Психические процессы психические состояния психические свойства: Обществознание 5.6

Психология как наука — Страница 3 из 6

Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем — поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда.

В первом из них предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Согласно второму предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Рассмотрим первый подход к предмету психологии (рис. 1.3).

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые. Основные виды психических процессов приведены в табл.

1.1.

Таблица 1.1. Виды психических процессов
Вид психических процессовС какими психическими явлениями связаныПримеры
Познавательные психологические процессыСвязаны с восприятием и переработкой информацииОщущение, восприятие, представление, внимание, речь, мышление
Эмоциональные психологические процессыСвязаны с отношением человека к себе и окружающему мируЭмоции, чувства, настроение, аффекты, переживания
Волевые психологические процессыСвязаны с направленностью деятельности человека, с определением его целей, принятием решений и преодолением препятствийВолевой акт, принятие решения, напряжение воли

Помимо вышеприведенной, существует и иная классификация психических процессов. Согласно ей психические процессы делят на индивидуальные и групповые, а затем — на внутренние и внешние (рис.

1.4).

На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Разновидности психических состояний

О степени влияния негативных психических состояний могут говорить следующие примеры:

  • такое групповое психическое состояние, как паника, является причиной финансовых кризисов, дефолтов и крахов банков;
  • другое психическое состояние — конфликт — может привести к срыву деловых переговоров или разрушению семейных отношений.

Отметим, что оба эти состояния носят промежуточный характер, так как, с одной стороны, являются внутренними психическими переживаниями, а с другой стороны, имеют выраженное внешнее проявление.

Помимо негативных групповых психологических состояний, имеются и позитивные, например, сплоченность коллектива предприятия или благоприятный психологический климат внутри организации.

Третья группа психических явлений, выделяемая в рамках первого подхода — психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, честным или азартным, то этими словами описываем именно устойчивые свойства личности.

Некоторые авторы считают, что в рамках данной классификации можно дополнительно выделить еще один вид психических явлений: психические образования — то, что становится результатом развития психики человека. Последние формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят: знания, навыки, умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и т. д.

Согласно второму подходу предметом психологии являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Предмет психологии (вторая версия)

К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр. Психический факт (оптической иллюзии) продемонстрирован на рис. 1.7: на первый взгляд кажется, что верхний отрезок больше нижнего, хотя они равны между собой.

Примером психического закона является закон Вебера — Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения».

Рис. 1.7. Пример оптической иллюзии

Другой пример: закон изменения скорости развития двигательного навыка. На рис. 1.8 виден экспоненциальный характер изменения скорости развития двигательного навыка — скорости работы на клавиатуре: сначала результат растет очень быстро, а затем замедляется.

Рис. 1.8. Кривая выработки двигательного навыка

Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.

Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6

философия ума — Прояснение психических состояний

Задавать вопрос

спросил

Изменено 4 года, 1 месяц назад

Просмотрено 207 раз

Я планировал это как комментарий к другому ответу, но, видимо, я слишком новичок для комментариев? Так что, если это неправильное место, надеюсь, они его перенесут.

У меня есть некоторый опыт в метафизике, меньше в философии сознания, но это всегда казалось мне неясным — вы видите обсуждение ментальных состояний, в которых бессознательные процессы, такие как дыхание, противопоставляются сознательным процессам, таким как, например, обдумывание.

Я только что прочитал в другом посте, что удивление и гнев описываются как психические состояния, иногда в литературе кажется, что это вещи, которыми являются психические состояния, но иногда они кажутся свойствами, которыми обладают психические состояния. Так, например, обдумывание может быть гневом, но не гневом. Так считается ли обдумывание и гнев просто разными видами ментальных состояний, или между ними существует какая-то другая связь?

Я читал, что репрезентативное содержание является «фундаментальным» для ментальных состояний, но они никогда не проходят весь путь, чтобы провести различие между содержимым на вашей мысленной доске и содержимым в вашем представлении (например, бутерброд на столе, который работает это всплывает у меня в голове, когда я пытаюсь понять, что печатать).

Так это тоже психические состояния?

Я читал кое-что о ментальных состояниях, являющихся супервентами других состояний, но понял, что никогда не был уверен, что такое ментальное состояние, поэтому буду признателен за любую мудрость по этому поводу, спасибо.

  • философия ума
5

Ссылки, приведенные в комментариях к ОП, хороши. Вы должны внимательно изучить их и посмотреть на литературу, которую они цитируют.

Так, например, обдумывание может быть гневом, но не гневом. Так считается ли обдумывание и гнев просто разными видами ментальных состояний, или между ними существует какая-то другая связь?

Не понимаю, почему нельзя сказать и то, и другое. Могут ли некоторые психические процессы (например, обдумывание) вызывать гнев? Конечно, и в этом случае гнев в этом смысле является свойством определенных психических процессов. Вы можете злиться, что П? Конечно, в этом случае гнев в этом смысле является пропозициональной установкой.

Здесь есть два разных свойства, поскольку первое реализуется психическими процессами, а второе представляет собой отношение между сущностью и некоторым содержанием. Но они, вероятно, имеют некоторое сходство друг с другом, что частично объясняет, почему мы можем использовать для них одно и то же имя.

Я читал кое-что о ментальных состояниях, являющихся супервентами других состояний, но понял, что никогда не был уверен, что именно такое ментальное состояние, поэтому буду признателен за любую мудрость по этому поводу, спасибо.

Маловероятно, что вы найдете общепринятую характеристику ментальных состояний, выходящую за рамки чего-то вроде «ментальное состояние — это воплощение свойства (или процесса)». Понятие ментального состояния — это своего рода термин в современной философии сознания (по крайней мере, квазитехнический), так что разные философы по-разному характеризуют это понятие для решения разных вопросов.

Также следует отметить, что подсознательные состояния по своей природе трудно идентифицировать, хотя мы обнаружили некоторые из них с помощью передовых технологий (фМРТ и т. д.). Но, учитывая ранние стадии разработки (если это возможно) мозга- Имейте в виду, разумно полагать, что есть еще много состояний и типов состояний, которые до сих пор неизвестны.

Также следует различать «состояние ума» и «состояние мозга». Возьмем «гнев», мы переживаем его как ментальное «состояние», но деятельность мозга, направленная на поддержание гнева, на самом деле является

процесс ; нервные пути с петлями обратной связи, связи с памятью, познанием и так далее. «Гнев» на самом деле является абстракцией временных рядов состояний мозга.

5

Можно ли свести психические состояния к нейробиологическим состояниям? – Эвристика

Изучение аргументов о том, как нейробиология и психология соотносятся с философией, путем изучения того, как скептики и энтузиасты коснулись этой темы. Мы собираемся разобрать, как психологию и когнитивную науку можно свести к нейронауке.

Принципиальный скептицизм

Эти скептики могут утверждать, что существует особое ментальное измерение, которое не сводится ни к чему физическому. Среди них есть те, кто утверждает, что это ментальное измерение на самом деле содержит в себе отдельную ментальную субстанцию, такую ​​как нефизический разум или душа (субстанциальный дуализм), или ограничено нефизическими свойствами физического мозга (дуализм свойств). Есть также скептики, которые утверждают, что принципиальный скептицизм редукционизма использует гипотезу о том, что обобщения психологии возникают по отношению к обобщениям нейронауки. Психические состояния и процессы создают область изучения, автономную по отношению к нейробиологии с функционалистскими аргументами. Они отвергают дуалистическую позицию.

Дуализм субстанций

Психические состояния возникают не в мозгу, а в другой субстанции. Это требует объяснения того, как могут взаимодействовать две разные субстанции и как нефизический разум создает эти ментальные состояния. Они также должны учитывать свободную волю в нефизическом разуме. В конечном счете, сознание и качества переживаемого опыта могут быть объяснены с помощью нейробиологических терминов, или логико-смысловое измерение может иметь каузальное нейробиологическое объяснение. Обычно философы-дуалисты, пытающиеся объяснить субъективный опыт, могут трактовать его как нередуцируемое свойство, что мы называем дуализмом свойств.

Эти дуалисты свойств утверждают, что, несмотря на нетривиальные различия между гипотезами, выдвигаемыми дуалистами различных свойств, они утверждают, что, даже если разум является мозгом, качества субъективного опыта возникают по отношению к мозгу и его свойствам. Концептуальная основа здравого смысла для понимания психологических свойств таким образом, который не сводится к какой-либо будущей нейронауке. В рамках межтеоретической редукции мы признаем, что субъективные переживания не сводятся к нейробиологии. Дуалисты свойств не верят, что опыту присуща нефизическая субстанция. Они считают, что субъективные переживания производятся мозгом и влияют на мозг, даже если они не являются реальными физическими свойствами мозга.

Философ Фрэнк Джексон использовал мысленный эксперимент нейробиолога Мэри, чтобы показать, что различия между знанием наших состояний посредством интроспекции и знанием посредством неинтроспекции дают основания для сведения психологии к нейробиологии. Мысленный эксперимент предполагает, что Мэри — нейробиолог, которая всю свою жизнь прожила в комнате без цветов, но ее все равно учат всему, как работает мозг. Даже если она знает все о мозге, у нее все еще нет опыта видения цвета. Есть что-то в психологии, не охваченное нейронаукой. Возможно, эти два метода познания мира зависят от разных методов обучения. Другие могут утверждать, что Мэри все равно сможет определить красный цвет, поскольку это эмпирический вопрос.

Дуалистические теории могут включать в себя нашу способность к самоанализу, так же как свет все еще существует как явление, даже если его можно свести к электромагнитному излучению. Редукционист может также полагать, что развитая психология может быть сведена к развитой нейронауке.

Функционализм

Признавая, что существуют категории народной психологии, которые неверны для категоризации психических состояний, эти категории разграничивают интенциональные состояния и логические процессы, и они не сводятся к категориям нейробиологического уровня описания. В этом контексте мы вводим функционализм как тезис о том, что психические состояния определяются с точки зрения их абстрактных каузальных ролей в более широкой системе обработки информации. Мы характеризуем психические состояния, поскольку они связаны с причинно-следственными связями стимулов окружающей среды. Счастье — это поведение, связанное с ощущением счастья, и то, как оно соотносится с нейробиологическими феноменами, которые им управляют. Ментальные состояния и процессы функциональны обычно физикалистским образом. Мы можем описать причинно-следственные и логические отношения между восприятиями, убеждениями, желаниями и поведением на структурном уровне. Точно так же, как переключатели в компьютере управляют его работой, функционалистская теория может полагать, что наши физические феномены того, что происходит в мозгу, могут управлять поведением и действиями.

Можно утверждать, что если психические состояния и процессы функциональны, мы можем понять, как решать проблемы, думать, рассуждать и выполнять аналогичные действия по их функциональной организации. Нейронаучные методы рассуждений и теории должны быть сосредоточены на функциональных системах со знанием деталей для других важных областей, таких как нейропсихиатрические расстройства. Ученые-когнитивисты определяют функциональную или когнитивную теорию разума, в то время как нейробиологи выясняют физические устройства, реализующие когнитивную «программу». Вычислительная психология является автономной наукой. Эта линия рассуждений сталкивается с проблемами с аргументом китайской комнаты, как сформулировал философ Джон Сирл, что можно копировать разумное действие без интерпретации или понимания через чисто функциональную систему. Человек в комнате только с китайскими символами в коробке с английской книгой правил для использования символов различными способами может выполнять команды для отправки символов определенным способом, не понимая значения самих символов. Философ Патрисия Черчленд продолжает настаивать на функционализме, что межтеоретические редукции не зависят от однозначного отображения теории более высокого уровня на редуцированную теорию. Можно возразить против редукционизма в том смысле, что существуют фундаментальные различия между нейронными объяснениями и функциональными вычислительными объяснениями.

Идеология коэволюционных исследований

Когнитивная психология автономна по отношению к нейробиологии в том смысле, что нейробиологические данные не имеют отношения к когнитивной «программе», которой управляет разум. Мы можем утверждать это на том основании, что наше психическое состояние и процессы являются состояниями и процессами нашего мозга, что нервная система развилась из более простых нервных систем, что мозг — это самые классные информационные процессы, доступные для изучения, исследования в области нейробиологии не могут игнорироваться учеными-когнитивистами и категории на уровнях, определяющих фундаментальные виды, могут нуждаться в пересмотре. Этот метод рассуждений позволяет нам использовать математическое развитие статистической механики, чтобы, например, расширить ее, включив в нее температуру, равновесие, энтропию и подобные свойства в качестве открытий как на более низком, так и на более высоком уровне. Мы можем сделать вывод, что существует множество взаимосвязей между генами и их функциями, а не однозначное сопоставление, упомянутое ранее. Подобная коэволюция может показать, что гены обладают функциональными свойствами ввода-вывода, которые мы характеризуем через функции и законы, сочетающие открытия более низкого и более высокого уровня.

Некоторые функционалисты считают, что операции ввода-вывода не могут быть реализованы ни в каких унитарных механизмах на промежуточных или нижних уровнях. Мы можем склоняться к тому, что способности на когнитивном уровне точны, а метод исследования влияния будет от более высоких уровней к
более низким уровням. Коэволюция далека от интерактивности.
Нейронаука и психология нужны друг другу, поскольку нейробиологии нужно знать, что делает система, а психологии нужно знать, как эти низкоуровневые спецификации появляются в теории ввода-вывода функционализма. Но совместное эволюционное развитие нейробиологии и психологии означает, что в тот или иной момент неизбежно произойдет сокращение. Практические трудности, понимание того, как работает разум, отсутствие математической и вычислительной теории и тот простой факт, что, возможно, психология не сводится к нейронауке.

Репрезентации

Многое из того, что мы обсуждаем, связано с предметами. Когда мы верим, желаем, думаем, намереваемся или что-то подобное, у нас есть семантически связная система, так что эти вещи имеют содержание и намерение, поскольку они относятся к вещам. Если психологические объяснения человеческого поведения основаны на сопоставлении репрезентативных состояний с частями человеческого существа, мы можем возражать против редукционистских идей, поскольку психические состояния идентифицируются в терминах логических и семантических отношений.

Логические отношения

Ментальные состояния имеют каузальные отношения с другими состояниями, но ментальные представления играют каузальные роли в силу своих формальных свойств, как утверждает Фодор. Существуют аргументы против редукции, которые не зависят от придания репрезентациям нефизического статуса. Психологические состояния, на которых построены эти аргументы, представляют собой чувственные установки (убеждения, желания и т. д.). Для этих чувственных установок логика определяет отношения между предложениями.

Автономия

То, что философская традиция, поддерживающая логико-смысловое измерение ментального бизнеса, не является натуралистической, может показаться поддерживающей идею о том, что логические отношения между состояниями не могут быть объяснены причинно-следственными отношениями между нейробиологическими состояниями. Это также может показаться таким, учитывая ограничения нейронауки, так что никакая теория в нейронауке не может дать нам много информации. Но вполне возможно, что мы объясним нейробиологически то, что происходит в мозгу, если только психологические феномены не будут индетерминированы по отношению к соответствующему нейрофизическому уровню.

Кроме того, некоторые критерии, используемые народной психологией для определения содержания признаков, не имеют отношения к причинной роли психического состояния, поскольку оно взаимодействует с другими психическими состояниями. Мы можем ссылаться на такие семантические характеристики, как истинность и обоснованность, как на свидетельство этих взаимодействий. Антиредукционисты могут утверждать, что существуют категории народной психологии, к которым мы не можем свести репрезентативные состояния, но этим аргументам не хватает эмпирических данных, подтверждающих их.

Мы можем описать теорию обработки информации как чувственную, если когнитивно значимые внутренние состояния имеют содержание, теоретически значимые отношения между когнитивными состояниями характеризуются логикой, переходы между состояниями являются функцией логических отношений между предложениями, которые идентифицируют состояния, и мы оцениваем когнитивную добродетель как функцию степени, в которой ей удается делать то, что согласно логической теории перехода состояний она должна делать. Мы также можем определить когнитивные процессы как процессы обработки предложений. Такая система обработки информации должна также иметь методы определения того, какие знания имеют отношение к ее цели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *