношения воображения с собственно познавательными процессами. Во-первых, заметим, что корневой основой термина «воображение» является «образ», а образ, как известно, единица восприятия. Однако значения этого слова в двух данных случаях (а в английском языке и сами термины) не совпадают. Если единица (и результат) восприятия — это «percept», индивидуально-конкретное изображение объекта, то воображения — имидж (от англ. «image»), обобщенный образ, или образ-тип, выступающий, по существу, в функции «визуального понятия». Вместе с тем, во-вторых, воображение следует отличать от мышления так же, как наглядный обобщенный образ — от условного знака: если знак есть средство сохранения и воспроизводства знания, то имидж — это символ, способ самого представления, понимания реальности, связанный не только с познавательной, но и эмоционально-волевой сферой человека.

  1. См. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. Т. 3.

Когнитивный подход (психология): определение и примеры

Как вы думаете, что бы вы увидели, если бы могли воспроизводить свои мысли на экране? Это было бы мечтой для когнитивных психологов! Представьте, если бы психические процессы было так же легко наблюдать, как и поведение.

  • Сначала мы дадим определение когнитивному подходу.
  • Далее мы рассмотрим различные предположения когнитивного подхода.
  • Затем углубитесь в сильные и слабые стороны когнитивного подхода.
  • Рассмотрим несколько примеров когнитивного подхода из реальной жизни.
  • Наконец, мы также рассмотрим важность когнитивно-поведенческого подхода.

Психология когнитивного подхода

Рассматривая, например, психологию агрессивного поведения, психологи рассматривают только поведение в ответ на событие? А как же мысли, сопровождавшие агрессию? Одним из психологических подходов, делающих упор на внутренние психические процессы, является когнитивный подход.

Рис. 1 Когнитивный подход показывает, как внутренние процессы влияют на поведение.

Когнитивный подход в психологии фокусируется на том, как люди понимают, воспринимают, организуют и используют информацию.

Когда в начале двадцатого века в психологии доминировал бихевиоризм, акцент на наблюдаемом поведении затруднял исследование познания, что приводило к неудовлетворенности этим подходом. Это недовольство в сочетании с развитием компьютеров в 1960-х годах привело к появлению когнитивного подхода в психологии.

Изучение внутренних психических процессов

Когнитивные психологи считают, что внутренние психические процессы лежат в основе поведения, и подчеркивают ценность проведения эмпирических исследований этих трудно наблюдаемых процессов.

Внутренние психические процессы , такие как память, восприятие, рассуждение и язык, представляют собой умственную деятельность по обработке информации, влияющей на поведение.

Когнитивный подход объясняет поведение человека как подверженное в основном внутренним психическим процессам. Используя когнитивный подход, психологи изучают эти психические процессы, чтобы лучше понять, как мы принимаем решения, решаем проблемы, создаем идеи, запоминаем информацию и используем язык, которые связаны с нашим поведением.

Чтобы проиллюстрировать изучение внутренних психических процессов в когнитивной психологии, вот пример известного исследования восприятия Саймонса и Шабри (1999).

Целью эксперимента было проверить различия в восприятии и внимании. Исследователи попросили двести двадцать восемь участников посмотреть четыре видеоролика, в которых две команды баскетболистов передают друг другу оранжевый баскетбольный мяч.

Одна группа была в белых футболках, а другая в черных.

Участникам было предложено подсчитать количество передач в двух условиях:

  1. Подсчитывать только количество бросков.
  2. Подсчитайте броски и отскоки между каждым игроком.

Исследователи представили участникам либо прозрачное, либо непрозрачное видео. На видео также были показаны женщина с зонтиком или мужчина в костюме гориллы.

В прозрачном видео игроки казались прозрачными. Исследователи разделили испытуемых на две группы: первая группа смотрела прозрачное видео, а другая — непрозрачное.

После презентации участники записали свой подсчет и отметили, заметили ли они что-нибудь необычное.

Результаты показали, что только 54% ​​заметили неожиданное событие. Неожиданное событие было более заметно в непрозрачных видеороликах, а более сложная задача мешала участникам поймать неожиданное событие.

Исследователи пришли к выводу, что невнимательность заставляет нас не осознавать определенные визуальные стимулы.

Возникновение когнитивной нейронауки

Мы видели пример того, как когнитивная психология использует поведенческие данные (например, результаты выполнения умственных задач) для изучения когнитивных процессов, таких как восприятие. Однако эти подходы довольно косвенные.

За последние годы произошли значительные изменения в сборе прямых данных о внутренних психических процессах. С развитием машин для сканирования мозга расширились и возможности поиска биологической основы внутренних психических процессов.

Это способствовало формированию когнитивной науки в 1956 году, за которым последовало признание неврологии в качестве дисциплины в 1971 году. Попытки сократить разрыв между когнитивной наукой и нейронаукой привели к появлению когнитивной нейробиологии.

Когнитивная неврология сочетает в себе анализ активности мозга и поведения, чтобы понять когнитивные функции человека с использованием методов визуализации мозга, таких как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ).

Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) — это метод, позволяющий получить представление об активности активированных областей мозга во время умственной задачи.

Несмотря на невероятное развитие методов визуализации мозга, оно не лишено ограничений. Одним из ограничений методов визуализации мозга является то, что они не показывают, помогают ли определенные области мозга выполнять задачу.

Активация некоторых областей мозга может быть вызвана стимуляцией, не относящейся к деятельности. Он может только указывать на связь между поведением и активностью мозга.

Память и роль схемы

Память — одна из основных областей когнитивной психологии. Исследования с помощью когнитивного подхода привели к существенным открытиям в области памяти и роли схемы.

Есть несколько способов, которыми когнитивный подход объясняет память:

  1. Наша память состоит из различных хранилищ, кратковременной и долговременной памяти, как это предложено в модели с несколькими хранилищами памяти по Аткинсону и Шиффрин (1968).
  2. В подходе уровней обработки (LOP) Крейка и Локхарта (1972) память является продуктом обработки информации, для которой существует три уровня: структурная обработка (например, расположение слов), фонетическая обработка (например, звучание слов) и семантическая обработка (например, значение слов). Этот подход фокусируется на том, насколько хорошо мы запоминаем информацию в зависимости от уровня обработки.
  3. Когнитивный подход также объясняет память, рассматривая ее реконструктивный аспект. Объяснение реконструктивной природы памяти делает акцент на том, что происходит во время хранения и извлечения памяти. Bartlett (1932) предположил, что память подвергается реконструкции под влиянием нашей схемы.

Схемы — это наша внутренняя система знаний о мире, которая указывает нам, чего ожидать и на что реагировать в окружающей среде.

Роль схем:

  • Чтобы помочь нам предсказать события в повседневных ситуациях (например, что происходит в школе).
  • Для создания смысла, когда мы что-то читаем или слушаем.
  • Для помощи в процессе зрительного восприятия.

Например, вы не уверены, изображено ли на фотографии облако или перо, но когда вы видите его на фоне неба, вы понимаете, что это облако, похожее на перышко. Активация схемы (неба) позволяла вам воспринимать ее как облако.

Предположения когнитивного подхода

Мы видели, как когнитивный подход в психологии выдвинул на первый план научные исследования внутренних психических процессов. В этом разделе мы рассмотрим основные предположения когнитивного подхода.

  • В когнитивной психологии подход предполагает, что возможны эмпирические исследования внутренних психических процессов.
  • В когнитивной психологии подход также предполагает, что разум работает подобно компьютеру.
  • Когнитивный подход в психологии утверждает, что люди являются обработчиками информации, где происходит ввод, хранение и поиск данных.
  • Когнитивный подход в психологии также утверждает, что внутренние психические процессы приводят к поведению.
  • Когнитивный психолог считает, что наши схемы влияют на наши внутренние психические процессы.

Мы видели, как когнитивные психологи измеряют точность и эффективность, чтобы делать выводы о внутренних психических процессах. Кроме того, когнитивный подход в психологии также использует теоретические и компьютерные модели для объяснения внутренних психических процессов.

Вывод состоит в том, чтобы сделать логический вывод из различных источников (например, теоретических моделей) и фактов (например, результатов исследования).

Использование теоретических и компьютерных моделей

Когнитивная психология использует модели, чтобы делать предположения о том, как работает разум, а затем, в свою очередь, проводит эксперименты для проверки этих предположений. Когнитивные психологи используют модели для объяснения своих выводов, если результаты подтверждают предсказания модели.

Существует два вида моделей теоретические и компьютерные модели.

Теоретические модели — это вербальные теории, пытающиеся объяснить психические процессы, которые могут быть расплывчатыми. И компьютерные модели представляют собой запрограммированные теории (через компьютерные программы) психических процессов, которые могут быть более точными, чем теоретические модели.

Каким образом когнитивный подход делает выводы о человеческом познании, используя теоретические модели? Вот пример использования модели рабочей памяти.

Согласно Baddeley и Hitch (1974), центральный исполнительный компонент управляет вниманием, но точная природа этого компонента остается неясной. Чтобы лучше понять возможности центрального исполнительного органа, мы можем сделать прогнозы, используя предположения модели. Одно из предположений состоит в том, что у центрального исполнителя есть небольшое хранилище.

Hitch и Baddeley (1976) предсказали, что одновременное выполнение теста на вербальное мышление и запоминание шести случайных цифр будет включать центральный исполнительный орган, что может повлиять на выполнение теста на вербальное мышление. Результаты соответствовали модели.

Как видите, они не наблюдали непосредственно за центральным исполнителем, а только делали выводы на основе теоретической модели. Модель рабочей памяти смогла объяснить их выводы.

Как компьютерные модели делают выводы о психических процессах? Давайте посмотрим на Newell’s and Simon’s (1972) General Problem Solver , одну из первых компьютерных моделей в когнитивной психологии. Они разработали программу, собрав устные отчеты и закодировав в программе определенный подход к решению проблем. Тестирование программы показало, что общий решатель проблем и люди работают одинаково при решении проблем.

Результаты также показали, что люди используют простые стратегии для решения проблем, что было одним из предположений компьютерной программы. Еще один интересный результат заключается в том, что модель лучше запоминает предыдущие результаты решения проблемы, но плохо справляется с планированием будущих действий.

Когнитивный подход: сильные и слабые стороны

В этом разделе обсуждаются сильные и слабые стороны когнитивного подхода.

Ниже приведены сильные стороны когнитивного подхода:

  • Когнитивный подход использует научные и контролируемые эксперименты, которые дают надежные результаты и могут быть воспроизведены, например, результаты МРТ.
  • Когнитивный подход обеспечивает практическое применение для понимания внутренних психических процессов, таких как схемы.

Схемы могут помочь нам понять, например, как воспоминания очевидцев могут быть искажены и стать недействительными.

  • Изучение когнитивных процессов помогает нам понять некоторые психологические состояния, такие как депрессия. Бек (1967) предположил, что негативные схемы (концепция когнитивного подхода) о себе, мире и будущем вызывают депрессию.
  • Этот подход поддерживает применение когнитивно-поведенческой терапии для эффективного лечения таких состояний, как депрессия.

Ниже перечислены недостатки когнитивного подхода:

  • Когнитивный подход критикуют за сведение человеческой деятельности к компьютерному уровню и игнорирование роли эмоций или чувств, которые могут влиять на результаты поведения. Например, согласно Yerkes & Dodson (1908), тревога может влиять на наше понимание событий и память.
  • Он игнорирует генетические факторы, вызывающие определенные психические расстройства, такие как шизофрения. Таким образом, он считается редукционистским, поскольку чрезмерно упрощает объяснение поведения и сводит его к одному компоненту.
  • Использование лабораторных экспериментов снижает экологическую обоснованность подхода, поскольку участники проходят сложные испытания в искусственной среде.

Примеры когнитивного подхода

Благодаря более глубокому пониманию и пониманию внутренних психических процессов когнитивный подход обеспечивает практическое применение:

Рис. 2 Когнитивный подход применяется в образовательных учреждениях.

Концепции модели и схемы обработки информации помогли улучшить стратегии обучения и преподавания в образовательных учреждениях. Учителя могут использовать когнитивный подход, чтобы улучшить понимание и запоминание информации, а также сделать обучение более значимым, связывая новую информацию с ранее изученным материалом.

Когнитивный подход может также дать представление о надежности свидетельских показаний, помогающих в работе полиции, таких как когнитивные допросы.

Когнитивное интервью — это метод интервью, который помогает восстановить воспоминания очевидцев, чтобы уменьшить влияние интервьюера.

Это включает в себя мысленное воссоздание обстановки, в которой произошло преступление, или возвращение в исходное место для улучшения извлечения воспоминаний.

Когнитивно-поведенческий подход

Другим значительным развитием когнитивного наблюдения является когнитивно-поведенческий подход или когнитивно-поведенческая терапия. Аарон Бек разработал этот тип подхода в 19 веке.60-е годы. Когнитивная поведенческая терапия помогает людям изменить свое поведение, исследуя свои мысли и чувства, а затем проверяя эти мысли и чувства.

Когнитивно-поведенческий подход признает три элемента познания, которые играют роль в психологических расстройствах:

  • Автоматические мысли относятся к немедленным мыслям или восприятию события, которое влияет на эмоции и поведение.
  • Когнитивные искажения — это способы мышления, которые обычно приводят к неправильным выводам, таким как эмоциональные рассуждения, чрезмерное обобщение или катастрофизация.
  • Основные убеждения — это наши схемы, которые влияют на то, что мы думаем о событии.

Катастрофизация — это когда вы думаете о худшем, что может произойти, каким бы маловероятным оно ни было, или когда вы видите ситуацию хуже, чем она есть.

Когнитивный подход – основные выводы

  • Когнитивный подход поддерживает научное изучение внутренних психических процессов.
  • Когнитивный подход предполагает, что наш мозг обрабатывает информацию подобно компьютерной системе с вводом-хранением-обработкой-выводом.
  • Схемы — это наша внутренняя система знаний о мире, которая указывает нам, чего ожидать и на что реагировать в окружающей среде.
  • Когнитивная неврология объединяет активность мозга и анализ поведения для понимания человеческого познания.
  • Когнитивная психология использует эксперименты для проверки предположений теоретических и компьютерных моделей психических процессов.

Самоанализ в психологии: определение и примеры (2023)

Самоанализ относится к наблюдению за своими внутренними мыслями и чувствами. Процесс самоанализа часто связан с самоанализом и открытиями.

Schwitzgebel (2019) пишет для Стэнфордской энциклопедии философии, что самоанализ это:

«…процесс, который генерирует или направлен на создание знаний, суждений или убеждений о психическом событиях, состояниях или процессах, а не о делах вне нашего ума, по крайней мере, не напрямую».

Часто цель самоанализа состоит в том, чтобы человек стал более сосредоточенным, развивая глубокое понимание своего истинного внутреннего «я».

Когда человек лучше понимает, кто и что он есть, он становится более приземленным и стабильным. Это означает, что негативные внешние воздействия становятся менее вредными. Это средство достижения внутреннего покоя.

Самоанализ: определение и характеристики

Роббинс (2006) выделяет несколько характеристик интроспекции, которые определяют, что представляет собой акт интроспекции, и отличают его от других когнитивных процессов.

1. Самоанализ требует усилий

Во-первых, познавательные процессы обычно делятся на автоматические и требующие усилий .

  • Автоматические процессы происходят без сознательного намерения или осознания. Они поглощают очень мало когнитивных способностей и поэтому могут возникать параллельно с другими формами умственной деятельности.
  • Усиленные процессы требуют преднамеренной концентрации ресурсов внимания. Они поглощают когнитивные способности и поэтому не могут происходить параллельно с другой умственной деятельностью. Когнитивные процессы, требующие усилий, происходят в пределах сознательного сознания.

Роббинс утверждает, что самоанализ — это процесс, находящийся под произвольным контролем. Оно избирательно направлено внутрь, на конкретные внутренние процессы. Следовательно, по Роббинсу, самоанализ не является автоматическим когнитивным процессом.

2. Самоанализ позволяет понять себя (самоосознание)

Самоанализ позволяет приписывать себе психические события, как правило, в форме от первого лица. На самом деле оно происходит только в форме от первого лица и определяется как исключающее знание о каких-либо других внутренних психических процессах и состояниях (Schwitzgebel, 2019).

Это уступает место описаниям себя, раскрываемым через озарения, возникающие во время самоанализа. Эти идеи повышают самоидентификацию и самосознание.

3. Требуется временная близость

Швицгебель добавляет, что самоанализ характеризуется временной близостью , что означает, что он включает в себя размышления о событиях, которые произошли близко друг к другу.

Генерируемые знания относятся к текущей внутренней деятельности. Хотя этот критерий допускает некоторую гибкость, позволяющую исследовать непосредственное прошлое, интроспективный процесс должен происходить «в пределах определенного узкого временного окна».

4. Результаты в настройке

Наконец, самоанализ приводит к настройке на или обнаружению психического состояния или активности. Знание, полученное посредством интроспекции, зависит от целевого психического феномена и специфично для него. Schwitzgebel называет это условием обнаружения .

Однако важно отметить, что не все согласны с описанными выше определяющими характеристиками. Ученые в этой области нередко расходятся во мнениях относительно того, что является «самоанализом», а что нет.

Примеры интроспекции

Даже ученые расходятся во мнениях относительно того, что именно представляет собой интроспективное событие ( см. Schwitzgebel , 2019). Некоторые предпочитают жесткие определения, исключающие действия, ведущие к самоанализу, в то время как другие допускают некоторую гибкость.

Если мы определим интроспекцию как процесс взгляда внутрь, то приведенные ниже примеры можно рассматривать как способы облегчения взгляда внутрь или создания условий, которые позволяют тому, что находится внутри, высвободиться в сознательное осознание.

  • Поток сознания: Поток сознания означает непрерывный поток идей, мыслей и чувств. Позволив себе позволить уму блуждать вслух, без цензуры или беспокойства о смущении, он может высвободить свои внутренние мысли и чувства из подсознания.
  • Медитация: Некоторые формы медитации включают в себя попытки как можно меньше контролировать свое сознание. Отказавшись от контроля, человеку легче получить доступ к своим самым сокровенным заботам и тревогам. Это улучшает самоанализ и понимание.
  • Прогрессивная релаксация: Прогрессивная релаксация включает в себя напряжение и расслабление различных групп мышц и сосредоточение внимания на контролируемом дыхании. Он часто начинается в ногах и постепенно распространяется вверх через туловище и шею. Этот процесс улучшает восприятие телесных ощущений и помогает человеку лучше осознавать, какие ситуации и факторы вызывают у него беспокойство.
  • Interpreting Artwork: Некоторые произведения искусства поддаются интерпретации. Наблюдая за своими собственными моделями интерпретации, человек может лучше понять лежащую в основе динамику собственной психики.
  • Ведение дневника: Ведение дневника — это процесс записи мыслей и чувств, обычно в личной записной книжке или дневнике. Ведение дневника может вестись ежедневно, еженедельно или в случайное время, когда приходит настроение. Когда человек пишет, мысли и чувства, которые занимают центральное место в его жизни, могут всплыть на поверхность.
  • Творческие усилия: Погружение внимания в акт творческого самовыражения может помочь человеку соединиться со своим глубоким вдохновением. Эти вдохновения могут иногда исходить из темных уголков души и существовать вне сознательного сознания, прежде чем приступить к творчеству.
  • Танцы: Среди людей, которые слишком застенчивы, есть поговорка. Это звучит так: «танцуй, как будто никто не смотрит». Это единственный способ освободиться от запретов и отпустить ситуацию. Танцы могут привести к высвобождению эмоций, которые просто невозможно описать словами, тем не менее, они проницательны и, следовательно, интроспективны.
  • Оговорка по Фрейду: Оговорка по Фрейду происходит, когда подавленная мысль или чувство ускользает из подсознания и высвобождается в форме непреднамеренного утверждения или высказывания. В этом случае достигается самопостижение, хотя бы на мгновение.
  • Написание автобиографии: Самоанализ может занять много времени. Это может включать в себя самоанализ, самосознание, а в случае написания честной автобиографии может включать в себя небольшую самокритику. Мы никогда не узнаем о себе больше, чем когда признаем свои недостатки. Написание автобиографии — это пример одного длительного интроспективного предприятия.
  • Заполнение опросника личности: Ответы на множество вопросов о ваших личностных характеристиках заставят человека задуматься о своих действиях, типичных мыслях и чувствах. Этот процесс является интроспективным и может фактически помочь человеку узнать о том, как он думает, и о лежащей в основе динамике его эмоциональных реакций.

Преимущества самонаблюдения

1. Самосознание

Когда человек смотрит внутрь себя, чтобы наблюдать и исследовать свои мысли и чувства, это может улучшить его понимание самого себя. Они узнают что-то о том, кто они есть, и о вещах, которые доставляют им радость или неудовольствие.

Это расширенное понимание может быть перенесено на другие аспекты жизни. Это может помочь человеку стать лучшим романтическим партнером, лучшим родителем и даже лучшим коллегой и лидером.

2. Эмоциональная саморегуляция

Второстепенным, но все же очень существенным преимуществом повышения самосознания является усиление эмоциональной саморегуляции (Herwig, et al., 2018). Умение контролировать свои эмоции необходимо в самых разных ситуациях.

Эмоциональная саморегуляция может помочь человеку противостоять искушениям, избежать злоупотребления психоактивными веществами, избежать межличностных конфликтов и помочь справиться со стрессом. Это ценные преимущества самоанализа.

3. Стабильность и чувство заземления

Личные озарения, полученные в результате самоанализа, могут привести к гораздо более глубокому пониманию себя. Когда человек понимает, кто он и каковы его сильные и слабые стороны, у него развивается чувство стабильности и чувство заземленности.

Это роскошь, которую многие люди упускают, но она особенно важна, когда мы живем в высококонкурентной и предвзятой культуре. Когда человек заземлен, многие внешние шумы не могут воздействовать на него обычным пагубным образом.

Недостатки самоанализа

1. Интроспективное предубеждение

Хотя изучение себя посредством самоанализа может быть очень полезным, полученные знания могут не применяться к другим. Один из рисков интроспекции заключается в том, что человек может предположить, что то, что относится к нему самому, одинаково и для других.

Это может привести к неправильной интерпретации действий других, недопониманию и даже межличностному конфликту. Поэтому важно, чтобы человек, который ценит самоанализ как средство понять себя, также осознавал, что эти идеи могут вообще не применяться ни к кому другому.

2. Неточное

Одна из центральных дискуссий в современной психологии по поводу интроспекции вращается вокруг вопроса о том, насколько точны выводы, полученные в результате интроспекции.

В основополагающем исследовании, проведенном Нисбеттом и Уилсоном (1977), было показано, что во многих случаях люди весьма ограничены в точном понимании когнитивных процессов, которые они используют при вынесении суждений (Бергер и др. , 2016).

Хотя на личном уровне это может не причинить большого вреда обществу, существуют профессиональные контексты, в которых эта форма неточности может иметь более серьезные последствия, например, при принятии важных жизненных решений или в психотерапии.

Психологические и философские истоки самоанализа

Слово самоанализ происходит от латинского термина introspicere , что означает «смотреть внутрь». Это относится к процессу наблюдения за своими психическими процессами с целью обнаружения принципов, управляющих разумом.

Этот метод практиковали многие философы, такие как Дэвид Юм, Джон Локк и Томас Гоббс.

Danziger (1980) описывает историю интроспекции как битву философских школ, сосредоточенных в британских и немецких академических кругах.

Британская школа была более открыта для концепции интроспекции как теоретической конструкции, в то время как немецкая школа больше интересовалась разработкой исследовательских методологий.

Изучение ощущений и восприятия практиковал и отстаивал Вильгельм Вундт, но в своих более поздних работах он отверг саму интроспекцию как метод исследования.

Критика Вундта основывалась на том факте, что интроспекция лишена той объективности, которая лежит в основе научного наблюдения. «В этом контексте мы обнаруживаем, что Вундт занимает позицию, которая фактически квалифицировала бы его как хорошего бихевиориста» (Данзигер, 19 лет).80, с. 247).

Эдвард Титченер поступил в Корнельский университет в 1894 году после обучения у Вундта в Лейпцигском университете. Он основал исследовательскую лабораторию в Корнелле и таким образом положил начало движению в психологии, известному как структурализм.

По мере того, как психология стала более формально изучаться в Соединенных Штатах, она столкнулась с борьбой за самоидентификацию. В конце концов, интроспекция вышла из моды, и бихевиоризм Уотсона и Скиннера стал доминирующей ориентацией.

Самоанализ и интероцепция

В то время как самоанализ — это процесс наблюдения за своими мыслями и чувствами с целью приобретения знаний и понимания этой умственной деятельности, интероцепция относится к способности воспринимать внутренние телесные состояния и сигналы.

Интероцепция была связана в неврологических исследованиях как играющая роль в нескольких психических расстройствах. Например, у людей, страдающих депрессией, отсутствуют интероцептивные способности. Они могут неправильно идентифицировать телесные сигналы, что затем способствует неправильной интерпретации их эмоционального состояния (Harshaw, 2015).

люди с депрессией часто демонстрируют снижение точности интероцепции. Им может быть трудно правильно идентифицировать свои телесные сигналы, что приводит к неправильной интерпретации эмоций и способствует нарушению регуляции настроения (Harshaw, 2015).

Фюстёс и др. (2012) обнаружили, что интероцептивная точность была связана с лучшей аффективной регуляцией: «чем больше человек осведомлен о происходящих телесных процессах, тем успешнее будет регуляция эмоций этого человека в ответ на негативный аффект» (стр. 5).

Заключение

Самоанализ имеет долгую историю, начавшуюся в философии, ведущую к различным школам мысли в психологической науке, борющейся за легитимность, и продолжающуюся в 21 st веке, как все еще предмет споров, исследований и небольшой загадки. .

Несмотря на пару сотен лет дискуссий и анализов, даже сегодня ученые могут расходиться во мнениях относительно того, что именно представляет собой самоанализ .

Несмотря на это, эта трудность не помешала различным экспертам определить многочисленные преимущества самоанализа, такие как повышение самосознания, улучшение эмоциональной регуляции, а также как исследовательский инструмент, который может помочь предложить направления исследований в будущем.

Конечно, есть и недостатки. Самоанализ может быть неточным, вводящим в заблуждение и создавать ложное ощущение знания, которое на самом деле применимо только к одному образцу.

Ссылки

Андерс, А.И.М. (2019). Самоанализ и психотерапия. SFU Forschungsbulletin , 55-70.

Бергер, К.С., Деннехи, Т.С., Барг, Дж.А., и Морселла, Э. (2016). Пересмотренные работы Нисбетта и Уилсона (1977): то немногое, что мы можем знать и можем рассказать. Социальное познание , 34 (3), 167-195.

Брок, AC (2018). Возвращение к истории интроспекции. В Самонаблюдение в социальных науках (стр. 25-44). Рутледж.

Данцигер, К. (1980). Переосмысление истории интроспекции. Журнал истории поведенческих наук , 16 (3), 241-262.

Фюстёс, Юрген и Граманн, Клаус и Герберт, Беате и Поллатос, Ольга. (2012). О воплощении регуляции эмоций: интероцептивное осознание облегчает переоценку. Социальная когнитивная и аффективная неврология, 8. https://doi.org/10.1093/scan/nss089

Харшоу С. (2015). Интероцептивная дисфункция: к комплексной основе для понимания соматических и аффективных нарушений при депрессии. Психологический бюллетень , 141 (2), 311–363. https://doi.org/10.1037/a0038101

Хервиг У., Опиалла С., Каттапан К., Веттер Т. К., Янке Л. и Брюль А. Б. (2018). Эмоциональный самоанализ и регуляция при депрессии. Психиатрические исследования: нейровизуализация , 277 , 7-13.

Нисбетт, Р. Э., и Уилсон, Т. Д. (1977). Рассказывая больше, чем мы можем знать: Вербальные отчеты о психических процессах. Психологический обзор, 84, 231-259.

Роббинс, П. (2006). Плюсы и минусы интроспекции. Философский компас , 1 (6), 617-630.

Швицгебель, Эрик, «Самоанализ», Стэнфордская философская энциклопедия (зимнее издание 2019 г.), Эдвард Н. Залта (ред.).

Дэйв Корнелл (доктор философии)

+ сообщения

Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *