Психические состояния в психологии: Психические состояния в психологии: виды, примеры

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В ПОВСЕДНЕВНЫХ И НАПРЯЖЕННЫХ СИТУАЦИЯХ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

  • Алла Владленовна Климанова
    • Казанский (Приволжский) федеральный университет

DOI: https://doi.org/10.35634/2412-9550-2022-32-2-154-162

Ключевые слова: положительное психическое состояние, структурно-функциональная организация состояний, повседневная и напряженная ситуации, учебно-профессиональная подготовка студентов

Аннотация

Актуальность исследования заключается в том, что в общей психологии недостаточно изучен класс положительных психических состояний. Целью является выявление часто переживаемых положительных психических состояний в повседневных и напряженных ситуациях учебно-профессиональной подготовки студентов, их взаимосвязи и структурно-функциональной организации.

Выборку составили 114 студентов — юноши и девушки в возрасте от 18 до 25 лет (85 % женщин, Me=21; 15 % мужчин, Me=22,5). Гипотеза: типичные положительные психические состояния у студентов, актуализирующиеся в учебно-профессиональной подготовке в вузе, имеют сложную структурно-функциональную организацию в связи с образовательной ситуацией. Методы: авторская анкета «Оценка положительных психических состояний» (А.О. Прохоров, А.В. Климанова) и методы математической статистики (коэффициента корреляции Пирсона, метод максимального корреляционного пути Л.К. Выханду). Установлено, что часто переживаемые положительные психические состояния коррелируют с классами состояний: эмоциональные, познавательные, психофизиологические, волевые, состояния сознания и общения (при значимости p ≤ 0,01). Выявлены ключевые блоки в структурно-функциональной организации положительных психических состояний: — во время лекции — эмоциональный блок и блок, включающий состояния сознания; — во время семинара — психофизиологический, эмоциональный блок и блок, включающий состояния общения; — во время экзамена — психофизиологический и эмоционально-волевой блоки.

Литература

1. Выханду, JI.K. Об исследовании многопризнаковых биологических систем //Применение математических методов в биологии. Вып.З. Л.: ЛГУ, 1964. — С. 19-23.
2. Ганзен, В.А. Описание психических состояний человека / В.А. Ганзен // Психические состояния / Сост. и ред. Л.В. Куликов. — СПб : Питер, 2001. — С. 60-72.
3. Дикая, Л.Г. Функциональные состояния в профессиональной деятельности / Л.Г. Дикая // Психологические основы профессиональной деятельности. — М.: Пер Сэ; Логос, 2007. — С. 588-596.
4. Дикая, Л.Г. Метод определения индивидуального стиля саморегуляции психического состояния человека / Л.Г. Дикая, В.И. Щедров // Проблемность профессиональной деятельности: теория и методы психического анализа. — М.: ИП РАН, 1999. — С. 106-131.

5. Дружилов, С.А. Психические состояния человека в труде: теоретический анализ взаимосвязей в системе «Свойства личности — Состояния — Процессы» Психологические исследования / С.А. Дружилов, А.М. Олещенко. — 2014. — Т. 7, № 3.
6. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард // The psychology of emotions / пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаева. — СПб: Питер, 2012. — 460 с.
7. Ильин, Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния / Е.П. Ильин. — М., 1978. — С. 325-346.
8. Леонова, А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова. — М.: Смысл, 2007 — 311 с.
9. Прохоров, А.О. Классификация психических состояний / А.О. Прохоров // Психические состояния и их проявления в учебном процессе / сост. А.О. Прохоров. — Казань: Изд-во КГУ, 1991. — С. 28-32.
10. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности / А.О. Прохоров. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 352 с.
11. Прохоров, А.О. Психические состояния и их функции / А.О. Прохоров — Казань: Изд-во КГПИ, 1994. — 168 с.
12. Прохоров, А.О. Познавательные состояния в контексте интеллектуальной активности студентов / А.О. Прохоров, М.Г. Юсупов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2014. — Т. 156, № 6. — С. 189-198.
13. Чернов, А.В. Феноменология познавательных состояний преподавателей и научных работников / А.В. Чернов, М.Г. Юсупов // Психология психических состояний: юбилейный сборник международной школы: сб. ст. конф. — 2016. — Вып.10. — С. 91-96.
14. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. — М., 1977- 144 с.
15. Balch, W.R. Dimensions of mood in mood-dependent memory / W.R. Balch, D.M. Myers, C. Papotto // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. — 1999. — 25(1). — P. 70-83. — DOI.org/10.1037/0278-7393.25.1.70.
16. Bränström, R. Frequency of positive states of mind as a moderator of the effects of stress on psychological functioning and perceived health / R. Bränström // BMC Psychology. — 2013. — P. 1-7.
17. Efklides, A. Metacognitive experiences in problem solving: Metacognition, motivation, and self-regulation / A. Efklides // Trends and prospects in motivation research. Dordrecht, The Netherlands: Kluwer. — 2001. — P. 297-323.
18. Fredrickson, B. The role of positive emotions in positive psychology: The broaden-and-build theory of positive emotions / B. Fredrickson // American Psychologist. — 2001. — 56. — P. 218-226.
19. When you don’t like what you feel: Experiential avoidance, mindfulness and meta-emotion in emotion regulation / H. Mitmansgruber, T.N. Beck, S. Höfer, G. Schüßler // Personality and Individual. — 2009 — P. 448-453.

Поступила в редакцию 2022-04-12
Опубликована 2022-07-06

Раздел

Психология

Страницы

154-162

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ — Страница 2 из 4

Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» — например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных интеграторов психики (личности, интеллекта, сознания), используют термины «состояние личности», «состояние интеллекта», «состояние сознания». Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния.

Принцип разделения состояний на те или иные категории объясняется ниже в табл. 14.2.

Н. Д. Левитовым, мы предлагаем свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента (рис. 14.1).

Рис. 14.1. Виды психических состояний

Принцип разделенияКрайние и переходные формы
0По источнику формирования0.
1. Ситуативно обусловленные (реакция на брань)
0.2. Личностно обусловленные (эмоциональная вспышка холерика)
1По степени выраженности1.1. Поверхностные(настроение)1.2. Глубокие (страсть)
2По эмоциональному знаку воздействия2.1. Положительные (вдохновение)2.2. Нейтральные (равнодушие)2.3. Отрицательные (апатия)
3По длительности3.1. Кратковременные: секунды — минуты (аффект)3.2. Средней длительности: минуты — часы (страх)3.3. Продолжительные: часы и даже дни (монотония, скука, депрессия)
4По степени осознанности4.1. Неосознанные (транс, сон)4.2. Сознательные (решительность)
5По преобладанию рассудочного или эмоционального компонента5.1. Эмоциональные (страх)5. 2. Комбинированнные (мобилизация)5.3. Интеллектуальные (сосредоточенность)
6По степени активации организма6.1. Астенические (усталость)6.2. Стенические (ярость)
7По главному уровню системного проявления7.1. Физиологические (голод)7.2. Психофизиологические (страх)7.3. Психологические (воодушевление)

Исходя из данной классификации можно вывести формулу психического состояния, состоящую из восьми компонентов. Такая формула будет иметь два варианта — в общем виде и для каждого конкретного состояния данного вида.

Например, общая формула состояния страха будет следующей:

0.1 / 1.2 / 2.3 / 3.2 / 4.2 / 5.1 / 6.? / 7.2

Это означает, что страх, как правило, вызывается конкретной ситуацией (0.1), достаточно глубоко затрагивает психику человека (1.2), по знаку является отрицательной эмоцией (2.3) средней продолжительности (3. 2) и вполне осознается человеком (4.2). При этом состоянии эмоции преобладают над рассудком (5.1), а вот степень активации организма может быть разной: страх может иметь активирующее значение или же лишать человека сил (6.2). Таким образом, при описании конкретного состояния человека возможны варианты 6.1 или 6.2. Последний компонент формулы — 7.2 означает, что данное состояние в равной мере реализуется как на психологическом, так и на физиологическом уровне.

В рамках данной концепции формулы некоторых других психических состояний можно описать следующим образом:

Тревога: 0.2 / 1.2 / 2.3 / 3.3 / 4.1 / 5.1 / 6.2 / 7.3

Любовь: 0.1 / 1.2 / 2.1 / 3.3 / 4.2 / 5.2 / 6.2 / 7.3

Утомление: 0.1 / 1.2 / 2.3 / 3.2 / 4.2 / 5.2 / 6.1 / 7.2

Восхищение: 0.1 / 1.2 / 2.1 / 3.2 / 4.2 / 5.2 / 6.2 / 7.3

Знак вопроса (?) означает, что состояние может принимать оба признака в зависимости от ситуации. Прочерк (-) означает, что данное состояние не содержит ни одного из перечисленных признаков (например, утомление не относится ни к рассудку, ни к эмоциям).

Страницы статьи: 1 2 3 4

Можно ли свести психические состояния к нейробиологическим состояниям?

Изучение аргументов о том, как нейробиология и психология соотносятся с философией, путем изучения того, как скептики и энтузиасты коснулись этой темы. Мы собираемся разобрать, как психологию и когнитивную науку можно свести к нейронауке.

Принципиальный скептицизм

Эти скептики могут утверждать, что существует особое ментальное измерение, которое не сводится ни к чему физическому. Среди них есть те, кто утверждает, что это ментальное измерение на самом деле содержит в себе отдельную ментальную субстанцию, такую ​​как нефизический разум или душа (субстанциальный дуализм), или ограничено нефизическими свойствами физического мозга (дуализм свойств). Есть также скептики, которые утверждают, что принципиальный скептицизм редукционизма использует гипотезу о том, что обобщения психологии возникают по отношению к обобщениям нейронауки. Психические состояния и процессы создают область изучения, автономную по отношению к нейробиологии с функционалистскими аргументами. Они отвергают дуалистическую позицию.

Дуализм субстанций

Психические состояния происходят не от мозга, а от другой субстанции. Это требует объяснения того, как могут взаимодействовать две разные субстанции и как нефизический разум создает эти ментальные состояния. Они также должны учитывать свободную волю в нефизическом разуме. В конечном счете, сознание и качества переживаемого опыта могут быть объяснены с помощью нейробиологических терминов, или логико-смысловое измерение может иметь каузальное нейробиологическое объяснение. Обычно философы-дуалисты, пытающиеся объяснить субъективный опыт, могут трактовать его как нередуцируемое свойство, что мы называем дуализмом свойств.

Эти дуалисты свойств утверждают, что, несмотря на нетривиальные различия между гипотезами, выдвигаемыми дуалистами различных свойств, они утверждают, что, даже если разум является мозгом, качества субъективного опыта возникают по отношению к мозгу и его свойствам. Концептуальная основа здравого смысла для понимания психологических свойств таким образом, который не сводится к какой-либо будущей нейронауке. В рамках межтеоретической редукции мы признаем, что субъективные переживания не сводятся к нейробиологии. Дуалисты свойств не верят, что опыту присуща нефизическая субстанция. Они считают, что субъективные переживания производятся мозгом и влияют на мозг, даже если они не являются реальными физическими свойствами мозга.

Философ Фрэнк Джексон использовал мысленный эксперимент нейробиолога Мэри, чтобы показать, что различия между знанием наших состояний посредством интроспекции и знанием посредством неинтроспекции дают основания для сведения психологии к нейробиологии. Мысленный эксперимент предполагает, что Мэри — нейробиолог, которая всю свою жизнь прожила в комнате без цветов, но ее все равно учат всему, как работает мозг. Даже если она знает все о мозге, у нее все еще нет опыта видения цвета. Есть что-то в психологии, не охваченное нейронаукой. Возможно, эти два метода познания мира зависят от разных методов обучения. Другие могут утверждать, что Мэри все равно сможет определить красный цвет, поскольку это эмпирический вопрос.

Дуалистические теории могут включать в себя нашу способность к самоанализу, так же как свет все еще существует как явление, даже если его можно свести к электромагнитному излучению. Редукционист может также полагать, что развитая психология может быть сведена к развитой нейронауке.

Функционализм

Признавая, что существуют категории народной психологии, которые неверны для категоризации психических состояний, эти категории разграничивают интенциональные состояния и логические процессы, и они не сводятся к категориям нейробиологического уровня описания. В этом контексте мы вводим функционализм как тезис о том, что психические состояния определяются с точки зрения их абстрактных каузальных ролей в более широкой системе обработки информации. Мы характеризуем психические состояния, поскольку они связаны с причинно-следственными связями стимулов окружающей среды. Счастье — это поведение, связанное с ощущением счастья, и то, как оно соотносится с нейробиологическими феноменами, которые им управляют. Ментальные состояния и процессы функциональны обычно физикалистским образом. Мы можем описать причинно-следственные и логические отношения между восприятиями, убеждениями, желаниями и поведением на структурном уровне. Точно так же, как переключатели в компьютере управляют его работой, функционалистская теория может полагать, что наши физические феномены того, что происходит в мозгу, могут управлять поведением и действиями.

Можно утверждать, что если психические состояния и процессы функциональны, мы можем понять, как решать проблемы, думать, рассуждать и выполнять аналогичные действия по их функциональной организации. Нейронаучные методы рассуждений и теории должны быть сосредоточены на функциональных системах со знанием деталей для других важных областей, таких как нейропсихиатрические расстройства. Ученые-когнитивисты определяют функциональную или когнитивную теорию разума, в то время как нейробиологи выясняют физические устройства, реализующие когнитивную «программу». Вычислительная психология является автономной наукой. Эта линия рассуждений сталкивается с проблемами с аргументом китайской комнаты, как сформулировал философ Джон Сирл, что можно копировать разумное действие без интерпретации или понимания через чисто функциональную систему. Человек в комнате только с китайскими символами в коробке с английской книгой правил для использования символов различными способами может выполнять команды для отправки символов определенным способом, не понимая значения самих символов. Философ Патрисия Черчленд продолжает настаивать на функционализме, что межтеоретические редукции не зависят от однозначного отображения теории более высокого уровня на редуцированную теорию. Можно возразить против редукционизма в том смысле, что существуют фундаментальные различия между нейронными объяснениями и функциональными вычислительными объяснениями.

Идеология коэволюционных исследований

Когнитивная психология автономна по отношению к нейробиологии в том смысле, что нейробиологические данные не имеют отношения к когнитивной «программе», которой управляет разум. Мы можем утверждать это на том основании, что наше ментальное состояние и процессы являются состояниями и процессами нашего мозга, нервная система развилась из более простых нервных систем, мозг — это самые классные информационные процессы, доступные для изучения, исследования в области нейробиологии не могут игнорироваться учеными-когнитивистами и категории на уровнях, определяющих фундаментальные виды, могут нуждаться в пересмотре. Этот метод рассуждений позволяет нам использовать математическое развитие статистической механики, чтобы, например, расширить ее, включив температуру, равновесие, энтропию и подобные свойства в качестве открытий как на более низком, так и на более высоком уровне. Мы можем сделать вывод, что существует много отношений между генами и их функциями, а не однозначное сопоставление, упомянутое ранее. Подобная коэволюция может показать, что гены обладают функциональными свойствами ввода-вывода, которые мы характеризуем через функции и законы, сочетающие открытия более низкого и более высокого уровня.

Некоторые функционалисты считают, что операции ввода-вывода не могут быть реализованы ни в каких унитарных механизмах на промежуточных или нижних уровнях. Мы можем склоняться к тому, что способности на когнитивном уровне точны, а метод исследования влияния будет от более высоких уровней к
более низким уровням. Коэволюция далека от интерактивности.
Нейронаука и психология нужны друг другу, поскольку нейробиологии нужно знать, что делает система, а психологии нужно знать, как эти низкоуровневые спецификации появляются в теории ввода-вывода функционализма. Но совместное эволюционное развитие нейробиологии и психологии означает, что в тот или иной момент неизбежно произойдет сокращение. Практические трудности, понимание того, как работает разум, отсутствие математической и вычислительной теории и тот простой факт, что, возможно, психология не сводится к нейронауке.

Репрезентации

Многое из того, что мы обсуждаем, связано с предметами. Когда мы верим, желаем, думаем, намереваемся или что-то подобное, у нас есть семантически связная система, так что эти вещи имеют содержание и намерение, поскольку они относятся к вещам. Если психологические объяснения человеческого поведения основаны на сопоставлении репрезентативных состояний с частями человеческого существа, мы можем возражать против редукционистских идей, поскольку психические состояния идентифицируются в терминах логических и семантических отношений.

Логические отношения

Ментальные состояния имеют каузальные отношения с другими состояниями, но ментальные представления играют каузальные роли в силу своих формальных свойств, как утверждает Фодор. Существуют аргументы против редукции, которые не зависят от придания репрезентациям нефизического статуса. Психологические состояния, на которых построены эти аргументы, представляют собой чувственные установки (убеждения, желания и т. д.). Для этих чувственных установок логика определяет отношения между предложениями.

Автономия

То, что философская традиция, поддерживающая логико-смысловое измерение ментального бизнеса, не является натуралистической, может показаться поддерживающей идею о том, что логические отношения между состояниями не могут быть объяснены причинно-следственными отношениями между нейробиологическими состояниями. Это также может показаться таким, учитывая ограничения нейронауки, так что никакая теория в нейронауке не может дать нам много информации. Но вполне возможно, что мы объясним нейробиологически то, что происходит в мозгу, если только психологические феномены не будут индетерминированы по отношению к соответствующему нейрофизическому уровню.

Кроме того, некоторые критерии, используемые народной психологией для определения содержания признаков, не имеют отношения к причинной роли психического состояния, поскольку оно взаимодействует с другими психическими состояниями. Мы можем ссылаться на такие семантические характеристики, как истинность и обоснованность, как на свидетельство этих взаимодействий. Антиредукционисты могут утверждать, что существуют категории народной психологии, к которым мы не можем свести репрезентативные состояния, но этим аргументам не хватает эмпирических данных, подтверждающих их.

Мы можем описать теорию обработки информации как чувственную, если когнитивно значимые внутренние состояния имеют содержание, теоретически значимые отношения между когнитивными состояниями характеризуются логикой, переходы состояний являются функцией логических отношений между предложениями, которые идентифицируют состояния, и мы оцениваем когнитивную добродетель как функцию степени, в которой ей удается делать то, что, согласно логической теории перехода состояний, она должна делать. Мы также можем определить когнитивные процессы как процессы обработки предложений. Такая система обработки информации должна также иметь методы определения того, какие знания имеют отношение к ее цели. Такое существо с искусственным интеллектом также должно было бы делать это

Нравится:

Нравится Загрузка…

определение ментального+состояния по The Free Dictionary

Психическое+состояние — определение ментального+состояния по The Free Dictionary

Психическое+состояние — определение психического+состояния в The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Возможно, Вы имели в виду:

Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:

умственный состояние

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:


Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *