Основы пенитенциарной психологии.
Учебная литература по юридической психологии
Димитров А.В., Сафронов В.П.
ОСНОВЫ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Учебно-методическое пособие.
М., 2003.
Глава 3. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО
3.1. Понятие психических состояний, их причины и виды
Под психическим состоянием принято понимать сложное, целостное, динамическое образование, во многом определяющее своеобразие всей психической деятельности (протекание процессов, проявление свойств) личности на данном отрезке времени и проявляющееся в повышении ее активности.
Психические состояния относятся преимущественно к какой-то отдельной сфере психики (познавательной, эмоциональной, волевой). Однако они характеризуют психическую деятельность человека в целом в течение определенного отрезка времени.
Например, явка осужденного с повинной осуществляется на фоне сложных эмоциональных состояний: тревоги, раскаяния, надежды на лучший исход и т.
Как и психические процессы, психические состояния изменчивы, то есть имеют начало, конец и определенную динамику (стадии протекания). Но динамика состояний менее выражена, чем динамика психических процессов. Состояния более устойчивы и измеряются большими единицами времени, чем психические процессы. Вместе с тем, психические состояния значительно менее устойчивы, чем свойства личности: направленность, темперамент, характер, способности. Они занимают как бы промежуточное положение в структуре психики, располагаясь между процессами и свойствами личности.
Психические состояния возникают только на основе психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых). Но раз сложившись, состояния, с одной стороны, влияют на психические процессы, определяют тонус и темп отражательной деятельности, избирательность восприятия, внимания, продуктивность памяти, мышления, с другой — способствуют проявлению тех или иных свойств личности.
Психические состояния служат фоном, который может способствовать более рельефному проявлению свойств личности и психических процессов или же маскировке их. Например, состояние волевой активности и готовности искупить свою вину добросовестным трудом и честной жизнью после объявления приговора действует на осужденного мобилизующе, усиливает и обостряет течение всех психических свойств его личности, создавая тем самым благоприятные условия для более быстрого его включения в ритм жизни исправительного учреждения.
Психические состояния человека индивидуально своеобразны, поскольку они неразрывно связаны с индивидуальными особенностями личности и ее нравственными качествами. Например, осужденному с меланхолическим темпераментом свойственно большей частью преувеличивать неприятности и истолковывать все в мрачном свете. Поэтому наиболее типичным для него является подавленное психическое состояние. Осужденного с развитыми нравственными качествами удручает осознание собственной вины. Поэтому у него глубже и сильнее проявляются угрызения совести и состояние раскаяния, чем у осужденного, запущенного в нравственном отношении.
Вместе с тем, в условиях мест лишения свободы сходные психические состояния свойственны и большим группам осужденных независимо от их типологических и нравственных качеств. Для впервые осужденных типичными являются одни, а для рецидивистов — другие психические состояния. Некоторые состояния могут быть типичными для очень многих осужденных. Например, состояния подавленности, ожидания, ухода в себя, тоски, надежды и др.
Неполный перечень психических состояний позволяет судить об их чрезвычайно большом числе и многообразии:
— состояния настроенности, заинтересованности в своей судьбе, удивления, изумления, недоумения, растерянности;
— состояния сосредоточенности, скуки, надежды и безнадежности, незащищенности, уныния, тоски и обреченности;
— состояния активности, бодрости, спокойствия, угнетенности, подавленности, отчаяния, страха, ужаса;
— состояния бессилия, безразличия и апатии, приподнятости, подъема, агрессивности;
— состояния решительности, нерешительности, уверенности, смущения, робости, ожидания, раскаяния, напряженности и т. д.
Каждому психическому состоянию соответствует противоположное состояние. Так, например, активности противостоит пассивность, уверенности — неуверенность, решительности — нерешительность, удовлетворенности — неудовлетворенность. Эта особенность — переход человека от одного состояния к противоположному — особенно ярко проявляется в необычных условиях, например, в условиях мест лишения свободы.
Причинами возникновения у осужденных тех или иных психических состояний могут служить следующие факторы.
Режим отбывания наказания и средства его обеспечения, такие, например, как охрана, надзор, воздействие коллектива осужденных и его самодеятельных организаций, морально-психологическая атмосфера в микрогруппе, меры дисциплинарного воздействия и др. Сюда же можно отнести и необходимость беспрекословного выполнения требований администрации и воспитателей, особенности и трудности быта, моральные переживания, связанные с физической изоляцией от общества, прекращением обычных связей, оторванностью от дома, родных и друзей и др.
Те или иные факты общественной жизни, их динамика. Например, продолжающаяся война в Чечне.
Конкретные факты жизни и личностные особенности. Например, смерть близких, окончание учебного заведения, осуждение и т. д. вызывают самый разнообразный комплекс психических состояний. Большую роль при этом играет жизненное кредо человека, мировоззрение. Люди с передовыми для своего времени убеждениями всегда отличаются оптимизмом.
Взаимоотношения в производственном коллективе, семье и ближайшем окружении оказывают существенное влияние на настроение и психическое состояние людей.
Осознание глубины своей вины, справедливости приговора. Некритическое отношение к себе и своему преступлению вызывает психические состояния, затрудняющие процесс исправления. И наоборот, осознание вины способствует возникновению состояния готовности искупить ее добросовестным трудом и примерным поведением.
Пример. Осужденный Селезнев В. с первых дней отбывания наказания в воспитательной колонии для несовершеннолетних демонстрировал свою независимость, симпатии к отрицательно характеризующимся осужденным, допускал нарушения режима, бравировал совершенным преступлением:
втроем избили группу студентов, один из потерпевших стал инвалидом. Однажды в колонии выступил ветеран войны, который рассказывал о зверствах фашистов. Рассказ очевидца преступлений фашистов потряс Селезнева. Как он потом признавался, ему стало ясно, что и он недалеко ушел от фашистских молодчиков. С осознания собственной вины началось становление осужденного Селезнева на путь исправления, в дальнейшем он стал хорошим общественником.
Состояние здоровья. Особое влияние этого фактора прослеживается в лечебных учреждениях пенитенциарной системы. Наблюдения, проведенные в больнице для осужденных по отношению к больным туберкулезом, показывают, что у них, особенно у тяжело больных, преобладают агрессивные состояния, которые находят выход в различных буйствах, неподчинении администрации, нападении на медицинский персонал, в стремлении поступать по принципу: «Мне плохо -пусть и другим будет худо».
Особенно сильно дезорганизуют психику человека, вызывая соответствующие психические состояния, алкоголь, употребление других возбуждающих средств, половые извращения.На переживаемые психические состояния человека влияют предшествующие состояния. Связь между существующим психическим состоянием и тем, которое ему предшествовало, может быть двойной. В одних случаях предшествующее состояние сменяется противоположным. Например, состояние тревоги, которое испытывает осужденный, ожидая решения наблюдательной комиссии по вопросу об условно-досрочном освобождении, сменяется разрядкой, если ожидаемое свершилось.
В других случаях между предшествующим и последующим психическим состоянием имеется отношение не противоположности, а сходства. Так, временная озлобленность, возникшая у осужденного во время следствия и суда, если его надежды не оправдались, нередко перерастает в «глобальную» озлобленность, и человек начинает реагировать на все по принципу «Правды не найти, справедливости на свете нет».
Велика роль привычек в возникновении и приобретении психических состояний осужденных. Среди осужденных встречаются «нытики», которые ноют не потому, что им невыносимо тяжело, а потому, что со временем образовалась такая дурная привычка, которая портит настроение им и окружающим людям.
На психические состояния осужденных влияют психические состояния воспитателей. В тех исправительных учреждениях, в которых воспитатели, предъявляя справедливые требования к осужденным, держат себя тактично, выдержанно, проявляют заинтересованность в их судьбе, всегда находятся в оптимистическом настроении, как правило, меньше всевозможных конфликтов и неурядиц, там осужденные более спокойны, уравновешены. В колониях, где воспитатели нередко проявляют нервозность, допускают брань, грубость и оскорбления, как правило, преобладающими в среде осужденных являются состояния озлобленности, напряженности, неуверенности, агрессивности, нервозности.
Таковы основные причины возникновения психических состояний. Знание их особенностей и умение выявлять их помогает воспитателям эффективнее управлять психическими состояниями осужденных.
3.2. Типические состояния осужденных
Факт лишения свободы оказывает существенное влияние на психические состояния осужденных. При этом психические состояния осужденных, как правило, неодинаковы. Лишение свободы по-разному воспринимается и переживается впервые осужденными и неоднократно судимыми, молодыми и пожилыми людьми, холостыми и семейными, женщинами и мужчинами, отбывающими наказание на Крайнем Севере и в средней полосе, осужденными на короткие и длительные сроки и т.д.
Вместе с тем, в психических состояниях людей, лишенных свободы, есть много общего, что позволяет говорить о типических состояниях осужденных.
Наиболее типическими психическими состояниями, свойственными почти всем осужденным, являются состояния ожидания, надежды или безнадежности, обреченности, незащищенности и мнимой защищенности, тоски, скуки, апатии, фрустрации.
Коротко рассмотрим каждое из этих состояний.
Лишенный свободы постоянно находится в состоянии ожидания следствия, суда, вынесения приговора, отправки в исправительное учреждение, изменений условий содержания, освобождения. В этом состоянии происходит заблаговременная настройка человека на предстоящие условия жизни и деятельности. Иногда ожидания бывают тягостными для личности.
Человек в состоянии ожидания характеризуется повышенной, иногда неравномерной напряженностью и обострением психических и физиологических функций. Предстоящее освобождение и радует, и пугает его новизной и неизвестностью обстановки на свободе. Возникает масса вопросов:
как и куда устроиться на работу, как встретит семья или любимая девушка, коллектив, друзья, товарищи, как сложится жизнь?
Особым состоянием лишенного свободы является надежда на лучшее будущее. Она свойственна всем людям, но у осужденного надежда особого рода — это надежда на изменение судьбы в будущем, в основном после освобождения. Надежда — мощный стимул в исправлении личности.
Состояниями, противоположными надежде, являются безнадежность и обреченность — тяжелые состояния, при которых человек иногда утрачивает перспективу и смысл жизни. В таком состоянии осужденные нередко идут на самые тяжелые преступления в колонии. Особенно это присуще осужденным к высшей мере наказания, которым в порядке помилования она была заменена максимальным сроком лишения свободы, а также осужденным, страдающим неизлечимыми болезнями.
Лишенным свободы свойственно и такое состояние, как незащищенность. Пройдя все стадии уголовного процесса в качестве арестованного, обвиняемого, подсудимого, осужденного, то есть человека, к которому общество предъявляет особый спрос за содеянное, он считает себя беззащитным перед органами правосудия. Ему кажется, что они имеют лишь одну цель — сильнее его покарать. В последующем с той же предубежденностью он относится и к воспитателям. Так возникает состояние незащищенности. Рассказы о мнимых карательных притязаниях со стороны сотрудников И У толкают лишенных свободы на «защитные» меры. Одна из таких мер -объединение в микрогруппы. Этой мерой иногда успешно пользуются отрицательно характеризующиеся осужденные, объединяя вокруг себя малые группы отрицательной направленности.
Психическим состоянием, типичным для осужденного, является тоска. По выражению М. Н. Гернета, тоска — «краеугольный камень, фундамент тюремной жизни».
Тоска по дому, свободе, родным, друзьям с особой силой действует на человека, вырабатывает специфическую тюремную походку, своеобразную мимику, вызывает повышенную возбудимость и раздражимость. Особенно остро тоска проявляется в канун различных праздников, семейных торжеств, после получения писем из дома, окончания свиданий и т. д.
От тоски следует отличать скуку — состояние, при котором понижаются внимание и интерес к окружающей действительности. Скука присуща не только осужденным. Но у них она особого рода. Она вызывается как внешними условиями (однообразием жизни в ИУ, отсутствием свежих впечатлений, сенсорным голодом), так и субъективными особенностями личности (бедностью духовной жизни, узостью круга интересов, ограниченностью кругозора).
Скука — неприятное и тягостное состояние, из которого осужденные пытаются выйти различными путями. Одни усилием воли сосредотачиваются на полезной деятельности (познавательной, трудовой и т. п.), другие ищут развлечений, нередко запретных, третьи издеваются над слабыми, четвертые слоняются из угла в угол.
К типическим психическим состояниям осужденных относится апатия — состояние равнодушия, которое вызывается не только однообразием впечатлений, но часто, наоборот, их чрезмерным количеством. Апатия тягостней скуки и порождает пассивность, парализует волю и интеллект. В таком состоянии осужденные становятся безразличными к своей судьбе, не хотят учиться в школе, трудиться, участвовать в коллективной жизни колонии.
Те или иные психические состояния у осужденных, как правило, не выступают изолировано, а проявляются в комплексе. При этом в каждый данный момент преобладает какое-то одно ярко выраженное состояние, подчиняющее себе остальные и одновременно испытывающее их обратное влияние. Так, например, на общем фоне состояния ожидания может временами являться тоска, тревога, а на фоне тоски — состояния нетерпения, апатии и т. д.
Одним из сложных комплексных психических состояний лишенных свободы является фрустрация — состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. Например, при отказе суда в условно-досрочном освобождении. Во фрустрации осужденных объединяются тоска и тревога, безнадежность и обреченность, апатия и др. Фрустрация проявляется по-разному и обуславливает либо особую активность (агрессию, капризность, самоистязания), либо пассивность и бездеятельность человека, в зависимости от силы и субъективной значимости фрустратора.
Все эти психические состояния оказывают существенное влияние на психику, сознание осужденных.
Во-первых, они вносят существенные коррективы в восприятия осужденных. Так, например, в состоянии ожидания искажается восприятие времени: лишенным свободы кажется, что время тянется медленно, и нередко они пытаются убыстрить его течение, «убить время» различными, в том числе и запрещенными играми.
Во-вторых, под влиянием апатии, скуки существенно притупляется память, появляется вялость мысли, навязчивость воображения, рассеянность внимания, что необходимо учитывать при организации обучения осужденных в школе и ПТУ.
В-третьих, ожидание, нетерпение, тревога, тоска нарушают сон человека. Бессонница «растягивает» ночь, психически и физически изнуряет человека, делает его раздражительным, замкнутым, обозленным. Сновидения лишенных свободы становятся беспокойными, тревожными. При бессоннице человека обуревают самые мрачные мысли, болезненно работает его воображение.
В-четвертых, тяжелые психические состояния могут приводить слабовольных осужденных к потере своей индивидуальности. Внешне это проявляется в специфической походке, тусклом взоре, бедности языка. Не случайно, многие осужденные, пробывшие в колонии год и более, становятся похожими друг на друга.
Для воспитателя эти проявления должны служить сигналом дня анализа причин, порождающих тяжелые состояния, и принятия мер по предотвращению нежелательных поступков, обусловленных такими состояниями. Для этого воспитатели должны знать основные способы и средства управления психическими состояниями, которые мы рассмотрим, продолжая изложение вопроса.
Знание причин психических состояний открывает перед воспитателями ИУ возможность управлять этими состояниями, снимать отрицательно влияющие и вызывать, поддерживать и закреплять состояния, положительно влияющие на личность. Однако следует отметить, что усилия воспитателей должны быть направлены не столько на предупреждение возникновения тяжелых состояний (переживание бессонных ночей, ожидание, тоска, тревога, угрызение совести и т. п.), ибо без них утрачивается острота лишения свободы, столько на то, чтобы предупредить возникновение полной безнадежности, безысходной тоски, обреченности, отчаяния, не допустить перерастания глубоких внутренних конфликтов в психические срывы.
Обобщение опыта работы ИУ показывает важность проведения специальной морально-психической подготовки осужденных в целях вызова и активизации у них психических состояний, способствующих исправлению. В результате такой подготовки (во время которой разъясняются условия жизни и требования к осужденному в новых условиях) у осужденных формируется состояние готовности жить в новых условиях, которое благоприятствует быстрому их включению в коллективную и трудовую деятельность.
Снятию отрицательных и формированию положительных психических состояний способствует предупреждение и предотвращение возможных нарушений взаимоотношений среди осужденных, а также между сотрудниками И У и лишенными свободы, умелое разрешение конфликтов среди осужденных.
Способствует вызову нужных состояний установление воспитателем психологического контакта с осужденными, умение расположить их к себе.
Нередко преодоление отрицательных состояний происходит быстрее, если воспитатель окажет какую-то поддержку осужденному в виде конкретного совета или одобрения его действий и поступков, направленных на исправление, а также поощрения за достигнутые успехи и усердие в общественной и трудовой деятельности.
Помогают преодолеть состояния неуверенности, тревоги и робости осужденного перед его освобождением дружеские напутствия, пожелания успешной жизни на свободе, как со стороны воспитателя, так и со стороны коллектива осужденных.
Большое значение в поддержании положительных и снятии отрицательных психических состояний имеет четкая организация труда, учебы, жизни и быта осужденных, их отдыха, культурно-просветительной работы, физкультуры и спорта.
Так, например, несвоевременная доставка осужденных на производственные объекты, необеспеченность сырьем в начале месяца, штурмовщина в конце, излишнее нахождение в строю из-за неорганизованности развода на работу и съема с производства и т. п. часто настолько отрицательно влияют на осужденных, что воспитателям приходится прилагать громадные усилия, чтобы как-то снять, погасить нездоровые настроения, преодолеть разболтанность людей.
В поддержании положительных и снятии отрицательных состояний осужденных важнейшая роль принадлежит личному примеру воспитателей. Как показывает практика, в коллективе, где воспитатели бодры и активны, оптимистически настроены, энергичны, внутренне сосредоточены и внешне подтянуты, у осужденных реже проявляются тоска, скука, апатия.
Управление вызванными или возникшими психическими состояниями включает также их углубление и закрепление.
НАВЕРХ
Общая психология, психология личности, история психологии
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ П.Ф.ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
Главная
ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург»
Программа вступительных испытаний
по специальности.
Направление подготовки «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»
Программа – «Общая психология, психология личности, история психологии»
Объемные требования для вступительного экзамена
- Развитие представлений о предмете психологии.
- Соотношение предмета и метода в психологии.
- Психическое отражение, его особенности. Высшие психические функции.
- Сознание как высшая форма психики.
- Психика и деятельность. Виды и основные составляющие деятельности (потребность, активность, мотив, цель, действие, задача, операция, навык, умение).
- Развитие психики. Критерий психического.
- Периодизация психического развития.
- Психодиагностика, её задачи и области применения. Этические аспекты психологической диагностики.
- Классификация психодиагностических методик.
- Стандартизация психодиагностических методик. Надежность и валидность психологических методик.
- Границы вмешательства практикующего психолога в личную жизнь человека.
- Становление экспериментальной психологии.
- Предметы основных отраслей современной психологической науки (общая психология, социальная психология, возрастная психология, педагогическая психология, психология труда, психолингвистика, дифференциальная психология, психометрия, психофизиология, медицинская психология, специальная психология, история психологии, зоопсихология).
- Основные направления психологической науки (бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология, психоанализ, гештальтпсихология, диалектико-материалистическая психология).
- Значение идей И.М. Сеченова и И.П. Павлова для становления отечественной психологической науки.
- Пороги чувствительности.
- Ощущения: функции, виды, взаимодействие.
- Основные свойства восприятия. Восприятие как система перцептивных действий.
- Развитие памяти в онтогенезе. Методы исследования памяти.
- Виды памяти, её процессы, формы и функции.
- Внимание, его виды и свойства.
- Методы исследования внимания.
- Развитие мышления в онтогенезе: концепции П.Я. Гальперина, Ж.Пиаже, Л.С. Выготского.
- Виды и формы мышления.
- Методы исследования мышления.
- Роль речи в мышлении. Язык и речь.
- Речь и её развитие в онтогенезе.
- Виды, функции и механизмы процесса воображения.
- Воображение и творчество (креативность).
- Эмоциональные процессы, их функции и роль в жизни человека.
- Основные теории эмоций.
- Виды эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия.
- Эмоциональные состояния: страсть, фрустрация, аффект, настроение.
- Защитные механизмы личности и совладающее поведение.
- Сенсомоторные реакции. Психическая регуляция движений: схема управления движениями Н. А. Бернштейна, акцептор действия П.К. Анохина.
- Волевая регуляция деятельности и поведения человека. Структура волевого действия.
- Основные теории воли.
- Основные характеристики и классификации психических состояний.
- Психические состояния (сон, врабатывание, монотония, психическое пресыщение, утомление, стресс, фрустрация) и работоспособность человека.
- Уровни регуляции психических состояний (биохимический, физиологический, психический и социально-психологический). Методы диагностики состояний (наблюдение, опросники, аппаратурные методы).
- Биологическое созревание и психическое развитие.
- Проблема биологического, социального в развитии человека.
- Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность (по Б.Г. Ананьеву).
- Структура личности в отечественных психологических теориях.
- Структура личности в зарубежных психологических теориях.
- Личность в системе отношений (В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский).
- Темперамент, характер и индивидуальный стиль деятельности.
- Свойства темперамента (В.М. Русалов, В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов, Г.Айзенк, Я. Стреляу).
- Интеллект и его структура. Основные интеллектуальные тесты и их возможности.
- Когнитивные стили. Методы их диагностики.
- Дисгармоничность характера по К. Леонгарду и А.Е. Личко. Патологические изменения личности и её деятельности.
- Задатки и способности, развитие способностей. Одаренность, талант, гениальность.
- Общие и специальные способности, методы их диагностики.
- Потребности, мотивы, установки.
- Виды мотивов. Иерархическое строение мотивационной сферы.
- Влияние мотивации на продуктивность деятельности.
- Соотношений понятий самосознание и «Я — концепция».
- Социальные и психологические роли личности. Социальная установка и ее основная характеристика.
- Социализация личности. Референтная группа и процесс социализации.
- Общение как межличностная коммуникация. Вербальные и невербальные характеристики общения.
Рекомендованная литература:
- Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д. Дж. и др. Введение в психологию. М, 2003, 672с.
- Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М. 2003, 672с.
- Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х т. (Учебное пособие) (2006; т1 -448с., т2- 432с.)
- Леонтьев А. Н. Психология деятельности. М., 2003.
- Адлер А. Стиль жизни // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 2002.
- Асмолов А. Г. Психология личности. М., 2001.
- Братусь Б.С. Общая психология. В 7-ми томах, Том 2. Ощущение и восприятие. М.: Академия, 2008.
- Выготский Л.С. Психология. М. 2000, 1008с.
- Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.
- Келли Дж. Психология личности (Теория личностных конструктов). СПб., 2000.
- Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. М., 2000.
- Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб: Питер, 2006, 320с. (Сер.»Мастера психологии»)
- Маклаков А. Г. Общая психология — СПб: Питер, 2001 — 592 с: ил — (Серия «Учебник нового века»).
- Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 639, [1]с.
- Олпорт Г. Становление личности. М., 2002.
- Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 2002.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская СПб: Издательство «Питер», 2000.
- Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. М, 2002.
- Соколова Е. Е. Общая психология. В 7 томах. Том 1. Введение в психологию. М.: Академия. 2008
- Узнадзе Д.Н. Общая психология. 2004, 413с.
- Фаликман М. В. Общая психология . В 7-ми томах. Том 4. Внимание. М.: Академия, 2006, 480 с
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2, перераб. изд. СПб, 2003.
- Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности . СПб: Издательство «Питер», 2003, 608с., (Сер.»Мастера психологии»)
Требование о психическом состоянии в уголовных делах
По большинству преступлений обвинение должно доказать не только совершение подсудимым определенных действий, но и наличие у него определенного психического состояния. Это часто называют элементом «mens rea» («виноватый ум»). В разных уголовных кодексах изложены разные иерархии и определения психических состояний, но в целом подход, сформулированный в Типовом уголовном кодексе, включает четыре основных уровня. Хотя этот модельный закон не имеет обязательной юридической силы, он сформировал современные тенденции в уголовном праве в большинстве государств. Четыре уровня, определенные MPC, от наиболее виновных до наименее виновных: цель, знание, безрассудство и небрежность.
Когда прокурор пытается доказать определенное психическое состояние, он может усилить свою позицию, показав, что у подсудимого был мотив для совершения преступления. И наоборот, обвиняемый может попытаться ослабить версию обвинения, показав, что у него не было мотива. Однако наличие мотива не является обязательным элементом состава преступления.
Цель и знания
Наиболее преступным психическим состоянием при современном подходе является намерение, означающее, что подсудимый сознательно хотел, чтобы наступил определенный результат. Между тем, знание означает, что подсудимый осознавал, что из его поведения практически наверняка последует результат, даже если он, возможно, и не хотел этого результата. Разница между этими психическими состояниями обычно незначительна. Законодатели склонны считать, что человек, который делает что-то, зная, что это приведет к результату, может также хотеть этого результата и заслуживает такого же порицания, как если бы он это сделал.
Более традиционное различие между общим и конкретным намерением остается актуальным в некоторых государствах. Верховный суд США отметил, что «цель» в соответствии с MPC по существу приравнивается к конкретному намерению, а «знание» по существу приравнивается к общему намерению. Однако суды по-разному интерпретируют различие между этими формами умысла.
Некоторые распространенные средства защиты по уголовным делам могут использоваться для отрицания цели или требования к знаниям. Например, человек, который ошибочно полагал, что имущество, в краже которого его обвиняют, было его собственным, может использовать защиту фактической ошибки, чтобы снять обвинение в краже. Обычно для этого требуется намерение навсегда лишить кого-либо его имущества.
Безрассудство и небрежность
Иногда подсудимый может быть осужден, даже если он не хотел добиться определенного результата или знал, что это произойдет. Безрассудство обычно означает, что ответчик осознавал существенный и неоправданный риск причинения вреда, но сознательно предпочел игнорировать этот риск. Риск не обязательно должен быть вероятным или даже вероятным, что отличает безрассудство от знания. Напротив, небрежность обычно означает, что ответчик не осознал существенный и неоправданный риск, который он должен был признать. Даже если они на самом деле не знали о риске, они все равно могли быть привлечены к уголовной ответственности. Хотя это наименее виновное психическое состояние, в некоторых случаях халатность может привести к обвинению в совершении уголовного преступления, например, в убийстве по неосторожности, когда неосторожное поведение ответчика привело к смерти кого-то еще.
Халатность также является распространенным принципом во многих гражданских процессах, таких как дела о телесных повреждениях. Однако небрежность в гражданском деле предполагает любое отклонение от стандарта осторожности, которому соответствовало бы разумное лицо. В уголовном деле небрежность, как правило, связана с «грубым отклонением» от стандарта. Прокурор в уголовном деле также должен соответствовать гораздо более высоким стандартам доказывания, чем истец в гражданском деле. Тот факт, что кто-то признан небрежным в судебном процессе о телесных повреждениях, поэтому не означает, что он будет признан небрежным и, следовательно, виновным в уголовном процессе, основанном на тех же событиях.
Строгая ответственность
Некоторые преступления не требуют доказательства элемента психического состояния. Это означает, что подсудимый может быть осужден даже в том случае, если он не имел злых намерений и действовал с должной осторожностью. Строгая ответственность облегчает прокурору вынесение обвинительного приговора и сужает возможные средства защиты. Большинство преступлений со строгой ответственностью относительно незначительны, например, некоторые правонарушения, связанные с дорожным движением и алкоголем, но есть несколько исключений. Некоторые ученые-правоведы критикуют использование строгой ответственности, потому что это кажется несправедливым по отношению к ответчику, в то время как другие ответили, что мягкие наказания за большинство этих преступлений смягчают потенциальную несправедливость.
Примером преступления строгой ответственности, которое может привести к серьезным последствиям, является изнасилование, предусмотренное законом. Многие штаты налагают суровые наказания на тех, кто вступает в сексуальные отношения с несовершеннолетними до определенного возраста, даже если несовершеннолетний солгал о своем возрасте и даже если ответчик имел разумные основания полагать, что несовершеннолетний достиг возраста согласия.
Уголовное право Содержание
Как улучшить свое психическое состояние для ежедневной высокой производительности
Если вы не жили под скалой, вы видели или слышали, как высокоэффективные люди доводят себя до пикового психического состояния с помощью утренней рутины.
Возможно, вы пробовали эти утренние ритуалы, но давайте будем реалистами.
Сколько из нас ежедневно идеально выполняют эти ритуалы? Немного.
Кроме того, не существует универсальной утренней рутины, которая подходит всем.
Итак, вместо того, чтобы слепо следовать утренней рутине «успешного» человека, давайте воспользуемся альтернативным подходом.
В этом посте я дам вам список психических состояний, которые вы можете использовать в течение дня, чтобы вы тоже могли стать лучшим исполнителем, не зацикливаясь на идеальной утренней рутине.
5 книг, которые изменят ваше…
Включите JavaScript
5 книг, которые изменят ваш подход к личному развитию
Эти состояния помогут вам определить разницу между различными психическими состояниями, чтобы вы могли управлять свою энергию и предотвратить выгорание.
Что такое психическое состояние
В психологии и философии психическое состояние определяется как состояние бытия, которое заставляет вас чувствовать или думать определенным образом.
Таким образом, измененное психическое состояние помогает вам переключать свое психическое состояние в соответствии с поставленной задачей. В результате вы чувствуете себя синхронизированными и энергичными, чтобы работать на пике своих возможностей.
Три самые большие ошибки, которые люди совершают, которые выводят их из пикового психического состояния:
- Слишком долгое пребывание в одном психическом состоянии.
- Попытка втиснуть два или несколько состояний бытия одновременно.
- Пропуск важного психического состояния (из 5 психических состояний, упомянутых далее в статье)
Вы можете избежать этих трех ошибок, делая регулярные (и стратегические) перерывы, сосредотачиваясь на одном моменте и расставляя приоритеты для каждого психическое состояние.
Например, , если вы сделаете перерыв для проверки социальных сетей между приступами сосредоточенной работы, это снизит вашу производительность, потому что это изменит ваше психическое состояние из сосредоточенного состояния в пассивное состояние потребления.
Другим примером неправильного выполнения является планирование и работа одновременно. Эти два действия требуют разных состояний, поэтому их лучше разделить.
Последний пример не ставит точку в ваших рабочих часах, поэтому вы не перезаряжаете себя, используя другие психические состояния.
Теперь, когда мы понимаем, что такое психическое состояние, и знаем, какие самые большие ошибки совершают люди, давайте углубимся в список психических состояний, которые сделают вас высокоэффективным.
5 психических состояний для высокой производительности на работе и в жизни
1. Потоковое состояние сознания для работы
Есть только один способ достичь зоны концентрации во время работы. Это чтобы войти в состояние потока.
Состояние потока требует четких целей, немедленной обратной связи и баланса между воспринимаемым умением и воспринимаемым вызовом.
Но прежде чем даже достичь потока, вам нужно устранить все отвлекающие факторы, чтобы вы могли оставаться в потоке в течение длительного периода времени . Не имеет значения, если вы достигнете состояния потока, когда не можете оставаться в нем, потому что это не поместит вас в зону.
Когда вас ничего не отвлекает, вам следует избегать беспокойства или скуки, чтобы достичь оптимальной зоны возбуждения.
Высокая сложность и низкие навыки вызывают тревогу, а низкая сложность и высокие навыки вызывают скуку.
Много раз вам придется выполнять скучные или слишком сложные для вас задачи. Но если вы хорошо управляете своим уровнем возбуждения, в большинстве случаев вы можете войти в состояние потока.
Некоторые идеи для повышения возбуждения при выполнении скучных задач:
- Слушайте музыку для фокусировки (попробуйте Focus@Will)
- Установите себе крайний срок
- Сделайте задачу более сложной или увлекательной
Несколько идей по уменьшению возбуждение при выполнении сложных задач:
- Возьмите (или попросите) больше времени, чтобы сделать это
- Разбейте задачу на более мелкие части
- Снизьте ожидания, пока вы не станете лучше
2.
The Learning StateЧто общего у Билла Гейтса, Илона Маска, Джека Ма, Уоррена Баффета и Опры Уинфри?
У всех есть час обучения или чтения в будние дни. Они называют это правилом 5 часов , согласно которому они посвящают обучению 5 часов в неделю. Ясно, что они делают что-то правильное, чему мы все можем научиться.
Целенаправленное обучение — это все, что вам нужно, чтобы оставаться на вершине своей игры в любой отрасли, потому что обучение на протяжении всей жизни — это новый навык выживания в этом столетии. Если ты не учишься, ты падаешь.
Tweet
Связанный: Лучшие средства непрерывного обучения, которые я рекомендую
Но вы должны избегать пассивного обучения и вместо этого практиковать активное обучение . Вы можете сделать это, внимательно читая, делая заметки, выделяя, проверяя себя, получая обратную связь, используя интервальные повторения и мнемонику, чтобы запомнить то, что вы узнали, и так далее.
Если вы хотите сохранить больше того, что вы узнали, вы также можете выйти за рамки «получения» информации и учиться, участвуя и делая.
Кокчаров – собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=44917532В этой статье я больше говорил о превращении знаний в мудрость и о создании личный план развития здесь.
3. Мыслительное состояние
Мы все думаем. Но лишь немногие знают, как использовать силу нашего мышления.
Большинство людей злоупотребляют своей мыслительной силой, думая негативно, размышляя, осуждая, вредя себе, ненавидя, обижаясь и так далее.
Некоторые из лучших использования мышления приводятся в формах , рассматривающих , , допросы , , проводя мыслительные эксперименты , , решающие проблемы , принятие решений , Планирование , , отражая , , планирование , . мозговой штурм , мечтание , переосмысление , выражение , и т. д.
Эти инструменты мышления могут помочь вам достичь позитивного состояния ума и добиться оптимальной производительности для выполнения правильных действий, когда придет время действовать.
Для улучшения мышления требуется использование ментальных моделей , творчества , благодарности и так далее. Для начала вы можете расширить свое мышление изучением философии и психологии . Вы также можете прочитать мою статью о повышении качества ваших мыслей.
4. Медитация или состояние осознанности
Когда дело доходит до медитации и осознанности, меня вдохновляют животные.
Посмотрите на них, кажется, что они все время в настоящем моменте. Когда кто-то охотится на них, они дерутся или бегут. Вскоре после этого они возвращаются к нормальной жизни, снова едят или охотятся за едой, как будто ничего не произошло.
Осознанное питаниеКонечно, вы не безмозглое животное, которое не думает. И я даже не прошу вас все время жить настоящим моментом, потому что вам нужны другие психические состояния, чтобы процветать как человеку. Но мы можем использовать животных как источник вдохновения, чтобы вернуться в настоящий момент.
Найдите время, чтобы ничего не делать, а просто быть. Сядьте в тишине, сделайте глубокий вдох, полюбуйтесь природой или займитесь любой формой медитации, которая вам нравится.
Вы можете медитировать, чтобы прояснить голову утром, расслабиться вечером или осознать свои мысли и эмоции в течение дня. Он также действует как мощная перезарядка мозга в любое время, когда вы чувствуете умственную усталость, подавленность, стресс или подавленность.
5. Состояние сна
Последнее психическое состояние, которое вам нужно, — это хороший глубокий сон.
Прошли те времена, когда вы могли похвастаться тем, как мало выспались прошлой ночью. Сегодня ясно, что ни один здравомыслящий человек не захочет намеренно мало спать.
Tweet
В своей книге «Почему мы спим» Мэтью Уокер делает забавное (но верное) заявление о сне:
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПРОРЫВ! Ученые открыли новый революционный метод лечения, который продлевает жизнь. Это улучшает вашу память и делает вас более творческим. Это делает вас более привлекательным. Это держит вас стройными и снижает тягу к еде. Он защитит вас от рака и деменции. Он защищает от простуды и гриппа. Это снижает риск сердечных приступов и инсультов, не говоря уже о диабете. Вы даже почувствуете себя более счастливым, менее подавленным и менее тревожным. Вам интересно?»
Мэтью Уокер
Помимо всех других преимуществ, хороший ночной сон заряжает ваши батареи для высокой производительности труда. Вы не ожидаете, что ваш телефон будет работать без подзарядки, так почему вы ожидаете этого от себя? Вывод: сон — это секрет максимальной производительности.
Чтобы улучшить качество своего сна, вы можете начать с этих советов по сну.
Станьте своим собственным высокоэффективным тренером (или наймите его)
Вам нужен баланс этих психических состояний, чтобы работать на оптимальном уровне. Большинство людей никогда не раскрывают свой истинный потенциал, потому что не оптимизируют свое психическое состояние. Как обсуждалось ранее, вы можете избежать трех самых распространенных ошибок, которые совершают люди, следуя этим советам: 9.0003
- Нажать на тормоз после слишком долгого пребывания в ментальном состоянии (делать стратегические перерывы).
- Оставайтесь в одном ментальном состоянии одновременно (не смешивайте их).
- Не пропустите ни одно из пяти психических состояний (отдайте им приоритет).
Чтобы по-настоящему оптимизировать свою работу и жизнь для достижения высоких результатов, вы можете либо нанять высокоэффективного тренера , либо использовать самостоятельные эксперименты и самоотчетность, чтобы найти собственное оптимальное сочетание пяти психических состояний:
- Состояние потока (от 3 до 6 часов глубокой сосредоточенной работы)
- Состояние обучения (от 30 до 90 минут)
- Состояние мышления (при необходимости)
- 9004 Состояние осознанности (по мере необходимости в течение дня или сеанс продолжительностью от 5 до 60 минут)
- Состояние сна (от 7 до 9 часов качественного сна)
Высокоэффективный коучинг предназначен не только для оптимизации вашего дня, но и он охватывает все необходимое, включая питание , упражнения , стресс , восстановление и производительность .