Динамика психических состояний и самооценки подростков в процессе коррекции проблемной внешности // Психология телесности: теоретические и практические исследования
‘; for (var i = 0; iРубрика издания: Телесность: возрастные особенности восприятия
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Васильева Т.Н. Динамика психических состояний и самооценки подростков в процессе коррекции проблемной внешности // Психология телесности: теоретические и практические исследования.
Фрагмент статьи
Психология состояний как важная отрасль современной психологической науки недостаточно изучена как у нас в стране, так и за рубежом.
Психические состояния, являясь отражением всей психики в целом и доминирующего в данный отрезок времени определенного компонента психики, выполняют роль связующего звена между психическими процессами и свойствами личности. Следует назвать имена Н.Д. Левитова, А.О. Прохорова, Ю.
Е. Сосновиковой, Л.В. Куликова, В.А. Ганзена, Е.П.Ильина и многих других отечественных исследователей, внесших существенный вклад в решение проблем описания, диагностики и регуляции состояния.Полный текст
Психология состояний как важная отрасль современной психологической науки недостаточно изучена как у нас в стране, так и за рубежом. Актуальность проблемы определяется не только недостаточной разработанностью теоретических и прикладных аспектов психологии состояний, большой их значимостью, но и новыми требованиями социальной среды к саморегуляции личности. Теоретические и прикладные проблемы функциональных состояний рассматриваются чаще всего в психофизиологии, психологии труда, эргономике. Однако в общей психологии они рассматриваются значительно реже. Этого нельзя сказать об эмоциональных состояниях. В психологической литературе есть раздел «Эмоции и чувства», но нет разделов психические и функциональные состояния, не говоря о психологии состояний, которая должна быть наравне с психологией личности, деятельности, общения и др.
Психические состояния, являясь отражением всей психики в целом и доминирующего в данный отрезок времени определенного компонента психики, выполняют роль связующего звена между психическими процессами и свойствами личности. Следует назвать имена Н.Д. Левитова, А.О. Прохорова, Ю.Е. Сосновиковой, Л.В. Куликова, В.А. Ганзена, Е.П.Ильина и многих других отечественных исследователей, внесших существенный вклад в решение проблем описания, диагностики и регуляции состояния.
Одним из малоизученных вопросов является проблема изучения психических состояний в возрастном аспекте – их место и роль в развитии и формировании личности человека, влиянии на ведущий тип деятельности на определенном возрастном этапе. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике подростка и юноши, свидетельствуют о широких возможностях их развития на данном возрастном этапе.
В нашем исследовании принимали участие подростки и люди зрелого возраста, имеющие проблемную внешность и обратившиеся в косметологический кабинет за помощью. В психологическом плане нам было интересно исследовать не только динамику их психических состояний в процессе коррекции проблемной внешности, но и их самооценку.
Самооценка – наиболее существенная сторона личности. Она определяет притязания личности, ее жизненные идеалы, направленность, взаимоотношения между людьми, эффективность деятельности. Поэтому достаточно интересной представляется возможность проследить, какую роль самооценка играет в становлении личности в наши дни. Самооценка и критичность к результатам деятельности у подростков и юношей с низкой самооценкой личности достаточно затруднены. Но можно изменить его настроение.
Хорошее настроение оказывает мощное воздействие на поведенческие процессы и мышление. В хорошем настроении проявляется больше позитивных действий, как в своем собственном поведении, так и в поведении других. Это может повысить или понизить самооценку, изменить его образ себя, повлиять на психические состояния.
Для этого необходимо знать не только принципы развития самооценки личности и психического состояния, но и изменения ее в подростковом и юношеском возрасте в процессе коррекции проблемной внешности.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования результатов в работе психологической службы, при косметических клиниках, в работе школьных психологов, для лечения дисморфофобии и других неврозов.
Цель работы: изучить особенности изменения психических состояний и самооценки личности (в периоды – подростковом, юношеском и ранней взрослости), в процессе коррекции проблемной внешности.
Для достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по проблемам психического состояния, самооценки личности;
Определить тенденции изменения психического состояния и самооценки личности в подростковом, юношеском периодах и взрослом периоде, в процессе коррекции проблемной внешности;
Провести анализ полученных данных и интерпретацию результатов.
Предмет исследования: особенности изменения психического состояния и самооценки личности в процессе коррекции проблемной внешности.
Рабочая гипотеза: в процессе коррекции проблемной внешности динамика психических состояний и самооценки личности наиболее выражена в подростковом возрасте.
Методы и методики исследования. Для изучения самооценки личности была применена процедура ранжирования. Данная методика является модификацией методики С.А.Будасси, который предлагал использовать не 20, а 50 слов – черт личности. Существует несколько модификаций данной методики (Марищук В.Л., Реан А.А., Сосновский Б.А.).
Психические состояния изучались с помощью «Рельефа психического состояния личности». Данная методика разработана профессором А.О.Прохоровым. Методика изучает основные стороны психического состояния: психические процессы, физиологические реакции, переживания и поведения. В основе методики находятся представления об иерархической организации психического состояния и его основных составляющих. Прикладное значение методики заключается в том, что каждое состояние, переживаемое субъектом, может быть оценено со стороны его компонентов, их интенсивности проявлений и изменений.
Процедура исследования. В исследовании принимали участие клиенты косметического кабинета. Общий объем выборки составил 105 человек.
Для нас важным было то, что эти испытуемые считают свою внешность проблемной и поэтому посещают косметический кабинет.
Испытуемые были разделены на три группы:
Подростки 13-15 лет
Юноши 16-19 лет
Взрослые 20-35 лет
Исследование проводилось двукратно, до начала лечения проблемной кожи и через 1 месяц после начала лечения.
Во время первого исследования испытуемым предлагалось оценить свое психическое состояние и самооценку на первичном приеме у косметолога, до начала лечения проблемной внешности.
Вторым шагом исследования является проведение лечения проблемной внешности (угревой сыпи, например) в условиях косметического кабинета. После проведения коррекции проблемной внешности мы провели повторно диагностику испытуемых на выявление психического состояния и самооценки личности, также попросили оценить свою внешность.
Третьим шагом исследования является статистическая обработка полученных результатов. Здесь, мы сравниваем результаты диагностики испытуемых до и после проведения коррекции проблемной внешности, используя методы математической статистики.
Выводы. Гипотеза, выдвинутая вначале работы, что в процессе коррекции проблемной внешности динамика психических состояний и самооценки личности наиболее выражена в подростковом возрасте, подтвердилась полностью.
В ходе исследования нами были получены следующие выводы:
1. Проведя теоретический анализ, мы выявили, что проблема психических состояний недостаточно изучена, положительные эмоциональные и интеллектуальные состояния у подростков часто не носят сознательного характера и вызываются внешними причинами, какой-либо ситуацией. Психические состояния, порождаемые различными видами общения и деятельности у подростков, сами сильно влияют на их поведение. Трудовая деятельность взрослого в целом снимает и выравнивает напряженность и колебания в психических состояниях, наблюдаемые у подростков и в юношеском возрасте.
2. В процессе коррекции проблемной внешности в подростковой группе изменились показатели самооценки, она повышается, становится более адекватной. В психических состояниях наблюдается динамика по всем показателям: обострение чувствительности к внешним воздействиям, улучшение способности к сосредоточению, можно отметить выраженную динамику в переживаниях, подростки стали более веселыми, оптимистичными, бодрыми, поведение стало более открытым, адекватным, уверенным.
3. В юношеской группе, в процессе коррекции проблемной внешности, изменились показатели самооценки, она также повышается, становится более адекватной. В психических состояниях также наблюдаются изменения, но только по шкалам «переживание» и «поведение». Юноши и девушки стали более оптимистичные, активные, бодрые, в поведении наблюдается раскованность, последовательность, адекватность и открытость.
4. При рассмотрении рельефа психических состояний и показателей самооценки, в группе взрослых испытуемых, при первом и втором исследовании динамики не обнаружено. У них на психические состояния и самооценку проблемная внешность не оказывает сильного влияния, т.к. скорее всего, семья и трудовая деятельность снимает и выравнивает напряженность и колебания психических состояний и самооценки, наблюдаемые в подростковом и в юношеском возрасте.
5. Взаимосвязь психических состояний и самооценки личности с проблемной внешностью, отслеженная в подростковой группе, показывает наличие положительной значимой корреляционной связи показателей самооценки с психическими состояниями. До лечения с показателями «четкость, осознанность восприятия», «особенности представления», «речь», «внимание», «температурные ощущения», «состояние слизистой оболочки рта», «грустность – оптимистичность», «пассивность – активность», «напряженность – раскрепощенность», «импульсивность – размеренность» и «закрытость – открытость».
После лечения с показателями «четкость, осознанность восприятия», «внимание», «состояние слизистой оболочки рта» и «расслабленность – напряженность» так же была обнаружена положительная корреляционная связь. Самооценка наиболее тесно взаимосвязана с одним из 4 – х параметров психических состояний: психические процессы. По остальным показателям связь незначительная.
Таким образом, можно заключить, что динамика психических состояний и самооценки личности в процессе коррекции проблемной внешности наиболее выражена в подростковом возрасте.
Васильева Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе Института экономики, управления и права, Россия, e-mail: [email protected]
Метрики
Просмотров
Всего: 5175
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 8
1.3. Психические состояния тренера и психоанализ процессов воспитания и обучения
1.3. Психические состояния тренера и психоанализ процессов воспитания и обучения1.3. Психические состояния тренера и психоанализ процессов воспитания и обучения
Степень готовности тренера к деятельности определяется его профессиональными знаниями, умениями, навыками, а также совершенствованием психических процессов, состояний и свойств личности. Особенно влияют на готовность к деятельности психические состояния.
Психическое состояние — сложное образование, в котором можно выделить интеллектуальную, эмоциональную и двигательную стороны [4].
Интеллектуальная сторона определяется степенью осмысленности тех или иных педагогических действий тренера и сосредоточенностью внимания на них, мысленным проектированием предстоящей работы, выделением её важнейших моментов (оздоровительных, образовательных, воспитательных задач), прослеживанием последовательности действий и мысленным распределением своих сил в предстоящей работе.
Эмоциональная сторона выражается в положительных (бодрости, уверенности, любознательности, радости, энтузиазме) или отрицательных эмоциях (усталости, вялости, подавленности, угнетённости, апатии).
Двигательная сторона проявляется в чёткости, точности, быстроте и целесообразности или же медлительности, нечёткости, суетливости действий и движений [4].
Психическое состояние связано с психическими процессами и свойствами личности. Из психических процессов они возникают, в свойствах личности закрепляются. Психические процессы, повторяясь, перестраиваясь, закрепляясь, как бы генерируют различные состояния. Состояния же могут внедряться в свойства личности, в черты характера. Они начинают играть заметную роль в психической жизни личности, накладывая существенный отпечаток на её содержание, а следовательно, и на поведение человека. Поэтому тренер, который умеет учитывать состояния подростков может значительно повысить свое воспитательное влияние на них.
Психические состояния человека многообразны, как и условия, которые их вызывают. У тренера они могут очень сильно проявляться и влиять на результат его деятельности.
Все психические состояния, которые испытывает тренер, можно объединить в 4 группы: активные положительные психические состояния, пассивные положительные психические состояния, активные отрицательные психические состояния, пассивные отрицательные психические состояния [9]. Выделяя эти группы психических состояний, учитывалось их влияние на качество практической деятельности тренера в работе с юными спортсменами [10].
В активном положительном психическом состоянии тренер жизнерадостен, бодр, внимание у него сосредоточено, движения энергичные, четкие, он быстро принимает обоснованные решения. Это состояние психической и творческой готовности к предстоящей педагогической деятельности.
В пассивном положительном психическом состоянии тренер в целом положительно относиться к выполняемому делу, но недостаточно собран, мобилизован, не очень подвижен, его внимание не совсем устойчиво, движения нечеткие. Внезапная смена обстановки, неожиданные вопросы могут вызвать у него временное замешательство и заминку.
В активном отрицательном психическом состоянии тренер, имея предубеждение к делу или условиям его выполнения, все же оживлен. Однако его внимание не сосредоточено, движения хотя и быстрые, но недостаточно организованные, в действиях он спешит, поэтому часто ошибается. В подобном состоянии тренер может под влиянием неожиданных факторов допустить срыв, внезапно потерять работоспособность.
В пассивном отрицательном психическом состоянии тренер настроен неохотно к предстоящей работе, вял. Движения медленные, нечеткие. В подобном состоянии деятельность тренера становится малоэффективной.
Положительные психические состояния при правильной саморегуляции и самоконтроле могут закрепляться и становиться устойчивыми личностными особенностями тренера.
Зависимость качества педагогической деятельности тренера в работе с юными спортсменами от его психических состояний показана в табл. 1.
Психическое состояние | Качество деятельности тренеров разных уровней мастерства | ||
Высокого | Среднего | Низкого | |
Активное положительное | +0,632 | +0,432 | +0,197 |
Пассивное положительное | +0,216 | +0,352 | +0,153 |
Активное отрицательное | — | -0,242 | -0,322 |
Пассивное отрицательное | — | -0,257 | — |
Табл. 1 – Зависимость качества педагогической деятельности тренера в работе с юными спортсменами от его психических состояний
Качество деятельности выражено в индексе удовлетворенности. Общий индекс удовлетворенности вычисляют по следующей формуле. Различной степени удовлетворенности придаются условные численные значения от +1 до -1; +1 (а) – максимум удовлетворенности; +0,5 (b) – удовлетворенность; 0 (с) – неопределенное и безразличное отношение; -0,5 (d) – неудовлетворенность; -1 (е) – максимум неудовлетворенности.
Например, из 100 тренеров максимально удовлетворены своей деятельностью 30, удовлетворены 20 человека, не удовлетворены – 5, максимально не удовлетворены тоже 5 и неопределенно, безразлично относятся к ней 40 человек, то общий индекс удовлетворенности составит: ((30(+1) +20(+0,5)+40(0)+5(-0,5)+5(-1)):100=0,325
Перед тем как перейти к психоанализу процессов воспитания и обучения, необходимо дать определение, кто же является, в сущности, юным спортсменом.
Юный спортсмен — лицо в возрасте до 18 лет, систематически занимающееся спортом и выступающее на спортивных соревнованиях [32].
Психологический смысл единства обучения и воспитания юных спортсменов заключается в том, что на основе определенной суммы знаний, умений и навыков необходимо обеспечить развитие в процессе обучения направленности личности, характера, спортивных способностей подростков, их мировоззрения, высоких моральных чувств, интеллектуальных способностей, эстетических потребностей и вкусов, физических качеств. Закономерности развития личности юного спортсмена требуют определенного способа и методов руководства процессом обучения и воспитания: воспитание должно укреплять стремление к самовоспитанию, обучение должно быть развивающим.
Чтобы сформировать активную самостоятельную личность с высокими интеллектуальными и творческими возможностями, тренер должен строить учебно-воспитательную работу с юными спортсменами, основываясь на данных психологии [14].
Педагогическая система «тренер – детский спортивный коллектив» формирует не только спортивные знания у юных спортсменов, но и их духовный мир. Сформировать личность подростка можно лишь в атмосфере творческого поиска, в процессе развития деятельности, ее усложнения, обусловленного развитием психики ребенка [10]. Поэтому решать воспитательные задачи можно, лишь опираясь на непосредственно закономерности и динамику человеческой деятельности.
При построении системы воспитательных действий необходимо учитывать особенности различных видов деятельности, в которые включен юный спортсмен, их значение, содержание и объем. Все типы ведущей деятельности ребенка можно разбить на две группы. В первую войдут те, в которых дети усваивают по преимуществу задачи, мотивы и нормы отношений между людьми. У спортсменов развивается, в первую очередь мотивационная среда. Во вторую группу входят деятельность по усвоению общественно выработанных способов действий с объектами материальной и духовной культуры. Здесь у них преимущественно формируются интеллектуальные, познавательные способности. Таким образом, периоды преимущественного развития потребностей и мотивов деятельности закономерно чередуются с периодами преимущественного развития познавательных способностей [10].
Специальная организация ведущего типа деятельности выступает как основное условие, благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребенка, на формирование у него в процессе этой деятельности требуемой иерархии потребностей, мотивов и целей.
Воспитание, оказываемое на нас любым событием в жизни, справедливо отмечал известный советский психолог С. Л. Рубинштейн, всегда обусловлено тем, что мы до того пережили и передумали, какую внутреннюю работу проделали [13].
Внешние воздействия влияют на человека через его мысли, чувства, настроение, опыт. Поэтому эффективным будет такое педагогическое влияние, которое учитывает индивидуальные качества, мотивы и психические состояния подростков.
Внутренние причины развития личности юного спортсмена – особенности его психики, мотивы поведения и индивидуальные качества, проявляясь и изменяясь, закономерно развивают личность подростка. Воспитательное воздействие может только ускорить или замедлить последовательность отдельных этапов развития.
Отдельные психические процессы и качества, хотя и являются взаимосвязанными, у разных подростков развиваются разными темпами. Поэтому результаты воспитания и обучения в детской спортивной команде в большой мере зависят от индивидуальных качеств и отношения подростков к избранному виду спорта, к коллективу и себе. Следовательно, подготовка юного спортсмена с определенными качествами требует создания не только оптимальных внешних, но и внутренних условий, учета внутренних закономерностей развития личности подростка. Это – необходимая предпосылка и черта планомерного воспитания и обучения [10].
Учёт возрастных и других особенностей юных спортсменов позволяет добиваться единства качественного обучения (знания, навыки, умения) и воспитания (мировоззренческое и нравственное развитие, укрепление воли, физических качеств) [14].
При этом необходимо программировать не только учебно-воспитательный материал, но и деятельность ребёнка с целью формирования определённых качеств и свойств личности, чтобы приобретённые спортивные и общественно-политические знания, умения, навыки и свойства он мог применять не только в команде, но и в школе, работая инструктором по спорту, судьей, организатором пионерской спортивно-массовой работы [14].
Тренер, который хочет успешно обучать и воспитывать, должен знать суть этого процесса, уметь им управлять. Учитывая состав детской спортивной команды, индивидуальные особенности подростков, их отношение к овладению конкретным видом спорта, тренеры находят способы и приемы учебно-воспитательной работы, выбирая наилучшие педагогические решения [11].
В воспитательные и спортивные ситуации надо вносить элементы разнообразия, и творчества, чтобы система упражнений, с которыми подросток познакомился еще в начале занятий спортом, воспринималась им в новом аспекте. Очень важно, чтобы воспитательную нагрузку несли не только учебные занятия, но и все ситуации, в которых проявляется спортивная умелость воспитанников – соревнования, турниры и.т.п. [3].
Основные виды спортивной деятельности всегда связаны с определенными двигательными действиями – физическими упражнениями, которые направлены на решение задач физического воспитания (развитие и совершенствование физических качеств юного спортсмена). Одновременно физические упражнения способствуют совершенствованию и морально-волевых качеств личности. В связи с этим физические упражнения должны стать предметом специального психологического исследования и изучения: без точного анализа и психологических основ физических упражнений нельзя разработать рациональные методы обучения и воспитания.
Спортивная подготовка подростков – многокомпонентная система. Назначение и место каждого компонента этой системы должны быть глубоко осознаны тренером. Стимулируя стремление к выполнению все усложняющихся задач, привлекая подростков к систематической тренировке, разъясняя ее значение, создавая условия для оценочных действии, требующих анализа обстановки и принятия самостоятельного решения, тренер ведет направленное воспитание [1] .
Большое значение для эффективного обучения и воспитания имеет информация о различных сторонах развития личности подростка.
К сожалению, чаще всего тренер имеет сведения о спортивных занятиях, уровне сформированности спортивных умений и навыков юного спортсмена, но почти ничего не знает о проявлении более глубоких психологических особенностей его личности: направленности, мотивации, темпераменте, характере и спортивных способностях, сформированности конкретных спортивных умений. А ведь изучение именно этих особенностей, учет их роли в спортивной деятельности подростков в значительной мере определяет успех учебно – воспитательной работы в детской команде.
Направленность – одно из важнейших свойств личности юного спортсмена. Изучение ее как системы установок, мотивов, ценностных ориентации, интересов и идеалов позволяет характеризовать отношение подростка к избранному виду спорта. Отношение к спорту, в свою очередь определяет активность подростка во время тренировки, в овладении конкретным видом спорта [10].
Удовлетворенность спортивными занятиями, интерес к ним, регулярность и целеустремленность подготовки – критерии адаптации подростков к учебно-тренировочному процессу. Изучение отношения юных спортсменов к занятиям показало:
1) подростки адаптируются к занятиям тех тренеров, которые имеют устойчивую ориентацию на достижение юными спортсменами высоких спортивных результатов, преемственность в работе спортивных команд, которыми они руководят, на верность своей профессии;
2) успешность управления процессом адаптации юных спортсменов зависит от устойчивости взаимодействия воспитательной и спортивной направленности тренера;
3) характер спортивных интересов подростков влияет на адаптацию к их учебно-воспитательному процессу и на успешность их спортивной деятельности [10].
Психологические потребности в занятиях спортом у подростков проявляются в потребности в физическом совершенствовании, призвании, достижениях, честолюбии, стремлении показать себя, проявлять власть над другими, командовать другими и подчиняться им, потребности в общении и установлении эмоциональных связей. Большинство видов спортивной деятельности позволяет в различной степени удовлетворить эти потребности.
Для предотвращения снижения у юных спортсменов мотивации достижений и уровня притязаний тренеру необходимо: уметь соотносить характер и силу мотивации со значительностью предстоящих соревнований; регулировать уровень притязаний подростков в соответствии с успехами и неуспехами в тренировке и соревнованиях, силой конкурентов, самооценками спортсменов; подбирать строго индивидуальные способы стимуляции мотивов [29].
Управляя силой мотивации юных спортсменов и их притязаниями на достижение определенных результатов, нужно учитывать уровень умелости спортсменов, свойства их нервной системы, особенности характера [3].
Формированию у юных спортсменов правильной мотивации, повышению уровня мотивов достижения и притязаний, созданию важных нравственных и моральных установок, стремлению к самовоспитанию и самоуправлению способствует система так называемых неформальных собеседований. Во время таких бесед, которые проходят обычно до и после тренировки, в процессе предсоревновательной настройки, в перерывах между выступлениями, тренер рассказывает о передовой технике и тактике, системе подготовки лучших спортсменов мира, определяет цели спортивной деятельности, пути преодоления трудностей в состязаниях, выполнения личных и общественных обязанностей, правил внутреннего распорядка, и.т.д.
В зависимости от специфики спортивной деятельности тренер должен формировать у юного спортсмена не только комплекс необходимых физических, но и психических качеств. Так, если боксер должен обладать готовностью к риску, самообладанием, решительностью, то бегуну на длинные дистанции необходимы настойчивость, целеустремленность, гимнасту – четкая координация движений, психическая выносливость и т. п. Следовательно, чтобы юный спортсмен достиг высоких спортивных результатов, тренеру необходимо знать особенности того или иного вида спорта и требования к личности юного спортсмена, его психическим качествам и уровню их совершенства. Тренировка должна способствовать развитию личности юного спортсмена.
В процессе обучения и воспитания юных спортсменов на всех этапах важное значение имеют прогнозирование и диагностика [21].
Прогнозирование позволяет оптимизировать процесс обучения юных спортсменов, а также определять перспективность подростка в том или ином виде спорта. Оценить способности юного спортсмена можно, непосредственно изучая его количественные и качественные показатели в конкретном виде спорта и сопоставляя показатели в конкретном виде спорта и сопоставляя показатели его результативности с нормативными показателями уровня физического развития для данного возраста. Такая оценка всегда содержит элементы прогноза спортивных способностей, т.е. предполагаемый уровень их проявления. Прогнозировать способности, например, важно перед началом спортивного сезона. В этом случае прогнозирование становится специальной задачей тренера.
Предметом психологической диагностики должны быть способности: быстро и правильно ориентироваться в окружающей среде и постоянно меняющихся ситуациях на состязаниях, быстро и правильно перерабатывать информацию в ходе состязаний, эффективно мыслить в условиях крайнего дефицита времени, быстро и правильно реагировать на внезапно возникающие раздражители, сохранять стабильными психические процессы в условиях постепенно увеличивающейся мышечной и нервной усталости, сознательно управлять своим эмоциональным состоянием и другие [10].
Разработку системы прогнозирования деятельности юных спортсменов тренер осуществляет путем: психологического изучения деятельности; подбора и разработки методов извлечения исходной информации; разработки критериев преобразования исходной информации; определения системы прогнозирования деятельности. Исходным этапом разработки системы прогнозирования является психологический анализ деятельности. При этом тренер опирается на требования к структуре психических свойств, структуре деятельности, которая дает отраженное представление о структуре способностей.
Что такое теория тождества разум-мозг?
ИТ-директор- Мэри К. Пратт
Теория тождества разума и мозга — это философия, утверждающая, что разум и мозг — одно и то же. Другими словами, состояние ума совпадает с мозговыми процессами; это психическое состояние совпадает с физическим состоянием мозга.
Британский философ и психолог У.Т. Плейс, один из разработчиков теории тождества сознания, написал в своей статье 1954 года «Является ли сознание мозговым процессом? » следующее утверждение по теме: не может быть описана в терминах понятий, используемых физическими науками, больше не пользуется всеобщим и безоговорочным признанием среди философов и психологов, как когда-то».
Проще говоря, теория тождества разума и мозга утверждает, что разум — это просто часть физического тела.
Подобно всем идеям и теориям о состоянии бытия, эта философия разума стремится объяснить природу человеческого сознания и обратиться к проблеме разума и тела — философской головоломке об отношениях между разумом (с его мыслями, убеждениями и эмоции) и физическое тело.
Истоки теории тождестваТеория тождества между разумом и мозгом возникла в середине -го -го века 20-го века, когда она продвигалась в идеях, выдвинутых несколькими философами и учеными (а именно, Плейсом, Гербертом Фейглом и Дж. Дж. К. Смартом).
Основываясь на работах, происходивших в то время в психологии и физических науках, эти теоретики тождества развили основную идею, выдвинутую в материализме (философия разума, утверждающая, что все аспекты бытия существуют как материя).
Физикализм часто используется как синоним материализма. Некоторые также приравнивают теорию тождества разума и мозга к редуктивному материализму, еще одному родственному философскому ответу на проблему разума и тела.
Теория тождества разума и мозга против функционализмаТеорию тождества разума и мозга также часто сравнивают и противопоставляют функционализму, который является еще одной философией, рассматривающей вопрос об отношениях между разумом и телом.
Функционализм заимствован из мира компьютеров и обработки информации, утверждая, что ментальные состояния существуют как то, что они делают, или, другими словами, они привязаны к своим функциям.
Существуют разные мнения о том, как функционализм соотносится с теорией тождества разума и мозга. Некоторые утверждают, что функционализм является расширением или усовершенствованием теории тождества, другие говорят, что это путь к теории тождества; а некоторые другие говорят, что это противоречит идеям, установленным в теории тождества.
Аргументы за/против теории тождества разума и мозгаТеория тождества разума и мозга контрастирует с давними убеждениями, приписываемыми Рене Декарту, французскому философу, математику и ученому семнадцатого века, который считается отцом современной западной философии. Идеи, выдвинутые Декартом и другими философами за последние три столетия, утверждают, что разум одновременно нематериален и нефизичен.
На самом деле, теория тождества разума и мозга противостоит всем другим философиям в категории дуализма разума и тела, которая утверждает, что разум и тело являются отдельными и разными субстанциями.
Между тем, другие философии были разработаны в годы после введения теории тождества разума и мозга.
Например, американский философ, математик и ученый-компьютерщик Хилари Патнэм в 1960-х годах опубликовала серию статей, в которых представила «множественную реализуемость» — идею о том, что, говоря очень простыми словами, одно и то же психическое состояние может быть реализовано в разных физических состояниях. . Это считается одним из самых сильных аргументов против теории идентичности, хотя дискуссии и споры об отношениях между разумом и телом продолжаются в философии и академических кругах.
Последнее обновление: май 2018 г.
Продолжить чтение О теории тождества разума и мозга- Глубокое обучение превосходит возможности человеческого мозга
- Опасности взаимодействия человека и ИИ
сингулярность
Автор: Ник БарниРуководство по искусственному интеллекту на предприятии
Автор: Линда ТуччиСпециалист по наблюдению, «недовольный» AIOps, использует GPT
Автор: Бет Паризонейроморфные вычисления
Автор: Ник Барни
- Dell переводит периферийное развертывание с передовой на NativeEdge
В Dell Tech World поставщик стремится упростить развертывание и управление тысячами периферийных устройств в разных местах, как . ..
- Как создать добавочный снимок в Azure
Инкрементальные моментальные снимки имеют ряд преимуществ по сравнению с полными моментальными снимками, включая более низкую стоимость и более быстрое резервное копирование. Узнайте, как …
- 3 правила адаптации политик управления изменениями в облаке
Наличие политики управления изменениями может свести к минимуму риск внесения изменений. Следуйте этим правилам, чтобы адаптироваться к изменениям в облаке…
- Как исправить неработающую личную точку доступа iPhone
Проблемы с подключением, неправильные настройки и человеческий фактор могут вызвать проблемы с мобильной точкой доступа. ИТ и пользователи должны знать, как …
- Как выйти из режима киоска на любой ОС
Выход из режима киоска вручную по-прежнему необходим в эпоху управления мобильными устройствами для удобства и когда пришло время . ..
- Начало работы в режиме киоска для предприятия
В качестве выделенной конечной точки киоск может служить нескольким целям. Понимание этих возможностей, их преимуществ и проблем …
- 6 лучших практик миграции ЦОД
Миграция центра обработки данных может быть сложным процессом. Используйте лучшие практики при переносе центра обработки данных, чтобы обеспечить максимальное время безотказной работы, избегайте …
- Навигация по стандарту и сертификации центров обработки данных Energy Star
Организации могут использовать центры обработки данных стандарта Energy Star и сертифицированные активы для повышения энергоэффективности. Обратите внимание на Energy Star…
- Понимание использования блокчейна в центрах обработки данных
Блокчейн
наиболее известен своими криптовалютными приложениями, но центры обработки данных могут использовать его для различных бизнес-приложений . ..
философия разума — Что такое психическое состояние?
спросил
Изменено 4 года, 6 месяцев назад
Просмотрено 4к раз
Большая часть теории сознания основана на предположительно очевидных наблюдениях за нашими психическими состояниями. Например. что они доступны немедленно, или что они доступны для интроспекции, по крайней мере, теоретически.
Кажется очевидным, что функции нервной системы, которые в конечном итоге контролируют действительно автономные функции, такие как перистальтика, не являются аспектами психического состояния человека. Но кто-то недавно предположил, что таковыми должны быть бессознательные приспособления, которые удерживают человека от наступания на камни на пляже.
Кажется, что они выстраивают смутную границу, посреди которой падает что-то вроде дыхания, как что-то, что мы можем контролировать по желанию, но обычно этого не делаем, никогда особо не учились и не принимали решения и почти никогда не замечаем. Когда мы ждем «затаив дыхание», мы неосознанно принимаем решение не дышать прямо сейчас. Но является ли это элементом нашего «психического состояния»?
Не могу сказать, что могу назвать какой-либо из этих процессов даже близким к «ментальному». Ментальность, по-видимому, включает волю и решения, но только те, которые в конечном итоге становятся сознательными. Тем не менее, я не могу сказать, на каком основании я бы наложил эти ограничения или откуда на самом деле исходит моя предпочтительная позиция.
Что, если вообще что-либо, предложили различные школы мысли в качестве «лакмусовой бумажки» того, является ли что-то психическим состоянием или нет, и каковы соответствующие обоснования выбранных ими определений?
Существует ли полезный континуум «ментальности», который проясняет или указывает точки преткновения между различными базовыми позициями или теориями?
- философия ума
- терминология
Давайте начнем с некоторых определений, которые я не считаю слишком своеобразными. Психическое состояние определяется его типичными причинами окружающей среды и поведенческими эффектами и отношениями с другими психическими состояниями. Например, «боль» — это психическое состояние, обычно вызываемое уколами и ожогами, которое обычно заставляет человека вздрагивать, говоря «Ой!» и которое вызывает другие психические состояния, такие как удивление или гнев.
Психическое состояние может быть сознательным, как состояние, в котором я сейчас нахожусь, когда пишу эти слова, или бессознательным, как в случае, когда ваши ноги двигаются, чтобы избежать камней на вашем пути во время ходьбы. Ваш разум часто работает, обрабатывая информацию, даже если вы не обращаете на это внимания сознательно. (Вы когда-нибудь ложились спать, думая о проблеме, а просыпались, зная решение?) Точно так же даже вещи, которые мы считаем архаичными примерами сознательных психических состояний, таких как состояние ощущения боли, могут не доходить до нашего сознательного осознания. путем медицинских вмешательств. Если вы считаете, например, что чувство боли возникает после возбуждения нейронов С-волокна, то вы должны признать, что человек, которому вводят морфин, испытывает боль , потому что С-волокна могут возбуждаться. Человек не чувствует боли, потому что лекарство прерывает способность систем более низкого уровня сообщать о себе сознательному вниманию. (Простите мне мое непрофессиональное понимание неврологии. Я думаю, что что-то вроде этой истории верно, но я открыт для исправления квалифицированным медицинским работником.)
Кроме того, есть много важных результатов в психологии восприятия, демонстрирующих, что представляют собой бессознательные психические состояния. Возьмем слепозрящих пациентов. У них есть поражения головного мозга, из-за которых часть их поля зрения становится пустой для сознания. Если вы поместите объект в пустое поле и спросите их: «Что вы видите?» они отвечают: «Абсолютно ничего». Однако если вы поместите, например, дверную ручку в пустое поле и попросите пациента взаимодействовать с ней, то пациенты всегда потянутся вперед и схватятся за дверь, как если бы они ее видели. Это говорит о том, что поражение разрушило не части зрительной системы, ответственные за распознавание объектов, а части, ответственные за сообщение сознательным процессам более высокого уровня о содержании систем распознавания объектов более низкого уровня.
Все это является убедительным доказательством того, что сознание не является неотъемлемой чертой ментальных состояний. Конечно, мы можем осознать многие важные психические состояния. Но многие важные процессы в нашем уме, имеющие отношение к восприятию и действию, более или менее хорошо протекают без участия сознательного внимания.
4Поскольку ваш вопрос направлен на проверку различных предложений относительно концепций «психического состояния», я хотел бы рассмотреть проблему со стороны эмпирической науки, такой как нейробиология, и со стороны информатики.
В информатике концепция состояния является фундаментальной для любого типа моделей процессов, таких как алгебра процессов, сеть Петри и т. д. Поскольку мозг является распределенной системой, концепция глобального состояния возникает в результате объединения локальных состояний его подсистемы.
Таким образом, первый шаг к разработке тестируемой модели мозга — это список соответствующих подсистем и их связей. Нужна схема подключения и ее перевод в сеть. Следующим шагом является определение возможных состояний каждой подсистемы и их возможных переходов состояний.
Например, входные данные нейронауки для такой модели будут определять определенные подсистемы префронтальной коры, двигательных областей лобной доли и лимбической системы, которые имеют отношение к запуску произвольных двигательных действий .
Когнитивная наука рассматривает репрезентативное содержание как решающую характеристику психического состояния. Это вопрос к семантике состояний. Последний представляет собой усвоенный опыт системы.
Казалось бы, легко отождествить семантику состояний моторной коры с активацией определенных мышц. А вот в случае с upstream-системами вопрос выглядит намного сложнее.
Один из видов проверки может заключаться в том, воспроизводит ли модель некоторое хорошо известное поведение стимул-реакция при заданном, но фиксированном подмножестве локальных состояний.
Пока делюсь некоторыми мыслями неспециалиста в нейробиологии. Я приветствую любые отзывы от экспертов.
1Вычислительная теория разума в сочетании с теориями сознания высшего порядка может ответить на ваш вопрос, если вы согласны с тем, что HOTC обеспечивает возможный подход к квалиа и трудной проблеме Чалмерса. Ментальные состояния — это программное обеспечение для аппаратного обеспечения мозга, и HOTC может объяснить разницу между бессознательной и сознательной обработкой металла.
Континуум «ментальности», который вы описываете, будет состоять из различных слоев программного обеспечения, начиная с нижнего неврологического уровня, почти физического по своей природе, затем процессов, которые контролируют дыхание и ходьбу и т. д., вплоть до языка и, наконец, выше. порядок социальных и научных концепций (аналогично уровням абстракции в языках программирования и операционных системах или, возможно, модели сетей OSI). Опять же, некоторые варианты HOTC позволяют запускать процессы в фоновом режиме или на переднем плане, в зависимости от желаний и решений субъекта. И вполне вероятно, что, как и все биологические вещи, уровни абстракции образуют континуум, а не дискретные уровни машинного программного обеспечения, хотя это может быть качественным скачком, когда задействована языковая обработка.
Это не относится к вашему вопросу лакмусовой бумажки, особенно к тому, как другие школы, которые не согласны с CTM, ответили бы на этот вопрос. Но я думаю, что ваш вопрос актуален только в рамках функционалистского мировоззрения. Элиминативист или теоретик идентичности просто отвергли бы ваши предпосылки на том основании, что они в любом случае являются нейронными процессами. Дуалисты застряли в определении ментальных состояний, основанном исключительно на знании, в качестве отправной точки.